Дольмены Кавказа (окрестности г. Геленджик, Россия) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации


Дольмены Северного Кавказа

Среди наиболее известных северокавказких древних каменных сооружений можно перечислить следующие названия: дольмены Год, Инф, Тор, Мая, Дух, Хан, Лит, Гор, дольмены Пшады и долины реки Жане. Настоящие назвавния дольменов не сохранились, приведенные здесь даны дольменам сотрудниками московского исследовательского центра "Анастасия" под руководством А.В.Солнцева, осматривавшими эти сооружения в 1997-98 годах. Также группы дольменов можно обнаружить в Адыгее, в районе Сочи, Лазаревского, некоторые также расположены в Туапсинском районе.
Дольмены встречаются и в Крыму, и на Дальнем Востоке, и в Средней Азии. Однако больше всего их на Кавказе - около 2,5 тысячи! Здесь вдоль побережья Черного моря (мегалиты вообще тяготеют к морям) можно встретить «классические» плиточные дольмены, монолитные дольмены, целиком выдолбленные в скале, дольменные сооружения из комбинации каменных плит и блоков, положенных в два и более рядов. Дольмены неповторимы, как и народы, обитающие в Кавказских горах. У каждого дольмена - свой облик и даже свое имя. Говорят и о духовной начинке этих удивительных сооружений, их энергетических зарядах.

Район Геленджика.

Восьмидольменье.

Восьмидольменьем называют группу из 8 дольменов, расположенных в районе реки Догуаб (недалеко от Пшады). Представляет собой 8 строений эпохи неолита, семь из которых расположены по кругу, а последний, по версии "анастасиевцев", помогает развить творческие способности, - в центре.

Дольмен Тор


Дольмен выполнения намеченных планов, Энергия этого дольмена помогает воплощению наших целей. Он является носителем потенциала мужской творческой энергии. Его можно рассматривать как «пробуждающую» силу, несущую осознание того, что существует в области подсознательного.

Дольмен Хан


Это сила стремления к высшей цели. Это способность поступаться чем-то дорогим ради блага других и достигать великих свершений в собственной жизни.
Восстановление справедливости, самопожертвование - вот те чувства, которые пробуждает Поле дольмена. Энергия воина Духа - чистая энергия. Он действует открыто и ясно видит цель. Дольмен Хан вносит новое в наше существование, исцеляет неожиданностью новых видений.Это - Сила активного движения энергии и очень важно, чтобы человек принял на себя ответственность за все обстоятельства своей жизни.

Нежность


Дольмен Нежность считается женским. Его дух помогает во всем, что связано с материнством, детьми.

Мая


Дольмен Мая также считается женским. Дольмен Мая охранит от неразделенной любви, даст счастье в супружестве, поможет привлечь сердце любимого человека.

Район реки Жане

Группа дольменов, широко известных во многом благодаря работающим здесь энтузиастам их изучения. Расположены недалеко от водопадов

Дольмен Мин


Дольмен, восстановленный археологами. Считается дольменом гармонии

Дольмен Дух.


Отдельно стоящий дольмен в долине реки Жaне. Расположен рядом с тропой к водопадам

Дольмен Год.

Пос. Возрождение
Дольмен Лит.

Изветстен как дольмен здоровья.

Пос. Широкая Щель
Дольмен Продолжение Рода находится у ручья, окруженный дачными участками.


интересен объемным рисунком на передней плите - четыре полушара над знаком в виде буквы «П», в центре которой было входное отверстие.

Пос. Светлый
Дольмены находятся на горе Нексис. Данная группа интересна тем, что находится в безлесной зоне.

Дольмен Лунный


Дольмен Лунный Относится к типу составных дольменов. Угловые блоки изогнуты в плане.

Дольмен Солнечный (Гор)


дольмен Гор, другое название - Солнечный дольмен.

Район Лазаревского

Лазаревское - небольшой курортный город на берегу Черного моря в устье реки Псезуапсе. Дольменов здесь много и практически всех типов, известных на Кавказе. Еще больше, наверное, неизвестно - горы высокие, а леса густые и часто труднопроходимые из-за лиан.

Аул Шхафит на реке Аше.


Дольмен в ауле Шхафит. Расположен на частной территории, но хозяева пускают всех с удовольствием. Прекрасно содержится. Относится к типу ложнопортальных корытообразных дольменов - с другой стороны выточен портал и имитация торчащей пробки.

Хребет Нихетх


На хребте Нихетх расположена группа дольменов. Первый дольмен из группы из шести строений находится на высоте более 700 м.

Пос. Мамедова Щель

В районе этого поселка находится дольмен над ущельем Мамедки, в профиль похожий на пирамиду.

Пос. Свирская Щель


Дольмен над Свирской Щелью близ Лазаревского имеет уникальные выпуклые и врезанные рисунки.
Дольмен чудом не разрушен при строительстве газотрассы. Мегалит наполовину засыпан землей.

На реке Псезуапсе


Дольмен в долине реки Псезуапсе, которая впадает в море в Лазаревском. Выше по долине подняться до первых домов поселка Марьино (около 20 км по шоссе). Дольмен на правом берегу реки на гребне хребта. В окрестности есть еще несколько дольменов, но они сильно разрушены.

На реке Цусхвадж


В районе бассейна реки Цусхвадж находится огромный дольмен на Солоницком хребте,являющийся одним из самых больших дольменов Кавказа. Также есть дольмен в долине реки Цусхвадж недалеко от Лазаревского. Расположен в дачном поселке выше устья ручья Виноградного

Пос. Волконка
Дольмен близ ущелья реки Годлик.


Единственный известный в России чистый монолит - весь огромный дольмен выточен в цельной скале. Рядом находится сероводородный источник.

Pайон Сочи

Сочи - крупнейший в причерноморье и традиционный российский курорт. Климат - жаркий и влажный. Сообщение с большой землей поездом, либо самолетом через Адлер. Главный Кавказский хребет здесь уже набирает силу и абсолютные высоты гор района достигают 3000 м. Мегалиты встречаются всех типов, особенно много корытообразных полумонолитов

Долина р.Шахе


Дольменная группа близ урочища Три Дуба. Абсолютная высота места около 900 м, сверхплотная листва векового леса, крутые склоны и труднопроходимые заросли рододендрона. Этот дольмен - уникальный полумонолит, в котором камера сделана в нависающем рукаве скалы. Группа мегалитов на Трех Дубах разведана очень слабо. Здесь найдено 12 дольменов, но рассказы местных жителей иногда доводят их число до 32. Очень сложный поиск. Группа расположена над правым берегом правого притока реки Шахе близ поселка Бзныч.

Пансионат "Светлана" (Сочи).


Составной дольмен с цельным фасадом стоит на территории пансионата "Светлана" в центре Сочи. За дольменом ухаживают, и стоит он в красивом месте, но на самом деле он перевезен сюда из поселка Лазаревское. По некоторым данным имел (в Лазаревском) когда-то дворик.

Район Туапсе

Дольмены здесь самых различных конструкций. Здесь, в долине реки Пшенахо находится знаменитый подкурганный дольмен Псынако-1. Где-то здесь же в горах стоят гранитные дольмены.

