Самые жестокие пытки заключённых на Руси. Какие пытки придумали на Руси

По части изобретения способов изуверских мучений для подозреваемых и обвиняемых на Руси было много кудесников. Славянский опыт в этом плане даже перенимали на Западе.

«На дыбе все откровенны, как дети»

Эту фразу произносил императорский лейб-медик, большой дворцовый интриган Лесток в фильме «Гардемарины, вперед!». Дыбой на Руси называлось универсальное пыточное устройство – мученикам растягивали, выламывали суставы (именно от этого действия палачей в старину называли заплечных дел мастерами) или одевали их в «железную рубаху», при этом полностью обездвиживая.

Дыба была одним из самых популярных способов пыток на Руси отчасти потому, что вывихнутые суставы потом вправлялись и если обвиняемого не казнили, он вполне потом мог какое-то время работать на каторге. Вариант дыбы – «колыбель Иуды», когда руки и ноги пытаемого продевали в кольца и растягивали в разные стороны.

К слову, в том же фильме про гардемаринов упоминается еще один популярный у славян вид пыток – сечение кнутом (треххвостой «кошкой»). Наиболее ловкие палачи могли при минимальном количестве ударов снять с мученика кожу.

Выписать батогов и «узнать подноготную»

Выбивая признательные показания, палачи лупили подозреваемых батогами (палками). Били по спине, стараясь не попадать по голове, рукам и ногам – рабочим органам.

«Узнать всю подноготную» – история этого древнерусского присловья тоже связана с пыткой – на Руси дознавались до правды, выдирая у подозреваемых ногти или же загоняя под них иглы. «Подлинный» – это слово также является производным от обозначения пыточного процесса – «добытый под линькой» (линька – веревочная плеть, которой секли моряков).

Капля за каплей

Это пытка для приведения человека «в изумление» (так писалось в древнерусском законе) – то есть, доведение мученика до умопомрачения. Называлась она «худой кувшин»: обвиняемого с выбритым теменем привязывали к столбу, а сверху на лысину по капле сочилась вода. Подобная «гидротехническая» «азбука Морзе» за час-другой сводила человека с ума. Он даже не мог кричать во время экзекуции – во рту был кляп. Так наказывали, в частности, матерщинников.

Огненная «парилка»

При Иване IV любили публично хлестать виновных пылающим банным веником. Эта пытка имела в том числе и профилактический смысл – парились на Руси в каждой семье, соответственно, веник являлся неизменным атрибутом любой бани. Его вид должен был напоминать русскому люду, что отхлестать веником могут и в наказание.

Без языка и с «жабьими лапками»

До Петра I, популяризировавшего табакокурение, на Руси за курево рвали языки. Любители поиграть в карты лишались носов – считалось, что на этих бумажных четырехугольниках изображены символы казни Христа.

Почем-то Иван Грозный питал острую неприязнь к народным артистам-петрушечникам. При их поимке предписывалось с помощью специального пыточного устройства выдавливать у лицедеев костяшки пальцев «как косточки из вишни». Руки после этого походили на «жабьи лапки», отсюда и название пытки.

Разбойников подвешивали на крюках

Уличенных в бунте или в разбое на Руси подвешивали на крюках за ребра. Страдания пытаемого были долгими. Рядом с мучеником нередко стоял толмач, разъяснявший зевакам, за что наказывается человек.

В Средние века подозреваемый, согласно закону, должен был выдержать три раза: дыбу, кнут и "худой кувшин "

ХУДОЙ КУВШИН

В насилии в Средние века была необходимость: не сущест-вовало судебно-медицинской экспертизы, люди не умели отличить каплю крови от капли вина, женщина не могла написать жалобу, что её изнасиловали без наличия трёх свидетелей, поэтому властям ничего не оставалось делать, как оказывать влияние на своих граждан при помощи страха, - рассказывает В. Переверзев. - Поэтому самая первая пытка - это демонстрация самой пытки. Тебе рассказывают, что будет с тобой происходить: «Сейчас мы возьмём эти клещи, засунем твой палец вот сюда и сломаем кость». И человек уже начинал «сотрудничать со следствием». Пытки на Руси регламентировались законом. Пытали у нас и в 1990-х утюгами и паяльниками, пытают и сегодня - не надо расслабляться. Свидетельств этому много. Но делают это незаконно. А в стародавние времена в России подозреваемый по закону должен был выдержать три раза по три пытки: дыба, кнут и«худой кувшин».

