Баланс человека в движении. Пошаговая инструкция как нарисовать человека

Рисование - очень трудоемкий процесс. Кому-то он дается легко, а кому-то сложно. Самым сложным в рисовании людей является вовсе не портрет, а изображение в движении. в движении, вы узнаете прямо сейчас. Отобразить правильные пропорции тела на листе бумаги - задача не из простых. Чтобы правильно это сделать, лучше всего понаблюдать за реальными движениями человека или попросить кого-то позировать для вас в нужной позе. Самым сложным в рисунке человека в движении является положение его плеч, шеи, кистей рук и ступней. Прорисовка правильного расположения коленей и локтей тоже может вызвать затруднение. Если в данный момент нет возможности понаблюдать за движениями человека в реальности, попробуйте проследить за своими движениями в зеркале или включите видео. Также понаблюдать за людьми можно по телевизору, особенно если это спортивный канал.

в движении?

Нарисовать человека в движении поэтапно помогут наши рекомендации. Внимательно отнеситесь к каждому совету этой статьи.

Прорисовка положения человека тонкими линиями

Первым делом необходимо сделать наброски. Отступите сверху, снизу и по краям листа несколько сантиметров, чтобы человек, нарисованный вами, был строго в центре. Нарисуйте круг или овал там, где будет расположена голова. На рисунках, представленных нами, у набросков изображения человека нет плеч. Обратите внимание на последнюю картинку. Положение плеч лучше обозначить сразу. Линии наброска должны быть едва видимыми, впоследствии вы их сотрете. Достаточно того, что эти линии видны вам. Не нажимайте слишком сильно на карандаш.

Линия, идущая от головы, будет отражать положение корпуса человека. Линии по бокам должны повторять положение рук. Нижние линии повторяют положение ног. Проследите за тем, как согнуты колени и локти на ваших набросках.

Рисуем человека в движении

Нарисовать человека в движении карандашом можно, сделав все необходимые наброски. По ним начинаем прорисовать мельчайшие детали, а именно: мышцы ступни, бедра, икры, голову, плечи и т. д. Человек не должен получиться слишком худым, обратите на это внимание. Представьте, что все наброски - это скелет вашего человека. Линия корпуса - это позвоночник, а остальные линии - кости. Ваша задача, грубо говоря, обрисовать их мясом.

Можно сделать дополнительные наброски, которые будут отражать толщину тела человека, положение его ладоней. Все сгибы костей лучше обозначить крупными точками. А именно: в плечах, локтях, коленях, тазобедренной области. Ладонь можно обозначить овалом, так же как и людей в движении при помощи набросков, вам теперь известно.

Далее начинайте прорисовывать все тело человека. Прорисуйте спину, торс, мышцы на руках и ногах, учитывая настоящие параметры человеческого тела. Прорисуйте ладонь и пальцы. Не забывайте о мелких деталях, например, пупке, ключице и так далее.

Рисуем голову

Мы уже имеем представление, необходимо ознакомиться с информацией о том, как изобразить голову. В каком положении бы ни был человек, для того чтобы он смотрелся естественно, необходимо прорисовать детали его Это достаточно сложный вопрос, потому как добиться портретного сходства совсем не просто. Однако попытаемся дать общие рекомендации.

Если голова расположена в профиль, а не в анфас, то это вызывает определенные трудности у начинающего художника. Дело в том, что лицо в профиль рисовать намного сложнее. Необходимо правильно прорисовать линии носа, подбородка, лба. Важно иметь представление о Это поможет правильно нарисовать все детали головы. В некоторых случаях вполне можно изобразить лицо схематично, не прорисовывая каждую черточку.

Раскрашиваем рисунок

Человек в движении карандашом нарисован. Осталось лишь добавить ярких цветов и придать рисунку более одушевленный вид. Правильно подберите цвет, которым вы будете раскрашивать кожу человека. Если вы используете гуашь, то разведите несколько цветов до телесного оттенка, хорошо подойдут бежевые тона. Экспериментируя в подборе цвета для кожи человека, смешивайте белый, коричневый и розовый. Не разводите краски или гуашь большим количеством воды, так как это может покоробить бумагу, на которой вы рисовали. Для раскрашивания мелких деталей используйте кисточки с узкими ворсинками. Лучшим вариантом для рисования являются кисти, изготовленные из натуральных шерстинок.

