Пещера евгений замятин анализ. Человек на переломе истории

Ледники, мамонты, пустыни. Ночные, черные, чем-то похожие на дома, скалы; в скалах пещеры. И неизвестно, кто трубит ночью на каменной тропинке между скал и, вынюхивая тропинку, раздувает белую снежную пыль; может, серохоботый мамонт; может быть, ветер; а может быть - ветер и есть ледяной рев какого-то мамонтейшего мамонта. Одно ясно: зима. И надо покрепче стиснуть зубы, чтобы не стучали; и надо щепать дерево каменным топором; и надо всякую ночь переносить свой костер из пещеры в пещеру, все глубже; и надо все больше навертывать на себя косматых звериных шкур…

Между скал, где века назад был Петербург, ночами бродил серохоботый мамонт. И, завернутые в шкуры, в пальто, в одеяла, в лохмотья, - пещерные люди отступали из пещеры в пещеру. На покров Мартин Мартиныч и Маша заколотили кабинет; на Казанскую выбрались из столовой и забились в спальне. Дальше отступать было некуда; тут надо было выдержать осаду - или умереть.

В пещерной петербургской спальне было так же, как недавно в Ноевом ковчеге: потопно перепутанные чистые и нечистые твари. Красного дерева письменный стол; книги; каменновековые, гончарного вида лепешки; Скрябин опус 74; утюг; пять любовно, добела вымытых картошек; никелированные решетки кроватей; топор; шифоньер; дрова. И в центре всей этой вселенной - бог, коротконогий, ржаво-рыжий, приземистый, жадный пещерный бог: чугунная печка.

Бог могуче гудел. В темной пещере - великое огненное чудо. Люди - Мартин Мартиныч и Маша - благоговейно, молча, благодарно простирали к нему руки. На один час - в пещере весна; на один час - скидывались звериные шкуры, когти, клыки, и сквозь обледеневшую мозговую корку пробивались зеленые стебельки - мысли.

Март, а ты забыл, что ведь завтра… Ну, уж я вижу: забыл!

В октябре, когда листья уже пожолкли, пожухли, сникли, - бывают синеглазые дни; запрокинуть голову в такой день, чтобы не видеть земли, - и можно поверить: еще радость, еще лето. Так и с Машей: если вот закрыть глаза и только слушать ее - можно поверить, что она прежняя, и сейчас засмеется, встанет с постели, обнимет, и час тому назад ножом по стеклу - это не ее голос, совсем не она…

Ай, Март, Март! Как всё… Раньше ты не забывал. Двадцать девятое: Марии, мой праздник…

Чугунный бог еще гудел. Света, как всегда, не было: будет только в десять. Колыхались лохматые, темные своды пещеры. Мартин Мартиныч - на корточках, узлом - туже! еще туже! - запрокинув голову, все еще смотрит в октябрьское небо, чтобы не увидеть пожолклые, сникшие губы. А Маша:

Понимаешь, Март, - если бы завтра затопить с самого утра, чтобы весь день было как сейчас! А? Ну, сколько у нас? Ну с полсажени еще есть в кабинете?

До полярного кабинета Маша давным-давно не могла добраться и не знала, что там уже… Туже узел, еще туже!

Полсажени? Больше! Я думаю, там…

Вдруг - свет: ровно десять. И, не кончив, зажмурился Мартин Мартиныч, отвернулся: при свете - труднее, чем в темноте. И при свете ясно видно: лицо у него скомканное, глиняное (теперь у многих глиняные лица: назад - к Адаму). А Маша:

И знаешь, Март, я бы попробовала - может, я встану… если ты затопишь с утра.

Ну, Маша, конечно же… Такой день… Ну, конечно - с утра.

Пещерный бог затихал, съеживался, затих, чуть потрескивает. Слышно: внизу, у Обертышевых, каменным топором щепают коряги от барки - каменным топором колют Мартина Мартиныча на куски. Кусок Мартина Мартиныча глиняно улыбался Маше и молол на кофейной мельнице сушеную картофельную шелуху для лепешек - и кусок Мартина Мартиныча, как с воли залетевшая в комнату птица, бестолково, слепо тукался в потолок, в стекла, в стены: «Где бы дров - где бы дров - где бы дров».

Мартин Мартиныч надел пальто, сверху подпоясался кожаным поясом (у пещерных людей миф, что от этого теплее), в углу у шифоньера громыхнул ведром.

Ты куда, Март?

Я сейчас. За водой вниз.

На темной, обледенелой от водяных сплесков лестнице постоял Мартин Мартиныч, покачался, вздохнул и, кандально позвякивая ведеркой, спустился вниз, к Обертышевым: у них еще шла вода. Дверь открыл сам Обертышев, в перетянутом веревкой пальто, давно не бритый, лицо - заросший каким-то рыжим, насквозь пропыленным бурьяном пустырь. Сквозь бурьян - желтые каменные зубы, и между камней - мгновенный ящеричный хвостик - улыбка.

А, Мартин Мартиныч! Что, за водичкой? Пожалуйте, пожалуйте, пожалуйте.

В узенькой клетке между наружной и внутренней дверью с ведром не повернуться - в клетке обертышевские дрова. Глиняный Мартин Мартиныч боком больно стукался о дрова - в глине глубокая вмятина. И еще глубже: в темном коридоре об угол комода.

Через столовую. В столовой - обертышевская самка и трое обертышат; самка торопливо спрятала под салфеткой миску: пришел человек из другой пещеры - и бог знает, вдруг кинется, схватит.

В кухне, отвернув кран, каменнозубо улыбался Обертышев:

Ну что же: как жена? Как жена? Как жена?

Да что, Алексей Иваныч, все то же. Плохо. И вот завтра - именины, а у меня топить нечем.

А вы, Мартин Мартиныч, стульчиками, шкафчиками… Книги тоже: книги отлично горят, отлично, отлично…

Да ведь вы же знаете: там вся мебель, все - чужое, один только рояль…

Так, так, так… Прискорбно, прискорбно!

Слышно в кухне: вспархивает, шуршит крыльями залетевшая птица, вправо, влево - и вдруг отчаянно, с маху в стену всей грудью:

Алексей Иваныч, я хотел… Алексей Иваныч, нельзя ли у вас хоть пять-шесть полен…

Желтые каменные зубы сквозь бурьян, желтые зубы - из глаз, весь Обертышев обрастал зубами, все длиннее зубы.

Что вы, Мартин Мартиныч, что вы, что вы! У нас у самих… Сами знаете, как теперь все, сами знаете, сами знаете…

Туже узел! Туже - еще туже! Закрутил себя Мартин Мартиныч, поднял ведро - и через кухню, через темный коридор, через столовую. На пороге столовой Обертышев сунул мгновенную, ящерично-юркую руку:

Ну, всего… Только дверь, Мартин Мартиныч, не забудьте прихлопнуть, не забудьте. Обе двери, обе, обе - не натопишься!

На темной обледенелой площадке Мартин Мартиныч поставил ведро, обернулся, плотно прихлопнул первую дверь. Прислушался, услыхал только сухую костяную дрожь в себе и свое трясущееся - пунктирное, точечками - дыхание. В узенькой клетке между двух дверей протянул руку, нащупал - полено, и еще, и еще… Нет! Скорей выпихнул себя на площадку, притворил дверь. Теперь надо только прихлопнуть поплотнее, чтобы щелкнул замок…

И вот - нет силы. Нет силы прихлопнуть Машино завтра. И на черте, отмеченной чуть приметным пунктирным дыханием, схватились насмерть два Мартин Мартиныча: тот, давний, со Скрябиным, какой знал: нельзя - и новый, пещерный, какой знал: нужно. Пещерный, скрипя зубами, подмял, придушил - и Мартин Мартиныч, ломая ногти, открыл дверь, запустил руку в дрова… полено, четвертое, пятое, под пальто, за пояс, в ведро - хлопнул дверью и вверх - огромными, звериными скачками. Посередине лестницы, на какой-то обледенелой ступеньке - вдруг пристыл, вжался в стену: внизу снова щелкнула дверь - и пропыленный обертышевский голос:

Кто там? Кто там? Кто там?

