Какие реформы принял петр 1. Русский царь Петр Первый

Таблица «Реформы Петра 1» кратко излагает особенности преобразовательной деятельности первого императора России. С ее помощью можно сжато, лаконично и четко обозначить основные направления его шагов по изменению всех сфер жизни российского общества первой четверти XVIII века. Пожалуй, это лучший способ для того, чтобы учащиеся среднего звена усвоили этот непростой и достаточно объемный материал, который очень важен для анализа и правильного понимания особенностей исторического процесса в нашей стране в последующие столетия.

Особенности деятельности императора

Одной из самых сложных, трудных и вместе с тем интересных тем является «Реформы Петра 1». Кратко таблица по данной теме демонстрирует все необходимые школьникам данные.

Во вводном уроке следует сразу обозначить, что деятельность Петра Алексеевича затронула все слои общества и определила дальнейшую историю страны. Именно в этом и состоит уникальность эпохи его правления. Вместе с тем он был очень практичным человеком и вводил новшества, исходя из конкретных потребностей.

Это можно наглядно продемонстрировать при более подробном освещении темы «Реформы Петра 1». Кратко таблица по поставленной проблеме наглядно показывает широкий размах, с которым действовал император. Казалось, он ко всему успел приложить руку: реорганизовал армию, органы внес существенные изменения в социальную структуру, экономическую сферу, дипломатию и, наконец, способствовал распространению западноевропейской культуры и образа жизни среди российского дворянства.

Преобразования в армии

В среднем звене очень важно, чтобы школьники усвоили основные факты темы «Реформы Петра 1». Кратко таблица по этой проблеме помогает учащимся ознакомиться с данными и систематизировать накопленный материал. Почти все свое правление император вел войну со Швецией за выход к Балтийскому морю. Необходимость в сильных и мощных войсках встала с особенной остротой в самом начале его правления. Поэтому новый правитель сразу приступил к реорганизации армии.

Один из самых интересных разделов в изучаемый теме - это «Военные реформы Петра 1». Кратко таблица может быть изображена следующим образом.

Значение военных новшеств

Из нее видно, что шаги императора диктовались конкретными потребностями современного ему времени, однако и многие его нововведения продолжали существовать еще очень долгое время. Главная цель реформ состояла в создании постоянной и регулярной армии. Дело в том, что раньше существовала так называемая поместная система набора войск: т.е. помещик являлся на смотры вместе с несколькими слугами, которые тоже должны были служить вместе с ним.

Однако к началу XVIII столетия этот принцип изжил себя. К этому времени уже окончательно оформилось крепостное право, и государство стало набирать солдат в службу из крестьян. Еще одной очень важной мерой было создание профессиональных воинских училищ для подготовки офицеров и командного состава.

Преобразования властных структур

Практика показывает, что одной из самых сложных тем является «Политические реформы Петра 1». Кратко таблица по данной проблеме наглядно демонстрирует, насколько глубокий характер носила преобразовательная деятельность императора в органах управления. Он полностью изменил центральную и местную администрацию. Вместо которая раньше выполняла совещательные функции при царе, он создал Сенат по образцу западноевропейских стран. Вместо приказов были созданы коллегии, каждая из которых выполняла определенную функцию в управлении. Их деятельность строго контролировалась генерал-прокурором. Кроме того, был создан особый тайный фискальный орган контроля над бюрократическим аппаратом.

Новое административное деление

Не менее сложной является тема и «Государственные реформы Петра 1. Кратко таблица по данной проблеме отражает кардинальные перемены, которые произошли в организации местного управления. Были созданы губернии, которые заведовали делами определенной области. Губернии делились на провинции, а те, в свою очередь, - на уезды. Такая структура была очень удобна для управления и отвечала задачам рассматриваемого времени. Во главе губерний стоял губернатор, а во главе провинций и уездов - воевода.

Изменения в промышленности и торговле

Особое затруднение нередко вызывает изучение темы «Экономические реформы Петра 1. Кратко таблица по данной проблеме отражает сложность и неоднозначность деятельности императора в отношении купцов и торговцев, который, с одной стороны, стремился создать наиболее благоприятные условия для развития экономики страны, но вместе с тем действовал почти крепостническими методами, которые никак не могли способствовать развитию рыночных отношений в нашей стране. Петра Алексеевича не была столь эффективна, как преобразования в других сферах. Вместе с тем это был первый опыт по развитию торговли по западноевропейскому образцу.

Преобразования в общественной структуре

Более простой представляется тема «Социальные реформы Петра 1. Кратко таблица по данной проблеме наглядно демонстрирует те принципиальные изменения, которые произошли в российском обществе изучаемого времени. В отличие от своих предшественников, император ввел принцип отличия в военной и государственной сферах в зависимости не от родовой принадлежности, а от личных заслуг. Его знаменитая «Табель о рангах» ввела новый принцип службы. Отныне человек, для того чтобы получить повышение или чин, должен был добиться каких-либо успехов.

Именно при Петре была окончательно оформлена социальная структура общества. Главной опорой самодержавия стало дворянство, которое заменило родовую аристократию. Преемники императора также опирались именно на это сословие, что говорит об эффективности принятых мер.

