Рэп словарь. Стили рэпа

Когда мне было семь лет, я уже знала, кто такой Тупак Шакур, к восьми могла назвать по несколько имён рэперов с Восточного и Западного побережья, а в 11 лет наизусть знала слова песни «Gangsta’s Paradise» Кулио. Я плохо помню жизнь без хип-хопа, и это не значит, что я дико продвинутый слушатель или преданный ценитель жанра. Хип-хоп уже давно вошёл в мейнстрим, с середины 1980-х экспансия жанра не останавливалась ни на секунду, но в последние пару лет приняла действительно впечатляющие масштабы.

Ещё десять лет назад сцена и сердца юных меломанов принадлежали поп-иконам, и конкуренция за звание самого продаваемого артиста года проходила в рамках одного жанра: Бритни Спирс соперничала с Кристиной Агилерой, Рики Мартин - с Крисом Мартином. У Тейлор Свифт соперники совсем другие - за просмотры ей приходится бороться с Игги Азалией и Ники Минаж, а Канье Уэсту и вовсе нет равных. Надо сказать, что и сама Тейлор, несмотря на статус поп-принцессы, строит свои хиты на заигрываниях с хип-хопом в том или ином виде.

Откройте любое влиятельное музыкальное издание - главную страницу The Fader занимает Tyler, The Creator, лучший трек недели по версии Pitchfork - «Ice Princess» Азилии Бэнкс, а Noisey публикует документальный фильм о 13-летнем рэп-вундеркинде. В общем, хип-хоп определенно правит миром музыки. Время от времени мы задаемся вопросом: когда закончится помешательство на рэпе? За ответом мы обратились к профессионалам.

Олег Соболев

музыкальный критик

Мода на экспроприирование хип-хопом поп-музыки закончится ровно тогда, когда сам хип-хоп перестанет быть популярен. То есть, учитывая врождённую способность хип-хопа мутировать с течением времени, никогда. Это же давняя история - белых людей чёрная музыка всегда привлекала. Достаточно вспомнить группу The Rolling Stones, в начале своей карьеры игравшей каверы на чёрный R&B, или, если пойти ещё дальше - The Original Dixieland Jazz Band, первую записанную джазовую группу на свете, сплошь составленную из белых людей. R&B и джаз из моды в итоге ушли, но хип-хоп куда более живучий - и пока он живет, он будет в контексте поп-музыки очень востребован.

Что же касается вещей более общих, внемузыкальных, мне кажется, это сильно внутриамериканские дела. Там сейчас чёрный президент, куча заметных чёрных знаменитостей, огромный рост популярности местного спорта, в котором правила диктуют тоже чёрные спортсмены. Невероятный рост политического активизма и гражданской активности со стороны чёрных - вспомните сюжет с городом Фергюсоном. Короче, сейчас именно чёрные люди во всех отношениях правят Америкой. Поэтому и культура стремится к чёрным вещам - к тому же спорту, например (вон даже Тейлор Свифт фотографируется с «Нью-Йорк Никс»). В той же Англии, например, немного не так: если брать музыку, то самые главные их поп-звезды - Адель или Сэм Смит - тоже живут музыкой чёрной, но годов так 1960-х, и от нынешнего состояния американской поп-кульутры бесконечно далеки.

Андрей Бухарин

музыкальный обозреватель

Мне кажется, что это некорректная постановка вопроса. Хип-хоп в мейнстрим ввёл ещё Малкольм Макларен в 1982 году своим первым сольным альбомом. Мода на него началась к концу десятилетия, тогда же появились первые белые рэперы (Beastie Boys и такой смешной персонаж, как Ванилла Айс). В 1990-е наступил расцвет рэпа, он оккупировал MTV и уже тогда стал мейнстримом, а его элементы стали вовсю использоваться в поп-музыке и новой танцевальной музыке. Даже в России появились хип-хоперы («Мальчишник», Bad Balance, Мистер Малой, Богдан Титомир). То, что происходит на нынешнем этапе, не называется модой, это просто повсеместное распространение - рэп читают в Капотне и трущобах Мадраса, в Кейптауне и Бухаресте - на всех языках мира. Хип-хоп - это народная городская музыка мира, самая простая в изготовлении и не требующая каких-то особых талантов. У нас хип-хоп тоже проникает везде и бубунит в каждой тачке, заменяя пацанам на районе старый шансон, который остался старшему поколению. Когда это кончится? Нравится нам это или нет (мне вот совершенно не нравится, хотя я употреблял рэп в его героический период), но кончится это явно не скоро. Во всяком случае, пока не будет придумано что-то столь же простое, эффективное для самовыражения простого парня, у которого нет никаких других шансов в этом лучшем из миров.

Андрей Горохов

Вопрос «когда закончится повсеместная мода на хип-хоп?» поставил меня в ступор, как и полагается всякому наводящему вопросу. Отвечая на него, хочется начать оправдываться, что, простите, я катастрофически отстал от моды и жизни и в упор не вижу моды на хип-хоп, тем более повсеместной, вокруг меня (в Берлине, Киеве, Днепропетровске - в городах, где я находился в последние три месяца) никакой моды на хип-хоп не было. Можно посетовать на глупый вопрос, но я выскажусь как культурологичненький ботан. Через 100 лет хип-хоп, скорее всего, уже будет существовать в каком-то ином виде, но даже и в этом я сомневаюсь. Вполне возможно, что волна хип-хопа будет перемещаться между гетто в странах третьего мира, как вечное эхо отражаясь от стен. Хип-хоп - глобальный феномен, и он не исчезает, даже если ваш микрорайон от него вылечился. Когда исчезнет мода на голубые джинсы? А на футбол? А на блэк-метал и панк-рок? А на прочувствованные песни под гитару? А на трэш? А на порно?

