Как живут цыганские бароны (фото). Странные люди

Огромный цыганский табор отгородили стеной. Люди боятся даже ходить мимо. Здесь свои порядки и законы. Город в городе, государство в государстве.

Это самое грязное место Украины. И можно ли называть его Украиной?

Я не мог пропустить такое увлекательное место и пошёл знакомиться с украинско-венгерскими цыганами.

Чем ближе к табору, тем больше похоже на Зону отчуждения. Люди словно бегут отсюда. Некоторые дома стоят заброшенными.

2 Про асфальтовые дороги здесь, кажется, ещё не слышали. А это цыганская школа.

3 Закарпатский город Берегово - совершенно уникальный. Мало того, что здесь большинство жителей - этнические венгры с венгерскими паспортами, так для живущих здесь цыган возле табора открыли специальную школу. С одной стороны это украинская общеобразовательная школа, с другой, здесь изучают венгерский и ромский языки.

Когда я заглянул в школу, уроков не было, из-за гриппа объявили карантин. Но директор, милая женщина по имени Агнес всё показала.

4 Школа, конечно, специфическая. Даже восемь классов заканчивает в лучшем случае треть тех, кто когда-то пришёл в первый. Причины бывают самые разные, но чаще всего нежелание самих учеников или позиция их родителей.

5 Поэтому, классы очень маленькие.

6 До недавнего времени здесь не делали выпускные фотографии. Цыганские семьи были категорически против, особенно родители жёстко запрещали. Но потом традиция прижилась, и теперь к мероприятию подходят очень ответственно. Для многих это первая, а то и единственная в жизни фотография.

7 А на вид - классы как классы.

8 Школьная столовая.

9 Детское творчество. На башнях замка украинский и венгерский флаги, внутри церковь. А на соседнем рисунке уже ромская кибитка. Если спросить цыгана о национальной принадлежности, как вы думаете, какой будет ответ?

10 Если они даже на уроках ИЗО Тараса Шевченко рисуют с характерной цыганской внешностью.

11 Сразу за школой начинается Седьмой район, так в Берегово называют место компактного обитания цыган.

12 Ещё есть шанс повернуть назад. Страшно ли мне? Нет. Во-первых, в этот раз нас пятеро, собралась целая делегация в составе моих друзей из Львова, блогера из Мукачево и даже местного ЖЖиста pan_baklazhan . К тому же, после прогулки в цыганском районе я отчего-то поверил, что ничего со мной не случится.

13 Этот белый забор не просто отделяет табор от остального Берегово. Он разделяет два времени, две цивилизации, два мира.

14 Вы и сами видите. Картинка сильно отличается от любого места в “обычной” Украине (или России). Это главная улица. И здесь хоть как-то можно пройти.

15 Тогда как боковые проходимы только в болотных сапогах.

16 В отличие от весёлых цыган Болгарии, украино-венгерские сородичи дружелюбием не отличались. Лишь завидев чужаков, они тут же отворачивались, не давая себя снимать.

17 Табор галдел, как будто на него напали. Женщины верещали, мужики ухали, некоторые хватались за мобильники и начинали куда-то звонить. От входа мы прошли метров сто. Закончилось тем, что нам очень настойчиво указали на выход.

Что делать в таком случае? Уходить ни с чем не хотелось. Самый верный способ - заручиться поддержкой барона. Но как его найти? Тут и паренёк подвернулся. Согласился отвести.

Нас завели в здание медсанчасти, расположенный неподалёку от входа в табор. В комнате были три мужчины, похожие по типажу и манерам на чеченцев из первой серии фильма “Брат”: те, которые крышевали рынок. Говорил, как я понял, барон. Он рассказал о тяжестях цыганской доли, и что ходят-снимают, пишут потом всякое, что они детей на органы рожают и собак едят. А мы же не корейцы .

Рассказал цыганскому авторитету, что в Корее я был, и собак там тоже почти не едят, ну и пообещал, что глупости писать не стану. Ведь мне не впервой, бывал я и , в и ещё кое-где . Не знаю почему, но барон мне поверил. И разрешил погулять по табору и поснимать цыган. И выдал своего племянника в помощники, да в качестве охраны.

18 Победоносно вернулись в табор. Теперь никто не мог выгнать, барон разрешил!

19 А это, кажется, сама дочка барона. Больше здесь некому так одеваться, и бесстрашно рассекать по лужам.

20 Жители табора выглядят настолько колоритно, что ни в какие индии ездить не надо. Впрочем, не стоит забывать, откуда в Европе появились цыгане.

21 Считается, что все они один народ, и здесь, и в Болгарии, и в Бессарабии. Но украинские цыгане отличаются от болгарских так же, как сами украинцы от болгар. И внешне, и по характеру.

22 Неизменен только стиль жизни.

23 Тоже подумали, что здесь слегка грязновато? Да здесь настолько всё п***ц засрано, что я мечтал только о противогазе.

24 Вот вы смотрите картинки и не знаете, с чем приходится сталкиваться в путешествиях. Гулять по кучам мусора не очень приятно. Но зато интересно. Так что не жалуюсь.

