Вступление завязка кульминация. · Субъективная организация: "Точка зрения"

Пролог предполагает настроить детей на предстоящее содержа­ние урока, ввести их в определенное эмоциональное состояние. Пере­ведя на язык хорового исполнительства, можно сказать об этом так, задача пролога - привести к общему тону, т.е. задать тональность, свойства звука, сделать ауфтакт.

Драматургическая завязка дает важнейший импульс к действию, определяет ход, темп, активность всех действующих героев. В завязке урока ставятся его основные задачи, определяется материал, с кото­рым предстоит работать и способы действий всех субъектов, осущест­вляется организация готовности учащихся к предстоящей деятельно­сти или непосредственному включению в деятельность.

Далее, согласно художественной драматургии, происходят оп­ределенные события, которые заставляют совершать конкретные дей­ствия. Существует мно­жество приемов развития действия: повторение основной мысли, контрастное сопоставление, сравнение, варьирование.

Результатом развития становится кульминация. Кульминация - высшая точка пе­реживания. Переживания всегда связаны с эмоциями.

Действиеразвязки построено на обобщении, умозаключении, утверждении основной мысли. В развязке акцентируются основные моменты содержания, закрепляются новые способы действий, осуще­ствляется контроль. Развязка в уроке завершает работу с предметным содержанием. Если урок был связан с раскрытием темы, то развязка означает момент завершения раскрытия темы.

Эпилог происходит после того, как все события уже сверши­лись. Действия эпилога могут быть связаны с оцениванием, анализом самоощущений и т.п.

Таким образом, согласно закономерностям драматургического развития, содержание урока музыки разворачивается как погружение в какую-либо тему, проблему, образ, творческий процесс создания музыкального произведения.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Связано с целенаправленными действиями учителя по планирова­нию и организации учебно- воспитательного процесса. Это отбор учебного материала, организация различных форм учебной и воспита­тельной работы, планирование собственных действий и действий уча­щихся в ходе урока музыки и во внеклассной работе.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКЕ МУЗЫКИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ.

1. Эффективность организации входа и выхода. Приветствие. Ра­бота с журналом. Работа с дневниками учащихся. Работа с дневника­ми музыкальных впечатлений.

2. Организация проверки знаний, домашнего задания.

3. Эффективность использования кабинета и материальной базы урока.

4. Выполнение психолого-гигиенических требований к уроку.

4. Организацию познавательной деятельности учащихся на уроке: слушание музыки, ее анализировать; импровизация;

5. Осуществление различных видов практической работы учащихся на уроке: пение полевок; пение по нотам; двигательно-ритмической деятельности; элементов хореографии, пластического интонирова­ния; слушание музыки, сюжетно-ролевые игры; импровизация, сочине­ние музыки; письменные работы с различными заданиями.

6. Организация самостоятельной деятельности учащихся письменное размышление о музыке, выполнение творческих заданий и.т.д.

7. Организация контроля усвоенных знаний на уроке.

8. Сочетание коллективной и индивидуальной работы на уроке, дифферинцированный подход.

8. Подготовка к домашней работе.

В построении урока необходимы гибкость, творческий подход к выбору путей, средств, методов при постоянной опоре на общедидактические принципы и на принципы единства эмоционального и сознательного, художественного и технического.

часть третья

Писателю труднее описать обыденную
жизнь, чем эксклюзивную ситуацию.
Илья Шевелев


3. Правила построения сюжета.

По законам литературы, сюжет любого произведения должен быть завершенным

В классическом варианте сюжет считается таковым, если он содержит в себе пять компонентов: экспозицию (и завязку), развитие действия, кульминацию, сворачивание действия и развязку . Сюжеты современных произведений часто строятся по облегченной схеме: завязка – развитие действия – кульминация – развязка или по еще более облегченной завязка – действие – кульминация (она же развязка).

Классическая схема больше подходит для основательных, медленно развивающихся сюжетов, её используют, когда пишут толстые книги, сценарии пьес, глубокомысленных фильмов. Облегченная схема лучше приспособлена под наш высокоскоростной мир, её используют, чтобы писать сценарии мультфильмов и фильмов в жанре экшн, а также для всевозможных комиксов и других графических работ, где важно такое качество сюжета, как стремительное его развитие.

