Николай Полевой - «Рука Всевышнего Отечество спасла.

Изменить размер шрифта:

Братья Полевые – выходцы из среды купечества. В период после разгрома декабристов продолжали в критике идеи прогрессивного романтизма. Белинский ценил стремление братьев Полевых придать своему журналу «Московский телеграф» (1825-1834) ярко выраженное идейное направление.

Помещаемые здесь статьи К. Полевого «О направлениях и партиях в литературе» (1833) и Н. Полевого о пьесе Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла» (1834), которая послужила поводом для закрытия журнала, достаточно ярко показывают приверженность к романтизму обоих авторов, раскрывают их прогрессивные убеждения.

Братья Полевые боролись за строгий романтический кодекс творчества, выступали против поверхностного, анархического использования отдельных романтических приемов, были противниками приспособления романтизма к реакционной политике «официальной народности».

Текст печатается по изд.: «Московский телеграф», 1833, ч. 51, N 12, с. 594-611; 1834, ч. 56, N 3, с. 498-506.


<…> Скажем, что <…> новая драма г-на Кукольника весьма печалит нас. Никак не ожидали мы, чтобы поэт, написавший в 1830 г. «Тасса», в 1832 году позволил себе написать – но, этого мало: в 1834 г. издать такую драму, какова новая драма г-на Кукольника: «Рука Всевышнего Отечество спасла»! Как можно столь мало щадить себя, столь мало думать о собственном своем достоинстве! От великого до смешного один шаг. Это сказал человек, весьма опытный в славе. <…>

Мы уже говорили когда-то в «Телеграфе» о том, что, по нашему мнению, из освобождения Москвы Мининым и Пожарским невозможно создать драмы, ибо тут не было драмы в действительности. Роман и драма заключались в событиях до 1612 года. Минин и 1612 год – это гимн, ода, пропетые экспромтом русскою душою, в несколько месяцев. Один умный иностранец, разговаривая о русской истории, сказал: «У вас была своя „Орлеанская Дева“, это ваш Минин». Сказано остроумно, и, всего более, справедливо. Ряд великих событий, от появления Самозванца до падения Шуйскаго, совершился; дела были доведены до последних крайностей. На пепле Москвы надобно было сойтись в последний бой России и Польше. Толпа изменников и ничтожных вождей стояла близ Московского Кремля. Мужественный Хоткевич с последними силами шел к Москве. Кому пасть: России? Польше? – Польше! изрек всемогущий, и – дух божий вдохновляет мещанина Минина, как некогда вдохновил крестьянку Иоанну д"Арк. По гласу Минина сошлась нестройная толпа мужиков, и – ведомая верою в лице Аврамия Палицына и русским духом в лице Козьмы Минина – пришла к Москве. Хоткевич разбит и Русь спасена. Опять начинается после сего ряд новых событий, совершенно чуждых подвигу Минина. Минин мгновенно сходит с своего поприща; и не только он, но и Палицын, и Пожарский, и Трубецкой. В 1618 году поляки снова стоят под Москвою, и, как событий с 1612 года, так и самого избрания Михаила на царство, нисколько не должно сливать с историею о подвиге Минина и Пожарского.

Великое зрелище сего подвига издавна воспламеняло воображение наших писателей. Херасков, Крюковский, Глинка сочиняли из него драмы. Озеров также принимался за сей предмет. «Может быть, великое дарование и придумало бы завязку и развязку для драмы о Минине», – скажут нам. «Ведь Шиллер сочинил же „Орлеанскую Деву“?» – Но замечаете ли вы, в чем состоит шиллерово сочинение? В нем подвиг Иоанны составляет только эпизод: вымышленная любовь Иоанны к Лионелю, Король, Агнесса Сорель, герцог Филипп и Королева-мать составляют, собственно, всю сущность. Оттого многие находят, и весьма справедливо, что, написав прекрасную драму, Шиллер, собственно, унизил Орлеанскую Деву. Так можете вы создать драму о Минине, прибавив в нее небывалого и сосредоточив главный интерес не на освобождении Москвы, а на любви или на чем угодно другом. Необходимость этого видели Херасков, Глинка и Крюковский. Торжественные сцены на площади Нижегородской, в селе Пожарах, в Ярославле, на Волкуше, на Девичьем поле и за Москвою-рекою, картина битвы, картина избрания Михаила – все сии сцены величественны; но это мгновения, и если драматический писатель решится только из них составить свое сочинение, то он пепременно впадет в театральную декламацию и удалится от истины. Это необходимо. Великие картины, виденные нами в событиях нашего времени, и новейшие понятия об истории, доказали нам, что исторические торжественные мгновения приготовляются издалека, и в этих-то приготовлениях заключена жизнь истории и жизнь поэзии, а не в окончательных картинах, где люди большею частию молчат, образуя собою только великолепное зрелище, подобно группам балетным. Заставив их разглагольствовать, вы погубите величие и простоту истины. Неужели вы думаете, что Минину стоило только кликнуть клич на Нижегородской площади и потом подраться с Хоткевичем под Москвою? Страшная ошибка! Минин, бесспорно, велик и в этих случаях; но если хотите понять все величие его подвига, то сообразите первую тайную его думу при тогдашнем отчаянном положении России, его скрытные переговоры с Пожарским и заботы его, чтобы нестройные толпы свои и храброго, но беспечного Пожарского, довести до Москвы, прокормить их, наградить жалованием, беспрерывно между тем поборая крамолы. Обставьте все это Аврамием, Трубецким, изображением Польши и Хоткевича – вот где вы узнаете Минина и правду событий! Но все это невозможно для сцены и едва ли годится для романа. И так, если нет основания для драмы, ни в этом, ни в торжественных сценах освобождения Москвы в 1612 году не должно переделывать в драму, ибо вы должны будете или декламаторствовать, или изображать что-нибудь постороннее, какую-нибудь любовь и т. п.

