Джерард Батлер: «В женщине меня привлекает умение замолчать в нужное время. Джерард Батлер: «Я наделал немало глупостей

Личная жизнь голливудского актера Джерарда Батлера давно находится под пристальным вниманием поклонников, журналистов и фотографов. Это и неудивительно, актер красив, успешен в профессии, обеспечен материально, остроумен. При этом он до сих пор ни разу не был женат и о подробностях своей личной жизни рассказывает крайне неохотно.

Биография и личная жизнь Джерарда Батлера

Шотландец по происхождению, Джерард Батлер стал известен широкой публике в 2004 году, после того как исполнил роль Призрака в фильме «Призрак оперы». С тех пор он успел поучаствовать в таких громких кинематографических проектах, как «300 спартанцев», «Лара Крофт: расхитительница гробниц – 2. Колыбель жизни», «Рок-н-рольщик», «P.S. Я люблю тебя». Он признан одним из самых сексуальных и красивых актеров Голливуда.

При этом о романах мужчины известно достаточно мало, кроме того, что он ни разу не был женат. В многочисленных интервью о личной жизни Джерард Батлер либо предпочитает отшучиваться, либо сетует на то, что журналисты готовы «поженить» его с партнершей по каждому проекту. Тем не менее, за Джерардом прочно закрепилась слава ценителя женского пола и заядлого сердцееда.

Вот что известно о его ранних романах. Пресса подозревает, что более года с весны 2007 по весну 2008 года актер встречался с Розарио Доусон, которая была его партнершей по картине. Эти отношения не были подтверждены ни одной из сторон, хотя пару не раз вместе видели на мероприятиях. Но такие выходы не опровергают версии, что это была просто промо-кампания фильма.

Следующей вероятной девушкой Джерарда Батлера стала Шанна Моаклер. И вновь никаких точных доказательств, кроме нескольких фото с якобы свидания.

В 2010 году личная жизнь актера Джерарда Батлера била ключом. Ему приписали отношения с одной из самых завидных невест Голливуда , которая также была партнершей шотландского актера по фильму. Кроме того, в этот же год, если верить таблоидам, он успел повстречаться с Беатрис Коэльо и Лори Колева, а также сербской моделью Мартиной Раич. Ни один из этих романов также не получил официального подтверждения, даже наоборот, звезды старались отрицать свои отношения.

2012 год был отмечен для актера отношениями с Брэнди Глэнвилл. Этот роман был подтвержден со стороны девушки, она даже назвала Джерарда самым знаменитым человеком, с которым у нее были интимные отношения.

Наиболее длительными и официальными, в отличие от остальных, были отношения Джерарда Батлера с актрисой итальянского происхождения Мадалиной Генеа. Их роман начался в 2013 году и продлился около года. За это время появлялись новости и о расставании пары, и о готовящейся свадьбе. Во всяком случае, Мадалина и Джерард появлялись вместе на официальных мероприятиях, а актер даже познакомил избранницу с матерью. По слухам, маме Джерарда Мадалина очень понравилась, кроме того, она переживает за отсутствие детей у своего 46-летнего сына.

Последние новости о личной жизни Джерарда Батлера

Однако даже чувственная итальянка не смогла долго удерживать подле себя ветреного шотландца. И в 2014 году роман между ними прервался окончательно.

Читайте также
  • 10 знаменитостей, которые постоянно рассказывают о своих бывших
  • 20 звёзд, причёски которых становились поводом для смеха

С июля 2014 и до недавнего времени Джерард Батлер встречался с длинноногой красавицей Морган Браун, которая работает декоратором. пары выглядели достаточно серьезными, их не раз фотографировали на свиданиях и мероприятиях, они не боялись появляться вместе на публике. Но совсем недавно поступили последние новости о личной жизни актера: похоже, он опять свободен и все еще продолжает искать ту единственную, которая сможет привести его к алтарю.

ПОЛНОЕ ИМЯ: Джерард Батлер (Gerard Butler)

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 13.11.1969 (Скорпион)

МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Глазго, Шотландия

ЦВЕТ ГЛАЗ: Серый

ЦВЕТ ВОЛОС: брюнет

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: не женат

СЕМЬЯ: Родители:Маргарет Батлер, Эдвард Батлер.

РОСТ: 188 см

РОД ЗАНЯТИЙ: актер

Биография:

Шотландский киноактёр, наиболее известный по работам в таких фильмах как «Призрак Оперы», «300 спартанцев», «Голая правда», «Законопослушный гражданин», «Рок-н-рольщик», «Падение Олимпа» и «Падение Лондона», «Геошторм».

Джерард родился в шотландском Глазго, но через полгода после рождения он с родителями переехал в Канаду. В Монреале папа и мама планировали организовать свой бизнес. Но дела не заладились и родители развелись. Мальчик остался вместе с мамой, которая вернулась в Шотландию, поселилась в Пейсли и вновь вышла замуж.

Мальчик рос около местного кинотеатра, куда довольно часто ходил вместе с мамой. Театр понравился ему еще в детстве. А в школе Джерард слыл лучшим учеников, да к тому же он принимал участие в любительских постановках. Позже Батлер даже выступил на сцене молодежного театра в Шотландии, и сыграл в Королевском театре в Глазго. После школы будущий актер поступил на юрфак в университет в Глазго. Тут общительный юноша смог быстро занять пост президента университетского юридического сообщества. После ВУЗа Джерард стал работать адвокатом, но недолго. В это время в Канаде от рака умирал его отец, поэтому молодой человек отправился на другой континент, а после похорон вернулся на родину. Работа юристом вгоняла его в депрессию. Но однажды он попал на Стажировку в Эдинбург и на фестивале увидел фильм «На игле». Тут актер понял, что выбрал себе совершенно не ту профессию. 25-летний юрист поехал в Лондон, чтобы начать актерскую карьеру.

Пробиться на сцену Джерард Батлер пытался довольно долго. Ему повезло в тот момент, когда в лондонском кафе он встретился с актером Стивеном Беркоффом. Он ему предложил эпизодическую работу в спектакле «Coriolanus». Ну а во время репетиций он прошел кастинг к театральной адаптации картины «На игле», от которой он находился под впечатлением. Актерская карьера На 1997 год пришелся крупный кинодебют Джерарда Батлера. Ему досталась роль Арчи в картине «Ее величество Миссис Браун» Джон Мэдден, где рядом появились Билли Конноли, Джуди Денч, Энтони Шер, Джеффри Палмер.

Ему пришлось сменить несколько профессий, от официанта до демонстратора заводных игрушек, прежде чем он устроился в лондонский театр Мэрмейд, но и то лишь ассистентом по кастингу для постановки шекспировской пьесы «Кориолан». Постановщиком этого спектакля был Стивен Беркофф, к которому однажды в кафе Батлер подошёл с просьбой о прослушивании. Впечатлённый его смелостью, Беркофф дал согласие и, таким образом, Батлер получил свою первую профессиональную актёрскую роль.

А уже через некоторое время он сыграл в Ирландии ведущую роль в постановке «На Игле», которой он до этого восхищался из зрительного зала.

В 1997 году, когда его театральная карьера уже сложилась, Батлер дебютирует в кино совместно с Биллом Конноли и Джуди Денч в фильме Джона Мэддена «Миссис Браун». Практически вся роль Батлера сводилась к купанию голышом в ледяной воде - в результате актёра госпитализировали с переохлаждением.