Завершить изучение данной проблемы можно подведением итогов. Какое значение в истории России имели реформы Петра 1? Таблица, краткое содержание по данной теме может послужить эффектным средством подведения итогов. Относительно же социальных преобразований следует отметить, что меры правителя соответствовали запросам своего времени, когда устарел принцип местничества, и страна нуждалась в новых кадрах, которые бы обладали необходимыми качествами для выполнения новых задач, вставших перед страной в связи с Северной войной и выходом России на международную арену.

Роль преобразовательной деятельности императора

Тема «Основные реформы Петра 1», таблица, краткое содержание которой является важной составляющей при изучении истории России первой четверти XVIII века, должна быть разбита на несколько занятий для того, чтобы школьники имели возможность как следует закрепить материал. На заключительном занятии необходимо подвести итоги по пройденному материалу и обозначить, какую роль сыграли преобразования первого императора в дальнейшей судьбе России.

Меры, предпринятые правителем, вывели нашу страну на европейскую арену и ввели ее в число ведущих европейских государств. Тема «Основные реформы Петра 1», таблица, краткое содержание наглядно показывает, как страна вышла на мировой уровень развития, получив выход к морю и став одним из главных членов европейского концерта держав.

ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ.
Финансовая реформа.
Проводилась все время правления Петра. Новое множество налогов, крупные продажи дегтя, соли, алкоголя. Копейка становится основной и прочно укрепляется. Результаты: увеличение казны.
Реформа государственного управления. 1699 - 1721гг. Создание Ближней канцелярии (позднее Правительствующий Сенат) Результаты: система государственного управления стала более совершенной.
Губернская реформа. 1708 - 1715гг., 1719 - 1720гг. Россия делится на 8 губерней: Московскую, Киевскую, казанскую, Ингермандландскую, Сибирскую, Азовскую, Смоленскую, Архангелогородскую. Потом губернии разделят еще на 50 провинций. Результат: произошла централизация власти.
Судебная реформа. 1697г, 1719г, 1722г. Образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц - Коллегия, Гофгерихты, нижние суды. Был отменен суд присяжных. Результаты: вседозволенности губернаторов, воевод вносили изменения в показания присяжных, что было не самым лучшим выходом.
Военная реформа. с 1699г - до смерти Петра. Введение рекрутской повинности, создание флота, табели о рангах, новые военно-промышленные предприятия. Результат: регулярная армия, созданы новые полки, дивизии, эскадры.
Церковная реформа. 1700 - 1701г. 1721г. Восстановление Монастырского приказа. В 1721г. принят Духовный Регламент, который лишил церковь самостоятельности. Результаты: церковь полностью подчинилась государству. Упадок духовенства.

Северная Война.
Алгоритм войны:
Причина: между Шведской империей и коализацией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями. Первоначально войну Швеции объявил Северный союз. В состав Северного союза входили: Россия, Дания (позднее выбыла), Саксония. Страны - союзницы на стороне России: Ганновер, Голландия, Прусия. Страны - союзницы на стороне Швеции: Великобритания, Османская Империя, Гольштейн. Главнокомандующие на стороне России: Петр I, Шерементьев, Меньшиков. Главнокомандующие на стороне Швеции: Карл XII.Начало войны: 1700г. Общее кол-во солдат России: 32 тысячи. Общее кол-во солдат Швеции: 8 тысяч. Потерянное вооружении стран: Россия - 8 тыс. людей, 145 пушек и все запасы продовольствия. Швеция - 3 тыс. людей.В самом начале войны Россия была в убытке. И первый поход на Швецию был провален. Петр стремился отвоевать ранее забранные Швецией Российские земли. И открыть выход к морю (соответственно, прорубив окно в Европу). Еще одна причина поражения России - большенство солдат были наемные, и убегали на сторону Швеции. Осталось всего лишь два полка - Семеновский и Преображенский. Но Российской армии все таки удалось одержать победу. Молодой король Швеции, после выигрыша над Россией отправился на войну с Польшей. Дальше следовала Полтавская битва. К которой РИ была готова, Швеция была в замешательстве. К этой битве Петр основательно приготовил свои войска. Окончательно РИ одержала победу над Швецией около деревни Лесная. Разбили обоз из Риги с продовольствием для Швеции. Земли и выход к морю были открыты. Победа осталась за нашими войсками.

В России была плохо развита промышленность, торговля оставляла желать лучшего, система государственного управления устарела. Высшее образование отсутствовало, и только в 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия. Не было книгопечатания, театров, живописи, множество из бояр и людей высшего сословия не знали грамоты.

Петр 1 проводил социальные реформы , которые сильно изменили положение дворян, крестьян и городских жителей. После преобразований, люди на воинскую службу набирались не дворянами в качестве ополчения, а теперь уже на службу в регулярных полках. Дворяне стали начинать службу с таких же нижних военных чинов как обычный народ, их привилегии были упрощены. Люди, вышедшие из простого народа, имели возможность дослужиться до высших чинов. Прохождение воинской службы определялось уже не положением рода, а документом, изданным в 1722 году “Табель о рангах” . Он устанавливал 14 чинов воинской и штатской службы.

