Крылов зеркало и обезьяна читать полностью. Если не считать Тото, Чаплин лучше

  • - ...

    Сексологическая энциклопедия

  • - Лучше кума, нежели жена...
  • - оборочу/, -ро/тишь,...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ОБОРОТИ́ТЬСЯ, -очусь, -отишься; совер. . То же, что обернуться. О. в сторону. Великан оборотился в мышь. | несовер. оборачиваться, -аюсь, -аешься. | сущ. оборот, -а, муж. ...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ОБОРОТИ́ТЬСЯ, оборочусь, оборотишься, совер. . То же, что обернуться во всех знач., кроме 7, и обратиться в 1 и 2 знач. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться.» Крылов...

    Толковый словарь Ушакова

  • - обороти́ться сов. неперех. разг. см. оборачиваться I 1., 2., 3., 4...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - оборот"иться, -оч"усь, -"...

    Русский орфографический словарь

  • - обязательным, не допускающим возражений Ср. была влюблена до безумия, каждое слово его считала законом для себя. Писемский. Фанфарон. Ср. Для старика была закон Ее младенческая воля. А.С. Пушкин...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Закономъ для себя считать - обязательнымъ, не допускающимъ возраженій. Ср. была влюблена до безумія, каждое слово его считала закономъ для себя. Писемскій. Фанфаронъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - ОБОРАЧИВАТЬСЯ СПИНОЙ к кому, к чему. ОБОРОТИТЬСЯ СПИНОЙ к кому, к чему. Устар. Проявлять пренебрежение, безразличие...
  • - ОБОРАЧИВАТЬСЯ какой СТОРОНОЙ. ОБОРОТИТЬСЯ какой СТОРОНОЙ. Книжн...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - см. Кума, сойди с ума: купи...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Не хвали сам себя, есть много лучше тебя. См. ПОХВАЛА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ...

    Формы слова

  • - съездить, стать, поворотиться, сходить, обернуться, справиться, перекинуться, повернуться, оглянуться, принять вид, бросить взгляд назад, обратиться, перевоплотиться,...

    Словарь синонимов

"Чем кумушек считать трудиться, / Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" в книгах

Глава 10. Народный артист России Леонид Филатов: «Отцу пришла странная бумага о том, что он может считать себя несудимым…»

Из книги О Сталине без истерик автора Медведев Феликс Николаевич

Глава 10. Народный артист России Леонид Филатов: «Отцу пришла странная бумага о том, что он может считать себя несудимым…» …Меня устойчиво интересовал механизм тирании. Родом я из провинции, и даже там, почти в глуши, при Сталине пострадала почти вся моя семья,

Из книги Картонки Минервы. Заметки на спичечных коробках автора Эко Умберто

Если не считать Тото, Чаплин лучше В «Коррьере дела сера» за прошлый понедельник Туллио Кезик отвечает Ренцо Арборе, который утверждает, будто Тото выше Чарли Чаплина. Кезик замечает, что Чаплин - настоящий артист, потому что он придумывал и ставил свои фильмы, а

33. Как мужу воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и богу угодить и к мужу своему приноровиться. Чтобы могла дом свой лучше устроить. И всякий домашний обиход и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой трудиться.

Из книги Домострой автора Сильвестр

33. Как мужу воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и богу угодить и к мужу своему приноровиться. Чтобы могла дом свой лучше устроить. И всякий домашний обиход и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой трудиться. Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью

Учитесь у евреев считать себя людьми «первого сорта»

Из книги Еврейский смерч или Украинский прикуп в тридцать серебреников автора Ходос Эдуард

Учитесь у евреев считать себя людьми «первого сорта» Учитесь у евреев считать себя людьми «первого сорта» и добиваться всего и сразу – без оглядки на тех, кому это придется не по вкусу. И вот еще что: Украина должна торопиться! Ведь если Россия тоже решит предъявить иск за

Очерк 4 «Я НЕ МОГУ СЧИТАТЬ СЕБЯ КАКИМ-ТО СЕКРЕТНЫМ ОСВЕДОМИТЕЛЕМ БЕРИИ»