Однажды, когда он возвращался со съёмок этого фильма, он увидел тонущего в реке Тей мальчика. Батлер бросился в воду и спас его, получив за это «Свидетельство о храбрости» от Королевского общества спасения утопающих.

В этом же году он получил крохотную роль моряка в очередной серии бондианы - «Завтра не умрет никогда», а также небольшую роль в фильме Рассела Малкэхи «Мумия: Принц Египта», который вышел в 1998 году. В конце 1990-х Батлер появился в телевизионном комическом сериале «Люси Салливан выходит замуж», одновременно играя в театре в пьесе «Однажды прошлым летом» совместно с Шейлой Гиш и Рэйчел Вайс.

Новое тысячелетие Батлер начал с второстепенных ролей в гангстерском боевике «Стрелки» (2000) и военной драме «Цветы Хариссона» (2000). Затем он одновременно получил уже настоящие, полноценные главные роли в фильме Уэйса Крэйвена «Дракула 2000», а также в американском телевизионном сериале «Аттила завоеватель» (2001), для съемок в котором ему впервые пришлось участвовать в батальных сценах, а также избавиться от своего шотландского акцента. Здесь Батлер снова сотрудничал вместе с Беркоффом, который сыграл дядю Аттилы.

После этих двух ролей Батлер становится популярным. Тип таких мужественных героев, сыгранных Батлером, натолкнул обозревателей CNN на мысль, что он мог бы успешно заменить Пирса Броснана в очередном фильме бондианы.

Однако, «Дракула 2000» провалился в кинотеатрах, а «Аттила», несмотря на то что был на втором месте в рейтинге телевизионных мини-сериалов, оказался быстро забыт. Слухи о его участии в фильме об агенте 007, утихли, когда Броснан подтвердил, что он будет сниматься, по крайней мере, в двух ближайших фильмах о Бонде.

Батлер заключил договор с новым агентством. Он вернулся на британское телевидение для участия в телесериале «Присяжные» (2000), где также играли Дерек Джейкоби и Энтони Шер. В это же время у него появляется роль в фильме Роба Боумана «Власть огня» , в съёмках также принимали участие Мэттью МакКонахи и Кристиан Бэйл. Далее главная роль в фильме Ричарда Доннера «В ловушке времени». Следующим крупным и удачным проектом актёра стал фильм «Лара Крофт Расхитительница гробниц: Колыбель жизни» .

2004 год стал для актёра судьбоносным: он снялся в мюзикле «Призрак оперы», экранизации одной из самых успешных постановок за всю историю театра, собравшей по всему миру более 154 миллиона долларов, получившей более десятка премий, в том числе три номинации на «Оскар». Его немного рок-н-рольный голос пришёлся по душе автору мюзикла Эндрю-Ллойду Вебберу, который взял его на главную роль. Все вокальные партии Призрака Батлер исполнял сам.

Широкую известность Джерарду принесла роль спартанского царя Леонида в эпическом боевике «300 спартанцев» Зака Снайдера, экранизации одноимённого комикса Фрэнка Миллера.

Очередной важной вехой в творческой биографии Батлера стал фильм режиссёра Гая Ричи «Рок-н-рольщик», в котором он сыграл незадачливого бандита Раз-Два. В 2009 году этот фильм получил премию журнала Empire в номинации «Лучший британский фильм года».

Джерард старается сниматься в разных ролях, а не придерживаться какого-то одного амплуа и это ему удаётся. В комедии «Голая правда», современной истории о битве полов, Батлер ещё раз показывает, что он не только герой боевиков. На участие в фильме «Геймер» он подписался только тогда, когда создатели убедили его, что фильм отражает один из возможных вариантов недалёкого будущего.

Весомым событием в жизни Джерарда стало открытие им продюсерской фирмы «Злобные близнецы» совместно с его другом и бывшим менеджером Аланом Сигелем. Первым её проектом становится фильм «Законопослушный гражданин», в котором Батлер снялся совместно с Джейми Фоксом. В работе над этой кинолентой Батлер участвовал во множестве качеств - он не только играл одну из главных ролей, но и занимался продюсированием, работой над сценарием и над созданием роли.

В 2010 г. на мировые экраны вышла ещё одна комедия с Батлером в главной роли - «Охотник за головами», в ней он сыграл вместе с Дженнифер Энистон.

О личной жизни мало что известно, у актера много раз были проблемы с папарацци, которые пытались хоть что-то узнать о Джерарде Батлере. Пока редко кто видел знаменитость с представительницами прекрасного пола. Была в поле зрения СМИ только прогулка с Камерон Диаз, после которой издания начала приписывать актерам роман. В личной жизни Джерард одинок. Говорят, что у него было много романов со знаменитостями. Но единственной официальной возлюбленной актера является его бывшая ассистентка по имени Тоня.

Общаться с Джерардом Батлером - настоящее удовольствие, недаром у актера репутация одной из самых доброжелательных звезд Голливуда. Он готов говорить не только о своих новых фильмах, но и о личной жизни. Никаких секретов, никаких табу.

Мы встретились с Батлером в Голливуде, в отеле не с самым логичным для этих мест названием London. Хотя шотландец не скрывает, что Лос-Анджелес не особо жалует и приезжает сюда только по работе, а раз так, сама возможность сказать: «Я съездил в «Лондон» должна приносить ему пусть небольшое, но удовлетворение. Зайдя в комнату, я обнаружила Джерарда сидящим на диване и потирающим ноги, и выглядело это так, что я просто не могла не спросить, все ли у него в порядке.

- Как вы себя чувствуете?

Да ноги просто как два куска мяса, они меня убивают! Мне только что сделали специальный массаж: я тренирую и холю свои ноги, чтобы не подвели во время съемок в новой картине. Завтра покидаю Лос-Анджелес на два с половиной месяца. В Австралии начинается работа над фантастическим фильмом «Боги Египта» , в котором я буду играть Сета - бога ярости и песчаных бурь.

- Что за фильм?

Сценарий основан на мифологии Древнего Египта: Сет убивает своего брата Осириса и узурпирует власть; Гор, сын Осириса, которого сыграет Николай Костер-Вальдау , пытается отомстить моему персонажу. А вот вора Бека мало заботят игры богов, однако, столкнувшись с проклятием, он присоединяется к Гору, думая, что смерть Сета поможет ему избавиться от злого рока. Но всем поможет богиня любви Хатхор. Это приключенческая история, и режиссировать ее будет Алекс Пройас (постановщик фантастической ленты «Я, робот», собравшей в мировом прокате $347 млн. - THR ).

- А вы, значит, злодей?

И еще какой! Сет уничтожает практически все человечество и идет на войну с богами. Это эпическая история, и я раньше никогда не снимался в подобных проектах. Его бюджет $140 млн. - это как «Аватар» или «Властелин колец» , но с очень необычным повествованием. Мой персонаж находится в мире, в котором боги живут среди людей: им так понравилось их собственное творение, что они решили в нем поселиться. Боги не вечны, хотя и живут намного дольше людей - от тысячи до двух тысяч лет.

- Выходит, «Боги Египта» грандиознее «300 спартанцев» ?

Да, его бюджет в два раза больше.