Это я, Алексей Иваныч. Я… я дверь забыл… Я хотел… Я вернулся - дверь поплотнее…

Вы? Гм… Как же это вы так? Надо аккуратнее, надо аккуратнее. Теперь все крадут, сами знаете, сами знаете. Как же это вы так?

Двадцать девятое. С утра - низкое, дырявое, ватное небо, и сквозь дыры несет льдом. Но пещерный бог набил брюхо с самого утра, милостиво загудел - и пусть там дыры, пусть обросший зубами Обертышев считает поленья - пусть, все равно: только бы сегодня; «завтра» - непонятно в пещере; только через века будут знать «завтра», «послезавтра».

Маша встала и, покачиваясь от невидимого ветра, причесалась по-старому: на уши, посередине пробор. И это было - как последний, болтающийся на голом дереве, жухлый лист. Из среднего ящика письменного стола Мартин Мартиныч вытащил бумаги, письма, термометр, какой-то синий флакончик (торопливо сунул его обратно - чтобы не видела Маша) - и, наконец, из самого дальнего угла черную лакированную коробочку: там, на дне, был еще настоящий - да, да, самый настоящий чай! Пили настоящий чай. Мартин Мартиныч, запрокинув голову, слушал такой похожий на прежний голос:

Март, а помнишь: моя синенькая комната, и пианино в чехле, и на пианино - деревянный конек - пепельница, и я играла, а ты подошел сзади…

Да, в тот вечер была сотворена вселенная, и удивительная, мудрая морда луны, и соловьиная трель звонков в коридоре.

А помнишь, Март: открыто окно, зеленое небо - и снизу, из другого мира - шарманщик?

Шарманщик, чудесный шарманщик - где ты?

А на набережной… Помнишь? Ветки еще голые, вода румяная, и мимо плывет последняя синяя льдина, похожая на гроб. И только смешно от гроба, потому что ведь мы - никогда не умрем. Помнишь?

Внизу начали колоть каменным топором. Вдруг перестали, какая-то беготня, крик. И, расколотый надвое, Мартин Мартиныч одной половиной видел бессмертного шарманщика, бессмертного деревянного конька, бессмертную льдину, а другой - пунктирно дыша - пересчитывал вместе с Обертышевым поленья дров. Вот уж Обертышев сосчитал, вот надевает пальто, весь обросший зубами, - свирепо хлопает дверью, и…

Погоди, Маша, кажется - у нас стучат.

Нет. Никого. Пока еще никого. Еще можно дышать, еще можно запрокинуть голову, слушать голос - такой похожий на тот, прежний.

Сумерки. Двадцать девятое октября состарилось. Пристальные, мутные, старушечьи глаза - и все ежится, сморщивается, горбится под пристальным взглядом. Оседает сводами потолок, приплюснулись кресла, письменный стол, Мартин Мартиныч, кровати, и на кровати - совсем плоская, бумажная Маша.

В сумерках пришел Селихов, домовый председатель. Когда-то он был шестипудовый - теперь уже вытек наполовину, болтался в пиджачной скорлупе, как орех в погремушке. Но еще по-старому погромыхивал смехом.

Ну-с, Мартин Мартиныч, во-первых-во-вторых, супругу вашу - с тезоименитством. Как же, как же! Мне Обертышев говорил…

Мартина Мартиныча выстрелило из кресла, понесся, заторопился - говорить, что-нибудь говорить…

Чаю… я сейчас - я сию минуту… У нас сегодня - настоящий. Понимаете: настоящий! Я его только что…

Чаю? Я, знаете ли, предпочел бы шампанского. Нету? Да что вы! Гра-гра-гра! А мы, знаете, с приятелем третьего дня из гофманских гнали спирт. Потеха! Налакался… «Я, - говорит, - Зиновьев: на колени!» Потеха! А оттуда домой иду - на Марсовом поле навстречу мне человек в одном жилете, ей-богу! «Что это вы?» - говорю. «Да ничего, - говорит… - Вот раздели сейчас, домой бегу на Васильевский». Потеха!

Приплюснутая, бумажная, смеялась на кровати Маша. Всего себя завязав в тугой узел, все громче смеялся Мартин Мартиныч - чтобы подбросить в Селихова дров, чтобы он только не перестал, чтобы только не перестал, чтобы о чем-нибудь еще…

Селихов переставал, чуть пофыркивая, затих. В пиджачной скорлупе болтнулся вправо и влево; встал.

Ну-с, именинница, ручку. Чик! Как, вы не знаете? По-ихнему честь имею кланяться - ч.и.к. Потеха!

Громыхал в коридоре, в передней. Последняя секунда - сейчас уйдет, или - …

Пол чуть-чуть покачивался, покруживался у Мартина Мартиныча под ногами. Глиняно улыбаясь, Мартин Мартиныч придерживался за косяк. Селихов пыхтел, заколачивая ноги в огромные боты.

В ботах, в шубе, мамонтоподобный - выпрямился, отдышался. Потом молча взял Мартин Мартиныча под руку, молча открыл дверь в полярный кабинет, молча сел на диван.

Пол в кабинете - льдина; льдина чуть слышно треснула, оторвалась от берега - и понесла, понесла, закружила Мартина Мартиныча, и оттуда - с диванного, далекого берега - Селихова еле слыхать.

Во-первых-во-вторых, сударь мой, должен вам сказать: я бы этого Обертышева, как гниду, ей-богу… Но сами понимаете: раз он официально заявляет, раз говорит - завтра пойду в уголовное… Этакая гнида! Я вам одно могу посоветовать: сегодня же, сейчас же к нему - и заткните ему глотку этими самыми поленьями.

Льдина - все быстрее. Крошечный, сплюснутый, чуть видный - так, щепочка - Мартин Мартиныч ответил - себе, и не о поленьях… поленья - что! - нет, о другом:

Хорошо. Сегодня же. Сейчас же.

Ну вот и отлично, вот и отлично! Это - такая гнида, такая гнида, я вам скажу…

В пещере еще темно. Глиняный, холодный, слепой - Мартин Мартиныч тупо натыкался на потопно перепутанные в пещере предметы. Вздрогнул: голос, похожий на Машин, на прежний…

О чем вы там с Селиховым? Что? Карточки? А я, Март, все лежала и думала: собраться бы c духом - и куда-нибудь, чтоб солнце… Ах, как ты гремишь! Ну как нарочно. Ведь ты же знаешь - я не могу, я не могу, я не могу!

Ножом по стеклу. Впрочем - теперь все равно. Механические руки и ноги. Поднимать и опускать их - нужно какими-то цепями, лебедкой, как корабельные стрелы, и вертеть лебедку - одного человека мало: надо троих. Через силу натягивая цепи, Мартин Мартиныч поставил разогреваться чайник, кастрюльку, подбросил последние обертышевские поленья.

Ты слышишь, что я тебе говорю? Что ж ты молчишь? Ты слышишь?

Это, конечно, не Маша, нет, не ее голос. Все медленней двигался Мартин Мартиныч, ноги увязали в зыбучем песке, все тяжелее вертеть лебедку. Вдруг цепь сорвалась с какого-то блока, стрела-рука - ухнула вниз, нелепо задела чайник, кастрюльку - загремело на пол, пещерный бог змеино шипел. И оттуда, с далекого берега, с кровати - чужой, пронзительный голос:

Ты нарочно! Уходи! Сейчас же! И никого мне - ничего, ничего не надо, не надо! Уходи!

