Я люблю джаз! Но мне не нравится, что русский джаз зажимают! Моя собака любит джаз.

Иногда, задав себе очень простой вопрос, вдруг обнаруживаешь, что ответ на него отнюдь не лежит на поверхности. Вопрос о любви к джазу интересует меня очень давно. В нем - один из ключей к пониманию того, как и почему джаз развивался.
Джаз немыслим без слушателя и его обратной связи. Значит, исполнитель не может игнорировать факт любви/нелюбви его музыки аудиторией. То есть, своей любовью мы развиваем джаз - значит, анализ этого развития невозможен без нашего самоанализа. Итак, за что Я люблю джаз? Но прежде - какой джаз я люблю? И когда полюбил? Люблю: Монка, Мингуса, Долфи, Коулмана, Паркера, Гиллеспи, Клиффорда Брауна (очень!), Макса Роуча, Каунта Бейси (особенно - малые составы 30-х - 40-х), Билли Холидей (обожаю, включая Lady In Satin), Сиднея Беше, Коулмена Хокинса, а еще - почти весь Blue Note 60-х (долго перечислять), отчасти - Колтрейна, отчасти - Дейвиса, да и много чего еще. Не люблю - Оскара Питерсона, Эллу Фитцджеральд, All Stars Луиса Армстронга, почти весь Pablo (долго перечислять), фьюжн (не путать с фри-фанком), Дэйва Брубека, Кита Джарретта после 1975 г., ECM-овщину и FMP-вщину.
Но ведь, что характерно, те, кого не люблю - тоже "свои". Тоже джаз, и я готов их принять в гораздо большей степени, чем другую музыку. Будучи перед выбором: слушать Оскара Питерсона или любую классику - почти всегда предпочту первое. Более того, были случаи в жизни (вроде военных сборов), когда, лишенный возможности слушать то, что хочу, я ловил себя на симпатиях к Гленну Миллеру. Почему, спрашивается?
С чего же все началось? Когда я действительно полюбил джаз? Наверное, с Jumping At The Woodside Каунта Бейси. Я еще не был способен отличить на слух саксофон от трубы - но парящий над оркестровыми риффами Лестер "Президент" производил просто магическое впечатление. Так же, как и тяжелое, бугированное вступление самого Каунта на ф-но под тарелки Джоунса: "тата- тата -тата -тата" вверх-вниз два раза.
До этого я слышал, наверное, много музыки. То есть, родители водили в консерваторию (безнадежно испорченные воскресенья дважды в месяц), какая-то попса звучала вокруг, в доме были записи и классики и рок-н-ролла (Элвис был точно), немножко Синатры - кстати, он трогал до глубины души, Strangers in The Night, Over and Over и все такое, но ничто не побуждало начать систематически любить музыку, слушать, собирать, изучать. Все изменил простенький фильм "Мы из джаза", я вдруг нашел своего рода "лейбл" для музыкального течения, которое мне интересно - "джаз".
Увы, музыкальным образованием я не оказался обременен. Попытки научить самого себя играть на гитаре (по пособию В. Молоткова) привели лишь к знанию о том, чем септаккорд отличается от тердецим и где в них искать пониженные ступени. На слух я этого все равно не воспринимаю и могу воспроизвести даже простейшую мелодию лишь методом "тра - та- та". Говорили мне, правда, что у меня есть чувство ритма (я и рад верить), но все равно синкопу если и чувствую, то на нотной бумаге не изображу. И все-таки - люблю джаз, думаю о нем, собираю диски, пытаюсь что-то исследовать. Зачем, почему? Почему у меня мурашки бегут по спине от Confirmation Паркера или Giant Steps Колтрейна или Haitian Fight Song или Green Dolphin Street Долфи-Хаббарда или Round Midnight (к которой даже слова сочинял)?