Многие 6 о люди дивятся мужественному твоему храбрству .

И радуются , что Бог тебя принёс и велико- му государству ,

Понеже всегда против супостатов лица своего не щадишь ,

И Богу , царю и но всем человекам правду творишь .

Это сказано про князя Димитрия Пожарско-го.

Начну с воспоминания. Ничего удивитель-ного, что для меня потрясением стала первая поездка в Суздаль - в летние каникулы, после первого класса. До сих пор помню то ощущение русской сказки, город, в котором остановилось время. Побывал я тогда и в Спасо-Евфимиевом монастыре. Там и увидел могилу князя Пожар-ского, которая выглядела удивительно невзрач-но: барельефный портрет витязя, низенькая пли-та. И здесь похоронен легендарный спаситель Отечества! Это имя я знал, оно воспринималось как один из синонимов доблести, и знали мы его, конечно, в связке с «гражданином Мини-ным». Правда, неподалёку в сквере стоял вполне представительный памятник Пожарскому - не в полный рост, зато с имитацией кремлёвской сте-ны в композиции... Конечно, я тогда не знал о горестной судьбине могилы героя. В конце XVII века усыпальница Пожарских пришла в запусте-ние. Ещё через век её разобрали, а надгробные плиты употребили для строительства новых мо-настырских построек. Только в середине XIX века великие князья, посетив Суздаль, опомнились и внесли первый взнос в будущий мемориал По-жарского. Через 25 лет по всенародной подписке над новой могилой Пожарского возвели часов-ню. А в 1932 году, за несколько лет до того, как советские идеологи повернутся лицом к истори-ческому прошлому, неистовые ревнители рево-люции снесли часовню.

Было в те годы такое разрушительное на-строение:

Я предлагаю Минина расплавить , Пожарского . Зачем им пьедестал ? Довольно нам двух лавочников славить - Их за прилавками Октябрь застал .

Случайно им мы не свернули шею , Я знаю , это было бы под стать . Подумаешь , они спасли Рассею ! А может , лучше было 6 не спасать ?..

Это - Джек Алтаузен. Сколько всего в каждом из нас намешано - и как уродливо это порой про-является, особенно в смутные времена. Алтаузен погибнет, как герой, под Харьковом в 42-м, спа-сая не только Советский Союз, но и «Рассею», ко-торую, видимо, презирал - если не пересмотрел своих взглядов в военные годы.

Много лет место захоронения Пожарского пустовало... Офицеры, служившие в Суздале в годы войны и в первые послевоенные годы, уз-нав о могиле Пожарского, писали в Москву, тре-бовали установить достойный памятник. Власти вроде бы соглашались, но руки не доходили до Суздаля... Один полковник, как мог, привёл в по-рядок место захоронения, даже останки часовни разыскал и собрал. Он писал: мне стыдно перед пленными немцами, которых немало было в мо-настыре, что мы махнули рукой на могилу всена-родного героя, славного полководца. Стыдно! Из Москвы отвечали: восстановление часовни невозможно, но достойный памятник на могиле героя будет сооружён.

Однако только в 50-е годы в городе открыли памятник спасителю Отечества, ещё через десять лет более-менее благоустроили его могилу.