Какую схему ты предпочтешь, решать только тебе. Чуть ниже я покажу тебе разные варианты развития действия и дам тебе пару советов, как строить сюжет в зависимости от жанра произведения. Но сперва обо всем по порядку.

1.Экспозиция.

Прежде всего, мы сообщаем читателю о том, где и в какое время происходит действие, представляем героев, коротко рассказываем их историю, знакомим с ними читателя. Конфликта здесь еще, как такового, нет, но можно обозначить предпосылки к нему.
Лорэйн переезжает на новую квартиру, знакомится с соседями, звонит подруге – это и есть наша экспозиция: мы познакомили читателя с главной героиней, обозначили время и место действия, косвенно рассказали про остальных действующих лиц. Зачатки конфликта здесь можно показать через своеобразные отношения девушек, на почве которых скоро взойдут ростки непонимания и ревности.
Насколько длинной будет экспозиция, целиком зависит от автора и его замысла. Для произведений со стремительным сюжетом достаточно и пары строк, чтобы ввести читателя в суть дела, для произведений с затянутым сюжетом вступление обычно делают побольше. Постарайся не переусердствовать, не растянуть завязку и в то же время не слишком её скомкать.

2. Завязка.

Не путать с экспозицией! Собственно завязка – это событие, с которого все и начнется. Можно сказать так: если конфликт – причина войны, то завязка – повод к ней, вроде нарушения мирного договора.
А в нашей истории что послужит "спусковым крючком" для развития сюжета, какое событие? Я думаю, что действие начнется со знакомства наших героинь с симпатягой Дэйвом, ведь именно после этого все и закрутится - завертится. Значит, в нашем случае завязкой сюжета можно считать сцену знакомства.
Обычно завязка - это момент, когда перед героем ставиться важная задача, которую он должен выполнить, или же он, герой, должен совершить свой выбор. Автор обычно использует данную ситуацию, чтобы обозначить конфликт, показать, в чем именно заключаются противоречия между героем и злодеем, описать, как именно каждый из них воспринимает вставшую перед ними проблему, и тонко намекнуть нам, что каждый из них намерен делать дальше.

Вот, в поле зрения девушек появился молодой человек, который приглянулся им обеим, но ему больше понравилась Лорэйн, а Ингу это взбесило. Лорэйн неловко, что так получилось, но парень ей нравится, и она намерена продолжить знакомство. Инга раздосадована, но пока не собирается ничего делать, она предпочла отойти в сторону и предоставила подруге делать все, что та посчитает нужным.

В то же самое время писатель, добившись того, что читатель однозначно заинтересовался его историей, потихоньку начинает раскручивать свою интригу (кто победит, а кто останется с носом? чем дело кончится?) и одновременно с этим исподволь преподносить нам основную идею произведения ("дружба и любовь победят все" или же, наоборот, "никакая, даже самая крепкая дружба не выдержит предательства").
Завязка не обязательно должна быть одна; в серьёзные произведения авторы обычно вкладывают сразу много сюжетных линийлюбовная линия, семейная, детективная, политическая и прочая, прочая. Авторы же сериалов обычно ограничиваются одной-единственной линией, но тебе никто не мешает сделать их несколько. Итак, сколько будет сюжетных линий, столько же будет и завязок, они могут быть рассыпаны по всему тексту, но не забывай: каждая ситуация должна иметь логическое завершение, значит, у каждой завязки будет продолжение и развязка. Начатых, но не законченных сюжетных линий быть не должно.

3. Развитие действия по восходящей.

Тут-то и начнется ничем не ограниченный полет фантазии! Автор выдумывает невероятнейшие сюжетные ходы, помещает героев в различные трудные ситуации, описывает их переживания по этому поводу и рассказывает нам, как испытания закаляют характеры героев, какие уроки они для себя извлекают.

