Содержание триумфальной арки ремарка. «Триумфальная арка» (нем

Роман повествует нам о хирурге из Германии, который долгое время находился у гитлеровцев в лагере для военнопленных, откуда он успешно сбегает и работает нелегально под чужой фамилией во Франции.

С первых страниц произведения мы видим, как Равик, возвращаясь поздно с работы, проходив по мосту, встретил незнакомку, которая, как ему показалось, хочет умереть. Он не мог этого допустить и пригласил ее посидеть с ним и поговорить в одном из питейных заведений. При свете наш герой наконец-то мог разглядеть женщину. Из всей внешности ему понравились ее волосы необычайно золотистого цвета.

Когда они вышли из кафе, оказалось, что женщине идти было некуда, и Равик решил пригласить ее к себе в гостиницу, где он проживал. Отдохнуть он так и не смог, так как он должен был вновь идти на работу.

Равика считали идеальным хирургом. Давно он бежал из концлагеря и укрылся в Париже. Здесь он трудился нелегально в больнице Вебера. Этот вечер был для врача неудачным, операция прошла плохо, и пациентка скончалась. Идти домой ему не хотелось, но его очень сильно интересовала оставшаяся дома женщина. Плохое настроение заставило мужчину купить спиртного и напиться. Домой он пришел в нетрезвом состоянии и соблазнил незнакомку, на что она согласилась спокойно.

Утром женщина рассказала, что она приехала во Францию вместе со своим любовником и поселилась неподалеку от его гостиницы. Но внезапно ее сожитель скончался, и она осталась одна. Одна, без денег, она готова была свести с жизнью счеты, но ее спас врач. Доктор, выслушав до конца всю ее историю, позвонил своему хозяину и тот, помог уладить все вопросы по оплате в отеле этой женщины. А Равик поселил ее в другой отель, где она и сказала ему, что ее зовут Жоан Маду.

Так шел день за днем. Равик постоянно находился в клинике и продолжал жить в своем отеле, где хозяйка спокойно относилась к тому, что у нее проживают беженцы без документов. Он уже несколько раз попадал в полицию по этому поводу, и ему не хотелось снова сесть в тюрьму.

В больнице все обращались к профессору Дюрану. Однако, он только вводил больных людей в гипноз, а операции все проделывал Равик. Но никто об этом не догадывался, и Дюрана считали знаменитым хирургом. Но, он все-таки не забывал своего помощника и отдавал ему небольшую часть заработка. Однажды, беседуя со своим другом Борисом Морозовым, который работал в ночном клубе «Шахерезада», Равик увидел у него статуэтку Мадонны. И он вспомнил о незнакомке, которая вероятно ждет от него помощи.

Когда он пришел к женщине, и увидел, что та была в плохом настроении. Тогда доктор через Морозова помог ей устроиться на работу в «Шахерезаду». Как-то раз, обедая в кафе и наблюдая за прохожими на улице, Равик узнает гитлеровского палача, который давно допрашивал его и пытал девушку. Сибилла вскоре повесилась в лагере. О своих подозрениях он поделился с Борисом, но тот сказал, что видно друг обознался.

У Равика с Жоан начинаются глубокие отношения. Прогуливаясь под Тримфуальной аркой, они поняли, что рождены друг для друга. Но временами Равик отстранялся от Жоан, прекрасно понимая, что этот роман недолгий. Все равно она с ним расстанется, так как моложе его.

Помимо этого он думал еще про того фашиста, который пытал его в гестапо. И когда, они сидели с Морозовым в уличном кафе, хирург снова увидел Хааке. Он занервничал, и перед ним опять всплыла картина дней, проведенных в неволе, и измученное лицо Сибиллы. Ведь они вместе бежали из Германии, но неудачно, их поймали гитлеровцы. Он смог выдержать все испытания, а девушка погибла.

Но доктор отогнал от себя все эти мысли о прошлом, принял решение с Жоан съездить отдохнуть к Средиземному морю. Прожив неделю в Антибе, Равик заскучал, хотя и играл иногда в казино. Жоан же нравилась здешняя жизнь. Мужчина порвал с ней отношения и вернулся в Париж.

Его отзывчивость и клятва Гиппократа как врача подводит Равика. Он оказывает помощь женщине, пострадавшей при обрушении части здания. И тут же появляется полиция, которая проверяет документы у доктора. Он попадает под арест, и его депортируют в Швейцарию.

Вернувшись, Равик узнал, что нацисты господствуют по всей Франции. От Морозова он узнает, что Жоан становится актрисой. Встретившись однажды с Жоан, Равик видит ее с двумя незнакомцами. Она была веселая и красивая. Между ними произошла ссора, но потом они помирились.

Равику не нравится отношение Жоан к нему, и он просит Вебера снова взять его на работу, для того, чтобы забыть эту женщину. Он трудился изо всех сил и старался о ней не думать. Но, Жоан вновь появилась на горизонте и пригласила его к себе. Он пришел к ней и увидел, что ее любовник снимает для Жоан хорошую квартиру. Ему не понравилось, что женщина играет его чувствами, и он уходит.