Все дворяне и проходящие службу должны были обучаться грамоте, цифрам и геометрии . Те дворяне, которые отказывались либо не смогли получать это начальное образование, лишались возможности женится и получать офицерские чины.

Все-таки несмотря на строгие реформы, помещики имели важное служебное преимущество перед обычными людьми. Дворяне после поступления на службу причислялись к элитным гвардейцам, а не к обычным солдатам.

Изменился прежний режим налогообложения крестьян, с прошлого “подворного” на новый “подушный” где налоги изымались не с крестьянского двора, а с каждого человека .

Петр 1 хотел сделать города по типу европейских. В 1699 Петр 1 дал возможность городам на самоуправление . Горожане избирали в своем городе бурмистров, которые входили в ратушу. Теперь жители городов были разделены на постоянных и временных. Люди, которые имели различный род занятий, стали входить в гильдии и цеха.

Основная цель, которую преследовал Петр 1 во время проведения социальных реформ:

  • Улучшение экономической ситуации в стране.
  • Снижение статуса бояр в обществе.
  • Преобразование всей общественной структуры страны в целом. И приведение социума к европейскому образу культуры.

Таблица важных социальных реформ, проведенных Петром 1, которые повлияли на социальный строй государства.​

До Петра 1 в России уже существовали в немалочисленном количестве, полки регулярного строя. Но они набирались на время войны, и после ее окончания полк распускался. До реформ Петра 1 военнослужащие этих полков совмещали службу с ремеслом, торговлей и работой. Жили солдаты в своих семьях.

Вследствие реформ, роль полков увеличилась, а дворянские ополчения совсем исчезли. Появилась постоянная армия, которая не распускалась после окончания войны . Нижние чины солдат не вербовались как в ополчение,они набирались рекрутами из народа. Солдаты перестали заниматься каким-либо делом кроме воинской службы. До реформ казачество являлось свободным союзником государства и служило по договору. Но после Булавинского бунта казаков обязали организовать четко определенное количество войск.

Важным достижением Петра 1 было создание сильного флота , который состоял из 48 кораблей, 800 галер. Общий состав экипажа флота составлял 28 тысяч человек.

Все военные реформы в основной своей массе, были направлены на поднятие военной мощи государства, для этого было необходимо:

  • Создать полноценный армейский институт.
  • Лишить бояр права на формирование ополчение.
  • Внести преобразование в армейскую систему, где высшие офицерские чины давались за верную и долгую службу, а не за родословную.

Таблица важный военных реформ, проведенных Петром 1 :

1683 1685 Проводился набор солдат, из которых в дальнейшем был создан первый гвардейский полк.
1694 Проведены инженерные походы русских войск, организованные Петром. Это было учение, целью которого было показать преимущества нового армейского строя.
1697 Выпущен указ о построении 50 кораблей для Азовского похода. Зарождение военного флота.
1698 Отдан приказ об уничтожении стрельцов третьего бунта.
1699 Проведено создание рекрутских дивизий.
1703 На Балтийском море, по приказу, было создано 6 фрегатов. По праву считается первой эскадрой.
1708 После подавления восстания, введен новый порядок службы для казаков. В ходе которых их обязали подчиняться законодательству России.
1712 В губерниях была проведена роспись о содержании полков.
1715 Была установлена норма для призыва новых рекрутов.

Реформы управления государством

При реформах Петра 1 боярская дума потеряла статус органа влиятельной власти . Все дела Петр обсуждал с узким кругом лиц. Важная реформа управления проводилась в 1711 году, создание высшего государственного органа – правительственный Сенат . Представители Сената назначались лично государем, но не получали права власти из-за своих благородных родословных. Сначала сенат имел статус распорядительного учреждения, который не работал над созданием законов. Надзор над работой Сената вел прокурор, который назначался царем.

Все старые приказы были заменены во время реформы 1718 года по шведскому образцу. Составляла она 12 коллегий, которые вели дела по морской, военной, иностранной области, учет расходов и доходов, контроль финансов, торговля и промышленность.

Еще одной реформой Петра 1 являлось разделение России на губернии, которые дробились на провинции, а далее на уезды. Во главе губернии стоял назначался губернатор, в провинциях главой встав воеводы.

Важной реформой управления, Петр 1 провел о наследии престола в 1722 году. Была проведена отмена старой очередности на престол государства. Теперь государь сам избирал себе наследника престола .

Таблица реформ Петра 1 в сфере управления государством:

1699 Проведена реформа, в ходе которой города получали самоуправление во главе с бурмистром города.
1703 Основан город Петербург.
1708 Россия по указу Петра была разделена на губернии.
1711 Создание сената, нового распорядительного органа.
1713 Создание дворянских советов, которые представляли губернаторы городов.
1714 Утверждено решение о переносе столицы в Петербург
1718 Создание 12 коллегий
1719 По реформе, с этого года, губернии начали стали включать в свой состав провинции и уезды.
1720 Проведен ряд реформ по улучшению аппарата государственного самоуправления.
1722 Отменен старый порядок наследия престола. Теперь государь сам назначал себе приемника.