В первую очередь меня захватывает звук - точнее разнообразие звуков, тембров, текстур, меняющихся, переливающихся всеми оттенками. Колоссальный диапазон - от чистоты девичьего голоса до бензопилы с плохо отрегулированным карбюратором - может встретиться на протяжении одной пьесы у одного солиста. Причем у "великих" варьирование тембра, чистоты и объема звука - не просто игра, но мощнейший инструмент эстетического воздействия на аудиторию, коммуникации с ней.
Джаз способен выразить любые человеческие сиюминутные эмоции. Этим-то он для меня и отличается от академической музыки. Академикам дела нет до моих чувств, они навязывают мне свои. Мне предписывается пройти через определенный эмоциональный сценарий (как говорил Кейдж о симфониях Бетховена: первую половину произведения он расстраивает слушателя, вторую успокаивает, в итоге приводя в исходное состояние). В классике мне предлагается сопереживать композитору, джаз сопереживает мне. Причем сопереживает "здесь и сейчас", джаз не претендует на жизнь вне времени и пространства, а ведь именно в этом состоит сверхзадача классического произвдения - "стать бессмертным".
Джаз - музыка сиюминутности, и это постоянно подчеркивается ритмом, свингом. Я не верю в джаз без свинга, кстати, весь настоящий джазовый авангард (готов взойти на костер с фразой "ECM (и Ян Гарбарек, пророк его) - не джаз!") свингует, и это нетрудно почувствовать. (Еще в сторону: никак не могу понять почему считается, что нельзя получать совершенно гедонистическое удовольствие от Art Ensemble of Chicago). В джазе нельзя абстрагироваться от течения времени, наоборот, оно выпячивается, выталкивается на передний план (опять-таки - отличие от классики, где, в идеале, слушатель должен полностью погрузиться в музыку и забыть, что есть что-то помимо нее). Для меня это - ритм жизни: мне отведен достаточно короткий (причем неизвестно, насколько короткий) срок, и хочется ощутить каждую его секунду.
По-моему, в принятии джаза, любви к нему - та же мотивация, что в любви к модернизму в литературе, живописи, театре. Разрушение "башни из слоновой кости", создаваемой классическим искусством. Признание того, что человек живет в мире и не вечен.
Пафос Просвещения состоял в том, чтобы силой интеллекта подняться над миром, достигнув псевдо-бессмертия. Этот пафос романтизм довел до крайности - идея посмертного признания "гения", отвергнутого при жизни "толпой".
Модернизм (например - Джойс, Гессе) возвращает гения на землю, вновь делая его человеком, открытым для простых радостей жизни. Сами эти радости перестают быть "низкими". В культуре 20-го века человек вновь может не стесняясь есть, развлекаться, наслаждаться - и слушать джаз.
Джаз - музыка не-гениев. Джазовый музыкант, как бы велик он ни был, сходит со сцены и готов выпить виски с посетителем бара. Причем у меня лично это внутреннее ощущение современности и доступности любимых музыкантов возникло совершенно спонтанно, еще до того, как я узнал что-либо об особенностях джазовой жизни или джазового бизнеса. Для меня Клиффорд Браун - почти ровесник (сейчас), и мне несложно вообразить себя в компании, скажем, Эрика Долфи - причем не для разговора о джазе, а просто - пива попить. Может ли кто-нибудь представить себя пьющим пиво с Рахманиновым? Классический композитор или музыкант - небожитель. Джазмен - a guy next door.
Можно сказать, что все это - опрофанивание искусства. Очень многие любители джаза видели свою миссию как раз в том, чтобы "поднять" его и его музыкантов, сделать джазменов "творцами" в европейском смысле слова. Нужно ли это джазменам? Не знаю. Точно знаю, что как слушатель я этого не хочу. Мне кажется, что это приведет к концу джаза (если уже не привело): потеряв двунаправленность коммуникации, он потеряет свою сущность.
Вот такой поток сознания. Под Эрика Долфи с Херби Хэнкоком.