Герои должны меняться, это очень важно! Если от первой к последней серии герой ничуть не изменился, если он все тот же и воспринимает мир так же, как и раньше, если он не вынес для себя никаких ценных уроков, то ты не выполнил свою задачу, как писатель. Зачем надо было рассказывать эту историю? В чем был её глубокий смысл? Что хотел автор нам сказать? Получается, что ни в чем смысл, ничего не хотел сказать, да и говорить-то, в общем, было не о чем.

Действие не должно быть бессвязным: вот наших героев поймал маньяк, а вот они, непонятно как сбежав от мучителя, уже безо всякого повода оказываются на заброшенной ядерной станции. Сюжетные ходы должны "цепляться" друг за друга, словно петли в вязании, тогда и получится цельный носок, то есть, простите, история.
Лучше всего будет, если ты, прежде чем описать какой-либо ход, заранее слегка "раскроешь карты" и дашь скромный, незаметный намек на то, что вот, очень может быть, скоро случится то-то и то-то. Именно намек, не больше. Например, если ты запланировал, что через серию-другую твой герой будет угрожать кому-то пистолетом, неплохо бы сообщить уже сейчас, что этот милый юноша является счастливым владельцем огнестрельного оружия или же имеет привычку ходить в тир, где был замечен как неплохой стрелок. По крайней мере, когда читатель увидит, что твой Крутой Уокер прицеливается в своего соперника и грозит отстрелить бедолаге немаловажную часть тела, то у него не возникнет ощущения, будто его, читателя, бревном по голове жахнули. Наоборот, он будет доволен собой: надо же, а я еще в прошлой серии догадался, чего от этого рейнджера можно ждать!

Все, на что ты намекнул в завязке, должно развиться и конкретизироваться. Конфликт должен неуклонно нарастать. Пусть персонажи проявят себя с разных сторон, пускай в конфликт будут вовлечены новые участники, пускай выскажутся те, кто сперва промолчал.

Взять, например, наш конфликт, который мы уже обозначили. Две подруги поссорились из-за парня и пытаются поделить его, да при этом еще и сохранить дружеские отношения. А парень? Как он себя чувствует в такой ситуации? Чего он сам хочет? Каковы его намерения относительно каждой из девиц? А может, ему все равно?

Неуклонно развивай сюжетную линию от серии к серии. Если сюжетных линий несколько, тем интереснее, пускай они пересекаются, переплетаются, "подталкивают" друг друга. Героиня скорее совершит самоубийство, если её предала подруга, у неё кончились деньги и возникли проблемы на работе, чем если произошла какая-то одна из этих неприятностей.
Так, постепенно нагнетая напряжение, мы шаг за шагом подводим героев к самому важному этапу во всей истории. Это кульминация .

Только кончая задуманное сочинение,
мы уясняем себе, с чего нам следовало
его начинать. (с) Блез Паскаль

В классическом варианте выделяют следующие части художественного произведения:
- пролог
- экспозиция
- завязка
- развитие
- кульминация
- эпилог

В данной статье речь пойдет о финале художественного произведения.

1. Соразмерность частей текста
2. Кризис
Решающий выбор
3. Кульминация
4. Действие по нисходящей
Развязка
Завершающий конфликт
5. Эпилог

СОРАЗМЕРНОСТЬ

Опытного автора от начинающего, как правило, отличают по соразмерности частей произведения.
Новичок садится писать влюбленный в свою задумку. Он довольно быстро накидывает начало произведения – интуитивно чувствуя и экспозицию, и завязку, а вот затем начинаются сложности.
Главная причина – автор не продумал все произведение до конца. А начинающий автор зачастую даже и не знает, что это надо продумывать. Он никогда не слышал об элементах композиции и считает, что все пишут, как он – по наитию. Увы.

Самые распространенные огрехи развития действия:

В результате получается головоногий текст, процентов на восемьдесят состоящий из вступления, потом пара абзацев про середину и сакраментальный конец – «в общем, все умерли».

Несоразмерность – типичная ошибка начинающих авторов.
Что делать?
Перепроверять себя и свое творение при помощи арифметики. Разбейте свою вещь на смысловые части и посчитайте знаки – результат вас удивит.