Двадцать девятое октября умерло, и умер бессмертный шарманщик, и льдины на румяной от заката воде, и Маша. И это хорошо. И нужно, чтоб не было невероятного завтра, и Обертышева, и Селихова, и Маши, и его - Мартина Мартиныча, чтоб умерло все.

Механический, далекий Мартин Мартиныч еще делал что-то. Может быть, снова разжигал печку, и подбирал с полу кастрюльку, и кипятил чайник, и, может быть, что-нибудь говорила Маша - не слышал: только тупо ноющие вмятины на глине от каких-то слов, и от углов шифоньера, стульев, письменного стола.

Мартин Мартиныч медленно вытаскивал из письменного стола связки писем, термометр, сургуч, коробочку с чаем, снова - письма. И наконец, откуда-то, с самого со дна, темно-синий флакончик.

Десять: дали свет. Голый, жесткий, простой, холодный - как пещерная жизнь и смерть - электрический свет. И такой простой - рядом с утюгом, 74-м опусом, лепешками - синий флакончик.

Чугунный бог милостиво загудел, пожирая пергаментно-желтую, голубоватую, белую бумагу писем. Тихонько напомнил о себе чайник, постучал крышкой. Маша обернулась:

Скипел чай? Март, милый, дай мне - …

Увидела. Секунда, насквозь пронизанная ясным, голым, жестоким электрическим светом: скорченный перед печкой Мартин Мартиныч; на письмах - румяный, как вода на закате, отблеск; и там - синий флакончик.

Март! Ты… ты хочешь…

Тихо пожирая бессмертные, горькие, нежные, желтые, белые, голубые слова - тихонько мурлыкал чугунный бог. И Маша - так же просто, как просила чаю:

Март, милый! Март - дай это мне!

Мартин Мартиныч улыбнулся издалека:

Но ведь ты же знаешь, Маша: там - только на одного.

Март, ведь меня все равно уже нет. Ведь это уже не я - ведь все равно я скоро… Март, ты же понимаешь - Март, пожалей меня… Март!

Я, Маша, тебя обманул: у нас в кабинете - ни полена. И я пошел к Обертышеву, и там между дверей… Я украл - понимаешь? И Селихов мне… Я должен сейчас отнести назад - а я все сжег - я все сжег - все! Я не о поленьях, поленья - что! - ты же понимаешь?

Равнодушно задремывает чугунный бог. Потухая, чуть вздрагивают своды пещеры, и чуть вздрагивают дома, скалы, мамонты, Маша.

Март, если ты меня еще любишь… Ну, Март, ну вспомни! Март, милый, дай мне!

Бессмертный деревянный конек, шарманщик, льдина. И этот голос… Мартин Мартиныч медленно встал с колен. Медленно, с трудом ворочая лебедку, взял со стола синий флакончик и подал Маше.

Она сбросила одеяло, села на постели, румяная, быстрая, бессмертная - как тогда вода на закате, схватила флакончик, засмеялась.

Ну вот видишь: недаром я лежала и думала - уехать отсюда. Зажги еще лампу - ту, на столе. Так. Теперь еще что-нибудь в печку - я хочу, чтобы огонь…

Мартин Мартиныч, не глядя, выгреб какие-то бумаги из стола, кинул в печь.

Теперь… Иди погуляй немного. Там, кажется, луна - моя луна: помнишь? Не забудь - возьми ключ, а то захлопнешь, а открыть - …

Нет, там луны не было. Низкие, темные глухие облака - своды - и всё - одна огромная, тихая пещера. Узкие, бесконечные проходы между стен; и похожие на дома темные, обледенелые скалы; и в скалах - глубокие, багрово освещенные дыры: там, в дырах, возле огня - на корточках люди. Легкий ледяной сквознячок сдувает из-под ног белую пыль, и никому не слышная - по белой пыли, по глыбам, по пещерам, по людям на корточках - огромная, ровная поступь какого-то мамонтейшего мамонта.

Котынова Елена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Педагогический лицей» г

г.Великие Луки Псковской области

Урок для 11 класса на тему «Е.И.Замятина «Пещера»

Цели урока : знакомство с жизнью и творчеством Е.И.Замятина, развитие умения анализа художественного произведения во взаимосвязи с историей и художественной традицией, развитие аналитического мышления и коммуникативных навыков.

1. Учитель: Знаете, какая самая человеческая из проблем? Проблема выбора. У животных ее нет, а человеку все время приходится выбирать. Вот вы, например, что и когда выбирали? А теперь представьте: революция … Назовите ассоциации…

Как вы думаете, какие выборы поставила революция, гражданская война, эпоха слома перед людьми?

1920 год. «Разруха в головах», — так писал об этом времени М.Булгаков. «Эх, эх, свобода без креста», — писал А.Блок.

Революция сдвинула исторические пласты и обнажила звериную сущность многих и многих. Без креста, без Христа, без гуманизма… Что происходит с людьми в этом мире? Возможно ли сохранить в себе человека при приоритете других ценностей? На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Какой же главный вопрос исследуем? (какие выборы поставила та эпоха перед людьми?) А чтобы ответить, мы обратимся к биографии и творчеству человека, жившего во время революции и гражданской войны.

Это Замятин и его рассказ «Пещера».

Перед вами два портрета писателя. Каким вы его видите? (портреты работы Б.М.Кустодиева и Ю.П.Анненкова)

(На портретеБ.М. Кустодиева – элегантный, раскованный, с ядовитой полуулыбкой и ироничным взглядом.

На портрете Ю.П.Анненкова – добрый, весёлый, с хитринкой в глазах; он же изображён в углу портрета – хохочущий, лопоухий мальчишка; в верхнем углу — написанный по-английски текст газеты)

На этих портретах — инженер, кораблестроитель, умный и язвительный по характеру европеец. Евгений Иванович родился в 1884 году в городе Лебедяни Тамбовской губернии, в семье священника, а умер в Париже. Он был человеком двух культур: русской и европейской. Поэтому на портрете Б.М.Кустодиева фоном является городской, а не деревенский пейзаж. В литературу Замятин вошёл повестью «Уездное» (1913г.), безусловно связанной с «пейзажами» детства и юности. За участие в событиях первой революции был выслан из Петербурга. После ареста несколько месяцев провёл в тюремной «одиночке». В 1916 году уехал в Англию, чтобы руководить постройкой ледоколов для России. Но после событий февраля 1917 года он торопится на родину. После Октябрьской революции основным жанром в его творчестве стала сказка. И сказки эти были публицистическими, острыми, что не могло остаться незамеченным. Его даже обвиняли в издевательстве над пролетариатом. И хотя он читает лекции для молодых прозаиков, сотрудничает в журналах, с большим успехом идёт его пьеса «Блоха», за Замятиным прочно утвердилась репутация оппозиционера. Роман «Мы», даже не будучи напечатанным в СССР, этому способствовал. Публикацию романа за границей ему не простили. Его фактически перестали печатать. Евгений Иванович просил разрешения на выезд за границу, но не получил. Тогда в 1931 году он послал письмо Сталину. Замятин признавался:« Я ни в коей мере не хочу изображать из себя оскорблённую невинность. Я знаю, что в первые 3-4 года после революции среди прочего, написанного мною, были вещи, которые могли дать повод для нападок. Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить на то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой».

В 1931 году он уехал во Францию. Там Замятин прожил последние пять с половиной лет своей жизни. Он всегда мечтал вернуться на родину, а вернулся только спустя полвека в своих книгах.

Почему же мэтра, мастера (а таким его признавали) считали оппозиционером?

Так перед каким же выбором оказался Замятин? (творчество или родина). Тяжелый выбор.. А перед каким выбором он поставил своих героев?

Вот перед нами название одного из его рассказов. «Пещера». Какие эпитеты вы могли бы добавить к этому слову? (таинственная, тёмная, низкая, загадочная и т.д.)

2. Анализ рассказа.