Почему я люблю джаз?
Неоднократно пытался понять сам и ответить на этот вопрос. И вообще как так получилось, что я - люблю джаз? Что эта музыка значит для меня, какие ассоциации вызывает, какие чувства цепляет? Кто из мастеров джаза для меня оказался самым понятным и открыл для меня джаз? Интересно то, что именитых исполнителей принято называть "мастером". Сейчас все проще и быстрее. Помню что не так давно записывал на кассетник передачи Когана "Джаз до 12". Это был ритуал, целый час готовился проверял шнуры настраивал приемник паял переходники. Потом слушал, переслушивал, выламывая язык выговаривал эти непонятные, неизвестные и не запоминающиеся имена: Алан Холсворд, Джимм Холл, Ли Ритенур.... Да много чего было. Я медленно на ощупь мелкими шажками входил в этот мир сложных гармоний, непривычных ритмов. Пытался понять красоту мелодий, а иногда даже и понимал.Сейчас обернувшись назад, имея за плечами музыкальное образование я думаю что я правильно все понимал, даже не понимал, а скорее ощущал правильно. И каждый новый трек был нереальным откровением. Прямо священнодейством. Наверное так до сих пор и осталось. Сейчас конечно все быстрее и проще, но те ощущения которые родились тогда живы по сей день. Не могу передать сколько радости было, когда я держал в руках свой первый джазовый CD диск. Это был Tal Farlow из серии Verve Jazz Masters. Сам факт обладания фирменным диском, да еще и джазовым определял тебя на недосягаемую вершину. Ты не такой как все, ты слушаешь джаз. Ты можешь рассуждать о преимуществах оригинального диска и о качестве подборки треков не со слов кого-то,а сам. Круто в общем) Конечно, сейчас имея возможность выбирать и сравнивать можно с определенной долей иронии относиться к тому периоду, но настоящая радость и ощущение прикосновения к откровению остались именно там,в том времени. Есть много композиций которые безусловно красивы и талантливы, великолепно исполнены и являют собой определенный эталон исполнения.И это конечно здорово, но я хочу отметить несколько которые для меня являются чем-то большим чем музыка.
Джимм Холл "Поцелуй цветка". Именно этой композицией открывалась передача Когана. В мои 16 лет Джим Холл казался мне полубогом, который четко знает где какая струна у меня внутри и умело этим пользуется, повергая меня в состояние ступора. И дело не виртуозности, не в аранжировке, не в импровизации. Все дело в звуке гитары Джима, тягучем, похожим на человеческий голос с полуинтонациями, с полутенями и массой оттенков и градаций,настроений и состояний. Это как рассказчик от которого невозможно оторваться, который говорит тебе о том что близко именно тебе. И ты веришь.Притом безоговорочно. Само название настраивает на то, что будет нечто нереально нежное, так как 2 извечных символа нежности и проявления чувств заключены именнно в нем. Для меня эта композиция будет навсегда ассоциироваться с теми людьми которых я любил и люблю.
Франк Гэмбл. Виртуоз, который безусловно не заслужено недооценен. Его альбом "Мысли вслух " 1996 года, настолько целостный, что не воспринимается как отдельные треки, а воспринимается как части единого произведения. Настроение сменяет настроение, состояние - состояние. Особенно мне нравится "Gaudi". 6 минут ритма ночного мегаполиса.Притом с непрекращающимся движением, непрерывной пульсацией, скоростью, жесткими ритмами и всепроникающим одиночеством.Мне кажется, что такую музыку надо играть на верхних этажах небоскреба, глядя сверху вниз на ночной город. Видеть как поток машин с высоты превращается в полоски света, видеть движение, но не слышать шума. Именно в такие моменты рождается такая музыка, заполняет собой все пространство, каждый уголок. Пульсирует в такт, синхронизирует дыхание. заставляет думать в унисон.
Такие совершенно два разных, можно даже сказать полярных настроения.

