Безумие или смерть вот что находит. Лабиринты древности, которые могли привести в отчаяние любого

В лабиринт легко войти, но отыскать выход обычно крайне сложно. И не случайно символ лабиринта занял особенное место во многих культурных и магических традициях.

Выход для сил зла Первые наскальные изображения лабиринтов относятся еще к эпохе раннего палеолита (38 000 лет до нашей эры). Они представляют собой семь линий-спиралей, закрученных вокруг центра. Это классическая форма лабиринта.

Подобные рисунки – лабиринт, образованный семью спиралями, — встречаются по всему миру. Почему же образ лабиринта был так популярен? Во-первых, с древних времен лабиринты играли роль оберегов.

Считалось, что злые духи непременно запутаются в лабиринте, так как преодолеть его может лишь тот, кто свободен от всего дурного. Поэтому американские индейцы по сей день украшают узорами в виде лабиринта одежду, посуду, жилища. Жители столь далеких друг от друга стран, как Исландия и Пакистан, вырезают практически одинаковые символы лабиринта на самом высоком дереве в саду, чтобы отпугивать воров и людей с черным глазом. Зулусы рисуют возле своих хижин лабиринты пальцами на песке, индийские женщины – яркими красками у порога своего жилища. Цель одна и та же – отвести от дома беду и опасность. А еще индианки любят рисовать узоры в виде лабиринтов хной на кистях и ступнях. Это непременный атрибут «макияжа» невесты на традиционной свадьбе, призванный защитить от сглаза и порчи.

И в Скандинавии, и в Индии существует магический обряд, когда в пустынном месте выкладывают лабиринт из камней.

Это якобы помогает исполнению самого заветного желания. Правда, как гласит поверье, в обмен на исполненное желание лабиринт отнимает семь лет жизни… Тьма — предвестие света Защита – это, пожалуй, самая очевидная функция лабиринта. У него есть и несколько куда более глубоких мистических смыслов. Он изображает смерть и возрождение, высшее предназначение человека, а также переход в параллельный мир.

Индейцы хопи называют лабиринт символом Матери-Земли и придают ему сходство со своими подземными святилищами, куда посторонним вход строго запрещен.

Именно отсюда идет представление, что хопи появились из предшествующего Земле мира. «Все линии и переходы внутри лабиринта образуют план Творца, которому человек должен следовать на своей Дороге Жизни, — говорят жрецы хопи. – Пусть даже, как ему кажется, он бредет во тьме».

Утверждение хопи вовсе не так туманно, как может показаться. Посмотрите на подушечки своих пальцев – дактилоскопические линии на них образуют не что иное, как лабиринт, сотканный из спиралей. То, что по этим узорам можно определить судьбу человека, увидеть его прошлое и будущее, интуитивно известно было еще самым древним магам.

Вопрос в том, как установить зависимость между информацией, пронизывающей Вселенную, и ее генетически обусловленными следами на пальцах человека, как расшифровать содержащийся в дактилоскопических спиралях Божественный код. Пока для нас это – дело темное.

Вот и лабиринт представляет собой тьму, но тьму творческую, тьму, которая может вести к новой жизни. Отечественный историк, долгие годы возглавлявший астрономический и природоведческий журнал «Мироведение», Даниил Святский отдал немало сил изучению Соловецких лабиринтов. Он считал, что ходы лабиринта, заставляющие путника долго искать выход и, наконец, все-таки выводившие его наружу, являются не чем иным, как символом блуждания Солнца в течение Полярной ночи по спиралям, проецируемым на небесный свод. В культовых лабиринтах устраивались процессии, чтобы изобразить путь Солнца, подобно тому, как в христианстве совершаются торжественные ходы вокруг храма или алтаря.

Истина или смерть Лабиринты бывают двух видов. В одних очень легко заблудиться. В других это практически невозможно - все дороги сходятся в одной точке. Иногда в лабиринте есть «ключи» — указатели, способные помочь отыскать правильный путь. Если они известны ищущему, тот без труда достигнет цели.

Как утверждает французский религиовед Рене Генон, лабиринт зачастую открывает или запрещает доступ к магическому центру, куда не должны проникать все без разбора.

Древние говорили: «Найдешь выход из лабиринта — обретешь бессмертие».

Во многих мистических обществах (например, у древних египтян, приверженцев эзотерических сект индуизма и буддизма) адептам предлагалось отыскивать путь в запутанном, полном тупиков и ловушек лабиринте. Этот экзамен выдерживали не все. Иногда человек умирал от голода и жажды, так и не найдя дороги вперед или назад. Таков был жестокий отбор кандидатов для постижения тайн мироздания.

Мистики Индии, где в древности медицина достигла замечательных высот, обосновывали необходимость «победы» над зигзагами опасной конструкции тем, что извилины человеческого мозга образуют в совокупности тот же самый лабиринт. Для высоких ментальных процессов, утверждали они, нужно овладеть всеми мозговыми витками, которые отвечают за восемь стадий умственного развития.

Восемь — это уже известные нам семь линий-спиралей классического лабиринта плюс центральная его точка, где индивидуальная душа обретает всю полноту божественного знания, сливаясь с Вселенским разумом-Брахманом. А если где-то на пути к нему ты сорвался в безумие, что ж, значит, такова твоя карма… Тернистый путь к Богу Повсюду в Европе при раскопках находят мозаичные полы, выполненные в виде лабиринтов. В частности, два таких декоративных лабиринта находились в городе Помпеи. Как считает писатель-эзотерик Марсель Брион, это «аллегорическое изображение жизни человека и трудностей, которые должна преодолеть душа в этом мире и в мире ином перед тем, как достичь благословенного состояния бессмертия».

Аналогичные мозаики встречаются в средневековых храмах. В Шартрском соборе переходы вымощены мозаикой XIII века, представляющей собой четыре соединенных между собой квадрата с семью резкими поворотами в каждом. Их именуют «Иерусалимской дорогой», так как по ним должны были проползать на коленях кающиеся грешники, распевая псалмы… Современные богословы полагают, что символ лабиринта в христианстве служил для обозначения тернистого пути человека к Богу. К XII веку в христианской традиции доминировало изображение лабиринта с одиннадцатью дорожками - число 11 в Средневековье символизировало понятие греха. Поверх концентрических извивов нередко появлялся крест, что привело к утверждению квадратной формы лабиринтов, хотя порой встречалась и классическая конфигурация.

Казнь долгого действия В древности лабиринты использовались и для избавления от неугодных. Под тем или иным предлогом их заманивали внутрь, и после нескольких суток блуждания по бесконечным коридорам, для пущего устрашения «украшенным» человеческими костями и изображениями демонов и различных чудовищ, они сходили с ума. Этим приемом особенно увлекались египтяне, индейцы Южной Америки и китайцы.

Египтолог Карл Лепсиус пишет, что один из древнейших лабиринтов был сооружен примерно в 2200 году до нашей эры в Египте на берегу озера Моэрис (ныне Биркет-Карун), расположенного в 80 километрах к югу от современного Каира.

Паутина из дворов, коридоров, комнат и колоннад была такой сложной, что в ней невозможно было ориентироваться без помощи проводника. К тому же большая часть помещений даже не освещалась.

Каково же было назначение постройки? Она служила усыпальницей для фараонов и… крокодилов, которые в Египте считались священными животными, а также храмовым комплексом, предназначенным главным образом для жертвоприношений. Что примечательно, в жертву богам некоторые смельчаки приносили себя практически добровольно. Никто над ними насилия не совершал.

Над входом в лабиринт были начертаны такие слова: «Безумие или смерть — вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь величие и бессмертие». Диссидентам, посмевшим публично усомниться во всеведении жрецов, предлагалось войти в лабиринт. Оттуда они не возвращались.

Возможно, их пожирали крокодилы, которые могли там обитать.

Самым знаменитым лабиринтом на Земле, благодаря мифологии, является Критский.

Он был построен изобретателем Дедалом и представлял собой изначально храм Зевса Лабрандского. Кстати, основным символом и атрибутом этого Зевса является топор (по-гречески — labrys). Отсюда, полагают специалисты, и название Labrynthios («лабиринт»).

Правитель острова царь Минос не зря заказал строительство храма в виде лабиринта. Он стал прибежищем Минотавру — получеловеку-полубыку, плоду извращенного секса жены Миноса Пасифаи со священным белым быком, которого критяне ежегодно приносили в жертву олимпийским богам.

