Чему меня научил роман война и мир. Cочинение «Роман"Война и мир"

"Глубокое знание тайных движений психологической жизни
и непосредственная чистота нравственного чувства,
придающего теперь особенную физиономию
произведениям графа Толстого,
всегда останутся существенными чертами его таланта"
(Н.Г.Чернышевский)

Прекрасным источником духовного совершенствования является русская классика второй половины 19 века, которая выявила много выдающихся гениев пера той эпохи. Тургенев, Островский,Некрасов, Толстой--это лишь малая часть той выдающейся плеяды русских писателей, которые прославились не только на Родине, но и снискали признание во всем мире. Их произведения стали классикой. Недаром моего любимого писателя Толстого назвали "учителем в жизни и искуссттве".

Рассматривая творчество Льва Николаевича Толстого, я не могу не остановиться на таком произведении,как "Война и мир". Главной темой этого романа является героическая борьба русского народа с французскими захватчиками. Но наряду с главной темой, Лев Николаевич поставил много глобальных проблем и разрешил их с такой глубиной, что я могу назвать этот роман учебником жизни.

На какие же нравственные вопросы Лев Николаевич дал ответы? Это проблемы взаимоотношений личности и общества, роль личности в истории, ложный и истинный патриотизм. Это произведение овеяно любовью к Родине, гордостью за ее прошлое. Читая этот роман, я вижу, как в борьбе с врагами проявляется русский дух, русская отвага. Свою родину народ защищал не только на фронте, но и вступал в партизанские отряды, которые громили врага в тылу. "Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величавой силой и гвоздила французов до тех пор, пока не разгромила все нашествие." Я думаю, что роман Толстого стал величайшим памятником героям событий 1812 года, которые заняли достойное место в истории нашей страны.

Прочитав этот роман, я понял, что у каждого человека должна быть цель в жизни. В своем произведении Толстой показал, что каждый его положительный герой ищет свой смысл в жизни и находит его. Не всегда их искания наталкивались на правильный путь. Например, ведь Пьер Безухов сначала искал смысл жизни в вине, кутежах, в масонстве. Затем Пьер попадает на войну. И война становится переломной эпохой в жизни Пьера, именно она подготовила его к приходу в стан декабристов. Он находит свою цель в жизни в служении русскому народу.

Целью моей жизни является также служба на благо отечеству. В чем же она заключается? Жить, прежде всего, для своих близких, для тех людей, которые меня окружают, обрести работу и стать мастером своего дела.

Роман Льва Николаевича Толстого учит меня отличать истинный патриотизм от ложного. Я понял, что истинные патриоты--это те люди, которые делают свое дело незаметно, иной раз не подозревая, что они совершили подвиг. Например, Тушин не знал, что победой сегодняшнего дня обязаны ему, он даже считает себя виновником, хотя во время боя подавал пример мужества, геройства, солдатской доблести. Наташа Ростова, не задумываясь, отдает подводы раненым. Пьер на свои деньги, из своих крестьян набирает полк и содержит его. Наташа Ростова, Пьер, князь Андрей, Тушин--все они ведут себя как истинные патриоты своей Родины.

Когда началась война, не все представители светского общества приняли участие в драме военных действий. Автор с иронией говорит об этих людях, которые ввели штраф на французский язык. Для этих людей патриотизм заключается в праздном пустословии. Беспощадно Толстой разоблачает их трусость. Я прихожу к выводу, что истинный патриотизм заключается в активных действиях, а не в пустословии и праздном рассуждении.

Роман учит меня понимать, что такое истинная красота, и, чтобы это понять, я сравниваю Элен с Марией Болконской. Лев Николаевич изображает Элен блистательной красавицей, но ее внутренний мир нищенски беден. Зато княжна Марья, не являясь красавицей, наделена всеми душевными человеческими качествами. Толстой говорит, что истинная красота заключается в душе, в щедром человеческом сердце. Для него важнее душевная красота, чем внешняя. И я полностью согласен с этим.

В романе я познаю и что такое любовь, настоящая дружба. На примере дружбы князя Андрея и Пьера я вижу, что такое настоящая человеческая дружба. Ближе познакомился я и с таким чувством, как любовь. Автор говорит, что любовь--это чувство, которое испытывается трудностями. Пройдя через все испытания, выстрадав, Наташа только тогда понимает, что она любила одного Андрея Болконского.

В произведении Толстой разоблачает карьеристов. К ним относится Борис Друбецкой. Используя низкие качества своей души, этот человек ищет влиятельных знакомств, цель его жизни--пробиться вверх по служебной лестнице. Он отвергает женитьбу на Наташе Ростовой, так как она бы была крахом его карьеры. Я, как и Толстой, осуждаю таких людей. Я считаю, что в жизни самая главная цель--служение народу, Родине.

Роман "Война и мир" для меня не только книга об историческом прошлом страны, но и книга нравственности. Из нее я извлек множество нравственных уроков, которые будут мне помогать в жизни. Этот роман заставил меня задуматься над проблемами мужества, дружбы, верности, над нравственными вопросами, которые каждый человек непременно решает для себя.