Многие люди не замечают, насколько сильно музыка влияет на их жизнь. Незатейливые мелодии в рекламных роликах, музыка в барах, кинолентах, саундтреки к сериалам…Весь мир живет в ритме, который задает окружение. Что может быть лучше любимого трека в наушниках или колонках? Хороший трек помогает расслабиться, отключиться от внешнего мира и даже поднять настроение. Кому-то нравится реп, другим - спокойный и мелодичный инди. Но последнее время все больше поклонников на территории Европы получает несколько необычный заокеанский джаз. Как музыка влияет на нашу продуктивность , настроение и самочувствие, и что можно сказать о человеке, который предпочитает джазовые мотивы.

За что любят джаз? Это импровизация, эмоции, стиль и настроение. Такие композиции можно назвать расслабленной музыкой. Ученые не раз говорили о том, что наши музыкальные предпочтения меняются прямо пропорционально нашему возрасту и образу жизни. Интересный факт, но джазовые ритмы нравятся людям среднего возраста, которые любят расслабиться после тяжелого рабочего дня и действительно знают толк в хорошей компании и музыке.

Также многочисленные исследования подтвердили тот факт, что любители джаза отличаются легким нравом, у них объективная, а иногда даже несколько завышенная самооценка. Их можно смело назвать экстравертами. И если поклонники классических симфоний предпочитают остаться дома наедине с собой или самыми близкими, то почитатели многогранного саксофона лучше выберутся в ближайший бар на посиделки с друзьями.

В начале прошлого века, в золотые годы джаза, развлекаться было сложно. В Америке в то время только закончилась Великая депрессия, население страдало от безработицы, в скором времени приняли сухой закон, затем был период длительной разрухи послевоенных лет. Музыка джаза - это ритм и настроение, в которые музыкант старается вложить все, что может. Несколько минут яркой композиции - это буря хороших эмоций, постоянная смена ритма и стиля. Отличительная особенность джазовых мелодий в их насыщенности и отсутствии любых правил. Самые лучшие композиции создавались просто по настроению авторов, в идеальном тандеме саксофона, рояля или виолончели.

Если вы сами или кто-либо из ваших коллег также любите работать в наушниках, в которых звучат задорные мелодии сакса , задумывались ли вы над тем, насколько сильно влияет музыка на вашу продуктивность в работе ? На самом деле, музыка способна творить чудеса с нашим мозгом. Не зря медики композициям Моцарта приписывают болеутоляющие свойства и способности избавить слушателя от головной боли.

Приятные ритмы, которые вы слышите в наушниках, могут улучшить вашу продуктивность. Неоднократными исследованиями подтверждалось положительное влияние музыкальных композиций на тех сотрудников, которые выполняют монотонную офисную работу. В таком случае композиция задает ритм и не позволяет «сбиться с пути». Слишком лаунжовые и спокойные композиции могут нагнать скуку, а вот задорные мотивы джаза как нельзя лучше настроят на положительный лад и эффективную работу.

Любимая музыка - отличный способ закрыться от внешнего мира в тех случаях, когда вам необходимо сосредоточиться. Современные офисы в большинстве случаев построены по принципу open space. В одном кабинете могут сидеть менеджеры по продажам, программисты или даже сотрудники call-центра. У каждого из них свой ритм работы. Кому-то нужно делиться с коллегами последними новостями, другим же важно сосредоточиться на выполнении сложной задачи или составлении отчета. В таком случае наушники станут «легальным» способом избавиться от неуместных вопросов коллег и лишних разговоров. Некоторые работники специально надевают наушники без музыки, притворяясь недоступными для «постороннего вмешательства». Но куда лучше насладиться любимыми джазовыми композициями.

