Письменная характеристика героя жития александра невского. Старт в науке



Александр Невский: личность в истории. Ему были благодарны не только потомки, но и люди, живущие в современности, многие прославленные творцы восхваляли его образ в искусстве. На протяжении веков образ Александра Невского в искусстве восхваляют во многих произведениях, начиная с его современников и заканчивая нашими днями.
Его имя всегда на слуху, так названы улицы, площади и переулки, а для Санкт-Петербурга он является небесным покровителем. Однако не одно изображение князя не дошло до наших дней, и каждый видит его по-своему. Его образ с древних времен появляется в различных произведениях искусства: в древнерусской литературе, художественной литературе, изобразительном искусстве, кинематографе, скульптуре.

Литература

Образ Александра Невского в различных произведениях искусства, в том числе и в литературе, был широко воспет писателями и поэтами.

Первое упоминание в литературе появилось благодаря современнику князя. « » относится к памятникам Древней Руси, рассказывает о подвигах и храбрости Невского.
В 1977 году вышла повесть о событиях 13 века, когда Новгород отразил нападение немцев. Рассказ идет о судьбе человека мудрого, душевно богатого, являющего патриотом Новгородской республики. Повесть называется «Господин Великий Новгород», написана она Д.М. Балашовым.

Интересно написан роман-трилогия «Александр Невский» от автора С.П. Мосияш. Произведение начинается с того, что описывается могущество города Великого Новгорода, его значимость и цель захвата соседних стран. Но Новгород не сдается, ведь на его защиту встает князь и гениальный полководец Невский.

Изобразительное искусство


Образ Александра Невского в искусстве встречается повсеместно, и в живописи ему уделено немало внимания. Одна часть художников создавала его портреты и изображала во время сражений, другая предпочла воплотить образ святого, которому сегодня преклоняются многие верующие.

Угрюмов Г.И. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами. 1793 г. А.Н.Букакин

М.Нестеров Святой Александр Невский, 1894 г. г. Семирадский Погребение Александра Невского, 1876 г.

Н.Рерих Александр Невский поражает ярла Биргера, 1904 г. Ф. Москвитин Святой благоверный великий князь
Александр Невский и хан Сартак в Орде

Г. Семирадский Князь Александр Невский принимает папских легатов, 1876 г. М.Нестеров Успение Св. Александра Невского

Ю. Пантюхин Александр Невский Ф.Моллер Александр Невский, 1856 г.

Музыка


В 1938 году началась совместная работа режиссера Сергей Эйзенштейна и композитора Прокофьева. Главной задачей музыканта было создать музыку на отснятый сюжет по своим представлениям и мнению. Через музыку композитору удалось передать образ героя, сражавшегося в жестоких боях, все это сочеталось с изобразительно-живописными эпизодами и песенно-хоровыми сценами. Воплощение образа Александра Невского очень ярко прозвучало в произведении Сергея Прокофьева, чья музыка была написана на слова поэта Луговского. Выразилось оно в таком произведении, как кантата «Александр Невский», состоящая из семи частей. Каждая часть предназначена для разных исполнителей: солиста, хора или оркестра в зависимости от части: "Ледовое побоище", "Мертвое поле", "Крестоносцы во Пскове" и т. д.

Кинематограф


Одним из важных видов культуры, хранящих память князя, можно назвать кинематограф. В 1938 году на экранах появился фильм от режиссера Сергея Эйзенштейна. Он был отмечен Сталинской премией и принят народом, относится сегодня к классическим картинам 30-х годов. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, фильм вернули в прокат для поддержания духа, он имел еще более оглушительный успех. В картине снимались всеми любимые и известные актеры: Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов и др. Действие фильма разворачивается в 1242 году. Закончилась битва со шведами, на Русь стали наступать Тевтонские войска. Завершается картина сражением на Чудском озере. Образ А. Невского в искусстве, в том числе и в этом фильме, очень значим. Князь показан героем, который всегда старался защитить свои земли и свой народ.

Образ Александра Невского в русской литературе достаточно популярен. Это связано с тем, что личность князя - это звено исторической цепи, которое определило развитие целого государства на мировой арене.

Для многих русских людей Невский - это герой, чей подвиг перед Родиной вряд ли будет обесценен или забыт. Поэтому образ Александра Невского в культуре и литературе никогда не канет в Лету. Его личность освещает жизненный путь молодежи, наполняет наши сердца гордостью за родную землю, а его отвага - это пример русской силы духа!

Жизнеописание полководца

Так как наш с вами разговор затронул образ Александра Невского в культуре и литературе, то следует уточнить некоторые сведения об этом выдающемся человеке.

Невский Александр Ярославич был рожден в мае 1221 года в городе Переяславле-Залесском. Умер в возрасте 42 лет 14 ноября 1263 года в Городце. За свою недолгую жизнь успел побывать князем Новгородским, Киевским и Владимирским.

Александр был не первенцем, он был рожден вторым сыном в семье Сыновья приняли княжеский постриг. Этот обряд означал посвящение в воины, случилось это в Переяславле в Спасо-Преображенском соборе. Обряд проводил святитель Суздаля Симон.

Под отцовским стягом в 1234 году Александр впервые отправился в поход на Дерпт.

Деятельность молодого князя

Самостоятельное княжение Невского началось с 1236 года. Время было неспокойное, так как Новгородские земли находились в состоянии вражды с соседями (монголы, Тевтонский орден). И в 1238 году Новгород разворачивает наступательную операцию.

