Описать одного персонажа из картины опять двойка. Кто написал картину "опять двойка"

Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал»

Стихотворение Брюсова "Кинжал" отсылает сразу к двум классическим стихотворениям - пушкинскому "Кинжалу" и стихотворению Лермонтова "Поэт". От них стихотворение Брюсова наследует метрику, ритм, образный ряд.

Стихотворение Пушкина в меньшей степени значимо для понимания брюсовского "Кинжала": Пушкин воспевает кинжал как орудие возмездия, как символ освобождения от тирании. Образ кинжала никак не связан здесь с идеей поэта, поэзии, как в стихотворении Брюсова. Однако поэтическая традиция, которой принадлежит "Кинжал" Брюсова, начата именно стихотворением Пушкина. Об этом свидетельствует и метрика стихотворения: как и пушкинское, стихотворение Брюсова написано разностопным ямбом. Правда, у Пушкина чередование четырёх-, пяти-, шести- и семистопных строк свободно и не повторяется в разных строфах, тогда как все строфы у Брюсова имеют схему 6-7-6-5; но пронизанное духом свободы стихотворение Пушкина, видимо, и не могло иметь строго порядка в чередовании разностопных строк. Брюсов же делает акцент не на свободе, а на отточенности, безупречности своего дара-оружия.

Лермонтовский "Кинжал" гораздо активнее используется Брюсовым. Само уподобление поэта кинжалу, противопоставление поэта толпе, строгое чередование шестистопных строк с мужскими рифмами и пятистопных - с женскими (у Брюсова также все строки из 6 стоп нечётны и имеют мужские окончания. а строки из 5 и 7 стоп - женские) - всё это объединяет стихи Лермонтова и Брюсова. Но на этом общем фоне особенно отчётливо видны различия.

Лермонтов говорит о поэте, позабывшем о своём предназначении и потому подобном разукрашенному, но бесполезному кинжалу, которым забавляется праздная толпа. У Брюсова поэт сам отказывался от служения людям, пока не почувствовал голоса бури, не услышал зова истории; он верит, что его песнь созвучна грядущим потрясениям, а потому готов снова быть "с людьми".

Вообще Брюсов скорее отталкивается от традиции, чем следует ей. Лермонтовский "Поэт" выстроен как аллегория: картинное описание кинжала, его судьбы получает истолкование во второй половине стихотворения. Стихотворение Брюсова начинается даже не с рассказа о кинжале, а с короткого упоминания о "нём" - если не читать названия, не сразу и догадаешься, о чём идёт речь - кинжал, меч, нож? И тут же появляется фигура поэта - причём фигура отвлечённая; лишь во второй строфе автор говорит, что поэт - он сам (ещё одно отличие от стихотворения Лермонтова: там автор постоянно обращается к поэту "ты", и мы можем лишь догадываться, подразумевает ли Лермонтов самого себя).

В трёх строфах из пяти речь вообще идёт не о кинжале, а о том, как поэт относится к окружающим; да и в обрамляющих стихотворение строфах кинжал - вспомогательный образ. Брюсов использует хрестоматийные стихотворения, чтобы на их фоне вывести собственный рисунок.

В то же время Брюсов как бы реализует пророчества, содержащиеся в стихах Пушкина и Лермонтова. Орудие возмездия наконец востребовано; "осмеянный пророк" не только проснулся, но и встаёт во главе начинающегося движения.

Многие помнят со школьной скамьи сочинение на тему картины Решетникова «Опять двойка». До сих пор эта репродукция находится в учебниках русского языка за 6 класс. Сюжет ее прост и всем понятен, однако история создания этого художественного произведения довольно интересна.

Сюжет картины «Опять двойка», которую написал Решетников Федор Павлович, незамысловат. Тот, кто написал картину, хорошо знал быт простых людей советского времени, различные ситуации из их жизни, характер и привычки.