Дыбой называли всё то, на чём можно было пытать. Подвесили, например, к бревну, второе бревно между ног продели, ноги завязали, палач идёт по бревну, растягивает тело. У Алексея Михайловича в записях встречается: «Садить вора в дыбу». Мужика просто приковывали к тяжёлой колоде (железная «рубашка», руки, ноги и шея в которой закреплялись так, чтобы узники не могли двигаться). Прежде чем подвесить на дыбу, палач выламывал человеку плечевые суставы. Отсюда и палача иногда называли заплечных дел мастером. Почему эта пытка была популярна? Да потому что её последствия имели обратимый характер - хоть это и чудовищно больно, руки потом можно вправить и не лишиться трудоспособной рабочей силы. Также при допросах били батогами (палками): один палач садился на голову несчастного, чтобы не попасть по ней, в-торой - на ноги, чтобы важные для работоспособности органы не задеть.

«Рабочая зона» - только спина. По ней и лупили со всей силы. Популярна была и пытка водой под названием «худой кувшин». Капля за каплей падала на обритое темечко привязанного к столбу, и в итоге через пару часов он лишался рассудка. Кстати, в законе к этой пытке приписана потрясающая ф-ормулировка: «Усадить, к столбу привязать. Голова крепится кляпом через рот, от чего он в изумление и приходит».

Кстати, многие наши пытки были заимствованы. Например, англичане так глумились над своими пьяницами: надевали им бочки вместо рубахи, а потом водили на цепи по городам. В России тоже была бочка для пьяниц. Но она больше походила на купель. Заливали туда брагу, сажали пьяницу, закрывали так, чтобы выбраться не мог. Вокруг бочки девки в венках хороводы водили, приговаривая: «Ешь вино, пей вино». Но, когда человек находится в спиртовом растворе, у него происходит отслоение мяса от кости, он невероятно страдает. И, как правило, вся эта «веселуха» заканчивалась тем, что из бочки доставали труп.

Была при Иване Грозном распространена пытка огненным (горящим) веником. В России парились в бане, лечились от простуды. Поэтому банный веник у всех в избе был. Когда на площади кого-то били огненным веником, все остальные, придя домой, посмотрев на свой веник, задумывались, нарушать ли им закон.

ЖАБЬИ ЛАПКИ

Во все времена пыток и телесных наказаний вырывались языки. Пока Пётр I не ввёл моду на табак, человеку, который смолил и у которого шёл дым изо рта, тоже язык рвали. Картёжникам помимо языков отрезали и носы. При Алексее Михайловиче все были уверены, что четыре символа, убившие Иисуса Христа, заложены в картах. Пики - копьё, проткнувшее его, крести - крест, буби - ромбовидные гвозди, которыми прибивали его к кресту, черви - губка, которую подносили к его устам.

Не любили в России и петрушечников - первых наших «комедиклабовцев». Их наказывали жесточайшим образом. У Ивана Грозного по этому поводу всё чётко прописано: «Зажимать петрушечникам пальцы в жим и выдавливать кость. Кость из пальца должна выйти так, как выходит косточка из вишни». После этого палец можно было лишь отрезать. Поэтому многие петрушечники ходили с «коротенькими ручками», и все говорили: «Вон с жабьими лапками идёт».

Одно из самых позорных телесных наказаний - избиение. В Риме били плетью из полового органа быка - она оставляла характерную отметину в виде косы. У нас - кнутом, которым бьют скотину пастухи. Секли на каком-либо предмете. Чаще всего на «кобыле» - сооружении из двух досок и полена. Человек должен был оказаться в непристойной позе на коленях с прогнутой спиной. А палач кнутом мог творить невероятное. Например, была такая известная княгиня Лопухина, невероятно красивая особа. С Елизаветой всё соревновалась в количестве женихов да платьев. Елизавета и обвинила её в государственной измене. А Лопухина во время допросов оговорила и свою подругу Бестужеву. Приговор был суров: вырвать язык, избить кнутом и на каторгу отправить. Лопухину секли так: раздели догола при всём честном народе, помощник взял жертву и закинул себе за спину. Палач ударил всего три раза - два положил параллельно друг другу, а один горизонтально. Кожа со спины Лопухиной отошла и, как юбка, закрыла ей ягодицы. А Бестужева «побраталась» с палачом, подарила ему крест - этот момент показан в фильме про гардемаринов. И палач ударил её так, что на спине не осталось ни одного шрама, а язык только чуть-чуть прихватил. В итоге после нескольких лет каторги женщин снова приняли ко двору. И была Лопухина совершенным инвалидом, а Бестужева так же «хороша собой».