- Перед встречей с вами я посмотрела вторую часть «Спартанцев»

- …И не обнаружили меня там, да? (Смеется.) Кстати, я точно знаю одного русского фаната первой части. И знаете, кто это? Федор Бондарчук ! Я познакомился с ним в Лос-Анджелесе, и он похвалил мою работу в «Спартанцах» . Я в долгу тоже не остался. Накануне посмотрел «Сталинград» , и он произвел на меня сильнейшее впечатление. В этом я с удовольствием признался русскому режиссеру. Мы отлично пообщались!

- Я тут подсчитала - вы больше года не появлялись на экране. Так долго готовились к съемкам в ленте «Боги Египта» ?

Все куда прозаичнее. На самом деле после «Падения Олимпа» я сделал паузу. Зато в этом году я снимаюсь в трех фильмах сразу.

- То есть вы сами планируете - когда работать, а когда отдыхать?

Да, да, решил отдохнуть и взял годовой отпуск. Я был счастлив! Путешествовал, дописывал сценарии. Мне хотелось отвлечься от актерства, и я не стал себя насиловать - решил расслабиться. Меня потянуло на духовные поиски. Знаю, что подобные желания возникают в периоды кризисов, и хорошо, когда есть возможность отстраниться от всего, посмотреть на свою жизнь со стороны. Мне это очень помогло, и я взялся за работу с энтузиазмом, даже, по-моему, с большим, чем нужно, так как взвалил на себя слишком много. Но это мой обычный цикл -говорю: «Я сдаюсь» и отказываюсь от работы. Зато потом тружусь с особым рвением. (Смеется.)

- Знаю, вы решили переехать из Лос-Анджелеса, чем так не приглянулся Голливуд?

Когда я жил тут, моя энергия очень быстро иссякала, поэтому я решил переехать в Малибу, где легче сохранить творческий потенциал. Во время путешествия предпочитаю останавливаться в спокойных местах. Я понимаю ценность жизни в мегаполисах, но, для того чтобы получать от благ цивилизации удовольствие, необходимо делать перерывы и уединяться.

- Вы как-то не очень похожи на парня из Малибу.

Ну так я шотландец все-таки, и в Малибу живу не на берегу океана, а в горах, в их окружении чувствую себя как дома, мне кажется, что я в Шотландии. Теперь, когда думаю об очередном путешествии, то понимаю: вряд ли найду более приятное и удобное место, чем Малибу. (Смеется.)

- А как же Нью-Йорк? У вас вроде там есть квартира.

Да, это правда. Но даже имея там свою берлогу, я никогда толком и не жил в Большом Яблоке - только навещал его. Что касается Лос-Анджелеса - здесь очень трудно сделать карьеру, еще труднее, если не живешь в этом городе. Знаю немало британских актеров, которые приезжают сюда, ходят на прослушивания и после ряда отказов говорят, мол, Голливуд - это не для них. А я думаю: «Ну конечно, тогда зачем вы летаете сюда на пробы в каждом новом фильме?!» Правда в том, что можно по пальцам пересчитать тех, кто, живя в Лондоне, смог сделать карьеру здесь.

- Что скажете о собственной карьере - много фильмов, которыми гордитесь?

У меня было достаточно побед, как, например, «Призрак оперы» , были и неудачи, как «В ловушке времени» . А «300 спартанцев» перенесли меня в другое измерение, вспоминаю время съемок в нем как, с одной стороны, лучшее в моей жизни, а с другой - самое трудное. В будущем мне бы хотелось сыграть в романтической комедии, драме и триллере.

- Боитесь застрять в одном амплуа?

После «Спартанцев» у меня было много предложений сниматься в экшенах, это я и собираюсь сделать в «Богах Египта» . Но потом мне обязательно надо сменить пластинку.

- Мультфильм «Как приручить дракона 2» - надо понимать, один из способов это сделать. Пусть вы и работаете в нем за кадром. Вас не удивляет, что анимационные ленты часто становятся популярнее игровых?

Да, я думаю, что у анимации был трудный период около 20 лет назад, но с тех пор она снова в фаворе. Но для меня самое интересное в этом - работа голосом. Вы вкладываете в него все свои эмоции, потому что не можете отобразить их на своем лице.

В этом смысле меня больше всего потрясла реакция вашего героя Стоика на встречу со своей женой, которую он не видел 20 лет.

Вы удивитесь, но мне эта сцена далась достаточно легко. Просто со мной в жизни произошла похожая история. Я не видел отца 14 лет и даже не знал, жив ли он. И вот однажды пришел домой, и мой отчим говорит: «Не снимай куртку - твой отец в городе, и тебе надо будет пойти с ним встретиться». Так что мне не пришлось напрягать фантазию, чтобы озвучить эту сцену. Когда увидел ее в готовом фильме, подумал: жизнь полна сюрпризов... В нашей истории Стоик не подозревал, что жена жива, и встреча с ней буквально окрылила его, несмотря на душевную боль, которую он испытал. В этот момент он понял, как сильно любит супругу и что они еще могут быть счастливы вместе. Очень мощная сцена.

Стоик не очень уравновешенный, и я боялась, что герой может испытать прилив ярости из-за того, что жена оставила их с сыном одних.

Я тоже! (Смеется.) Сцена выглядит такой красивой потому, что этот огромный, мускулистый викинг по-детски очарован встречей с любимой женщиной и смотрит на нее с обожанием. Мне самому понравился это неожиданное проявление его души.

2 312

Он учился на адвоката, а стал актером. Начал карьеру в 25, а в свои 43 еще не женат - и сам этому удивлен. Интервью с Джерардом Батлером, для которого не существует понятия «поздно» и который видит счастье только в настоящем.

Ассистентка его – милая, неброской внешности женщина средних лет. Это она открывает мне дверь лондонского гостиничного номера, где назначено наше интервью. Обычная звездная практика – для встреч с журналистами снимается роскошный сьют в пяти-звездочном отеле, и все разговоры проходят официально, даже несколько казенно, с непременным агентским условием не задавать звезде «вопросов личного характера». Имеется в виду, что спрашивать о женах, возлюбленных или, не дай бог, детях не допускается под страхом выдворения из сьюта. И меня даже удивляет, что ассистентка Батлера не говорит мне ничего подобного традиционным в таких случаях непреклонным тоном. Я даже уточняю: что, если я спрошу о чем-то… так сказать… ну, не очень про кино. Она пожимает плечами: «Спрашивайте о чем хотите, Джерри ничего ни от кого не скрывает». Ничего ни от кого?! Так просто не бывает: едва ли не главная забота звезд – что-то скрывать от назойливых журналистов…

Но когда «Джерри» выходит из соседней комнаты, я понимаю, что стояло за реакцией ассистентки. Джерард Батлер совсем не производит впечатления души нараспашку. Но он производит впечатление человека исключительной силы. Рост не меньше 190 см, четкость черт лица, открытый взгляд светлых, прозрачных серо-зеленых глаз. Античная стать – недаром именно он был избран на роль царя Леонида в «300 спартанцах» Зака Снайдера. Решительность движений – естественно, это он был завоевателем Аттилой в одноименном телесериале. Подлинная сердечность к собеседнику – и кто еще мог бы сыграть в пронзительнейшем, трогательнейшем ? Даже безлично-дизайнерский сьют при его появлении будто освещается теплым светом. Рядом с Джерардом Батлером чувствуешь себя уютно и защищенно. И никогда теперь я не соглашусь, когда его назовут «секс-символом». Уж если он и символ чего-то, так это подлинной мужественности. В ней все и дело. О ней и речь.

