Воздействие звуковых волн на воду. Киматика: Память воды и сила звука

Мои двери всегда открыты для вас. Выходите.

Кажется, про это явление в сообществе еще не было сказано)

Воздействие звуковых волн, вибраций на воду открыл японский ученый и целитель Масару Эмото. Он впервые подтвердил старинное поверье, что вода помнит абсолютно все, что «видит» и «слышит». Впитывать и хранить она способна прежде всего звуковое воздействие. С помощью мощного электронного микроскопа он показал, как сильно зависит структура замороженной воды (которая в норме похожа на обычную шестилучевую снежинку – такой структурой обладает «мертвая» вода) от звуков, которые она слышит.

Вода – важнейшее на планете вещество, без которого невозможна сама жизнь. Все организмы состоят в основном из воды (от 80 до 99 %). Логично предположить, что ее структура, ее «заряд» не просто оказывают влияние, но и могут напрямую передаваться живым существам.

Так выглядит деструктурированная вода, без «заряда»:

Воздействие слов на структуру воды.


Так выглядит вода, над которой один час читали молитву.
Вместо бесформенного пятна – правильная шестилучевая «снежинка», очень ровная, чистая и красивая. Это преображение происходит оттого, что при правильном произнесении молитвы голос человека имеет звуковое давление, равное частоте магнитного поля Земли (оно составляет 8 децибел).

Очень интересны варианты структуры воды, заряженной определенными словами – негативными и позитивными. Слова, которые ассоциируются у людей со злом, агрессией, страхом и тому подобному, не структурируют, а деструктурируют воду, превращают ее в хаотичное нагромождение незавершенных, фрагментарных кристаллов. Вода, заряженная «положительными» словами, напротив, имеет четкую структуру, почти всегда шестилучевую и множество красивых мелких «деталей» на лучах.

Вот лишь несколько примеров:


«Адольф Гитлер». В структуре смутно видна свастика


«Ангел» и «Демон»

«Я убью тебя!» (как варианты: «Ненавижу!», «Ты меня достал!»)
Можно даже разглядеть очертания человеческой фигурки, исковерканной и словно разбитой.


Кристалл воды, который «увидел» названия пяти великих религий мира


«Мать Тереза»


«Я люблю тебя»
Один из самых красивых кристаллов. 500 человек признались в любви этой воде.

Воздействие музыки на структуру воды.

Так же как и слова, музыка может быть заряжена отрицательно или положительно. Резкая, громкая музыка, агрессивный текст песни деструктурирует воду, уродует ее, делает бесформенной, образует так называемые «стрекозы», то есть разводы, создающие визуальный эффект вибрации, дрожи. Классическая музыка формирует ровные четкие кристаллы, с изящной, правильной шестилучевой структурой. Часто кристаллы схватывают не только эмоциональную окраску, но и сам смысл песни.


Вивальди. «Времена года»


Моцарт, Симфония 40


Симфония Бетховена


Народный танец «Кавачи»


Джон Ленон. Imagine


Элвис Пресли. “Отель разбитых сердец». Прекрасный пример того, как вода умеет «понимать» смысл песни. Образно повторяя сюжет, кристалл разделился на две части.


Религиозное песнопение (Тибет). Кристалл не настолько «эстетичен», зато обладает более сложной структурой, большим количеством мелких лучиков.


Тяжелый металл. Вода похожа на разбитое стекло, наблюдается шесть «стрекоз» вместо шести лучей

Давно было известно, что многие животные реагируют на звуки и музыку. Так, зубры не переносят рев мотора мотоцикла, при этом на звуки автомобильного мотора, даже не менее громкие, не обращают особого внимания. Мыши и крысы могут умереть после двух-трех часов прослушивания хард-рока. У коров в полтора-два раза увеличиваются надои после регулярного прослушивания классической музыки, особенно Моцарта.

Именно на принципе структурирования воды основана и методика звукотерапии. Разработана специальная система совместимости звуков, например народная и этническая музыка лучше всего сочетается со звуками лесов и саванн, а большая часть классики – со звуками моря.

Заключение
Вода способна исцелять, и в то же время может уничтожать целые города и цивилизации. И события, которые происходят в мире – лишь отражение того заряда, который мы сами закладываем в информационное поле, сформированное водой.

Спасибо за внимание)

Литература:
1. М. Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда», «София», 2006.


