Пещера евгений замятин анализ. Человек на переломе истории
Ледники, мамонты, пустыни. Ночные, черные, чем-то похожие на дома, скалы; в скалах пещеры. И неизвестно, кто трубит ночью на каменной тропинке между скал и, вынюхивая тропинку, раздувает белую снежную пыль; может, серохоботый мамонт; может быть, ветер; а может быть - ветер и есть ледяной рев какого-то мамонтейшего мамонта. Одно ясно: зима. И надо покрепче стиснуть зубы, чтобы не стучали; и надо щепать дерево каменным топором; и надо всякую ночь переносить свой костер из пещеры в пещеру, все глубже; и надо все больше навертывать на себя косматых звериных шкур…
Между скал, где века назад был Петербург, ночами бродил серохоботый мамонт. И, завернутые в шкуры, в пальто, в одеяла, в лохмотья, - пещерные люди отступали из пещеры в пещеру. На покров Мартин Мартиныч и Маша заколотили кабинет; на Казанскую выбрались из столовой и забились в спальне. Дальше отступать было некуда; тут надо было выдержать осаду - или умереть.
В пещерной петербургской спальне было так же, как недавно в Ноевом ковчеге: потопно перепутанные чистые и нечистые твари. Красного дерева письменный стол; книги; каменновековые, гончарного вида лепешки; Скрябин опус 74; утюг; пять любовно, добела вымытых картошек; никелированные решетки кроватей; топор; шифоньер; дрова. И в центре всей этой вселенной - бог, коротконогий, ржаво-рыжий, приземистый, жадный пещерный бог: чугунная печка.
Бог могуче гудел. В темной пещере - великое огненное чудо. Люди - Мартин Мартиныч и Маша - благоговейно, молча, благодарно простирали к нему руки. На один час - в пещере весна; на один час - скидывались звериные шкуры, когти, клыки, и сквозь обледеневшую мозговую корку пробивались зеленые стебельки - мысли.
Март, а ты забыл, что ведь завтра… Ну, уж я вижу: забыл!
В октябре, когда листья уже пожолкли, пожухли, сникли, - бывают синеглазые дни; запрокинуть голову в такой день, чтобы не видеть земли, - и можно поверить: еще радость, еще лето. Так и с Машей: если вот закрыть глаза и только слушать ее - можно поверить, что она прежняя, и сейчас засмеется, встанет с постели, обнимет, и час тому назад ножом по стеклу - это не ее голос, совсем не она…
Ай, Март, Март! Как всё… Раньше ты не забывал. Двадцать девятое: Марии, мой праздник…
Чугунный бог еще гудел. Света, как всегда, не было: будет только в десять. Колыхались лохматые, темные своды пещеры. Мартин Мартиныч - на корточках, узлом - туже! еще туже! - запрокинув голову, все еще смотрит в октябрьское небо, чтобы не увидеть пожолклые, сникшие губы. А Маша:
Понимаешь, Март, - если бы завтра затопить с самого утра, чтобы весь день было как сейчас! А? Ну, сколько у нас? Ну с полсажени еще есть в кабинете?
До полярного кабинета Маша давным-давно не могла добраться и не знала, что там уже… Туже узел, еще туже!
Полсажени? Больше! Я думаю, там…
Вдруг - свет: ровно десять. И, не кончив, зажмурился Мартин Мартиныч, отвернулся: при свете - труднее, чем в темноте. И при свете ясно видно: лицо у него скомканное, глиняное (теперь у многих глиняные лица: назад - к Адаму). А Маша:
И знаешь, Март, я бы попробовала - может, я встану… если ты затопишь с утра.
Ну, Маша, конечно же… Такой день… Ну, конечно - с утра.
Пещерный бог затихал, съеживался, затих, чуть потрескивает. Слышно: внизу, у Обертышевых, каменным топором щепают коряги от барки - каменным топором колют Мартина Мартиныча на куски. Кусок Мартина Мартиныча глиняно улыбался Маше и молол на кофейной мельнице сушеную картофельную шелуху для лепешек - и кусок Мартина Мартиныча, как с воли залетевшая в комнату птица, бестолково, слепо тукался в потолок, в стекла, в стены: «Где бы дров - где бы дров - где бы дров».
Мартин Мартиныч надел пальто, сверху подпоясался кожаным поясом (у пещерных людей миф, что от этого теплее), в углу у шифоньера громыхнул ведром.
Ты куда, Март?
Я сейчас. За водой вниз.
На темной, обледенелой от водяных сплесков лестнице постоял Мартин Мартиныч, покачался, вздохнул и, кандально позвякивая ведеркой, спустился вниз, к Обертышевым: у них еще шла вода. Дверь открыл сам Обертышев, в перетянутом веревкой пальто, давно не бритый, лицо - заросший каким-то рыжим, насквозь пропыленным бурьяном пустырь. Сквозь бурьян - желтые каменные зубы, и между камней - мгновенный ящеричный хвостик - улыбка.
А, Мартин Мартиныч! Что, за водичкой? Пожалуйте, пожалуйте, пожалуйте.
В узенькой клетке между наружной и внутренней дверью с ведром не повернуться - в клетке обертышевские дрова. Глиняный Мартин Мартиныч боком больно стукался о дрова - в глине глубокая вмятина. И еще глубже: в темном коридоре об угол комода.
Через столовую. В столовой - обертышевская самка и трое обертышат; самка торопливо спрятала под салфеткой миску: пришел человек из другой пещеры - и бог знает, вдруг кинется, схватит.
В кухне, отвернув кран, каменнозубо улыбался Обертышев:
Ну что же: как жена? Как жена? Как жена?
Да что, Алексей Иваныч, все то же. Плохо. И вот завтра - именины, а у меня топить нечем.
А вы, Мартин Мартиныч, стульчиками, шкафчиками… Книги тоже: книги отлично горят, отлично, отлично…
Да ведь вы же знаете: там вся мебель, все - чужое, один только рояль…
Так, так, так… Прискорбно, прискорбно!
Слышно в кухне: вспархивает, шуршит крыльями залетевшая птица, вправо, влево - и вдруг отчаянно, с маху в стену всей грудью:
Алексей Иваныч, я хотел… Алексей Иваныч, нельзя ли у вас хоть пять-шесть полен…
Желтые каменные зубы сквозь бурьян, желтые зубы - из глаз, весь Обертышев обрастал зубами, все длиннее зубы.
Что вы, Мартин Мартиныч, что вы, что вы! У нас у самих… Сами знаете, как теперь все, сами знаете, сами знаете…
Туже узел! Туже - еще туже! Закрутил себя Мартин Мартиныч, поднял ведро - и через кухню, через темный коридор, через столовую. На пороге столовой Обертышев сунул мгновенную, ящерично-юркую руку:
Ну, всего… Только дверь, Мартин Мартиныч, не забудьте прихлопнуть, не забудьте. Обе двери, обе, обе - не натопишься!
На темной обледенелой площадке Мартин Мартиныч поставил ведро, обернулся, плотно прихлопнул первую дверь. Прислушался, услыхал только сухую костяную дрожь в себе и свое трясущееся - пунктирное, точечками - дыхание. В узенькой клетке между двух дверей протянул руку, нащупал - полено, и еще, и еще… Нет! Скорей выпихнул себя на площадку, притворил дверь. Теперь надо только прихлопнуть поплотнее, чтобы щелкнул замок…
И вот - нет силы. Нет силы прихлопнуть Машино завтра. И на черте, отмеченной чуть приметным пунктирным дыханием, схватились насмерть два Мартин Мартиныча: тот, давний, со Скрябиным, какой знал: нельзя - и новый, пещерный, какой знал: нужно. Пещерный, скрипя зубами, подмял, придушил - и Мартин Мартиныч, ломая ногти, открыл дверь, запустил руку в дрова… полено, четвертое, пятое, под пальто, за пояс, в ведро - хлопнул дверью и вверх - огромными, звериными скачками. Посередине лестницы, на какой-то обледенелой ступеньке - вдруг пристыл, вжался в стену: внизу снова щелкнула дверь - и пропыленный обертышевский голос:
Кто там? Кто там? Кто там?