Все остальные детали можно раскрасить любым понравившимся цветом. Главное, делать это обдуманно и аккуратно, чтобы не испортить рисунок.

Как нарисовать людей в движении, мы разобрались. Ваша задача - максимально использовать полученные после прочтения этой статьи знания. Развивайте свои навыки, будьте наблюдательны. Все это поможет вам добиться успеха в искусстве рисования карандашом и другими средствами.

Голова :

Рисуем фигуру, которая напоминает яйцо перевёрнутое острым концом вниз. Эта фигура называется ОВОИД.
По вертикали и горизонтали делим её ровно пополам тонкими линиями.

Вертикальная
линия - это ось симметрии (она нужна, чтобы правая и левая части
получились равными по размерам и элементы изображения не оказались на
разном уровне).
Горизонтальная - линия расположения глаз. Делим её на пять равных частей.

Во второй и четвёртой части находятся глаза. Расстояние между глазами тоже равно одному глазу.

Снизу на рисунке показано, как прорисовывать глаз (радужка и зрачок будут
не полностью видны - частично их закрывает верхнее веко), но не спешим
это делать, вначале закончим наш набросок.

Часть от линии глаз до подбородка делим на два - это линия на которой будет находиться нос.
Часть от линии глаз и до макушки делим на три равные части. Верхняя отметка - линия откуда растут волосы)

Часть от носа до подбородка тоже делим на три части. Верхняя отметка - линия губ.
Расстояние от верхнего века до кончика носа равно расстоянию от верхнего края уха до нижнего.

Теперь заставляем нашу стандартную заготовку рыдать в три ручья.
Линии,
проведённые от внешних краёв глаз, укажут нам место, где рисовать шею.
Линии из внутренних краёв глаз - ширину носа. Линии, пущенные по дуге из
центра зрачков - ширину рта.

Когда вы расцвечиваете изображение, обратите внимание, что выпуклые его
части (лоб, щёки, нос и подбородок) будут светлее, а глазницы, скулы,
контур лица, и место под нижней губой - темнее.

Форма лица, глаз, бровей, губ, носа, ушей и
т.д. у всех людей разная. Поэтому, рисуя чей-либо портрет, старайтесь
увидеть эти особенности и наложить их на стандартную заготовку.

Ещё один пример того, что черты лица у всех разные.

Ну а здесь мы видим как рисовать лицо в профиль и пол-оборота - так называемые "три четверти"
При
рисовании лица в пол-оборота, нужно учесть во внимание правила
перспективы - дальний глаз и дальняя сторона губы будут казаться меньше.

Перейдём к изображению фигуры человека .
Чтобы максимально правильно изображать тело, нужно, как и при рисовании портретов, знать несколько секретов:

За единицу измерения человеческого тела принимается "длина головы".
- рост человека в среднем равен 7,5 длины головы.
- Мужчины, естественно, обычно, чуть выше женщин.
-
Рисовать тело мы, конечно же начинаем с той самой головы, которой будем
всё мерять. Нарисовали? Теперь откладываем её длину ещё семь раз вниз.
Это и будет рост изображаемого.
- Ширина плеч равняется двум длинам головы у мужчин и полторы длины у женщин.
- На месте, где заканчивается третья голова:), будет находиться пупок и сгибаться в локте рука.
- Четвёртая - то место - откуда ноги растут.
- Пятая - середина бедра. Именно здесь заканчивается длина рук.
- Шестая - низ коленки.
-
Можете мне не верить, но длина рук равна длине ног, длина руки от плеча
до локтя будет чуть меньше, чем длина от локтя до кончиков пальцев.
- Длина кисти равна высоте лица (заметьте, не головы - расстоянию от подбородка до вершины лба), длина стопы равна длине головы.