25 Дома собраны из того, что нашлось на помойке. Целых стёкол нет, утеплили, как смогли. А зимой здесь бывает снег и минус десять легко.

26 Тогда жижа хотя бы замерзает, и по улицам можно ходить.

27 Что цыгане нигде не работают, это миф. В Берегово их можно встретить, как правило, подметающими улицы или вывозящими мусор.

28 А дети - везде дети.

29 Многие из них как раз ходят в ту школу, про которую я показывал. Пока маленькие - ходят. Подрастают и понимают, что “им это не надо”. Родители солидарны.

30 Всего два поколения поголовной прилежной учёбы в течение десяти лет, и этот район было бы не узнать. С другой стороны, цыгане бы просто перестали существовать, как класс.

31 Это, например, типичное жилище в таборе. Здесь может жить как один человек, так и вся семья.

32 Снаружи домик выглядит так.

33 Нужно ли их жалеть, что так живут?

34 Думаю, они даже по-своему счастливы.

35 Быть цыганом - настоящая свобода. В том же, кстати, смысле, в котором воспринимают её большинство сограждан. Не какие-то надуманные правила и ограничения, а лихая, разудалая свобода делать то, что хочется, плевав на всех.

36 В России такого не бывает?

37 Мажорный парень.

38 Разрешили бы играть своим детям с этими ребятами?

39 В таборе есть магазин.На первый взгляд он кажется совершенно пустым.

40 А потом понимаешь: магазин устроен с другой, городской стороны. Цыгане могут покупать товары со стороны своего, особого прилавка, не подходя вплотную. Так, на всякий случай.

41 Цыгане перестали путешествовать. Кибитки поменяли на дома, но оседлыми так и не стали. Индия в Европе.

Как правильно воровать, кто нравится цыганским девушкам, как цыгане борются с наркоманами и почему у современных цыган нет денег? Поговорил с самим цыганским бароном Артуром Михайловичем Черарем. Первое, что сделал барон – передал визитку, которая с трудом вмещала все его титулы:

Цыганский барон всея Молдовы;
Общественно-политический деятель Республики Молдова и стран СНГ;
Всемирный комиссар по цыганским судам Крис-Романи от Euro International Romani Union;
Президент международного благотворительного фонда "Культура, развитие и возрождение нации" имени барона Мирчи Чераря;
Почётный президент коалиции цыганских неправительственных организаций Республики Молдова;
Министр иностранных дел и министр масс-медиа цыганских организаций Молдовы:
И прочая, и прочая.

Артур Черарь – сын знаменитого цыганского барона Мирчи Чераря, который вместе со своим братом Валентином ещё в советские времена сделал состояние на пошиве нижнего белья под маркой "Черарь". Мирча и Валентин Черари были одними из первых, если не первыми миллионерами в СССР. По слухам, у Мирчи даже был личный самолёт, а у его овчарки были золотые зубы. Но слухов вокруг него ходило так много, что ничего нельзя утверждать наверняка.

Шикарные дома на Цыганской горке в Сороках начали вырастать с середины-конца 80-х, как раз в период расцвета кооперативного бизнеса Черарей. В 1998 году барон Мирча Черарь умер, и его наследником стал Артур. Он уверяет, что его кандидатура была утверждена на полноценных выборах, за него отдали свои голоса 98% цыганских избирателей. Королём он пока не стал.

Барону сейчас 55 лет, родился он в 1960 году в Сороках. После школы учился в местном ПТУ и совхоз-техникуме, получал образование товароведа и инженера. Затем, по его собственным словам, учился в МГИМО. Ни одно из учебных заведений он так и не окончил, зато некогда работал в знаменитом цыганском театре "Ромэн". У барона есть сын Артур, его будущий наследник, и две дочери.

Пообщаться с цыганским бароном очень просто. У вас должно быть к нему дело, способное принести деньги. Ну а что вы хотели – это же легендарный цыганский барон!

Приезжаю в Сороки и ищу дом Артура. Первая же цыганка показывает направление, маленький цыганенок настаивает, что без его помощи мы дом не найдем, и требует посадить его в машину. Дом находится через 50 метров по этой же дороге.

Трехэтажный кирпичный дом в центре Сорок. Встречает гостей Артур с супругой. «Хорошая у меня жена, но жаль, что только одна!» – сразу шутит барон. Дом не достроен и, видимо, достроен не будет никогда. Деньги у цыган закончились...

Всё у нас есть, одного только нет.
- Чего же?
- Денег!


Моему роду, роду баронов, больше тысячи лет. Мне один сказал недавно: "Вы знаете, господин барон, у вас есть имя". Всё! Мой отец был признанный барон – считаю, что он был королём, царём, императором! Это же великая Империя была. Со всех концов Советского Союза приезжали к нему: и за деньгами, и за советом, и за тем, чтобы рассудить, и за тем, чтобы попросить помощи. Все приезжали к Мирче Черарю.

С 65-го года он начал... Мне 5 лет тогда было, и я с детства ходил на все сходки, на все разборки. И, честно говоря, я не сожалею о том, что всю свою сознательную жизнь был правой рукой этого человека. Он достоин уважения: красавец был, умница, образование – 5 классов. Прошёл голод в 46-м году.

