Какой элен. Характеристика Элен Курагиной в романе Л

Княжна Элен Курагина еще до своего замужества покорила «весь Петербург», то есть ту его узкую прослойку, которую принято называть высшим обществом. Ее полное имя в девичестве - Елена Васильевна Курагина.

Эта женщина по-разному представляется художникам и кинематографистам всех стран. В романе «Война и мир» Элен Курагина - яркий образ. Познакомимся с ней подробнее.

Семья Элен Курагиной

Элен - дочь князя Василия и сестра Анатоля и Л. Толстой не показывает Элен в семейной обстановке. Только по косвенным намекам можно понять, какая холодная и бездушная обстановка в ней царит. Прежде всего тон в семье задает заядлый интриган и царедворец князь Василий. Он просто всегда держится как можно ближе к людям выше него по положению и от которых можно что-то получить. И всегда отдаляется от тех, кто стоит ниже, чем он (как, например, обратившаяся к нему с просьбой за сына дочь его старинного покойного друга обнищавшая княгиня Друбецкая).

Жена князя абсолютно пустое место, которой практически внимания в произведении не уделено. Лишь в конце можно понять, что женщина она достаточно отвратительная (завидует своей собственной дочери). В романе постепенно, страница за страницей, глава за главой, в полный рост встает Элен Курагина. Образ, который создает Л. Толстой, далек от идеала.

Отношения с братьями и Пьером

Ее брат Анатоль при всей его красоте циничен и мерзок во всех своих проявлениях. Они с сестрой составляют достойную пару. Их отношения настолько двусмысленны, что отец удаляет Анатоля от сестры, поскольку он опасается инцеста.

Лишь на лице скудоумного Ипполита Куракина, как в зеркале, отражается вся сущность этой семьи. Пьер знает Элен с детства. Их отцы - дальние родственники. П. Безухов долгое время провел за границей и встречает в салоне А. П. Шерер ослепительно похорошевшую девушку на выданье. Ей нужен лишь подходящий кандидат. А у Пьера она вызывает чувства, которых он сам стыдится. Он ощущает что-то гадкое при встречах с Элен. Но в то же время князь Василий старается устраивать их встречи как можно чаще. Это обсуждает весь Петербург. Все считают Пьера женихом, но он не делает решительного шага.

Обручение

Задача князя Василия - выдать дочь замуж за человека с состоянием. Ему попадается простодушный Пьер Безухов. Из лап этого семейства, поставившего перед собой определенную цель, вырваться невозможно. Пьер, сам не понимая, как это происходит, обручается с Элен. Пьер, как агнец на заклании, сидит рядом с Элен.

Он слышит, как скрипит ее корсет, чувствует запах ее духов, но что-то мешает ему сделать последний шаг и попросить ее руки. Пьер и раньше думал, что она глупа, и он не испытывает к ней любви, только страсть, которую и сам не уважает. Но Елена Васильевна при всей ее глупости совсем не простушка.

Когда отец приходит в комнату, где сидит совершенно одуревший от происходящего Безухов, Курагина грубо целует мужчину, и все - они обручены. Скоро свадьба. Это не сатира. Толстой показывает жизнь такой, какая она есть. Сцена обручения - прекрасная характеристика Элен Курагиной как циничного существа.

Внешность Елены Васильевны

Эта молодая белокурая девушка, прекрасная, как мраморная статуя, созданная великолепным скульптором, совершенна с головы до ног. В ее внешности нет изъянов. И она хорошеет год от года на протяжении всей своей жизни. Она рано расцвела. На первых же страницах романа она предстает юной девушкой, которая уже привыкла к своей всепобеждающей красоте. И далее она становится внешне все совершеннее. Такова характеристика Элен Курагиной, пленительной красавицы.

А как же, если вчитаться в роман, она выглядит? У нее черные глаза, белокурые волосы, тело античной красоты, которое всегда составляет единое целое с ее платьем. При первом появлении в салоне Анны Павловны Шерер она одета в бальный наряд с шифром. Шифр указывает на то, что она либо выпускница либо фрейлина. В начале романа ей приблизительно от восемнадцати до двадцати двух лет. В другом случае ее никто бы не назвал молодой девушкой. Каждый, кто ее видел, восхищался прекрасной Элен.

Черты характера Элен

Улыбка не сходит с лица Елены Васильевны. Она просто обворожительна. Но вместе с тем однообразна и не имеет оттенков. Она всем улыбается одинаково.

Платья Елена Васильевна предпочитает очень открытые. Она стремится продемонстрировать идеально красивую грудь, плечи, спину и руки. Чтобы ее прелесть была заметнее, она периодически поправляет украшения на груди, тогда ее всепобеждающая красота становится еще заметнее.

