Происхождение фамилии панков. "Костенки" - музей-заповедник

Обладатель фамилии Панков, несомненно, может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека. В качестве источников могли использоваться: указание на профессию, особенности характера или внешности человека, название национальности или местности, выходцем из которой был человек.

Фамилия Панков произошла от прозвища Пан (Панок). Вероятно, предки Панковых были потомками поляков, переселенных в глубь дореволюционной России во время войн с Польшей. Ведь этих высланных с родины поляков окружающие русские называли панами или панками.

Уже в XV-XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -ов /-ев, -ин, изначально указывающие на прозвище отца. Основная же масса населения на протяжении долгого времени оставалась без фамилий.

После отмены крепостного права перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и обозначение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

Таким образом, потомки человека, обладавшего прозвищем Пан (Панок), со временем получили фамилию Панковы.

Также не исключена версия образования фамилии от имени Панкратий (уменьшительное - Паня), в переводе с греческого означающего «всемогущий, всевластный». В православном именнике данное имя появилось в память о священномученике Панкратии, епископе Тавроменийский, родившимся в то время, когда Иисус Христос жил на земле. Святитель Панкратий всю свою жизнь усердно трудился над христианским просвещением народа. В течение одного месяца он построил храм, где совершал богослужения. Число верующих быстро росло, и вскоре почти все жители Тавромении приняли христианскую веру. Много лет святой Панкратий мирно управлял своей паствой. Но однажды язычники восстали на святителя и, выбрав подходящее время, напали на него и побили камнями. Так мученически окончил свою жизнь святитель Панкратий. Мощи святителя покоятся в храме его имени, в Риме.

Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Панков в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Панков представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.


Источники: Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.), Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения (Ведина Т.Ф.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б.Ю.), Русские фамилии (Унбегаун Б.О.)

Панко — производная форма канонических имен Павел, Панкратий, Пафнутий (Унбегаун. С.83; Грушко, Медведев. С.324), а также некоторых других (см.ПАНКИН).

В некоторых случаях фамилия могла быть образована и от прозвища; ср.: панок — сиб.«почти исчезнувшие лубочные картинки, богатырские, балагурные и все вообще, кроме духовных» (Даль); «бита для игры в бабки, налитая свинцом»; «большой нос»; «укладка из 3-4 снопов» (СРГСУ); смол.«о том, кто живет в довольстве» (СРНГ); «о молодом поляке или белорусе» (СРЯ); панки — «поляки»: «В Чухломском уезде есть поляна под названием Панщина, где жили какие-то панки (поляки)» (записано в Костромской губ.); «По губернии рассеяны курганы, холмы, могилы, которые народ зовет панками, панскими могилами» (записано в Олонецкой губ.) (СРНГ). См. также: ПАНОВ.

Ю.А.Федосюк полагает, что фамилию могли носить «потомки поляков, переселенных в глубь дореволюционной России во время войн с Польшей»; при этом фамилию Паньков тот же автор выводит из «производных форм имен Павел, Панфил, Панкрат, Пантелей и др.» (Федосюк. С.170-171). Е.Н.Полякова производит фамилию от неканони-
ческого имени или прозвища Панко из Пан (Полякова. С.168).

Исторические примеры: «Панков Иван Афанасьевич, 1596 г., Орел» (Веселовский I); «Федотко Панок, астраханец (в войске Разина), 1672» (Тупиков).

Приуральские примеры: «Крестьянин д.Пономарихина Панко Михайлов, 1579; крестьянин д.Лимеж на р.Лимеже Давыдко Юрьев сын Панков, 1623» (Полякова). В 1684 г. Иван Панков (возможно, именование по отцу) сделал вклад в Далматовский монастырь (Манькова. С.48).