Дедушка до Берлина дошёл, взял Берлин, вернулся обратно. Старшая сестра отца Алуна вытаскивала воду из колодца, увидела его, крикнула "Папа!", у неё случился разрыв сердца, и до вечера она умерла. Вот тебе трагедия: от радости – разрыв сердца!


Во дворе стоят две "Чайки" и еще какой-то автохлам. Барон мечтательно рассказывает, что "Чайки" он обязательно восстановит, и сразу хвастается, что одна из машин принадлежала Андропову.


Если бы не грёбаные таможни, сохранился бы Союз, мы бы многим утёрли нос. Я не скрою: мы первыми миллионерами были официально, когда открылось кооперативное движение в бывшем Союзе. У нас работала фирма, мы являлись спонсорами всех передач, в том числе передачи "Петало Романо" ("Цыганская Подкова")...

Многие машины в Сороках на российских номерах.


Цыгане в Сороках есть, но большинство уезжает. Строят дома в Подмосковье, в Серпухове, имеют двойные гражданства. Дома здесь оставили, не продают, но некоторые уже хотят продавать. Говорят: "Какая мне перспектива? Я лучше возьму себе там земельный участок где-нибудь в Подмосковье – в Серпухове, в Чехове, в Пушкино. Мне главное место. Я построю там себе гостиницу, и каждый день ко мне будут узбеки, таджики приезжать".

«О! У тебя Брайтлинг!» – Артур за два метра безошибочно определяет марку часов и просит посмотреть. Садимся за стол. Супруга приносит домашнее вино, сало, лук и редис.


В Румынии скользкие цыгане, в том числе и король румынских цыган. Якобы он король... А кто его выбирал? Он приехал сюда первый раз ещё когда, Царствие Небесное, его папа был жив-здоров, 3-4 года тому назад. Когда мой папа был признанным бароном Советского Союза, лучшим другом Леонида Ильича Брежнева, я был единственный цыган в Советском Союзе, первый, который учился в МГИМО московском... А кто он такой? Я смотрю на него и думаю: и ты пришёл меня назначать? Да мне не нужно твоё назначение... Это не то, что от гордости. Просто: кто ты есть такой, что ты сделал для народа и вообще – что ты сделал?

Потом мне сказали: его отец работал с ментами. Он залаживал ментов, ихнее "секуритате" там... И вот на таком поприще они поднялись. Дальше что? Другое дело, когда ты, как мой отец, был спонсором, помогал и бедным, и дуракам. У себя забирал, последнее отдавал – лишь бы было хорошо и было мирно. Может быть, он не был прав. Но он говорил: "Ты тоже прав. На – иди делай, чтобы было хорошо, чтобы был мир. Нас и так мало".

Молдавский способ наливать вино. Крышка не до конца откручивается, и вино льется медленно.


Я вхожу в число людей, которые за то, чтобы мы сохранили свою республику и ни к кому не присоединялись. И мы за восточное партнёрство, за бывший Советский Союз, мы за Таможенный союз. Запад – это же проходимцы. Да, может быть, у них всё красиво, но это не то, что мы прожили, что мы знаем и что мы видели. У них вся жизнь в кредитах, и они хотят, чтобы мы тоже от кредитов зависимы были.

Раньше было так: делай всё что хочешь. Не имел тот, кто не работал. Да и тот имел! Пускай меня Господь простит, и вы извините, но я всегда говорю: милее, добрее, иногда глупее, сильнее и богаче, чем русский народ, нет никого на свете. Не то что вы сегодня пришли ко мне в гости. Я им сказал всем – румыноязычным и всем остальным – что возле жопы русского можно прожить ещё 8000 лет.




Сейчас сделан официальный запрос о моём официальном статусе цыганского короля СНГ и дальнего зарубежья. Здесь пройдёт официальная инаугурация – не где-нибудь в Москве, в Киеве или в Минске, а именно в Молдове. Когда ещё Молдова будет иметь такую честь, чтобы все королевские дворы мира приехали сюда на эту инаугурацию? В том числе и Елизавета, королева Англии.

А что мне Кишинёв? Он вообще ничего не даёт, он забирает у нас. У меня тут люди живут, трудятся, мне нужно создавать рабочие места.



Дом очень бедный, особенно по цыганским меркам. Спят барон с баронессой прямо в гостиной...


Мы, цыгане, тоже крадём. Но не крадём так, как они, по-глупому. Если ты умница, вот ты украл, да? 100 тысяч, 200 тысяч, миллион долларов. Возьми, раскрути его, заработай на нём. И скажи: Господи, прости, пожалуйста, я хочу вернуть то, что я украл, обратно, и плюс ещё сверху... Закинь ему под крыльцо, чтобы он утром открыл дверь и нашёл там... Вот тогда у тебя благословение будет, божье благословение!

