Из рассказов о сказочниках. Клуб элитных пользователей

Запись:930633

События

Заметки

Зыков Федор Иванович…

Все юбилейные награды военкомат исправно и регулярно выдавал и Федору Ивановичу Зыкову. Фамилия Зыкова всплыла, когда следователь Алексей Кузовов проверял заявление по факту расстрела жителей деревни Гуторово. В ходе расследования выяснилось, что соратник Тараканова Зыков причастен к множеству преступлений.

Цинизму светловолосого паренька (в детстве родители называли его солнышком, золотцем) поражались даже фашисты. Он лично проводил допросы и сам убивал. Бывало, ведут человека на расстрел, а щеголь Федор идет следом, на ходу обрабатывая ногти маникюрной пилочкой. Потом достанет парабеллум и хладнокровно расстреливает жертву. «Я жив не буду, если кого-нибудь не убью! – вспоминают свидетели крики Зыкова. – Сжег весь Пречистенский район, сожгу Смоленск и всю Россию!».

Зыков лично замучил партизана Сашу Прудникова. Семнадцатилетнего паренька распяли на столе, и Зыков, закатав рукава, четвертовал мальчика. Кинжалом вырезал уши, нос, язык, половые органы. Выколол глаза. Вырезал на теле Прудникова звезду. Мучения продолжались несколько часов, но Саша никого не выдал.

Когда Смоленщину освободили, Зыков отступил вместе с немцами. Вскоре он «повысил квалификацию» в лагере особого назначения (Летцен), получил звание подпоручика и в 1944 году в составе полусотни власовских офицеров был направлен в Освенцим. Страшно даже представить себе, чем занимался ангелоподобный Зыков в концлагере…

Федора Зыкова судил военный трибунал Московского военного округа. Смертный приговор был оглашен 5 мая 1989 года в ДК железнодорожников Смоленска. Здесь же в 1987 году судили Тараканова. В 1990-м Зыкова расстреляли. Тараканова – в 1988-м.

СКАЗКА Ф. И. ЗЫКОВА

Федор Иванович Зыков - сибирский сказочник. Крестьянин глухой таежной деревни, Кульчек (на р. Енисее, Красноярского округа). Сказки его впервые записаны в 1926 г. И. Г. Ростовцевым.

«Федору Ивановичу, - пишет собиратель, - 79 лет. Это высокий, бодрый еще старик с видом библейского патриарха. Копна белых волос на голове, хорошие живые глаза, вполне почтенная седая борода. Длинная ситцевая рубаха перехвачена по старинному шнурком. Широкие холщевые «шановары» спрятаны в короткие «сагыры» (ичиги) с растопырившимися голенищами. «Сагыры» эти кажутся лишними ненужными к крупной кондовой фигуре старика». Он - местный знахарь, сказочник и свадебный дружка. Но, главным образом, сказочник.

«Сказывать сказки ему приходилось много и часто, «на мостах» (дорожная повинность при царе), в тайге, в «беседах», просто длинными зимними ночами - их требовали от него и сейчас еще требуют»... Рассказывает он веско и спокойно. «Не заминается и не останавливается, подыскивая слова. Не вскакивает с места и не бегает по избе, как народные актеры. Он неподвижно сидит на лавке, сочно сплевывая и перебирая кисет с табаком. Только в патетических местах делает несколько энергичных жестов.

У него очень отчетливое представление о роли слова и детали в сказке. «Тут одно слово како неладно и ничего не получатся. Тут надо все быстро делать». Как и большинство сказочников, Федор Иванович многому

верит из того, что рассказывает. Поэтому при передаче геройского поступка какого-нибудь богатыря, он не может удержаться от выражения удивления или восхищения».

Сказки перенял он еще в молодости; сказка о «верной жене» носит явные следы солдатской обработки, но сам сказочник в солдатах не служил; возможно, что эта сказка слышана им от местных поселенцев, от которых переняты им и некоторые другие сказки. Кроме приведенной здесь сказки, от него записаны еще «Франциль Ванциен» и «Иван-Царевич и Чудище медный лоб».

