Горе от ума. Ах, Александр Андреич Чацкий! … (А.С

Любимое произведение, с годами не потерявшее ни свежести, ни актуальности, кладезь афоризмов, живой, настоящий русский язык – все это о « » А.С. Грибоедова. Александр Сергеевич сам по себе был выдающейся личностью с трагической судьбой (прочитайте о нем, он того заслуживает) и вошел в русскую литературу как автор одного великого произведения. «Горе от ума» написано в 1824 году, но на сцене появилось значительно позже, вначале было поставлено офицерами одного полка, любителями театра, уже после ужасной гибели автора, а в настоящем театре – и того позже. О чем комедия «Горе от ума»? В богатом московском доме живет Павел Афанасьевич Фамусов и его дочь Софья, его секретарь Молчалин, горничная Лиза. Софья влюблена в Молчалина и скрывает это от отца. Тот вроде бы отвечает ей взаимностью. После долгого отсутствия возвращается Александр Андреевич Чацкий, воспитанный в том же доме. Он влюблен в Софью, рад встрече с Фамусовым и хочет просить руки возлюбленной, но папенька на сей счет имеет другое мнение: на примете «и золотой мешок, и метит в генералы» — Сергей Сергеевич Скалозуб. Чацкий удручен, удивлен холодным приемом, оказанным Софьей, вступает в спор с Фамусовым. Спор, казалось бы, ни о чем, но для Чацкого и Фамусова это возможность высказать свои позиции, к сожалению, непримиримые. В разговоре с Лизой Софья выказывает свою неудовлетворенность Чацким. Молчалин тем временем собирается ехать верхом, но он плохой ездок и падает с коня. Софья живо сочувствует ему, и Чацкий начинает понимать, что не он герой ее романа. В доме Фамусова собирается общество на вечер. Приезжают Хлестова, Горичи, Тугоуховские, здесь Зарецкий, Хрюмины. Перед нами проходит целый ряд героев, принятых в доме Фамусова. В какой-то момент Софья, разозленная поведением Чацкого, пускает слух о его сумасшествии, который с охотой поддерживают все, ведь так проще объяснить поведение Александра Андреевича. Чацкий собирается уезжать и в прихожей встречает Репетилова – своего знакомого, который бросается ему на шею и тут же выкладывает кучу новостей, но Чацкого они не интересуют. Он становится свидетелем флирта Молчалина и Лизы, как и Софья, которая получает удар в самое сердце. Появляется Фамусов, застает недвусмысленную сцену, он в гневе, а Чацкий навсегда покидает Москву.
Проблематика комедии Название комедии говорит о главной проблеме – проблеме ума и умного человека. Кто умен – Чацкий или Фамусов? Раскрывается она в спорах этих героев, в отношениях «века нынешнего» и «века минувшего». «Век нынешний» и «век минувший» Так говорит Чацкий о Фамусове и его обществе. Я всегда удивляюсь, как ученики легко «клеймят» старые порядки. Но позвольте спросить, что, философия фамусовского общества исчезла сегодня? Исчез карьеризм, беспринципность, «служение» лицам, а не делу? Перестали процветать Молчалины, чьим талантам – умеренности и аккуратности, а еще отвратительному угодничеству – ужасался Грибоедов? Потому термины весьма условные. Так говорит главный герой, когда вступает в борьбу с Фамусовым. Спор поколений касается некоторых очень важных и тогда, и сейчас вопросов.

