Олег Видов: «В Америку я уехал не для того, чтобы быть актером.

Актер Олег Видов. Ему было 73 года. В числе самых ярких ролей Видова — Медведь в «Обыкновенном чуде» (в постановке Эраста Гарина), Морис Джеральд во «Всаднике без головы», Владимир в «Метели», царь Гвидон в «Сказке о царе Салтане», старший лейтенант Владимир Славин в «Джентльменах удачи» и Володя в фильме «Москва, любовь моя». В конце 1980-х он уехал в США, где продолжал сниматься в кино и создал компанию Films by Jove.

Олег Видов родился 11 июня 1943 года в Московской области. Детство провел в СССР, Монголии и Германии. Окончил школу, начал работать в 14 лет. После окончания школы работал электриком на строительстве Останкинской телебашни.

Дебют в кино состоялся в 1961 году — Видов сыграл эпизодическую роль в фильме «Друг мой, Колька».

На фото: кадр из фильма «Метель» (1964 год)

В 1966 году Видов окончил актерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). Во время учебы в институте он начал получать первые крупные роли — в картинах «Метель», «Обыкновенное чудо» и «Сказка о царе Салтане».

На фото: режиссер Александр Птушко (в центре) и исполнители главных ролей в фильме «Сказка о царе Салтане» — актеры Оксана Рябинкина и Олег Видов

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо», в котором Олег Видов сыграл Медведя

Настоящая популярность пришла к Видову после фильма «Всадник без головы», где он сыграл Мориса Джеральда (на фото кадр со съемок фильма)

Фото: Александр Коньков и Петр Носов / ТАСС

В одном из интервью Видов рассказывал , что его бывшая жена Наталья Федотова, которая была близкой подругой дочери Леонида Брежнева, мешала его карьере и звонила во ВГИК, чтобы там ему не выдали диплом режиссера. В 1983 году во время съемок в Югославии актер решил не возвращаться в СССР.

На фото: актеры Елена Проклова и Олег Видов и мексиканская киноактриса Фанни Кано (справа) на кинофестивале в Москве, 1977 год

Фото: кадр из фильма «Джентльмены удачи»

Одной из самых известных ролей стала работа Видова в фильме «Джентльмены удачи» (кадр из фильма на фото), где он исполнил роль ​старшего лейтенанта Владимира Славина

Олег Видов в роли Николы в кинофильме «Битва на Неретве» режиссера Велько Булайича, съемки проходили в Югославии

Видов активно снимался в югославских, итальянских и американских фильмах. В 1980-х годах успел пожить в Югославии, Австрии, Италии.

На фото: Елена Коренева и Олег Видов на ММКФ в 1993 году во время показа американского фильма «Пленник времени», где они сыграли главные роли

С 1985 года Видов жил в США, где продолжил кинокарьеру. Его первой американской картиной стал фильм «Красная жара», где он сыграл вместе с Арнольдом Шварценеггером и Джеймсом Белуши.

Всего Видов снялся в более чем 50 фильмах, в 1974 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.

На фото: актеры Милена Дравич и Олег Видов, 1970 год

В США актер занялся бизнесом и вместе со своей супругой Джоан Борстен (на фото) создал компанию Films by Jove. В 1992 году компания подписала договор с арендным предприятием «Союзмультфильм» и получила эксклюзивные права на использование, реставрацию, распространение, лицензирование продукции «Союзмультфильма» за пределами бывшего Советского Союза. В 2003 году началось судебное разбирательство, в котором «Союзмультфильм» оспаривал законность передачи прав компании Film by Jove, поскольку, как утверждали истцы, арендное предприятие «Киностудия «Союзмультфильм» не имело полномочий передавать права на мультфильмы. При этом компания Видова провела работу по реставрации мультфильмов, их оцифровали, раскрасили, переозвучили, некоторые из них озвучивали Сильвестр Сталлоне, Мадонна, Арнольд Шварценеггер. В 2007 году права на коллекцию советских мультфильмов у Film by Jove выкупил Алишер Усманов, который передал ее российскому государственному телеканалу «Бибигон».

Его жизнь порой напоминала приключенческий фильм

Для миллионов зрительниц красавец-актер Олег Видов – прежде всего благородный Морис Джеральд из «Всадника без головы». Этот фильм, снятый по одноименному роману Майн Рида, стал его звездным часом. Затем были другие, не менее успешные, кинокартины, всенародная слава, съемки за рубежом, а потом он уехал на Запад.

