Готика и готический стиль в одежде. Готический стиль в архитектуре Средневековья

Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон. Готика – более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило и свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния – пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусство Возрождения.

Франция. Классическое выражение готический стиль получил во Франции – родине готических соборов. В 12–14 веках происходит объединение французских земель, формируется государство, закладывается основа национальной культуры. Первые памятники французской готики возникли в провинции Иль-де-Франс (церковь Сен-Дени аббата Сугерия), центре королевских владений. В этих храмах сохранились некоторые черты романской архитектуры: массивность гладких стен, скульптурная лепка объемов, грузность башен фасада, четкость композиции, спокойные горизонтальные членения на четыре яруса, монументальная простота массивных форм, скупость декора. Величайшее сооружение рапной готики – собор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари, заложен в 1163 году; достраивался до середины 13 века: венец капелл – в начале 14 века), отличающийся, несмотря на многочисленные достройки, целостностью внешнего вида. Он выстроен в центре древней части Парижа, на острове Сите, образованном течением Сены. В плане собор – пятинефная базилика со слабо выступающим трапсептом, квадратными ячейками главного нефа. Западный фасад гармоничен в своих пропорциях, ясных ярусных членениях и равновесии форм. Три перспективно углубленных портала стрельчатой формы выявляют толщу цокольного этажа, подчеркивая устойчивость сооружения. По всей ширине фасада проходит так называемая «галерея королей». Окно-роза под глубокой полуциркульной аркой отмечает своим диаметром центральный неф и высоту свода. Фланкирующие розу стрельчатые окна освещают залы первого этажа башен. Украшенный резьбой карниз и изящная аркатура из топких колонок придают легкость и стройность верхней части здания. Композиция фасада, построенная на постепенном облегчении форм, завершается двумя прямоугольными башнями, возвышающимися над кровлями. Все проемы порталов, окоп, арок варьируют форму стрельчатой арки, несколько пологую в нижнем поясе и заостренную наверху, что сообщает фасаду динамичность, у зрителя создается ощущение устремленности всех форм вверх. Скульптурный декор собора сохранился лишь па тимпанах, па вогнутых поверхностях портала, в цокольном ярусе.

Собор Нотр-Дам в Париже,
зодчие Жак из Шеля, Пьер из Монтрейля, Пьер из Шеля, Рави Жан, 1163 год – начало XIV века


Собор Нотр-Дам в Реймсе,
зодчие Жан из Орбе, Жан де Лу
1211 год – достр. в XV веке,
Франция, Реймс


Собор Нотр-Дам
в Амьене,
XII-XIV века,
Франция, Амьен

Каждый готический собор имел свое индивидуальное лицо, нес отпечаток искреннего вдохновения строителей. Наиболее верное представление о первоначальном облике французских готических храмов даст Шартрский собор, созданный в преддверии расцвета классической французской готики. Он захватывает зрителя ощущением стихийной мощи. Его строгие монументальные формы, своды, пронизанные могучей силой, несут печать бурной, жестокой и героической эпохи первой половины 13 столетия. Это замечательный пример слияния могучих архитектурных масс и линий, скульптуры и огромных, то сверкающих, то мерцающих витражей сдвоенных окоп, увенчанных розой. Они сохранились почти полностью в первоначальном виде и создают особую светоцветовую атмосферу, постоянно меняющуюся в зависимости от состояния природы.

Период зрелой готики отмечен дальнейшим совершенствованием каркасной конструкции, нарастанием вертикализма линий и динамичной устремленности ввысь. Обилие скульптуры и витражей усугубляет изобразительно-зрелищный характер соборов.


Собор Нотр-Дам в Реймсе,
центральный вид


Собор Нотр-Дам в Амьене,
центральный вход


Собор Нотр-Дам в Париже,
внутренний вид

Реймсский собор (заложен в 1211 году, закончен в 15 веке) – место коронования французских королей – воплотил национальный творческий гений Франции. Он воспринимался народом как символ национального объединения. Гигантский храм стопятидесятиметровой длины с высокими восьмидесятиметровыми башнями – одно из самых цельных созданий готики, замечательное воплощение синтеза архитектуры и скульптуры. По сравнению с собором Парижской богоматери все формы западного фасада Реймсского собора стройнее; пропорции фиалов, порталов удлинены, стрельчатые арки заострены. Неудержимый поток линий и масс, устремленных вверх, лишь слегка задерживается горизонтальными членениями. Основная тема выражена в энергии нарастающего ввысь движения гигантских стрельчатых порталов и примыкающих к ним контрфорсов. Порталы перекрыты пятью остроконечными вимпергами, украшенными резьбой. Средний портал выше и шире, острие его вимперга, нарушая горизонталь карниза, направляет взор ввысь. Бесчисленные детали конструкции, движение вертикальных тяг, аркбутанов, пинаклей (островерхие башенки), стрельчатых арок, колонок, контрфорсов, шпилей повторяют в следующих ярусах в разных вариациях и ритмах основную тему, как бы уподобляясь многоголосому хору. Движение замедляется, успокаивается в центре второго этажа огромной розой и стремительно нарастает в боковых частях в фиалах, острых стрельчатых арках галерей, завершаясь мощным взлетом башен. Переходы между отдельными формами, ярусами смягчаются игрой живописной светотени, не снимающей, однако, строгости архитектонического решения. Многочисленные скульптуры собора как бы перекликаются с шумной городской толпой, заполняющей в праздник площадь. Фигуры святых то выступают стройными рядами, образуя фризы, то собираются в группы, то стоят в одиночку на фоне порталов или в нишах, как бы встречая посетителей. Статуи сплетаются в орнаментальные ряды, подчиняются основным архитектурным лилиям. Архитектурно-скульптурные декорации собора пронизаны единым ритмом и воспринимаются как завершенное целое, как выражение высшего порядка, как некий идеальный, поражающий многосложностью мир. Внутреннее пространство Реймсского собора отличает та же ясность структуры и стройность пропорций как целого, так и отдельных деталей. Все внутри подчинено общему движению вперед к алтарю и устремленности вверх – к небу. Пучки тонких колонн убегают вверх, соединяясь со стрельчатыми арками и нервюрами сводов. Над арками боковых нефов тянется трифорий – фальшивая галерея, открывающаяся в центральное пространство короткими перебежками небольших аркад, дробящих своим ритмом мощные аккорды нижних аркад и готовящих восприятие огромных витражных стрельчатых окон и высоких нервюрных сводов перекрытия центрального нефа. Огромный хор с венцом капелл практически равен по ширине трансепту. Его залитое божественным светом пространство прекрасно воспринимается от самого входа – за 150 метров, неодолимо маня и притягивая к себе взоры и души молящихся.


Монастырь и собор
Мон Сен Мишель,
XIII век,Франция
остров Сен Мишель


Собор Святого Витта,
зодчие Матье из Арраса,
Парлержи, 1344-1420
Прага, Чехия


Замок Карлштейн,
основан Карлом IV
с 1248 года по XIII век,
Чехия, Млада-Болеслав

В Амьенском соборе наиболее полно выразился расцвет готической архитектуры Франции. В то время как Реймсский собор впечатляет внешним обликом, в котором ведущее значение приобрела скульптура, Амьенский собор восхищает своим интерьером – легким, огромным, свободным внутренним пространством. Освещенный витражами, он был теплым и лучезарным. Центральный неф собора отличается большой высотой (40 м) и протяженностью (145 м). Нефы, широкий трансепт, хор и капеллы стали менее самостоятельными частями, сливаясь с широким пространством всего интерьера. Фасад отличается чрезвычайно богатым убранством и полным слиянием архитектуры и пластики. В Амьенском храме, однако, пет полной гармонии между его внутренним и внешним обликом. Чеканная богатая отделка фасада с тремя углубленными порталами воспринимается лишь как оболочка огромного внутреннего пространства, окаймленного витражами, опоясывающими стены скульптурными лиственными гирляндами. В Амьенском соборе появляются и черты готики типа, переходного к ее позднему этапу – пламенеющей готике. Классическое равновесие пропорций нарушается, утрачивается соразмерность частей.

Во второй половине 13-го и в 14 веке еще продолжают достраивать начатые соборы, но типичным становится строительство небольших капелл по заказу гильдий или частных лиц. Чудесное создание развитой французской готики – двухэтажная королевская Святая капелла (Сент-Шапель, 1243–1248), выстроенная на острове Сите в Париже при Людовике IX. Она отличается безукоризненным изяществом общей композиции и совершенством всех пропорций, устойчивостью и пластичностью внешнего облика. В ее верхней церкви стены полностью заменены высокими (15 м) окнами, заполняющими простенки между тонкими опорами сводов. Изумительный эффект в этом хрупком здании создают многоцветные пурпурово-алые витражи, сияющие чистыми звучными красками. Западный фасад украшен прорезывающей его во всю ширину розой, исполненной в 15 веке. К выдающимся памятникам 13 века относится аббатство Мон Сен-Мишель.


