Художественная отрисовка портрета в фотошопе cs5. Уроки Photoshop: Отрисовка автомобиля, векторный стиль, нарисуй себе крутую тачку! Отрисовка логотипа Microsoft в вектор

Полезный гайд посвящен тому, как правильно делать качественные скриншоты в играх.

1. Сначала нужно выбрать программу, которой вы собираетесь делать скриншоты. Самый популярный вариант – это Fraps. В ней удобный интерфейс и она позволяет сохранять скриншоты в разных форматах.

Если вы пользуетесь Steam и имеете лицензионную копию игры, в которой вы собираетесь делать скриншоты, можно воспользоваться встроенной функцией, которая позволяет делать снимки экрана с помощью кнопки F12. Фото будут храниться только в формате.jpg, однако их можно будет сразу загружать в свою галерею на Steam.

Владельцы современных видеокарт от Nvidia могут делать скриншоты с помощью функции Shadowplay в GeForce Experience.

2. После того, как все технические аспекты будут решены, можно переходить к самому процессу. На наш взгляд, создание скриншотов нужно воспринимать так же серьезно, как съемку профессионального фото и придавать им несколько «кинематографический» вид. Поэтому первый шаг в нашем деле – это выключить дополнительные графические элементы, как показатели оружия, здоровья и радар.

3. Не ленитесь экспериментировать с ракурсом, особенно, если есть время. Можете вспомнить любимые фильмы или посмотреть интересные фото на Google, чтобы иметь приблизительное представление, как строить кадр.

4. Самые интересные фото или скриншоты – живые. Есть такие, которые имеют за собой какую-то историю. Необязательно реальную. Ее можно придумать и сделать маленькие намеки, чтобы тот, кто будет просматривать вашу работу, сам додумывал ее в своей голове. Например, вместо того, чтобы просто сфотографировать вашего персонажа на фоне деревьев, разожгите костер, посадите его рядом и дайте ему что-то в руки. Если предметом будет яблоко – получится некий интересный отрезок из жизни туриста, автомат – воины, отдыхает после тяжелого боя.

5. Фон играет наверняка же ключевую роль во всем процессе, однако не всегда. Красивая локация – это обычно то, что наталкивает людей на мысль сделать скриншот в какой-то игре. Также попробуйте сделать скриншот от камеры первого лица, если это позволяет игра.

Один из самых важных советов в рисовании портретов - это рисуйте то, что вы видите, а не то, что вы думаете вы видите.

Очень легко начать рисовать детали, которые вы, как вам кажется, видите, и это приведет к тому, что вы измените все изображение, даже не осознавая этого. Сделав это, вы увидите законченный рисунок, который едва ли похож на модель, и очень удивитесь, почему же у вас не получается похоже. Если вы постоянно будете анализировать источник в процессе, то и рисунок выйдет намного лучше.

За основу данного портрета была взята фотография мисс Мош.

Примечание: В уроке были использованы кисти для волос, наброска, рисунка и гранжевая текстура для одежды. К сожалению, автор не указал ссылки на источник материалов. В качестве альтернативного варианта для выполнения урока вы можете воспользоваться предложенными ниже материалами либо подобрать свои.

  • Гранжевые фоны (перед применением рекомендую обесцветить и усилить контраст)

Шаг 1

Откройте изображение-источник вместе с новым документом А4 с разрешением 300 пикселей на дюйм, и создайте слои под названием «кожа», «одежда», «одежда 2», «волосы», «переходы», «наброски», «линии» и «выше».

На слое с наброском при помощи кисти ‘Dave C’s Pencil 7 Blue’ создайте набросок, прежде чем работать над финальными линиями на слое «линии» при помощи кисти ‘ink’. Не переживайте, если финальные линии получились не идеально - большинство из них будут перекрыты далее в процессе.

Примечание переводчика: на скриншоте названия слоев сверху вниз: Выше, Линии, Набросок, Переходы, Волосы, Одежда 2, Одежда, Кожа

Шаг 2

При помощи все той же кисти ‘ink’, набросайте основные цвета на соответствующих слоях (то есть, цвет кожи на слое Кожа и так далее). Если мы будем держать цвета на разных слоях, это позволит нам с легкостью выделять необходимые области, поэтому убедитесь в отсутствии смежных цветов. Пока не заполняйте волосы основным цветом, так как мы разберемся с ними отдельно.