Кстати, джаз, как и любая другая предпочитаемая вами музыка, может сделать вас счастливыми. Исследования воздействия музыкальных композиций на головной мозг показали, что во время прослушивания приятных песен, в организме вырабатывается дофамин . Это гормон, который отвечает за чувство влюбленности, эйфории и удовольствия. Глупо отказываться от музыки, когда она так полезна.

Музыка является сильным инструментом влияния на настроение человека, на ход его мыслей и как следствие на работоспособность. Разумеется джаз здесь не является исключением. К примеру медленный джаз помогает уменьшить уровень волнения и действовать более спокойно, рационально и взвешенно. Это особенно важно для умственной работы или работы, требующей высокого уровень концентрации. Так музыка в рабочем процессе распространена среди ИТ-разработчиков, веб-дизайнеров, профессионалов отдельных интеллектуальных разновидностей карточных игр и даже у хирургов. Исследование британских ученых показало, что около 90% процентов хирургов Британии слушают музыку при проведении операций, отдавая предпочтение именно спокойным композициям. А исследование, проведённое в Университете Виндзора (Канада) показало, что фоновая музыка положительно влияет на работоспособность и интерес к поставленным задачам у работников ИТ-индустрии. В тех случаях, где музыка отсутствовала сотрудники показывали более низкие KPI.

Кстати, у джаза есть огромное преимущество перед другими музыкальными жанрами. В композициях практически нет слов, а это не позволит вам отвлекаться во время работы на их осмысливание и восприятие. Вы сможете сконцентрироваться на работе, избегая внешних раздражающих факторов. Главное правило «музыкальной работы» - не повышать звук в наушниках слишком сильно и подобрать те композиции, которые вам действительно приятны. Работать под музыку не только приятно, но и полезно - доверьтесь науке!

Новый проект канала «Культура» вызвал неоднозначную реакцию российских музыкантов

Скриншот с сайта tvkultura.ru

18 мая в эфир телеканала «Культура» выйдет второй выпуск новой программы «Большой джаз». Он будет посвящен музыке советских композиторов. Однако уже после первого выпуска, отославшего к американскому джазу, в профессиональной среде разгорелась дискуссия — насколько логично популяризировать жанр, заставляя молодых исполнителей копировать чужое, а не исполнять свое.

«Известия» обратились за комментарием к ведущим мастерам отечественного джаза.

Но прежде — о самом проекте.

На протяжении двух часов молодые музыканты — трубачи, барабанщики, саксофонисты, контрабасисты, ударники, пианисты и вокалисты — доказывают уважаемому жюри свою творческую полноценность, исполняя общеизвестные джазовые стандарты. Жюри состоит из авторитетных музыкантов — Давида Голощекина, Алексея Козлова, Аркадия Шилклопера, Андрея Макаревича и других.

Состав периодически разбавляется судьями, имеющими к джазу отношение опосредованное, например Александром Филиппенко (декламатором аксеновских джазовых миниатюр) и Кареном Шахназаровым (режиссером фильма «Мы из джаза»).

Молодым музыкантам на сцене ощутимо неловко, и вовсе не потому, что большинство из них, привлеченное беспрецедентной возможностью сыграть для огромной аудитории, приехало в Москву из других городов. Это вполне сформировавшиеся артисты, живущие джазовым жанром. Другое дело, что исполнять в сотый раз пусть и великие стандарты, имея свой взгляд на современный джаз, им явно не хочется.

То же самое испытывают и профессионалы, поначалу загоревшиеся идей программы, пропагандирующей джаз.

— Если ставить задачей популяризацию джаза, нужно давать музыкантам воздух, возможность самовыражаться. «Большой джаз» показывает джаз с одной стороны, зажимая музыкантов, а с ним и зрителя в какие то узкие, нафталиновые рамки, — сказала «Известиям» генеральный продюсер главного российского джазового фестиваля «Усадьба Джаз» Мария Семушкина.

