Виктор гюго интересные факты. Гюго виктор

Виктор Гюго является одним из самых знаменитых французских писателей, автором ставших всемирной классикой романов «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные» и многих других, чтение которых обязательно для каждого считающего себя образованным человека и которые не устают восхищать и служить вдохновением для новых поколений литераторов, художников, музыкантов и кинематографистов. Предлагаем интересные факты о знаменитом писателе.

1. Гюго появился на свет на улице стеклодувов, где жили представители этой профессии. Его отец был генералом армии Наполеона. Виктор был его третьим ребенком. Его родители часто расходились и вновь сходились, но в конце концов расстались. Виктор остался жить с матерью, растившей его согласно вольтерианским и роялистским взглядам. Вновь встретиться с отцом, которого Виктор всегда любил и уважал, он смог только после того, как умерла его мать.

2. Среди литературных кумиров Гюго первым был Франсуа Шатобриан. Уже в подростковом возрасте Виктор говорил, что хочет «быть Шатобрианом». Позднее критики говорили, что Гюго превзошел Шатобриана. В четырнадцать лет Виктор уже был автором двух трагедий, оставшихся, впрочем, неопубликованными.

3. Виктор проявлял и талант художника, начав рисовать едва ли не раньше, чем писать. В музее Гюго имеются сделанные им карандашные наброски и рисунки тушью.

4. Говоря о самом своем знаменитом романе, «Соборе Парижской Богоматери», Гюго заявлял, что написал книгу для того, чтобы вернуть французам любовь к их архитектуре. В те времена шли разговоры о том, чтобы разрушить собор, чей готический вид казался устаревшим. Виктор очень любил собор и возмутился желанием снести памятник архитектуры. После того, как роман приобрел невероятную популярность, разговоры об уничтожении собора прекратились, и он окончательно стал одной из главных достопримечательностей Парижа.

5. Другой прославивший писателя роман «Отверженные» создавался им двадцать лет. Во времена Гражданской войны в США он был очень популярным среди американцев. Написание романа давалось очень тяжело.

6. Временами, чтобы его ничто не отвлекало, Гюго уходил в пустую комнату, оставляя себе только бумагу с пером, и писал обнаженным, отдавая одежду слугам. Даже одежда, как уверял писатель, могла отвлечь его от работы над текстом.

7. Его жена Адель, как утверждается, не испытывала к мужу никаких чувств, но при этом у них было пять детей.

8. В течение 16 лет местом жизни Гюго был один из отелей Парижа.

9. В один из этапов его жизни Виктор начал политическую карьеру, и она, как считалось, могла бы быть успешной. К несчастью, именно тогда умерла его дочь, и писатель не мог уже думать ни о какой политике.

10. Когда Гюго было 84 года, он не смог отказаться от присутствия на параде, который проводили в его честь. В результате он заработал воспаление легких, которое и погубило писателя. В Париже десять дней продолжался траур по великому Виктору Гюго.

ГЮГО (Hugo ) Виктор (1802-85), французский писатель-романтик. Предисловие к драме "Кромвель" (1827) - манифест французских романтиков. Пьесы "Эрнани" (1829), "Марион Делорм" (1831), "Рюи Блаз" (1838) - воплощение бунтарских идей. В историческом романе "Собор Парижской богоматери" (1831) сильны антиклерикальные тенденции. После государственного переворота Луи Наполеона Бонапарта (1851) эмигрировал, выпустил политический памфлет "Наполеон Малый" (1852) и сборник сатирических стихов "Возмездия" (1853). Романы "Отверженные" (1862), "Труженики моря" (1866), "Человек, который смеется" (1869), изображающие жизнь разных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами. Сборники стихов "Восточные мотивы" (1829), "Легенда веков" (т. 1-3, 1859-83); роман о Французской революции "93-й год" (1874).

ГЮГО (Hugo ) Виктор (полное имя Виктор Мари) (26 февраля 1802, Безансон - 22 мая 1885, Париж), французский писатель.