Мы с детства восхищались союзом двух па-триотов (слово «тандем» тогда употребляли только любители велоспорта), воина и купца, спасших Отечество от интервенции. О патриар-хе Гермогене тогда вспоминали нечасто - уж так трактовали историю. Помню, с каким ужасом я читал, что в Кремле хозяйничали захватчики, что приходилось выбивать их из нашей лучшей в мире крепости... В советские годы было приня-то говорить именно об интервенции, хотя точнее другая формулировка - Смутное время. Напасть, болезнь, поразившая и государство, и народ; болезнь, которую необходимо было преодолеть молитвой и ополчением. Что такое смута? По Далю, «общее неповиновение, раздор меж на-родом и властью». Эпидемия. Гибельная атмос-фера, в которой царит смущение умов, «шатости и нестроения», как говаривали наши церковные писатели. Русь ослабла, потеряла волю, сама себя потеряла...

В те же школьные годы я впервые посмотрел фильм Всеволода Пудовкина «Минин и Пожар-ский», который с наслаждением пересматриваю время от времени. Фильм старенький, дово-енный, который (спасибо обветшалой плёнке!) воспринимался чуть ли не как документальная лента. Как великолепно патетичен в этой кар-тине Борис Ливанов - актёр неповторимый, на-стоящий исполин, под стать русской героике. Он - настоящий Пожарский, колеблющийся, но благородный и несгибаемый вождь сопротивле-ния. Истинный патриот, как и его вдохновитель-Козьма Минин, в роли которого снялся ещё один любимец публики - Александр Ханов.

Мне жаль тех, для кого «пафос» - ругатель-ное слово. Беспафосный мир впадает в апатию. Искусство без пафоса - преснятина, даже хоро-шего разговора без патетических взлётов не по-лучится. В фильме Пудовкина ухвачено главное: Русь треснула и едва не рассыпалась. Так бывает с человеком: жил-жил - и вдруг оказался слабее пороков, подчинился бутылке, начал деградиро-вать от праздности и разврата. Стоит позволить себе слабину - и очень трудно будет подняться, возродиться.

Вот так и страна оказалась на грани уничто-жения. Как говорили церковные историки -тону-ла в пучине крамол. Достаточно только показать слабость- а интервенты найдутся. Но теплились на Руси очаги будущего возрождения. У победы над Смутным временем было три главных героя: патриарх Гермоген, князь Пожарский и Козьма Минин. Каждый из них одолел прежде всего внутренних супостатов - соблазны...

Патриарха Гермогена поляки пленили, за-перли в подземелье, в Чудовом монастыре, дер-жали его на хлебе и воде. Требовали, чтобы он отрёкся от сопротивления и признал польского короля Владислава русским государем. Ответы Гермогена - пример жертвенного служения пра-вославному Отечеству:

«Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдёте из Мо-сковского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру».

И непокорённая Русь слышала его голос. Он, не покидая каземата, стал духовным вождём Ни-жегородского народного ополчения. Тем, кто колебался, кто впал в панику или в апатию, Свя-тейший напоминал о ценностях, за которые сле-дует сражаться во дни испытаний: вера и родная земля...

Ополчение медленно, но верно шло на Мо-скву, но не успело освободить Святейшего. Князь Пожарский позже не раз корил себя за промед-ление: но в те недели он решил действовать осмотрительно, постепенно накапливая силы.

Эта тактика принесёт победу, но какой ценой... Гермогена не спасли, он не дождался русского ополчения.

Несломленного патриарха заморили голо-дом, он - вдохновитель сопротивления - при-нял мученическую смерть. Его последние сло-ва - благословение ополченцам: «Да будет над ними милость от Господа Бога». Мощи святого патриарха ныне пребывают в Успенском соборе Кремля.

На московский бой Пожарского благословил любимец патриарха Гермогена - архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий. Выда-ющийся политик, истинный патриот, умевший подчинять своему слову души сограждан. Он не-устанно призывал всех ратных людей бороться с поляками, а всех имущих - помогать ополчению лептой... Будущая Лавра в те дни превратилась в огромный лазарет.

А Пожарский всё накапливал силы, всё гото-вился к освобождению Москвы, отрезая поляков от тылов, от продовольствия.

Фамилия князя Пожарского в России извест-на всем. По крайней мере в это хочется верить. Но жизнь остаётся не на слуху... Напомним неко-торые факты.

Пожарские - потомки Всеволода Большое Гнездо, самого могущественного из властителей Владимиро-Суздальского княжества. Князья Пожарские исправно служили царю и Отечеству с оружием в руках. Дед полководца, Иван Фё-дорович Пожарский, погиб в бою под Казанью в 1552 году. Отец - стольник Михаил Фёдорович Пожарский - отличился там же под Казанью и в сражениях долгой Ливонской войны. Но подвиги не принесли им состояния: древний род обеднел. Дмитрий Пожарский начал воинскую службу при царе Борисе, стал стольником.