Даты

  • 1969 Родился в Пейсли, Шотландия, в семье Эдварда и Маргарет Батлер.
  • 1991 Заканчивает юрфак Университета Глазго.
  • 1996 Дебют в спектакле «Кориолан» Стивена Беркоффа (Театр Мермейд, Лондон).
  • 1997 Дебют в кино – «Миссис Браун» Джона Мэддена.
  • 2007 «300 спартанцев» Зака Снайдера.
  • 2007 «P. S. Я люблю тебя» Ричарда Лагравенезе.
  • 2010 «Охотник за головами» Энди Теннанта.
  • 2011 Снимается в экзотическом кинопроекте Movie 43, который состоит из 25 мини-новелл, поставленных 12 режиссерами, и в котором заняты 25 звезд мировой величины.

Джерард Батлер (Gerard Butler) на премьере фильма «Проповедник с пулеметом в Лос-Анджелесе, 2011 год.

Psychologies: Название, которое получил в российском прокате ваш новый фильм – «Мужчина нарасхват», – кажется, соответствует вашему имиджу в кино и в общественном сознании. Подчеркнутая мужественность, маскулинность – насколько этот «товарный знак» соответствует вам реальному?

Джерард Батлер:

Тайны товарных знаков не раскрываются! Но если вы спрашиваете серьезно… То ответ все равно прозвучит несерьезно. Дело в том, что у нас в Шотландии я совершенно обычный человек, абсолютно среднестатистический шотландец. Так что и сам был изумлен, что в Америке в этой самой маскулинности, мне якобы свойственной, люди видят особенность и… странно, но особую привлекательность. Ну, ее кино во мне и эксплуатирует. Причем в слово «эксплуатация» я не вкладываю никакого отрицательного смысла. Не хочу показаться циником, но мы все выходим на жизненный рынок со своим товаром. И такова суровая правда жизни, что товар, который я мог поначалу предложить, – да, мужественность, выделенная курсивом в общем «кинотексте». Но это произошло само собой, без моего сознательного участия. Я привык к другому самоощущению. Дома в Глазго я для себя был просто «лицом мужского пола».

Но ведь за понятием «мужественность» для вас что-то стоит?

Дж. Б.:

Пожалуй, отсутствие хлипкой амбивалентности, однозначность. То есть честность с жизнью, с другими. Возможно, это во мне говорит мое шотландское – мы уверенно стоим обеими ногами на земле. Когда смеемся – правда смеемся. В горе можем и заплакать, потому что действительно испытываем горе. Всегда смотрим в глаза. Решение принимаем один раз. Заднего ума у нас нет. Камней за пазухой – тоже. Получается, что это такая мужественность, которая может быть свойственна и женщинам. Даже больше: мужественность особенно свойственна женщинам. И в этом смысле я убежденный феминист.

В каком именно смысле?

Дж. Б.:

Я не вижу разницы между людьми по половому признаку. Для меня нет предписанных женщинам и мужчинам ролей в социуме. Тем более что в современном мире пол все чаще становится предметом свободного выбора. Во что я не верю совершенно, так вот в это: мужчина – охотник и защитник, женщина – слаба и непременно должна быть наделена материнским инстинктом.

«НЕ ХОЧУ ПОКАЗАТЬСЯ ЦИНИКОМ, НО МЫ ВСЕ ВЫХОДИМ НА ЖИЗНЕННЫЙ РЫНОК СО СВОИМ ТОВАРОМ»

То есть вы не защитник?

Дж. Б.:

Я, безусловно, защитник. Но совсем не потому, что я мужчина. Я защитник просто потому, что сильнее многих.

Но вы не стесняетесь и своих слабостей – недавно легли в наркологическую клинику и потом подробно про это говорили.

Дж. Б.:

Убежден, что не стесняться своих слабостей, не скрывать проблем – признак силы. Что есть, то есть. И нечего скрывать. Я действительно оказался зависим от обезболивающих после двух травм: одной старой, полученной еще на съемках «300 спартанцев», второй – новой, ударило о скалы во время съемок «Покорителей волн», я же там серфер. Ну, и старая шотландская привязанность к старому шотландскому виски тоже не шутка. Но если ты решил с болезненной зависимостью бороться, значит, ты сказал себе, что зависим. А иногда признаться в чем-то публично – единственный способ заставить себя это признать.

Вы сказали, что можете и заплакать. А я как-то плохо представляю вас в слезах.

Дж. Б.:

И зря. Иногда мне кажется, что я состою из крайностей: то у меня железобетонный каркас и я проявляю уникальное упорство или же баранье упрямство, то я таю, как шоколадка, – особенно под женским взглядом…

В главной роли

В ближайшее время на наши экраны выходят два фильма с Джерардом Батлером.

Джерард Батлер (Gerard Butler) в фильме "Покорители волн", 2012

Джерард Батлер (Gerard Butler) и Джессика Бил (Jessica Biel) в фильме "Мужчина нарасхват"

Ваши родители развелись, вы росли в так называемой неполной семье, с матерью...

Дж. Б.:

Да, мне было полтора года, когда они расстались. Отец, как я узнал позже, был потрясающий, безмерно обаятельный, жизнерадостный, щедрый и абсолютно безответственный человек. Я вновь увидел его, когда мне было уже 16. Вернулся из школы, а мама говорит: отец ждет тебя в ресторане недалеко от нашего дома. Пришел в ресторан и опознал отца только по сестре рядом – она сидела с ним за столиком. Единственное, что смог тогда сказать: «Почему тебя не было с нами все эти годы?» И потом плакал часа три… Во всяком случае, тогда я почувствовал, что в нас… как бы это сказать… консервируется боль. Невысказанная, непроявленная боль, обида способны сидеть в нас годами. И хорошо, если они выплеснутся когда-то слезами. Ожесточенность хуже. Тогда-то я инстинктивно и пришел к выводу, что чувствам надо давать выход. Это здоровее и честнее. Да и мама у меня такая. Настоящий боец. Иногда, бывает, я говорю: да ладно, мам, да черт с ним. А она – нет, никому не спускает и прямой стычки не боится. Это, конечно, характер, но и вполне сознательная позиция тоже – честность в отношениях с миром.

Ее мнение много значит для вас?

Дж. Б.:

И всегда значило и будет значить. Во всяком случае, когда меня с позором вышибли из высококлассной юридической компании, она была единственным человеком, кому я не знал, как это сказать. И вовсе не потому, что боялся ее осуждения. Дело в том, что это был сбой позитивной программы, как пишут в психологических брошюрах. Я был отличником в школе, получил стипендию на юрфаке университета Глазго. А при этом семья наша фактически из рабочего класса, и мое поступление на юрфак стало чем-то вроде «Вау, один из наших в универе!». То есть я всегда хотел стать актером, даже играл в Шотландском молодежном театре тинейджером. Но как дело жизни… Шотландский актер тогда был на весь мир один – Шон Коннери... Словом, я решил достигать реального. В университете практически блистал, даже стал президентом факультетского юридического общества. А после университета меня взяли стажером в серьезную эдинбургскую юрфирму с устоявшимся реноме, многовековым, надо сказать. Предполагалось, что я пройду двухлетнюю стажировку, по ее результатам получу лицензию на работу и меня примут в эту же фирму – таковы рельсы адвокатской карьеры. Но что-то во мне щелкнуло, провернулось и… сломалось. Мне было 24, успехи вскружили мне голову, начались вечеринки до завтрака, арестовывали пару раз по «хулиганке» – я любил подраться… В общем, за неделю до адвокатской квалификации меня уволили к чертовой бабушке, и вполне заслуженно. Я, конечно, пережил шок – я же до того был перманентным победителем. К тому же шел эдинбургский фестиваль, и я был на спектакле Trainspotting по роману Ирвина Уэлша, который потом стал фильмом Дэнни Бойла «На игле». Парень, который играл главную роль, был просто феномен. Он так свободно двигался, так легко впадал в истерику, так виртуозно изображал глюки… И я остро, пронзительно, болезненно почувствовал, что мог бы быть там же, на сцене. Но все упущено, мне 25, я не стал актером и уже не стану, и меня уволили даже из адвокатов... Я знаю, что такое чувствовать потерянность, стать беспричинно агрессивным… И при этом ничто меня так не пугало, как необходимость сказать о своем крахе маме! Я боялся ее расстроить и боялся ее разочарования. А когда сказал, понял, что страшнее уже не будет и теперь я все смогу. Тогда и сообщил маме, что все-таки решил стать актером, и двинул из Эдинбурга в Лондон. И неудача на самом деле оказалась удачей. Хотя поначалу я работал на кухнях ресторанов, официантом, показывал в моллах, как работают электроигрушки. Верх моих тогдашних занятий – телепродавец в «Магазине на диване».

«ЧУВСТВАМ НАДО ВСЕГДА ДАВАТЬ ВЫХОД: ТАК ЗДОРОВЕЕ И ЧЕСТНЕЕ. ОЖЕСТОЧЕННОСТЬ ХУЖЕ»

Но какова же была реакция вашей матери?

Дж. Б.:

Я довольно долго думал, что она осуждает меня, что я действительно разочаровал ее. Но месяца через два получил письмо: «Если ты счастлив, я буду гордиться тобой».

Вам 43 – и многие задаются вопросом, почему вы не женаты и даже не замечены в сколько-нибудь серьезных отношениях...

Дж. Б.:

У меня просто талант – талант хранить свои тайны. Были отношения, которые длились 5 лет, 2 года, и никто, ни один таблоид о них не узнал. Зато они наперебой писали о Дженнифер Энистон от возраста они зависят гораздо меньше , Хилари Суонк и еще о 50 актрисах, с которыми я снимался, или просто знакомых, с которыми беседовал на официальном приеме, – что уж тут-то у меня страстный роман… Но знаете, года три назад, когда новый знакомый задавал мне вопрос, женат ли я, и я отвечал, что нет, не женат, человек обычно говорил: ну, вы еще молодой. А теперь я заметил, что люди реагируют скорее с удивлением, типа – а почему это? Да я и сам теперь реагирую на этот факт с удивлением.

И все же – вы чувствуете себя счастливым?

Дж. Б.:

По-моему, счастье – это если мы живем сейчас, вот в данный момент, понимая, что только наше настоящее и реально… Мне бы так и хотелось – жить в потоке счастья. Счастья ощущения реальности своего существования. Мне кажется, теперь я наконец перестал жить только работой. Проехал на «харлее» по южным штатам. Учился серфингу. Играл в футбол с племянниками… Но вот слушаю себя сейчас… Боже, какой я идиот! Проехал, учился, играл… Куда я все бегу?

Три странных места, в которых он побывал

Окружная тюрьма Лос-Анджелеса , куда он угодил «по пьянке» во время годовой поездки в Америку после окончания университета и где оказался скован цепями с восемью такими же хулиганами.

Центр Бетти Форд для страдающих алко- и наркотической зависимостью , где, признается Батлер, «стимулируют желание скорее оттуда бежать – там все так выверенно, так эстетично, там интерьеры вызывают восхищение, а пейзажи – упоение… И поэтому хочется поскорее вылечиться и вернуться из этого кукольного мира в реальный».

Нищие пригороды Йоханнесбурга (ЮАР) , так называемые townships, где Батлер снимался в фильме «Проповедник с пулеметом» Марка Форстера, где жилища строят иногда из картонных коробок и где живут, по мнению актера, «возможно, самые бедные, но, несомненно, самые открытые люди на свете».

Текст: Виктория Белопольская

Джерард Батлер: Король среди мужчин! Именно с таким заголовком вышел в свет новый осенне-зимний номер журнала Haute Time Magazine . Журналистке этого авторитетного издания удалось пообщаться с шотландским актером Джерардом Батлером , который ответил на ее вопросы о своей карьере, о своих вкусах и предпочтениях, а так же поделился впечатлениями от визита на мануфактуру Roger Dubuis в Швейцарии, от посещения выставки SIHH 2013 и ужина во время SIHH 2013 , посвященного часам Roger Dubuis Excalibur . Полное интервью и фотографии ждут вас под катом

Джерард Батлер - разносторонняя личность. Он взлетел на Олимп славы с ролью плохого парня, строящего козни Анджелине Джоли в картине «Лара Крофт: Расхитительница гробниц 2», затем последовала легендарная, сверх-утомительная роль в фильме «300 спартанцев», но также, актер играет и в мюзиклах, что он подтвердил ролью в «Призраке оперы». Он самостоятельно выполняет все трюки, нередко получая травмы, однако, актер является иконой стиля, регулярно получая приглашение на бал Met Gala. Джерард - фанат спорта, он проводит теннис-спарринги с Брэдли Купером, а также технически подкован, в его послужном списке - конференция с фанатами на сайте reddit.com.

Сейчас Баттлеру 43 года, и контрасты, которые составляют его жизнь, имеют еще большее значение. Теперь Батлер пытается найти идеальный баланс между занятостью в съемках и профессией продюсера, между Голливудом, и благотворительностью, которая приносит Джерарду удовольствие. Хотя в сутках только 24 часа, неудержимое желание Батлера успеть все, увидеть все, быть везде, привлекло внимание мира часового искусства.

С 2011 года Батлер сотрудничает с производителем роскошных часов Roger Dubuis. История как Батлер стал другом бренда, похожа на классический сюжет комедии.

«Я был на Гран-при Монако, остановился на яхте друга, мне позвонили и сообщили, что генеральный директор компании Roger Dubuis был в Каннах и что он заинтересован во встрече», - рассказывает Батлер. «Мы встретились в отеле Cap-Eden-Roc, и это было очень забавно - всякий раз, когда я приезжаю туда, мне кажется, что знаю около половины постояльцев отеля. Как только мы переходили к делу, нас прерывали, в конечном итоге все перемешались в большую группу. Мне кажется, что Жорж Керн (бывший директор Roger Dubuis) был наполовину возмущен, ведь он собирался обсудить взаимное партнерство, но и наполовину заинтригован, познакомившись с другими людьми, получив при этом удовольствие».

Для Батлера, человека, выросшего в маленьком шотландском городке Пейсли, роскошь уровня Roger Dubuis была за гранью реального. Действительно, первое знакомство Джерарда с часами стало более эмоциональным, нежели формальным.

Батлер с генеральным директором Roger Dubuis, господином Жан-Марком Понтро.

«Мне кажется, что когда я был моложе… сейчас я пытаюсь вспомнить название часов, подарок моего отца. Совершенно стерлось из памяти название, - признался актер. - Может быть, TAG? Помнится мне, то были великолепные часы. Самое смешное, ненавижу об этом рассказывать, но я их потерял шесть месяцев спустя, я был страшно расстроен. Однако, тот подарок сделал меня обладателем первых необыкновенных часов. Наша семья не была из числа богатых, поэтому у меня не было возможности самостоятельно приобрести роскошные часы».