Зная всё это можно достаточно правдоподобно изобразить фигуру человека.

Взято в группе посвященной граффити вконтакте.


Формы губ


форма носа




Формы глаз

Формы женских брофей

(с) Книга "Как рисовать голову и фигуру человека" Джек Хамм


Пропорции детской фигуры отличаются от
пропорций взрослого. Чем меньше раз длина головы помешается в росте
ребёнка, тем он младше.

В детском портрете всё немного по-другому.
Лицо ребёнка более округлое, лоб больше. Если мы проведём горизонтальную
линию через середину детского лица, то это не будет линией глаз, как
было в портрете взрослого человека.

Чтобы научиться рисовать человека не только
стоящего, как столб, мы, на время упростим наше изображение. Оставим
лишь голову, грудную клетку, позвоночник, таз и прикрутим к этому всему
руки и ноги. Главное соблюсти все пропорции.

Имея такой упрощённый вариант фигуры человека, мы с лёгкостью можем придать ему любую позу.

Когда с позой мы определились - можем
нарастить на наш упрощённый скелет мясо. Не забываем, что тело, оно не
угловатое и состоит не из прямоугольников - стараемся рисовать плавные
линии. На талии тело плавно сужается, в коленях и локтях тоже.

Чтобы образ получился более живым, характер и выражение нужно придать не только лицу, но и позе.

Руки :

Пальцы на такие ровные, как доска, суставы во всём скелете являются самыми широкими частями костей.

(с) книга "Анатомия для художников: всё просто" Кристофер Харт

    Я хочу предложить вариант поэтапного рисования человека в движении, чтобы дать понятие, как рисовать такого человека, ребенку лет пяти-шести. Посмотрим на рисунок, который возьмем за образец -

    Сначала рисуем прямую вертикальную линию. На ней сделаем четыре горизонтальные линии разной длины: в самом верху одна покороче, вторая подлиннее - это вспомогательные линии для головы и лица.

    Пониже рисуем горизонтальную линию для плечевого пояса. И в самом низу - линия для будущих ног.

    Дорисовываем вверху овал - голову. Линиями изображаем руки и ноги (расходящиеся под углом).

    Теперь придаем объем фигурке. Рисуем дополнительные линии параллельные тем, что мы уже нарисовали. И у нас получается узнаваемое тело человека.

    Рисуем лицо - по верхней линии в овале-голове рисуем глазки, по нижней линии - рот.

    Человека в движении мы показываем с помощью ног, которые рисуем в шаге, один из ботиков рисуем согнутым - так обувь гнется на ноге, стоящей на земле (полу). Обратите на это внимание.

    Теперь дорисовываем недостающие детали (прическу, сумочку, ботинки, кисти рук и другое). Стираем вспомогательные линии. И красим рисунок карандашами или красками.

    Нарисовать человека в движении непросто, но интересно. Давайте разберем этот процесс на примере рисунка девушки из группы поддержи, во время спортивного соревнования.

    Первым этапом рисования будет создание каркаса. Для этого простым карандашом, тонкими линиями нарисуем положение е тела. Рисуя каркас помните, что она не стоит на месте и поэтому нужно сразу нарисовать и изгиб позвоночника, и поднятые руку и ногу, и откинутую назад голову. На будущем лице нужно обозначить точками рот, нос, глаза.

    После этого приступаем к самому рисованию и начинаем это с головы и лица. Рисуем волосы, а так же шею и подбородок.

    Следующим шагом будет прорисовывание рук и линии декольте. А так же, шаров, которые девушка держит в руках.

    Вдоль проведенных осевых линий, рисуем ноги. Чтобы придать большей динамики рисунку, нарисуем, что девушка стоит как бы на кончиках пальцев, а вторая ступня ноги спрятана за прямой ногой. Таким образом, создается впечатление прыжка.

    После этого, ластиком убираем все вспомогательные линии и раскрашиваем рисунок.

    Удачи Вам в Вашем творчестве!

    Для того, чтобы рисовать человека, который находится в движении нужно учитывать, что он должен поддерживать баланс, проще уравновешивать массу своего тела, чтобы не упасть.

