Сколько зарабатывает художник иллюстратор. Набор инструментов для цифровой иллюстрации

Я рисовала всю жизнь. Дедушка работал в типографии и приносил мне оттуда рулоны бумаги. Красок до школы даже не помню, карандаши как-то быстро заканчивались или терялись, а фломастеры… фломастеров было цветов 60-70, китайские, и мы их заправляли через 5-6 дней дедушкиным одеколоном. Но в основном всё у меня было изрисовано синей шариковой ручкой. А мама – учитель , поэтому я смотрела, как она рисует, и мне тоже хотелось этим заниматься.

Потом в 10 лет мы с подругой начали смотреть аниме, собирать наклейки и рисовать персонажей! Параллельно придумывали какие-то свои истории и сюжеты, заготовки под комиксы. И открыли для себя тушь и перья. Не знаю, почему мы не стали открывать для себя чернила, так как тушь уже через месяц протухала и ужасно воняла. Хотя рисовательные её свойства становились только лучше.

Ближе к 15 годам у нас появился Интернет. Сестра подруги показала нам способ обработки изображения в фотошопе и рассказала про сайт Draw Manga.

Но профильного образования у тебя нет, и живописью ты начала заниматься не сразу?

Я поступила на строительную специальность, потому что математика мне нравилась не меньше рисования. Переводиться на архитектурный не стала, но всё это время продолжала рисовать. Но это не было чем-то серьёзным. Учиться рисовать я начала, только когда поняла, что не хочу возвращаться на работу в офис.

Чувствуешь ли ты нехватку образования, и нужно ли оно?

С профильными образованием было бы проще устраиваться на официальную работу, если, например, собираешься заниматься дизайном в агентстве или студии. Там почти всегда указаны требования к образованию. А все просто смотрят на твои работы. Даже в издательствах важнее опыт и портфолио.

С чего ты начала, когда поняла, что хочешь этим зарабатывать?

В первую очередь нужно было учиться, чтобы не бояться браться за работу. Я подписалась на группы и страницы иллюстраторов в соцсетях, попутно изучала программу Sai для рисования – она проще и удобнее. Когда стало более или менее получаться, начала искать бесплатные проекты. Со временем перешла на нормальные заказы. Бесплатная работа сильно влияет на оплачиваемую – пока ты рисуешь, у тебя повышается навык и растёт портфолио, которое потом можно будет размещать в сети.


Что иллюстратору нужно для работы?

Если просто хочется рисовать – рисуй. Но чтобы этим зарабатывать, понадобится графический планшет. Планшеты Wacom из среднего ценового сегмента, пожалуй, самые удобные.

Есть ли какие-то курсы для иллюстраторов, и насколько они эффективны?

Курсы – это хорошо, но на них нужно выделять время и деньги. Их около 900 видов. Если, к примеру, хочешь заниматься анимацией и явно не дотягиваешь, то да, нужны курсы. Но сначала стоит понять, что ты хочешь изучать именно анимацию.

Курсы не ограничивают направление деятельности?

Нет, даже без курсов я самостоятельно подучиваю программы. Хочу вот в ZBrush поработать – это очень крутой 3D-редактор. Но пока на это не хватает времени. У меня уже есть опыт создания иллюстраций для книг и настольных игр, разработки афиш, буклетов, баннеров и различной полиграфии, иногда я пишу портреты.

Что приносит наибольший доход?

Например, интересно и прибыльно иллюстрировать очень дорогую и популярную настольную игру, такую как «Древний ужас». Другой вариант – перейти в (разработку компьютерных и онлайн-игр – прим. автора). Тоже интересно и прибыльно.


Может ли иллюстратор работать удалённо?

Если это настольная игра, то с создателями лучше встретиться. На следующей неделе поеду на объект для дизайна помещений – там надо быть обязательно, без этого никак. Но в целом заказчики могут быть откуда угодно! Это зависит от качества портфолио и знания языка.

Какой проект был самым интересным и запоминающимся?

Самым интересным был проект настольной игры Ecologic. Она в очень простой форме рассказывает о связи экологии и промышленности, захватывая все отрасли – начиная от нефтеразлива и заканчивая обвалом цен на нефть. В отличие от многих экономических игр, в этой важен не только «доход» игрока, но и «экологические очки». Создатели Ecologic очень много ездят по стране, представляют свой проект, привлекают школы и институты. Мне это кажется важным.