Сейчас очень плохое положение у цыган во всём мире. Нас немножко аффектировала эта ситуация финансовая. Пока был Союз и лет 10 после Союза, у нас нормально было. Но сейчас обнищали. И если мы пройдёмся сегодня с вами по Сорокам, то увидите, что на самом деле людей нету дома, они все в разъездах. Кто по России... Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан – везде. Вот именно молдавские цыгане.



Некоторые СМИ пишут, что доход семьи Черарей может составлять 20-40 млн евро в год. Непохоже на правду.

Действительно, наш народ талантлив во всём. Торговля – они умеют, хорошие психологи. Люди-то зарабатывают. Часть цыган занималась этим издревле, они молодцы. А вот часть начала хернёй заниматься.



Я что, для себя всё это делаю? Я ничего с собой в могилу не заберу. Ни этот дом, который я хочу поднять ещё на 10 этажей вверх... Сделать офис, сделать тронный зал... Плюс ещё я хочу открыть Международный институт баронства. Я провёл общее собрание и сказал: "Давайте мы откроем тут не цыганский университет, а международный университетский центр с факультетом цыганологии". И все дали своё согласие. Ко мне приезжали с Сорбонны, с Парижа, и сказали: "Чем нужно будет, мы вам поможем".



Помимо "факультета цыганологии", Артур мечтает открыть в Молдове цыганскую газету и телевидение.

Артур в молодости


Сороки для всех цыган бывшего Советского Союза – это как Мекка для всех мусульман мира, культурно-исторический центр. Некоторым не нравится, что, мол, мы не крутые по воровству. Нет, мы трудяги, мы кузнецы, брат. Мы – самый древний ВПК мира, мы обковали оружием всех королей, царей, фараона – всех-всех. Даже дамасская сталь, булат. Надо говорить "бутлат". "Бут" – это "много", много слоёв лат. "Лат" – и у вас, у русских осталось. Мы же древние арийцы, и у нас санскрит.

На фото отец и дядя


С Украины большинство цыган уехало в Белоруссию и в Россию. У всех же родственники там. Пооставляли дома и "утекли". Что, идти воевать? С кем воевать? Против братьев, против сестёр, против детей? Что мы, изверги? Мы же ещё не забыли, что нам сделали эти... Ты меня спроси, почему мы не очень с румынами. Потому что они хуже, чем немцы были. Они сделали еврейские и цыганские гетто. Холокост. Мы не забыли ещё.

Дом не достроен, денег нет...

На втором этаже тоже все скромно...

Сюда приводят гостей

Главное сокровище барона – коллекция фарфоровых статуэток...


Иногда идёшь к цыгану в дом – у него для мыши нету кусочка хлеба сгрызть. Но золотая цепь есть и золотые зубы. Он себе формирует статус. Но я себе формирую статус из друзей. Хотя я знаю, что 50% из них – враги. Я всегда говорил: "Не хвалите меня, потому что я знаю, сколько во мне весу. Вы, наоборот, меня критикуйте, дабы я стал более совершенным".



Цыганские свадьбы длятся три-четыре дня. Раньше, при Советском Союзе, неделю. Все Сороки – начальник милиции, весь горисполком – все у нас на свадьбе. Ты думаешь, у нас свадьба была? У нас концерт был, а не свадьба, спектакль! Сейчас не меньше, чем 300-400 евриков надо положить на стол. Но что сегодня 300-400 евриков? Зато ты гульнул на тысячу! Музыка очень дорогая у нас. Как девушка выбирает себе жениха? Чем цыган-наркоман, лучше русский. А ещё лучше еврей.


Всем гостям Артур играет на баяне и фортепьяно. Играет и поет отлично! В числе других его талантов – знание нескольких языков. Сам он говорит, что знает 15, включая, например, идиш и фарси.


Я не скрою. У нас были времена, когда варили на дом чернушку, ширялись-пырялись, много пацанов умерло от передоза. Остались матери, жёны, дети, слёзы, понимаешь... Мы навели порядок. Ментов в сторону – и заходили туда. Пиздюлей по полной. Обливали бензином и говорили: "То, что ты пиздюлей получил – получил за то, что так и так. У нас дети растут, у нас внуки растут, правнуки есть, а ты хочешь заработать на слезах – лёгкие деньги, большие. Хорошо, да? Тебе-то хорошо, а людям-то...".

Мы заходили в дома, бомбили всё и говорили: одна спичка – и ты сейчас сгоришь вместе со своими членами семьи и своим домом, а мы скажем, что так и было. И выбирай себе: или ты прекращаешь, уходишь из нашего города и там иди живи среди чужих, а не среди цыган. И оттуда тебя прогонят, потому что хвостик идёт позади тебя, хвост уже есть. А на нём написано, что ты конченый. Всё: ты убийца. В России и на Украине, и в той же Прибалтике – везде преобладает эта ширка-пырка.

На Украине было, что и сами цыгане подсаживались – и дети, и молодёжь. Это люди, полностью потерявшие чувство достоинства. Человечность – всё потеряли. Поэтому мы вынуждены были...


Во дворе разруха...

Мы идем по разбитым дорогам на самый верх Цыганской горки...