Экономические реформы кратко

Петр 1 в свое время проводил большие экономические реформы. По его указу, на государственные деньги, строилось большое количество заводов. Он старался развивать промышленность , государство всячески поощряло большими льготами частных предпринимателей, которые строили заводы и фабрики. К концу правления Петра, в России насчитывалось более 230 заводов.

Политика Петра была направлена на введение больших пошлин на ввоз иностранных товаров , что создавало конкурентоспособность для отечественного производителя. Применялась регуляция экономики путем налаживания торговых путей, строились каналы, новые дороги. Всячески проводилась разведка новых месторождений полезных ископаемых. Сильнейшим всплеском экономики была разработка минералов Урала .

Северная война сподвигла Петра на введение многочисленных налогов: налог на бани, налоги на бороды, налог на дубовые гробы. В то время проводилась чеканка более легких монет. Благодаря этим введениям было достигнуто большое вливание средств в казну страны .

К концу правления Петра, была достигнуто серьезное развитие налоговой системы. Была заменена подворная система налогов, на подушное. Что впоследствии привело к сильным социальным и экономическим изменениям в стране.

Таблица экономических реформ:

Реформы Петра 1 в сфере науки и культуры кратко

Петр 1 хотел создать в России европейский стиль культуры того времени . Вернувшись из поездки за рубеж, Петр начал вводить в обиход бояр одежду западного образца, в принудительном порядке заставлял брить бороды боярам, были случаи когда в порыве ярости Петр сам рубил бороды людям высшего сословия. Петр 1 старался распространять в России полезные технические познания в большей степени, чем гуманитарные. Культурные реформы Петра были направлены на создание школ, где преподавался иностранный язык, математика, инженерное дело. Западная литература переводилась на русский язык и была доступна в школах.

Большое значение на образование населения повлияла реформа замены азбуки с церковного на светский образец . Была выпущена первая газета, которая называлась Московские ведомости.

Петр 1 пытался внедрить в России европейские обычаи. Проводились публичные праздники с уклоном на европейскую манеру.

Таблица реформ Петра в сфере науки и культуры:

Церковные реформы кратко

При Петре 1 церковь, будучи ранее самостоятельной, стала зависима от государства . В 1700 году, умер патриарх Адриан, государством было запрещено избрание нового, аж до 1917 года. Вместо патриарха, было назначено служение блюстителя престола патриарха, коим стал митрополит Стефан.

До 1721 года не было конкретных решений по вопросу церкви. Но уже в 1721 году была проведена реформа управления церковью, в ходе которой было определенно, что положение патриарха в церкви было упразднено,ему на смену пришло новое собрание, называемое Святейшим Синодом. Члены Синода никем не избирались, а были лично назначены царем. Теперь на законодательном уровне церковь полностью стала зависима от государства.

Основным направлением в церковных реформах, проводимых Петром 1, имело значение:

  • Послабления власти церковников, на население.
  • Создать контроль государством, над церковью.

Таблица церковных реформ:

Реформы Петра I

Реформы Петра I - преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I . Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: -1715 годы и - .

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны . Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор , которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В -1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12 коллегий - предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

  • Коллегия чужестранных (иностранных) дел - заменила Посольский приказ , то есть ведала внешней политикой.
  • Военная коллегия (Воинская) - комплектование, вооружение , снаряжение и обучение сухопутной армии.
  • Адмиралтейств-коллегия - военно-морские дела, флот .
  • Вотчинная коллегия - заменила Поместный приказ , то есть ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). Основана в 1721 году .
  • Камер-коллегия - сбор доходов государства.
  • Штатс-контор-коллегия - ведала расходами государства,
  • Ревизион-коллегия - контроль сбора и расходования казённых средств.
  • Коммерц-коллегия - вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
  • Берг-коллегия - горно-металлургическое дело (горно-заводская промышленность).
  • Мануфактур-коллегия - лёгкая промышленность (мануфактуры, то есть предприятия, основанные на разделении ручного труда).
  • Юстиц-коллегия - ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты - купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства). Занималась гражданским и уголовным судом.
  • Духовная коллегия или Святейший Правительствующий синод - управлял(а) церковными делами, заменил(а) патриарха . Основан(а) в 1721 году . В состав этой коллегии/Синода вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви. Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор - гражданский чиновник , назначаемый царём. Особым указом Пётр I (Петр I) приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.
  • Малороссийская коллегия - осуществляла контроль за действия гетмана , которому принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим местного управления. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом . Коллегия возглавлялась царским офицером .

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция : Преображенский приказ (ведал делами о государственных преступлениях) и Тайная канцелярия . Эти учреждения находились в ведении самого императора.

Кроме того действовали Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

Контроль над деятельностью государственных служащих

Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов , которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал , назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата - особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712-1719 гг.).

В 1719-1723 гг. фискалы подчинялись Юстиц-коллегии, с учреждением в январе 1722 г. должности генерал-прокурора были поднадзорны ему. C 1723 г. главным фискалом стал генерал-фискал , назначаемый государем, его помощником - обер-фискал, назначаемый Сенатом. В связи с этим фискальская служба вышла из подчинения Юстиц-коллегии и вновь обрела ведомственную самостоятельность. Вертикаль фискального контроля была доведена до уровня города.