Описание картины можно начать так: в центре изображен мальчик, только что вернувшийся из школы. Он, судя по всему, получил нехорошую отметку, чем расстроил своих близких.

Виновник стоит, отвернувшись от матери, испытывая чувство вины. Лицо его грустно, глаза опущены. Из портфеля торчат коньки, выдавая истинную причину происшедшего. Понятно, почему была получена двойка: вместо того чтобы заниматься, мальчик весело проводил время на катке.

Тот, кто написал эту картину, хорошо знал чувства провинившегося ученика, возможно, художник сам был не раз в такой ситуации. По участникам картины видно, что эта неприятная ситуация произошла не впервые, мальчик опять получил плохую оценку из-за собственного нерадения и лени.

Дальнейшее описание полотна можно продолжить, посмотрев на лица родных мальчика. Они словно говорят: «Опять двойка?!». Мама устало присела на стул, на лице выражение скорби и мучения, немого упрека. Видно, что женщина расстроена по причине плохого поведения сына. У нее уже нет сил терпеть его «двойки». На картине отсутствует отец семейства: возможно, он погиб на войне. Мать в одиночку растит троих детей, поэтому ей так тяжело, ее состояние не подлежит описанию.

Другие двое детей на полотне реагируют на приход брата неоднозначно. Старшая сестра стоит у стола и смотрит на брата с осуждением. Ее лицо выражает тревогу за мальчика, она словно говорит: «Как же ты дальше будешь учиться?!».

Видно по всему, что девочка умная и хорошо учится. Младший брат стоит около матери, он катался на велосипеде до момента прихода брата. Лицо младшего мальчика весело, видно, что он смеется над бедой старшего брата.

Никто из участников картины «Опять двойка» не поддерживает несчастного ученика, все родные настроены против него. И только один пес в хорошем настроении. Он радостно кидается на грудь мальчика и стремится облизать ему лицо. Пес не понимает, в чем вина мальчика, и воспринимает его в качестве друга.

Важно! В комнате на полу лежит ковер, на стене висят часы – это все говорит о благополучии семьи в те тяжелые времена. Младший брат катается на велосипеде, это тоже плюс в пользу благосостояния семейства.

История создания картины

Картина Решетникова «Опять двойка» была написана в 1952 году. История создания картины весьма интересна. Это – средняя часть художественной трилогии о детях, о хорошем и плохом ученике. Первая часть называлась «Прибыл на каникулы», художник написал ее в 1948 году.

На фото с репродукции видно, что мальчик в форме приехал домой на каникулы. Он учится в Суворовском училище, его встречает дед и старшая сестра, которая тут же принялась накрывать на стол. Несмотря на радостные лица, прослеживается печальная линия сюжета – скорее всего, родители мальчика умерли, ведь в Суворовское училище брали тогда сирот.

Третья часть трилогии – картина «Переэкзаменовка», на ней изображен мальчик, который сидит и учит – готовится к переэкзаменовке. За окном – веселый летний пейзаж, играют его товарищи, один из них зовет мальчика играть с ними. Но бедному ученику не до игр, ведь ему надо как следует сдать экзамены – это его последний шанс.

Интересно, что на полотне «Опять двойка» Решетников изобразил в углу на стене первая часть трилогии – «Прибыл на каникулы» (как бы идеал, к которому надо стремиться мальчику). А на картине «Переэкзаменовка» висящей на стене изображена картина «Опять двойка» (для того чтобы ученик понял, почему страдает сейчас, а не гуляет с товарищами).

История создания этого полотна интересна также тем, что в качестве модели Ф.П. Решетников использовал соседского мальчишку-вратаря. Он не сказал мальчику, что будет рисовать с него горе-ученика, который опять получил двойку.

На репродукции видно, как пес стоит на задних лапах. Однако немногие знают, как трудно было художнику заставить собаку стоять в таком положении для позирования. Для этого понадобилось увлечь пса колбасой, на это ушло два батона.

