Роль второстепенных персонажей в пьесе Островского «Гроза. Сочинение на тему «Роль второстепенных персонажей в драме Гроза

Изображение трагической судьбы талантливого
русского человека. Система образов в рассказе
"Тупейный художник"
Я не могу брать фактиком, ­ а беру
кое­что психиею, анализом характера.
Н.С. Лесков
Цель урока:

развивать устную речь учащихся; проанализировать текст произведения и образы героев.
Оборудование урока:



текст рассказа,
эпиграф;
иллюстрации к «Тупейному художнику», выполненные М.Добужинским, И.Глазуновым.
Методические приемы:




беседа по вопросам домашнего задания,
работа с текстом,
комментированное чтение;
аналитическая беседа.
1. Аналитическая беседа.
ХОД УРОКА
Какие художественные средства позволяют автору глубже понять психологию и поступки персонажей
«Тупейного художника»?
(Предметно­бытовые детали, речевые и портретные характеристики).
Какова роль портрета героев в «Тупейном художнике»?
Портретная характеристика позволяет Н.С.Лескову глубже понять и передать психологию героев «Тупейного
художника», так как между внешним видом человека и его внутренней сущностью обыкновенно есть
определенная связь.
Каково значение образа Любовь Онисимовны?
Любовь Онисимовна – рассказчица в «Тупейном художнике». Все события, отраженные в произведении,
предстают перед читателями через восприятие этой героини.
Как рисует Н.С.Лесков главную героиню «Тупейного художника»?
«…высокая, сухая, но очень стройная старушка. Любовь Онисимовна была еще не очень стара, но бела как лунь;
черты лица ее были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой
девушки… Она была безгранично честна, кротка и сентиментальна». Эта характеристика, которую дает Лесков
героине в начале произведения, сразу располагает читателя к образу рассказчицы. И это не просто так.
Читатель сочувствует героине и ее возлюбленному, верит всему, что она рассказывает, хотя настораживают
слова, что Любовь Онисимовна «любила в жизни трагическое и… Иногда запивала». Такие люди не всегда
объективны в оценке событий. Никаких полутонов они не допускают, поэтому все, с кем сводит судьба Любовь
Онисимовну, четко делятся на положительных и отрицательных. Но ведь не всегда она была такой.
В восемнадцать лет Любовь Онисимовна «была не только в цвете своей девственной красы, но и в самом
интересном моменте развития своего многостороннего таланта: она «пела в хорах подпури», танцевала «первые
па в «Китайской огороднице» и, чувствуя призвание к трагизму, «знала все роли наглядкою».
На какие группы можно разделить героев «Тупейного художника»?

Как и в фольклорных произведениях, повествующих о влюбленных, которые проходят через череду испытаний,
встающих на пути их любви, в «Тупейном художнике» все персонажи делятся на группы: к первой относятся
Аркадий Ильич и Любовь Онисимовна, ко второй – братья Каменские, а к третьей группе – эпизодические
персонажи рассказа. И все эти герои делятся на отрицательных и положительных («добрых» и «злых»).
Все положительные герои рассказа имеют говорящие имена: имя Любовь происходит от старославянского
слова, означающего любовь. Аркадий (от греч. слов «аркадос» и «аркас» ­ житель Аркадии. Аркадия – это
счастливая, идиллическая страна пастухов и пастушек). Имя Аркадий символизирует активное, хорошее и
храброе начало. Все эти качества присущи главному герою «Тупейного художника». Имя Дросиды кажется
читателям странным, но и его Лесков вводит в произведение не просто так. Дросида (в пер.с греч. – мученица),
принявшая мученическую смерть за Христа. В рассказе «Тупейный художник» Дросида оказалась на скотном
дворе, пострадав за любовь.
Все отрицательные персонажи не имеют имен и фамилий.
Почему?
Почему же Лесков упоминает фамилию отрицательных героев – братьев Каменских?
Об именах братьев Каменских мы можем только догадываться. Да и это не важно. Упоминание фамилии графа
и его брата необходимо Лескову только для придания некоторой связи с историческими событиями на
орловщине.
Какова роль эпизодических героев рассказа?
Эпизодические герои, как и главные, тоже делятся на «добрых» и «злых». К эпизодическим героям рассказа
относятся скотница Дросида и священник с попадьей, постоялый дворник. Парадоксальным становится
предательство священника, из повествования читателю известно, что «граф сам в Бога не верил, а духовных
терпеть не мог; и один раз на Пасхе Борисоглебских священников со крестом борзыми затравил».
Почему же священник предал влюбленных? Мог он поступить иначе, или у него было безвыходное положение?
Можно ли оправдать предательство священника?
«Пестрядинная старуха» Дросида, «пожилая, высокая вся в синей пестряди», помогла Любовь Онисимовне
справиться с «психозами» и пережить страшные дни разлуки с любимым. Простая скотница оказывается более
«человечной», нежели Божий человек.
2. Проверка домашнего задания. Через графопроектор проверяется таблица, составленная учеником
(комментированное чтение и обсуждение пунктов сравнительной характеристики героев «Тупейного
художника»).
Таблица.
Аркадий
Граф Каменский.
«…, а был это человек с идеями, ­ словом, художник».
«…сам всякого красавца краше, потому что ростом он был
умеренный, но стройный, как сказать невозможно, носик тоненький и
гордый, а глаза ангельские, добрые, и густой хохолок прекрасиво с
головы на глаза свешивался, ­ так что глядит он, бывало, как из­за
туманного облака».
«всем нравился»
«­ Отчего я решился – это знает только моя грудь да подоплека».
«­ Заговора на мне нет, а есть во мне смысл от Бога: пока бы ты руку
с пистолетом стал поднимать, чтобы в меня выстрелить, я бы прежде
тебе бритвою все горло перерезал».
«…ты его бойся, когда он бритвой бреет».
«… был так страшно нехорош,
через свое всегдашнее зленье,
что на всех зверей сразу
походил».
«А в натуре­то графа, к большой
его досаде, именно и недоставало
всего более важности и «военного
воображения».
«Завет целомудрия мог нарушать
только «сам», ­ тот, кто его
уставил».
«…тихий­претихий, будто
сдобрившись. – Это у него всегда

