Какой подвиг совершил андрей соколов. Сочинение нравственный подвиг андрея соколова

­Героизм и мужество

Рассказ «Судьба человека» был написан Михаилом Александровичем Шолоховым в 1956 году и в скором времени опубликован в газете «Правда». Это грустная история нелегкой жизни простого русского шофера Андрея Соколова .

Судьба этого человека по-настоящему трагична. Довольно рано герой остался сиротой, поскольку голод унес жизни его родителей и сестры. Самому Андрею, чтобы выжить, пришлось уехать на Кубань и начать «ишачить на кулаков».

Вернувшись оттуда, мужчина женился на «смирной», веселой и «угодливой» девушке Ирине и стал работать шофером, затем у молодой семьи появились дети. Казалось бы, жизнь начала налаживаться, но вдруг грянула война, и Андрей Соколов в числе первых отправился на фронт.

Несмотря на то что суровая военная жизнь, конечно, тяготила героя, он никогда не смел пожаловаться на это жене. Он считал, что «на то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

В дальнейшем сама жизнь словно стремится проверить это утверждение Андрея Соколова, и готовит ему новое страшное испытание: мужчина попадает в плен к немцам. Происходит это тогда, когда он, не задумываясь ни на миг, решается совершить настоящий подвиг: доставить снаряды батарее своих солдат, которая находится в горячей точке и вот-вот должна вступить в бой с врагом. О своем героическом поступке сам Андрей говорит очень просто: «Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?»

Действительно, за своих товарищей этот мужчина готов был отдать жизнь, впрочем, как и они за него. В произведении автор приводит немало примеров мужества русских солдат. Достаточно вспомнить военного доктора, который «в плену и в потемках» делал «свое великое дело»: ночью, когда немцы согнали всех русских пленных в церковь, он переходил от одного солдата к другому и старался помочь своим соотечественникам тем, чем мог.

Стоически переносят солдаты все испытания, которые выпадают на их долю в немецком плену: это и непосильно тяжелые каторжные работы, и постоянный голод, холод, побои, да и просто издевательства со стороны врагов. В таких тяжелых условиях эти люди не утрачивают способности шутить и смеяться, что многое говорит об их мужестве и силе духа.

Жизнь в постоянном страхе делает Андрея Соколова и его товарищей по-настоящему отважными. Достаточно вспомнить эпизод, где немцы хотят расстрелять главного героя (еще до того, как принимают решение взять его в плен). В этот момент он, будучи раненым, все равно поднимается на ноги и бесстрашно смотрит своему возможному убийце прямо в глаза. Далее солдат Соколов, несмотря на риск быть схваченным и убитым, решается мужественно бежать из плена, но, к сожалению, эта попытка оказывается неудачной.

В эпизоде, когда немецкое лагерное начальство вызывает Андрея Соколова в комендантскую, чтобы объявить пленнику приговор о расстреле, мужчина проявляет настоящий героизм. Зная, что идет на смерть, он готовится «глянуть в дырку пистолета бесстрашно».

В разговоре с комендантом Мюллером главный герой также проявляет невероятную храбрость и достоинство: он не соглашается пить водку «за победу немецкого оружия» и отказывается от закуски, демонстрируя противникам, что, несмотря на голод, не собирается «давиться ихней подачкой».

Впервые в русской военной литературе героизм солдата проявляется не только в подвигах, совершенных им на поле боя, но и в такой жизненной ситуации. Мужество Соколова восхищает противников настолько, что они решают не убивать своего пленника, а, наоборот, дают ему с собой еду и отпускают обратно в лагерь.

Вторая попытка выбраться из плена оказывается для Андрея удачной, и мужчина возвращается к своим. Но самое страшное известие, которое потребует от героя не меньшего, а, возможно, даже большего мужества, чем все военные испытания, ждет солдата Соколова впереди. Находясь в госпитале, из письма соседа Андрей узнает о гибели жены и дочерей, а далее, уже после окончания войны, ему сообщают, что в День Победы был убит его сын.