    Поэтому на рисунке мы рисуем голову обычно прямо, а руки и ноги должны создаваь ощущения равновесия, либо служить точками опорами.

    Если мы рисуем человека во время ходьбы, то должно быть ощущение перекачивания со стороны в сторону. Руки в движении помогают поддерживать баланс, а ноги это точки опоры, которые меняются поочередно. Таз и грудная клетка наклоняются в противоположные стороны.

    Ниже представлено видео, где подробно рассказано о том, как рисовать человека в движении.

    Если возник вопрос о том, как нарисовать человека в движении, значит какой - то опыт в рисовании людей у вас уже имеется. Нарисовать человека не самая простая задача, а нарисовать двигающегося человека тем более. Но пусть вас это не пугает, давайте попробуем поучиться рисованию с помощью схем поэтапного рисования.

    Вот например, такая схема - здесь показано, как рисовать бегущего человека. Рисуем сначала общее очертание фигуры, так сказать скелет. Потом уже, делаем фигуру объмной. И уже после, прорисовываем более детально.

    Вот ещ одна подобная схема. Здесь так же в несколько этапов мы можем понять, как рисуется бегущий человек.

    Попробуем нарисовать человека в движении . Нарисуем спортсмена, а точнее, лыжника. Скоро начнется чемпионат мира по лыжам, вот мы и приурочим наш рисунок к этим соревнованиям).

    Если рисовать по правилам, то нужно помнить, что единицей измерения в рисунке будет размер головы. Измеряем голову, и этот размер используем, чтобы провести вспомогательные линии от ступней до макушки.

    Мы будем рисовать на детском уровне, то есть упрощенный вариант.

    Сначала рисуем неправильной формы овал - заостренный книзу. Вспомогательными обозначаем туловище и конечности. Руки согнуты, как у лыжника, отталкивающегося лыжными палками. Ноги слегка согнуты в коленях в шаге. На ногах рисуем две линии лыж.

    Следующим этапом придаем нашей фигурке объемные контуры, обводя линиями вспомогательные линии. нарисуем лицо - нос, рот, глаз, на голове рисуем шапочку. Ластиком стираем вспомогательные линии.

    Последним этапом остается раскрасить нашего лыжника в движении. Не забудьте сделать румянец на щеках - от морозца и движения).

    Рисование человека в движении дело не из легких. Но нет ничего невозможного. Для начала рисуем скелет-основу человека, потом наращиваем мясо. Сложность рисования зависит от динамики движения человека: бегун, пловец, дети, играющие в мяч или просто идущая старушка с палочкой, человек на велосипеде, все эти примеры выражают разную степень движения человека.

В движении? Это вдвойне сложный вопрос.

Правила рисования

Существует несколько правил, которых нужно придерживаться во время изображения людей. Прежде чем говорить о том, в движении, разберёмся с этими правилами. Необходимо соблюдать соотношение частей тела и всей фигуры. Высота фигуры человека измеряется размером его головы. Например, у взрослого человека высота составляет примерно 8 голов, а у школьника — 5 голов. Также нужно учитывать, что руки у человека доходят до середины бедра. Длина ног обычно составляет 4 головы. Но также стоит учитывать, что у каждого человека есть индивидуальные особенности строения. А теперь поговорим о том, как рисовать людей в движении.

Девушка из группы поддержки

Для начала нужно определить расположение в виде окружности. Схематически изображаем шею, грудь, спину, таз. Линиями отмечаем будущие ноги. Правая конечность - согнута. Таким же образом изображаем руки. Левая рука девушки будет поднята вверх, а правая направлена немного в сторону. Вместо кистей рук нужно нарисовать окружности. Это будут помпоны для танца. Теперь можно добавить детали лица: глаза, нос, рот. На голове рисуем волосы. Придаём ей правильную форму. Выделяем подбородок и дорисовываем шею. Дальше необходимо придать форму рукам.