Да, мы сразу погружаемся в древние века, во времена первобытных людей. Обратимся к первому абзацу текста. Какие краски, звуки использует Замятин? (черные дома, каменные тропинки, снежная пыль, ледяной рёв, обитает здесь серохоботый, мамонтейший мамонт)

Какие языковые средства использует автор? (односоставные предложения: назывные говорят об отсутствии движения, только ветер- рёв животного; безличные – повторение слова «надо» 4 раза звучит как молитва, а значит, этого не хватает, у людей нет сил).

Как глаголы помогают понять состояние обитателей этого мира? (надо стиснуть зубы, надо щепать дерево, надо переносить, надо навёртывать звериные шкуры – использованы 3 глагола несовершенного вида- люди не способны на долгое действие, т.е. живут сегодняшним днём)

И вот оказывается, что люди живут не в древние времена, а в великом русском городе – Петербурге. Вспомним отношение других русских писателей к столице России, великому городу. (А.С.Пушкин: с одной стороны, «Люблю тебя, Петра творенье!», с другой – убивает маленького человека Евгения («Медный всадник»); Н.А.Некрасов изображает трущобы Петербурга; Ф.М.Достоевский рисует грязный, жёлтый, душный город) Во что превратился город у Замятина? (город пещер и пещерных людей)

Пещерные люди завёрнуты «в шкуры, в пальто, в одеяла, в лохмотья» (использован приём градации), «отступают из пещеры в пещеру». Реальные люди появляются сразу же, Замятин не отделяет абзацем их появление. Чем же заполнена их жизнь? (они выбрались из столовой, забились в спальне, отступать некуда, выдержать осаду и далее – только смерть!)

Когда же происходили эти действия? Называет ли писатель даты ? (заколотили кабинет на Покров; выбрались из столовой на Казанскую)

Покров -14 октября – праздник Покрова Пресвятой Богородицы; Матерь Божья в этот день покрыла своим платком скорбные души молящихся христиан, спасла их от врагов. К Покрову заканчивались полевые работы, затем начинали по деревням играть свадьбы. С Покрова мужики-хозяева готовились к зиме: надо было проконопатить избы, заделать все щели.

Казанская — 4 ноября – праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Торжество было установлено церковью в благодарность за избавление Москвы от поляков в 1612 году, которое свершилось после всенародной молитвы этой иконе. День осенней Казанской считался лучшим временем для венчания. В этот день заканчивались строительные работы, трудившиеся на стороне землекопы, плотники, каменщики, штукатуры возвращались в свои деревни.

Итак, Замятин упоминает светлые праздники, связанные с весельем, радостью, счастливой семейной жизнью, устройством домашнего очага. И мы видим двух любящих друг друга людей. Но вся разница в том, что упомянутые праздники – христианские, православные, а кому вынуждены молиться эти люди? (богом этой вселенной является «коротконогий, ржаво-рыжий, приземистый, жадный пещерный бог: чугунная печка»; люди «благоговейно», « благодарно» простирают к нему руки!)

Что давал этот бог людям? (мнимое счастье –весну, тепло на один час) Но даже этот жуткий бог заставлял людей оживиться, вновь попытаться задуматься. А пока человек мыслит, он живёт! И зовут человека очень тепло – Март.

Всё смешалось в этом мире: язычество и христианство, холод и тепло, добро и зло. Не случайно появляется и образ Ноева ковчега, в котором «перепутались чистые и нечистые твари»

(попытайтесь распределить).

Чистые: письменный стол красного дерева, книги, Скрябин опус 74

Нечистые : каменновековые лепёшки, никелированные решётки кроватей, топор

(мнения насчёт 5 любовно вымытых картошек, утюга и шифоньера расходятся)

С каким отрезком жизни героев связано это деление? (чистые – это прошлое, нечистые – настоящее).

Есть ли в жизни Мартина Мартиныча и Маши праздники? Помнят ли герои о них? (Маша вспоминает о том, что 29 – праздник её, Марии).

Как чувствует себя накануне героиня? (Мартин слышит не её голос, она не встаёт с постели, у Маши скомканное, глиняное лицо. Да и Мартин глиняно улыбался любимой)

О чём просит Маша? Что делает Мартин Мартиныч? (Маша просит о тепле, а чтобы оно появилось герою ничего другого не остаётся, как пойти на воровство).

Сосед, у которого есть дрова, живёт выше или ниже героев? (Мартин спускается вниз) Какая она – лестница вниз? (обледенелая, идти нельзя, опасно для жизни, это дорога в ад)

Легко ли идти Мартину? Какие детали говорят об этом? (он вздохнул, звон ведра напоминает звон кандалов). Тяжело Мартину, ему приходится бороться с собой, однако в любые времена есть те, кто умеет приспособиться, несмотря ни на какие человеческие законы. Какой-то другой у них бог, ещё страшнее, чем чугунная печка… Таков в рассказе Обёртышев.

Можно ли назвать его фамилию говорящей? (с одной стороны, обёрнутый, может быть, ему теплее, чем остальным; с другой – закрытый со всех сторон, думающий только о себе). Опишите его. (давно не бритый, лицо – пустырь. Заросший бурьяном, жёлтые каменные зубы, улыбка как ящеричный хвостик, жена – самка, дети – обёртышата (зверёныши, судя по суффиксу)

Вы описали не человека, а животное и его стаю.

Сравните духовное состояние двух семей: Мартина Мартиныча и Маши и Обёртышевых. Кому легче жить в пещерном мире? (Обёртышевым легче с их звериной сущностью. В людях постепенно умирает человеческое).

Опишите состояние Мартина Мартиныча . (он борется с собой: костяная дрожь, пунктирное дыхание, «выпихнул себя» на площадку, ломает ногти, двигается звериными скачками, вжался в стенку) . Невидимая черта не даёт переступить через моральные принципы. В герое борются два начала:

Тот, со Скрябиным, говорит нельзя.

Другой, пещерный, говорит надо.

Кто же побеждает? (пещерный примял, придушил прежнего Мартина)

Всё-таки герой идёт на воровство. Это грех, но можно ли оправдать Мартина Мартиныча? (он идёт на преступление ради Маши) А кого же тогда обвинить?

И вот оно наступило, 29-ое. Посмотрим, чем был наполнен этот праздничный день.

3. Работа в группах . Каждая получает индивидуальное задание, составляется хроника дня.

1 группа. Утро и день. Задание – проанализировать эпизод (со слов «Двадцать девятое. С утра…» до « «Еще можно дышать, еще можно запрокинуть голову, слушать голос — такой похожий на тот, прежний».), составить таблицу

Прошлое: пианино, деревянный конёк, мудрая морда луны, соловьиная трель звонков, зелёное небо, шарманщик, румяная вода, молодость и сила.

Настоящее: дырявое, низкое, ватное небо; несёт льдом.

Будущее: непонятно.

Какая колонка самая большая? Почему? (там, в прошлом, — жизнь, здесь – умирание)

2 группа. Вечер. (со слов «Сумерки» до «Уходи!») Найдите детали, подтверждающие, что люди живут механически. О чём говорит появление нового персонажа? (Оседает потолок, приплюснулись кресла, плоская Маша. Селихов вытек наполовину,болтался в пиджачной скорлупе, погромыхивал смехом, заколачивал ноги в боты. Глиняный Мартин Мартиныч, холодный, слепой, механические движения рук и ног)

3 группа. Конец дня.(со слов «Двадцать девятое октября умерло…» до «Не забудь — возьми ключ, а то захлопнешь, а открыть — ….»). Какова роль лексических повторов в отрывке? Как автор использует особенности синтаксиса для передачи состояния героев?

(4 раза использованы неопределённые местоимения и наречия; дважды используются ряды однородных членов для характеристики электрического света – жёсткий, голый; несколько раз упоминается чугунный бог – сначала он пожирает бумагу, затем равнодушно задрёмывает).