Такие вещи порой ломают даже самых сильных и мужественных мужчин, ведь одной надеждой вернуться к родственникам на войне и в плену живут солдаты. Но трагические события открывают в Андрее Соколове новые резервы доброты и человечности, и потому он берет себе на воспитание малолетнего сироту Ваню . Этот благородный поступок, так же как и все отважные поступки, совершенные Соколовым на войне, по праву можно считать настоящим подвигом и проявлением героизма в нашей повседневной жизни.

Тот жалок, кто под молотом судьбы

Поник - испуганный - без боя:

Достойный муж выходит из борьбы

В сияньи гордого покоя,

И вновь живет - главы не преклоняя...

Н. Огарев

Рассказ Шолохова «Судьба человека» стал этапным в раскрытии военной темы. Шолохов не раз обращался к мысли о цене великой победы, о страшных потерях, понесенных страной. Изображение в полный рост трагической судьбы рядового солдата, вынесшего всю тяжесть войны, стало главной задачей рассказа.

Кто он - герой «без страха и упрека»? Этот вопрос мог бы остаться без ответа, если бы не «Судьба человека» М. Шолохова, где показан скромный рядовой участник войны, труженик, ничем не выдающийся человек Андрей Соколов.

Именно ему автор посвящает талантливое произведение, восторгается его подвигом, видит в нем верного сына отечества. Рассказ его можно назвать героической песней в честь русского солдата и разделить с автором его восторг, преклонение перед мужеством героя, несгибаемостью его воли, чувством сострадания. Проникновенно, предельно искренне написано произведение, построенное как рассказ в рассказе (искусный авторский прием для достижения наибольшей достоверности в изложении тех событий, о которых говорится). Автор показывает не просто исторический момент, он изображает конкретного человека на войне с его мыслями, чувствами, переживаниями.

Начинается повествование с описания «первой послевоенной весны», «дружной и напористой ». Весна - это всегда возрождение к жизни, обретение надежды, подъем всего лучшего как во всей природе, так и в человеческом сердце, и Шолохов начинает со светлого аккорда, но тут же предостерегает: «...в эту недобрую пору бездорожья». Ведь этими разбитыми, тяжелыми дорогами войны, дорогами судьбы идут к нам герои: Ванюшка и Андрей Соколов.

Упоминанием о бездорожье Шолохов хочет подготовить читателя к чему-то тревожному (горькое повествование о страданиях и лишениях героя), а также доброму и душевному (о возрождении к жизни, обретении счастья утраченного отцовства).

Его главный герой, Андрей Соколов, является и рассказчиком, и действующим лицом. В описании портрета героя больше всего поражают «глаза, наполненные неизбывной смертной тоской». Вэтих «словно присыпанных пеплом» глазах,как в зеркале, отразилась вся его жизнь, полная невыносимых мук и невосполнимых утрат.

Андрей начинает печальную повесть о себе так: «Поначалу жизнь моя была обыкновенная». И действительно, ничего в ней необычного нет: Андрей гордится своей женой-умницей, детьми. Не зря он так подробно говорит о своей довоенной жизни: «Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке», как будто пытается зафиксировать каждый день, каждый час, каждый миг.

И эта налаженность, устроенность, семейное счастье обрываются, как обрывается туго натянутая струна: «А тут вот она, война» . Эта фраза символизирует резкий переход от мира к войне, от счастья к горю, от жизни к смерти. Как тяжело было расставание героя с родными, у него «сердце на части разрывалось» при виде убитой горем жены, плачущих детей. Сцена настолько потрясает, что слезы невольно наворачиваются на глаза, и именно в этот момент автор обрывает рассказ Андрея: «Не надо, друг, не вспоминай!»

Читая, ловишь себя на мысли: если трудно даже слушать, каково же было пережить! Следишь с участием за началом испытаний - первом страшном витке судьбы пленного. Дальше события развиваются по спирали, как снежный ком обрастают новыми, все более тяжкими ударами.