Это я, Алексей Иваныч. Я… я дверь забыл… Я хотел… Я вернулся - дверь поплотнее…
Вы? Гм… Как же это вы так? Надо аккуратнее, надо аккуратнее. Теперь все крадут, сами знаете, сами знаете. Как же это вы так?
Двадцать девятое. С утра - низкое, дырявое, ватное небо, и сквозь дыры несет льдом. Но пещерный бог набил брюхо с самого утра, милостиво загудел - и пусть там дыры, пусть обросший зубами Обертышев считает поленья - пусть, все равно: только бы сегодня; «завтра» - непонятно в пещере; только через века будут знать «завтра», «послезавтра».
Маша встала и, покачиваясь от невидимого ветра, причесалась по-старому: на уши, посередине пробор. И это было - как последний, болтающийся на голом дереве, жухлый лист. Из среднего ящика письменного стола Мартин Мартиныч вытащил бумаги, письма, термометр, какой-то синий флакончик (торопливо сунул его обратно - чтобы не видела Маша) - и, наконец, из самого дальнего угла черную лакированную коробочку: там, на дне, был еще настоящий - да, да, самый настоящий чай! Пили настоящий чай. Мартин Мартиныч, запрокинув голову, слушал такой похожий на прежний голос:
Март, а помнишь: моя синенькая комната, и пианино в чехле, и на пианино - деревянный конек - пепельница, и я играла, а ты подошел сзади…
Да, в тот вечер была сотворена вселенная, и удивительная, мудрая морда луны, и соловьиная трель звонков в коридоре.
А помнишь, Март: открыто окно, зеленое небо - и снизу, из другого мира - шарманщик?
Шарманщик, чудесный шарманщик - где ты?
А на набережной… Помнишь? Ветки еще голые, вода румяная, и мимо плывет последняя синяя льдина, похожая на гроб. И только смешно от гроба, потому что ведь мы - никогда не умрем. Помнишь?
Внизу начали колоть каменным топором. Вдруг перестали, какая-то беготня, крик. И, расколотый надвое, Мартин Мартиныч одной половиной видел бессмертного шарманщика, бессмертного деревянного конька, бессмертную льдину, а другой - пунктирно дыша - пересчитывал вместе с Обертышевым поленья дров. Вот уж Обертышев сосчитал, вот надевает пальто, весь обросший зубами, - свирепо хлопает дверью, и…
Погоди, Маша, кажется - у нас стучат.
Нет. Никого. Пока еще никого. Еще можно дышать, еще можно запрокинуть голову, слушать голос - такой похожий на тот, прежний.
Сумерки. Двадцать девятое октября состарилось. Пристальные, мутные, старушечьи глаза - и все ежится, сморщивается, горбится под пристальным взглядом. Оседает сводами потолок, приплюснулись кресла, письменный стол, Мартин Мартиныч, кровати, и на кровати - совсем плоская, бумажная Маша.
В сумерках пришел Селихов, домовый председатель. Когда-то он был шестипудовый - теперь уже вытек наполовину, болтался в пиджачной скорлупе, как орех в погремушке. Но еще по-старому погромыхивал смехом.
Ну-с, Мартин Мартиныч, во-первых-во-вторых, супругу вашу - с тезоименитством. Как же, как же! Мне Обертышев говорил…
Мартина Мартиныча выстрелило из кресла, понесся, заторопился - говорить, что-нибудь говорить…
Чаю… я сейчас - я сию минуту… У нас сегодня - настоящий. Понимаете: настоящий! Я его только что…
Чаю? Я, знаете ли, предпочел бы шампанского. Нету? Да что вы! Гра-гра-гра! А мы, знаете, с приятелем третьего дня из гофманских гнали спирт. Потеха! Налакался… «Я, - говорит, - Зиновьев: на колени!» Потеха! А оттуда домой иду - на Марсовом поле навстречу мне человек в одном жилете, ей-богу! «Что это вы?» - говорю. «Да ничего, - говорит… - Вот раздели сейчас, домой бегу на Васильевский». Потеха!
Приплюснутая, бумажная, смеялась на кровати Маша. Всего себя завязав в тугой узел, все громче смеялся Мартин Мартиныч - чтобы подбросить в Селихова дров, чтобы он только не перестал, чтобы только не перестал, чтобы о чем-нибудь еще…
Селихов переставал, чуть пофыркивая, затих. В пиджачной скорлупе болтнулся вправо и влево; встал.
Ну-с, именинница, ручку. Чик! Как, вы не знаете? По-ихнему честь имею кланяться - ч.и.к. Потеха!
Громыхал в коридоре, в передней. Последняя секунда - сейчас уйдет, или - …
Пол чуть-чуть покачивался, покруживался у Мартина Мартиныча под ногами. Глиняно улыбаясь, Мартин Мартиныч придерживался за косяк. Селихов пыхтел, заколачивая ноги в огромные боты.
В ботах, в шубе, мамонтоподобный - выпрямился, отдышался. Потом молча взял Мартин Мартиныча под руку, молча открыл дверь в полярный кабинет, молча сел на диван.
Пол в кабинете - льдина; льдина чуть слышно треснула, оторвалась от берега - и понесла, понесла, закружила Мартина Мартиныча, и оттуда - с диванного, далекого берега - Селихова еле слыхать.
Во-первых-во-вторых, сударь мой, должен вам сказать: я бы этого Обертышева, как гниду, ей-богу… Но сами понимаете: раз он официально заявляет, раз говорит - завтра пойду в уголовное… Этакая гнида! Я вам одно могу посоветовать: сегодня же, сейчас же к нему - и заткните ему глотку этими самыми поленьями.
Льдина - все быстрее. Крошечный, сплюснутый, чуть видный - так, щепочка - Мартин Мартиныч ответил - себе, и не о поленьях… поленья - что! - нет, о другом:
Хорошо. Сегодня же. Сейчас же.
Ну вот и отлично, вот и отлично! Это - такая гнида, такая гнида, я вам скажу…
В пещере еще темно. Глиняный, холодный, слепой - Мартин Мартиныч тупо натыкался на потопно перепутанные в пещере предметы. Вздрогнул: голос, похожий на Машин, на прежний…
О чем вы там с Селиховым? Что? Карточки? А я, Март, все лежала и думала: собраться бы c духом - и куда-нибудь, чтоб солнце… Ах, как ты гремишь! Ну как нарочно. Ведь ты же знаешь - я не могу, я не могу, я не могу!
Ножом по стеклу. Впрочем - теперь все равно. Механические руки и ноги. Поднимать и опускать их - нужно какими-то цепями, лебедкой, как корабельные стрелы, и вертеть лебедку - одного человека мало: надо троих. Через силу натягивая цепи, Мартин Мартиныч поставил разогреваться чайник, кастрюльку, подбросил последние обертышевские поленья.
Ты слышишь, что я тебе говорю? Что ж ты молчишь? Ты слышишь?
Это, конечно, не Маша, нет, не ее голос. Все медленней двигался Мартин Мартиныч, ноги увязали в зыбучем песке, все тяжелее вертеть лебедку. Вдруг цепь сорвалась с какого-то блока, стрела-рука - ухнула вниз, нелепо задела чайник, кастрюльку - загремело на пол, пещерный бог змеино шипел. И оттуда, с далекого берега, с кровати - чужой, пронзительный голос:
Ты нарочно! Уходи! Сейчас же! И никого мне - ничего, ничего не надо, не надо! Уходи!
