Научится играть на акустической гитаре. Самоучитель игры на электрогитаре

Аннотация: В данной статье описаны первые шаги обучения на гитаре: как держать, с чего начать. Первый урок от портала PesniGitara!

Держу пари, Вы хоть раз слышали, как красиво звучит обычная шестиструнная гитара! Да и , Вы 100% слышали!

В наше время, с этим проблем нет - много mp3 записей, видео... Раньше было посложнее: кто то услышал в армии, кто - то на кассетных магнитофонах, ну и конечно, во дворе!

Гитара очень чуткий инструмент, но научиться играть не так уж и сложно (по крайней мере, ).

Существует два способа научиться играть на гитаре:

  1. Записаться на курсы обучения в своем городе (музыкальные школы, индивидуальные уроки и т.д.)
  • Плюсы : учиться у профессионала всегда очень просто, и если у Вас есть желание, Вы очень быстро освоите данный инструмент.
  • Минусы : придется заплатить денег.
  • Научиться играть самому.
    • Плюсы : Учиться играть можно в любое время и без затрат.
    • Минусы : Дельные советы, Вам придется черпать из сети/книг по самообучению игры на гитаре.

    И так, если вы выбрали обучение у профессионала, записываемся и вперед на учебу.

    Если же, у Вас нет возможности обучения игры на гитаре у профи в Вашем городе, либо по какой - то другой причине, Вы желаете быть самоучкой, надеемся, что наш портал поможет Вам!

    Учимся играть на гитаре. Первые шаги

    В первую очередь, определимся, что нам будет нужно в процессе обучения:

    1. Гитара. Если ее нет, то думаю, что не проблема взять инструмент у кого - то из знакомых (гитаристов на самом деле много).
    2. Руки. Можно конечно и ногами играть, это уже зависит от уникальности устройства Вашего тела.
    3. Голова
    4. Стремление и терпение. Вот это самые важные факторы в обучении игре на гитаре. Если не будет стремления и терпения, пиши, пропало.

    Когда у Вас появится все необходимое (внимание: некоторые вещи должны быть выданы Вам при рождении!), можно начинать обучение!

    И так, для начала возьмем гитару в руки. Если вы правша, то струны на грифе (палка это такая, на которой натянуты струны (для тех кто не знает;D)) должны быть расположены в таком порядке:

    1. e (Самая толстая. Можете попробовать сыграть "Прощание паровоза", зажав на первом ладу струну, хорошенько дернуть (не рвите только) и провести до конца в право.)
    2. H(B) (Вторая по толщине струна, пятая в списке)
    3. F (Третья по толщине. Четвертая в списке)
    4. D (Четвертая по толщине. Третья в списке)
    5. A (Пятая по толщине. Вторая в списке)
    6. E (Самая тонкая.)

    Отлично, теперь мы знаем, названия струн и как правильно держать гитару (для левшей будет отдельная статья).

    Переходим к более сложному процессу - делаем первые шаги.

    Надеемся, Вам помогла наша статья. С уважением, портал !

    Хотите найти репетитора по игре на гитаре в Москве? В нашей базе их - 412!

    Если Вас интересует индивидуальное обучение игре на гитаре в Москве или недорогие курсы игры на гитаре "на дому" с частным преподавателем, а времени искать репетитора самостоятельно, просматривая все анкеты, у Вас нет, то Вы можете написать , какой именно репетитор нужен, и администратор бесплатно сделает подбор в соответствии с Вашими требованиями (укажите цену занятий, место проведения занятий, пожелания к преподавателю, укажите, кто будет обучаться - ребенок или взрослый). После этого подобранный нами частный репетитор по гитаре свяжется с вами в течение дня.

    Индивидуальные курсы по игре на гитаре с опытным репетитором в Москве.
      Уроки музыки и игры на гитаре для малышей, школьников и взрослых.
      Малышам: Специальная программа раннего музыкального развития для дошкольников (3-6 лет), занятия проходят в игровой форме, пение детских песенок, музыкально развивающие игры, игра на различных инструментах, что дает развитие творческих способностей, проявления интереса к музыке.
      Школьникам: Индивидуально составленная программа занятий позволит ребенку успешно заниматься и развиваться согласно своим способностям, временным возможностям и желанию. Программа составляется исключительно под конкретного ученика, чтобы всегда присутствовал интерес к занятиям...
      

    Репетитор по гитаре в Москве и МО. Индивидуальное обучение игре на гитаре на дому.
      Электрогитара, техника, импровизация, для профессионалов и любителей. Любой уровень.
      Длительность занятия - от 90 минут до 120 минут. При подходе к импровизации длительность урока
      может быть увеличена до 180 минут. При этом цена за урок не превышает отметки 2000 рублей.
      Мэй Лиан (родился 10 марта, 1962 года)
      Один из лучших гитаристов России.
      На гитаре начал играть с 9 лет.
      На профессиональной сцене с 1984 года.
      Работал с группами "Олис", "Аспарез", "Акция", "Балерина", а также в группе Ольги Кормухиной, в составе театра Аллы Пугачевой.
      В 1990 году был приглашен за границу, где проработал 3 года, как студийный и концертный музыкант, в 14 странах Европы...
      