Не на поле боя, а в условиях фашистского плена совершает Андрей свой подвиг, он выносит страшные побои, бесчеловечные издевательства, унижения. Герой бесстрашно смотрит смерти в глаза, мужественно переносит ужасы концлагеря. И никто, ни при каких обстоятельствах не может убить, раздавить в нем силу духа русского человека, поствить его на колени: «У меня есть свое, русское достоинство и гордость, и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Герой, преодолев, казалось бы, все испытания, возвращается домой, но на месте дома... воронка. Воронка и в душе Андрея, для него не осталось ничего (« все рухнуло в единый миг »), кроме последней надежды - старшего сына. Как гордится отец боевой доблестью молодого командира, с каким трепетом ждет не дождется встречи со своей кровиночкой.

И тут судьбе надо распорядиться иначе: сына убивают почти за день до победы. От этого удара сердце героя скручивает смертельная тоска и тупая безысходность, для него, казалось бы, жизнь потеряла смысл, он остался один на всем белом свете. «Похоронил я сына, - рассказывает Соколов, - и словно что-то во мне оборвалось, а мои невыплаканные слезы на сердце засохли...» Ни война, ни личные утраты не сломили Андрея, он не зачерствел сердцем, не ушел в себя. Герой совершил еще великий гражданский и гуманистический подвиг - усыновил «маленького оборвыша», мальчишку-сироту: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать».

Тема преодоления трагического, незаслуженного одиночества связана у Шолохова с изображением огромной силы самой жизни. Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в чьей душе оставалась надежда на «добрую долю», Соколов сам становится «представителем» неуничтожимой человечности мира. Так тянется цепочка «добра за добро», выражающая народный взгляд на этический смысл жизни.

С какой любовью и лаской воспитывает Андрей сынишку, с каким умиленьем смотрит на его голубые « глазенки ». Единственное, что тревожит отца: «сердце у меня раскачалось, поршня надо менять»; боится, что не дотянет он, не увидит, как будет жить и расти Ванюшка. Но автор оставляет читателю надежду, что Андрей Соколов сумеет воспитать сына, сделать из него настоящего человека.

Герой рассказа - образ собирательный, несмотря на реальный прототип. Это не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе сам тип русского национального характера.

Судьба главного героя привлекает мое внимание тем, что, не будучи выдающейся личностью, он проявляет моральную выдержку и твердость в самых драматических обстоятельствах. Шолохов тем самым доказывает величие русского человека, способного перенести любые трудности, показать милосердие и душевную стойкость. «Судьба человека» М. Шолохова не просто рассказ о нелегкой судьбе человека на войне - это хвалебная песнь сильным людям.

Подобный торжественный мотив звучит во многих произведениях, посвященных войне, таких, как «Хатынская повесть» Алеся Адамовича, «Дожить до рассвета» В. Быкова, в стихах К. Симонова.

Тема подвига во всю свою героическую мощь высказана, выплакана именно в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». В нем показан русский солдат, прошедший ад войны, который несмотря ни на что стремится к счастью, любви, который является не просто символом стойкости и мужества человека из народа, но и символом гуманизма. «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Михаил Александрович Шолохов - писатель, в чьем творчестве отразилась жизнь родного народа на рубежах, которые становятся историческими вехами. Одна из наиболее ярких глав жизни русского народа связана с годами Великой Отечественной войны.

В начале войны Шолохов был призван в ряды Советской Армии как комиссар запаса, где стал военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды». С первых дней войны Шолохов посвятил свое творчество служению народу, вступившему в смертельную схватку с фашистами. Поэтому глубоко патриотическая тема - подвиг человека в Великой Отечественной войне - замяла на долгое время главное место в произведениях писателя. В эти годы он создает произведения «Судьба человека» и «Они сражались за Родину».