Джубга.


Дольмен на территории дома отдыха "Джубга".Один из самых больших плиточных дольменов на Кавказе. Прекрасно сохранился дворик, имеющий слегка эллипсовидную форму.

Пос. Каменный Карьер


Группа дольменов над поселком Каменный карьер, рядом с Туапсе. Прекрасно сохранившийся так называемый ложнопортальный дольмен или полумонолит. Вместо настоящей пробки в отверстии есть лишь ее имитация, выточенная в скале.

Адигналово, долина Пшенахо.


Псынако-3, дольмен в местечке Адигналово в долине реки Пшенахо, 8 км от п.Анастасиевка.

Адыгея (Район Майкопа)

Майкоп - столица Адыгеи. Половину Адыгеи занимает горная страна с абсолютными высотами до 3000м, но это на главном Кавказском хребте. В остальных же местах горы при равенстве абсолютных высот с соответствующими приморскими, выглядят невысокими сопками. Климат здесь более сухой, да и растительность совсем не субтропическая. Добираться удобно до станции Белореченская поездом, а далее - машиной или автобусом. Особенность мегалитических сооружений Адыгеи - концентрация их в крупных дольменных городах (до 600 сооружений), а также небольшой процент сохранившихся построек.

Пос.Гузерпиль


Дольмен в горном поселке Гузерипль в верховьях реки Белой. Находится на территории Кавказского заповедника около конторы, но доступ свободный. Конструкция - плиточный дольмен с составной задней частью. Стоит на курганообразной насыпи в окружении плохо сохранившегося кромлеха. Один из самых больших плиточных дольменов на Кавказе. Не обнаружено остатков захоронений. Все исследования по мегалиту, в т.ч. по его ориентации производит директор музея заповедника Т.В.Федунова.

Удивительная плита


с чашеобразными углублениями расположена в районе этого же поселка на поляне на левом берегу реки Белой вблизи моста. Летом недалеко от нее часто ставят палатки и используют в качестве стола.

Долина Фарса, станица Новосвободная.


Богатырская дорога - одно из наиболее ранних исследованных скоплений Кавказских мегалитов. Основная часть стоит плотными рядами вокруг вершины горы Богатырки, что недалеко (~15 км) от станицы Новосвободной, бывшей Царской. К сожалению, в действительности сохранилось очень мало мегалитов. В основном вы найдете здесь одни развалы.

Река Белая

Дольмен "Хаджох-1" расположен на первой правой высокой террасе реки Белой, в 370 м к западу от автотрассы "Майкоп-Кам енномостский", и в 400 м к востоку от реки Белой, на южном краю современного фруктового сада. Дольмен достаточно хорошо сохранился, однако сильно разрушены передние портальные плиты, в задней стене пробито отверстие. Дольмен ориентирован по линии северо-запад - юго-восток. Камера трапециевидной формы. Пол не прослежен, внутри камеры - слой земли.

С.Хамышки
дольмен, расположенный на хребте Дудугуш близ села Хамышки Майкопского района Памятник получил название “Дудугуш- 1” по названию хребта, на котором он расположен. Дольмен находится на высоте чуть более 1 км над уровнем моря, на пологом западном отроге западного склона хребта, в месте естественного выхода плит песчаника желтого цвета, из которого он и сооружен. Постройка достаточно четко ориентирована с севера на юг, портал находиться с южной стороны. Дольмен составной, камера дольмена эллипсоидной формы, усеченной передней плитой.

Статья посвящена дольменам Западного Кавказа, которые рассматриваются не только как памятники древней материальной культуры, но и как значимые туристские объекты, ставшие настоящим брендом Олимпийского Сочи. Автором приводятся интересные сведения о мистической силе дольменов, проводятся сравнительные параллели с известными мегалитами зарубежья и раскрывается причина интереса людей к памятникам дольменной культуры.

Дольменная культура Западного Кавказа: география и наследие

По древним сказаниям горцев, одновременно с нартами - древними великанами - на Кавказе жили и крошечные люди, слабые и беспомощные, ездившие верхом на зайцах... Из жалости к этому малорослому народу нарты воздвигли им из громадных каменных плит непреступные крепости-дома, где в передней части были небольшие отверстия, в которые могли проникнуть только очень маленькие люди. Поэтому черкесы и назвали дольмены «испун», то есть дома для карликов .

Древние дольмены в жизни и эпосе горцев

Дольмены - это древнейшие культовые сооружения, название которых происходят от бретонских слов «taol» и «таеп», что означает «каменный стол». И действительно конструкция дольменов внешне напоминает стол, так как мощная ровная каменная плита лежит на нескольких опорах, стоящих на земляной поверхности. Дольмены относят к мегалитическим сооружениям или попросту к мегалитам - сооружениям из больших обтесанных камней, используемых в основном для гробниц. Древние мегалиты давно интересуют исследователей и просто обычных людей, но если первые глубоко и системно изучают мегалитическую культуру, то вторые рассматривают дольмены как живописную часть ландшафта, придавая им особые мистические свойства, используя в основном как объекты туристского показа.

Вместе с тем очень интересно и полезно проследить отношение людей к дольменам и ко всей дольменной культуре в рамках какой-либо одной территории.

Как известно, дольмены встречаются в самых разных уголках планеты: в Северной Африке, Европе, Южной Корее и других, но мы попытаемся исследовать некоторые грани проявления дольменной культуры на территории Западного Кавказа и в частности Большого Сочи.

Культура дольменов сложилась на территории современного города Сочи в среднебронзовую эпоху. К ней преимущественно относят дольмены - монументальные гробницы, соответствующие отложения в Большой Воронцовской пещере и отдельные объекты, разбросанные по разным районам Большого Сочи. Территория, которую

У входа в Большую Воронцовскую пещеру в Хостинском районе г. Сочи (фото автора)

ныне занимает прославленный российский курорт, всегда отличалась от других районов Причерноморья своей трудно- проходимостью вследствие сильной расчлененности рельефа. Скорее всего, по этой причине сочинские дольмены стали известны научному сообществу позднее, чем подобные сооружения в других регионах.

Одним из первых подробно описал и зарисовал сочинские дольмены Александр Миллер - известный русский исследователь Кавказа, этнограф и археолог. В 1907 г. он описал и зарисовал несколько дольменов в долине реки Аше и корытообразный монолит в Мамедовом ущелье на территории нынешнего Лазаревского района г. Сочи. Хотя ско-

Составной дольмен во дворе музея истории города Сочи (фото автора)

Корытообразный монолит «Целитель»

рее всего не он первым обнаружил этот памятник, так как и сейчас на нем отчетливо можно различить выбитое в камне изображение мальтийского креста со стоящей рядом датой - 1906 год.