Римский историк Плиний упоминает также о лабиринтах, расположенных на острове Лемнос и под Клюзией (территория современной Италии). «Мальчики играли в лабиринтах, выложенных на полях или на мостовых, — свидетельствует Плиний. — Считалось, что так закаляются их души и тела. Если ребенка хотели наказать, его бросали в лабиринте на ночь. Выживет — станет настоящим воином. Хочется отметить, что в то время в лабиринтах хватало диких птиц и хищников».

Очень часто встречаются небольшие каменные постройки культового назначения в виде лабиринтов. Их можно увидеть по всей Европе. Они сложены из камней в виде спирали, диаметром от 5 до 30 метров. Внутри – узкие проходы, которые часто заканчиваются тупиками. Местные жители приписывали их создание кельтам, друидам и даже сказочным существам – гномам, эльфам и феям. Говорят, что у людей, попавших внутрь этих сооружений, все функции организма приходят в норму. При этом у мужчин активизируется мозг, а женщины якобы могут излечиться от бесплодия.

Желающим посетить во время экскурсий лабиринты не помешает узнать о некоторых поверьях, связанных с их прохождением. Туда запрещено входить детям до семи лет, а также старикам после 70. Лабиринт якобы может отнять у них душу. Не следует проходить лабиринт и беременным женщинам – ребенок может после этого запутаться в пуповине.

Если, стоя в центре лабиринта, загадать желание, а потом быстро найти выход, то желание непременно сбудется.

Чтобы лабиринт хорошо вас «принял», нужно оставить ему что-нибудь в дар – например, кинуть монетку.

А вот и современное поверье. Не следует фотографироваться внутри лабиринта или на его фоне – это сулит жизненные неприятности, а также проблемы с памятью и зрением…

Диана МЕРЛИН

Тайная Власть 14


Главный вопрос, который мучает каждого человека на Земле: «Какой же дорогой идти, чтобы понять Мир и познать Истину? Как жить?» Поисками Истины занимается наука, философия и религия. Все примерно знают, сколько на сегодняшний день существует направлений в науке. Но и религий не меньше. На 1 января 1993 года только в России существовали 40 религиозных организаций; самые многочисленные - русская православная, римско-католическая, мусульманская, иудаизм, буддизм. Так кто же из них на верном пути и кто заблуждается? А может быть все они, говоря разными языками, говорят об одном и том же?

Чтобы человеку познать истину, надо получать информацию из чистого источника, которыми являются святые люди и книги. Например, чтобы узнать о Христе, надо читать Библию (в первом варианте), а не переработанную современниками или то, что говорят об этой книге обыватели. Так как одну и ту же книгу разные люди трактуют по разному - в зависимости от своего уровня развития и понимания жизни.

Посвящение

Посвящение или крещение - это развитие духовного принципа, содержащегося в зачаточном состоянии в каждом человеке, до уровня сознания. Посвящение - это и открытие человеку тайн бытия. Посвящение - есть сущность развития человека, оно не может быть получено по чьему-либо благоволению (тем более за деньги) и подтверждено всевозможными дипломами (как это сейчас практикуется в сомнительных организациях). Посвящение - это состояние духа человека. Оно есть или его нет. Церемонии посвящения суть лишь внешняя форма. Истинное крещение - это крещение огнем, достижение мудрости, победа духа над животной природой человека. Древние мудрецы говорят, что существует три вида крещения:

1. Есть только внешняя форма, и имя для него необязательно;
2. Это крещение «водой истины», или пробуждение души к сознанию истины. В это время человек получает новое имя, выражающее уровень и предназначение данной личности (Быт. 17,5);
3. Крещение «огнем духа», и имя, которое оно дарует, выражает силу совершенного и бессмертного божественного человека (Отк. 2,17). Его, например, получили 12 Апостолов И.Х..

Посвящение в жрецы (адепты, посвященные, пророки) в Древнем Египте проходило в три этапа: «водой», «огнем» и «медными трубами». Шюре в своей книге «Великие посвященные» говорит, что первое и второе испытание («водой» и «огнем») - это преодоление низменной страсти, страха, сомнений, ненависти, страх перед «бездной» (неизвестной истиной). Они вырабатывают самообладание и терпение. Претенденту предлагалось пройти через лабиринт тайного святилища, в котором малая оплошность грозила смертью. Учение, прошедший через эти два смертельные испытания и вышедший из лабиринта, продвигался к третьему испытанию «медными трубами» - чашей наслаждения - славой. Его встречала прекрасная жрица, женщина его мечты, пожирающая его чудесными влажными, полными страстной любви глазами. В руках ее был кубок вина для «победителя». Если ученик соблазнялся вином и женщиной (думая, что настал час его наград и торжества), то проигрывал, становясь рабом, а не учеником у жрецов в храме наук. «Кто живет рабом своей плоти, тот живет во мраке, - говорили жрецы, - Истину дать нельзя. Ее можно найти или внутри самого себя, или совсем не найти». Учителя не могут «сделать» адепта, сам человек должен сделаться им. «Работай и жди!» - говорили они. Многие стремились стать Посвященными, но немногим это удавалось. «Кто хочет стать тем, чем он должен быть, должен перестать быть тем, что он есть», - говорили наставники. Жрец-учитель говорил претенденту: «Каждый, прикасающийся к нашему учению, ставит на ставку свою жизнь. Безумие или смерть - вот что находит здесь слабый или порочный; одни лишь сильные, добрые, чистые сердцем и силою отречения находят здесь жизнь и бессмертие. Это - бездна, которая возвращает лишь смелых духом. И если твое мужество несовершенно, откажись от своего желания. Ибо после того, как эта дверь закроется за тобой, отступление уже невозможно».

Прошедшим же все испытания («двадцать мытарств») и не поддавшимся гордыни, открывались «двадцать две тайны Бытия». Потому, что полное знание может быть открыто лишь тем, кто прошел через все испытания и остался скромным и трудолюбивым. Посвященный становился просветителем - пророком, ясновидящим и созидателем душ, то есть, - Учителем.

Жрецы говорили: «Ибо только тот, кто господствует над самим собой, может господствовать над другими. Только тот, кто сам свободен, может приводить к свободе других».

Чтобы править миром, необходимо иметь три качества:

1. мудрость, которая не зависит от образованности, это способность различать правильное и неправильное, избрать правильный способ и правильно решить проблему;
2. силу , но не физическую, а духовную;
3. состоятельность (средства), а она придет, когда есть мудрость распознать действительно необходимое, решить и поступить правильно. Но ее будет столько, сколько необходимо для решения проблемы, не больше.

В русских сказках обновление приводится как прыжок благородного героя в кипящую, а затем в холодную воду в котле («Конек-горбунок»). После этого герой превращается в прекрасного царевича. Завистливый же соперник при этих испытаниях гибнет.

Любая миссия - это трагедия. И напрасно ждать роз на своем пути. Скорее всего, путь будет полон лишений, трудностей и непонимания окружающих.

Приведем притчу. Один человек роптал на то, что его крест, который он нес, был слишком тяжел. Человек взял и отпилил часть креста. И крест стал легче. Человек радостно зашагал по дороге и обогнал другого путника, который, страдая, но терпя, нес свой большой тяжелый крест. Через некоторое время на пути их оказалась пропасть. Человек с большим крестом положил его на края пропасти и, как по мосту, перешел на другую сторону. Крест же другого (более короткий) не достал до второго края пропасти, и человек упал в бездну. Один, пусть трудно, но дошел до цели, а второй - погиб. «Претерпевший до конца, спасется».

Другая притча описывает дорогу жизни человека, стремящегося найти Истину. Путь его идет через долину Уничижения, в которой по очереди встречаются восемь испытаний: Уныние, Распутство, Затруднение, Обман, Наказание, Недовольство, Стыд и Краснобайство.
* «Уныние », здесь человек может впасть в стенания о своей «трудной доли», но должен открыть дверь в следующий этап своей дороги;
* «Распутство », которое лестью и обещаниями (власти, денег…) заманивает путника. Но Учителя предупреждают: «Стопы Распутства достигают до преисподней»;
* «Затруднение » (нехватка денег, потеря близких, болезни…);
* «Обман » («Ветхий человек») - старик, который предлагает обманом получать утехи и довольство. Он имеет трех Дочерей: «Вожделение» тела, «Похоть» глаз и «Гордость» житейскую. Поддающийся Им, попадает в рабство;
* «Наказание », когда Некто, не говоря ничего, бьет путника за все его грехи. Это Моисей, не терпящий тех, кто не соблюдает заповеди Бога. Но Иисус запрещает Ему трогать путника;
* «Недовольство » своей жизнью (человек считает, что его недооценили);
* «Стыд », восстающий против религии. «Стыд» говорит, что вера в Бога показывает трусость человека, его необразованность и стыдит в этом путника. Но Библия говорит - не бойся прослыть дураком за свою веру, ты более мудрый, чем устыжающие тебя;
* «Краснобай » («красиво говорящий»). Его трудно отличить от порядочного человека, так как он говорит красиво и вроде бы правильно о жизни, но сам не живет по законам Бога. Он морочит головы людям, ведя их за собой в никуда. Его можно воспринять за истинного своего друга и Учителя, но это обман, ведущий в тупик. Это - лжеучителя.