По классической схеме 20% объема отводится на вступление, 50% на основное действие, 10% на кульминацию и 20% на развязку.
Эксперименты со структурой, разумеется, возможны, но всегда ли они бывают оправданы?

– развивать намеченные фабульные нити. Возможно – добавлять новые, второстепенные, но не в ущерб основной идее произведения.

Развивать образы главных героев. Возможно – вводить новых персонажей, но опять же – с учетом основной идеи.

Втянуть читателя в эмоциональные переживания по поводу происходящего.

«Люди читают книги, чтобы сопереживать героям, волноваться за них. Если кто-нибудь просит вас искать в романах скрытый символизм, смутные намеки, рассматривать нюансы различных философских взглядов, гадать над подтекстом, постигать смысл экзистенциального - не слушайте. Это сгубило многих писателей и читателей. Люди читают книги, чтобы испытывать то, что чувствуют персонажи. Люди хотят вместе с ними смеяться, плакать, страдать. Если вы писатель, ваша главная задача - заставить читателя сопереживать» (с) Джеймс Н. Фрей. Как написать гениальный роман.

Середина произведения – это фактически сама история, которую рассказывает автор.
Это может быть нестандартная ситуация из жизни персонажей или, наоборот, стандартная, но с неадекватной реакцией героев.
Фабульные нити переплетаются, дополняют и взаимно украшают друг друга.
Накал страстей растет, конфликт, обозначенный в завязке, достиг точки кипения, проблема, которая встала перед героем в самом начале, должна быть разрешена, или же она погубит его.

Наступает КРИЗИС.

Кризис – это такое положение вещей, при котором неизбежна решительная перемена в ту или другую сторону.

Эркюль Пуаро собирает пассажиров «Восточного экспресса», чтобы рассказать им, кто убил Рэтчетта.
Базаров готовится к решительному объяснению с Одинцовой.
«Водяное общество» в Кисловодске с удовольствием смакует распускаемые Грушницким и его приятелем коварные наветы на княжну Мэри.

И здесь внимание! Описываемый кризис должен соответствовать выбранному жанру. Например, в ЖП история всегда играет роль фона, а точка наивысшего накала возникает, когда персонажи перестают верить в возможность счастья.

Кризис сподвигает главного героя на действия - тот старается избавиться от опасности и/или получить желаемое.

Одновременно кризис – это расцвет читательских чувств по отношению к герою.
Протагонист сталкивается с серьезными проблемами. Читатель примеряет их на себя и ужасается.
Читатель отождествляет себя с Протагонистом и восхищается его поведением.
Читатель понимает мотивы Антагониста, но при этом не разделяет его убеждений и не поддерживает его идеологию.

В течение всего повествования герой постоянно оказывался на развилках =сюжетных поворотах, принимал решения – как поступить дальше?
И вот, наконец, герой дошел до момента основного решения, перед ним - РЕШАЮЩИЙ ВЫБОР.

Герой совершает определенный поступок, приводящий сюжет к кульминации.
Решающий выбор, который вынужден сделать герой, проявляется в виде КУЛЬМИНАЦИОННОГО ПУНКТА.

Например, в дом вламывается грабитель. Решающий выбор хозяина дома – самооборона, а кульминационный пункт – момент, когда хозяин врежет грабителю по башке.

Иногда выбор и кульминационный пункт соединяются между собой, превращаясь как бы в одно действие, в других случаях между ними может пройти довольно много времени.

КУЛЬМИНАЦИЯ есть вершина сюжета, высшая точка конфликта произведения, точка его разрешения, когда читатель понимает - теза или антитеза побеждает.

По Джеймсу Н. Фрею:

Кульминация - это мишень, а сюжет - стрела, летящая к ней.
Кульминация - это противоположный берег, к которому вы строите мост своего произведения.
Кульминация - это финиш марафонского забега.
Кульминация - это завершающий удар в бою, который разворачивается в вашем произведении.
Можно сказать иначе.
Сюжет - это вопросительный знак, кульминация - знак восклицательный.
Сюжет - это голод, кульминация - насыщение.
Сюжет - это бросок шайбы, рука на эфесе, палец на спусковом крючке, кульминация - пуля между глаз.
Кульминация - эта конец, ради которого на свет появилось начало.