Александр отдает приказ о возведении укреплений на юго-западе Новгорода. В 1240 году шведы направились к Новгороду. В ночь на 15 июля Александр и ладожане застали врасплох короля шведов Биргера и его армию, нанесли полное поражение. Это было сражение, которое позже именовали Невской битвой. В ту ночь Александр сражался в первых рядах и лично лишил жизни шведского «краля» Биргера. Победа в этом сражении продемонстрировала тактику, силу и талант Александра.

События, на основе которых сняли фильм в ХХ веке

Образ Александра Невского в русской литературе и кинематографе был запечатлен благодаря печальным историческим событиям на русской земле. Фильм «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна повествует о том, как капризные новгородские горожане рассорились с Александром. Он их покинул, правя в отцовском Переяславе-Залесском. Но враг не дремал и использовал эти события в своих целях. Ливонские немцы осадили город Псков, тут не обошлось без городских предателей, которые способствовали немцам. Псковская земля была обложена данью. Караваны торговцев нещадно грабили враги. Новгородцы испытывают страх и панику, они несколько раз посылали к Ярославу за Александром. Первый раз на борьбу с немцами отец-князь направил младшего сына Андрея. Новгородцы по-прежнему просили выдать им Александра. Так в 1241 году все-таки Невский озарил своим присутствием земли Новгорода. Очистил земли от врага и направился в Псков, Чудскую землю - гнездо Ордена.

Продолжение исторических событий и картины Эйзенштейна

5 апреля 1242 года случилось сражение, именуемое Ледовым побоищем, на границе с Орденом Ливона на Чудском озере. Точный ход события так и остается неизвестным, но исследователи ливонских и отечественных хроник смогли прийти к единому взгляду и выстроить события того времени. Но есть некоторые различия. В немецких записях описываются действия, как русские окружили рыцарей, а в сказано, что наши воины гнали ливонцев семь верст по льду. Освидетельствовано, что немцы потеряли около полутысячи бойцов, еще 50 попали в плен и были за руки приведены в Новгород.

Благодаря фильму Эйзенштейна образ Александра Невского в русской запечатлен более чем реалистично и мужественно.

Еще одна победа

Через три года литовцы совершили нападение на новгородские земли под предводительством князя Миндовга. Князь Александр молниеносно отправляется на захватчиков. Литовцы, получив вести о наступлении Невского, бросились бежать с награбленным из его владений. Наш смелый князь нагнал нечестивцев и разбил их в сражении у озера Жизца.

Так почему же образ Александра Невского в литературе и искусстве так преданно чтится? Да потому, что защита Руси под его крылом в течение шести лет привела к тому, что немцы отказались от последних завоеваний, а также передали новгородцам часть земли Латгалии.

Вторая жизнь образа князя Невского

Талантливый полководец, блестящий дипломат и грамотный политик - все эти слова об Александре Невском. Все эти слова подтверждаются его победами в борьбе против немцев. Такой образ Александра Невского в русской литературе не мог остаться незамеченным в период 1941-1945 годов, когда советский народ отстаивал свои земли в борьбе с фашистской Германией.

Художник П. Д. Корин написал картину «Александр Невский» в самый разгар страшной Великой Отечественной войны, в эти годы подобный героический образ воина с немцами был особо востребован.

Образ Александра Невского в русской литературе и кинематографе кратко

Кинематография - один из важнейших видов искусств, который особым образом чтит и хранит образ князя Невского. В 1938 году народ Советского Союза в кинотеатрах увидел фильм «Александр Невский», снятый режиссером Сергеем Эйзенштейном. Сегодня эта картина считается классикой кинематографа 1930-х годов.

Этот фильм дважды выходил в прокат. Как вы думаете, в каком году его показали в кино второй раз? Да, именно в 1941 году, когда немцы напали на Советский Союз. Правительство СССР сделало ставку на то, что просмотр фильма поднимет боевой дух советских солдат. И не прогадало! В эти годы фильм имел еще больший успех, чем в годы первого проката.

В 1991 году режиссер Георгий Кузнецов снимает фильм «Житие Александра Невского», где в роли князя снялся Анатолий Горгуль.

Спустя 17 лет копилку исторических кино пополнила лента «Александр. Невская битва», снятая Игорем Каленовым, а главную роль исполнил

Образ Невского в культуре и литературе, а также и в этом фильме значим. Ведь наш князь показан в героическом образе, который искренне защищал свои земли и свой любимый народ!

Чтят образ князя и филологи. Его воспевали многие поэты и писатели в своих произведениях. Самое первое упоминание об Александре в литературе зафиксировано современником. Текст «Житие Александра Невского» литературоведы относят к историческим памятникам эпохи Древней Руси. В произведении автор рассказывает о великих подвигах князя, его храбрости и мужестве.

Заключение

Итак, образ Александра Невского в русской литературе, кинематографе, истории, религии, архитектуре, живописи и других искусствах прочно закреплен и является одним из основных. Переоценить деятельность князя Невского очень трудно, хотя некоторые историки пытаются это сделать, уже не раз совершались попытки «подкопать» под его личность, однако по сей день они не увенчались успехом, а в 2008 году на телевизионном конкурсе «Имя России» стала победителем личность святого князя Александра Невского.

Герой Невской и Ледовой битв князь Новгородский Александр Ярославич, второй сын великого князя Владимирского и князя Переяславского Ярослава Всеволодовича, внук Всеволода Большое Гнездо, правнук Юрия Долгорукого, навечно вошел в отечественную историю как организатор сильного государства на Северо-Востоке Руси. Выдающийся полководец и тонкий дипломат, он вел политику умиротворения и сдерживания татаро-монголов, которую передал своим потомкам - московским князьям от Даниила Александровича до Ивана Калиты и Димитрия Донского. Сохранение русского рода и Русской земли было конечной целью его политики. За это его безмерно почитал народ, а Бог прославил угодника своего необыкновенной святостью. Когда князь Александр умер, его кончина была воспринята современниками как тяжелейшая утрата для всей Русской земли. "Заиде солнце земли Суждольской!", - воскликнул митрополит владимирский Кирилл, и вслед за ним люди горестно запричитали: "Уже погибаем!".