Прошедший же все испытания, познает Жизнь и истинное Счастье - в нем загорается «космический огонь» (человек начинает светиться, как святой). Уолт Уитмен сказал по этому поводу: «Огромное, яркое Солнце, как быстро ты убило бы меня, если бы во мне самом не восходило такое же Солнце». Рамакришна (Гададхар Чааттерджи) (1836-1886) индийский мыслитель и крупнейший духовно-религиозный реформатор считал своего ученика Свами Вивекананда (1863-1902) благословенным среди людей тем больше, чем больше его ученик прошел испытаний. В духе Вивекананда был старше своего Учителя Рамакришны.

Восточная мудрость гласит: «Кто боится себя исчерпать, обязательно станет нищим. Раздай себя, чего бы это ни стоило, если хочешь действительно познать счастье в жизни». В Махабхарате говорится: «У человека нет больше врага, чем он сам». «Кто в жизни ничего не слышал, кто ничего не понял, тот состарился подобно ослу. Только живот его растет все больше и больше, и все меньше по достоинству он оценивает жизнь» (Будда). Космос помогает всем нам духовно расти, но: «Бог помогает тем, кто помогает другим». Человек, нашедший свою миссию на Земле и следующий ей, несмотря на все трудности, будет испытывать душевный восторг, чувство высшего счастья. В этом случае у него не может быть соперников, так как никто, кроме него, не может выполнить его миссию на Земле.

За раскрытие тайн Мироздания подвижникам приходится дорого платить. Пастернак писал:

«Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь
».

А. Чижевский (медик, химик, художник, поэт и космист), открывший новое направление в науке (солнечно-земные связи), говорил о первооткрывателях:

«В своих бореньях
Им нет приюта, гонят их,
Но в этих сумрачных гоненьях
Сокрыт удел - удел святых
».

Добровольным испытанием и жертвой может являться отрешение самого человека от мирских радостей. Но не жертвоприношением себя или другой личности, любого живого существа (барана, ягненка, голубя), так как это приравнивается к убийству живой души. К отрешению от мирских радостей приходят только посвященные, так как они уже не принадлежат себе и своим семьям - они служат Истине. Об отказе от всего земного (даже от создания семьи) для посвященных говорит и Библия (Мтф. 19): «…не все вмещают слово сие, но кому дано. Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые скоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства небесного. Кто может вместить, да вместит».

Можно привести случай, произошедший с Буддой, когда пять нищих, увидев, как Будда вкусил рису и похлебки, ушли, потеряв веру в его искание истины. Будда же сказал: «О, братие, в две крайности не должен впадать вступивший на Путь. Одна из них в страстях, соединена с наслаждением страстями, низкая, грубая, свойственная человеку непосвященному. Другая соединена с самоистязанием, скорбная, не связанная со тщетою» («Что сверх меры - то нездорово»). Будда, отойдя от крайностей, избрал средний путь, дающий прозрение, знание, ведущий к успокоению, высшему разумению (Нирване): «Прежде всего надо познать четыре святые истины: существование - есть страдание; источник существования - жажда жизни; уничтожение жажды жизни - уничтожает и существование; жажда наслаждений уничтожается вступлением на Путь возвышения Духа, который в свою очередь состоит из восьми частей: истинных воззрений, истинных стремлений, правдивой речи, доброго поведения, честного способа добывания средств к существованию, истинного страдания, верной памяти, истинного самоуглубления». «Идеальное, не охваченное материальным, не существует». И если смотреть в глаза святых, то можно увидеть внимательное и серьезное отношение к людям, жизни, событиям. Человек в присутствии святого ощущает взор строгого, справедливого и любящего Учителя (Заметим, что совсем другое выражение глаз у сектантов - оно, скорее всего, пугает своим отрешением от жизни и напоминает взгляд зомби). «Гори, не опаляя (не губя) окружение!» Дело не в самоистязании, а в самообуздании.

Приведем притчу : жил брахман, который истязал свое тело, носил одежду из самой жестокой ткани и прижигал свое тело в пяти местах. Увидела его монахиня и сказала: «Ты не жжешь того, что должно жечь, а жжешь то, что не должно жечь». Рассердился брахман и сказал: «Жалкая женщина, что же ты разумеешь под тем, что надо жечь?» Монахиня ответила: «Если ты хочешь знать, что жечь, жги гнев твоего сердца. Тогда оно станет сердцем чистым и искренним. Когда бык запряжен в телегу и телега не двигается, то ударяют по быку, а не по телеге. Тело подобно телеге, а сердце - это бык движущий».

Перед каждым человеком стоит выбор - что он ценит превыше всего в жизни: произвол; власть и богатство или свободу, свет, истину, добро. Народная пословица гласит: «Человек стоит то, ради чего он хлопочет».

В китайской Книге Перемен указывается «четыре (последовательных) пути к совершенству». Первый путь - подойти к пониманию текста мудрых изречений. Второй путь - через действия подойти к пониманию изменчивости мира. Третий путь - через устройство космических законов подойти к пониманию событий; четвертый путь - через ясновидение подойти к пониманию предсказаний. Посвященный в знания, начинает не бороться с окружающим миром, а взаимодействовать и учиться у него. Как это покажется ни странно, но бороться легче, чем учить «уму разуму».

Три условия для формирования личности . Мало родиться личностью, важно кто формирует личность. В первую очередь это семья, учителя и окружение. Поэтому, для правильного воспитания человека, как правило, необходимо три условия:

1. в семье кто-то из родителей должен своей жизнью показывать пример служения Истине;
2. в школе преподаватели (или хотя бы один из них) обязаны прививать детям интерес и любовь к познанию;
3. в окружении должен появиться наставник (Учитель), который ознакомит с Космическими законами и поможет найти свою миссию на Земле.

Один мудрец сказал: «Сердце - Отечеству, Душу - Богу, Жизнь - людям, Честь - никому».

Три этапа в развитии личности. Путь к Истине не скорый, а проходит через три уровня сознания от низшего до высшего: молодость (утренний), зрелость (полуденный), старость (вечерний).

Зрелость - более высокая работа - «полуденное» («товарищ») («лето»). Период цветения, управление огнем. В этом состоянии человек пребывает еще около 18 лет. Девиз: «Я - сам по себе, ты - сам по себе». Нейтралитет. Главная цель в жизни - деньги, слава, комфорт. Происходит как бы остановка для осмысления полученной энергии-информации, переход от внешней энергии «ян” к внутренней энергии «инь». Цвет - зеленый (анализ). В это время человек второй раз раскрывает свою душу - перед самим собой.

Старость - самый высокий уровень работы - «вечернее с ночным временем» («мастер») («осень», «зима»). Произрастание плода и падение такового с целью создания дальнейшего процесса осеменения почвы. Процесс добывания «философского камня». На это уходит все оставшееся время. Девиз: «Все, кто не против меня, тот со мной. Все мы - дети одного Отца Небесного. Все мы - братья. Кто-то старше, кто-то младше. Мы должны помогать друг другу в нашем трудном пути к Истине». Происходит созидательная, творческая (внутренняя), умственная работа «инь». Это - разум, дружба, помощь, доброта, любовь к людям. Цель жизни - идея познания истины, работа на Космос. Цвет - синий (творчество). В это время человек третий (и последний) раз раскрывает себя перед Вселенной (Богом).

На первой ступени развития (молодость) ученик должен чувствовать свою тьму, пороки и научиться работать, повиноваться и молчать. На второй ступени (зрелость) он вводится в область применения приобретенных им хороших качеств. Ученик становится частично посвященным. На третьей ступени развития (старость) ученику дается ключ к пониманию иерархий (через притчи, легенды), которые посвященный понимает по мере посвящения своего Духа и в меру своего ума. Переход от ступени к ступени плавный и непрерывный.

Одного гениального писателя спросили как он относится к творчеству. Он ответит: «Когда мне было 15 лет, я говорил: "Я". Когда мне исполнилось 25, я говорил: "Я и Пушкин". В 40 лет я говорил: "Пушкин и я". Сейчас я говорю: "Пушкин!"».