Сегодня этот дольмен особенно известен и почитаем в этих краях, его называют «Целителем», приписывая особенную энергетику, способную наделить людей и животных редкой жизненной силой. Люди, живущие неподалеку, утверждают, что 19 мая 1986 г. ночью их разбудил сильный гул, хотя погода была ясной и безветренной. Утром обнаружилось, что три мощных дерева, выдернутые из земли как легкие травинки, лежали возле дольмена, а четвертое наполовину сожженное еще дымилось и имело причудливую форму. Эти деревья и сегодня лежат возле дольмена, усиливая необыкновенное впечатление, производимое этим загадочным мегалитом, формой напоминающего Египетскую пирамиду.

Местные жители даже замечают увеличение количества диких животных в этом месте и их вполне миролюбивого отношения к людям. Говорят, особенно полюбили дольмен зайцы, которые любят принимать на нем солнечные ванны. А может быть дело совсем не в солнечных ваннах, а в таинственных карликах, которые по преданию жили в дольменах и ездили на зайцах...? Тогда вполне можно предположить, что зайцы продолжают терпеливо ждать «своих хозяев».

Вообще в таланте и курортной изобретательности местным жителям Сочинского побережья не откажешь. Любой интересный объект или явление довольно быстро ложится в основу нового экскурсионного маршрута. Так, например, на дольмен «Целитель» сформировался эзотерический маршрут, где всем желающим предлагают ощутить на себе особенную омолаживающую энергию дольмена. Конечно обещания омоложения не более чем курортная реклама, но сила Кавказской природы действительно удивительна!

В этой связи следует отдать долг многочисленным исследователям дольмен- ной культуры Западного Кавказа, которые вот уже два столетия наблюдают за этими таинственными памятниками древней материальной культуры. Труд нескольких десятков ученых был обобщен и систематизирован в 1960 г. исследователем Л.И. Лавровым, который создал полный каталог дольменов. В нем насчитывалось 1139 дольменов, а также была предложена научная классификация дольменов Западного Кавказа, которая остается актуальной и в настоящее время.

Все многообразие существующих дольменов Лавров разделил на четыре группы:

  • 1. Группа обычных плиточных дольменов. Это самые распространенный тип мегалитов, конструктивно представляющий собой четырехугольный ящик, каждая сторона которого, а также дно и крыша представляет собой отдельную монолитную плиту.
  • 2. Группа составных дольменов. Это конструкции с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит.
  • 3. Группа корытообразных дольменов.
  • 4. Группа дольменов-монолитов.

В 1978 г. исследователь В.И. Мар- ковин обновил каталог дольменов, дополнив его до 2308 объектов. Благодаря кропотливой исследовательской работе эпоха дольменной культуры, расцвет которой приходится на первую половину II тысячелетия до нашей эры, стала более понятна и близка нам - современным людям.

Внимательно изучая особенности развития дольменной культуры, ученые обращают внимание на то, что на пике ее развития большое распространение получают плиточные строения трапециевидной формы с профилями четких пропорций. Такая конструкция придавала дольменам большую устойчивость, облегчала сборку стен и наводку перекрытий. Дольменные отверстия в этот период приобретают различные формы (круглые, в виде арки и пр.). Под плиточными дольменами появляются тщательно обработанные пяточные камни - своеобразный фундамент дольмена. Многие постройки прислонены к склонам и даже слегка впущены в них. Помимо плиточных дольменов в этот период создаются и корытообразные - их высекают в скалах, придавая им вид дольмена только с фасада. К концу периода расцвета доль- менной культуры появляются дольмены-монолиты. Такие изменения в конструкции этих культовых сооружений, по мнению ученых, происходят в связи с изменениями в погребальных обрядах. В поздние периоды культуры дольменов (середина II тысячелетия до н.э.) корытообразные дольмены дополняются камерами круглых очертаний и очертаниями в виде кувшина, а также отмечаются и ложнопортальные сооружения.

В целом дольменная культура разных регионов мира имеет много общего. В частности исследователи мегалитов Западного Кавказа отмечают их близкое сходство с плиточными дольменами Средиземноморья, а также памятниками-мегалитами Каталонии, Франции и Северной Африки. Однако археологическое наследие дольменной культуры в г. Сочи и Туапсинском районе так велико и разнообразно, что, несомненно, указывает на его временную продолжительность, а найденные и описанные дольмены представляют полный спектр всех известных конструкций этих образцов мегалитической эры.

Вообще территорию Сочинского курорта можно смело назвать «Мировой столицей дольменов», так как налицо три важнейших признака ее превосходства над другими регионами богатыми памятниками мегалитической культуры:

Во-первых - на территории Б. Сочи присутствуют все известные типы памятников дольменной культуры.

Во-вторых - некоторые из дольменов в архитектурном плане совершенно уникальны и не имеют аналогов в других регионах: дольмен-монолит, дольменообразные колодцеобразные гробницы (толосы), дольменные комплексы (Псынако-I).

В-третьих - такие конструктивные особенности, как окружение дольменов кольцом камней (кромлехом), наличие коридоров - дромосов, плиточные ложнопортальные сооружения, «обратные» дольмены и дольмены с двумя фасадами встречаются в районе Сочи в гораздо большем количестве, чем в других районах с развитой дольменной культурой.

Как уже упоминалось, район нынешнего г. Сочи в его слабо освоенных местах труднопроходим. Густой колхидский лес защищает многие укромные уголки курорта от современного варварства, но цивилизация неуклонно наступает и теснит заповедные природные территории, представленные в частности памятниками дольменной культуры. К сожалению, многие великолепные образцы мегалитических комплексов безвозвратно утрачены. В частности разбиты на щебенку и строительный камень, разорены дачниками и частными предпринимателями, выставляющими огромные камни-монолиты в виде украшений и альпийских горок в кафе или частных придомовых садах. Таких «эстетов» не смущает факт, что эти камни являются частью погребальных сооружений. Конечно, это происходит по причине невежества и какой-то языческой тяге поклонения силам природы, заключенной, по их представлениям, в огромных мегалитах.

Однако, так или иначе за последние несколько десятилетий были уничтожены: дольмены группы «Глинище I», разбиты дольмены группы «Солони- ки II», при прокладке лесовозной дороги был почти уничтожен торец боковой плиты дольмена группы «Нихетх I», на котором был изображен редкий зигзагообразный орнамент, а в 1997 г. при строительстве газотрассы в урочище Черноморка отвалом был засыпан уникальный плиточный дольмен и этот печальный список, к сожалению можно продолжить.

Вместе с тем на территории Сочи на текущий момент известно около двух сотен дольменов (189). Из них обследовано - 141, не обследовано - 48.

Если говорить о ведомственной принадлежности земель, на которых находятся памятники дольменной культуры, что тоже немаловажно для обеспечения их сохранности, то четверть из их числа находится на землях администрации города Сочи, а остальные на территории Сочинского национального парка. Территориально сочинские дольмены расположены как на горных склонах, так и в устьях горных рек. Наибольшая близость дольменов к морю отмечена в бассейне рек Аше и Псезупсе, а также ручья Годлик в Лазаревском районе, где расположен самый крупный и известный на побережье Волконский дольмен-монолит, ставший настоящим археологическим брендом Олимпийского курорта Сочи.