Чтобы помпоны выглядели пушистыми, нужно по контуру провести небрежные Внутри них также проводим несколько коротеньких волнистых штрихов. Теперь следует нарисовать майку танцовщице. Она будет короткой. Выделяем декольте. Между майкой и тазом рисуем талию девушки. Затем уже можно добавить короткую юбку. Придаём ногам форму. Дорисовываем ступни. Следует учесть, что девушка опирается не на всю ступню, а только на пальцы. Теперь можно стереть все лишнее. Рисунок готов. Осталось только его раскрасить.

Футболист

Так как мы учимся рисовать человека в движении, то стоит рассмотреть несколько вариантов. Лучше всего для картинки подойдёт персонаж, занимающийся спортом. Попробуем нарисовать футболиста в игре. Для начала нужно, как обычно, изобразить голову. Находиться она будет в правом верхнем углу листа. Дальше линиями изображаем конечности футболиста. Причём правая его нога отбивает футбольный мяч. Руки чуть согнуты и отведены назад. Теперь рисуем правильную форму головы и прорабатываем части лица. Добавляем волосы. Они должны быть немного развевающимися, так как человек находится в движении. Теперь прорисовываем майку футболиста. Нужно изобразить все линии сгиба. Придаём рукам форму. Добавляем пальцы. Теперь рисуем шорты игрока. Так же, как и у майки, необходимо выделить все линии сгиба и складки. Дорисовываем ноги. Обуваем футболиста в бутсы с шипами. Теперь нужно изобразить мяч, который отлетает от ноги игрока. Готовый рисунок можно раскрасить или просто затенить в нескольких местах.

Балерина

Продолжаем урок. Рисуем фигуру человека в движении. Как обычно, мы изображаем круг для головы. Добавляем ещё два круга для груди и бедра. Балерина будет изображена в профиль. Голова слегка запрокинута назад. Проводим линии ног. Одна нога балерины упирается о пол, а вторая поднята параллельно ему. Можно изобразить ее немного выше. Придаём ногам форму. Рисуем руку балерины. Она направлена вверх. Дальше рисуем лицо девушки. Добавляем волосы. Обычно у балерин они собраны в пучок. Можно нарисовать другую причёску, по желанию. Дорисовываем ухо. Изображаем вторую руку параллельно полу. Теперь можно нарисовать пачку балерины.

Итак, мы разобрались в том, как рисовать людей в движении. Это довольно сложно. Но если соблюдать все пропорции, то получится отличный рисунок.

"Рисуем человека (и не только). Строение тела и поза" Уильям Ли

1. Введение

Этот метод поможет вам рисовать людей и разных существ карандашом. Он никоим образом не претендует на звание лучшего или даже быстрого. Работая таким образом, вам придется думать и воссоздавать формы человеческого тела в объеме.

В классической мультипликации (особенно у Диснея) используется аналогичный метод проработки персонажей. Там важно прочувствовать персонажа в объеме, чтобы он двигался естественно. Этот метод поможет вам оформить свое представление форм персонажа на бумаге. И избавит от синдрома "не поместился на листке".
2. Поза


Основы анатомии человека


Схематические изображения человека


Начнем с упрощенных изображений человека. Помните: "Палка, палка, огуречик - получился человечек"... Не стоит недооценивать их значение. Вы даже не знаете, какую пользу могут принести схематические "человечки". Вы спросите - какую?


Самое главное - они отображает очень важную характеристику объекта, который вы рисуете - пропорции. Вы знаете значение пропорций в рисовании. Слишком короткая нога или слишком длинный нос могут испортить любой шедевр.


Давайте присмотримся повнимательнее к нашим человечкам. Они отличаются в деталях, в зависимости от того, насколько точно вы хотите воссоздать фигуру. Но позами мы займемся чуть позже. Давайте сначала рассмотрим пропорции.

Человечек 1 . Голова, торс, руки и ноги. С ним вы мало что сможете сделать. Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций этих частей тела.

Человечек 3 . Вершина схематичного искусства;). Думаю вряд ли вы видели, чтобы кто-то рисовал так. У этой фигурки плечи и таз уже имеют определенную ширину. Ниже вы оцените значение схематических рисунков.