Где и как ты ищешь такие заказы?

90% всех заказов приходят из «ВКонтакте». Почти все дублируют туда свои желания и потребности, пишут, например, «ищу иллюстратора». По ключевым словам таких легко найти.

Как к твоей профессии относятся окружающие?

Практически каждый, кому я говорю, что работаю иллюстратором, тут же просит его нарисовать. Люди не представляют, сколько времени тратится на каждый портрет. А это от трёх дней и до бесконечности… И надо изобразить человека не так, как видишь его ты, а так, как хочет заказчик.

У тебя есть кумиры в профессии? На кого ты равняешься, за чьим творчеством следишь?

Я очень люблю детские книжки, собираю разные издания. Ещё в детстве иллюстрации в них были для меня важнее текста. И очень расстраивает, когда в хорошей детской книге ужасные иллюстрации. Мой самый любимый иллюстратор – Кирилл Чёлушкин. Рисовать так я никогда не смогу, да и не хочу, честно говоря. Это мечта и сказка!


© Кирилл Челушкин

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Один парень недавно задал мне вопрос “можно ли стать иллюстратором с нуля? с чего начать? как выйти из тумана войны?”

Dan Gartman

Можно, вот план действий:
1. Найти время и силы для практики
2. Решить, каким именно иллюстратором вы хотите быть
3. Начать практиковать основы
4. Рисовать эскизы
5. Использовать референсы
6. Смотреть видеоуроки и спидпеинты
7. Выкладывать работы, что бы следить за развитием
8. Выгребать на реальных заказах

Инвентарь
1. Графический планшет (хотя бы bamboo)
2. Монитор с хорошей цветопередачей
3. Базовое знание Adobe Photoshop, Illustrator (обязательно), либо их альтернативы вроде SAI, Corel и тп. Если вы не знакомы с программами, то на Youtube уже есть большое количество уроков для новичков.
4. Карандаш, бумага, ластик (для тру-художников)

Каким иллюстратором хочу быть?

Раньше уже в средних учебных заведениях всех студентов-художников делили на 2 специальности:
1. Станковисты (этюд, пейзаж, масло, мастихин, холст)
2. Оформители (декоративный натюрморт, плакат, бумага)

Разделение вполне верное и логичное. В нынешних реалиях я добавлю еще один тип “Авантюристы”. О каждом типе по порядку:

Компьютерные художники (digital art, concept art, digital painting, speed painting) Эти ребята обычно сидят на Artstation и рисуют эльфов для Blizzard. Их сильные стороны это крепкая академическая база, построение фигуры, понимание анатомии, отличное чувство объема, штрих и мазки. Внешний вид работ идет рядом с реализмом, что делает рисунки художников похожими между собой. Выделяться на фоне других и вносить свой неповторимый стиль очень сложно. По своей сути это ремесло, требующее много однотипных тренировок и отточенных механических навыков.

Rudy Siswanto

Дмитрий Уткин

Nikolai Lockertsen

Оформители (книжные иллюстраторы, дизайнеры персонажей, постеров и тп) Наиболее универсальный лагерь. Эти иллюстраторы часто базируются на Dribbble и Behance. Сайты, приложения, книги, анимационные ролики - это все те места где висят их картинки. Сильные стороны это умение мыслить декоративно, стилизовать, упрощать, компоновать в ограниченных условиях и экспериментировать. Именно по-этому работы сильно разнятся между собой и каждый может выделиться особенностью стиля. Такие иллюстраторы на 40% дизайнеры, отсюда вытекает отличный вкус и чувство цвета. Конечно в этом есть и минус. Стоит одному придумать интересный прием, как тут же многие начинают делать тоже самое.

AQ Studio

James Gilleard

Bee Johnson

Авантюристы (обладатели одного необычного стиля) Обычно это человек, который нигде не учился, опираясь только на чувства, рисует что-либо - получается криво и круто. Такие иллюстраторы наседают на стиль, который “выстрелил” и плодят, до тех пор, пока их стиль востребован. Некоторым иногда даже удается выйти за рамки стиля и пробовать развиваться. Об универсальности говорить нет смысла.

Fil Dunsky

Jack Teagle

Стоит изначально разобраться, каким именно иллюстратором вы видите себя в будущем. Конечно, можно комбинировать, но как показывает практика, придется сделать упор на что-то одно ради достижения максимального результата.