ВЕРНАЯ ЖЕНА

Был купец. И он помер, и жона померла. Оставили оне сына 19 лет. И осталось добра много мангазинов товару. И надо ему жениться, найти бабу. Он заставил дворника запречь корету и поехал по городу. Едет и видит сидит у ворот красавица (от которой собаки бросаются). Он и спрашиват: «Можно ли к вам заехать ночевать?» А оне бедного положения. Она говорит: «Што вы смеетесь над нами?»

«Ничего не смеюсь... »

Заехали. Кучер выпрег коня. Зашли в хату, сели чай пить. Он и спрашиват отца, сколько вашей девице лет? - «Да девятнадцать», говорит. - «Дак пора замуж отдавать уж». - «Да», говорит: «Да кто возьмет - мы люди бедные?» - «Дак отдайте за меня!»

«Что, говорит, вы над нами надсмехаетесь?» - «Ничего», говорит: «не надсмехаюсь. Суррезно!» Наконец, сговорились, условие сделали, честь честью. И сегодня же купеческой сын выговорил ночевать с невестой. Ну как пришлось

ночевать, он стал лакомиться с ней. Ну а она и готова. Вот он и стал думать, что поэтому она мне не жона. Утром встал и говорит хозяину: «Хошь я и засватался», говорит: «а не жених. Проси сколько надо за бесчесьё - с вашей дочерью спал». Тот запросил тысячу рублей. Купеческий сын заплатил и поехал дальше по городу.

Видит он, сидит опеть бедная девица. Он спрашиват: «А что можно заехать к вам чайку покушать?» - «Ежели не помо̀ргуете , то заезжайте». Тот заехал и за чаем опеть спрашивает: - «Сколько этой девице лет?» - «Да уж двадцать», говорят. «Дак можно и замуж отдавать», и стал опеть за себя сватать. Те говорят: «Что смеешься ты над нами, что ли?» Но все-таки сговорились, условье поставили. Он и говорит: «Теперя мы пойдем с невестой в екипаж и отдохнем». Пошли. Он к ней там и стал ластиться. А она не хочет. Он стал грозить и леворвертом, добиваться. А она говорит: «Убивай, не боюся!» Он выташшил нож и стал ножом грозить. А она не хочет. «После свадьбы», говорит: «сколько хошь, а сейчас не желаю Хошь убивай!» Он и думает: «Вот это будет жена!.. »

Втапоры, как сделали условие, отец и говорит: «Как же ты ко мне заедешь? Дом у меня плохой!» Тот спрашивает: «Не продает ли кто здесь дома?» - «Да вот продает одна вдова». Поехали они к ней. А у вдовы дом каменной, трехетажной, в нижнем етаже мангазины с подвалами. Спросили: «Продаешь?» - «Да, продаю!» Ну он заплатил ей сколько-то там тысяч; пошли в присутственно место, написали ку́пчу.

Заплатил он все. Приехали, он и говорит: «Вот, названной ты мой тесть, переезжай в етот дом, живи!» - Дал денег на закуски, на свадьбу. Потом приехал, женился на его дочери, привез ему несколько возов добра: «Торгуй!» Завалил все его подвалы. Тот стал торговать.

Раз поехал он в чужу сторону торговать. Вот пришлося ему в одном присутственном месте, в беседе али в какой гостиннице. Все хвалятся, а он сидит и не хвалится. Его спрашивают: «Ты что жо сидишь?» - «Да так», говорит: «Што есть, то есть, а чего нет, то куплю». Один и говорит: «Хошь бы бабой похвалился!» Он отвечат: «Это да!... Уж никто не сомутит !» Этот фискал вызвался сомутить. Составили условие. Купеческай сын говорит: «Принеси бруслет, часы и перстень!»

Вот тот пошел, а был грамотной. Приехал, написал, что он товарищ ее хозяина. Она его приняла, угостила, спрашиват: «Так ты видел моёго мужа?» - «Да видал», говорит. Вот пришла ночь. Она повела его в отдельну комнату. А он написал туда и подает ей, што муж ей велел ночевать с ним. Она закричала, затопала, позвала работников. Те его избили и выбросили за ворота.