А манеры? Графиня Безухова умеет себя подать. Во-первых, она элегантна. Во-вторых, всегда спокойна и величава. Она не ходит, а плывет. И держит себя в свете молчаливо и достойно. Просто сказать ей нечего, поэтому на все обращенные к ней речи она отвечает односложно, сопровождая слова однообразной улыбкой.

Это характеристика Элен Курагиной, которую неоднократно подчеркивает Л. Толстой. Все в ней производит впечатление глубокого ума, который на деле просто практичен, груб и циничен.

Общительность графини Безуховой

У себя дома она сумела устроить салон, в который все стремились попасть. Ее близкими друзьями становится «весь Петербург». Светские люди, которых знают как людей любезных и умных, дипломаты, русские и иностранные, - все спешат засвидетельствовать свое почтение графине. Если человека принимают у нее в доме, то он автоматически получает признание и во всех домах Петербурга. Дипломат Билибин готовит свои лучшие «словечки», чтобы впервые высказать их в салоне Безуховой.

Если она посещает театр, то само ее присутствие в ложе становится похожим на представление. Самые знатные и умные мужчины спешат к ней, а все остальные наблюдают за этим зрелищем. Выставить себя безо всякого стеснения и смущения напоказ - забота Елены Васильевны. Скромность не ее стихия. Это тоже характеристика Элен Курагиной.

Глупость и пустота свободно, без усилий с ее стороны, успешно скрываются. В обществе за ней прочно утвердилась репутация женщины столь же умной, сколь и прекрасной. Лицемерие, как и у ее отца, у Елены Васильевны в крови. Она умела говорить совершенно естественно то, о чем не думала, и совершенно просто и легко льстить.

Что скрыто за аристократическими манерами

Элен Курагина и Пьер Безухов после свадьбы еще больше отдалились друг от друга. Их брак несчастлив. Пьер с отвращением смотрит на красавицу-жену. Жена, светская львица, считает мужа дураком и не скрывает этого. Она не желает иметь детей. Муж видит грубость ее мыслей и вульгарность выражений. Пьер с ужасом осознает, что женщина она развратная. У нее есть любовник - Долохов. Он понимает, как мерзко она повлияла на чистое существо - Наташу Ростову. Элен совершенно естественно знакомит брата Анатоля, известного повесу, с невестой князя Болконского. Вкрадчиво, спокойно и с удовольствием они наблюдают за растерявшейся девушкой. Наташа Ростова не в силах противостоять двойному давлению и готовится убежать с Анатолем. Она простодушно поддалась его красоте и обаянию зла.

Лишь позже, когда побег раскрылся и прошло время, Наташа Ростова (не без влияния Пьера) снова способна радоваться жизни и понять, в какую пропасть толкала ее прекрасная Елена Васильевна.

А жизнь Элен Курагиной идет своим чередом. После того как Пьер оставил жену и она вырвала, так как женщина она корыстная, значительную часть состояния, Элен сблизилась с высокопоставленным вельможей, а позже, в Вильно, и с иностранным принцем. Вернувшись в Петербург, она прилагает усилия сохранить связь с обоими, не оскорбив ни одного из своих любовников.

Планы Елены Васильевны Курагиной

Она собирается принять католичество и развестись с Пьером. Тогда она сможет и располагать значительным состоянием и выйти снова замуж. Вера как таковая ее не интересует. Для нее, рожденной в православной семье, нет никакой разницы между католичеством и любой другой верой, если она поднимет ее еще выше по социальной лестнице. И она получает документы, позволяющие ей принять католичество. Это еще раз подчеркивает полную беспринципность светской дамы. Лишь скоропостижная смерть от грудной ангины прерывает эти безнравственные и далеко идущие намерения.

Л. Н. Толстой обрисовал убедительный облик Елены Васильевны. Обманчивость и коварство красоты представляет собой Элен Курагина. Образ полон жизненной силы. Толстой показывает ее во всей полноте чудовищного цинизма и мощной животной силы, которая нужна ей для побед, намеченных ею.

Прочитан эпилог, перевернута последняя страница грандиозного романа-эпопеи Л.Н. Толстого « Война и мир», а у меня осталась масса вопросов. А что, если все совсем не так? А если все наоборот? А вдруг наш гениальный автор хотел сказать намного больше, чем нам показалось?

Несмотря на кажущуюся простоту, Л.Н. Толстой никогда не был посредственной личностью. Неотъемлемой частью его жизни были тайны и загадки, он был будто соткан из противоречий. И когда думаешь об этом, на ум невольно приходит гений своего времени Леонардо да Винчи. Двое этих людей, хоть и жили в совершенно разное время, оставили после себя не только ценнейшее культурное наследие, но и очень длинный шлейф тайн, загадок и мифов.