Основы

Для любого профессионального иллюстратора (в не зависимости от его рабочих задач) основополагающими являются:

1. Основы композиции
2. Цветоведение
3. Основы пластической анатомии

Они же являются наиболее сложными во всей художественной практике. Все достигается путем частых тренировок и упражнений. Это тяжело, скучно и однообразно. Нужно быть очень терпеливым, что бы вынести из этого опыт.

Основы композиции
Хотел прикрепить книгу Ирины Сержантовой “Основы композиции”, однако не нашел цифрового варианта. Однако существует масса книг для художников, которые можно поискать в интернете.

Композиция- это фундамент иллюстрации. Какие позы, цвета, детали ни рисуй, при плохой композиции рухнет все и сразу. Чувство композиции тренируется уравновешиванием примитивных объектов в различных форматах, контраста формы, статики и динамики. Ох, не завидую…

О выше перечисленных ресурсах я сделаю отдельный пост. В целом стоит там зарегистрироваться, поискать и подписаться на понравившихся иллюстраторов. Заходить, вдохновляться и подсматривать приемы.

ВАЖНО! Нужно найти грань между вдохновением и копированием. Если вам нравится как у кого-то нарисованы елки, то не стоит срисовывать их один в один. Нужно взять основной прием и как-то видоизменить например сделав форму не треугольной, а немного кругловатой.

Не понимание разницы между копированием и вдохновением на примере моей работы:

Pinterest Данный ресурс хорош тем, что можно собрать целую доску из разных тематических картинок для определенного проекта.

Портфолио

Нужно иметь обязательно. Если даже никому не показывать, то для себя. Можно взять любой удобный ресурс (тот же Behance) и закидывать работы по-мере продвижения. Это нужно для того, что бы отслеживать прогресс развития и сравнивать результаты.

Что именно делать

Рисовать и фантазировать. Много рисовать! Как можешь. Со временем будет получаться все лучше. Фантазию тоже нужно тренировать. Искать идеи, какие-то интересные сюжеты, предметы или атмосферу. Фантазировать - это значит не рисовать девочек с большими глазами, как делают все на deviant art. Именно по-этому я категорически не рекомендую данный ресурс. Это платформа для любителей (мы хотим стать профи). Даже будучи новичком, ориентироваться на данное комьюнити не стоит. Искать стиль не нужно, он появится сам. Если не заниматься копированием, то определенные приемы будут получаться по-своему - эти детали и будут формировать стиль.

Работа и практика

Нет ничего лучше, чем реальные проекты. Груз ответсвенности просто не позволит отлынивать и подвести заказчика. Человек бежит в экстремальной ситуации так быстро, как никогда в жизни. Так же и вы будете делать свою иллюстрацию, как никогда прежде хорошо.
Высшей точкой развитие будет день, когда в 3 часа ночи, с красными глазами вы осознаете, что сделали все, что в ваших силах для результата.

Где брать реальные проекты?

  1. Самый лучший вариант. Найти понравившуюся студию с хорошим арт-директором, который наставит и поможет и устроиться туда стажером или джуниором. Первое время будет тяжело, но здесь и начнется запуск развития.
  2. Хороший вариант - фрилансить(я сейчас говорю не о всяких freelance.ru и прочих трешовых ресурсах). Сначала придется рисовать дешево, возможно, бесплатно, для друзей, по собственной инициативе для малобюджетных стартапов и тп. Можно искать конкурсы для иллюстраторов - это хороший способ засветиться. Получив первый серьезный заказ, нужно обязательно за него браться, даже если нет опыта в подобном стиле. Теперь будет.

Возраст и образование

Часто спрашивают “не поздно ли начать заниматься в N лет?”

Ответить однозначно нельзя. Конечно, если человек рисует с детства, потом учится в художественной школе, колледже, академии искусств, то его навыки уже в 20 лет могут быть профессиональными. Объективно, если взять человека с образованием и без, при условии одинаковой загруженности и стараний, безусловно первый будет на голову выше. Но это теория, а на практике все зависит от характера и упорства. В жизни все получается наоборот и в итоге у меня в студии работает больше людей без худ.образования, чем с ним.

Стать иллюстратором “авантюристом” можно вообще хоть в 70 лет.

Здравствуйте, читатели проекта сайт! Предлагаю поговорить о том, как стать иллюстратором, ведь эта профессия увлекательна и актуальна. Творческим людям с тягой к художеству, обязательно подойдет современная специальность, она поможет реализовать все свои навыки и таланты.