На моей памяти, то есть за последние 15 лет, только в Германии было несколько непохожих друг на друга волн хип-хопа: аггро-хоп, то есть агрессивный мачо-рэп с криминальными вывертами, - это нечто иное, чем инди-хип-хоп, а хип-хоп под биты - совсем другое, чем хип-хоп под акустическую гитару или минимал-электронику. И я не удивлюсь, если в Штутгарте или Гамбурге пара десятков человек до сих пор носят приспущенные огромные порты и слушают самодельные микстейпы. И оттуда снова может пойти волна «нового» саунда. Это же вирусы, а вирусы не волнами распространяются.

Александр Кондуков

главный редактор Rolling Stone Russia

Фактически тренда на хип-хоп не существует, существует тренд на зарабатывание денег. Хип-хоп - это иллюстрация всех коммерческих начинаний, к которым может прийти музыкальный артист. Звёзды хип-хопа всегда стремились к деньгам, они рекламируют всё - начиная от супермаркетов и заканчивая кроссовками. Поэтому в современном бизнесе, когда ничего особенно не продаётся, все сознательно тянутся к деньгам. Примерно такая же история произошла тогда, когда коммерческий хип-хоп только появился как тренд. Мне кажется, что сейчас что-то новое происходит в альтернативном хип-хопе. Как никогда много коллабораций между артистами, все друг друга очень плотно поддерживают, записываются на альбомах друг друга. Такой сплочённости в 1990-е не было. Поэтому все инстинктивно приближаются к хип-хоп-табору, чтобы держаться вместе на фоне чудовищных музыкальных процессов, которые приводят к тому, что музыканты зарабатывают исключительно корпоративными выступлениями и гастрольными турами, но никак не продажами музыкальных носителей.

Сейчас не существует каноничных хип-хоп-звёзд, которых можно боготворить и ставить без обиняков на обложку. Попробуйте сравнить Тупака Шакура с Дрейком - это совершенно разного порядка люди. Не думаю, что Кендрик Ламар прославился бы в 1995 году. На фоне тогдашнего LL Cool J он бы выглядел как карлик. Сейчас на сцене нет доминирующих, супермощных персон, поэтому все лавры получают те, кто обладают минимальной харизмой. О чём тут говорить, если главной рок-группой мира остаётся U2? Никакого прогресса особенно не наблюдается. Если вы будете перебирать в голове иконические рок-коллективы, то будет опять уклон в Radiohead и The Rolling Stones. Поэтому угловатые рэперы выглядят на этом фоне поярче, и те люди, которые хотят как-то зарабатывать, идут на коллаборации и работают вместе с ними. Хотя я уверен, что никто не обладает никаким абсолютным знанием того, куда может привести коммерческая музыка. Именно поэтому осуществляются эти сумасшедшие сделки в связи с покупкой альбома U2 и Beats компанией Apple. В общекризисном моменте каждый старается быть первым в каком-нибудь сегменте, потому что никто не знает, что выстрелит на самом деле. Выстрелить может всё что угодно, надеюсь, это не будет русский рок или новый альбом Бориса Гребенщикова и трибьют Башлачёва.

Слово «рэп» произошло от английского rap, rapping, которое обычно переводят как «стук, удар». Не сложно провести аналогию между стуком (и отстукиванием ритма) и ритмичностью произнесения текстов песен. Конечно, существуют, также, и теории о том, что рэп это ни что иное, как аббревиатура. Так, его расшифровывали и как «Radical American Poetry» (Радикальная американская поэзия), и как «Rhythm and Poetry» (Ритм и поэзия) … да как только не расшифровывали, но такие теории возникли у неанглоязычного населения, да, и слово никогда не писалось заглавными буквами, поэтому первое определение рэпа наиболее точно отражает всю его суть.

А благодаря треку The Sugarhill Gang «Rapper’s Delight» (1979) появилось и получило распространение, также, и слово «рэппер». Раньше, еще до появления современного названия исполнителей рэпа, их называли спиннерами. Это название берет свои корни от английского spin - вращать - изначально работа рэппера сводилась к манипуляциям с диском проигрывателя.

Но хватит терминов. Что же такое рэп и в чем его суть? Так вот, рэп является формой танцевальной музыки, для которой характерны короткие музыкальные фразы, простые гармонии и рваный ритм. В своем современном виде рэп появился в 70-х годах. Местом его рождения стал Амерниканский Бронкс, а прародителями - черное население страны. Но «завезли» рэп в Америку заезжие Ямайцы. Именно симбиоз африканских традиций и ямайской музыки привел к тому, что в 70-е годы и стали именовать рэпом.

На распространение рэпа оказало огромное влияние негритянское любительское радио, по которому то и дело крутили этот вид музыки. В те годы Афро-Американцы были сильно ограничены в правах по сравнению с белым населением, вплоть до того, что существовали заведения только для белых. Поэтому чернокожие развлекались, как могли, в том числе и активно читали рэп. Но больше для удовольствия, а не ради выгоды.

Поначалу, рэп звучал в черных клубах Нью-Йорка. На этой музыке специализировались, в основном, диск-жокеи, которые отбирали репертуар для танцев. В это время для его исполнения не требовались даже минимальные музыкальные навыки. Кроме того, рэп - это чуть ли не единственное направление музыки, в котором отсутствовал вокал, его заменяла особая форма пения - речитатив.

Позже, в 1977 году, рэп достиг улиц и превратился в брейк-данс. А увлечение молодежи музыкой Parliament, Chic, Sly And The Family Stone и Джеймса Брауна, привело к тому, что произошло слияние рэпа с некоторыми другими стилями, в которых, также, работали данные исполнители.