В пределах будущего Камышловского у. фамилия известна с конца XVII в. В д.Горбуновой (4:8) в 1691/92 г. поселились уроженцы Чердынского у., жившие в Лимешском стане («на Исадах Лимешских») крестьяне — братья Исак, Григорий и Леонтий (Левка) Григорьевичи Панковы (перепись 1695 г.; возможно, потомки Д.Ю.Панкова - см. выше). Крестьянином Угецкой сл. (25:1) был Василий Дмитриевич Панков (перепись 1710 г.). Живший в д.Шаблишской (10:1) крестьянин Иван Артемьевич Панков бежал с сыном Прокопием в 1733 г. (II ревизия, 1745 г.).

В д.Чикуновой фамилию носили крестьяне; встречается в Камышловском, Пышминском, Талицком, Далматовском р-нах, в Екатеринбурге (Память; Т 1974). В Далматовском р-не зафиксирована также фамилия Паньков (Память — 5 чел.).

17.2. Чикунова деревня, приход Николаевской церкви , она же Чекунова (1869), село Чикуново (1956)

Текст приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство "Екатеринбург", 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.

Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!

КОСТЁНКИ (первоначальное название - город Костёнск, Константинов Яр), село Хохольского района.

Основано в 1642 году как город-крепость на Белгородской черте, который с 1779 года стал селом. Село Костёнки входило в состав Воронежского уезда, Гремяченского района (1928-1963). В 1791 году в Костёнках была построена каменная Покровская церковь. Центр волости. В 1867 году открыта земская школа.

В 1900 году в селе Костёнки имелось 5 общественных зданий, церковно-приходская школа, 2 кирпичных завода, 10 ветряных, 13 водяных мельниц, рушка, 6 мелочных лавок, 3 винные лавки, 5 чайных лавок.

С июля 1942 года по январь 1943 года Костёнки были оккупированы немецко-фашистскими войсками.

В Костёнках обнаружены стоянки человека периода позднего палеолита (остатки жилищ родовых общин из костей и бивней мамонтов), имеется археологический музей-заповедник.

В настоящее время в селе Костёнки имеются сельскохозяйственное предприятие «Хлебороб» и «Петродомус», 2 крестьянских фермерских хозяйства, ООО «Агрополк» по обработке древесины, средняя школа, детский сад, амбулатория, почтовое отделение.

Население: 3 012 (1859), 5 150 (1900), 6 108 (1926), 1 604 (2007), 1 137 (2011).

Уроженцами села Костёнки являются мемуарист А.А. Бартенев, Н.Д. Праслов, Д.З. Протопопов, И.Ф. Раздымалин.

КОСТЁНКИ, село Хохольского района, на правой стороне Дона.

Приобрело мировую известность в связи с обнаруженными стоянками человека периода позднего палеолита (40 тысяч лет назад). Здесь были найдены остатки жилищ родовых общин из костей и бивней мамонта. Жилища круглые или овальные с очагом в центре. Встречались и остатки наземных построек с множеством очагов. Обнаружено значительное количество находок, дающих представление об образе жизни и быте первобытных людей, их хозяйственной деятельности, свидетельствующих о зарождении искусства. В этом же месте люди жили и в более поздние времена. На левом берегу Дона напротив села обнаружены остатки жилища эпохи бронзового века (2-е тысячелетие до новой эры).

В селе Костёнки и окрестностях издавна попадалось множество диковинных костей. Местные жители рассказывали: легенду о чудовищном звере индре, который якобы хотел выпить Дон, но лопнул и разбросал свои кости по всей округе. На эти кости в своё время обратил внимание Пётр I. Тогда же, при Петре, сложилось такое представление, что до этих мест доходил полководец Александр Македонский, у которого были вооруженные слоны. Ныне известно, что кости принадлежат вымершему животному мамонту, на которого охотились люди позднего палеолита. Эти кости и дали название селу, хотя оно сначала именовалось иначе. В «Дозорной книге» 1615 года записано: «Пустошь на диком: поле на Констянтиновском яру Федора Оладьина на колодезе дикого поля на пашне пятьдесят четвертей в поле». В «Писцовой книге» 1629 года говорится: «Селцо, что был починок на Костентиновском яру, Костенки тож, на колодезе, за рекою за Доном что было в поместье за Федором Оладьиным, а ныне владеют помесные казаки». Сопоставляя эти данные, можно изложить события, связанные с возникновением села, следующим образом. Видимо, ещё в XVI веке около одного придонского яра жил человек по имени Константин. Потом это место запустело, но за ним сохранилось название Константинов яр, упоминаемый в документе 1615 года. Между 1615 и 1629 годом появилось сельцо, получившее название Костёнки.