Он присягнул царю Василию Шуйскому и не предавал государя, хотя времена и обстоятель-ства были искусительные. При царе Василии он - воевода, заметный полководец. Приближает царь и мать Д.М. Пожарского - Евфросинью Фё-доровну, которая становится сначала боярыней у дочери царя, Ксении, а затем - верховной боя-рыней у самой царицы, Марии Григорьевны Го-дуновой.

За ревностную воинскую службу Пожарский получил от царя В.И. Шуйского в 1610 году в вот-чину из своего старого поместья в Суздальском уезде село Нижний Ландех и посадец Холуй с де-ревнями, починками и пустошами. В жалованной грамоте было сказано, что он «многую службу и дородство показал, голод и во всём оскуденье и всякую осадную нужду терпел многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую ни по-кусился, стоял в твёрдости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шатости». Он сра-жался с поляками. И неудивительно, что инозем-ные власти постарались лишить князя вотчин... Но он презирал их указания. При первой попытке освободить Москву Пожарский получил тяжёлое ранение.

В начале осени 1611 -го он лечился в деревне Юрине, что под Нижним Новгородом. А в самом Нижнем уже собиралось народное ополчение, на сходах Минин обращался к народу. Кто возгла-вит войско? Патриоты сошлись на кандидатуре князя Пожарского. Делегация нижегородцев во главе с архимандритом Феодосием обратилась к князю - он ответил:

«Рад за православную веру страдать до смер-ти, а вы из посадских людей изберите такого человека, который бы мог со мною быть у вели-кого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям. У вас есть в городе человек бывалый: Козьма Минин-Сухорук; ему такое дело за обы-чай». Так совпало: Минин выбрал Пожарского, а Пожарский - Минина. И оба не ошиблись: упря-мец и патриот, Минин стал отменным старостой. Только благодаря его колоссальной воле войско получило средства для успешного сопротивле-ния. А Пожарский...

Историки бодро объявляли его заурядным полководцем и политиком. Дальше всех, как это часто бывало, пошёл Костомаров (в жертву своему правдолюбию он нередко приносил саму правду), который представил Пожарского сла-бохарактерным воеводой,неспособным поддер-живать дисциплину во взбаламученных войсках.

Воистину иногда скромность героя даёт по-вод потомкам к недооценке его заслуг... Князь всегда говорил о себе с иронией - почти уничи-жительной:

«Был бы у нас такой столп, как князь Василий Васильевич Голицын, - все бы его держались, а я к такому великому делу не придался мимо его; меня ныне к этому делу приневолили бояре и вся земля».

Это не поза, это суть Пожарского. А Василий Васильевич Голицын действительно умел вла-ствовать над сердцами воинов, обладал волей полководца, но не любил плыть против течения и подчас забывал о вере и Отечестве, присоеди-няясь к потенциальному победителю. Он умрёт в польском плену. В плену он пребывал и в те дни, когда Пожарский возглавлял победное ополче-ние. В Польше он не всегда держался с гордо-стью, подобающей русскому патриоту. Впрочем, не нам судить этого яркого человека... Но - «Рука Всевышнего Отечество спасла», и не зря на роль вождя был избран князь Пожарский - верный, бескомпромиссный и не самый честолюбивый воин. Храбрость израненного героя не требует доказательств, полководческая осмотритель-ность также очевидна. О той победе недаром говорили: «Рука Всевышнего Отечество спасла». Гермоген, Дионисий, Минин, Пожарский - всех как будто объединила общая молитва.

Вспомним, сколько раз честолюбие толкало сильных людей на предательство. Мы пока что не можем читать в мыслях героев прошлых веков, но рискну предположить, что Пожарский даже в мыслях никогда не ставил себя выше Отечества, выше церковных и государственных властей. Пока царя на Руси не было - он вёл Отечество за собой, но не возносился. Склонял голову перед церковными пастырями и перед будущим царём, чьего имени Пожарский ещё не мог знать. Себя он считал лишь воеводой, который в роковую минуту не имеет права сплоховать. Хотя долж-ность Пожарского разъяснялась весьма пышно: «у ратных и земских дел по избранию всех чинов людей Московского государства». Верховный правитель! У кого бы не закружилась голова от такой власти, от такой славы?

Вдумаемся: спаситель Отечества не претен-довал ни на престол, ни на первое место рядом с престолом. Хотя Пожарский был породовитее многих, включая Романовых: князь-воин, бес-спорно, происходил из Рюриковичей. Историк Иван Забелин предполагал: «Нельзя совсем от-рицать, что князь Пожарский вовсе был чужд мысли о выборе на царство и его, наряду с дру-гими кандидатами. В его положении, как уже из-бранного всеми чинами воеводы земского опол-чения, это было как нельзя более естественно и даже соблазнительно. Но пред всенародным множеством, по своему характеру, он, конечно, относился к этому делу кротко и скромно, точно так, как относился и к совершившемуся своему избранию в воеводы».