Примечание переводчика: на скриншоте названия слоев сверху вниз: Выше, Линии, Набросок, Переходы, Волосы, Одежда 2, Одежда, Кожа. Соответствующие цвета на слоях Кожа и Одежда.

Шаг 3

Воспользуйтесь инструментом Linear Gradient (Линейный градиент), чтобы залить фоновый слой, иначе рисование на белом фоне исказит восприятие цвета.

Добавьте слой для затенения к каждому слою с основными цветами, поставьте галочку напротив строки Use Previous Layer to Create Clipping Mask (Использовать предыдущий слой для создания обрывочной маски). Это позволит вам добавлять тени только существующим пикселям, и вам не придется переживать о том, чтобы не выйти за края. Добавьте затенение лицу на слое, связанном со слоем «Кожа».

Шаг 4

На слое «Волосы» при помощи кисти для рисования волос с 60% непрозрачностью начните создавать базу для волос. Начните с темных цветов, так как они будут видны вплоть до верхних слоев волос. Используйте широкий спектр цветов, включая серые, фиолетовые и коричневые цвета.

На данном этапе не заморачивайтесь работой над отдельными прядями - вместо этого, сконцентрируйтесь на форме в целом и форме волос.

Шаг 5

Скройте верхний слой с наброском и начните прорабатывать глаза на слое «сверху» - они помогут вам собрать рисунок в одно целое. Помните, что глаза - это 3D объекты; вам необходимо затенить не только радужку, но и белок глаза. Веко отбрасывает тень на глазное яблоко.

Изобразите свет, отражающийся в ее зрачке, и добавьте небольшую линию над нижним веком, чтобы показать слезные каналы глаза, а также нарисуйте ресницы.

Примечание переводчика: на скриншоте названия слоев сверху вниз: Выше, волосы, линии, набросок (видимость слоя отключена), Переходы, Слой 3 (обрезан по слою ниже), детали глаз, Слой 5 (обрезан по слою ниже)

Шаг 6

Если вы взглянете на фотографию поближе, вы заметите, что на нашем рисунке глаза получились немного шире, чем необходимо. Когда вам нужно поправить некоторые аспекты рисунка, и вы хотите избежать перерисовывания с нуля и потери того, что вы уже нарисовали, нажмите Filter > Liquify (Фильтр > Пластика) и выберите инструмент Forward Warp (Деформация) (W), а затем при помощи курсора переместите пиксели на место.

Шаг 7

При работе над губами, внимательно рассмотрите их форму и тени. Обратите внимание, что по мере удаления от центра, у губ пропадает четкий контур, и они становятся намного мягче. Воспользуйтесь кистью аэрографом, чтобы избежать жестких краев на этом этапе.

Примечание переводчика:

Шаг 8

Заблокируйте прозрачность на слое «кожа» (кликните по символу с шахматной доской на панели слоев) и очень светлым розовым цветом при помощи инструмента Gradient (Градиент) (G) точечно обозначьте основной источник света на коже. Лучше использовать для этой цели градиент, нежели кисть, так как он намного более легкий.

Примечание переводчика: на скриншоте названия слоев сверху вниз: Выше, волосы, линии, набросок (видимость слоя отключена), Переходы, Слой 3 (обрезан по слою ниже), детали глаз, Слой 5 (обрезан по слою ниже), Одежда 2, Слой 4 (обрезан по слою ниже)

Шаг 9

Вновь на слое «выше» начните работать над руками и ногтями при помощи кисти ‘inking opacity’. Пользуйтесь множеством цветов и уделяйте должное внимание теням на фотографии. Я сделал ногти длиннее, но это личный выбор. Измените цвет на ногтях и помните, местами они отражают свет.

Примечание переводчика: на скриншоте названия слоев сверху вниз: Выше, волосы, линии, набросок (видимость слоя отключена), Переходы, Слой 3 (обрезан по слою ниже), детали глаз, Слой 5 (обрезан по слою ниже), Одежда 2, Слой 4 (обрезан по слою ниже)

Шаг 10

Проработайте украшение на шее на соответствующем слое-обтравочной маске, внимательно смотря на фото-источник, прежде чем перейти к слою с волосами. На слое «волосы» добавьте немного темных теней той же кистью ‘inking opacity’. Это нормально, если они выглядят жестко, и, будто бы не на месте, так как мы это вскоре исправим; им нужна дополнительная глубина, так что добавьте большие пряди волос, все также фокусируясь, в основном, на форме в целом.