В 1642 году в сельце была построена небольшая крепость (острожек). Поселение стало называться - город Костёнск. По данным 1676 года, здесь 164 двора драгун, пушкарей и других служилых людей. В XVIII веке в связи с утратой военного значения Костёнская крепость приходит в упадок. Посетивший её в 1769 году путешественник С.Г. Гмелин писал: «Город Костенской худ и мал, и хотя он укреплен валом и палисадником, но оные за недостатком поправления совсем развалились. Прежде построен был на сем месте острог для защищения жителей от татарских набегов, но в прошедшем столетии принуждены были сделать его крепостью, дабы с тем большею силою противиться нападению сего хищного народа; а как в нынешнее время не должно ожидать равной опасности, то крепостное строение оставлено в небрежении. Здесь живут только одни однодворцы, питающиеся земледелием».

Гмелин между прочим сообщал: «Жители заражены ложным мнением о великом подземельном четвероногом звере, которого бытие открывается после его смерти».

В 1779 году город Костёнск преобразован в село Костёнки.

Вся Воронежская земля (В.А. Прохоров, 1973 год).

Костёнки - небольшое по чернозёмным меркам (1,4 тыс. жителей) село на Дону между Воронежем и Нововоронежем. Само название его весьма ясно указывает на кости, принадлежавшие, как считалось когда-то давно, боевым слонам Александра Македонского. Но реальность оказалась удивительнее всех преданий: 18 тысяч лет назад на этом месте окончательно опустел самый настоящий мегаполис каменного века, просуществовавший без малого 300 веков. Костёнки - это "жемчужина палеолита", крупнейшее в Европе поселение древних охотников на мамонтов, в погоне за которыми человек и стал, во многом, человеком.

В прошлых частях я рассказывал про и на Урале, но теперь прыгнем в другой конец страны и на месяц вперёд - у меня осталось немало.

О поездке в Костёнки я думал ещё в 2007 году, когда меня впервые занесло в Воронеж. Таксист на автовокзале запросил 350 рублей, и по меркам тогдашнего студента в разбитых ботинках это было многовато. Таксист в ответ лишь бросил "Ё...нулся?! Кто тебя тут дешевле повезёт?!" и кажется ещё как-то меня обозвал, но я даже не удивился, ибо с мелким хамством в Столице Черноземья за пару дней успел столкнуться не раз. В 2018-м, думается, с меня бы попросили не меньше 1000 рублей, но и сам я за 11 лет лучше освоил логистику. Поэтому решил доехать автобусом (чаще всего в этом направлении ходит ПАЗик Воронеж-Острогожск) до поворота и оставшиеся несколько километров преодолеть автостопом или пешком. На ПАЗике уехать тоже оказалось непросто: прямо перед отправлением не было мест, следующий автобус ожидался через два часа, а мощная сетка с узкими проёмами не оставляла шансов просочиться как-нибудь неофициально. Но местные знали, что автобус надо караулить за шлагбаумом, и водитель возьмёт стоя. У шлагбаума на выезде с автостанции, однако, ПАЗик не затормозил, и народ понял, что ловить его нужно на другой стороне автомобильного кольца. Народ, учитывая, что немалую его часть составляли сельские бабушки, двинулся туда вразвалочку, я же побежал. И водитель ПАЗика, честно вставшего там дожидаться пассажиров, видимо счёл, что мне больше всех надо:
-До Костёнок? Вылазь! Я в Острогожск еду!
Намёк я понял:
-Ладно, плачу до Острогожска!
Мне не было понятно, насколько в данной ситуации уместен торг, но пассажиры, стоило нам тронуться, приняли шикать на меня, что я зря это сделал.
-Ну, народ... Вы за меня ему скажите, что так нельзя. А то как-то некрасиво получается - сначала заплатил, потом назад просить начал.
Народ согласился, что это было бы некрасиво, но водитель всё равно не прав, и после недолгих уговоров половиной автобуса я получил большую часть заплаченного назад. Водитель оперативно забыл диалог при посадке и как бы просто выдал мне сдачу. Окраины Воронежа к тому времени остались далеко позади, и мимо тянулись изумрудные поля весеннего Черноземья.