Для русской литературы XX века характерно пристальное внимание к внутреннему миру человека. М.А. Шолохов относится к числу тех мастеров слова, которые, показывая духовную красоту своих героев, раскрывают суть человеческой личности.

войне писатель с удивительным мастерством изобразил «то главное, что принято называть нравственным обликом народа, его национальным характером».

В рассказе «Судьба человека», вышедшем в 1956 году, с огромной любовью нарисован русский человек.

В «Судьбе человека» Шолохов напоминает читателю о тех бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости человека, выдержавшего все мучения и не сломившегося. Рассказ Шолохова пронизан безграничной верой в душевные силы русского человека.

Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье.

Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе.

В основу сюжета Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов - главный герой. Второй голос-голос автора, слушателя, случайного собеседника

В первую послевоенную весну встретились на верхнедонской земле два незнакомых человека.

Трагедия и жизненные обстоятельства одного мужчины всколыхнули душу другого, тоже не понаслышке знавшего цену страдания.

Андрей Соколов ошибочно принял стоявшего возле старенькой машины человека за шофера и почувствовал к незнакомцу особое доверие.

Он отпускает своего приемного сынишку Ванечку поиграть возле воды, а сам слово за слово поведал историю собственных мытарств.

Кроме того, Соколов увидел, что его собеседник одет в «солдатские ватные штаны и стеганку», значит, воевал. Фронтовики всегда ощущают свое внутреннее родство и общаются как близкие люди.

Рассказав о своей довоенной жизни, герой «воскресил» образы дорогих ему людей: жены Ирины, двух дочерей и сына. Десять лет семейной жизни, по словам Соколова, промчались как один день. «Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на «отлично»... крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке», - говорит герой-рассказчик. Такое вот мирное счастье миллионов в один день разрушила война.

Андрей Соколов воспринимает вероломное нападение врага и как собственную беду, и как трагедию всего народа. С самого начала войны Соколов оказался в рядах Красной Армии, на передовой. Как ни храбро воевали русские солдаты, все же в первые месяцы сражений приходилось отступать.

Шолохов подчеркивает сходство военной биографии своего героя с участью тысяч солдат. Будучи раненным, попадает Андрей Соколов в фашистский плен. Пребывание в неволе, когда враг топчет родную землю, уничтожает все, что дорого сердцу русского человека, становится тяжким нравственным испытанием для героя. «Ох, браток, нелегкое это дело - понять, что ты не по своей воле в плену.

Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука», - с горечью говорил Андрей Соколов.

М.А. Шолохов, сделав главным героем человека, побывавшего в плену, реабилитировал честное имя тех, кто не по своей воле оказался в немецких лагерях и там продолжил борьбу с ненавистным врагом. Русский национальный характер Андрея Соколова проявился в первую очередь в том, что фашисты не могли сломить его воли, не сумели изменить его сознания, не склонили к предательству.

Тысячи военнопленных, несмотря на физические пытки, не покорились врагу. Такова историческая истина.


Писатель устами героя-рассказчика доносит страшную и горькую правду. Соколову трудно вспоминать о плене, но ради памяти бойцов, погибших в фашистских застенках, он продолжает свою страшную историю. Соколов подчеркивает, что в товарищах по несчастью всегда находил моральную и физическую поддержку. Если о своем пребывании в неволе он говорит, словно извиняясь перед кем-то, то рассказ о военном враче, попавшем в плен, но оказывавшем помощь раненым соотечественникам, окрашен интонацией восхищения: «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал». Предательство среди русских солдат - случай крайне редкий. Именно поэтому задушил Соколов рядового Крыжнева, ради спасения собственной шкуры задумавшего выдать своего взводного. И в этом, похоже, проявился русский национальный характер героя, уничтожившего того, кто, по его убеждению, позорит звание русского солдата.

В плену выжил Соколов только потому, что мечтал вырваться на свободу, примкнуть к Красной Армии и беспощадно бить врага, осквернившего русскую землю.