Задание : нарисуйте несколько "человечков" и посмотрите, насколько точно вы соблюдаете пропорции. Это простой и быстрый способ оценить ваше знание пропорций человеческого тела. Вы сможете реально оценить результат, если вас не будут отвлекать аксессуары: доспехи, волосы и т.д.


Кроме того, схематическое изображение позволяет сразу определить, поместится ли ваш герой на листок бумаги, ему отведенный.


Язык тела


И снова человечки.


Итак, теперь вы знаете, насколько важно освоить пропорции в или . И какую помощь в этом оказывают схематические человечки. Теперь пора заняться позой. Или, другими словами, заставить вашего героя что-то делать.


С помощью схематических рисунков вы сможете перепробовать множество поз и выбрать нужную, прежде чем начинать работу над персонажем. Кроме того, вы всегда будете видеть, поместится фигурка на листе или нет. Так что схематическое изображение помогает планировать ваш будущий шедевр.


Человечки в действии.


Ниже приведены несколько примеров, в которых схематические "человечки" отображают различные позы. Как правило, сразу видно, естественная поза или нет. В крайнем случае, попробуйте воссоздать ту позу, которую нарисовали, и вам сразу станет ясно;)

Этот бросает копье.

Танцует (ну, мне так кажется;).

Бежит. Обратите внимание, что таз и плечи стали немного уже. Ведь мы рисуем вид сбоку.

Гладиатор. Опущенная рука с мечом немного короче. Обратите внимание на поворот корпуса - очень естественная поза, особенно, когда оглядываешься куда-то.

Этот грустит. Или никак не может найти контактную линзу.

Этот просто ничего не делает. Тот же поворот корпуса - плечи и бедра развернуты на небольшой угол.

Странный тип. Ему наверно очень неудобно. Во всяком случае, выглядит глупо.

Задание : нарисуйте несколько схематических человечков, занимающихся разными делами. Следите за пропорциями. Эта работа поможет вам прочувствовать динамику человеческого тела.


Равновесие


Когда вы задаете позу своего героя, нужно не забыть о его центре тяжести. Закон всемирного тяготения еще никто не отменял. Центр тяжести человека расположен в низу живота. Вес ног составляет около половины веса тела.


Его расположение относительно точек опоры влияет на равновесие тела. Посмотрите на эти примеры:


красный круг = центр тяжести

красная стрелка = направление силы тяжести

зеленая стрелка = точки опоры

Обычная походка. человека

Центр тяжести находится между двумя точками опоры. В результате человек находится в равновесии.

Падение.

Центр тяжести находится в стороне от точек опоры. В результате человек теряет равновесие и падает влево.

Балансирование.

Оно возможно благодаря относительной симметричности человеческого тела. Сравните со следующим рисунком.

Теперь человечек наклоняется вправо. Центр тяжести тоже немного смещается вправо.

Беги, человечек, беги.

Когда человек бежит, центр тяжести находится впереди точки опоры. Вы видите, что такая неуравновешенная поза приводит к тому, что человек падает вперед. Естественно, он не упадет, потому что движется вперед и поочередно выставляет ноги вперед.

Прислонившись к стене.

Человечек находится в равновесии, потому что центр тяжести находится между двух точек опоры: ноги и плеча. Вторая нога не принимает участия в удержании равновесия.

Крадущийся тигр. Притаившийся дракон.

Высокий удар ногой. Центр тяжести находится справа от точки опоры и тело будет двигаться вправо. Это придаст силу удару. Кстати, знающие люди говорят, что так бить неправильно.

Конечно, поза не обязательно должна быть уравновешенной. Это придает ей динамизм и движение. Уравновешенная поза - это спокойный персонаж.


Надеюсь, что мои советы позволят вам добиться большей естественности рисунка.


Движения и действия


Тело - это гибкая и подвижная система, на которую влияет сила тяжести. Его положение не бывает жестко установленной.


На первом рисунке изображен идущий человек. Движения я отобразил в несколько преувеличенном виде, для наглядности. Обратите внимание на движение тазобедренных суставов. Плечи как правило движутся в противоположном направлении.