    • Вопрос службы и гражданской позиции . Фамусов считает, что служба – это способ обогащения и продвижения по карьерной лестнице. У него есть ориентиры: Кузьма Петрович («почтенный камергер с ключом, и сыну ключ сумел доставить») и Максим Петрович, достигший высокого чина клоунадой перед императрицей. Но для Фамусова неважно, что чин достигнут унижением очень немолодого человека, главное – достигнут. Чацкий этого принять не может, он хочет служить «делу, а не лицам», а Максима Петровича презирает, а не восхищается им («Служить бы рад, прислуживаться тошно»).
  • Вопрос образования . Фамусов и его компания считают, что надо «книги сохранить так, для больших оказий», а Чацкий – сторонник наук, «высоких и прекрасных».
  • Вопрос влияния иностранцев на русских . Здесь Фамусов, на первый взгляд, сходится с Чацким. И тот, и другой возмущаются чрезмерным влиянием иностранной культуры на русское общество. Только Фамусов видит в этом необходимость для существования в свете, а Чацкий понимает, как нелепо и жалко выглядят люди, восхищаясь ничтожеством, хоть и иностранного происхождения.
  • Вопрос о русском народе и крепостном праве . Фамусов вообще об этом не думает, считая крепостное право естественным явлением, а крепостных – «недолюдьми». Они существуют, чтобы обеспечивать ему комфортное существование. Чацкий говорит о русском народе так: «… умный добрый наш народ…». Он возмущен тем, как с крепостными обращаются помещики, видит в них прежде всего людей, достойных уважения. Нигде напрямую в комедии Чацкий не призывает к уничтожению крепостного права, скорее, он осуждает безнравственность обращения с крестьянами.
  • Вопросы семьи, брака, любви . Для Фамусова брак – способ устроиться в жизни, как он это понимает. «Кто беден, тот тебе не пара», — говорит он Софье. А вот Скалозуб – достойный претендент, хоть «слова умного не вымолвил…сроду». Чацкий считает, что брак и семья – главные ценности в жизни человека, когда человек любит, то весь мир для него сосредоточен в возлюбленном. Что интересно, что Софья считает так же, только герой ее романа такой любви недостоин.

А теперь решите, кто умнее? На самом деле, это очень серьезный вопрос. Разве не умен Фамусов? Молчалин, которому еще предстоит стать Фамусовым (он непременно станет)? Секрет комедии, ее гениальность, актуальность в том, что Грибоедов не дает прямого ответа. Чацкий – совсем не победитель, он объявлен сумасшедшим, почти изгнан. Автор может только показать, что есть другие люди, которые действительно достойны уважения, люди, у которых есть принципы и достоинство, и посмеяться над героями, которые таковых не имеют (фамусовское общество). Это идея произведения. Есть ум, который решает только свои узкие проблемы (Фамусов), а есть по-настоящему умные и нравственные люди, такие, как Чацкий. Умный читатель поймет, а вы все, я считаю, умные читатели. Внимание, ЕГЭ! В ЕГЭ по русскому языку, в задании 25 материалы комедии можно использовать как иллюстрацию к проблемам, которые я перечислила выше, помните, главная проблема – проблема ума. Надеюсь, вы поняли, кто же все-таки умнее. Загадки комедии Да, есть и такие. Например, Софья. Она умна? Почему безусловно умному и вызывающему симпатию Чацкому она предпочла убогого Молчалина? Неужели сущности его не видела? Да в том и дело, что не видела! В начале Фамусов говорит: «Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится». Она много читает французских любовных романов (а сейчас вы смотрите мелодрамы? Я – да), и просто придумала себе героя, каковым Молчалин не является вовсе. Он же молчит, почтительно слушает, и не поймешь, умен он или нет. А Чацкий разговорчив, язвителен и насмешлив, он – противоположность Молчалина. В XVIII-XIX вв. герой любовного романа был тих, печален, скромен, молчалив, а внешне Алексей Степанович таков и есть. Если говорит о трагедии героев, то уж поверьте, Чацкий оправится, Молчалин – и того быстрее поползет наверх по головам, Фамусов утешится, а Софья будет страдать долго, ее ударило больнее всех предательство, потому что она пережила еще и разочарование в идеалах. Ее стоит пожалеть. Еще одна загадка – образ Репетилова. Зачем Грибоедову в самом конце вводить еще одного героя? И в чем его суть? Вспомните, о чем говорит Репетилов. О том, что образован «секретнейший союз», что «шумим, братец, шумим» и так далее, и так далее. Только он бросается к Чацкому с объятиями (впрочем, как и к Скалозубу), можно подумать, что он его друг. Но так ли это? Чем занят секретнейший союз, о котором тут же первому встречному докладывает Репетилов? Шумят, поют, беседуют ни о чем. Слово есть, а дело? Дела нет. Фамилия героя образована от французского слова, в переводе «болтать, повторять». Ну, на кого похож герой? Да, на Чацкого, только без внутреннего содержания последнего, пустую оболочку, повторяющую первоисточник. Это пародия на героя. Зачем это автору? Я думаю, что Грибоедов, как человек талантливый, ощущал слабость позиции своего героя. Действительно, Чацкий не служит, не учится, ничем не занят. Чуть-чуть сдаст позиции, отступит от принципов – превратится в Репетилова. Потому Репетилов и появляется в конце, чтобы зритель увидел «обратную сторону» поведения Чацкого. А, может быть, ироничный Грибоедов показал немного «снизил» героя, так как тот оказался «слишком» хорошим? Но это только моя версия. В любом случае, «горе от ума» — одно из самых любимых произведений и до сих пор входит в репертуар лучших театров. Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Опыт и Ошибки в комедии Грибоедова "Горе от ума"?