Колодец пророков


Пророк Даниил


Пророк Иеремия


Пророк Захария


Пророк Моисей


Пророк Давид

Германия. Готический стиль в Германии развивался па основе художественного опыта французов, ярко выраженного в синтетическом типе северных французских соборов. Однако немецкое искусство не обладало цельностью и единством французской готики. В немецких соборах нет изящества, ажурности и чувства меры, присущих французским. Драматизм, экспрессивность, отличавшие немецкую готику, сочетались в архитектуре с сохранявшимися романскими традициями. Планы соборов просты, большей частью в них отсутствуют обходной хор и венец капелл. Во внешнем облике здания присущая готике устремленность вверх получила предельное выражение. Часто встречался тип однобашенного собора, напоминающего гигантский кристалл, шпиль которого гордо врезается в небо. Наружные формы строги, свободны от резного и скульптурного декора. Во Фрейбургском соборе (около 1200 года – конец 15 века) с мощной башней фасада, завершающейся ажурным шатром из каменных брусьев, интерьер с невысоким средним и широкими боковыми нефами производит мрачное впечатление. Грандиозный пятинефный Кельнский собор (1248– 1880) построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами па западном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения. Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная часть его была закончена лишь в 19 веке. В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной. Развитая политическая жизнь и растущее самосознание горожан получили отражение в строительстве монументальных ратуш.


Миланский собор, зодчие
Симон де Орсениго, Органи, Амадео, Солари, Тибальди,
1386 – XV век, достр. в XIX веке


Сиенский собор,
зодчие Пизано,
Джованни ди Чекко
1220-1377, Сиена


Башня дворца Дожей
зодчие Далле Массенье,
Бон Джованни, с 1309 года
по XVI век, Венеция


Санта Репарата
Музей дель Дуомо, Флоренция


Надежда, 1330
Баптистерий, Флоренция


Кампанила собора Санта
Мария дель Фьоре, 1337-1343

Италия. Особенно богата памятниками светской архитектуры Италия. Своеобразный облик центральной площади Святого Марка в Венеции во многом определяет архитектура обширного по размерам дворца Дожей (правителей республики; 14–15 века), поражающего великолепием. Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с тонкими, часто расположенными колоннами образует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью. Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и вибрирующая на солнце розовая стена третьего этажа с редко расположенными окнами. Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом. Розово-жемчужный издали, дворец вблизи восхищает звучностью декоративного решения, облегчающего формы. Архитектура Венеции сочетает строгую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, со светской жизнерадостностью. Черты крепостной романской архитектуры сохраняет грандиозный палаццо делла Синьо¬рия (палаццо Веккьо, 1298–1314) во Флоренции. Скупо расчлененное небольшими окопными проемами трехэтажное здание, облицованное грубо обтесанными квадрами камня, воспринимается как цельный монолит. Его суровый облик, его пластическую мощь подчеркивают смело выступающий вперед ярус машикул и крепостных зубцов и горделиво устремленная вверх грозная сторожевая башня. Сооруженное на месте разрушенного феодального замка, палаццо Веккьо служило олицетворением могущества свободного города. В палаццо Веккьо намечаются черты, получившие развитие в архитектуре жилого дома, дворца эпохи Возрождения.


Собор Святого Витта,
внутренний вид


Миланский собор,
вид сверху


Андреа Пизано, Посещение,
1330, Баптистерий, Флоренция

Собор Парижской Богоматери. Доподлинно известно, что Париж возник прямо посреди Сены на крошечном островке Сите. Здесь местное галльское племя паризиев (от его названия и произошло имя французской столицы) на месте неприметного рыбацкого селения Лютеция заложило первые кварталы будущего города. Похожий на корабль остров посреди Сены завоевывали римляне, на него обрушивались полчища гуннов, грабили его норманны и другие пришельцы. Но вопреки превратностям судьбы он продолжал плавание по векам истории. Недаром герб Парижа – корабль, плывущий по волнам, а девиз – «Его качает, но он не тонет». Многие гости Парижа начинают знакомство с городом с Сите. Ведь именно здесь находятся и ажурная часовня Сент-Шапель, и мрачный замок – бывшая тюрьма Консьержери, и знаменитый Собор Парижской Богоматери... Описать Нотр-Дам де Пари лучше, чем это сделал Виктор Гюго в своем романе «Собор Парижской Богоматери», – невозможно. Огромное здание собора стоит на площади рядом со старинными домами и угрюмым, словно изборожденным морщинами парижским госпиталем. На этой площади танцевала цыганка Эсмеральда с козочкой; отсюда, с паперти собора, следил за нею брат Фролло; по химерам собора карабкался Квазимодо. По соборной площади шествовали когда-то короли и королевы Франции, по ней чеканил шаг Наполеон, чтобы под готическими сводами Нотр-Дам де Пари быть провозглашенным императором. Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах. Это место с древности считалось священным, и позже на нем стали строить церкви нового христианского Бога.


Ханс Мульчер
Святая Троица, 1430,
Собор в Ульме, Германия


Мишель Коломб, Святой
Георгий, поражающий дракона,
замок Гайон, Франция


Мишель Коломб
Надгробная плита Маргриты де Фой,
1502, собор, Нант, Франция

В XII веке Морис де Сюлли распланировал огромный Собор Парижской Богоматери, а в 1163 году в восточной части города королем Людовиком VII и специально приехавшим в Париж на церемонию папой Александром III был заложен первый камень фундамента. Строительство шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет. Собор должен был вмещать в себя всех жителей города – 10 000 человек. Но пока его строили, прошло более полутораста лет, и население Парижа выросло во много раз. Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в которых продавали всякую всячину. У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки. Сюда городские модницы приходили похвастать своими нарядами, а сплетницы – послушать новости. Здесь устраивались танцы и шествия ряженых, иногда даже играли в мяч. Во время опасности в соборе укрывались жители окрестных деревень не только со своим скарбом, но даже и со скотом. Профессора читали лекции студентам, прерываясь во время богослужений.

Собор Парижской Богоматери разделен на пять нефов, средний выше и шире остальных. Высота его – 35 метров. Под такими сводами мог бы уместиться дом в 12 этажей. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос. Сооружения, подобные Колизею или термам Каракаллы, нужно было строить быстро и возводить все здание сразу, целиком. Длительная приостановка работ или медленное возведение отдельных частей таких сооружений грозили тем, что разные помещения имели бы различную прочность. Для строительства нужны были гигантские средства, требовались армии рабов. Ничего этого у парижан не было. Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Горожане не спеша собирали деньги, и здание собора росло медленно.

К середине XIX века Собор Парижской Богоматери значительно отличался от того, каким его видели парижане в XIII веке. Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы. Не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов. Не стало и верхнего ряда статуй, украшавших когда-то галерею. Внутри собор тоже сильно пострадал. Исчезли великолепные статуи и цветные витражи, заменен готический алтарь. Вместо них появились толпы амуров, бронзовые облака, мраморные и металлические медальоны. Собор был испорчен. Более того, ему угрожало полное разрушение. В 1841 году для спасения Нотр-Дам де Пари было принято специальное правительственное решение, а в 1845 году началась капитальная реставрация собора под руководством известного архитектора Э.Э. Виолле-ле-Дюка. В своем первозданном виде до наших дней сохранились лишь частично витражи западного, южного и северного фасадов, скульптуры на фасадах и в хоре.

В заключение нельзя не отметить количество и качество ручного труда, затрачиваемого на сооружение готических соборов. С одинаковой тщательностью выполнялись как самые важные фрагменты храма, так и мельчайшие детали. Соборы строились не для людей, а для Бога, которому видно всё. Общий порыв объединял каменщиков и скульпторов, плотников и стеклодувов, мастеров бронзового литья и кровельщиков – ремесленников с большой буквы, по духу своему – настоящих художников, вложивших в свои произведения и душу, и талант, и мастерство. Возникнув в монастырской среде, готика стала стилем городских соборов, которые возводили жители города на свои средства, демонстрируя таким образом свою независимость. Поэтому строительство готических соборов часто растягивалось на несколько веков, правда, первоначальный замысел при этом не искажался. Самыми яркими примерами такого "долгостроя" являются Кёльнский и Миланский соборы, первый из которых строился 312 лет, а второй – 470. К моменту их завершения во многих европейских странах, в частности, в Англии и в Австрии, получило распространение течение, названное неоготикой и развившееся на почве национального романтизма. Восторг, восхищение перед умением готических мастеров "оживить" косную массу камня, заставить ее жить по законам органической материи, вдохновляли таких мастеров архитектуры рубежа 19-20 веков, как Антонио Гауди, даже в сроках строительства своего знаменитого собора Саграда Фамилья в Барселоне (до сих пор не завершенного), повторившего опыт готических мастеров.

