Какие картины есть в лувре. Произведения Лувра: картины, статуи, фрески

В Лувре находится одно из величайших произведений искусства - «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо » Леонардо да Винчи . Во всем мире эта картина более известна как «Мона Лиза» или «Джоконда».

Леонардо написал «Мону Лизу» в начале XVI века. Вышло так, что картина не была возвращена заказчикам и оказалась у французского короля Франциска I. Впоследствии она попала в Лувр. По-настоящему международную славу «Джоконда» обрела только в начале ХХ века, когда ее сначала похитили, а затем она снова вернулась в музей.

Считается, что на картине изображена Лиза Герардини , знатная флорентийка и супруга торговца шелком Франческо дель Джокондо . Однако долгое время исследователи и искусствоведы сомневались в этом. Высказывались различные версии того, кто же позировал знаменитому художнику. Некоторые даже считали, что «Мона Лиза» могла быть автопортретом самого Леонардо или портретом юноши в женском облачении. Однако ученые Гейдельбергского университета установили, что это все-таки была Лиза Герардини.

На протяжении нескольких веков завораживающая улыбка «Моны Лизы» не перестает волновать зрителей. Ежедневно взглянуть на эту улыбку в Лувр приходит огромное количество людей, однако разгадать загадку картины пока еще не смог никто.

Венера Милосская

На первом этаже Лувра среди древнегреческих скульптур стоит прекрасная Венера Милосская. Эта знаменитая скульптура из белого мрамора была создана около 100 года до нашей эры неким Александром Антиохийским .

Статуя богини была найдена в 1820 году на острове Милос в Эгейском море французским моряком Оливье Вутье и местным крестьянином Йоргосом Кентротасом . Вутье вывезти находку с острова не удалось, но это смог сделать его соотечественник офицер Жюль Дюмон-Дервиль . В 1821 году скульптура была приобретена и впоследствии попала в Лувр.

Венера Милосская на протяжении многих десятилетий считается древнегреческим идеалом красоты. Руки она потеряла уже после того, как была найдена, в результате конфликта между французами и турками, которым принадлежал остров.

Ника Самофракийская

Еще одна известная древнегреческая скульптура, Ника Самофракийская, также оказалась в Лувре благодаря тому, что была найдена уроженцем Франции. Археолог-любитель и консул Шарль Шампуазо обнаружил ее в 1863 году на острове Самотраки в Эгейском море.

Считается, что жители острова Родос создали статую Ники, древнегреческой богини победы, после того, как одержали верх над флотом сирийского царя.

Первоначально могучая и гордая Ника стояла на постаменте, изображающем нос корабля. Однако статуя была уничтожена землетрясением. Именно поэтому у скульптуры отсутствуют голова и руки, а правое крыло является гипсовой копией левого крыла.

«Коронация Наполеона и Жозефины» Давида

Это грандиозное полотно французский художник Жак Луи Давид создал по заказу Наполеона в 1806-1807 годах. Полное название картины — «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года».

На картине изображен момент, когда Наполеон с благословения папы Пия VII коронует Жозефину. Рядом стоят придворные, а справа изображены братья императора.

Наполеон заказал Давиду эту картину с целью обессмертить момент своей коронации, и потому хотел, чтобы на ней все выглядело лучше, чем было на самом деле. По этой причине он попросил художника нарисовать в центре его мать, которая на самом деле на церемонии не присутствовала. По этой же причине сам Наполеон выглядит выше, а Жозефина - моложе.

«Плот «Медузы» Жерико

Еще одним шедевром, который находится в Лувре, является полотно Теодора Жерико «Плот «Медузы». В свое время эта картина вызвала скандал, когда художник выставил ее в Парижском салоне в 1819 году. Негодование публики было вызвано тем, что Жерико взял за основу не героический или религиозный сюжет, как тогда было принято, а реальное событие, современником которого он был.

В 1816 году в Атлантическом океане из-за некомпетентности капитана потерпел крушение фрегат «Медуза». Более 140 человек высадились на плот, однако через 12 дней дрейфа в живых остались только 15. Их спас бриг «Аргус».

Свидетельства тех, кому удалось уцелеть, поразили общественность - в борьбе за выживание пассажиры плота шли на убийство своих товарищей и даже на людоедство.