Примечание переводчика: на скриншоте названия слоев сверху вниз: Выше, волосы, линии, набросок (видимость слоя отключена), Переходы, Слой 3 (обрезан по слою ниже), детали глаз, Слой 5 (обрезан по слою ниже), Одежда 2, Слой 4 (обрезан по слою ниже)

Шаг 11

На слое сверху добавьте несколько светлых мазков, некоторые из них - поверх темных волос. Пряди должны быть более детализированы, нежели ранее - рисуйте пряди торчащими в разные стороны, а кончики некоторых прядей - растрепанными. Варьируйте цвета: чем больше цветов вы используете, тем более оригинально это будет выглядеть.

Примечание переводчика: на скриншоте названия слоев сверху вниз: Выше, волосы, линии, набросок (видимость слоя отключена), Переходы, Слой 3 (обрезан по слою ниже), детали глаз, Слой 5 (обрезан по слою ниже), Одежда 2, Слой 4 (обрезан по слою ниже)

Шаг 12

Вставьте текстуру краски над слоем «одежда» и измените режим наложения на Soft Light (Мягкий Свет). Зажмите Cmd/ Ctrl и кликните по миниатюре слоя «одежда» (это выделит все пиксели на слое), а затем добавьте слой-маску слою с текстурой краски (нажмите иконку с кругом в квадрате на панели слоев). На обтравочной маске, связанной со слоем «одежда», воспользуйтесь кистью ‘inking opacity’, чтобы добавить блики и отражения на одежде.

Примечание переводчика: на скриншоте названия слоев сверху вниз: набросок (видимость слоя отключена), Переходы, Слой 3 (обрезан по слою ниже), детали глаз, Слой 5 (обрезан по слою ниже), Одежда 2, Слой 4 (обрезан по слою ниже), Одежда

Шаг 13

Заблокируйте слой «одежда» и на этом слое добавьте бликом светло-голубой точечный градиент. Нажмите Cmd/ Ctrl + V , чтобы снова вставить текстуру краски, а затем Cmd/ Ctrl + T , чтобы ее трансформировать, и потяните за края текстуры, чтобы растянуть ее на весь холст. Разместите этот слой над голубым слоем с фоном, режим наложения слоя измените на Soft Light (Мягкий Свет).

Примечание переводчика: на скриншоте названия слоев сверху вниз: Слой 3 (обрезан по слою ниже), детали глаз, Слой 5 (обрезан по слою ниже), Одежда 2, Слой 6 (текстура краски со слоем-маской), Слой 4 (обрезан по слою ниже), Одежда, Слой 2 (обрезан по слою ниже), Кожа, краска на фоне

Шаг 14

Перетащите слой «переходы» на самый верх и режим наложения измените на Overlay (Перекрытие). Теперь добавьте несколько градиентов, чтобы усилить цвет в определенных местах так, чтобы он выделялся. Чтобы избежать распространения градиента на прилегающие области, используйте инструмент Lasso (Лассо) (L), чтобы выделять необходимые места и добавлять градиент на слое «переходы».

Примечание переводчика: на скриншоте названия слоев сверху вниз: Слои с текстом «#» и «187», Переходы, Выше, волосы, линии, набросок (видимость слоя отключена), Слой 3 (обрезан по слою ниже), детали глаз, Слой 5 (обрезан по слою ниже)

Шаг 15

При помощи ненасыщенного красного цвета прорисуйте области, где бы было видно естественный кровоток, такие как нос, щеки и кончики пальцев, а в волосы добавьте белого и фиолетового, дабы сделать их более яркими. Добавьте небольшие детали текстуры, как, например, пигментация кожи и небольшие поры кистью ‘speckle’. Хоть такие детали почти незаметны, наблюдатель их заметит, и кожа не будет выглядеть неестественно.

Шаг 16

На слое-обтравочной маске «одежда» кистью ‘inking opacity’ добавьте мягкое голубое свечение на краях одежды, в тех же местах, где на фото присутствует коричневое свечение. Для завершения, вставьте картинку с фотографиями над слоем «краска», режим наложения Soft Light (Мягкий Свет). На слое «выше» добавьте эффект небрежности кистью ‘Fire brush’. Внесите последние коррективы.