    • Стоимость занятия: 1300 руб. / 60 мин
    • Предметы: Гитара, Сольфеджио, Музыка
    • Город: Москва
    • Ближайшие станции метро: Таганская, Марксистская
    • Выезд на дом: нет
    • Статус: Частный преподаватель
    • Образование: Высшее музыкальное

    Индивидуальный репетитор по гитаре на дому для ребенка и взрослого.
      Играю в общей сложности более 15 лет. Являюсь лауреатом и победителем международных конкурсов. За годы преподавания мною была сформирована отработанная методика преподавания, которая ориентирована на достижение высоких результатов. Специфика занятий построена сугубо на индивидуальном подходе к каждому ученику. Моими учениками являются люди всех возрастов – начиная от малышей, заканчивая людьми старшего и преклонного возраста.
      С ДОШКОЛЯТАМИ и ШКОЛЬНИКАМИ занятия проходят с учетом особенностей и интересов ребенка, что помогает привить им интерес к музыке. Стараюсь не нагружать учеников лишней информацией, последовательно и целенаправленно обучая их различным стилям игры...
      

    • Стоимость занятий: Занятие дома - 1500 рублей/час;
      Занятие у ученика - 2500 рублей/час.
    • Предметы: Гитара, Сольфеджио, Укулеле
    • Город: Москва
    • Ближайшие станции метро: Юго-Западная, Юго-Западная
    • Выезд на дом: возможен
    • Статус: Частный преподаватель
    • Образование: Московское муз. училище им. С. Прокофьева и РАНХиГС, факультет национальной безопасности
    • Стоимость занятий: выезд - 1500 рублей за 60 минут, а дома у себя я провожу за 1000 рублей за 60 минут.
    • Предметы: Гитара
    • Города: Москва, Красногорск
    • Ближайшие станции метро: Мякинино, Тушинская
    • Выезд на дом: возможен
    • Статус: Частный преподаватель
    • Образование: Колледж МЭСИ - экономист; МГУЭСИ окончил в 2009 г. - специалист по банковскому делу. Гитарный колледж 2006 - 2008 гг. по классу гитары; МКИМ (Московский Колледж Импровизационной Музыки) - 2008 г. - по настоящее время...

    Опытный репетитор гитары в Москве и МО. Индивидуальное обучение гитаре для начинающих и умелых учеников.
      Обучаю игре на гитаре с любого возраста. Индивидуальный подход к каждому ученику. От классической музыки до рока и авторской песни. Могу помочь с выбором инструмента.
      В 1995 г. - Лауреат второй премии в Городском конкурсе гитаристов (г. Ростов-на-Дону).
      В 2003 г. - Лауреат областного фестиваля искусств "Вдохновение".
      В 2005 г. - Лауреат первой премии Международного конкурса "Надежды, Таланты, Мастера" (Болгария, г. Добрич).
      В 2006 г. - Лауреат второй премии Международного конкурса "Виртуозы гитары" (г. Санкт-Петербург).
      В 2008г. - Гран-При Международного конкурса "Гитара +" (Украина, г. Одесса)...
      

    • Стоимость занятий: 2000 р./60 мин. - у ученика;
      у преподавателя - 1500 р./60 мин..
    • Предметы: Гитара
    • Город: Москва
    • Ближайшие станции метро: Марьина Роща, Новослободская
    • Выезд на дом: возможен
    • Статус: Частный преподаватель
    • Образование: В 1995 г. - Лауреат второй премии в Городском конкурсе гитаристов (г. Ростов-на-Дону). В 2003 г. - Лауреат областного фестиваля искусств "Вдохновение". В 2005 г. - Лауреат первой премии Международного конкурса "Надежды, Таланты, Мастера" (Болгария, г...

    Частные уроки игры на гитаре в Москве с репетитором.
      Имею большой опыт занятий с маленькими детьми от 7 лет в творческих центрах. Сейчас преподаю в двух музыкальных центрах и занимаюсь с частными учениками на дому.
      Если это необходимо (ученик живёт далеко или ученик заболел) преподаю по skype.
      Даю нотную грамоту, по вашему желанию могу её не давать.
      Учеников беру всех возрастов и с разной степенью владения навыком игры на гитаре, начиная с нуля.
      Вы сможете играть известные произведения, любимые мелодии и песни. Мы с вами вместе подберём программу обучения, которая будет опираться на ваши музыкальные вкусы и предпочтения.
      Обучаю игре на гитаре:...
      

      Я провожу первое занятие бесплатно (бесплатное занятие возможно только на моей территории).
      Частное обучение игре на гитаре для детей и взрослых в Москве. Выгодные цены.
      Даю уроки по игре на акустической гитаре, электрогитаре
      В обучение входит практическая часть (постановка рук, техника правой и левой руки, координация, ритмика, медиаторная техника, легатная техника, теппинг, натуральные и искусственные флажолеты, а так же практическое применение выше перечисленного в различных стилях музыки) и теоретическая часть (основы нотной грамоты, основы импровизации).
      