В его отказе от притязаний на власть про-явился истинно русский характер. Спасти Отече-ство - и отойти в сторону. Вспомним, как в ана-логичных ситуациях вгрызались во власть такие честолюбцы, как Кромвель. Но русские воины знают: не стоит ввергаться в «вихрь политиче-ский» (это определение Суворова).

В августе 1612-го гетман Ходкевич с вой-ском и продовольствием пробивался к Москве. Пожарский преградил ему путь у Новодевичье-го монастыря. После нескольких сражений с 21 по 25 августа Ходкевич был вынужден покинуть Москву.

Оголодавшие польские рыцари всё ещё за-нимали Кремль и Китай-город. Из Китай-города поляков выбили 1 ноября. Кремль взяли в оса-ду. Пожарский предложил интервентам без боя покинуть Кремль, оставив награбленные сокро-вища. Он обещал сохранить им жизни и не пре-следовать при отступлении. 5 ноября захватчики сдались и выступили из Кремля. Пожарский ис-полнил обещание, расправы не было. Правда, отряд польского полковника Струся попал к ка-закам князя Трубецкого - и те изрубили почти всех оккупантов, нарушив договорённость... Тру-бецкой был по большому счёту недругом Пожар-ского. Установить железную дисциплину во всех частях ополчения, пожалуй, не смог бы никто...

6 ноября архимандрит Дионисий совершил молебен на Красной площади, и под звон ко-локолов войска во главе с Пожарским вошли в Кремль.

Пожарский сыграл немалую роль и в органи-зации выборов государя (по существу, избирали династию). Это он призывал назначить по десять выборных от каждого города. Пожарский не был сторонником Романовых во дни выборов госуда-ря, он поначалу склонялся к кандидатуре швед-ского королевича Карла Филиппа при условии, что тот примет православие и поклянётся пра-вить совместно с Земским собором. Но - присяг-нув избранному царю, служил ему верно, а через несколько лет первым встретил возвратившего-ся из плена митрополита Филарета - отца моло-дого государя.

Московское царство успокоилось, в 1613-м престол занял избранный царь, представитель новой династии, - Михаил Фёдорович Романов. Пожарского наградили не особенно щедро: воз-вели его из стольников в бояре, пожаловали кое-какие вотчины, но не самые завидные. По-сле победы князь на свои средства построил на Красной площади в честь иконы Казанской Бо-жьей Матери, которая являлась святыней опол-чения. Перед нею он молился во дни московских сражений.

Он был любимым героем Державина. Гаврила Романович всё собирался посвятить Пожарско-му эпическую поэму, но удалось написать лишь несколько отрывков, к которым нужно присмо-треться внимательнее:

Царя творец и раб послушный , Не ты ль , герой великодушный , Пожарской , муж великий мой ? Ты спас от расхищенья царство , Ты власть монарху утвердил , Ты сверг любоначальств коварство , Ты честь свою в себе сокрыл; Ни колесниц ты , ни трофеев , Ни громких хвал , ни мавзолеев Во мзду не получил заслуг ; Одна лишь персть твоя осталась , В ней искра славы сохранялась , Которая возжгла мой дух .

Слова найдены верные - на то он и Держа-вин! Много расхожих славословий можно было посвятить спасителю Отечества, но Державин нашёл единственно верную формулу, совсем не банальную, - «герой великодушный». Именно великодушный!

Могущественный герой , победитель , воин был скромным человеком - кажется, что это какой-то штамп, ритуальное определение, да-лёкое от реальности. Для князя Димитрия По-жарского скромность была крестом, который он пронёс до последнего часа.

На Красной площади мы видим героя благо-родного, колеблющегося, но верного Отечеству до последнего вздоха. Его ободряет Козьма Ми-нин - вдохновенный, уверенный в победе. Меч Пожарского защитит московские святыни - так будет во все времена.

Арсений Замостьянов

Николай Алексеевич Полевой

"Рука Всевышнего Отечество спасла"

Драма из отечественной истории, в 5-ти актах, в стихах

Соч. Н. Кукольника . СПб., 1834

Братья Полевые – выходцы из среды купечества. В период после разгрома декабристов продолжали в критике идеи прогрессивного романтизма. Белинский ценил стремление братьев Полевых придать своему журналу «Московский телеграф» (1825-1834) ярко выраженное идейное направление.