«…согласна ли умереть, если не уйдем?»
«­ везите меня на терзание, но она ни в чем не повинна: я ее силой
умчал».
«…а к вам одно мое уважение чувствую».
бывало перед самою большою
лютостию».
«…я тебе путь чести открою, ­ я
не хочу, чтобы ты был ниже того,
как сам себя с благородным
духом поставил».
Какой прием использует Лесков при описании внешности Аркадия и графа Каменского? (Антитезу –
противопоставление).
Как вы считаете, граф Каменский ­ законченный злодей?
Только у злодея могли быть «мучительства такие, что лучше сто раз тому, кому смерть суждена. И дыба, и
струна, и голову крячком скрячивали и заворачивали: все это было. Казенное наказание после этого уже за
ничто ставили. Под все домом были подведены потайные погреба, где люди живые на цепях, как медведи,
сидели. Бывало, если случится когда идти мимо, то порою слышно, как там цепи гремят и люди в оковах стонут...
Другие даже с медведями были прикованы, так, что медведь только на полвершка его лапой задрать может».
Но считать графа Каменского законченным злодеем все­таки нельзя, так как с Аркадием он поступил иначе,
«открыв ему путь чести». После наказания граф призвал к себе Аркадия и сказал: «Я письмо пошлю, чтобы тебя
сейчас прямо на войну послали, и ты не будешь служить в простых солдатах, а будешь в полковых сержантах и
покажи свою храбрость. Тогда над тобой не моя воля, а царская».
Три года Аркадий «сражался и служил государю и проливал свою кровь не однажды, и вышел (ему) за то
офицерский чин и благородное звание». Чем не сказочный богатырь?
Но нет у этой сказки счастливого конца. Не пришлось Аркадию явиться перед графом­злодеем в орденах и
крестах, не довелось ему выкупить Любовь Онисимовну и обвенчаться с ней «перед престолом Всевышнего
Создателя». Прошел Аркадий «огонь, воду», а убит был предательски: зарезан постоялым дворником ночью.
Какое значение имеет эпизод похорон Аркадия?
Крепостные графа Каменского, ходили смотреть, как «медные трубы» играли на похоронах Аркадия: «сам
губернатор на похоронах был! Как же! Офицер, ­ его за обедней и дьякон и батюшка «болярином» Аркадием
называли и как опустили гроб, солдаты пустыми зарядами вверх из ружей выстрелили». Но поминки Аркадия
длятся уже много лет. Много лет у Любовь Онисимовны сердце «как уголь горит, и истоку нет», и приходится
постаревшей няньке по ночам приподниматься с постельки и заливать этот уголь из «плакончика».
Каким настроением проникнут финал «Тупейного художника»? Тоску, грусть, безысходность испытывает
читатель в конце повествования, тем более, что заканчивается рассказ словами: «Более ужасных и
раздирающих душу поминок я во всю мою жизнь не видывал».
Какое уж тут настроение?


«Гроза» - пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. После премьеры спектакля на сцене московского малого театра, на пьесу последовало множество критических отзывов. Второстепенные персонажи в этой пьесе играют немаловажную роль. Развитие конфликта было бы невозможно без Феклуши, Варвары, Кулигина и прочих.

Больше всего из второстепенных персонажей мне запомнилась Феклуша - странница (человек, идущий на богомолье пешком.

У Островского явно в сниженном значении). Феклуша далеко не ходила, но много слыхала. В городе Калинове она является главным источником сведений. Феклуша убеждает, что Калинов - это земля обетованная, пропагандирует, что дальше Калинова - ад. В ее понимании паровоз - это огненный змей, рассказывает о землях, где живут люди с песьими голосами. Она убеждает что жизнь в Калинове самая прекрасная. Ее рассказы - это предмет торговли, за них ее почетают, угощают, снабжают нужным. Помимо этого

она помогает "самодурам" держать людей в постоянном страхе.