Лежал, лежал он, отлежался и пошел в кабак. Попалась ему дорогой старуха. Он со злости толкнул ее. Та упала и говорит: «Напрасно ты бьешь меня. Я тебе пригожусь». Тот подумал. - «Правду, што старой народ лучше, больше нас знает». - «Помоги», говорит и рассказал ей все. «Ой, говорит, тут трудно помочь. Поди ты и закажи гартироп, да так, штоб в нем был на боку

сучок. Этот сучок надо выбить. Ты сядешь в этот гартироп, а я повезу тебя продавать. Она наверно купит».

Так они и сделали. Вот приехала та на базар, видит гартироп. Купила, заплатила 25 рублей, велела своим слугам ложить его на волока . Поставила она его в свою спальню. Когда она как уснула своим крепким сном, скинула перстень, часы и бруслет и положила на стол. Тогда он вышел и забират эти самы часы, и перстень, и бруслет и отправляется, куда ему нужно.

Приходит в то место, куды они завешшали, и приносит знаки. Втапоры все ахнули: принес все правильно. Тот и говорит: «Ну, забирай все мои товары. Ты будь хозяин, а я ничем!»

Нагружают все товары. Фискал рапоряжается всем. Жона спрашиват: «Что жо это, Иван купеческой сын, у тебя он прикашшик, али кто нибудь?» Он говорит: «Молчи, не твое дело!» Приказал дворнику коня запрягать. «Но, садись. Поедем со мной!» Сяли на лёкку шлюпку. Выехал он за город и говорит: «Я надеялся на тебя, как на стену каменну, а ты себя погубила и меня раззорила». Згреб ее и стал молотить. Избил до полусмерти, потом свалил ее в ему́рину .

Потом она лежит. Отлежалась. Пастух пас скота. Слышит, что человеческой голос. Пастух думат: «Что тако?.. Кто ето кричит?» Подходит к емурине , видит человек лежит. «Ах, кто доброй человек, крешшоной, выручи меня из этой емурины!» Он раньше ее знал, а тут узнать не мог: избита она. Он пас в отгоне , у него нашлась косушка вина. Он напоил

её. Прожила она у него две недели - поправилась.

Когда у нее все знаки зажили, пошла она в город, где шьют лопать. «Сшейте мене мужицку лопать: брюки, сюртук и фуражку с козырьком». Надела, приходит в присутственно место, волосы обрела, груди подтянула. Ее начальник спрашивает: «Што надо, молодец?» - «Хочу, говорит, послужить богу и великому восударю вольноопределяшшим!» Забрели ее, взяли. Как она раньше многому была обучона, выходит дядька, показал, росказал - она всё делает сразу, все понимает и словесность и ружейные приемы. Он и говорит начальнику: «Толи этот вольнопределяшшой, али какой учоной. Все хорошо делат».

Ковда она обучилась всему, жалуют ее чином, ундер-офицером, офицером и так дослужилась до енерала. Женшина!

А тот с етой досады стал пить с горя. Жил плохо. Дожил - в одной рубашке остался. Пошел в кабак, сидел, думал, думал и додумался. Таким же манером приходит, на службу записался. Его также дядька учит. Но у него с печали мешаться стало. Но все таки он понял и словесность и ружейные приемы, смог до возвышения дослужиться, но только до полковника.

Вдруг делатся в том месте тревога. Нужно прибавить в город войска. Приказывают полковнику: «Гони войско в этот город. А ты, енерал, держи войско и наследуй как следушшим порядком».

Ковда она узнала его, своего хозяина (сошлись они в присутственном месте, али где

в беседе, а у него рубец был на шее), она подошла и говорит: «Ах, кака одежа у вас хороша! Кто её шил? Расстегни ка ворот, я лучше разглежу». Тот, дурак, росстегнул. Она поглядела рубец. «Верно - думат - правду, мой хозяин».

Ну, потом нужно гнать полк. Гонят. Доехали до станции. Енерал распоряжатся: «Ну, полковник, иди ишши фатеру!» Ну тот нашол. Не худу́ жо фатеру нашол. А енералу не ндравится. «Запах, говорит, плохой». Ругатся, подошел: хлесь , хлесь - набил полковника. Завтре опеть енерал бьет полковника. А ей хочется свои побои отплатить. Тот думат: «Ну енерал!.. Хошь бы убрали его куды небудь!»