Сведения о смертных казнях имеют примерно тот же возраст, что и сведения о первых государствах. Как законный вид наказания смертная казнь появилась при переходе общества к правовым отношениям. Позднее возник «принцип талиона» , по которому наказание должно быть равно преступлению. Далее смертная казнь была связана с ритуальным убийством и принесением жертвы богам. Во многих древних и средневековых государствах вид смертной казни зависел от личности и положения осужденного. Многие виды казней были направлены не на облегчение, а на продление страданий.

Публичные казни для толпы превращались в род спортивного состязания: аплодисментами встречали и выходки осужденного, говорящие о презрении к смерти (неприличный жест, адресованный девушкам, просьба священнику вместо креста поднести выпивку, заявления типа "для меня смерть не страшнее клизмы" и т.п.), и мастерство палача - удачный удар есть удачный удар и на стадионе, и на эшафоте. Случалось, истероидные личности намеренно совершали преступления, чтобы оказаться в центре столь лестного внимания.

В смертной казни было столько демонстративного, зрелищного, в ней было столько условностей, аллегорий, символов, и юмора, хотя и первобытного: запекать человека в полом медном быке, чтобы его крики имитировали рев животного, поджаривать на вертеле, как зайца, жарить в муке, как карася.

1. «Железная дева»
«Железная дева» — орудие смертной казни или пыток эпохи средневековья, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. Предполагается, что поставив туда осужденного, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в реку и уносилось её течением.

При этом, судя по всему, гвозди внутри «железной девы» были расположены таким образом, что жертва умирала не сразу, а через довольно продолжительное время, в течение которого её судьи имели возможность продолжать допрос.

По рассказам древних писателей, подобный способ казни был впервые изобретён спартанским тираном Набисом . Придуманный им аппарат имел вид женщины, сидящей на стуле, и назывался «Апегой» , по имени жены тирана. С приближением осуждённого Апега вставала и закидывала ему на спину обе свои руки, усеянные, как и грудь, острыми гвоздями, которые разрывали тело на части.

2. Пытка голодом
Плохо работающих в бедном доме поднимали в корзине над столом, где ели более трудолюбивые.

3. Пытка и казнь водой
Утопление применялось, когда нужно было одновременно казнить многих лиц. Так казнили убийц родителей в Древнем Риме и Греции, а в средние века использовалось испытание водой по отношению к ведьмам: связанную бросали в воду, если утонет, то невиновна, а если нет, то её вешали.

4. Закапывание живьём
Ещё в Древнем Риме и в Древнем Китае закапывание живьем в землю применялось к весталкам за потерю девственности.
В средневековой России такая казнь применялась к жене, убившей своего мужа. Жертва, закопанная в землю по плечи, умирала обычно на второй-третий день от обезвоживания организма и голода.

5. Четвертование
Четвертование назначалось за преступления против власти, за измену, мятеж в средневековом Китае и России. Преступнику сначала отсекали руки и ноги, а потом уже голову.

6. Колесование
С 1450 по 1750 годы на территории Европы каждый день по меньшей мере один человек умирал на колесе. Колесование заключалось в переламывании осужденному железным ломом каждой конечности в двух местах и позвоночника, затем тело привязывали к колесу так, чтобы пятки сходились с затылком, и оставляли умирать.

7. Заливание горла
Заливание горла расплавленным металлом применялось в России до 1672 года к фальшивомонетчикам. Также заливали другие жидкости.

8. Посажение на кол
Посажение на кол заключалось в медленном проникновении кола внутрь человека, агония длилась несколько дней. Эта казнь применялась в средневековой России и Османской империи.

9. Подвешивание
Один из зверских методов убийства рабов. Их вешалина крюк, чтобы те умерли от жажды и голода.