Первая попытка закончилась неудачей. Изувеченного собаками и избитого фашистами Андрея Соколова сажают в карцер.

Дойдя до этого эпизода в своей военной биографии, прерывает герой повествование. Не хочет он говорить о себе, так как полагал, что другим было еще хуже в фашистском плену. Обращаясь к собеседнику, он откровенничает: «Тяжело мне, браток, вспоминать... как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагере, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать...»

Слова о пытках, которым подвергали людей немцы, произнесены с горечью. В такой простой форме обозначил герой рассказа суть фашизма - античеловеческой системы, машины смерти.

Именно русский народ уничтожил «коричневую чуму XX века», потому что мы - духовно сильная нация.

Психологический поединок Андрея Соколова и лагерфюрера Мюллера является свидетельством величия русского человека. Герой к начальнику лагеря был вызван для расправы. Фашисты любили продемонстрировать свою власть над человеком, они по-садистски изощренно умели издеваться над пленными.

Соколов отверг предложение «выпить за победу немецкого оружия», но согласился выпить «за свою погибель». От закуски пленный гордо отказался. Своему новому знакомому он пояснил: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что и у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

И все же герой осуществил заветную мечту, которую лелеял два страшных года. Он сумел убежать из плена и перебраться к своим, в действующую армию.

Радость освобождения была омрачена самым страшным известием, которое может получить человек: «...еще в июне сорок второго года» во время немецкой бомбежки погибли его жена и дочери. Дрожит голос героя-рассказчика, «удушье давит» его.

Глазами автора видим мы весеннюю природу: «В залитом полой водою лесу звонко выстукивал дятел... все так же... проплывали в вишневой синеве облака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни».

Этот изменившийся облик мира подтверждает истину: русский человек способен чужую боль воспринимать как собственную. Смерть четыре года собирала кровавый урожай, а послевоенная весна так настойчиво утверждает торжество жизни.

Из рассказа Андрея Соколова мы узнали о последней ужасной потере: в День Победы гибнет в Берлине его старший сын. Все, что было дорого герою-рассказчику, унесено войной.

/ / / Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова «Судьба человека»

Замечательный русский писатель Михаил Шолохов не боялся ставить в своих произведениях непростые нравственные вопросы и разрешать их. В его творчестве наиболее частыми были темы человека и войны. В рассказе «Судьба человека» автор показал нравственный подвиг настоящего гуманиста, который не просто выжил, пройдя все испытания, но и не озлобился на всех.

Весь рассказ пронизан верой писателя в стойкость русского человека. Это подтверждают многие яркие эпизоды. Главный герой Андрей Соколов ушел на фронт. И вначале ему везло, но однажды он попадает в плен к немцам.

Первое нравственное испытание, которое герой там переживает, связано с другими пленными. Он случайно слышит разговор, из которого ясно, что один из пленных хочет донести на сослуживца. Андрей не может допустить, чтобы пострадал невинный человек, и поэтому учиняет самосуд над предателем.

Второе испытание связано с доносом на него самого. Немцы не щадили военнопленных и заставляли трудиться в каменном карьере, требуя очень большое количество выработки за день. Соколов как-то обронил неосторожную фразу о несправедливости такого отношения. На следующий день его вызвали к коменданту лагеря. Все понимали, что это равнозначно расстрелу. Но случилось невероятное – герой выжил и даже вышел из ситуации победителем.

Как же так произошло, и что сделал Соколов? Комендант любил издеваться над пленными, показывать свою власть. Поэтому когда Андрей зашел в комнату, то увидел стол со всякой едой. Это было пыткой для изголодавшегося человека. Но Андрей не кинулся к столу, не стал умолять о куске хлеба, как того ожидали враги, а нашел в себе силы отвернуться от стола. Герой вел себя достойно, не струсил и не стал отказываться от своих слов, чтобы избежать расстрела. Тогда лагерфюрер, так называли коменданта, предложил Соколову выпить за победу их оружия. Когда герой отказался это сделать, ему предложили выпить за свою несчастную участь. Андрей выпивает три раза, отказавшись закусить. При этом он твердо держался на ногах, хотя для истощенного организма это было почти невозможным. Комендант был поражен стойкостью русского солдата и принял неожиданное решение – помиловать его и дать немного еды.