Как вы относитесь к рисунку? Если «Рисование » был одним из самых любимых ваших предметов в школе, то смело читайте далее. Тем, кто никогда не испытывал желания взять в руки карандаши, фломастеры или краски и неустанно творить, статья навряд ли адресована. Но психологи утверждают, что талант может раскрыться и в зрелом возрасте, поэтому еще раз поразмышляйте, насколько привлекательна для вас эта перспектива.

Выражать свои мысли, пытаться быть креативными и при этом являться любознательными компьютерными пользователями – все это залог того, что вы можете преуспеть, посещая курсы иллюстратора.

Для тех, кто самовыражается с помощью рисунков на холстах, у меня приятная новость. 🙂 Помимо реальных техник, вы можете освоить специальные компьютерные программы, а также графический планшет и творить на новом прогрессирующем уровне. Вам подвластно создавать: иллюстрации для журналов, визиток и листовок, и даже бигбордов. Ваша фантазия отобразится на экранах и мониторах, необходимо лишь пройти дистанционное обучение на иллюстратора в одном из обучающих центров, например — «Нетология ».

Привыкнуть к рисунку в компьютерных программах, конечно, не просто. Если вы ранее рисовали от руки на холстах и другой бумаге, небольшие сложности могут возникнуть. Ведь на начальном этапе вам предстоит работать с компьютерной мышью, а также кистью и пером, но не реальными, а программными. Случается и так, что люди, которые никогда ранее не рисовали на бумаге, увлекаются программами для создания иллюстраций. Методом проб и ошибок, у них появляются интересные работы.

О том, как становятся иллюстраторами без образования, существует множество историй. Но полезный навык никому еще не навредил, ведь правда?

Практика показывает, что природное мастерство меркнет, если человек не отличается дисциплиной и самообладанием. Как мы знаем, многие художники, наделенные невероятными талантами, редко придерживаются конкретики. Их труд зависит от появления музы. В деловой сфере такие моменты не в почете и иногда, даже особо талантливые художники, лишаются работодателей и заказчиков по упомянутой причине. Художник, желающий стать иллюстратором, может обучиться в «Нетологии » и этим облегчит себе процесс изучения сложных программ в одиночку.

Исполнительность, все же, на первом месте. Обладая настойчивостью и желанием, набираясь при этом опыта у иллюстраторов-практиков «Нетологии », вы сможете добиться отличных результатов и сделать хорошую карьеру.

Как вы знаете, творчество безгранично и вы можете самовыражаться так, как считаете нужным. Особенно, в процессе обучения и формируя первичное портфолио. Но когда вы начинаете работать с заказчиками, творите с учетом всех требований работодателей.

Обучать тому, как правильно строить свой рабочий день и отношения с клиентами, вас будут опытные мастера своего дела. С каждым из них на курсе вы сможете познакомиться и задать все возникшие вопросы. Перенимать опыт людей, которые ни один год занимаются интересной вам деятельностью, невероятно увлекательно и ценно.

Занятия в «Нетологии » построены эффективным образом. Помимо теории, которую вы прослушаете на лекциях, вы будете и практиковать полученные знания. Домашние задания также помогут вам выразить все свои идеи в творчестве.

Интересная, таинственная и увлекательная профессия, заслуживает внимания. Узнайте о ней детальнее, возможно, это ваше призвание!? Не забывайте о новостной подписке .

Успешного творчества!

P/S

С уважением, Александр Сергиенко

Эта статья посвящается начинающим иллюстраторам и людям, которые подумывают об этой карьере.

Даже не знаю, с чего начать, с плюсов или минусов.... Начну наверное с самого главного. Если вы хотите славы и больших, а главное - легких денег - подумайте о другой профессии. Серьезно заниматься иллюстрацией имеет смысл только если - это ваша страсть, хобби и самое любимое дело на свете, и своей жизни без него вы не представляете. И даже тогда еще не факт, что вам понравятся иллюстраторские будни.

По поводу денег - прошу помнить, что в большинстве случаев вам платят за конечный продукт (рисунок, книгу, количество разворотов и т.д.), и сколько часов вы потратили на этот продукт - никого не интересует. Так же клиент имеет право вносить изменения и правки, и попадаются клиенты, которые обожают это делать. Вам нужно быть настоящим дипломатом, тактиком и стратегом, чтоб найти подход к некоторым клиентам. Прибавьте к этому финансовую нестабильность. Сегодня вы заваленны работой и не знаете за что хвататься, а завтра - у вас затишье, а счета, как известно, надо платить каждый месяц.