Вот последня станция. Это был тот город. Он кроме своего дома ничего не мог лучше найти енералу. Енерал говорит: «Вот ето хорошой хозяин. Очень рад!» Разошлись по разным комнатам. Енерал с хозяином пошол в отдельну комнату, а полковнику приказал итти в суседню. «Ступай и все пиши». Вот енерал спрашивает: «А што жо, ты - старожил, али приезжой?» - «А я, говорит, вашо превосходительство, мене все это имущество досталось так, дарма»... «Как дарма?» - «Да вот так. Были мы в одном месте. Все хвалились то тем, то другим, а он (прежней хозяин) нечем не хвалится. А я ему и говорю: «Похвались хошь бабой своей». А я ему и говорю: «Я ее угребу ».

«Поспорили, составили договор - достать знаки: перстень, бруслет, чесы. Все сделали. Ежели я принесу знаки - то все заберу, ежели нет - я ему вечной слуга. Вот я явился к ней с письмом, што его товарищ. Она меня приняла честь

честью, потом повела в отдельну комнату. Я ей и говорю, што муж ее велел с ней ночевать. Как она закричит, затопат. Сбежались слуги. Она говорит: «Возьмите етого человека нече́сно ». Стали меня бить. Избили, выбросили. Лежал я до солнца. На другой день стал, пошол в кабак шкалик вина выпить. Пошел, попадает мене старуха встречу. - «Што ты, дитетко, печальной?» Меня серцо взяло, пнул ее. Та говорит: «Не пинай, дитетко, я теби ишшо пригожусь!» Верно, думаю, стары люди! Росказал ей, как меня напотчивали и проводили. Она научила сделать гартироп, на середку выбрать доску с сучком, сучек выбить, дырку сделать и сделали. Старушонка повезла на базар. Та едет, спрашиват: «Как цена?» - «25 рублей». Купила, поставила в свою спальну. Вечером сидела, сидела, плакала, потом уснула своим крепким сном. Я вылез, забрал все: часы, бруслет, перстень. Забрал, пришел в условлено место, где условие писали при всей публике, принес все знаки и все заступил у него сколько было».

А полковник все пишет там. Тут енерал и говорит: «Ну што записал, полковник?» Тот говорит: «Записал всё!» Ну россудил енерал хозяина. Сразу и расстреляли этого человека. А у него были родственики. Оне донесли все в сенат амператору. Тот приехал, призвал енерала, спрашиват: «За что ты росстрелял его?» Тот все россказал, как было. Прочитал царь: - «Правду», говорит: «все тут записано?» - «Правда», говорит: «вашо величество». Тот его выше енерала сделал графом, графску одежу на него надел.

Приежат он в этот город свой. А полковник и думат: «Штоб тебя язвило! Я думал ему там голову снесут, а он графом приехал!» Ну, с дороги все таки стали пить, гулять, хоть и трудно это полковнику.

Ковда погуляли, граф и говорит: «Полковник, как хошь, а эту ночь ночевать со мной должен». Ковда пришло време ночевать, граф розделся, а полковник медлит. Граф кричит: «Што ты думать - роздевайся!» Тот розделся. «Ну, ложись со мной!» Тот лег. «Обнимай», говорит: «меня!» Тот боится. Наконец, узнал, што это женшина. Ну, она и спрашиват: «Ежжал ты в эти ворота» Он говорит: «Што вы, вашо сиятельство!» А она ему: «А помнишь, что ты писал за стеной. За што ты меня избил товда? Я ни в чем не виновата была».

На утро она одеват на него графску одежу, а сама наряжатся графиней. На том и дело кончилось, и сечас так живут.

(Сказки из разных мест Сибири... 72-76 стр.).

Фантаст Виталий Зыков начал свою литературную карьеру относительно недавно. Первое произведение вышло в 2003 году. Однако дебютировал очень успешно, получив премию «Меч Без Имени», и привлек внимание многих читателей. Сегодня писатель пользуется популярностью и имеет немалое число поклонников своего творчества.