Некоторые картины Леонардо да Винчи в зеркальном отражении несут скрытый смысл. Так добрый старик становится образом дьявола, а демон – милой девушкой. Именно поэтому я позволила себе взглянуть на Войну и мир «в зеркальном отражении». Вдруг и Лев Николаевич воплотил в своем произведении нечто подобное?..

Вначале я решила взглянуть на самого, по моему мнению, неоднозначного персонажа – Элен Курагину. Эта девушка – блестящая петербургская красавица-дворянка. Статная и невозмутимая, она будоражит сознание множества мужчин. Её любят и ею любуются в свете. Но так ли все ярко и блестяще в ее жизни, как кажется на первый взгляд?

В любой характеристике Элен Курагиной звучат такие слова: « под оболочкой красавицы сидит чудовище», «красотой внешней она скрывает уродство души», «глупая кукла, которая всем нравится», « Элен женила на себе Пьера».

Но что можно говорить о душе этой девушки, не пытаясь посмотреть на все ее глазами. Да, она красива, и всегда была такой. И красота стала ее проклятьем, потому что ее убеждения, манера поведения во многом диктовались положением женщины в дворянском обществе, где она играла роль красивой куклы, которую нужно вовремя и удачно выдать замуж, причем ее мнения по этому поводу никто не спрашивал. Основное занятие – блистать на балах и рожать детей, увеличивая количество русских дворян.

Что касается женитьбы Пьера на Элен, то девушка была вынуждена подчиниться своему отцу и выйти замуж за богатого дворянина и её мнения по этому поводу и правда никто не спрашивал.

Элен с самого детства была инструментом в руках князя Василия. Она знала, что никто не предоставит ей права выбрать мужа, как, например, Марии Болконской. Постоянное давление со стороны родителей и света, частое внимание и понимание неизбежности своей судьбы сделали свое дело. Элен стала жестокой и расчетливой. И мне кажется, что она была совсем не глупой, а просто умело скрывала свой ум, потому что в то время образованные женщины хоть и восхищали, но не ценились. И разве глупый человек мог так умело верховодить высшим обществом и всем нравится?..

После замужества жизнь Элен не сильно изменилась. Пьер, который, казалось, был в нее влюблен, теперь не обращал на нее внимания и занимался лишь поисками своего пути в жизни. Поэтому девушка все свое внимание отдавала свету, где ею восхищались больше прежнего.

Хочу ли я сказать, что Элен была ангелом? Нет, конечно нет. Она была жестокой, себялюбивой, гордой и очень расчетливой. Своими размышлениями я лишь хотела показать, что, может быть, она не так плоха, как мы о ней думаем. И,возможно, мы смогли бы понять мотивы ее поступков. Элен была женщиной, обычной женщиной, того по-своему жестокого времени. И как женщина, она была глубоко несчастна у себя в душе. Она участвовала в своей судьбе как могла, насколько это было позволено. И, может быть, все её плохие и глупые поступки объясняются лишь одним – она хотела быть счастливой, несмотря ни на что.

Одной из самых ярких личностей произведения, бесспорно, является Пьер Безухов. В самом начале книги его образ вызывает усмешку, нежели серьезное отношение: “Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке” Представляя себе этого персонажа, невольно задумываешься, а мог ли он вписаться в то красивое и изящное общество? И вскоре становится понятно, что в этом великосветском салоне Пьер чужой. Его “умному и вместе с тем робкому, наблюдательному и естественному взгляду” не место среди “механических” гостей “мастерской” Анны Павловны.

Но в глазах этого самого света, и в глазах читателей Пьер всегда был и остается милым и добрым человеком. Но, как часто бывает, у таких терпеливых и спокойных людей как Пьер есть свои скелеты в шкафу.

Я прекрасно понимаю, что не существует идеальных людей, и у всех есть свои слабости, но от такого разумного человека как Пьер я не ожидала многих вещей. И первая из них, это его женитьба на Элен. Во всей этой ситуации герой ведёт себя слабохарактерно и совершенно безотказно. Он не смог отказаться от свадьбы, хотя ему этого хотелось. Он пошёл на поводу у князя Василия и был вынужден подчиниться его умело составленному плану. Семья Курагиных для Пьера – личный криптонит, которому он не может сопротивляться. Вспомнить хотя бы случай, когда Пьер поддался уговорам Анатоля Курагина и чуть не расстался с жизнью… Все эти случаи показывают умного и рассудительного Пьера с другой, менее привлекательной стороны.