«Моя бывшая жена Наталья Федотова мне угрожала»
Олег Видов родился 11 июня 1943 года в городке Видное, расположенном неподалеку от современной МКАД. Его мать, Варвара Ивановна Видова, заведовала школой, а отец, Борис Николаевич Гарневич, был финансовым работником и долгое время жил отдельно от семьи. Варвара Ивановна работала учителем в Монголии, затем редактором-корректором в Германии, где и прошли детские годы будущего актера. А потом мать Олега получила инвалидность, так что в четырнадцать лет парень перешел в вечернюю школу и начал зарабатывать самостоятельно. В его трудовой книжке были записи о работе и санитаром, и электриком при строительстве останкинской башни. Однако после получения аттестата молодой человек предпринял попытку изменить свою жизнь.
В 1960 году Олег Видов поступил на актерский факультет ВГИК. В этом же году он сыграл эпизодическую роль в фильме «Друг мой, Колька», имевшем огромный успех у зрителей. Далее последовало несколько небольших ролей: Ваня в комедии «Конец света», велосипедист с зонтом в картине «Я шагаю по Москве», брат главного героя в ленте «Если ты прав». После этого режиссер Владимир Басов пригласил красивого и талантливого студента на роль главного героя фильма «Метель». Роль Владимира в экранизации пушкинской повести мало кого из зрителей оставила равнодушным.
За этим последовал Медведь в «Обыкновенном чуде», снятом Эрастом Гариным, и князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане». Активно снимаясь и учась во ВГИКе, Видов еще успел закрутить роман со студенткой художественного отделения Мариной. Правда, этот брак был недолгим.
«У меня жены были такие прекрасные, что не дай бог, – говорил Видов. – Первую, Мариночку, очень любил. Вторую, Наташу, - тоже. Марина ревновала. Наташа была властная, элегантная, европейская дама, мне это понравилось. Мне всегда нравились умные и красивые. Хотя, в принципе, мне все женщины импонировали, но умные особенно».
Алексей Нагорный пригласил Наталью на эпизодическую роль. Федотова хотела отвлечься. Она только овдовела, потеряв первого мужа; ее кумир и ухажер Владимир Высоцкий переключился на Марину Влади, а Олег Даль, числившийся первым в ее списке кандидатов в мужья, предпочел Елизавету Эйхенбаум, внучку известного филолога Бориса Эйхенбаума. Как-то после съемок Федотова ужинала со своими приятелями в ресторане. «Вдруг ко мне подошел молодой человек и стал настойчиво за мной ухаживать, – вспоминала Наталья.- В тот момент даже внешне он не произвел на меня впечатления… Позже Видов буквально на коленях умолял, чтобы я вышла за него замуж. “Хорошо, – неожиданно согласилась я. – Только свадьбу сыграем завтра”. Я знала, что “завтра” был выходной, естественно, ни один загс не работал. Каково же было мое удивление, когда на следующий день оказалось, что Олег обо всем договорился – свадьба состоится. Вот так я очутилась замужем через две недели после знакомства. Свадьбу сыграли в ресторане, правда, белого платья с фатой я в тот день не надела».
Федотова, как рассказывали друзья пары, не считала актера ровней себе. Сама она говорила: «Видов был скромным мальчиком. Его испортила слава, которая оказалась недолговечной». Спустя год после свадьбы Федотова увлеклась на стороне. Роман Натальи развивался на глазах у артиста. Из-за этого тот впал в тяжелую депрессию. В этом браке у Видова родился сын Вячеслав.
Актер продолжал много сниматься, и в югославских фильмах в том числе, засветился и в масштабной картине «Ватерлоо» Сергея Бондарчука, но настоящим триумфом оказалась роль Мориса Джеральда в ярком остросюжетном фильме «Всадник без головы». Вскоре Видов решил получить второе образование и снова поступил во ВГИК, на этот раз на факультет режиссуры. Параллельно учёбе Видов продолжал работать в кино. Он блестяще сыграл адмирала в «Легенде о Тиле», Андрея в «Транссибирском экспрессе», Альфреда в «Летучей мыши». Спустя 6 лет, в 1976 году второй брак актера распался, и ярких ролей становилось все меньше. «Моя бывшая жена Наталья Федотова мне угрожала и во ВГИК звонила, чтобы там не выдавали мне мой режиссерский диплом, – утверждал Видов. – Станислав Ростоцкий, который тогда там преподавал, слава богу, не обратил на это внимания». Дипломным проектом Олега Видова был короткометражный художественный фильм «Переезд» по собственному сценарию. В этом фильме свою первую роль в кино сыграла актриса Ирина Муравьёва, но картина не сохранилась в архивах.