В русскую литературу князь Александр вошел как национальный герой. Недаром первое о нем произведение - Житие - переписывалось весьма часто и было предметом многих литературных переработок. Русская церковь также относилась к имени Невского героя с большим благоговением и старалась окружить его ореолом святости и приписать ему качества идеального христианского святого. Так, в стенах Владимирского Рождественского монастыря, где он был похоронен, первоначально возникла, со слов митрополита Кирилла и эконома Севастьяна, легенда о чуде с духовной грамотой, совершившемся при погребении тела 23 ноября 1263 г. А в начале 1280-х годов один из монахов этого же монастыря составил Первую редакцию его Жития. Написанное в духе житий светских властителей (например, Vita Constantini Евсевия Памфила) и под влиянием галицкой литературной школы воинских повестей, Житие Невского героя состояло из монашеского предисловия и десятка отдельных эпизодов из жизни князя, носивших характер свидетельств "самовидцев"; в конце был приписан плач по умершему, включая описание погребения тела во Владимире и посмертного чуда с духовной грамотой. Последний эпизод свидетельствовал о его безусловной святости, в то время как весь текст говорил о нравственной чистоте и высоте духовного подвига героя.

В последующие столетия русской истории в связи с возраставшей популярностью Александра Невского как заступника Русской земли и основателя династии - московской ветви Рюриковичей - были предприняты дальнейшие шаги по мифологизации его личности и оцерковливанию всех его поступков. После открытия его мощей при митрополите Киприане (весна 1381 г.) и особенно после общерусской канонизации в 1547 г. почитание этого князя как святого распространилось повсеместно, при этом текст Первой редакции Жития неоднократно переделывался, дополнялся, изменялся; иногда менялся стиль всего повествования, отдаляясь от стиля воинской повести и приближаясь к каноническому, житийному, иногда изменялись композиция, стиль и почти всегда - идеи произведения.

Так, например, Вторая редакция Жития (новгородско-московская), 30-50-х годов XV в., приспособила текст Жития для летописи; Третья, новгородская, второй половины XV в., - для кратких чтений проложного типа; Четвертая, московская, 20-х годов XVI в., - для Никоновской летописи; Пятая, владимирская, может быть, инока Рождественского монастыря Михаила, 1549-1550 гг., - для Великих Четьих-Миней митрополита Макария; Шестая, псковская, инока Саввина Крыпецкого монастыря Василия-Варлаама (В. М. Тучкова) - тоже для Четьих-Миней; Седьмая, московская, 1563 г., книжников митрополита Андрея-Афанасия, - для Степенной книги; Восьмая, новгородская, третьей четверти XVI в., - для одного сборника; Девятая, конца XVI в., - для новой редакции Пролога; Десятая, владимирская, 1591 г., самая обширная, митрополита вологодского Ионы Думина - для всеобщего чтения. По России распространилось большое количество литературных произведений о Невском герое в списках в том жанре агиографии, который являл нам образец великорусского витийственного красноречия в духе школы "плетения и изветия словес".

Внимание к Александру Невскому со стороны правительственных кругов Москвы значительно усиливается, и почитание героя Невской и Ледовой битв окончательно становится национальным и общегосударственным. В XVII в. первые цари из новой династии Романовых также проявляли чрезвычайную заботу об увековечивании его памяти: патриарх Филарет приказал построить первый собор в честь святого над Тайницкими воротами Московского Кремля (около 1630 г.), несколько раньше создается великолепная икона "Александр Невский с деянием", ежегодными стали крестные ходы в день его церковной памяти 23 ноября. Литературная работа значительно усиливается: возникают редакции с Одиннадцатой по Пятнадцатую (Тита, Викентия, Проложная 1641 г., переделка редакции Ионы Думина). Все они полностью соответствуют поддерживаемой московскими и владимирскими церковными кругами тенденции изображать князя Александра в облике монаха-схимника, подчеркивая его христианские добродетели и посмертные чудеса. Перечень чудес у раки святого в Рождественском монастыре непрестанно увеличивается, вплоть до первого десятилетия XVIII в. Так, например, в списке середины XVIII в. редакции Викентия, присланном в 1772 г. из Владимира в Петербург, имеется добавление четырех чудес, последнее из которых датируется 1706 г.

Все 15 редакций Жития, а также многочисленные службы, краткие памяти, похвальные слова, летописные сказания о Невском герое достались XVIII в. в наследство от предшествующих столетий.5

Изображение героя, каким был Александр Невский, имело в древнерусской литературе свою специфику.

Говорят, что у героя тысяча лиц. Одно дело герой в истории, другое дело - герой произведений литературы или фольклора. "Герой литературного произведения" - сравнительно поздний термин, появившийся в европейском литературоведении и критике с XVII в.