2.

Поворот на Костёки опознаётся по указателю с мамонтом. Оставив ПАЗик, с вполне сносной трассы я свернул на разбитую боковую дорогу, и вскоре затормозил там минивэн ушатанного вида, наполненный всякими барахлом и целой семьёй добродушных людей - так в старину селяне ехали с ярмарки на неспешной телеге. Ехали они в соседнее Гремячье, меня высадив у въезда в Костёнки. Но эти кадры сняты на обратном пути - село стоит в нескольких глубоких оврагах, и я приехал сюда по тем холмам на заднем плане, а уходил через соседний косогор. Над чернозёмными полями - белые меловые яры:

3.

Внизу тихий и довольно узкий Дон, а над Доном слева Воронеж:

4.

И купол на его краю - это вовсе не собор, а недостроенная Воронежская атомная станция теплоснабжения ():

5.

Справа над Доном - Нововоронеж (31 тыс. жителей), первый советский атомград, построенный в основном 1957-87 годах: первая дата - основание посёлка Ново-Грэсовский, второе - наделение Нововоронежа статусом города. Пущенная в 1964 году, Нововоронежская АЭС была в СССР третьей после и Сибирской, но первой, работавшей исключительно на гражданских потребителей, как сказали бы при капитализме - коммерческой. Её плановый срок эксплуатации выходит, и рядом c 2008 года строится Нововронежская АЭС-2 - самая современная атомная электростанция мира. В 2016 году заработали её первые энергоблоки.

6.

С костёнских косогоров центр Нововоронежа на пруду охлаждения АЭС виден отлично. Типичные в общем для атомградов многоэтажки улучшенных серий, где-то за кадром городской ДК и кинотеатр со звучным названием "Уран", а в центре - церковь Спаса Нерукотворного (2000-09), которую издали я бы принял за храм 18 века где-нибудь .

7.

Костёнки лежат в основном по оврагам, и на въезде в село - вот такой указатель. Он повторяется ещё несколько раз, только уж без надписи - просто мамонт на красном фоне. Но дорога понятна и умозрительно - надо просто держаться асфальта:

8.

Костёнки - село очень старое, и более того, начиналось оно в 1644 году как город Костёнск. Вернее - крепость на Белгородской засечной черте, этой на границе Дикого поля. Из таких крепостей выросло около 40 городов, ставших каркасом российского Черноземья. Но за последующие полтора века казаки-разбойники стали вернейшим союзником, кочевники перешли в русское подданство до самых границ далёких ханств Туркестана, и даже Османская империя потеряла свой важнейший северный плацдарм - Крым. Каждая победа над кочевниками делала Черту чуть менее нужной, и в 1779 году в Черноземье прошла большая переоценка. Те крепости Черты, что успели обрасти торговлей или годились как административные центры, стали уездными городами, а остальные были разжалованы до сёл. Костёнск относился ко вторым, и о городском происхождении здесь не напоминает теперь ничего.

9.