Вопросы для всех групп: Каким был этот день? Чем жили люди? Почему пришли к страшному выводу? (Люди выбирают смерть как избавление от позора, болезни, существования)

Учитель: Рухнул быт столичного дома, люди не в силах перенести холод. Несколько ворованных поленьев не возвращают ни тепла, ни желания жить. Устав цепляться за жизнь, люди добровольно с ней расстаются. Одна пещера опустела. Что происходит в других? Перечитаем последний абзац рассказа (сидят на корточках вокруг огня люди).

Какие звуки и краски вы можете отметить? (тёмные, глухие облака, обледенелые скалы, багрово-освещённые (как будто кровью!) дыры в скалах, ледяной сквозняк; мамонтейший мамонт проходит по людям…)

Что изменилось в поведении мамонта в сравнении с началом рассказа? (если в начале рассказа он просто трубит ночью, вынюхивает тропинку, то в конце – проходит «по людям на корточках»).

Так каков же был выбор главных героев рассказа? (выжить любой ценой или умереть, оставшись людьми)…

Обобщение: Какую проблему исследовали? (выбор людей во времена исторического слома), на каком примере? (Замятин и его герои ), что поняли? (выборы тяжелые, главные, сущностные..) Зачем вообще нужно об этом говорить? (все главные выборы у нас еще впереди)

Домашнее задание : Эта история трагической судьбы двух любящих людей, воспитанных человечными, добрыми, честными и совестливыми. История сопротивления обстоятельствам и злу, творящемуся в окружающем их мире. Это и приговор государству, в котором такие люди гибнут от недостатка тепла. И не является ли страшный мамонт, идущий по людям, символом той власти, своеобразным предупреждением и предсказанием Замятина? Порассуждайте об этом в домашних эссе.

Использованная литература:

Энциклопедия для детей «Русская литература»Москва, «Аванта+», 2000г.изд.

Урок-исследование художественного текста (на основе рассказов «Дракон» и «Пещера»)

Цели урока:

1. Обучающая: познакомить учащихся с рассказами «Дракон» и «Пещера» как талантливейшими произведениями импрессионизма в литературе. Выявить основные приметы стилистики рассказов Замятина, провести частичный анализ рассказа «Пещера».

2. Развивающая: развивать воображение, ассоциативное мышление, восприятие, логическое мышление учащихся (умение сравнивать, делать выводы).

3. Воспитывающая: воспитывать гуманизм, вырабатывать гражданскую позицию учащихся, формировать устойчивый интерес к истории и литературному процессу родной страны, умение делать самостоятельный выбор в сложной жизненной ситуации.

Тип урока: урок-исследование (урок «открытия» нового знания)

Индивидуальные задания к уроку:

Е. Замятин «Пещера». Учебник на стр. 351 – 353.

1. Время и пространство в рассказе. С первых строк автор погружает нас в обстановку каменного века. (1-й абзац)

Какие художественные средства создают напряжённость, жуткую атмосферу?

    Строгий ритм, создаваемый обилием пауз Анафорическими конструкциями Экспрессивная образность Чудовищный гиперболический образ

2 Предметная детализация. Учебник, часть 1, стр. 358 – 359.

КАКИЕ МИРЫ РАССКАЗА ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПРЕДМЕТНЫМИ ДЕТАЛЯМИ?

Особое место Замятин отводит печке, уподобляя её пещерному богу. Коротконогая, ржавая « » с огнедышащим чревом действительно внешне напоминает языческое божество. Но проследите движение этой сквозной метафоры в рассказе.

3 Портретная характеристика персонажа у Замятина чаще всего строится по метонимическому принципу: вместо подробного описания даётся крупным планом какая-либо выразительная деталь.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, предметом разговора сегодня будет обсуждение рассказов талантливого писах годов «Дракон» и «Пещера». Анализируя их, мы попытаемся определить особенности замятинской стилистики, его эстетические принципы и определить связь стилистической манеры Замятина с одним из художественных направлений.

3. (Слайд 1)Е. Замятин в 1921 году писал «…Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благонадёжные чиновники, а безумцы, еретики, отшельники, мечтатели, бунтари, скептики»

Так вот дух еретичества, бунтарства определил позицию Замятина как в жизни, так и в творчестве. Он был «неудобным» писателем. «Я знаю, у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой»

Правда Замятина оказалась невостребованной вплоть до 80 годов XX века. Рассказы, о которых мы будем сегодня говорить, написаны в далёком 1920 г. Но вопросы, поднятые художником слова, волнуют нас и сегодня:

Что победит в человеке: духовное, гуманистическое – или звериное, утробное? Контрасты звериного и человеческого не разведены во времени и не распределены по определённым человеческим типам. Всё это, добро и зло, сосуществует в одном человеке, возможно, в каждом из нас, и поэтому так важен выбор, который мы должны сделать:

Каждый выбирает по себе:

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку-

Каждый выбирает по себе. (Ю. Левитанский)

2 .Актуализация опорных знаний: Вспомните, как Замятин отнёсся к революции?

Замятин принял революцию как способ преодолеть всеобщую энтропию (состояние покоя и самодовольства), способ вывести мир из замкнутого состояния, открыть дорогу свободному человеческому духу.

Как относились пролетарские писатели к трудностям революционного времени?

(советская литература пренебрегала настоящим, стремясь к светлому будущему:

Там, за горами горя

Солнечный край непочатый (В. Маяковский))

Замятин же пристально вглядывается в день сегодняшний и видит не красоту и гармонию, а страшные образы далёкого прошлого…

3. (Слайд 2) Прослушайте рассказ «Дракон» Подумайте над вопросом: Почему рассказ так назван? Что имеет в виду автор под этим образом?

(Чтение подготовленным учеником рассказа «Дракон»)

Что побеждает в человеке: звериное, первобытное или духовное, гуманистическое? (Звериное и человеческое совмещены в одном человеческом типе)

4. (Слайд 3) Более детально мы рассмотрим рассказ «Пещера» (1920) -- одно из самых талантливых произведений автора. Толчком к его созданию послужило незначительное, на первый взгляд, жизненное впечатление.

(Слайд 4). «Ночное дежурство зимой, на дворе 1919 год. Мой товарищ по дежурству – озябший, изголодавшийся профессор – жаловался на здоровье: «Хоть впору красть дрова! Да всё горе в том, что не могу: сдохну, а не краду». На другой день я сел писать рассказ «Пещера».

Учитель: Но, как и всегда, рядовой житейский эпизод под пером настоящего писателя превращается в грандиозное обобщение.

5. Анализ текста:

1. Вспомните сюжет рассказа. (Главный герой Мартин Мартиныч крадет дрова у своего соседа Обёртышева, чтобы согреть свою жену Машу и не замёрзнуть самому. На улице зима, им нечем топить печь)

2. Эти простые, казалось бы, события развиваются в необычное время, в необычном пространстве. В чём же заключается эта необычность? (С первых строк автор погружает нас в обстановку каменного века.)

Чтение 1 абзаца.

3.(Слайд 6) Какие художественные средства создают напряжённость, жуткую атмосферу?

Строгий ритм, создаваемый обилием пауз («Ледники… мамонты… пустыни»)

Анафорическими конструкциями («и надо покрепче стиснуть зубы и надо щепать дерево… и надо всякую ночь переносить свой костёр»)

Экспрессивная образность (таинственный вой, дома-скалы, квартиры – пещеры)

Чудовищный гиперболический образ «мамонтейшего мамонта»

Но уже следующий фрагмент заставляет понять, что каменному веку уподоблен день сегодняшний. 2-й абзац.

Чтение последнего абзаца

(Эта развёрнутая метафора появляется ещё раз в финале и таким образом обрамляет рассказ, очерчивает пространство – пространство пещерной страны, затерянной среди скал. Нот она напоминает о себе на протяжении всего рассказа, поддерживаясь многочисленными деталями. Докажите это.

«Колыхались лохматые, тёмные своды пещеры…»;

«Двадцать девятое. С утра – низкое, дырявое, ватное небо, и сквозь дыры несёт льдом». Называя своды пещеры «лохматыми», а небо «дырявым и ватным», писатель изображает не сам предмет, а передаёт ощущение мрака и холода, которое хочет вызвать в читателе.

6. Читая рассказ, вы, наверняка, заметили необычность писательской манеры Замятина. Как вы думаете, какой художественный метод использует он? Это реализм или модернизм?

(учащиеся делятся мыслями)

Вывод: Это неореализм – реализм + модернизм (реальная обстановка послереволюционных лет: председатель , отключение электричества, поиски дров и проч. – признаки времени, свойственные реализму, тема «маленького человека», психологизм).

Какой модернистский стиль присущ рассказу, на ваш взгляд?

Ответы учеников (символизм, экспрессионизм)

(Слайд 7) Экспрессионизм – художественное направление, возникшее в западноевропейской живописи на рубеже XIX-XX веков

Художники стремились эмоционально, страстно выразить свою мысль о мире и неблагополучии в нём.

Этой задаче подчинены их художественные средства: тяготение к , гротескность, фантастичность образов, невероятные преувеличения, взвинченность, изломанность ритма.

«Искусство крика» - так образно называют экспрессионизм.

7.Рассмотрим картины художников - экспрессионистов (Слайды 7-11) Какие ассоциации вызвали у вас эти произведения живописи? Видите ли вы переклички с текстом замятинских рассказов?

8. Как в рассказе «Пещера» проявляется эстетика экспрессионизма?

Замятин не даёт детального изображения, выделяет в описываемом самое главное, ударное..

9.Особенно ярко экспрессионизм проявляется в интерьере комнаты? (Задание 4)

Чтение третьего абзаца.

Беспорядочно перечислены предметы. По этому перечню невозможно представить внешний её облик. Отбор деталей подчинён здесь худ. замыслу. Такое смешение создаёт ощущение кризисности, катастрофичности , нового Всемирного Потопа («потопно перепутанные чистые и нечистые твари»). Этот интерьер и отражает конфликт рассказа – между прежним, духовным, и новым, пещерным. 2 вселенные.

Особое место Замятин отводит печке, уподобляя её пещерному богу. Чтение описания печки

Коротконогая, ржавая «буржуйка» с огнедышащим чревом действительно внешне напоминает языческое божество.

Предмет одушевляется, живет самостоятельной жизнью. Но проследим движение этой сквозной метафоры в рассказе.

-«чугунный бог ещё гудел». После первого упоминания печка уже не называется печкой, а именуется лишь пещерным богом. Т. е. на 1-й план выходит не прямое, а лишь метафорическое значение.

-«пещерный бог затихал, съёживался, затих, чуть потрескивает». Предмет постепенно одушевляется, начинает жить самостоятельной жизнью.

-«Но пещерный бог набил брюхо с самого утра, милостиво загудел» (печь протопили, принесли страшную жертву пещерному богу).

-«пещерный бог змеино шипел» (Мартин Мартиныч опрокинул на печку чайник).

-«Равнодушно задремывает пещерный бог» (герои подошли к последней черте). Дело в том, ЧТО ПЕЧКА ДЛЯ ГЕРОЕВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БОГ, ЖЕСТОКИЙ И ВСЕМОГУЩИЙ, КОТОРЫЙ РАСПОРЯЖАЕТСЯ ЛЮДСКИМИ СУДЬБАМИ.

Т. о., истинный смысл предмета для Замятина не в его конкретности, а в потаённой метафорической сущности. Это одна из главных особенностей эстетики Замятина, сходной с эстетикой экспрессионизма.

10. Теперь рассмотрим конфликт рассказа через систему персонажей. Обратимся к портретным характеристикам персонажей.

У Замятина портретные характеристики чаще всего строятся по метонимическому принципу: вместо подробного описания даётся крупным планом какая-либо выразительная деталь.

Групповая исследовательская работа:

Группа. Портрет героев.

(Портрет гл. героя. Мартина Мартиныча: «лицо у него скомканное, глиняное». Метафорический эпитет «глиняное» даёт представление о бледном, неживом, неподвижном лице смертельно уставшего человека. Но проследите за метафорой по тексту рассказа). Портрет Обёртышева.

(Обертышев. В портретной характеристике увидим «жёлтые каменные зубы, и между камней – мгновенный ящеричный хвостик – улыбка», увидим, как он «каменнозубо улыбался». Камень не случайно становится лейтмотивом образа Обёртышева, человека холодного, неприступного. Его равнодушие агрессивно, поэтому – «жёлтые каменные зубы сквозь бурьян, жёлтые зубы – из глаз, весь Обёртышев обрастал зубами, всё длиннее зубы». И вот перед нами гротескный образ пещерного чудовища). Портрет Маши. («бумажная»). Портрет домового председателя Селихова («мамонтоподобный»)

2 группа. Особенности речевых характеристик в рассказе.

Преобладает разговорный стиль. Речь лишена закруглённости, в ней нет сложных предложений, нередки пропуски слов, недосказанные фразы. Но одновременно она и ярко индивидуализирована.

1. Для речи Обёртышева характерны бесконечные повторы, заискивающая интонация. Эта слащавая манера говорить вызывает читательское отвращение

Речь Селехова отличается пристрастием к вводным словам («во-первых – во-вторых»); любимое словечко «потеха» он употребляет в связи с событиями отнюдь не всегда смешными. Но наиболее своеобразна речь Мартина Мартиныча. Неполнота, обрывистость, недосказанность – вот те её качества, которые сразу бросаются в глаза. И это психологически объяснимо, ибо Мартин Мартиныч на протяжении всего рассказа пребывает в состоянии предельного нервного напряжения. Эти характеристики можно отнести и к авторской речи. С чем связана такая манера повествования?

«Понимаешь, Март, - если бы завтра затопить с самого утра, чтобы весь день было, как сейчас! А? Ну, сколько у нас? Ну с полсажени ещё есть в кабинете?

До полярного кабинета Маша давным-давно не могла добраться и не знала, что там уже… Туже узел, ещё туже!»

Чего не договаривает автор, обрывая фразу многоточием? Почему не говорит, что же в действительности «там уже»? Но читатель вправе и сам додумать, сам понять, что в «полярном кабинете», увы, не осталось дров. Писатель Замятин живёт в ХХ веке; в отличие от писателей ХIХ века он не объясняет, а рассчитывает на чуткость самого читателя. А может быть, он боится произнести эту страшную правду, чтобы не убить надежду в Маше? Авторская речь – голос человека, глубоко сопереживающего своим героям

Группа. (Слайд 12-14)Психологизм Замятина (Для того чтобы представить особенности психологизма автора, сравним его с психологизмом Достоевского). На слайдах текст. Сделайте выводы. (У Достоевского сложные и осложнённые предложения, речь героя литературно переоформлена. Достоевский описывает переживания героя. Замятин воспроизводит человеческую мысль в первозданном виде. Показывает переживания героя в действии. Исключаются описания, всё движется, живёт, действует. У Достоевского долгие размышления, Замятину достаточно одного эпитета).

Отчет о работе в группах (учащиеся проверяют себя по карточкам-консультациям перед ответами)

Выводы по теме урока. Каковы основные черты эстетики Замятина?

(Слайд 15.)

11. Заключительное слово учителя:

А теперь вернёмся к нашим героям. Чем заканчивается рассказ?

Смерть героев остается за пределами рассказа. Умирает время, умирает эпоха с ее нравственными понятиями: не убий, не укради.

Не случайно Григорий Иванов писал: «Невероятно до смешного: был целый Мир и нет его»…Так где же выход? Если кажется, что вокруг тебя рушится целый Мир, когда ощущаешь пустоту и черноту? Выход один: нести в мир добро и любовь…

Послушаем песню на стихи Ю. Левитанского «Каждый выбирает по себе» в исполнении С. Никитина.