Лидер романтического движения

Гюго был третьим сыном капитана (позднее генерала) наполеоновской армии. Его родители часто разъезжались и в конечном счете 3 февраля 1818 получили официальное разрешение жить раздельно. Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, чьи роялистские и вольтерианские взгляды наложили на него глубокий отпечаток. Отец сумел завоевать любовь и восхищение сына после смерти своей жены в 1821. В течение долгого времени образование Гюго было бессистемным. Лишь в 1814 он поступил в пансион Кордье, откуда перешел в лицей Людовика Великого. По окончании лицея Гюго вместе со своими братьями предпринял издание двухнедельного журнала "Консерватер литерер", где опубликовал свои ранние стихи и первую версию мелодраматического романа "Бюг Жаргаль" (1821). Он увлекся подругой детских лет Адель Фуше, но встретился с решительным неодобрением матери, и только после ее смерти отец позволил влюбленным встречаться.

Первый сборник молодого поэта "Оды и разные стихотворения" (1822) снискал одобрение короля Людовика XVIII: Гюго был награжден ежегодной рентой в 1200 франков, что позволило ему жениться на Адель. В 1823 он издал свой второй роман "Ган Исландец", написанный в русле " готической" традиции. Это означало сближение с романтизмом, что отразилось и в литературных связях: друзьями Гюго стали Альфред де Виньи, Шарль Нодье, Эмиль Дешан и Альфонс де Ламартин. Вскоре они образовали группу Сенакль при журнале "Мюз франсез", который обладал ярко выраженной романтической направленностью. Особо теплыми были отношения между Гюго и Шарлем Сент-Бевом, опубликовавшим в еще одном романтическом издании - журнале "Глоб" - хвалебную рецензию на "Оды и баллады" (1826).

В 1827 Гюго выпустил пьесу "Кромвель", которая оказалась слишком длинной для постановки на сцене, однако ее знаменитое "Предисловие" стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго обрушился на классицистские единства времени, места и действия, выступил в защиту сочетания возвышенного с гротеском и выдвинул требование использовать более гибкую систему стихосложения, отказавшись от александрийского двенадцатисложника. Этот манифест романтической драматургии во Франции, а также проникнутая гуманистическими идеями повесть "Последний день осужденного" (1829) и поэтический сборник "Восточные мотивы" (1829) принесли Гюго громадную славу. Период с 1829 по 1843 год оказался для него в высшей степени продуктивным. В 1829 появилась пьеса "Марион Делорм", запрещенная цензурой из-за нелестного изображения Людовика XIII. Меньше чем за месяц Гюго написал свою вторую драму - "Эрнани". За скандальной постановкой 25 февраля 1830 последовали другие, столь же шумные. "Битва за Эрнани" завершилась не только триумфом автора пьесы, но и окончательной победой романтизма: "Бастилия классицизма" в сфере драматургии была разрушена. Не меньший резонанс имели и последующие пьесы, в частности, "Король забавляется" (1832) и "Рюи Блаз" (1838).

Особое место в творчестве Гюго занимает "Собор Парижской Богоматери" (1831), поскольку здесь он впервые продемонстрировал свои великолепные возможности в прозе. Как и в драмах этого периода, персонажи романа обрисованы посредством романтической символизации: это исключительные характеры в чрезвычайных обстоятельствах; эмоциональные связи возникают между ними мгновенно, а их гибель обусловлена роком, который служит способом познания действительности, ибо в нем отражается противоестественность "старого строя", враждебного человеческой личности. В этот же период достигает полной зрелости и поэтический дар Гюго. Сборники его лирических стихотворений - "Осенние листья" (1831), "Песни сумерек" (1835), "Внутренние голоса" (1837), "Лучи и тени" (1840) - возникли в значительной мере благодаря личным переживаниям. В это время в жизни Гюго произошли важные события: Сент-Бев влюбился в его жену, а сам он проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ. В 1841 литературные заслуги Гюго получают, наконец, признание Французской Академии, куда его избирают после нескольких неудачных попыток. В 1842 он выпускает книгу путевых заметок "Рейн" (1842), в которой излагает свою программу интернациональной политики, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. Вскоре после этого поэт пережил страшную трагедию: в 1843 его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули во время кораблекрушения на Сене. Удалившись на время от общества, Гюго стал обдумывать план большого социального романа под условным названием "Невзгоды". Работа над книгой была прервана революцией 1848 года: Гюго вступил в сферу активной политики и был избран в Национальную Ассамблею.