Всю свою жизнь Пьер Безухов ищет в ней смысл. Судьба приводит его в самые различные места, начиная от масонской ложи и заканчивая организацией декабристов. Его метания сопровождают нас всю книгу, и после каждого значительного события в жизни герой меняется. Взять хотя бы Бородинское сражение. Лично мне не понятно, почему гражданский и совсем далёкий от войны Пьер решился на этот шаг, ведь он считал себя, ни много ни мало, спасителем России. В пылу сражения Пьер ведёт себя совсем не по-геройски – бежит с поля боя, напуганный выстрелами и кровавыми ранами людей. Нет, я ни в коем случае не осуждаю его, просто для меня решение Пьера ехать на войну было неожиданным и лишенным смысла, ведь он всегда был гуманным человеком.

Очередным и, на мой взгляд, самым важным этапом в жизни Пьера был плен. Там он повстречал Платона Каратаева, который смог изменить его взгляды на жизнь. Все тяготы и невзгоды помогли Пьеру приобрести новые душевные качества. "Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное... и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь". Он стал сильнее духом и обрел характер. Пьер даже смог отказать французу, требовавшему от него денег, чего раньше никогда бы не сделал.

Женившись на Наташе Ростовой, герой, казалось бы, обретает полнейшее счастье. В эпилоге мы видим радостную и гармоничную семью. Но так ли всё радужно в их маленьком мире? На деле же Пьер не оставляет свои душевные искания и надолго покидает Наташу и четверых детей, а сам уезжает по делам. Скоро становится понятно, что мятежный дух Пьера сводит его с обществом декабристов. Несмотря на это, «все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

В конце хочется сказать, что правда не всегда такая, какой мы видим её вначале. И если хочется найти то, что скрыто от многих глаз, смотреть нужно глубже, в саму суть вещей. После исследования персонажей Элен и Пьера я кое-что поняла: плохое не всегда является таковым, а хорошее зачастую не оправдывает наших ожиданий.

Видеть истинную суть вещей не так легко, но не давайте пустить пыль себе в глаза, а смотрите с помощью «зеркала» как «завещали» великие да Винчи и Толстой.

Самым ярким женским образом романа Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать образ Элен Курагиной, дочери князя Василия Курагина, жены Безухова, молодой женщины, красотой которой восхищался весь Петербург. Этим преимуществом девушка ловко пользовалась, окружая себя мужчинами разных чинов и возрастов.

«Красавица» Элен обладала изящным античным строением тела, мраморной кожей, пышной грудью, густой косой. Черные глаза, манили глубиной взгляда любого, кто смотрел в них. Обворожительная улыбка не сходила с лица. Она была элегантной девушкой, с блестящими манерами, благодаря которым достойно держалась в обществе. Эти качества создавали впечатление умной женщины. Однако истинное лицо и натуру девушки видели немногие. Муж Пьер Безухов, наоборот, считал ее предельно глупой особой. Глупость скрывалась за миловидным личиком и красивым, притягивающим взгляды, телом, которое она постоянно выставляла напоказ, притягивая множество взглядов. Неискренняя и лживая улыбка позволяла ей умело льстить тем, кто проявлял к ней интерес.

При этом, она могла использовать в речи довольно вульгарные выражения, лишенные какого-либо смысла, прикрывая это своим аристократическим происхождением и отменными манерами. Ее наряды носили предельно откровенный характер. Платья были открытыми спереди и сзади, создавая впечатление, что ее бюст почти полностью оголен. Скорее всего, общественность понимала это, но не обращала внимания на данный изъян. Многим она казалась красивым украшением вечера, «куклой», способной поднять настроение, улыбнутся, вовремя сказать комплимент.

Курагиной интересны лишь пышные балы, салоны и деньги, которыми она может обеспечить себе безбедную, разгульную жизнь. В поисках богатства, она соблазняет неопытного в отношениях, однако обладающего достаточными для нее денежными средствами Пьера Безухова и выходит за него замуж. Когда же он ей надоедает, разводится, забирая себе часть его имущества, и идет искать новый источник дохода. Ее можно назвать достаточно расчетливой дамой.

Элен Курагина – заурядная личность, которая не способна любить никого, кроме себя и своего тела. Вместо ума, она умело пользуется красивой внешней оболочкой для достижения своих личных целей. Высшее общество устраивает такое положение дел. Одни удовлетворяют свою потребность в обладании красивой дамой, которая может нужными словами, действиями превознести их собственное достоинство и значимость; другая - пожинает плоды своих трудов, блистая в обществе и живя в достатке.

Вариант 2

Тема поиска нравственного идеала девушки была очень популярной на рубеже 19 века. Многие писатели рассуждали в своих произведениях над этой темой. Л.Н. Толстой в «Войне и мире» изобразил массу женских образов, непосредственно сравнивая их.

Одним из самых эффектных образов романа «Война и мир» является образ Элен Курагиной. Красавица Элен подобна античной статуе, ее отличает мраморность кожи, изящность и грация. Привлекательная и загадочная улыбка никогда не сходит с лица Элен Курагиной. Она знает как себя преподнести, знает как держаться в высшем свете. На первый взгляд, Элен кажется незаурядной девушкой, умной, волевой. Но за всей внешне красивой оболочкой на самом деле ничего нет, есть только глупость, пустота, неискренность, ложь и обман.