Небольшая заросшая площадь с облезлым зданием то ли администрации, то ли больницы, то ли школы, по виду опять же то ли 1930-х, то ли 1960-х годов - чуть в стороне от дороги к музею. Рядом ещё и трогательный воинский памятник, и вместо угасшего вечного огня - букет в его жерле:

10.

Русское село и его сюжеты:

11.

12.

13.

"Ул. Солнечная, д. Петин..."

13а.

Предвидя вопросы от соседей - нет, здесь сёла именно русские. Украинские сёла в Воронежской области тоже есть, даром что Острогожск, как Харьков, Сумы и Ахтырка, был центром полка Слобожанщины. Там разговаривают на суржике и готовят галушки с варениками, да старушки одеваются по праздникам чуть-чуть иначе, чем их ровесницы из русских сёл. Но этим всё воронежское украинство и исчерпывается.

14.

В Костёнках есть церковь, переделанная из жилого дома (а более крупный современный храм стоит скорее у трассы южнее села) и пара дореволюционных домиков. У меня были записаны сельская управа и почта, и вот что-то подобное я обнаружил на косогоре над селом, за местным кладбищем.

15.

Но главное здание Костёнок - как ни крути, музей. Его бетонный корпус (1983) странно смотрится в сельском пейзаже:

16.

Рядом - инфостенды, пара школьных групп на выезде и навес на заднем дворе:

17.

А под навесом - они. Костёнки:

18.

Само название села указывает на то, что огромные древние кости тут находили ещё при строительстве Черты. Среди местных стрельцов и однодворцев бытовала легенда о гигантском звере Индере, который пытался выпить Дон, чтобы перевести через него своих детёнышей, да в итоге лопнул. Отнюдь не славянское имя зверюги же намекает, что первыми костёнки нашли и вовсе какие-нибудь кочевники. Какое-то подобие исследований здесь велось в 1706-17 годах, когда Воронеж стал центром строительства флота и регулярно принимал первых лиц. Петровские учёные однозначно пришли к выводу - это кости слонов, а стало быть, здесь Александр Македонский воевал скифов. В 1768 году по Дону путешествовал натуралист Самуил Готлиб Гмелин, впервые сказавший применительно к Костёнкам слово "мамонт". Настоящим же первооткрывателем "жемчужины палеолита" стал петербургский профессор Иван Поляков, в 1879 году заложивший несколько шурфов и обнаруживший помимо костей множество доисторических орудий. Возраст древнейших следов человека в Костёнках оценивается в 46 тысяч лет, а последние проявления первобытной культуры - порядка 18-22 тысяч лет назад. Иными словами, эта долина была непрерывно населена без малого 30 000 лет, то есть в разы дольше, чем вся история цивилизации.

19.

Это было суровое время - последний на памяти человечества Валдайский ледниковый период. Европа тогда представляла собой подобие современной Антарктиды или Гренландии - сплошной ледовый панцирь толщиной до 3 километров в отдельные периоды доходил до широты Смоленска. В ныне Черноземье лето напоминало позднюю осень, а зимой в порядке вещей было -40 градусов с ветром. Но вместо привычной при таких температурах тундры здесь лежали бескрайние луга с высокими сочными травами. Этакая холодная саванна, по которой, словно в Африке, колыхались стада огромного зверья, как например олени, зубры, овцебыки, шерстистые носороги и мамонты. Их навоз удобрял почву, буйная трава не давала воде застаиваться над вечной мерзлотой, и вот однажды в этих травах завелась злая бегающая обезьяна - человек. Вряд ли мегафауна мамонтовых степей воспринимала его серьёзно, хотя к тому времени он уже умел надевать на себя шкуры, готовить пищу на огне, мастерить простейшее оружие и даже им кидаться. Но придя в суровый край откуда-то из Передней Азии, люди крепко задумались, на что можно употребить свой противолежащий большой палец. Да, человеку пришлось здесь ДУМАТЬ, потому что первая же зима в мамонтовой степи убила слишком много голых обезьян. В лютом краю люди научились шить одежду, строить дома, рыть ямы для припасов и окончательно приручили огонь. Но вступив в сговор с огнём, злейшим и безусловнейшим врагом всего живого, Человек сам перешёл на сторону огня, раз и навсегда отделив себя от остальной природы.