Вскоре рэп вышел за пределы гетто и стал постепенно завоевывать умы белых американцев. А такие исполнители, как Айс-Кьюб, Айс-Ти, Run DMC и Public Enemy внесли значительные изменения в стилистическую окраску этой музыки, что привело к использованию некоторых его элементов во всех направлениях рока, от техно до хард-рока и от хауза до соул.

Но рэп пошел еще дальше, чем просто завоевал белое население Америки, он стал завоевывать и остальной мир, вплоть до того, что докатился и до России. Так, в 80-х годах, с появлением в СССР первых дискотек и диск-жокеев, стало распространяться и это музыкальное направление. И именно рэпу и его влиянию мы обязаны песне Сергея Минаева «Карнавал», которая содержит в себе некоторые его элементы.

Хип-хоп (ХХ) — Модная субкультура , образ жизни, берущие свое начало в афро-американских кварталах Америки, сочетающие в себе Хип-Хоп-музыку.

Музыка хип-хоп достаточно разнообразна, может быть проста, но в тоже время интересна и мелодична. Её основу составляет бит — ритм песни. Обычно на каждом втором такте ставится акцент (backbeat): клэп снэр, а также для бэкбита могут использоваться перкуссии (типа свистков и цепей). Важным элементом является бас-барабан (не путать с басом) — kickdrum. Партия музыкальных инструментов в хип-хоп музыке довольно разнообразна. Она может состоять и из мелодий клавишных, духовых и из многочисленных компьютерных звуков (бас, эффекты).

Рэп (rap) — ритмичный речитатив, положенный на музыку с рваным ритмом. Исполнитель рэпа называется рэпером (не путать с репером), или более общим термином MC. Рэп является одним из основных элементов стиля хип-хоп-музыки; часто используется как синоним понятия Хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах. Многие исполнители драм-н-бэйс используют рэп. В рок-музыке он встречается в таких жанрах, как рэпкор, ню-метал, альтернативный рок, альтернативный рэп и некоторые другие, например, новые направления хардкор-музыки. Поп-музыканты и исполнители современного RnB также нередко используют рэп в своих композициях.

Слово «рэп»

Слово «рэп» произошло от английского rap — стук, удар (намёк на ритмичность рэпа). To rap также означает «говорить», «разговаривать».

Позднее возникли ошибочные теории-бэкронимы, по которым слово рэп — якобы аббревиатура. Назывались расшифровки типа «Rhythmand Poetry» (Ритм и поэзия), «Rhytmic African Poetry» (Ритмическая африканская поэзия), или «Radical Ameriсan Poetry» (Радикальнаяамериканская поэзия) и т. п. Однако rap в английском не пишется заглавными буквами, и имеет однокоренные слова — rapping, rapper, итп. В основном такие ошибочные теории бытуют в не-англоязычных странах.

История

Рэп в его современном виде появился в 1970-х годах среди афроамериканцев района Бронкс, куда его «экспортировали» приезжие ямайские ди-джеи. В частности, родоначальником рэпа называют диджея Kool Herc. Читали рэп изначально не в коммерческих целях, а ради удовольствия и делали это поначалу в основном ди-джеи. Это были незамысловатые рифмованные куплеты, обращённые к аудитории.

Распространению рэпа сильно поспособствовало негритянское любительское радио, которое крутило музыку, модную среди чернокожих, и быстро подхватило новый стиль. Слова «рэп» и «рэперы» прочно закрепились за стилем благодаря треку The Sugarhill Gang «Rapper’s Delight» (1979). Одним из первых людей, которого начали называть «рэпером», был радиоведущий Джек Гибсон по прозвищу Джек-Рэпер. Он организовал один из первых конвентов, посвящённых рэпу.

Исполнение рифмованных речёвок прямо на улицах по сей день остается традицией чернокожих кварталов. Кроме того, устраивались т. н. «баттлы» — словесные поединки, в которых два рэпера переругивались, сохраняя рифму и ритм. Баттлы могут быть и не только руганью, это может быть подача зарифмованного текста на определённую тему

Термин «хип-хоп» для описания жанра появился в 80-е. Его введение приписывают то Afrika Bambaataa, то Grandmaster Flash. Жанр и культура хип-хоп достигли пика популярности в 1990-х годах. Также «хип-хоп» оказал серьёзное влияние на R’n’B-музыку.

DJ (disc jockey — диск-жокей, дидже́й) — человек, играющий для аудитории записанные на звуковых носителях музыкальные произведения.

Doubble Time (удвоенное время) — это читка, примерно вдвое быстрее ритма битов.

Flow (флоу, подача) — умение разукрасить свой текст грамотным эмоциональным тоном.

R&B (ритм-н-блюз, ритм-энд-блюз, rhythm and blues, R’n"B) — это жанр популярной музыки, первоначально исполняемой афроамериканскими музыкантами, интегрировавший в себя сочетания блюза, джаза и госпела. Термин был введён в оборот в 1949 году составителями чартов американского журнала «Billboard» вместо пренебрежительного выражения «расовая музыка» (race music), распространённого прежде.

Respect (уважение) - хорошее расположение к человеку, уважение его творчества.

Skillz (навыки, умения) — общеприменимый термин, его можно применять абсолютно ко всему, что красит мастерство рэпера

Spelling (написание) — способ, за счёт которого рифмуется текст, передавая его содержание. Выражение "модный спэл" подразумевает применение в тексте современной игры слов и созвучий, которые реально встретить из всех жанров только в рэпе.

Style (стиль) — совокупность приемов, используемых МС, в уникальном сочетании. Имея свой стиль, рэпер начинает быть узнаваемым, как бы он ни читал, и как бы голос ни ставил. Свой стиль все МС имеют право называть, как хотят.