Эмиграция
В 1983 году Олег работал в Югославии над фильмом «Оркестр» и параллельно оформил брак с гражданкой этой страны Верицей Йованович. «Пора было возвращаться, – вспоминал Видов. – А я вдруг понял, что просто больше не хочу этого. И поехал в Австрию, потом в Италию, а уже оттуда перебрался в Америку». В Риме, пока ждал документы, Олег встретил свою третью жену – американского продюсера и журналистку Джоан Борстен. Они уехали в США, где в 1989 году зарегистрировали свой брак.
Позже в интервью Олег Видов уверял, что, оставаясь на Западе, считал, что на актерской карьере поставит крест – будет работать электриком или слесарем: «В Америку я уехал не для того, чтобы быть актером. Когда я сюда ехал, то четко понимал, что английский - очень тяжелый язык. Был уверен, что никогда не смогу говорить так же быстро и точно, как местные. Поэтому ничего сверх эдакого от Америки и не ждал. Жив, сыт – и на том спасибо».
Тем не менее, прибыв в США, Видов начал довольно активно сниматься в Голливуде. «Красная жара», «Дикая орхидея», часто – в эпизодических ролях – вплоть до 2014 года. К слову, в 1990 году на съемках фильма Залмана Кинга «Дикая орхидея» (в главной роли – Микки Рурк) Видов едва не погиб. Во время съёмок сцены гонок на мотоциклах Олег внезапно понял, что не видит, куда поворачивает, просто не видит дороги. Очнулся уже где-то в траве, на обочине дороги. Актёр не разбился, но обследование показало, что внезапная потеря зрения стала следствием тяжёлой редкой болезни головного мозга. В одной из американских клиник Олегу Видову было сделано несколько сложнейших операций на головном мозге. Спустя 18 лет, в 1998 году, у актера обнаружили на гипофизе опухоль четвёртой стадии, после чего ему снова была сделана операция в США. Но в 2010 году выяснилось, что возникли осложнения после онкологического заболевания – диагноз прогрессирующей множественной миеломы поставили российские врачи, когда Видов приезжал на бывшую Родину навестить сына.
Довольно странно Олег Видов объяснял свою эмиграцию: «Честно говоря, меня просто выталкивало из России. Я еще не понимал, почему, а потом оказалось, что врачи нашли у меня незлокачественную опухоль на гипофизе. Если бы я остался в Союзе, я бы просто умер - у нас не делали таких операций». Также безосновательно Видов утверждал, что в смерти Савелия Крамарова виновны русские врачи, якобы, они не заметили у знаменитого актера рак: «Мы снимались с ним в фильме “Любовные истории”. Крамаров уже вышел на американский юмор и мог бы сделать себе весьма приличную карьеру. Но его погубил рак, который врачи в России не заметили. Когда болезнь диагностировали в Америке, то попросили показать прошлогодние анализы, а в них уже было видно раковые клетки. И наш местный врач сказал, что если бы это вовремя обнаружили, его можно было бы спасти». Видова совсем не смущал тот факт, что Крамаров эмигрировал в 1981, а умер в 1995 – спустя 14 лет после своего обоснования в США.