Изгнание и триумф

После государственного переворота 2 декабря 1851 писатель скрылся в Брюссель, оттуда перебрался на остров Джерси, где провел три года, а в 1855 - на остров Гернси. За время долгого изгнания он создал величайшие свои произведения. В 1852 была опубликована публицистическая книга "Наполеон Малый", а в 1853 появились "Возмездия" - вершина политической лирики Гюго, блистательная стихотворная сатира с уничтожающей критикой Наполеона III и всех его приспешников. В 1856 вышел сборник "Созерцания" - шедевр лирической поэзии Гюго, а в 1859 были изданы первые два тома "Легенды веков", которые утвердили его славу великого эпического поэта. В 1860-1861 он вновь обратился к роману "Невзгоды", значительно его переработав и расширив. Книга была напечатана в 1862 под названием "Отверженные". Всемирную известность получили такие персонажи этого прославленного романа, как благородный каторжник Жан Вальжан, осужденный за кражу буханки хлеба, превратившийся в зверя и возродившийся к новой жизни благодаря милосердию доброго епископа; инспектор Жавер, преследующий бывшего преступника и воплощающий собой бездушное правосудие; алчный трактирщик Тенардье и его супруга, истязающие сиротку Козетту; влюбленный в Козетту юный энтузиаст-республиканец Мариус; парижский сорванец Гаврош, героически погибший на баррикадах. В период своего пребывания на Гернси Гюго опубликовал книгу "Уильям Шекспир" (1864), сборник стихотворений "Песни улиц и лесов" (1865), а также два романа - "Труженики моря" (1866) и "Человек, который смеется" (1869). Первый из них отражает пребывание Гюго на Нормандских островах: главный герой книги, наделенный лучшими чертами национального характера, проявляет необычайную стойкость и упорство в борьбе с океанской стихией. Во втором романе Гюго обратился к истории Англии в эпоху царствования королевы Анны. В основе сюжета лежит история лорда, в раннем детстве проданного торговцам людьми (компрачикосам), которые превратили его лицо в вечную маску смеха. Он колесит по стране в качестве бродячего актера вместе с приютившим его стариком и слепой красавицей, а когда ему возвращают титул, выступает в палате лордов с пламенной речью в защиту обездоленных под издевательский хохот аристократов. Покинув чуждый ему мир, он решает вернуться к прежней бродячей жизни, но смерть возлюбленной приводит его в отчаяние, и он бросается в море.

После крушения режима Наполеона III в 1870 году, в самом начале Франко-прусской войны, Гюго возвращается в Париж в сопровождении верной Жюльетты. В течение многих лет он воплощал оппозицию империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему стала оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе. Избранный в Национальную Ассамблею в 1871, он вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. В 1872 он издал сборник "Грозный год", свидетельствующий об утрате иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию начиная с 1842. В 1874 Гюго, совершенно равнодушный к новым веяниям в прозе, вновь обратился к историческому роману, написав "Девяносто третий год". Несмотря на множество точных сведений о революционной Франции, в романе вновь торжествует романтическая символизация: один из героев воплощает беспощадность к контрреволюционерам, а второй - милосердие, которое превыше всех гражданских раздоров; революцию же писатель именует "очистительным горнилом", где ростки новой цивилизации пробиваются сквозь хаос и мрак. В возрасте 75-ти лет Гюго издал не только вторую часть "Легенды веков", но и сборник "Искусство быть дедом", на создание которого его вдохновили внуки Жорж и Анна. Заключительная часть "Легенды веков" вышла в 1883. В том же году Жюльетта Друэ умерла от рака, и эта утрата подкосила силы Гюго. После смерти он удостоился государственных похорон, и его останки были помещены в Пантеон - рядом с