      

    Репетитор по гитаре в Москве.
      Гитара на любом уровне. От песен "для себя" до подготовки к поступлению в муз. школу, муз.колледж, музыкальный ВУЗ.
      Обучение "подбору" песен, импровизации и всему, что связано с гитарой и концертной деятельностью будущего гитариста!
      Играть на гитаре и петь может каждый. Отговорки "у меня нет слуха" не существует! - Проверено личным опытом!
      

    Обучение игре на скрипке с профессиональным преподавателем. Возможно обучение с нуля детей с 4 лет. Помощь в выполнении домашних заданий учащимся ДМШ И ДШИ. Кропотливо работаю над постановкой рук, снятием мышечных зажимов. Большое внимание уделяю звукоизвлечению, технике правой и левой рук. Сольфеджио, развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма. Обучаю нотной грамоте с нуля, для детей Сольфеджио по программе Т.Л.Стоклицкой. Преподаю общее фортепиано (для учащихся инструментальных отделений ДМШ и ДШИ). Обучение с нуля игре на 6-ти струнной гитаре детей от 6 лет (классический репертуар, аккорды, песни)...
      

    • Стоимость занятия: 1200 руб. / 60 мин
    • Предметы: Скрипка, Гитара
    • Город: Москва
    • Ближайшая станция метро: Кузьминки
    • Выезд на дом: возможен
    • Статус: Школьный преподаватель
    • Образование: Филиал Санкт-Петербургской консерватории г. Петрозаводск, факультет инструментального исполнительства, год окончания - 2002.

    Преподаватель по игре на гитаре для начинающих и опытных игроков.
      Подготавливаю детей с 7 лет и взрослых, с "нуля" и уже играющих. Сольфеджио, развитие слуха и чувства ритма ребенка, ноты, подбор мелодий, импровизация. Обучение игре на гитаре (акустике), игре на электрогитаре гитаре и бас-гитаре начинающих и уже играющих учеников. Акустическая гитара: гарантированно быстро научу играть аккордами и подбирать мелодии самостоятельно, игра боем и перебором, звукоизвлечение. Электрогитара: постановка рук, основные технические приемы, игра метиатором, бэнды, тэппинг (игра двумя руками по грифу), игра с тремоло (машинкой), подбор соло и ритм партий, разбор известных композиций (Metallica, Deep purple и т...
      

    • Стоимость занятий: 1500 р./60 минут. При оплате 5 занятий сразу предусмотрен БОНУС.
    • Предметы: Гитара, Музыка, Сольфеджио, Вокал
    • Города: Москва, Королев, Лобня, Красногорск, Зеленоград
    • Ближайшие станции метро: Октябрьское поле, Щукинская
    • Выезд на дом: возможен
    • Статус: Частный преподаватель
    • Образование: Высшее гуманитарное образование. Музыкальная школа № 23 по классу гитары (1990 г.), Московский колледж импровизационной музыки (рок-колледж), факультет – гитара, специальность – инструментальное исполнительство, гитара (1993 г...

    Самый животрепещущий вопрос людей, желающих играть на гитаре, это «С чего начать?» и «как быстро научиться играть на гитаре», причем желательно не выходя из дома, и вписавшись в самый минимальный студенческий бюджет. И как не странно но с нашим порталом обучения и саморазвития даже это становиться реальным, поэтому сегодня мы начинаем новый цикл статей о том, как быстро научиться играть на гитаре дома.

    И так для начала наверное, логично предположить, что играть на гитаре можно научиться только при наличии самого инструмента. Ну, здесь все не очень сложно.

    Где взять гитару начинающему?

    Инструмент (в данном случае гитару) начинающему музыканту можно либо купить, либо одолжить у не сложившихся музыкантов, которых к вашему счастью, и несчастью современности очень много. Если это последний вариант, то тут все просто, что дали, на том и играешь.

    Если ваш выбор пал на магазин, то тут можно потерять дар речи от количества и разнообразия разных гитар. В основном существуют классические, акустические и электрические гитары (имеются в виду 6-ти струнные гитары), ну и конечно 12-ти струнные, 7-ми струнные. О классификации и разновидности гитар подробнее в другой статье.

    Какая гитара подойдет для новичка?

    Вообще быстро научиться играть можно на любой гитаре, но удобнее всего для новички и начинающего конечно классическая гитара . Во-первых, из-за струн. На классику ставятся нейлоновые струны, а на двух других используется металл, что добавит вам еще больше неизгладимых впечатлений в виде болящих подушечек пальцев. От нейлона пальцы тоже будут болеть, но не так сильно.

    У металлических струн повышенное натяжение, и никогда не ставьте металлические струны на классику, от этого гитара со временем просто сломается. На гитарах с металлом, как минимум есть металлический стержень в грифе и железные колки.