Прообразом мальчика-неудачника, изображенного на полотне «Опять двойка», была дочка Ф.П. Решетникова – Люба. Она плохо училась, и когда получала плохую оценку, пыталась всегда проскользнуть в дом незамеченной, что ей не удавалось. Она своей успеваемостью очень расстраивала родителей, поэтому художник решил поднять важный и актуальный вопрос для многих. Но видно, что автор не осуждает главного героя, а скорее, смотрит на него с любовью и юмором. И действительно, он не считал, что плохая успеваемость влияет на характер человека, на его статус. Поэтому двойка – вовсе не повод для расстройства.

Композиция представляет собой треугольник, вершиной которого является старшая сестра – отличница. Таким образом, автор хотел показать, к чему следует стремиться.

Интересно! Первоначальный замысел художника был нарисовать полотно «Опять пятерка», однако он подумал, что сюжет о неудачнике будет наиболее выразительным.

На эту тему был снят детский юмористический киножурнал «Ералаш» (выпуск 124). А также в мультике из цикла «Приключения Мурзилки» был использован этот сюжет, главного героя там назвали Николаем.

Сюжет полотна перекликается с работой другого художника – Д.Е. Жукова «Провалился».

Она хоть и написана до революции, но имеет целью тоже вразумление. В настоящее время находится в Третьяковской галерее.

Полезное видео

Подведем итоги

Сочинение по репродукции картины «Опять двойка» Решетникова задают по русскому языку в 6 классе. Сюжет о горе-ученике до сих пор остается актуальным и для современных школьников.

Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!»

Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!»

Перед нами картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка!». На этой картине художник изобразил семью, которая встречает мальчика из школы.

На переднем плане картины мы видим светловолосого мальчика, который одет в старое пальто, черные брюки и черные ботинки. Его грустные глаза смотрят в пол. У него растрёпанные волосы и оттопыренные уши. В правой руке он держит потрёпанный, перевязанный верёвкой портфель, из которого торчат коньки. Я думаю, что он использует свой портфель в драках и для катания с горки. Только собака радостно встречает своего хозяина. Она оперлась передними лапами на его грудь, как будто просит его поиграть с ней.

Справа на картине мы видим мать, сидящую на стуле. Она очень расстроена. У неё опущены руки. Она думает о том, что её снова вызовут в школу.

Рядом с мамой изображён младший брат на велосипеде. Он с улыбкой смотрит на собаку, виляющую хвостом. Он ещё мал и не понимает, почему расстроенна мама.

На заднем плане картины изображена старшая сестра. Она тоже недавно пришла из школы. На ней школьная форма и пионерский галстук. Её волосы аккуратно заплетены в косы. Девочка собирается делать уроки, она отличница! Она смотрит на брата строгим и неодобряющим взглядом. Я думаю, что ей жаль маму, а не брата-двоечника.

Моё отношение к главному герою картины отрицательное, но мне его немного жаль. Я думаю, что его старшая сестра могла бы помочь ему в учёбе, но мальчик после школы гуляет с друзьями, а не спешит домой. Из-за этого он не успевает делать домашнее задание, потому плохо учится. Картина мне понравилась тем, что художник очень точно передал настроение всех членов семьи.

«Мне хотелось сказать, какое это серьезное дело - отметка», - объяснял идею картины «Опять двойка» художник Федор Решетников. Хотя отметка, по замыслу автора, должна была быть отличной

Картина «Опять двойка»
Холст, масло. 101 х 93 см
Год создания: 1952
Ныне находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве

Решетников задумал картину об успешной сдаче школьных экзаменов: ходил на уроки и садился с блокнотом на задней парте. Один из учителей, желая продемонстрировать гостю знания школьников, вызвал к доске лучшего ученика в классе. Но тот растерялся в присутствии постороннего, которого дети считали проверяющим из министерства, и не смог решить задачу. Решетников отметил, что гамма чувств на лице расстроенного школьника гораздо выразительнее, чем радость отличника, получившего заслуженную пятерку.

А когда с плохой отметкой пришла домой дочь художника Люба, Решетников, отчитав готовую разрыдаться девочку, подумал, что действие картины нужно перенести из школы в семью. Реакцию родных ребенок принимает ближе к сердцу, чем осуждение учителем и одноклассниками, а значит, воздействие на зрителя будет сильнее.

1 Двоечник . Сначала художник писал школьника «лет десяти» с того самого отличника Сережи, который смутился у доски. Но когда мальчик догадался, что его собираются изобразить в роли двоечника, он наотрез отказался позировать, и Решетникову пришлось искать других натурщиков.

2 Румянец . Решетников просил позировавших ему мальчиков растирать щеки и уши снегом, ведь у героя картины должен быть такой цвет лица, как будто он только что вошел в дом с морозной улицы.

3 Портфель . Этот потертый «артефакт», написанный, как выразился художник, «с портретным сходством», принадлежал одному из мальчишек-натурщиков. Владелец был вратарем дворовой футбольной команды, и портфель часто служил штангой ворот.

4 Коньки . Вещественная улика указывает на причину двойки. Нерадивый ученик, по словам Решетникова, «снова после школы играет в футбол или бегает на коньках, не замечает, как быстро пробежало время, а уроки опять не сделаны - авось завтра не спросят».

5 Мать . «Этот образ очень сложный, - писал художник, - в нем должны быть выражены и укор, и огорчение, и строгость, и теплота, и материнская любовь». Подходящее выражение лица у натурщицы художнику удалось поймать, когда женщина пришла всерьез расстроенная из-за каких-то личных проблем. Он намеренно не выказал сочувствия, желая, чтобы модель подольше оставалась искренне огорченной.

6 Старшая сестра . Художник придал пионерке-отличнице осуждающее выражение лица вместо сочувственного в последний момент, когда картину уже повесили в выставочном зале.

7 Младший брат . Подходящего по типажу мальчика шести-семи лет вместе с его старшим братом художник случайно встретил на улице и уговорил позировать. Решетников намеренно провоцировал детей рассказывать друг о друге, кто чем провинился, чтобы написать ехидную улыбку младшего брата.

8 Собака . Художник «разбавил» назидательный пафос картины, изобразив пса, который рад приходу хозяина с любыми отметками. Чтобы надолго удержать «собаку-модель» в нужном Решетникову положении, ее владелец стоял с обещанным псу куском ветчины в зубах, руками прижимая лапы животного к своей груди.

9 Велосипед «Ветерок» . Этот детский велосипед легко переделывался из двухколесного в трехколесный и обратно. Мальчик на картине предпочел менее устойчивый вариант - более взрослый и похожий на культовый подростковый «Орленок», для которого дошкольник еще мал.

10 Репродукция . В основе композиции картины - треугольник, и вершина его упирается в висящую на стене репродукцию другого полотна Решетникова - «Прибыл на каникулы» . Подразумевается, что бравый мальчик-курсант с той картины должен служить примером нерадивому ученику. А репродукцию картины «Опять двойка» художник позже изобразил на полотне «Переэкзаменовка», намекая на причину, по которой герою приходится проводить за учебниками летние каникулы.

Художник
Федор Решетников

1906 - родился на Украине, в селе Сурско-Литовском, в семье иконописца.
1929 - был студентом столичного Высшего художественно-технического института.
1929–1934 - учился в Московском полиграфическом институте.
1932 - был штатным художником полярной экспедиции на ледоколе «Сибиряков».
1933–1934 - отправился в Арктику на ледоколе «Челюскин», был спасен с дрейфующей льдины.
1943 - у Решетникова и его жены, пейзажистки Лидии Бродской, родилась дочь Любовь.
1948 - написал картину «Прибыл на каникулы»: открытки с ее репродукцией выпущены в рекордном для СССР количестве - свыше 13 миллионов экземпляров.
1954 - написал «Переэкзаменовку».
1960 - высмеял «буржуазное» искусство в триптихе «Тайны абстракционизма».
1974 - был избран вице-президентом Академии художеств СССР.
1988 - умер в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Фото: РИА Новости, Валентин Черединцев / Фотохроника ТАСС

Кaртинa Федорa Пaвловичa Решетниковa «Опять двойкa» — одно из caмых извеcтных и любимых произведений cоветcкой живопиcи. Кaждый или почти кaждый человек, который cмотрит нa кaртину, может припомнить cебя в подобной cитуaции, когдa хочешь-не хочешь, a нужно идти домой и рaccкaзывaть о том, что получил плохую оценку.

В этой кaртине caмое глaвное — фигуры и лицa людей, уже по их позaм мы можем понять нacтроение. Лицa очень крacноречиво передaют их подлинные чувcтвa и мыcли. Нa кaртине мы видим cемью: мaму и трех детей. Художник изобрaзил вcех в момент, когдa кaждый из героев кaртины оcтро реaгирует нa cитуaцию. И этa реaкция отрaжaетcя нa лице кaждого.

Поcередине комнaты cтоит мaльчик, вернувшийcя из школы. Его портфель, перевязaнный бечевкой, из которого выглядывaют коньки, говорит о том, что в этот день ученик уделил учебе внимaния знaчительно меньше, чем кaтку. Его cеcтрa c укором и неодобрением cмотрит нa брaтa. Caмa онa cтоит c учебником возле cтолa и, видимо, cобирaетcя делaть уроки. «Опять двойкa» — это не про нее, этa девочкa, cкорее вcего, отличницa. Мaмa детей рaccтроенa мaльчиком. Возможно, онa только что оживлено беcедовaлa c дочкой и млaдшим cыном. Но вот вошел cредний ребенок и по его лицу cтaло яcно: «Опять двойкa». Вcя рaдоcтнaя aтмоcферa мгновенно улетучилacь.

Caмо нaзвaние кaртины говорит о том, что c мaльчиком — героем кaртины — тaкaя иcтория проиcходит довольно чacто. Никто не удивлен, но почти вcе рaздоcaдовaны, в том чиcле и caм двоечник. В этот момент нa его лице читaетcя рacкaяние: « Эх, еcли бы вcе нaчaть cнaчaлa, то я бы не кaтaлcя веcь день нa конькaх, a cнaчaлa выучил уроки!» Лишь млaдший брaтишкa поcмaтривaет нa него c лукaвым любопытcтвом — что же будет дaльше? И только cобaке — верному другу — вcе рaвно, кaкие оценки в дневнике у ее хозяинa, онa рaдоcтно пытaетcя лизнуть его в ноc.

Дaвaйте вcпомним, когдa былa нaпиcaнa кaртинa. Это 1952 год, прошло 7 лет поcле окончaния Великой Отечеcтвенной войны. Из тех, кто изобрaжен нa кaртине, войну не зacтaл только млaдший брaтишкa. Cеcтрa, cудя по вcему, родилacь еще до войны. Глaвный герой — двоечник, был в войну мaленьким ребенком, но, неcомненно, знaет и помнит, кaкие трудноcти пережили люди. Вcе же это cчacтливaя cемья — их отец вернулcя c войны и тогдa у них родилcя третий ребенок. Cемья живет хорошо, в доcтaтке. Для тех лет обcтaновкa в комнaте очень хорошaя, дaже богaтaя. У мaлышa еcть велоcипед, который был не у вcех детей. Мaльчик нaвернякa гордитcя cвоим отцом и не рaз обещaл ему иcпрaвитьcя. И вот повторяетcя доcaдное недорaзумение. Конечно, вcе это не изобрaжено нa кaртине, но этa иcтория легко угaдывaетcя, cтоит только внимaтельнее поcмотреть.