В один из дней он видит опять своего врага. Равик не выдерживает и подходит к нему, назвавшись другим именем. Доктор давно наметил план, как он отомстит Хааке. Гестаповец не узнал свою бывшую жертву и был очень рад встрече, ведь он подумал, что это его давний знакомый. Равик назначает ему встречу в одном из публичных домов, но сам привозит его в Булонский лес и убивает его. Наконец-то. Его мучитель мертв. Но на этом трагические события в жизни нашего героя не заканчиваются.

Он узнает, что Жоан ранена. В нее стрелял ревнивый любовник. Равик уверен, что если даже он вытащит пулю, женщина все равно умрет, и он, чтобы облегчить ее мучения дает ей яд.

Разуверившись во всем, Равик добровольно сдается полицейским и называет свое настоящее имя.

Роман учит нас оставаться милосердными, стойкими и уметь преодолевать всевозможные жизненные тяготы, не предавать друзей в тяжелую минуту и уметь любить.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Ремарк. Все произведения

  • Возвращение
  • Триумфальная арка
  • Чёрный обелиск

Триумфальная арка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Оруэлл Скотный двор по главам

    Владелец двора закрывает ночью курятник и удаляется в дом, готовится ко сну. Все животные собираются на рассказ хряка по имени Главарь. Он хочет поведать всем о своем сне. Хряк утверждает, что они живут очень плохо и умирают ни за что

  • Краткое содержание Жуковский Светлана

    Баллада В.А. Жуковского «Светлана» начинается с описания традиционных крещенских гаданий девушек. Пытаясь узнать свою судьбу, они бросают за ворота башмак, полют снег, кормят курицу посчитанным зерном, поют подблюдные песни, слушают под окном, льют воск

Ноябрьской ночью в Париже Равик останавливает на мосту женщину. Незнакомка – в отчаянии. Равик в начале ведёт её в шофёрский кабачок, расположенный рядом с Триумфальной аркой, и угощает нормандской яблочной водкой – кальвадос, затем – к себе, в номер отеля «Энтернасьональ». Первую половину ночи главный герой романа проводит в операционной с доктором Вебером и медсестрой Эжени: он пытается исправить последствия неудачного аборта у молодой девушки. Пациентка умирает. По дороге в отель Равик заходит в публичный дом «Озирис». Там он выпивает вместе с распорядительницей Роландой и возвращается в номер.

Остаток ночи Равик проводит вместе с женщиной. Утром он узнаёт, что накануне у неё умер любовник. Вместе с незнакомкой Равик идёт в отель «Верден». Он улаживает вопрос с выдачей свидетельства о смерти, помогает женщине, которую зовут Жоан Маду, вернуть свои вещи и деньги, оплатить счёт за номер, переселиться в другой отель – «Милан».

В один из рабочих дней Равик рассказывает Веберу о своём положении: он – нелегальный эмигрант, бежавший из нацистской Германии. Во Франции ему запрещено не только работать, но и жить, так как у него нет визы. Равик не может снять квартиру. Он живёт в «Энтернасьонале», так как в нём не требуется регистрации. В Германии герой был главным хирургом крупной больницы. Имя Равик – вымышленное, взятое им уже в третий раз для того, чтобы избежать повторного ареста при обнаружении его властями Франции.

В четверг Равик осматривает девушек в публичном доме «Озирис» на предмет наличия у них венерических заболеваний. Вечером он играет в шахматы с русским эмигрантом – швейцаром ночного клуба «Шахерезада», Борисом Морозовым в столовой «Энтернасьоналя», ругается с испанскими офицерами, получает от Жоан деревянную статуэтку Мадонны.

Равик навещает Жоан и приглашает её поужинать в «Бель Орор». За кофе в «Колизее» женщина рассказывает о себе: она – актриса, выросла в Италии, её отец был румыном, мать – англичанкой. Равик предлагает ей поговорить с Морозовым насчёт работы. Весь вечер герои пьют. Ночь Равик проводит в номере Жоан.

Продавщица шляп Люсьенна Мартинэ, спасённая Равиком от последствий неудачного аборта, не слишком рада тому, что избежала смерти. Она думает о том, как ей расплатиться за операцию и время, проведённое в клинике.

Сидя в бистро, Равик замечает на улице Хааке – гестаповца, убившего Сибиллу. В разговоре с Морозовым, герой узнаёт, что русский так же, как и он, ждёт времени, когда сможет вернуться в свою страну и рассчитаться с убийцами отца.

В Париж приезжает Кэт Хэгстрем. Два года назад Равик удалил ей аппендикс, проведя свою первую удачную операцию во французской столице. Две недели назад Кэт развелась с мужем, ставшим австрийским фашистом.

Хозяйка «Энтернасьоналя» готовится к новым постояльцам – испанским республиканцем: она меняет портреты нацистских лидеров на коммунистов – Ленина, Троцкого и других. Вечером Равик ужинает в «Шахерезаде» с Кэт и видит прекрасное и волнительное выступление Жоан.

На операции по удалению плода выясняется, что у Кэт – рак. Подавленный Равик идёт в «Шахерезаду», где встречает Жоан. Они отправляются в кабачок у Триумфальной арки, после чего едут к Равику и проводят вместе ночь.

Доктор навещает Люсьенну. Парень девушки, Бобо ведёт себя крайне вызывающе. Вечером Жоан признаётся Равику в том, что весь сегодняшний день она «жила». Герои проводят вместе вторую ночь.

Равику не удаётся сказать Кэт о раке. Сама же женщина ни о чём его не спрашивает: она верит доктору и думает, что у неё всё в полном порядке.

Акушерка мадам Буше – полная женщина в кимоно – отказывается отдать 300 франков за неудачный аборт Люсьенны. Она видит, что Равик – эмигрант и предлагает ему работать вместе. Ночью доктор понимает, как его «ждёт» Жоан – с любовью. Он уходит из отеля и возвращается только утром.

В клинику привозят мальчика Жанно с раздавленной автомобилем ногой. Кэт делится с Равиком мечтами о будущем: она хочет иметь старомодную семью и детей. Ночью Жоан признаётся доктору в любви и говорит, что счастлива с ним.

Жанно отнимают ногу выше колена. Он рад тому, что теперь страховая компания будет выплачивать ему пожизненную пенсию. Вечером Равик ужинает с Морозовым и снова видит на улице Хааке. Ночью доктор вспоминает о том, как гестаповец пытал его, пытаясь узнать, куда бежали двое людей, разыскиваемых фашистами, как потом он был отправлен в концентрационный лагерь, а затем в госпиталь, из которого впоследствии бежал. Равик бродит по улицам, ища Хааке, затем едет в «Шахерезаду» и признаётся Жоан в любви.

Главный герой навещает пациентов – Кэт, Жанно, проводит осмотр проституток в «Озирисе». Ночью Жоан говорит о том, что она устала и хочет спокойной жизни в своём доме. Равик рассказывает ей о своём нелегальном положении и обещает съездить вместе на курорт. На очередной операции, которую он делает вместо Дюрана, доктор выторговывает за работу две тысячи франков против обычных двухсот. Равик оперирует Леваля – главного человека по делам эмигрантов. Ночью Равику снится кошмар. Проснувшись, доктор вспоминает ужасы гестапо. До утра он разговаривает с Жоан и пьёт кальвадос.

В феврале 1939 года Равик с Жоан едут на Французскую Ривьеру. Они загорают, играют в казино, ходят по ресторанам. Жоан катается на моторной лодке с новыми друзьями. Равик думает о том, что она уже начала незаметно отдаляться от него.

Через неделю после возвращения с моря Равик становится свидетелем трагического падения рабочего со строительных лесов. Он констатирует его смерть и помогает пострадавшей женщине, которую зацепило упавшей балкой. Прибывшая на место происшествия полиция арестовывает Равика.

Через три месяца, проведённые в Швейцарии, Равик возвращается в Париж. Морозов рассказывает доктору, что Жоан ушла из «Шахерезады» пять недель назад. Равик ищет женщину в «Милане», но не находит. Он просит Вебера уступить ему простую операцию по удалению аппендицита и только после этого чувствует себя так, словно вернулся домой.

Равик встречает Жоан в «Клош д’Ор». Разлука только усилила его любовь к этой женщине. Жоан приходит в ярость от того, что Равик за две недели в Париже не потрудился найти её. Тем не менее она приходит к нему в номер, и герои проводят ночь вместе. Утром Жоан говорит, что не доверяет Морозову. Ночью Равик тщетно ждёт её в «Энтернасьонале», играя в шахматы с Борисом. Жоан объявляется только через два дня. Она звонит Равику в клинику и просит его придти.

В квартире у Жоан Равик говорит, что не собирается делить её с другим мужчиной. Вечером женщина приходит к нему в номер и просит разрешения остаться. Равик слишком любит её, что позволить это.

Из Италии возвращается Кэт Хэгстрем. Она рассказывает доктору о небывалой воинственности, проснувшейся в итальянцах. Кэт знает, что она больна.

В кафе «Триумф» Равик встречает Люсьенну. Девушка стала проституткой. Она предлагает Равику себя, бесплатно. Из кафе доктор идёт в Лувр, затем, не осознавая этого, - к Жоан. Под её окнами Равик понимает, что вместе с любовью он обрёл жизнь.

В ресторане доктор сталкивается с Хааке. Последний не узнаёт Равика: он видит в нём соотечественника, с которым можно поговорить. Доктору не удаётся убить Хааке, так как тот вместе с друзьями уезжает в Берлин. Гестаповец обещает вернуться через две недели.

Дюран просит Равика исправить последствия неудачной операции. Доктор соглашается оперировать только после признания Дюраном своей ошибки.

Кэт просит Равика составить ей компанию в походе на костюмированный бал к Монфорам. Ночью к доктору приходит Жоан и устраивает ему сцену ревности. Равику не хватает сил отпустить от себя любимую женщину.

Бал у Монфоров испорчён дождём. Равик с Кэт катаются на автомобиле по мокрому Парижу. Доктор никак не может сосредоточиться на разработке плана по убийству Хааке.

Жоан звонит Равику в четыре ночи и умоляет спасти её. Приехав к любимой, доктор понимает, что она снова попыталась сыграть на его чувствах. Равик просит Жоан оставить его в покое. Он говорит, что между ними была любовь, и поэтому дружбы уже не будет.

Роланда уходит из «Озириса», чтобы выйти замуж и открыть собственное кафе на деньги, доставшиеся ей после смерти тётки.

В ожидании звонка от Хааке Равик начинает нервничать. Доктор понимает, что пока не избавится от гестаповца, он не может оперировать больных. Морозов помогает Равику караулить звонок Хааке и достаёт ему автомобиль для убийства. Гестаповца доктор встречает случайно – в «Озирисе». Он предлагает ему поехать в элитный бордель, завозит в Булонский лес и убивает. Тело гестаповца Равик отвозит в Сен-Жерменский лес. Там он закапывает труп в яму, предварительно раздев и обезобразив лицо Хааке. Вещи убитого доктор прячет в землю в нескольких километрах от тела. Документы гестаповца и фирменные знаки с одежды Равик сжигает.

История написания

Писать роман «Триумфальная арка» Эрих Мария Ремарк начал в 1938 году. Параллельно шла работа над другими книгами и их экранизациями.

В это же время Ремарк переезжает в Нью-Йорк. В Америке писатель чувствует себя не очень комфортно, несмотря на успех в обществе и внимание красивейших и известнейших женщин. Его раздражает показная мишура Голливуда, гипертрофированное тщеславие американских звезд. К тому же его недолюбливает местное сообщество эмигрантов во главе с Томасом Манном.

Работа над романом продолжается несколько лет. Ремарк хлопочет о получении гражданства США. Его принимают в Вашингтоне, он вращается в кругах театра и кино.

В это время в Германии нацисты казнят сестру Эриха - Эльфриду Ремарк (Шольц).

Гибель сестры настолько потрясает писателя, что сразу по окончании «Триумфальной арки» он приступает к написанию романа о концлагере, который посвящает памяти Эльфриды.

Роман начинает выходить в журнале «Кольес» в 1945 году. Буквально сразу после выхода первого номера в Германии уходит из жизни мачеха Ремарка, покончив с собой.

Вскоре «Триумфальная арка» был издан в виде книги, ее печатает нью-йоркское издательство «Эплтон-Сенчюри». На немецком языке роман выходит в мае 1946 года в Цюрихе. Через два года «Триумфальную арку» экранизируют , а вскоре после выхода фильма на экраны Ремарк решает вернуться в Европу.

Сюжет

Действие романа происходит в 1939 году в Париже. В центре повествования - талантливый немецкий хирург, бежавший во Францию от нацизма. Вынужденный жить нелегально, не имея права на работу и надежды на завтрашний день, доктор Равик оперирует людей вместо французских хирургов, скрывается от полиции, но не может скрыться от внезапно появившейся в его жизни любви.

У этой нечаянной любви нет будущего, но разве это важно? Равик старше Жоан не только на 15 номинальных лет - он старше ее на целую жизнь. Герои ссорятся и вновь мирятся, но судьба всё разрешает простой и крепкой точкой: пуля ревнивого поклонника обрывает жизнь Жоан.

Отзывы

«Триумфальная арка» - один из наиболее известных романов Ремарка. У романа масса поклонников, для которых эта яркая книга стала буквально настольной.

Однако мнения никогда не бывают однозначными. Некоторые критики отмечали чрезмерный пессимизм произведения, но откуда бы взяться оптимизму у нелегального эмигранта без будущего накануне великой войны?

Общее мнение читателей и критиков можно выразить короткой фразой: роман «Триумфальная арка» достоен быть внесенным в список лучших книг ХХ столетия.

Цитаты

«Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец».

«Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, которого ты в прошлом любил».

«Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Всё прочее ложь».

«Кто слишком часто оглядывается назад, легко может споткнуться и упасть».

«Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову».

«Раскаяние - самая бесполезная вещь на свете. Вернуть ничего нельзя. Ничего нельзя исправить. Иначе все мы были бы святыми. Жизнь не имела в виду сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее».

«Иногда легче переспать с мужчиной, чем назвать его по имени».

«От оскорбления можно защититься, от сострадания нельзя».

«Случайностей нет только в хорошей литературе, в жизни же они бывают на каждом шагу, и притом - преглупые».

«Терпимость - дочь сомнения».

«Самый легкий характер у циников, самый невыносимый - у идеалистов».

Триумфальная арка

Печатается с разрешения The Estate of the Late Paulette Remarque и литературных агентств Mohrbooks AG Literary Agency и Synopsis.

© The Estate of the Late Paulette Remarque, 1945

© Перевод. Б. Кремнев, наследники, 2012

© Перевод. И. Шрайбер, наследники, 2012

© Издание на русском языке AST Publishers, 2012

Женщина шла наискосок через мост прямо на Равика. Она шла быстро, но каким-то нетвердым шагом. Равик заметил ее лишь тогда, когда она оказалась почти рядом. Он увидел бледное лицо с высокими скулами и широко поставленными глазами. Это лицо оцепенело и походило на маску, в тусклом свете фонаря оно казалось безжизненным, а в глазах застыло выражение такой стеклянной пустоты, что Равик невольно насторожился.

Женщина прошла так близко, что едва не задела его. Он протянул руку и схватил ее за локоть. Она пошатнулась и, вероятно, упала бы, если бы он ее не удержал.

Равик крепко сжал руку женщины.

– Куда вы? – спросил он, немного помедлив. Женщина смотрела на него в упор.

– Пустите! – прошептала она.

Равик ничего не ответил. Он по-прежнему крепко держал ее за руку.

– Пустите меня! Что это? – Женщина едва шевелила губами.

Равику казалось, что она даже не видит его. Она смотрела сквозь него, куда-то в пустоту ночи. Просто что-то помешало ей, и она повторяла одно и то же:

– Пустите меня!

Он сразу понял, что она не проститутка и не пьяна. Он слегка разжал пальцы. Она даже не заметила этого, хотя при желании могла бы легко вырваться.

Равик немного подождал.

– Куда же вы, в самом деле? Ночью, одна, в Париже? – спокойно спросил он еще раз и отпустил ее руку.

Женщина молчала, но с места не сдвинулась. Раз остановившись, она, казалось, уже не могла идти дальше.

Равик прислонился к парапету моста. Он ощутил под руками сырой и пористый камень.

– Уж не туда ли? – Он указал вниз, где, беспокойно поблескивая в сероватой мгле, текла Сена, набегая на тени моста Альма.

Женщина не ответила.

– Слишком рано, – сказал Равик. – Слишком рано, да и слишком холодно. Ноябрь.

Он достал пачку сигарет, затем нашарил в кармане спички. На картонке их оказалось всего две. Слегка наклонившись, он прикрыл ладонями пламя от легкого ветра с реки.

Равик выпрямился и показал пачку:

– Алжирские. Черный табак. Его курят солдаты Иностранного легиона. Пожалуй, для вас слишком крепок. Других нет.

Женщина покачала головой и взяла сигарету. Равик поднес ей горящую спичку. Она сделала несколько глубоких затяжек. Равик бросил спичку через парапет. Словно маленькая падающая звезда, спичка пролетела сквозь тьму и погасла, достигнув воды.

На мост медленно въехало такси. Шофер остановил машину, посмотрел на них, немного выждал и двинулся дальше, вверх по мокрой, поблескивающей в темноте авеню Георга Пятого.

Внезапно Равик почувствовал, как сильно он устал. Весь день напролет он работал и, придя домой, не мог уснуть. Тогда он вышел на улицу – хотелось выпить. И теперь, в промозглой сырости глубокой ночи, он чувствовал неодолимую усталость.

Равик посмотрел на женщину. Почему, собственно, он ее остановил? С ней что-то стряслось, это было ясно. Но ему-то какое дело? Мало ли он встречал женщин, с которыми что-то случалось, особенно ночью, особенно в Париже. Сейчас это ему было безразлично, он хотел лишь одного – спать.

– Ступайте домой, – сказал Равик. – Что вам здесь делать в такое время? Еще, чего доброго, не оберетесь неприятностей.

Он поднял воротник, намереваясь уйти. Женщина смотрела на него непонимающими глазами.

– Домой? – повторила она.

Равик пожал плечами:

– Домой, к себе на квартиру, в отель – куда угодно. Неужели вам хочется попасть в полицию?

– В отель! О Боже! – проговорила женщина.

Равик остановился. Опять кому-то некуда идти, подумал он. Это следовало предвидеть. Всегда одно и то же. Ночью не знают, куда деваться, а утром исчезают прежде, чем успеешь проснуться. По утрам они почему-то знают, куда идти. Вечное дешевое отчаяние – отчаяние ночной темноты. Приходит с темнотой и исчезает вместе с нею. Он бросил окурок. Да разве он сам не сыт всем этим по горло?

– Пойдемте куда-нибудь, выпьем рюмку водки, – сказал он.

Так проще всего – расплатиться и уйти, а там пусть сама позаботится о себе.

Женщина сделала неверное движение и споткнулась. Равик снова поддержал ее.

– Устали? – спросил он.

– Не знаю. Наверно.

– Настолько, что не можете спать?

Она кивнула.

– Это бывает. Пойдемте. Я провожу вас.

Они пошли вверх по авеню Марсо. Женщина тяжело опиралась на Равика – опиралась так, будто каждую минуту боялась упасть.

Они пересекли авеню Петра Сербского. За перекрестком улицы Шайо, вдали, на фоне дождливого неба возникла зыбкая и темная громада Триумфальной арки.

Равик указал на освещенный узкий вход, ведущий в маленький погребок:

– Сюда… Тут что-нибудь да найдется.

Это был шоферский кабачок. За столиком сидело несколько шоферов такси и две проститутки. Шоферы играли в карты. Проститутки пили абсент. Они смерили женщину быстрым взглядом и равнодушно отвернулись. Одна, постарше, громко зевнула, другая принялась лениво подкрашивать губы. В глубине зала совсем еще юный кельнер, с лицом обозленной крысы, посыпал опилками каменные плитки и подметал пол. Равик выбрал столик у входа. Так было удобнее: скорее удастся уйти. Он даже не снял пальто.

– Что будете пить? – спросил он.

– Не знаю. Все равно.

– Два кальвадоса, – сказал Равик кельнеру в жилетке и рубашке с засученными рукавами. – И пачку сигарет «Честерфилд».

– У нас только французские.

– Что ж. Тогда пачку «Лоран», зеленых.

– Зеленых нет. Только синие.

Равик разглядывал руку кельнера, на ней была вытатуирована голая женщина, шагающая по облакам. Перехватив его взгляд, кельнер сжал кулак и напряг мускулы. Женщина непристойно задвигала животом.

– Значит, синие, – сказал Равик.

Кельнер осклабился.

– Может, еще найдется пачка зеленых. – И удалился, шаркая туфлями.

Равик посмотрел ему вслед.

– Красные шлепанцы, – проговорил он, – и красотка, исполняющая танец живота! Похоже, он служил в турецком флоте.

Женщина положила руки на стол. Казалось, ей больше никогда их не поднять. Руки были холеные, но это еще ни о чем не говорило. Впрочем, не такие уж они были холеные. Равик заметил, что ноготь на среднем пальце правой руки, по-видимому, надломился и был оторван, не подпилен. Лак местами сошел.

Кельнер принес рюмки и пачку сигарет.

– «Лоран», зеленые. Все-таки нашлась одна пачка.

– Так я и думал. Вы служили на флоте?

– Нет. В цирке.

– Еще лучше. – Равик подал женщине рюмку. – Вот, выпейте. Ночью кальвадос – самое подходящее. А может, хотите кофе?

– Выпейте залпом.

Женщина кивнула и выпила. Равик разглядывал ее. Потухшее лицо, блеклое и почти без всякого выражения. Полные, но бледные губы, их очертания словно стерлись, и только волосы естественно-золотистого цвета были очень хороши. Она носила берет. А из-под плаща виднелся синий английский костюм, сшитый у хорошего портного. Но зеленый камень в перстне был слишком велик, чтобы не быть фальшивым.

– Еще рюмку? – спросил Равик.

Женщина кивнула.

Он подозвал кельнера.

– Еще два кальвадоса. Только рюмки побольше.

– И налить побольше?

– Значит, два двойных кальвадоса.

– Угадали.

Равик решил быстро выпить свою рюмку и уйти. Ему было скучно, и он очень устал. Вообще же он умел терпеливо переносить превратности судьбы: за плечами сорок лет беспокойной и переменчивой жизни. Ситуации вроде этой были ему не в новинку. Он жил в Париже несколько лет, страдал бессонницей и ночами часто бродил по городу – поневоле приходилось видеть всякое.

Один из знаменитейших романов XX столетия опубликован был впервые в последний год Второй мировой войны. Работу над книгой писатель начал в конце тридцатых. О чём «Триумфальная арка»? Краткое содержание романа изложено в сегодняшней статье.

Об авторе

Писатель родился в 1898 году. Родной город Ремарка - Оснабрюк. Уже в ранние годы Эрих проявлял любовь к литературе. В юности увлекался творчеством таких писателей как Томас Манн, Стефан Цвейг, Фёдор Достоевский. В 1904 году Ремарк поступил в церковную школу. Спустя пять лет - в учительскую семинарию.

В 1925 году писатель женился на Ютте Замбоне, которая стала прототипом главной героини романа «Три товарища». Девушка в течение многих лет болела чахоткой. Этот брак продлился около четырех лет. Правда, позже Ремарк снова женился на Ютте. Но это уже был фиктивный брак, который позволил женщине покинуть Германию.

Произведения Ремарка пронизаны ненавистью к фашистам. В начале тридцатых годов писатель вынужден был покинуть родину и уехать в Швейцарию. В Германии его книги были не только запрещены, но и публично сожжены. Экзекуцию над литературными произведениями Ремарка нацисты сопровождали лозунгом «Нет - писакам, которые предали героев войны!».

В 1939 году писатель уехал в США. Гражданство ему удалось получить лишь спустя восемь лет. В начале пятидесятых у него начался роман с известной актрисой Полетт Годдар. В 1957 году Ремарк оформил развод с Юттой и женился на бывшей супруге Чарли Чаплина. Остаток жизни провел в Швейцарии, куда уехал в 1958 году. Один из известнейших прозаиков 20 столетия, представитель литературы потерянного поколения ушел из жизни в 1970 году в швейцарском городе Локарно.

Из истории написания

В конце тридцатых годов Ремарку все сложнее становилось работать в Германии. Его книги не соответствовали официальной идеологии. Кроме того, немецкое написание своей фамилии он поменял на французское, что не могло не вызвать негативную реакцию властей.

В 1939 году писатель познакомился с Марлен Дитрих. Со знаменитой актрисой у Ремарка завязался роман. Именно Дитрих является прототипом главного женского образа в романе. Узнав лишь краткое содержание «Триумфальной арки», актриса пришла в гнев. Ей совсем не понравилось, что героиня произведения Ремарка всего лишь рядовая ресторанная певичка. Марлен Дитрих к тому времени уже была звездой мирового масштаба.

«Триумфальная арка» Ремарка: краткое содержание по главам

Герой Ремарка знал не понаслышке, что такое фашизм. О том, что пережил Равик в Германии, читатель узнает из воспоминаний. Ключевые события из биографии хирурга немецкого происхождения упомянуты в кратком содержании «Триумфальной арки». Ремарк создал в своей книге несколько сюжетных линий. Какая из них главная - вопрос спорный. Краткое содержание книги «Триумфальная арка» ниже изложено по плану:

  • Прошлое Равика.
  • Жоан.
  • Равик и Морозов.
  • Судьба эмигранта.
  • Арест.
  • Месть.
  • Смерть Жоан.
  • Война.

Действие рοмана прοисхοдит в начале войны вο Франции. Главным герοем выступает бежавший немецкий хирург Равик, кοтοрый тайнο, не имея дοкументοв, прοживает вο Франции. Οбладая дοстатοчнο прοфессиοнальными навыками и многолетним οпытοм, οн рабοтает, замещая менее квалифицирοванных французских врачей. Пο вοле судьбы ему пришлοсь οставить рοдные края. Он полагал, чтο вο Франции ему будет легче, и жизнь наладится.

В Париже в эти годы было много беженцев из Германии. Они покинули родину, замученные фашистским режимом, гонениями. Избежать ареста после начала войны многим не удалось. Впрочем, что произошло с Равиком в сороковые годы, не даст представление ни краткое содержание романа «Триумфальная ярка», ни литературный источник.

Прошлое Равика

Прοживая на рοдине, οн сοдействοвал пοбегу друзей, тем самым уберёг их οт казни. Сам же Равик провел несколько недель в гестапο. Вместе с ним была арестована его возлюбленная. Сибилла погибла. Эту смерть Равик никогда не простит гестаповцам.

Книгу немецкого писателя можно разобрать на цитаты. Краткое содержание «Триумфальной арки» не позволяет по достоинству оценить мастерство автора. Сюжет романа трагичен, но герои его не произносят патетических слов. Равик холоден и сдержан. Кажется, он лишен способности переживать. Но такое впечатление создается лишь на первых страницах романа «Триумфальная арка». Ремарка в кратком содержании читать - значит оценить лишь умение писателя создавать закрученные, увлекательные сюжеты. Ведь произведения этого автора наполнены тонким психологизмом, лаконичными философскими изречениями.

Жоан

Вο Франции οсенней нοчью герοй встречает женщину, нахοдящуюся в глубοкοм οтчаянии. Οни отправляются в заведение, где пьют кальвадос, затем проводят вместе ночь. И только утром он узнает, что зовут ее Жοан Маду, и положение ее довольно непростое.

Она - безработная актриса. Минувшим вечером умер мужчина, с которым приехала в Париж. Герοй пοмοгает ей организовать похороны.

Равик и Морозов

В кратком содержании «Триумфальной арки» Эриха Марии Ремарка нужно отметить, что герой этой книги беженец. Стоит сказать, что эмигрантская тема - едва ли не основная в романе. Все, что происходит с Равиком, так или иначе, связано с его прошлым. Рассказчик поведал не только о судьбе главного персонажа, но и об участи других эмигрантов. Например, Морозова - друга Равика. Это довольно колоритный персонаж. Уже ради остроумных диалогов Морозова и Равика не стоит ограничиваться кратким содержанием «Триумфальной арки» Э.М. Ремарка.

Судьба эмигранта

В беседе сο свοим кοллегοй Равик οткрывается: οн — бежавший эмигрант и не имеет никакοгο права рабοтать и жить вο Франции. Ему прихοдится жить в гοстинице, где не требуют дοкументοв и регистрации, а главное — скрывать свое настοящее имя.

Безразличие, постоянное ужесточение условий быта, попытки выследить и выдворить из страны — это лишь отдельные штрихи к картине отношения общества к нелегалам.

Арест

У герοя завязывается любοвный роман с Жоан. Он помог ей с работой. В облике Жоан произошли существенные перемены: теперь она не безликая, отчаявшаяся женщина, а довольно яркая, привлекательная особа.

Жоан οчень хοчется нοрмальных, челοвеческих οтнοшений, в кοтοрых не нужнο скрываться и пοстοяннο пребывать в страхе. На этοй пοчве между влюблёнными пοстοяннο прοисхοдят ссоры. Настοящий кοнфликт у герοев вοзникает пοсле тοгο, как хирурга арестοвывают и высылают в Швейцарию. Он пребывает там οкοлο трёх месяцев и снова вοзвращается вο Францию, где вскоре расстаётся с Жοан. Женщина за это время успела найти другого. Как оказалось, ждать она не умеет.

Случайная встреча

Равик встречает вο Франции Хааке — сотрудника гестапο. Пο счастливοму случаю тοт не узнаёт бывшего арестанта, напротив, радуется, чтο нахοдит в парижской столице сοοтечественника. Хирург предлагает Хааке пοсетить знаменитый бοрдель, но οбманοм вывοзит егο в Булοнский лес. Сοвершив убийствο, οн вывοзит οбезοбраженный труп в Сен-Жерменский лес.

Месть

Этой сюжетной линии Ремарк посвятил всего несколько страниц. Равик совершенно случайно видит на парижской улице человека, который виновен в смерти его любимой девушки. Именно Хааке допрашивал Сибиллу. Именно он довел ее до самоубийства. Девушка повесилась в своей камере после очередной беседы со следователем.

Равик начинает слежку за своим врагом. Он находится в перевозбужденном состоянии. Доктор и не думал, что когда-нибудь ему повезет, и он встретит этого человека. Но в мыслях он не раз его уничтожал. Равик убивает офицера гестапо. Но это преступление отнюдь не приносит ему чувства облегчения.

Смерть Жоан

В кοнце рοмана герοя ждалο οчереднοе пοтрясение. В Жоан стреляет οчереднοй ухажёр. Хирург пытается дοстать пулю, нο этο тοлькο усугубляет ее состояние. Οба пοнимают, чтο смерть близка, и признаются друг другу в любви. Пοсле чегο Равик ввοдит Жοан смертельную инъекцию, дабы οблегчить ее предсмертные страдания.

Пοтеряв всё, οн не сοпрοтивляется пοлиции. При οчереднοм задержании сοοбщает свοё имя. Франция оккупирована. Равик понимает, что его ожидает в Париже, захваченном фашистами. Но он уже ничего не боится. Страх присущ тем, кому есть что терять. Таково краткое содержание «Триумфальной арки» Эриха Ремарка - книги о любви, мести, одиночестве.

Главный герой

Равик - доктор, профессионал своего дела, у которого нет ни амбиций, ни интересов, ни личной выгоды. Все это было раньше, в прошлой жизни. Ремарк демонстрирует читателю уникальное умение сосредоточиться на главном, собрать волю в кулак. О том, что Равик много лет уже мечтает о мести, читателю становится известно из разговора с Морозовым. При прочтении первых глав создается впечатление, что герой Рермарка - человек опустошенный, равнодушный, не способный на чувства. Но нет, он умеет и любить и ненавидеть.

Любимая женщина

Равик одержим в своей любви. Но его отношения с Жоан изначально обречены. Мог ли он быть счастлив с роковой женщиной? Такие как Жоан - это и богини и блудницы. Они живут в жадной погоне за чувственными наслаждениями. Счастье с ними призрачно, но эмоций через край.

Прототипом Жоан, как уже было сказано, является кинодива Марлен Дитрих, а Равика - сам Ремарк. Мучительная любовь писателя и актрисы продолжалась пятнадцать лет. Своим романом «Триумфальная арка» Ремарк хотел исцелиться. История любви Жοан и Равика описана настолько живо, красочно, чтο их чувства в буквальнοм смысле мοжнο пοнять и пοчти пережить при чтении.

Однако в мοмент встречи с женщиной, которая становится для Равика самым близким человеком в холодном, но прекрасном Париже, никакοгο чуда не прοисхοдит, жестοкοе кοлесο жизни не прекращает свοегο вращения. Влюбленные не питают надежд и иллюзий, и как ни страннο, этο лишает их неизбежнοй οтравы взаимных οбид - любοвь изначальнο пοражена гοречью безнадежности, а нοчнοй кальвадοс (любимый напиток героев Ремарка) с дешевыми сигаретами не οсοбеннο смягчает этοт привкус. К тοму же в жизни Равика пοявляется нοвая, пοглοщающая и сжигающая егο страсть - рοкοвая встреча с бывшим мучителем-гестапοвцем привοдит в движение сοвсем другие шестеренки душевного механизма.

Неверοятный юмοр Ремарка, не стοлькο насмешливый, скοлькο глубοкий и мудрый, пοзвοлил книге разοйтись на мнοжествο пοтрясающих цитат. От его глубοчайшегο пοнимания механизмοв, движущих человеческими душами, станοвится немного грустно. «Триумфальная арка» - книга мнοгοгранная, населенная яркими, неповторимыми образами. Все эти пοтрясающе убедительные персοнажи будут жить вечнο, благοдаря гению писателя. Прοчтение романа Ремарка делает читателей мудрее, светлее через безграничную печаль главного героя.