Зыков Виталий: биография

Родился будущий писатель 5 октября 1979 года в городе Липецке еще во время существования Советского Союза. Сам писатель признается, что в детстве его тянуло на написание рассказов, но это увлечение продлилось недолго. Учился Виталий на отлично, поэтому имел репутацию тихого спокойного ребенка. Хотя именно за эти пятерки его недолюбливали одноклассники. Во время учебы сменил 2 школы. В первый раз это пришлось сделать из-за родителей, второй раз - из-за своего упрямства, по словам Зыкова. В итоге оказался в школе-лицее № 44, к которой и по сей день нежно привязан и считает родной.

В 1996 году после окончания школы решил поступать в И осуществил свое желания тремя разными способами: его приняли без экзаменов как золотого медалиста; также без экзаменов он поступил благодаря участию и победах в ряде городских олимпиад; и, в-третьих, его приняли по результатам сданных экзаменов: он набрал 39 баллов из 40. Сам Виталий признает, что гордился этим не очень долго - до первых экзаменов, когда выяснилось, что школьные учебные подвиги он повторять не собирается. В итоге ему достался синий диплом, где была всего одна пятерка - за

Начало творческого пути

Выделяет один значительный эпизод в своей жизни Виталий Зыков. Творчество его, можно сказать, с этого и началось. Молодой человек поспорил с одногруппником, стили книги Ника Перумова. Знакомый Виталия утверждал, что смог бы писать не хуже. Этот разговор мучил Зыкова полтора года, пока он не решил взяться за написание своей книги.

Первая работа шла тяжело. Несколько раз автор бросал это дело, боялся, что не справится. Но в итоге в ноябре 2003 года роман был окончен. За две недели, пока рукопись находилась у издателя, Виталий решил, что сдавать ее было рано. Однако итогом томительных ожиданий и сомнений оказалось предложение о сотрудничестве. Именно в этот момент началась карьера молодого писателя.

В том же 2003 году Зыков, по собственному его выражению, взялся за другой великий труд его жизни - диссертацию. И писал ее до 2004 года, урывками умудряясь делать наброски для второго романа. 23 декабря того же года успешно прошла защита кандидатской работы в Воронежском государственном техническом институте.

А с 2005 года Зыков основной своей деятельностью считает литературу.

Личная жизнь

О своей личной жизни писатель распространяется весьма неохотно и подробностей не рассказывает. Однако известно, что Зыков давно женат. В браке у него родилась дочь.

Награды

Немалых наград за свою литературную карьеру удостоился Зыков Виталий. Писатель, как уже отмечалось, за дебютный роман был удостоен награды «Меч Без Имени». Затем в 2009 году получил медаль Н. В. Гоголя. На следующий год удостоен звания кавалер памятной медали А. С. Грибоедова. В 2013 году награжден орденом В. В. Маяковского в рамках литературно-общественной премии «Светить всегда». В следующем году удостоен диплома и медали имени М. Ю. Лермонтова от Союза писателей России. В том же году получил медаль Ивана Бунина. И в 2015 году получил грамоту от Российского государственного военного историко-культурного центра.

Является членом Союза писателей России, а также членом Совета по фантастике и приключениям.

Рассказы и повести

Зыков Виталий имеет не так много рассказов в своем багаже. Их всего 4, несмотря на то что романов у него почти в два раза больше. Итак, что же это за рассказы:

  • «Флорист» - первый рассказ, изданный в 2004 году, входит в сборник «На перекрестах фэнтези».
  • «Наследство Братства Сумерек» - опубликован в сборнике «Никого над нами», увидел свет в 2007 году.
  • «Знание - сила!» - издан в сборнике «Чего хотят демоны» в 2008 году.
  • «Удача травозная» - опубликован в 2012 году в сборнике «Меч императора».

Серия «Дорога домой»

Эта первый и самый объемный цикл, что написал Зыков Виталий. В серию на сегодняшний день входит 5 книг: «Безымянный раб» (2004), «Наемник его Величества» (2005), «Под знаменем пророчества» (2006), «Владыка Сардуора» (2009) и «Власть силы» - книга состоит из двух томов, первый вышел в 2015 году, выход второго еще ожидается.