Бизнес на мультфильмах
В США Видов с женой делал бизнес на творческом наследии покинутой им страны. Это было начало 1990-х, «Союзмультфильм» переживал тяжелые времена. Созданная Видовым и Борстен компания по реставрации и распространению мультипликационных фильмов «Films by Jove» (FBJ) получила в 1992 году лицензию на прокат за пределами бывшего Союза 1.260 мультфильмов производства государственной киностудии «Союзмультфильм» (с 1936 по 1989 годы) и арендного предприятия «Союзмультфильм» (с 1989 по 1991 годы). Сделка вызвала скандал, так как права на перемонтаж, переозвучивание и прокат «золотого фонда» мультипликации были проданы фирме Олега Видова за бесценок. Видов долго судился с «Союзмультфильмом», пока в 2007 году все права на прокат огромной коллекции лучших мультфильмов у «Films by Jove» не выкупил российский бизнесмен Алишер Усманов (по данным источников ТАСС, сумма покупки оценивалась в 5-10 миллионов долларов США) и сразу после сделки безвозмездно передал её российскому детскому телеканалу «Бибигон» (впоследствии - телеканал «Карусель»).
Конечно же, у Олега Видова была своя версия скандала. «Мы хотели, чтобы мультфильмы увидели американцы и жители еще пятидесяти стран мира. Поэтому мы выкупили права на эти мультфильмы, чтобы показывать их в Штатах. Но так вышло, что пленки с оригиналами были в ужасном состоянии: поцарапанные, выцветшие за долгие годы. Еще бы - хранились они в государственных архивах. Их все нужно было реставрировать, а это очень дорогостоящий процесс. Была проведена тяжелая и долгая работа по реставрации пленок. Мы с женой это сделали в Голливуде и за свои деньги.
В итоге после окончания этого процесса мультфильмы переозвучили на разных языках большие американские звезды – Ширли Маклейн, Джессика Лэнг, Тимоти Далтон, Джон Хьюстон. А во Франции, к примеру, это сделала Катрин Денев, в Испании - Хулио Иглесиас. Но когда российские чиновники узнали, что реставрированные фильмы идут на канале “Дисней”, у них слюна потекла и они решили отобрать у нас контракт на показы. В результате, чтобы сделать все как бы легально, они вместе с “пиратами” организовали унитарное предприятие “Союзмультфильм” - такие организации легко распустить, а на их месте открыть контору под любым другим названием. В общем, так и произошло. Но потом был суд, который мы выиграли, а этим людям дали по заслугам. В Москве решили поступить разумно, и российский бизнесмен Алишер Усманов обратно выкупил у нас все права на прокат коллекции. За меньшую сумму, чем за месяц до этого наши усилия по реставрации пленок оценил независимый голливудский эксперт. Но и на том спасибо.
15 лет моей жизни я посвятил выводу лучших мультфильмов на мировые телеэкраны. Они были показаны более чем в 50 странах мира, продублированы на 35 языков. Если от суммы, полученной нами за обратный выкуп, вычесть понесенные расходы на покупку, реставрацию, прокат и адвокатов, то останется одна большая головная боль. Но как настойчиво нас учили в Союзе – счастье не в деньгах».
После этого почти 2,5 года Видов с женой летал по всему миру. В Сомали, в Камбоджу возили грузы – иногда цветы, фрукты, были даже страусы из Южной Африки. Потом стали заниматься медициной. Открыли наркоклинику для алкоголиков и наркоманов, центр восстановления, который называется «Малибу бич». «У моей американской супруги есть одно хорошее качество: она если за что-то берется, то заканчивает по этой теме университет, а то и два, – говорил Видов. – Она журналист, много пишет об этом в своих блогах. Джоан у меня такой заботливый, душевный человек, мы с ней вместе уже столько лет». Но 16 мая 2017 артист ушел из жизни. Он долгое время боролся с раком, и на этот раз болезнь победила.

По материалам «Сегодня» (segodnya.ua), Peoples.ru, animator.ru, konkurent-krsk.ru, tvc.ru

В минувшую субботу, 20 мая, советского и американского актера Олега Видова похоронили в США на мемориальном кладбище «Голливуд навсегда». Он ушел на 74-м году жизни после тяжелой онкологической болезни.

В Америке на смерть Олега Видова откликнулись скупо: с большой статьей выступил только Hollywood Reporter, отметивший, что в СССР он был звездой кассового кино, а в Штатах сыграл две заметные роли: в «Красной жаре» со Шварценеггером и в «Дикой орхидее» с Рурком. Отмечено также, что фильмы его оставались в советском прокате - с вырезанным из титров именем актера, а после перестройки он охотно приезжал на родину и даже появился к 70-летию в программе Андрея Малахова «Пусть говорят».

Что про его уход написали американцы

New York Times скупо, но уважительно сообщила, что в Голливуде Видова называли «советским Робертом Редфордом», что на ковбойский фильм «Всадник без головы» было продано в 1973 году 300 миллионов билетов (то есть, удивимся от себя лично, получается, что все население СССР, включая младенцев, посмотрело картину почти по полтора раза) и что постановщик «Красной жары» Уолтер Хилл категорически не желал давать Видову роль плохого парня, советского наркоторговца. «Камера не желает верить, что ты отрицательный персонаж», - говорил он артисту, но тот настаивал: «Я хочу работать с Арнольдом». Перед смертью, сообщила его жена, он с семьей пересматривал «Тринадцать дней» - политический триллер 2000 года о кубинском кризисе, где он снялся в роли советского представителя при ООН (после съемок этого эпизода все на площадке долго аплодировали).