Двадцать девятое октября умерло, и умер бессмертный шарманщик, и льдины на румяной от заката воде, и Маша. И это хорошо. И нужно, чтоб не было невероятного завтра, и Обертышева, и Селихова, и Маши, и его - Мартина Мартиныча, чтоб умерло все.
Механический, далекий Мартин Мартиныч еще делал что-то. Может быть, снова разжигал печку, и подбирал с полу кастрюльку, и кипятил чайник, и, может быть, что-нибудь говорила Маша - не слышал: только тупо ноющие вмятины на глине от каких-то слов, и от углов шифоньера, стульев, письменного стола.
Мартин Мартиныч медленно вытаскивал из письменного стола связки писем, термометр, сургуч, коробочку с чаем, снова - письма. И наконец, откуда-то, с самого со дна, темно-синий флакончик.
Десять: дали свет. Голый, жесткий, простой, холодный - как пещерная жизнь и смерть - электрический свет. И такой простой - рядом с утюгом, 74-м опусом, лепешками - синий флакончик.
Чугунный бог милостиво загудел, пожирая пергаментно-желтую, голубоватую, белую бумагу писем. Тихонько напомнил о себе чайник, постучал крышкой. Маша обернулась:
Скипел чай? Март, милый, дай мне - …
Увидела. Секунда, насквозь пронизанная ясным, голым, жестоким электрическим светом: скорченный перед печкой Мартин Мартиныч; на письмах - румяный, как вода на закате, отблеск; и там - синий флакончик.
Март! Ты… ты хочешь…
Тихо пожирая бессмертные, горькие, нежные, желтые, белые, голубые слова - тихонько мурлыкал чугунный бог. И Маша - так же просто, как просила чаю:
Март, милый! Март - дай это мне!
Мартин Мартиныч улыбнулся издалека:
Но ведь ты же знаешь, Маша: там - только на одного.
Март, ведь меня все равно уже нет. Ведь это уже не я - ведь все равно я скоро… Март, ты же понимаешь - Март, пожалей меня… Март!
Я, Маша, тебя обманул: у нас в кабинете - ни полена. И я пошел к Обертышеву, и там между дверей… Я украл - понимаешь? И Селихов мне… Я должен сейчас отнести назад - а я все сжег - я все сжег - все! Я не о поленьях, поленья - что! - ты же понимаешь?
Равнодушно задремывает чугунный бог. Потухая, чуть вздрагивают своды пещеры, и чуть вздрагивают дома, скалы, мамонты, Маша.
Март, если ты меня еще любишь… Ну, Март, ну вспомни! Март, милый, дай мне!
Бессмертный деревянный конек, шарманщик, льдина. И этот голос… Мартин Мартиныч медленно встал с колен. Медленно, с трудом ворочая лебедку, взял со стола синий флакончик и подал Маше.
Она сбросила одеяло, села на постели, румяная, быстрая, бессмертная - как тогда вода на закате, схватила флакончик, засмеялась.
Ну вот видишь: недаром я лежала и думала - уехать отсюда. Зажги еще лампу - ту, на столе. Так. Теперь еще что-нибудь в печку - я хочу, чтобы огонь…
Мартин Мартиныч, не глядя, выгреб какие-то бумаги из стола, кинул в печь.
Теперь… Иди погуляй немного. Там, кажется, луна - моя луна: помнишь? Не забудь - возьми ключ, а то захлопнешь, а открыть - …
Нет, там луны не было. Низкие, темные глухие облака - своды - и всё - одна огромная, тихая пещера. Узкие, бесконечные проходы между стен; и похожие на дома темные, обледенелые скалы; и в скалах - глубокие, багрово освещенные дыры: там, в дырах, возле огня - на корточках люди. Легкий ледяной сквознячок сдувает из-под ног белую пыль, и никому не слышная - по белой пыли, по глыбам, по пещерам, по людям на корточках - огромная, ровная поступь какого-то мамонтейшего мамонта.
Котынова Елена Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Педагогический лицей» г
г.Великие Луки Псковской области
Урок для 11 класса на тему «Е.И.Замятина «Пещера»
Цели урока : знакомство с жизнью и творчеством Е.И.Замятина, развитие умения анализа художественного произведения во взаимосвязи с историей и художественной традицией, развитие аналитического мышления и коммуникативных навыков.
1. Учитель: Знаете, какая самая человеческая из проблем? Проблема выбора. У животных ее нет, а человеку все время приходится выбирать. Вот вы, например, что и когда выбирали? А теперь представьте: революция … Назовите ассоциации…
Как вы думаете, какие выборы поставила революция, гражданская война, эпоха слома перед людьми?
1920 год. «Разруха в головах», — так писал об этом времени М.Булгаков. «Эх, эх, свобода без креста», — писал А.Блок.
Революция сдвинула исторические пласты и обнажила звериную сущность многих и многих. Без креста, без Христа, без гуманизма… Что происходит с людьми в этом мире? Возможно ли сохранить в себе человека при приоритете других ценностей? На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
Какой же главный вопрос исследуем? (какие выборы поставила та эпоха перед людьми?) А чтобы ответить, мы обратимся к биографии и творчеству человека, жившего во время революции и гражданской войны.
Это Замятин и его рассказ «Пещера».
Перед вами два портрета писателя. Каким вы его видите? (портреты работы Б.М.Кустодиева и Ю.П.Анненкова)
(На портретеБ.М. Кустодиева – элегантный, раскованный, с ядовитой полуулыбкой и ироничным взглядом.
На портрете Ю.П.Анненкова – добрый, весёлый, с хитринкой в глазах; он же изображён в углу портрета – хохочущий, лопоухий мальчишка; в верхнем углу — написанный по-английски текст газеты)
На этих портретах — инженер, кораблестроитель, умный и язвительный по характеру европеец. Евгений Иванович родился в 1884 году в городе Лебедяни Тамбовской губернии, в семье священника, а умер в Париже. Он был человеком двух культур: русской и европейской. Поэтому на портрете Б.М.Кустодиева фоном является городской, а не деревенский пейзаж. В литературу Замятин вошёл повестью «Уездное» (1913г.), безусловно связанной с «пейзажами» детства и юности. За участие в событиях первой революции был выслан из Петербурга. После ареста несколько месяцев провёл в тюремной «одиночке». В 1916 году уехал в Англию, чтобы руководить постройкой ледоколов для России. Но после событий февраля 1917 года он торопится на родину. После Октябрьской революции основным жанром в его творчестве стала сказка. И сказки эти были публицистическими, острыми, что не могло остаться незамеченным. Его даже обвиняли в издевательстве над пролетариатом. И хотя он читает лекции для молодых прозаиков, сотрудничает в журналах, с большим успехом идёт его пьеса «Блоха», за Замятиным прочно утвердилась репутация оппозиционера. Роман «Мы», даже не будучи напечатанным в СССР, этому способствовал. Публикацию романа за границей ему не простили. Его фактически перестали печатать. Евгений Иванович просил разрешения на выезд за границу, но не получил. Тогда в 1931 году он послал письмо Сталину. Замятин признавался:« Я ни в коей мере не хочу изображать из себя оскорблённую невинность. Я знаю, что в первые 3-4 года после революции среди прочего, написанного мною, были вещи, которые могли дать повод для нападок. Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить на то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой».
В 1931 году он уехал во Францию. Там Замятин прожил последние пять с половиной лет своей жизни. Он всегда мечтал вернуться на родину, а вернулся только спустя полвека в своих книгах.
Почему же мэтра, мастера (а таким его признавали) считали оппозиционером?
Так перед каким же выбором оказался Замятин? (творчество или родина). Тяжелый выбор.. А перед каким выбором он поставил своих героев?
Вот перед нами название одного из его рассказов. «Пещера». Какие эпитеты вы могли бы добавить к этому слову? (таинственная, тёмная, низкая, загадочная и т.д.)
2. Анализ рассказа.