Акапелла — Записанный на микрофон текст, отдельно от минуса.

Альбом (album) — термин пришел к нам со времен виниловых пластинок, когда на одну пластинку помещался один трек, и их складывали как бы в альбомы (альбомы записей - record albums). Соответственно альбом - это собрание песен одного исполнителя в одну коллекцию.

Андеграунд (underground) — это музыка «не для всех», если перевести с английского как «подполье». Исполнители данного направления обычно не признают никакую коммерцию в любом проявлении, и принципиально записывают песни на дешевом оборудовании, а также отказываются от издания альбомов и остаются лишь в узком круге «для своих». Есть исполнители которые напротив, видят главную задачу в создании данной музыки «не похожей на все вокруг», но нисколько не смущаются того, чтобы на этой музыке зарабатывать.

Баттл (battle, битва, сражение) — соревнование между рэп исполнителями, как правило сопровождается унижением противника. Баттловый трек, зачастую, не что иное как дисс на противника.

Бит — такт в музыке, употребляеся в выражении англ. beat per minute, bpm — ударов в минуту. Чем больше значение, тем выше темп музыки.

Битбокс (Битбоксинг) — это искусство создания битов, ритмов и мелодий при помощи человеческого рта.

Битмейкер — человек, который создает биты в специализированных программах, таких как Cubase, FL Studio и прочих. Хорошим уровнем создания битов является использование инструментов, записанных в живую и не использование сэмплов.

Биф (beef — мясо, в переносном значении жалоба, недовольство) — вражда между представителями хип-хоп культуры. Бифы, их особенности и негласные правила ведения являются важной составляющей хип-хоп культуры. Наиболее известны бифы между рэпперами, но такие конфликты возможны и между другими представителями хип-хоп культуры: диджеями, би-боями или граффитчиками. На практике биф можно увидеть, когда один рэпер, чтобы специально унизить другого, пишет про него песню, в которой высказывает свое мнение.

Брейк-данс (бибоинг, брейк) — своеобразный уличный танец для брейка характерны пластичность и гибкость.

Бэк вокалист — человек, который помогает исполнителю на сцене. Как правило он произносит вторую часть строчки, для того, чтобы у исполнителя была возможность набрать в это время воздух.

Бэки — дополнительно записанная аудио дорожка, где исполнитель произносит как правило только вторую часть строчки или выделяет рифмы и фразы.

Гострайтер — специалист, занимающийся написанием текстов за деньги.

Граффити — в первоначальном значении - наскальные рисунки, которые древние люди рисовали на стенах своего жилища; в современном смысле — надписи или рисунки, нанесённые краской, чернилами или выцарапанные на стенах, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. В наше время - это художественный стиль культуры хип-хопа.

Гэнста — стиль считки, характеризующийся обилием не норматива и определённой агрессии; в России развит слабо, из-за чего считается уделом супер продвинутых альтернативщиков;

Дисс (disrespect, неуважение) — это направление в хип-хопе (конкретней — в рэпе). Сутью дисса является высказывание неуважения в тексте одного рэппера (или группы) другому рэпперу(ам). В подобных треках практикуется нецензурная речь, брань в сторону неприятеля, иногда угрозы. Часто диссы идут парами, то есть — «дисс — ответный дисс», или цепочками диссов. Часто диссы игнорируются. Используются диссы в бифах.

Кавер (cover) — новая версия трека, записанная (перечитанная) другим исполнителем.

Капа — сленговое название слова «акапелла».

Клэп (англ. clap) — однократный звук, похожий на хлопок.

Лейбл (label) — зарубежом лейблом является звукозаписывающая компания, обладающая правами на выпуск и распространение альбомов исполнителей. В России лейблом называют рэп группы. Часто эта группа в первую очередь объединена студией.

Майк — микрофон.

Мастеринг — финальный этап работы над песней, который призван сделать хорошо сведенный микс громче, ярче, чище, прозрачнее и поставить его на один уровень с популярными коммерческими треками по уровню громкости. Так же на этом этапе можно исправить незначительные ошибки, допущенные при сведении.

Минус (Минусовка) — запись музыкального произведения, в котором отсутствует одна или более партий, обычно вокал или солирующий инструмент. На данный момент любую музыку под которую считают рэп, называют минус.

МС (эм-си, Master of Ceremonies) — в регги-культуре и хип-хопе — артист, в сопровождении электронной танцевальной музыки произносящий со сцены слова — заранее сочинённые или импровизированные, обычно в виде рэпа — чтобы раззадорить публику, а также представить диджея. В Русскоязычном Рэпе под MC принято считать мастера слова который участвует в баттле, считая свой текст под минус.

Ноунейм (Noname) — недостаточно популярный или неизвестный исполнитель, не обладающий «именем».

Ньюскул (Newschol, Новая Школа) — "новый русский рэп" - весь Русский Рэп с 1998 года и по сей день.

Олдскул (Oldschool, Старая Школа) — старый рэп, классика Русского Рэпа. Олдскулом принято считать весь Русский Рэп до 1998 года.

Подача — эмоции, вложенные в читку, расставленные интонации, способ произношения слов, использование вокала, перебежки, ускорения и прочие специфические рэп приемы.

Релиз — премьера альбома, трека, клипа или сборника.

Ремикс (Remix) — новая аранжировка уже выпущенного трека.

Рэпкор — поджанр рок-музыки, характерный использованием рэпа в качестве вокала. Рэпкор сочетает в себе инструментальные и вокальные свойства таких направлений, как панк, альтернативный рок, хип-хоп.