Историзм
Ампир

Г отика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы.

Слово происходит от итал. gotico - непривычный, варварский - (Goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.

Происхождение термина

Однако варварского в этом стиле ничего не оказалось: напротив, он отличается большим изяществом, гармоничностью и соблюдением логических законов. Более правильное название было бы «стрельчатый», т.к. стрельчатая форма дуги составляет существенную принадлежность готического искусства. И, действительно, во Франции, на месте рождения этого стиля, французы дали ему вполне соответствующее наименование — «стиль оживаль» (от ogive — стрелка).

Три основных периода:
— Раннеготический XII-XIII века.
Высокая готика — 1300-1420 гг. (условно)
— Поздняя готика — XV век (1420-1500 гг.) часто называют «Пламенеющая»

Архитектура

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Изобразительное искусство

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.

В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура - неотъемлемая часть ансамбля собора, она - часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

Живопись . Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее - наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411-1416).

Орнамент

Мода

Интерьер

Дрессуар - посудный шкаф, изделие мебели поздней готики. Нередко покрывался росписью.

Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). Таким образом, к концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла. Одним из наиболее распространённых приемов изготовления мебели была рамочно-филёнчатая вязка. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины - дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке - ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник.

После падения Западной Римской империи в Европе начались так называемые темные века, в течении которых многочисленные варварские племена вершили свою вакханалию на остатках римского культурного наследия. На фоне бесконечных войн произошло частичное возрождение римской архитектурной традиции, вылившееся в романский архитектурный стиль, сформировавшийся примерно в X веке и преобразившийся через три сотни лет в готику.

Готический стиль в архитектуре сформировался в XII-XIII веках, вместе с наступлением эпохи высокого средневековья. В его основе лежало то самое романское наследие и растущее могущество Святого престола, которое необходимо было подчеркнуть соответствующими масштабами церковных сооружений.

Стоит заметить, что церковь настолько владела умами людей в те времена, что агенты ее без особого труда подняли огромные людские массы на авантюру, названную позже Первым крестовым походом, в результате которого был захвачен Иерусалим и основаны христианские государства в Малой Азии. Это, в свою очередь, способствовало развитию паломничества, а уже паломники приносили немалый доход самой Церкви, представители которой обогащались также на продаже индульгенций, демонстрации поддельных реликвий и просто пожертвованиях. Но, несмотря на столь сомнительные методы, ограничил которые Литеранский собор 1215 года, сначала во Франции, а после и в других европейских странах, возводятся прекрасные соборы, знаменуя своим появлением новый рассвет европейской культуры и готики, как архитектурного направления.

Буржский собор


Первопроходцами в готической архитектуре стали члены ордена бенедиктинцев. Именно под сводами бургундского аббатства Клюни ими был разработан собственный тип базилики, впервые воплощенный в пятинефной базилике Клюни, выстроенной в 1088 году. Базилика отличалась наличием двух трансепт и расширенной за счет венца капелл алтарной части.

Использование венца капелл было обусловлено бурно развивавшимся в то время культом мощей, о чем упоминалось немного ранее. В 1220 году базилика была расширена — с запада достроили трехнефтное помещение, благодаря чему базилика стала одним из крупнейших католических храмов того времени. Третья базилика Клюни, возведенная на основе двух первых, стала прообразом подавляющего большинства масштабных французских соборов в стиле готики. Но увы — до наших дней дошли лишь ее чертежи, а само здание снесли в 1807 году.

Третья базилика Клюни (реконструкция)


Для развития готики в архитектуре приложил немало усилий аббат Сугерий, под чьим руководством в первой половине XII века была перестроена базилика аббатства Сен-Дени. Именно это событие принято считать отправной точной истории европейской готики.

По замыслу Сугерия, свет, заливающий храм, выступает символом безбрежного божественного света, исходящего от самого Творца. Более светлому помещению готических храмов, по сравнению с романскими, способствовал революционный отказ от колонн в пользу готического каркаса. Кроме того, что внутренне пространство храма было отныне единым, данная технология позволила существенно экономить строительные ресурсы и возводить более высокие сооружения. Еще одной отличительной чертой готики можно назвать строгую симметрию, благодаря которой интерьер готических соборов выглядит очень гармонично.

Среди наиболее знаменитых представителей готического архитектурного стиля во Франции можно назвать собор Парижской Богоматери, а также Шартрский, Реймский, Ланский, Буржский и Амьенский соборы.

Готика в архитектуре Англии стала проявляться в конце XII века. Стоит заметить, что если во Франции происходило активное развитие городов, английские города развивались достаточно медленно и готические храмы были преимущественно монастырского типа. Чистейшим образцом раннего периода английской готики принято считать собор в Солсбери, а основным готическим собором Англии считается Кентерберийский.

Более всего общих черт с французской готикой несет в себе здание лондонского собора Вестминстерского аббатства — именно тут короновали и хоронили норманнских правителей Англии, начиная с Вильгельма Завоевателя. Среди прочих значимых английских образцов готической архитектуры можно вспомнить соборы в Дареме, Йорке, Винчестере, Иле и Линкольне.

Кентерберийский собор


В Германию готика пришла из Франции, но, с течением времени, приобрела собственные уникальные черты. Часть сооружений, строительство которых было начато существенно раньше, были достроены с применением характерных готических элементов декора и конструкции, став основой своеобразного романско-готического стиля, к которому относятся Михаэльскирхе, часовня Санкт-Бартоломеус, собор Санкт-Килиан и другие.

Одним из первых строений, с исключительно готическими чертами, специалисты называют церковь Богоматери в Трире, форма которой представляет собой равноконечный крест, вытянутый только в алтарной части. Новинкой, не встречающейся во Франции, было расположение в каждом углу креста двух часовен. Германская готика имеет и другие отличия от французской: более геометрически строгие формы, вход с бокового фасада, одна или четыре башенки (во Франции традиционно две), более строгий внешний декор зданий и т. д. Единственным исключением является собор в Кельне, созданный в характерном для французской готики стиле.

В северной части Европы, в силу дефицита песчаника и мрамора, традиционно использовавшихся для строительства готических соборов, возникла т. н. кирпичная готика. Строители использовали фигурный кирпич, который позволял создавать готические узоры не хуже, чем из обтесанного камня.

Готика активно развивалась в Испании, Нидерландах, Чехии, Италии — этот стиль везде претерпевал определенные изменения, сохраняя общие черты. Развитие готики прервала «черная смерть», выкосившая в XIV веке почти треть населения Европы. Впоследствии готика получила некое возрождение под названием «пылающая готика» — в ней уже прослеживались черты маньеризма.

Дуомо, кафедральный собор в Милане, пламенеющая готика


Готика в архитектуре окончательно сошла на нет в начале XV века, сменившись архитектурой эпохи Возрождения, мастера которого черпали вдохновение в духовной и материальной культуре античности.

Неоготика в архитектуре вспыхнула ярким пламенем 50-хх годах XVIII века с подачи британской аристократии, вслед за которыми к готике обратились и на континентальной Европе. Этому способствовала идеализация эпохи средневековья и отказ от приоритетов античности. Неоготика превратилась в национальный стиль викторианской Британии. В этот период по всей Европе достраивались и реставрировались заброшенные и недостроенные соборы, ярким примером чего может служить упомянутый уже собор в Кельне.

На территории России в период рассвета европейской готики были более насущные проблемы, нежели возведение соборов, тем более, что готические формы, характерные для католицизма, не очень вписывались в православную традицию. Но в XVIII веке, вместе с рассветом неоготики в Европе, в Российской империи все-таки возникла своя, уникальная, русская псевдоготика, вместившая в себя традиционные готические черты, элементы

лова «готика», «готический» произошли от названия воинственного варварского племени готов, нанёсших смертельный удар великой Римской империи. Впервые в эпоху Возрождения средневековое искусство стали называть готикой потому, что людям тогда это искусство казалось грубым, варварским. Но готы не имеют к нему никакого отношения.

Каждая эпоха рождала своё искусство соответствующее её условиям, близкое и понятное людям того времени.

В средние века власть церкви была так велика, что даже короли вынуждены были подчиняться ей.

Религия требовала от человека отрешения от всего земного, он должен был думать только о боге. И люди стали возводить храмы невиданной раньше архитектуры.

Высокие своды соборов, цветные витражи, сквозь которые лились лучи света, торжественные звуки органа – всё это поражало воображение людей, внушало им мысль о святости божественной власти, обращало к религии.

В нишах наружных стен, у входа и внутри соборов, стояло множество статуй, но они не были похожи на статуи античного мира.