В эпоху античности и в период раннего Средневековья герои - это выдающиеся личности, защитники или помощники народа, полубожества или сверхлюди, вроде Гильгамеша или Геракла, явившиеся, чтобы спасти или облагодетельствовать человечество. Герои, по Гесиоду, родились в Век богов и героев, когда титаны боролись с богами. В древнейших записанных эпосах человечества ("Гильгамеш", Ветхий Завет, "Илиада", "Одиссея", "Энеида") перед нами предстает целая вереница героев, людей огромной силы, неповторимого мужества, выдающихся качеств и способностей, отмеченных к тому же покровительством богов. Ахилл, Эант, Гектор, Одиссей, Эней, Александр Македонский - эталоны героев античности. В германском и славянском эпосах герой - более человек, нежели бог. Он выше законов обыденной жизни и живет ради славы на земле. Потому герой как бы приподнят над категориями земной морали, потому и прославление героя сочетается с попыткой его испытать или даже развенчать поражением на поле битвы. Так обстоит дело при изображении Беовульфа, Валтериуса, Роланда, былинных богатырей Руси Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, князя Игоря Святославича из "Слова о полку Игореве". Все они, совершив подвиги, в конце концов гибнут, кроме князя Игоря. Последний спасается, так как он, по замыслу автора бессмертного "Слова", уповал на Богородицу, покровительницу Русской земли. Герои эпоса противостоят христианским святым, так как целью последних было лишь "подражание Христу".

В средневековой литературе изменяется облик эпических героев древности: гибельный изъян сводит на нет все их достоинства - отсутствие ведущих ко спасению христианских добродетелей. Потому и гибнут Беовульф, Бритнот, Роланд, больше верившие в доблесть и мужество, нежели во Христа. Их гибель - это гибель старого языческого мира с его политеизмом. На смену язычеству приходит христианство со своими особыми героями. Истинный герой средневековых литератур соединяет в себе тип старого эпического героя-воина и тип нового героя-святого. По логике вещей, святые - не герои, они лишь примеры или модели совершенной жизни или достойной смерти. Жизнь святого проявляется в чудесах, прижизненных и посмертных, в то время как жизнь героя - в земных делах. Поле битвы святого - духовная нива, а мотивация его поступков отнюдь не героичеекзя, а христианская, в духе десяти заповедей.6 В средневековых литературах было устранено обычное в послевергилиевой литературе противопоставление мудрости героев их силе. Во времена поздней античности и раннего Средневековья в литературы прочно вошел новый топос "fortitudo et sapientia", определивший дальнейшее развитие идеала героя. "Fortitudo" - сила и вооружение героя - принимало в позднесредневековых литературах метафорический вид: вооружение моральными и христианскими добродетелями. "Sapientia" - мудрость героя - принимала метафорический вид "подражания Христу".

Древнерусская литература отчасти заимствует тип своего героя из литератур византийской и древнеболгарской. Первые эпические герои литературы Древней Руси - святая княгиня Ольга, святые князья Владимир, Борис и Глеб, затем Владимир Мономах, Игорь Ольгович, святой Александр Невский, святой Довмонт-Тимофей, Даниил Галицкий. В этих героях было кое-что от прежнего эпического героя, былинного богатыря: сила, смелость, мужество, доблесть. Иногда в образ нового героя вплетались гиперболические черты. Он вырастал в богатыря-исполина, преграждающего путь врагам на Русскую землю, вычерпывающего реки шлемами своих воинов, мечущего огромные тяжести за облака, стреляющего по врагам в отдаленных землях. Такими предстают в произведениях древнерусской литературы Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл, Всеволод Большое Гнездо. В целях полной обрисовки героев древнерусские книжники постоянно использовали топос "fortitudo et sapientia", но никогда не обращались к следующему топосу - "armas у letras". Древнерусская литература никогда не знала героя позднего европейского Средневековья, подобного воплощенному в поэмах Боярдо рыцарю Орландо, столь же благородному в любви, как и на поле битвы, воину-ученому, одинаково владевшему пером и мечом.

Древнерусские произведения о героях, принадлежавшие разным жанрам, прославляли их как добрых христиан, превеликих чудотворцев и преподобных. Вся земная деятельность героев, воинская и государственная, изображались не иначе как следствие их веры и внимания к ним Бога.

Все авторы многочисленных житий Александра Невского, пользуясь для типизации известными топосами, не стремились изобразить этого князя таким, каким он был в жизни, а конструировали идеальный тип доброго христианина, Божьего угодника, преподобного, который верил во Христа и поэтому побеждал врагов Руси. Обращает на себя внимание иной, по сравнению с литературой Возрождения, принцип построения образа героя: восхождение к прототипу через деконкретизацию, диспропорциональность, итеративность, подобие. Потому автор Первой редакции Жития стремится изобразить не реального человека, а идеализированный тип, персонифицирующий некую отвлеченную идею Мира. Деконкретизация образа шла и за счет использования топосов, и путем приравнивания князя Александра Ярославича к общепризнанным героям минувшего: Иосифу Прекрасному, богатырю Самсону, императору Веспасиану, песнотворцу Давиду, царю Соломону, пророкам Моисею и Иисусу Навину. Это происходило потому, что древнерусский книжник разделял господствовавшие в средние века представления трансцендентальной

эстетики, когда предметом искусства объявляется не доступный органам чувств человека быстро меняющийся реальный мир, а вечная и неизменная идея, открывающаяся лишь умственному взору. При этом художественный образ представлялся неким подобием этой идеи Мира и выглядел в глазах древнерусского человека большей реальностью, чем открытый его чувствам мир. Неудивительно поэтому, что венцом творчества художника было не стремление к реалистическому искусству, а создание новых ценностей, отражающих божественный смысл мироздания,8 а в художественном восприятии древнерусского книжника образы действительности превращаются в символы, максимально близкие идее Мира. Потому-то князь Александр Ярославич - это не реальный человеческий характер, а средоточие идеальных качеств, которые проявляются в его деяниях - воинских подвигах и мудром княжении. Вот перечень качеств и достоинств князя словами Первой редакции его Жития: "Князь благъ: в странах - тих, уветливъ, кротокъ, и съмеренъ -по образу Божию есть, не внимая богатьства и не презря кровъ праведничю, сироте и вдовици въ правду судай, милостилюбець, благь домочьдцемь своимъ и вънешнимъ от странъ приходящимь кормитель".