    В литературной комедии Грибоедова Горе от ума, опыт и ошибки в целом, по большей мере, расписаны на примере тленной аристократии тех лет. Ее опыт и ошибки, автор показывает, на фоне блестательного интеллектуала и нонконформиста Чатского, на котором и завязана вся сюжетная линия.

    Кроме того, сам литературный сюжет и все произведение, отображаются в его восприятии псевдо благородной действительности, которую создает, богемное общество дворян, тех лет.

    Итак, сами действия романа, которые начинаются сразу после приезда и возвращения Чатского к своей возлюбленной Софье Павловне Фамусовой, сразу же погружают нас в атмосферу лицемерия и угодничества низких чинов, более высоким. Все это вызывает в Чатском протест, который он как подлинный интеллектуал, который имеет богатый речитатив и острый юмор, выражает в сатирической издевки, направленной, на главных действующих лиц, дворянского общества, которые составляют и представляют собой, как было принято считать, бомонд, окутанный шиком.

    Однако несмотря на номинальную привилегированность, автор показывает, что в этом обществе, царит глупость и лицемерное угодничество. Главным отображением этих низменных проявлений, выступает новый избранник Софьи, Молчалин, которого она по ее словам полюбила, а значит и предпочла Чатскому.

    Сам Чатский, не видит Молчалина себе ровней и не понимает, как Софья могла полюбить такого низменного человека. Низменность Молчалина, по мнению Чатского, кроется в его тотальном конформизме. Он совершенно лишен личностных качеств и проявлений, а успеха, пытается достичь, за счет угодничества, ее отцу Павлу Афанасьевичу Фамусову.

    Главную интригу произведения, показывающую опыт и ошибки, наигранного и глупого общества тех лет, Грибоедов показывает в том, что во время борьбы двух оппонентов, которыми является Мочалин конформист и умный и искренний, но при этом неудобный, для всех представителей бомонда, привыкших жить в фальши Чатский, выигрывает, несмотря на свою глупость именно Молчалин.

    Чатского же общество, несмотря на все его незаурядные таланты отвергает.

    Через эту отверженность главного героя, Грибоедов показывает, что людям, даже если они дворяни, удобнее жить во лжи и когда перед ними пресмыкаются. Что если какой то человек, в чем то или во всем, как главный герой, превосходит всех остальных, то помимо того что его сочтут изгоем, он будет еще и вдобавок считаться чуть ли не сумасшедшим.

    В итоге, Чатский, так и не смог быть понятым, так как серая масса, просто не была с ним на уровне и вынужден был отступить. Его неудача, показывает то, что в реальной жизни построенной на законах конформизма, серая масса людей, всегда будет вытеснять из своих рядов, ярких и одаренных индивидуальностей. Именно поэтому, Грибоедов, несмотря на всю комедийность произведения, употребляет в ее названии, крайне минорное и печальное слово горе, которое он сопрягает, с казалось бы желанным для всех людей, словом ум.

    Думаю, что в комедии Горе от ума Опыт и Ошибки лучше рассмотреть на примере главных героев Чацкого и Софьи, так как на основании их мыслей и чувств очень хорошо видно как люди ошибаются выдавая желаемое за действительное и потом доказывая свою правоту.

    С случае с Чацким - это его любовь к Софье, которая должна также его любить, ведь он решил, что она станет ему женой.

    Чацкий считаел себя очень умным человеком и поэтому был уверен в том, что будет все так как он хочет.

    Ведь это правильно.

    Но Софья думала по другому, она имела свой внутренний мир, где все было так как она хочет и поэтому ей был больше симпатичен Молчалин, ведь он поддерживал ее.

    Ошибки этих молодых людей в восприятии другого человека и привели их печальному опыту одиночества.

В самом название своей комедии “Горе от ума” Грибоедов закладывает основную идею поизведения, мы уже можем понять, что всё в нём будет относиться к понятию “ум”. Грибоедов сам говорил что в его произведениях на 1 умного приходятся 15 глупцов. Мы понимаем, что здесь будет один единственный герой наделенный умом, а все люди его окружающие его будут теми 15-ю глупцами, о которых говорил Грибоедов. Чацкий и Молчалин Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. В Чацком Грибоедов мог изображать Самого себя, но мне кажется что он не хотел бы быть таким человеком, но хотел бы видеть его рядом с собой, быть может своего родного сына. И только по этому Грибоедов выставляет Чацкого самым умным, а всех его партнеров по комедии беспросветными дураками. Чацкий на много умнее людей даже тех которые на много старше его и как казалось бы должны иметь своё мнение и огромный жизненный опыт.