    И в любом случае с ростом вашего уровня вы купите себе новую гитару, более соответствующую вашим уже более профессиональным предпочтениям. А эта старая гитара подходящая для новичка и позволившая вам научиться играть на гитаре ваши первые аккорды останется для поездок пения у костра, или же вы вообще от негодования кинете ее в костер и будете плясать на углях.

    Дорого ли стоит гитара для обучения

    Теперь определимся с ценовым диапазоном. В начале для обучения игре на гитаре нет никакого смысла покупать дорогую, навороченную гитару, достаточно самой дешевой классики . Благо есть огромное количество фирм, специализирующихся именно на ученических инструментов низкой ценовой категории.

    Необходимые аксессуары для начинающего гитариста

    Заодно приобретите другие необходимые аксессуары для начинающего гитариста, это может быть тюнер если есть желание, либо можно скачать с интернета на компьютер, либо приложение на ваше мобильное устройство.

    Тюнер – волшебная штучка помогающая людям настраивать гитару без особых напряжений слухового и умственного аппаратов, что как раз идеально подходит новичку мало понимающему в настройке гитары.

    Гитара часто будет расстраиваться и надо быть к этому готовыми, как пионеры, или кто вам нравится. Новые гитары будут расстраиваться каждые 30 минут, а то и чаще, но со временем это пройдёт.

    Можно приобрести подставку под левую ногу для правильной посадки, но об этом позже.

    С выбором вроде бы разобрались.

    Основы строения гитары для начинающих

    Снаружи гитары сильно не различаются, по этому рассмотрим строение классической гитары . На рисунке все замечательно видно, только еще на подставке располагается нижний порожек, а резонаторное отверстие в некоторых кругах называется «розетка».

    Так же гитарные струны нумеруются определенно, от самой тонкой к самой толстой. Снизу вверх. Внутреннее строение гитары пока не принципиально и мы рассмотрим его в отдельной статье.

    С тем как играть и даже как сидеть тоже не так просто, это нужно выучить еще перед тем как научиться играть на гитарных струнах. Резонно предположить какая разница как сидишь, главное лупи по струнам да ори громче.

    На самом деле и так можно, но мой долг рассказать, а ваш либо принять, либо послать меня на все стороны, и делать неправильно, но моей вины в этом уже не будет.

    Суть в том, что есть классическая посадка, которая приводит ваше тело в оптимальное положение при котором мышцы не перенапрягаются при долгой игре, вот она:

    Спина прямая, нога на возвышенности сидите, не облокачиваясь на 2/3 стула. Для выработки правильной постановки рук эта посадка оптимальна и не требует лишнего внимания.

    Но в принципе можно сидеть, просто положив гитару на правую ногу, главное при такой посадке, также ровно держать спину и правильную постановку рук, и будет все замечательно.

    Обозначение пальцев рук для игры на гитаре

    Для удобства записи при обучении игра на гитаре есть определенное обозначения пальцев рук. Постарайтесь их запомнить.

    Также для удобства игры каждому пальцу правой руки, соответствует своя струна. Как показано на рисунке: p-6,5,4; i-3; m-2; a-1; e-в классическом варианте не используется, но некоторые произведения подразумевают использование. При игре только на одной струне, правая рука играет попеременно пальцами iиm.

    Постановка рук для желающих научиться играть на гитаре

    Для того чтобы ваши пальцы не болели, вы действительно могли долго заниматься и научиться быстро играть на гитаре, а при развитии навыка вы могли увеличивать скорость игры, существует правильная постановка рук.

    Постановка правой руки гитариста:

    Чтобы правильно положить правую руку, проведите воображаемую линию вертикально вверх от подставки, до обечайки, на пересечении положите руку до локтя.

    П оставьте пальцы на струны, например: p-6; i-3; m-2; a-1. Указательный и большой палец должны образовывать «крест» (как показано на рисунке). Большой палец впереди всех остальных.

    Что делает правая рука?

    То как правая рука извлекает звук, называется «ритмическим рисунком правой руки» . Я буду поочередно записывать, какие струны дергать . Для начала возьмем два простейших рисунка:

    1. Бас, 3, 2, 1, 2, 3. посмотрите как это должно выглядеть и звучать на видео.

    2. Бас, 321 (струны дергаются одновременно).

    При игре басы играются попеременно.

    Постановка левой руки гитариста:

    Когда вы только начинаете зажимать струны левой рукой, у вас начнут болеть подушечки пальцев. Это нормально со временем боль пройдет, когда у вас на них не огрубеет кожа.


    И как говорил один мой знакомый гитарист-«Стимуляция подушечек пальцев способствует развитию головного мозга» . Не знаю правда или нет, но приятно думать, что ты еще и умнеешь.

    При постановке левой руки, большой палец на середине грифа (по ширине). Рука округлая, как будто у вас в ней маленький мячик. Пальцы ставятся как можно ближе к ладовым порожкам, но не плашмя, а как иголочки.