Из книги Генеральская правда. 1941-1945 автора Рубцов Юрий Викторович

Очерк 4 «Я НЕ МОГУ СЧИТАТЬ СЕБЯ КАКИМ-ТО СЕКРЕТНЫМ ОСВЕДОМИТЕЛЕМ БЕРИИ» Работая в фондах Российского государственного архива новейшей истории (бывший Архив Общего отдела, сектора учета и анализа руководящих кадров и некоторых других структурных подразделений ЦК КПСС),

На себя оборотиться

Из книги Опять вопросы вождям автора

На себя оборотиться В письмах читателей по итогам президентских выборов 1996 г. звучит одна тема, которую наконец-то надо поднять гласно. Первой причиной поражения коммунистов многие считают недоверие людей к верхушке КПРФ - тем, кто маячит за Зюгановым. Поэтому

С КАКОГО МОМЕНТА МОЖНО СЧИТАТЬ СЕБЯ ЖЕРТВОЙ?

Из книги Спецслужбы и войска особого назначения автора Кочеткова Полина Владимировна

С КАКОГО МОМЕНТА МОЖНО СЧИТАТЬ СЕБЯ ЖЕРТВОЙ? Официально ведомство, возглавляемое Йохимом Гауком, называется так: «Федеральный уполномоченный по вопросам документов министерства государственной безопасности бывшей Германской Демократической Республики». Осенью 1989

Чем кумушек считать трудиться, / Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

За какой момент времени лучше считать воронку продаж?

Из книги Монетизация бизнеса автора Меркулов Андрей

За какой момент времени лучше считать воронку продаж? Я считаю ее в динамике за месяц. Если вы не считаете показатели продаж в динамике, то забываете, что у вас было в предыдущем месяце. Плюс я собираю статистику предыдущих лет, и мы можем сравнивать показатели месяца этого

Трудиться упорно, трудиться с умом

Из книги Парадокс перфекциониста автора Бен-Шахар Тал

Трудиться упорно, трудиться с умом Одно из последствий нездорового перфекционизма, на которое указывают Херли и Риман, - эмоциональное выгорание - явление, знакомое многим перфекционистам, включая меня. Сколько себя помню, я всегда знал, что упорный труд - это ключ к

Считать себя застенчивым – это негатив

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

Считать себя застенчивым – это негатив К сожалению, термин «застенчивость» имеет крайне негативные коннотации. Однако так быть не должно: застенчивость можно приравнять к сдержанности, самоконтролю, вдумчивости и чувствительности. Тем не менее исследования показали,

На себя оборотиться

Из книги Оппозиция, или как противостоять Путину автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

На себя оборотиться В письмах читателей по итогам президентских выборов 1996 г. звучит одна тема, которую наконец-то надо поднять гласно. Первой причиной поражения коммунистов многие считают недоверие людей к верхушке КПРФ- тем, кто маячит за Зюгановым. Поэтому

Если не считать Тото, Чаплин лучше

Из книги Картонки Минервы [сборник] автора Эко Умберто

Если не считать Тото, Чаплин лучше В «Коррьере дела сера» за прошлый понедельник Туллио Кезик отвечает Ренцо Арборе, который утверждает, будто Тото выше Чарли Чаплина. Кезик замечает, что Чаплин – настоящий артист, потому что он придумывал и ставил свои фильмы,

(а6) Мы должны считать себя мертвыми для греха, но живыми для Бога (11)

Из книги Послание к Римлянам автора Стотт Джон

(а6) Мы должны считать себя мертвыми для греха, но живыми для Бога (11) Эту мысль можно пояснить следующим образом. Если смерть Христа была смертью для греха (а она была) и если Его воскресение было воскресением для Бога (а так и было), если через крещение по вере мы соединились

Почему опасно считать себя неудачником

Из книги 50 основных психологических ловушек и способы их избежать автора Медянкин Николай

Почему опасно считать себя неудачником Мы становимся такими, какими сами себя считаем – это закон! Можно потерпеть множество неудач – и через неудачи прийти к победе, а значит, не стать неудачником. А можно сломаться при виде малейшего препятствия, и даже не пытаться

Внимательно наблюдаю компанию в России по дискредитации милиции. Каждый неверный шаг людей в погонах поднимает волну уничижительной справедливой и не совсем критики, потоки рассуждений «специалистов» о том, что нужно все «разрушить до основанья, а затем»…

Очень бы не хотелось, чтобы в итоге обсуждений в обществе, «вместе с водой не выплеснули и ребенка». А такой возможный итог, вполне просматривается. Чем это грозит для нас, для всех, не трудно догадаться.

Милиция, ФСБ, армия – зеркальное отражение нашего общества. И люди, которые служат в этих структурах, ничем не отличаются от нас самих. Среди них есть и подлецы, тупицы, трусы но есть и люди, честно выполняющие свой долг. И изменение сознания людей в погонах, будет происходить не по чьему-то приказу, либо пожеланию, а только одновременно с изменениями самого общества. И с обеспечения хотя бы минимальных гарантий военному человеку.

По большому счету, люди в погонах на сегодняшний день, одни из самых бесправных в нашей стране. От них требуют по максимуму, а дают в реальности по минимуму. Хотя если относиться ко всему непредвзято, не дают ничего! У них отобрали минимум, который позволял предъявлять требования: бесплатный проезд на транспорте, льготы, гарантированное обеспечение жильем. А ведь военный человек, должен быть готовым в любую минуту пожертвовать собой, ради нас, обычных граждан. Зная о том, что в случае потери работоспособности, а возможно даже жизни, его семья будет влачить жалкое существование, вряд ли психически нормальный человек будет готов жертвовать собой. Ради чего? Или кого?

В любой стране мира, наряду с повышенными требованиями к силовым структурам, они имеют социальные пакеты, которые призваны гарантировать сотрудниками и членам их семей достойную жизнь в процессе их службы, обеспечение семьи, в случае потери кормильца.

Поэтому начинать реформы в силовых структурах нужно не с «чисток», предъявления дополнительных требований, а с обеспечения хотя бы минимального набора гарантий для людей в погонах.

Перечислю минимум из них:

Страхование жизни сотрудника силовых структур. Страховка должна обеспечивать как единовременные выплаты в случае потери работоспособности, так и пожизненные жене и детям в размере полного оклада, в случае гибели кормильца семьи. И жизнь служивого человека не может быть оценена в гроши.

Гарантированное обеспечение сотрудника и его семьи жильем

Бесплатный проезд на городском транспорте

Льготы при оплате обучения детей сотрудников в ВУЗах.

Возможно ли это в сегодняшней путинской России? Уверен, что нет. Пока наши «слуги народа» передвигаются по стране под усиленной охраной, а кровососы, питающиеся доходами от продажи нефти, живут в безопасном Западе - для них не важен фактор обеспечения безопасности граждан.

Понимают ли это сотрудники спецслужб? Прекрасно понимают. Готовы ли они участвовать в изменении «статуса кво»? По моим наблюдением «да». И от нас зависит продолжать «мочить» в СМИ своих соседей, родственников, которые надели погоны, или договариваться. Отделяя зерна от плевел. Тем более, что по-прежнему, пока НАТОвский сапог не ввели на нашу землю, «народ и армия – едины».

На одном из оппозиционных митингов в Москве, где я получил дубинкой по голове, в ходе «дружеской» беседы с полковником МВД, я услышал следующее: Не обижайся! Это для того, чтобы у тебя заработали мозги. Выведи на улицу 50 -100 тысяч человек, и все менты вместе с тобой пойдут на Кремль. Ведь меч на нашем гербе обоюдоострый! А вторая сторона давно не использовалась.

В заключение, для тех, кто думает, что можно «.и рыбку съесть и на лошадке покататься», пригласив ментов из соседней галактики, напомню слова дедушки Ивана Крылова:

ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка»,- говорит,- «кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».-
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»-
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
____________
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.

Бугаи из Русской православной церкви Московской патриархии, неуверенные в себе представители других вероисповеданий с одной стороны, а дистрофики от науки и педагогики – с другой дружно и нахально кричат о необходимости впустить в школу под именем «альтернативных точек зрения» Закон божий. И всё это под лозунгами то демократии, то плюрализма, то научного креационизма, то извечной неполноты и дефектности научных знаний. От многоголосного хора защитников невежества и проповедников мракобесия у общественности заложило уши, закружилась голова, и притупился здравый смысл. Ну, давайте, попробуем порассуждаем здраво.

Если в сознание школьников начать вкладывать не только установленные наукой истины, но и содержание тех бесчисленных заблуждений относительно этих истин, которые существовали в научной и около научной среде на протяжении хотя бы двух-трех тысяч лет, то что будут знать окончившие такую школу повзрослевшие ученики? Ведь на любую современную научную достоверную истину теми же учёными высказывалось от имени науки тысячи ошибочных истин. На исследуемое и ещё неизвестное науке явление высказывалось десятки, сотни и даже тысячи предположений, догадок гипотез и только одна из них потом оказалась истинной. Более того, одна и та же по содержанию истина выразилась в десятках и сотнях конкурирующих вариантов. Так, одних доказательств теоремы Пифагора в научном мире зафиксировано несколько сот. Но для того чтобы знать, что квадрат гипотенузы равняется сумме квадратов катетов достаточно одного убедительного доказательства. Сотня других вариантов доказательств ничего не добавит до знаний этой теоремы. Наоборот, если еще одно, второе, доказательство укрепит знания первого варианта истины, то третье уже оставит ученика безразличным, четвертое – надоест, а сотое может вызвать отвращение к самой теореме. А изложение альтернативных, пусть даже справедливых по существу, точек зрения на одну и ту же истину не оставит в сознании ученика места для данной истины вообще. А если научной истине эволюционного учения противопоставить богословский креационизм, то ученик перестанет верить не только науке, но и креационизму.

Конечно, в науке были и будут альтернативные точки зрения, альтернативные объяснения одних и тех же естественных процессов в природе, обществе и в духовном мире человека. Особенно это касается тех проблем, которые ещё мало доступны к практическому и доказательному постижения их сущности. Но эти вопросы предназначены для решения учёными. А школьник – это не ученый. Он, если говорить словами Мальчика из кинофильма «Золушка»: «Я еще не волшебник/не ученый. Я ещё только учусь».



Следовательно, даже с педагогической точки зрения креационизм и другого вида альтернативные антинаучные концепции принесут неокрепшему сознанию учеников несомненный вред.

ІІ.

Протодиакон Андрей Кураев, протоиерей Всеводод Чаплин и сам главпоп Кирилл Гундяев настойчиво с многочисленными «агрументами» доказывают небходимость и полезность преподавания в школе паралелльно с Закном божьим под названием «Православная культура» альтернативного эволюционному учению курс креационизма. Аргументы этих богоносных пастырей и их последователей засели в их зубах, давно и всем известны. Не буду их повторять. Скучно и бесполезно. Но в русле выступлений «радетелей» о школе и о подрастающем поколении могу поделится дельным совет со всеми речистым нападникам на школу.

Отцы святые и не святые!Почему это вы так небогоугодно пытаетесь навести свой порядок в не вашей, светской и государственной, школе? Религия, по Конституции отделена от государства, а школа отделена от церкви. Зачем вам с вашими «добрыми советами» лазит через отделяющий вас от школы забор? У вас, что?, своих забот мало? У вас, что?, своих школ нет? Есть и предостаточно!

Для пользы вашего же дела прочтите сначал басню Ивана Андревича Крылова «Зеркало и обезьяна. В обезьяннем зеркале вы увидите сами себя. Смотрите:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой: "Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой! Что это там за рожа? Какие у нее ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, Когда бы на нее хоть чуть была похожа. А ведь, признайся, есть Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: Я даже их могу по пальцам перечесть". - " ?" - Ей Мишка отвечал. Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Чем лазить вам через забор в светские школы, не лучше ль вам, попы, на свои школы оборотиться. В своих школах вы все скопом и поодиночке учите слушателей и студентов только своёму вероучению. А ведь тому верованию, которому вы учите своих, в мире есть десятки и сотни более мощных верований вашему верованию. Вы толкуете своим, например, о том, что Библия – единственное абсолютно святое и абсолютно непогрешимое учение самого Господа Бога - Саваофа/Иеговы. Никаких доказательств этому вашему утверждению нет. Объективный, без всяких предубеждений, анализ показывает, что Библия – противоречивый, невежественный и несостоятельный источник. Это, как говорится,само собой. Но кроме этого Библия имеет много альтернативных ей источников вероучения. Для мусульман Коран ни чуть не менее вашей Библии, - единственное абсолютно святое и абсолютно непогрешимое учение самого Господа Бога – Аллаха. По сравнению с Библией в Коране гораздо меньше внутренних противоречий, хотя нелепости там под стать библейским. Для буддистов святой непогрешимой и абсолютно истинной является Трипитаки, для индуистов – Веды, для мормонов – книга Мормона… Все эти источники «единственно верного» религиозного учения имеюют в три-четыре раза больше почитателей, чем существует в мире почитателей Библии. Почему же вы не вводите в своих учебных заведениях изучения этих альтенативных Библии священных книг? Ах, вот как?! Вы изучаете вероучения других религий и их священные книги! Прекрасно! Но как вы их изучаете? – Ах вот как! – Критически. Так вот, в наших светских школах критически изучаются и ваши священные писания и тот же креационизм. И сколько хороших слов вы говорите соим учениям о других религиях, столько в школах доброго говорится о креационизме. Мы не против того, что вы говорите о других религиях и о других не ваших священных книгах. Вот и вы не выступайте против того, что мы в наших светских школах говорим о вашем креационизме. Хотите подискуссировать с нами публично? Пожалуйста, пригласите нас на ваши радио- и телепередачи. Мы, а я и лично, согласны выступать у вас хоть в ваших семинариях, хоть в ваших духовных академиях. Приглашайте. Хотите, прочитаю вам курс атеизма. От меня семинаристы услышать то, что атеизм говорит сам о себе, а не то, что вы им рассказываете об атеизме. Это вам не подходит? В таком случае, почему нам должно подходить та несусветная ересь, которую вы пытаетесь протащить в нашу школу?

"Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться ?" -
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Чем кумушек считать трудиться, / Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Из книги Азбука хорошего тона автора Подгайская А. Л.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Бизнес по-еврейски 3: евреи и деньги автора Люкимсон Петр Ефимович

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Что считать воровством? Возможно, кому-то из читателей после всего вышесказанного покажется, что иудаизм довольно мягко относится к ворам и воровству.Однако на самом деле кража объявляется тягчайшим преступлением, и под само понятие «воровства», которого следует

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Душа обязана трудиться Из стихотворения без названия (1958) советского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958): Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день, и ночь, и день, и ночь! Цитируется как призыв к постоянной работе над

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

Лучше меньше, да лучше Название статьи (1923) В. И. Ленина {1870- 1924).Фраза-символ приоритета качества над

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Молчи! всё знаю я сама; / Да эта крыса мне кума Из басни «Совет мышей» (1811) И. А. Крылова (1769-1844). «Когда-то вздумалось мышам себя прославить», и они решили составить Совет, в которым бы заседали самые достойные - те, «у коих хвост длиной во весь их рост». Началось первое

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня Из передовицы журнала ЦК КПСС «Коммунист» (1957. № 1).Фраза-символ казенного, фальшивого оптимизма в том, что касается социально-экономического положения страны.Употребляется обычно

Из книги Как построить бизнес по Торе? автора Резцова Ирина

Умеют ли животные считать? Возможно, вам приходилось видеть в цирке дрессированных тюленей, медведей, собак, умеющих решать простые арифметические задачи. Не правда ли, создается впечатление, будто эти животные умеют считать? Однако на самом деле это не так! Просто тюлень

Из книги Спецслужбы и войска особого назначения автора Кочеткова Полина Владимировна

Из книги Толковый словарь для современных родителей автора Шалаева Галина Петровна

1. Что считать экономической ересью? Широкое распространение получило представление о том, что существует некая идеальная модель рыночной экономики и есть “экономические ереси” (отступления от идеальной модели рыночного хозяйства), что наконец-то в 80–90-е годы прошлого

Из книги 150 ситуаций на дороге, которые должен уметь решать каждый водила автора Колисниченко Денис Николаевич

Из книги автора

Бог умеет трудиться В Торе говорится о том, что труд, именно созидающий и направленный на конкретный результат, нелегок.Люди, которые выбирают заведомо легкий путь к успеху, часто желаемого успеха не достигают. Именно потому, что за легкостью в них самих утрачивается

Из книги автора

С КАКОГО МОМЕНТА МОЖНО СЧИТАТЬ СЕБЯ ЖЕРТВОЙ? Официально ведомство, возглавляемое Йохимом Гауком, называется так: «Федеральный уполномоченный по вопросам документов министерства государственной безопасности бывшей Германской Демократической Республики». Осенью 1989

Из книги автора

Умение считать Ребенок учится считать, постепенно постигая окружающий мир. Когда малыш, всякий раз увидев на улице автомобиль, спрашивает: «Машина?», он тем самым показывает, что отличает автомобиль от других предметов и понимает, что этих предметов много.

Из книги автора

Совет № 103 Учитывайте тип протектора! На льду себя лучше ведут шины с мелко расчлененным рисунком протектора В сильный мороз лед «удерживает» покрышку лучше, чем снег, поскольку он меньше тает под протектором. Некоторые водители считают, что шина с крупным протектором,

Бугаи из Русской православной церкви Московской патриархии, неуверенные в себе представители других вероисповеданий с одной стороны, а дистрофики от науки и педагогики – с другой дружно и нахально кричат о необходимости впустить в школу под именем «альтернативных точек зрения» Закон божий. И всё это под лозунгами то демократии, то плюрализма, то научного креационизма, то извечной неполноты и дефектности научных знаний. От многоголосного хора защитников невежества и проповедников мракобесия у общественности заложило уши, закружилась голова, и притупился здравый смысл. Ну, давайте, попробуем порассуждаем здраво.

Если в сознание школьников начать вкладывать не только установленные наукой истины, но и содержание тех бесчисленных заблуждений относительно этих истин, которые существовали в научной и около научной среде на протяжении хотя бы двух-трех тысяч лет, то что будут знать окончившие такую школу повзрослевшие ученики? Ведь на любую современную научную достоверную истину теми же учёными высказывалось от имени науки тысячи ошибочных истин. На исследуемое и ещё неизвестное науке явление высказывалось десятки, сотни и даже тысячи предположений, догадок гипотез и только одна из них потом оказалась истинной. Более того, одна и та же по содержанию истина выразилась в десятках и сотнях конкурирующих вариантов. Так, одних доказательств теоремы Пифагора в научном мире зафиксировано несколько сот. Но для того чтобы знать, что квадрат гипотенузы равняется сумме квадратов катетов достаточно одного убедительного доказательства. Сотня других вариантов доказательств ничего не добавит до знаний этой теоремы. Наоборот, если еще одно, второе, доказательство укрепит знания первого варианта истины, то третье уже оставит ученика безразличным, четвертое – надоест, а сотое может вызвать отвращение к самой теореме. А изложение альтернативных, пусть даже справедливых по существу, точек зрения на одну и ту же истину не оставит в сознании ученика места для данной истины вообще. А если научной истине эволюционного учения противопоставить богословский креационизм, то ученик перестанет верить не только науке, но и креационизму.

Конечно, в науке были и будут альтернативные точки зрения, альтернативные объяснения одних и тех же естественных процессов в природе, обществе и в духовном мире человека. Особенно это касается тех проблем, которые ещё мало доступны к практическому и доказательному постижения их сущности. Но эти вопросы предназначены для решения учёными. А школьник – это не ученый. Он, если говорить словами Мальчика из кинофильма «Золушка»: «Я еще не волшебник/не ученый. Я ещё только учусь».