Помимо четырех главных добродетелей античных героев - avSpeia (мужество), Sucaioovvi] (справедливость), аанррооьщ(скромность), (ppovrfcng (мудрость), - князь Александр наделяется еще многими христианскими качествами. А следствием этих качеств были поступки героя в Житии, которые воспринимались средневековым читателем не иначе как идеальные поступки идеального человека. Это победы над шведами на Неве (1240), изгнание немцев из новгородских и псковских пределов (1241), победа на льду Чудского озера (1242), наказание литовцев (1247), взятие Юрьева Ливонского его сыном князем Димитрием (1262). Это и гордый ответ послам папы Римского, и дипломатические поездки в Орду, и восстановление разоренной Русской земли после татарских нашествий, и приравненная к мученической кончина, и посмертное чудо с духовной грамотой (1263).

Очень мало исторического оставалось в житийном образе Александра Невского. Из-под пера древнерусского книжника вырастала идея-символ, данная под знаком вечности и охраняемая Провидением. Провиденция была основой "философии истории" русских средних веков. Разум, чувство и воля героя не выделялись, их проявления были строго обусловлены "Божественной волей". "Якоже рече Исайя пророк, - говорит автор Первой редакции Жития, - тако глаголеть Господь: „Князя азъ учиняю, священни бо суть, и азъ вожю я". Воистинну бо без Божия повеления не бе княжение его".11 Князь Александр всегда побеждал врагов, уповая на Бога, ангелов, святую Троицу и святую Софию, святых мучеников Бориса и Глеба. Накануне решающих сражений он молится, упав на колено, проливая слезы, воздевая руки к небу, проявляя смирение и скромность: "Бе бо иереелюбець и мьнихолюбець, и нищая любя. Митрополита же и епископы чтяше и послушааше их, аки самого Христа". Потому "распространи же Богь землю его богатьствомъ и славою, и удолъжи Богъ лет ему". Так награждает Провидение праведников. А грешников и отступников наказывает. Если люди много грешат и не хотят каяться, отступают от веры, совершают богопротивные дела, то Бог насылает на них голод, болезни, пожар, наводнение, засуху, нашествие врагов; бывает и так, что всю страну Бог казнит за грехи ее правителей, за княжеские преступления. Эти объяснения - краеугольный камень средневековой "философии истории". Неизбежным теперь становится вывод о той ничтожной роли, которая уделялась в этой "философии истории" личности; ведь всем в мире руководит Провидение! Древнерусская литература (жития и повести) и историография (летописи, хронографы, Степенная книга), запечатлевшие образ Александра Невского, как бы застыли в своей индифферентности к подлинному историзму. На протяжении четырех столетий этот образ служил примером духовного и нравственного подвига в церковном мифе о нем: иногда его мощи "творили чудеса", исцеляя больных, зажигая свечи в церкви, иногда он незримо помогал русским воинам на поле брани, побивая врагов: так было в Куликовской битве 1380 г. и в сражении при Молодех с крымским ханом Девлет-Гиреем в 1572 г. Его внелитературная роль как покровителя Владимирского Рождественского монастыря и правящей династии московских великих князей достаточно известна. Так героическая личность посмертно становится частью того Провидения, которое, по мысли средневековых книжников, вершит судьбы истории и в наибольшей степени соответствует средневековому понятию историзма.

Все древнерусские редакции Жития Александра Невского не только читались в XVIII в., но и часто переписывались, благодаря чему русские читатели многое узнали о князе Александре, чьи авторитет и репутация как святого воителя, покровителя столицы, империи и правящей династии были безупречны.

В начале Века Просвещения Петр Великий возводит почитание Александра Невского в официальный общегосударственный культ, особенно после основания Санкт-Питербурха (1703) и Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря (1710). Останки святых мощей князя переносятся из Владимира в Петербург (1723-1724), и день их упокоения на новом месте 30 августа (12 сентября по новому стилю) - день заключения Ништадтского мира - объявляется днем его церковного празднования. Придворный проповедник Гавриил Бужинский написал и издал 16-ю редакцию Жития; в Елизаветинское время возникают новые литературные редакции. Предпоследняя создается в 1797 г. в стенах Александро-Невской лавры и последняя, Двадцатая, старообрядческая - в конце XVIII-начале XIX в.14 В XVIII в. берет свое начало российская историография, которая не прошла мимо попыток создания подробных жизнеописаний Невского героя (Герард Миллер, Федор Туманский, Екатерина II).

На примере истории текста Жития Александра Невского на протяжении шести столетий ясно видно следующее: во-первых, историко-литературное развитие легенды (мифа) об Александре Невском, которая полностью срастается с национальной историей, с самосознанием и самопознанием русского народа; во-вторых, историко-литературное развитие жанра, композиции и стиля агиографического произведения в тот самый период, когда народность великороссов превращалась в мощную свободолюбивую нацию. В этой связи образ Стсмма взаимоотношения редакций жития Александра Невского.

святого благоверного князя Александра Невского полностью отвечал Русской идее, всегда прекрасной в своем развитии.

Сущность движения Русской идеи могла бы быть выражена в двух словах: во-первых, это глубокая и высокая нравственность русских, преданных своим Роду, Очагу и своей Земле; во-вторых, это не менее высокий уровень утопичности идеи национального спасения, заключающейся в вере в древнерусскую государственность - Царство Московское - и в государство нового времени - Империю Российскую, основателем которой был Петр Великий.