Не взирая на увлечение часами, пришедшее уже в зрелости, решение работать с Roger Dubuis было естественным для актера. «Компания очень гордится тем, что представляет, для мануфактуры важно как ее воспринимают. Однако, руководство желало, чтобы наше сотрудничество было веселым и легким. После встречи у меня осталось впечатление, что основные идеи мануфактуры - страсть, любовь и уважение», - говорит Батлер.

Стенд Roger Dubuis на выставке SIHH 2013

«Когда мы начали обсуждать различные часы, как они были сделаны, какие чувства мастера вложили в создание, я понял, что пойман на крючок. Тут же позвонил своим компаньонам и сказал: «Знаете, что?! Я действительно хочу поработать с этими парнями». Думаю, они потрясающие, мне нравится их страсть и желание творить. Я чувствую связь моего духа, моего характера с часами мануфактуры».

Поскольку подписание контрактов между знаменитостями и брендами может длиться месяцами и даже годами, мы необыкновенно удивились, когда Джерард рассказал, сколько времени ушло на оформление контракта с Roger Dubuis. «Около недели», - сказал он с улыбкой. И хотя актеру были более привычны церемонии награждения, нежели часовые выставки, компания Roger Dubuis познакомила Джерарда с миром часового искусства, начиная с SIHH в Дубае. Батлер, как настоящий джентльмен, никак не прокомментировал свое появление на SIHH, но мы поинтересовались, заметил ли он какое-либо сходство выставки с церемонией вручения Оскара.

«Ничего подобного мне не доводилось видеть», - сказал Батлер. «Разнообразие - это острота моей жизни. Мне нравятся церемонии Оскар, они - квинтэссенция нашего актерского труда, праздник мастерства, лучшее исполнение в любой области этой профессии. В этом и есть сходство, SIHH - праздник самых искушенных часовщиков планеты. Лицезреть их гордость и страсть к мастерству, творчество и артистизм, что они помещают в свои стенды и презентации - было невероятно».

Кстати, в прошлом году стенд Roger Dubuis был похож на съемочную площадку. «Моя челюсть отвисла! Я огляделся и подумал: «Я так рад, что являюсь частью Roger Dubuis! Они настоящие воины», - сказал Джерард. «Напористые и уверенные, а их стенд был невероятно смелым, он был украшен 10-метровым золотым орлом с хищно выпущенными когтями. Это был совершенно иной мир. С невероятной энергетикой. Единственная компания, что могла составить конкуренцию Roger Dubuis на выставке была, думаю, IWC. У них также был необычный стенд с болидами Формулы-1, это выглядело внушительно. Но стенд Roger Dubuis - это нечто, меня было не оттащить! Работники говорили: «Нам пора уходить, Джер, нас ждет ужин!» И я отвечал: «Нет, нет, нет, мне и здесь хорошо!»

Ужин во время SIHH 2013, посвященный часам Roger Dubuis Excalibur.

Помимо выставки, в посвящение Батлера в высокое часовое искусство также был включен визит на производство Roger Dubuis в Женеве, Швейцария. 350 умельцев компании продемонстрировали актеру свое мастерство и изысканность, что вкладываются в каждый механический шедевр, до последней детали. Наблюдая за тем, как каждый компонент механизма Roger Dubuis украшается вручную, начиная от платы, заканчивая мельчайшими винтиками, Батлер проникся уважением к Excalibur, состоящим из 550 элементов.

Roger Dubuis Skeleton Double Flying Tourbillon

«Это смелые часы», - говорит Батлер об Excalibur, которые он причисляет к своим любимым. «Испытываешь приятное волнение, когда носишь их на руке. Это как одеть лучший костюм, который идеально сидит. Чувствуешь себя альфа-самцом: успешным, невероятно уверенным в себе. Я не ношу их каждый день, потому что веду активный образ жизни. Хотя часы и отличаются прочностью, но, например, когда я занимаюсь серфингом, или тренируюсь, рискуя получить травму, я заботливо оставляю их дома. Однако, в других случаях, я почти всегда ношу Excalibur, они вселяют в меня уверенность. Стоит только надеть их, как чувствуешь, что поток энергии устремляется в тело. Тут же начинаешь ощущать себя успешным, уверенным и сексуальным».

Мануфактура Roger Dubuis в Швейцарии

Сейчас актер готовится к новой роли в блокбастере, его герой - невероятно успешный и уверенный мужчина, образ так соответствующий Джераду. Пока что вся информация о фильме хранится в тайне, но Батлер уже признался, что будет играть злодея в эпической истории в духе Потерянного Рая Милтона. Это именно тот проект, о котором Джерард мечтал, едва начав карьеру.

«Я стал актером благодаря фильму под названием Крулл», - сказал Батлер. «Он нечто среднее между «Битвой Титанов» и «Властелином колец», фильм был снят, когда мне было около 15 лет. Мне приснился сон, что я в том фильме, окруженный волшебниками, королями, воинами и принцессами, в мире, где любовь побеждает зло. Я подошел к моей маме и сказал: «Мама, я должен быть актером!» Моя мама - очень заботливая и любящая женщина, ответила: «Конечно, сынок». Но в то время я не верил, что моя мечта станет реальностью. Я вернулся в свою комнату и начал плакать, потому что думал: «Я - 15-летний мальчик из Шотландии, какой из меня актер? Однако, сейчас я здесь, разговариваю с вами».

Без сомнения, Батлер в роли злодея ввергнет в шок многих зрителей, которые привыкли видеть актера в таких ролях, как агент секретной службы в фильме «Падение Олимпа». Тем не менее, Батлер не тяготеет к образам, которые были бы по нраву фанатам. «Мне нравится играть антигероев», - признался Джеррард. «Роль злодея обычно более вкусная, в нее легко вжиться, с ней проще раскрыться. В таких ролях есть место и юмору. Снимаясь в подобных фильмах, хочется вызвать у зрителя эмоции, и здорово, когда вы можете заставить их улыбаться или смеяться, а также напомнить им, что они пришли в кино ради развлечения».

Джерард на станции сборки часов на мануфактуре Roger Dubuis.

Вероятно, одного эпического блокбастера может быть достаточно для некоторых актеров, но Батлер, похоже, не успокаивается. «Италия, Испания, Германия, Таиланд, Китай, Япония, Россия, ЮАР, Панама, Колумбия, Барбадос, Тринидад», - перечисляет Батлер страны, которые посетил только в этом году. Помимо разработки новых проектов, сотрудничества с Roger Dubuis и летнего промо-тура к фильму «Падения Олимпа», Батлер также вкладывает средства в крикет-команду Jamaica Tallawahs, звезду новообразованой Карибской Премьер-лиги.

Сосчитав страны, в которых побывал Батлер, мы тут же спросили: отдыхает ли он когда-нибудь? «Иногда я так много работаю, что между съемками и пресс-турами, вдруг спрашиваю себя: «Стоп. В этом ли смысл жизни?», - признается Батлер. «Я должен наслаждаться каждым моментом существования». Среди хобби у актера - серфинг, практика на вертолете, а также автомобили. Коллекция Батлера включает в себя Range Rover и BMW Z8, и, как любой истинный автомобилист, актер с удовольствием рассказывают о своем пристрастии.