Сведение — стадия работы над песней, во время которой производится совмещение записанных звуковых дорожек в один звуковой файл.

Свэг (swag) — выражение крутости и индивидуальности.

Сингл (single) — от английского слова "один". Одиночный трек, к которому прилагаются ремиксы, радио версии, инструментал, акапелла и т.д.

Снэр (снейр, англ. snare) — звук ведущего барабана, чёткий и короткий.

Стафф (stuff) — в среде реперов данное слово значит как новые произведения, диски, треки, композиции.

Считка — процесс исполнения рэперов своих текстов.

Сэмпл — относительно небольшой фрагмент мелодии (музыки), взятый за основу создания минуса. На сэмплы накладывают биты.

Текста (с ударением на А), — называются мысли рэпера, закольцованные в рифмы и положенные на некую ритмическую основу — бита.

Техника — способ управления ритмом. Тут же небольшое ответвление: "техничность" - степень навыка управлять ритмом.

Трек (Track) — синоним слова «песня» в рэпе.

Тру (правда, истина, true) — противоположность фейку. "Тру рэпер" - это рэпер читающий правду, у кого слова не расходятся с делом.

Фит (ft. или feat) — означает, что это совместный трек двух или более исполнителей.

Флейва (flave) — тусовка, компания, группа или лейбл.

Фристайл (от английского freestyle — свободного стиль) — стиль считки, когда мастер слова говорит не написанный заранее текст, а то что ему буквально по ходу считки приходит в голову.

Фэйки (фэйкеры, fake) — лгуны, исполнители с чьих треках много лжи, и реальность расходиться с текстом песен.

Хасл — любой вид заработка, связанный с рэпом или нарушением закона (продажа наркотиков и т.д.).

Хэйтеры (hate- ненависть) — люди, которые ненавидят что-либо, либо все и вся. В Русском Рэпе обозначают людей, чье творчество пронизано ненавистью к какому либо исполнителю.

Самая русская адаптация западного звука на данный момент. Хаски пропускает через себя наработки подвижных западных коллег вроде Desiigner и Denzel Curry, а на выходе получает настоящую постсоветскую тоску. «Панелька» окончательно убедила поголовно влюбленную в Хаски интеллигенцию в том, что на сцене появился еще один большой артист. Лирический герой сингла обречен на бессмысленные поиски отца в полуразрушенном отечестве, усеянном равнодушными панельными домами: «Еду по России, не доеду до конца. / Где панелька моего отца?» Недавно трек вошел в официальный саундтрек к новому фильму о сложных отношениях в неблагополучной семье «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», взявшем гран-при на фестивале «Окно в Европу».

«Грибы» - «Тает Лед»

Всепоглощающий грибной вирус

За песней с прилипчивым припевом и забавным клипом стоит умный расчет опытного продюсера и основателя группы Юрия Бардаша. Накануне релиза «Грибы» прокатились с первым крупным туром по СНГ. Это дело было запечатлено в тысячах недолговечных инстаграм-сториз: дерганные видео кричали «Мы типа грибы, типа грибы!», десятки тысяч юзеров, увидев это, принимались гуглить, спеша узнать, что за «Грибы» такие, и натыкались на простую понятную песню с легко пародируемыми танцами. Желание подняться на волне моды толкало сотни блогеров, школьников, телеведущих и даже ученых клепать бесконечные пародии. Похайпить стремились все, включая тех, кто еще даже не успел выучить что за слово такое «хайп». Но самые крупные дивиденды получали именно «Грибы», в считанные месяцы ставшие самой популярной рэп-группой всего постсоветского пространства.

Тимати - «Лада Седан»

Вторичная переработка мемов

Главные хиты этого рэп-исполнителя, известного всем, у кого когда-то был телевизор, в противовес «Грибам», представляют собой открытый расчет. Вместо того чтобы дополнять культуру, он красиво упаковывает то, что там уже есть. «Чё такая дерзкая», «Давай до свидания», «У тебя есть борода - я скажу тебе “да”» – все эти ненавистные эстетам шлягеры были построены на популярных интернетовских и сленговых выражениях. Кульминацией стала «Лада Седан», где люксовый бизнесмен Тимур перевоплотился в стопроцентно стереотипного таксиста Теймураза. Долго ломать голову над цепляющим припевом снова не пришлось – он уже был сочинен ироничной рок-бандой «Рекорд оркестр». Группа начала эксплуатировать стереотипы раньше, намного тоньше, но гораздо менее понятно для масс, чем это делают менеджеры лейбла Тимати Black Star.

Face - «Мне П**уй»

Протест первого уровня

Если бы родители поклонников Фейса услышали припев из этой песни, примерно половина из них могла бы навсегда лишить своего ребенка доступа к интернету. На самом деле, этот парень, похожий на юного Мерлина Менсона, всего лишь воплощает самый примитивный бунт против старших. Это тот момент, когда взрослые отворачиваются, а подросток по-быстрому пытается успеть всё, что ему было запрещено: принимать внутрь яд и выплевывать табуированные слова: «Я курю, и мне по**й, / Я бухаю, и мне по**й…» и так далее. Если вы всё же обнаружили это в плейлисте у своего младшего родственника, не торопитесь паниковать. Произносить хвастливые глупости о саморазрушении может быть даже полезно, потому что хвастать - гораздо безопаснее, чем делать.