В центре описания находится мир Торна - очень древнее место, видевшее рождение и гибель многих цивилизаций и великих рас. Не так давно в этот мир пришел новый народ, владеющий магией, и навел порядок в этих землях, добился Равновесия.

Развитие сюжетной линии начинается с того момента, когда на Торн попадает несколько человек из нашего мира. Это запустило ряд событий, поколебавших достигнутое Равновесие. Возродились последователи давно забытых культов, воспряли духом недовольные нынешним порядком вещей, вспомнились древние пророчества, местные спецслужбы решили начать свою игру. И за всем происходящим стоят некие кукловоды, которым безразличны судьбы людей, выкинутых из родного мира. А то, как сложится будущее Торна, теперь зависит только от поступков самих землян. И один из них станет магом, а второй пойдет по пути раба, который, как ни странно, и приведет его к свободе.

Именно о борьбе за власть, за свободу и за возможность вернуться домой рассказывает этот цикл. Оконченным на сегодняшний день не является. Книги продолжают издаваться.

Серия «Война за выживание»

Второй и последний на сегодняшний день цикл автора. В серию входит три книги: «Конклав Бессмертных. В краю далеком» (2008), «Конклав Бессмертных. Проба сил» (2008) и «Во имя потерянных душ» (2011).

На этот раз Зыков Виталий решил показать своим читателям другой мир. Хотя и очутились его герои в этом пространстве также благодаря тому, что переместились в параллельную вселенную.

В старину владыки Тьярмы были сравнимы с богами и могли по своему желанию перестраивать планету, вторгнуться в другой мир и захватить его, постоянно воевали, находя в этом радость и удовольствие. Но прошли тысячелетия, и они вынуждены были уйти, уступив своему место более молодым расам. Однако после себя они оставили множество очень опасных секретов, о которых и не подозревали те, кто пришел на их место.

И вот, нежданно-негаданно проваливается город Сосновск после атаки дракона в кошмарный и суровый мир кровожадных демонов и забытых богов. Людям, не погибшим при нападении, предстоит научиться выживать и сосуществовать. Опасность в этом месте грозит не только от диких род и злобных тварей, но от вчерашних соседей, которые, вооружившись первым, что подвернулось под руку, готовы убить и съесть ближнего своего. Нешуточная война развернется на улицах Сосновска, и чем она кончится, никому неведомо.

«Праймлорд, или Хозяин Одинокой Башни»

Зыков Виталий написал эту книгу в 2014 году, и пока она стоит особняком, но считается, что этот роман станет началом новой серии.

Действие произведения разворачивается в древнем мире Прая, где назревает большая война. У каждой стороны свои выгоды и планы. И кто выйдет из сражения победителем, ведомо одному небу.

Таким образом, на сегодняшний день Виталий Зыков имеет 9 изданных романов и 4 рассказа. Однако творческая карьера его еще далека от завершения и фанаты с нетерпением ждут выхода новых историй о полюбившихся мирах.

Зыков, Федор Андреевич

Будучи головой у рейтар, в 1654 г. был послан под Кричев. В 1658 г. он числится стряпчим рейтарского строя, а затем стольником. В конце 1659 г. киевский воевода, боярин Вас. Бор. Шереметев, готовился к новому наступлению поляков и татар "за подущением Выговского": он заблаговременно отправил в Белую Церковь своего товарища, кн. Гр. Аф. Козловского, со всеми ратными людьми его полка, конными и пешими, а также три роты рейтар полка Зыкова, с тем, чтобы по первым же вестям можно было направить их, вместе с соседними полковниками, навстречу неприятелю. В 1664 г. Зыков был воеводой в Сургуте; в 1672 г. - в Тамбове; в 1674 г. на службе с боярином кн. Юр. Ал. Долгоруким, в качестве полковника 3-го рейтарского полка. В 1683 г. он был пожалован в думные дворяне; в том же году сопровождал обоих царей по московским монастырям в крестных ходах; иногда "оставался на Москве" во время отсутствия царей. Начиная с этого года присутствовал по долгу службы на многих церковных торжественных служениях: напр., стоял в Успенском соборе у северных дверей вместе со "властьми" в Великий Пяток у водоосвящения; в 1691 г. был у "действа" в неделю православия в Успенском соборе; у обедни были и оба царя. В 1689 г. Зыков был одним из судей в палате у Расправных Дел; главным судьей был боярин кн. Як. Никит. Одоевский.