Волконский дольмен-монолит - туристский бренд Сочи-2014

В целом наиболее насыщен памятниками дольменной культуры именно Лазаревский район г. Сочи. Большое количество дольменов встречается на пути от Туапсе в сторону пос. Головинка к реке Шахе. За рекой Шахе в сторону центра Сочи дольменов отмечено мало и, как правило, они расположены в горных и труднодоступных местах. В самом Сочи дольменов нет, кроме дольмена, привезенного из Лазаревского на территорию музея истории города-курорта Сочи.

В Хостинском районе города обнаружен только один составной дольмен, так называемый «культовый камень с сидениями» рядом с пос. Кудепста. В Адлерском районе дольмены находятся главным образом в районе пос. Красная Поляна и Медовеевке. Есть еще одна интересная закономерность в расположении дольменов города Сочи - все они расположены в непосредственной близости от родников или ручьев, так как большая часть из них изготавливалась из песчаника, пласты которого формировались в непосредственной близости от водоемов.

Общие сведения о дольменах (из опубликованных источников)

Дольме́ны (от брет. taol maen - каменный стол) - древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов . Название "дольмены" происходит от внешнего вида обычных для Европы конструкций - приподнятой на каменных опорах плиты, напоминающей стол.
В первых археологических трудах термин "дольмены" использовался как собирательное название для мегалитических камерных гробниц. В англоязычной археологической литературе этот термин является устаревшим и применяется для гробниц, первоначальная конструкция которых не поддается определению, или нестандартных типов, не входящих в категорию галерейных или коридорных гробниц. Во французском языке термин "дольмены" по-прежнему популярен. В Португалии дольмены обычно называются «анта», в Скандинавии - «рёсе»; эти слова входят в состав названий местных дольменов. В России дольменами традиционно называют западнокавказские (теперь уже и уральские) каменные плиточные, составные и монолитные гробницы. Это название распространяется и на похожие сооружения в других регионах мира.
Дольмены расположены большей частью в Северной Африке (в Рокнии), Западной, Северной и Южной Европе. Наибольшее количество дольменов (не менее 30 000 ) обнаружено в Корее. В России, на Западном Кавказе также имеется много дольменов. Строились дольмены в разное время людьми различных культур. В Западной Европе активным строительством занималось население, принадлежавшее к культуре «воронковидных кубков», получившей свое название по используемым им характерным сосудам. Камень для дольменов в Западной Европе часто не вырубался, а использовались эрратические валуны, перенесённые в течение ледникового периода из Скандинавии.
Кавказские дольмены были созданы в период ранней и средней бронзы с III-II тысячелетия до нашей эры и использовались до I тысячелетия до н. э. во времена существования дольменной культуры
(см. ниже) .
В простейшем варианте дольмен - это один камень, поставленный на несколько других (иногда на один). Камни имеют большой размер и массу. Наиболее популярный вариант - 3 камня, поставленные в форме буквы П (Стоунхендж построен из множества именно таких элементов). В самой архитектурно завершённой форме (что присуще дольменам Северного Кавказа) дольмен состоит из пяти или шести каменных плит и представляет каменный закрытый ящик: на четырёх плитах, поставленных вертикально, лежит пятая; опционально, шестая плита является днищем. В передней поперечной плите, как правило, имеется отверстие - круглой (чаще всего), овальной, арочной, подтреугольной или квадратной формы, которое закрывается каменной пробкой, - однако его может и не быть (ложнопортальный дольмен): в этом случае отверстие может быть сзади или сбоку. Плиты часто соединяются в паз, зазоры практически отсутствуют. Боковые стены и крыша дольменов могут выступать вперед портала или фасада, образуя портальную нишу, которая перекрывалась общей крышей или имела перекрытие из отдельной плиты.
Дольмен мог устраиваться на поверхности земли и над ним насыпался курган, впоследствии часто опадавший и уничтожавшийся; или на вершине кургана. Иногда дольмены принимали более сложную форму: например, соединялись с более узким коридором из стоящих плит, или устраивались в виде большой прямоугольной камеры, в одной из продольных сторон которой проделывался вход с коридором (так что все сооружение получало вид буквы Т), или, наконец, дольмен превращался в ряд продольных, следовавших одна за другою камер, иногда все более и более расширявшихся и углублявшихся в землю. Материал, из которого складывались дольмены, меняется в зависимости от местности: гранит, песчаник, известняк.
Основной функцией для дольменов всех типов является погребальная, что подтверждено археологическими исследованиями.
В дольменах были найдены фрагменты керамики, кремнёвые топоры, наконечники стрел, янтарные бусы, но лишь немного человеческих останков - в песчаной почве они плохо сохранились. Иногда, судя по найденным черепкам, число керамических сосудов доходило до 600. Если предположить, что на каждого умершего приходилось по два-три сосуда с едой, то в некоторых могилах, вероятно, было похоронено довольно много людей.

Ориентировка дольменов на местности различна, но, как правило, она вписывается в дугу восхода-захода и кульминации небесных светил северо-восток-юг-северо-запад. Лишь одиночные памятники направлены на север… наблюдения на отдельных памятниках (комплекс Псынако-1, дольмен с кромлехом группы «Волчьи Ворота», дольмен с визиром «Мамедова щель») показали, что они отмечают точки восходов и заходов Солнца в дни солнцестояний и равноденствий (М . Кудин «Дольмены и ритуал» . Сочинский краевед, вып.4.Сочи,1999.) . Подобные наблюдения могут являться косвенным подтверждением предположения, что строителям дольменов был не чужд солярный культ.

Дольмены Западного Кавказа - мегалитические гробницы первой половины 3-го - второй половины 2-го тыс. до н. э., относящиеся к дольменной культуре среднего бронзового века . Дольмены распространены от Анапского района и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи . В южной части доходят до города Очамчира в Абхазии , а на севере - до долины реки Лабы. Но раньше имелись в районе города Железноводска в Ставропольском крае и, возможно, в других местах. Отдельным замкнутым регионом распространения своеобразных дольменов или «дольменообразных склепов» поздней постройки является Верхнее Прикубанье (бассейн реки Кяфар в Карачаево-Черкесии). Продолжали использоваться в позднем бронзовом веке и позднее. Всего известно около 3000 дольменов, включая разрушенные. Из них изучено не более 6 %.

Местные названия [ | ]

Очередное разрушение дольмена. Перемещённые лесозаготовителями плиты неисследованного руинированного дольмена. Богатырская поляна, 2014 г.

  • Русские (с XIX в.): богатырские хатки или хаты, дидовы и чёртовы хаты.

Проблема охраны [ | ]

«Сегодня от пил, топоров и гусениц тракторов практически в лесу не остаётся ничего от древней старины. Вырубаются вековые дубравы, черкесские грушняки, разрушаются курганы, крепости и дольмены, простоявшие до нас тысячи лет» .

На Кавказе древнейшие дольмены появились на южном склоне, в приморской и горной зоне в раннебронзовый период в середине III тыс. до н. э. К ним относятся дольмены в Эшера, Азанта, Отхара, Куланурхва, Шрома, Дой. Они имеют малые и средние размеры.