Помещаемые здесь статьи К. Полевого «О направлениях и партиях в литературе» (1833) и Н. Полевого о пьесе Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла» (1834), которая послужила поводом для закрытия журнала, достаточно ярко показывают приверженность к романтизму обоих авторов, раскрывают их прогрессивные убеждения.

Братья Полевые боролись за строгий романтический кодекс творчества, выступали против поверхностного, анархического использования отдельных романтических приемов, были противниками приспособления романтизма к реакционной политике «официальной народности».

Текст печатается по изд.: «Московский телеграф», 1833, ч. 51, N 12, с. 594-611; 1834, ч. 56, N 3, с. 498-506.


<…> Скажем, что <…> новая драма г-на Кукольника весьма печалит нас. Никак не ожидали мы, чтобы поэт, написавший в 1830 г. «Тасса», в 1832 году позволил себе написать – но, этого мало: в 1834 г. издать такую драму, какова новая драма г-на Кукольника: «Рука Всевышнего Отечество спасла»! Как можно столь мало щадить себя, столь мало думать о собственном своем достоинстве! От великого до смешного один шаг. Это сказал человек, весьма опытный в славе. <…>

Мы уже говорили когда-то в «Телеграфе» о том, что, по нашему мнению, из освобождения Москвы Мининым и Пожарским невозможно создать драмы, ибо тут не было драмы в действительности. Роман и драма заключались в событиях до 1612 года. Минин и 1612 год – это гимн, ода, пропетые экспромтом русскою душою, в несколько месяцев. Один умный иностранец, разговаривая о русской истории, сказал: «У вас была своя „Орлеанская Дева“, это ваш Минин». Сказано остроумно, и, всего более, справедливо. Ряд великих событий, от появления Самозванца до падения Шуйскаго, совершился; дела были доведены до последних крайностей. На пепле Москвы надобно было сойтись в последний бой России и Польше. Толпа изменников и ничтожных вождей стояла близ Московского Кремля. Мужественный Хоткевич с последними силами шел к Москве. Кому пасть: России? Польше? – Польше! изрек всемогущий, и – дух божий вдохновляет мещанина Минина, как некогда вдохновил крестьянку Иоанну д"Арк. По гласу Минина сошлась нестройная толпа мужиков, и – ведомая верою в лице Аврамия Палицына и русским духом в лице Козьмы Минина – пришла к Москве. Хоткевич разбит и Русь спасена. Опять начинается после сего ряд новых событий, совершенно чуждых подвигу Минина. Минин мгновенно сходит с своего поприща; и не только он, но и Палицын, и Пожарский, и Трубецкой. В 1618 году поляки снова стоят под Москвою, и, как событий с 1612 года, так и самого избрания Михаила на царство, нисколько не должно сливать с историею о подвиге Минина и Пожарского.

Великое зрелище сего подвига издавна воспламеняло воображение наших писателей. Херасков, Крюковский, Глинка сочиняли из него драмы. Озеров также принимался за сей предмет. «Может быть, великое дарование и придумало бы завязку и развязку для драмы о Минине», – скажут нам. «Ведь Шиллер сочинил же „Орлеанскую Деву“?» – Но замечаете ли вы, в чем состоит шиллерово сочинение? В нем подвиг Иоанны составляет только эпизод: вымышленная любовь Иоанны к Лионелю, Король, Агнесса Сорель, герцог Филипп и Королева-мать составляют, собственно, всю сущность. Оттого многие находят, и весьма справедливо, что, написав прекрасную драму, Шиллер, собственно, унизил Орлеанскую Деву. Так можете вы создать драму о Минине, прибавив в нее небывалого и сосредоточив главный интерес не на освобождении Москвы, а на любви или на чем угодно другом. Необходимость этого видели Херасков, Глинка и Крюковский. Торжественные сцены на площади Нижегородской, в селе Пожарах, в Ярославле, на Волкуше, на Девичьем поле и за Москвою-рекою, картина битвы, картина избрания Михаила – все сии сцены величественны; но это мгновения, и если драматический писатель решится только из них составить свое сочинение, то он пепременно впадет в театральную декламацию и удалится от истины. Это необходимо. Великие картины, виденные нами в событиях нашего времени, и новейшие понятия об истории, доказали нам, что исторические торжественные мгновения приготовляются издалека, и в этих-то приготовлениях заключена жизнь истории и жизнь поэзии, а не в окончательных картинах, где люди большею частию молчат, образуя собою только великолепное зрелище, подобно группам балетным. Заставив их разглагольствовать, вы погубите величие и простоту истины. Неужели вы думаете, что Минину стоило только кликнуть клич на Нижегородской площади и потом подраться с Хоткевичем под Москвою? Страшная ошибка! Минин, бесспорно, велик и в этих случаях; но если хотите понять все величие его подвига, то сообразите первую тайную его думу при тогдашнем отчаянном положении России, его скрытные переговоры с Пожарским и заботы его, чтобы нестройные толпы свои и храброго, но беспечного Пожарского, довести до Москвы, прокормить их, наградить жалованием, беспрерывно между тем поборая крамолы. Обставьте все это Аврамием, Трубецким, изображением Польши и Хоткевича – вот где вы узнаете Минина и правду событий! Но все это невозможно для сцены и едва ли годится для романа. И так, если нет основания для драмы, ни в этом, ни в торжественных сценах освобождения Москвы в 1612 году не должно переделывать в драму, ибо вы должны будете или декламаторствовать, или изображать что-нибудь постороннее, какую-нибудь любовь и т. п.