Быть иллюстратором и быть художником - это очень разные вещи. Иллюстрация - это бизнес. Да, он носит творческий характер, но будь вы 100 раз безумно талантливым художником, если вы не умеете общаться с клиентами, придерживаться сроков, заключать договоры, контролировать финансы, у вас ничего не выйдет. В нашем деле в первую очередь пользуется спросом не самый талантливый, а самый шустрый. Из самых шустрых на следующую ступень к успеху вскарабкиваются самые профессиональные, а вот на олимп из этих шустрых и профессиональных уже выбираются самые талантливые. Так что наличие таланта и умение рисовать - это еще не гарантия успеха.

Еще, если у вас болезненное эго, и вы не переносите критики, или не умеете подстраиваться под клиента, ситуацию, проект, если вы считаете, что вы знаете лучше, как надо, то тоже подумайте дважды. В данной профессии - главная роль отводится не вам, как художнику, а вашему клиенту! И плясать вы должны под его дудку... Да, нужно быть дипломатом и уметь культурно и доходчиво обьяснять свою концепцию и идею, но если вас просят нарисовать зеленого динозавра, а вы рисуете фиолетовую свинку, потому что вашему творческому "Я" свинка кажется лучше - то тогда лучше творите как свободный художник, выставляйте своих свинок в галлереях и ищите на них покупателей....

Работа Иллюстратором - это ненормированный рабочий день, и если вы будете заниматься этим серьезно, а не порисовывать для друзей, то у вас будут бесконечные горящие сроки. Очень многие издательства имеют ограниченное время на выполнение работы, и вы должны будете в него вписаться. А вы сами понимаете, что далеко не всегда рисуется сразу все правильно и как надо, и быстро и именно то, что клиент хотел. Это творческий, иногда весьма мучительный процесс, который требует времени и сил. Часто этого времени у вас будет в обрез, и рисовать прийдется ночью, рано утром, и по 12 часов в сутки, если надо. Вы к этому готовы?

Для того, чтоб работать иллюстратором вам понадобится колоссальная самодисциплина и самомотивация. Большинство из нас работают дома, где очень много отвлекающих факторов вроде холодильника, телевизора, телефона, кофеварки, интернета в конце-концов.... И так как над вашей душой не стоят дядя или тетя со строгими глазами, уверенны ли вы, что вы сможете от всего этого отказаться на 8 часов в день? Или хотя бы даже на 6? И хочется лишний часок поспать, и на кофе с друзьями сходить, и за молоком и сосисками выбежать, а там глядишь и день пошел.

Таких понятий, как больничный, отпуск, похмелье, расстройство желудка, приезд тети из Самары - не существуют. Если вам завтра сдавать проект, а сегодня у вас схватил апендицит, то вы сначала дорисовываете и отправляете заказ клиенту, а потом едите в больницу. И все отпуска, болезни и приезды родственников планируются вокруг вашего рабочего графика, а не наоборот. Вы подведете клиента раз, через месяц об этом будут знать все или почти все.

Ну и на последок, кроме рисования вам еще постоянно прийдется заниматься саморекламой, учавствовать в конкурсах, вести блоги, обновлять вебсайты, представлять себя различными способами, приставать к издательствам и агентам со своим портфолио, и думать каждый день о том, чтоб ваше портфолио было всегда на глазах или перед носом у потенциального клиента. Это тоже не мыло по тазику гонять, а весьма конкретный и ощутимый труд.

Ну и еще пару слов о признании и успехе... Ну что я могу сказать, закатывайте губу:) В мире существует целая многомиллионная армия безымянных иллюстраторов, которые нарисовали миллионы картинок, и о которых никто ничего не знает... Да, есть такие, о которых знают многие, но их - единицы. И вы можете смело считать себя счастливчиком, если вас хоть в эту армию примут, потому что даже там конкурренция бешанная. И туда пролезть не просто. Но! чудеса бывают, и кто знает, может вы как раз и есть следующий Квентин Блейк?

Ладно, хватит вас стращать, давайте теперь о хорошем!

Профессия Иллюстратор не имеет географичеких границ и языковых барьеров, хотя если вы хотите работать на международном уровне, то английский нужно знать. Можно работать из любой страны и для любой страны, так же можно работать путешествуя и смело переезжать куда душе угодно не теряя при этом клиентов. Это очень круто!