Алхимики утверждали, что развитие человека, рост его духа идет через три уровня. Первый переход из «твердого состояния в жидкое» - воспитание умения слушать других и воспринимать информацию, быть терпимым к другим. Второй - растворение в любви к Высшим Силам (Абсолюту, Богу и истине). Третий - сгорание для идеи (самопожертвование).

Восточная философия также говорит об иерархии иерархических уровней в духовности. Этих уровней три. Есть еще четвертая, высшая, не принадлежащая Земле. Первый уровень - это работа физического плана. Второй уровень - это смешанный труд, например, экономика и военное дело. Третий уровень - это умственный труд, например, педагогика, медицина. Но самый высокий уровень работы, не подчиняющийся никому, - это четвертый - работа пророков, мудрецов, старейшин, гения, которые сами есть - Закон. Через них люди получают Высшие Космические законы, которым должны следовать все, без исключения. Четвертый план людей не может и не должен приручаться. Иначе прогресс остановится. Более того, эта единственная категория людей, которая имеет право на неприкосновенность. Никакой другой человек (ни царь, ни президент, ни посол, ни депутат) этого права не должен иметь. Если эта иерархия соблюдается, то на Земле наступает гармония, которая у разных партий и религий называется по-разному: золотой век, рай, коммунизм - все это одно и то же.

На Востоке есть очень хорошая поговорка: «Из хорошего железа не делают простых гвоздей, из хорошего человека - простого солдата». И афоризм «Каждому - свое» означает, что каждый человек должен заниматься своим по духу (а не чужим) делом. Неправильно, если человек по наследству занимается делом своего отца, если оно ему не нравится (как это происходит при частном капиталистическом строе). Более правильно, когда пост занимается по мере образования, таланта и желания (как это происходит при развитом социалистическом производстве). Другое дело, что название строя «социалистический” в России не совсем соответствует действительно социалистическому.

Примером выполнения своей миссии (на Земле) служит эпизод из Библии, когда Иоанн Креститель усомнился в том, что он имеет право крестить самого Сына Божьего - Иисуса. (Мтф. 3): «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну - креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: ”Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь же теперь; ибо надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его».

Осознания жизни или, как говорил Рерих - «открытие центров» происходит двумя путями: неправильным и правильным. В первом случае человечество начинает осознавать мир («открывает глаза» на мир) после стресса или заболеваний (невралгии, ревматизма, астмы, чахотки). Центры при этом хотя и раскрываются, но лишь частично. Полное раскрытие энергетических центров (чакр) происходит лишь при выборе второго пути - через духовную работу человека. Вот почему многие люди приходят к духовной работе и пересматривают свое отношение к жизни после серьезных стрессов, болезней и травм.

Из всего сказанного следует, что переход от одного уровня к другому должен осуществляться только путем созидания (обучения), а не путем захвата (насилия). Так, в семье ребенок должен быть под контролем родителей до тех пор, пока не повзрослеет и не поумнеет. Если сравнить двух людей Пугачева и Ломоносова, начавших свой подъем по социальной лестнице с одного уровня, то Михаил Ломоносов шел долгим путем созидания (обучения), а Емельян Пугачев выбрал более короткий путь - путь захвата. Трудно даже себе представить, что было бы с Россией, если бы к власти пришел неграмотный и агрессивный, пускай и талантливый Пугачев! Но мы, увы, иногда ставим Пугачева выше Ломоносова. К захватчикам можно отнести также Александра Македонского, Наполеона, Гитлера.

Этот закон также подразумевает, что любой человек в своем развитии, в процессе многих реинкарнаций проходит все уровни иерархии. Поэтому все мы в будущем при хорошей работе и живя по Космическим.законам будем гениями и пророками. Но этот процесс долгий.

Для примера приведем эпизод из Библии (разговор Иисуса с Вараввой), когда Варавва предложил Иисусу быстро навести порядок в стране при помощи революционного переворота и захвата власти. Иисус же просил Варавву следовать за собой и учить всех людей Космическим законам. За это Варавва по своей близорукости и неграмотности обвинил Иисуса в трусости и выборе для себя более легкого пути в жизни. Именно также подумали о Иисусе и простые обыватели на всеобщем судилище пророка.

Показатель уровня духовности страны, правителя и народа - это отношение к «высшим иерархическим уровням» (ученым, людям искусства, врачам, педагогам). Каждое государство, правитель, человек, что бы он о себе ни говорил, помогает и стимулирует тот уровень, к которому относится сам. «По делам их судите их», - говорит Библия. Царь Соломон, зная и понимая эту иерархию, платил за ученого раба в несколько раз больше, чем за физически крепкого и здорового, предназначенного для физического труда. Потому что «из всех созидательных энергий самой высокой является мысль». Такое поведение мудрого царя Соломона не всегда понимала и благосклонно принимала и тогдашняя знать.

В наш век Япония для восстановления своего хозяйства после второй мировой войны (1941-1945 года) стимулировала науку и приобретала новейшие научные разработки, что выдвинуло ее на первое место по развитию производства. Какой же путь выберет мировая (и российская) высшая иерархия в наступающем 21 веке?


В древности считалось, что человек, вошедший в лабиринт , теряет волю, ориентацию и вообще может забрести в иной мир. Раньше в лабиринты часто отправляли провинившихся или неугодных людей. Из-за запутанных ходов человек тут же подвергался панике, которая нередко приводила его к безумию. Для более действенного устрашения, в лабиринтах разбрасывались кости, а на стенах рисовались изображения демонов.




Считается, что самый древний египетский лабиринт, построенный в 2300 году до н. э., располагался у озера Биркет-Карун в окрестностях Каира. Это было огромное здание площадью 70 тысяч квадратных метров, обнесенное стеной. Внутри него располагалось 1,5 тысячи наземных помещений и такое же количество – под землей (там были гробницы фараонов и крокодилов). Перед входом в лабиринт висела табличка с надписью: «Безумие или смерть - вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие».

Стоит ли говорить, что просто так перемещаться по сложной системе запутанных коридоров без риска остаться в них навсегда, было очень опасно. Только во время праздника прославления Себека (бога с головой крокодила) в лабиринт входили жрецы, приносившие ему жертвы.



Самым известным считается лабиринт на острове Крит. Его еще называют лабиринтом Минотавра. Легендарный скульптор Дедал стал автором этого творения. В 1380 году до н. э. лабиринт был разрушен.

В 1900 году английский археолог Артур Эванс, среди прочих находок, обнаружил в Оксфордском музее иероглифическое письмо, в котором говорилось о лабиринте. Археолог отправился на остров Крит и принялся за раскопки. Артуру Эвансу понадобилось 30 лет, чтобы справится с лабиринтом. Площадь Кносского лабиринта составила 22 тысячи квадратных метров. Высота над землей этого сооружения составляла не менее 5-6 этажей.



Согласно мифам, внутри лабиринта жил Минотавр – существо с телом человека и головой быка. Единственным косвенным подтверждением этой легенды стала фреска с изображением Минотавра в одном из залов. Там же археолог отыскал множество человеческих костей.



В Древнем Китае лабиринты можно было обнаружить при входе чуть ли не в каждый город и дом. Жители Поднебесной верили, что нечистая сила могла летать только по прямой, поэтому извилистый вход будет ей не по зубам.



На побережье Балтийского моря в Скандинавии можно отыскать более 600 лабиринтов, выложенных из камней. Они не такие запутанные, как лабиринты в Греции или Египте, но проходя по ним, местные рыбаки верили в удачный улов в предстоящей рыбалке.



На территории России также можно отыскать лабиринты. На Соловецких островах находятся так называемые «места силы». Внутри них не растет ничего, кроме мхов, а все высаженные деревья тут же погибают. Животные никогда не забредают на территорию лабиринтов.



Европейцы, начиная примерно c XV века, «переместили» лабиринты в христианскую плоскость. Они стали изображаться на напольной плитке католических храмов, символизируя собой извилистый путь наказания, которое должен был пройти на коленях раскаявшийся грешник.



К XVII веку запутанность лабиринта частично теряет свою сакральность и приобретает более развлекательный характер. В королевских парках начинают сажать растения таким образом, чтобы живая изгородь превращалась в лабиринт. Монархи забавлялись, наблюдая за тем, как их придворные бегают туда-сюда в поисках выхода.
Парковые лабиринты по красоте вполне могли бы конкурировать с , поражающими изысканностью и красотой.

Изида.

Посвящение.

Испытания.