«Плот «Медузы» Жерико - это манифест романтизма, мрачная и темная картина, живописующая трагическое отчаяние страдающих людей и их надежду на спасение.

«Амур и Психея»

На создание скульптуры «Психея, разбуженная поцелуем Амура» итальянского скульптора Антонио Канову вдохновили древнегреческие мифы о боге любви Амуре и Психее, которую греки считали олицетворением человеческой души.

В Лувре хранится первая версия этой знаменитой скульптуры, она была подарена музею в 1800 году. Вторая, болея поздняя версия, находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

«Большая одалиска» Энгра

Эту картину французский художник Жан Огюст Доминик Энгр создал для Каролины Мюрат , младшей сестры Наполеона Бонапарта, однако она так и не забрала законченную работу. В 1899 году полотно попало в Лувр.

На картине в восточном интерьере изображена обнаженная наложница в гареме султана. Энгр любил подобные сюжеты, хотя сам он никогда не был на Ближнем Востоке.

Изображая прекрасную одалиску, художник принес анатомическую правильность в жертву композиции. Но, несмотря на подобные погрешности и допущения, эта картина является одним из ценнейших экспонатов Лувра.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Быть в Париже и не заглянуть в Лувр - просто преступление. Это вам любой турист скажет. Но если вы заранее не подготовились, то рискуете затеряться среди толпы людей с камерами, планшетами и смартфонами и упустить то самое главное, ради чего весь мир стремится в крупнейший парижский музей.

Лувр огромен и прекрасен. Насладиться всеми его экспонатами даже за один день не получится - их более 300 000. Чтобы не получить эстетический шок от перенасыщения прекрасным, приходится делать выбор. сайт решил вам его облегчить.

Итак, зачем же идти в Лувр? В первую очередь, конечно же, за «Джокондой».

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

«Джоконда» кисти Леонардо да Винчи - главный экспонат Лувра. Все указатели музея ведут именно к этой картине. Огромное количество людей ежедневно приходит в Лувр, чтобы своими глазами взглянуть на завораживающую улыбку «Моны Лизы». Нигде, кроме Лувра, увидеть ее нельзя. Из-за плохого состояния картины, руководство музея объявило, что больше не будет отдавать ее на выставки.

«Мона Лиза», возможно, не была бы так популярна и всемирно известна, если бы в 1911 году ее не похитил работник Лувра. Картину нашли только спустя 2 года, когда вор пытался ее продать в Италии. Все это время, пока шло следствие, «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, став объектом копирования и поклонения.

Сегодня «Мона Лиза» спрятана за пуленепробиваемым стеклом, толпу туристов сдерживают заграждения. Интерес к одному из самых известных и загадочных произведений живописи в мире не угасает.

Венера Милосская

Вторая звезда Лувра - статуя богини любви Афродиты из белого мрамора. Знаменитый античный идеал красоты, созданный за 120 лет до н. э. Рост богини - 164 см, пропорции - 86×69×93.

По одной из версий, руки богини были утрачены в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти ее в свою страну, и турками - владельцами острова, где она была обнаружена. Эксперты уверяют, что руки статуи были отбиты задолго до ее обнаружения. Однако местные жители островов Эгейского моря верят в другую красивую легенду.

Один знаменитый скульптор искал модель для создания статуи богини Венеры. До него дошел слух о женщине необычайной красоты с острова Милос. Художник помчался туда, отыскал красавицу и без памяти влюбился в нее. Получив согласие, он принялся за работу. В день, когда шедевр был почти готов, не в силах больше сдерживать страсть, скульптор и модель бросились в объятия друг к другу. Девушка так сильно прижимала к груди скульптора, что тот задохнулся и умер. А скульптура так и осталась без обеих рук.

«Плот «Медузы» Теодор Жерико

Сегодня картина Теодора Жерико является одной из жемчужин музея. Хотя после смерти художника в 1824 году представители Лувра не готовы были заплатить за нее достойную сумму, и картину приобрел на аукционе близкий друг художника.

При жизни автора полотно вызывало возмущение и негодование: как посмел художник использовать столь большой формат не для принятого в те времена героического или религиозного сюжета, а для изображения реального события.

В основе сюжета картины лежит происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Фрегат «Медуза» потерпел крушение, и 140 человек попытались спастись на плоту. Лишь 15 из них остались в живых и спустя 12 дней были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших - убийства, людоедство - потрясли общество и обернулись скандалом.