В Южном Крыму, несколько позже, чем на Кавказе, носители кеми-обинской культуры строили каменные ящики (цисты), иногда с пазами в плитах и даже расписывали их . А вообще, по всему Кавказу (в том числе и в степных районах) обкладывали могилы каменными плитами, а кое-где и сооружали огромные мегалиты (Армения , Грузия). Вопрос только в том, имеются ли в каждом из этих случаев взаимное культурное влияние.

Месторасположение дольменов [ | ]

Так как скопления дольменов являются кладбищами дольменной культуры, то в их окрестностях обычно расположено несколько поселений этой культуры: или на значительном расстоянии, или рядом. В расположении дольменов имеются некоторые закономерности. Они обычно находятся на ровных площадках на вершинах или на солнечных склонах хребтов (в основном - на высотах в 250-400 м над уровнем моря, максимальная высота - 1300 м) или на речных террасах. Подавляющее большинство дольменов ориентировано вниз по солнечному склону, что подразумевает довольно большой разброс направлений. Если это было невозможно, то дольмен ориентировался хотя бы на освещённый солнцем участок на противоположном хребте. Кроме того, отмечена ориентация на конкретные астрономически значимые точки на горизонте. Утверждение о привязке дольменов к водным источникам не имеет оснований.

Предназначение дольменов [ | ]

Предназначение дольменов является не просто установленным фактом, а было всегда известным фактом. Как вид гробниц, дольмены Западного Кавказа стоят в одном ряду с множеством подобных сооружений разных времён и многих народов. Выявленные древнейшие захоронения в дольменах оставлены именно их строителями. И хотя уже известно некоторое количество грунтовых погребений дольменной культуры, всё же они, видимо, были менее распространены, а известное их количество совершенно не соответствует множеству довольно крупных поселений.

Конечно, сооружения выполняли и функцию святилища, скорее всего, семейного или родового: об этом, например, свидетельствует находка каменного алтаря при реконструкции дольменного комплекса на Жане (находится в Геленджикском краеведческом музее). Вновь реконструированные комплексы на реке Жане и на горе Нексис (оба под Геленджиком), а также многие дольмены с «двориками» позволяют представить себе происходившие когда-то там церемонии.

Некоторые дольменные комплексы были явно рассчитаны на посещение их значительным количеством людей. Это, в первую очередь, мегалитический курган Псынако I около посёлка Анастасиевка в Туапсинском районе, Серебряный курган в урочище Клады около станицы Новосвободной и те же комплексы на реке Жане и на горе Нексис. Все они вполне могли бы выполнять роль общеплеменых объектов поклонения. К сожалению, музеефикация первого из списка не проведена, а второй практически уничтожен.

Постройка дольменов [ | ]

Для сооружения дольменов использовали по возможности камень из наиболее близких месторождений. Если недалеко имелись подходящие плиты природного происхождения, то собирали и их. Но если выбора не было, то вырубленные плиты могли транспортировать за несколько километров. Для построек использовали различные виды песчаников и известняков . . В одной постройке могли сочетаться разные породы.

В каменоломне для ломки камня использовали силу разбухающих от воды деревянных клиньев. Свежий камень из карьера более мягкий и может быть обработан даже каменными инструментами. Но строители дольменной культуры имели в своём арсенале и бронзовые зубила, чьи чёткие следы постоянно попадаются при изучении построек. Предполагают, что обработанные плиты могли перед использованием некоторое время выдерживаться, для набора достаточной твёрдости. Шлифовка поверхностей и желобков производилась каменными тёрочниками , которые находят в местах строительства. Покровную плиту затаскивали по наклонной насыпи сзади дольмена. В строительстве могли применять и силу животных.

Частые спекуляции на тему невозможности повторить точную подгонку дольменных плит в наше время, например, после его переноски на новое место, происходят лишь из-за непонимания того факта, что на новом месте практически невозможно заново продублировать все особенности старого фундамента. Что и приводит к различным перекосам и несовпадениям.

Архитектура дольменов [ | ]

Конструкция [ | ]

Орнаментация [ | ]

Узор «текущая вода» на стенке составного дольмена с горы Нексис

Орнаментированный дольмен, долина реки Жане

Сравнительно с общим количеством, довольно мало дольменов украшены гравированным и даже выпуклым орнаментом. Но, вероятно, многие из орнаментов просто не дошли до нашего времени из-за эрозии камня. Они бывают расположены по всему порталу и внутри камеры. Известно изображение на передней плите с крестом в круге и похожим на гребёнку лабиринтоподобным рисунком с отходящим от него и входного отверстия зигзагом. Иногда имеются просто ряды вертикальных зигзагов. На передней плите иногда помещается изображение ещё одного дольменного портала, а также одна или две пары крупных выпуклостей над ним. Или просто сделано прямоугольное углубление, занимающее бо́льшую площадь плиты. Ряды вертикальных и горизонтальных зигзагов могут иметь торцы боковых плит. А приставные портальные плиты на внутренней плоскости иногда украшаются пейзажем, состоящим из ряда треугольников (горы) и вертикальных рядов зигзагов (реки). Над горами помещено солнце в виде овала с крестом. Иногда вся портальная плита покрыта горизонтальными полосами, каждая из которых образована ёлочным узором из насечек зубилом. Так могут украшаться и боковые плиты. Недавно были найдены дольмены, чьи фасады были украшены, в одном случае, выпуклыми диагональными полосами, образующими крупную «ёлку», заключённую в рамку; а в другом - уже углублёнными горизонтальными рядами широкого растянутого зигзага. Этот зигзаг ещё усложнён отрезками одиночных вертикальных зигзагов сбоку и по бокам входного отверстия. Иногда для построек выбирался камень, имеющий необычную поверхность, что обусловлено его внутренней структурой. Такой дольмен без специальной обработки получал декоративное оформление в виде причудливых вмятин и выпуклостей.

Внутри камера дольмена иногда обведена горизонтальным зигзагом из широкой полосы и прямой линией над горизонтальным зигзагом. Во втором случае получается ряд свисающих треугольников или фестонов. Это оформление может быть ещё дополнено участками с вертикальными зигзагами. Каменные пробки также могут иметь на шляпке рельефные концентрические окружности, подобие соска в центре, четыре выпуклости по окружности и одну в центре или рельефный крест.

Иногда на крыше дольмена имеются многочисленные небольшие чашеобразные углубления или лунки, разбросанные по поверхности хаотично или образующие короткие ряды и круги с крестами внутри. Подобные знаки встречаются также на боковых и передних плитах дольменов. А также на отдельных камнях вблизи дольменов, где они могут иметь ещё и обводку кольцами.

Некоторые каменные блоки, образующие дворик, несут на своей поверхности выпуклины - боссы . Они не имеют такой правильной формы, как те, что на фасадной плите. Это останцы, сохранённые, после выравнивания всей плоскости стены. Имели ли они какое-то значение кроме декоративного - неизвестно.

Имеется также несколько простых гравированных петроглифических рисунков на дольменах или рядом с ними. Смысл их пока не ясен, как и неизвестно время их нанесения.