Да, мы сразу погружаемся в древние века, во времена первобытных людей. Обратимся к первому абзацу текста. Какие краски, звуки использует Замятин? (черные дома, каменные тропинки, снежная пыль, ледяной рёв, обитает здесь серохоботый, мамонтейший мамонт)
Какие языковые средства использует автор? (односоставные предложения: назывные говорят об отсутствии движения, только ветер- рёв животного; безличные – повторение слова «надо» 4 раза звучит как молитва, а значит, этого не хватает, у людей нет сил).
Как глаголы помогают понять состояние обитателей этого мира? (надо стиснуть зубы, надо щепать дерево, надо переносить, надо навёртывать звериные шкуры – использованы 3 глагола несовершенного вида- люди не способны на долгое действие, т.е. живут сегодняшним днём)
И вот оказывается, что люди живут не в древние времена, а в великом русском городе – Петербурге. Вспомним отношение других русских писателей к столице России, великому городу. (А.С.Пушкин: с одной стороны, «Люблю тебя, Петра творенье!», с другой – убивает маленького человека Евгения («Медный всадник»); Н.А.Некрасов изображает трущобы Петербурга; Ф.М.Достоевский рисует грязный, жёлтый, душный город) Во что превратился город у Замятина? (город пещер и пещерных людей)
Пещерные люди завёрнуты «в шкуры, в пальто, в одеяла, в лохмотья» (использован приём градации), «отступают из пещеры в пещеру». Реальные люди появляются сразу же, Замятин не отделяет абзацем их появление. Чем же заполнена их жизнь? (они выбрались из столовой, забились в спальне, отступать некуда, выдержать осаду и далее – только смерть!)
Когда же происходили эти действия? Называет ли писатель даты ? (заколотили кабинет на Покров; выбрались из столовой на Казанскую)
Покров -14 октября – праздник Покрова Пресвятой Богородицы; Матерь Божья в этот день покрыла своим платком скорбные души молящихся христиан, спасла их от врагов. К Покрову заканчивались полевые работы, затем начинали по деревням играть свадьбы. С Покрова мужики-хозяева готовились к зиме: надо было проконопатить избы, заделать все щели.
Казанская — 4 ноября – праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Торжество было установлено церковью в благодарность за избавление Москвы от поляков в 1612 году, которое свершилось после всенародной молитвы этой иконе. День осенней Казанской считался лучшим временем для венчания. В этот день заканчивались строительные работы, трудившиеся на стороне землекопы, плотники, каменщики, штукатуры возвращались в свои деревни.
Итак, Замятин упоминает светлые праздники, связанные с весельем, радостью, счастливой семейной жизнью, устройством домашнего очага. И мы видим двух любящих друг друга людей. Но вся разница в том, что упомянутые праздники – христианские, православные, а кому вынуждены молиться эти люди? (богом этой вселенной является «коротконогий, ржаво-рыжий, приземистый, жадный пещерный бог: чугунная печка»; люди «благоговейно», « благодарно» простирают к нему руки!)
Что давал этот бог людям? (мнимое счастье –весну, тепло на один час) Но даже этот жуткий бог заставлял людей оживиться, вновь попытаться задуматься. А пока человек мыслит, он живёт! И зовут человека очень тепло – Март.
Всё смешалось в этом мире: язычество и христианство, холод и тепло, добро и зло. Не случайно появляется и образ Ноева ковчега, в котором «перепутались чистые и нечистые твари»
(попытайтесь распределить).
Чистые: письменный стол красного дерева, книги, Скрябин опус 74
Нечистые : каменновековые лепёшки, никелированные решётки кроватей, топор
(мнения насчёт 5 любовно вымытых картошек, утюга и шифоньера расходятся)
С каким отрезком жизни героев связано это деление? (чистые – это прошлое, нечистые – настоящее).
Есть ли в жизни Мартина Мартиныча и Маши праздники? Помнят ли герои о них? (Маша вспоминает о том, что 29 – праздник её, Марии).
Как чувствует себя накануне героиня? (Мартин слышит не её голос, она не встаёт с постели, у Маши скомканное, глиняное лицо. Да и Мартин глиняно улыбался любимой)
О чём просит Маша? Что делает Мартин Мартиныч? (Маша просит о тепле, а чтобы оно появилось герою ничего другого не остаётся, как пойти на воровство).
Сосед, у которого есть дрова, живёт выше или ниже героев? (Мартин спускается вниз) Какая она – лестница вниз? (обледенелая, идти нельзя, опасно для жизни, это дорога в ад)
Легко ли идти Мартину? Какие детали говорят об этом? (он вздохнул, звон ведра напоминает звон кандалов). Тяжело Мартину, ему приходится бороться с собой, однако в любые времена есть те, кто умеет приспособиться, несмотря ни на какие человеческие законы. Какой-то другой у них бог, ещё страшнее, чем чугунная печка… Таков в рассказе Обёртышев.
Можно ли назвать его фамилию говорящей? (с одной стороны, обёрнутый, может быть, ему теплее, чем остальным; с другой – закрытый со всех сторон, думающий только о себе). Опишите его. (давно не бритый, лицо – пустырь. Заросший бурьяном, жёлтые каменные зубы, улыбка как ящеричный хвостик, жена – самка, дети – обёртышата (зверёныши, судя по суффиксу)
Вы описали не человека, а животное и его стаю.
Сравните духовное состояние двух семей: Мартина Мартиныча и Маши и Обёртышевых. Кому легче жить в пещерном мире? (Обёртышевым легче с их звериной сущностью. В людях постепенно умирает человеческое).
Опишите состояние Мартина Мартиныча . (он борется с собой: костяная дрожь, пунктирное дыхание, «выпихнул себя» на площадку, ломает ногти, двигается звериными скачками, вжался в стенку) . Невидимая черта не даёт переступить через моральные принципы. В герое борются два начала:
Тот, со Скрябиным, говорит нельзя.
Другой, пещерный, говорит надо.
Кто же побеждает? (пещерный примял, придушил прежнего Мартина)
Всё-таки герой идёт на воровство. Это грех, но можно ли оправдать Мартина Мартиныча? (он идёт на преступление ради Маши) А кого же тогда обвинить?
И вот оно наступило, 29-ое. Посмотрим, чем был наполнен этот праздничный день.
3. Работа в группах . Каждая получает индивидуальное задание, составляется хроника дня.
1 группа. Утро и день. Задание – проанализировать эпизод (со слов «Двадцать девятое. С утра…» до « «Еще можно дышать, еще можно запрокинуть голову, слушать голос — такой похожий на тот, прежний».), составить таблицу
Прошлое: пианино, деревянный конёк, мудрая морда луны, соловьиная трель звонков, зелёное небо, шарманщик, румяная вода, молодость и сила.
Настоящее: дырявое, низкое, ватное небо; несёт льдом.
Будущее: непонятно.
Какая колонка самая большая? Почему? (там, в прошлом, — жизнь, здесь – умирание)
2 группа. Вечер. (со слов «Сумерки» до «Уходи!») Найдите детали, подтверждающие, что люди живут механически. О чём говорит появление нового персонажа? (Оседает потолок, приплюснулись кресла, плоская Маша. Селихов вытек наполовину,болтался в пиджачной скорлупе, погромыхивал смехом, заколачивал ноги в боты. Глиняный Мартин Мартиныч, холодный, слепой, механические движения рук и ног)
3 группа. Конец дня.(со слов «Двадцать девятое октября умерло…» до «Не забудь — возьми ключ, а то захлопнешь, а открыть — ….»). Какова роль лексических повторов в отрывке? Как автор использует особенности синтаксиса для передачи состояния героев?
(4 раза использованы неопределённые местоимения и наречия; дважды используются ряды однородных членов для характеристики электрического света – жёсткий, голый; несколько раз упоминается чугунный бог – сначала он пожирает бумагу, затем равнодушно задрёмывает).