Человек в каждое мгновение окружён миллионами звуков разных тональностей и типов. Некоторые из них помогают ему ориентироваться в пространстве, другими он наслаждается чисто в эстетическом плане, третьи – вообще не замечает. Но за тысячи лет мы научились не только создавать музыкальные шедевры, но и разрушительные звуковые воздействия. Сегодня тема «влияние музыки на воду» в определённой мере изучена, и кое-что узнать о таинственном мире энергии и веществ будет очень интересно

Экспериментальные открытия: музыка меняет характер воды

Сегодня многим известно имя японского ученого Эмото Масару, написавшего в 1999 году книгу «Послание воды». Это труд принес ему мировую славу и вдохновил множество учёных на дальнейшие исследования.

В книге описывается ряд экспериментов, которые подтверждают то, что под влиянием музыки вода изменяет свою структуру – вид молекулы. Для этого ученый ставил стакан с обычной водой между двумя колонками, из которых исходили звуки определённых музыкальных произведений. После этого жидкость замораживали, что позволяло впоследствии рассмотреть под микроскопом порядок построения молекулы из атомов. Результаты поразили весь мир: влияние музыки на воду положительного содержания создаёт правильные чёткие кристаллы, каждая грань которых подчинена определённым законам.

Также снежинка воды может показать и содержание самой мелодии, передать настроение композитора. Так, «Лебединое озеро» Чайковского способствовало образованию красивейшей структуры, которая напоминает лучи в виде перьев птиц. Симфония №40 Моцарта позволяет наглядно увидеть не только красоту произведения великого композитора, но и его необузданный образ жизни. После звучания «Времён года» Вивальди можно долго любоваться кристалликами воды, передающими красоту лета, осени, весны и зимы.

Наравне с мелодиями, несущим красоту, любовь и благодарность, было изучено влияние на воду музыки негативного характера. Результатом таких экспериментов стали кристаллы неправильной формы, которые также показали смысл звуков и слов, направленных на жидкость.

Причина изменений в структуре воды

Почему же вода изменяет свою структуру под воздействием музыки? И можно ли использовать новые знания на пользу человечеству? Атомный анализ воды помог разобраться в этих вопросах.

Масару Эмото придерживается мнения, что порядок построения молекул определяется источником энергии под названием «Хадо». Этот термин означает определенную волну колебаний электронов ядра атома. Поле магнитного резонанса наблюдается там, где есть Хадо. Следовательно, такую вибрационную частоту можно описать как область магнитного резонанса, являющуюся разновидностью электромагнитной волны. Собственно, музыкальная тональность – это и есть энергия, которая воздействует на воду.

Зная свойства воды, человек может менять ее структуру при помощи музыки. Так, классические, религиозные, доброжелательные мотивы формируют чёткие изящные кристаллы. Использование такой воды способно оздоровить человека, изменить его жизнь в сторону благополучия и процветания. Громкие, резкие, бессмысленные, дребезжащие, агрессивные и беспорядочные звуки пагубно влияют на всё окружающее, состоящее из жидкости.

Короткий аудио-визуальное проект иллюстрирующий влияние музыки на воду и ньютоновскую жидкость (кукурузную муку и воду).
Мы использовали низкие и высокие частоты одиночных звуков, тибетский монах пение Сутру Сердца, а также музыку через громкоговоритель. Обратите внимание на видео после 7 минуты..

Слайд 2

В ходе изучения темы были рассмотрены следующие вопросы:

Струя жидкости с физической точки зрения. Капиллярные волны Различные явления, возникающие при воздействии звука на струю жидкости Исследование частоты слипания струи жидкости от физических и химических свойств жидкости

Слайд 3

На струе жидкости, подающей вниз можно выделить две области: ближайшая к отверстию сопла часть струи совершенно прозрачна и выглядит неподвижным цилиндром; ниже струя внезапно становится мутной, т.к. начинается разбиение этого сплошного потока на отдельные капли, которые хорошо видны при фотографировании со вспышкой.

Слайд 4

Разбиение струи на отдельные капли происходит беспорядочно благодаря наличию на поверхности струи капиллярных волн. Опыт № 1. Внешнее воздействие на струю вызывает на её поверхности капиллярные волны, которые легко наблюдать. Двигая ложкой вверх-вниз можно увидеть, как будет меняться длина капиллярной волны. Капиллярные волны возникают благодаря наличию на поверхности жидкости сил поверхностного натяжения

Слайд 5

Механизм образования капиллярных волн Пусть поверхность жидкости в некотором месте случайно изогнулась, например, стала вогнутой (рис. а). Под действием разности давлений жидкость из соседних участков начнет приливать под вогнутую поверхность, пока поверхность снова не станет плоской. Но движение жидкости не прекратится и будет продолжаться по инерции. Поэтому поверхность станет выпуклой, давление под ней возрастет, и жидкость будет вытекать из-под нее (рис. б) и т. д. Такие колебания в жидкости естественно вызовут аналогичные колебания в соседних участках, то есть возникнет волна.