«У меня старый кабриолет Jaguar E-Type 1970 года. Это был мой любимый автомобиль, которым я когда-либо обладал, причина по которой я его купил, было участие в съемках картины «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» на Pinewood Studios в Лондоне. Я увидел объявление о продаже старого Aston Martin DB6 и подумал: «Боже! Я, молодой шотландец, нахожусь на студии Pinewood, где снимались фильмы про Джеймса Бонда, собираюсь купить Aston Martin DB6, будто следуя по стопам Шона Коннери! Я всерьез намереваюсь купить машину!» Но внезапно меня осенило: «Я даже не рассматривал вариант с другими классическими автомобилями», а мне они очень нравятся. Так что я пошел в автосалон с классическими машинами в Челси, и буквально, едва заглянув внутрь, мне открылся самый красивый автомобиль, который я когда-либо видел в своей жизни - черный E-Тype Jaguar. Я совершил на нем тест-драйв, и понял, что должен его приобрести. Я так и сделал. Однако, я чуть не стал банкротом, перегоняя автомобиль в Лондон. Всякий раз он ломался, и я тратил несколько дней на то, чтобы отбуксировать машину в гараж на ремонт», - говорит Батлер с сожалением.

Если бы мы играли на тотализаторе, то наверняка поставили бы на то, что у Батлера совершенно нет времени на отдых. Актер завершил интервью, потому что опаздывал на самолет в Африку. Вдали от ослепляющего света прожекторов, Батлер сотрудничает с несколькими благотворительными организациями, включая Mary’s Meals. Шотландский благотворительный фонд обеспечивает питанием бедных детей в Африке, Азии, странах Карибского бассейна, Восточной Европе и Южной Америке. Автомобили и яхты, конечно, хорошо, но приоритетом для актера является благотворительная деятельность.

«Всего за десять лет организация стала обеспечивать не 200 обедов в день, а 800 000. Их забота о детях - не знает границ, это, в свою очередь, побуждает детей ходить в школу, а также вдохновляет их, и если мы говорим о развитии, то в первую очередь следует проявлять заботу о детях. Могут ли они сосредоточиться и научиться чему-нибудь, когда голодны?», - говорит Батлер. «Только в Малави мы кормим 500 000 детей, что составляет более 20 % от учащихся начальных школ. Mary’s Meals только начинает свою деятельность в Либерии, так что я еду туда вместе с ними».

«Думаю, что сразу после этого я поеду на Гаити с другой благотворительной организацией, в которой я участвую - «Актеры за мир и справедливость». Мы строим большую сейсмостойкую школу на Гаити, она также оснащена современными компьютерами. Это единственная школа, что принимает детей с 5 лет и обучает их до студенческого возраста, на выходе получается полноценное 11-летнее образование с квалифицированными преподавателями. Ввиду того, что многие из гаитянских школ не обладают квалифицированным учительским составом, образование на острове оставляет желать лучшего. Организаторы учитывают все, что недостает текущей системе образования при строительстве огромной школы, ведь большинство школ на острове может вместить только 100-150 детей. Новое учебное заведение поможет дать образование 3000 детей, которые живут в Сите-Солей, беднейшем районе беднейшей страны в Западном полушарии».

И несмотря на то, что отпуск в ближайшее время ему не светит, Джерард Батлер выглядит счастливым и удовлетворенным как никогда ранее. Хотя кажется, что шотландца тянут в разные стороны, каждый аспект жизни Батлера является дополнением к другому. Нет сомнений, что эта энергия и связала судьбы Батлера и Roger Dubuis. В конце концов, кто не хотел бы мерить время вместе с Джерардом Батлером?

Статья: Валери Джек/Valerie Jack. Фотографии: Калпеш Латигра/Contour (Getty Images). Перевод сайта hautetime.ru

Gerard Butler: King Among Men

Gerard Butler is a study in contrast. The actor skyrocketed to fame as the bad boy foil to Angelina Jolie in Lara Croft: Tomb Raider, followed up by his epic, ultra-physical role in 300, but he’s equally versed in musicals, as evidenced by his starring role in Phantom of the Opera. He does his own stunts and incurs the injuries to prove it, but he’s also a style icon who gets invited to the Met Gala. He’s a sports junkie who takes in tennis matches with Bradley Cooper, but he’s also tech-savvy, with a Reddit AMA under his belt.

Now 43, the contrasts that comprise Butler’s life have taken on even greater significance. These days Butler is trying to strike a balance between acting and being a major motion picture producer, between the call of Hollywood and the charities he loves. Although there are only so many hours in a day, Butler’s unstoppable desire to do it all, see it all, be it all, is precisely what brought him to the attention of the watch world.

Since 2011, Butler has worked with luxury watchmaker Roger Dubuis. Like a true box office buddy comedy, the story of how the actor came to be a friend of the brand is a classic.

"I was in Monaco for the Grand Prix, staying on a friend’s yacht, and I got a call saying that the CEO of Roger Dubuis was in Cannes and that they were interested in meeting up,” Butler told us. "We met at the Hôtel du Cap-Eden-Roc, and it was a very funny meeting, because whenever I arrive there, I seem to know about half the people staying in the hotel. We were trying to have this meeting, and I was being interrupted every few seconds, and it kind of turned into a bit of a party, really. I could tell that Georges Kern – I think he was half perturbed, because he was trying to sit down and talk business, and half charmed about meeting all these other people, and kind of having fun.”

Growing up in Paisley, a small town in rural Scotland, luxury on the level of Roger Dubu is was beyond the realm of possibility imagined by Butler. Indeed, his first brush with the watch world struck a more emotional, rather than technical, chord.

"I think when I was younger – I’m trying to remember the name of the watch, but it was a present from my father. I can’t remember the name of it,” he confessed. "It might have been a TAG? I remember it being a beautiful watch. The funny thing is – well, I hate to say this, but I lost it about six months later, and I was devastated. But that would have been my first significant watch, because I didn’t grow up with a huge amount of money, so I can’t say I was going out purchasing any of my own significant watches.”

Although he got a slow start in the watch world, the decision to work with Roger Dubuis was natural for the actor. "They take a huge amount of pride in what they represent and how they wanted to be perceived, but they also wanted our collaboration to be fun and easy. That was the feeling that I got from that meeting – a lot of passion, a lot of love, and a lot of respect,” Butler said.

"When we sat down and went over the different watches and how they were made and how they feel about them, I found myself hooked, and actually calling my guys and saying, ‘You know what, I really want to work with these guys.’ I think they’re awesome; I love their passion, and I love what they’re trying to create. I actually feel a huge amount of connection with my spirit, my personality, and their watches.”

Since wrangling contracts with celebrities can often take brands months or even years, we were shocked when Gerard told us how long it took to finalize things with Roger Dubuis. "About a week,” he said, laughing. Although he’s more accustomed to awards shows than watch shows, Roger Dubuis has introduced the actor to the world of haute horlogerie events, from SIHH to Dubai. While Butler, the quintessential gentleman, intimated no such judgment when he mentioned his visit to the Salon International de la Haute Horlogerie, we had to wonder: how does it stack up against the Oscars?