В других некрологах вспоминают, что он был активным благотворителем, открыл со своей женой Джоан Борстен клинику для лечения алкоголизма и наркозависимости (продал ее в 2014 году), а тягу к благотворительности в интервью 2013 года объяснял так: у нас это наследственное, моя тетка в Казахстане помогала эвакуированным устроиться на новом месте, вот и я хочу помогать кому-то начать новую жизнь… Вообще все в Калифорнии, кто его знал - а знакомств среди выходцев из России у него хватало, - говорят, что он был скромный доброжелательный человек без малейших признаков звездной болезни.

Уехал от горькой обиды

Что до русских откликов на его смерть, тут, как ни странно (хотя что ж тут странного по нынешним временам), много анонимного сетевого злорадства: вот, уехал… предал… ничего значительного там не сделал, как и Крамаров, который ему присоветовал… здесь на руках носили, женат был на дочке Брежнева, а там играл третьестепенные роли русских… по заслугам и забвение. Тут все неправда: с Галиной Брежневой он дружил, женат был на ее подруге Наталье Федотовой, и то недолго. «Третьестепенные роли русских» - тоже серьезное преуменьшение, большинство уехавших российских актеров и того не добились, а на счету у Видова как-никак двадцать заметных ролей в крупных картинах, и, если бы ему разрешили уехать в середине семидесятых, когда Дино Де Лаурентис после роли Томлинсона в «Ватерлоо» предлагал ему две картины в год, - он стал бы звездой мирового масштаба. Точно так же в свое время отказали в выезде Татьяне Самойловой, звезде фильма «Летят журавли», - и, ничтожно мало для ее таланта сыграв в России, она умерла три года назад в одиночестве, полузабвении, полубезумии. Видов уезжал не за карьерой, вот что надо бы понять всем, кто сегодня не желает прощать его отъезд: у него не было никаких карьерных соображений, и он честно рассчитывал работать за границей строителем (благо навык был с отрочества). И рак у него еще не был диагностирован - это в начале девяностых у него начались так называемые выпадения, сужение полей зрения. Так что ехал он не лечиться. Уезжал он в полную неизвестность, от горькой обиды, после нескольких тяжелых оскорблений, которые не захотел проглотить, - вот и вся его вина.

В шестидесятых ему еще давали сниматься за границей - и в 1966-м он снялся в знаменитой датско-шведско-исландской «Красной мантии» вместе с двадцатилетней тогда Гитте Хеннинг; в единственной эротической сцене он наотрез отказался сниматься голым, и переубедил его только режиссер Габриэль Аксель: «Олег, викинги не носили белья!» Гонорар Видова за главную роль в этой картине пошел на оплату работы Анни Жирардо в фильме Сергея Герасимова «Журналист» (1967), о чем он сам рассказывал с неизменной иронией.

Из страны в страну

Автор самиздатской биографии Видова Александр Руденский (его книга выложена в сеть) подробно рассказывает, как 24 февраля 1983 года Видов зарегистрировал третий брак - с югославкой Верицей Йованович - и по обычной туристической визе уехал к ней в Белград, где его тут же пригласили сняться в нескольких картинах. Он превысил срок пребывания в Югославии, от него категорически потребовали вернуться на родину - и тогда его товарищ по съемкам в фильме «Молодежный оркестр» Мариан Сринк помог ему получить австрийскую гостевую визу. Отъезд Видова на Запад оброс массой легенд: только что в России написали, что его перевезли через границу в багажнике автомобиля (а то на границе не досматриваются багажники!). Он выехал вполне легально, хоть и не без приключений: его узнал секретарь австрийского посольства, работавший до этого в Монголии, где все время крутили фильмы Видова. Виза была получена без проблем. Из Австрии он у­ехал в Италию, а потом - с помощью бывшей актрисы Джоан Борстен - в Штаты (здесь они создали маленькую компанию Films by Jove, а потом поженились). Сначала он сам на средства друзей снял небольшую картину «Легенда Изумрудной принцессы» (благо режиссерское образование у него было, он закончил Высшие режиссерские курсы у Ефима Дзигана и даже снял коротко­метражку «Переезд») - картина была сделана на копейки, но на Нью-Йоркском кинофестивале ее заметили; потом, через два года, его пригласили в «Красную жару».