Искусство античных мастеров, светлое и радостное, воспевало физическую красоту человека. Иное дело средневековое искусство. Христианская религия учила, что сам человек и его тело греховны. Чтобы искупить этот грех, человек должен думать о спасении своей души и умерщвлять свою плоть. Земная жизнь дана ему только для того, чтобы готовиться к загробной.

Вот отсюда и возникло стремление средневековых мастеров воплотить в облике человека, прежде всего его переживания и чувства. Часто удивляются – неужели никто из художников средневековья не умел правильно передать пропорции человеческой фигуры? Конечно, могли, но только это было им совершенно не нужно. Ведь их задача была в передаче душевного порыва человека. Вот почему они увеличивали глаза, подчёркивали скорбные складки лица, вытягивали фигуры. Они сумели создать бессмертные произведения, в которых раскрывали бесконечное богатство духовного мира человека.

АРХИТЕКТУРА

Всё готическое искусство берет своё начало из готической архитектуры. С конца XII века в городах, освободившихся от власти сеньоров, сооружались торговые помещения, ратуши, соборы. Главным украшением города был собор, который сооружали десятки, а иногда даже сотни лет. Готические соборы кажутся лёгкими и прозрачными от множества огромных окон. Они словно сотканы из каменных кружев. Крутые скаты крыш, стрельчатые арки, высокие башни, увенчанные тонкими шпилями, - все создаёт впечатление стремительного порыва в высь. Высота башен самых больших готических соборов достигает 150 метров. Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.

Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены.

Тогда собор был чем - то большим, чем просто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральные представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент и даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить.

Готическое искусство в разных странах было развито совсем не одинаково. Его наибольший расцвет был во Франции и Германии. Но и в Италии есть соборы, поражающие великолепием и совершенством. Когда по старинным улочкам Милана идёшь к центру города, перед глазами высятся бесконечные ажурные башенки и шпили Миланского собора. Громадный и вместе с тем стройный, он украшен как кружевом, резным мрамором. Это единственный в Европе мраморный собор. Его строили около шести веков. Срок сам по себе огромный, но совсем не редкий при строительстве готических соборов, их часто достраивали и перестраивали. Рос город, а вместе с ним рос и собор, в котором было сосредоточено всё, что создало средневековое искусство.

СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ И ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Скульптура в средние века была неотделима от церковного строительства. Соборы украшались множеством статуй «святых», епископов, королей. В скульптуре очень тонко прорабатываются черты лица и руки.

По мнению духовенства, искусство должно было служить «библией для неграмотных». Стены храмов были расписаны картинами, с которых на молящихся смотрели суровые лица святых и самого бога. Изображения страшных мук грешников в аду должны были приводить верующих в трепет.

Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены. В то время художникам ещё не были известны законы перспективы, и поэтому фигуры на их картинах кажутся плоскими. Средневековые мастера часто придавали фигурам неестественные позы и жесты для того, чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, как вера в бога или раскаяние в грехах. И действительно, многие статуи и живописные изображения поражают своей выразительностью. Талантливым мастерам нередко удавалось отразить в них то, что они наблюдали в жизни.

Сохранились картины-иконы, написанные на деревянных досках в технике темперы, отличаются яркими красками и обилием золота. Обычно главный персонаж картины находился в центре, и по размерам превосходил фигуры стоящие рядом.

Во многих случаях уникальные образцы Искусства Готического стиля созданы средневековыми мастерами, имена которых до нас не дошли. Церковно-религиозный характер культуры средневекового общества отразился и в стиле и назначении вещей. Например, монеты помогают воссоздать политически пёструю карту феодальной Европы.

Золотых и серебряных дел мастера изготавливали уникальную церковную утварь, украшенную филигранью, полудрагоценными камнями, выемчатыми эмалями. Использовалась резьба по слоновой кости. Все эти различные техники использовались для изготовления пластин для облицовки алтарей, окладов книжных переплётов, чаш для омовения рук, подсвечников, процессионных крестов, ларцов и т.д.

Готические доспехи имели заострённые контуры, состояли из отдельных металлических пластин, скреплённых между собой ремнями. Доспехи содержали до 160 пластин, вес колебался от 16 до 20 кг.

ГОТИЧЕСКАЯ ОДЕЖДА

В XII веке, прежде всего во Франции, романское платье, напоминающее скорее монашеское облачение, постепенно сменяется одеждой, тесно прилегающей к фигуре и более грациозной. Грубая, некроенная по частям одежда предшествующей эпохи, сменяется прекрасно сшитым платьем, сделанным по всем законам портновского мастерства, общий крой которого приспособлен к фигуре обладателя. Готическую моду с её прилегающим платьем, характерной постановкой тела и способом ношения одежды мы можем наблюдать, глядя на монументальные фигуры святых и королей на фасадах и порталах соборов, а также по художественным миниатюрам средневековых художников. Изменённый крой одежды проявился, прежде всего, в выкройке рукавов и их соединений с плечом. Тесно облегая плечевой сустав, платье следует далее линиям тела таким образом, что видно, собственно, само тело.

К традиционной одежде принадлежал также плащ, сшитый из суконной ткани, и подшитый материей другого цвета либо мехом.

Женщины накрывали головы покрывалами, изготовленными из тонких материй. Они имели своё символическое значение. Так, например грусть подчёркивалась не только тёмной одеждой, но и положением покрывала, которое в это время глубоко натягивали на лицо.

Мужчины носили в дополнение к прилегающим штанам короткие куртки. Выглядывающие рубашки, штаны в обтяжку детально обрисовывали мужскую фигуру. Также мужчины носили ботинки с заострёнными носами.

В моде поздней готики очень популярным был чёрный цвет, особенно, когда платье шилось из бархата.

Нижняя одежда женщин в поздней готике стала ещё более сложно выкроена, и теперь ещё больше прилегала к телу. Женская фигура в это время изображается с высоко поднятой и выступающей вперёд грудью, благодаря высоко поднятому поясу, а глубокий вырез в виде буквы «V» уменьшает лиф платья.

Проповедники обличали эту одежду как грешную, мерзкую и непристойную. Роскошь в одежде порождала у них также опасение за будущее экономики своего народа. Они резко выступали против всяких излишеств в костюмах и особенно – против роскоши одежды, в которой верующие ходили в костел.

РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

С развитием образования развивалась и литература. Поэты-рыцари сочиняли стихи; обрабатывая народные песни, они создавали целые стихотворные романы и поэмы о военных подвигах феодалов.

Самая знаменитая рыцарская поэма – «Песнь о Роланде» была сложена во Франции XI – XII веках. В ней рассказывается о героической гибели отряда графа Роланда во время отступления Карла Великого из Испании. Завоевательный поход в Испанию изображён в поэме как война христиан против мусульман. Роланд наделён всеми чертами безупречного рыцаря. Он совершает сказочные подвиги и гибнет, ни минуты не помышляя о том, чтобы нарушить клятву верности своему сеньору.

В «Песне о Роланде» отразились и чувства народа: в ней говорится о горячей любви к «милой Франции», о ненависти к врагам. В поэме осуждаются те феодалы, которые предают Францию.

На смену романскому искусству и сложившемуся стилю пришло искусство готическое (готика ; от итал. gotico - готский, по названию германского племени готов). Термин готика как синоним варварства был впервые применён людьми Возрождения для характеристики средневекового искусства (в противовес римскому искусству), которое не следовало традициям и стилевым особенностям античности и потому не представляло интереса для современников.

Повышенные экзальтация и интерес к чувствам отличают это искусство от романского. Между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу.

Расцвет романского стиля, который приходится на XII в., одновременно послужил толчком для возникновения другого стиля с иными характерными эстетическими идеалами и принципами сложения форм. В истории искусств принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю (так называемую пламенеющую) готику. Высокая готика достигла своих вершин в XIII в., поздняя - в XIV-XV вв. Готическое искусство, развиваясь в странах, где господствовала христианская церковь, оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике. Для него характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи.

Готический стиль в архитектуре

Собор в Страсбурге. Конец XII-XV вв. Франция - Strasbourg Cathedral

Собор в Реймсе, западный фасад. Начало строительства в 1211 г., завершён в XV в.