Вопросы для всех групп: Каким был этот день? Чем жили люди? Почему пришли к страшному выводу? (Люди выбирают смерть как избавление от позора, болезни, существования)
Учитель: Рухнул быт столичного дома, люди не в силах перенести холод. Несколько ворованных поленьев не возвращают ни тепла, ни желания жить. Устав цепляться за жизнь, люди добровольно с ней расстаются. Одна пещера опустела. Что происходит в других? Перечитаем последний абзац рассказа (сидят на корточках вокруг огня люди).
Какие звуки и краски вы можете отметить? (тёмные, глухие облака, обледенелые скалы, багрово-освещённые (как будто кровью!) дыры в скалах, ледяной сквозняк; мамонтейший мамонт проходит по людям…)
Что изменилось в поведении мамонта в сравнении с началом рассказа? (если в начале рассказа он просто трубит ночью, вынюхивает тропинку, то в конце – проходит «по людям на корточках»).
Так каков же был выбор главных героев рассказа? (выжить любой ценой или умереть, оставшись людьми)…
Обобщение: Какую проблему исследовали? (выбор людей во времена исторического слома), на каком примере? (Замятин и его герои ), что поняли? (выборы тяжелые, главные, сущностные..) Зачем вообще нужно об этом говорить? (все главные выборы у нас еще впереди)
Домашнее задание : Эта история трагической судьбы двух любящих людей, воспитанных человечными, добрыми, честными и совестливыми. История сопротивления обстоятельствам и злу, творящемуся в окружающем их мире. Это и приговор государству, в котором такие люди гибнут от недостатка тепла. И не является ли страшный мамонт, идущий по людям, символом той власти, своеобразным предупреждением и предсказанием Замятина? Порассуждайте об этом в домашних эссе.
Использованная литература:
Энциклопедия для детей «Русская литература»Москва, «Аванта+», 2000г.изд.
Урок-исследование художественного текста (на основе рассказов «Дракон» и «Пещера»)
Цели урока:
1. Обучающая: познакомить учащихся с рассказами «Дракон» и «Пещера» как талантливейшими произведениями импрессионизма в литературе. Выявить основные приметы стилистики рассказов Замятина, провести частичный анализ рассказа «Пещера».
2. Развивающая: развивать воображение, ассоциативное мышление, восприятие, логическое мышление учащихся (умение сравнивать, делать выводы).
3. Воспитывающая: воспитывать гуманизм, вырабатывать гражданскую позицию учащихся, формировать устойчивый интерес к истории и литературному процессу родной страны, умение делать самостоятельный выбор в сложной жизненной ситуации.
Тип урока: урок-исследование (урок «открытия» нового знания)
Индивидуальные задания к уроку:
Е. Замятин «Пещера». Учебник на стр. 351 – 353.
1. Время и пространство в рассказе. С первых строк автор погружает нас в обстановку каменного века. (1-й абзац)
Какие художественные средства создают напряжённость, жуткую атмосферу?
- Строгий ритм, создаваемый обилием пауз Анафорическими конструкциями Экспрессивная образность Чудовищный гиперболический образ
2 Предметная детализация. Учебник, часть 1, стр. 358 – 359.
КАКИЕ МИРЫ РАССКАЗА ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПРЕДМЕТНЫМИ ДЕТАЛЯМИ?
Особое место Замятин отводит печке, уподобляя её пещерному богу. Коротконогая, ржавая « » с огнедышащим чревом действительно внешне напоминает языческое божество. Но проследите движение этой сквозной метафоры в рассказе.
3 Портретная характеристика персонажа у Замятина чаще всего строится по метонимическому принципу: вместо подробного описания даётся крупным планом какая-либо выразительная деталь.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, предметом разговора сегодня будет обсуждение рассказов талантливого писах годов «Дракон» и «Пещера». Анализируя их, мы попытаемся определить особенности замятинской стилистики, его эстетические принципы и определить связь стилистической манеры Замятина с одним из художественных направлений.
3. (Слайд 1)Е. Замятин в 1921 году писал «…Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благонадёжные чиновники, а безумцы, еретики, отшельники, мечтатели, бунтари, скептики»
Так вот дух еретичества, бунтарства определил позицию Замятина как в жизни, так и в творчестве. Он был «неудобным» писателем. «Я знаю, у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой»
Правда Замятина оказалась невостребованной вплоть до 80 годов XX века. Рассказы, о которых мы будем сегодня говорить, написаны в далёком 1920 г. Но вопросы, поднятые художником слова, волнуют нас и сегодня:
Что победит в человеке: духовное, гуманистическое – или звериное, утробное? Контрасты звериного и человеческого не разведены во времени и не распределены по определённым человеческим типам. Всё это, добро и зло, сосуществует в одном человеке, возможно, в каждом из нас, и поэтому так важен выбор, который мы должны сделать:
Каждый выбирает по себе:
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку-
Каждый выбирает по себе. (Ю. Левитанский)
2 .Актуализация опорных знаний: Вспомните, как Замятин отнёсся к революции?
Замятин принял революцию как способ преодолеть всеобщую энтропию (состояние покоя и самодовольства), способ вывести мир из замкнутого состояния, открыть дорогу свободному человеческому духу.
Как относились пролетарские писатели к трудностям революционного времени?
(советская литература пренебрегала настоящим, стремясь к светлому будущему:
Там, за горами горя
Солнечный край непочатый (В. Маяковский))
Замятин же пристально вглядывается в день сегодняшний и видит не красоту и гармонию, а страшные образы далёкого прошлого…
3. (Слайд 2) Прослушайте рассказ «Дракон» Подумайте над вопросом: Почему рассказ так назван? Что имеет в виду автор под этим образом?
(Чтение подготовленным учеником рассказа «Дракон»)
Что побеждает в человеке: звериное, первобытное или духовное, гуманистическое? (Звериное и человеческое совмещены в одном человеческом типе)
4. (Слайд 3) Более детально мы рассмотрим рассказ «Пещера» (1920) -- одно из самых талантливых произведений автора. Толчком к его созданию послужило незначительное, на первый взгляд, жизненное впечатление.
(Слайд 4). «Ночное дежурство зимой, на дворе 1919 год. Мой товарищ по дежурству – озябший, изголодавшийся профессор – жаловался на здоровье: «Хоть впору красть дрова! Да всё горе в том, что не могу: сдохну, а не краду». На другой день я сел писать рассказ «Пещера».
Учитель: Но, как и всегда, рядовой житейский эпизод под пером настоящего писателя превращается в грандиозное обобщение.
5. Анализ текста:
1. Вспомните сюжет рассказа. (Главный герой Мартин Мартиныч крадет дрова у своего соседа Обёртышева, чтобы согреть свою жену Машу и не замёрзнуть самому. На улице зима, им нечем топить печь)
2. Эти простые, казалось бы, события развиваются в необычное время, в необычном пространстве. В чём же заключается эта необычность? (С первых строк автор погружает нас в обстановку каменного века.)
Чтение 1 абзаца.
3.(Слайд 6) Какие художественные средства создают напряжённость, жуткую атмосферу?
Строгий ритм, создаваемый обилием пауз («Ледники… мамонты… пустыни»)
Анафорическими конструкциями («и надо покрепче стиснуть зубы и надо щепать дерево… и надо всякую ночь переносить свой костёр»)
Экспрессивная образность (таинственный вой, дома-скалы, квартиры – пещеры)
Чудовищный гиперболический образ «мамонтейшего мамонта»
Но уже следующий фрагмент заставляет понять, что каменному веку уподоблен день сегодняшний. 2-й абзац.
Чтение последнего абзаца
(Эта развёрнутая метафора появляется ещё раз в финале и таким образом обрамляет рассказ, очерчивает пространство – пространство пещерной страны, затерянной среди скал. Нот она напоминает о себе на протяжении всего рассказа, поддерживаясь многочисленными деталями. Докажите это.