— Этот конкурс не способен коснуться самого ценного из того, что существует в современном российском джазе, — молодых, самобытных музыкантов, исполняющих свою музыку. В итоге при всей полезности этой программы получается нелепость. Я обращался к руководству канала, предлагал себя в роли консультанта, но ответа не получил, — заметил «Известиям» знаменитый джазмен Алексей Козлов.

Еще напряженнее отношения с проектом у другого известного музыканта — валторниста Аркадия Шилклопера, который заявил, что выходит из состава жюри, поскольку музыкантам «предоставляют возможность показать себя лишь в роли американских копий, практически на корню убивая тем самым креативность и самобытность талантливых творческих личностей».

Позиция джазмена дошла до руководства канала, распространившего ответное заявление для СМИ. Аркадия Шилклопера обвинили в том, что он шантажирует создателей программы, требуя включить в репертуар свою композицию «Кобра».

Г-н Шилклопер на запрос «Известий» предоставил переписку с руководством «Большого джаза», где ему указывают, что пьеса, предложенная им для исполнения, выбивается «из общего стандартного звучания». На что возмущенный музыкант заметил, что тем самым потерян шанс «показать американцам и всему честному народу, что мы, русские, смогли найти своё лицо в эстетике джазовой музыки».

— Никому не нужны третьи и пятые Брекеры, Колтрейны, Паркеры, Джарреты и Дэвисы, — подытожил джазмен. 


Руководство канала, не вступая в полемику, заменило строптивого Аркадия Шилклопера на Николая Левиновского, дирижера и аранжировщика бэнда Игоря Бутмана, ничего против стандартов, в том числе и американских, не имеющего.

Позицию протестующих коллег не разделяет и Андрей Макаревич.

— Общая планка программы высокая, а для канала «Культура» это вообще подвиг. Что касается нежелания исполнять американские джазовые стандарты, то когда наши музыканты напишут что-то подобное, возможно, лет через пятьдесят их тоже можно будет с удовольствием исполнить, — констатировал лидер «Машины времени», в 1970-е немало натерпевшийся от коллег, считавших, что рок-музыка может исполняться только на английском.

Саксофонист Игорь Бутман решил держаться золотой середины — сказал, что для него «удивительно, что никто не посоветовался с музыкантами, которые дали бы немало дельных советов», но в то же время заявил, что «репертуар ему нравится».

— Все-таки джаз — американская музыка с точки зрения репертуара и качества, а это программа — музыкальный ликбез. Пусть люди поймут, нравится им джаз или нет, а потом уже можно приносить оригинальные идеи, — сказал «Известиям» один из главных российских джазменов.

Профессиональных споров вокруг нового проекта пока гораздо больше, чем информации об успехе у публики. «Большой джаз» выходит на канале, ориентированном на сугубо маргинальную «интеллигентскую» аудиторию, и вести разговор о массовом успехе и высоких рейтингах программы бессмысленно. Скорее можно говорить о попытке, достойной уважения, пускай и не лишенной доли нелепости, которую в ней уловили профессионалы.

Конкурсы, пускай даже самые идиотские, в которых соревнуются маститые звезды эстрады и юмора, безусловно, куда популярнее конкурсов молодых поп-исполнителей, а уж тем паче — джазменов. Так что создатели «Большого джаза» идут ва-банк.

Планировало ли руководство канала «Культура» шоу «Большой джаз» как ответ рейтинговым «Голосу» и «Один в один» Первого канала, можно только гадать, но пройтись «джазом» по откровенно попсовому шоу было бы красиво, ярко, неожиданно, и при всей разнице форматов совпадения налицо.

Конферанс ведущих — хореографа Аллы Сигаловой и трубача Вадима Эйленкрига — вызывает явные аналогии с «Один в один». В шоу «Первого канала» роль восхищенного клоуна играет актриса Людмила Артемьева, чью нарочитую, очень подвижную мимику, предваряющую любое выступление, спародировали уже и в КВН.