Элен интересуется только сплетнями, балами, светскими раутами и деньгами, которыми она может поддерживать свой разгульный образ жизни.

Образ Элен Курагиной – совершенная противоположность образам Наташи и Марьи. Заурядность ума, эгоизм, ограниченность, внутренняя пустота противопоставляется доброте, преданности и скромности.

Элен Курагина не может любить никого, кроме себя. Она прекрасный представитель высшего общества, она лишь одна из многих, ее образ типичен. Она дитя того времени, лишь красивая кукла, которая играет роль в всеобщем спектакле.

Элен никогда не станет верной супругой и матерью, а семья, материнство, забота о детях для Толстого это и есть смысл жизни женщины.

Автору удалось показать, что за внешней красотой человека может ничего не стоять. В описаниях внешности княжны Элен есть что-то зловещее, будто ее грехи отображаются в ее фигуре и лице. Элен всего лишь часть света, его отражение и символ.

Толстой – великолепный психолог, знаток человеческих душ. На протяжении всего повествования мы не видим, чтобы Элен испугалась, обрадовалась, посочувствовала кому-то, складывается впечатление, что у нее нет чувств, что она просто неспособна на это. «Где вы – там разврат, зло», - так говорит Пьер своей жене.

Жизнь Элен бесцельна, неудивительно, что смерь ее также глупа, как и ее жизнь. Она совсем погрязла в интригах, сплетнях и во лжи.

Элен Курагина. Характеристика

Элен Курагина – это антипод Наташи Ростовой. Она описывается как красивая девушка, от которой люди, в том числе и женщины из светского общества, теряют голову от ее красоты. Но за ее невероятной красотой прячется жадная личность.

В начале романа читатель симпатизирует Элен. Автор описывает ее идеальное лицо и прекрасную фигуру. Элен холодна в своих чувствах с окружающими людьми.

Элен Курагина всегда принимала участие в светских мероприятиях. Она воспитывалась в типичной аристократичной семье, где ее существование заключалось в том, чтобы успешно выйти замуж за богатого человека. При этом не важно, будет она его любить или нет.

Элен никогда не испытывала симпатии к Пьеру. Она не стала для него хорошей хозяйкой и матерью его детей. После того, как Элен вышла замуж на Пьера, она продолжает свою светскую жизнь. Читатель понимает, что Безуховы не любят друг друга. Но из-за своего благородства, Пьер не может расстаться с Элен. В этой истории сложилось два фактора. Пьер женился на красоте Элен, а Элен вышла замуж за деньги Пьера.

Для Элен всегда было важно лишь то, что будут о ней говорить в обществе. После того, как Пьер вызывает на дуэль ее любовника Долохова, она пытается выкрутиться перед своим мужем. Она боится за свою репутацию в аристократическом обществе. Тогда для читателя становится ясно, что за этой красотой девушки стоит уродливая и жадная душа. Она никогда не испытывала ни к кому чувства любви. Ей чуждо это чувство. Она считает своей личной победой вскружить голову миллионам мужчин. Родители Элен воспитали эгоистичную даму, готовую на все, чтобы сохранить хорошую репутацию в светском обществе.

Многие персонажи романа называли Элен хищником. У нее нет совести и нет принципов. Смерть Элены Курагиной очень глупа. Она выпивает огромную дозу лекарства и погибает мучительной смертью. Автор пишет о том, что за красивой внешностью не всегда может стоять красивая личность. Судить о человеке стоит только по его внутренним качествам, принципам и его поступкам. Лев Николаевич ставит в противовес Наташу Ростову, которая была душевно красивая, но не обдала яркой внешностью.

Таким образом, Элен Курагина в произведении «Война и Мир» - это красивая «обертка» уродливой куклы, которая ищет наживу. Она добилась своего исключительно благодаря своей красоте. Автор считает, что человек, которому чуждо такое чувство, как любовь, обречен на мучительную смерть.

Сочинение Образ Элен Курагиной

В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой описывает много образов различных женщин. Толстой пишет, что женщина это дивное существо. Ее природа в сохранении семьи и налаживании быта. Женщина это продолжение рода и хранительница очага.

Образ Элен Курагиной это противоположность Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Элен очень красивая девушка, но за ее красотой прячется тщеславная и жадная личность. В начале знакомства с Элен она вызывает симпатию. Черты ее лица и фигуры идеальны. Мужчины, окружавшие Курагину, сходят с ума от ее красоты. Элен никогда не выражает своих чувств и эмоций. Она холодна и расчетлива.