ЛСП - «Монетка»

Паяц в ожидании своей кончины

Если о гедонизме поет молодой бодрый Фейс – это бравада, но для ЛСП это было робким признанием в депрессии – описанием состояния, когда дырку в сердце не заткнуть ни монетами, ни женщинами. Недавно ЛСП трагическим образом превратился из дуэта в сольный проект белорусского рэпера Олега Савченко. Постоянный битмейкер и звукорежиссер ЛСП Рома Англичанин умер при неназванных обстоятельствах. Самое жуткое здесь то, что он этим никого этим не удивил. На последних видео музыкант выглядел изрядно уставшим и неизменно пьяным, а в его речи проскакивали цитаты врачей с нехорошими прогнозами. Показательно, что свежайший хит группы, сингл «Монетка» - единственная песня ЛСП, в которой Рома сам подходит к микрофону. При сегодняшних обстоятельствах текст о пренебрежительном отношении к многочисленным группиз уже звучит как однозначное предупреждение о скором уходе: «А после геймовера / Я буду лишь рад, что моя песенка спета».

Скриптонит - «Витамин»

Музыка, созданная инстинктами

В песне «Витамин» наглый рэпер сходу присваивает себе зазнобу слушателя: «Я интерес твоей телки!» Такой подход злит и отвращает от Скриптонита многих, не говоря о тех, кто вовсе не может разобрать слов из-за плотного казахского акцента. Но неуверенные в себе придиры даже не берутся в расчет автором. Музыка Адиля Жалелова (настоящее имя исполнителя) - это животная эклектика, где все подвернувшиеся стили от техно до блюза по наитию собираются во внушительную многоуровневую конструкцию. Прочувствовать всё это можно только отпустив от себя всю цивилизованность. В ответ Скриптонит провожает слушателя в особый клуб, расположившийся где-то между американскими драмами про мафию и гонконгскими боевиками про триаду, прямо на закрытые столичные вечеринки.

Pharaoh и Boulevard Depo - «5 минут назад»

Гимн тех, кто всегда оказывается на полкорпуса впереди

Пока старшее поколение запоздало осмысляет тренды, эти ребята уже успели сделать состояние на модном звучании. Лучше всего смысл песни помимо своей воли проиллюстрировал Александр Толмацкий, отец Децла, первой большой рэп-звезды России. Продюсер и медиамагнат прокомментировав клип на своей странице в Facebook словами «думаю, они будут популярны». Тем временем за плечами Фараона был уже не один аншлаговый концерт, сленг, придуманный его соратником Бульваром Депо, давно стал общепринятым в рэпе, а тот самый клип набрал десятки миллионов просмотров на YouTube.

Porchy, ЛСП и Oxxxymiron - “Imperial”

Ссора двух ключевых фигур нового русского рэпа в одной песне

Трек “Imperial” должен был войти в релиз ближайшего друга Мирона, португальского битмейкера Порчи и стать песенным описанием программы товарищей по созданию собственной рэп-империи. Песня записывалась дистанционно. Всё пошло не по плану, когда заклятый друг амбициозных артистов, Олег ЛСП прислал ернический куплет, где он практически открыто насмехался над мироновским лейблом Booking Machine. В ответ «император» решил дополнить песню своим куплетом, где он уже напрямую нападает на бывшего приятеля. Спустя время микстейп Porchy так и остался никому не нужен, несмотря на хитрую рекламную кампанию. Зато конфликт Оксимирона и ЛСП до сих пор остается горячей темой для обсуждения.

Mozee Montana, Маша Hima и Эмелевская - «Неплохо для бабы»

Женские бои за место в мужском мире

За более чем тридцатилетнюю историю существования хип-хоп-культуры на пространстве бывшего СССР сцена так и не увидела ни одной действительно значительной девушки в жанре. Попытки, конечно, были (первые альбомы Лики Стар и «Пропаганды», Гидропонка и Lentos), но все проекты быстро достигали своего очень низкого потолка. Сейчас самые заметные девочки в хип-хопе показывают себя в пресловутых батлах. Благодаря выступлениям на мероприятиях «140 BPM Cup» и «Рвать на Битах» 19-летняя Моззи Монтана стала настоящей звездой. Злые мужчины считают, что ничего этого не было бы, если бы не давнишний твит «императора», и смеются над ее привычкой крякать между строк. На последнем батле с участием Монтаны родился этот трек – дерзкий ответ агрессивному большинству: «Поздравляю, мальчик, ты стелишь неплохо для бабы».

Jah Khalib - «Лейла»

Эстрадный романс с добросовестным подходом

Импозантный мужчина восточной внешности и звука под ником Jah Khalib - это Валерий Меладзе и брат его Константин от русского рэпа в одном лице. Сам он, правда, своими кумирами называет Timbaland и Jay-Z, а его наиболее виральный хит «Лейла» был написан под влиянием песни Стинга “Desert Rose”. Баху (так артиста называют друзья) как и его земляка Скриптонита хвалят за сложнопостроенную музыку и ругают за глупые тексты. Зато это второй после Басты русскоязычный рэпер, которого можно поставить любому зрителю «Голубых огоньков», и тот, скорее всего, согласится, что Баха звучит лучше всех Стасов Михайловых и Григориев Лепсов вместе взятых.

Паша Техник - «Xanax»

Нетолерантный, неблагозвучный, но колоритный рэп

Песня «Xanax» в равной степени может рассматриваться как пустой набор слов и как художественное описание путанных мыслей человека, заскучавшего по вредному для здоровья препарату. Бывший лидер группы “Kunteynir” – представитель наивного искусства в хип-хопе. Известность он получил после того как саботировал первый открытый Versus Battle, выдавая вместо панчей несвязную чепуху, оскорбляя публику чаще чем оппонента и демонстрируя нижнее белье. Сам он утверждает, что любит всех рэперов без исключения, но по трекам слышно, что к самому рэпу Паша не испытывает никакого пиетета. Потому и сочиняет нарочито идиотские, но часто очень смешные тексты. Несмотря на общую бессвязность в творчестве, Техник - самый цельный персонаж в русском рэпе. Он предпочитает быть честным дурачком, вместо того чтобы строить из себя что-то презентабельное и приятное обществу.

