Жизнь и творчество тургенева опорный схема конспект. Конспект урока на тему: «Любить людей, как я их всегда любил»

Приложение 2

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КОВРОВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛА №9

Конспекты уроков

по творчеству И.С Тургенева (10 класс)

Учитель Гладских Н.М.,

Ковров

2013

Урок 1.

Тема: Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. «Гений культуры».

Цель: 1. познакомиться обучающихся с личностью И. С. Тургенева и основными этапами его жизни и творчества;

2. учиться обучающимся выбирать и конспектировать главную информацию из лекции;

3. пробуждать у обучающихся интерес к жизни творчеству И.С. Тургенева.

Тип урока: знакомство с новым материалом на основе ранее изученного.

Форма организации работы с обучающимися: лекция с элементами беседы.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, АРМ (автоматизированное рабочее место).

В России, в стране всяческого революционного

и религиозного максимализма, стране самосожжения,

стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва

ли не единственный после Пушкина, гений меры и, сле-

довательно, гений культуры. Ибо что такое культура,

как не измерение, накопление и сохранение ценностей.

Д. Мережковский

Ход урока:

Организация обучающихся

I учебная ситуация. Введение обучающихся в новую тему.

Вступительное слово учителя.

В течение 10 уроков мы будем знакомиться с жизнью и творчеством И.С. Тургенева. Запишите тему урока и эпиграф, который относится не только к этому уроку, а ко всей теме. Это означает, что мы будем неоднократно обращаться к словам Д. Мережковского. И только изучив тему, мы сумеем ответить на её основной вопрос. Запишем его.

? Почему

Оставим для ответа на этот вопрос две страницы, откроются ваши выводы на этих страницах словами «Для меня Тургенев – это…»

Знакомство учеников с информацией на слайде №1 (или записанной на доске). Ответы учеников и запись выводов в тетрадь.

Кратко запишите ответы на вопросы:

1.Какие исторические события вошли в контекст произведений Тургенева?

2.Что способствовало формированию духовного мира и художественного опыта «гения культуры»?

Материал на слайде №1 или на доске:

1. Когда родился И.Тургенев, А.Грибоедову исполнилось 23 года, А.Пушкину – 19, Ф.Тютчеву – 15, Н.Гоголю – 9, В.Белинскому – 7, И.Гончарову – 6, М.Лермонтову – 4.

А. Фет родится через 2 года, Ф.Достоевский и Н.Некрасов – через 3, А.Островский – через 5, М.Салтыков-Щедрин – через 8, Л.Толстой – через11, Н.Лесков – через 13 лет.

2.И. Тургеневу было 7 лет, когда в 1825 году произошло восстание декабристов. В дальнейшем он стал свидетелем величайших событий, потрясавших Россию и Европу:

    восстания в Польше в 1830 году;

    революции во Франции в 1848 году;

    Крымской войны в 1853 – 1856 годах;

    отмены крепостного права в 1861 году;

    франко-прусской войны 1 1870 году;

    русско-турецкой войны в 1877 – 1878 годах;

    развития народнического движения в России в 60-ые годы.

Вывод (записан учениками в тетради):

Чтение вывода учениками. Формирование личности «гения культуры» происходило в сложную историческую эпоху, богатую катаклизмами, происходившими в мире и в России. В это время на арену общественной жизни и борьбы выходило поколение демократов-разночинцев. Это было время взлёта русской литературы, время, когда создавались произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Достоевского,

Л. Толстого.

II учебная ситуация. Лекция учителя с элементами беседы. Задание ученикам: конспектировать лекцию, отвечая на вопрос: «Какие черты личности Тургенева позволили Д.Мережковскому назвать его «гением культуры»?, составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.

План лекции:

    Биография И.С. Тургенева.

    Идейно-эстетическая позиция писателя.

    Особая чуткость писателя к новым веяниям времени.

    Мир романов И.С. Тургенева.

    Герои и героини И.С. Тургенева.

Хронологическая таблица жизни и творчества И.С. Тургенева.

Дата

Событие

Ответ на вопрос о чертах личности писателя, героях, произведениях

1818, 28.04.

Родился в г Орле. Детские годы провёл в имении матери Спасском-Лутовинове.

1827 – 1829

Учёба в пансионе, г. Москва.

1833

Поступил в университет,

г. Москва.

1834

Перевёлся в Петербургский университет.

1837

Окончил университет. Петербург.

1838 – 1841

Учёба в Берлинском университете.

1841

Возвращение в Россию.

1843

Знакомство с Полиной Виардо. Сближение

с Белинским. Петербург.

1852

«Записки охотника» в ж. «Современник», арест и ссылка в Спасское-Лутовиново.

1856

Роман «Рудин», повесть «Фауст». Петербург.

1858

Роман «Дворянское гнездо», повесть «Ася».

1860

Роман «Накануне», разрыв с «Современником».

1862

Роман «Отцы и дети» в ж. «Русский вестник».

1864

Повесть «Призраки».

1865

Повесть «Довольно».

1867

Роман «Дым».

1876

Роман «Новь».

1878 – 1882

«Стихотворения в прозе».

1883, 03.09.

Скончался в Буживале, похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

III учебная ситуация.

Какие выводы о личности Тургенева вы записали?

Д/задание: 1.опережающие индивидуальные задания: сообщения о романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»;

2.читать «Записки охотника», анализ одного из рассказов цикла 1) «Хорь и Калиныч», 2) «Певцы», 3) «Ермолай и мельничиха», 4) «Бурмистр»; 5) «Живые мощи» 6) «Чертопханов и Недопюскин» по плану: тема, идея, герои;

3. сообщения по группам:

    особенности жанра «Записок охотника»;

    человеческие типы в «Записках охотника»;

    образ рассказчика в «Записках охотника».

Урок 2.

Тема: И.С. Тургенев. «Записки охотника» (1847 – 1874). Жанр произведения, типы людей в рассказах, образ рассказчика.

Цель: познакомиться с жанровым понятием «цикл», с циклом рассказов Тургенева;

учиться сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков;

Научиться самостоятельно организовывать групповую работу.

Ход урока:

Организация учащихся.

I учебная ситуация. Вступительное слово учителя.

Обратите внимание на даты создания «Записок охотника». Тургенев отдал им 27 лет жизни. Они же принесли ему всемирную известность.

Тургенев вспоминал, как по дороге из деревни в Москву на одной маленькой станции он вышел на платформу. Вдруг к нему подошли двое молодых людей, по костюму и манере мещане или мастеровые, и спрашивают: «Позвольте узнать, вы будете Иван Сергеевич Тургенев?» – «Я». – «Тот самый, что написал «Записки охотника»?» – «Тот самый…» Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс, говоря: «Кланяемся вам в знак уважения и благодарности от лица русского народа».

Осенью 1847 года И. Панаев попросил Тургенева снабдить его материалом для отдела «Смесь» в журнале «Современник».В январе 1847 года появился первый очерк «Хорь и Калиныч». Панаев, чтобы расположить читателя к молодому автору, напечатал очерк с подзаголовком «Из записок охотника». Но снисхождения не понадобилось: очерк был принят публикой восторженно. Тургенев решил продолжить работу, тем более что впечатлений от жизни народа у него было много. Сам писатель признавался: «”Записки охотника” накоплялись во мне целых десять лет». А в 1877 году он писал итальянскому учёному и литератору А. Губернатису»…направление моего литературного пути определилось той средой крепостничества, в которой я провёл свою юность и которая вызвала во мне сильнейшую ненависть». Он черпал материал не только из своих поездок на родину, когда охотился, но и из писем матери «к сыну Ивану». В письмах откровенно рассказывалось о драмах, разыгрываемых между крепостными и их госпожой. В течение первых месяцев 1847 года Тургенев написал 4 новых рассказа. А в мае он набросал план будущего цикла…Все рассказы и очерки печатались в «Современнике». «Современник» же первым в апреле 1852 года известил читателей о скором появлении отдельного издания «Записок охотника», в котором многое пересмотрено, дополнено и исправлено автором. Далее произошла история со статьёй по поводу кончины Гоголя, завершившаяся ссылкой. «Записки», готовые к изданию в апреле, появились лишь в августе и быстро разошлись. Окончательно цикл сформировался в 1874 году, когда в него вошли три новых рассказа: «Конец Чертопханова», «Живые мощи» и «Стучит!» Так определился полный состав «Записок охотника».

II учебная ситуация. Сообщения учащихся.

План отзыва о сообщении. (По И.Фогельсону,)

1.Соответствует ли сообщение теме? Полно ли освещена тема?

2.Последовательно ли изложены сведения? Есть ли логика в их изложении? Не ли излишней информации?

3.Какие мысли отсутствуют? Что бы следовало добавить? С чем ты согласен?

4.Ести ли речевые, грамматические ошибки?

5.уместно ли «наглядное пособие»?

6.Какой оценке соответствует работа группы?

1 . Сообщение 1 группы. (Вторая и третья группы готовят устную рецензию на ответ 1 группы.) Особенности жанра «Записок охотника».

Материал для 1-ой группы.

В рассказах и очерках «Записок охотника» сразу же была отмечена читателями единая освободительная идея. Их внутренняя цельность определяется не только основной идеей и нравственной точкой зрения автора на русскую жизнь, но и самим способом художественного изображения действительности., сквозными мотивами, взаимосвязью рассказов и очерков, создающих единый поэтический контекст.

Цикл (от греч. круг) – группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. (У учеников карточка-информатор лежит на столах, также на экране – карточка.)

Есть циклы стихотворений, рассказов, повестей, романов.

«Записки охотника» – цикл рассказов и очерков, в которых ощущение переменчивости жизни создаётся ещё с помощью «открытых» концовок и «подхватывающих» начал тургеневских рассказов. Концовки тургеневских очерков не приостанавливается нужного художнику переменчивости жизни, они постоянно движутся к началам новых и новых встреч, порождая тяготение одного рассказа к другому, «рифмуя» кадры в изменяющейся картине мира.

По мысли Тургенева, отдельные рассказы стали фрагментами целого – жизни народа в эпоху, когда назревала отмена крепостного права снизу или сверху. (Отзыв второй и третьей групп)

Наглядное пособие первой группы

«Записки охотника» – цикл рассказов

Название рассказа

Темы

Герои

Позиция рассказчика

Идеи

«Хорь и Калиныч»

Типы крестьян, помещиков. Быт, крестьян. Природа.

Хорь, Калиныч, помещик Полутыкин, охотник-рассказчик

Активная: знакомится с крестьянами, помещиком, вникает в их жизнь и проблемы.

Крестьяне не менее интересны, чем помещики. Они умны, горды, радушны, талантливы.

«Ермолай и мельничиха»

Охота, интересы крестьян, семейная жизнь крестьян. Дворовые крестьяне. Положение женщины. Нравы помещиков.

Ермолай, Арина, помещик Зверков, рассказчик.

Серьёзно интересуется нравственной и духовной жизнью крестьян.

Крестьяне имеют право на личную жизнь, они не рабы.

«Бурмистр»

Тип образованного помещика, его взаимоотношения с дворовыми, со старостой, крестьянами.

Помещик Пеночкин, староста Софрон, крестьянин Антип, рассказчик.

Объясняет нам истинную суть взаимоотношений помещиков и рабов.

Крепостное право развращает и помещиков, и крестьян.

«Певцы»

Жизнь целовальника, обитателей кабака – людей разных сословий.

Яшка Турок, Дикий Барин, рядчик, Николай Иванович, рассказчик.

Наблюдая за соревнованием певцов, он переживает истинное душевное потрясение.

Талант певцов ставит их выше сословных различий.

«Чертопханов и Недопюскин»

Жизнь небогатых дворян, их взаимоотношения с дворянским кругом, увлечения: охота, лошади, собаки. Любовь и дружба.

Чертопханов, Недопюскин, Ермолай, рассказчик.

Знакомится с новыми людьми, их образом жизни, сближается с ними.

Гордость и чувство собственного достоинства, преданность и великодушие не зависят от богатства.

«Живые мощи»

Судьба дворовой девки Лукерьи.

Лукерья, Ермолай, рассказчик, Пётр Петрович.

Беседуя с Лукерьей, Пётр Петрович потрясён величием духа страдалицы.

Никто не знает своей судьбы, и истинно мудр тот, кто смиренно принимает и переносит все тяготы.

2 . Сообщение 2 группы. (Первая и третья группы готовят устную рецензию на ответ 2 группы.) Человеческие типы в «Записках охотника».

Все рассказы и очерки цикла «Записки охотника» повествуют о крепостных и представляют собой психологические исследования взаимоотношений людей и их характеров. Порой зарисовка образов крестьян доходит до идеализации крепостных крестьян в противовес их жестоким владельцам-помещикам. Вслед за Пушкиным и Гоголем он видел в русском народе крепкое живое начало, талант, которые позволят в дальнейшем совершать народу великие дела. Тургеневские типы крестьян очень разнообразны, но и несут в себе общенациональные черты. Это был совершенно новый взгляд на русский народ. Салтыков-Щедрин позднее писал, что Тургенев знакомил читателей не столько с крестьянскою средою, сколько с русским национальным характером: благодаря «Запискам охотника» в нём раскрывалась» какая-то таинственная, недоступная глубь».

Белинский писал в одном из писем, что «Тургенев открыл высокие нравственные черты, роднившие крестьян с дворянами».

В рассказах выражено глубокое сочувствие автора-рассказчика к угнетённому крестьянству, которое раскрывается в любовном изображении индивидуальности каждого крестьянина – героя рассказов. Их духовное богатство раскрывается с разных сторон: здесь и хозяйственная сообразительность Хоря, и поиски справедливости Касьяном, и мечтательность тонко чувствующего природу Калиныча, и глубокая человечность долготерпения Лукерьи. Тургенев также показывает разные формы протеста крестьян против крепостного права. Всеми «Записками охотника» автор как бы зовёт к освобождению крестьянства.

Тургенев видел в среде крестьян не только талантливые и свободолюбивые натуры, но и людей с рабской психологией, духовно искалеченных и развращённых. (Отзыв первой и третьей групп)

Наглядное пособие второй группы.

Человеческие типы в «Записках охотника»

Имя героя

Внешний облик героя

Социальное положение героя

Психологический тип героя

Взаимоотношения с другими людьми

Хорь

«Старик – лысый, низкого роста, плечистый, плотный», «склад его лица напоминал Сократа».

Богатый мужик, живёт на оброке, торгует маслом и дёгтем, «обстроился, накопил деньжонку».

Умный, с чувством достоинства, «себе на уме», «положительный, практический, административная голова, рационалист», близок к обществу.

«Ладил с барином и прочими властями», имел большое семейство, трезво относился к барину, любил Калиныча.

Калиныч

Лет 40, высокий, худой, добродушное смуглое лицо, с рябинами.

Бедный, за хозяйством не следил, хотя оно в порядке, «перебивался кое-как», талантливый: «заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгонял червей; пчёлы ему дались».

«Самого весёлого, самого кроткого нрава»; добрый, услужливый, тонко чувствующий, внимательный, принадлежал к типу «идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных»; ближе к природе.

Была когда-то жена, а детей не было; благоговел перед Полутыкиным; любил Хоря.

Ермолай

Лет сорока пяти, высокий, худой, «с длинным и тонким носом, узким лбом, серыми глазками, взъерошенными голосами и широкими насмешливыми губами».

Охотник, крепостной крестьянин, ни на какую работу не годный, «лядащий», плохой хозяин – у него полуразвалившаяся избёнка; бродяга.

«Беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду, не уживался на месте…улепётывал вёрст шестьдесят в сутки»; любит приключения, «смотрел чудаком».

«Любил покалякать с хорошим человеком», с женой груб; мужики относятся к нему снисходительно и дружелюбно.

Арна Тимофеевна

«Лет тридцать, худое и бледное лицо ещё хранило следы красоты замечательной», «глаза, большие и грустные».

Мельничиха, прежде дворовая женщина г-на Зверкова, была горничной, теперь вольная; грамотная.

Больная женщина с изломанной судьбой: сначала облагодетельствованная господами, а затем несчастная, пережившая унижение, потерявшая любовь; в ней сочетается робость и решительность.

Откровенна с Ермолаем, которого хорошо знает, видимо, смела с мужем; с незнакомыми робка и скрытна.

Лукерья

«Живое человеческое существо»; «голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос»; «лицо…даже красивое, – но страшное, необычайное».

Бывшая дворовая девка, а теперь «живые мощи» – больная, недвижимая.

Смиренная, «тихоня», терпеливая страдалица, добрая, всепонимающая, всепрощающая, любящая людей, природу, красоту, мудрая; заботится о других, сочувствует тем, кому тяжелее, чем ей; просит не за себя, а за крестьян.

Жалеет всех; не только не обременяет людей, а помогает им, они рядом с ней становятся добрее; её благодарность и смирение располагают к ней; люди ей помогают понемногу.

Яшка Турок

«Худой и стройный человек лет двадцати трёх»; «смотрел удалым фабричным малым и… не мог похвастать отличным здоровье»…»впалые щёки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые, выразительные губы».впалые щёки

Лучший певец в околотке; по званию – «черпальщик на бумажной фабрике у купца».

«Всё его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного»; он постоянно волнуется; «был по душе – художник во всех смыслах этого слова…победив, наслаждается своей победой, как дитя; слушатели строги, но справедливы; потрясённые его талантом, они искренне восхищаются им; рассказчик так же потрясён, как и другие.

Дикий-Барин

«Мужчина лет сорока, широкоплечий, широкоскулый, с низким лбом, узкими татарскими глазами, коротким и плоским носом, четвероугольным подбородком и чёрными блестящими волосами, жёсткими, как щетина. Выражение его смуглого с свинцовым отливом лица… можно было бы назвать почти свирепым, если бы оно не было так спокойно-задумчиво»; «сожжен он неуклюже, сбитнем».

«Не походил ни на дворового, ни на мещанина, ни на обедневшего подьячего, ни на мелкопоместного разорившегося дворянина – псаря или драчуна; он был уж точно сам по себе»; «поговаривали, происходил он от однодворцев и состоял где-то прежде на службе», деньги у него водились.

Вид его производил впечатление «какой-то грубой, тяжёлой, но неотразимой силы»; уверенность в своём могуществе; вёл себя тихо; страстно любил пение; «смесь какой-то врождённой свирепости и такого же врождённого благородства».

Ни в ком не нуждался, никого не замечал; пользовался огромным влиянием во всём округе, все ему повиновались, покорялись.

3 . Сообщение 3 группы . (Первая и вторая группы готовят устную рецензию на ответ 3 группы.) Образ рассказчика в «Записках охотника».

Рассказчик организует своей личностью весь текст, а в «Записках охотника» он не просто повествует об увиденном и услышанном, но и оценивает всё, пытается понять характеры, истолковать поведение героев, давая им авторскую характеристику. Он приобщает читателя к своей точке зрения. Рассказчик Тургенева – очевидец, наблюдатель событий, но не активный их участник.

Рассказчик Тургенева в контакте с персонажами и с читателями, то есть у него двусторонняя связь. Он может в любой момент прервать повествование и дать свою характеристику герою или событию, порассуждать на какую-нибудь тему, связанную с рассказом. Автор не устаёт удивляться народными представителями, их умом, талантом, душевной деликатностью, – словом, духовным богатством народа. Охотник наделён идеальными чертами, необходимыми для рассказчика: он несёт добро, лишён черт, которые бы помешали ему рассказать о происшедшем с большой достоверностью, он искренне интересуется жизнью народа, он хороший наблюдатель и психолог, он не уводит читателя от главной мысли повествования.

Наглядное пособие третьей группы.

Сравнительная характеристика автора и рассказчика

Рассказчик, Пётр Петрович

Возраст

От 26 до 58 лет (с 1846 по 1874 год)

Молодой, лет 30-ти

Социальное положение

Писатель, помещик, владеющий Спасским и другими имениями, образованнейший человек своего времени; большую часть рассказов написал во Франции. Любил охоту, был заядлым охотником.

Барин владелец Спасского и других имений, образованный человек, писатель, помещик, жил за границей, то, что он охотник, не стирает социальные различия между ним и крестьянами, но как бы примиряет их. Разбирается в охоте, но сам только рассказывает об охоте, не стреляет. Больше интересуется людьми и природой. Не рассказывает о себе.

Характер и интересы

Скромный, тонкий, внимательный, обаятельный человек, очень дружелюбный, наблюдательный, успех и мировое признание не испортили его характера, блестящий собеседник, спорщик, живущий литературными интересами, любитель поэзии, всегда окружён обществом.

Добрый, тонкий, внимательный, наблюдательный, ему всё интересно, психолог, умеет увидеть глубокие корнив поступках и поведении людей, анализируе всё происходящее, любит и пониает природу, восхищается прекрасным, не выставляет себя на передний план, чаще слушает.

Взаимоотношения с людьми

Хороший друг, имел много друзей и поклонников в России и за рубежом; неконфликтный человек; попадал в сложные ситуации, даже под критический обстрел в процессе литературной полемики.

Мирный, легко находит общий язык со всеми, может разговорить любого, уважаемый, испытывает истинный интерес к людям, он открыто общается с читателями, сочувствует униженным.

III учебная ситуация. Выводы.

Познакомившись с одним из самых известных произведений И.С. Тургенева, обратимся к основному вопросу нашей темы: Почему Мережковский сближает эти два имени: Пушкин и Тургенев? Какие черты личности и творчества Тургенева позволили ему провести эту параллель, а также назвать его единственным после Пушкина «гением меры», «гением культуры»?

Откройте незаполненную страницу в тетради и сделайте первую запись.

Примерная запись.

Знакомство с «Записками охотника» позволяет сделать вывод о том, что Тургеневу свойственны краткость и ёмкость повествования, как и Пушкину. Поэтому можно согласиться с мнением Р. Роллана, что из каждого тургеневского «рассказа мог бы выйти целый роман Толстого». Тургенев затрагивает серьёзные философские проблемы: человек и природа, человек и общество, жизнь и смерть, судьба, счастье. Такие же философские вопросы решал Пушкин в своей лирике и романе «Евгений Онегин». Необыкновенное чувство меры, присущее Тургеневу, позволило ему выйти к общечеловеческим оценкам. Этот цикл рассказов и очерков предопределил на десятилетия традиции русской литературы: психологизм Достоевского, лирику Некрасова, эпос Толстого.

IV Итог урока. Саморефлексия учеников. Оценки группам за работу по отзывам.

Д/задание: 1. письменный ответ на вопрос: «Почему «Записки охотника» принесли Тургеневу славу и известность?»;

3. подготовить выразительное чтение отрывков из высказываний современников о романе.

Урок 4

Тема: Идейные и нравственные позиции П.П. Кирсанова и Е. Базарова.

Анализ эпизодов «Спор Базарова и П.П. Кирсанова» и «Дуэль Базарова и П.П. Кирсанова».

Цели: выяснить идейные и нравственные позиции П.П. Кирсанова и Е. Базарова, найти разное и общее в их взглядах и характерах;

развивать навыки анализа эпизода из прозаического текста; развивать умение видеть значимые детали в тексте: жест, мимику, реплики героев, замечания автора и определять их роль;

пробуждать интерес к изучению романа «Отцы и дети».

Оборудование урока: мультипрезентация, текст романа «Отцы и дети», план анализа эпизода (приложение «Карточки»).

Ход урока:

Организация учащихся.

I Сообщение учителем темы, цели и задач урока.

II Анализ эпизода «Спор Е.Базарова и П.П. Кирсанова за вечерним чаем». (У учащихся на карточках план анализа эпизода: приложение.)

1.Когда происходит спор между Е.Базаровым и П.П. Кирсановым?

2.С каким настроением «сошёл в гостиную» Павел Петрович?

3.Как чувствовал себя Базаров в тот вечер?

4.Как вёл себя за столом Е. Базаров?

5.Как чувствовал себя в это же время П.П. Кирсанов?

6.Что означает слово «принцип»? Почему так яростно спорят герои о принципах? (принцип – от лат. principum – основа, первоначало; идеи в совокупности – мировоззрение человека; руководящая идея, основное правило поведения)

7.Почему спор начинается с вопроса об аристократии? Принципиальный ли это вопрос и почему? Какова точка зрения спорящих об аристократии и её принципах?

8.Прав ли П.П. Кирсанов, упрекая молодёжь в беспринципности?

9.Что стоит за спорами героев (новые требования жизни или старые традиции)?

10.Прав ли Е. Базаров, утверждая, что он отрицает все принципы? Есть ли у него принципы?

11.Что герои подразумевают под словом «всё»?

13.На кого опираются нигилисты в своей борьбе? Каково отношение героев к народу? В ком из спорящих «мужик скорее признает соотечественника»? (В Кирсанове П.П., так как Базаров был для крестьян «чем-то вроде шута горохового».) Как доказать это текстом?

14.Убеждают ли спорящие друг друга?

16.Как вы оцениваете убедительность высказываний героев и стиль их речи?

17.Почему Николай Петрович, не споря, считает, что песенка отцов «спета»?

18.Как ведёт себя в споре Аркадий? Есть ли у него свои принципы?

III Выводы. Базаров, несмотря на то что отрицает существование принципов, живёт по определённым принципам. Павел Петрович старается жить по принципам аристократов, говорит об их превосходстве. Николай Петрович считает, что жизнь отцов закончена. Аркадий старается поддержать Базарова, но видно, что ему ближе жизненные идеалы дяди и отца. Данный эпизод раскрывает характеры героев, их жизненные кредо. Эпизод является важным для раскрытия смысла романа.

IV Анализ эпизода «Дуэль Павла Петровича и Евгения Базарова».

1. Что предшествует дуэли?

2.Зачем Павел Петрович взял трость? (Чтобы в случае отказа Базарова от дуэли, ударить того тростью.)

3.Чувствуется ли трагизм обстановки – ведь герои могут погибнуть? (Иронические реплики Базарова. Тургенев, из письма: «…дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно-комически…»)

4.Каковы чувства и мысли Павла Петровича перед дуэлью?

5.Каков характер речи Павла Петровича при объяснении, о чём это свидетельствует? Как вы понимаете выражение «семинарская крыса»? (Намёк на духовное происхождение Базарова.)

6.Что замечает Тургенев о характере подобной вежливости Павла Петровича?

7.Как Базаров относится к вызову на дуэль? (Иронически.)

8.Чувствует ли Павел Петрович иронию Базарова? (Чувствует, но ничего не может противопоставить.)

9.Кого предлагает в свидетели Базаров? Кто это такой? («Тусклые глаза», «бирюзовая серёжка в ухе», «напомаженные разноцветные волосы», «учтивые телодвижения», «человек новейшего, усовершенствованного поколения». Самолюбивый, глупый, с напряжёнными морщинами на лбу. Достоинство в том, что глядел учтиво, читал по складам и часто чистил щёткой свой сюртучок.)

10.Какие слова оправдывают Базарова, согласившегося на дуэль? («Глупое положение, из которого нет выхода».)

11.Ясна ли нам позиция автора в этой сцене? Что подчёркивает Тургенев картиной прекрасного утра, с одной стороны, и комической фигурой Петра, с другой? (Бессмысленность дуэли. Пётр – пародия на Павла Петровича: следит за своей внешностью и говорит «тюпюрь», «обюспючюн», показывая свою «образованность». Комичность фигуры Петра, сильно перепуганного.)

12. Для чего введён в эту сцену образ мужика? Какой деталью автор подчёркивает никчёмность, пустоту дуэли? (Мужик с двумя лошадьми: «За делом, а мы?»)

13.Почему Павел Петрович поклонился Петру перед дуэлью? (Положено кланяться секунданту – Павел Петрович кланяется лакею, «в котором он в это мгновение уважал нечто в роде секунданта», исключительно ради сохранения формы.)

14.Что же придаёт сцене дуэли комическое звучание, лишая её трагизма? Какие мысли Базарова перед самым выстрелом вызывают смех и почему? (Если П.П. соблюдает форму, то язвительная насмешка Базарова всё время разрушает эту торжественную форму, подчёркивая её нелепость и пустоту: подхватывает последние слова реплик Павла Петровича, сам отмеривает шаги, так как у него «ноги длиннее», в ироническом смысле употребляет слово «дискуссия»: о количестве шагов не было «вчера дискуссии», употребляет слово «истреблять», думает, когда Павел Петрович целится в него: «Он мне прямо в нос целит… и как щурится старательно, разбойник!». Обычно во время дуэли целятся в сердце или в лоб).

15.Какие чувства смешиваются в Базарове после ранения Павла Петровича? (Насмешливое отношение к противнику сменяется естественным желанием врача помочь раненому. Потом, когда Базаров видит, что рана не опасна, обморок Павла Петровича вызывает у него недоумение и презрение.)

16.Что чувствует Павел Петрович после дуэли? (И Павел Петрович «стыдился всего затеянного им дела»: замечает «глупую физиономию» Петра, стыдится своей заносчивости, неудачи. Ему больше не надо играть роль дуэлянта.)

17.Что осталось у Павла Петровича после того, как он отказался от своего жизненного credo ? («Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме». Жить стало нечем. Решил уехать в Дрезден или во Флоренцию: «…и буду там жить, пока околею». Полная душевная опустошённость, потеря уважения к себе и полное равнодушие к собственной жизни.)

18.Как Тургенев пишет о Павле Петровиче после дуэли? («Павел Петрович помочил себе лоб одеколоном и закрыл глаза. Освещённая ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Суровый приговор произносит автор своему герою.)

IV Выводы. Дуэль бессмысленна. В этом убедился даже такой аристократ, как Павел Петрович Кирсанов. Базаров испытывал чувство неловкости, так как не хотел проявить себя как трус, и дуэль противоречила взглядам нигилиста. Дуэль помогла героям лучше понять самих себя. Сцена дуэли в романе носит пародийный характер, и сам Тургенев в это время уже был противником дуэлей. Эпизод помогает глубже понять взгляды героев, их отношение к жизни, отношение автора к героям. Он (эпизод) выявляет позиции героев и автора по отношению конфликта между «отцами» и «детьми».

V Итог урока. Необходим ли анализ эпизодов произведения?

Домашнее задание. 1.Письменный анализ одного из эпизодов.

2.История жизни героев и исторические события этого периода (каждая группа выполняет задание по своему герою).

I. Вступление.

    Место эпизода в произведении, характер изображенного события, действующие лица.

    Тезис-предположение о роли эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения.

II. Основная часть. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.

    Краткая характеристика персонажей и события на момент начала действия эпизода.

    Участие персонажей в изображенном событии (2-3 момента в развитии действия).

    Характеристика персонажей, их поведения и переживаний в момент кульминации и развязки.

    Вывод о выявленных чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей.

    «Сцепления» эпизода с другими эпизодами эпического произведения.

III. Заключение о роли эпизода как этапа развития конфликта, важного для понимания идейного смысла произведения.

Тема И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Основной сюжет и герои.

Цели урока :

Образовательная:

познакомить с детством И.С. Тургенева, с историей создания рассказа «Муму».

Развивающие:

    формировать умение анализировать текст художественного произведения

    развивать умение выразить свои мысли, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

    воспитание общечеловеческих ценностей.

    начать ализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима);.

    учить излагать и комментировать повествовательный текст;

    обогащать словарный запас.

    уважать мнение высказывающего.

Ход урока

    Орг . момент.

    Актуализа ция знаний

Конэрс

Ребята, посмотрите наш класс разделен условно на 4 угла- Пушкин, Жуковский, Гоголь, Тургенев. Подойдите к части аудитории с нужным вам словом. Найдите партнера из вашей команды. В парах в течение 30 с объясните своему партнеру, почему вы выбрали именно это утверждение. Начинает тот партнер, у которого больше букв в имени.

Выслушаем команды. Расскажите, что рассказал вам ваш партнер.

    Учащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева

«По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.

Мать писателя, Варвара Петровна, несмотря на образованность и ум была жестокой помещицей-крепостницей. Она могла оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню горничную за то. Что та не успела вытереть пыль со столика, или садовника выпороть, если кто-то сорвал любимый цветок помещицы.
В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей.
Затем, в возрасте 15 лет, поступает в Московский университет на словесный факультет, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию.
До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи.
В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. Много пишет.

III . Сообщение учителя о крепостном праве

На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Что вы знаете о крепостном праве?

Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие несколько тысяч «душ».

Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.

Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Били среди крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчитать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.

Были законы, запрещавшие помещикам жестокое обращение с крепостными, но исполнялись они плохо. Известен, например такой случай. Помещица Наталья Салтыкова, известная своей жестокостью, во цвете лет стала лысеть. Пришлось ей носить парик, а для того, чтобы крепостной парикмахер не открыл кому-нибудь эту ужасную тайну, помещица приковала юношу цепью к клетке, а клетку поставила в своей спальне.

Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…» Это была его аннибалова клятва (клятва до конца жизни)– бороться за отмену крепостного права.
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.
В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

Прототипами героев рассказа стали реальные люди

Рассказ подготовленного ученика

В дальней господской деревне матери ТургеневаСычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка - и того лучше!

Для мужика городская работа - легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого - он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.

Таким образом, Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.

Физминутка

Микс Фриз Груп.

    Сколько видов сказок вы знаете?

    Сколько участников в басне Крылова «Квартет»?

    Сколько братьев в сказке Пушкина «Сказка о мертвой царевне…»?

    Сколько сказок написал А.С.Пушкин?

    Эй-ар-гайд.

Поставьте знак «+» или «-« в графе «до»

После

В рассказе «Му-му» речь идет о собаке

Герасим - это хороший человек, любящий собаку

Барыня- хорошая женщина, которая уважает своих крепостных

    Чтение 1 главы

    Беседа

Что мы узнали о барыне? В начале рассказа о барыне говорится, что она одиноко доживала свою жизнь в старом доме в Москве. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать.
- Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»? Утром человека называют его детство и юность, день - это зрелость, вечер - старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной и старость - совсем мрачной.

– В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?

– Нарисуйте словесный портрет барыни.

Рассмотрим репродукцию картины художника-передвижника В. М. Максимова «Все в прошлом» (1889) - Что мы видим на картине? Какие чувства вызывает эта картина?
Старуха-помещица доживает последние дни в избе, где когда-то, вероятно, жила прислуга. Старый двухэтажный помещичий дом с белыми колоннами заколочен и разрушается. Деревья старого парка сломаны ветром. Дорожки зарастают травой.
Помещица сидит в кресле, облокотившись на подушку. Ноги ее покоятся на красной бархатной подушечке, протертой от долгого употребления. На помещице надет белый кружевной чепец с зеленым бантом, на шее повязан цветной шарф. На узорчатое золотистое платье накинута темная шаль, в правой руке она держит золотое пенсне. Справа у ее ног на земле старая собака, рядом на корыте, полном воды, чирикает воробей.
Простая баба в темном платке, черной рубашке, темной с цветами юбке и клетчатом домотканом переднике с вязанием в руках сидит на ступеньке. Она заменяет старухе камеристку. Вся обстановка убога: медный самовар стоит прямо на голых досках крыльца, на перилах висит рваный цветастый ковер, на столе скудная еда в блюде прикрыта белой салфеткой. Только китайская дорогая чашка говорит о былом богатстве помещицы.
Над головой старухи буйствует цветущая сирень, в небе летают ласточки, солнце ясно светит на разрушающийся дом и на желтые бревна крестьянской избы с открытыми окнами. Жизнь движется вперед, и это ощущение жизни резко контрастирует с неподвижным, неживым лицом старухи и опустошенным лицом прислуживающей ей женщины, для которых уже ничего не осталось в этой жизни, только сидеть на дворе и вспоминать былое.

- Сравните двух помещиц.

-- Итак, обобщим наши наблюдения. кто же такая барыня и какова же атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события? Кто готов?
- Автор в тексте называет Герасима «…самым замечательным лицом…». Как вы понимаете это слово? Подберите синонимы. (хорошее, выдающееся, лучшее, доброе, выделяющееся, заметное.)

Почему же автор называет Герасима «самым замечательным лицом», выделяет его из всех? Герасим немой, сам о себе он рассказать не может. Поэтому представление о нём будет складываться из сравнения его с окружающими. Найдите портрет Герасима.

- Что главное отмечает в портрете Герасима автор? («… Двенадцать вершков роста, сложенный богатырём…»).

Кого на Руси называли богатырями? (богатыри не только физически сильные люди, но и добрые, способные оказать помощь .)

Можно ли по этому описанию судить об отношении автора к своему герою? (Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, т. е. о его неутомимости и трудолюбии.)

Привычный ход жизни нарушен? Как сказано об этом в тексте? («Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком .)

Чем занимался Герасим городе? (…Купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и определили его дворником .)

Как относился Герасим к своим обязанностям? Найдите сравнение в описании его работы.
«...Дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья...»
- С кем сравнивает Тургенев Герасима и почему? («Как дерево растёт на плодородной почве.».- его почва – деревенская жизнь, «…как молодой здоровый бык,…» -подчёркивается сила, мощь, «походил на гусака…»- гусь –птица рассудительная, подчёркивается чувство собственного достоинства, надёжность)

Как чувствует себя Герасим в Москве? Почему Герасим «…вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь»? (Пойманный зверь испытывает страх, ужас от неизвестности, страдает. Не понимает своего положения, привык к воле, к полям, всегда был в деревне занят.)

Каморка Герасима. (Зачитываем описание жилища Герасима).

Какие отношения сложились у Герасима с окружающими? (« …А что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его…». Говорим, что петухи при нем не дрались, а гусей он уважал.)

Как относился он к дворне? «Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, - они его побаивались, - а коротких: он считал их за своих». Дальше мы будем видеть, как изменяются отношения Герасима и остальных дворовых

Эй - ар – гайд.

- Поставьте знаки в графе «после». Изменились ли ваши мнения?

VI . Выводы

Коннект-экстенд-челендж

3.Что нового узнали?

2.Над чем ещё нужно поработать?

1.Вопрос, который возник у вас во время урока?

Почему же Герасим – «самое замечательное лицо» из всей дворовой челяди? (Богатырь, трудолюбивый, во всём порядок, все уважают, нет больше таких людей среди челяди.)

Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?

VII . Домашнее задание.

инд. задание: подготовить выразительное чтение по ролям: диалог барыни с Гаврилой стр.124, Гаврилы с Капитоном стр.27-30

Урок-презентация.

Иван Сергеевич Тургенев.

«Стихотворения в прозе».

Цель урока: 1. Показать особенности жанра стихотворения в прозе. 2. Выявить художественные особенности стихотворений в прозе, определить темы, их роль в нравственном воспитании. 3. Помочь учащимся понять философский смысл стихотворений.
Методические приёмы: объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Ход урока.

Слайд 1

I. Объявление темы и целей урока
II.Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с творчеством И.С. Тургенева. Давайте с вами вспомним, что нам известно о биографии этого поистине русского писателя. (2-8 слайды).

Слайд 2

Знаменитый писатель родился 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел.

Слайд 3

Отец его - Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом".

Слайд 4

Мать писателя - Варвара Петровна Лутовинова была полновластной владыкою дома. В ней типично выразилось то опьянение властью, которое создавалось крепостным правом. Род представлял собою смесь жестокости, корыстолюбия и сладострастия.

Слайд 5

До 9 лет Тургенев прожил в селе Спасское – Лутовиново (в 10 верстах от Мценска, Орловской губернии). Воспитание его шло под руководством часто сменявшихся гувернеров. Ко всему русскому Варвара Петровна питала глубочайшее презрение. Члены семьи говорили между собою исключительно по-французски. Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров Пунин.

Слайды 6,7,8


Все самые лучшие воспоминания И.С. Тургенева будут связаны со Спасским -Лутовиново. Долгие годы проживет писатель вдали от России, сначала в Германии, затем во Франции, но его мысли и сердце всегда будут с родиной. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком- либо другом языке, кроме своего родного. И.С. Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до «Записок охотника» им были написаны стихотворения и даже поэмы. Замечательное стихотворение «Утро туманное» легло в основу создания известного русского романса.

Слайд 9


Звучит романс «Утро туманное»
Замечательные стихи, замечательная музыка… Однако писательский гений Тургенева в полной мере раскрылся в прозе! Но его проза никогда, как мы убедились, изучая рассказы из цикла «Записки охотника», не порывала с её поэтическим началом. В конце своего жизненного и творческого пути постаревший Тургенев, мучимый тяжёлой болезнью, чувствуя, что его дни сочтены, словно возвращается в свою творческую молодость, исцеляет себя живительными токами поэзии родного слова и родных просторов. Стихотворение в прозе – жанр, который вам, вероятно, ещё не известен. - Вспомните, что называется стихотворением? (Стихотворение небольшое лирическое произведение, написанное стихами) - В чём особенность стихотворений в прозе, чем они отличаются от обычных стихов? (Стихотворение в прозе тоже произведение лирическое, но форма его – прозаическая)
«Стихотворения в прозе» Тургенева – новаторский жанр, «пограничный» между стихами и прозой и соединивший их.

Слайд «Стихотворения в прозе»

Стихотворения в прозе не имеют рифмы, они не записываются так, как мы обычно записываем стихи, но они доносят до нас мысли и чувства писателя. «Стихотворения в прозе» - последние произведения И. С. Тургенева. Он много лет собирал заметки, записи и в конце своей жизни издал их под названием «Стихотворения в прозе». Это своего рода поэтическое завещание большого мастера, мудрого человека. Цикл состоит из 51 произведения, который представляет собой ряд накопившихся за долгие годы отдельных мыслей и картинок, отлившихся в удивительно изящную, задушевную форму. Раздумья художника над вечными вопросами бытия окрашены личными переживаниями. Отсюда характерный для всего цикла лиризм, повышенная выразительность художественной речи, сочетающей в себе эмоциональность и лаконизм прозы. В жанре стихотворения в прозе главное – чувства, мысли, эмоции художника. Каждое стихотворение построено в виде миниатюры, в конце каждого произведения мы видим главную мысль, идею. В цикле «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева нашли отражение все основные темы и мотивы творчества писателя.

Слайд «Темы стихотворений в прозе»

    -раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы; -размышления писателя о русском народе; -гуманность человеческих отношений; -торжествующая любовь; -противопоставление добра и зла; -размышления о неотвратимости смерти; - родины; -счастье и красота; -воспоминания о давней любви; -о подвиге и трусости; -о русском языке, его роли.
III. Чтение и анализ стихотворений в прозе.

Слайд «Русский язык»

«Русский язык» (Читает учитель)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
- Какая мысль заключена в этом стихотворении? (Мысль о величии русского языка и русского народа.) - Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует здесь? (Чувство любви и восхищения передаётся торжественной, приподнятой интонацией.) - Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпическое? (Это произведение лирическое, потому что оно выражает чувства автора).
Учитель: Стихотворение в прозе «Русский язык» было написано в 1882 году. После убийства царя Александра II были приняты Временные правила о печати, по которым правительство имело право закрывать любые издания; стали действовать жандармские органы, специализирующие на агентурной деятельности. В словах «дни сомнений», «дни тягостных раздумий», «как не впасть в отчаяние», мы видим чувства поэта и его реакцию на события в России. Это стихотворение является гимном русскому языку и русскому народу.- В стихотворении всего 3 предложения. Какие это предложения по цели высказывания, по интонации? Какое значение это имеет? (Два предложения по интонации восклицательные, одно по цели высказывания вопросительное. Это риторический (ораторский) приём, придающий тексту патетическое, торжественное звучание, передающий искреннюю взволнованность автора) - Какие художественные приёмы используются в стихотворении? (Эпитеты. Их только четыре, но они даны целой обоймой, и 1 из них звучит ещё раз, но уже применительно не к языку, а к народу – его носителю: «великий язык» - «великому народу».

Слайд «Близнецы»

«Близнецы» (Читает учитель)

Явидел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела - и ненавидели друг друга непримиримо. Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ. Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему: - Бранись уж лучше тут перед этим зеркалом... Для тебя не будет никакой разницы... но мне-то не так будет жутко. - Что поразило автора в описанном им эпизоде? Почему ему стало жутко? - Какое значение имеет «многократное повторение слово «одинаковый»? - Какое чувство стремится вызвать автор у читателей? - Какой философский смысл этого стихотворения? (Основная, ключевая фраза этого произведения – «…но мне-то не будет так жутко». Автору жутко оттого, что люди слепы, не могут ценить друг друга, не просветлены разумом и нравственностью)

Слайд «Два богача»


«Два богача» (Читает учитель)

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. - Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить... - А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика.
-Какова главная мысль этого стихотворения? (Нравственное превосходство простого человека, который богат духовно) - В чём, по- вашему, превосходство мужика над Ротшильдом? (Помощь мужика ценнее, так как он беден, но главное в том, что помощь мужика – естественный порыв, нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций, например, «умиления») Учитель: автор использует приём противопоставления героев. Мы видим людей, обладающих состраданием: один из них богач, который жертвует частью своих доходов, другой – крестьянин; он готов разделить последнее ради благого дела. IV. Вывод. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева стали своеобразной прощальной лебединой песней. Это своего рода завещание мудрого человека, оставленное свои потомкам.

Слайд «Добрый мой читатель»


«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу» - писал И.С. Тургенев. Многообразие формы, сочетающееся с красотой и изяществом слога, свидетельствует о высоком мастерстве художника. И.С. Тургенев обогатил русскую литературу новыми изобразительными средствами и проложил дорогу таким писателям, как И.А. Бунин, В.Г. Короленко, А.И. Солженицын. В произведениях этих русских писателей жанр стихотворения в прозе получил новое развитие. Примером тому служит стихотворение А.И. Солженицына из цикла «Крохотки» - «Лихое зелье». VI. Домашнее задание: 1. Индивидуальное задание. Сообщение по теме «Развитие жанра стихотворения в прозе в произведении А.И. Солженицына «Лихое зелье»2. Общее задание. 1) Художественный пересказ понравившегося стихотворения. 2) Попытайтесь написать своё стихотворение в прозе.
5

Тема. Биография И.С.Тургенева. Анализ содержания повести «Ася».

Цели. Расширить знания учеников о личности и взглядах И.С.Тургенева; показать особенности прозы писателя;

показать своеобразие любовного конфликта, раскрыть образы главных героев, выявить авторскую позицию в произведении; совершенствовать навыки анализа текста; развивать устную монологическую речь учащихся; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование. Мультимедийная презентация об И.С.Тургеневе, карточки, таблички, учебники, книги

Ход урока.

I. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока.

2. Постановка целей и задач урока.

3. Вступительное слово учителя о И.С.Тургеневе и его произведениях, изученных ранее.

1) Краткое слово о писателе:

Сообщения учащихся:

Иван Сергеевич Тургенев родился 12 (28) октября 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провёл в богатой материнской усадьбе Спасское-ЛутовиновоМценского уезда Орловской губернии.

В 1827 году семья переезжает в Москву. В детские годы Тургенев учился дома и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки: французский, немецкий, английский. Он начинает сочинять стихи.

В 1833 году Иван Сергеевич поступил в Московский университет, а с 1834 по 1837 годы он учится в Петербургском университете.

С 1837 г . И.С. Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается языками, пишет стихи.

В 1842 году в 1845 году

Имя Ивана Сергеевича Тургенева тесно связано с чувством любви. Это повести «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», все они о первой любви.

В основу этих трёх повестей легли биографические факты.

2) Запись основных моментов биографии в тетради (дополните предложения)

2) История написания повести.

1842 году у Тургенева от крепостной крестьянки Авдотьи Ермолаевны родилась внебрачная дочь – Пелагея (Полина впоследствии). Долгое время девочка жила в имении Тургеневых, в Спасском. Положение её было унизительное и жалкое. Мать Ивана Сергеевича сдала свою внучку на руки одной из крепостных прачек. Дворня называла злорадно Полю «барышней». Девочка таскала тяжёлые вёдра с водой.

В 1850 году Иван Сергеевич вывез свою дочь в Париж, там воспитывал маленькую Полю вместе с его детьми. То есть дочь Тургенева получила вполне приличное дворянское воспитание – словом, точь-в-точь история Аси, история её странной жизни.

II . Анализ содержания повести

1. Выразительное чтение I главы и обсуждение.

- Когда написана повесть «Ася»? (1858г)

Что легло в основу сюжета? (биографические факты)

Повесть написана в форме рассказа Н.Н. о том, как много лет назад он путешествовал по Европе и в небольшом немецком городке встретился и подружился с русскими: Гагиным и его сестрой Асей. Рассказчик сообщает не только о событиях, беседах, описывает обстановку, но, главное, воспроизводит историю своей любви, вновь переживает былое.

Повествование идёт от первого лица, от лица уже немолодого человека, вспоминающего свою молодость. Рассказ от имени героя-повествователя придаёт повести искренность, достоверность.

- Что вы можете сказать о Н.Н. , от лица которого ведётся рассказ? Как он воспринимал окружавший мир?

Н.Н. – богатый дворянин, художник в душе; он одержим стремлением наблюдать, особенно людей; он праздный путешественник, наблюдатель.

- Где и когда происходит действие?

Основное действие происходит в Германии, в маленьком городке на Рейне. Герой, русский человек, оказывается в чужой стране. Автор помещает героев в чуждую им среду с тем, чтобы яснее выявить их характеры.

Время действия можно определить довольно точно. Герой говорит, что ему было «лет двадцать пять», что рассказывает он о событиях, произошедших «Лет двадцать тому назад». Повесть написана в 1857 году, Тургенев пишет преимущественно о современности. Значит, действие повести относится примерно к 1837 году.

- Как вы понимаете слова «я жил без оглядки…»?

Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних. Герой «здоров, молод, весел», богат, беззаботен – кажется, что ещё надо для счастья?

- Какова была цель путешествия молодого человека?

Герой «путешествовал без всякой цели, без плана», ему захотелось «просто… посмотреть на мир Божий», его «занимали исключительно одни люди», «живые человеческие лица», он любил «толпу»: «мне было весело идти, куда шли другие, кричать, когда другие кричали…» Повествователь говорит о бесцельном любопытстве молодости без осуждения, но с долей иронии, сожаления.

- Что привело героя в маленький городок З.?

Герой был влюблён, как это свойственно молодости. Он искал уединения, чтобы залечить «сердечные раны».

- Можем ли мы судить о том, была ли это настоящая любовь, настоящие страдания?

Рассказчик так описывает свои чувства: «был поражён в сердце», «жестоко уязвила», «коварная вдова», «рана сердца». Это говорит о неискренности чувств.

- Дайте комментарий к пейзажным зарисовкам 1-й главы.

Вечерний пейзаж показывает искренние чувства, жизнь души героя. Он написан взволнованно, искренне. Романтические приметы и слова: луна, готическая колокольня, виноградные лозы.

Описание пейзажа подводит к слову, которое возникает само собой, значение которого герой ещё не понимает, но которое является ключевым: «Гретхен». Это символ любви, верности, молодости, красоты. Душа героя жива, жаждет счастья, предчувствует его».

За первой пейзажной зарисовкой сразу следует вторая. Здесь важен образ мадонны, намёк на образ Аси: «Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзённым мечами, печально выглядывала… из ветвей».

Гретхен, мадонна – знаки настоящей любви.

В описании пейзажа применён приём психологического параллелизма: состояние природы соответствует состоянию души героя.

- Каково значение звуков музыки?

Музыка нарушает умиротворение. Характер звуков подсказывает лексика: «контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко».

Характеристика господина Н. (1 глава):

Господину Н. было тогда лет двадцать пять. Он был здоров, молод, весел, деньги у него водились, забот не было. Жил без оглядки, делал, что хотел. Господин Н. путешествует по Германии без всякой цели, без плана. Он проживает в небольшом городке З. Герой был влюблён.Он расстался с любимой женщиной и поэтому искал уединения. Его «занимали исключительно одни люди», …

2 глава

Почему господин Н. решил отправиться в городок Л.?

Где этот город находился?

Коммерш – торжественный пир.

Как вели себя участники коммерша?

С кем познакомился господин Н.?

Как они выглядели?

Что герой о них узнал? (Гагин путешествует для своего удовольствия, неделю назад заехал в городок Л.)

Почему господин Н.Н не любил знакомиться с русскими за границей?

- Чем поразили Гагины Н.Н. при первом знакомстве?

Верный привычке наблюдать людей и читать в их душах по выражению их лиц, по непроизвольным жестам, рассказчик при первом же знакомстве с Асей отмечает что-то своё, особенное в чертах её смугловатого лица, в её причёске, в манерах держаться. Он подробно описывает поведение Аси, целиком отдаётся наблюдению за её движениями, взглядом, улыбкой.

Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой встречи? (ключевое слово «что-то особенное» - 2 глава, стр. 13

Гагин: у него было счастливое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, …

Девушка, сестра Гагина, показалась миловидной : смугловатое круглое лицо, небольшой тонкий нос, детские щёчки и чёрные, светлые глаза. Она была грациозно сложена. Нисколько не походила на своего брата. «Я не видел существа более подвижного. …»

- Рассказ о первом дне знакомства с Гагиными завершается лирическим пейзажем; прочитайте его.

- Соответствует ли этот пейзаж настроению Н.Н.? (Природа соответствует внутреннему состоянию героя.Человек и природа гармоничны )

Каково состояние души г-на Н. после первого дня знакомства?

Г-н Н.Н. весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья.

- стр. 16; «Я был счастлив…»

3 – 5 главы

Что рассказал о себе Гагин господину Н.Н во второй день знакомства?

(Владеет порядочным состоянием, хочет посвятить себя живописи)

Где встретили Асю Гагин и Н.Н на второй день знакомства?

На уступе стены на развалинах феодального замка прямо над пропастью сидела Ася. Это говорит о романтическом характере героини.

- Какое чувство вызывает Ася у Н.Н.? Подтвердите текстом повести? (Неприязнь, чувство досады, хотя он невольно любуется ею .)

По словам брата, Ася «вольница, сумасшедшая». Н.Н. она представляется полу загадочным существом, «хамелеоном».

- Какие «роли» играет Ася? Почему она так поступает? Может ли Н.Н. ответить сейчас на этот вопрос?

Она сыграла роль солдата, марширующего с ружьём; за столом она сыграла роль благовоспитанной барышни; на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной… Ответить на вопрос, почему Ася так себя ведёт, Н.Н. ещё не может, так как не понял ни Аси, ни самого себя.

-Почему господин Н.Н. всё сильнее привязывался к Гагину? Чем он нравился господину Н.Н.?

- Как заканчивается второй день знакомства? Каково состояние души г-на Н.Н. после второго дня знакомства?

Вывод : Начал думать об Асе. Герой не отдает себе отчета, что с ним происходит.

Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу, неприятную досаду; то ревнивое подозрение, что Гагины – не родственники.

6 – 7 главы

- Как нравственно-психологическое состояние героя передаётся через пейзаж?

Прошли две недели ежедневных встреч, Н.Н. всё более огорчался ревнивыми подозрениями и, хотя в полной мере, не догадывался о своей любви к Асе, но она постепенно овладевала его сердцем. Он оказался во власти этого чувства .

-Какое настроение было доминирующим в этот период?

Настойчивое любопытство и некоторая досада на загадочное поведение девушки, стремление понять её внутренний мир. (Зачитать начало 6 гл.)

Какой предстаёт Ася в 6 главе? Что изменилось в её поведении?

О каких наблюдениях за Асей сообщает нам повествователь?

Она довольно хорошо говорила …По всему было заметно, что она с детства не была в женских руках и воспитание получила … Она не походила на барышню; во всех её движениях было что-то … По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою … Она являлась полузагадочным … Самолюбивая до крайности, она привлекала меня, даже когда …

- Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася – не брат и сестра? (Подслушанный разговор в беседке)

- Какие чувства овладевают героем после этого? (конец 6 – начало 7 гл.)

Сам герой не находит определения своим чувствам. Понимаем, что его уже захватило глубокое и тревожное чувство любви. Он мучается от ревности (сцена у виноградника). Постепенно Ася овладевает его сердцем. (Зачитать)

Выразительное чтение эпизода «В горах» (7 гл.) от слов «Настроение моих мыслей … до яблонями и грушами».

Беседа по прочитанному.

- Что стало причиной трёхдневного уединения Н.Н.? (услышанное им признание Аси в любви к Гагину и нежелание видеться с ними).

Как чувствует себя герой на лоне природы? Найдите слова, передающие его состояние.

Подберите синоним к слову спокойная (тихая, неброская)

- Почему герой выбрал именно эти места для своего уединения?

(Состояние природы близко состоянию человека).

Словарно – лексическая работа

Тонкий запах смолы – едва уловимый, ненавязчивый;

Немолчная болтовня светлых ручейков;

Подберите однокоренные слова к слову немолчная

Немолчная, молчание, молчать, молчаливый

Светлых ручейков – прозрачных (ручейков)

Не слишком смелые очертания гор – смутные, нечёткие, неброские, неяркие, ненавязчивые..

С почтенными старыми церквами. почтенный

Почтенный – заслуживающий и внушающий глубокое уважение.

Радушные (лица) – доброжелательные, открытые, ласковые

Найдите в толковом словаре объяснение слова камзол

Камзол – старинная мужская куртка – безрукавка под верхнюю одежду

Как чувствует себя герой? (Среди «спокойной природы» герою легко, хорошо, уютно)

- Что искал герой на лоне природы? (Уединения, забвения, успокоения; герой бежит от лжи, с которой, как ему кажется он столкнулся).

- О чём ещё говорит нам этот эпизод? (О том, что Ася небезразлична герою, что в душе его рождается чувство, в котором он ещё не признался себе или, может, даже о нём не подозревает).

8 глава

Что же узнал Н.Н. об Асе из рассказа Гагина? (зачитать выборочно; подготовить выборочный пересказ истории Аси).

История Аси:

Ася была дочь отца Гагина и горничной Татьяны. Когда Асе шёл девятый год, она лишилась матери. Отец взял её к себе в дом, и к ней стали относиться, как к барышне. У отца она пользовалась свободой. Он был её учителем. Он любил её сильно и никогда ничего ей не запрещал. Когда умер отец, Гагин привёз её в Петербург. В тринадцать лет Ася стала учиться в пансионе. Там она выжила четыре года. Она училась лучше всех, была понятлива. Изучила французский, немецкий, музыку, училась рисовать. В семнадцать лет её учёба в пансионе закончилась. Гагин вышел в отставку, и они поехали за границу.

Что говорит об Асе Гагин?

Порох она настоящий… Беда, если она кого полюбит! «Асе нужен герой, необыкновенный человек..»

9 – 13 главы

-Что же открыл Н.Н. для себя в Асе? Чем она ему нравилась?

(Герой начинает понимать Асю: «всё мне стало ясно. Я заглянул в эту душу: тайный гнёт давил её постоянно, … её душа мне нравилась»).

Отношения изменились, все озарено светом любви: «Я глядел на неё, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и кроткую. Всё радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами – небо, земля и воды; самый воздух, казалось, был насыщен блеском». (9 гл.)

Как раскрывается характер Аси в 9 главе?

(Асю характеризуют её устремления, мечты, требовательность к себе, искренность в высказывании сокровенных мыслей. Правдивость сочетается со стремлением к подвигу: «А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?»).

Ася говорит любимому: «Если бы мы с вами были птицы – как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…». Как понимать эти слова? (Любовь окрыляет человека).

Как реагирует на эти слова Аси Н.Н.? (Герой обнадёживает Асю: «Не беспокойтесь, у вас будут крылья»).

Как меняется душевное состояние героя после того, как он узнал историю Аси?

(Н.Н. чувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство, с другой – радость взаимного доверия и сближения).

Он так определяет своё состояние: « Я почувствовал какую-то сладость, - именно сладость на сердце: точно мне втихомолку мёду туда налили. Мне стало легко после гагинского рассказа».

- Как Тургенев помогает нам, читателям, понять психологическое состояние героя в этот момент? (Через пейзажную зарисовку).

Прочитайте описание природы в 10 главе. О чём это говорит?

- Беспокойство и одновременно жажда счастья овладевают героем. Через пейзажную зарисовку автор помогает понять состояние героя. Он переполнен счастьем. После признания Аси «Крылья у меня выросли…», спрашивает себя: «Неужели она меня любит?»

- Сопоставим психологическое состояние и действия героев в 11-12 главах:

Господин Н.Н.

Ася

печальная

любуется

Покраснела, собралась было бежать

«не только о будущем – о завтрашнем дне не думал»

«всю ночь думала … о многом»

«мне было очень хорошо»

мысли о смерти

бледнеет

Вывод: Герои не соответствуют друг другу.

Что герой чувствует сам? («Я чувствовал, что её образ втеснился мне в душу …»; «Мне стало скучно и как-то грустно-пусто») (13 глава)

Что писала в записке Ася?

Анализ 14 -16 глав

Передайте содержание беседы Н.Н. и Гагина (по 14 главе)

Гагин сообщил Н.Н., что его сестра, Ася, влюблена в него. Вчера она целый день ничего не ела. К вечеру у неё сделался жар. Ночью Ася не спала, плакала, просила брата увезти её как можно скорее. Гагин дал ей слово, что завтра Асю увезёт отсюда. Гагин хотел узнать у Н.Н.: нравится ли ему Ася? Н.Н. сообщил Гагину, что Ася написала ему записку и просит о встрече.

Почему господин Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он?

(Предательство, чужая тайна).

- В каком состоянии шёл Н.Н. на свидание с Асей? (Сомнение, колебания) 15 глава

Сцена свидания . (Выборочное чтение сцены учителем)16 глава:

Какие события описаны в главе?

В каком состоянии находилась Ася?

В чём Н.Н. обвиняет Асю? («Вы одни виноваты. Зачем вы сами выдали вашу тайну?»)

В чём хочет оправдать себя? («Я не мог поступить иначе».)

Как Ася ведёт себя во время отповеди Н.Н.?

Отповедь -

Зачем Н.Н. пришёл на свидание? (Н.Н. пришёл на свидание с тем, чтобы расстаться с Асей навсегда. «Я не могу на ней жениться. Она не узнает, что и я полюбил её»)

Итог беседы: жениться на семнадцатилетней девочке – как можно?!

Главы 19 –22

А когда же к герою приходит осознание того, что он любит?

(После свидания, когда он ищет Асю, когда пугается, что возможно несчастье, что Ася может убить себя).

Почему, узнав, что она нашлась, Н. не идет на разговор с ней?

Что же произошло на следующий день? Понял ли Н. свою ошибку?

Как сложилась жизнь господина Н.Н.?

Почему не состоялось счастье героев?

- Потому что душевная жизнь Аси и Н. протекала по-разному. Причина в разности их темперамента.

Она: грациозная, непредсказуемая, решительная, загадочная, чистая.

Ася – сильная личность, любовь для нее превыше всего. Это очень чистый, не испорченный цивилизацией человек.

Господин Н. любил Асю, но не сразу понял это: в мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. К тому же Н.Н. принадлежит к тем людям, которые охотно предаются «горячим и восторженным размышлениям», но пасуют перед необходимостью поступка.

Она устремлена в будущее, а он боится идти вперед.

У нее есть смысл жизни – жизнь ради других. А он любит больше наблюдать за людьми, быть в толпе.

Она искренна, лишена фальши. Он часто уходит от ответа.

У нее сильный характер, она готова к самопожертвованию, он же боится этого.

Она активна и самостоятельна в решении своей судьбы. Он же пассивен, нерешителен, над ним довлеют предрассудки.

Вывод: Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему свое чувство к Асе лишь тогда, когда все было уже потеряно из-за не сказанного вовремя слова. Он с горечью осознает, что «у счастья нет завтрашнего дня…» Но чувства не забылись. Герой помнит все до мелочей, свято хранит «священные реликвии». А ведь «счастье было так возможно, так близко»!

Вывод: Счастье и настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество.

III. Подведение итогов урока.Домашнее задание. 1.Озаглавить главы повести.

2.Ответить на вопросы «Подумаем над повестью», с. 326.

3.Задания по группам: 1-я группа-характеристика Аси; 2-я группа - господина Н.Н.; 3-я группа-Гагина.

Приложение

Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в дворянской семье. Детские годы он провёл в богатой материнской усадьбе____________ В ________ семья переезжает в Москву. В детские годы Тургенев учился _____и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки: французский, _______. Он начинает сочинять ______.

В _____ Иван Сергеевич поступил в Московский университет, а с 1834 по 1837 годы он учится в__________.

С______ И.С. Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается языками, пишет стихи.

В ______ Иван Сергеевич поступил на службу в канцелярию Министерства Внутренних Дел, а в ______ вышел в отставку, посвятив себя литературе.