Курагина яркая представительница светских мероприятий. Она была воспитана так что ее предназначением было выйти удачно замуж независимо от того будет она любить своего избранника или нет. Она выступала в роли красивой куклы, которую отец выдал удачно замуж. Элен не любила Пьера Безухова и не стала матерью его детей и хорошей хозяйкой. Она продолжала светскую жизнь. Супруги не любят друг друга, но Пьер не бросает Элен, потому что он был благородный человек. Он женился на ее красоте, а она вышла замуж за деньги Безухова.

В начале описания образа Элен читатель влюбляется в нее. Она очень красива и стройна, на ее лице всегда присутствует улыбка. Но углубившись в образ, становится понятно, что это расчетливая женщина. У нее много любовников и она ведет достаточно распутный образ жизни.

Элен восхищала своей красотой множество мужчин, но никто не знал, что за ее красотой нет ни чувств, ни души. Ее отец Василий просчитал до мелочей брак с Пьером. Ведь Безухова никто не любил, и презирали в обществе. Сыграв на красоте и утончённости своей дочери, он выдает Элен за него замуж. Курагина всячески доводила своего мужа, и ее лишь интересовало, что скажут о ней в обществе. В один очередной день Безухов решает вызвать любовника своей жены на дуэль. Тогда Элен закатывает Пьеру грандиозный скандал. Она говорит, что ей стыдно, что муж ей не верит и что же про нее теперь скажет светское общество. Даже в этой ситуации после дуэли с Долоховым Элен выкручивается перед Безуховым. Ей главное не уронить лицо среди светских дам.

В этот момент читатель понимает насколько низка и уродлива личность Элен Курагиной. Толстой раскрывает вторую сторону девушки. Она далека от образов приличных, хрупких русских красавиц. Ей не нужна любовь, она готова кружить головы мужчинам. Родители Курагиной воспитали ее эгоистичной личностью. О ней отзывались как о «животном» и называли «хищником». У этой девушки не было принципов и совести. Элен любила исключительно только себя. Она занималась самолюбованием. Важнее чем она сама в жизни Курагиной никого не было.

Когда Курагина решает провести аферу с двумя своими любовниками, она еще не знает чем, все закончится. Она подумывает выйти замуж за обоих своих любовников, но у нее ничего не выходит. Курагина по глупости умирает, она выпивает большую дозу лекарства и умирает в муках. Лев Николаевич хотел сказать, что внешность порой обманчива и стоит судить о человеке по его душевным качествам. Ведь за внешностью может скрываться злой и скупой человек на чувства и эмоции.

Сочинение 5

Элен Курагина описывается как прекрасная девушка, которая очень нравится людям. Но за её прекрасной внешностью скрывается алчный человек.

В самом начале произведения Элен симпатизирует у читателя. Она слишком холодна к окружающим её людям. Курагина завсегдатай изысканных вечеринок. Её воспитывали в аристократической семье, где вся её жизнь сводилась к тому, что надо выгодно выйти замуж. И совсем не важно, влюблена она в него или нет. Элен нисколько не нравится Пьер.

Для Безухова она хорошая хозяйка, а для его детей хорошая мать. После замужества, Элен не прекращает светскую жизнь. Читатель видит, что у Безуховых нет взаимной любви друг к другу. Но из-за благородного воспитания, Пьер не расстаётся с Элен.

В этом приключении складываются две причины, женитьба Пьера на Элен из-за её того, что Элен хороша собой, а Элен выходит замуж за богатство Пьера. Элен придаёт огромное значение тому, какие слухи ходят о ней в народе. После вызова на поединок Пьера её возлюбленного Долохова, она делает попытку оправдаться пред супругом, так как она очень боится, что о ней пойдут сплетни в высшем свете. Тогда тому, кто читает, становится отчётливо понятно, что за наружной привлекательностью девушки, находится непривлекательная и алчная личность. Она никого не любит. Ей не присуще чувство любви.

С детства Элен воспитывали эгоистичным человеком, который может пойти на все, чтобы не испортить чистое общественное мнение о себе в элитном круге. Большинство героев романа считают Элен хищницей. У нее отсутствует стыд и нет убеждений. Смерть Элен Курагиной слишком нелепая. Она умирает страшной смертью от передозировки лекарствами.

Автор показывает то, что за красивой натурой не всегда стоит прекрасная индивидуальность. Думать о человеке следует не только по внешности, но и по внутренним параметрам, и по его жизненному поведению. Лев Николаевич ставит для сравнения Наташу Ростову, прекрасную в душе, но не обладающую красивыми внешними чертами. В романе «Война и Мир» Элен - это яркая «упаковка» ужасной куклы, ищущей наживы. Она добивается чего хочет только с помощью своей красоты. Писатель показывает, что человек, какому не присуще такое чувство, как любовь, обречен на чудовищный финал.