Миллионером, как и Крамаров, не стал

Разумеется, ни Крамаров, ни Видов не стяжали в Штатах такой славы, как в России, да и не претендовали на нее. Оба уезжали из позднезастойного СССР, где во всем сквозило вырождение, отовсюду пахло гнилью и безысходность казалась вечной. Они уезжали просто жить, как им хотелось. Для Видова возможность жить без унижений и поступать в соответствии с собственными желаниями, а не с мнениями киноначальства была дороже любого успеха. Миллионером он тут не стал, дружил, с кем хотел, путешествовал, сочинял стихи, приглашал детей от русских браков - и ни о чем не жалел. Нормальный был человек, и непостоянное зрительское обожание значило для него меньше, чем личная свобода. И те, кто ради этой любви остался на родине, согласившись терпеть все ради уюта родного гнезда, втайне завидовали ему. Да ему вообще многие завидовали: красавец, характер ровный, любят все (он действительно владел даром мгновенно и без усилий располагать к себе людей). А сам он - только себе молодому: «Сил и желаний было больше».

Последние пять лет он тяжело болел. Жалоб его никто не слышал.

Он будет лежать на кладбище Hollywood Forever рядом со звездами первой величины, с которыми и жил по соседству, и помнить его будут не за актерские свершения, а за особое выражение глаз, особенно заметное в принесшем ему славу фильме «Всадник без головы». Видно, что этому человеку ничего не надо, но унижать себя он не позволит никому. И если бы таких было больше - все в России было бы иначе.

Болевший раком актер рассказывал об операции, продлившей жизнь на 15 лет

16 мая в США на 74-м году жизни . Произошло это в Уэстлейк Виллидж, в Калифорнии. По словам жены актера Джоан Борстин, сказались осложнения, наступившие после онкологического заболевания. Как знать, сколько бы он прожил в России. Автору этих строк артист признавался: «Америка спасла меня». И хотя с момента эмиграции Олега Борисовича прошло более 30 лет, любители советского кино отлично помнят красавца-блондина. Пусть даже по малюсенькому эпизоду в «Джентльменах удачи» (именно таксисту-Видову Савелий Крамаров негодующе отвечает: «Кто ж его посадит? Он же памятник!»).

У дома в Малибу. 2015 год.

Игра слов - Олег Видов родился в городе... Видное! Воспитывала его мама и любимая тетушка, о которой он все время вспоминал. В детстве жил в Монголии и Германии, где работала его мама. Учился во ВГИКе, на одном курсе со Станиславом Говорухиным, покойным режиссером Леонидом Нечаевым - автором фильма о Буратино и Дюймовочке, актрисой, а ныне монахиней Ольгой Гобзевой, покойным режиссером Валерием Рубинчиком. Видов стал звездой советского кино благодаря роли Мориса-мустангера в фильме «Всадник без головы». А были еще «Сказка о царе Салтане», «Москва, любовь моя».


Кадр из фильма «Всадник без головы».

Уже после ВГИКа его выпустили на съемки фильма «Красная мантия» в Скандинавию. И мир показался безбрежным. Потом поступил к Ефиму Дзигану на режиссерское отделение ВГИКа. В 1983 году Олег Видов уехал на Балканы, женившись на югославке, а потом перебрался в Италию, где познакомился со своей будущей женой Джоан. Перебрался в США, прожив там 30 лет.

Обозревателю «МК» удалось зимой 2015 года побывать у Олега Видова в гостях. Актер так был рад появлению человека из России, звонил бесконечно, писал, в итоге зазвал к себе. Узнав, куда надо ехать, портье недоверчиво на меня посмотрел (это район, где живут голливудские звезды) и заказал машину представительского класса. Добиралась долго и с приключениями, почти по горному серпантину. Таксист ободрал по полной программе, взял порядка 180 долларов: искушение велико, раз пассажир едет в фешенебельный район, где живут звезды Голливуда. Олег Видов заранее сказал, что все оплатит сам. Но мне такой вариант не подходил: напросилась в гости, да еще за меня и платить. Дверь открыла жена Олега Борисовича Джоан, пригласила в дом. Она - журналист, где только не работала, даже в Панаме, в тот момент издавала кулинарную книгу, занималась разработкой диеты для бывших алкоголиков и наркоманов.

Через несколько минут со второго этажа торжественно спустился элегантный хозяин дома в деловом костюме. Точно такой, каким я его помнила по давним фильмам. Жена отправилась по делам, а мы остались в доме, ели приготовленный ею экзотический суп из кокоса, пили кофе. Они только что вернулись из Таиланда, были переполнены впечатлениями. Олег Борисович на прощание подарил мне косметичку тайского производства. С пустыми руками не отпускал - подарил сиреневый палантин, картину, от которой я долго отказывалась, - она не влезла бы в чемодан. И он ее унес в другую комнату, обиделся. Пришлось извиниться и потребовать ее назад. Подарил много всяких мелочей - брелоки с Чебурашкой, выпущенные им на дисках фильмы. Один комплект просил передать Марлену Хуциеву после моего рассказа о том, что классик его с любовью вспоминает. Видов ведь совсем молодым снимался у него в «Заставе Ильича».

Мы разговаривали, пили кофе, а потом отправились в путешествие по вечернему Лос-Анджелесу. Посмотрели побережье Санта-Моники, посетили магазин здоровой пищи, китайский ресторан, куда ходили еще родители Джоан. Видов показал, где собирается молодежь, мечтающая попасть в кино. Олег Видов рассказывал об этом с пониманием. Сам он прекрасно понимал, покидая СССР, что придется выполнять любую работу, не имеющую никакого отношения к кино. Но в Голливуде он все же снимался, о чем свидетельствуют фотографии с Арнольдом Шварценеггером и другими звездами, украшающие стены его дома. Видов за рулем шикарного автомобиля говорил и говорил, а потом спрашивал: «Почему молчишь?», «Что ты все заладила - Олег Борисович, Олег Борисович? Думаешь, я такой старый?» Но обращение по имени-отчеству напоминало ему о том, что осталось в прежней жизни. Потом постоянно от него приходили письма, иногда со ссылками на какие-то события в мире.

А тогда в Лос-Анджелесе он вспоминал, как взялся с Джоан за советскую мультипликацию, чтобы ее знали во всем мире, показал в 55 странах на 35 языках. У нас Видова за его мультипликационную деятельность больше ругали, а у него была своя правда и обида на киночиновников, которые творили беду.


С женой Джоан в Таиланде. 2015 год.

ИЗБРАННОЕ ОТ ОЛЕГА ВИДОВА

«Мы с Джоан организовали клинику по реабилитации от наркотической и алкогольной зависимости. Она пользуется популярностью на Малибу. Люди зависимы не только от опиума, но и фармацевтических средств. Я ведь работал в свои 16 лет санитаром приемного покоя в 29-й больнице. Мечтал быть врачом. Теперь мы уже только консультанты в нашей клинике. Пришла пора подумать о собственном здоровье. Знаешь, что в 1985 году я прилетел в Лос-Анджелес, а в 1998-м у меня обнаружили опухоль на гипофизе в четвертой стадии. В СССР тогда не было оборудования для таких операций. Люди отправлялись в морг. А в США мне сделали операцию, и я живу больше 15 лет после нее. Америка меня спасла».

«Я начал работать с 16 лет. Учился в школе рабочей молодежи. В 1960 году там меня заметил ассистент режиссера с «Мосфильма», пригласил в кино. Это была картина «Друг мой Колька». Я снялся в эпизоде, но он не вошел в фильм. Директор картины Пастушков дал мне характеристику, и я с ней пошел на студию научно-популярных фильмов устраиваться осветителем. Тогда там работали фронтовики, люди, прошедшие войну. А потом я поступил во ВГИК. Я рано начал сниматься за границей. Только Сергей Бондарчук, которого пригласил Росселини, имел такую возможность до меня. Сергей Герасимов тогда снимал фильм «Журналист» и хотел пригласить кого-то из европейских звезд. В этот момент я получил приглашение в Данию сниматься в «Саге о викинге». Тогда был сделан обмен актерами. Мне просто повезло. Нас пугали: надо быть бдительным, иначе завербуют. Помню, в Дании я постоянно озирался, ждал, когда же меня начнут вербовать. Тогда и не думал о том, чтобы там остаться. Я был абсолютно советским человеком. За меня можно было не опасаться».

«В «Заколдованном участке» Александра Баранова я сыграл капитана на пенсии, который в деревне сватается к местной жительнице. Я был счастлив, что попал на родину, оказался в Тарусе, где снимался фильм, пообщался с людьми, полюбовался русской природой, даже написал об этом стихи. Но мне уже трудно приезжать в Россию. Возраст и силы не те».

НЬЮ-ЙОРК – Олег Видов любил повторять, что он русский актер, волею судьбы живущий в Америке. 15 мая он ушел из жизни после долгой и не афишируемой битвы с раком. 11 июня любимцу нескольких поколений российских зрителей исполнилось бы 74 года...

Буквально пару месяцев назад он и его жена Джоан Борстен (Joan Borsten) переехали из особняка на вершине горы в Малибу в более просторный и значительно легче досягаемый дом в районе Уэстлейк-Виллидж. Олег, несколько лет назад фактически отстранившийся от дел по причине нездоровья, помогал по мере сил Джоан в ее кипучей деятельности, встречался с друзьями, много путешествовал и писал стихи.