19а.

Ту стоянку, что нашёл профессор Поляков, ныне называют Костёнки-1. Всего же на этих косогорах была найдена 21 стоянка, и исследования ведутся с той поры практически непрерывно , за исключением разве что войн. В 1930-х годах Пётр Ефименко опубликовал первые фундаментальные научные работы о Костёнках и их древних обитателях, в 1950-60-х Александр Рогачёв обнаружил большую часть известных ныне стоянок, а в 1970-х Николай Праслов, сам отсюда родом, создал в Костёнках постоянную археологическую базу. Костёнки породили свою археологическую школу, экспедиции вокруг села и сейчас стоят в летний сезон, и даже среди моих друзей есть волонтёры, ездившие сюда на раскопки.

20а.

Ну а музейный павильон возвели в 1983 году над стоянкой Костёнки-11. Её нашёл в 1949 году местный мужик Иван Протопопов, рывший на своём участке погреб, а исследовал в последующие годы Рогачёв. Стоянка имела 8 культурных слоёв, древнейший из которых сложился 32 тысячи лет назад, а самому верхнему - около 20 тысяч лет. С него и большинство находок, в том числе остатки дома, вокруг которого и строился музей:

20.

Круглое здание диаметром 9 метров включало 600 с лишним костей примерно 40 мамонтов. Но вопреки расхожему мнению, оно не состояло из этих костей - те были слишком тяжёлыми, и упав, могли покалечить людей. Кости мамонта слагали самый что ни на есть фундамент, возможно с невысокими стенами, над которыми крепилось что-то вроде чума или яранги - деревянные жерди, крытые шкурой. Причём не мамонтовой шкурой - она опять же была слишком тяжёлой, а куда более привычной оленьей. Словом, этот построенный 200 веков назад дом был вполне капитален и рассчитан на жизнь из года в год. Возраст стены в пещере Теопетра (Греция), которая считается древнейшей сохранившейся рукотворной постройкой, оценивается в 23 тысячи лет. Эти стены лишь чуть-чуть моложе:

21.

Годом ранее , написанные на сводах пещеры 20 тысяч лет назад. Они считаются древнейшими в той части Азии. Здесь 20 тысяч лет назад всё закончилось... А уж - тот и вовсе почти новостройка.

22.

Около дома - несколько ям с мамонтовыми костями. Это самые что ни на есть холодильники - ведь тогда здесь была вечная мерзлота. С конца ледникового периода Костёнки опустели - быть может, именно тогда, когда мясо в этих ямах стало быстро гнить.

23.

Мамонты отличались от тропических слонов не только наличием шерсти (в длину достигвшей почти метра) - у них были маленькие уши, мощный горб, как у верблюда, ноги их были гораздо короче и толще, а тело - массивнее. Самые крупные американские мамонты в холке достигали 5,5 метров, а весили до 12 тонн - вдвое больше африканских слонов. "Наш" мамонт был ниже слона, но весил как минимум не меньше. Ещё одним отличием были гигантские изогнутые бивни до 4 метров длиной, которыми зверь мог рыхлить снег. Мамонта окружал целая свита огромных мохнатых зверей, известных ныне как "мамонтовая мегафауна" - этакие динозавры среди млекопитающих. Золотые горы тогдашних людей не прельщали, совсем иное дело - гора мяса! Что и заставило человека пойти в холодную степь вопреки своей обезьяньей природе, и найти способ добывать тех, кто не по зубам льву и медведю. Когда же ледник растаял, у мамонтовой мегафауны начался мор, и если прошлые потепления гигантам пережить удавалось, то в этот раз расплодившиеся люди их добили. Дальше был великий голод, когда люди охотились друг на друга, и то "бутылочное горлышко" прошло дай бог 10% человечества. А расплодившись вновь, человек понял, что скотоводом быть лучше, чем охотником, а пахарем - чем собирателем. Наступила следующая веха - "переход от присваивающего хозяйства к производящему", порождением которого стала вся знакомая нам цивилизация с её городами, государствами, деньгами, религиями, народами... Последний мамонт умер 3500 лет назад на арктическом острове Врангеля.