6 вариант

Элен Курагина один из ярких персонажей произведения «Война и мир». Нельзя назвать ее главной героиней, но именно на ее примере Толстой показал, какие существовали женщины в тот период. Надо сказать, что прототипы Элен можно найти и среди современных женщин.

Если Елену рассматривать с точки зрения писателя, который придерживался строгих правил и считал, что предназначение женщины быть примерной женой и матерью, то впечатление создается о ней как об отрицательном персонаже. Но если познакомится поближе с ней, то не такая уж и плохая она по своей сути. Сейчас бы ни кто не стал упрекать женщину в том, что она строит карьеру и для этого вышла замуж по расчету. А для Элен признание общества своего рода карьера и ее нельзя за это строго судить.

Элен была красива, хорошо воспитана и образована. К сожалению, не все женщины даже с хорошим образованием могут не только поддержать разговор, но увести его в то русло, в которое им надо. Поэтому она пользовалась успехом не только у мужчин, но и у женщин.

Она еще сравнительно молодая, но достаточно опытная. Толстой не уточняет, сколько ей лет точно, но явно, что не больше двадцати пяти. По тогдашним меркам это достаточно почтенный возраст для девушки, которая должна задуматься о замужестве. Элен это понимает, но в тоже время ей нужен такой муж, который не будет ограничивать ее свободу и к тому же будет богат. И судьба ей улыбнулась в образе Пьера.

Что мог он в ней найти? Несмотря на то, что ее описывают коварной, циничной, эгоистичной, в ней много обаяния, которое она пускает в ход, когда надо очаровать нужного ей человека.

«Но она глупа, я сам говорил, что она глупа , - думал Пьер. - Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное ».

Элен - это воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее «однообразную», «неизменяющуюся» улыбку и «античную красоту тела», она напоминает прекрасную бездушную статую, на которую смотрят, восхищаются, но никто не считает ее живой, никто не готов полюбить ее, потому что то, из чего она сделана, -- камень, холодный и твердый, там нет души, а значит, нет отклика и тепла. В салон Шерер Элен входит «шумя своею белою больною робой, убранную плющом и мохом», как символ бездушности и холодности. Элен Курагина -- душа общества, ею восхищаются, ее хвалят, в нее влюбляются, но и только... притом из-за влекущей внешней оболочки. Она знает, какова она, и именно этим пользуется. А почему бы и нет?.. Элен всегда уделяет большое внимание своей внешности. Писатель подчеркивает, что героиня желает как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души - вот первое указание на архетип «злой жены» - притворство, лукавство и внешняя красота вкупе с «мертвенностью» души.

Как бы это ни было подло и низко, Элен заставила Пьера произнести слова любви. Она решила за него, что он ее любит, как только Безухов оказался богат. Поставив себе цель, Курагина хладнокровно добивается ее путем обмана , что заставляет почувствовать холод и опасность в океане ее души, несмотря на поверхностную прелесть и сверкание.

“Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, -- думал Пьер, -- представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются”. С Безуховым нельзя не согласиться. Может возникнуть спор только лишь из-за ее ума, но если внимательно изучить всю ее стратегию по достижению цели, то и ума-то особо не заметишь, скорее, догадливость, расчет , житейский опыт. Когда Элен добивалась богатства, она его получила с помощью удачного замужества. Это самый простой, не требующий ума, привычный для женщины способ разбогатеть. Ну а когда она возжелала свободы, то опять же нашелся самый легкий способ -- вызвать ревность в муже, который, в конце концов, готов отдать все, лишь бы она навсегда исчезла, при этом Элен не потеряла денег, а также не утратила положения в обществе. Цинизм и расчет -- вот главные качества героини, позволяющие ей достигать поставленных целей.

Элен олицетворяет безнравственность и порочность. Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не знающие никаких моральных норм, живущие по непреклонному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен сводит своего брата с Наташей Ростовой, хотя понимает, что ставит под угрозу будущее девушки. Узнав об этом, Пьер говорит: «Где вы - там разврат, зло».

Элен вступает в брак только ради собственного обогащения. Она постоянно изменяет мужу, поскольку животное начало преобладает в ее натуре . Она становится для Пьера причиной нравственных мук, стыда, разочарования . Это еще один яркий опознавательный знак «злой жены». Фальшь и ненатуральность своих отношений с Элен Пьер чувствовал еще до брака с ней.

Гордо проплывающая по залам Элен на самом деле груба и бестактна. Когда Безухов, женившись на Элен, узнает о ее связи с Долоховым, он ясно вспоминает грубость ее мыслей, вульгарность выражений («Я не какая-нибудь дура... поди сам попробуй...»). Толстой неоднократно употребляет слово “грубо”, характеризуя ее действия. Когда Пьер нагнулся поцеловать ее руку, она “быстрым и грубым движением головы перехватила его губы...”