(Звучит песня)

На какие мысли натолкнула вас эта песня в связи с рассказами Замятина и нашей жизнью? (Звучат рассуждения учеников)

VIII. Домашнее задание: Сочинение (темы на выбор: «Черты реализма и модернизма в творчестве », «Е. Замятин и русская классика», «Е. Замятин: тревожный взгляд в будущее»).

Урок литературы в 11 классе.

Человек на переломе истории (по рассказу Е.Замятина «Пещера»)

Урок, предлагаемый вашему вниманию, является одним из уроков в 11 классе факультативного курса по литературе «Нравственные проблемы в малой прозе русских и зарубежных писателей». Программа факультативного курса составлена так, чтобы на литературном материале произведений малых жанров показать ученикам смену эпох литературного развития, познакомить с характерной для каждой из них типами личностей героев. Изменение общественных идеалов, связанное с историческим развитием общества (революция, послереволюционная эпоха, Великая отечественная война 1941-1945гг., современная реальность), подчёркивает социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя. Данный факультативный курс является логичным продолжением программы по литературе, составленной на основе п римерной программы среднего(полного)общего образования по литературе для 5 – 11 классов под редакцией В.Я.Коровиной, которая соответствует образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК, рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Работа над рассказом Е.Замятина «Пещера» проводится после изучения поэмы «Двенадцать» А. Блока по основному курсу, таким образом обозначая вхождение в литературу, изображающую человека в послереволюционное время. На изучении рассказа отводится 1 час.

Цели урока. : 1) выявить трагедию человеческой личности в рассказе Е. Замятина «Пещера», исследовать писательское мастерство автора;

2) а кцентировать внимание на нравственных аспектах, поставленных Е.И. Замятиным в своем произведении ,

3) учиться строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли, аргументировать собственное мнение, оценивать свою и чужую речь

Оборудование: ИД, компьютер, музыка Скрябина опус №74, мультимедийная презентация на основе программы МимиоСтудио, пластилин, на доске крепится листок с христианскими заповедями.

Тип урока: комбинированный с элементами проблемного обучения

Форма: групповая деятельность учащихся (3 группы, в зависимости от количества учащихся), эвристическая беседа.

Ход урока.

Этапы урока. Учитель

Учащиеся

Примечания

Время

А). Постановка проблемы.

1) здравствуйте, скажите, что для вас было трудным 3 декабря. Легко ли даются вам решения? Есть ли среди присутствующих те, кто считает, что сделать выбор-это одна из трудных человеческих проблем?

2) В обычной жизни непросто даются решения. А представьте: революция, гражданская война, ломка общественного устройства, Закончите предложения на выбор: 1)Я представляю вокруг…..2) Я чувствую, что.. .3) Если я окажусь в России того периода, то …

А ещё можно сказать словами А. Блока: « Чёрный вечер, белый снег. Ветер! Ветер! На ногах не стоит человек. Ветер! Ветер! На всём божьем свете!»Вот так закружилась Россия в шальном вихре, прокладывая дорогу в светлое будущее. А в эпицентре головокружительных событий оказался человек. Определите тему нашего урока?

Итак тема, которой мы посвятим урок вместе С писателем Замятиным: «Человек на переломе истории».

3) - Как вы думаете, какие выборы были поставлены перед человеком эпохой потрясений? Сделать обобщения.

Какой вопрос будем исследовать на уроке?(Проблема выбора человека в момент исторических перемен? Что победит в человеке: духовное, гуманистическое - или звериное, утробное?

Б) Решение проблемы

1) Эти вопросы, несомненно, волновали Е. Замятина в , удивительного человека и прекрасного писателя, забытого в нашей стране вплоть до 80 годов 20 века.

2) Как характеризуют Замятина его слова из письма Сталину?(на слайде)

3) какой выбор пришлось сделать самому писателю в начале 30 годов?

4) для того чтобы ответить на наш вопрос, нам необходимо понять, что происходит с героями рассказа «Пещера» Замятина в переходную эпоху революционных преобразований?

В) I ) Анализ рассказа.

    Блиц-опрос « Внимательный читатель» . Приложение №1

    Беседа.

    Кто из героев оказывается в центре внимания?

    Как называет его Маша? Что значит такое имя?

    В чём особенность портрета Мартина Мартиныча? Зачитайте.

    Как проявляется стиль писателя Замятина в создании портретных характеристик? Подтвердите примерами описания портретов других героев.

    Какое слово настойчиво повторяется при создании образа главного героя?

II .Исследование проблемы.

А) Работа в группе.

1.) Из пластилина вылепите человека, но прежде скажите, какими бы чертами характера вы наделили своё создание.

    При лепке какие ощущения возникли? Как раскрывается сущность характера главного героя?

    Глиняный Мартин М. оказывается в водовороте событий. Какие удары судьбы придётся ему выдержать Запишите в тетради посередине слово человек ?

Б)Задания для исследования. Приложения №2

    Первая группа: проследите за организацией хронотопа в рассказе. В чём заключается необычность пространства и времени,в котором живёт Мартин Мартиныч? Какие приёмы используются Замятиным? Как и кем чувствует себя герой в окружающем мире? Что в квартире помогает ему ещё чувствовать себя человеком?

Вторая группа : в центре мира Мартина Мартиныча и Маши появляется новый бог- буржуйка. Проследите по тексту, как разворачивается эта сквозная метафора в рассказе, т.е. как чугунная печка превращается в одушевлённое кровожадное существо. Что приносится ему в жертву? Что значат слова « Я всё сжёг, я всё сжёг,- всё, я не о поленьях, поленья что? заполните пропуски слов.

Третья группа : как реализуется в рассказе христианская заповедь «Возлюби ближнего своего»?

    Последний удар по себе в схватке с самим собой наносит Мартин Мартиныч.

    В какой момент это происходит? В чём трагедия этого человека? В какого человека превращается? Какие христианские заповеди нарушает главный герой? (Обращение к заповедям) Приложение №3

Чем заканчивается рассказ?

(Смертью героев. Маша - от яда, Мартин Мартиныч - от холода и голода. Но смерть героев остаётся за пределами рассказа.)

А что же умирает? (Время. Эпоха с ее нравственными понятиями: не убий, не укради)

III ) Обобщение по проблеме.

Чтоб тебе жить во времена перемен” - считалось самым страшным проклятьем у китайцев. Так почему же китайцы так мудро говорили о том, что жить во времена перемен для человека тяжкое испытание? Что происходит с человеком в это время?

Вывод: какую мысль пытается донести писатель?

Трагизм не в конфликте человека с эпохой, а в несовершенстве самой человеческой природы, сочетающей высшую духовность и первобытные инстинкты. Переломная эпоха лишь ставит человека перед выбором. Мартин Мартиныч делает свой выбор: в схватке на лестничной площадке побеждает пещерный человек.

Герой остаётся жив, но погибают его духовные ценности. К этой теме, пытаясь осмыслить новую действительность и человека, рожденного ею, обращаются М.Булгаков в романе "Белая гвардия", повестях "Собачье сердце", "Роковые яйца", М. Зощенко в своих рассказах, И. Бабель в "Конармии", Б. Пильняк в романе "Голый год".

Так где же выход? Если кажется, что вокруг тебя рушится целый Мир, когда ощущаешь пустоту и черноту? Выход один – нести в мир добро и любовь, как завещано нам было в Библии, книге книг.

Г) Рефлексия. Закончите любую фразу.

Я хочу поблагодарить Е. Замятина за то,

Я хочу сказать Мартину Мартинычу, пока он не отдал синий флакончик, что…

Если я окажусь в эпицентре страшных событий….

Домашнее задание: эссе « Эпоха и человек в изображении А.Блока, Е.Замятина.