Во времена Рамзеса египетская цивилизация достигла вершины своей славы. Фараоны двадцатой династии, ученики и меченосцы святилищ, героически выдерживали борьбу против Вавилона. Египетские стрелки не давали покоя Ливийцам, Бодонам и Нумидийцам и гнали их до самого центра Африки. Флот из четырехсот кораблей преследовал союз схизматиков до самого впадения в Инд. Чтобы лучше противостоять нападению Ассирийцев и их союзников, Рамзесы провели стратегические дороги до самого Ливана и построили цепь крепостей между Магеддо и Каркемиш. Нескончаемые караваны двигались по пустыне из Радазии в Элефантину. Архитектурные работы совершались безостановочно, и для этого были собраны рабочие с трех частей света. Большая зала Карнака, в которой каждая колонна достигала высоты вандомской колонны, была восстановлена; Абидосский храм обогащался чудесами скульптуры, а "царская долина" величественными памятниками. Постройки шли и в Бубасте, и в Луксоре, и в Спеозе Ибсамбуле. В Фивах триумфальный пилон напоминал о взятии Кадеша. В Мемфисе поднимался Рамессеум, окруженный целым лесом обелисков, статуй, гигантских монолитов.

Среди этой лихорадочной деятельности и этой ослепительной жизни не мало чужеземцев, стремившихся к мистериям, приплывали из отдаленной малой Азии или из гористой Фракии в Египет, привлеченные славой его храмов. Высаживаясь в Мемфисе, они бывали потрясены развертывавшейся перед ними картиной: памятники, всевозможные зрелища, народные празднества, все производило на прибывших впечатление изобилия и величия. После церемонии царского посвящения, происходившего в тайниках святилища, они видели, как фараон выходил из храма к народу, как он перед несметной народной толпой поднимался на большой щит, несомый двенадцатью носителями опахал из числа его телохранителей. Впереди двенадцать молодых жрецов несли на подушках, вышитых золотом, царские знаки: царский скипетр с головою овна, меч, лук и булаву. Позади следовали двор и жреческие коллегии, сопровождаемые посвященными в великие и малые мистерии. Первосвященники носили белую тиару и их нагрудник сверкал и переливался символическими драгоценными камнями. Сановники двора несли знаки Агнца, Овна, Льва, Лилии и Пчелы, подвешенные на массивных цепях художественной работы. Различные корпорации с своими эмблемами и развернутыми знаменами замыкали шествие.

По ночам великолепно расцвеченные барки скользили по искусственным озерам, и на них помещались царские оркестры, посреди которых виднелись – в позах священного танца танцовщицы и играющие на теорбах (лютнях).

Но не этого подавляющего великолепия искал пришлый чужеземец. Жажда проникнуть в тайны вещей – вот что привлекало его в Египет. Ему было известно, что в его святилищах жили маги, иерофанты, владеющие божественной наукой. Его влекло желание приобщиться к тайнам богов. Он слышал от жреца своей страны о Книге Мертвых , об этом таинственном свитке, который клали под голову мумии как священное причастие, и в котором, под символической формой, излагалось потустороннее странствие души, как оно передавалось жрецами Амона-Ра.

Он слушал с жадным вниманием и внутренним трепетом, смешанным с сомнением, рассказы о долгом странствии души после смерти; об ее искупительных страданиях в области палящего огня; об очищении ее астральной оболочки; о ее встрече с дурным кормчим, сидящим в лодке с повернутой назад головой, и с добрым кормчим, смотрящим прямо в лицо; о ее появлении в суд перед сорока двумя земными судьями; о ее оправдании Тотом; и наконец, о ее вступлении в свет Озириса и преображении в его лучах.

Мы можем судить о влиянии этой книги и о том перевороте, который египетское посвящение производило в умах, по следующему отрывку из Книги Мертвых .

"Эта глава была найдена в Гермополисе, написанная голубым на алебастровой плитке, у ног бога Тота (Гермеса), во времена царя Менкары, князем Гастатефом, когда последний путешествовал для проверки храмов. Он отнес камень в храм царей. О, великая тайна! Он перестал видеть, он перестал слышать, когда он прочел эту чистую и святую главу, и он не приближался более ни к одной женщине и не ел более мяса животных и рыб".

Что же было истинного в этих волнующих рассказах, в этих священных образах, позади которых трепетала страшная тайна потустороннего мира? "Изида и Озирис знают о том!" отвечали ему на это. Но кто же были эти боги, о которых жрецы упоминали не иначе, как приложив палец к устам? Чтобы получить на это ответ, чужеземец стучался в двери великого храма Фив или Мемфиса.

Служители вводили его под портик внутреннего двора, огромные колонны которого казались гигантскими лотосами, поддерживающими своею силой и чистотой солнечный Ковчег, храм Озириса. Иерофант подходил к вновь пришедшему. Величие его облика, спокойствие его лица, тайна его непроницаемых глаз, светящихся внутренним светом, производили сильное впечатление на новичка. Взгляд Иерофанта проникал как острие копя. Чужеземец чувствовал себя лицом к лицу с человеком, перед которым невозможно что-либо скрыть.

Жрец Озириса вопрошал пришедшего об его родном городе, об его семье и о том храме, где он получил свои познания. Если после этой короткой, но проникновенной проверки он оказывался недостойным приблизиться к мистериям, молчаливым, но непреклонным жестом ему указывали на дверь.

Если же Иерофант находил в ищущем искреннее искание истины, он предлагал ему следовать за собой. И тогда они проходили через портики, через внутренние дворы, через аллею, высеченную в скале, открытую сверху и окаймленную обелисками и сфинксами, которая вела к небольшому храму, служившему входом в подземные пещеры. Дверь ведущая к ним, была закрыта статуей Изиды в натуральную величину. Богиня изображалась сидящей с закрытой книгой на коленях, в позе глубокого размышления. Лицо ее было закрыто; под статуей виднелась надпись: ни единый смертный не поднимал моего покрывала .

"Вот дверь в тайное святилище", говорил Иерофант. "Посмотри на эти две колонны. Красная представляет восхождение духа к свету Озириса; темная означает его пленение в материи и падение его может окончиться полным уничтожением. Каждый прикасающийся к нашему учению, ставит на ставку свою жизнь. Безумие или смерть, вот что находит здесь слабый или порочный; одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие. Много легкомысленных вошли этой дверью и не вышли живыми из нее. Это – бездна, которая возвращает назад лишь смелых духом. Подумай основательно о том, куда ты направляешься, об опасностях, которые ожидают тебя. И если твое мужество несовершенно, откажись от своего желания. Ибо после того, как эта дверь закроется за тобой, отступление уже невозможно".

Если чужеземец продолжал настаивать, Иерофант отводил его во внешний двор и передавал служителям храма, с которыми он должен был провести неделю, отбывая самые смиренные работы, слушая гимны и производя омовения. При этом он должен был сохранять абсолютное молчание.

Когда наступал вечер испытаний, два неокора или помощника отводили его к двери тайного святилища. Входом служили совершенно темные сени без видимого выхода. С двух сторон этой темной залы чужестранец различал при свете факелов ряд статуй с человеческими телами и с головами животных: львов, быков, хищных птиц и змей, которые, казалось, смотрели на него оскалив зубы. В конце этого темного прохода, через который шли в глубоком молчании, находилась мумия и человеческий скелет в стоячем положении друг против друга. Молчаливым жестом оба неокора указывали вступающему отверстие в стене, как раз против него. Это был вход в коридор, настолько низкий, что проникнуть туда можно было только согнувшись и передвигаясь на коленях.

– Ты еще можешь вернуться назад, – произносил один из неокоров. – Дверь святилища еще не заперта. Иначе ты должен продолжать свой путь через это отверстие и уже безвозвратно.

Если вступающий не отступал, ему давали в руку маленькую зажженную лампу. Неокоры удалялись, с шумом закрывая за собою двери святилища.

Колебаться было бесполезно; нужно было вступить в коридор. Лишь только он проникал туда, ползя на коленях с лампой в руке, как в глубине подземелья раздавался голос: "здесь погибают безумные, которые жадно восхотели знания и власти".

Благодаря акустическому приспособлению, эхо повторяло эти слова через определенные промежутки семь раза. Но подвигаться было все же необходимо; коридор расширялся, спускаясь все более и более крутым наклоном. Под конец перед путником раскрывалось воронкообразное отверстие. В отверстии виднелась висячая железная лестница; он спускался по ней. Достигнув последней ступеньки, смелый путник погружал взоры в бездонный колодец. Его маленькая лампа, которую он сжимал в руке, бросала бледный свет в страшную темноту. Что было делать ему? Возврат на верх был невозможен; внизу ожидало падение в темноту, в устрашающую ночь.