За рекой уже Украина, Винницкая область. Людей на другой берег возит паром. Артур мечтательно рассказывает, что хочет построить здесь мост как в Сан-Франциско и сделать его платным, а на вырученные деньги отстроить Сороки.

Люди на улицах его узнают, но какого-то особого трепета перед бароном не испытывают. В какой-то момент ко мне пристает цыганский мальчишка и начинает клянчить вино, еду и деньги. Артур пытается отогнать его от машины, но мальчишка не слушается. Артур нервничает и повышает голос, но мальчишка только смеется и продолжает тянуть руки к сумке.

Вид на Сороки, Цыганскую горку...

Империя начала разрушаться после смерти отца Артура... Последним громким событием, которое потрясло Сороки, были его похороны. Перед тем, как Мирча Черарь был похоронен, его тело 40 дней держали в доме, чтобы с ним успели попрощаться все желающие цыгане мира. Для этого барона пришлось забальзамировать и ежедневно обкладывать постель, где он лежал, тонной льда. Возле дома играл ансамбль "Лэутарий", а посетителям показывали эпизоды из жизни барона.

За это время из Италии привезли гроб за $14 тысяч, а фамильный склеп выложили индийской плиткой и провели туда электричество. Помимо самого гроба, в склеп поставили телевизор, компьютер, принтер, факс, ружьё, бутылку виски и даже набор бритвенных принадлежностей "Жилетт". Ходят слухи, что туда загнали ешё и любимую "Волгу" барона, но Артур Черарь говорит, что это глупости.

Сегодня почти все дома заброшены или не достроены. В Сороках никого не осталось, а о былом богатстве барону напоминают только статьи в советских газетах, которые рассказывали читателям про овчарок с золотыми зубами и личном самолете.

По итогам переписи населения в России живут 204 958 цыган. Этот древний народ принадлежит к восточной ветви цыганского народа, и в то время, когда ее западная ветвь утрачивает языки и обычаи, восточные цыгане стараются их сохранить.
Исход цыган из Индии произошел около тысячи лет назад, когда несколько этнических арийских групп ушли на север.

Специалисты насчитывают три волны цыганских переселений - сначала из Индии в Азию, затем в XIV веке - в Европу, а в конце XIX века - в Америку. Язык всех цыган происходит от санскрита, но каждый этнос имеет свое наречие. Этнографы делят цыган на три большие группы – это домари (цыгане, живущие на Ближнем Востоке), ломари, проживающие в Европе, и романи, населяющие Восточную Европу и Россию.
Цыгановед Николай Бессонов в статье «Цыганские энтогруппы на постсоветском пространстве» (журнал National Geographic) считает, что цыганские этносы в России самобытны, но отличаются языком, обычаями, верой и занятиями.

Русские цыгане

Самый обширный цыганский этнос - это русска рома. Предки этносы вышли из Польши в XVIII веке; рома занимались торговлей лошадьми, музыкой и гаданиями. В XIX веке они были артистами, музыкантами, купцами, а некоторые крестьянствовали; основной верой было православие, а языком стал русско-цыганский диалект.
Правительство России относилось к цыганам благосклонно, им было дано право приписываться к сословиям, а русские аристократы женились на цыганских певицах. После революции исчезли конные рынки, цыганское купечество было уничтожено, но еще больший удар по цыганам нанесла гитлеровская оккупация - фашисты расстреливали цыган целыми таборами.
В современной России 100% русских цыган ведут оседлый образ жизни, у них хорошие дома, часто прекрасное образование, многие занимаются торговлей, сельским хозяйством, становятся музыкантами, артистами.

Украинские цыгане

Сэрвы пришли из Румынии, основное вероисповедание - православие. В России они живут в Ростове, в Самаре и Воронеже. До революции среди сэровов было хороших кузнецов. После революции сэрвы осели в городах и селах, дети пошли учиться; в годы войны их мужчины становились офицерами Красной армии, сражались с фашистами. Сейчас этот народ имеет прекрасное образование; среди них много ученых, бизнесменов и музыкантов. Лингвисты отмечают, что сэрвы утрачивают язык и ассимилируются.
Среди украинских цыган есть народность влахи - выходцы из Валахии. Это православные христиане, тоже славившиеся кузнечным делом, которым они занимаются до сих пор. В России влахи проживают на юге, большинство занято мелкой торговлей и подработками, зато влахи сохранили культуру и быт.
Цыганская народность крымы произошла от молдавских цыган, которые пришли в Крым и под влиянием крымских татар стали мусульманами. В Россию крымы пришли 1930-х годах. Сейчас народ занимается бизнесом, многие живут в Москве, но по-прежнему остаются мусульманами - платят за жену калым и ходят в мечеть. Это очень музыкальный народ, среди низ много хороших атнцоров.

Польские цыгане

Польска рома живут в Смоленской области, по языку и традициям близки русским цыганам. Они не переставали кочевать даже зимой, меняя кибитки на сани и просились переночевать в русские дома по селам. Если им отказывали, то они становились табором в ближайшем лесу, разжигая огромный костер. Очевидцы вспоминали, что женщины этой народности оставались босыми в самый большой мороз. Вплоть до середины XX века этнос занимался лошадьми и гаданьем. сейчас они живут в домах и имеют престижные профессии.

Румынские цыгане

Их называют кэлдэрары или котляры. Православные христиане, они имеют свою «изюминку»: их наряды стали примером для цыганской моды. До революции мужчины делали и паяли котлы, а жёны гадали, сейчас котляры живут перепродажами или сдачей металла. Именно котлярки и влашки гадают на улицах российских городов. Народ живет общинами и блюдет обычаи: хранит язык и фольклор, который мало неизвестен этнографам. По старым обычаям у котляров за девушку дают выкуп.

Венгерские цыгане

Ловари – родственники котляров, в прошлом занимались лошадьми, часто жили за счет женщин-гадалок, при СССР становились артистами эстрады, сейчас освоили бизнес. Среди цыган считаются богатыми, но заносчивых людей. Блюдут традиции, но одеваются в современную одежду.
Мадьяры – эти цыгане всегда занимались музыкой, плели корзины, делали кирпичи из самана. Женщины-мадьярки никогда не гадали. При СССР мадьяры трудились на селе и на предприятиях, но после развала страны многие предпочли уехать. Русские цыгане считают мадьяров не цыганами, что хи весьма обижает.

Карпатские цыгане

Это небольшая народность называется плащуны. До революции жены плащунов были воровками, и сейчаср среди них мало грамотных людей. Несмотря на бедность, плащуны придерживаются традиций и не спешат ассимилироваться.
Кроме этих этносов в России живут отдельные семьи молдавских цыган: кишеневцев, урсаров, чокэнари, лингураров; есть в стране и лотвы - латвийские цыгане.

Цыгане Средней Азии

Этих цыган называют мугат, они мусульмане и переняли от народов Средней Азии одежду и традиции. Если вы видите на улице Москвы женщину с ребенком, просящую подаяние - скорее всего, она мугат, ведь попрошайничество - это традиция, которой мугат добывали себе пропитание веками, кроме этого, мугат занимались предсказаниями и знахарством. В СССР работали в сельском хозяйстве, а после остались без работы; русские цыгане не считают мугат цыганами.



Евросоюз так и не может разрешить цыганскую проблему: год назад их массово депортировали из Франции и Италии, однако, кочевники являются гражданами ЕС (в основном Болгарии и Румынии), и ничто не мешает им вновь возвратиться обратно. Правозащитники оправдывают высокую преступность среди цыган их якобы бедностью и неграмотностью. Но сотни цыган-миллионеров в Восточной Европе ведут настолько вызывающе роскошный образ жизни, что закрадывается сомнение в бедности этой нации. Блог «Толкователя» уже писал о том, что в прошлом году Европу потряс скандал во Франции.

Оттуда по приказу Николя Саркози было выслано несколько тысяч цыган (при этом за депортацию им приплачивали по 400-500 евро на каждого). Высылали их в Болгарию и Румынию. Саркози обвинили в расизме, Францию жестко раскритиковал Брюссель и ООН, однако Париж эту критику пропустил мимо ушей. Поскольку одной высылкой побороть цыганскую миграцию невозможно, депортированные цыгане, как показывает практика, все равно возвращаются обратно во Францию, МВД страны разработало даже специальный закон, запрещающий цыганам возвращаться во Францию.


Дом богатых цыган

По данным международных правозащитных организаций, права цыган также нарушаются практически во всех европейских государствах – Чехии, Италии, Испании и так далее. В Финляндии, например, МВД подготовило специальный закон, запрещающий нищенство. Как считают правозащитники, он явно направлен против цыган. Драматичнее всего ситуация в Венгрии – рост национализма и великодержавного шовинизма в этой стране привел к началу депортации цыган из ряда сел и деревень.

Действия Саркози подержали тогда 69% французов. И их понять можно. Вот только статистика. «Пуэн» приводит несколько цифр: в 2009 году в Париже румынами (имеются в виду, конечно, румынские цыгане) было совершено более 3 тысяч правонарушений, что на 138% больше, чем в позапрошлом году. Две трети этих правонарушений - кражи, а виновники половины этих преступлений – несовершеннолетние. За первые 7 месяцев 2010 года в парижском регионе румынские цыгане совершили около 3 с половиной тысяч краж, 20% краж в Париже, по мнению полиции, – дело рук румынских цыган, причем четверть этих преступлений совершают несовершеннолетние.

Похожая картина наблюдается и в Италии. Недавно МВД Италии опубликовало статистику: на долю румынских граждан, в основном цыган, приходится 15% преднамеренных убийств, 16% изнасилований, 15% вымогательств и почти 20% разбойных нападений на квартиры и виллы в стране. И это при том, что и румыны, и румынские цыгане составляют не более 1,5% от населения Италии.


Она чего-то ждет. Под присмотром…

Правозащитники оправдывают цыганский криминалитет якобы их нищетой и неграмотностью. Отчасти это верно: среди цыган Восточной и Центральной Европы (в первую очередь Румынии, Болгарии, Венгрии и Словакии) высшее образование имеют 1%, среднее специальное 10%. На адаптацию цыган Евросоюз ежегодно выделяет 70-100 млн. евро, еще около 60 млн. – частные благотворительные организации. Но, вздыхают еврочиновники, минимум половина этих средств до бедняков не доходит – они разворовываются как восточноевропейскими чиновниками, так и цыганским «истеблишментом».

Европейская пресса с завидной регулярностью описывает трудные будни цыган. Как вот этот сюжет из Болгарии: «Сюда уже пришла помощь Евросоюза – на деньги ЕС построено нескольких красивых зданий. Но, как поясняет Ангел Рашков, местный цыганский барон, на деле все обстоит не так благополучно. «Снаружи эти дома действительно хороши, но не советую заходить внутрь, – говорит он. – Там свирепствует гепатит, и мы не можем с ним справиться».


Еще один богатый цыганский дом

Барон, которому принадлежат пивоварня и маленький винокуренный завод, осторожно ступает между осколками стекла и экскрементами. «Все эту помойку надо убрать, иначе все заболеем, – говорит он, пробираясь к своему блестящему Rover 75 популярного в Британии бутылочно-зеленого цвета. – На европейский город не похоже».

К Евросоюзу и раньше присоединялись бедные страны бывшего коммунистического лагеря, и в некоторых из них – например, в Словакии – тоже приходилось решать цыганский вопрос. Но в гетто наподобие кварталов Шекер и Столипиново на окраинах Пловдива чиновникам ЕС придется столкнуться с исключительным обнищанием цыган и практически полной их изолированностью от общества.

По официальным данным, в Болгарии проживает 400 тысяч цыган. На деле их может быть в два раза больше – те, кто получил образование, нередко приписывают себя к болгарам или туркам. Барон рассказал о среднем уровне доходов в гетто: «Как правило, семья – женщина, мужчина и двое-семеро детей – живет на 200-300 левов в месяц. Это примерно 100 фунтов».


Какой важный! Ему не надо ничего прятать…

Правда, этот барон забыл рассказать, какой доход имеет лично он, и выделяет ли он что-то на поддержку своих нищих соотечественников. О доходах цыганской «элиты», представленной местными «баронами», королями и их окружением, до сих пор ничего не известно. В прессу просачиваются лишь слухи. А они таковы. «Король» румынских цыган Флориан Чиоаба (ему титул достался по наследству от отца) имеет до 50-80 млн. евро в год. К его клану Колдаш принадлежит около 300 семей, и минимум половина из них имеет дома стоимостью от 3 млн. евро.

Общий доход «короля» и его клана приближается к 300-400 млн. евро в год. Он складывается из подношений рядовых цыган в общак (отчисления – до 5-10% от криминальных и полукриминальных доходов), контрабанды сигарет из Румынии в Западную Европу, гостиничного бизнеса и торговли.

Похожая картина наблюдается в среде цыганской «элиты» и других стран Восточной и Центральной Европы. Даже в нищей Молдавии цыганский «барон» Артур Черарь и его клан имеют до 20-40 млн. евро в год. А в Косово клан «барона» Неджмедина Незири – до 100 млн. евро в год (в основном косовские цыгане промышляют в Германии и Австрии).


Как вам такой интерьерчик!

Как и большинство остальной «элиты» Восточной Европы, а также бывшего СССР, эти цыгане нарочито демонстрируют роскошный образ жизни, буквально купаясь в золоте (на внутреннюю отделку дома цыганского «король» Румынии Флориана Чиоаба ушло до 55 кг золота). Из их сверхдоходов «быдлу» перепадают лишь крохи, да и то – в основном за какие-то грязные дела. Не вызывают возмущения сверхроскошь «элиты» и у подчиненного им народа: втайне большинство из низов мечтает, что когда-то тоже сможет стать обладателям золотого унитаза и «права первой ночи».

Два года назад мировые СМИ обошла серия снимков итальянского фотографа Карло Джанферро. Он с 2004 года фотографировал интерьеры богатых цыганских домов в Румынии, Болгарии и Молдавии. Мы лишь приводим в этом материале несколько из них.


Флориан Чиоба не будствует


Это сам «король» Румынии Флориан Чиоаба. В начале 2000-х он попал в центр европейского скандала, когда суд запретил ему выдавать замуж свою 12-летнюю дочь за 15-летнего жениха. Чиоаба бомбардировал гневными требованиями даже Страсбургский суд, но тот остался непреклонен: дочь должна дожидаться 16-летия. В прошлом году румынские власти разрешили Флориану Чиоаба основать местный цыганский суд, где по его «законам» будут рассматриваться административные дела его подданных.




Это дома цыган-миллионеров в окрестностях румынских городов Тимишоару и Бузеску (фотограф Найджел Дикинсон)



Это дом в «столице» молдаванских цыган городке Сорока, где «заседает» «барон»Черарь

Типичные представители цыганской «элиты» Восточной Европы (на золото с их тела можно было кормить в течение года сотни простых цыган)

На похоронах цыганской «элиты» в могилу вместе с покойником принято укладывать и часть полезных вещей, которые могут ему пригодиться в загробной жизни. К примеру, как признавался сам цыганский «барон» Молдавии Черарь, в могилу его отца положили даже машину «Волгу».