Собор в Солсбери, стрельчатые арки. Англия - Salisbury Cathedral

Линкольнский собор Девы Марии. 1185 г.-1311 г. Англия - The Cathedral Church of the Blessed Virgin Mary of Lincoln

Собор в Кёльне. Начало строительства в 1248 г., завершён в 1842-1880 гг. Германия - Cologne Cathedral

Собор Парижской Богоматери, западный фасад. 1163 г.-сер. XIV в. Франция - Notre Dame Cathedral

Собор в Шартре, северный портал. Начало строительства в 1194 г., освящён в 1260 г. Франция - Chartres Cathedral

Эксетерский собор. 1112 г.-1400 г. Англия - Cathedral Church of St. Peter in Exeter

…западный (королевский) портал, закончен в 1150 г. Скульптуры являются видимым переходом с романского стиля на готический

Гигантское пространство собора, устремлённого ввысь, подчинение скульптуры ритмам архитектурных членений, каменная резьба декоративных украшений, живопись витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты и др. Главная городская площадь часто обстраивалась жилыми домами с аркадами, в нижних этажах которых располагались торговые и складские помещения. Вдоль расходящихся от площади улиц и вдоль набережных строились двух- и трёхэтажные дома часто с высокими фронтонами.

Города окружались мощными стенами с проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений.

Обычно в центре города сооружался собор, который являлся культурным центром всего города. В нём проводились богослужения, устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, проходили собрания горожан. В ту эпоху строительство осуществлялось не только церковью, но и общиной через профессиональные цехи ремесленников.

Самые значительные сооружения и, прежде всего, соборы, возводились на средства горожан. Часто над созданием одного храма трудились многие поколения. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они высоки, обильно декорированы и очень вместительны.

Динамичность и живописность соборов начали определять характер городского пейзажа. Вслед за собором устремились ввысь и городские дома. Вся композиция собора с учащающейся снизу вверх ритмикой всех его основных элементов была порождена религиозным, идеалистическим устремлением души к небу. Готический собор развивал базиликальный тип постройки, в которой все её элементы стали подчиняться единой стилевой системе. Главное отличие готического собора от романского - это устойчивая каркасная система, в которой основную роль выполняют крестово-рёберные стрельчатые своды, выложенные из камня, и арки стрельчатой формы, во многом определяющие внутренний и внешний облик собора.

Каркасные арки, образующиеся на пересечении крестовых сводов, так называемые нервюры (от фр. nervure - ребро, складка) в зрелой готике связывали между собой опоры пролётов центрального и боковых нефов, где на каждый прямоугольный в плане пролёт главного нефа приходились по два квадратных пролёта боковых нефов.

Формы архитектуры стали выражать христианскую идею духовности, вознесения, устремления ввысь, к небу. Особенность готического стиля - дематериализация формы. Конструкция и свойства материала больше не определяют зрительный образ. Входя в храм, человек видел ряд тонких, уходящих вверх колонн, которые завершались пучком ещё более тонких рёбер сводов (нервюр) как бы парящих в высоте. На самом деле эти огромного веса своды давили на специальные столбы-опоры, скрытые в пучке тонких колонн. Боковой распор сводов главного нефа гасился не стенами, которые представляли собой сплошное каменное кружево, а через аркбутаны массивными столбами-контрфорсами, вынесенными наружу и подпиравшими каркас зданиями и потому невидимыми для человека, находящегося внутри собора. Здесь зрительный образ не совпадал с работой реальной конструкции. Если конструкция работала на сжатие, то зрительный образ выражал идею вознесения, устремления души к небу.

Сложная каркасная конструкция готического собора, высшего проявления архитектурно-строительного искусства того времени, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, обеспечить единство и взаимосвязь всех элементов его предметно-пространственной среды.

Готика зародилась в северной части Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в., достигла расцвета в первой половине XIII в. и просуществовала до середины 20-х гг. XVI в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5-нефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора (деамбула-торием), к которому примыкают радиальные капеллы (венец капелл). Впечатление движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных колонн и взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Живописность внутреннего пространства собора задаётся в первую очередь благодаря контрасту освещённости главного и полутёмных боковых нефов и цветных витражей окон.

Фасады соборов украшаются стрельчатыми арками и такими композиционными и образно-пластическими элементами архитектурного декора как узорный вимперг, фиал, крабб и т.д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в верхней арочной галерее, рельефы на капителях колонн, цоколях и тимпанах порталов образуют своеобразную многосюжетную картину, которая как бы показывает различные эпизоды Священного писания, аллегорические образы, реальных персонажей и т.д.

На главных площадях городов начинают строиться ратуши, которые обычно украшаются. Замки переделываются во дворцы (например, папский дворец в Авиньоне, 1334-1352 гг.). В XV в. возник тип богатого городского дома-особняка, т.н. отеля (например, отель Жака Кёрра в Бурже, 1453 г., отель Клюни в Париже, конец XIV в., и др.).

В это время происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, наметившееся ещё в романику, в которых отразилось средневековое представление о реальном и загробном мире. Основным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая в готическом стиле новую пластическую трактовку. Статичная романская скульптура сменилась на динамичную готическую, где изображаемые фигуры как бы обращаются друг к другу и к зрителю.

Зрелая готика отмечена дальнейшим нарастанием ветрикализма линий, динамической устремленностью ввысь. Реймский собор - место коронования французских королей - одно из самых цельных произведений готики, замечательный синтез архитектуры и скульптуры.

Важное место в готическом искусстве, в том числе и скульптуре, начинает занимать сюжет. Усиливается роль светских сюжетов, но самым распространённым сюжетом в готике остался Страшный суд. Иконографические сюжеты начинают постепенно расширяться. Интерес к человеку, к его духовной и мирской жизни нашел выражение в изображении сцен из жизни святых. Выдающимся примером изображения легенд о святых является датируемый последней четвертью XIII в. тимпан История святого Стефана на портале собора Парижской богоматери.

Включение реальных мотивов характерно и для множества небольших рельефов. Как и в романских храмах, большое место в готических соборах занимают изображения чудовищ и фантастических существ - так называемых химер.

Считается, что первое произведение готической архитектуры появилось в процессе перестройки церкви аббатства Сен-Дени в 1137-1144 гг. К ранней готике относятся также соборы в Лани, Шартре и Париже. Величайшее достижение ранней готики - собор Парижской богоматери (собор Нотр-Дам-де-Пари), заложенный в 1163 г., достраивался до середины XIV в. Собор в Шартре, заложенный в XII в. и освященный в 1260 г., остается одним из красивейших в Европе.

Совершенством архитектурной композиции, богатством скульптурного и живописного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе (1211 г.-XV в.) - самом крупном соборе Франции (длиной 150 м с высотой башен 80 м) и в Амьене (1220-1269 гг.), где собор имеет длину 145 м и высоту главного нефа 42,5 м, а также церковь Сент-Шапель в Париже (1243-1248 гг.), построенная в качестве королевской дворцовой капеллы, с её многочисленными витражами. Примерно с середины XIII-XIV вв. величественные готические соборы строились в других европейских странах: в Италии (в Венеции, Сиене, Милане), Германии (в Марбурге, Наумбурге, Ульме, Кёльне), Англии (в Лондоне, Солсбери), Испании (в Барселоне, Бургосе, Лоне, Толедо), Австрии (в Вене), Фландрии (в Брюсселе), Чехии (в Праге) и др., где готика получила своеобразную местную интерпретацию. В результате крестовых походов с готическими строительными принципами познакомились зодчие Родоса, Кипра и Сирии.

В готическую эпоху были созданы подлинные шедевры скульптуры: рельефы и статуи северного портала собора в Шартре, глубоко человечный образ благословляющего Христа на западном фасаде собора в Амьене, образы группы Посещение Марией Елизаветы на западном портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали большое влияние на развитие всей западноевропейской скульптуры.

Скульптуру соборов в Германии (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают экспрессия, жизненная конкретность и монументальность образов. Храмы украшались рельефами, статуями, витражами, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных. В декоре храмов, помимо религиозных, было уже много и светских мотивов.

В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую, наряду с каноническими сценами, включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и замков (росписи папского дворца в Авиньоне). В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под влиянием нидерландского и итальянского искусства появились станковые картины и портреты.

Стиль французской готики проявился, помимо соборов, в создании удобных и, вместе с тем, торжественных зданий, дворцов королей и высшей знати, изящно декорированных городских частных домов. Например, в замках Амбуаз (1492-1498 гг.), в Гайоне (1501-1510 гг.), во дворце правосудия в Руане (1499-сер.XVI в.) и др.

В поздней (пламенеющей) готике, особенно во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель. Для поздней готики характерен обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появление искривленных линий, прихотливый, напоминающий языки пламени, узор оконных проёмов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434-1470 гг., окончание строительства затянулось до 1580-х гг.). В миниатюрах наметилось стремление к передаче пространства и объёма. Увеличивается количество сооружаемых светских построек (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания и др.).