В наше непростое время, когда пересматриваются все ценности, как нужен чистый источник, из которого можно почерпнуть самое святое, самое незапятнанное, самое светлое. Я считаю, роман Л.Н.Толстого "Война и мир" является этим источником.

    Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности...

    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    В центре романа Л.Н. Толстого «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и великого полководца - Кутузова. В то же время...

Что это? я падаю! у меня ноги подкашиваются» , — подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!.. »

  1. Описание дуба

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

"Весна, и любовь, и счастие!" - как будто говорил этот дуб. - И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам".

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

"Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!" Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

III. Описание дуба

"Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны,- подумал князь Андрей. - Да где он",- подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя - ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. "Да это тот самый дуб", - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - и все это вдруг вспомнилось ему.

"Нет, жизнь не кончена в 31 год,- вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"

IV. Танец Наташи

Наташа сбросила себя платок, который был, накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,- эта Графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приёмы, которые танцы с шалью давно бы должны были вытеснить? Но дух и приёмы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил, было, Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошёл, и они уже любовались ею.

Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисия Фёдоровна, которая тотчас подала её необходимый для её дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке.

Поговорим сегодня о фильме Бондарчука "Война и Мир". Лев Толстой задумал роман "Война и мир" как первую часть огромного романа трилогии о декабристах. Но желая подобраться к декабристам, он начал с войны 1812 года.

Он планировал описать поход на Запад, взятие Парижа, потом замужество главных персонажей, Наташи Ростовой, затем - дети. Потом - тайные общества, Сенатскую площадь…

Масштаб замысла был грандиозен. Нужно остановиться, снимая шляпу перед такими замыслами: потому что сегодня замыслы мелкие, интересы комариные, и успех равен гулькиному носу. Как говорила одна моя хорошая знакомая, мрамор подешевел, но количество Микеланджел не увеличилось.

Все с мыльницами, все с камерами, все снимают видео, все в ютубе, - а шедевров не видать, расплескались по мелочам. Гранитные горы раздробились в щебень. Поэтому стоит похвалить Льва Толстого за то, что тот погрузился в работу на шесть лет.

Его роман несколько раз переписывался от руки. Этот роман правился, исправлялся. И ровно столько же, шесть лет, Сергей Бондарчук снимал свою четырехчастную эпопею "Война и мир", погружаясь в Толстого и желая бережно сохранить все нюансы литературного оригинала. Четыре серии фильма: "Андрей Болконский", "Наташа Ростова", "1812 год" и "Пьер Безухов". Пьера Безухова играл автор - режиссер фильма Сергей Бондарчук. До этого он был известен как человек, который снял фильм по маленькой книжечке "Судьба человека". Это маленький рассказ Шолохова, совершенно эпохальный.

Бондарчук уже был известен как хороший мэтр, но мэтр в маленьком формате. А здесь он махнул картину, которая стоила 8 миллионов рублей по тогдашним ценам. Это были масштабные батальные сцены, для которых Министерство обороны бесплатно делегировало солдатиков, переодевая их в одежды XIX века. Там были багратионовские флеши, флейтисты, ополченцы, солдаты, с самолетов съемка производилась. Это все не считалось: Министерство обороны жертвовало своими силами, мощностями, людьми совершенно бесплатно. В прокате фильм принес 52 миллиона рублей.

Были и другие киноэпопеи: например, "Тихий Дон", уже снятый к тому времени, а впоследствии - "Освобождение" о победоносном шествии советских войск с востока на запад и освобождении Западной Европы и взятии Берлина. Это масштабные картины, которые являются отчасти кинохроникой, настолько они близки к историческим событиям. Отчасти это великое художественное кино.

"Война и мир" стал эпохальной лентой, которую стоит смотреть по разным причинам. Во-первых, потому что это история. Это пожар Москвы, это дворянство, которое отныне отсутствует, это тот срез жизни, который мы не увидим сегодня на улице или в салонах, потому что он просто вымыт из нашей жизни. Остался только в литературе. И любовно воссоздавался при помощи кинематографического искусства.

С другой стороны, это длинное кино, оно учит человека длинному мышлению. Потому что есть мышление оперативное: купил-продал, свистнули-побежал, ударили - ответил в ответ, или наоборот смылся. Это оперативное мышление мелкого жулика. А есть длинное мышление стратегически мыслящего человека: история, хитросплетения, узлы и связи, завязки и развязки и, в конце концов, - катарсис. Гибель героев или рождение новых героев. Это все то, что было у греков в "Илиаде" и "Одиссее". То, на что замахнулся Гоголь, и не смог, не получилось у него такие масштабные полотна писать.

У Толстого получилось. В этом он был непревзойденный мастер. И в этом русле ему и стоило бы оставаться - не вылезать на бруствер религиозного учительства. Нужно было погрузиться в текст, жить им, напитаться им, и создать огромное масштабное полотно, покоряющее зрителя.