Примечание переводчика: на скриншоте названия слоев сверху вниз: Слой 3 (обрезан по слою ниже), детали глаз, Слой 5 (обрезан по слою ниже), Одежда 2, Слой 6 (текстура краски со слоем-маской), Слой 4 (обрезан по слою ниже), Одежда, Слой 2 (обрезан по слою ниже), Кожа, лист с фото

Здравствуйте, уважаемые читатели журнала PhotoCASA!
Сегодня с вами я, Анна Задворнова, с новым уроком, в котором я расскажу, как отрисовать портрет. Итак, начнем!
Для начала открываем исходное изображение.
Идем в Кривые.


Далее Выборочная коррекция цвета, выставляем значения:
КРАСНЫЙ: голубой +4, пурпурный –9, желтый +7, черный –2.
ЖЕЛТЫЙ: голубой –13, пурпурный –3, желтый +3, черный +3.
ГОЛУБОЙ: голубой +15, пурпурный –6, желтый –60, черный +7.
СИНИЙ: голубой +100, пурпурный –55, желтый –84, черный +11.
НЕЙТРАЛЬНЫЙ: голубой –2, пурпурный –2, желтый –1, черный 0.
ЧЕРНЫЙ: голубой –1, пурпурный 0, желтый –1, черный 0.
Объединяем все слои в один ctrl+alt+shift+E, идем в фильтр Color efex pro 4 и накладываем эффект Detail extractor.
Выставляем значения: detail extractor 32%, contrast 0%, saturation 0%, effext radius (Large).


Дублируем этот слой и аккуратно на нем прорисовываем.
Для этого берем инструмент Палец и выбираем специальную кисть мазками (нужно скачать). Прорисовываем по линиям лица, волос, одежды и так далее, меняя диаметр и интенсивность кисти.


Объединяем слои в один, берем инструмент Микс-кисть, все значения выставляем 20% и проходимся по коже.


Создаем новый слой, режим наложения Перекрытие. Белой 5% кистью прорисовываем блики и свет на лице, волосах и одежде, черной кистью прорисовываем тени.


Объединяем слои в один, идем в фильтр portraiture, пресет выставляем medium, через черную маску проходимся белой кистью только по коже.


Объединяем все слои в один ctrl+alt+shift+E, идем в фильтр Color efex pro 4, и накладываем несколько эффектов:
1. Detail extractor. Выставляем значения: detail extractor 10%, contrast 0%, saturation 0%, effext radius (Large);
2. Darken/Lighten center: shape 2, center luminosity 25%, border luminosity –40%, center size 63%, opacity 69%;
3. Ink: color set 1, strenghtn 12%, opacity 31%;
4. Photo stylize (varitone): stile 1, strengtn 28%, opacity 8%.
Идем в Уровни, выставляем значения, как на скриншоте.


Создаем слой Выборочная коррекция цвета, ставим значения:
КРАСНЫЙ: голубой –3, пурпурный –4, желтый +8, черный 0.
ЖЕЛТЫЙ: голубой –12, пурпурный –5, желтый +10, черный 0.
Цветовой тон/Насыщенность, выставляем значения:
КРАСНЫЙ: +1, +8, 0.
ЖЕЛТЫЙ: +1, +13, 0.
ГОЛУБОЙ: +3, +12, 0.
Далее выставляем Кривые, как на скриншоте.


Объединяем слои в один, идем в Фильтр > Усиление резкости > Контурная резкость. Выставляем значения: эффект 152%, радиус 3,2 px, изогелия 0.
Для тех, кто хочет фотокартину поярче и понасыщеннее, можно покрутить кривую в режиме Lab, что я и сделала.
В завершении объединим все слои в один ctrl+alt+shift+E, идем в Фильтр > Галерея фильтров > Текстура > Текстуризатор. Выбираем Известняк, масштаб выставляем 200%, рельеф 3, через белую маску протираем кистью 40% непрозрачности лицо, непрозрачность слоя выставляем 70%.

Я заметил что у многих проблемы с отрисовкой векторов в фотошопе. У кого то линии получаются ломанные и кривые. Кто то вообще рисует кисточкой, полагая что делает векторные объекты.
А пока что - векторы в фотошопе.

Основные вопросы которые будут рассмотрены в этом уроке:

1. Инструменты для создания векторов в Photoshop.
2. Иллюстрированный пример отрисовки простейшего объекта.