«Колыхались лохматые, тёмные своды пещеры…»;
«Двадцать девятое. С утра – низкое, дырявое, ватное небо, и сквозь дыры несёт льдом». Называя своды пещеры «лохматыми», а небо «дырявым и ватным», писатель изображает не сам предмет, а передаёт ощущение мрака и холода, которое хочет вызвать в читателе.
6. Читая рассказ, вы, наверняка, заметили необычность писательской манеры Замятина. Как вы думаете, какой художественный метод использует он? Это реализм или модернизм?
(учащиеся делятся мыслями)
Вывод: Это неореализм – реализм + модернизм (реальная обстановка послереволюционных лет: председатель , отключение электричества, поиски дров и проч. – признаки времени, свойственные реализму, тема «маленького человека», психологизм).
Какой модернистский стиль присущ рассказу, на ваш взгляд?
Ответы учеников (символизм, экспрессионизм)
(Слайд 7) Экспрессионизм – художественное направление, возникшее в западноевропейской живописи на рубеже XIX-XX веков
Художники стремились эмоционально, страстно выразить свою мысль о мире и неблагополучии в нём.
Этой задаче подчинены их художественные средства: тяготение к , гротескность, фантастичность образов, невероятные преувеличения, взвинченность, изломанность ритма.
«Искусство крика» - так образно называют экспрессионизм.
7.Рассмотрим картины художников - экспрессионистов (Слайды 7-11) Какие ассоциации вызвали у вас эти произведения живописи? Видите ли вы переклички с текстом замятинских рассказов?
8. Как в рассказе «Пещера» проявляется эстетика экспрессионизма?
Замятин не даёт детального изображения, выделяет в описываемом самое главное, ударное..
9.Особенно ярко экспрессионизм проявляется в интерьере комнаты? (Задание 4)
Чтение третьего абзаца.
Беспорядочно перечислены предметы. По этому перечню невозможно представить внешний её облик. Отбор деталей подчинён здесь худ. замыслу. Такое смешение создаёт ощущение кризисности, катастрофичности , нового Всемирного Потопа («потопно перепутанные чистые и нечистые твари»). Этот интерьер и отражает конфликт рассказа – между прежним, духовным, и новым, пещерным. 2 вселенные.
Особое место Замятин отводит печке, уподобляя её пещерному богу. Чтение описания печки
Коротконогая, ржавая «буржуйка» с огнедышащим чревом действительно внешне напоминает языческое божество.
Предмет одушевляется, живет самостоятельной жизнью. Но проследим движение этой сквозной метафоры в рассказе.
-«чугунный бог ещё гудел». После первого упоминания печка уже не называется печкой, а именуется лишь пещерным богом. Т. е. на 1-й план выходит не прямое, а лишь метафорическое значение.
-«пещерный бог затихал, съёживался, затих, чуть потрескивает». Предмет постепенно одушевляется, начинает жить самостоятельной жизнью.
-«Но пещерный бог набил брюхо с самого утра, милостиво загудел» (печь протопили, принесли страшную жертву пещерному богу).
-«пещерный бог змеино шипел» (Мартин Мартиныч опрокинул на печку чайник).
-«Равнодушно задремывает пещерный бог» (герои подошли к последней черте). Дело в том, ЧТО ПЕЧКА ДЛЯ ГЕРОЕВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БОГ, ЖЕСТОКИЙ И ВСЕМОГУЩИЙ, КОТОРЫЙ РАСПОРЯЖАЕТСЯ ЛЮДСКИМИ СУДЬБАМИ.
Т. о., истинный смысл предмета для Замятина не в его конкретности, а в потаённой метафорической сущности. Это одна из главных особенностей эстетики Замятина, сходной с эстетикой экспрессионизма.
10. Теперь рассмотрим конфликт рассказа через систему персонажей. Обратимся к портретным характеристикам персонажей.
У Замятина портретные характеристики чаще всего строятся по метонимическому принципу: вместо подробного описания даётся крупным планом какая-либо выразительная деталь.
Групповая исследовательская работа:
Группа. Портрет героев.
(Портрет гл. героя. Мартина Мартиныча: «лицо у него скомканное, глиняное». Метафорический эпитет «глиняное» даёт представление о бледном, неживом, неподвижном лице смертельно уставшего человека. Но проследите за метафорой по тексту рассказа). Портрет Обёртышева.
(Обертышев. В портретной характеристике увидим «жёлтые каменные зубы, и между камней – мгновенный ящеричный хвостик – улыбка», увидим, как он «каменнозубо улыбался». Камень не случайно становится лейтмотивом образа Обёртышева, человека холодного, неприступного. Его равнодушие агрессивно, поэтому – «жёлтые каменные зубы сквозь бурьян, жёлтые зубы – из глаз, весь Обёртышев обрастал зубами, всё длиннее зубы». И вот перед нами гротескный образ пещерного чудовища). Портрет Маши. («бумажная»). Портрет домового председателя Селихова («мамонтоподобный»)
2 группа. Особенности речевых характеристик в рассказе.
Преобладает разговорный стиль. Речь лишена закруглённости, в ней нет сложных предложений, нередки пропуски слов, недосказанные фразы. Но одновременно она и ярко индивидуализирована.
1. Для речи Обёртышева характерны бесконечные повторы, заискивающая интонация. Эта слащавая манера говорить вызывает читательское отвращение
Речь Селехова отличается пристрастием к вводным словам («во-первых – во-вторых»); любимое словечко «потеха» он употребляет в связи с событиями отнюдь не всегда смешными. Но наиболее своеобразна речь Мартина Мартиныча. Неполнота, обрывистость, недосказанность – вот те её качества, которые сразу бросаются в глаза. И это психологически объяснимо, ибо Мартин Мартиныч на протяжении всего рассказа пребывает в состоянии предельного нервного напряжения. Эти характеристики можно отнести и к авторской речи. С чем связана такая манера повествования?
«Понимаешь, Март, - если бы завтра затопить с самого утра, чтобы весь день было, как сейчас! А? Ну, сколько у нас? Ну с полсажени ещё есть в кабинете?
До полярного кабинета Маша давным-давно не могла добраться и не знала, что там уже… Туже узел, ещё туже!»
Чего не договаривает автор, обрывая фразу многоточием? Почему не говорит, что же в действительности «там уже»? Но читатель вправе и сам додумать, сам понять, что в «полярном кабинете», увы, не осталось дров. Писатель Замятин живёт в ХХ веке; в отличие от писателей ХIХ века он не объясняет, а рассчитывает на чуткость самого читателя. А может быть, он боится произнести эту страшную правду, чтобы не убить надежду в Маше? Авторская речь – голос человека, глубоко сопереживающего своим героям
Группа. (Слайд 12-14)Психологизм Замятина (Для того чтобы представить особенности психологизма автора, сравним его с психологизмом Достоевского). На слайдах текст. Сделайте выводы. (У Достоевского сложные и осложнённые предложения, речь героя литературно переоформлена. Достоевский описывает переживания героя. Замятин воспроизводит человеческую мысль в первозданном виде. Показывает переживания героя в действии. Исключаются описания, всё движется, живёт, действует. У Достоевского долгие размышления, Замятину достаточно одного эпитета).
Отчет о работе в группах (учащиеся проверяют себя по карточкам-консультациям перед ответами)
Выводы по теме урока. Каковы основные черты эстетики Замятина?
(Слайд 15.)
11. Заключительное слово учителя:
А теперь вернёмся к нашим героям. Чем заканчивается рассказ?
Смерть героев остается за пределами рассказа. Умирает время, умирает эпоха с ее нравственными понятиями: не убий, не укради.
Не случайно Григорий Иванов писал: «Невероятно до смешного: был целый Мир и нет его»…Так где же выход? Если кажется, что вокруг тебя рушится целый Мир, когда ощущаешь пустоту и черноту? Выход один: нести в мир добро и любовь…
Послушаем песню на стихи Ю. Левитанского «Каждый выбирает по себе» в исполнении С. Никитина.
(Звучит песня)
На какие мысли натолкнула вас эта песня в связи с рассказами Замятина и нашей жизнью? (Звучат рассуждения учеников)
VIII. Домашнее задание: Сочинение (темы на выбор: «Черты реализма и модернизма в творчестве », «Е. Замятин и русская классика», «Е. Замятин: тревожный взгляд в будущее»).
Урок литературы в 11 классе.
Человек на переломе истории (по рассказу Е.Замятина «Пещера»)
Урок, предлагаемый вашему вниманию, является одним из уроков в 11 классе факультативного курса по литературе «Нравственные проблемы в малой прозе русских и зарубежных писателей». Программа факультативного курса составлена так, чтобы на литературном материале произведений малых жанров показать ученикам смену эпох литературного развития, познакомить с характерной для каждой из них типами личностей героев. Изменение общественных идеалов, связанное с историческим развитием общества (революция, послереволюционная эпоха, Великая отечественная война 1941-1945гг., современная реальность), подчёркивает социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя. Данный факультативный курс является логичным продолжением программы по литературе, составленной на основе п римерной программы среднего(полного)общего образования по литературе для 5 – 11 классов под редакцией В.Я.Коровиной, которая соответствует образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК, рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Работа над рассказом Е.Замятина «Пещера» проводится после изучения поэмы «Двенадцать» А. Блока по основному курсу, таким образом обозначая вхождение в литературу, изображающую человека в послереволюционное время. На изучении рассказа отводится 1 час.
Цели урока. : 1) выявить трагедию человеческой личности в рассказе Е. Замятина «Пещера», исследовать писательское мастерство автора;
2) а кцентировать внимание на нравственных аспектах, поставленных Е.И. Замятиным в своем произведении ,
3) учиться строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли, аргументировать собственное мнение, оценивать свою и чужую речь
Оборудование: ИД, компьютер, музыка Скрябина опус №74, мультимедийная презентация на основе программы МимиоСтудио, пластилин, на доске крепится листок с христианскими заповедями.
Тип урока: комбинированный с элементами проблемного обучения
Форма: групповая деятельность учащихся (3 группы, в зависимости от количества учащихся), эвристическая беседа.
Ход урока.
Этапы урока. Учитель
Учащиеся
Примечания
Время
А). Постановка проблемы.
1) здравствуйте, скажите, что для вас было трудным 3 декабря. Легко ли даются вам решения? Есть ли среди присутствующих те, кто считает, что сделать выбор-это одна из трудных человеческих проблем?
2) В обычной жизни непросто даются решения. А представьте: революция, гражданская война, ломка общественного устройства, Закончите предложения на выбор: 1)Я представляю вокруг…..2) Я чувствую, что.. .3) Если я окажусь в России того периода, то …
А ещё можно сказать словами А. Блока: « Чёрный вечер, белый снег. Ветер! Ветер! На ногах не стоит человек. Ветер! Ветер! На всём божьем свете!»Вот так закружилась Россия в шальном вихре, прокладывая дорогу в светлое будущее. А в эпицентре головокружительных событий оказался человек. Определите тему нашего урока?
Итак тема, которой мы посвятим урок вместе С писателем Замятиным: «Человек на переломе истории».
3) - Как вы думаете, какие выборы были поставлены перед человеком эпохой потрясений? Сделать обобщения.
Какой вопрос будем исследовать на уроке?(Проблема выбора человека в момент исторических перемен? Что победит в человеке: духовное, гуманистическое - или звериное, утробное?
Б) Решение проблемы
1) Эти вопросы, несомненно, волновали Е. Замятина в , удивительного человека и прекрасного писателя, забытого в нашей стране вплоть до 80 годов 20 века.
2) Как характеризуют Замятина его слова из письма Сталину?(на слайде)
3) какой выбор пришлось сделать самому писателю в начале 30 годов?
4) для того чтобы ответить на наш вопрос, нам необходимо понять, что происходит с героями рассказа «Пещера» Замятина в переходную эпоху революционных преобразований?
В) I ) Анализ рассказа.
Блиц-опрос « Внимательный читатель» . Приложение №1
Беседа.
Кто из героев оказывается в центре внимания?
Как называет его Маша? Что значит такое имя?
В чём особенность портрета Мартина Мартиныча? Зачитайте.
Как проявляется стиль писателя Замятина в создании портретных характеристик? Подтвердите примерами описания портретов других героев.
Какое слово настойчиво повторяется при создании образа главного героя?
II .Исследование проблемы.
А) Работа в группе.
1.) Из пластилина вылепите человека, но прежде скажите, какими бы чертами характера вы наделили своё создание.
При лепке какие ощущения возникли? Как раскрывается сущность характера главного героя?
Глиняный Мартин М. оказывается в водовороте событий. Какие удары судьбы придётся ему выдержать Запишите в тетради посередине слово человек ?
Б)Задания для исследования. Приложения №2
Первая группа: проследите за организацией хронотопа в рассказе. В чём заключается необычность пространства и времени,в котором живёт Мартин Мартиныч? Какие приёмы используются Замятиным? Как и кем чувствует себя герой в окружающем мире? Что в квартире помогает ему ещё чувствовать себя человеком?
Вторая группа : в центре мира Мартина Мартиныча и Маши появляется новый бог- буржуйка. Проследите по тексту, как разворачивается эта сквозная метафора в рассказе, т.е. как чугунная печка превращается в одушевлённое кровожадное существо. Что приносится ему в жертву? Что значат слова « Я всё сжёг, я всё сжёг,- всё, я не о поленьях, поленья что? заполните пропуски слов.
Третья группа : как реализуется в рассказе христианская заповедь «Возлюби ближнего своего»?
Последний удар по себе в схватке с самим собой наносит Мартин Мартиныч.
В какой момент это происходит? В чём трагедия этого человека? В какого человека превращается? Какие христианские заповеди нарушает главный герой? (Обращение к заповедям) Приложение №3
Чем заканчивается рассказ?
(Смертью героев. Маша - от яда, Мартин Мартиныч - от холода и голода. Но смерть героев остаётся за пределами рассказа.)
А что же умирает? (Время. Эпоха с ее нравственными понятиями: не убий, не укради)
III ) Обобщение по проблеме.
“Чтоб тебе жить во времена перемен” - считалось самым страшным проклятьем у китайцев. Так почему же китайцы так мудро говорили о том, что жить во времена перемен для человека тяжкое испытание? Что происходит с человеком в это время?
Вывод: какую мысль пытается донести писатель?
Трагизм не в конфликте человека с эпохой, а в несовершенстве самой человеческой природы, сочетающей высшую духовность и первобытные инстинкты. Переломная эпоха лишь ставит человека перед выбором. Мартин Мартиныч делает свой выбор: в схватке на лестничной площадке побеждает пещерный человек.
Герой остаётся жив, но погибают его духовные ценности. К этой теме, пытаясь осмыслить новую действительность и человека, рожденного ею, обращаются М.Булгаков в романе "Белая гвардия", повестях "Собачье сердце", "Роковые яйца", М. Зощенко в своих рассказах, И. Бабель в "Конармии", Б. Пильняк в романе "Голый год".
Так где же выход? Если кажется, что вокруг тебя рушится целый Мир, когда ощущаешь пустоту и черноту? Выход один – нести в мир добро и любовь, как завещано нам было в Библии, книге книг.
Г) Рефлексия. Закончите любую фразу.
Я хочу поблагодарить Е. Замятина за то,
Я хочу сказать Мартину Мартинычу, пока он не отдал синий флакончик, что…
Если я окажусь в эпицентре страшных событий….
Домашнее задание: эссе « Эпоха и человек в изображении А.Блока, Е.Замятина.
Слово учителя в конце. Вы находитесь на пороге новой жизни, окажитесь в эпицентре событий, и вспомните слова одного поэта: «Каждый выбирает по себе».Возьмите на память это стихотворение. Приложение №4
1)Ответы.
Запись в тетради.
Ответы .
(преположительно: как остаться человеком, принять или не принимать перемены в стране, жить на родине или уехать за границу,что делать со свободой)
Ответы.
По 1 из группы отвечают на вопросы по содержанию.(проверяется после уроков)
Ответы.
Работа в группе. Лепят человека под музыку Скрябина, опус №74
Ответы.
Составление кластера.
Заполняют таблицу
Заполняются пропуски слов в тексте.
Составляют синквейн
Выступление групп. Выводы
Индивидуальное сообщение
Ответы.
Ответы.
Делают вывод.
Зачитывают.
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Портрет с
Высказыванием.
«Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой»
Слайд №6
Слайд №7 человек
Слайд №7 заполняется по ходу выступления групп.
1. Разрушенный город, разрушенный дом
2. Разрушается вера
3. Разрушается связь с людьми
Разрушается человек, раскалываясь надвое превращаясь в механизм
Слайд №8позитивный
Слайд № 9
2 м
1,5м
1,5м.
2м.
2мин
0,5м
5 мин.
3м
3м
Приложения№1
Имя героини?
Время года в рассказе?
Чугунная печка-это ….?
Фамилия соседа Мартина?
Что такое «Завтра» для Маши?
Что отлично горит в печке?
Когда дают свет?
Блиц-опрос. Внимательный читатель рассказа «Пещера»
Имя героини?
Время года в рассказе?
Чугунная печка-это ….?
Какое животное появляется в начале и в конце произведения.?
Фамилия соседа Мартина?
Что такое «Завтра» для Маши?
Что отлично горит в печке?
Что в чёрной лакированной коробочке?
Когда дают свет?
Любимый композитор главного героя»
Приложение №2
Задание для третьей группы №3 Как реализуется в рассказе христианская заповедь «Возлюби ближнего своего»? (на примере Обёртышева) Объясните смысл фамилии. Составьте синквейн .
1.Обёртышев
2 прилаг.
3 глагола
4 слова- мнении о нём в виде фразы
5 слово- синоним, ассоциация к №1
Задание для первой группы №1 Особенности хронотопа. (пространства и времени). В чём заключается необычность пространства и времени,в котором живёт Мартин Мартиныч? Как и кем чувствует себя герой в окружающем мире? Что в квартире помогает ему ещё чувствовать себя человеком? Записать ключевые слова, характеризующие понятия.
Пространство
Время
Герой
Задание для второй группы №2 Вцентре мира Мартина Мартиныча и Маши появляется новый бог- буржуйка. Проследите по тексту, как разворачивается эта сквозная метафора в рассказе, т.е. как чугунная печка превращается в одушевлённое кровожадное существо. Что приносится ему в жертву? Что значат слова « Я всё сжёг, я всё сжёг,- всё, я не о поленьях, поленья что? Заполните пропуски слов.
Чугунный бог ещё ……
Пещерный бог затихал, ……..затих, чуть потрескивает.
Пещерный бог……брюхо,милостиво…… , пожирая……….
Пещерный бог змеино…..
Равнодушно …………. Чугунный бог.
Приложение №3
Христианские заповеди
Верь в единственного Бога .
Не создавай себе кумиров .
Не произноси имени Бога понапрасну .
Помни о выходном дне .
Почитай своих родителей .
Не убивай .
Не прелюбодействуй .
Не кради .
Не лги .
Не завидуй .
Приложение №4
Каждый выбирает для себя...
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя!
Ю.Левитанский
В рамках данного урока было раскрыто своеобразие гражданской позиции Е. Замятина и его эстетических принципов, художественное своеобразие и проблематика рассказа, психологизм писателя. Технология проблемного обучения позволила учащимся самостоятельно научиться анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, понятие хронотопа, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; выявлять авторскую позицию,аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, что соответствует требованиям новых стандартов образования.
Сочинение
Достойно прожить отведенный провидением срок - это, наверное, главная и самая сложная задача, стоящая перед каждым отдельным человеком, а также перед обществом в целом. Не зря с давних времен народ задумывался об этом, оформляя плоды своих размышлений в пословицы и поговорки («жизнь прожить - не поле перейти»). Искусство всеми доступными ему методами пыталось отыскать ответы на вечные философские вопросы человечества: что такое человек? в чем заключается смысл его существования? что есть счастье? Читая рассказ Е. Замятина «Пещера», мы получаем возможность ответить на эти вопросы применительно к себе.
Человеческая жизнь - это и личный опыт, и осознание себя как индивидуальности, и отношения с другими людьми, и активные действия, направленные на коррекцию себя и окружающей жизни сообразно со своими представлениями, как должно быть. И все это заключено в жесткие рамки времени, исторической действительности, которые как раз и являются полигоном для испытания человека на прочность.
Суровые послереволюционные годы стали для многих людей серьезной проверкой: на доброту, человечность, способность думать не только о себе. Петербург, в котором живут главные герои рассказа Замятина Мартин Мартиныч и Маша, жестоки и безжалостны к своим жителям. Кажется, что время вернулось на много миллионов лет назад, и по ледяному городу ходят мамонты, дома похожи на скалы, квартиры - на пещеры. Отброшенные в первобытность люди, лишенные тепла, света, пищи, должны как- то приспособиться к этой новой жизни, иначе им грозит вымирание. И здесь каждый выживает, как может, и при этом раскрывается внутренняя сущность людей, обнажаются их помыслы, мотивы движения души.
Мартин Мартиныч и Маша сумели сохранить свою любовь и вместе с ней - все доброе и человеческое, невзирая на суровые испытания и нелегкие удары судьбы. Маша смертельно больна, ей уже много месяцев сложно подниматься с постели. Ее муж обессилен изнурительными поисками пищи и дров, которые ценятся в заснеженном и промерзшем городе на вес золота. И вот дрова заканчиваются, а с ними - надежды на существование. Мартин Мартиныч мог бы топить мебелью, бумагами, которых достаточно в квартире, но все это - и шкафы, и стулья, и книги - чужое. А чужое - это табу, запрет. У горячо любящих друг друга супругов даже мысли не возникает воспользоваться этими вещами для сохранения не просто тепла - жизни. Но отчаянное положение и особенно тот факт, что у Маши завтра именины, толкают Мартина Мартиныча на страшное для него преступление - воровство. Но не о себе он заботится, потому что этот день - последний для него и крадет - не у бедняка.Обертышевы богаты по меркам послереволюционного Петербурга - у них всегда достаточно еды и целая прихожая дров. Но люди эти, безжалостные к чужой беде, замкнутые на своем тесном, благополучном и хищном мирке, уподоблены зверям. Не зря о главе семейства говорится, как о кровожадном животном: «Желтые каменные зубы сквозь бурьян, желтые зубы - из глаз, весь Обертышев обрастал зубами, все длиннее зубы». Его жена и дети - это «обертышевская самка и трое обертышат». Эти люди выбрали закон выживания за счет уничтожения слабейших - и им удобно и комфортно рядом с чужой бедой.
Так время очистило все наносное с человеческих душ. Да, Мартин Мартиныч и Маша умрут (он - из-за совершенного преступления, она - выпив яд), но до самого своего трагического конца они останутся людьми. А кем проживают отведенный им срок обертышевы?
У человека всегда есть право выбора и часто - возможность этого выбора. Каждый сам должен решить для себя, что для него важнее и как он хочет выстроить свою жизнь, чтобы, оглядываясь назад, не было мучительно стыдно...