В кульминации трус обретает храбрость, любимый человек соглашается сочетаться узами брака, неудачник побеждает, победитель проигрывает, святой грешит, грешники искупают грехи. Именно это и подразумевает определение кульминации как «революционного изменения». Положение вещей меняется кардинально: все переворачивается с ног на голову.

Произведение живет от завязки (конфликта!) до кульминации (конфликта!) - до момента, когда становится ясно: кто - кого.

В трагическом произведении кульминационным моментом чаще всего становится гибель героя.
В драматической жизненной истории героев в момент наивысшего напряжения проводят через сложную ситуацию, после чего напряжение спадает.
В комедии, как правило, кульминация приходится на тот момент, когда открываются все тайны, и герои оказываются в смешном и неловком положении.
В детективе кульминация – тот момент, когда называется имя убийцы (похитителя, грабителя).

В литературно-художественных творениях эпических жанров, значительных по объему, таких как «Анна Каренина» и «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Идиот» и «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М.А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, где, как правило, переплетаются несколько сюжетных линий, возможны не одна, а несколько кульминаций, каждая из которых может играть решающую роль в восприятии текста читателями.

ДЕЙСТВИЕ ПО НИСХОДЯЩЕЙ

Однако кульминация – это еще не конец произведения.
Автору необходимо завершить историю=свернуть действие, показать, как изменилась среда повествования в результате разрешения конфликта.
Желательно, чтобы скорость сворачивания сюжета соответствовала скорости разворачивания. Хотя возможны и варианты – см. Сюжетные схемы здесь
Обычно темп повествования все-таки замедляется.

Наступает РАЗВЯЗКА.

Как правило, определить границы кульминации или развязки невозможно. Кульминация - это конкретный момент, когда читатель понимает, что ключевой конфликт разрешен. А развязка – событие, исчерпывающее конфликт, точка в конце предложения, событие, которое должно все окончательно разъяснить.
Единство кульминации и развязки доказывает основную идею произведения.

ЗАВЕРШАЮЩИЙ КОНФЛИКТ

Происходит после кульминации.
Его модель прямо противоположна конфликту из начала произведения – он не нарастает, а, скорее, угасает. Его функция – создать у читателя впечатление, что сюжет изложен до конца.

«Воспринимайте завершающий конфликт как операцию по очистке захваченной территории от противника, после того как в долгой войне была выиграна решающая битва» (с) Джеймс Н. Фрей

В некоторых произведениях завершающий конфликт отсутствует вовсе. Это происходит потому, что все конфликты разрешаются в момент кульминации.

Финал истории может быть трагическим или счастливым – в зависимости от идейных задач произведения.

Финал может быть открытым – типа, герой прошел через непростые испытания, внутренне изменился, но жизнь продолжается. Это позволит читателю поразмышлять после того, как закончит чтение.Даже если в финале не происходит НИЧЕГО, то и в этом должен быть свой смысл.

Финал обязательно должен нести смысловую нагрузку. Пусть свершится художественная справедливость. Художественная справедливость - это наказание, соответствующее тяжести преступления, или награда, по достоинству оценивающая добродетель.
Злодеи должны получить по заслугам, страдальцы – получить воздаяние. Те, кто заблуждался, должны заплатить за свои ошибки и прозреть, либо же продолжать пребывать в неведении. Каждый из героев изменился, сделал для себя какие-то важные выводы, которые автор и хочет преподнести как основную мысль своего произведения.

ЭПИЛОГ
- заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.

Как пролог представляет действующих лиц до начала действия или сообщает то, что ему предшествовало, так эпилог знакомит читателя с судьбой действующих лиц, заинтересовавших его в произведении.

От послесловия эпилог отличается тем, что первое может быть размышлением, тогда как эпилог - всегда рассказ.

Эпилоги могут строиться по-разному, опять же, все зависит от целей автора.