"I hadn’t seen anything like that,” Butler said. "To me, variety is the spice of life. So yes, I love going to the Oscar parties – it’s a celebration of what we do in our profession and a celebration of excellence, the best performances in every capacity in that profession. But that’s what the SIHH is – a celebration of the most sophisticated watchmakers on the planet. To see the pride and passion that they have for what they do, and the creativity and artistry they put into their stands and their presentations, was incredible.”

It didn’t hurt that Roger Dubuis’ stand last year was on a scale akin to a movie set. "My jaw dropped! I looked around and thought, ‘I’m so glad it’s Roger Dubuis that I’m involved with! They really are warriors,” Gerard said. "They’re so assertive and confident, and the stand was so audacious, with that 35-foot golden eagle with its talons sticking out. The whole place was like stepping into another world. It was very energizing. The only other company that came close was IWC, I felt. They also had a really entertaining stall with the Formula 1 team and the cars – I thought that was really a cool thing too. But the Roger Dubuis stand – they couldn’t get me out of there! They were saying, ‘We’ve got to go now Ger, we’ve got a dinner organized!’ And I was like, ‘No, no, no, I’m cool here, I’m having a blast!’”

Beyond the show circuit, Butler’s haute horlogerie education also included a visit to the Roger Dubuis manufacture in Geneva, Switzerland. The brand’s 350-strong team of watchmakers awakened the actor to the workmanship and sophistication that goes into each timepiece, right down to the micromillimeter. Indeed, seeing how every part of the movement on a Roger Dubuis watch is hand-finished, from the mainplate to the smallest screw, gave him an appreciation for the Excalibur, which has 550 individual pieces.

"Everything about that watch is audacious,” Butler said of the Excalibur, which he lists as his favorite piece. "When you wear it you’re completely energized – it’s like putting on the best suit that fits you perfectly. You feel like an alpha male; successful, super confident. I don’t wear it everyday because I lead a very active lifestyle. Although it is very durable, there are certain days when I’m going to jump in surfing or I’m running around training or hurting my body – then I won’t put it on. But generally it would be the Excalibur that I wear, because it’s like bolstering your personality. You put it on and it energizes you for the day – you feel like you’re stepping into the shoes of a successful, confident, sexy dude.”

Stepping into the shoes of a successful, confident, sexy man is precisely what Gerard is set to do as he gears up for his next blockbuster role. While details on the project are being kept under wraps, Butler did admit he’ll be playing the villain in an epic story in the flavor of Milton’s Paradise Lost. It’s exactly the sort of unforgettable project that Butler coveted as an aspiring actor.

"When I got into acting it was because of a movie called Krull,” Butler said, "which would be like a Clash of the Titans meets Lord of the Rings, that was made when I was about 15 years old. I had a dream that I was in that movie, surrounded by wizards, kings, warriors and a princess, where love defeated the forces of darkness. I went to my mom and told her, ‘Mom, I must be an actor!’ She was very sympathetic and loving, and said, ‘Sure, son.’ But at that time I thought this was never going to happen. I went back to my room and started crying because I thought, ‘I’m a 15-year-old boy from Scotland, how is that ever going to be where I end up?’ And yet here I am.”

No doubt Butler’s role as a villain will come as a shock to movie audiences more accustomed to seeing the actor in roles like Olympus Has Fallen’s heroic Secret Service agent Mike Banning. However, Butler himself is not wedded to the more fan club-friendly hero image. "I think I prefer playing the antihero,” Gerard admitted. "With a villain, it’s normally a juicier role, and something you can get your teeth into. There’s more to show off with in there. It can also be an opportunity for great humor. When you’re making these movies, you really want to excite an audience and take them on a ride, but it’s always great when you can make them smile and laugh as well, and remind them that they’re in a movie and they’re there to be entertained.”

While one epic blockbuster might be enough for some, Butler, it seems, will not be sated so easily. "Italy, Spain, Germany, Thailand, China, Japan, Russia, South Africa, Panama, Colombia, Barbados, Trinidad,” Butler says, listing off the countries he’s visited this year alone. Aside from developing new projects, working with Roger Dubuis and embarking on a publicity junket for this summer’s Olympus Has Fallen, Butler also invested in a cricket team, the Jamaica Tallawahs, who are the stars of the new Caribbean Premier League.

Just counting off that list of countries was enough to prompt us to ask: does he ever take time off? "Sometimes you work so much, between filming and press tours, you turn around and go, ‘Wait a minute. Life is not only about this,’” Butler admitted. "I have to go and enjoy these moments.” Among the pastimes the actor enjoys are surfing, working towards his helicopter pilot’s license, and cars. Butler’s collection includes a Range Rover and the BMW Z8, and like any true gearhead the actor is happy to talk about how he got into it.

"I used to have an old Jaguar convertible from 1970, an E-Type. It was my favorite car I ever had, and the reason I got it was that I was filming Tomb Raider at Pinewood Studios in London. I saw an old Aston Martin DB6 for sale, and I thought, ‘Oh my god, I’m at Pinewood where they made the Bond movies, and here I am, a young Scotsman following in Sean Connery’s footsteps – I’m going to buy an Aston Martin DB6. I’m going to buy this very car!’ And then I thought, ‘Wait a minute, I haven’t even looked at any other classic cars’ – and I love classic cars. So I went to this classic car showroom in Chelsea, and I literally walked in and there was the most beautiful car I’d ever seen in my life, this black E-Type Jaguar. I took it for a test drive, and I had to have it. It then proceeded to be my car in London, and caused me to bankrupt myself frequently, because whenever I went back it was broken down, so I would spend my two days back in London taking it to the garage to be fixed,” Butler said ruefully.

If we had to guess though, we’d bet that Butler won’t actually get around to taking that time off. The actor wrapped up our interview in order to jump on a plane to Africa. Far from the glare of the spotlight, Butler has been quietly working with several charities, including Mary’s Meals. The Scottish relief organization serves meals to impoverished children in Africa, Asia, the Caribbean, Eastern Europe and South America. While cars and yachts may be nice, it was clear what the actor’s priorities are the moment we brought up his charity work.

"In just ten years they’ve gone from 200 meals a day to 800,000. It’s incredible what they do, and it’s to encourage kids to go to school, and also nourish them because – we talk about long-term perspectives, but what’s the point if the kids don’t survive in the first place? Or they can’t concentrate and learn anything because they’re so hungry?” Butler said. "In Malawi alone, we’re feeding 500,000 children, which is more than 20% of the primary school population. Mary’s Meals are just starting out in Liberia, so I’m going to Liberia with them.”

"And then I think straight after that I’m going to Haiti with another charity I’m involved with, Artists for Peace and Justice. They’re building this massive school in Haiti, which is earthquake-proof and equipped with all modern computers. It’s the only school that will take kids from 5 years old all the way through to college age, so it’s 11 years of education with qualified teachers – because many of Haiti’s schools don’t have qualified teachers, so the education is poor. They’re taking account of everything that is lacking in the current system and building these huge schools, because most schools there have just 100-150 kids. This will see 3,000 kids being educated from the Cité Soleil area, the poorest area of Haiti, which itself is the poorest country in the Western hemisphere.”

While he won’t be going on holiday any time soon, Gerard Butler has never seemed happier or more fulfilled. Although it seems the Scotsman is being pulled in countless different directions, each facet of Butler’s life seems to complement the others. No doubt that dynamism is the source of the kismet between Butler and Roger Dubuis. After all, who wouldn’t want to keep time with Gerard Butler?

Photographed by Kalpesh Lathigra/Contour by Getty Images