Не лучше ль на себя оборотиться

Не лучше ль на себя оборотиться

Следовательно, даже с педагогической точки зрения креационизм и другого вида альтернативные антинаучные концепции принесут неокрепшему сознанию учеников несомненный вред.

ІІ.

Протодиакон Андрей Кураев, протоиерей Всеводод Чаплин и сам главпоп Кирилл Гундяев настойчиво с многочисленными «агрументами» доказывают небходимость и полезность преподавания в школе паралелльно с Закном божьим под названием «Православная культура» альтернативного эволюционному учению курс креационизма. Аргументы этих богоносных пастырей и их последователей засели в их зубах, давно и всем известны. Не буду их повторять. Скучно и бесполезно. Но в русле выступлений «радетелей» о школе и о подрастающем поколении могу поделится дельным совет со всеми речистым нападникам на школу.

Отцы святые и не святые!Почему это вы так небогоугодно пытаетесь навести свой порядок в не вашей, светской и государственной, школе? Религия, по Конституции отделена от государства, а школа отделена от церкви. Зачем вам с вашими «добрыми советами» лазит через отделяющий вас от школы забор? У вас, что?, своих забот мало? У вас, что?, своих школ нет? Есть и предостаточно!

Для пользы вашего же дела прочтите сначал басню Ивана Андревича Крылова «Зеркало и обезьяна. В обезьяннем зеркале вы увидите сами себя. Смотрите:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть". -

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Чем лазить вам через забор в светские школы, не лучше ль вам, попы, на свои школы оборотиться. В своих школах вы все скопом и поодиночке учите слушателей и студентов только своему вероучению. А ведь тому верованию, которому вы учите своих, в мире есть десятки и сотни более мощных верований альтернативныых вашему верованию. Вы толкуете своим, например, о том, что Библия – единственное абсолютно святое и абсолютно непогрешимое учение самого Господа Бога - Саваофа/Иеговы. Никаких доказательств этому вашему утверждению нет. Объективный, без всяких предубеждений, анализ показывает, что Библия – противоречивый, невежественный и несостоятельный источник. Это, как говорится,само собой. Но кроме этого Библия имеет много альтернативных ей источников вероучения. Для мусульман Коран ни чуть не менее вашей Библии, - единственное абсолютно святое и абсолютно непогрешимое учение самого Господа Бога – Аллаха. По сравнению с Библией в Коране гораздо меньше внутренних противоречий, хотя нелепости там под стать библейским. Для буддистов святой непогрешимой и абсолютно истинной является Трипитаки, для индуистов – Веды, для мормонов – книга Мормона… Все эти источники «единственно верного» религиозного учения имеюют в три-четыре раза больше почитателей, чем существует в мире почитателей Библии. Почему же вы не вводите в своих учебных заведениях изучения этих альтенативных Библии священных книг?

Ах, вот как?! Вы изучаете вероучения других религий и их священные книги! Прекрасно! Но как вы их изучаете? – Ах вот как! – Критически. Так вот, в наших светских школах критически изучаются и ваши священные писания и тот же креационизм. И сколько хороших слов вы говорите своим ученикам о других религиях, столько в наших школах говорится слушателям доброго о креационизме. Мы не против того, что вы говорите о других религиях и о других не ваших священных книгах. Вот и вы не выступайте против того, что мы в наших светских школах говорим о вашем креационизме. Хотите подискуссировать с нами публично? Пожалуйста, пригласите нас на ваши радио- и телепередачи. Мы, а я и лично, согласны выступать у вас хоть в ваших семинариях, хоть в ваших духовных академиях. Приглашайте. Хотите, прочитаю вам курс атеизма. От меня семинаристы услышать то, что атеизм говорит сам о себе, а не то, что вы им размусоливаете о нашем атеизме.

Это вам не подходит? В таком случае, почему нам должно подходить та несусветная ересь, которую вы пытаетесь протащить в нашу школу?

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"