Недавно обнаружено два сюжетных гравированных изображения на дольмене в посёлке Джубга: сцена с человеком и животными и борьба двух «близнецов». Второй сюжет полностью соответствует известным изображениям на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры . Возможно, этот же сюжет присутствует на тройном крюке из новосвободненской гробницы.

Особняком стоят средневековые аланские склепы в Карачаево-Черкесии, практически полностью покрытые волнистыми бороздами и разнообразной символикой. Ранее считалось, что аланы украсили более древние постройки. Особенно выделяется своими сюжетными изображениями так называемый «царский мавзолей», в которых имеются уже христианские мотивы.

Почти нет дольменов, в которых бы имелись следы красочной росписи в камере и на фасаде. Плохо сохранившаяся раскраска в дольмене Серебряного кургана сейчас окончательно обезображена вандалами. А цветные рисунки в двух двухкамерных новосвободненских гробницах представляют более раннюю культуру.

Список некоторых примечательных дольменов [ | ]

Галерея [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Ранее тиражировалась неверная информация о несуществовавших дольменах Таманского полуострова (мысы Тузла и Фанталовский).
  2. Кизилов А. С. , Шариков Ю. Н. Западная граница распространения ареала дольменов на Кавказе // V «Анфимовские чтения» по археологии Западного Кавказа. - Краснодар, 2015. - С. 128-133 .
  3. Испы - карлики из абхазо-адыгского Нартского эпоса .
  4. Бормотов И. В. Горная Адыгея. - Новосибирск: «Alpha-Porte», 2010. - С. 106. - 128 с. - ISBN 978-5-91864-003-6 .
  5. Дмитриев Л. В. Восстановление двух дольменных групп в верховьях реки Озерейки // Аргонавт. Черноморский исторический журнал (Новороссийск). - 2007. - № 1. С. 65, 70.
  6. Сносят дольмены бульдозерами, давят плиты тяжёлыми грузовиками, уничтожают культурный слой в окрестностях.
  7. Используют камень дольменов для своих построек.
  8. Куликова О. П. , Трифонов В. А. Как сохранить дольмены - культурное наследие древних народов Западного Кавказа // Дольмены, свидетели древних цивилизаций. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2001. - C. 93, 94. - ISBN 5-7561-0760-6 .
  9. Текнеджи А. В. Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования уничтожения или повреждения памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ) и программы действий субъекта расследования по их разрешению // Общество и право. - 2009. - № 2(24). - С. 223, 224 .
  10. Разводят костры в дольменах или рядом, истирают хрупкий камень в процессе массовых посещений, оставляют надписи. Так, убирая надписи на Волконском дольмене, его поверхность периодически обрабатывают бучардой , этим уже уничтожив оригинальную поверхность. В общем, многократно усилившаяся нагрузка на ветхие строения ускоряет их разрушение.
  11. Анастасийцы , родноверы , кришнаиты , ивановцы . Они вычищают из дольменов культурный слой, истирают камень в процессе массовых посещений, портят в процессе своих обрядов, даже «реставрируют» по своему разумению.
  12. Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа: мистика, научные мнения и перспективы дальнейшего изучения // Советская археология, - 2000. - № 4. - С. 26-29 .
  13. Куликова О. П. , Трифонов В. А. Как сохранить дольмены - культурное наследие древних народов Западного Кавказа // Дольмены, свидетели древних цивилизаций. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2001. - C. 94, 95. - ISBN 5-7561-0760-6 .
  14. Дольмены. Бесконечное путешествие. - М.: Аванти плюс, 2004. - (Жизнь у дольменов). - 192 с. - ISBN 5-902559-03-0 .
  15. Степаненко М. Секта Владимира Мегре «Анастасия» // К Истине. Миссионерско-апологетический проект. - 2007. - 9 июля .
  16. Берут в аренду землю с дольменами, перекрывают свободный доступ и взимают плату за посещение.
  17. Берлизов М. П. Актуальные проблемы частного права: проблема соотношения частных прав граждан и их публичных обременений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны недвижимых объектов культурного наследия // Общество и право. - 2010. - № 2 (29). - С. 66 .
  18. Музеефикация без создания археологического музея с сотрудниками и охраной является бесполезной фикцией. Консервация - это засыпка достаточно толстым слоем земли до лучших времён.
  19. Известно только три засыпанных после раскопок дольмена: Псынако I (в ожидании музеефикации), в Кладах 2 и на Каменном кургане.
  20. Куликова О. П. , Трифонов В. А. Как сохранить дольмены - культурное наследие древних народов Западного Кавказа // Дольмены, свидетели древних цивилизаций. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2001. - C. 95. - ISBN 5-7561-0760-6 .
  21. Появилась категория невежественных экскурсоводов-частников, водящих людей по «местам силы».
  22. Сейчас некоторые исследователи предполагают, что дольмены могли начать сооружать ещё в раннебронзовый период, то есть на позднем этапе культуры накольчатой жемчужной керамики или майкопской культуры. Это конец 4-го тыс. до н. э.
  23. Марковин В. И. , 1978. - С. 150, 152-155.
  24. Марковин В. И. , 1983.
  25. Воронов Ю. Н. , 1979. - С. 48, 49.
  26. Например, вырезанные на камне изображения с Сицилии и на гравированных плитах из Новосвободной.
  27. Марковин В. И. , 1978. - С. 213-215, 283-319.
  28. Бгажноков Б. Х. Кавказские дольмены: планетарные свойства и местные традиции // Археология и этнология Северного Кавказа. - Нальчик: Издательский отдел Кабардино-балкарского института гуманитарных исследований, 2012. Вып. 1. - С. 44-48.
  29. Рысин М. Б. ,1997. - С. 118, 119.

А на севере - до долины реки Лабы. Но раньше имелись в районе города Железноводска в Ставропольском крае и, возможно, в других местах. Отдельным замкнутым регионом распространения своеобразных дольменов или «дольменообразных склепов» поздней постройки является Верхнее Прикубанье (бассейн реки Кяфар в Карачаево-Черкесии). Продолжали использоваться в позднем бронзовом веке и позднее. Всего известно около 3000 дольменов, включая разрушенные. Из них изучено не более 6%.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Архитектура ("Колихо. Тайна дольменов Кавказа")

    ✪ По ту сторону дольменов

    ✪ В.Пятибрат о Дольменах.

    Интересные факты из истории Северо-Западного Кавказа (Часть 1)

    Субтитры

Местные названия

  • Русские (с XIX в.): богатырские хатки или хаты, дидовы и чёртовы хаты.