Рядовые стрельцы в 1674 году. Литография из книги XIX в.

Реформы армии и флота

Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, - была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I . Однако боеспособность этой армии была низкой Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне -1721 годов . Готовясь к войне со Швецией , Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских . В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута . Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Рядовой армейского пех. полка в 1720-32 гг. Литография из книги XIX в.

Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия . В 1716 году был издан Воинский Устав , строго определявший службу, права и обязанности военных. - В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей;787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Церковная реформа

Вероисповедная политика

Эпоха Петра была отмечена тенденцией к большей религиозной терпимости. Петр прекратил действие принятых Софьей «12 статей», согласно которым старообрядцы , отказавшиеся отречься от «раскола», подлежали сожжению на костре . «Раскольникам» было позволено исповедовать свою веру, при условии признания существующего государственного порядка и уплаты налогов в двойном размере . Полная свобода веры была предоставлена приезжавшим в Россию иностранцам, сняты ограничения на общение православных с христианами иных конфессий (в частности разрешены межконфессиональные браки).

Финансовая реформа

Некоторые историки характеризуют политику Петра в торговле как политику протекционизма , заключающуюся в поддержке отечественного производства и установлении повышенных пошлин на импортную продукцию (это соответствовало идее меркантилизма). Так, в 1724 году был введён защитный таможенный тариф - высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия.

Число фабрик и заводов в конце царствования Петра простиралось до , в том числе около 90 представляли собой крупные мануфактуры .

Реформа самодержавия

До Петра порядок престолонаследия в России никак не регулировался законом, и целиком определялся традицией. Петр в 1722 г. издал указ о порядке престолонаследия, согласно которому царствующий монарх при жизни назначает себе преемника, причем император может сделать своим наследником кого угодно (предполагалось, что царь назначит своим преемником «самого достойного»). Этот закон действовал до царствования Павла I. Сам Петр не воспользовался законом о престолонаследии, так как умер, не указав преемника.

Сословная политика

Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, - юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России . В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян.

Дворянство

Основные вехи:

  1. Указ об образовании 1706 года: боярские дети в обязательном порядке должны получить либо начальное школьное, либо домашнее образование.
  2. Указ о вотчинах 1704 года: дворянская и боярская вотчины не делятся и приравниваются друг к другу.
  3. Указ о единонаследии 1714 года : землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по своему выбору. Остальные были обязаны нести службу. Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины , тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов .
  4. «Табель о рангах » () года: разделение военной, гражданской и придворной службы на 14 рангов. При достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус потомственного дворянства. Тем самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе.

Место прежнего боярства занял «генералитет», состоящий из чинов первых четырёх классов «Табели о рангах». Личная выслуга перемешала представителей прежней родовой знати с людьми, поднятыми службой. Законодательные меры Петра, не расширяя существенно сословных прав дворянства, существенно изменили его обязанности. Военное дело, бывшее в московские времена повинностью узкого класса служилых людей, становится теперь повинностью всех слоёв населения. Дворянин петровских времён по-прежнему обладает исключительным правом землевладения, но вследствие указов о единонаследии и о ревизии на него возлагается ответственность перед государством за податную исправность своих крестьян . Дворянство обязано для подготовки к службе учиться. Пётр разрушил прежнюю замкнутость служилого класса, открыв путём выслуги через Табель о рангах доступ в среду шляхетства людям других сословий. С другой стороны, законом о единонаследии он открыл выход из дворянства в купцы и духовенство тем, которые хотели этого. Дворянство России становится сословием военно-бюрократическим, права которого создаёт и наследственно определяет государственная служба, а не рождение.

Крестьянство

Реформы Петра изменили положение крестьян. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви (черносошные крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория государственных крестьян - лично свободных, но плативших оброк государству. Мнение, что данная мера «уничтожила остатки свободного крестьянства» неверно, так как группы населения, составившие государственных крестьян, в допетровский период не рассматривались как свободные - они были прикреплены к земле (Соборное уложение 1649 года) и могли быть пожалованы царём частным лицам и церкви в качестве крепостных. Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы и т. п.), но были ограничены в передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных. Законодательные акты, касавшиеся собственно крепостного крестьянства, носили противоречивый характер. Так, было ограничено вмешательство помещиков в заключение браков крепостных (указ 1724 года), запрещено выставлять крепостных вместо себя ответчиками на суде и держать их на правеже за долги владельца . Также была подтверждена норма о передаче в опеку имений помещиков, разорявших своих крестьян , а холопам предоставлена возможность записываться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости (указом имп. Елизаветы 2 июля 1742 года крепостные лишились этой возможности). Указом 1699 г. и приговором Ратуши 1700 г крестьянам, занимающимся торговлей или ремеслом, было предоставлено право переходить в посады, освобождаясь от крепостной зависимости (если крестьянин в таковой находился) . В то же время были значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Указом 7 апреля 1690 г. было разрешено уступать, за неоплаченные долги «поместных» крепостных, что фактически было формой торговли крепостными . Обложение холопов (то есть личной прислуги без земли) подушной податью привело к слиянию холопов с крепостными крестьянами. Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей. При Петре создалась новая категория зависимых земледельцев - крестьян, приписанных к мануфактурам . Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных . Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Купленные к фабрике крестьяне не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное жалование и выполняли фиксированный объём работ.