Вы можете построить свой бизнес и свою карьеру (международную карьеру) практически с нуля и с минимумом капиталовложений. Все, что вам надо - это время, мозги, и ОЧЕНЬ большая трудоспособность. Ну и талант, разумеется.

Вы свободны, у вас нет начальников-самодуров, вы сами решаете, когда работать и когда отдыхать, как себя продвигать и какие работы показывать. Вы - сам себе командир, и лично для меня - это огромный плюс.

С этой профессией вам никогда не станет скучно. Каждый проект не похож не предыдущий. Каждое задание - это вызов, это поиск, совершенствование, познание чего-то нового. Это всегда увлекательно!

Вы занимаетесь любимым делом, а вам за это еще и деньги платят.

Ужасно приятно видеть свои работы в журналах и книгах, а книги - на книжных полках, а еще круче - в руках довольных читателей:))) Иногда люди очень хвалят, и это тоже не может не радовать.

Да и помните - если вы иллюстратор, вы - творец, вы раскрашиваете этот мир, вы делаете его интересней! Вы переводите буквы в удивительные картинки! Вы видите то, что другие без вас не увидели бы....

Так что, друзья мои, выбор за вами!

P.S. Для профессионалов - если вам есть, что добавить к моему списку, пожалуйста добавляйте в комменты, тогда у новичков будет более полная картина об этой профессии, и они, я думаю, будут вам весьма признательны за информацию

Инстаграм, все-таки, великая сила! Какое количество талантов я там нашла, вы даже не представляете! Хотя постепенно начнете представлять, потому что всеми своими самыми выдающимися открытиями я обязательно буду делиться с вами, дорогие мои читатели!

Итак, очередная потрясающая находка – Оксана Батурина! Оксана рисует очень крутые вещи, и выкладывает в свой Инстаграм не только сами рисунки, но и процесс их создания. И вот на этих видео я просто подвисаю, и не могу оторваться. За одно и технику можно подсмотреть. А техника классная! Я уже давно наблюдаю за работами Оксаны, вижу как трансформируется ее стиль, как оттачивается мастерство композиции и передачи настроения. Как она все круче рассказывает ИСТОРИЮ в картинках. Оксана – одна из немногих художников, которые никогда не останавливаются на достигнутом. Каждый новый проект – своеобразный новый вызов, еще одна ступенька вверх к профессионализму самой высокой марки.

Ну а вы знаете, если мне кто-то понравился, я его (ее) обязательно достану, и попрошу дать интервью. Уж очень мне интересно узнать, кто же прячется за такими классными работами. А потом обязательно рассказать и ВАМ. Так что знакомьтесь – Оксана Батурина.

1 – Расскажите немного о себе. Где вы родились, где живете, когда начали рисовать, и что для вас – рисование.

Я лягушка – путешественница! Меня придумали в Волгограде, родили в Нерюнгри, растили и воспитывали в Кировограде и Южно-Сахалинске, потом наконец-то отпустили, и вот я в Санкт-Петербурге с 1999 года! Всегда было интересно, как чувствуют себя люди, всю жизнь прожившие в одном городе!
Творчество так или иначе было рядом со мной с самого раннего детства. Помню, отец приносил домой всякие сабли и клинки и чеканил прямо руками и каким то резцом на них узоры. А я наблюдала за стружкой, она так увлекательно скручивалась в процессе…
Думаю, рисую я неспроста!))

2 – Есть ли у вас художественное образование, и считаете ли вы его наличие необходимым для успешной карьеры иллюстратора.
Высшего художественного образования у меня нет, только гены и худ. школа. Сейчас так много интересного можно найти в инете! Думаю, при большом желании вполне достаточно самообразования!

3 – С чего все началось? Как вы стали иллюстратором? Как к вам пришел первый проект? Что это было?
Началось всё с анимации. В 2002 г я случайно увидела объявление в газете и отправилась на курсы анимации на студию “Мельница”, после которых работала на проекте “Карлик Нос”. Всё это чудом совмещала с учебой в ” очном” институте. Думала, буду психологом, хаха! На студии познакомилась с будущим мужем, который на досуге иллюстрировал детские книги. Однажды и мне доверил. Мне так понравилось, что я решила заняться этим всерьез. Правда, я совсем не знала, где искать работу, как это вообще всё происходит. Я сделала портфолио, составила список детских издателей Санкт-Петербурга и стала ходить без приглашения, как снег на голову. И повезло! В издательстве “Азбука” мне сначала дали тестовое задание, а потом сразу целую серию Муми-троллей!