Жерико соединил в одной картине надежду и отчаяние, живых и мертвых. Прежде чем изобразить последних, художник делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казненных. «Плот „Медузы“» стал последним из законченных произведений Жерико.

Ника Самофракийская

Еще одна гордость музея - мраморная скульптура богини победы. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику во II веке до н.э в знак греческих морских побед.

У скульптуры отсутствуют голова и руки, а правое крыло является реконструкцией, гипсовой копией левого крыла. Неоднократно пытались восстановить и руки статуи, но безуспешно - все они портили шедевр. Статуя теряла ощущение полета и стремительности, неудержимого стремления вперед.

Первоначально Ника стояла на отвесной скале над морем, а ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Сегодня статуя расположилась на втором этаже Лувра на лестнице Дару галереи Денон и видна издалека.

«Коронация Наполеона» Жак Луи Давид

Ценители искусства едут в Лувр, чтобы вживую увидеть монументальные картины французского художника Жака Луи Давида «Клятва Горациев», «Смерть Марата» и грандиозное полотно, запечатлевшее коронацию Наполеона.

Полное название картины - «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII дает ему свое благословение.

Картина была создана по заказу самого Наполеона I, который хотел, чтобы на ней все выглядело лучше, чем было на самом деле. Поэтому он попросил Давида изобразить в самом центре картины свою мать, которой не было на коронации, себя сделать чуть выше, а Жозефину - чуть моложе.

«Амур и Психея» Антонио Канова

Существует две версии скульптуры. В Лувре хранится первая версия, подаренная музею в 1800 году мужем сестры Наполеона Иоахимом Мюратом. Вторая, более поздняя версия, находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Ее подарил музею князь Юсупов, который приобрел шедевр в Риме в 1796 году.

Скульптура изображает бога Купидона в момент пробуждения Психеи от его поцелуя. В каталоге Лувра скульптурная группа названа «Психея, разбуженная поцелуем Амура». На создание шедевра итальянского скульптора Антонио Канова вдохновили древнегреческие мифы о боге любви Амуре и Психее, которую греки считали олицетворением человеческой души.

Публикации раздела Музеи

Русские соседи Джоконды: отечественные экспонаты в Лувре

В одном из крупнейших музеев мира, разумеется, должны найтись российские работы. Кто удостоился такой чести и как это произошло?

Средневековое сокровище

Наплечники Андрея Боголюбского. Ок. 1170–1180-х

Драгоценность XII века - наплечник князя Андрея Боголюбского, он же - армилла императора Фридриха Барбароссы. Этот позолоченный браслет, который носился в непривычном для нас месте - на плече, украшен виртуозной эмалью со сценой Воскрешения Христова. Украшение, по легенде, было послано императором нашему князю в подарок. Позже оно хранилось в Успенском соборе Владимира, а после революции было продано большевиками за границу, причем за копейки. В 1934 году Общество друзей Лувра приобрело его у парижского антиквара и преподнесло музею. Парный наплечник с изображением Распятия похожим путем оказался в Нюрнберге.

Старейшая икона

Распятие. Начало XVI века

Лувр не может похвастаться очень древними русскими иконами в своем собрании: старейшая относится к началу XVI века. Это «Распятие» было создано в Новгороде, дальнейшая судьба его не ясна, пока в 1927 году оно не оказалось в коллекции одного торгового советника из Норвегии, который, очевидно, воспользовался распродажей церковных ценностей. Спустя 30 лет икону, а также большую «Богоматерь Одигитрию» у него приобрел Лувр.

Отшельник из антикварной лавки

Симеон Столпник. XVI век

Другая икона XVI века в залах Лувра - «Симеон Столпник». Она покинула Россию в багаже купца Льва Гринберга, который потом станет Леоном и возглавит знаменитую антикварную галерею A La Vieille Russie, существующую и по сей день. (Кстати, именно Гринберг как-то купил у одного парижского ювелира шесть яиц Фаберже, которые позже попали в коллекцию Форбса - Вексельберга. Благодаря его предприимчивости они не рассеялись по миру, и коллекция эта уступает только кремлевской.) «Симеона Столпника» в 1956 году Гринберг преподнес в дар Лувру, музей тоже остался благодарным - в том же году купил у него икону «Страшный суд» XVII века.