Если бы по каким-то причинам надо было
назвать величайший роман XIX века,
я бы назвал «Войну и мир» Толстого.
Джон Голсуорси

Я помню, как пугала меня мысль о том, что надо будет когда-то прочесть эти четыре тома с таким серьезным и скучным названием, с бесконечными французскими цитатами...

Но вот «закончен труд упорный», прочитанный роман лежит передо мной, и я смотрю на него с чувством удовлетворения и удивления: состоялось и мое приобщение к «величайшему роману XIX века». Не без усилий пробираясь через французские реплики, привыкая к десяткам, а потом сотням имен и титулов, вникая в родственные отношения героев, я вживалась в роман, в девятнадцатый век, в войну и мир и не заметила, как сроднилась с Андреем и Пьером, с Наташей и княжной Марьей. Вместе с ними я прошла через двенадцатый год, через Бородино... Вместе с Болконским и Николаем Ростовым преодолевала свой страх и мечтала о славе, восторгалась удалью Долохова и Денисова, с удивлением смотрела на нелепого и бесстрашного Пьера.

Сколько может вместить в себя книга? Сколько может понять и открыть человеческий гений? Даже если иметь в виду только «Войну и мир», Толстой кажется бесконечным, неисчерпаемым.

Что дало мне чтение романа? Во-первых, огромный читательский опыт. Немного найдется книг, которые давали бы такую работу уму. Ожили мои знания по истории. Девятнадцатый век стал ближе, понятнее. Да и наше время стало более понятным, сложные человеческие отношения осветились новым светом.

Я продолжаю думать над словами Толстого о роли личности в истории: «...ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей...» Они сплетаются в кольцо, и я не могу найти его начало, а так хочется!

Я думаю о том, как сложна жизнь человека, сам человек. Да, «люди как реки». Мы смотрим, как в зеркало, друг на друга, и все же надеемся, что сможем избежать чужих ошибок, падений.

Роман дал возможность общения с интересными и мудрыми собеседниками. Как не прислушаться к Пьеру, говорившему, что надо жить, надо любить, надо верить, несмотря ни на что! Как проста его мысль о том, что всем честным людям необходимо объединиться! «Ведь так просто!» — убежден Пьер. Материал с сайта

В этой книге столько умных людей, объясняющих не только то, что было, но и то, что есть сегодня, будет завтра.

Мне кажется, после Толстого я стала лучше думать о людях: ведь в каждом из нас — целый мир, и в нем непросто. Княжне Марье тоже нелегко было со стариком Болконским. Но сколько в ней терпения, понимания. Сколько еще всего в этой книге! Хватит на целую жизнь. Когда-нибудь я перечитаю роман снова и, наверное, снова удивлюсь его неисчерпаемости и мудрости.

Столкновение двух миров: зла и добра в романе Толстого.

В каждом из нас живет хорошее и плохое.У кого-то хорошего больше, у кого-то плохого. Отчего это зависит? Может быть, от воспитания, может, от судьбы, а может, от самого человека. Во многих этих опросах трудно разобраться. Сложно понять человека, его поведение, жизненные позиции. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" описывается множество судеб героев.

Само название состоит из двух слов война и мир. Сталкиваются два мира: зло и добро. Писатель стремится к добру - "к миру" и разоблачает зло-"войну".

Прочитав роман, понимаешь, что добро-чувстуо, которое проявляется в состродании и милосердии, в любви.Кто способен сопереживать, понимать и верить в человека, искренне любить, тот живет богатой жизнью.По-моему, таким героем является Наташа Ростова. Видя взаимоотношения в семье Ростовых, их дружбу и любовь друг к другу, добрые чувства, понимаешь, что такой должна быть семья. Мне кажется, в наше время такие семьи встречаются очень- очень редко.В наше жестокое время трудно найти понимание, даже в родной семье. Мы должны воспитываться на таких романах, как "Война и мир". Учиться на общении семье Ростовых.

Л.Н. Толстой показал всех своих персонажей с нравственной точки зрения.Военные типы он так же поделил на два лагеря: один связан с подвигами и трудностями, с простотой отношений, с честным выполнением долга; другой с привелегиями, с карьеризмом, с трусостью и равнодушием к дому и чести.

В наше время таких примеров можно увидеть много. Ярким примером сетного выполнения долга в наше время является служение в армии молодых ребят. Одни сами идут в армию, а другие делают, все чтобы не попасть туда.

Прочитав роман, я поняла, что самое страшное зло в нашей жизни-это война.Толстой показал это с удивительной силой и правдой. Но писатель еще показал нам, что даже в самом жестоком человеке можно найти что-то "человеческое".

Роман учит нас видеть в человеке не только плохое, но и хорошее.

Роман заставляет нас задуматься о проблеме добра и зла в нашей жизни, в самом себе. Он заставляет подумать, что мы можем сделать такого, чтобы добра в нас было как можно больше. Надо задуматься, что рядом с нами такие же люди, как и мы. Надо стараться делать как можно больше добрых дел.