Городское население

Городское население в эпоху Петра I было очень невелико: около 3 % населения страны . Единственным крупным городом была Москва, которая до царствования Петра являлась столицей. Хотя по уровню развития городов и промышленности Россия сильно уступала Западной Европе, но в течение XVII в. происходил их постепенный рост. Социальная политика Петра Великого, касавшаяся городского населения, преследовала обеспечение уплаты подушной подати. Для этого население делилось на две категории: регулярных (промышленники, купцы, ремесленники цехов) и нерегулярных граждан (всех остальных). Отличие городского регулярного обывателя конца царствования Петра от нерегулярного заключалось в том, что регулярный гражданин участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех или нёс денежную повинность в доле, падавшей на него по общественной раскладке.

Преобразования в сфере культуры

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря .

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета , появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков .

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 г. самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696-1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».

Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.

Пётр I в 1709 году. Рисунок середины XIX века.

Образование

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

Северная война со Швецией требовала металл и порох для пушек, сукно и щелк для мундиров, лес и парусину для флота. Это побуждало Петра вплотную заняться промышленностью и торговлей, хотя его заботы об экономическом развитии России и ликвидации ее технической отсталости были обусловлены не только военными нуждами.

В экономике России первой четверти XVIIIв. произошел скачок, равный по своему значению и по своим последствиям сталинской индустриализации 30-х годов. Особенностью этого экономического подъема было усиление роли государства во всех сферах хозяйства. Если в XVIIв. в России насчитывалось лишь 30 мануфактур, то к концу царствования Петра их было около 100. Появились целые отрасли промышленности — горнодобывающая, металлургическая, текстильная. Если в XVIIв. Россия закупала металл у Швеции, то к концу правления Петра она его экспортировала. А в середине XVIIIв. наша страна вышла на первое место в мире по производству металла обогнав даже Англию.

По указу Петра I началась разработка полезных ископаемых. В короткий срок на Урале был создан целый металлургический комплекс, построены Невьянский, Алапатъевский, Нижнетагильский, Уктусский заводы.

В петровские времена были построены металлургические заводы в Липецке и Петрозаводске, а оружейные — в Туле и Сестрорецке. В далеком Нерчинске был построен сереброплавильный завод.

Все заводы строились за счет государственного бюджета, так как у российских купцов и предпринимателей не было необходимых капиталов. В петровской России не было свободы предпринимательства. Все развитие промышленности регулировало и контролировало государство, государственные органы: берг-коллегия и мануфактур-коллегия. Они выдавали разрешение на строительство промышленных предприятий, они устанавливали цены на их продукцию. Они осуществляли судебную и административную власть над предпринимателями и работными людьми, т.е. главную и ведущую роль в становлении и развитии русской промышленности играли не предприниматели, а чиновники-бюрократы.

В петровскую эпоху появилось много мануфактур, производивших сукно, парусное полотно, марлю, канат, шляпы — все необходимое для армии и флота. Для развития текстильной промышленности требовались шерсть, лен, конопля. Указ Петра 1715г. предписывал разводить коноплю и лен во всех губерниях, а в старых льноводческих районах вдвое расширить посевные площади под них. Петр I заботился о развитии овцеводства, об улучшении пород овец, так как для армии нужны были полушубки. Особенно заметно ускорилось развитие овцеводства на Украине, где создавались крупные овцеводческие хозяйства с вывезенными из Испании и Саксонии породистыми овцами. По указам Петра стали создавать конезаводы, так как кавалерии необходимы были лошади. Петр заботился об охране лесов, особенно корабельных, необходимых флоту.

Труд на заводах и мануфактурах был преимущественно крепостной, так как вольнонаемных людей не хватало. Указ Петра 1721г. разрешал хозяевам целыми селами покупать крепостных крестьян. Указ узаконивал крепо- стной труд в промышленности и останавливал начавшийся было процесс формирования российской буржуазии.

Дальнейшему развитию внутренней торговли способствовало сооружение каналов: Вышневолоцкого, Марианской системы и других. С завоеванием выхода в Балтийское море расширилась и внешняя торговля. Но развитию свободной торговли мешала государственная монополия на табак, хлеб, соль, лес, лен, кожи и т.д. Государственная монополия была прибыльна для казны, но разорительна для народа. Так, введение монополии на соль увеличило цены на нее вдвое, а на табак — в 8 раз.

Подобно предпринимателям, русские купцы тоже страдали от государственного регулирования и контроля. Правительство Петра I принуждало их к созданию компаний, к переселению в строящийся Петербург. Купцам указывали, каким товаром в каком порту можно торговать, по каким ценам продавать товар государству и т.д.

Итак, хозяйственные преобразования Петра I, несмотря на то, что они проводились на крепостнической основе, дали больной толчок для развития производительных сил. В итоге их Россия стала сильным европейским государством, во многом преодолела технико-экономическую отсталость.