Скиталица из троицы

Богоматерь «Взыграние Младенца». XVI век

Богоматерь «Взыграние Младенца» XVI века, на которой Христос так нежно прижимается к материнской щеке, - другая икона, отправившаяся в вынужденную эмиграцию благодаря советским распродажам. А до этого ее обиталище было весьма почетным - Троице-Сергиева лавра ! В 1933 году ее купил бессменный представитель Красного Креста в России, швейцарец Вольдемар Верлен - так, запросто, зайдя в Торгсин. Музей выкупил ее в 1955 году.

Подруга Дидро

Дмитрий Левицкий. Портрет Марии Нарышкиной. 1773–1774

Путь в Лувр нерелигиозных работ более разнообразен. Например, на портрете кисти Дмитрия Левицкого изображена княгиня Мария Нарышкина, в петербургском доме которой Дени Дидро жил во время своего визита в Россию. Вероятно, она подарила гостю картину на память. Напудренная по последней моде аристократка одета в любопытное верхнее платье в польском или в венгерском вкусе, со шнурами брандебурами и капюшоном, отороченным мехом. Портрет написан в 1773–1774 годах - как раз тогда, после Первого раздела Польши в 1772 году, в моде произошел всплеск интереса к подобному стилю.

Долгие годы картина принадлежала наследникам Дидро, пока не попала в руки художнику, композитору и коллекционеру Жаку Зубалоффу, парижанину и тифлисскому уроженцу, из собрания которого она была передана в Лувр в 1916 году. В прошлом Яков Константинович Зубалов, он был представителем известной армянской династии нефтепромышленников, благотворителем и меценатом (в парижском Пти-Пале есть Зубаловский зал, а в Лувре висит мраморная доска с его именем). В старости он так обеднел, что оба эти музея даже оказали своему прежнему благодетелю материальную помощь.

Племянницы посла с мопсом

Владимир Боровиковский. Сестры Елена и Александра Алексеевны Куракины. 1808–1812

Барышни с портрета Владимира Боровиковского 1808–1812 годов - племянницы русского посла в Париже Александра Куракина (возможного прототипа князя Курагина в «Войне и мире»). Княжны Елена и Александра, конечно, не так красивы, как Элен Безухова, но и они окружены шлейфом историй. Например, Александра, будучи замужем за Николаем Салтыковым, влюбилась в полковника Петра Чичерина, который увез ее от мужа и женился, хотя развода она так и не получила. Дети их, разумеется, считались внебрачными, и потребовался императорский указ, чтобы дать им права законнорожденных (причем издали его только после смерти Александры). Девушек на портрете сопровождает мопс - в конце XVIII века крайне модный живой аксессуар («Я вижу мопса в каждой карете, которая попадается навстречу», - писал современник в 1789 году).

До начала ХХ века картина сохранялась в роду Куракиных, а потом оказалась в собрании банкира Абрама Доброго (того самого, чье похищение в 1918 году привело к разгону Центральной рады германскими оккупационными войсками). Он скончался в 1936 году, а в 1958 году супруги Леон Барац передали в память о нем и его жене несколько работ в Лувр.

Богатейшая коллекция картин Лувра завораживает. И не только "Мона Лиза" великого Леонардо. Об этом чуть позже. А вот, например, высоко ценящаяся искусствоведами картина Доменико Гирландайо "Старик с внуком". Внимательно посмотрите на обоих персонажей и вы увидите одно лицо. Обратите внимание на пейзаж за окном. Вроде бы ничего примечательного, но приглядевшись, вы увидите виляющую тропу жизни, начинающуюся из пустоты. Дальше юность молодого дерева, дом, как символ зрелости и семьи и восход выше и выше...к небесам.

01. Доменико Гирландайо - "Старик с внуком"


Примечательно, что среди искусствоведов картина Леонардо да Винчи "Иоанн Креститель" (St. John the Baptist) ставится гораздо выше "Джоконды". И мы видим снова загадочную улыбку на выделенном светом полотне. Да и не похож здесь Иоанн Креститель на аскетствующего пророка.

02. Леонардо да Винчи - "Иоанн Креститель" (St. John the Baptist)

03. Леонардо да Винчи - "Мона Лиза" ("Джоконда"), куда же без неё. Около портрета всегда толпится куча людей и карманники не дремлют. Так что берегите свои кошельки в Лувре.