Отдельно стоит упомянуть момент «злой» смерти, предчувствия несчастья в судьбе, гибельного финала мужа Элен.

Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски, помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену. Только чудом дуэль Пьера и Долохова не окончилась смертью одного из них. Пьер совершенно не готов к роли «палача», он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова. Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из-за страха, а потому что уверен в виновности Элен. Ничтожество и низость Элен так очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта женщина того, чтобы брать грех на душу - убивать за нее человека. Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже - свою жизнь, связав ее с Элен. Тогда, встретившись лицом к лицу с неизбежным, Пьер начинает понимать, как глупо и бессмысленно ради прихоти убивать другого человека.

Но даже когда после дуэли мужа с Долоховым и разрыва с Пьером Элен понимает, что она натворила (хотя это и входило в ее планы) во имя достижения своей цели, она все равно принимает это как неизбежное, по крайней мере, убеждена, что поступила правильно и ни в коем случае ни в чем не виновата: таковы, дескать, законы жизни. А как жестоко и грубо она говорит с мужем после его дуэли с Долоховым! Снята маска, и показалось истинное, отталкивающее лицо Элен.

Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. «Я не такая дура, чтобы иметь детей », - произносит она кощунственные слова. Семья, дети не играют в их жизни существенной роли. Элен кажутся смешными слова Пьера о том, что супругов могут и должны связывать чувства сердечной привязанности, любви. Графиня Безухова с отвращением думает о возможности иметь детей . С удивительной легкостью она бросает мужа .

Не будучи разведенной, она решает проблему, за кого ей выйти замуж , не в состоянии выбрать одного из двух ее поклонников. Загадочная смерть Элен связана с тем, что она запуталась в собственных интригах . Ничтожности жизни “светской львицы” вполне соответствует заурядность ее смерти.

Элен Курагина - один из женских образов романа-эпопеи Л.Н.Толстого. По внешней характеристике героини, данной автором, мы понимаем, что Элен не относится к его любимым героиням. Да, Элен Курагина является душой общества, вызывает восхищение среди светской знати, в нее влюбляются. Этого ей вполне достаточно. Она следит за выражением ее лица, ведь никто не должен застать ее врасплох, каждый должен восхититься ее красотой. Элен не нужна кропотливая душевная работа, в ней нет ни одной мысли, она представляет собой только красивую обертку пустой сущности: “Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются”.

Лицо и улыбка Элен статичны, они будто неподвижны. У нее нет эмоций, поэтому и на лице ее ничего не отражается.

Элен понимает, что она красива, и пользуется этим. Автор отмечает, что его героиня хочет оставаться прекрасной внешне как можно дольше. Внешняя красота для Элен – это способ скрыть душевное уродство. Это понимает Пьер, но, к сожалению, лишь после того, как она стала его женой. Брак с Пьером – это одна из главных интриг Курагиной. Как только он стал богатым, она решила во что бы то ни стало женить его на себе. И она добивается успеха, хладнокровно двигаясь к своей цели. Став женой Пьера Безухова, Элен изменяет ему. После дуэли Пьера с Долоховым, после разрыва с мужем, Элен понимает, что произошло в ее жизни, и что она сделала все это своими руками. Но и при этом она ни в чем не раскаивается, принимает происшедшее как неизбежное. Она не винит себя, во всем виноваты, по ее мнению, законы жизни и обстоятельства. И самым главным оправданием перед собой являются оставшиеся у нее деньги Пьера. Элен лишилась мужа, но не состояния.

Элен воспользовалась самым простым способом, чтобы разбогатеть – выгодным замужеством. Когда же она решила, что пришла пора стать свободной, она просто вызвала ревность мужа, довела Пьера до того, что он был готов на что угодно, только бы быть вдали от нее. Оставшись одна, Элен даже не потеряла своего положения в обществе, она продолжала блистать и влюблять в себя такие же пустые сердца, как и она сама.

Элен – объект влюбленности, но истинной любви она не заслуживает. Она подобна белой статуе из мрамора - прекрасной, холодной, но совершенно бездушной, поскольку сделана она из камня и вместо сердца у нее тоже камень. Курагина устраивает встречи Анатоля и Наташи, зная, что ее брат женат, и что эти встречи принесут Наташе только страдания. Пьер абсолютно прав, заявляя: «Где вы - там разврат, зло».

Когда Элен Курагина перестает быть женой Пьера, Толстой теряет к ней всякий интерес. Это было единственное обстоятельство, которое еще могло спасти ее, но она им не воспользовалась. Позже автор вскользь сообщает о том, что Элен умерла от какой-то неизвестной болезни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -