Описание семей в романе преступление и наказание. Семья мармеладовых в романе «преступление и наказание

(376 слов) В романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” тема униженных и оскорбленных раскрывается на примере семьи Мармеладовых. Автор показывает читателю, из-за чего страдают все члены семейства, и как они борются или же бездействуют в сложившейся ситуации.

Все началось с брака Мармеладова и Екатерины Ивановны, их союз изначально был не лучшей затеей: оба были бедны, оба с детьми на руках, но именно нищета сплотила этих людей. Последствия были ужасающе плохи: муж пропивает весь заработок, жена больна туберкулезом, дети страдают от голода. Сам Мармеладов говорил о своем пьянстве: “Пью, ибо сугубо страдать хочу”. Однако для мужа и отца такое поведение недопустимо, ведь он несет ответственность за родных, и внутренние переживания — это не повод обрекать близких на смерть. Мать семейства — Екатерина Ивановна — тратила все свои силы на воспитание и уход за детьми. Будучи от рождения благородной особой, женщина лишний раз не доедала и не досыпала, но делала все возможное, чтобы ее отпрыски не ощущали окружавшей их нищеты. Даже когда ей нужны были лекарства, она ставила на первое место благополучие ребят, и покупала им еду. Соня — родная дочь Мармеладова. Она всю свою сознательную жизнь только и делала, что помогала семье справиться с нищетой. Однако в один момент обстоятельства вынудили девочку на великую жертву: она пошла на панель. Героиня осознавала, в какой жизненной ситуации оказалась вместе с семьей, и по-другому не могла помочь, ведь тогда девушка не могла прокормить стольких людей честным трудом.

На этом невзгоды не заканчиваются — погибает отец семейства. С этого момента Екатерина Ивановна разбита морально, ведь теперь все семейные тяготы легли на её хрупкие женские плечи. Состояние женщины становится только хуже, она сходит с ума: бьет детей, учит их петь и плясать, делает какие-то несуразные костюмы. Несчастная заставляет их выступать на улице: ей уже все равно, что подумают окружающие, что дети её боятся, она одержима идеей заработать денег. В один момент малыши просто сбегают, в погоне за ними Екатерина Ивановна падает, у нее начинается агония. Перед смертью женщина отказалась от священника: “Бог и без того должен простить…Сам знает, как я страдала!”.

Ф.М. Достоевский раскрыл трагедию, которая коснулась семьи Мармеладовых, во всех красках. Автор показывает, что причиной их страданий был не только социальный статус, но и само отношение людей к жизни, следовательно, проблема носит психологический характер. На примере семьи Мармеладовых писатель показывает, в какую жизненную ловушку может загнать себя человек.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Отбывая срок на каторге, Достоевский задумал роман «Пьяненькие». Тяжелый быт, соответствующее окружение, рассказы заключенных - все это натолкнуло писателя на мысль описать жизнь обедневшего простого петербуржца и его родных. Позднее, уже на воле он начал писать другой роман, куда и вписал задуманных ранее персонажей. Образы и характеристика членов семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» занимают особое место среди других действующих лиц.

Семейство это - знаковый образ, характеризующий жизнь обычных простых людей, собирательный - людей, живущих практически на грани окончательного падения нравственного, морального, однако, несмотря на все удары судьбы, сумевших сохранить чистоту и благородство своих душ.

Семейство Мармеладовых

Мармеладовы занимают практически центральное место в романе, очень тесно связаны с главным героем. Они в судьбе Раскольникова сыграли очень важную роль почти все.

На момент знакомства Родиона с этим семейством, оно состояло из:

  1. Мармеладов Семен Захарович - глава семьи;
  2. Катерина Ивановна - его супруга;
  3. Софья Семеновна - дочь Мармеладова (от первого его брака);
  4. дети Катерины Ивановны (от ее первого брака): Поленька (10-ти лет); Коленька (семи лет); Лидочка (шести лет, еще звалась Ленечкой).
Семья Мармеладовых - типичное семейство обывателей-мещан, опустившихся практически на самое дно. Они даже не живут, они – существуют. Достоевский описывает их так: словно они даже не пытаются выжить, а просто обитают в беспросветной нищете - такой семье «идти больше некуда». Страшно даже не столько то, что и дети оказались в таком положении, сколько то, что взрослые словно смирились с таким своим статусом, не ищут выхода, не стремятся выбраться из такого тяжелого существования.

Мармеладов Семен Захарович

Глава семейства , с которым Достоевский знакомит читателя в момент встречи Мармеладова с Раскольниковым. Затем постепенно писатель раскрывает жизненный путь этого персонажа.

Мармеладов когда-то служил титулярным советником, однако спился, остался без работы и практически без средств к существованию. У него дочь от первого брака – Соня. На момент встречи Семена Захаровича с Раскольниковым Мармеладов уже четыре года состоял в браке с молодой женщиной Катериной Ивановной. У нее самой было трое детей от первого брака.

Читатель узнает, что женился-то на ней Семен Захарович не столько по любви, сколько из жалости и сострадания. И все они живут в Петербурге, в который переехали полтора года назад. Вначале Семен Захарович находит здесь работу, причем вполне достойную. Однако из своего пагубного пристрастия к питию чиновник очень скоро ее теряет. Так по вине главы семейства вся семья нищенствует, оставшись без средств к существованию.

Достоевский не рассказывает - что же произошло в судьбе этого человека, что надломилось однажды в его душе так, что он начал пить, в итоге – спился, чем обрек детей на нищенство, Катерину Ивановну довел до чахотки, а его родная дочь стала проституткой, чтобы хоть как-то зарабатывать и прокормить трех малолетних деток, отца и больную мачеху.

Слушая пьяные излияния Мармеладова, невольно, однако, читатель проникается сочувствием к этому павшему на самое дно человеку. Несмотря на то, что он обворовывал свою жену, клянчил деньги у дочери, зная, как она их зарабатывает и для чего, его терзают муки совести, он противен сам себе, душа его болит.

Вообще многие герои «Преступления и наказания», даже весьма неприятные вначале, в итоге приходят к осознанию своих грехов, к пониманию всей глубины своего падения, некоторые даже раскаиваются. Нравственность, вера, внутренние душевные страдания характерны и для Раскольникова, и для Мармеладова, и даже для Свидригайлова. Который не выдерживает мук совести и кончает с собой.

Вот и Мармеладов: он слабоволен, не может справиться с собой и бросить пить, однако он чутко и точно чувствует боль и страдания других людей, несправедливость по отношению к ним, он искренен в своих добрых чувствах к ближним и честен к себе и другим. Семен Захарович не очерствел в этом своем падении - любит жену, дочь, детей своей второй супруги.

Да, он не добился много на службе, на Катерине Ивановне женился из сострадания и жалости к ней и ее трем детям. Он промолчал, когда его жену избили, молчал и терпел, когда родная дочь пошла на панель, чтобы прокормить детей, мачеху и отца. И реакция Мармеладова была безвольная:

«А я… лежал пьяненькой-с».

Даже ничего не делать, только пить он не может в одиночестве - ему нужна поддержка, ему надо исповедоваться перед кем-то, кто его выслушает и утешит, кто его поймет.

Мармеладов молит о прощении - собеседника, дочь, которую считает святой, жену, ее детей. На самом деле его мольба обращена к более высшей инстанции – к Богу. Только просит прощения бывший чиновник Его через слушателей, через родных - это такой откровенный крик из глубины души, что вызывает в слушателях не столько даже жалость, сколько понимание и сочувствие. Семен Захарович сам казнит себя за свое слабоволие, за свое падение, за неспособность бросить пить и начать работать, за то, что смирился с нынешним своим падением и не ищет выхода.

Печален итог: Мармеладов, будучи в сильном подпитии, умирает, попав под лошадь. И, возможно, это и оказывается для него единственным выходом.

Мармеладов и Раскольников

Герой романа встречается с Семеном Захаровичем в трактире. Мармеладов привлек к себе внимание бедного студента противоречивой внешностью и еще более противоречивым взглядом;

«светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие».

Раскольников обратил внимание на пьяненького маленького человечка, выслушал в итоге исповедь Мармеладова, который рассказал о себе, о своей семье. Слушая Семена Захаровича, Родион еще раз понимает, что его теория верна. Студент сам во время этой встречи находится в каком-то странном состоянии: он решился на убийство старухи-процентщицы, движимый «наполеоновской» теорией о сверхлюдях.

Вначале студент видит обычного пьяницу-завсегдатая распивочных. Однако, слушая исповедь Мармеладова, Родион испытывает любопытство к его судьбе, затем проникается сочувствием, причем не только к собеседнику, но и к членам его семьи. И это в том лихорадочном состоянии, когда студент сам сосредоточен только на одном: «быть либо не быть».

Позже судьба сводит героя романа с Катериной Ивановной, Соней. Раскольников помогает несчастной вдове с поминками. Соня же своей любовью помогает Родиону раскаяться, понять, что не все потеряно, что можно еще познать и любовь, и счастье.

Катерина Ивановна

Женщина средних лет, ей около 30-ти. У нее трое малолетних детей от первого брака. Однако на ее долю выпало уже достаточно страданий и горя, испытаний. Но Катерина Ивановна не утратила гордости. Она умна и образованна. В молодости девушкой она увлеклась пехотным офицером, влюбилась в него, убежала из дома, чтобы выйти замуж. Однако муж оказался игроком, в итоге проигрался, его судили и вскоре он умер.

Так Катерина Ивановна осталась одна с тремя детьми на руках. Ей отказались помогать родственники, доходов у нее не было. Вдова с детьми оказались в полной нищете.

Однако женщина не сломалась, не сдалась, смогла сохранить свой внутренний стержень, свои принципы. Достоевский так характеризует Катерину Ивановну словами Сони:

она «… справедливости ищет, она чистая, она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует… И хоть мучайте ее, а она несправедливого не делает. Она сама не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается… Как ребенок, как ребенок!».

В крайне бедственном положении вдова встречает Мармеладова, выходит за него замуж, неустанно хлопочет по дому, ухаживая за всеми. Такая тяжелая жизнь подрывает ее здоровье - она заболевает чахоткой и в день похорон Семена Захаровича сама умирает от туберкулеза.

Осиротевших детей отправляют в детский дом.

Дети Катерины Ивановны

Мастерство писателя проявилось высочайшим образом в описании детей Катерины Ивановны - так трогательно, подробно, реалистично он описывает этих вечно голодных детей, обреченных жить в нищете.

\"...Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что прибили. Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовомбурнусике, сшитом ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до колен, стояла в углу подле маленького брата, обхватив его шею своею длинною, высохшею как спичка рукой. Она... следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее исхудавшем и испуганном личике...\"

Это трогает до глубины души. Кто знает - возможно то, что они в итоге попадают в детский дом, более лучших выход, чем остаться на улице и попрошайничать.

Соня Мармеладова

Родная дочь Семена Захаровича, 18-ти лет. Когда ее отец женился на Катерине Ивановне, ей было только четырнадцать. Соне в романе отведена значительная роль - девушка оказала на главного героя огромное влияние, стала для Раскольникова спасением и любовью.

Характеристика

Соня не получила достойного образования, однако она умна, честна. Ее искренность и отзывчивость стали для Родиона примером и пробудили в нем совесть, раскаяние, а затем - любовь и веру. Девушка немало настрадалась в своей столь недолгой жизни, натерпелась от мачехи, но зла не затаила, не обиделась. Несмотря на малообразованность, Соня совсем не глупенькая, она читает, она умница. Во всех испытаниях, выпавших на ее долю за столь короткую пока жизнь, она сумела не потерять себя, сохранила внутреннюю чистоту души, собственное достоинство.

Девушка оказалась способна на полное самопожертвование ради блага ближних; она наделена даром чувствовать чужое страдание как свое. И тогда она менее всего думает о себе, но исключительно о том, как и чем она может помочь тому, кому очень плохо, кто страдает и нуждается еще более, чем она сама.

Соня и ее родные

Судьба словно испытывала девушку на прочность: сначала она стала работать швеей, чтобы помогать своему отцу, мачехе и ее детям. Хотя в то время было принято, что семью должен содержать мужчина, глава семьи, однако Мармеладов оказался абсолютно к этому неспособен. Мачеха болела, ее детки были совсем маленькие. Доход швеи оказался недостаточен.

И девушка, движимая жалостью, состраданием и желанием помочь, идет на панель, получает «желтый билет», становится «блудницей». Она сильно страдает от осознания своего внешнего такого падения. Но ни разу Соня не упрекнула пьяницу-отца или больную мачеху, которые отлично знали, кем теперь работает девушка, но сами ей помочь оказались неспособны. Соня отдает свой заработок отцу и мачехе, прекрасно понимая, что отец эти деньги пропьет, зато мачеха сможет хоть как-то накормить малых своих деток.

Для девушки очень много значила

«мысль о грехе и они, те… бедные дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна со своею чахоткой, со стуканьем об стену головою».

Это удержало Соню от желания покончить с собой из-за столь позорного и бесчестного занятия, которым она оказалась вынуждена заниматься. Девушка сумела сохранить свою внутреннюю нравственную чистоту, сохранить свою душу. А ведь далеко не каждый человек способен сохранить себя, остаться человеком, проходя через все испытания по жизни.

Любовь Сони

Писатель не случайно уделяет столь пристальное внимание Соне Мармеладовой - в судьбе главного героя девушка стала его спасением, причем не столько физическим, сколько нравственным, моральным, духовным. Став падшей женщиной, чтобы суметь спасти хотя бы детей своей мачехи, Соня спасла Раскольникова от падения духовного, что еще страшнее, чем падение физическое.

Сонечка, искренне и слепо верующая всем сердцем в Бога, не рассуждая и не мудрствуя, оказалась одна способна пробудить в Родионе человечность, если не веру, но совесть, раскаяние в содеянном. Она просто спасает душу бедного студента, заблудившегося в философских рассуждениях о сверхчеловеке.

В романе четко видно противопоставление смирения Сони бунтарству Раскольникова. И не Порфирий Петрович, а именно эта бедная девушка оказалась способна направить студента на путь истинный, помогла осознать ошибочность его теории и тяжесть содеянного преступления. Она подсказала выход - покаяние. Именно ее послушался Раскольников, признавшись в убийстве.

После суда над Родионом девушка последовала за ним на каторгу, где стала работать модисткой. За доброе сердце, за способность сострадать другим людям ее любили все, особенно заключенные.

Духовное возрождение Раскольникова стало возможным только благодаря самоотверженной любви бедной девушки. Терпеливо, с надеждой и верой Сонечка выхаживает Родиона, больного не столько физически, сколько духовно и душевно. И ей удается пробудить в нем осознание добра и зла, пробудить человечность. Раскольников, если пока и не принял умом веру Сони, сердцем своим принял ее убеждения, поверил ей, в итоге он девушку полюбил.

В заключении следует отметить, что писатель в романе отразил даже не столько социальные проблемы общества, сколько в большей степени психологические, нравственные, духовные. Весь ужас трагедии семьи Мармеладовых в типичности их судеб. Светлым лучом здесь стала Соня, сумевшая сохранить в себе человека, достоинство, честность и порядочность, чистоту души, несмотря на все выпавшие ей испытания. И сегодня все проблемы, показанные в романе, не утратили своей актуальности.




Семен Захарович Мармеладов Опустившийся, утративший всякое человеческое достоинство, отставной чиновник. Его пьяная исповедь в кабаке о своей судьбе – это жизненная драма человека, которого раздавил жестокий мир. Он любит жену и детей (после смерти у него в кармане нашли мятного петушка). Но душа совестливого человека не может вынести ежедневных унижений. Мармеладов знает, что его дочь, чистая и светлая Соня, живет по желтому билету. Перед нами – полностью раздавленный нищетой и собственным бессилием человек.


Катерина Ивановна Мармеладова До предела измученная женщина – мачеха Сони. Она благородного происхождения (из разорившейся дворянской семьи), поэтому ей гораздо тяжелее, чем падчерице и мужу. И дело не в житейских трудностях, а в том, что у нее нет никакой отдушины (Соня находит утешение в Библии, в молитвах, Мармеладов забывается в кабаке). Катерина Ивановна – натура страстная, гордая, бунтарская. Все, что ее окружает, кажется ей адом, и она не умеет смиряться, терпеть и молчать, как Соня. Измученная нищетой, она умирает от чахотки.


Соня Мармеладова Соня – 18-летняя девушка, все образование которой – несколько книг романтического содержания. С ранних лет видела вокруг себя лишь пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и человеческое горе. Соня – «блудница», как пишет о ней Достоевский. Она вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти свою семью. Чтобы помочь мачехе и ее детям, она фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет свою чистоту. Ее душа переполнена христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.


Главные черты Сони Мармеладовой Самопожертвование Чтобы облегчить жизнь своей семьи, своих близких, девушка приносит себя в жертву. Вся ее жизнь – самопожертвование. Когда Раскольников говорит с ней о самоубийстве как о единственном достойном выходе, она его прерывает напоминанием о родных: «А с ними-то что буде?». Любовь к ближним лишает ее даже такойго выхода, как смерть. Смирение Девушка не возмущается и не протестует – она покорилась судьбе. Смирение Сони Достоевский противопоставляет бунту Раскольникова. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость слепо, не вдаваясь в сложные философские рассуждения. Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. Сохранить в себе искру человеческого ей помогает вера в Бога. Всепрощение Именно Соне обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее исстрадавшаяся, но чистая душа способна даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться с ним. В сущности, отношение Сони к Раскольникову – это отношение Бога к человеку, т.е. всепрощение. Она вернула Родиона к истине словами Евангелия и примером собственной жизни. Религия в романе является способом решения нравственных проблем, а Соня несет в себе Божественное начало.

Роман Федора Михайловича Достоев-ского «Преступление и наказание» — одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя по-сле совершения им преступления, об от-чуждении Родиона Раскольникова от все-го мира, от самых близких ему людей — матери, сестры, друга.

Достоевский справедливо утверждал, что вернуться в этот мир, снова стать пол-ноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеконенавистничес-ким идеям, очистившись страданием.

Вдумчиво читая роман, невольно осо-знаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг челове-ческий характер, с какой точностью пове-дал о нравственных потрясениях главного героя.

Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в «Пре-ступлении и наказании» много других дей-ствующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Ар-кадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.

Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной люб-ви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исст-радавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопере-живать ему, мучиться вместе с ним, спас-ли Раскольникова. Да, Соня — «блудни-ца», как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полно-стью раздавленного нищетой и собствен-ным бессилием что-то изменить в жизни отца.

Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рас-суждения, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить восемнадцати-летняя девушка, все образование кото-рой — «несколько, книг содержания роман-тического», видящая вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое?

Достоевский противопоставляет смире-ние Сони бунту Раскольникова. Впоследст-вии Родион Раскольников, не приняв умом религиозности Сони, сердцем решает жить ее убеждениями. Но если образ Сони представляется нам на протяжении всего романа, то ее отца, Семена Захарыча и ма-чеху Катерину Ивановну с ее тремя малень-кими детьми, мы видим лишь в нескольких сценах. Но эти немногочисленные эпизоды необыкновенно значимы.

Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона происходит в самом начале романа, именно тогда, когда Рас-кольников решается на убийство, однако еще не до конца уверовал в свою «наполе-оновскую» теорию. Родион находится в ка-ком-то лихорадочном состоянии: окружа-ющий мир для него существует, но как бы нереален: он почти ничего не видит и не слышит. Мозг сверлит только один вопрос: «Быть или не быть?» Для Раскольникова Мармеладов — просто пьяненький завсег-датай распивочной. Но, поначалу невни-мательно слушая монолог Семена Захарыча, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, а затем и со-чувствием. Этот грязный, утративший вся-кое человеческое достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену и выпрашивающий у дочери-прости-тутки денег на похмелье, чем-то трогает Раскольникова, запоминается ему. В Се-мене Захарыче сквозь его отталкивающую внешность все же проглядывает что-то че-ловеческое. Чувствуется, что его мучает совесть, что ему больно и противно его на-стоящее положение. Он не винит жену в том, что она, может быть, сама того не желая («не в здравом рассудке сие сказа-но было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле...»), толкнула Соню на улицу. Дочь же Мармеладова вообще счи-тает святой. Семен Захарыч раскаивается в своей «слабости», ему тяжело видеть го-лодных детей и чахоточную Катерину Ива-новну, в запальчивости он кричит: «Я при-рожденный скот!»

Мармеладов — слабый, безвольный че-ловек, но он, по-моему, лучше и честнее тех, кто смеялся над ним в распивочной. Семен Захарыч способен остро чувство-вать чужую боль и несправедливость. Ду-ша его не зачерствела, не стала, несмотря ни на что, глухой к страданиям людей. Он любит жену и ее маленьких детей. Особен-но трогательны слова Катерины Ивановны на поминках Мармеладова о том, что по-сле его смерти в кармане у ее мужа на-шли мятного петушка. Мармеладов, может быть, смешон и жалок со своей мольбой о прощении, но он искренен в ней, да и не так много надо этому несчастному челове-ку: всего-то чтобы его выслушали без на-смешки и хотя бы попытались понять. Со-ня смогла понять убийцу Раскольникова, значит, и Мармеладов заслуживает если на оправдания, то по крайней мере со-страдания.

Совсем другой человек Катерина Иванов-на. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житей-ских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утеше-ние в молитвах, в Библии, а ее отец хоть не-надолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же — натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая. Ей кажется на-стоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она стал-кивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня. Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает к реши-тельный действиям, что ведет к непонима-нию ее поведения окружающими.

О бедственном положении семьи Мармеладовых, смерти Катерины Ивановны и Семена Захарыча автор «Преступления и наказания» рассказывает для того, что-бы читатель почувствовал ту душную, тес-ную, невыносимую атмосферу Петербурга шестидесятых годов девятнадцатого сто-летия, в которой вынуждены были жить социальные низы общества. А ведь к ним принадлежал главный герой романа, и те-ория «сверхчеловека» родилась именно в такой обстановке.

Широко известен термин «Петербург До-стоевского». В «Преступлении и наказа-нии» «Петербург Достоевского» — это уве-селительные заведения, кабаки, пьяные женщины-самоубийцы, подлость, злоба и жестокость большинства людей, мелоч-ные ссоры, ужасающие внешние условия жизни: «пыль, кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных...», комнаты-«гробы» в полуразвалившихся домах.

Семья Мармеладовых — одна из тысяч подобных ей семей бедняков. История этой семьи является как бы предысторией преступления Раскольникова. Однако ее роль не ограничивается лишь созданием фона, на котором развивалась трагедия Родиона Раскольникова. Ф. М. Достоев-ский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. И, пожалуй, самое главное то, что в изображении семьи Мармеладовых чи-татель ясно видит Достоевского-гуманис-та с его любовью к «маленьким людям» и стремлением разобраться в душе даже самого страшного преступника.

Семён Захарович Мармеладов. Спившийся и потерявший место чиновник, которого раздавил жестокий мир — нищета и собственное бессилие. Душе этого совестливого и доброго человека невыносимо терпеть ежедневные унижения. Утратив человеческое достоинство, не перестаёт любить жену и детей (после смерти в его кармане найден мятный петушок).

Катерина Ивановна Мармеладова. Жена Семёна Захаровича, мачеха Сони — натура гордая и бунтарская. Имеет благородное дворянское происхождение. Всё, что её окружает, кажется ей адом. Не умеет терпеть, не готова смириться — «её можно было совсем убить обстоятельствами, но забить её нравственно, то есть запугать и подчинить себе её волю, нельзя было».

Ей свойственно огромное стремление чувствовать себя полноценным человеком (устраивает поминки, чтобы быть не хуже других). Измученная нищетой, умирает от чахотки, не потеряв чувства собственного достоинства.

Соня. Дочь Мармеладова от первого брака с ранних лет видела лишь пьяные драки, разврат и горе. Она вынуждена себя продавать, чтобы спасти семью от голодной смерти, но удивительным образом сохранила в себе чистоту.