04. Люди у "Моны Лизы"

05. Леонардо да Винчи - "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом". Неоконченная картина

06. Леонардо да Винчи "Портрет молодой женщины" ("Прекрасная Ферроньера"). Считается, что это портрет Лукреции Кривелли, любовницы герцога Миланского Лодовико Сфорцы, покровителя Леонардо да Винчи

07. Лоренцо Лотто - "Несение креста". На картине интересно прописаны слезы, как живые и три лучика света, идущие из головы.

08. Алессандро Ботичелли - ""Венера и три грации преподносят подарок девушке"

09. Роспись на потолке

10. Работа Гвидо ди Петри Фра Анжелико

11. Работа Genny di Pepe

12.

13.

14. Алессандро Ботичелли - "Мадонна с младенцем и со св. Иоанном Крестителем"

15. Франческо Боттичини - "Мадонна с младенцем в Славе со св. Марией Магдалиной, св. Бернардом и ангелами"

16.

17. Работа Андреа Мантенья

18.

19. Джованни Беллини(?) - "Святой Антоний"

20. Бартоломео ди Джованни - "Кортеж Фетиды"

21.

22. Франческо Мармитта - "Мадонна с младенцем, со святыми Бенедиктом и Квентином и двумя ангелами"

23. Лоренцо Коста - "Аллегория двора Изабеллы д′Эсте"

24. Антонио Джованни Больтраффио - "Мадонна с младенцем, святыми Иоанном Крестителем и Себастьяном и двумя донаторами"

25.

26. Паоло Веронезе - "Брак в Кане"

27.

28.

29. Лоренцо Лотто - "Христос и грешница"

30.

31.

32. Жак-Луи Давид - "Коронация императора Наполеона I и императрицы Жозефины"

33. Пьер Поль Прюдон - "Портрет императрицы Жозефины"

34. Пьер Поль Прюдон - "Большая одалиска"

35.

36. Антуан Жана Гро - "Наполеон на поле битвы при Прейсш-Эйлау"

37. Антуан Жана Гро -"Наполеон возле больных чумой в Яффе"

38. Теодор Жерико - "Плот Медузы"

39. Эжен Делакруа - "Алжирские женщины"

У каждого о французской столице свое впечатление, основанное на выборе , ресторанах и месте временного жилища. Но какой бы она не показалась вам, сложно поспорить с фактом, что ее архитектура, искусство и история оставляют неизгладимое впечатление. И даже если вы не фанат походов по вернисажам, должен быть в плане каждого туриста.

Можно не подниматься на , не гулять кладбищами, не побывать в , но если не увидеть шедевры Лувра, значит лишить себя значительной доли впечатлений.

Находится бывший королевский дворец в на правобережье Сены на улице Риволи. Чтобы попасть туда бесплатно, приходите в первое воскресение каждого месяца или в ежегодную «ночь музеев». Свободный вход также для молодежи до 18-и лет. В остальное время покупайте билет за 15 евро или запишитесь на экскурсию.

Что посмотреть в Лувре?

Чтобы вдумчиво изучить все экспонаты, потребуются месяцы ежедневных посещений. Поскольку это проблематично, разумно уделить внимание наиболее знаменитым произведениям искусства.

Сам музей выделяет 34 особенно выдающихся экспонатов, но мы остановимся на некоторых из них.

Известные картины Лувра

Картина Мона Лиза


Лик жены продавца тканей Франческо дель Джокондо – Лизы Герардини был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 г.г., хотя о личности загадочной девушки есть и другие версии. Ныне это одно из ценнейших достояний музея.

Портрет занимает отдельный зал. После нескольких покушений на целостность холста его закрыли бронированным стеклом, а ограждение удерживает посетителей на расстоянии. Подойти рассмотреть изображение вблизи не получится, но это не уменьшает интригу картины да Винчи в Лувре, и пока зал открыт, аншлаг не утихает.

Ее популярность усилила неожиданная реклама в 1911 г., когда полотно выкрал один из сотрудников музея. Искали Лизу 2 года, и за это время изображение публиковалось в каждом журнале и газете мира. Когда Джоконду нашли, она успела стать культом, и теперь взирает с постеров, одежды, посуды, канцелярских товаров и даже художники используют ее образ в собственных картинах.

Прийти в Лувр стоит хотя бы ради этой таинственной девы, ведь она навечно поселилась во дворце – дирекция решила не выставлять ее больше нигде, отчасти из боязни потерять снова, отчасти из-за не очень хорошего состояния.
Ее местонахождение: 1-й этаж, 6-й зал галереи Денон.


Полотно итальянца Паоло Веронезе (1562 – 1563г.г.), созданное для трапезной венецианских братьев бенедиктинцев. В галереи Лувра оно попало в 1798 г., вывезенное в качестве трофея наполеоновским войском.

Пока посетители с восторгом рассматривают его, отыскивая среди 130-и персон Карла V, Сулеймана Великолепного, Франциска I, Марию I, а среди музыкантов – живописцев Тициана, Бассано, Тинторетто и автопортрет Веронезе в белых одеяниях на переднем плане, аббатство пытается вернуть обратно свое достояние. Чтобы как-то скрасить их надежды, в 2007 г. им отослали цифровую копию в натуральную величину, и теперь она украшает трапезную ордена.

Пока оригинал остается во владении Лувра, лицезреть его можно в галерее Денон напротив Джоконды – 1-й этаж, 6-й зал.


Написана Тицианом примерно в 1515 г. Считается, что позировала автору его любовница Виоланта. По другой версии, это куртизанка Лаура Дианти.

Молодая пышнотелая девица любуется собой сразу в двух отражениях – спереди и сзади, глядя в зеркала, что удерживает для нее воздыхатель.

Местонахождение: 7-й зал на 1-м этаже галереи Денон.


Холст 91 × 162 см, на котором в томной позе отдыхает обнаженная наложница, принадлежит кисти Жана Энгра, а создано в 1814 г. для К. Мюарт – сестры Наполеона I и королевы Неаполя.

Хотя картина в целом выглядит гармонично, имеет несколько противоречивых деталей. Например, у дамы целых три лишних позвонка, одна рука невероятно длинная, в то время как вторая слишком короткая, а нога вывернута под неестественным углом.

К. Мюарт так и не забрала свой заказ, а потому Энгр продал ее графу Пурталесу за 800 франков, а в конце XIX в. одалиска дополнила собой другие картины Лувра.
Выставляется в галерее Денон на 1-м этаже в комнате 75.

Коронация Наполеона


Жан Луи Давид создавал это сложное полотно с 1805 по 1808 год. Его нанял Бонапарт, желая увековечить церемонию своей коронации, состоявшейся 2.12.1804 г.

Законченная работа выставлялась в Парижском салоне и долго оставалась собственностью автора, пока в 1819 г. ее не передали в королевские музейные запасники. В 1837 Луи-Филипп отправил ее на экспозицию в Версаль, а в 1889 г. она оказалась в Лувре.

На холсте фигурируют ведущие лица империи (министры, короли, послы, консулы, сестры и братья Наполеона), реально присутствовавшие на обряде, в отличие от матери Бонапарта, хотя художник и поместил ее в центр композиции.

Сын Бонапарта – Шарль, так и не увидел картину законченной, поскольку умер незадолго до ее завершения.

Она тоже размещена в галерее Денон на 1-м этаже в комнате 75.

Плот «Медузы»


Плот «Медузы»

Написанная Теодором Жерико в 1819 г., картина подняла волну негодования. Мало того, что на холсте размером 491 × 716 см изображена действительность, а не традиционная религиозная или героическая тематика, так еще и выбран столь нелицеприятный момент.

Сюжет скопирован с реальных событий 1826 г., когда с севшего на мель корабля «Медуза» вблизи африканских берегов на плоту в открытое плавание отправились 147 человек, не имея достаточно еды и воды. Уже на 4-й день в живых осталось 67 человек, мучимых голодом и жаждой, толкавших несчастных к каннибализму. А на 8-й день более сильные сбросили в море слабых, больных и мертвых.

Событие стало позором для морского флота, а потому о нем старались не говорить, так что гнев общественности можно понять.

На аукционе в 1824 г. Лувр не мог позволить себе купить ее за заявленную сумму в 6000 франков, но и упустить боялся, поскольку коллекционеры собирались разделить полотно на 4 части. Помог заключить сделку Дедрё-Дорси, выкупивший картину за 6005 франков и придержавший до поры, пока музей не смог выкупить ее у него за ту же цену.

Теперь она выставляется в крыле Денон на 1-м этаже в зале 77.

Свобода, ведущая народ


«Свобода на баррикадах» – альтернативное название картины Эжена Делакруа, написавшего ее в 1830 г. всего за три месяца.

Изображение июльской революции впервые экспонировалось в 1831 г. в Парижском салоне, где произвело фурор, и тут же было куплено государством.

В 2013 г. некая посетительница внизу произведения оставила маркером надпись, но повреждение было незначительным и за 2 часа реставраторы вернули ему первоначальный вид.

Находится в крыле Денон на 1-м этаже в комнате 77.

Шулер с бубновым тузом


Это творение Жоржа де Латура музей приобрел в 1972 г. В своих работах автор придерживался одной линии, и часто применял уже использованные образы, потому на эту же тему есть вариант картины с трефовым тузом.

На полотне сыскали отображение три главных человеческих порока: вожделение, вино и азартные игры.

Произведение представлено в галерее Салли на 2-м этаже в зале 28.


Портрет одного из выдающихся королей Франции написал Гиацинт Риго в 1701 г. Каждая деталь в нем говорит о вершине власти, которой достиг Король-солнце.

Изначально холст занимал почетное место в коллекции монарха, а в 1793 г. стал элементом экспозиции Центрального музея искусств Республики.

Сегодня любоваться им можно в крыле Салли на 2-м этаже в комнате 34.

Похищение сабинянок


Работа принадлежит кисти Николе Пуссену, и была написана им примерно в 1637-1638 г.г.

Художник не только мастерски владел искусством живописи, но и хорошо знал историю, в том числе и античную. Его полотно отображает исторический момент, когда создатель Рима – Ромул, наблюдает, как его подданные похищают из соседнего племени молодых девушек, чтобы те родили им детей.

Заказ на картину сделал кардинал Омодей, большой ценитель уникальных полотен. Сейчас она демонстрируется в галерее Ришелье на 2-м этаже в комнате 11.


Альбрехт Дюрер изобразил себя держащим в правой руке растение синеголовик, что выглядит отсылкой к Страстям Христовым и демонстрацией любви к богу. В верхней части холста есть надпись, которая переводится: «Мои поступки определяются сверху».

Писался портрет в 1493 г., когда живописцу было 22 года.

Выставлена картина на 2-м этаже галереи Ришелье в комнате 11.

Скульптуры и архитектоника

Шедевры Лувра, это не только картины, и среди его многочисленных сокровищ одно из видных мест занимают изваяния.


Непревзойденный образец греческой скульптуры эры эллинизма. Кто изваял крылатая богиню, неизвестно, но относится она ко II ст. до н. э.

Древние греки верили, что победителю морских сражений является эта величественная дева. Ее образ воплотился в мраморе, и когда-то украшал храм Великих Богов Самофракии.

До наших дней Ника добралась без рук, головы и правого крыла. Если крыло реставраторам удалось заменить копией, то с руками не все так просто. Любые попытки воспроизвести их оказались неудачными, поскольку терялось ощущение легкости, полета, устремления вперед.

Мраморная богиня достигает 3,28 м в высоту и красуется на 2-м этаже у лестниц Дару и Победы Самофракиа в галерее Денон.

«Рабы» Микеланджело


Эти две скульптуры великого мастера – гордость галереи Лувра. Они задумывались как цикл из 6-и фигур, но остальные остались незавершенными и выставляются во Флоренции.

«Восставший раб» и «Умирающий раб» – так называются прекрасные пленники, один из которых пытается сбросить путы, второй смирился и повис на них.

Они должны были стать частью надгробного памятника папе Юлию II. Работа длилась 1513 – 1519 г.г., однако в готовую композицию эти невольники так и не попали.
Находятся в галерее Дедон в комнате 4.


Прекрасный образец того, как во 2-м веке до н.э. украшали надгробья сценами из греческой мифологии, порой переплетая их изображениями эпизодов жизни умершего. В данном случае это банкет в обществе муз, которые должны помочь душе переправиться в лучший мир.

Ищите панно в галерее Денон на 1-м этаже в комнате 26.


У этой мраморной древнегреческой богини любви Афродиты есть голова на плечах, в отличие от Ники, а вот с руками та же проблема – их просто нет. Правда, лишилась конечностей она уже после того, как ее нашли на острове Милос в Эгейском море в 1820 г., когда поспорили французы, желавшие вывезти ее с острова, и турки, которым принадлежал остров, и которые не желали расставаться с найденным сокровищем.

Дата рождения Венеры примерно 130 — 100 г. до н.э. В момент находки с ней была табличка, где значилось, что сделал ее Агесандр (или Александр), отпрыск Менида из Антиохии на Меандре, однако сейчас никто не знает, куда эта табличка подевалась.

Посмотреть ее можно на 1-м этаже в крыле Салли в отдельном зале №16.


Полулюди и полубыки – приветливые существа «ламассами» охраняли вход во дворец Дур-Шаррукин (Форт Саргона). Датируются они 721-705 периодом до н.э., а найдены были в 1843 г. Паулем-Эмилем Боттой.

Скульптор во время их создания прибег к хитрости, чтобы сотворить иллюзию движения. Если смотреть на существа спереди, видны их голова, торс и передние 2 ноги. При взгляде сбоку, кажется, будто они сделали шаг вперед. А все из-за лишней пятой ноги, которую не так просто заметить.

Стражи имеют высоту 4,40 м и выполнены из гипса.

Находятся на 1-м этаже в комнате 4 в части Ришелье.


Родилась скульптурная композиция благодаря Людовику XV, когда ему надоели чопорно-официальные статуи, и он решил заменить их дикими лошадьми, которых укрощают храбрые мужи.

Заказ выполнял Гильом ле Кусто в 1739 – 1745 г.г. В результате скульптура заиграла мышцами дикого мустанга и голого укротителя, олицетворяя жестокую борьбу неистовой природы и человека.

В 1795 г. статуя из каррарского мрамора высотой 3,55 м заняла почетное место у входа на Елисейские поля, а в Лувр перебралась только в 1984 г., где ее установили на пьедестал в мезонине в зоне Ришелье.

Что еще посмотреть в Лувре?

Алмаз Регента

Найден в 1698 г. и Индии, и изначально весил 426 карат. Оттуда его вывез британский купец Томас Питт, чтобы продать Филиппу II Орлеанскому, состоявшему регентом при малолетнем Людовике XV, что объясняет название камня.

С 1704 по 1706 года его распиливали, и несколько мелких камней купил царь Пьер Ле Гранд. Главный же бриллиант размером 140,64 карата до сих пор является мировым эталоном чистоты и красоты.

Сейчас это крупнейший алмаз в Лувре и одно из его наиболее ценных сокровищ, выставленный в галере Денон на 1-м этаже в комнате 66.

Кратер из Антей

Данная ваза – идеальный образец краснофигурной керамики 515 – 510 г. до н.э., подписанная древнегреческим гончаром Евфронием.

Экспонируется в крыле Салли на 1-м этаже в комнате 43.

Кодекс Хаммурапи

Это эмблема месопотамской цивилизации в виде базальтовой стелы, установленной при короле Вавилона и датируемой 1792 – 1750 г.г. до н.э.

Галерея Ришелье, 1-й этаж, комната 3.

Старый Лувр

От старого дворца остались лишь обломки, но и на них интересно взглянуть. Для этого следует пройти на нижний этаж через вход галереи Сюлли.

Апартаменты Наполеона III

Разве не интересно увидеть быт последнего французского императора? Несколько комнат находится на втором этаже крыла Ришелье.

Послесловие

Музей Лувр в Париже, это огромная сокровищница, потому список шедевров можно продолжать и дальше. Хотя в перечне упомянуты лишь некоторые из бесценных артефактов, рядом с каждым экспонируются и другие великолепные творения лучших мастеров своего времени, так что просто оглянитесь.

Координаты и время работы Лувра

  • Адрес: Rue de Rivoli
  • Станция метрополитена: Palais Royal — Musée du Louvre
  • Часы работы: среда и пятница 9:00-21:45, остальные дни до 18:00, вторник – выходной.

Главные шедевры Лувра (Фото)

Фотогалерея картин и экспонатов Лувра

1 of 17

Плот "Медузы"

Плот "Медузы"

Картина Коронация Наполеона