Виктор Мари Гюго - великий французский писатель, драматург, поэт, один из ярких представителей романтического направления в литературе. Родился Гюго 26 февраля 1802 года в Безансоне. Он был третьим ребенком в семье капитана Ж. Л. С. Гюго, позже отец получит звание генерала.

Родители плохо ладили между собой, часто разъезжались. После официального разрешения жить раздельно мать забрала сына к себе. Роялистские и вольтерианские взгляды матери сыграли заметную роль в формировании Гюго как личности. Чтобы мальчик получил системное образование, его отдали в 1814 году в пансион Кордье, откуда он в числе наиболее способных учеников перешел в лицей Людовика Великого.

К этому времени относятся его ранние поэтические опыты. Окончив в 1818 году лицей, Виктор Гюго вместе с братьями начинают издавать журнала «Литературный консерватор». В журнале были опубликованы его самые ранние стихи и начальная версия романа «Бюг Жаргаль» (1821 г.).

В этот период он серьезно увлекся подругой детства Адель Фуше. Однако, мать крайне не одобряла это увлечение и лишь после ее смерти в 1821 году отец разрешил влюбленным встречаться. Отец сумел вернуть любовь сына после смерти матери. В 1822 году выходит его первый сборник «Оды и разные стихотворения», который понравился Людовику XVIII.

В качестве награды молодой поэт получил ежегодную ренту в сумме 1200 франков, что позволило Гюго жениться на Адель. От этого брака у них будет пятеро детей. В 1823 году выходит в свет второй роман Гюго «Ган Исландец». Написанный в готическом стиле он был близок к романтизму.

В 1827 году Гюго пишет свое знаменитое «Предисловие» к пьесе «Кромвель», ставшее манифестом французской романтической драматургии. Благодаря ему и вышедшим в 1829 году поэтическому сборнику «Восточные мотивы» и повести «Последний день осужденного», Гюго получает заслуженную известность и славу.

1829 год положил начало невероятно плодотворному периоду в творчестве Виктора Гюго, длившемуся до 1843 года. В 1829 году из-под его пера выходит пьеса «Марион Делорм», а уже через месяц выходит романтическая драма «Эрнани», ознаменовавшая победу романтизма и триумф автора.

Окончательную победу закрепил успех романа «Собор Парижской Богоматери», ставшим одним из наиболее популярных романов Виктора Гюго. Здесь он впервые предстал перед читателем как потрясающий прозаик. Благодаря драматургическим опытам Гюго приобрел не только славу, но и приличное состояние.

Тесно сотрудничая с театрами, он познакомился с прекрасной актрисой Жюльеттой Друз, ставшей его музой и любовницей более чем на тридцать лет. Благодаря большим заслугам в области литературы в 1841 году Гюго был избран членом Французской Академии. В 1842 году выходят его путевые заметки «Рейн», где автор призывает к выгодному сотрудничеству между двумя державами - Францией и Германией.

В 1843 году трагически погибает его любимая дочь и зять. Это заставило Гюго отойти от активной общественной жизни и заняться написанием социального романа, получившего условное название «Невзгоды». Работа над романом была приостановлена в результате революции 1848 года, когда Гюго вернулся к активной общественно-политической жизни.

Его избрали членом Национального собрания. В декабре 1851 года во Франции произошел государственный переворот, в результате к власти пришел Наполеон III, против которого выступал Гюго. Писатель был вынужден провести на чужбине около двадцати лет. Несмотря на свои скитания, Гюго переработает и расширит задуманный ранее роман «Невзгоды» и выпустит его в 1862 году под другим названием - «Отверженные».

Он создаст свои потрясающие романы «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Все эти произведения принесут автору всемирную известность. После свержения императора Наполеона III в 1870 году Гюго возвращается в Париж. В 1871 году его избирают депутатом в Национальную Ассамблею.

Но несогласие с политикой консерваторов вынуждают его оставить депутатский пост. Он продолжает свою литературную деятельность. В 1874 году выходит его исторический роман «Девяносто третий год». В 1877 году вышла вторая часть «Легенды веков», а также замечательный сборник «Искусство быть дедом», созданный благодаря общению с внуками.

В 1883 году вышла заключительная часть «Легенды веков». В этом же году умерла его любовь, его муза, его верная спутница последних тридцати лет - Жюльетта Друэ. Для Гюго это была тяжелейшая утрата, он проживет еще два года и 22 мая 1885 года этого великого человека не стало. Великий писатель был удостоен государственных похорон, его прах покоится в Пантеоне рядом с останками Вольтера и Руссо.

Виктор Гюго – французский писатель, произведения которого вошли в историю и стали бессмертными памятниками литературного достояния. Любитель готики и представитель романтизма всю жизнь презирал законы общества и выступал против человеческого неравенства. Самую популярную книгу «Отверженные» Гюго написал в момент творческого кризиса, но, тем не менее, этот роман стал любимым произведением поклонников автора во всем мире.

Детство и юность

Начало 19 века: во Франции минула великая революция, в стране уничтожены Старый порядок и абсолютная монархия, на смену которым пришла Первая французская республика. В стране процветал лозунг: «Свобода, равенство, братство», а молодой полководец вселял надежду на светлое будущее.

Именно в то время, когда были разрушены древние устои, а во Франции произрастали ростки из зерен революции, у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго родился третий сын. Произошло это событие 26 февраля 1802 года на востоке страны, в городе Безансон. Мальчик, которому дали имя Виктор, был болезненным и слабым, по воспоминаниям его матери Софи Требюше, младенец был «не больше столового ножа».

Семья была богата и жила в большом трехэтажном доме. Леопольд происходил из крестьянского рода, но Великая французская революция позволила мужчине проявить себя. Отец будущего писателя прошел путь от офицера республиканской армии до сторонника Бонапарта и, наконец, стал генералом. Гюго старший часто разъезжал из-за долга службы, поэтому семейство переезжало в Италию, Испанию, Марсель, а также на острова в Средиземном море и Тоскане. Путешествия оставили неизгладимые впечатления на маленького Виктора, которые позже найдут отголосок в произведениях писателя.


Из биографии матери Гюго известно только то, что она приходилась дочерью судовладельца.

Софи и Леопольд старались воспитывать трех мальчиков (Виктора, Абеля и Эжена) в любви, но мировоззрения супругов расходились, отчего они часто ссорились. Требюше придерживалась роялистских и вольтерьянских взглядов и во французской революции была сторонницей династии Бурбонов, тогда как Гюго старший был преданным приверженцем Наполеона. Не только политические распри заставляли родителей будущего писателя расходиться: у Софи была любовь на стороне с генералом Виктором Лагори.


Из-за родительских ссор трое братьев жили то у Софи, то у Леопольда, а в 1813 году мать и отец Виктора Гюго развелись, и женщина переехала в столицу Франции, забрав с собой младшего сына. В будущем Софи не раз жалела и пыталась примириться с супругом, однако тот не желал забывать старые обиды.

Мать оказала значимое влияние на Виктора: ей удалось внушить ребенку, что Бурбоны – приверженцы свободы, а образ идеального монарха сложился у мальчика за счет прочитанных книг.

Литература

Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или , но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.


Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.

Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.


Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.

Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.

В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.


Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу.

Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.


Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.

Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.


Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.

Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.

"Отверженные"

Роман «Отверженные», написанный Гюго в 1862 году – вершина творчества французского писателя, по мотивам которого позже был снят фильм. В концепции литературного сюжета заключаются острые проблемы окружающей жизни, такие как голод и нищета, падение девушек к проституции ради куска хлеба, а также произвол высшего сословия, каковым являлась власть.

Протагонистом произведения является Жан Вальжан, который ради голодающей семьи украл в булочной буханку. Из-за несерьезного преступления мужчина получил в общей сложности 19 лет лишения свободы, а после выхода на волю стал изгоем, которого лишили права на спокойную жизнь.


Козетта. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Несмотря на плачевное положение в обществе, у героя романа присутствует цель – сделать бездомную девочку Козетту счастливой.

По мнению биографов французского писателя, книга основана на реальных событиях: в 1846 Гюго лично увидел, как из-за куска буханки арестовали человека.


Гаврош. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Также Виктор описывает жизнь задорного мальчишки – сироты Гавроша, который погибает в ходе июньского восстания, прошедшего в 1831 году.

"Собор Парижской Богоматери"

Замысел «Собора Парижской Богоматери» возникает у Виктора Гюго в 1828 году, а сама книга публикуется в 1831. После издания романа Гюго становится новатором: писатель стал первым французом, который написал произведение с историческим подтекстом.

Виктор опирался на опыт всемирно известного писателя-историка . «Собор Парижской Богоматери» имел политический мотив: при жизни автор романа выступал за реконструкцию памятников культуры.


Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"

Поэтому готический собор в Париже, который власти собирались снести, стал главным героем произведения. Роман рассказывает о человеческой жестокости и вечном противостоянии добра и зла. Эта книга носит драматический характер и повествует о несчастном уродливом Квазимодо, влюбленном в красавицу Эсмеральду – единственную жительницу Парижа, которая не насмехалась над бедным служителем храма. После смерти Гюго произведение экранизировалось: на его основе снят знаменитый «Горбун из Нотр-Дама» (1996).

Личная жизнь

Личная жизнь Виктора Гюго отличилась тем, что у него были своеобразные отношения с противоположным полом. В юношестве писатель влюбляется в Адель Фуше, типичную представительницу буржуазии. В 1822 году возлюбленные женятся. У пары родилось пятеро детей (первый ребенок умер в младенчестве), но красавица Адель стала пренебрежительно относиться к Гюго: она не считала супруга талантливым писателем и не прочла ни единой строчки из его произведений. Зато женщина изменяла мужу с его другом Сент-Бева, отказывая Виктору в плотском удовольствии, любое прикосновение писателя раздражало строптивую девицу, однако об изменах она предпочитала молчать.


Позже Гюго влюбляется в светскую куртизанку-красавицу Жульетту, которую содержал князь Анатолий Демидов, не отказывая девушке в роскоши. Новая пассия страстно влюбилась в писателя, который потребовал закончить роман с богатым мужчиной. Но в отношениях Гюго оказался крайне скупым: из изящно одетой барышни новая невеста Виктора превратилась в даму, которая носила лохмотья: автор романов выдавал Жульетте незначительную сумму на расходы и контролировал каждую потраченную монету.


У новой возлюбленной Виктора была мечта стать актрисой, но писатель не приложил никаких усилий, чтобы девушка получила театральную роль.

Позже страсть к постаревшей Жультте у писателя остыла, и он был не против развлечений с девушками на одну ночь, для приема которых организовал отдельный кабинет в своем доме.

Смерть

Умер великий писатель весной 1885 года от пневмонии. Весть о кончине Виктора Гюго мигом облетела всю Францию, миллионы людей скорбели и участвовали в похоронах автора бессмертных романов.


Одним из любимых мест поклонников Гюго стал остров Джерси, где Виктор провел 3 счастливых года и раскрыл себя как поэта.