10. Обезглавливание
Очень долго применялось как основной вид казни на протяжении почти всего второго тысячелетия нашей эры.

Смерть Короля Чарльза I.

Казнь Леди Джейн Грей, 1557

Если в Англии отрубали головы простым «топорным» способом, то во Франции пошли дальше и изобрели специальное приспособление - гильотину .

Казнь Людовика XVI, 1793

11. Виселица
В средневековой Франции стационарная виселица служила знаком могущества сеньора: у герцога она была о шести столбах, у барона о четырех, у шателена о трёх, а у прочей мелюзги всего лишь о двух. В Древнем Риме рабы имели отдельного палача. Во многих странах вора вешали выше или ниже в зависимости от размеров кражи.

Повешение считалось бесчестной казнью, а отсечение головы - привилегированной, хотя в Китае, например, всёобстояло наоборот: там считается зазорным утратить какой-либо член, и, может быть, именно поэтому возникла такая хирургическая, требующая высокой квалификации казнь, как рассечение на тысячу кусков - намраморном столе, при помощи ножей разнообразной формы, каждый из которых предназначен для одной операции: для вырывания глаз, для удаления половых органов, «для рук», «для ног».

Палачи, работающие на виселицах, часто гордились тем, что могут сделать все как надо с первой попытки. Они придумали формулы для определения длины люка, которая учитывала вес осужденного. Руки и ноги связывали, чтобы тело падало вниз отвесно. Палачи также экспериментировали с толщиной веревки и с местом размещения петли с единственной целью - добитьсямгновенной потери сознания с помощью смещения позвоночного столба и разрыва спинного мозга. Капитана Кидда подвергли казни в 1701 году, веревка порвалась, и он упал на землю, но его подняли и повесили снова, на этот раз удачно. Примечательно, что тела повешенных оставляли на виселице на некоторое время, установленное в приказе о казни. На причалах для казней в Англии XVIII века тела пиратов оставались висеть, пока их не смывали приливы.

12. Гаррота
Гаррота (исп. «garrote», «dargarrote» — закручивание, затягивание; казнить) — испанский способ казни через удушение. Первоначально гаррота представляла собой петлю с палкой, при помощи которой палач умерщвлял жертву. С течением времени она трансформировалась в металлический обруч, приводившийся в движение винтом с рычагом сзади. Перед казнью осуждённый привязывался к стулу либо столбу; на голову ему надевался мешок. После исполнения приговора мешок снимали, чтобы зрители могли видеть лицо жертвы.

Позднее гаррота совершенствовалась. Так, появилась каталонская гаррота, где винт был снабжён остриём, которое при повороте постепенно ввинчивалось в шею осуждённого и дробило ему шейные позвонки. Вопреки сложившемуся мнению, такое приспособление было «гуманнее», так как жертва умирала быстрее.
В период завоевания Америки конкистадорами гаррота получила распространение в испанских колониях.

В 1828 году Король Фердинанд VII отменил казнь через повешение и ввёл гарроту как единственный законный способ казни в Испании для уголовных преступников. Казнь отменена только в 1974 году.

12. Сожжение на костре
Сожжение активно применялось в древности во многих странах, но расцвет получило в средние века, поскольку так инквизиция казнила еретиков. По всей Европе эта казнь достигла огромных масштабов: были сожжены заживо тысячи человек, причем часто массами, по обвинению в колдовстве, сожительстве с дьяволом, богохульстве и даже отклонении от нормы. Наиболее известен пример сожжения Жанны Д’Арк.

В России сожжение применялось также к религиозным преступникам, причем казнь была более мучительной, так как производилась на медленном огне.

Пейзаж с человеком на костре, и солдаты вокруг него; иллюстрация, Флоренция, 1619

13. Пытки и казни при помощи животных
Один из самых древних видов казни. Римляне, ассирийцы и вавилоняне устраивали публичные зрелища, помещая заключенных в ямы с львами. На Востоке преступников убивали, позволяя слонам раздавливать их головы и разрывать на куски ногами и хоботами. В книге «Человек жертва» Джеймс Кларк пересказывает историю о гражданских беспорядках в Бразилии, во время которых местные жители сделали надрезы на коже местных заключенных и привязали их по пояс в реке, кишащей пираньями.