    Упражнение для быстрого обучения игре на гитаре:

    Для отработки прижимной силы и правильности постановки рук при обучении игре на гитаре выполняем упражнение «гусеница» .

    Описывать не буду, все видно на видео, если возникнут вопросы, с радостью отвечу на них в комментариях.

    Важный момент.

    По моему опыту на начальном этапу нужно очень немного времени всего 20 минут, но есть важная фишка. Главное это делать КАЖДЫЙ ДЕНЬ.

    И тут на меня начнут орать, да где я найду столько времени, да еще каждый день. Только давайте честно, у любого человека найдется 20 минут в день, ведь некоторые даже на еду больше тратят, а сколько мы тратим на блага нашего прекрасного информационного века? Поэтому я думаю, что 20 минут всё-таки найдется.

    И желательно избегать таких вещей как я сегодня час посижу, а завтра и послезавтра отдыхаю , при таком виде вы потеряете все полезное и запомненное за два дня отдыха . Дело в том, что это обычная мышечная память, как у боксеров, танцоров, борцов. Её нужно тренировать постоянно, но это трудно только по началу, так-что запаслись терпением, рвением и пошли дальше.

    Запись гитарных аккордов для начинающих

    Я думаю все, немного слышали об аккордах. Аккорд – сочетание нескольких звуков, образующие приятное созвучие . Без гитарных аккордов вы не сможете быстро научиться играть на гитаре, поэтому рассмотрим графический способ записи аккордов для начинающих.

    Аккорды пишутся на таблицах, в которых обычно 6 горизонтальных линий обозначающих струны, и от 3х и более вертикальных линий обозначающих ладовые порожки. Струны нумеруются сверху вниз.


    Разберем на примере аккорда Em:

    Точки ставятся там где зажимаем струны, над первым столбцом пишется номер лада, от которого ставим аккорд. Номер лада пишется римскими цифрами. Как вы видите струны не нумеруются.

    Самая легкая песня на 2 аккорда для начинающих гитаристов

    Для начала возьмем простую песню на двух аккордах для самых начинающих гитаристов. В текстах песен с аккордами, аккорды пишутся над теми местами, где осуществляется переход с одного аккорда на другой.

    Сергей Матвеенко – Кричалка – Песенка для всех

    Эту песенку, друзья, разучить не сложно:

    Под гитару можно петь, без гитары можно.

    Даже если вам медведь наступил на ухо:

    Эту песню можно петь, не имея слуха!

    Ля-а, ля-ля-ля-ля,

    Ля-а, ля-ля-ля-ля.

    Ля-а, ля-ля-ля-ля,

    Ля-а, ля-ля-ля-ля.

    Песня играется вторым выученным рисунком (Бас, три вместе). В скобках написано, с какими басами играть аккорд.

    Вот пример самой легкой песни на два аккорда для начинающих, это все только первый куплет песни, захотите сыграть всю, попробуйте сами, это и будет вашим домашним заданием о выполнении которого я также прошу отписаться в комментариях:

    Ну а на этом мы заканчиваем наш первый урок об основах того как можно быстро научиться играть на гитаре в домашних условиях, если возникли вопросы отписывайтесь в комментариях, и ждем вас в следующей статье из которой вы узнаете

    Ниже в качестве примеров представлены табулатуры упражнений для электрогитары, а также табулатуры гитарных произведений. Все партии электрогитары написаны лично мной. Это лишь малая часть от всей базы файлов.Gtp, к которой мои студенты имеют полный доступ.

    Ознакомление с вышеизложенными материалами самоучителя поможет научиться играть на электрогитаре

    Для увлеченного и целеустремленного человека нет ничего невозможного, и самостоятельное обучение игре на электрогитаре не является исключением! И даже если у таких людей конечный результат, в хорошем смысле слова, не вызывает сомнений, то с трудоемкостью процесса и временными затратами не все так однозначно, особенно учитывая огромное количество самоучителей по электрогитаре, разбросанных по интернету.

    Зачастую люди сталкиваются с банальными и абсолютно тривиальными проблемами, решение которых на просторах всемирной паутины либо отсутствует, либо оно заведомо некорректное. В этой ситуации самоучкам не остается ничего другого, кроме как взяться за решение задачи самостоятельно. Конечно же, с огромной долей вероятности адекватный человек найдет ответ на свой вопрос, но при этом будет вынужден потратить достаточно большое количество времени.

    Пытаясь как-то повлиять на подобного рода ситуации, я начал публиковать свои статьи и видеоуроки (а также переводы статей зарубежных гитарных изданий), которые помогут найти ответы на многие животрепещущие вопросы, возникающие у людей, решивших осваивать электрогитару самостоятельно . По сути данный материал представляет собой самоучитель игры на электрогитаре , в котором многие как начинающие, так и довольно продвинутые гитаристы, могут найти для себя полезную и интересную информацию.