24.

Мамонт Степан в Костёнках - конечно же, муляж, крытый шкурами яков. Зато по найденным в сибирской мерзлоте тушам учёные реконструировали голос мамонта, представляющий собой весьма грозное пыхтение и рёв. Включает его экскурсовод для групп, идущих тут одна за другой, и я, увы, растерялся и забыл включить запись. Другие судя по всему тоже, потому что на Ютубе этих звуков нет.

25.

Охотники на мамонтов, определённо, ели их мясо и как-то использовали их шкуры, или скорее шерсть. Но лучше всего сохранились всё-таки кости. Вот например инструменты, служившие мотыжкой для копания земли и палкой для обработки шкур, украшенные неразгаданным орнаментом:

26.

В уголке - реконструкция жилища, весьма позорная, на мой взгляд:

27.

В отличие от научных реконструкций самих первобытных людей по их черепам. Даже интересно, что бы промелькнуло в такой голове, увидь её обладатель вживую тех, кто смотрит теперь на его скульптуру:

28.

На витринах - находки, в большинстве своём муляжи: подлинники уехали в Эрмитаж, Исторический музей, хотя бы в краеведческий музей Воронежа. Но даже среди муляжей не представлены такие уникальные артефакты, как швейные иглы - чуть ли не древнейшие на свете, возрастом порядка 30 000 лет.

29.

А здесь - просто камушки с острыми гранями, явно отколотые вручную:

30.

Реплики копий - обратите внимание на каменные пластинки, вставленные в щели у острия:

31.

Одна из главных загадок Костёнок-11 - целая коллекция крошечных фигурок мамонтов. То ли какая-то древняя игра типа шахмат (такой гипотезы придерживался сам Рогачёв), то ли атрибут шаманских ритуалов:

32.

Шаманским атрибутом считается и вот такое копьё из бивня мамонта, распрямлённого через распаривание. Рядом - нуклеусы и отжимник. Всё это - экспериментальные реконструкции, делавшиеся с целью проверить, могли ли первобытные люди что-то смастерить именно так:

33.

Ещё у обитателей Костёнок были украшения:

34.

На заднем плане кучка костяного угля. А больше всего впечатляет коллекция палеовенер. Та, что похожа на девушку из 1980-х в клешёных брюках - кстати, не отсюда, а откуда-то из Брянской области:

35.

Самая интересная костёнская венера снабжена даже украшениями, скорее всего выполнявшими роль оберегов. Ну а что красота женщины с точки зрения первобытного человека равнялась исключительно её способности родить крепкого ребёнка - думаю, и пояснять не стоит.

35а.

Прочие стоянки Костёнок разбросаны по селу и окрестностям в радиусе нескольких километров. По каким-то из них я мог пройти и не заметить. По асфальтовой улице один за другим ехали туристические автобусы, в основном со школьниками - к концу учебного дня они возвращались в Воронеж:

36.

Обратно я шёл через косогоры, не спеша пешком до трассы - более короткий пеший путь в Костёнки начинается через пару километров после "официального" поворота.

37.

И с холмов этих всё так же виднелись две атомные станции - заброшенная в Воронеже:

38.

И новенькая в Нововоронеже. Вот куда привела человека погоня за мамонтом. И куда ещё приведёт?

38а.

В следующей части от мамонтов перейдём к бобрам - в Воронежском заповеднике.