Мебель готического стиля

Интерьеры ранней готики ещё достаточно скромны, а их элементы ещё несут следы романики. Для этого времени характерны дощатые или кафельные полы, покрытые коврами. Стены облицовываются дощатыми панелями, украшаются яркой стенной росписью или коврами. Окна застекляются, но занавесей ещё нет. Картины для украшения помещений используются редко, вместо них выполняется настенная живопись и гравюры по дереву, потолки делаются, как правило, деревянными, балочной конструкции с открытыми наружу стропилами, правда, хорошо декорированными. Существуют и подшивные потолки, облицованные гладкими досками или расчлененные частыми рейками и украшенные декоративной росписью. В таких странах как Франция и Англия центром интерьера был камин, весьма обильно декорированный. В Германии уже с середины XV в. большую роль в интерьере начинают играть кафельные печи. Все предметы обстановки имеют тяжёлые пропорции, излишний запас материала, неуклюжи и обычно расставляются вдоль стен. Поначалу почти каждое мебельное (и не только) изделие ранней готики имеет церковное происхождение. Позднее, с развитием технологии мебельного дела, была создана отлично выполненная церковная мебель для ризниц, клироса и др., которая сильно повлияла на дальнейшее развитие мебели городских жилищ. Этому способствовало введение в конструкцию мебельных объектов техники рамочно-филёночной вязки дерева и почти всех других столярных приёмов соединения деталей, а также изобретение двуручной пилы, забытых со времен античности. Пила была вновь изобретена лишь в начале XIV в. в Германии и с этого времени появилась возможность вместо тесаных толстых, грубо обработанных топором досок получать тонкие и ровные пиленые. Уже к началу XV в. были выработаны все известные нам приёмы ящичной угловой вязки досок.

Постепенно дома средневековой аристократии всё больше украшаются, особенно это заметно по интерьерам приёмных залов и комнат для гостей, обставленных хорошо декорированной мебелью. Жилые дома богатых горожан следуют примеру знати, однако сохраняют определенную сдержанность и простоту декоративного оформления и обстановки. Всё оформление соответствует архитектурному декору каменных зданий, особенно храмовых построек. Только к XV в., в период пламенеющей готики, когда готическая архитектура начинает особенно активно насыщаться скульптурным декором, готический орнамент стал обильно украшать ранее сложившиеся устойчивые мебельные формы, в которых появились конструктивные приёмы, связанные со строительными принципами готической архитектуры. Кроме заимствованных архитектурных форм переплётов окон, порталов, островерхих башенок с фиалами (шпилей), колонок, стрельчатых сводов, ниш и др. мебель украшается также по каркасу и филёнкам резным орнаментом, в котором можно выделить четыре основные типа. Это ажурный геометрический орнамент, растительный (лиственный) орнамент, орнамент ленточного плетения и орнамент т.н. льняных складок или салфеток. Кроме того, в позднюю готику мебель, помимо резьбы, украшается росписью, позолотой и обильно декорированными металлическими частями оковок, замков, петель, уключин, а также скульптурными изображениями человеческих лиц и фигур.

В основе готического ажурного геометрического орнамента лежат простые геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, которые легко вычерчиваются с помощью линейки и циркуля. Ажурный орнамент представляет т.н. масверк (от нем. maßwerk - буквально работа по нанесённым размерам) в виде сложного пересечения частей окружности и прямых линий, в результате чего получается сложный узор со стрельчатыми арками и переплетениями, напоминающими нервюры готических конструкций.

Аналогичным образом строились знаменитый готический трилистник, розетка, квадрифолий, рисунок центрального окна собора - большая роза. Орнамент масверка в позднюю готику был весьма распространён по всей Европе и в Англии. Таким орнаментом украшались, как правило, стенки сундуков, дверцы шкафов, спинки кресел. Масверк выполняется приёмами углублённой резьбы, когда фон относительно орнамента углубляется, благодаря чему элементы орнамента тонко профилируются, очертания их сглаживаются и округляются. Это немного напоминает рельефную резьбу, хотя рельеф здесь режется целиком в плоскости доски (филёнки), не поднимаясь выше её поверхности. Растительный орнамент выполняется в виде стилизованных острых листьев и завитков, постепенно приобретая натуралистические формы.

Начиная с конца XV в. на филёнках особенно часто встречается плоский орнамент в виде уложенного двухсторонними байтовыми складками куска пергамента или полотна с узорными краями. Орнамент выполняется плоским рельефом. Этот тип орнамента встречается в большом количестве на мебельных объектах Франции, Германии и Англии. Особенно широко он использовался на платяных шкафах и сундуках, изготовлявшихся в Кёльне и Генте.

Готическая мебель на севере и западе Европы (во Франции, Нидерландах, северо-западной Германии и Англии) изготавливалась преимущественно из дуба, на юге и востоке (в Тироле, Швейцарии, Австрии, Венгрии) использовалась древесина сосны и ели, а также лиственница и можжевельник.

Основной вид мебели для хранения вещей, а также сидения и лежания в домах знати и простых горожан - сундук, из форм которого со временем образовались такие новые типы мебельных объектов как кресло-сундук, поставец (дрессуар), креденца и буфет. По размерам готические сундуки шире и выше итальянских сундуков-кассоне эпохи Возрождения. Как правило, сундуки имеют накладные железные петли, с помощью которых крепилась крышка. Эти петли, также как и большие накладные железные замки с ажурным орнаментом, являются элементами декорировки сундука.

С XV в. боковые стенки сундуков покрывает богатая резьба в виде орнамента масверк, растительного орнамента, каменных переплётов готических окон и других архитектурных элементов декорировки зданий. Передняя стенка также обильно украшается, специальное место отводится для герба владельца сундука и узорного, хорошо прочеканенного замка. Иногда, кроме архитектурных мотивов, выполняются целые скульптурные сцены на религиозные и мирские темы. В окончательной отделке сундука участвуют также живописец и позолотчик.

В средневековых домах, независимо от статуса владельца, было холодно и даже сыро, поэтому мебель приходилось поднимать над уровнем пола. Поэтому некоторые сундуки имели не только массивный по форме и сильно профилированный цоколь, но и делались с ножками, являвшимися продолжением боковых стоек каркаса или плоских боковых стенок с фигурным вырезом внизу. На юге Германии получили распространение сосновые сундуки с гравировкой и росписью цветами. Такой декор дополнялся прорезным орнаментом на раскрашенном фоне. Ажурный узор, несомненно, происходит от углублённой резьбы, но процесс его создания менее трудоёмок. С появлением тонких пиленых досок стали применяться сквозные орнаменты, накладывавшиеся на основную окрашенную доску, составлявшую фон. При значительно меньшей затрате труда создавалось то же впечатление декора в двух плоскостях. Приём этот получил весьма широкое распространение и надолго задержался не только в немецком, но и в швейцарском народном искусстве.

Характерными для готики типами ёмкостей были, помимо сундуков, поставцы (дрессуары). Прототипом такого шкафа является сундук, поставленный на четыре высокие ножки, которые внизу соединялись горизонтальной рамой, верхняя часть которой зашивалась доской. Благодаря этому получалась нижняя, у самого пола, полка. Впоследствии ножки шкафа с трёх сторон (с задней и двух боковых) также наглухо начали зашиваться досками - получалась своеобразная ниша. Верхняя часть поставца имела полки, которые закрывались распашными или откидными дверками.

Такие поставцы предназначали, как правило, для хранения посуды и напитков. В верхнем отделении размещали наиболее ценную металлическую, в том числе серебряную, и стеклянную посуду, а на нижней полке, находящейся в цокольной части, начищенную медную посуду. Поставец был заимствован из церковного обихода, где являлся чисто алтарной мебелью, и лишь затем проник в мирскую жизнь. Такие ёмкости там назывались креденцей, иногда имели форму высокого сундука с горизонтальной верхней поверхностью. И только с течением времени такой сундук был приподнят и поставлен на высокие ножки. В наиболее ранних французских поставцах верхние части выполнялись в виде прямоугольного ящика, дощатые стенки которого соединены простейшей ящичной вязкой. Задняя и две боковые стенки ящика продолжались до пола и соединялись для жёсткости и прочности внизу ещё одной плоскостью, благодаря чему поставец стоял высоко над полом. Две, а иногда и три, передние дверцы, выполненные из сплошных толстых досок, крепились на ажурных железных петлях. Сами дверцы украшались орнаментом, выполненным в приёмах углублённой резьбы. Сверху над поставцом делался дощатый навес для защиты от золы и копоти всё ещё дымивших каминов. Под навесом и на нижней плоскости расставлялась посуда.