Хлеб - «21»

Видеоблогерская пандемия. Пациенты «ноль»

В хип-хоп-среде принято открыто не любить видеоблогеров, занимающихся рэпом. Большинство из них даже не пытаются относиться к культуре серьезно, концентрируясь на пубертатных шутках, внутриблоггерских склоках или мемах. Трио Хлеб, выросшее из комедийного шоу «Мне нравится», стали первыми блогерами, которые сделали рэп своей основной работой, тем самым проложив дорогу для коллег Данилы Поперечного, Эльдара Джарахова, МС Хованского, Татарки, и многих других калибром помельче. Рэп от блогеров превратился в стандартную рекламную услугу. Например пиво «Клинское» недавно запустило масштабную рекламную кампанию с участием целой батареи читающих видеомейкеров, и «Хлеб» тут тоже оказались в числе первых. Песня «21» построена на стандартном для «Хлеба» инфантильном каламбуре, где простая карточная игра рифмуется с анальным сексом. Без продакт плейсмента в клипе тоже не обошлось.

ATL - «C4»

Рейв на костях

За последние два года один из самых успешных рэперов новой волны ATL выпустил целых два умных концептуальных альбома. Работы поставили новочебоксарского артиста максимально близко к обитателям вершин Скриптониту и Оксимирону. Однако к темам и звуку «Марабу» (2015) и «Лимба» (2017) Сергей и его команда шли не один год. Мысли, получившие обстоятельное развитие на релизах, можно расслышать уже на первом большом хите под названием «C4». Тут и маленький робот-мусорщик, превращающийся в грозного трансформера из «Искры», и концерт, описанный как языческий ритуал в «Гори ясно», и основная тема – смерть как естественная часть вечеринки под названием «жизнь» из песни «Танцуйте». Музыка в «С4» – это не столько хип-хоп, сколько агрессивная танцевальная электроника, по энергетике не уступающая самым диким хитам «The Prodigy». Месиво, которое происходит на концертах под этот трек, горячо рекомендуется увидеть воочию, но участие - на ваш страх и риск. Общего количества энергии, которую аккумулируют молодые тела в зале, хватило бы ни на одну взрывчатку.

Слава КПСС (он же – Гнойный, он же – Валентин Дядька, он же – Соня Мармеладова) - любой трек

Чем ярче батлы, тем бледнее песни

Всё, что записывает этот парень, звучит плохо или очень плохо. За годы с выхода самого первого «Версуса», его соперник Мирон Федоров так и остался единственным успешным батл-рэпером с действительно хорошими песнями в дискографии. Все прочие победители получали известность и туры исключительно благодаря своим ярким дуэлям. Посетителей концертов мало волновало, что кричит в микрофон Гарри Топор и о чем размышляет Rickey F. Именно в таких условиях появились специализированные батл-MC, самым известным из которых сегодня является многоликий Вячеслав Карелин. Дискография всех его альтер-эго совершенно не поддается подсчетам и не задерживается в памяти. Всё это сиюминутные диссы на популярные темы: как то модная одежда или заметная песня, часто это вызов очередного соперника на очередной батл. Большую часть панчей Славы с известного батла сложно понять, не зная контекста, который был сосредоточен вокруг оппонента, а большую часть песен Славы невозможно понять, если ты не знаком с явлением или артистом, который осмеивается в тексте.

Oxxxymiron - «Где нас нет»

Концептуальность и несокрушимость

Песня «Где нас нет» - эпилог протестного аудиоромана, исполненный в эфире главного государственного канала. Разгромленный оппонентом в пух и прах альбом Оксимирона «Горгород» через пару дней после батла и спустя два года с выхода вновь возглавил топ российского iTunes. «Горгород», по общему мнению, безнадежно проиграл ближайшим конкурентам в лице ATL’а и Скриптонита в музыке. Содержание не должно удивить никого, кто читал хотя бы одну большую антиутопию, а тех, кто добрался до Курта Воннегута и Фрэнка Миллера, также выглядывающих из длинного списка вдохновителей, - и подавно. Альбом, однако, дал большие просторы для интерпретаций. Студенты филфаков делают доклады о «Горгороде», а глянцевые журналисты видят в Мироне Федорове вдохновителя недавних протестных митингов, собравших небывалое количество молодых людей. Повторный успех произведения нисколько не противоречит недавнему поражению автора. В предпоследней песне нарратор тоже погибает, но успевает оставить след в виде своих работ. Глядя на это, сложно не заподозрить Мирона в намеренном проигрыше, предсказанном в финальном раунде батла: «И, допустим, сегодня, может быть, ты сумеешь меня убить. / Я поеду дальше стадионами, ты продолжишь меня тролли ть».

Еще 20 песен, если вы увлеклись, и вам показалось мало

Баста - «Сансара»

Главный делегат от хип-хопа на эстраду с балладой о реинкарнации.

Каста - «Они»

Самая народная рэп-группа серьезно шутит о бытовых проблемах.

Thrill Pill - « Я е ** л рэп »

Вероятно самая противная композиция в современном русском хип-хопе.

Аигел - «Татарин»

Самый живой женский рэп, рожденный за пределами большой рэп-тусовки.

Егор Крид - «Что они знают?»

Ответ поп-идола и любимца девушек всем трушным коллегам.

Антоха МС - «Время Ток»

Еще один рэпер не из мира хип-хопа и, кажется, немного не от мира сего.

Мирный - «Шкура»

Провальная попытка громоздкого продюсера Макса Фадеева проникнуть в рэперскую среду с помощью сленга школьников.