Многие из тех, кто постарше, помнят и любят его по его, без сомнения, звездной поре, когда в 60-70-е годы Видов олицетворял в советском кино мужской идеал. Именно неотразимая привлекательность и мощная харизма сделали его для десятков миллионов советских зрителей эталоном красоты и секс-символом, причем в ту эпоху, когда никто этого выражения в СССР и слыхом не слыхивал, а само слово «секс» было фактически под запретом.

Достаточно вспомнить его мустангера Мориса Джеральда из «Всадника без головы», князя Гвидона из «Сказки о царе Салтане», невозмутимого милиционера из «Джентльменов удачи». А уж какие мифы окружали «экспортную гастроль» белокурого кумира в Данию, для съемок в «эротическом» боевике «Красная мантия»...

Всего Видов сыграл более пятидесяти ролей в фильмах самых разных жанров. Советская власть настороженно относилась к его славе, опасаясь «неадекватного» поведения актера. Его приглашали в престижные международные проекты – «Битва на Неретве» и «Ватерлоо», где он встретился на съемочной площадке с такими актерами-титанами, как Род Стайгер и Орсон Уэллс.

Его побег на Запад в 1985 году оказался довольно опасным приключением, где только череда благоприятствующих обстоятельств помогла ему живым и невредимым пересечь границу (он из Югославии перебрался в Австрию, а затем в Италию). А в Италии произошло, наверное, самое главное событие его бурной жизни «на двух берегах». Он познакомился с Джоан Борстен, журналисткой, работавшей в Риме корреспондентом газеты «Лос-Анджелес таймс». Это была любовь с первого взгляда, об этом автору этих строк говорили спустя много лет и Олег, и Джоан.

В Америке интерес к артистичному беглецу подогревался политической подоплекой его дерзкого побега. Красавец-славянин «выбрал свободу», и тогда, в пору холодной войны, это подстегивало любопытство масс медиа и широкой публики. О степени новообретенной известности Видова говорит хотя бы такой штрих: газета «Нью-Йорк таймс» использовала его фамилию в своем кроссворде.

Тогда, на волне интереса к «перебежчику», его стали приглашать в престижные проекты. Он сыграл небольшие роли в таких популярных голливудских блокбастерах, как «Красная жара» (Red Heat) и «Дикая орхидея» (Wild Orchid). Играл он и в телефильмах, и в сериалах, таких как «Бессмертные» (The Immortals) и «Западное крыло» (The West Wing).

Вместе с Джоан Видов много лет занимался реставрацией и выпуском в свет в США советских мультфильмов на видеоносителях, причем их партнером в этом проекте выступал Михаил Барышников. Видовы и их компания Films by Jove получили права на коллекцию студии «Союзмультфильм» и вложили немалые средства в обновление и перевод на английский лучших произведений советской анимации.

Российская сторона в судебном порядке оспаривала право собственности компании Film by Jove и требовала вернуть библиотеку в «Союзмультфильм». Много лет продолжались судебные баталии. И только когда нью-йоркский суд принял решение в пользу калифорнийской компании, Россия в лице «уполномоченного» олигарха Алишера Усманова выкупила у фирмы Видовых права на прокат анимационной коллекции «Союзмультфильма».

В последние годы Видов снимался гораздо реже. Сказывалась перенесенная им сложная операция на гипофизе. Он говорил мне: «Америка подарила мне вторую жизнь».

Как-то в одном из разговоров он признался, что наработанные роли в американском кино и на ТВ позволяют ему стабильно получать неплохие «роялтиз», то есть отчисления от платы за использование фильмов с его участием. И он с грустью говорил о том, что многие замечательные коллеги-актеры в России заканчивают жизнь в бедственном финансовом положении, поскольку в России этой системы отчислений актерам не существует.

«Мой удивительный муж и родственная душа, которого я встретила почти 32 года назад в Риме в доме Ричарда и Франчески Харрисон, умер прошлой ночью мирно и с достоинством, - говорится в извещении, помещенном Джоан Борстен на ее страничке в Фейсбуке. – Сергей, Аня (невеста сына Сергея) и я были с ним неотрывно, когда его выписали из больницы, где он провел неделю. Каждый день мы сидели вместе и смотрели его фильмы, вчера это были «Тринадцать дней» (Thirteen Days) и «Сказка о царе Салтане».

Уход замечательного артиста Олега Видова оплакивают сыновья Вячеслав и Сергей, друзья и родные Олега и Джоан, многочисленные поклонники его таланта в Америке, России и во всем мире.