В дальнейшем, с освоением рамочно-филёночной конструкции, поставцы начинают делать более сложной шестигранной формы, в которой явно прослеживается стремление мастеров облегчить пропорции, развить форму по вертикали, в том числе и за счёт верхних точеных декоративных элементов в виде фиал, или шпилей. В более поздних и обильно декорированных поставцах его боковые стенки опираются на тонкие витые колонки, которые в верхней части соединяются стрельчатыми арками. Передние три грани-стенки поставца имеют такие же арки, но без опор, заканчивающиеся повисающими в воздухе гирьками. Рёбра, образующиеся в месте пересечения граней стенок, украшаются резными островерхими готическими башенками, или фиалами. Стенки поставца составляются из нескольких рамок с филёнками. Рамки сильно профилированы с боков и сверху, что создает впечатление ниш, в которых глубоко помещены филёнки с резьбой на религиозные сюжеты. В других случаях филёнки заполнены или готическим растительным орнаментом, или масверком, или узором льняные складки, который будет весьма активно применяться наряду с орнаментами Ренессанса на мебельных объектах в XVI в.

В XV в. появляются большие и весьма громоздкие шкафы с двумя или четырьмя дверками (в виде двухъярусных шкафов), филёнки которых, как правило, украшены узором льняных складок.

Мебель для сидения постепенно становилась более разнообразной, однако всё ещё неохотно отделялась от стен, хотя часть такой мебели уже начинают свободно располагать в помещении. Длительное время скамьи и сундуки, пристроенные к стенам, оставались самой распространённой мебелью для сидения и лежания.

Сиденья табуретов и стульев приобретают разнообразные в плане формы - квадратную, круглую, прямоугольную, многогранную.

Характерной разновидностью готического кресла становится сундук, к которому была приделана очень высокая глухая спинка с глухими локотниками. Сиденье устраивалось обычно подъёмным, а спинка украшалась растительным орнаментом или масверком и завершалась ажурным готическим гребнем, фиалами, французскими лилиями и др. Передние и боковые филёнки ящика (сундука) такого кресла обрабатывались, как правило, льняными складками. Кресла ставились обычно около кровати и потому получили название прикроватных кресел. Они выполняли также роль домашнего клозета. Сиденье было дощатым, жёстким, нижний ящик мешал ногам при сидении, т.к. их нельзя было отвести назад, а резная вертикальная спинка не способствовала удобству сидящего человека. Эти кресла были весьма распространены во Франции, а в странах, лежащих к северу от нее, имели малое употребление.

Помимо кресел самое большое распространение имела такая мебель для сидения как табуреты, скамейки и стулья.

В бедных домах единственным видом сидений были, вероятно, табуреты, конструкция которых состояла из круглой или треугольной доски с тремя или четырьмя цилиндрическими или прямоугольными ножками. Изготавливались также табуреты более сложной формы с прямоугольным сиденьем, стоящим на боковых опорах, которые иногда украшались готическими стрельчатыми арками. Скамейки часто выполнялись в виде удлиненных табуретов с прямоугольным сидением для нескольких человек либо напоминали обычные сундуки, верхняя крышка которых была приспособлена для сидения. Такие скамейки имели высокую спинку и, как правило, ставились у стены. Существовали также скамейки с перекидной спинкой (с переметом), которые свободно размещались в помещении или устанавливались у камина. Известен также достаточно примитивный тип цилиндрического стула, который выполнялся на основе обычной бочки, к которой крепились несколько дополнительных деталей спинки. Использовались также и другие типы стульев, например, вращающийся стул (т.н. лютеранский), стулья (кресла) на трёх или четырёх ножках токарной работы, напоминающие места для сидения романской эпохи. Остальная мебель для сидения была намного совершеннее и лучше приспособлена для человека. Это были табуреты и стулья, выполненные на базе старинных Х-образных табуретов, стульев и курульных кресел. Такие места для сидения с перекрещивающимися опорными частями имеют старейшую родословную, ведя свое начало от Древнего Египта и античности.

Подобная мебель говорила о власти, которой обладал владелец стула или кресла, что подчёркивалось дополнительно специальным возвышением, на котором они стояли, а в некоторых случаях, ещё и балдахином.

Наиболее ранние из известных Х-образных табуретов могли складываться. Опорные части крепились перекладинами, верхние из которых стягивались ярко разукрашенными ремнями, образующими сиденье. В других случаях для того, чтобы получился стул, задняя опора делалась выше сиденья и превращалась в опору спинки. Дополнительное удобство такого стула достигалось с помощью войлочной обивки, подушки и скамеечки для ног.

Появившиеся в позднюю готику, особенно в Италии и Испании, Х-образные стулья и кресла лишь имитируют складную форму и представляют, по сути, уже мебель Возрождения, т.н. курульные кресла, в которых их боковые части возвышаются над сиденьем и являются своеобразными локотниками, соединенными иногда со спинкой. Такие кресла обильно украшались плоской резьбой, раскрашивались и золотились.

Со времен готики сохранилось крайне мало кроватей, в основном, из-за ветхости пышных драпировок. Кровати играли важную роль в выражении общественного статуса владельца, что видно, хотя бы, по сохранившимся многочисленным живописным произведениям той эпохи. В этот период парадные кровати в домах знатных вельмож считались одним из наиболее дорогих и престижных мебельных объектов и часто предназначались больше для показа, нежели для сна.

Подобно сундукам, кровати в странах Западной Европы необходимо было поднимать на возвышения для защиты от сквозняков и холодного сырого пола. Кровати в готическую эпоху, если они не были встроены в стену, имели полубалдахин, полный балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный короб-навес, украшенный резьбой и росписью. Появились тёплые драпировки, которые можно было откреплять и упаковывать в сундуки во время переездов.

Конструкция готических столов подобна столам романского периода, правда, номенклатура их увеличилась. Самый характерный тип стола - это обеденный прямоугольный стол с сильно выступающей столешницей на двух дощатых прямоугольных боковых щитах-опорах. На этих щитах выполнялась плоская резьба с готическим орнаментом, а средняя часть имела проёмы, выполненные в виде одинарного или двойного готического храмового окна с его характерной формой, включая решётку переплета. Иногда в коробках подстолья делали глубокие выдвижные ящики. Боковые щиты внизу у пола стягивались специальным бруском или доской-проногой.

На основе такого типа стола впоследствии образовалась ранняя форма письменного стола с массивной поднимаемой столешницей, под которой в коробке подстолья было множество отделений и маленьких ящичков, а ниже располагалась скрытая от посторонних взглядов ёмкость. Такими типами столов, характерными, например, для Южной Германии и Швейцарии, пользовались торговцы и менялы вплоть до XVI в.

Традиционное ленточное переплетение или растительный готический орнамент, выполненный углублённой резьбой по дубу, заполняет собой столешницы этих столов. Дополнительный декоративный эффект достигается за счёт контраста этого широкого плоского резного орнамента, натёртого воском, и слегка заглублённого плоского фона. Боковые опорные щиты соединены горизонтальным бруском, наружные концы которого обычно запирались клиньями. Известны также столы, стоящие на четырёх косо поставленных ножках, соединенных проногами. Такие ножки, как правило, имели плоскую резьбу. В позднюю готику были известны и раздвижные столы. Начали появляться столы с прямоугольной и круглой столешницей, стоящие на одной центральной опоре. Столешницы столов начинают оклеивать шпоном. Известны попытки еще примитивной инкрустации.

Продолжали существовать заимствованные из романики столы в виде простого деревянного щита, который устанавливался на козлы или на две полые прямоугольные складывающиеся между собой рамы.

Готический стиль в мебели характеризуется значительными местными различиями. Наибольшим изяществом пропорций, украшений, а также соразмерностью частей отличалась французская мебель, для которой характерно большое количество типов сундуков, кресел с ящиками и высокими спинками, стульев, скамеек, поставцов, шкафов и др. Правда, в Северной Франции мебель находилась под сильным влиянием нидерландской мебели и имела весьма тяжёловесные формы, но была всё же прекрасно декорирована. Это влияние было обусловлено работой многих приезжих нидерландских резчиков по дереву. В других странах мебельная номенклатура была значительно беднее, и формы изделий отличались некоторым однообразием. Тем не менее, в Испании развитие мебельного искусства шло в русле французского направления готики, однако декор мебельных объектов, как, впрочем, и архитектуры, оказался под сильным влиянием арабо-мавританского стиля - своеобразного смешения геометрических мотивов, а также мотивов вьющихся растений с уже запутанными линиями ажурного орнамента поздней, пламенеющей, готики. Для испанской мебели характерна чрезвычайно сложная и богатая плоскостная отделка поверхности. К сожалению, кроме церковных скамей и стульев для клироса мы не знаем другой испанской мебели для сидения времени средневековья. В средневековой Испании процветала резьба по дереву, но применялись и другие виды декорировки. Например, сундуки обтягивали цветной или тисненой кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски.