В эту минуту великой нужды он замечал слева углубление в стене. Держась одной рукой за лестницу, а другой протягивая свою лампу, он – при ее свете – замечал ступеньки, слабо выделявшиеся в отверстии. Лестница! Он угадывал в ней спасение и бросался туда. Лестница вела наверх; пробитая в скале, она поднималась спиралью. В конце ее путник видел перед собой бронзовую решетку, ведущую в широкую галерею, поддерживаемую большими кариатидами. В промежутках между кариатидами виднелись на стене два ряда символических фресок, по одиннадцати с каждой стороны, нежно освещаемые хрустальными лампами, которые были утверждены в поднятых руках прекрасных кариатид.

Маг, называемый пастофор (хранитель священных символов), открывал решетку перед посвященным, принимая его с благосклонной улыбкой. Он поздравлял его с благополучными окончанием первого испытания, затем, проходя с ними по галерее, объяснял ему смысл священной живописи. Под каждой из картин виднелись буква и число. Двадцать два символа изображали двадцать две первые тайны (arcanes) и составляли азбуку оккультной науки, т.е. абсолютные принципы, ключи, которые становятся источником мудрости и силы, если приводятся в действие волей.

Эти принципы запечатлевались в памяти благодаря их соответствию с буквами священного языка и с числами связанными с этими буквами. Каждая буква и каждое число выражают на этом язык троичный закон, имеющий свое отражение в мире божественном , в мире разума и в мире физическом .

Подобно тому, как палец, трогающий струну на лире, заставляя звучать одну ноту в гамме, приводит в колебание и все гармонирующие с нею тона, так и ум, созерцающий свойства числа, и голос, произносящий букву с сознанием всего ее значения, вызывают силу, которая отражается во всех трех мирах.

Таким образом буква А, которая соответствует единице, выражает в божественном мире : Абсолютную Сущность, из которой происходят все существа; в мире разума : единство – источник и синтез чисел; в мире физическом : человека, вершину земных существ, могущего, благодаря расширению своих способностей, подниматься в концентрические сферы бесконечного.

Первый символ у египтян носил изображение иерофанта в белом облачении со скипетром в руке, с золотой короной на голове. Белое облачение означало чистоту, скипетр – власть; золотая корона – свет вселенной.

Тот, кого подвергали испытаниям, был далек от понимания всего окружающего; но неизведанные перспективы раскрывались перед ним, когда он слушал речи пастофора перед таинственными изображениями, которые смотрели на него с бесстрастным величием богов. Позади каждого из них он провидел как бы молнией освещаемые ряды идей и образов, внезапно выступающих из темноты. Он начинал подозревать в первый раз внутреннюю суть мира , благодаря таинственной цепи причин. Таким образом от буквы к букве, от числа к числу, учитель объяснял ученику смысл таинственного состава вещей и вел его через Изиду Уранию к колеснице Озириса, от молнией разбитой башни к пылающей звезде и, наконец, к короне магов.

"И запомни, – говорил пастофор, – что означает эта корона: всякая воля, которая соединяется с божественной волей, чтобы проявлять правду и творить справедливость, вступает еще в этой жизни в круг силы и власти над всем сущим и над всеми вещами; это и есть вечная награда для освобожденного духа". Слушая эти слова учителя. посвящаемый испытывал и удивление, и страх, и восторг. Это были первые отблески святилища и предчувствие раскрывающейся истины казалось ему зарей какого-то небесного воспоминания.

Но испытания только еще начались. После окончания своей речи, пастофор открывал дверь, за которой был входа в сводчатый коридор, узкий и длинный; на дальнему его конце трещал и пылал огненный костер. Но ведь это смерть! говорил посвященный и смотрел на своего руководителя с содроганием. "Сын мой, – отвечал пастофор – смерть пугает лишь незрелые души. В свое время я проходили через это пламя, как по долине роз". И решетка, отделяющая галерею символов, закрывалась за посвящаемым. Подойдя к самому огню, он увидел, что пламенеющий костер происходит от оптического обмана, создаваемого легкими переплетеньями горящих смолистых веток, расположенных косыми рядами на проволочных решетках, тропинка обозначенная между ними, позволяла быстро пройти, минуя огонь.

За испытанием огнем следовало испытание водой . Посвящаемый был принуждены пройти через стоячую, чернеющую воду, освещенную заревом, падающим от оставшегося позади костра.

После этого два неокора вели его в темный грот, где ничего не было видно кроме мягкого ложа, таинственно освещенного бледным светом бронзовой лампы, спускающейся с высоты свода. Здесь его обсушивали, растирали, поливали его тело душистыми эссенциями и одев его в льняные ткани, оставляли в одиночестве, говоря: "отдохни и ожидай иерофанта".

Посвящаемый растягивал свои усталые члены на пушистых коврах великолепного ложа. После всех перенесенных волнений, минута покоя казалась ему необыкновенно сладкой. Священная живопись, которую он только что видел, все эти таинственные образы, сфинксы и кариатиды, вереницей проходили в его воображении. Почему же одно из этих изображений снова и снова возвращалось к нему, преследуя его как галлюцинация?

Перед ним упорно вставал десятый символ, который изображал колесо, подвешенное на своей оси между двумя колоннами. С одной стороны на него поднимается Германубис, гений добра, прекрасный, как молодой эфеб; с другой стороны – Тифон, гений зла, бросается головой внизу в пропасть. Между обоими, на самой вершин колеса, виднеется сфинкс, держащий меч в своих когтях.

Слабые звуки отдаленной музыки, которые, казалось, исходили из глубины грота, заставили исчезнуть это видение. Это были звуки легкие и неопределенные, полные грустного и проникающего томления. Металлический перезвон раздражал его ухо, смешиваясь со стонами арфы, с пением флейты, с прерывающимися вздохами, подобными горячему дыханию. Охваченный огненной грезой, чужеземец закрывал глаза. Раскрыв их снова, он увидел в нескольких шагах от своего ложа видение, потрясающее силою огневой жизни и дьявольского соблазна. Женщина, нубийка, одетая в прозрачный пурпуровый газ с ожерельем из амулетов на шее, подобная жрицами мистерий Милитты, стояла перед ним, пожирая его взглядом и держа в левой руке чашу, увитую розами.

Она была того нубийского типа, знойная и пьянящая чувственность которого сосредоточивает в себе все могущество животной стороны женщины: бархатистая смуглая кожа, подвижные ноздри, полные губы, красные и влажные, как сочный плод, жгучие черные глаза, мерцающие в полутьме.

Чужеземец вскочил на ноги, удивленный, взволнованный, не зная радоваться ему, или страшиться. Но красавица медленно подвигалась к нему и, опуская глаза, шептала тихим голосом: "Разве ты боишься меня, прекрасный чужеземец? Я приношу тебе награду победителей, забвение страданий, чашу наслаждений"...

Посвящаемый колебался; тогда, словно охваченная усталостью, Нубийка опустилась на ложе и не отрывая глаза от чужеземца, окутывала его молящими взглядом, словно влажными пламенем.

Горе ему, если он поддавался соблазну, если он склонялся к ее устами и, пьянея, вдыхал тяжелое благоухание, поднимавшееся от ее смуглых плеч. Как только он дотрагивался до этой руки и прикасался губами к этой чаше, он терял сознание в огневых объятиях... Но после насыщения пробужденного желания, выпитая им влага погружала его в тяжелый сон.

При пробуждении он чувствовал себя покинутым и охваченным глубоким отчаянием. Висячая лампа бросала зловещий свет на измятое ложе. Кто-то стоял перед ним: это был иерофант. Он говорил ему: "Ты остался победителем в первых испытаниях. Ты восторжествовала над смертью, над огнем и водою, но ты не сумел победить самого себя. Ты, дерзающий стремиться на высоты духа и познания, ты поддался первому искушению чувств и упал в бездну материи. Кто живет рабом своей плоти, тот живет во мраке. Ты предпочел мрака свету, оставайся же в нем!

Я предупреждал тебя об ожидавших тебя опасностях. Ты сохранишь жизнь, но потеряешь свободу; ты останешься под страхом смерти рабом при храме".

Если же посвящаемый опрокидывал чашу и отталкивал искусительницу, тогда двенадцать неокоров с факелами в руках окружали его и вели торжественно в святилище Изиды, где иерофанты в белых облачениях ожидали его в полном составе. В глубин ярко освещенного храма находилась колоссальная статуя Изиды из литой бронзы с золотой розой на груди, увенчанная диадемой о семи лучах. Она держала своего сына Гора на руках. Перед богиней глава иерофантов в пурпуровом облачении принимал посвящаемого, который под страшными заклятиями произносил обет молчания и подчинения. Вслед затем его приветствовали, как брата и будущего посвященного. Перед этими величавыми Учителями, вступивший в храм Изиды чувствовал себя словно в присутствии богов. Переросший себя самого, он входил в первый раз в область вечной Истины.