Хореограф Сигалова к мимике не прибегает, но исполняет нечто подобное при помощи вопросов: к жюри — «А вам важно, как музыкант отвечает на ваши вопросы?»; к Ольге Ростропович — «А вы представляете, как бы ваш отец сыграл на барабанах?»; к конкурсантам — «Кто вам носит такой тяжелый инструмент?», «Удалось ли вам найти что-то свое, в этой так часто исполняемой мелодии?».

Хочется верить, что создатели «Большого джаза» и сами окажутся склонны к важнейшей джазовой составляющей — джазовой импровизации, способной вытягивать порой самые безнадежные музыкальные темы.

Это уютный дом родом из мечты о тихом семейном счастье, это тот ритм, что рождает стихию свободы, помноженную на стильный беспредел. О, да! О, да! Легко и изящно, как сама жизнь, слегка касаясь увлажненных губ, - у него так много масок, что сложно успеть. Черный, белый, красный - какая разница! Главное - это один из величайших музыкальных языков! Неужели вы не любите джаз? Так пронзительно, как люблю его я?

В преддверии моего Дня рождения (да-да, всего пара дней осталась) в 15.00, в эту субботу, 3 декабря, в Галерее Классической Фотографии выступит джазовый пианист Одиссей Богусевич.

В программе выступления маэстро – джазовые мелодии в собственной интерпретации, необычный коктейль классической музыки и джазовых композиций для ценителей живого звука и гениальных импровизаций.

Систематизировать и ужать до абзаца биографию этого музыканта невозможно. Одиссей Богусевич – пианист-виртуоз, композитор, успевший выступить на 29 Montreux Jazz Festival на одной из главных сцен фестиваля Miles Davis Hall. Он преподает класс импровизации в музыкальной школе им. Юргенсона, активно выступает как солист-импровизатор, руководит несколькими музыкальными проектами в разных стилях и записывает альбомы инструментальной музыки. На текущий момент у него вышло более дюжины дисков.

Ценители джаза знают Одиссея Богусевича по выступлениям на многочисленных джазовых фестивалях, среди которых «Богема-джаз фестиваль» и «Джаз под открытом небом» (Москва), Piano Solo (Брюссель), мультимедия проект Junglёr на фестивале FoCom и «АниграфТелеком», «Аюрведа» (Москва), CyberArt (Австрия), Dances Hus (Швеция), «Тёплые реки» (Сургут), «Джаз в Архангельском» (Москва) и многие другие.

Чем перечислять регалии Одиссея Богусевича, куда уместнее, полагаю, привести отзыв о нем музыкального журналиста В. Ким Херона: «Его музыкальный стиль – между фанк-фюжном и свингом, фольклорным эскападом и бопом, Тином Пан Алле и авангардом. Он смешивает консерваторскую отточенность с внутренними импровизациями, которые могут появляться лишь на мгновение во время скоропалительных джем-сешнов… или, как резюме: это творец, создающий свое ощущение музыки, музыкант с совершенно другой, в корне отличной техникой!», – считает эксперт.

Выступление Одиссея Богусевича пройдет при участии джазовой вокалистки Анастасии Глазковой. Певица сотрудничала и выступала на одной сцене со знаменитыми джазменами разных поколений – Германом Лукьяновым, Михаилом Окунем, Вагифом Садыховым, Георгием Гараняном, Игорем Бутманом, Яковом Окунем и многими другими музыкантами.

Анастасия Глазкова – артистка джаза, творчество которой стоит на трёх китах: она пишет музыку и стихи и – поёт свои сочинения. Её концерты интересно слушать и смотреть. Сама певица называет своё творчество GlazzJazz, и именно так называется её пластинка. Анастасия Глазкова стажировалась в США по программе Open World. Одна из её фотографий представлена на выставке «Эмоциональный джаз» Павла Корбута, в рамках которой и состоится концерт.