Нельзя не обратить внимания на Кулигина - часовщика-самоучку, который отыскивает вечный двигатель - как видно из первого действия пьесы, Кулигин хорошо образован, он читал Ломоносова, Державина.

Однако знания его архаичные, что подчеркивает его связь с Калиновым. Это персонаж из того мира, который уже ушел. Также Кулигин в пьесе выражает авторскую позицию. В его уста вложено осуждение "темного царства". Именно он говорит, что в Калинове жестокие нравы, что правит в городе тот, у кого есть деньги.

Другим немаловажным персонажем в "Грозе" является самодур Дикой - богатый купец, один из самых уважаемых людей города. Он осознает свою власть над людьми и полную безнадежность, а потому творит что захочет. Но нападает Дикой только на людей слабее себя, на тех, кто не может так отпор. Дикой и Кабаниха держатся вместе, ибо она единственная, кто может его понять.

Особенно хотелось бы выделить Варвару, сестру Тихона и постоянную спутницу Катерины. Ее главный жизненный принцип - делай что хочешь, лишь бы все шито крыто было. Она хочет попробовать все до того как выйдет замуж. Ложь для нее - это норма жизни. Она говорит, что сама не была обманщицей, но выучилась, когда нужно стало. Варвары приспособилась к "темному царству, к его законам и правилам.

Помимо этого, говоря о роли второстепенных героев в пьесе нельзя не сказать про Кудряша - конторщика Дикого. Этот персонаж говорит, что девкам гулять с парнями можно сколько хочешь, а бабам надо уж взаперти сидеть. Это убеждение в нем настолько сильно, что узнал о любви Бориса к Катерине он говорит, что это дела прекратить надо.

Второстепенные персонажи в Грозе Островского не только являются фоном на котором разворачивается трагедия Катерины, но и описывают быт, характеры того времени. Каждое действующее лицо в этой пьесе помогает автору передать как можно точнее обстановку "темного царства".

Обновлено: 2015-09-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Действие рассказа «Господин из Сан-Франциско» происходит на большом пассажирском корабле под названием «Атлантида», плывущем из Америки в Европу. Безымянный господин из города Сан-Франциско, который до 58 лет «не жил, а лишь существовал», завоевывая материальное благополучие и положение в обществе, отправляется с женой и дочерью в длительное путешествие по миру, чтобы получить все удовольствия, которые можно купить за деньги. Но, так и не осуществив своей мечты, внезапно умирает на острове Капри. «Атлантида» в представлении Бунина - модель существующего…

Том 4. Произведения 1914-1931 Иван Бунин

Имя Ивана Бунина (1870–1953) - одного из проникновенных, трагических классиков русской литературы, почетного академика изящной словесности, лауреата Нобелевской премии (1993) - известно во всем мире. В четвертый том Собрания сочинений вошли произведения И. А. Бунина 1914–1931 годов («Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Митина любовь» и др.). http://ruslit.traumlibrary.net

Есть, господин президент! Лев Гурский

Может ли средневековый манускрипт повлиять на исход президентских выбо–ров в России начала двадцать первого столетия? Может, если создатель древней рукописи – знаменитый алхимик, проникший в суть вещей, а сочинитель романа обо всех этих событиях в нынешней Москве – Лев Гурский, автор популярных иро–нических триллеров «Перемена мест», «Траектория копья», «Никто, кроме прези–дента» и других. Как и в предыдущих книгах Гурского, сюжет тут балансирует на грани реальности и вымысла, и неизвестно, чего больше. Как и прежде, книга насе–лена множеством…

Полное собрание рассказов в одном томе Василий Шукшин

Под пером выдающегося писателя Василия Макаровича Шукшина (1929–1974) оживает целая галерея образов русского характера. Герои его рассказов – странные непутевые люди, чудаки, мечтатели-мудрецы, живые и естественные, иногда стихийно бунтующие. Именно в этом протесте автор видит проявление духовного начала, но не идеализирует своих героев. Книга представляет собой наиболее полное собрание рассказов В. М. Шукшина – настоящих шедевров русской литературы.