Но Чацкий не просто умен, но и его подчеркивает все негативные качества прочих лиц. Его ум переполнен остроумием, которое за частую переходит в острословие. Это человек большого сердца, но при этом он слишком честен в своих высказываниях. Тут показано то, что может сделать любовь даже с очень умным человеком.

Чацкий не приемлет этого общества, но вынужден оставаться в нём ради своей любви к человеку, который не понимает простых вещей, шуток и который не просто не может сделать правильный выбор между казалось бы простыми вещами: глупость и ум. Чацкий как бы родился на много лет раньше своего времени. Чацкий не похож на людей которым нечего делать так как он усердно готовится к деятельности. “Он славно пишет, переводит”, говорит о нём , и все только и говорят о его высоком уме. Не прошли и даром поездки за границу, в свободные страны. Сужить бы рад,- прислуживаться тошно!- Он не приемлет для себя скуки и праздной жизни.

И одна из главных его ошибок заключается в том что он серьёзно видет в Софье свою будущею жену, и да же не думает о том что что-то может быть не так как он этого хочет. Чацкий приезжает в Москву лишь для того чтобы увидеть её и натыкаясь на холодную стену в её душе он сразу должен был понять что ему нет больше места в этом доме. Но он слишком сильно её любит чтобы уехать. И полностью окунается в мир ему чуждый и противный.

Он не признаёт его и в этом и заключается его главная трагедия. О Чацком мы можем писать ещё много и плохого и хорошего, а о Молчалине всего несколько предложений и мы уже раскрыли всю его сущность. Молчалин довольно серый человек без своего суждения и мнения. Он пользуется мнением посторонних за неимением своего, даже если оно неправильно, при этом он выбирает мнение большинства.

Молчалин искренне уверен что главным качествами для человека должны бать умеренность и аккуратность, а Чацкий с ним не согласен, и даже после разговора с ним думает, что Софье лишь пошутила и просто не может любить на столько бездарного и глупого человека. Для Фамусовского общества оба и Чацкий и Молчалин всего лишь молодые люди, которые должны беспрекословно во всём слушаться его и его друзей. Чацкий и Молчалин полностью разные люди: один из них свободный человек и скорее всего останется без высокого поста или чина, а другой напротив если и не добьется высоких постов из-за недалекости своего ума то уж точно не останется на низшей ступеньке.

Каждый человек, который прочитает эту ”комедию” должен подчерпнуть что то своё. Один может просто смеяться над шутками и остротами в сторону нашего дворянства, а другой более умный может и задуматься над смыслом этого и может понять в чём истенное горе Чацкого. Каждый человек должен сделать выбор Молчалин или Чацкий. Можно быть Молчаленым и молча подниматься по лестнице на верх. Или стать Чацким и всю жизнь спорить, бороться, добиваться своего, сражаться с не просветной глупостью окружающих.

«В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»,- писал А.С. Грибоедов Катенину. В этом заявлении автора явно обозначена главная проблема «Горя от ума» – проблема ума и глупости. Она же вынесена в название пьесы, на которое также следует обратить пристальное внимание. Эта проблема гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд, а потому она требует детального разбора.

Комедия «Горе от ума» являлась передовой для своего времени. Она носила обличительный характер, как и все классицистические комедии. Но проблемы произведения «Горе от ума», проблемы дворянского общества того времени представлены в более широком спектре. Это стало возможным за счет использования автором нескольких художественных методов: классицизма, реализма и романтизма.

Известно, что первоначально Грибоедов назвал свое произведение «Горе уму», но вскоре заменил это заглавие на «Горе от ума». Почему произошла эта замена? Дело в том, что первое название содержало в себе нравоучительную ноту, подчеркивающую, что в дворянском обществе 19 века всякий умный человек будет терпеть гонения. Это не совсем соответствовало художественному замыслу драматурга. Грибоедов желал показать, что незаурядный ум, прогрессивные идеи конкретного человека могут оказаться несвоевременными и нанести вред своему обладателю. Реализовать эту задачу в полной мере смогло второе название.

Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового. В спорах Чацкого с представителями старомосковского дворянства вырисовывается система взглядов одной и другой стороны на образование, культуру, в частности на проблему языка (смесь «французского с нижегородским»), семейные ценности, вопросы чести и совести. Выясняется, что Фамусов, как представитель «века минувшего», считает, что наиболее ценным в человеке являются его деньги и положение в обществе. Больше всего его восхищает умение «подслужиться» ради приобретения материальных выгод или уважения света. Очень много сделано Фамусовым и такими, как он, для создания хорошей репутации среди дворян. Потому Фамусова волнует только то, что будут говорить о нем в свете.

Таков и Молчалин, хоть он и представитель более молодого поколения. Он слепо следует устаревшим идеалам помещиков-крепостников. Иметь свое мнение и отстаивать его – непозволительная роскошь. Ведь можно потерять уважение в обществе. «В мои не должно сметь свое суждение иметь», – вот жизненное кредо этого героя. Он достойный ученик Фамусова. И с его дочерью Софьей он ведет любовную игру только для того, чтобы выслужиться перед влиятельным отцом девушки.

Абсолютно все герои «Горя от ума», за исключением Чацкого, имеют одни и те же недуги: зависимость от чужого мнения, страсть к чинам и деньгам. А главному герою комедии чужды и омерзительны эти идеалы. Он предпочитает служить «делу, а не лицам».

Когда в доме Фамусова появляется Чацкий и начинает своими речами гневно обличать устои дворянского общества, фамусовское общество объявляет обличителя сумасшедшим, тем самым обезоруживая его. Чацкий выражает прогрессивные идеи, указывая аристократам на необходимость перемены взглядов. Они же в словах Чацкого видят угрозу своему комфортному существованию, своим привычкам. Герой, названный безумным, перестает быть опасным. Благо он один, и потому просто изгнан из общества, где он не угоден. Получается, что Чацкий, оказавшись не в то время не в том месте, бросает семена разума в почву, которая не готова их принять и взрастить. Ум героя, его мысли и нравственные принципы оборачиваются против него.

Здесь возникает вопрос: проиграл ли Чацкий в борьбе за справедливость? Можно полагать, что это проигранное сражение, но не проигранная война. Совсем скоро идеи Чацкого будут поддержаны прогрессивной молодежью того времени, и «прошедшего житья подлейшие черты» будут низвергнуты.

Вчитываясь в монологи Фамусова, наблюдая за интригами, которые аккуратно плетет Молчалин, вовсе нельзя сказать, что эти герои глупы. Но их ум качественно отличается от ума Чацкого. Представители фамусовского общества привыкли изворачиваться, приспосабливаться, выслуживаться. Это практичный, житейский ум. А у Чацкого совершенно новый склад ума, заставляющий его отстаивать свои идеалы, жертвовать своим личным благополучием, и уж конечно не позволяющий ему обрести какую-либо выгоду через полезные связи, как это привыкли делать дворяне того времени.

Среди критики, обрушившейся на комедию «Горе от ума» после ее написания, звучали мнения о том, что и Чацкого-то нельзя назвать умным человеком. Например, Катенин полагал, что Чацкий «говорит много, бранит все и проповедует некстати». Пушкин, прочитав привезенный ему в Михайловское список пьесы, отозвался о главном герое так: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…»

Действительно, Чацкий представлен очень вспыльчивым и несколько бестактным. Он является в общество, куда его не звали, и начинает всех обличать и поучать, не стесняясь в выражениях. Тем не менее нельзя отрицать, что «речь его кипит остроумием», как писал И.А. Гончаров.

Такое разнообразие мнений, вплоть до наличия диаметрально противоположных, объясняется сложностью и многоплановостью проблематики «Горя от ума» Грибоедова. Следует также обратить внимание на то, что Чацкий является выразителем идей декабристов, он истинный гражданин своей страны, выступающий против крепостничества, низкопоклонничества, засилья всего иностранного. Известно, что перед декабристами стаяла задача прямо высказывать свои идеи где бы они ни находились. Поэтому Чацкий поступает в соответствии с принципами передового человека своего времени.

Получается, что в комедии нет откровенных глупцов. Просто две противоборствующие стороны отстаивают свое понимание ума. Однако уму можно противопоставить не только глупость. Противоположностью ума может быть безумие. Почему же общество объявляет Чацкого сумасшедшим?

Оценка критиков и читателей может быть какой угодно, но сам автор разделяет позицию Чацкого. Это важно учитывать при попытке понимания художественного замысла пьесы. Мировоззрение Чацкого – это взгляды самого Грибоедова. Поэтому общество, отвергающее идеи просвещения, свободы личности, служения делу, а не выслуживания является обществом глупцов. Побоявшись умного человека, назвав его сумасшедшим, дворянство само себя характеризует, демонстрируя свой страх перед новым.