    Конечно же, любой самоучитель должен давать вполне однозначные ответы на многие фундаментальные вопросы (Как играть чисто? Как держать медиатор? Как научиться играть гитарную партию? и др.) Однако, на мой взгляд, смысл самоучителя по электрогитаре не столько в том, чтобы показать, как делается тот или иной технический прием. Невозможно в одной, двух или даже десяти книг охватить все возможные ситуации, возникающие при исполнении различных партий. Игра на электрогитаре — огромное и необъятное поле деятельности. И поэтому главная задача моего самоучителя — научить человека делать самостоятельные объективные выводы относительно своего звукоизвлечения и звука в целом. Если данная цель будет достигнута, то КПД от занятий увеличится в разы, а игра на электрогитаре начнет улучшаться с каждым днем!

    Материалы самоучителя постоянно пополняются, а в качестве тем статей выбираются наиболее острые и актуальные для большого числа гитаристов проблемы. Если Вас интересуют какие-либо вопросы, ранее не освещенные на сайт, то пишите мне на или в соцсети (Вконтакте , Facebook) и вполне возможно, что на основе Вашего вопроса в данном самоучителе появится очередная полезная статья. Играйте на электрогитаре, занимайтесь, и все у Вас получится! Всем удачи!

    Первым, что приходит на ум, когда речь идет о растяжке, это Rock Discipline by John Petrucci (стр. 14).
    А если говорить про ежедневные упражнения на технику, то своим студентам я предлагаю следующее:
    — стаккато (staccato) ;
    — легато (legato) ;
    — свип (sweep) .
    Данный комлекс упражнений при ежедневном выполнении (четверть-треть от времени занятия) позволяет не только поддерживать руки в хорошей физической форме но и увеличивать качественные показатели.

    Я предлагаю такой алгоритм для самостоятельной работы:
    1. Вникаете в базовую теорию (расположение нот на грифе, строение аккордов, гаммы, аппликатурное мышление и пр.);
    2. Снимаете вещь с целью работы над техникой и увеличением своего «словарного запаса» (поначалу с табами, видео и т.п., а потом и на слух);
    3. Анализируете с точки зрения теории эту вещь, тем самым начиная осознавать что, где, когда;
    4. Включаете схожий по стилю (или такой же) минус и пробуете применить полученные знания и навыки в импровизации.

    Произведения для съема надо выбирать по нарастающей в соответствии со своими текущими возможностями. Кроме того, в расписание своих занятий необходимо добавить различные упражнения на технику.

    Таким образом, сразу убиваете кучу зайцев: работа над техникой, увеличение словарного запаса, игра любимых произведений, импровизация — одно удовольствие.

    Однозначно оттопыренный мизинец оставлять не стоит. Следите за пальцами: отрыв подушечек от струны во время игры пассажей пикингом должен быть минимальным (в идеале на расстояние чуть превышающее амплитуду колебания струны). Посмотрите на Yngwie Malmsteen, Chris Impellitteri и пр. Когда они играют свои запилы, создается впечатление, что левая рука просто гладит гриф — отрыв пальцев от струн пренебрежимо мал. Это существенно влияет на скорость игры.

    Темп отработки упражнения должен быть таким, чтобы Вы успевали обращать внимание на все нюансы моторики левой руки: отрыв подушечек пальцев от струн (не только мизинца), горизонтальные движения кисти (вдоль грифа), положение 1-го пальца и т.п.

    Все эти факторы будут существенно тормозить процесс, если их пускать на самотек.

    Здесь важно следующее: какой именно зоной ребра ладони Вы демпфируете струны, и какой характер Вашего перегруза. Если не хватает гейна (или датчик далеко от струн, некорректная проводка в инструменте и т.п.), чтобы пробить демпфированную струну, Вы инстинктивно будете увеличивать давление на нее.

    Или же Вы банально заваливаете запястье на струну, вот она и прогибается. Кстати, это довольно распространенная ошибка, встречающаяся у тех, кто только начинает учиться играть на электрогитаре.

    1. Сядьте с инструментом как Вы обычно это делаете во время игры. Выпрямите спину, и прижав гитару к туловищу, встаньте на ноги — таким образом найдете оптимальную длину ремня.
    2. Гриф гитары должен быть не параллелен горизонту, а чуть выше. И не забывайте, что кроме этого, гриф не может быть перепендикулярен направлению Вашего взгляда (если голова смотрит прямо) - также немного под углом.
    3. Предплечье правой руки должно лежать на отведенном для него месте на деке.
    4. В случаях, когда нужно сыграть фразу/пассаж в классическом хвате левой руки, чтобы минимизировать изгиб в запястье, попробуйте делать как Richie Kotzen. Подайте туловище чуть вперед, при этом гитара должна быть прижата верхней частью деки к телу правой рукой. Многим это упрощает задачу, но не всем, так что смотрите по ситуации.