Французское завещание Андрей Макин

Госпожа Удача отыскала Андрея Макина в комнатке для прислуги, где он жил, то есть писал романы, и щедро наградила. В ноябре прошлого года безвестный сочинитель получил за свою четвертую книгу две премии подряд, в том числе самую престижную – Гонкуровскую, что сразу привлекло к нему внимание прессы и читателей (скорее всего, ненадолго). Среди дружных похвал прозвучал, как водится, и одинокий голос скептика, напомнивший о многочисленных промахах Гонкуровского жюри и в очередной раз повторивший то, о чем знают все (кроме широкой публики), а именно:…

Академия магов.Первые уроки. Савелий Свиридов

Первые уроки. (СИ) Андрей Один

Данное произведение - начало грандиозной эпопеи о необычайных и захватывающих приключениях юных волшебников студенческого возраста. Нелинейный и непредсказуемый сюжет, неожиданные повороты событий, совершенно новый взгляд на ставшие уже традиционными сущности и понятия в фэнтезийном мире. Подлинная история человечества, поиски древних артефактов, дружба и предательство, любовь и измены, запутанные интриги, скрытые истины и вполне конкретные враги - всего хватает с лихвой. Какова роль каждого из героев в преддверии давно предсказанного…

Кровавый ветер Раймонд Чэндлер

«Кровавый ветер» - сборник лучших полицейских детективов, созданных «отцами» криминального чтива, жанра, расцвет которого пришелся на первую половину 20-го века, - Рэймондом Чандлером, Томасом Уолшем, Норбертом Дэвисом и др. Это - первая книга «забойных» детективов из серии «Криминальное чтиво», где в главных ролях выступают герои-одиночки, частные сыщики, борцы со злом и защитники несправедливо обиженных. Читайте также в этой серии лучшие криминальные рассказы знаменитых американских писателей о злодеях-преступниках, ворах, циничных убийцах,…

Проклятый город Эрл Гарднер

«Проклятый город» - сборник лучших полицейских детективов, созданных «отцами» криминального чтива, жанра, расцвет которого пришелся на первую половину 20-го века, - Дэшила Хэммета, Стэнли Гарднера, Корнелла Вулрича и др. Это - второй сборник «забойных» детективов из серии «Криминальное чтиво», где в главных ролях выступают герои-одиночки, частные сыщики, борцы со злом и защитники несправедливо обиженных. Читайте также в этой серии лучшие криминальные рассказы знаменитых американских писателей о злодеях-преступниках, ворах, циничных убийцах,…

Пелевин и поколение пустоты Сергей Полотовский

Книга-расследование критика Сергея Полотовского и журналиста Романа Козака – первая попытка описать жизненный путь Виктора Пелевина, одного из самых влиятельных и загадочных писателей современной России. Кто прототипы самых известных героев пелевинских произведений? Что скрыто в книгах Пелевина между строк? И каков истинный смысл его романов? В конечном счете все эти вопросы приводят авторов к одному главному: какова роль писателя в современном мире, когда настало время айпадов и андроидов, интернет-телевидения и фейсбука? Чтобы написать…

Тайна одной лаборатории Владимир Михановский

Книга писателя-фантаста состоит из двух разделов. В первый - «К звёздам» - вошли рассказы, в которых автор рисует завтрашний день человечества, показывает замечательные достижения науки и техники будущего. Герои этих рассказов отважные и гордые, смелые и нежные люди, которые своими руками создают умных помощников-роботов, покоряют космос и украшают прекрасную планету Землю. В рассказах раздела «По ту сторону» автор сатирическими красками рисует нравы буржуазной науки - служанки всесильных концернов. В этом смысле типичной является могущественная…

Пропавшие без вести Виктор Федотов

Герои большинства рассказов, вошедших в книгу, - наши современники, чьи судьбы прямо или косвенно связаны с морем, с морской службой. В острых ситуациях раскрываются лучшие качества их характера - находчивость, мужество, верность флотскому товариществу. Первым месяцам минувшей войны посвящена повесть «Пропавшие без вести».

Демон ростом два сантиметра Айзек Азимов

Герой рассказа Айзека Азимова «Демон ростом два сантиметра» Джордж Кнутовичер, потомок древнего датского рода, нашел в старинном родовом замке книгу с заклинаниями и научился вызывать маленького демона, которого он назвал Азазел. Этот наглый демон и стал героем нескольких рассказов Азимова, в каждом из которых по заданию Джорджа делал какое-нибудь доброе дело приятеля Джорджа, оборачивающееся в конце концов против самого же приятеля. Так, например, его племянница Джунипер Пен была влюблена в одного из игроков команды колледжа по баскетболу…

Хлебное дельце Владимир Даль

В. И. Даль в рассказе «Хлебное дельце» зло высмеивает чиновников в полицейском участке, которые из незначительного юридического нарушения делают целый процесс – «хлебное дельце». Всякое дело, без стеснения говорит один из героев этого рассказа, «соображается по достоинству, чего оно то есть стоит».

Баттон, Баттон Айзек Азимов

У Гарри Смита – героя данного рассказа – родной дядюшка был всего лишь простым гением, известным всей стране. Но слава его шла вразрез с его финансами. За свои изобретения дядя не имел ни копейки. Когда же он решил таки заработать себе кругленькую сумму, то придумал машину времени…

Миллионщица Фридрих Незнанский

В автомобиле на парковке у супермаркета найдена задушенная девочка. В той же машине на переднем сиденье… спал ее отец, один из богатейших людей города. Что же произошло в тот вечер? Сотрудникам милиции выяснить это сразу не удалось, потому что подозреваемый ничего не помнил. Расследование убийства поручается Александру Борисовичу Турецкому, которому предстоит не только найти преступников, но и понять, какова роль супруги миллионера в этом запутанном деле

Третье Тысячелетие С Златаров

Библиотека современной фантастики. Том 3-й дополнительный Современная болгарская фантастика представлена в сборнике произведениями широко известных писателей старшего поколения - П. Вежинова и Д. Пеева, а также более молодых мастеров увлекательного жанра. Герои большинства рассказов и повестей живут и действуют в коммунистическом обществе будущего. Каждый из них по-своему решает социальные, нравственные и технологические проблемы своего времени. Заключают сборник научно-фантастический очерк «Третье тысячелетие» и краткая библиография.…

Письма из Дома. Послания любви от твоей Семьи Крайон

Большая часть этой книги состоит из записей бесед Крайона с учениками, проводившихся в разных городах и странах на рубеже тысячелетий. Среди затрагиваемых тем: что собой представляет движение «Новая Эра» (информация для сомневающихся); как Крайон относится к религии; какова роль евреев в современном духовном промессе. Отдельная глава посвящена выступлению Крайона в ООН в 1998 году. Значительная часть книги отводится обсуждению вопросов физики и энергетической структуры Вселенной, которая называется «Космической Решеткой». Подробно описывается…

Притчи Шоу-Дао Ирина Медведева

Прекрасный мир мудрых мыслей и волшебных сказаний подарит читателю книга «Легенды и притчи Шоу-Дао». На протяжении многих лет из уст в уста передавались они от отца к сыну, от учителя к ученику, сохраняя жизненный опыт клана Бессмертных. Герои этих рассказов - мудрецы и отшельники древности, но их мудрость кажется нашим современникам близкой, доступной и доходчивой именно потому, что она приходит к нам через притчи. Для того, чтобы прийти к этим простым житейским и нравственным истинам, превращенным в притчи, потребовались усилия, жизненный…

Вокруг себя был никто Яков Шехтер

Глубокое мистическое проникновение, которое не оставит равнодушными поклонников Пауло Коэльо и Карлоса Кастанеды. Путь от обычного человека – со всеми присущими ему недостатками и бытовыми проблемами – до Мастера, управляющего своей судьбой, доступен каждому из нас. Одна из главных сюжетных линий романа – история убийства Талгата Нигматулина, происшествия, потрясшего в восьмидесятые годы Вильнюс. Истинная причина этого загадочного убийства так и осталась непонятой. Героиня романа – здравомыслящая выпускница Тартуского университета…

Урок 5. Острое чувство кризиса цивилизации

в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Цель урока: раскрыть философское содержание рассказа Бунина.

Методические приемы : аналитическое чтение.

Ход урока

I . Слово учителя

Уже шла Первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью. Весной 1910 г. И. А. Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. В декабре 1910 - весной 1911 гг. был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и других городах Европы. С декабря 1913 г. полгода провел на Капри. Впечатления от этих путешествий отразились в рассказах и повестях, составивших сборники «Суходол»(1912), «Иоанн Рыдалец» (1913), «Чаша жизни» (1915), «Господин из Сан-Франциско» (1916).

Повесть «Господин из Сан-Франциско» (первоначальное название «Смерть на Капри») продолжала традицию Л. Н. Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности («Поликушка», 1863; «Смерть Ивана Ильича», 1886; «Хозяин и работник», 1895). Наряду с философской линией в повести Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

Бунин не принимает буржуазную цивилизацию в целом. Пафос рассказа - в ощущении неотвратимости гибели этого мира.

Сюжет построен на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого «никто не запомнил». Он один из тех, кто до пятидесяти восьми лет «работал не покладая рук», чтобы стать похожим на богатых людей, «кого некогда взял себе за образец».

I I . Беседа по рассказу

Какие образы в рассказе имеют символическое значение?

(Во-первых, символом общества воспринимается океанский пароход со значимым названием «Атлантида», на котором плывет в Европу безымянный миллионер. Атлантида - затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. Возникают также ассоциации с погибшим в 19I2 году «Титаником». «Океан, ходивший за стенами» парохода,- символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.

Символическим является и образ капитана, «рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего... на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев». Символичен образ заглавного героя (справка: заглавный герой тот, чье имя вынесено в заглавие произведения, он может и не быть главным героем). Господин из Сан-Франциско- олицетворение человека буржуазной цивилизации.)

Чтобы яснее представить характер соотношения «Атлантиды» и океана, можно применить «кинематографический» прием: «камера» сначала скользит по этажам корабля, демонстрируя богатое убранство, детали, подчеркивающие роскошь, основательность, надежность «Атлантиды», а затем постепенно «отплывает», показывая громадность корабля в целом; двигаясь далее, «камера» все удаляется от парохода до тех пор, пока он не становится похож на ореховую скорлупку в огромном бушующем океане, заполняющем все пространство. (Вспомним завершающую сцену кинофильма «Солярис», где, казалось бы, обретенный отчий дом оказывается лишь воображаемым, данным герою силой Океана. Если есть возможность, можно показать эти кадры в классе).

Какое значение имеет основное место действия рассказа?

(Основное действие повести разворачивается на огромном пароходе знаменитой «Атлантиде». Ограниченность сюжетного пространства позволяет сосредоточить внимание на механизме функционирования буржуазной цивилизации. Она предстает обществом, разделенным на верхние «этажи» и «подвалы». Наверху жизнь протекает, как в «отеле со всеми удобствами», размеренно, спокойно и праздно. «Пассажиров», живущих «благополучно», «много», но куда больше - «великое множество» - тех, кто работает на них «в поварских, судомойнях» и в «подводной утробе» - у «исполинских топок».)

Какой прием использует Бунин для изображения разделения общества?

(Разделение имеет характер антитезы: противопоставляются отдых, беззаботность, танцы и работа, непосильное напряжение»; «сияние... чертога» и «мрачные и знойные недра преисподней»; «господа» во фраках и смокингах, дамы в «богатых», «прелестных» «туалетах» и «облитые едким, грязным потом и по пояс голые люди, багровые от пламени». Постепенно выстраивается картина рая и ада.)

Как соотносятся между собой «верхи» и «низы»?

(Они странным образом связаны друг с другом. Попасть наверх помогают «хорошие деньги», а тех, кто, как «господин из Сан-Франциско», был «довольно щедр» к людям из «преисподней», они «кормили и поили... с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой, таскали его вещи…».)

Почему главный герой лишен имени?

(Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением. Он может позволить себе «единственно ради развлечения» поехать «в Старый Свет на целых два года», может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, верит «в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждал его малейшее желание», может презрительно бросать оборванцам сквозь зубы: « Go away ! Via !». («Прочь!»).)

(Описывая внешность господина, Бунин использует эпитеты, подчеркивающие его богатство и его неестественность: «серебряные усы», «золотые пломбы» зубов, «крепкая лысая голова», сравнивается со «старой слоновой костью». В господине нет ничего духовного, его цель - стать богатым и пожинать плоды этого богатства - осуществилась, но он не стал от этого счастливее. Описание господина из Сан-Франциско постоянно сопровождает авторская ирония.)

Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность?

(«Господин» меняется только перед лицом смерти, в нем начинает проявляться уже не господин из Сан-Франциско, - его больше не было, - а кто-то другой». Смерть делает его человеком: «черты его стали утончаться, светлеть...». «Умерший», «покойный», «мертвый» - так теперь именует автор героя. Резко меняется отношение к нему окружающих: труп должны убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцам, гроб предоставить не могут - только ящик из-под содовой («содовая» тоже одна из примет цивилизации), прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым. В конце рассказа упоминается «тело мертвого старика из Сан-Франциско», которое возвращается «домой, в могилу, на берега Нового Света», в черном трюме. Могущество «господина» оказалось призрачным.)

Как показано общество в рассказе?

(Пароход - последнее слово техники - является моделью человеческого общества. Его трюмы и палубы - слои этого общества. На верхних этажах корабля, похожего «на громадный отель со всеми удобствами», размеренно протекает жизнь богатых, достигших полного «благополучия». Эта жизнь обозначается длиннейшим неопределенно-личным предложением, занимающим почти страницу: «вставали рано, ... пили кофе, шоколад, какао, ... садились в ванны, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку...». Эти предложения подчеркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Все, что они делают ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита «Путешественники» не слышат злобного воя сирены, предвещающего гибель,- его заглушают «звуки прекрасного струнного оркестра».

Пассажиры корабля представляют безымянные «сливки» общества: «Был среди этой блестящей толпы некий великий богач, ... был знаменитый испанский писатель, была всесветная красавица, была изящная влюбленная пара...» Пара изображала влюбленность, была «нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги». Это искусственный рой, залитый светом, теплом и музыкой. А есть и ад.

«Подводная утроба парохода» подобна преисподней. Там «глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени». Отметим тревожный колорит и угрожающую звукопись этого описания.)

Как решается конфликт между человеком и природой?

(Общество лишь похоже на отлаженную машину. Природа, кажущаяся древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов и... любовью молоденьких неаполитанок», напоминает об иллюзорности жизни в «отеле». Он «громадный», но вокруг него - «водяная пустыня» океана и «облачное небо». Извечный страх человека перед стихией заглушен звуками «струнного оркестра». О нем напоминает «поминутно взывающая» из ада, стонущая «в смертной тоске» и «неистовой злобе» сирена, но ее слышат «немногие». Все остальные верят в незыблемость своего существования, охраняемого «языческим идолом» - командиром корабля. Конкретность описания сочетается с символикой, что позволяет подчеркнуть философский характер конфликта. Социальный разрыв между богатыми и бедными - ничто по сравнению с той пропастью, что отделяет человека от природы и жизнь от небытия.)

Какова роль эпизодических героев рассказа - Лоренцо и абруццских горцев?