4 – Я давно слежу за вашим профессиональным ростом. Помню вашу книгу про Сову. Там были совершенно потрясающие иллюстрации. Расскажите немного о ней. Для кого? Где можно купить? Как вы ее рисовали?
Несколько лет назад я выложила на ФБ папку со своими иллюстрациями. Одна из картинок стала очень популярной и пошла гулять по инету. И вот однажды мне написал совершенно незнакомый человек, писатель-переводчик из Ирана Эрфан Моджиб, рассказал, как эта картинка впечатлила и вдохновила его написать целую историю про девочку, которая часто оставалась дома одна, скучала и придумала себе интересное занятие. Представляете, как это приятно, когда твое творчество вдохновляет! Конечно я проиллюстрировала эту милую историю. Так родилась наша первая независимая книга ” Мой блокнот слишком мал!” Правда, оказалось, что пристроить книгу гораздо сложнее, чем нарисовать. Первое издание вышло аж в Китае! Надеюсь, очень скоро книга будет издана и в Санкт-Петербурге, процесс идет!

Потом мы с Эрфаном создали вторую книгу. Это история про филина, который уделял мелочам слишком много внимания, старался исправить то, что считал несовершенным, но это не делало его счастливым. Работала в смешанной технике: сначала рисовала акварельные детали, потом всё соединяла и обрабатывала в фотошопе. С нетерпением жду, когда книга будет издана в питерском издательстве!

5 – Потом была целая эпопея с курочками и петухами. Откуда появилась эта идея? Почему именно петушки?
Петушки появились сразу после одного очень ценного и полезного мастер-класса замечательной художницы Светланы Румак. Вернее, один петушок, очень удачный! А потом я вспомнила, что приближается год петуха и понеслось! Пришла идея сделать колоду карт с петухами. А так как персонажей в колоде 12, всё это удачно превратилось в календарь. В общем, всё совпало! Мастер-класс оказался таким классным, что после него я перестала бояться бумаги и красок! Перестала думать о том, что всё должно быть идеально, нельзя ошибиться. Сейчас я точно знаю: чем хуже, тем лучше! Чем кривее, тем живее!

А еще был авторский мультфильм! В 2014 году мы с мужем получили небольшой грант на создание мультфильма. Анимация – процесс трудоемкий!
На создание всего лишь 4-х минут ушло 7 месяцев и пострадала одна шея, моя! 🙂 График работы был очень плотный, потому что в случае гранта полагается строгая отчетность! В течение дня удавалось только поесть и снова за работу! Никаких прогулок, встреч, посторонних дел, ничего! Я занималась и фонами и анимацией. Фоны рисовала в фотошопе, анимацию делала на кальке, сканировала и красила в фотошопе. Потом мультфильм немножко покатался по фестивалям. Призов не получили, но мы не расстроились!)) Добрые отзывы важнее! Мультфильм получился очень трогательный и милый. Честно, честно! Его можно посмотреть в инете, называется “Билетик”.

6 – Еще были совершенно умилительные собачки в костюмчиках. А потом, на мой взгляд, произошел какой-то прорыв или сдвиг, и вы пошли творить совершенно чумовые иллюстрации с клоунами. Что-то типа графической новеллы или очень крутого комикса. Расскажите пожалуйста поподробней об этом проекте. Как вы создавали эти иллюстрации? Какие материалы и техники вы использовали? Откуда взялась идея? Мы увидим эту книгу в печати?

Собачек я рисовала на заказ для Текстильного Дома “Алетто” для наступающего Нового года Собаки. Подушки с собаками можно купить на их сайте.

Вот мы и добрались до главного проекта! Сейчас я иллюстрирую очень необычную историю про клоуна, про Цирк Злых Уродов, про кладбище и мертвецов. Но главное – это история про любовь! Про подростковую трепетную первую влюбленность, когда сердце бьется быстрее только лишь от взгляда, от легкого случайного прикосновения. Когда бабочки в животе… Придумал историю питерский писатель Антон Соя, большой романтик, на мой взгляд. Все его книги, даже самые жуткие, так или иначе про любовь. Все иллюстрации я делаю исключительно на бумаге, ватман А3 формата. Рисую акрилом, довожу до ума карандашами. Часто использую трафареты, вырезаю из того же ватмана. Растираю, разбрызгиваю, царапаю и тд., всячески издеваюсь над бумагой и кисточками. Благодаря этой истории я обнаружила в себе неожиданные пристрастия. Оказалось, я люблю рисовать комиксы, что-нибудь темненькое, страшненькое, мистическое! Книга обязательно выйдет, но говорить о сроках пока рано. Надо таки дорисовать!)