Для примера разберем эпилоги Толстого и Тургенева

«Война и мир». В таком глобальном романе непросто зафиксировать финал. Поэтому Толстой структурно делит эпилог на две части, и дает в нем аж три плана – исторический, семейный и философский. Эпилог у Толстого не столько заканчивает рассказ о судьбах героев, сколько предваряет их новые, если можно так выразиться, приключения. Так, участие Пьера в восстании декабристов не подлежит сомнению. Как и его неразрешимый спор с Николаем Ростовым – свидетельство о их будущем разладе. Так что жизнь героев эпилога далека от завершения.

«Дворянское гнездо». Эпилог построен по совсем иному принципу. Спустя восемь лет Лаврецкий посещает усадьбу. Он грустен, но перелом в нем уже свершился, прошлое для него закрыто.

Грустно стало ему на сердце, но не тяжело и не прискорбно: сожалеть ему было о чем, стыдиться нечего. "Играйте, веселитесь, растите, молодые силы, - думал он, и не было горечи в его думах, - жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака; мы хлопотали о том, как бы уцелеть - и сколько из нас не уцелело! - а вам надобно дело делать, работать, и благословение нашего брата, старика, будет с вами. А мне, после сегодняшнего дня, после этих ощущений, остается отдать вам последний поклон - и, хотя с печалью, но без зависти, безо всяких темных чувств, сказать, в виду конца, в виду ожидающего бога: "Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!"
Лаврецкий тихо встал и тихо удалился; его никто не заметил, никто не удерживал; веселые клики сильнее прежнего раздавались в саду за зеленой сплошной стеной высоких лип. Он сел в тарантас и велел кучеру ехать домой и не гнать лошадей.(Тургенев. Дворянское гнездо)

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213101300161
рецензии

«Слово о полку Игореве» — один из самых древних и спорных памятников древнерусской литературы. Исследователи выдвигают об авторстве, композиции, литературном роде, интерпретации сюжета, времени написания этого произведения. Все это происходит потому, что «Слово» было написано почти десять веков назад, за это время рукопись подверглась многим испытаниям (пожары, наводнения, войны) и правкам (каждый монах при переписывании добавлял что-то от себя). Нам же остается лишь гадать об истории этого сказания и наслаждаться прочтением. Чтобы понимание текста было наиболее полным, мы кратко расписали его композиционные элементы: что есть что, и где это находится?

  1. Лирическое вступление . «Слово о полку Игореве» начинается лирическим вступлением, в котором автор подчеркивает приоритет достоверности своего произведения. Он обращается к древнему сказителю Бояну, выказывая ему уважение, но отказываясь от его литературного метода.
  2. Экспозицией служит характеристика Игоря. Там же мы найдем причины, побудившие князя вместе со своим братом Всеволодом пойти в поход на половцев. Неизвестный автор подчеркивает, что правитель принял это решение, руководствуясь стремлением к личной славе, а не интересами Руси.
  3. Завязка рассказывает о выступлении войска Игоря. Плохой знаксолнечное затмение – не смутил безрассудного князя, но это событие подсказывает читателям, каков будет исход похода. Несмотря на то, что автор заявляет о приоритете достоверности, исторических сведений, цифр, деталей здесь нет, для сказителя важнее передать идею и атмосферу.
  4. Развитие действия показано в описании сражений русских и половцев. Первое сражение было победоносным, это опьянило воинов. На следующий день было очередное знамение природы – кровавые зори и черные тучи с синими молниями. А к месту битвы спешат ханы Гзак и Кончак.
  5. Кульминация – это вторая битва с половцами, окончившаяся поражением русских. И как фатален этот проигрыш, как важно было бы Игорю смирить свою гордыню и послушать великого князя Святослава, показывает небольшой экскурс в историю. Дед Игоря, Олег Святославич, прозванный Гориславичем, начал усобицы, сделав Русскую землю беззащитной перед лицом врага. Только при Святославе ситуация нормализовалась, но своеволие его сыновей Игоря и Святослава свело все усилия на нет.
  6. Переходом от кульминации к развязке служат вставные эпизоды : сон Святослава и его «золотое слово», а также плач Ярославны. Через сон метафорически показываются переживания князя за родную землю, сыновей. Он наполнен символами: жемчуг, терем без князька на крыше, карканье воронов. «Золотое слово» заключает в себе публицистический пафос, в нем Святослав еще раз подчеркивает безрассудность поступка Игоря, призывает к единству. Плач Ярославны – полная противоположность, он наполнен печалью и любовью, она просит у всех сил природы милости любимому мужу.
  7. Развязка — побег Игоря из плена. Верный человек Овлур достал князю коня, пленник, несмотря на погоню, попадает в родную землю. Он преодолевает все, чтоб оказаться дома. Русская земля приветствует его, он осознал свои ошибки, значит, все можно исправить.
  8. Эпилог — «Слава», которую автор поет русским владыкам. Он хвалит князей – ушедших и современных за то, что они борются против врага, хоть и не всегда успешно. А в чем успех? На этот вопрос ответ очевиден, это лейтмотив «Слова»: сила в единстве.