Трагедия Хераскова держалась таким образом вся на нелепой, вымышленной любви сестры Пожарского к сыну польского гетмана. Минин, Пожарский, Трубецкой являлись только говорить монологи; другия лица приходили толковать без толку; народ собирался кричать: «Ура» и петь хор при конце трагедии. – Крюковский основал свою трагедию на умысле Заруцкого, который захватывает жену и сына Пожарского. Борьба героя с самим собою, борьба, состоящая в том чем пожертвовать – отечеством или женою и сыном? вот все, в чем заключалась драма Крюковского. Остальное состоит в ней из громких монологов, пальбы, сражения и ненужных вставок. Глинка взял предметом своей драмы сборы Минина в Нижнем Новгороде, но ввел в это любовь сына его к дочери Заруцкого.

Г-н К. нисколько не подвинулся далее трех предшественников в сей драме. Вся разница в том, что, по вольности романтизма, он переносит действие повсюду, и что в его драме собрано вдруг десять действий, когда нет притом ни одного основного, на чем держалось бы единство драмы. Против исторической истины бесспорно позволяются поэтам отступления, даже и такие, какие позволил себе г-н К.; но поэт должен выкупить у нас эту свободу тем, чтобы употребить уступки истории в пользу поэзии.

Отступления от истории в драме г-на К. безмерны и несообразны ни с чем: он позволяет себе представить Заруцкого и Марину под Москвою в сношениях с Пожарским: Трубецкого делает горячим, ревностным сыном отечества, жертвующим ему своею гордостью; сближает в одно время смерть патриарха Ермогена и прибытие Пожарского под Москву; Марину сводит с ума и для эффекта сцены заставляет ее бродить по русскому стану в виде какой-то леди Макбет! Пожарский представляется притом главным орудием всех действий; народ избирает его в цари. Словом: мы не постигаем, для чего драма г-на К. названа заимствованною из отечественной истории? Тут нисколько и ничего нет исторического – ни в событиях, ни в характерах.

К чему же послужили г-ну К. романтическая свобода и такие страшные изменения истории? К тому, чтобы изобразить несколько театральных сцен. В этом нельзя отказать г-ну Кукольнику: такие сцены у него есть; но это самое последнее достоинство драмы, и подобные эффекты найдете в каждой мелодраме. Не того требуем мы от истинного поэта: требуем поэтического создания, истинной драмы.

«Рука Всевышнего Отечество спасла»

«Скажем, что <…> издать такую драму, какова новая драма г-на Кукольника: «Рука Всевышнего Отечество спасла»! Как можно столь мало щадить себя, столь мало думать о собственном своем достоинстве!…»

Николай Алексеевич Полевой "Рука Всевышнего Отечество спасла" Драма из отечественной истории, в 5-ти актах, в стихах Соч. Н. Кукольника. СПб., 1834

Братья Полевые – выходцы из среды купечества. В период после разгрома декабристов продолжали в критике идеи прогрессивного романтизма. Белинский ценил стремление братьев Полевых придать своему журналу «Московский телеграф» (1825-1834) ярко выраженное идейное направление.

Помещаемые здесь статьи К. Полевого «О направлениях и партиях в литературе» (1833) и Н. Полевого о пьесе Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла» (1834), которая послужила поводом для закрытия журнала, достаточно ярко показывают приверженность к романтизму обоих авторов, раскрывают их прогрессивные убеждения.

Братья Полевые боролись за строгий романтический кодекс творчества, выступали против поверхностного, анархического использования отдельных романтических приемов, были противниками приспособления романтизма к реакционной политике «официальной народности».

Текст печатается по изд.: «Московский телеграф», 1833, ч. 51, N 12, с. 594-611; 1834, ч. 56, N 3, с. 498-506.