(Эти герои появляются в конце рассказа и никак не связаны с его действием. Лоренцо - «высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец», вероятно, ровесник господина из Сан-Франциско. Ему посвящено лишь несколько строк, однако дано звучное имя, в отличие от заглавного героя. Он знаменит по всей Италии, не раз служил моделью многим живописцам. «С царственной повадкой» он поглядывает вокруг, ощущая себя поистине «царственным», радуясь жизни, «рисуясь своими лохмотьями, глиняной трубкой и красным шерстяным беретом, спущенным на одно ухо». Живописный бедняк старик Лоренцо останется жить вечно на полотнах художников, а богатого старика из Сан-Франциско вычеркнули из жизни и забыли, не успел он умереть.

Абруццские горцы, как и Лоренцо, олицетворяют естественность и радость бытия. Они живут в согласии, в гармонии с миром, с природой: «Шли они - и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем...» Волынка из козьего меха и деревянная цевница горцев противопоставлены «прекрасному струнному оркестру» парохода. Горцы воздают своей живой, безыскусной музыкой хвалы солнцу, утру, «непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире, и рожденному от чрева ее в пещере Вифлеемской…». Это и есть истинные ценности жизни, в отличие от блестящих, дорогих, но искусственных, мнимых ценностей «господ».)

Какой образ является обобщающим образом ничтожности и тленности земного богатства и славы?

(Это тоже безымянный образ, в котором узнается некогда могущественный римский император Тиберий, который последние годы своей жизни прожил на Капри. Многие «съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил». «Человечество навеки запомнило его», но это слава Герострата: «человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей, наделавший над ними жестокостей сверх всякой меры». В слове «почему-то» - разоблачение фиктивного могущества, гордыни; время все расставляет по местам: дает бессмертие истинному и ввергает в забвение ложное.)

III. Слово учителя

В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе, который был снят Буниным лишь в последней редакции 1951 года: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Эта библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара перед падением Халдейского царства, звучит предвестием будущих великих катастроф. Упоминание в тексте Везувия, извержение которого погубило Помпею, усиливает грозное предсказание. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченной на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии.

I V . Анализ композиции и конфликта рассказа

Материал для учителя

Композиция повести имеет кольцевой характер. Путешествие героя начинается в Сан-Франциско и заканчивается возвращением «домой, в могилу, на берега Нового Света». «Средина» повести - посещение «Старого Света» - помимо конкретного, имеет и обобщенный смысл. «Новый Человек», возвращаясь к истории, по-новому оценивает свое место в мире. Приезд героев в Неаполь, на Капри открывает возможность для включения в текст авторских описаний «чудесной», «радостной, прекрасной, солнечной» страны, красоту которой «бессильно выразить человеческое слово», и философских отступлений, обусловленных итальянскими впечатлениями.

Кульминацией является сцена «неожиданно и грубо навалившейся» на «господина» смерти в «самом маленьком, самом плохом, в самом сыром и холодном» но мере «нижнего коридора».

Это событие только по стечению обстоятельств было воспринято как «ужасное происшествие» («не будь в читальне немца», вырвавшегося оттуда «с криком», хозяину удалось бы «успокоить… поспешными заверениями, что это так, пустяк...»). Неожиданный уход в небытие в контексте повести воспринимается как высший момент столкновения иллюзорного и истинного, когда природа «грубо» доказывает свою всесильность. Но люди продолжают свое «беззаботное», безумное существование, быстро возвращаясь к миру и покою». Их не может пробудить к жизни не только пример одного из их современников, но даже воспоминание о том, что случилось «две тысячи лет назад» во времена жившего «на одном из самых крутых подъемов» Капри Тиберия, бывшего римским императором при жизни Иисуса Христа.

Конфликт повести далеко выходит за рамки частного случая, в связи с чем его развязка связана с размышлениями о судьбе не одного героя, а всех прошлых и будущих пассажиров «Атлантиды». Обреченное на «тяжкий» путь преодоления «мрака, океана, вьюги», замкнутое в «адской» общественной машине, человечество подавлено условиями своей земной жизни. Только наивным и простым, как дети, доступна радость приобщения «к вечным и блаженным обителям». В повести возникает образ «двух абруццских горцев», обнажающих головы перед гипсовой статуей «не порочной заступницы всех страждущих», вспоминая о «благословенном сыне ее», принесшем в «злой» мир «прекрасное» начало добра. Хозяином земного мира остался дьявол, следящий «с каменистых ворот двух миров» за деяниями «Нового Человека со старым сердцем». Что выберет, куда пойдет человечество, сможет ли победить в себе злое начало,- это вопрос, на который повесть дает «подавляющий… душу» ответ. Но развязка становится проблемной, так как в финале утверждается мысль о Человеке, чья «гордыня» превращает его в третью силу мира. Символом этого является путь корабля сквозь время и стихии: «Вьюга билась в его снасти и широкогорлые трубы, побелевшие от снега, но он был стоек, тверд, величав и страшен».