В Индии преступника раздавливали при помощи дрессированного слона. Ну а пожирание преступников дикими зверями в Древнем Риме действительно происходило в цирке и было любимым зрелищем римского народа.

Травля собаками

Пытка кошкой, Лондон, 1651

Разрывание на части лошадьми

14. Пытки и казни за веру
Одни из самых жесточайших пыток были в средневековье при разладе в различных течениях христианства.

Пример: Пытки католиков Гугенотами на юге Франции

A - пыткиголодом скованных gпарами в кандалы так, чтобы они ели друг друга.
B -голыхтянут вдоль плотно натянутой веревки, которая действует как нож, разрезая тело пополам.
C - медленное поджаривание на вертеле.

Роль палача совпадала с ролью жреца - именноэто окружало палачей почтением, обаяние которого не вернуть никаким чистым сердцем и холодными руками. Только отблеск священнодействия позволял массовые сожжения еретиков превращать в атрибуты государственных торжеств: по случаю вступления на престол или в брак, по случаю рождения наследника и т. п. Работа шла по нескольку дней, жгли сотнями и тысячами, для пущей яркости обряжая «средства иллюминации» в пропитанные серой рубахи и набивая горючие вещества «в секретные части тела».

Ролью палача не брезговали и монархи: Дарий собственноручно отрезал нос, губы и уши мидийскому царю, Иван Грозный тоже любил потешиться, Петр I самолично отрубил головы пятерым стрельцам (а Александр Меншиков похвалялся, что управился аж с двадцатью). Именно благодаря мистическому, царственному отсвету, а не палаческим добродетелям, в некоторых местностях Германии палачи обретали дворянский титул, а во Франции занимали почетное место в торжественных процессиях. Падать же их престиж начал тогда, когда казни стали придавать лишь земное, утилитарное значение. Палачи по-прежнему окружались суевериями, но уже нелестными. С ними боялись жить рядом, боялись даже принимать у них деньги, выискивая на них кровавые пятна. В России стало трудно находить помощников палачей, которых прежде просто выдергивали из толпы, а в 1768 году был издан указ, вообще запрещающий привлекать в палачи на общественных началах - из-за «неустройств и обид».

Официально пытки в отношении заключённых запретили ещё в XIX веке, но и сегодня сотрудники колоний и тюрем их применяют. Самые недавние случаи - избиения заключённых в ярославской и брянской колониях. Давайте вспомним, как издевались над заключёнными на Руси.

Документально пытки по отношению к заключённым в Российской империи отменили ещё в XIX веке: в 1802 году Александр I издал указ о неприменении физического насилия к осуждённым. К слову, последней каплей для такого нововведения на законодательном уровне послужили проверки в Калужской губернии. Тогда выяснилось, что заключённых пытали, несмотря на существовавший уже запрет.
Как издевались над заключёнными на Руси. 11 самых жестоких примеров.

Дыба

Её также называли русской виской. Тех, кто попадал на дыбу, растягивали, выламывали суставы. На Руси этот вид казни известен ещё с XIII века. Приговорённого за руки и ноги привязывали к двум столбам, соединенным перекладиной. Тело растягивали таким образом, что в какой-то момент выходило, что он висел на вывернутых руках. Сколько человек провисит на дыбе, определяли каждый раз отдельно: пытка могла продолжаться от нескольких минут до часов. Зависело в том числе от того, признавал ли приговорённый вину и давал ли нужные показания.
Этот вид пытки был крайне распространён во время правления династии Романовых. При Петре I на дыбу вздёргивали стрельцов после бунта, устроенного в 1698 году. Им не только выворачивали суставы, но и их били кнутом.
Особым "мастерством палача" считалось, если с приговорённого практически сдирали кожу как можно меньшим количеством ударов.
У многих был разрыв сухожилий, наступал болевой шок. Если человек падал без сознания, пытки прекращали, так как считалось, что смысла в них нет: боли уже всё равно не чувствовалось.