Проблема ума, выведенная Грибоедовым в заглавие пьесы, является ключевой. Все столкновения, происходящие между изжившими себя устоями жизни и прогрессивными идеями Чацкого, следует рассматривать с точки зрения противопоставления ума и глупости, ума и безумия.

Таким образом, Чацкий вовсе не безумен, а общество, в котором он оказался, не так уж глупо. Просто время таких людей, как Чацкий, выразителей новых взглядов на жизнь, еще не пришло. Они в меньшинстве, поэтому вынуждены терпеть поражение.

Тест по произведению

В самом название своей комедии “Горе от ума” Грибоедов закладывает основную идею поизведения, мы уже можем понять, что всё в нём будет относиться к понятию “ум”.
Грибоедов сам говорил что в его произведениях на 1 умного приходятся 15 глупцов. Мы понимаем, что здесь будет один единственный герой наделенный умом, а все люди его окружающие его будут теми 15-ю глупцами, о которых говорил Грибоедов.

Чацкий и Молчалин

Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.
В Чацком Грибоедов мог изображать Самого себя, но мне кажется что он не хотел бы быть таким человеком, но хотел бы видеть его рядом с собой, быть может своего родного сына. И только по этому Грибоедов выставляет Чацкого самым умным, а всех его партнеров по комедии беспросветными дураками.
Чацкий на много умнее людей даже тех которые на много старше его и как казалось бы должны иметь своё мнение и огромный жизненный опыт.
Но Чацкий не просто умен, но и его подчеркивает все негативные качества прочих лиц. Его ум переполнен остроумием, которое за частую переходит в острословие. Это человек большого сердца, но при этом он слишком честен в своих высказываниях. Тут показано то, что может сделать любовь даже с очень умным человеком. Чацкий не приемлет этого общества, но вынужден оставаться в нём ради своей любви к человеку, который не понимает простых вещей, шуток и который не просто не может сделать правильный выбор между казалось бы простыми вещами: глупость и ум.

Чацкий как бы родился на много лет раньше своего времени.Чацкий не похож на людей которым нечего делать так как он усердно готовится к деятельности. “Он славно пишет, переводит”, говорит о нём Фамусов, и все только и говорят о его высоком уме. Не прошли и даром поездки за границу, в свободные страны.

Сужить бы рад,- прислуживаться тошно!-
Он не приемлет для себя скуки и праздной жизни. И одна из главных его ошибок заключается в том что он серьёзно видет в Софье свою будущею жену, и да же не думает о том что что-то может быть не так как он этого хочет.Чацкий приезжает в Москву лишь для того чтобы увидеть её и натыкаясь на холодную стену в её душе он сразу должен был понять что ему нет больше места в этом доме. Но он слишком сильно её любит чтобы уехать. И полностью окунается в мир ему чуждый и противный. Он не признаёт его и в этом и заключается его главная трагедия.

О Чацком мы можем писать ещё много и плохого и хорошего, а о Молчалине всего несколько предложений и мы уже раскрыли всю его сущность.
Молчалин довольно серый человек без своего суждения и мнения. Он пользуется мнением посторонних за неимением своего, даже если оно неправильно, при этом он выбирает мнение большинства. Молчалин искренне уверен что главным качествами для человека должны бать умеренность и аккуратность, а Чацкий с ним не согласен, и даже после разговора с ним думает, что Софье лишь пошутила и просто не может любить на столько бездарного и глупого человека.

Для Фамусовского общества оба и Чацкий и Молчалин всего лишь молодые люди, которые должны беспрекословно во всём слушаться его и его друзей.

Чацкий и Молчалин полностью разные люди: один из них свободный человек и скорее всего останется без высокого поста или чина, а другой напротив если и не добьется высоких постов из-за недалекости своего ума то уж точно не останется на низшей ступеньке.
Каждый человек, который прочитает эту ”комедию” должен подчерпнуть что то своё. Один может просто смеяться над шутками и остротами в сторону нашего дворянства, а другой более умный может и задуматься над смыслом этого произведения и может понять в чём истенное горе Чацкого.
Каждый человек должен сделать выбор Молчалин или Чацкий. Можно быть
Молчаленым и молча подниматься по лестнице на верх. Или стать Чацким и всю жизнь спорить, бороться, добиваться своего, сражаться с не просветной глупостью окружающих.