Административные реформы

Старая система управления Россией через Боярскую думу и приказы не соответствовала новым задачам. Она не обеспечивала армию продовольствием и вооружением, не собирала в полном объеме налоги с населения. Приказы часто дублировали друг друга, создавали неразбериху в управлении и медлительность в принятии решений. Старая система управления уездами из центра не обеспечила эффективной борьбы с бегством крестьян, не смогла предотвратить Булавинское и Астраханское восстания.

Первым шагом в реорганизации системы управления страной стала перестройка органов власти на местах. В 1708г. вся страна была разделена на 8 губерний: Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская. Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская. Во главе губерний стояли назначенные царем губернаторы. В их руках сосредотачивалась вся исполнительная и судебная власть. Губернатор являлся и главнокомандующим расположенных на вверенной ему территории войск. Губернии делились на 50 провинций, а провинции — на уезды. Во главе уездов и провинций стояли воеводы. Реформа местного управления отвечала потребностям укрепления самодержавия и способствовала дальнейшему росту и усилению бюрократии.

Вслед за местным было реформировано и центральное управление. В 1711г. указом Петра был создан Сенат — высшее правительственное учреждение, заменившее Боярскую думу. Боярская дума была многочисленным, гро- моздким органом. В конце XVIIв. ее состав доходил до 120 человек, хотя фактически в работе участвовало 1/3 или даже 1/6 часть думцев. В состав думы попадали самые аристократические бояре.

Состав Сената ограничивался 9 членами, их назначал царь. При этом учитывалось не знатное, аристократическое происхождение, а исключительно деловые качества претендентов и их личная преданность Петру. Член Сената был должностным лицом и в любое время мог лишиться своего звания. Сенат ведал правосудием, казной, торговлей, налогами. Он контролировал работу коллегий и губернаторов. Принятие решений Сенатом осуществлялось коллегиально, большинством голосов. При Сенате сразу же была создана канцелярия с многочисленными отделами-конторами, что свидетельствовало об усилении бюрократических методов управления.

Одновременно с организацией Сената в стране вводился институт фискалов (фискал — доносчик, наушник, шпион). Их обязанность состояла в негласном надзоре за деятельностью правительственных учреждений.

Фискалы контролировали государственные расходы и доходы, работу судебных органов. Они обязаны были доносить обо всех случаях нарушения законов государственными чиновниками. Предупреждение преступности в их обязанности не входило. Во всех слоях населения фискалы пользовались далеко не лестной репутацией.

В 1717-1722гг. на смену старым приказам пришли коллегии. В отличие от приказов в них установился коллективный, совместный принцип рассмотрения и решения всех вопросов.

Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии. В присутствие входил президент коллегии, вице-президент, 4 советника и 4 асессора. Канцелярии никаких вопросов не решали. Там работали писцы, они переписывали документы. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления в масштабах всей страны. В основе коллегиальной системы лежала высокая степень централизации управления.

Сначала было создано 9 коллегий. Военная коллегия во главе с А.Д.Меньшиковым ведала всеми вопросами, касающимися армии: ее фор- мированием, обучением, снабжением, обмундированием, вооружением и т.д.

Адмиралтейская коллегия во главе с Ф.М. Апраксиным таким же образом решала все вопросы, связанные с флотом. Коллегия иностранных дел заменила Посольский приказ. Финансовые вопросы решали 3 коллегии: камер- коллегия штатс-контор-коллегия и ревизион-коллегия. Коммерц-коллегия ведала торговлей, легкой промышленностью – мануфактур-коллегия, а горной и металлургической — берг-коллегия. Позже были созданы еще 3 коллегии: вотчинная, Синод (Духовная коллегия) и юстиц-коллегия. Петр I ввел паспортную систему и полицейскую охрану.

В итоге административных преобразований Петра в России было закончено оформление абсолютной монархии. Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. К важнейшим признакам абсолютизма относятся бюрократизация аппарата управления и его централизация.

Церковная реформа

Петр I упразднил патриаршество (учредил его в 1589г. Б. Годунов) и полностью подчинил церковь государству. Патриарх в России обладал исключительно большим авторитетом и был во многом независим от царя. Петр I после смерти патриарха Андриана в 1700г. не допустил избрания ему преемника. Главой церкви объявлялся монарх-император, а управление церковными делами поручалось чиновникам, заседавшим в Духовной коллегии (Синоде). Полная зависимость Синода от государства выражалась не только в получаемом жаловании, но и в принимаемой его членами присяге. На священнослужителей возлагались и полицейские функции: разрешалось пренебрегать тайной исповеди и доносить властям о замышлявшихся против них актах. Все верующие дважды в год обязаны были исповедоваться. Кто не делал этого добровольно, того принуждали: присылали полицейских, возбуждали уголовное дело.

Церковная реформа Петра означала порабощение русской православной церкви самодержавием. Это было грубое подчинение духовной власти светской. В итоге церковной реформы были во многом потеряны духовные ориентиры нации. В ХIXв. появился тип «ищущего» интеллигента, потерявшего веру отцов и пытающегося утолить духовную жажду из зарубежных источников (масонства, кантианства и др.)