Художественное своеобразие повести связано с переплетением эпического и лирического начал. С одной стороны, в полном соответствии с реалистическими принципами изображения героя в его взаимосвязях со средой на основе социально-бытовой конкретики создается тип, реминисцентным фоном для которого, в первую очередь, являются образы «мертвых душ» (Н. В. Гоголь. «Мертвые души», 1842), При этом так же, как у Гоголя, благодаря авторской оценке, выраженной в лирических отступлениях, происходит углубление проблематики, конфликт при обретает философский характер.

2. Подготовиться к обзору рассказов, подумать над их проблематикой и языковыми и образными особенностями.

Дополнительный материал для учителя 1

Мелодия смерти подспудно начинает звучать с самых первых страниц произведения, постепенно становясь ведущим мотивом. Вначале смерть предельно эстетизирована, живописна: в Монте-Карло одним из занятий богатых бездельников является «стрельба в голубей, которые очень красиво взвиваются и садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю». (Для Бунина вообще характерна эстетизация вещей обычно неприглядных, которые должны скорее пугать, чем привлекать наблюдателя, - ну кто, кроме него, мог написать о «чуть припудренных нежнейших розовых прыщиках возле губ и между лопаток» у дочери господина из Сан-Франциско, сравнить белки глаз негров с «облупленными крутыми яйцами» или назвать молодого человека в узком фраке с длинными фалдами «красавцем, похожим на огромную пиявку!») Затем намек на смерть возникает в словесном портрете наследного принца одного из азиатских государств, милого и приятного в общем человека, усы которого, однако, «сквозили, как у мертвого», а кожа на лица была «точно натянута». И си на корабле захлебывается в «смертной тоске», суля недоброе, и музеи холодны и «мертвенно-чисты», и океан ходит «траурными от серебряной пены горами» и гудит, как «погребальная месса».

Поурочные разработки по русской литературе XIX века . 10 класс . 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003. 4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе ...

/ / / Роль второстепенных персонажей в пьесе Островского «Гроза»

Из-под пера А.Н. Островского вышло около 60 пьес, которые прославили имя автора и сделали его вечным в памяти русской литературы. Одной из самых решительных и откровенных является пьеса « », в которой мы наблюдаем за миром самодуров и за их беспредельными поступками, которые, в конечном итоге, приводят к трагическим последствиям.

Действие разворачивается в самом обыкновенном городке Калинов. Но то, что в нем происходит, привлекает наше внимание. Мы, читатели, наблюдаем за той удушливой обстановкой, в которой оказались жители Калинова. На них ежедневно воздействуют жестокие купцы со все дозволенным статусом.

В пьесе достаточно много второстепенных образов. Они помогают автору раскрыть типы взаимоотношений между людьми того времени, раскрыть черты характера главных героев. Условно, можно поделить героев на пары, которые чем-то похожи.

Очень похожи между собой (Кабаниха) и Дикой. Они властные люди, им никто не смеет перечить. Дикой главенствует в городке Калинов, а Кабаниха в своей усадьбе. Обе персоны уважительно друг к другу относятся, ведь считают себя похожими и одинаковыми.

Дочь Кабановой, является подругой Катерины. Девушки всегда поведывают друг другу тайны. Варвара научилась и приспособилась к жизни в доме своей матушки. И главным ее умением стало вранье. В своей речи она прямо заявляет, что без этого прожить в их семье никак нельзя. Повадками и характером она похожа на свою матушку. Ей равен и другой персонаж - Иван Кудряш. Он бойкий и резвый, он задиристый и хвастливый. В чем-то он напоминает нам самого Дикого. Парочка Кудряш и Варвара в конечном итоге убегают из города. Но смогут ли они стать другими людьми и освободиться от принципов самодурства? Это известно только автору.

Есть в пьесе два похожих мужских образа. Это муж Катерины – Тихон и ее возлюбленный Борис. Их обоих можно считать слабыми и бесхарактерными. не мог защитить Катерину от постоянных угнетений Кабанихи и безмолвно подчинялся воле своей матушки. А Борис не смог забрать девушку с собой в Сибирь, и тем самым, спасти ее от самоубийства. Он был полностью зависим от своего дяди Дикого. Оба персонажа просто не заслуживают внимания, а тем более любви Катерины.

Странница Феклуша и также стоят в паре, только это совершенно противоположные образы. Феклуша является приверженцем «темного царства». Она всегда выступает на защиту самодуров. Кулигин же, противостоит образам Дикого, Кабанихи и прочим похожим персонам. Именно он смог высказать обвинительную речь в сторону Марфы Кабановой после смерти Катерины.

Благодаря такому разнообразию второстепенных персонажей, мы видим на их фоне судьбу главной героини Катерины, которая не имеет равных в этой пьесе. Только она смогла нанести непоправимый удар по «темному царству» и выразить откровенный протест жестокости, черствости и беспределу.