Слово учителя в конце. Вы находитесь на пороге новой жизни, окажитесь в эпицентре событий, и вспомните слова одного поэта: «Каждый выбирает по себе».Возьмите на память это стихотворение. Приложение №4

1)Ответы.

Запись в тетради.

Ответы .

(преположительно: как остаться человеком, принять или не принимать перемены в стране, жить на родине или уехать за границу,что делать со свободой)

Ответы.

По 1 из группы отвечают на вопросы по содержанию.(проверяется после уроков)

Ответы.

Работа в группе. Лепят человека под музыку Скрябина, опус №74

Ответы.

Составление кластера.

Заполняют таблицу

Заполняются пропуски слов в тексте.

Составляют синквейн

Выступление групп. Выводы

Индивидуальное сообщение

Ответы.

Ответы.

Делают вывод.

Зачитывают.

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Портрет с

Высказыванием.

«Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой»

Слайд №6

Слайд №7 человек

Слайд №7 заполняется по ходу выступления групп.

1. Разрушенный город, разрушенный дом

2. Разрушается вера

3. Разрушается связь с людьми

Разрушается человек, раскалываясь надвое превращаясь в механизм

Слайд №8позитивный

Слайд № 9

2 м

1,5м

1,5м.

2м.

2мин

0,5м

5 мин.

Приложения№1

    Имя героини?

    Время года в рассказе?

    Чугунная печка-это ….?

    Фамилия соседа Мартина?

    Что такое «Завтра» для Маши?

    Что отлично горит в печке?

    Когда дают свет?

Блиц-опрос. Внимательный читатель рассказа «Пещера»

    Имя героини?

    Время года в рассказе?

    Чугунная печка-это ….?

    Какое животное появляется в начале и в конце произведения.?

    Фамилия соседа Мартина?

    Что такое «Завтра» для Маши?

    Что отлично горит в печке?

    Что в чёрной лакированной коробочке?

    Когда дают свет?

Любимый композитор главного героя»

Приложение №2

Задание для третьей группы №3 Как реализуется в рассказе христианская заповедь «Возлюби ближнего своего»? (на примере Обёртышева) Объясните смысл фамилии. Составьте синквейн .

1.Обёртышев

2 прилаг.

3 глагола

4 слова- мнении о нём в виде фразы

5 слово- синоним, ассоциация к №1

Задание для первой группы №1 Особенности хронотопа. (пространства и времени). В чём заключается необычность пространства и времени,в котором живёт Мартин Мартиныч? Как и кем чувствует себя герой в окружающем мире? Что в квартире помогает ему ещё чувствовать себя человеком? Записать ключевые слова, характеризующие понятия.

Пространство

Время

Герой

Задание для второй группы №2 Вцентре мира Мартина Мартиныча и Маши появляется новый бог- буржуйка. Проследите по тексту, как разворачивается эта сквозная метафора в рассказе, т.е. как чугунная печка превращается в одушевлённое кровожадное существо. Что приносится ему в жертву? Что значат слова « Я всё сжёг, я всё сжёг,- всё, я не о поленьях, поленья что? Заполните пропуски слов.

    Чугунный бог ещё ……

    Пещерный бог затихал, ……..затих, чуть потрескивает.

    Пещерный бог……брюхо,милостиво…… , пожирая……….

    Пещерный бог змеино…..

    Равнодушно …………. Чугунный бог.

Приложение №3

Христианские заповеди

    Верь в единственного Бога .

    Не создавай себе кумиров .

    Не произноси имени Бога понапрасну .

    Помни о выходном дне .

    Почитай своих родителей .

    Не убивай .

    Не прелюбодействуй .

    Не кради .

    Не лги .

    Не завидуй .

Приложение №4

Каждый выбирает для себя... Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя!

Ю.Левитанский

В рамках данного урока было раскрыто своеобразие гражданской позиции Е. Замятина и его эстетических принципов, художественное своеобразие и проблематика рассказа, психологизм писателя. Технология проблемного обучения позволила учащимся самостоятельно научиться анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, понятие хронотопа, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; выявлять авторскую позицию,аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, что соответствует требованиям новых стандартов образования.

Сочинение

Достойно прожить отведенный провидением срок - это, наверное, главная и самая сложная задача, стоящая перед каждым отдельным человеком, а также перед обще­ством в целом. Не зря с давних времен народ задумывался об этом, оформляя плоды своих размышлений в послови­цы и поговорки («жизнь прожить - не поле перейти»). Искусство всеми доступными ему методами пыталось отыс­кать ответы на вечные философские вопросы человечества: что такое человек? в чем заключается смысл его существо­вания? что есть счастье? Читая рассказ Е. Замятина «Пе­щера», мы получаем возможность ответить на эти вопросы применительно к себе.

Человеческая жизнь - это и личный опыт, и осозна­ние себя как индивидуальности, и отношения с другими людьми, и активные действия, направленные на коррек­цию себя и окружающей жизни сообразно со своими пред­ставлениями, как должно быть. И все это заключено в жесткие рамки времени, исторической действительности, которые как раз и являются полигоном для испытания человека на прочность.

Суровые послереволюционные годы стали для многих людей серьезной проверкой: на доброту, человечность, спо­собность думать не только о себе. Петербург, в котором живут главные герои рассказа Замятина Мартин Мартиныч и Маша, жестоки и безжалостны к своим жителям. Кажется, что время вернулось на много миллионов лет назад, и по ледяному городу ходят мамонты, дома похожи на скалы, квартиры - на пещеры. Отброшенные в перво­бытность люди, лишенные тепла, света, пищи, должны как- то приспособиться к этой новой жизни, иначе им грозит вымирание. И здесь каждый выживает, как может, и при этом раскрывается внутренняя сущность людей, обнажа­ются их помыслы, мотивы движения души.

Мартин Мартиныч и Маша сумели сохранить свою лю­бовь и вместе с ней - все доброе и человеческое, невзирая на суровые испытания и нелегкие удары судьбы. Маша смертельно больна, ей уже много месяцев сложно подни­маться с постели. Ее муж обессилен изнурительными по­исками пищи и дров, которые ценятся в заснеженном и промерзшем городе на вес золота. И вот дрова заканчива­ются, а с ними - надежды на существование. Мартин Мартиныч мог бы топить мебелью, бумагами, которых дос­таточно в квартире, но все это - и шкафы, и стулья, и книги - чужое. А чужое - это табу, запрет. У горячо любящих друг друга супругов даже мысли не возникает воспользоваться этими вещами для сохранения не просто тепла - жизни. Но отчаянное положение и особенно тот факт, что у Маши завтра именины, толкают Мартина Мартиныча на страшное для него преступление - воровство. Но не о себе он заботится, потому что этот день - после­дний для него и крадет - не у бедняка.Обертышевы богаты по меркам послереволюционного Петербурга - у них всегда достаточно еды и целая при­хожая дров. Но люди эти, безжалостные к чужой беде, замкнутые на своем тесном, благополучном и хищном мирке, уподоблены зверям. Не зря о главе семейства гово­рится, как о кровожадном животном: «Желтые каменные зубы сквозь бурьян, желтые зубы - из глаз, весь Обертышев обрастал зубами, все длиннее зубы». Его жена и дети - это «обертышевская самка и трое обертышат». Эти люди выбрали закон выживания за счет уничтожения слабей­ших - и им удобно и комфортно рядом с чужой бедой.

Так время очистило все наносное с человеческих душ. Да, Мартин Мартиныч и Маша умрут (он - из-за совер­шенного преступления, она - выпив яд), но до самого сво­его трагического конца они останутся людьми. А кем про­живают отведенный им срок обертышевы?

У человека всегда есть право выбора и часто - возмож­ность этого выбора. Каждый сам должен решить для себя, что для него важнее и как он хочет выстроить свою жизнь, чтобы, оглядываясь назад, не было мучительно стыдно...