Библиография

  • «Отверженные»
  • «Собор Парижской Богоматери»
  • «Человек, который смеется»
  • «Последний день приговоренного к смерти»
  • «Девяносто третий год»
  • «Козетта»
  • «Труженики моря»
  • «Гаврош»
  • «Клод Ге»
  • «Эрнани»

Цитаты

  • «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений»;
  • «Великие люди редко появляются в одиночестве»;
  • «Идеи – редкая дичь в лесу слов»;
  • «Осёл, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад»;
  • «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право»;
  • «Мужчину порабощает не только душа женщины, но и ее тело, и чаще тело, чем душа. Душа – возлюбленная, тело – любовница».

Виктор Мари Гюго считается известным французским писателем, талантливым литературным деятелем. Ниже читайте краткую биографию Виктора Гюго.

Детство, семья и личная жизнь

Виктор Гюго родился в 1802 году в городе Безансон, Франция. Отец Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго был генералом наполеоновской армии. Родители Виктора разошлись и жили по отдельности, поэтому маленький сын постоянно жил то в одном, то в другом доме. Вероятно, по этой причине он часто болел в детстве.

С самого юного возраста Виктор был влюблен в девушку Адель Фуке, и в 1822 году она согласилась стать его женой, когда писателю не было еще и 20 лет. Первого ребенка молодые супруги потеряли еще в младенчестве – он прожил всего несколько месяцев. Однако позже у них родилось еще четверо – два сына и две дочери. Виктор и Адель были счастливы в браке, отношения у них сложились самые хорошие, поэтому некоторые даже говорили, что они «святое семейство».

Театр в биографии Виктора Гюго

20-30-е годы в девятнадцатом веке характеризуются особым всплеском пьес, а романы и оды отступают на второй план. Гюго также поддается этому влиянию, и все больше времени проводит в театре, на репетициях.

К сожалению, это приводит к тому, что отношения между супругами становятся все хуже и хуже, теряется взаимопонимание и близость общения.

Несмотря на то, что в то время Гюго создает уникальный шедевр, пьесу «Эрнани», и получает за нее огромные деньги, семейные узы окончательно рушатся.

В 1831 году биография Виктора Гюго ознаменовалась тем, что он завершает создание «Собора Парижской Богоматери», и в то же время Виктор и Адель решают разойтись.

Но Виктор не остается один – как раз в тот момент он познакомился с Жюльеттой Друэ – стройной обворожительной куртизанкой из Парижа. Это дало писателю новую волну вдохновения для его творений, и он с особой силой принимается заниматься литературой. Вскоре выходит новый сборник Гюго «Песни сумерек». Примечательно, что Жюльетта Друэ совсем по-другому относилась к творчеству Виктора Гюго в отличии от его бывшей супруги. Она ценила и глубоко уважала его как писателя.

Виктор Гюго погружается в общественную деятельность, и в 1845 году даже становится пэром Франции.

В 1843 году трагически погибла его старшая дочь и ее муж, и в то же время практически на грани разрыва находятся отношения Гюго с Жюльеттой. Как выясняется, Виктор проводит время со многими другими девушками, а еще позднее Жюльетта узнает от его любовницы об их связи, чему доказательством служит любовная записка Виктора Гюго.

Дальнейшие успехи в творческой биографии Виктора Гюго

Виктор решает уехать из Франции, и находясь за границей выходит его памфлет «Наполеон Малый». Это произведение получает невероятный успех, что вдохновляет Гюго на новые свершения. Сборник «Созерцания» настолько финансово улучшил положение писателя, что только за этот гонорар Виктор возвел себе дом.

Женщины в биографии Виктора Гюго всегда были на одном из первых мест. И даже в конце своей жизни Виктор Гюго остается очень любвеобильным, потому что несмотря на смерть первой жены, Адели, всех его детей от того брака, он активно встречается и проводит время с разными женщинами. И даже в возрасте 80 лет, за несколько месяцев до смерти, он имел любовные свидания.

Если вы уже прочитали биографию Виктора Гюго, вы можете поставить свою оценку писателю вверху страницы.

К тому же, помимо биографии Виктора Гюго, предлагаем вам посетить раздел Биографии , чтобы почитать о жизни и творчестве других популярных писателей.