Батоги

Второй по популярности пыткой на Руси и в Российской империи было избиение толстыми прутьями с обрезанным концом, которые и назывались батогами. Этот вид наказания был популярен ещё при Иване Грозном. Такой вид пытки применяли за различного рода нарушения - могли назначить как за дурные слова про хозяина или царя, так и в отдельных случаях - за воровство (например курицы).
Приговорённого клали на землю лицом вниз. Один человек садился ему на шею, другой - на ноги, таким образом заблокировав любое возможное движение. Палачи брали по два прута и избивали человека по спине до тех пор, пока он не кричал, что виноват. Второй вариант прекращения пытки - приговорённый выдерживал назначенное число ударов.
К слову, при Иване Грозном получить батогами можно было за пьянство. Кроме того, любителей выпить сажали голыми на муравейник, заковывали в кандалы и макали в прорубь головой.

Вырывание ноздрей

Наказуемому щипцами резали крылья носа. Такой вид казни был описан в своде законов "Соборное уложение" в 1649 году, но известен ещё со времён князя Владимира. Так, Красное Солнышко применял подобный метод экзекуции за прелюбодеяние. Называлась она тогда "носы урезаша".
Во времена Золотой Орды так наказывали тех, кто убивал татаро-монгольских переписчиков, собирателей дани. При Иване Грозном такое наказание предполагалось для тех, кто наговаривал на царя.
Михаил Романов, как и позже его сын - Алексей Михайлович, использовали вырывание ноздрей для борьбы с курильщиками.
Пётр Первый таким образом наказывал воров. Его племянница, Анна Иоанновна, требовала вырывать ноздри каторжникам. Причём "скидки" на знатность рода или тяжесть преступления не делалось.
С начала правления Екатерины II это наказание использовали в качестве метки. В частности, она была у многих пойманных участников пугачёвского восстания.

Отрезание языка

Жертве силой разжимали рот, вытягивали язык специальными щипцами и отрезали его. Известна эта пытка на Руси ещё с середины XIII века.
Как предполагается, появилась она на Руси от татаро-монголов. В первый раз на Руси подвергали этой пытке новгородцев, которые в 1257 году восстали против татарских баскаков.
Таким способом пытали протопопа Аввакума в 1670-х годах. Вина Аввакума была в том, что он пошёл против церковной реформы, которую инициировал патриарх Никон.
Аввакум хотел исправить неточности в церковных книгах на древнерусский манер, тогда как патриарх предпочитал в данном вопросе опираться на греческие писания. Кроме того, Аввакум не раз критиковал политику Алексея Михайловича, в том числе в церковном вопросе.

Узнавали "подноготную"

Выражение "Узнать всю подноготную" появилось как раз из-за пытки, связанной с вырыванием ногтей. Практиковали на Руси её, как полагают историки, с XVI века. Известно, что её применял приближённый Ивана Грозного, Малюта Скуратов, чтобы выбить нужные показания.
Николай Гейнце в книге "Малюта Скуратов" описывает, что однажды сподвижник царя оклеветал боярина, начальника казённого приказа Ивана Федотова. Так, боярин якобы пытался устроить заговор с целью свергнуть государя. Показания против Федотова дали и опричники, рассчитывавшие заполучить его имения и состояние.
Иван Грозный вызвал боярина к себе, а когда тот пришёл, то усадил на трон и дал в руки державу со скипетром. А после, сказав: "Я тебя сделал царём, могу и низвергнуть", - лично вонзил ему нож в сердце. Вскоре была убита и его супруга.
Всех, кого Малюта называл сторонниками "заговорщика", пытали, загоняя иглы под ногти, до тех пор, пока они не сознавались.

"Вождение по спицам"

"Вождение по спицам" - одна из самых известных пыток Петропавловской крепости. Особой популярностью пользовалась в петровские времена. Евгений Анисимов в книге "Русская пытка. Политический сыск в России XVIII века" отмечал, что заострённые деревянные колышки вкапывали в землю, а приговорённого заставляли стоять на них голыми ногами или ходить по ним. Его приковывали цепями, чтобы не было возможности отойти.
Площадь эту у комендантского дома в крепости называли плясовой, так как стоять неподвижно на острых спицах было невозможно.

Деревянная лошадь

На территории Петропавловской крепости было ещё одно орудие пыток - деревянная лошадь. На неё верхом на несколько часов сажали приговорённого, ноги его привязывали под брюхом лошади, периодически к ногам привешивали груз.
Иногда пытку ужесточали ударами кнута или батогов. Тогда среди гвардейцев была популярна фраза: "Поедешь на лошадке, что самого ездока погоняет".
Губернатор Астрахани Артемий Волынский пытал поручика князя Мещерского на деревянной лошади, привязав к его ногам живых собак. Напуганные собаки кусали наказанного.