«Слово о полку Игореве» — древнерусский роман-эпопея, в котором отразились все чаяния русского народа, его быт, чувства. Автор прославляет Родину, болеет за нее душой, хочет сделать ее сильнее и лучше, поэтому кричит о главной проблеме – междоусобице, которая спустя примерно сто лет приведет Русскую землю к татаро-монгольскому игу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Об этих вещах я говорил в своих прошлых статьях довольно подробно. Но вопросы, как ни странно, все остаются. Хорошо, тогда я объясню понятнее.

Завязка – развитие и кульминация – развязка – это четыре составляющих элемента любого сюжета в литературе . Поскольку я имею дело с театром – я расскажу, как эти четыре элемента воплощаются в сценическом пространстве, при интерпретации постановщиком драматургического произведения (драматургии).

Драматургия – это (если говорить упрощенно) – вид прозаической литературы, которая создается по определенным принципам сценического действия , существующим в театре. Любая драматургия построена на диалоге между персонажами, который имеет (или должен иметь) ярко выраженную действенную (целевую) природу.

Ах, да. То здесь, а то там – я встречаю непонимание, что такое проза и какова ее роль в литературе. Многие их путают, многие вообще не понимают, что к чему. Запомните: все, что мы читаем – есть литература. Литература условно подразделяется на два основных вида или направления: поэзия (ритмичное изложение) и проза (неритмичное или вольное (не имеющее четкой ритмовой структуры) изложение мыслей автора). Проза, в свою очередь, имеет множество разновидностей , есть как устная, так и письменная проза. Есть некая «хитренькая» проза, которую многим до сих пор непонятно, куда отнести. Это — драматургия.

Древние мыслители (времен Аристотеля, например) относили драматургию к виду поэзии. Впрочем, «почему» они так делали — совершенно понятно. Ибо драматургия тех времен сильно напоминала стихотворные формы (и редко подавалась в прямой «неритмичной» речи так, как это существует сейчас).

Но – много времени прошло с тех пор. И сейчас – драматическое произведение не имеет (почти) ничего общего с поэзией.

Считается, что любая драматургия имеет письменное воплощение (в виде пьесы) и сценическое (в виде интерпретации режиссера). Это и так, и не так – одновременно. Ибо – будучи сформированной в конкретное произведение, имеющее четыре элемента сюжета, ее и, как следствие, его (произведение) можно и должно называть разновидностью прозы (литературы). Как потом перескажет пьесу режиссер – Бог его знает. Но изначально – драматургическое произведение – есть разновидность прозы. Которая, в свою очередь, является «столпом» (направлением) самой литературы.

Безусловно, драматургия – очень несамостоятельна как разновидность или жанр, ибо «заточена» она — не на описательное, а на действенное восприятие, что так востребовано в театре. Но это никак не отменяет ее литературных «корней».

Да, любая пьеса — это изначально литературное (прозаическое) произведение, которое пишется по законам сценического действия. Явным или неявным.