Проблема охраны

Фальсификация истории и мракобесие

Со второй половины 90-х прошлого века, после появления литературы окультно-мистического содержания, рассчитанной на совершенно свободную от конкретных знаний публику, но донёсшей до неё весть о существовании таких объектов, начинается околодольменный бум. Могильники стали местом постоянного паломничества и даже местом проживания экзальтированной сектантствующей и неадекватной публики. Средства массовой информации наполнились домыслами различных «исследователей», а также совершенно далёких от изучаемого предмета авторов, которые ищут популярности или собирают себе паству и клиентов, вещая о неких «знаниях», «резонансах», «силе», о каких-то альтернативных вариантах предназначения сооружений. Наиболее доступным дольменам придуманы собственные имена и они, став элементом попкультуры , включены в коммерческий и туристический бизнес . Около некоторых дольменов из мелких камней создаются конструкции (лабиринты и т. п.), которых тут никогда не было, но которые принимаются экскурсантами за настоящие древности. Регулярно командами далёких и от археологии, и от геологии «исследователей» снимаются всё новые и новые фильмы, наполненные одними и теми же стандартными измышлениями и откровенной ложью.

Датировка

Основное количество дольменов появилось в первой половине 3-го - второй пол. 2-го тыс. до н. э. . Часто дольменами также называют мегалитические подкурганные гробницы новосвободненской культуры и покрытые резьбой гробницы в Карачаево-Черкесии. О последних есть предположения, что их или построили средневековые адыги - касоги или аланы в VIII-XII вв., или же это сооружения позднего периода дольменной культуры, а аланы просто вставляли в них свои каменные ящики , так как они имеют именно такую конструкцию.

Кроме классических дольменов, на южном склоне Главного Кавказского хребта сооружали и мелкие дольмены, собранные из случайных камней. Там же имеются небольшие подземные колодцевидные составные гробницы. Они перекрываются неполным ложным сводом и покровной плитой. Есть даже наземные гробницы с настоящим куполом, набранным небольшими камнями и плиткой. Если колодцевидные гробницы однозначно относятся к дольменной культуре , то с хронологией других пока полной ясности нет.

Происхождение

Независимо от своего происхождения, дольмены на Западном Кавказе появились не на пустом месте. Более древние каменные гробницы известны в курганах майкопской и новосвободненской культур (или по-другому - в ранний и поздний период майкопско-новосвободненской общности). Некоторые сооружения представляют собой переходную фазу от новосвободненских гробниц к классическим дольменам. В то же время существует версия о первоначальном импульсе, послужившем причиной начала дольменостроительства на Кавказе, со стороны Средиземноморья. Так как именно там находят наиболее близкие по архитектуре аналоги кавказским дольменам. Есть параллели в орнаментальной символике . Наблюдается и временно́е соответствие. Путь носителей дольменной традиции прослеживают начиная с Иберийского полуострова 4000-3500 гг. до н. э. (культура Лос-Мильярес). Или, возможно, более ранний центр находился на Балеарских островах (Доталайотский период), Сардинии (культура Бону-Игину 4600-3300 гг. до н. э. - Донурагическая Сардиния) и Корсике. Далее - Северная Африка (Рокния) и Сицилия - Иордания и Сирия - Малая Азия и Балканы (3-2-е тыс. до н. э.) - Западный Кавказ - Крым (3-е тыс. до н. э.). Также многие предметы материальной культуры строителей дольменов имеют своих предшественников в эгейском бассейне и в Малой Азии .

На Кавказе древнейшие дольмены появились на южном склоне, в приморской и горной зоне в раннебронзовый период в середине III тыс. до н. э. К ним относятся дольмены в Эшера, Азанта, Отхара, Куланурхва, Шрома, Дой. Они имеют малые и средние размеры.

В Южном Крыму, несколько позже, чем на Кавказе, носители кеми-обинской культуры строили каменные ящики (цисты), иногда с пазами в плитах и даже расписывали их . А вообще, по всему Кавказу (в том числе и в степных районах) обкладывали могилы каменными плитами, а кое-где и сооружали огромные мегалиты (Армения , Грузия). Вопрос только в том, имеются ли в каждом из этих случаев взаимное культурное влияние.

Месторасположение дольменов

Так как скопления дольменов являются кладбищами дольменной культуры, то в их окрестностях обычно расположено несколько поселений этой культуры: или на значительном расстоянии, или рядом. В расположении дольменов имеются некоторые закономерности. Они обычно находятся на ровных площадках на вершинах или на солнечных склонах хребтов (в основном - на высотах в 250-400 м над уровнем моря, максимальная высота - 1300 м) или на речных террасах. Подавляющее большинство дольменов ориентировано вниз по солнечному склону, что подразумевает довольно большой разброс направлений. Если это было невозможно, то дольмен ориентировался хотя бы на освещённый солнцем участок на противоположном хребте. Кроме того, отмечена ориентация на конкретные астрономически значимые точки на горизонте. Утверждение о привязке дольменов к водным источникам не имеет оснований.

Предназначение дольменов

Предназначение дольменов является не просто установленным фактом, а было всегда известным фактом. Как вид гробниц, дольмены Западного Кавказа стоят в одном ряду с множеством подобных сооружений разных времён и многих народов. Выявленные древнейшие захоронения в дольменах оставлены именно их строителями. И хотя уже известно некоторое количество грунтовых погребений дольменной культуры, всё же они, видимо, были менее распространены, а известное их количество совершенно не соответствует множеству довольно крупных поселений.

Конечно, сооружения выполняли и функцию святилища, скорее всего, семейного или родового: об этом, например, свидетельствует находка каменного алтаря при реконструкции дольменного комплекса на Жане (находится в Геленджикском краеведческом музее). Вновь реконструированные комплексы на реке Жане и на горе Нексис (оба под Геленджиком), а также многие дольмены с «двориками» позволяют представить себе происходившие когда-то там церемонии.

Некоторые дольменные комплексы были явно рассчитаны на посещение их значительным количеством людей. Это, в первую очередь, мегалитический курган Псынако I около посёлка Анастасиевка в Туапсинском районе, Серебряный курган в урочище Клады около станицы Новосвободной и те же комплексы на реке Жане и на горе Нексис. Все они вполне могли бы выполнять роль общеплеменых объектов поклонения. К сожалению, музеефикация первого из списка не проведена, а второй практически уничтожен.

Постройка дольменов

Для сооружения дольменов использовали по возможности камень из наиболее близких месторождений. Если недалеко имелись подходящие плиты природного происхождения, то собирали и их. Но если выбора не было, то вырубленные плиты могли транспортировать за несколько километров. Для построек использовали различные виды песчаников и известняков . мергеля. В одной постройке могли сочетаться разные породы.

В каменоломне для ломки камня использовали силу разбухающих от воды деревянных клиньев. Свежий камень из карьера более мягкий и может быть обработан даже каменными инструментами. Но строители дольменной культуры имели в своём арсенале и бронзовые зубила, чьи чёткие следы постоянно попадаются при изучении построек. Предполагают, что обработанные плиты могли перед использованием некоторое время выдерживаться, для набора достаточной твёрдости. Шлифовка поверхностей и желобков производилась каменными тёрочниками , которые находят в местах строительства. Покровную плиту затаскивали по наклонной насыпи сзади дольмена. В строительстве могли применять и силу животных.

Частые спекуляции на тему невозможности повторить точную подгонку дольменных плит в наше время, например, после его переноски на новое место, происходят лишь из-за непонимания того факта, что на новом месте практически невозможно заново продублировать все особенности старого фундамента. Что и приводит к различным перекосам и несовпадениям.