"Жабьи лапки"

Эту пытку применяли к лицедеям, которых ловили во времена Ивана Грозного. Если кто-то показал сценку, где заметен даже малейший намёк на участие государя, скомороха ждала расплата.
Ему буквально выдавливали костяшки. После этого руки больше напоминали жабьи лапки.

Огненная "парилка"

Ещё одно изобретение Ивана Грозного и его сподвижника Малюты Скуратова. Пытку проводили зачастую в бане. Веник поджигали и били им приговорённого. При этом важно было сделать так, чтобы человек не умер.
В какой-то момент ожоги начинали страшно чесаться. Приговорённый прикасался к спине, отчего испытывал дикую боль. Но не делать этого тоже было невозможно. Многие умирали в страшных мучениях.

Подвешивание на крюках

Такой пытке подвергали мятежников. Мучения могли длиться часами: приговорённого подвешивали за рёбра или продевали крюк через другие части тела.
К женщинам применялся несколько иной вид этого наказания. Им делали сквозное отверстие в груди и, продев в раны верёвки, подвешивали на перекладинах.

Закапывание заживо

Этот вид наказания применялся только для мужеубийц в XVI-XVII веках и считался "чисто женским".
По Соборному уложению 1649 года, жена, которая убила супруга или организовала над ним расправу, стоя помещалась в землю по шею. Её было запрещено кормить и поить.
- Одна голова оставалась на поверхности земли. Тут приставлялась стража, наблюдавшая за тем, чтоб никто не освободил, пока она не умрёт голодной смертью, - писал инженер Джон Перри, который в конце XVII века был на службе в России.

«Пытки в прошлые времена были отличной социальной рекламой для властей. Взяли одного, запытали при всём честном народе - таким образом в страхе людей и держали», - уверен Валерий Переверзев, владелец недавно открывшегося в Москве Музея истории телесных наказаний .

Худой кувшин

Кстати

Мало кто знает, но в Москве множество необычных музеев. Вот только некоторые из них:

1. Музей истории водки - куда же без него на Руси и особенно в Москве, ведь именно столица в XV веке стала родиной знаменитого напитка. Расположен в стенах Измайловского кремля.

2. Музей упаковки разместился недалеко от ст. м. «Лубянка».

3. В Музее автоугона имени Юрия Деточкина недалеко от ст. м. «Войковская» собрано более 200 экспонатов, которые так или иначе имеют отношение к угону машин: липовые номера, права, даже простреленная при угоне дверь автомобиля

4. В музее «Подпольная типография» , что рядом со ст. м. «Белорусская», можно, спустившись в подвал, заглянуть в замаскированный лаз. И неудивительно, ведь типография, работавшая в начале прошлого века, была действительно подпольной.

5. А Музей русских сказок у ст. м. «Партизанская» всегда встречает посетителей театрализованными представлениями.

В насилии в Средние века была необходимость: не сущест-вовало судебно-медицинской экспертизы, люди не умели отличить каплю крови от капли вина, женщина не могла написать жалобу, что её изнасиловали без наличия трёх свидетелей, поэтому властям ничего не оставалось делать, как оказывать влияние на своих граждан при помощи страха, - рассказывает В. Переверзев. - Поэтому самая первая пытка - это демонстрация самой пытки. Тебе рассказывают, что будет с тобой происходить: «Сейчас мы возьмём эти клещи, засунем твой палец вот сюда и сломаем кость». И человек уже начинал «сотрудничать со следствием». Пытки на Руси регламентировались законом. Пытали у нас и в 1990-х утюгами и паяльниками, пытают и сегодня - не надо расслабляться. Свидетельств этому много. Но делают это незаконно. А в стародавние времена в России подозреваемый по закону должен был выдержать три раза по три пытки: дыба, кнут и«худой кувшин».