Надеюсь, я не сильно затуманил Вам мозги. Нет? Это хорошо. Что поделать, без четкого определения подобных правил игры, к сожалению, нет смысла писать ни о чем другом. Ибо – тогда мы просто запутаемся в частностях. И Вы ничего не поймете. И я – буду кидать информацию – как об стенку горох. Оно нам надо? Вряд ли.

Итак, давайте приступим к так мною горячо любимым деталям. Отмечу, что «завязку, развитие, кульминацию и развязку», я буду рассматривать через призму драматургических произведений.

Итак, что такое «завязка»? Это то, с чего началась сама история . Возьмем для примера драматургическое произведение (пьесу) «Чайка» А.П. Чехова.

С чего именно начинается «Чайка»? С того, что Костя Треплев со своей возлюбленной – Ниной Заречной – готовится показать спектакль для своей мамы — изредка приезжающей в имение своего брата Сорина – Аркадиной, где проживает Костя. Важнейшая отправная точка этой истории («завязка») – приезд Аркадиной. И вот почему. Приезжает «прима», «светская львица». И для Кости показ спектакля – повод вернуть (или заслужить) уважение матери.

С непростых отношений Кости с матерью, что получит наглядное подтверждение в сцене со спектаклем, и начинается данная история. Кстати сказать, в ходе спектакля мать ведет себя неуважительно, постоянно комментируя те или иные сюжетные ходы и насмехаясь над их неумелостью.

«Развитие» состоит из нескольких поворотных моментов и событий. Это – процесс созревания основного конфликта пьесы. ПРОЦЕСС. Помните, развитие состоит не из одного момента, это всегда комплекс моментов, который усиливает конфликт . Каков основной конфликт в пьесе «Чайка» — каждый режиссер должен понять сам.

Чехов в смысле определения конфликта его пьес – автор не простой. Точнее, есть некоторые его пьесы, в которых конфликт – многоуровневый. «Чайка» — как раз из таковых. В данной пьесе можно искать конфликт между нуждами и интересами поколений (как творческий, так и – возрастной – «отцов и детей»). Можно – конфликт в области «цены успеха» (до какой грани можно и возможно дойти, чтобы получить успех). Можно даже сформулировать конфликт в области стыка времен (это не возрастной конфликт, это конфликт, скорее, технотронный).

И та «завязка», о которой я писал выше – проистекает от возрастного конфликта отцов и детей. Но если Вы ищите (используете) другой конфликт для отбора постановочных решений – Вам будет полезно определять «завязку, развитие, кульминацию, развязку», исходя из конфликта . Об этом я более подробно расскажу далее.

Какие поворотные моменты и события можно назвать «развитием» в пьесе «Чайка»? Это и фактический разрыв отношений Треплева и Нины Заречной в сцене с мертвой чайкой. И неудавшаяся попытка самоубийства Кости некоторое время спустя (сцена, когда Аркадина бинтует сыну голову). И вызов Костей на дуэль супруга Аркадины – писателя Тригорина, который последний не принимает.

Кульминацией сюжета в случае, если мы определяем конфликт в области «отцов и детей» — отъезд (а фактически – побег) матери с супругом — из поместья ее брата – Сорина . «Не договорились». Поколения не поняли друг друга и решили разойтись, чтобы не допустить чего-то совсем уж плохого.

«Развязка» — смерть Кости Треплева в финале. Молодое поколение проигрывает старшему – в смелости, решимости, воле – во всем. «Развязка» — это то, чем в итоге завершается конфликт .

И напоследок – я расскажу, как лучше формулировать «завязку, развитие, кульминацию и развязку», с учетом выбранного мною конфликта поколений .

В начале нашей истории происходит столкновение поколений. Так и назовем «завязку» — «столкновение». В «развитии» мы наблюдаем борьбу и возможность (попытки) приспособления поколений друг к другу. Назовем его – «противоборство» или перетягивание каната». Кульминация – «не договорились». «Развязка» – оказавшись вне противоборства – молодое поколение разрушает себя (Костя кончает жизнь самоубийством, а Нина – теряется в бесконечных жизненных и профессиональных тяготах). «Гибель».