8 – Я вижу, что вы работаете над очень интересными проектами. А есть ли проект мечты? Что еще очень-очень хочется проиллюстрировать? Или может написать самой и проиллюстрировать?
Проект мечты… не задумывалась… мне прям сейчас отлично рисуется)) Ну, может быть я хотела бы когда нибудь сделать большой комикс. Надо запланировать!

9 – Что для вас самое легкое в создании ваших работ, и что – самое сложное?
Самое легкое для меня – это увидеть самый первый образ книги или иллюстрации, когда только прочла текст или услышала историю. Сразу вижу общую картинку и очень не люблю детали. Могу пропустить важный момент в описании чего нибудь. Однажды я прочитала отзыв на моих Муми-троллей. Кто-то очень внимательный заметил, что я не нарисовала кисточки на хвостах Мумиков. Представляете, я лишила персонажей важной детали!
Самое сложное – это раскадровка! Часто в тексте бывает много моментов, которые хочется нарисовать, а разворот не резиновый! Приходится долго крутить-вертеть-выкручиваться, чем то жертвовать.


10 – Как вы работаете? Я имею в виду когда и где. Какой у вас график? Что вас вдохновляет, а что наоборот, убивает всякую охоту к творчеству?

Работаю дома где то с 11-00 до 20-00. Выпиваю чашку чая, включаю знакомый фильм для фона, навожу марафет на столе и начинаю. Либо придумывать либо сразу рисовать. Люблю делать картинку за один день. Если приходится оставлять на завтра, то всё чешется! Или снится.
Самый тяжелый день – когда нет идеи. Бумага портится почем зря, возникает чувство потерянного времени! Не люблю такое!
Самое приятное – когда основное содержание картинки уже есть, можно отключить голову и чирикать карандашиками. Люблю такое!
Вечером убираю образовавшийся высокохудожественный мусор… мечтаю о студии.

12 – Что бы вы посоветовали начинающим иллюстраторам?
Посоветую больше смотреть и учиться у других. Не бояться при этом, что скопируете, украдете. Не получится! Это еще надо постараться! Зато сможете заполнить свой чердак хорошими идеями, которые переосмыслите и сделаете круче! Посоветую не терять время на сомнения, на “я не умею рисовать”! Это сейчас в тренде, между прочим! Ну, и посоветую сразу придумывать себе проект, даже если хотите нарисовать просто вазочку. #цветныевазочки #365вазочек #вазочкиспб #котынавазочках #приключениясинейвазочки и тд
Это будет стимулировать вас и не позволит остановиться на одной. А вам так и надо! Инстаграм в помощь!

13 – Кто ваши кумиры? На кого вы ориентируетесь в своем творчестве?
Кумир – такое слово… это наверное когда в ком то нравится всё безоговорочно. Мне нравятся некоторые иллюстрации некоторых художников. Их много.
Гением детской иллюстрации считаю Игоря Олейникова! Владимир Зарубин – великолепный! Светлана Румак, конечно, неподражаемая! Лев Бакст и его умопомрачительная театральная графика! И еще, еще…

П.С. Я раньше думала, что интервью берут у тех, кто уже все умеет. Ничего подобного! Сейчас допишу и пойду дальше что-нибудь чужое изучать, подсматривать, придумывать, изобретать…

Надеюсь вам было интересно и полезно. Зачем иначе я гоняюсь за талантливыми иллюстраторами по всему интернету и прошу их рассказать о своей жизни и работе? Да чтоб мотивировать всех тех, кто считает, что у него ничего не выйдет и нет шансов. Видите, все с чего-то начинали, и как-то у людей получается. Каждый делится крупицей своего опыта и пути, и возможно все эти интервью сложатся в вашей голове в ВАШУ картинку, как и вы можете дотянуться до своей мечты. Не боги горшки обжигают. А МЫ С ВАМИ:))))

Репост, как всегда, приветствуется! Давайте делиться красотой и хорошим настроением!