На втором рисунке - человек, который лежит на боку, опершись на локоть. Его грудная клетка висит на соответствующем плече. Позвоночник имеет определенную гибкость и тоже может изменять свое положение.

3. Строение


Чтобы создать что-то, нужно понять его строение. Если вы хотите изобразить человеческое тело, нужно немного знать особенности его строения.


Скелет


Скелет, как вы знаете, составляет основу тела. Схематические человечки уже показали нам кое-что. Но нам нужно познакомиться с человеческим телом поближе.


Основные части человеческого тела:



  • Вид спереди:

  • голова (черный )

  • грудная клетка (голубой )

  • позвоночник (голубой )

  • таз (голубой )

  • суставы (красный )

  • руки (зеленый )

  • кисти (зеленый )

  • ноги (зеленый )

  • стопы (зеленый )

Вид сбоку.

Обратите внимание на изгиб позвоночника (я убрал руки, чтобы его было лучше видно).

Чтобы нарисовать фигуру человека можно использовать скелет в упрощенном виде:

Этот рисунок позволяет немного лучше понять строение тела человека.

Строение тела человека


А теперь - ближе к телу. Займемся мускулами (или жиром, уж как получится). Мы будем использовать эллипсы, цилиндры и другие формы для отображения частей тела. Выберите форму, которая больше всего подходит для нужной части тела.


Может перейти сразу к рисованию собственно тела?

Можно, конечно. Но мы занимались схематическими фигурками и упрощенным скелетом, чтобы вас не отвлекали детали и вы могли заняться пропорциями, равновесием и позой. Этот, казалось бы, лишний шаг позволит вам разобраться с объемными пропорциями.

Объемное представление частей тела.

Красные линии - соединения.

Вы можете проанализировать расположение частей тела.

Расположение частей тела. Практика

Вы можете использовать этот метод, чтобы описать позу и объемы. Посмотрите на примеры.


Слева - наброски, схематические рисунки. Справа - объемные прорисовки на основе схематических рисунков.


Учтите, что не нужно строго придерживаться цилиндрической формы - скорее просто соединяйте суставы. Эти наброски похожи на медицинские манекены, составленные из цилиндров и эллипсоидов.

Детали

Этот метод вам пригодится и при проработке деталей, например кисти и ступни.

4. Варианты


Конечно, у разных людей довольно разные пропорции.


1. Люди


Вот несколько примеров:


  • мускулистый мужчина;

  • женщина, стандартная фигура;

  • толстые мужчина;

  • ребенок

Иногда легче рисовать всю фигуру целиком (как в случае с мускулистым мужчиной), иногда - сначала грудную клетку, затем остальное. Смотрите сами, как удобнее.

2. Разнообразные существа


Этот метод поможет вам рисовать разнообразных существ, строение которых сходно с человеческим. Если быть точным - всех потомков динозавров, от млекопитающих до птиц.


Вот несколько примеров:



  • Обезьяна

  • Собака

  • Ящерица

Когда я работал над мускулистой обезьяной, то рисовал всю фигуру сразу. Как правило, для мускулистых существ не нужно рисовать отдельно грудную клетку.


То же самое применимо к конечностям. Не обязательно сначала рисовать линии. Нарисуйте суставы и соедините их.

3. Мультипликационные персонажи

Да, для "мультяшек", особенно в стиле сороковых-пятидесятых, тоже хорошо подходит этот метод. Преобразовывать объемы довольно легко, вы сами увидите. Не нужно прорисовывать грудную клетку и таз, если они вам не нужны. Да и суставы вряд ли нужны для "мультяшек", которые гнутся, словнот резиновые.

Вот и все, ребята. Урок окончен. Главная мысль - для рисунков нужна определенная основа. Чтобы получить ее, лучше упростить изображение до схематического. Основное преимущество этого метода - вы можете легко и быстро опробовать разные позы. И размер бумаги не станет на пути полета вашей фантазии. Этот метод поможет улучшить композицию рисунка.


И напоследок - небольшой пример.