Архитектура дольменов

Конструкция

Орнаментация

Сравнительно с общим количеством, довольно мало дольменов украшены гравированным и даже выпуклым орнаментом. Но, вероятно, многие из орнаментов просто не дошли до нашего времени из-за эрозии камня. Они бывают расположены по всему порталу и внутри камеры. Известно изображение на передней плите с крестом в круге и похожим на гребёнку лабиринтоподобным рисунком с отходящим от него и входного отверстия зигзагом. Иногда имеются просто ряды вертикальных зигзагов. На передней плите иногда помещается изображение ещё одного дольменного портала, а также одна или две пары крупных выпуклостей над ним. Или просто сделано прямоугольное углубление, занимающее бо́льшую площадь плиты. Ряды вертикальных и горизонтальных зигзагов могут иметь торцы боковых плит. А приставные портальные плиты на внутренней плоскости иногда украшаются пейзажем, состоящим из ряда треугольников (горы) и вертикальных рядов зигзагов (реки). Над горами помещено солнце в виде овала с крестом. Иногда вся портальная плита покрыта горизонтальными полосами, каждая из которых образована ёлочным узором из насечек зубилом. Так могут украшаться и боковые плиты. Недавно были найдены дольмены, чьи фасады были украшены, в одном случае, выпуклыми диагональными полосами, образующими крупную «ёлку», заключённую в рамку; а в другом - уже углублёнными горизонтальными рядами широкого растянутого зигзага. Этот зигзаг ещё усложнён отрезками одиночных вертикальных зигзагов сбоку и по бокам входного отверстия. Иногда для построек выбирался камень, имеющий необычную поверхность, что обусловлено его внутренней структурой. Такой дольмен без специальной обработки получал декоративное оформление в виде причудливых вмятин и выпуклостей.

Внутри камера дольмена иногда обведена горизонтальным зигзагом из широкой полосы и прямой линией над горизонтальным зигзагом. Во втором случае получается ряд свисающих треугольников или фестонов. Это оформление может быть ещё дополнено участками с вертикальными зигзагами. Каменные пробки также могут иметь на шляпке рельефные концентрические окружности, подобие соска в центре, четыре выпуклости по окружности и одну в центре или рельефный крест.

Иногда на крыше дольмена имеются многочисленные небольшие чашеобразные углубления или лунки, разбросанные по поверхности хаотично или образующие короткие ряды и круги с крестами внутри. Подобные знаки встречаются также на боковых и передних плитах дольменов. А также на отдельных камнях вблизи дольменов, где они могут иметь ещё и обводку кольцами.

Некоторые каменные блоки, образующие дворик, несут на своей поверхности выпуклины - боссы . Они не имеют такой правильной формы, как те, что на фасадной плите. Это останцы, сохранённые, после выравнивания всей плоскости стены. Имели ли они какое-то значение кроме декоративного - неизвестно.

Имеется также несколько простых гравированных петроглифических рисунков на дольменах или рядом с ними. Смысл их пока не ясен, как и неизвестно время их нанесения.

Недавно обнаружено два сюжетных гравированных изображения на дольмене в посёлке Джубга: сцена с человеком и животными и борьба двух «близнецов». Второй сюжет полностью соответствует известным изображениям на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры . Возможно, этот же сюжет присутствует на тройном крюке из новосвободненской гробницы.

Особняком стоят склепы со средневековыми аланскими захоронениями в Карачаево-Черкесии, практически полностью покрытые волнистыми бороздами и разнообразной символикой. Считается, что это аланы украсили более древние постройки. Особенно выделяется своими сюжетными изображениями так называемый «царский мавзолей», в которых находят уже христианские мотивы.

Почти нет дольменов, в которых бы имелись следы красочной росписи в камере и на фасаде. Плохо сохранившаяся раскраска в дольмене Серебряного кургана сейчас окончательно обезображена вандалами. А цветные рисунки в двух двухкамерных новосвободненских гробницах представляют более раннюю культуру.

Список некоторых примечательных дольменов

Галерея

  • См. также

    • Волконский дольмен

    Примечания

    1. Испы - карлики из абхазо-адыгского Нартского эпоса .
    2. Сносят дольмены бульдозерами, давят плиты тяжёлыми грузовиками, уничтожают культурный слой в окрестностях.
    3. Используют камень дольменов для своих построек.
    4. Разводят костры в дольменах или рядом, истирают хрупкий камень в процессе массовых посещений, оставляют надписи. Так, убирая надписи на Волконском дольмене, его поверхность периодически обрабатывают бучардой . В общем, многократно усилившаяся нагрузка на ветхие строения ускоряет их разрушение.
    5. Анастасиевцы , родноверы , кришнаиты , ивановцы . Они вычищают из дольменов культурный слой, истирают камень в процессе массовых посещений, даже «реставрируют» по своему разумению.
    6. Берут в аренду землю с дольменами, перекрывают свободный доступ и взимают плату за посещение.
    7. Музеефикация без создания археологического музея с сотрудниками и охраной является бесполезной фикцией. Консервация - это засыпка достаточно толстым слоем земли до лучших времён.
    8. Известно только два засыпанных после раскопок дольмена: в Кладах 2 и на Каменном кургане.
    9. Появилась категория невежественных экскурсоводов-частников, водящих людей по «местам силы».
    10. Дольмены. Бесконечное путешествие. - М.: Аванти плюс, 2004. - (Жизнь у дольменов). - 192 с. - ISBN 5-902559-03-0
    11. Сейчас некоторые исследователи предполагают, что дольмены могли начать сооружать ещё в раннебронзовый период, то есть на позднем этапе культуры накольчатой жемчужной керамики или майкопской культуры. Это конец 4-го тыс. до н. э.
    12. Марковин В. И. , 1978. - С. 150, 152-155.
    13. Марковин В. И. , 1983.
    14. Воронов Ю. Н. , 1979. - С. 48, 49.
    15. Например, вырезанные на камне изображения с Сицилии и на гравированных плитах из Новосвободной.
    16. Марковин В. И. , 1978. - С. 213-215, 283-319.
    17. Бгажноков Б. Х. Кавказские дольмены: планетарные свойства и местные традиции // Археология и этнология Северного Кавказа. - Нальчик: Издательский отдел Кабардино-балкарского института гуманитарных исследований, 2012. Вып. 1. - С. 44-48.
    18. Рысин М. Б. ,1997. - С. 118, 119.
    19. Гамахария Д.  и др. Абхазия. Эпоха энеолита - средней бронзы (середина V - середина II тыс. до н. э.) .
    20. Семёнов В. А. , 2008. - С. 376-378.
    21. Резепкин А. Д. , 1988.
    22. Трифонов В. А.  Дольмен «Шепси» и ранние формы коллективных мегалитических гробниц на Северо-Западном Кавказе в эпоху бронзы.
    23. Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья: Майкопско-новосвободненская общность, проблемы внутренней типологии. - М.: Наука, 2004. - С. 17-19, 163-165.