Дыбой называли всё то, на чём можно было пытать. Подвесили, например, к бревну, второе бревно между ног продели, ноги завязали, палач идёт по бревну, растягивает тело. У в записях встречается: «Садить вора в дыбу». Мужика просто приковывали к тяжёлой колоде (железная «рубашка», руки, ноги и шея в которой закреплялись так, чтобы узники не могли двигаться). Прежде чем подвесить на дыбу, палач выламывал человеку плечевые суставы. Отсюда и палача иногда называли заплечных дел мастером. Почему эта пытка была популярна? Да потому что её последствия имели обратимый характер - хоть это и чудовищно больно, руки потом можно вправить и не лишиться трудоспособной рабочей силы. Также при допросах били батогами (палками): один палач садился на голову несчастного, чтобы не попасть по ней, в-торой - на ноги, чтобы важные для работоспособности органы не задеть.

«Рабочая зона» - только спина. По ней и лупили со всей силы. Популярна была и пытка водой под названием «худой кувшин». Капля за каплей падала на обритое темечко привязанного к столбу, и в итоге через пару часов он лишался рассудка. Кстати, в законе к этой пытке приписана потрясающая ф-ормулировка: «Усадить, к столбу привязать. Голова крепится кляпом через рот, от чего он в изумление и приходит».

Кстати, многие наши пытки были заимствованы. Например, англичане так глумились над своими пьяницами: надевали им бочки вместо рубахи, а потом водили на цепи по городам. В России тоже была бочка для пьяниц. Но она больше походила на купель. Заливали туда брагу, сажали пьяницу, закрывали так, чтобы выбраться не мог. Вокруг бочки девки в венках хороводы водили, приговаривая: «Ешь вино, пей вино». Но, когда человек находится в спиртовом растворе, у него происходит отслоение мяса от кости, он невероятно страдает. И, как правило, вся эта «веселуха» заканчивалась тем, что из бочки доставали труп.

Была распространена пытка огненным (горящим) веником. В России парились в бане, лечились от простуды. Поэтому банный веник у всех в избе был. Когда на площади кого-то били огненным веником, все остальные, придя домой, посмотрев на свой веник, задумывались, нарушать ли им закон.

Жабьи лапки

Во все времена пыток и телесных наказаний вырывались языки. Пока Пётр I не ввёл моду на табак, человеку, который смолил и у которого шёл дым изо рта, тоже язык рвали. Картёжникам помимо языков отрезали и носы. При Алексее Михайловиче все были уверены, что четыре символа, убившие Иисуса Христа, заложены в картах. Пики - копьё, проткнувшее его, крести - крест, буби - ромбовидные гвозди, которыми прибивали его к кресту, черви - губка, которую подносили к его устам.

Не любили в России и петрушечников - первых . Их наказывали жесточайшим образом. У Ивана Грозного по этому поводу всё чётко прописано: «Зажимать петрушечникам пальцы в жим и выдавливать кость. Кость из пальца должна выйти так, как выходит косточка из вишни». После этого палец можно было лишь отрезать. Поэтому многие петрушечники ходили с «коротенькими ручками», и все говорили: «Вон с жабьими лапками идёт».

Одно из самых позорных телесных наказаний - избиение. В Риме били плетью из полового органа быка - она оставляла характерную отметину в виде косы. У нас - кнутом, которым бьют скотину пастухи. Секли на каком-либо предмете. Чаще всего на «кобыле» - сооружении из двух досок и полена. Человек должен был оказаться в непристойной позе на коленях с прогнутой спиной. А палач кнутом мог творить невероятное. Например, была такая известная княгиня Лопухина, невероятно красивая особа. С Елизаветой всё соревновалась в количестве женихов да платьев. Елизавета и обвинила её в государственной измене. А Лопухина во время допросов оговорила и свою подругу Бестужеву. Приговор был суров: вырвать язык, избить кнутом и на каторгу отправить. Лопухину секли так: раздели догола при всём честном народе, помощник взял жертву и закинул себе за спину. Палач ударил всего три раза - два положил параллельно друг другу, а один горизонтально. Кожа со спины Лопухиной отошла и, как юбка, закрыла ей ягодицы. А Бестужева «побраталась» с палачом, подарила ему крест - этот момент показан в фильме про гардемаринов. И палач ударил её так, что на спине не осталось ни одного шрама, а язык только чуть-чуть прихватил. В итоге после нескольких лет каторги женщин снова приняли ко двору. И была Лопухина совершенным инвалидом, а Бестужева так же «хороша собой».