Похороны цыганской знати

В России мир цыганской «элиты» закрыт от посторонних глаз. Но кое-что Блогу Толкователя удалось обнаружить на одном цыганском сайте.


Цыганский дом в Самаре изнутри

На улицах квартала Шекер Махала, одного из беднейших цыганских гетто в Болгарии, замусоренный тротуар потрескался от старости. Низкие домишки из плохого кирпича и листов металла окружают площадь - всю в выбоинах, кое-где пророс кустарник. И опять мусор и пыль. Мужчины роются в куче отбросов, а тощая лошадь нашла что-то съестное в металлической урне для мусора. Немного оживляют мрачную сцену лишь мальчишки, прыгающие на обломанном конце заржавевшей водопроводной трубы. Западная Европа кажется недостижимо далекой.

Однако 1 января следующего года этот квартал также станет частью Европейского cоюза. Резиденты получат право безвизового проезда в любую из стран ЕС, хотя их право на работу будет юридически ограничено правительствами государств ЕС, включая Великобританию.


Еще один несчастный, но богатенький «буратинка»


В прошлом цыгане были полукочевым народом. В конце 50-х годов, при коммунистическом режиме, их заставили жить в гетто или трудиться в колхозах. Многие из них были чернорабочими на фабриках, но после распада плановой экономики они остались без работы.

По информации болгарского активиста движения за права человека Крассимира Канева, полиция очень редко заглядывает в крупные гетто вроде Столипиново, позволяя криминальным бандам устанавливать там свои законы. «Полицейские отказываются расследовать преступления в цыганских сообществах», - говорит Канев, возглавляющий Хельсинкский комитет в Болгарии.

Стражи правопорядка видят свою задачу в том, чтобы оградить других жителей страны от цыган. В гетто процветают вымогательство, продажа женщин в публичные дома, ростовщичество. Цыгане занимаются попрошайничеством, торговлей наркотиками, продажей детей, что вызывает подозрительное отношение к ним со стороны этнических болгар.

Канев считает, что цыгане вряд ли будут в массовом порядке эмигрировать в Великобританию. По его словам, многие уже работают в Европе, по большей части в Греции, Италии и Испании. «Они работают на полулегальных условиях, в 90% случаев заняты в сельском хозяйстве. Но в Великобритании аграрный сектор хорошо оснащен технически, и рабочие должны иметь определенное образование», - поясняет он.


И тут, как видим, не бедствуют…


Рашков также убежден, что его соплеменники не смогут поехать в Великобританию. «Коммунистическая система не дала нам образования. Цыгане будут искать работу в странах, где не требуется особая квалификация. Там, где строгие законы, трудно жить без образования», - вздыхает он…

…Барон провел импровизированный опрос среди мужчин, которые нас окружили. Примерно половина из них заявила, что у них есть паспорта, но статус жителей ЕС не дает им никаких надежд.


Какое будущее у этого малыша?


Один из них весело воскликнул: «Тот, у кого есть определенная подготовка, сможет поехать в Испанию, Францию или Португалию. Мы любим тепло, а в Англии плохая погода». Крупный мужчина средних лет Здравко Ильев высказался более мрачно: «Нам нужна помощь, и мы хотели бы поехать в Европу. Но у нас нет образования, и Европа нас вряд ли примет»…

На протяжении веков отношение к цыганскому народу было весьма противоречивым, а их образ жизни всегда и у всех вызывал по меньшей мере недоумение и непонимание. В то время как у большинства людей цыгане ассоциируются с ворами и попрошайками, цыганская элита буквально утопает в золоте и богатствах. На сегодняшний день некоторые цыгане продолжают вести кочевой образ жизни, постоянно находясь в дороге, а некоторые выбрали оседлую, стабильную жизнь, что, к слову, совершенно не мешает им неизменно держаться обособленной группой и никоим образом не ассимилироваться с остальным обществом. Мы публикуем снимки, которые в полной мере демонстрируют особенности жизни, быта и культуры цыганского народа. Город Мусорщиков Цыганский квартал
Цыганские дома
Резиденция цыганского барона в Молдавии. Местные жители возводят даже копии всемирно известных памятников архитектуры.
Внутренняя отделка домов
Жилище. А вот такое жилье домом вряд ли можно назвать.
Золотая BMW
Средство передвижения
Цыганский барон. На золото с цыганских украшений можно было бы кормить сотни простых цыган долгое время. Цыганский «король» Румынии. Самый влиятельный и уважаемый барон.
«Золотая» молодежь
Ромы. Семья цыган разгребает лопатами опилки, которые они используют для отопления дома.
Родители и дети
Баронесса Типичный представитель цыганской «элиты» Цыганская свадьба. Цыганская свадьба - закрытый обряд. Посторонних на праздник не приглашают.
Цыганская гей-свадьба. Веселье закончилось массовой дракой, из-за пьяного гостя, пожелавшего узнать, что у невесты под юбкой. Платье невесты. Шикарный наряд из-за большого количества золота весит больше десяти килограмм.