Видный мыслитель и первый философ России первой трети XVIII в. Феофан Прокопович в "Слове в день святаго благовернаго князя Александра Невского" на вопрос, как спастись русскому человеку, уверенно отвечает: 1) "от разума естественнаго", 2) "от Священного Писания", 3) "от дел ныне празднуемого угодника Божия", т. е. святого Александра Невского.

Такой государь, как князь Александр, по мысли проповедника, служит примером для нынешнего государя Петра I: "А егда тако о должностех наших поучаемся и ставим в образ того святаго Александра Невского, - заключает Феофан Прокопович, - видим другий образ - живое зерцало тебе Александров не токмо в державе, но и в деле, наследниче Богом данный монархо наш".

Так древнерусская нравственность кладет начало российскому историзму - "исторической памяти" - в политике и культуре.

Великая одухотворяющая Идея добра, противостоящая Царству зла - вот главная идея жизнеописаний Невского героя на протяжении шести веков, в которых его образ раскрывается через искусно организованную художественную словесную ткань.

Подробное конкретное изучение текстов более чем двадцати редакций Жития по 500 рукописям - это наша следующая задача.

Краткий пересказ:

Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него был как труба, а лицо - прекрасно. Он был сильным, мудрым и храбрым.

Знатный человек из Западной страны по имени Андреяш специально пришёл посмотреть на князя Александра. Вернувшись к своим, Андреяш говорил, что не встречал человека, подобного Александру.

Услышав об этом, король Римской веры из Полуночной страны захотел завоевать землю Александрову, пришёл к Неве и послал своих послов в Новгород к Александру с извещением, что он, король, берёт его землю в плен.

Александр помолился в церкви Святой Софии, принял благословение от епископа Спиридона и пошёл на врагов с небольшой дружиной. У Александра даже не было времени послать весть к отцу, и многие новгородцы не успели присоединиться к походу.

Старейшине земли Ижорской, носившему имя Пелугий (во святом крещении - Филипп), Александром был поручен морской дозор. Разведав о силе вражеского войска, Пелугий пошёл навстречу Александру, чтобы рассказать обо всём. На рассвете Пелугий увидел плывшую по морю ладью, а на ней - святых мучеников Бориса и Глеба. Они сказали, что собираются помочь своему сроднику Александру.

Встретив Александра, Пелугий поведал ему о видении. Александр велел никому об этом не говорить.

Князь Александр вступил в сражение с латинянами и самого короля ранил копьём. В битве особенно отличились шесть воинов: Таврило Олексич, Сбыслав Якунович, Иаков, Миша, Савва и Ратмир.

Трупы убитых латинян нашли и на другом берегу реки Ижоры, где войско Александра не могло пройти. Их перебил ангел Божий. Оставшиеся враги бежали, а князь возвратился с победой.

На следующий год опять пришли латиняне от Западной страны и построили город на Александровой земле. Александр немедля срыл город, одних врагов казнил, других взял в плен, а третьих помиловал.

На третий год, зимой, Александр сам пошёл на немецкую землю с большим войском. Ведь враги уже взяли город Псков. Александр освободил Псков, но многие немецкие города заключили союз против Александра.



Битва произошла на Чудском озере. Лёд там покрылся кровью. Очевидцы рассказывали о воинстве Божием в воздухе, которое помогало Александру.

Когда князь возвращался с победой, духовенство и жители Пскова торжественно встречали его у стен города.

Литовцы начали разорять волости Александровы, но Александр разбил их войска, и с тех пор они стали его бояться.

В то время в Восточной стране был сильный царь. Он послал послов к Александру и велел князю приехать к нему в Орду. После смерти отца Александр с большим войском пришёл во Владимир. Весть о грозном князе разнеслась по многим землям. Александр, получив благословение от епископа Кирилла, поехал в Орду к царю Батыю. Тот воздал ему почести и отпустил его.

Царь Батый разгневался на Андрея, суздальского князя (младшего брата Александра), и его воевода Невруй разорил Суздальскую землю. После этого великий князь Александр восстановил города и церкви.

К Александру пришли послы от римского папы. Они сказали, что прислал папа Александру двух кардиналов, которые расскажут о законе Божьем. Но Александр ответил, что русские закон знают, а от латинян учение не приемлют.

В то время царь из Восточной страны заставлял христиан ходить вместе с ним в поход. Александр приехал в Орду, чтобы уговорить царя не делать этого. А сына своего Дмитрия послал на Западные страны. Дмитрий взял город Юрьев и возвратился в Новгород.

А князь Александр на обратном пути из Орды заболел. Он принял монашество перед смертью, стал схимником и 14 ноября скончался.

Тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит, священники и весь народ встретили его в Боголюбове. Были крики и плач.

Положили князя в церкви Рождества Богородицы. Митрополит Кирилл хотел разжать руку Александра, чтобы вложить в неё грамоту. Но умерший сам протянул руку и взял грамоту… Об этом чуде рассказали митрополит и его эконом Себастьян.

Житие Александра Невского не представляет полной и системат. изложенной биографии князя, а описывает только наиболее значительные события его жизни (победа над шведами в устье Ижоры, разгром немцев на Чудском озере, поездка князя в Орду). В Житии "нет даже связного рассказа: содержание представляет недлинный ряд отрывочных воспоминаний, отдельных эпизодов из жизни Александра" (Ключевский), автор описывает "именно такие черты, которые рисуют не историческую деятельность знаменитого князя..., а его личность и глубокое впечатление, произведенное им на современников..."

Житие относится к княжеским житиям, а потому в повествовании значителен светский элемент . Памятник создавался в годы татарского владычества, и текст повествует о русском князе, который в тяжелое для Руси время добился значительных побед над западными соседями и при этом сумел добиться относительной самостоятельности от Орды.

