Слово - сокровище человеческой мысли. Внеклассное мероприятие "Час народной мудрости"

Понятие «Богатство» через призму пословично-поговорочных изречений
(на материале русского языка)

Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах. Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их, тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
М. Шолохов

Пословицы (в древности они назывались «притчами») и поговорки («присловья», «присказки») являются важным элементом народной культуры по отношению к себе самой. Они дают информацию о глубинных слоях национального сознания, позволяют выявить важнейшие культурные понятия, определить этические установки. Пословицы и поговорки служат ярким проявлением отношения народа к государству; человека - к ближнему, к труду, жизни и смерти. Фактически, тематика пословиц охватывает все сферы повседневной жизни, отражает ее наиболее устойчивые проявления и закономерности.

Владимир Иванович Даль (1801 – 1872; псевдоним Казак Луганский) известен большинству людей как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». «Толковый словарь» - главное детище В.И. Даля, труд по которому его знает всякий, кто интересуется русским языком. Великая цель, исполнению которой было отдано 53 года, достигнута. Вот что написал Котляревский о словаре: „…и русская наука, словесность, все общество будут иметь памятник, достойный величия народа, будут вполне обладать произведением, которое составит предмет нашей гордости“». Вместе с тем, не меньшую ценность имеет и его сборник "Пословицы русского народа" (1862), уникальный и, пожалуй, единственный в своем роде по объему и разнообразию материала, структурированных на179 тематических разделов: пословицы о предметах веры, о судьбе, о счастье, о богатстве и бедности, о достатке, скупости, о бережливости и т.д. Эта тематика столь же обширна, как жизнь народа. Каждая пословица с пристальным интересом рассматривает то или иное явление. Борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к родине и ненависть к её врагам, стойкость, мужество и героизм русского народа – все это нашло в коротких, но мудрых изречениях. Трудовые люди, создающие все богатства страны и защищавшие её от иноземных захватчиков, долгие века изнывали под тяжким гнетом эксплуатации и порабощения. Виновников своей тяжелой жизни народ видел в боярах, чиновниках, церковниках, помещиках, а затем в капиталистах. Немало создано пословиц, в которых отразилась трудная и голодная жизнь крестьянина, противопоставленная сытой и беззаботной жизни выжимающего из него все соки господина (Убогий мужик и хлеба не ест, богатый и мужика съест; Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку; Мужицкими мозолями бары сыто живут). Особенно много пословиц, едко высмеивающих попов и монахов, их жадность, корыстолюбие, эгоизм (Попу да вору все впору; Волчья пасть да поповские глаза – ненасытная яма). Чиновники стояли на страже тех же крепостников (Где сила, там и закон). В суд нельзя было прийти без взятки, что было возможно только богачам. И, конечно, дело всегда решалось в их пользу. Где суд там и неправда. Созданием новых и сохранением старых пословиц не ограничивается жизнь. Многие пословицы переосмысляются, переделываются в соответствии с новыми условиями.
Особое место среди выделенных тематических групп занимают пословицы и поговорки, обозначающие богатство. Исследования показали, что основными понятийными признаками богатства является выделенные первичные понятийные признаки слова «богатство» подтверждают особую роль описываемого концепта для мысли о человеческом благосостоянии. Изначально богатство соотносилось с понятием «достояние, состояние, доля».
В.И Даль в «Пословицах русского народа» выделяет несколько пунктов, посвященных теме богатство: 1) богатство – достаток; 2) богатство – убожество. Большой знаток русского языка В.И. Даль в своём словаре не приводит поговорок, упрекающих в богатстве заслуженных людей. В них входят такие пословицы, как:

1. Богатство разум рождает.
(Пословица говорит о том, что богатство прибавляет ума для того чтобы это богатство сохранить и приумножить).

2. Богатый бережет рожу, а бедный – одежду.
(Пословица говорит о том, что каждый человек бережет, то, что для него по-настоящему дорого, ценно. Например, на войне простой солдат бережнее относится к обуви и оружию, а офицеры к собственному блеску).

3. Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
(Пословица говорит о том, что, безусловно, лучше иметь все и сразу, чем ничего или чуть-чуть).

4. Мошна туга – всяк ей слуга.
(Пословица говорит о том, что служат, подчиняются тому, кто богат, имеет много денег).

5. Не с богатством жить, а с человеком.
(Пословица говорит о том, что материальное благосостояние человека не главный аргумент при женитьбе или замужестве. Используется, как совет не обращать внимания материальное состояние человека).

6. С сильным не борись, с богатым не судись.
(Пословица говорит о том, что человек должен знать с кем имеет смысл связываться, а с кем лучше этого не делать из-за недостатка ресурсов и высокой вероятности поражения).

Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенародные по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.
Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный. Например, пословица Изломанного лука двое боятся, еще долго жила, поменяв прямой смысл на переносный, хотя народ давно сменил оружие. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле, например, пословицу В камень стрелять - стрелы терять никогда не понимали в прямом смысле, относили к разным предметам и явлениям. О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная, правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Список используемой литературы:
1. В. Даль. Пословицы русского народа, тт. 1 – 2. М., 1984
2. www.fplib.ru/literature/proverbs.html
3. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1 – 4. М.,
1984
4. www. wikipedia.ru (Русские пословицы и поговорки)

«Проект по русскому языку» - Цель проекта. Результаты после проведения урока с использованием компьютерных заданий. Проектно-оформительский этап. Заключение. Апробационный этап. Результаты проверочно-обобщающего урока с традиционными заданиями. Результаты. Такая форма позволяет делать урок нагляднее, интереснее, информативнее. Итоговый Редактирование разработанных компьютерных заданий.

«Уроки русского языка» - Урок – зачет. Урок – практикум. Урок – самостоятельных работ. Литература. Виды уроков: Урок – конференция. Урок – обзорная лекция. Уроки русского языка и литературы. Урок – концерт. Результаты экзамена по русскому языку в 11 классе (ЕГЭ). Результаты экзаменов по литературе. Русский язык. Урок – семинар.

«Русские и английские пословицы и поговорки» - Муравей невелик, а горы копает. Объект исследования. Две головы лучше одной. Процесс перевода пословиц и поговорок на русский язык. Little strokes fell great oaks . В устной речи поговорки часто становятся пословицами, а пословицы – поговорками. Цели. Хорошо начатое - наполовину сделано. Одна голова хорошо, а две лучше.

«Пословицы о добре» - Не разорвать, а склеить. Не захватить, а отдать. Сделав добро, не попрекай. Доброе слово и железные ворота открывает. ПОМНИ! Попробуй не наступить, а уступить. Не кричать, а выслушать. Рубашка износится, а доброе дело не забудется. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Добро помни, а зло забывай. Доброе слово, что дождь в засуху.

«Хлеб да соль» - Почему соли обладают сходными свойствами? Применение солей. И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам. Карбонат кальция используют в качестве сырья для получения извести. Хлорид калия используют в сельском хозяйстве как калийное удобрение. Декагидрат сульфата натрия используют в качестве сырья для получения соды.

«Конспекты уроков по русскому языку» - Тема «Сложное предложение» в 5 классе. Особенности изучения темы: - блочная подача материала; - опережающее обучение; - компоновка материала. Обучение русскому языку по опорным схемам-конспектам имеет много достоинств. П. – 2 и более П.П. Связь смысл интонация Обычно, Сс ,с.с . Прозрачный лес один чернеет, и П ель сквозь иней зеленеет.

Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.

Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...

Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

Обращаясь к пословицам русского народа, советский человек возьмет лучшее и отбросит то, что уже мертво и не нужно ему в созидании нового мира.

Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат таких пословиц: «Наступил

на землю русскую, да оступился», «С родной земли - умри, не сходи», «За правое дело стой смело».

Вслед за народом-мудрецом и советский человек скажет (пословица к слову молвится!): «Белые ручки чужие труды любят», «Не сметя силы, не поднимай на вилы», «На чужой спине беремя легко», «На чужую работу глядя, сыт не будешь», «Часом опоздано, годом не поверстаешь», «Слово не стрела, а разит».

Однако нашему современнику чуждо все, что несет на себе в пословицах печать национальной розни, рабства, угнетения женщины, религиозного суеверия - все то, что не выражало истинной мудрости народа, над которым тяготел классовый, сословный и церковный гнет. Свой протест против него народ прекрасно выразил во множестве метких, лукавых и разящих своей насмешкой, а подчас и горьких пословиц: «Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил», «Густо кадишь, святых зачадишь», «Молебен пет, а пользы нет», «Хвали рожь в стогу, а барина в гробу».

И немало ложной мудрости, уродливых представлений прививали народу века социальной несправедливости, преклонения перед силой, ханжеством и лицемерием. Немало сохранилось в пословицах такого, что способно сейчас оскорбить здоровое чувство. Все это вытесняется идущей вперед жизнью, на смену приходит наш новый, социалистический опыт, который рождает и новую, благородную житейскую мудрость.

Так беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений.

Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.

Пословицы и поговорки представляют собой один из самых древних видов народного творчества. В них народ правдиво отразил свой огромный жизненный опыт и историю. В мудрых изречениях он запечатлел обычаи и нравы, чаяния и надежды. В пословицах и поговорках нашла свое отражение любовь народа к созидательному труду и ко всему, что сопровождает этот труд: к сноровке, к сообразительности, к таланту. В них с особой силой выражается отношение народа к таким достоинствам человеческого характера, как душевная отзывчивость, аккуратность, бескорыстие, честность, смелость, любовь к семье.

В русских и монгольских пословицах и поговорках важное место отводится животному миру. В образах животных раскрываются представления о добре и зле, о правде и лжи, о достойном и недостойном поведении человека. Самые популярные в русском фольклоре животные — собака, корова и лошадь.
Лидером среди животных, встречающихся в монгольских пословицах и поговорках, является, несомненно, конь. Отношение монголов к этому животному может быть в полной мере выражено пословицей “Монгол без коня, что птица без крыльев”. Лошадь очень значима в монгольской культуре. Это традиционный подарок мальчикам на третий день рождения. У каждого члена традиционной монгольской семьи есть свой конь, некоторые члены семьи ограждают своих любимых лошадей от больших нагрузок.

О значимости коня в монгольской культуре свидетельствуют такие пословицы и поговорки: “О дальности дороги знает конь, о встречных препятствиях — сердце”, “Седло — украшение коня, жена — украшение жизни” “Можно завоевать вселенную, сидя на коне, но управлять ею, оставаясь в седле, невозможно”.

С конем связана и легенда о происхождении уникальной в мировой культуре монгольской традиции — обо. Как гласит легенда, у знаменитого всадника умер конь. Всадник положил череп своего любимца на перевале, чтобы умиротворить духов окружающей местности. Так и возникло первое обо. Монгольский конь был ценным спутником всадника. Он мог покрывать дальние расстояния с короткими передышками и существовать, питаясь пучками травы и листьев, найденными им на своем пути.

Конь в монгольских пословицах всегда упоминается в положительных смыслах. Вся жизнь человека сопоставляется с жизнью коня: взросление, воспитание, выбор жизненного пути “У доброго коня много хозяев, а у хорошего человека много друзей”, “Настоящий человек осуществляет задуманное, хороший конь доходит до цели”. Следующее по частоте упоминания в пословицах животное — собака. Собака олицетворяет трудолюбие: “Идущий пёс найдёт кость, ее жизнь трудна и полна лишений”, “Дела как у собаки”. В то же время в некоторых пословицах собака предстает легкомысленным и даже глуповатым животным, к которому не следует относиться очень серьезно: “Собака лает, но не кусается”, “Злая собака теряет свои зубы, льстивый человек лишается своего достоинства”.

Верблюд — частый персонаж монгольских пословиц и поговорок. Образ этого животного в представлениях монгольских народов на фоне наиболее любимого кочевниками животного — лошади — остается малоисследованным. Причина отсутствия интереса к верблюду обусловлена его низкой хозяйственной значимостью в быту современных кочевников. Однако в разнообразных этнографических, фольклорных материалах обнаруживаются следы почитания верблюда в прошлом. В монгольском фольклоре существует большое количество поговорок, в которых верблюд является главным персонажем. Его внешность, необыкновенная сила и черты характера обсуждаются с разных позиций и экстраполируются на человека. Относительно внешности и заносчивости, упрямства верблюдов известно много поговорок: “Человек не осознает своей вины, верблюд не ведает, что у него выпяченная груд”, “Верблюд не знает о том, что он вытягивает шею, а человек не знает о своей наивности”.

Об особом почтении, выказываемом монголами по отношению к верблюду, свидетельствуют пословицы, в которых верблюд связывается с небом: “Человек, находящийся на верблюде, близок к небу”, “Верблюд знает, где нам остановиться, небо знает, тепло ли нам ехать”.

Что же общего и различного у монгольских и русских пословиц и поговорок? Персонажами русских и монгольских пословиц и поговорок являются конь, корова, собака. Образ коня особенно важен в русской и монгольской культуре. Этим фактом объясняется большое количество пословиц и поговорок, в которых конь неизменно предстает добрым, умным, трудолюбивым животным. Именно положительные качества человека подчеркиваются в пословицах, главный герой которых — конь. Пословицы и поговорки с названиями некоторых животных встречаются в в монгольском и русском фольклоре.

В то же время в русском фольклоре значимое место занимает образ медведя — в качестве положительного или же отрицательного героя пословиц и поговорок. Недаром медведя часто считают символом России.

Монгольские пословицы в большинстве случаев строятся по принципу синтаксических параллелей В них упоминаются человек (его черты характера, жизненная ситуация) и животное: “Хороших собак хозяева держат на привязи, хороших людей князья держат в темнице”, “Настоящий человек осуществляет задуманное, хороший конь доходит до цели”. В русских пословицах, как правило, содержится образ животного, а проекция на человека, его поведение, черты характера подразумевается и легко прочитывается: “Старый конь борозды не испортит”, “Два медведя в одной берлоге не уживутся”, “Погоняй коня не кнутом, а овсом”.

Монгольские пословицы гораздо в большей степени, чем русские, афористичны. Они тяготеют к высокой степени обобщения: “Можно завоевать вселенную, сидя на коне, но управлять ею, оставаясь в седле, невозможно”. Тогда как русские пословицы чаще всего описывают конкретные жизненные ситуации: “Каждая лиса свой хвост нахваливает”, “Казак сам не ест, а лошадь кормит”. Среди русских пословиц и поговорок можно найти аналоги монгольским и наоборот. В некоторых случаях такие пословицы почти идентичны: “Лошадь — человеку крылья” (русск.), Монгол без коня, что птица без крыльев (монг.).

Цель:

  • обобщение знания детей о пословицах и поговорках;
  • расширение информационной базы учащихся, знакомство с сокровищами общечеловеческой культуры;
  • формирование патриотических чувств, любви и интереса к народному творчеству.

Подготовительная работа:

Заранее детям даются задания: найти пословицы и поговорки разных народов на любую тему. Класс можно поделить на несколько команд. Готовятся жетоны, которые дети будут получать за каждый правильный ответ.

Ход внеклассного мероприятия

Пословица недаром молвится.

Народная мудрость.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.

Разминка.

Продолжить пословицы и поговорки.

Что посеешь… (то и пожнёшь).

Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда).

Сделал дело … (гуляй смело).

В гостях хорошо … (а дома лучше).

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).

С кем поведёшься … (от того и наберёшься).

Готовь сани летом … (а телегу зимой).

Как аукнется … (так и откликнется).

За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь).

Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).

Сколько волка не корми … (а он всё в лес смотрит).

Первый конкурс: вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах.

1. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

2. Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

3. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

4. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

5. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

6. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

7. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

Учитель. Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни. Трудом создаются богатства нашей страны и каждого человека. Без труда нет человеку счастья. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает.

Второй конкурс: вспомнить пословицы о труде.

Кто не работает, тот не ест. Любишь кататься – люби и саночки возить. Без труда не выловить и рыбку из пруда. И другие.

Учитель. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

Третий конкурс: к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

1.Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).

Старого воробья на мякине не проведёшь.

2. Не ищи жареную колбасу в собачей конуре. (Немецкая пословица).

Ищи ветра в поле.

3. У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).

Язык – мой враг.

4. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).

Язык до Киева доведёт.

5. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

6. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

(Вьетнамская пословица).

Четвёртый конкурс: на карточках разного цвета написаны пословицы: на одной – начало, на другой окончание. Задание – сочинить новую пословицу, то есть соединить пословицы по-новому. Например:

Слово не воробей, в лес не убежит.

Любишь кататься – имей сто друзей.

Сколько волка не корми, а он ноги на стол.

За двумя зайцами погонишься – кобыле легче.

Предложенные пословицы.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Работа не волк, в лес не убежит.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Сколько волка не корми, а он всё в лес смотрит.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Баба с возу – кобыле легче.

Пятый конкурс: вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа.

Ум хорошо, а два лучше.

У семи нянек дитя без глазу.

Старый друг лучше новых двух.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Один за всех и все за одного.

Обещанного три года ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

За одного битого двух небитых дают.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать

Учитель. Народная мудрость сурово осуждает тех людей, которые стремятся прожить свой век за чужой счёт. Едко высмеивают пословицы и поговорки лентяев.

Шестой конкурс: вспомнить пословицы о лени и ленивых людях.

Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.

Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.

Ленивый одну работу два раза делает.

Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

Девка красива, да прясть ленива.

Голова завита, да делом не занята.

У Федорки всегда отговорки.

Один машет, а семеро руками машут.

Лентяй сидя спит, лёжа работает.

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

Учитель. Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.