В готику мебельное искусство Германии и Нидерландов было развито весьма высоко и также имело много общего с искусством Франции. В художественном отношении и конструктивно мебель была прекрасно выполнена. Материалом служили твёрдые породы дерева. Мебель, как правило, имела рамочную конструкцию с тонкими филёнками. В качестве украшений применяли прекрасные резные растительные элементы, свободный ажурный и складчатый орнаменты. Типичными мебельными изделиями являются высокие двухстворчатые шкафы с четырьмя, шестью или даже с девятью филёнками, а также буфеты лесенкой с балдахином и на высоких ножках. Столярная работа выполнялась очень тщательно, с большой точностью. Резные работы отличались тонкостью и изяществом. В Северной Германии, на Рейне, использовали качественную готическую мебель с угловым соединением в шип. Большие шкафы по конструкции сходны с фламандскими. Заслуживает внимания высокий шкаф на ножках, украшенный складчатым орнаментом, а позднее - с растительным орнаментом на филёнках. Такие шкафы в большинстве случаев украшались декоративной ковкой. Изготавливались также типичные сундуки-скамьи. Южнонемецкий стиль бы распространён в Альпийских странах (Швейцарии, в Южной Баварии, Тироле, Верхней Австрии). Южнонемецкая мебель изготавливалась преимущественно из мягкой и полутвёрдой древесины, имела дощатую конструкцию и украшалась плоской резьбой.

Такая мебель была более разнообразной и по форме, и по декору, чем северная. Мебель украшалась ажурным орнаментом на растительные мотивы с завитками и лентами в технике плоской резьбы, выполненной на цветном основании и обогащённой фигурами животных и гербовыми щитами. Внутренние помещения имели деревянную обшивку с профилированными планками.

Такая технология убранства обстановки жилых помещений, включая мебель, неглубоким плоским резным орнаментом (Flachschnitt) с окраской, как правило, в красный и зелёный цвета, получила название тирольской плотницкой готики (Tiroler Zimmergotik). Прекрасная готическая мебель сохранилась в тирольских замках. Это различные типы столов, кровати с балдахинами, украшенные богатой резьбой, сундуки, стулья, скамьи, встроенные в стену узкие шкафы для умывальных принадлежностей и другие мебельные объекты. Здесь мы видим первые попытки фанеровки и примитивной инкрустации.

Южное направление готики захватило и Верхнюю Венгрию, где изготавливали прекрасную мебель. До нас дошли, прежде всего, предметы церковной обстановки: стулья для клироса, библиотеки, столы и т.д., имеющие простые формы, плоскую ажурную резьбу, роспись и позолоту.

Готический стиль на итальянскую архитектуру и мебельное искусство оказал весьма поверхностное влияние, что можно объяснить различиями условий жизни и климата.

В Италии, где по-прежнему чрезвычайно сильным было влияние античных традиций, готический стиль считался варварским; уже в самом названии его нашло выражение пренебрежения к чуждому по духу искусству северных стран. Готический стиль в Италии принёс свою орнаментику, но все острые готические углы были притуплены. Плоская резьба южнонемецкой мебели повлияла на орнаментику североитальянских шкафов. В XV в. в Венеции и Вероне деревянные сундуки украшались прекрасной ажурной резьбой с розетками и готическим лиственным орнаментом. Сундуки из Центральной Италии (Тосканы и Сиены, ок. 1400 г.) имели фигурную лепнину, которая расписывалась и покрывалась позолотой (стукко).

Готический стиль в Англии держался весьма значительное время. Принято разделять английскую готику на три периода: раннюю готику (1189-1307 гг.), декоративную готику (1307-1377 гг.) и позднюю, т.н. вертикальную, прямолинейную готику (1377-1590 гг.). Это как раз то время, когда в Италии уже было в полном расцвете Возрождение, а Англия ещё переживала готику третьего периода, которую англичане называют перпендикулярным стилем, получившем такое название из-за преобладания вертикальных прямолинейных линий конструктивных и декоративных элементов. В это время было принято зашивать стены помещений деревянными панелями рамочно-филёнчатой конструкции. Филёнки украшались резным орнаментом. Резьбой декорировались также внутренние деревянные перекрытия помещений. В ранний период английской готики мебель тяжеловесна, профили её просты и грубы. Основной декоративный элемент - складчатый орнамент. Позже в членениях мебели начинает ощущаться влияние архитектуры.

Английская мебель даже поздней готики отличается простотой конструкции и малым количеством украшений.

Главным мебельным универсальным объектом продолжает оставаться сундук. Как и по всей Западной Европе, каркас сундука состоит из толстых брусков, между которыми вставляются филёнки с плоской резьбой украшений. Каркас сундука также оковывается для прочности железными полосами, а над филёнками крепятся замки. Прототипом английского шкафа, как и везде в Европе, являются два поставленных один на другой сундука. Фасадная часть такого шкафа членится брусками каркаса на шесть ячеек-рам, в которые вставлены филёнки. Причём центральные филёнки более широкие, а боковые - узкие. Узкие боковые филёнки украшаются орнаментом с льняными складками. Рамы широких филёнок представляют собой дверки шкафа, навешенные на массивные и хорошо декорированные металлические петли.

Для английской мебели поздней готики характерны массивные кресла, каркас которых связан из толстых прямоугольных в сечении брусков, между которым в шпунт вставлены тонкие доски-филёнки, украшенные плоской резьбой. Филёнки спинки обработаны орнаментом масверк, а филёнки локотников и нижней части кресла - складчатым орнаментом.

Боковые стойки спинки и локотников дополнительно декорированы вертикальными стойками и шпилями. Помимо шкафов большое распространение в Англии получили низкие и широкие поставцы - coupe board . Столы в это время имеют, как правило, прямоугольную в плане столешницу и массивное подстолье, которое крепится к боковым щитам вместо ножек. Эти щиты и подстолье примитивно украшаются за счёт фигурно выпиленных краёв и неглубокой резьбы несложного растительного узора. Боковые опорные щиты столов часто скрепляются проногами, в наружные концы которых вставляются клинья.

Кровати имеют балдахин, который крепится на четырёх столбиках, являющихся своеобразным продолжением ножек. В нижней части ножки имеют четырехгранное сечение, а выше рамы кровати столбики обрабатываются резьбой с растительными мотивами в виде многогранников, разнообразных по форме перехватов и др. Головная спинка кровати делается высокой, а её пять филёнок украшаются резьбой невысокого рельефа.

В целом английская готическая мебель имела несложную конструкцию, элементы которой никогда не маскировались и использовались так же как декоративные элементы. Все узлы и сочленения ясно видны и понятны. Вся мебель делалась исключительно из дуба. В конце XV - начале XVI в. в Англии образуется смешанный стиль - своеобразный переход от готики к Возрождению, который получил название стиля Тюдоров. На готической конструкции начинает появляться классический узор.

Сквозной ажурный орнамент и особый вид арочных украшений ещё относятся к готике, однако по новой профилировке частей мебели, розеткам и другим мотивам уже заметно вторжение раннего Ренессанса. В большинстве случаев это относится к мебели, испытавшей на себе голландское влияние, например, шкафам для посуды. На филёнках самых разнообразных мебельных объектов начинают появляться гербы владельцев.

Влияние нового итальянского искусства Возрождения начинает проникать в Центральную Европу около 1500 г., прежде всего во Францию, где при королевском дворе работали итальянские художники. Французская мебель конца XV - начала XVI в. приобретает новый, совершенно своеобразный характер.

Декор этого времени в виде орнамента гротеска, например, здесь сочетается с готическими украшениями. По-прежнему в ходу накладные ажурные железные петли и замки. Одна часть филёнок поставца, например, украшается орнаментом льняные складки, а другая - гротеском. Передние опоры делаются в виде брусков, но дощатая задняя стенка продолжает опускаться донизу. Поставец продолжает быть шестигранным, но его передняя стенка делается шире боковых. Однако в Германии, например, поставцы, обычно отличались от французских более простой прямоугольной формой корпуса и отсутствием сплошной задней стенки. В их декорировке профильные изображения человеческих лиц в орнаменте гротеск иногда заменяются сильно выдвинутыми вперед скульптурными мужскими и женскими головами. Это было переходное время, когда в морфологии мебельных объектов начинает ощущаться конструктивная и композиционная ясность и определённость, а все членения и профили специально подчеркиваются и проявляются во внешней форме.

Готический стиль - важный этап в истории развития мебельных стилей. Было создано много новых типов мебели и воскрешена к новой жизни забытая античная мебельная техника. Столярное ремесло, с его живой оригинальной формой выражения в орнаментике, оказалось на подъёме. В готическом интерьере мебель всё ещё не совсем подвижна: многие её типы по-прежнему тяготеют к стенам или встроены в ограждающие конструкции, имеют тесную связь с архитектурой в плане заимствования её форм, характера их членений и декоративной отделки. Уже в период поздней готики столярное искусство было весьма развитым, что послужило основой для выполнения ещё более сложных задач в эпоху Возрождения.

Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели - Москва: Архитектура-С, 2007