Примечание:

5. Памятник из цельного камня.

6. Подобные зрелища изображены на стенах царских гробниц; снимок с таких изображений имеется в книги Франсуа Ленорман, описание их имеется также в книге "La Mission des Juifs" Saint Ives d"Alveydre (глава об Египте).

7. Книга Мертвых, гл. LXIV.

8. Мы даем здесь все египетская названия в греческом переводе, более легком для европейцев.

Идя по жизни, мы понятия не имеем, где окажемся завтра. Мы стремимся к цели, но не знаем, как ее достичь. Плутаем, рискуя оказаться в тупике. Ломаем голову: какую дорогу выбрать? Символ нашей жизни - лабиринт. История лабиринтов длинна, сложна и запутанна. Как и жизнь человека.
Древние говорят, что невозможно просто пройти лабиринт, и лучший способ передвижения по нему - это танец или шаги, которые описывают определённые фигуры: фигуры на поверхности, фигуры в пространстве, фигуры ритуальные и магические. В каком-то смысле по дороге жизни мы тоже должны продвигаться танцуя, определяя таким образом процесс эволюции.
Символика лабиринта в первом тысячелетии до н. э. распространилась по всему Старому Свету. Из Средиземноморья она проникла на Восток, позднее станет популярна и на Западе: в Испании, Англии, Скандинавии и на Руси. В Скандинавии, Прибалтике и России можно встретить более пятисот очень архаичных лабиринтов, выложенных из камней. Их строители не гнушались ни мелким булыжником, ни крупными валунами. Эти сооружения носят названия "троянских крепостей" Севера. Диаметр большинства из них составляет от семи до восемнадцати метров. Многие соответствуют классическому критскому типу лабиринта с одним входом. Сроки их сооружения определили по возрасту лишайников, покрывавших камни. Все они возведены примерно в XIII - XVII веках. Их назначение до сих пор непонятно ученым.

Лабиринты манят, запутывают, пугают и даже могут довести до отчаяния тех, кто в них оказывается. Существует много историй о лабиринтах, из которых невозможно выбраться. И даже если выход был близок, какая-то неведомая сила возвращала жертву к исходной точке… Лабиринт отказывался отпускать своих гостей…

Ученые предполагают, что разгадка кроется в устройстве лабиринта, в его переходах и ловушках. Попадая в них, человек терял ориентацию и тут же впадал в панику! В древности лабиринты использовали, чтобы сводить с ума неугодных людей, а для пущего устрашения переходы «украшали» человеческими костями, изображениями демонов и прочей нечисти.В мифологии лабиринт является символом смерти и возрождения. Он защищает место, наделенное особой силой, и ограничивает доступ к нему. Это место воплощает зону перехода между двумя мирами, а сам лабиринт является символическими вратами. Первые похожие на лабиринт наскальные рисунки появились на Земле еще в каменном веке. Трудно сказать, что имел в виду доисторический художник, высекая извилистые линии и спирали, но идея передавалась сквозь века, превратившись наконец в глобальный символ - семь линий, закрученных вокруг центра.

Древнейшим из найденных считают знак лабиринта, нацарапанный на стене усыпальницы в Луззанасе на острове Сардиния, возведенной как минимум четыре тысячи лет назад. В последнее время лабиринты, некогда полные сакрального смысла, стали обычным атрибутом парков и аттракционов, меняясь и усложняясь по мере того, как трансформировались представления человека о мироздании, своеобразной моделью которого и был лабиринт.

Одно упоминание о лабиринте рисует в воображении современного человека необычайно сложное, запутанное хитросплетение ходов, узких троп и тупиков, окруженных каменными стенами. Такой привычный для нас образ на самом деле далек от «первоисточника». Большинство древних «классических» лабиринтов создавалось по одинаковому, вполне определенному шаблону с одной-единственной очень извилистой тропой, ведущей от входа к центру. Таковы сохранившиеся до наших дней петроглифы в виде лабиринтов, обнаруженные в Галисии, на северо-западе Испании, и датируемые 2000 годом до н. э., глиняные таблички с изображением лабиринтов, найденные в греческом городе Пилосе, возраст которых 3 000 лет, рисунки лабиринтов, нацарапанные на руинах в турецком Гордионе, относящиеся к 750 году до н. э.
Египетский лабиринт
В древнем Египте, в городе Абидос, существовали лабиринты, называемые Каракол. Они представляли собой почти круглые храмы, в коридорах которых проходили церемонии, символизирующие этапы эволюции и ту дорогу, которая ведет человека к его центру.
Очень древний лабиринт был неподалеку от города Каир. Он был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений. Общая площадь лабиринта составляла 70 тыс. м2. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, там располагались гробницы для фараонов и крокодилов - священных в Египте животных.


Сложная система коридоров, дворов и комнат в лабиринте была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома или рев тысячи львов.

Все северные лабиринты сложены из небольших камней, имеют в плане вид овала, а внутри затейливые ходы, ведущие к центру сооружения. Выделяется несколько видов конструкций лабиринтов. Замечено, что лабиринты разных видов могут соседствовать, а одинаковых конструкций встречаться на территориях, отделенных сотнями километров. Обобщающей работы по северным лабиринтам нет, но исследователи разных стран занимаются этими загадочными сооружениями более 150 лет.


Каменные лабиринты часто носят здесь имена городов или укреплений - "Троя", "Вавилон", "Ниневия", "Иерусалим". В Финляндии, кроме того, есть названия "Забор или дорога Великанов", "Игра Святого Петра", "Девичьи пляски" и др. Подобные названия также не раскрывают нам сущности лабиринтов и навеяны древнегреческими и библейскими мотивами, местными сказаниями. Лабиринты в них использовались для народных игр и гуляний между Пасхой и серединой лета. Обычно девушку ставили в круг и по направлению к ней танцевали. Такие обычаи - пример вторичного использования исторических памятников. В науке высказано несколько точек зрения о назначении и хронологии лабиринтов. В них видят объекты, связанные с промысловой магией, культом мертвых, приписывают им календарное значение.
Россия
На Соловецких островах насчитывается около 30 лабиринтов и более 1000 насыпей-курганов и разнообразных символических узоров из камня. Большинство из них относится к 11 - 1 тысячелетиям до н. э. до сих пор эти сооружения остаются одним из самых загадочных мест на Земле. На них нет никакой растительности, кроме мхов и ягодников. Высаженные растения и деревья погибают, а животные избегают этих мест.


Одной из его нераскрытых загадок до сих пор остаётся происхождение каменных лабиринтов – странных, мистических узоров, выложенных на поверхности земли. Как и когда они появились на островах, кем были созданы и какой цели служили – на эти вопросы исследователи по сей день не могут дать однозначного ответа.


У лабиринта только один вход, который в то же время служит и выходом: человек, решивший пройти по лабиринту и соблюдающий его правила, через некоторое время с удивлением обнаружит, что вышел в том же месте, где и зашёл. Возраст лабиринтов – около трёх тысяч лет, утверждают археологи. Кто именно оставил на островах эти причудливые узоры из камней, достоверно не известно. По одной из версий, это были древние поморские племена, давно преданные забвению, по другой – северные мореходы, исследовавшие холодные воды Дышащего моря, в наши дни именуемого Белым. Сторонники этой гипотезы подкрепляют свои доводы тем, что почти все лабиринты расположены на побережье.


Другой неразгаданной тайной остаётся предназначение странных каменных орнаментов. Версий множество: от сугубо научных до абсолютно фантастических. В разные времена склонные к мистификациям «теоретики» считали лабиринты следами инопланетян, средствами связи, при помощи которых древние люди общались с Космосом, и даже порталами в другой мир. Как ни странно, с последней версией солидарно большинство серьезных исследователей. Они считают, что лабиринты служили сакральным целям и действительно использовались для перехода в другой мир – загробный. В этих местах первобытные люди проводили ритуалы погребения умерших. Даже сам рисунок лабиринтов говорит в пользу этой теории. Его спиралевидная форма напоминает кольца свернувшихся клубком змей. Именно змея в карело-финском эпосе служила символом смерти и ассоциировалась с потусторонним миром: её укус отправлял человека прямиком в царство мертвых. Сложное строение рисунков многие учёные, объясняют ещё и тем, что древние народы верили: запутавшись в лабиринте, душа усопшего не сможет вернуться и навредить живым.
Мир - лабиринт. Ни выхода, ни входа,
Ни центра нет в чудовищном застенке.
Ты здесь бредешь сквозь узкие простенки
На ощупь, в темноте - и нет исхода.
Напрасно ждешь, что путь твой сам собою,
Когда он вновь заставит сделать выбор,
Который вновь заставит сделать выбор,
Закончится. Ты осужден судьбою.
Вдоль бесконечных каменных отростков
Двуногий бык, роняя клочья пены,
Чей вид приводит в ужас эти стены,
Как ты, блуждает в чаще перекрестков.
Бреду сквозь лабиринт, уже не веря,
Что повстречаю в нем хотя бы зверя.