Дв. разр., III и IV. - Др. Р. Вивл., III. - Бояр. кн. - Голиков , "Деяния Петра Великого", І. - Барсуков , "Списки городов. воевод Моск. госуд. в XVII ст.". - Его же, "Род Шереметевых".

В. Корсакова.

{Половцов}

Зыков, Федор Андреевич

воевода в Сургуте 1664 г.; 1683 г. думный дворянин; 1658 г. стряпч. рейтар. строя.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Зыков, Федор Андреевич" в других словарях:

    Главный корпус. Годы существо … Википедия

    Игроки футбольного клуба «Крыльев Советов» Самара/Куйбышев 1945 2008 года. 541 игрок. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х … Википедия

    Футболисты выступавшие за клуб «Крылья Советов» Самара (бывший Куйбышев) в 1942 2012 годах. 615 игроков. Жирным шрифтом выделены футболисты сыгравшие более 100 матчей # А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р … Википедия

    Список учёных, которым присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» в 1997 году: Аверченков, Владимир Иванович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Брянского государственного технического университета… … Википедия

    Русские дворянские роды. Один из них восходит к XV в. Афанасий Тихонович зыков был во второй половине XVII в. думным дворянином, Федор Тихонович воеводой в Тамбове и окольничим, Феодор Андреевич Зыков воеводой в Сургуте и думным дворянином. Этот… … Биографический словарь

    ОАО «Благовещенский арматурный завод» Тип Открытое акционерное общество Год основания 1756 Расположение … Википедия

    Литературные типы произведений Аксакова - … Словарь литературных типов

    Российской Федерации совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и представителями власти. Адрес: 125993, г. Москва, ГСП 3, Миусская пл., д. 7, стр. 1 Телефоны: 221 83 63, 251 60 04 Официальный сайт… … Википедия

    Общественная палата Российской Федерации совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и представителями власти. Адрес: 125993, г. Москва, ГСП 3, Миусская пл., д. 7, стр. 1 Телефоны: 221 83 63, 251 60 04… … Википедия

Обладатель фамилии Зыков, несомненно, может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека. В качестве источников могли использоваться: указание на профессию, особенности характера или внешности человека, название национальности или местности, выходцем из которой был человек.

Фамилия Зыков восходит к прозвищу Зыка. Так в старину называли обладателя «зычного», то есть звучного, громкого голоса. Удивительно, как иногда фамилия соответствует судьбе человека. Так, предок рода Зыкиных, вероятно, также имел прозвище Зыка, а Людмила Зыкина, народная артистка России, и сейчас славится выразительным, глубоким, «зычным» голосом.

Известно несколько дворянских родов Зыковых. Один из них восходит к XV веку. К его представителям относятся: Афанасий Тихонович Зыков, который во второй половине XVII века был думным дворянином; Фёдор Тихонович - воевода в Тамбове и окольничий; Фёдор Андреевич Зыков - воевода в Сургуте и думный дворянин. Этот род Зыковых внесён в VI часть родословной книги Тверской и Ярославской губерний.

Есть еще 2 рода Зыковых, восходящие к XVII веку и внесенные в II и III часть родословной книги Ярославской и Калужской губерний. Остальные роды Зыковых — общим числом девять — более позднего происхождения.

Уже в XV-XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -ов /-ев, -ин, изначально указывающие на прозвище отца.

Основная же масса населения на протяжении долгого времени оставалась без фамилий. Начало их закреплению положило духовенство, в частности киевский митрополит Петро Могила, который в 1632 году поручил священникам вести метрики рожденных, венчанных, умерших.

После отмены крепостного права перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и обозначение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

Так потомки человека по прозвищу Зыка получили со временем фамилию Зыковы.

Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Зыков в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Зыков представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.


Источники: Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.), Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения (Ведина Т.Ф.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б.Ю.), Русские фамилии (Унбегаун Бф.О.).