Писатель показывает, что герой победил благодаря тому, что оказался нравственно стойким человеком, не опустился до уровня голодного зверя.

Показан во многих эпизодах как нравственно высокий человек. Но самым главным его подвигом стало решение усыновить Ванюшу. Когда герой остался совсем один без семьи, он случайно встречает такого же одинокого человека, маленького мальчика. У Ванечки никого не осталось в его то малые годы, ему не было даже где приклонить головы. Андрей решает, что не даст Ванечке пропасть и берет себе за сына. Герой спасает ребенка и тем самым спасает и себя. Ведь мальчик становится его новым смыслом в жизни.

Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова «Судьба человека» в стойкости, гуманности, жажде к жизни.

Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» создан в 1956 году, спустя десятилетие после Великой Отечественной войны, в период хрущёвской оттепели. Именно тогда возникла потребность подвести итоги прошедшей войны, осмыслить судьбу народа и судьбу отдельной личности, раскрыть истоки подвига.

Главный герой рассказа – Андрей Соколов – ровесник века.

История его жизни – это и история страны. На первый взгляд, перед нами обыкновенный человек, такой же, как и все, простой человек из народа, и его судьба неотделима от судьбы его Родины. Уроженец Воронежской губернии, в гражданскую войну он был в Красной Армии. В голодный двадцать второй год работал на кулаков и тем спасся от голода. Работал на заводе, женился на сироте.

Шолохов не идеализирует своего героя. Возвращаясь с работы усталым и злым, порой он грубо обращался к женой, случалось, выпивал. Но жена ему досталась – золото, тихая, ласковая, кроткая и терпеливая. Благодаря её доброте, в семье был мир, на душе у Андрея покой.

Исследуя характер своего героя, Шолохов пытается понять, как простой и незаметный шофёр – работяга оказывается в годы войны способным на героические поступки.

С самого начала войны Андрей Соколов проявил силу характера, стойкость, мужество. В письмах жене он никогда не жаловался на трудности, понимая, что женщинам в тылу тоже нелегко.

Выполняя опасное задание – нужно было провезти на батарею снаряды, - Соколов попал под артобстрел и потерял сознание. Так Андрей попал в плен.

Многое пришлось ему вынести: и издевательства, и побои немцев, и голод, и тяжёлый труд, - но не потерял солдат своего человеческого достоинства, сохранил силу духа. Его поединок с комендантом лагеря Мюллером закончился нравственной победой простого русского солдата. Идя в комендатуру, Соколов готовился к смерти, но сумел собраться с духом, «чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не видели в последнюю …минуту», что трудно ему расставаться с жизнью.

Мюллер по достоинству оценил храбрость русского солдата и подарил ему жизнь.

Андрей Соколов не только сумел бежать из плена, но и доставил в нашу часть важного немецкого генерала.

Но главное испытание ожидало простого русского солдата после войны. Авиабомба попала в дом Соколова, погибли жена и дочки. Сына Анатолия в День Победы убил немецкий снайпер. Как жить, когда нет близких и родных?

Не ожесточилось сердце солдата, сохранило способность к любви, милосердию, состраданию. Усыновил Андрей мальчонку – сироту Ванюшку с ясными, как звёздочки, глазами. Оттаивает возле ребёнка сердце человека, с глазами, «словно присыпанными пеплом, наполненными такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть».

И выше нет того духовного, нравственного подвига, когда человек, «исказнённый войной», сохранил в себе душу живую и отдаёт тепло своего сердца тому, кто больше всего в этом нуждается, - ребёнку, осиротевшему во время войны.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-10-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.