    Ознакомьтесь с данным материалом: Арпеджио . В этих табулатурах над некоторыми нотами написано «определяющая нота». В примерах построены аккорды от ноты «до», следовательно она и есть определяющая. Чтобы получить, к примеру, арпеджио Fm, находите подходящую Вам аппликатуру аккорда Cm в табах, после чего перемещаете ее таким образом, чтобы определяющая нота получилась «фа». И все! Это если чисто механически, без теории.

    Вообще, глушение осуществляется двумя руками.
    1. В случае с левой рукой глушение «лишних» струн осуществляется 1-м пальцем. В классической постановке 1-й палец глушит все нижележащие и одну вышележащую струны от игровой (если это необходимо). Это происходит благодаря дугообразной форме 1-го пальца, зажимающего струну боковиной фаланги таким образом, чтобы нижележащие струны касались пальца, но не прижимались к ладу, при этом, подушечка слегка подпирает вышележащую струну снизу. В блюзовом же хвате происходит почти то же самое, однако добавляется участие большого пальца, который может взять на себя функции «глушителя» 5-й и 6-й струн.
    2. Что касается правой руки, то там глушение «лишних» струн выполняется ребром ладони, которое в случае необходимости может изменить угол наклона относительно плоскости деки и открыть тоннель «игровым» струнам.

    Есть такая штука, как «передача эстафеты глушения». Она выполняется практически постоянно. Если «игровыми» струнами являются 6-я и 5-я, то за глушение отвечает левая рука. Если же «игровая» струна — 1-я, то глушением занимается правая рука (за исключением 2-й струны, которая остается «под юрисдикцией» 1-го пальца левой руки), при этом ребро ладони практически параллельно плоскости деки. Во всех остальных случаях обе руки делят обязанности между собой. Подчеркну, что ребро ладони правой руки во время глушения находится в зоне демпфирования, а не ближе к грифу и не на бридже, естественно.
    Замечу что, если 1-й палец левой руки не будет глушить вышележащую струну от «игровой», а глушение будет осуществляться ребром ладони правой руки, в разы повышается вероятность заглушить «игровую» струну в том числе.

    1. Посадка с инструментом. Обеспечить комфортную работу рук невозможно, если изначально некорректная посадка с инструментом. Целью правильной посадки является минимальное напряжение мышц музыканта. Чтобы этого добиться необходимо сесть с инструментом таким образом, чтобы дека была почти перпендикулярно поверхности пола (слегка завалена на тело гитариста), а гриф гитары смотрел четко влево относительно туловища. Далее нужно найти баланс, т.е. достигнуть равновесия между грифом и корпусом гитары за счет небольшого наклона грифа вверх и трения деки о тело гитариста. Теперь кладем ребро ладони правой руки на бридж, а предплечьем лишь слегка касаемся корпуса гитары (при этом локоть правой руки смотрит противоположно грифу гитары — четко вправо относительно туловища). В этот момент в плечевом суставе появится напряжение. Затем постепенно поворачиваем локоть, а следовательно меняем направление грифа гитары, в сторону своего туловища до тех пор, пока не пропадет напряжение в районе плечевого сустава. Таким образом, находится угол, под которым необходимо держать гитару. Казалось бы, простая вещь, но многие ею пренебрегают.

    2. Постановка правой руки. На эту тему уже говорили не одну сотню/тысячу раз. Напомню лишь, что самое легкое движение, которое может совершать человеческая рука это вращение. Играя вращательным движением, мы обеспечиваем себе минимальное напряжение мышц и максимальную скорость. Что характерно, не имеет значения, будешь ли ты играть вниз-вниз-... или вверх-вниз-вверх-... Но вращательное движение будет функционировать тогда и только тогда, когда: а) есть угол между ребром ладони правой руки и предплечьем; б) средний, безымянный и мизинец не загибаются к ладони (а именно так и получается, если кисть правой руки не напряжена. Именно эти пальцы выполняют функцию противовеса). Это если вкратце. Естественно нужно учитывать глубину погружения, углы наклона медиатора...

    Что касается развития скорости и выносливости. Рекомендую сделать следующее. Берем медиатор, просверливаем возле его кончика отверстие, сквозь которое затем продеваем веревку/цепочку с грузиком на конце. Далее, взяв медиатор как при игре на гитаре (в т.ч. как описано в п. 2 данного поста), пытаемся раскрутить грузик, не используя при этом сгибательно-разгибательное движение в локтевом суставе. Могу сказать, что сделать это не вращательным движением крайне сложно. А далее все просто: мышцы привыкнут к вращательному движению, скорость буквально через пару дней вырастет. Остается только «спроецировать» эти действия на свое звукоизвлечение. Подчеркну, что никто не говорит, что выше перечисленных мер достаточно для достижения цели. Но помочь они могут.