Классы и сословия при Петре I

Петр не только сохранил в неприкосновенности крепостной строй, но и существенно укрепил его. Основные классы общества были консолидированы путем слияния отдельных мелких сословных групп. Крестьянство было разделено на 2 группы — крепостных и государственных. К крепостным были причислены холопы. Государственных крестьян правительство обязало платить в казну сверх подушной подати 40 коп. оброка. Это озна- чало включение государственных крестьян в сферу феодальной эксплуатации.

Петр I заменил подворную подать подушной, что позволило значительно увеличить налоги. Ответом крестьян на такую политику паря было массовое бегство и восстания, в частности Булавинское и Астраханское.

Посадские люди были разделены на купцов и ремесленников. Купцы были распределены по гильдиям, ремесленники были объединены в цехи. При Петре I были учреждены Главный и городовой магистраты — государственные учреждения, посредством которых купцы и ремесленники были подчинены государству. Больше всех изменений претерпело дворянство. В это сословие были объединены все группы служилых людей: бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки, стольники, стряпчие, дворяне московские, дворяне выборные, дворяне и дети боярские. По указу 1714г. о единонаследии поместья были уравнены с вотчинами. Дворяне были обязаны смолоду поступать на военную службу и служить пожизненно. Петр обязал дворян учиться, неграмотным дворянам запрещено было жениться, Учебные заведения, созданные Петром, напоминали казарму, а учащиеся – рекрутов.

Контингент обучавшихся часто комплектовался принудительно. Нередко молодых дворян направляли учиться за границу, часто под вопли родителей. Зато в награду за хорошую службу дворяне получали земли с крестьянами, новые титулы (баронов и графов), ордена и медали, власть.

Петр упразднил прежние чины, зависевшие в значительной мере от происхождения служилых людей. Изданный им в 1722г. «Табель о рангах» разделял всю массу государственных служащих на 14 рангов, т.е. чинов, по которым должен был двигаться каждый военнослужащий или гражданский чиновник. Теперь на первое место ставилось не аристократическое происхождение, а личные способности, образование и практические навыки человека. «Табель о рангах» открыл для представителей мелкого и среднего дворянства доступ к высшим должностям в государстве, предоставил возможность получать дворянские чины выходцам из других сословий: с получением 8-го ранга по службе они становились потомственными дворянами. В итоге к концу Северной войны каждый пятый офицер петровской армии был не дворянин по происхождению.

Итогом социальной политики Петра стало усиление влияния государства, грубо подчинявшего себе естественные социально-классовые процессы.

Оценка личности и деятельности Петра.

И личность, и деятельность Петра встречали как у современников, так и у потомков его противоречивые и прямо противоположные оценки. Одни из современников, кто близко знал Петра и работал с ним, до небес восхваляли его, называя «земным богом». Другие, кто не знал Петра лично, но чув- ствовал тяготы, взваленные им на народ, считали его «мироедом» или самозванцем, которым немцы подменили настоящего царя во время его заграничного путешествия. Раскольники считали Петра антихристом.

В XIХв. «западники» пели Петру восторженную хвалу, а «славянофилы» порицали его за искажение русских самобытных начал и порчу национального характера святой Руси. По мнению «славянофила» К.С. Аксакова, Россия при Петре I странно и насильственно покидает родную дорогу и примыкает к западной. А историк М.С. Соловьев, «западник», утверждал, что петровские преобразования были закономерны и естественно вытекали из исторического развития России. Кто же прав?

Действительно, Петр I посвятил всю свою жизнь служению государству и народу российскому. Он служил солдатом и генералом, матросом и адмиралом, корабельным плотником и законодателем. Он руководил развитием промышленности, входя в организационные и технические подробности производства. Служа сам, Петр требовал от всех подчиненных добросовестного и усердного служения Российскому государству.

В государственном управлении он стремился ввести и укрепить принцип законности. Петр ввел форму присяги «на верность государю и всему государству» и постоянно внушал своим чиновникам необходимость соблюдения законов и заботы об интересах государства. Он жестоко наказывал за взятки, казнокрадство и служебные злоупотребления, вплоть до смертной казни таких высоких чиновников, как сибирский губернатор князь Гагарин и обер-фискал Нестеров.

Много неудач и разочарований испытал Петр, велики были жертвы, которые он требовал от своего народа, но велики были и его достижения. Он открыл России морские пути для сношений с другими народами и ввел ее в число европейских стран. Созданием первоклассной армии и военного флота он сделал Россию великой державой. Он создал далекий от совершенства, но все же более пригодный аппарат государственного управления, чем была устаревшая, сложная и запутанная система приказов. Созданием горно- металлургической промышленности он превратил Россию в экономически независимую страну. Он заложил основы светской русской культуры, которая дала обильные плоды в XIXв.

Но преобразования Петра имели и негативные стороны. Проводимая им европеизация носила насильственный, спешный, мало продуманный и потому во многом поверхностный характер. Она оторвала дворянство и чиновничество от народной массы, разрушила то религиозно-моральное и общественно-бытовое единство народа, которое существовало в допетровской Руси. Созданный Петром громоздкий бюрократический аппарат способствовал упрочению и консервации феодально-крепостнических отношений. Цена петровских преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков. Ценой разорения страны Россия возведена была в ранг европейской державы.