"Перед сражением на Неве , которое и дало прозвище Александру Ярославичу - Невский, он идет в церковь и молится со слезами Богу. Выйдя, он наставляет дружину: "Не в силе Бог, но в правде. И помянем песнословца Давида: сии в оружии, сии на конях, мы же во имя Господа Бога нашего призовем, ти спяти быша и падоша". И в самом деле, количественный перевес на стороне противника, так как уже нет времени обратиться за подмогой к отцу Александра князю Ярославу. Перед сражением одному из воинов было видение - корабль, на котором стоят Борис и Глеб. И говорит Борис Глебу: "Брате Глебе, вели грести, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославичу". В самой битве небесные силы помогают Александру одержать победу. При этом, однако, рассказывается и о самом ходе сражения и даже называются по именам отличившиеся в этом сражении воины.

Описана в Житии и другая битва - знаменитое Ледовое побоище , происходившее на льду Ладожского озера: "И бысть сеча зла и труск от копеи и ломление и звук от мечного сечения, якож морю мерзшу двигнутися; не бе видети леду, покрылося бяше кровию". Битва заканчивается победой и благодарственным молебном.

В Житии описан и такой эпизод. К Александру прибывает посольство от папы, но он отказывается: "От вас учения не приемлем". Возвращаясь из Орды, где он сумел добиться разрешения русским не служить в войсках татар, князь смертельно заболел. Перед смертью он принимает монашество. Когда митрополит Кирилл хочет вложить в руку погребаемого князя духовную грамоту, он сам, как живой, протягивает за ней руку. "И бысть страх и ужас велик зело на всех". Это чудо подтверждает святость Александра"

О жанре "Житие".

"Правильному житию" было свойственно неторопливое повествование в третьем лице ; иногда допускалось отступление: обращение автора к читателю, похвала от своего имени святому. В композиционном отношении были обязательны 3 части: вступление, собственно житие, заключение. Во вступлении автор должен просить прощения у читателей за свое неумение писать, за грубость изложения и т.д. В заключении должна быть похвала святому - своеобразная ода в прозе (наиболее ответственная часть жития, требовавшая большого литературного искусства).

В Ж. много канонического, традиционного для этого жанра. Следуя канонам жития, автор начинает свое повествование с самоуничижения, называет себя худым и многогрешным, малосмыслящим. Приступая к описанию «святой, и честной, и славной» жизни князя, автор приводит слова пророка Исайи о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил. Восторгом и восхищением полна следующая затем характеристика князя. Александр красив, как Иосиф Прекрасный, силен, как Самсон, премудр, как Соломон, он непобедим, побеждая всегда. Мысль о священности княжеской власти и сравнения с библейскими героями определяют интонацию всего дальнейшего повествования, несколько патетическую, торжественно-величавую.

«Услышав о доблести Александра, король страны Римской из северной земли...» так начинается рассказ о Невской битве. Автор не упоминает, что в это время (1240 г.) Александру было всего 19 лет, современники это хорошо знали. В Ж. изображается зрелый муж, о котором послы других стран говорят: Прошел я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей". Александр узнает о том, что шведы пришли в Неву, «пыхая духом ратным, шатаясь от безумия», угрожая: «Если можешь, защищайся». Он разгорается сердцем, выступает в поход с малой дружиной, в бою на лице самого короля оставляет «след своего копья». Прекрасна речь князя, обращенная к дружине, лаконичная, суровая, мужественная: «Не в силе Бог, но в правде».

Решителен, храбр Александр и в битве на Чудском озере . Князь не может снести похвальбы немцев: «Покорим себе славянский народ!» Он освобождает Псков, воюет немецкие земли, воплощая собою возмездие за гордость и самонадеянность врагов. Они пришли, хвастаясь: «Пойдем и победим Александра, и захватим его». Но гордые рыцари были обращены в бегство и взяты в плен, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями». Как и в описании сражения на Неве, автор не дает подробной картины битвы, только несколько образов , которые помогают представить, какой жестокой была сеча: «Казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Слава о победах Александра разнеслась повсюду. «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима».

Во всем подобны князю и его воины . Автор Ж. включает в описание битвы на Неве рассказ о шести храбрецах, которые бились, «не имея страха в сердце своем». У каждого из шести свой ратный подвиг. Так, например, новгородец Миша потопил три шведских корабля, Савва обрушил шатер великий златоверхий, Сбыслав Якунович бился одним топором так, что все дивились силе его и храбрости. Ученые считают, что в этом рассказе о шести храбрецах отразилось устное предание о битве на Неве или дружинная героическая песня . Чтобы передать величие духа и красоту мужества, автор обращается не только к русским эпическим традициям, но и библейским. Воины Александра сравниваются в своей храбрости и стойкости с воинами царя Давида, сердца их как сердца львов, они исполнены духа ратного и готовы сложить свои головы за князя.

Библейские сравнения и аналогии стали одним из главных элементов художественной системы Ж., деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. Постоянные уподобления и упоминания Давида, Езекии, Соломона, Иисуса Навина и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгусию перед Невской битвой, чудесное избиение шведов ангелами за рекой Ижорой, помощь Божия полка в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве Александру божественных сил.

Как умный политик и дипломат предстает Александр Невский во взаимоотношениях с Ордой и папой римским. Достойно, учено и мудро звучит ответ мужей Александра послам папы. Перечислив основные этапы в истории человечества и христианства, они завершили его словами: «А от вас учения не примем». Описание взаимоотношений с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли. Победы Александра внушают страх восточным народам, жены татарские пугают своих детей его именем. Даже Батый признает величие Александра: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». И это помогает Александру «отмолить» русские полки от участия в походах монголо-татар.
Взволнован и лиричен рассказ о смерти князя. Автор не в силах сдержать своих чувств: «О горе тебе, бедный человече!.. Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами, как не вырвется сердце твое вместе с корнем!»