Obladaet - «I am»

Самый красиво одетый рэпер красиво рассказывает о своей исключительности.

Элджей и Кравц - «Дисконнект»

Стильный дэнс-хит о любви под веществами от будущей большой звезды и не очень большой действующей.

«Anacondaz» - «Мама, я люблю»

Сатирическое признание в любви к Сатане от самых рокерских рэперов, разозлившее православного активиста Энтео.

Horus и Eecii McFly - « Прогулка »

Социально ориентированный Луперкаль, переродившийся в многогранного Хоруса грустит по упущенной романтике.

Макс Корж - «Малый повзрослел»

История взросления в минских декорациях. Диалог названного старшего брата с юными слушателями.

Pharaoh - « Дико , например »

Холодный декаданс и притягательная самовлюбленность.

Типси Тип - «До скорого»

Получивший второе дыхание в Москве украинский иммигрант мрачно шутит и ждет беды.

Брутто Каспийский - «COCO»

Русский блатной рэп, неожиданно модно зазвучавший под влиянием новой американской школы.

Вандер Фил - «Молодую»

Егор Крид 2.0 выгодно отличается от коллеги по лейблу, потому что авторство не вызывает сомнений и потому что хулиган.

Guf - « Еще »

Ветеран хип-хоп-революции и бывший участник группы Centr хорошо понимает тренды, усложняет рифмы и читает под модные клауд-биты.

Птаха - «Свобода 2.017»

Ветеран хип-хоп-революции и бывший участник группы Centr ничего не понимает, смешно ругает протесты и собирает 140 тыс. дизлайков.

T-Fest и Скриптонит - «Ламбада »

Новая надежда лейбла «Газгольдер» скоро поедет в тур, но его главный хит – это по-прежнему совместная песня со Скриптонитом.

«Кровосток» - «Ногти»

Наименее свежий трек из нашего списка попал сюда из-за одной строки. Достоверное описание мыслей российского слушателя, который по привычке продолжает искать в рэпе содержание, а не форму: «Немцы делают вещи – мы е**шим трагизм».

Рифмованные куплеты

Среди любителей музыки найдется немало и таких, которые являются поклонниками ритмичного речитатива под названием рэп. Как зародилось это направление и кто был самым первым рэпером в мире?

Рэп появился чуть более 40 лет назад. Возник он в начале 1970-х гг. в южных районах американского Бронкса, то есть там, где проживали афроамериканцы, поэтому не случайно исполнение рифмованных речевок по сей день остается прерогативой чернокожих. Родоначальником этого направления считают ямайского диджея Кула Герка (Клайва Кэмпбелла) . Кул в конце 1960-х гг. переехал в Нью-Йорк и стал одним из первых диджеев в Бронксе.

Со своей родины первый репер привез с собой так называемую ямайскую традицию «зажигания»: на ходу сочинял рифмы и выкрикивал их под минусовку рэгги. Поскольку людям нравилось то, что он делал, это нововведение подхватили и другие диджеи, читая под музыку незамысловатые рифмованные куплеты собственного сочинения, обращённые к аудитории. Новое движение тут же обрело свое название, однако в то время оно называлось не rap, а Mcing.

Распространение рэпа

Распространению рэпа в большой степени поспособствовало любительское негритянское радио, крутившее музыку, которая была в то время популярна у афроамериканцев, и новое движение начало обретать все больше поклонников. Название стиля и его исполнителей – рэп и рэперы, соответственно, – прочно закрепилось за направлением в 1979 г. , когда появился сингл группы The Sugarhill Gang под названием «Rapper’s Delight».

Кстати, именно эту композицию принято считать самым первым рэпом, поскольку она содержала в себе типичные рифмы и основополагающие темы современного хип-хопа: детали бытовой жизни, секс, состязания эм-си, ерничество, показное тщеславие. Так как широкая американская публика впервые узнала о существовании рэпа с появлением этой группы и их дебютного сингла, Джек Гибсон, бывший радиоведущий, а теперь основатель и солист The Sugarhill Gang, был официально удостоен звания самый первый репер в мире. Позднее Джек Гибсон стал организатором одного из самых первых, посвященных рэпу, конвентов.

Искусство 21 века

Очень часто, особенно в разговорной речи, термин «хип-хоп» используют в качестве синонима для обозначения стиля рэп, однако это не совсем правильно. Хип-хоп – это музыкальная форма, одним из элементов которой является рэп, и в не такие уж и далекие 1980-е гг. он, действительно, появился для обозначения всего жанра. Однако в XXI веке рэп превратился в настоящее искусство, у которого множество граней и в наши дни ритмичный речитатив широко используется и в других музыкальных стилях: драм-н-бэйс, альтернативный рок, современный ритм-энд-блюз, ню-металл, раггамаффин, поп-рэп, его можно услышать даже в некоторых направлениях хардкор-музыки, поэтому считать «рэп» и «хип-хоп» синонимами будет не совсем правильно.

Динозавры движения

«Динозаврами» движения, которые внесли неоценимый вклад в становление рэпа и хип-хопа, считают, прежде всего, Грэндмастера Флэша и Африку Бомбату, невероятно популярных исполнителей 1980-х гг. , однако сейчас их творчество уже относится к «олд-скул». Современные исполнители, например, Eminem, Jay-Z, 50 Cent и другие читают уже совершенно иной рэп, который сильно отличается от того, что был в самом начале, рэп как направление зажило уже совершенно другой, новой жизнью.

Остается сказать, что в Россию рэп пришел в 1980-е, когда в СССР стали популярны дискотеки, а деятельность диджеев начала развиваться. Ну а самый первый рэп-альбом был записан в Куйбышеве в 1984 г. диджеем Александром Астровым.