Графический редактор Adobe Photoshop подходит для создания простых векторных рисунков, довольно удобными средствами. Конечно он проигрывает специализированным программам вроде CorelDRAW, но многие уже привыкли к нему, да и Корел довольно сложен в изучении (особенно самостоятельном)
Что же такое - векторный рисунок?
Он представляет собой множество объектов, из которых, подобно мозаике складывается картинка. В отличии от растровых рисунков, векторные можно изменять без потери качества. Например растягивать, сжимать, перекрашивать, менять форму объектов.
ВАЖНО - рисунок сохраненный в формате JPG теряет свои векторные свойства. И превращается в растровый.
Формат при котором векторные свойства сохраняются - PSD. (в фотошопе)

Единственные векторные инструменты в Фотошопе - это Перо Безье ака pen tool, freeform pen tool, и другие из этой серии. Также векторными являются геометрические фигуры (Oval tool, Rectangle tool, Ellipse tool etc.)

ВАЖНО: прочие инструменты, например Brush tool (кисть), Pencil tool (карандаш) и другие - являются РАСТРОВЫМИ и не подходят для рисования в векторной технике.

Итак, мы узнали о том, какими инструментами пользоватся. Теперь поподробнее о самой технике отрисовки.

Начнем естественно с выбора фотографии. ИМХО для первого вектора подойдет любой простой объект. Например - пачка сигарет, кружка, CD-диск и прочие вещи, несложные в построении.
С лиц, человеческих фигур, машин и сложных предметов лучше не начинать. Запутаетесь и только испортите идею.

Для примера я взял фотографию листочка %) Очень маленького размера.
ВАЖНО: гораздо удобнее работать не применяя фильтр Posterize, как это описанно в уроке на Демиарте

Чтобы было удобнее рисовать приблизьте изображение. Затем щелкните в первой точке вашего будущего контура инструментом pen tool.
Сделайте вторую точку на контуре и изогните линию (щелчок, затем не отпускайте кнопку мыши и потяните линию в сторону).
Всего двумя точками (которые называются кстати Anchor point) мы приблизительно повторили форму одной стороны листочка.

Затем делаем третью точку на контуре (у основания листочка). Они автоматически соединятся линией. Но к сожалению она изогнется совсем не по форме, которая нам нужна.

Чтобы нам было удобнее отредактировать форму контура изменим настройки прозрачности слоя с вектором, покрутив регулятор Opacity

Далее мы нажимаем кнопку Alt, и тянем за "рога" - направляющие вектора. Эти "рога" растут из Anchor point"s. Тянем за них и придаем приблизительно правильную форму. Кстати курсор должен принять форму "уголка", когда его наводишь на "рога" при зажатом альте.

Таким же образом отрисуем оставшиеся листики. А заодно поменяем цвет. Цвет меняется легко и просто - даблклик на квадрат в слое с вектором.
Основную фотографию скроем, нажав на "глаз" в слоях. Он нам больше не нужен - ведь контур мы уже обвели.

Создаем новый слой, заливаем его белым. Получаем маленькую картинку с отрисованным листочком. С плавными линиями.=) Векторную))

Но нам неожиданно захотелось увеличить ее во много раз) Если бы рисунок остался растровым (каким был вначале) то пришел бы пиздец - кривой и пиксельный.
У нас же получилось так (применили Image-Image size-700 пикселей)

Вуаля! Качество сохранилось, линии получились плавными, файл вектора не увеличился ни на килобайт.

Дальше я не стал прорисовывать, но понятно что точно теми же приемами прорисоваются и детали и блики и тени объекта.
Нарисовал общий контур - скрыл слой с ним - нарисовал тень - скрыл слой с ней - сделал блик и детали - открыл все слои и получился рисунок.

Возможно я описал что-то непонятно. Или не получается сделать какое то действие. Задавайте вопросы в каменты. Лучше спросить чем сделать говно.

Надеюсь что ваши работы теперь станут качественнее.

Мы рассмотрели автоматические вариации перевода через области выделения. Мы так же наглядно убедились, что автоматический перевод чаще всего не дает желаемый результат. Скажу больше, при переводе логотипа в вектор чаще всего его не дает. В подобных ситуациях на помощь приходит ручная отрисовка. Выгоды ручной отрисовки на лицо. Это не сложно, вы получаете качественный векторный логотип, но самое главное — ручная отрисовка является платной услугой, которую предлагают множество дизайнерских студий и типографий. Конечно, они это делают не в Фотошопе, но принципы практически не отличаются. К тому же выполнив работу в вы получите рабочие векторные кривые и импортировать их в Иллюстратор дело одной минуты.

Начнем с логотипов попроще, отрисуем для начала старый логотип конторы ТЕЛЕ2, затем схватимся за Била Гейтса. Итак приступим.