Смерть князя всеми воспринимается как величайшее горе. «Уже зашло солнце земли Суздальской!» говорит митрополит Кирилл (Александр умер великим князем Владимирским), «Уже погибаем!» вторит ему весь народ. Рассказ о чуде, когда Александр как живой простирает руку и принимает грамоту из рук митрополита, кульминация в этом возвышенном, приподнятом повествовании о житии и о храбрости «благоверного и великого князя Александра». И. П. Еремин назвал Ж. «восторженной данью светлой памяти князя». Не точные исторические сведения хотел сообщить о князе автор, а воодушевить лицезрением мужественной красоты, праведности и милосердия.

Все исследователи отмечают литературную одаренность автора Ж., его ученость. Среди литературных источников, к которым обращался составитель Ж., «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Хронографическая Александрия», «Девгениево деяние». Д. С. Лихачев полагает, что Ж. продолжает южнорусские литературные традиции, обнаруживая сходство в стиле с биографией Даниила Галицкого из Галицкой летописи. Предполагают, что непосредственное отношение к составлению жизнеописания Александра имел митрополит Кирилл , который в 1250 г. переехал с юга, от Даниила, к Александру Невскому.

Ж. Александра Невского, написанное в 80-е гг. XIII в., явилось основой для всех последующих редакций памятника в XIV XVI вв. (их более десяти). На долгое время Ж. стало образцом для княжеских жизнеописаний и воинских повестей.

Александр Ярославович Невский - князь, который занимает в российской истории особое место. В древнерусской истории он самый популярный персонаж. Описание Александра Невского говорит о том, что он был защитником Отечества, бесстрашным рыцарем, который посвятил жизнь своей родине.

Родился Александр 30 мая 1219 года в Переяславле. Его отец - Ярослав Всеволодович - был справедливым и верующим князем. О княгине Феодосии Мстиславне - его матери - практически ничего не известно. По некоторым летописям можно сказать, что она было тихой и покорной женщиной. В этих летописях дается характеристика Александра Невского: он был ловким, сильным и выносливым, а еще очень рано освоил науки. О его чертах характера говорится и в повести "Житие Александра Невского".

В книге Борисова Н. С. "Русские полководцы" приводится характеристика Александра Невского еще с раннего детства. Автор использовал множество цитат из древнейших исторических источников, что дает возможность почувствовать дух той эпохи.

В 1228 году появились первые сведения об Александре. Тогда Ярослав Всеволодович был князем в Новгороде. У него возник конфликт с жителями города, и он был вынужден переехать в свой родной Переяславль. Но в Новгороде он оставил двоих сыновей, Федора и Александра, на попечение доверенных бояр. Сын Федор умер, Александр же в 1236 году стал новгородским князем, а в 1239 году женился на Александре Брячиславне - полоцкой княгине.

Во время первых годов своего княжения Невский укреплял Новгород, потому что ему грозили монголо-татары с востока. На реке Шелони было возведено несколько крепостей.

Великую славу Александру принесла победа на берегу Невы в устье 15 июлы 1240 года над шведским отрядом. Он лично участвовал в этой битве. Считают, что именно из-за этой победы великого князя стали звать Невским.

Когда Александр Невский вернулся с берегов Невы из-за конфликта, он должен был покинуть Новгород и вернуться в Переяславль-Залесский. В то время Новгороду угрожала опасность с запада. собрал из Прибалтики немецких крестоносцев, а из Ревеля датских рыцарей, и напал на земли Новгорода.

Получил посольство из Новгорода с просьбой о помощи. Он отправил в Новгород вооруженный отряд во главе с сыном Андреем Ярославовичем, которого позже заменил Александр. Он освободил Копорье и Водскую землю, занятые рыцарями, и потом выбил немецкий гарнизон из Пскова. Новгородцы, вдохновленные этими успехами, ворвались на территорию Ливонского ордена и разорили поселение эстов и данников-крестоносцев. После этого из Риги вышли рыцари, которые уничтожили русский полк Домана Твердославича и вынудили Александра Невского отвести отряды на границу Ливонского ордена. Две стороны начали готовиться к решающему бою.

5 апреля 1242 года начался решающий бой, который произошел возле Вороньего камня на льду Этот бой в истории называется Ледовым побоищем. В результате сражения разгромили немецких рыцарей. Ливонский орден должен был заключить мир: крестоносцы отказались от русской земли и передали часть Латгалии.

В 1246 году Александр со своим братом Андреем посещает Орду по настоянию Батыя. Затем отправились они в Монголию, где новая ханша Огул Гамиш объявила Андрея великим князем, а Александру дала Южную Русь, но он отказался и уехал в Новгород.

В 1252 году он посещает хана Мункэ в Монголии и получает разрешение на великое княжение. Все следующие годы он борется за то, чтобы сохранить примиренческие отношения с Ордой.

В 1262 году Александр совершил четвертую поездку в Орду, во время которой ему удалось «отмолить» русских, чтобы они не участвовали в монгольских завоевательных походах. Но во время обратной дороги он заболел и 14 ноября 1268 года умер в Городце.

В честь Александра Невского Петром I был основан монастырь в Петербурге в 1724 году (сегодня это Александро-Невская лавра). А в годы Великой Отечественной войны учредили советский им награждались отважные командиры.

Блестящий полководец, талантливейшей дипломат и искусный политик - все это характеристика Александра Невского, который навсегда останется бессмертным в сердцах русских людей.