С конца ХV века лабиринты начали появляться в храмах, на плитках церковного пола. Такие напольные изображения лабиринтов стали неотъемлемой частью наказания, когда раскаивающийся грешник должен был пройти на коленях по всем изгибам и поворотам лабиринта. Такая епитимья налагалась на тех, кто не мог совершить паломничество к святым местам, и называлась "дорога в Иерусалим".


С распространением христианства древний языческий символ лабиринта постепенно изменился и стал восприниматься как аллегорический образ тернистого пути человека к Богу или крестный путь Христа. Лабиринт в христианской философии и архитектуре становится метафорой материального мира, проходя через который человек должен сразиться с Минотавром - Сатаной. В лабиринте соблазнов и грехов человек, подобно Тесею, может уповать только на собственную стойкость и спасительную нить Ариадны - Веру. Подобная трактовка символа лабиринта обусловила изменения в его дизайне.


К XII веку доминирующим в христианской традиции становится лабиринт с одиннадцатью дорожками - это число для средневекового христианина символизировало понятие «грех». Наложение креста поверх концентрических дорожек привело к утверждению квадрантной формы лабиринтов, хотя зачастую сохранялась и приверженность классической конфигурации. Именно в этот период подобные изображения появляются на полах церквей и соборов Европы. Великолепные лабиринты, выложенные цветными камнями, керамической плиткой, мрамором, порфиром, украшали полы храмов в Шартре, Павии, Пьяченце, Амьене, Реймсе, Сент-Омере, Риме. Многие из них были декорированы аллегорическими изображениями Тесея и Минотавра, сценами из Священного писания.


Назначение большинства церковных лабиринтов остается неясным. Высказываются предположения, что некоторые из них могли использоваться для правильного определения дня Пасхи. Часть лабиринтов, по-видимому, служила объектом созерцания и дискуссий в богословских беседах. Известно, что лабиринты в соборах Шартра, Реймса, Арраса и Санса стали своеобразной имитацией паломнического пути в Палестину и порой назывались «Путь в Иерусалим». В те времена для большинства верующих поход на Святую землю был невозможен, и они совершали его в символической форме - проходили весь церковный лабиринт на коленях, читая молитвы.
О ужас, эти каменные сети
И Зевсу не распутать. Изможденный,
Бреду сквозь лабиринт. Я осужденный.
На бесконечно-длинном парапете
Застыла пыль. Прямые галереи,
Измеренные долгими шагами,
Секретными свиваются кругами
Вокруг истекших лет. Хочу быстрей
Идти, но только падаю. И снова
Мне чудятся в сгущающемся мраке
То жуткие светящиеся зрачки,
То рев звериный. Или эхо рева.
Иду. За поворотом, в отдаленье,
Быть может, затаился наготове
Тот, кто так долго жаждал свежей крови.
Я столь же долго жажду избавленья.
Мы оба ищем встречи. Как и прежде,
Я верю этой меркнущей надежде.

Искусство создания лабиринтов начало претерпевать значительные изменения с расширением представлений человека о мире. Великие географические открытия, успехи естественных наук, возникновение учения о множественности миров - все это отразилось на философском восприятии лабиринта - символа Вселенной и человеческой жизни. Постепенно исчезают лабиринты, в которых все заранее предопределено и путь возможен только по одной, раз и навсегда проложенной дорожке. На смену им приходят все более сложные, с многочисленными вариантами проходов, где человек сам выбирает путь среди запутанных тропинок и тупиков. Подобные лабиринты из живой изгороди стали непременной деталью многих садов и парков Европы, превратившись в весьма популярное развлечение для аристократии.


Многочисленные лабиринты, отличающиеся разнообразием и изысканным вкусом, были устроены во владениях могущественного клана Гонзаго из Мантуи, прогулка по лабиринту, созданному в 1669 году в версальском саду, считалась увлекательным путешествием, а лабиринт, высаженный в 1670 году в саду виллы Альтьери в Риме, стал излюбленной забавой Папы Климента X, которому нравилось наблюдать за попытками своих слуг отыскать выход. Наибольшего расцвета искусство создания «живых» лабиринтов достигло в Великобритании, превратившись в один из национальных символов королевства. До наших дней сохранился знаменитый лабиринт в Хемптон-Корте, устроенный в 1690 году для Вильгельма Оранского. По старинным гравюрам был восстановлен великолепный образец лабиринта в саду Тюдоров в Хэтфилд-Хауз в Хетфордшире, по-прежнему поражает извилистостью троп лабиринт из лавровых кустов в Глендерген-Хауз в Корнуолле, высаженный в 1833 году. Сегодня лабиринты, все более усложняясь, создаются на основе математических моделей и теорий. Устроенные в парках и на туристских маршрутах, они предлагают захватывающее интеллектуальное развлечение, испытание на сообразительность и удачливость.


Главной неразгаданной загадкой древнего символа остается его происхождение. Десятки гипотез, высказанных на этот счет, так и не смогли объяснить возникновение, а затем распространение по всему миру затейливого рисунка извилистой дорожки. Возможно, этот образ был подсказан самой природой - спиралевидные и лабиринтные формы характерны для раковин некоторых моллюсков, различимых в колонии кораллов, подземных ходов муравейников. Быть может, древние художники, часто рисовавшие простые спирали и извилистые линии, постепенно совершенствуя и усложняя эти геометрические фигуры, тем самым пришли к символу лабиринта. На роль его «прародителей» претендуют и наскальные изображения концентрических колец в виде чаши или углубления, относящиеся к эпохе неолита и распространенные вдоль всего Атлантического побережья Европы. Ряд исследователей полагают, что эволюция именно этих форм привела к возникновению символа лабиринта. Наконец, высказываются предположения, что лабиринтный рисунок мог появиться при попытках древнего человека изобразить сложное движение солнца и планет.

История лабиринта по-прежнему не закончена. Его дороги, словно бесконечная лента времени, стремятся все дальше, уводя человека к неведомой цели, которая тем желаннее, чем менее предсказуем путь в лабиринте.


Суеверия лабиринта
В древности изображение лабиринта считали прекрасным оберегом. Так, индейские племена тохоно и пима из американского штата Аризона и сегодня, как и тысячи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей, корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их узором-лабиринтом с целью защитить себя от злых духов. В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезают на самом высоком дереве в саду, чтобы отпугивать воришек. В Шри-Ланке узор лабиринта вплетают в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывают лабиринт из камней в пустынных местах или на побережье, если хотят исполнения своего заветного желания. Правда, тут есть свое но. Считается, что лабиринт в обмен на исполненную мечту отнимает у человека семь лет жизни/
Отправляясь в опасное место, можно попробовать нарисовать узор лабиринта на ладони. И беда обойдет стороной.

В лабиринт не берут детей до семи лет и стариков, перешедших 70-летний рубеж. Лабиринт якобы может отнять души тех и других.

Не ходят в лабиринт и беременные женщины - есть примета, что иначе ребенок может запутаться в пуповине.

Злых духов, обитающих в лабиринте, можно обмануть, если надеть на себя чужие вещи. Так, если вы заблудились, поменяйтесь со своим спутником одеждой, и выход найдется.

В переходах лабиринта и на его фоне лучше не фотографироваться: могут начаться неприятности в жизни и проблемы с памятью и зрением.

Если, стоя в центре лабиринта, загадать желание, а потом быстро найти выход, можете считать, что ваше желание быстро исполнится.

Чтобы избежать коварства лабиринта, нужно оставить какую-нибудь вещь в дар, например, бросить монетку.


Версия, которой придерживаются многие современные исследователи, состоит в том, что лабиринты задумывались как своего рода лаборатории совершенствования духа, внутри совершались особые мистические ритуалы. Не случайно строение лабиринта напоминает строение мозга! Человек, проходя лабиринт до конца, преодолевал свои глубинные страхи и становился одним из посвященных в тайны этого и того мира. Мало того, он обретал новые силы, бодрость и воскресал душой и телом. Лабиринт рассматривался как путь в царство мертвых и способ обретения магической силы. Есть предположение, что проходящий по лабиринту человек символизировал Солнце, умирающее и воскресающее, а следовательно, приобщался к древним природным ритмам. дамы сердца танцевали по извилистым ходам к центру "гиганта". Цитата сообщения