<…> Скажем, что <…> новая драма г-на Кукольника весьма печалит нас. Никак не ожидали мы, чтобы поэт, написавший в 1830 г. «Тасса», в 1832 году позволил себе написать – но, этого мало: в 1834 г. издать такую драму, какова новая драма г-на Кукольника: «Рука Всевышнего Отечество спасла»! Как можно столь мало щадить себя, столь мало думать о собственном своем достоинстве! От великого до смешного один шаг. Это сказал человек, весьма опытный в славе. <…>

Мы уже говорили когда-то в «Телеграфе» о том, что, по нашему мнению, из освобождения Москвы Мининым и Пожарским невозможно создать драмы, ибо тут не было драмы в действительности . Роман и драма заключались в событиях до 1612 года. Минин и 1612 год – это гимн, ода, пропетые экспромтом русскою душою, в несколько месяцев. Один умный иностранец, разговаривая о русской истории, сказал: «У вас была своя „Орлеанская Дева“, это ваш Минин». Сказано остроумно, и, всего более, справедливо. Ряд великих событий, от появления Самозванца до падения Шуйскаго, совершился; дела были доведены до последних крайностей. На пепле Москвы надобно было сойтись в последний бой России и Польше. Толпа изменников и ничтожных вождей стояла близ Московского Кремля. Мужественный Хоткевич с последними силами шел к Москве. Кому пасть: России? Польше? – Польше! изрек всемогущий, и – дух божий вдохновляет мещанина Минина, как некогда вдохновил крестьянку Иоанну д"Арк. По гласу Минина сошлась нестройная толпа мужиков, и – ведомая верою в лице Аврамия Палицына и русским духом в лице Козьмы Минина – пришла к Москве. Хоткевич разбит и Русь спасена. Опять начинается после сего ряд новых событий, совершенно чуждых подвигу Минина. Минин мгновенно сходит с своего поприща; и не только он, но и Палицын, и Пожарский, и Трубецкой. В 1618 году поляки снова стоят под Москвою, и, как событий с 1612 года, так и самого избрания Михаила на царство, нисколько не должно сливать с историею о подвиге Минина и Пожарского.

Рука Всевышнего отечество спасла

В.А. Озеров. Дм. Донской. 5. Боярин.

Ср. Рука Всевышнего Отечество спасла!

Н.В. Кукольник. (Загл. драмы.)

Ср. Рука Всевышнего три чуда сотворила:

Отечество спасла ,

Поэту ход дала

И Полевого утопила.

Эпиграмма.

"Московский телеграф" (Полевого) за враждебную критику драмы был запрещен.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "рука Всевышнего отечество спасла" в других словарях:

    Рука Всевышняго отечество спасла. В. А. Озеровъ. Дм. Донокой. 5. Бояринъ. Ср. Рука Всевышняго Отечество спасла! Н. В. Кукольникъ. (Загл. драмы.) Ср. Рука Всевышняго три чуда сотворила: Отечество спасла, Поэту ходъ дала И Полевого утопила.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Поэт и драматург, род. 8 сентября 1809 г., ум. 8 декабря 1868 г., пятый сын В. Г. Кукольника. Родился в Петербурге; первоначальное воспитание и образование получил в Нежине, в гимназии высших наук кн. Безбородки, первым по времени директором… …

    Нестор Васильевич (1809 1868) русский драматург и беллетрист. Учился в нежинском лицее, был учителем русского яз. и словесности, служил в министерстве финансов и в военном министерстве. Дебютировал в литературе в 1833 «драматической фантазией»… … Литературная энциклопедия

    Известный писатель, журналист и критик; родился в Иркутске 22 го июня 1796 года. Он происходил из старинного курского купечества; предки его часто надолго оставляли свой родной город и занимались торговыми предприятиями на дальнем востоке. Не раз … Большая биографическая энциклопедия

    - (1809 1868), русский писатель. Исторические повести и рассказы («Сержант Иван Иванович Иванов...», 1841), романтическая «драматическая фантазия» в стихах «Торквато Тассо» (1833), историческая драма «Рука Всевышнего отечество спасла» (1834) и др.… … Энциклопедический словарь

    Нестор Васильевич Кукольник Нестор Кукольник портрет работы Карла Брюллова … Википедия

    Нестор Кукольник портрет работы Карла Брюллова. Нестор Васильевич Кукольник (8 (20) сентября 1809, Санкт Петербург 8 (20) декабря 1868, Таганрог) русский писатель первой половины XIX века. Содержание 1 Ранние годы … Википедия

    Нестор Кукольник портрет работы Карла Брюллова. Нестор Васильевич Кукольник (8 (20) сентября 1809, Санкт Петербург 8 (20) декабря 1868, Таганрог) русский писатель первой половины XIX века. Содержание 1 Ранние годы … Википедия