Отрисовка логотипа TELE2 в вектор

Начнем с отрисовки простых векторных примитивов. Благо логотип практически весь из них и состоит. Подробнее об векторных примитивах можете прочитать в моей статье .

  • Выберите инструмент Rectangle Tool;
  • Убедитесь, что в настройках Options выбраны опции Shape Layers и Snap to Pixels;
  • Подробнее об опции Snap to Pixels и всей панели настроек для вектора вы можете прочитать в моей статье ;
  • Об опции Shape layers подробно изложено в статье .

  • Нарисуйте первый примитив
  • Выберите в панели опций иконку Add to Shape area (+)
  • Эта опция переведет векторный инструмент в режим добавления. Иначе говоря, при следующем попытке нарисовать фигуру, вы будете добавлять эту фигуру к имеющимся, а не создавать новую. Весь логотип будет находится на одной векторной маске, а не разбит на 100 слоев. Подробнее об этом читайте в моей статье
  • Продолжайте наносить фигуры.

Вы уже заметили, что большинство букв повторяются, и рисовать каждую с нуля бессмысленно. К тому же, из-за этого одинаковые буквы могут выглядеть по разному.

  • Выберите инструмент Path Selection Tool и выделите кусочек буквы E;
  • Нажмите ALT и CTRL . Кликните мышкой по фигуре и перетяните её вниз;
  • Клавиша ALT скопирует фигуру, а клавиша SHIFT позволит перетянуть фигуру вниз по строгой вертикали.

  • Теперь инструментом Path Selection Tool выберите всю букву Е;
  • Скопируйте её на место второй буквы Е.

Приступим к самой сложной части, двойке. Возможно вы уже знаете, что сложное состоит из простого. К примеру основание двойки является простым прямоугольником. А шапка частично состоит из окружности. Попробуем все это изобразить при помощи примитивов.

  • Нарисуйте каркас двойки;
  • Выберите инструмент окружности Ellipce Tool и нарисуйте круг поверх шапки;
  • В палитре слоев Layers понизьте прозрачность, что бы видеть логотип через ваш слой;
  • Выберите окружность инструментом Path Selection Tool , при необходимости измените размеры и формы окружности Edit > Free Thansform Path.

  • В панели настроек переключитесь с Add to Shape area (+) на Subtract from Shape area (-) Нам необходимо удалить лишнее;
  • Нарисуйте окружность в центре круга. При необходимости масштабируйте её Edit > Free Thansform Path;
  • Инструментом Rectangle отрежьте половину круга.

  • Выберите инструмент Direct Selection Tool;
  • Кликните по узловой точке на шапке двойке и поправьте её вручную. При необходимости исправьте направляющие.

  • Выберите инструмент Pen Tool ;
  • В настройках вектора опять включите Add to Shape area (+) ;
  • Теперь аккуратно нарисуйте недостающую часть. Сделайте это как можно плавнее;
  • Подробнее об инструментах рисования и Pen Tool читайте в статье

Отрисовка логотипа Microsoft в вектор

  • Для начала нарисуем ровный прямоугольник во всю высоту шрифта;

  • Нажмите Edit > Transform Path > Skew и наклоните прямоугольник так, чтобы он точно сошелся с ножкой буквы М ;
  • Пользуясь описанными выше способами нарисуйте все простые прямоугольники в логотипе.

Пришло время буквы О . Нарисуйте окружность.

Изогните её через Edit > Transform Path > Skew

Переключитесь на Subtract from Shape area (-) и вырежьте внутри дырку. Проделайте с ней те же манипуляции.

Если у вас не получается нацепить окружность точь в точь, поправьте узлы инструментом Direct Selection Tool



  • Выберите инструмент Pen Tool ;
  • Дорисуйте в ручную недостающие детали логотипа;

  • Теперь возьмемся за букву S. Эта буква состоит из двух овалов;
  • Нарисуйте первый овал;
  • Подправьте его направляющие и узелки инструментом Direct Selection Tool ;
  • При необходимости трансформируйте овал Edit > Free Thansform Path .

  • Нарисуйте второй овал. Подправьте его при помощи Direct Selection Tool и Free Thansform Path

  • Выберите инструмент Pen Tool.
  • На панели настроек переключитесь на Subtract from Shape area (-)
  • Аккуратно нарисуйте следующую фигуру. С непривычки может не получаться сделать и гибкие контуры но с каждым разом будет выходить лучше.

Наконец, заключительный этап отрисовки логотипа.

И вот что у нас получилось.