    Пальцами на деку опираться не стоит! Объясняю, почему.
    Атака медиатором должна быть импульсивной. Импульсивность атаки (P=m*V, где P — импульс, m — масса, V — скорость) достигается:
    а) путем увеличения скорости медиатора;
    б) увеличением массы, которая атакует струну

    Чтобы увеличить скорость атаки необходим хороший замах. Т.е. траектория движения медиатора должна быть такая, чтобы на момент его касания со струной скорость полета была максимальной. Из этого следует, что 95% движения должно совершаться до взаимодействия медиатора и струны и лишь 5% (инерционные) после. Пальцы на деке не позволят достичь такой траектории движения.
    Далее, масса. Думаю, не вызовет вопросов тот факт, что медиатор имеет фиксированную массу и увеличить ее мы никак не можем. Но мы можем варьировать массой нашей кисти! По идее, при правильной постановке правой руки в атаке участвуют масса всех пальцев, кисти и еще предплечья! Если зацепиться пальцами за деку, то автоматически потеряется большая часть атакующей массы. То же самое произойдет, если совершать движение медиатором фалангами пальцев — массы кисти и предплечья не будут участвовать в звукоизвлечении.

    Кроме того, не стоит забывать про ритмику! Приучив правую руку держаться пальцами за деку, под угрозой окажется дыхание, которое позволяет держать ритм. А еще есть такая штука как демпфер, которая зачастую требует натягивания кожи ребра ладони правой руки путем легкого оттягивания мизинца с целью увеличения сустейна демпфированной ноты. Опять-таки, приучив себя касаться пальцами деки, перестроиться для выполнения такого маневра не получится.
    Естественно, никто не говорит, что играя, например, свипом или выполняя легато, надо долбить по струнам что есть дури.

    Все вышеописанное касается медиаторного звукоизвлечения (риффы, стаккато и пр.)
    Мышечная память — колоссальная сила! Суть в том, что когда понадобится сыграть импульсивно и динамично, можно сесть в лужу, если посадить себя на заведомо НЕ универсальную постановку. Потом переучиться будет крайне сложно.

    Спасибо, я очень рад, что тебе понравился мой звук! Вообще, на эту тему я говорил уже достаточно много раз и в результате написал соответствующую . Прочитав ее, ты поймешь что электрогитара и прочая сопутствующая аппарутура влияют на звук пренебрежимо мало по сравнению с руками.

    Если интересно, можно ознакомиться с инструментами и оборудованием, которые я использую в своей деятельности.

    И кстати, не последнюю роль в итоговом звучании трека играют такие процессы, как сведение и мастеринг. Сразу хочу сказать, что я не считаю себя дико компетентным в этих вопросах. Но если у студентов есть желание, я с удовольствием поделюсь с ними своими соображениями на этот счет и научу их самостоятельно добиваться не менее качественного звука.

    Остались вопросы о процессе обучения?

    В Ваши руки попала гитара, первая мысль - что делать с этой деревяшкой? Во первых обучение игры на гитаре займёт n-ое количество времени, единицу прямо пропорциональную степени кривизны Ваших рук. Во вторых вам нужен знакомый музыкант (например, Шаляпин), ну или человек с музыкальным слухом, который будет готов по первому вашему зову прибежать и настроить инструмент, т.к. гитара имеет коварное свойство расстраиваться. Настраивать её лучше ежедневно, особенно если струны новые и ещё не разыгранные. Если Вы левша - то сразу попросите перетянуть струны в другом порядке.

    Перед тем, как выдавать публике сложные соляки, нужно хорошо владеть аккордами (половина соляков - просо сложный перебор на аккордах). Их существует огромное количество, хотя по непонятной мне причине, первые занятия разучивают только три. Не будем отступать от сложившейся традиции. Вот они - Am, Dm, E. Каждый ставится тремя пальцами и особых трудностей собой не представляет. На них Вы уже сможете сыграть "блатняк" и частушки. Вот они как бы "голые":

    Кто не понял, цифры - это лады. Например, первая цифра в Am – обозначает, что на самой толстой струне (называют нижней из-за высоты звука, хотя расположена вверху) палец ставить не нужно, т.е. «пустая струна». Последняя цифра – лад на самой тонкой струне (по аналогии самой высокой). Ставить пальцы в аккорде нужно так, чтобы не задевать соседние струны, и стараться ставить ближе к металлическим перегородкам, при такой постановке аккорд звучит лучше. Чтобы добиться автоматизма при игре аккордов потребуется некоторое время, обычно не больше 3-4 часов игры. Первое время будут болеть пальцы (иногда доходит до порезов), но потом эта проблема исчезнет.

    После предложенных мной 3-х аккордов разучивают G (320003) и С (332010). Довольно простые аккорды, с ними Ваш репертуар заметно расширится. После пяти выученных аккордов, каждый начинающий гитарист должен услышать незатейливое слово «баре ». Оно обозначает, что в аккорде указательный палец должен закрыть все струны на определённом ладу. Для примера возьмём аккорд F (133211). В нём указательным пальцем нужно зажать весь первый лад, а свободными тремя ставить сам аккорд. Лучше конечно не сразу пытаться ставить баре, а зажимать струны одним пальцем, и сыграть каждую, при этом нужно добиваться, чтобы звук был чистый. А уже потом ставить остальные пальцы.