Слайд 6

Для определения скорости распространения капиллярной волны воспользуемся тем фактом, что гармошка, возникающая на поверхности струи, неподвижна. Это означает, что скорость распространения волны равна скорости течения воды из сопла по абсолютной величине и противоположна ей по направлению. Полученный экспериментально график зависимости между λ и показан на рис.

Слайд 7

Различные явления, возникающие при воздействии звука на струю жидкости

  • Слайд 8

    Звуковыми (или акустическими) волнами называются распространяющиеся в среде упругие волны, обладающие частотами в пределах 16-20000 Гц. Источником возникновения волнового движения (источником звука) может служить любое тело, способное совершать упругие колебания - мембрана, диффузор, металлическая пластина, струна.

    Слайд 9

    То, что струя воды восприимчива к звуку, можно пронаблюдать на простом опыте.Опыт № 2. Струйный автогенератор звука.

    Слайд 10

    Для исследования влияния звуковых волн различной частоты на струю жидкости была собрана специальная установка.

    сосуд с жидкостью, установленный на высоте 0.7 м над столом сопло d=1mm динамик резиновый шланг Генератор звуковых волн

    Слайд 11

    Было замечено, что при определенной частоте звуковых колебаний, исходящих из динамиков, сплошной (прозрачный) участок струи резко сокращается, а сноп струй слипается, образуя одну внешне совершенно непрерывную струю.

    Слайд 12

    Слайд 13

    В процессе естественного образования капель есть некоторая периодичность, но она далека от идеальной: капли получаются немного различными. Каждая из этих капель, обладая своей массой и скоростью, летит по своей траектории, создавая впечатление снопа струй.

    Слайд 14

    При совпадении частоты звука с частотой естественного образования капель, распад струи начинает происходить раньше и со строгой периодичностью. Звук как бы отрывает от струи через равные промежутки времени одинаковые капли. Эти капли быстро движутся по одной траектории и производят впечатление сплошной слипшейся струи.

    Слайд 15

    Фото слипшейся струи с использованием стробоскопического эффекта вспышки

    Слайд 16

    Задача о неустойчивости жидкого цилиндра впервые была решена английским физиком Дж. В. Рэлеем в конце XIX века. Он получил точную оценку для условия роста амплитуды капиллярных возмущений, которая имеет вид: λ > 2π r0 С максимальной скоростью будет расти амплитуда волны, имеющей длину Таким образом, длина сплошного участка струи определяется характером возмущений, сообщаемых струе соплом. Чем больше амплитуда этих возмущений, и чем ближе длина капиллярной волны к значению λm, тем быстрее происходит распад струи на капли, то есть короче оказывается сплошной участок струи.

    Слайд 17

    Исследование частоты слипания струи жидкости от физических и химических свойств жидкости

    Слайд 18

    Были проделаны исследования зависимость частоты слипания струи от следующих характеристик жидкости

    Слайд 19

    Слайд 24

    Выводы:

    Таким образом, в ходе проведенных исследований была установлена зависимость частоты слипания струи от температуры жидкости (прямая зависимость) и от плотности жидкости (обратная зависимость). Установить четкую зависимость частоты слипания струи от коэффициента поверхностного натяжения и вязкости не удалось в силу ограниченной возможности по использованию жидкостей, имеющих различные указанные характеристики. Была установлена большая зависимость частоты слипания струи от химического состава жидкости. У двух ньютоновских жидкостей (молоко и мыльный раствор) с примерно равными физическими характеристиками (вязкость существенно больше, чем у воды, а коэффициент поверхностного натяжения существенно меньше, чем у воды) наблюдалась прямо противоположная реакция на звуковое воздействие. Струя молока не реагировала на звук, а струя мыльного раствора показала наибольшую чувствительность к звуковому воздействию.

    Посмотреть все слайды

    Мы сами можем улучшить качество употребляемой нами воды и тем самым избежать нарушения собственного хадо.

    Как отмечалось ранее, на ее свойствах благоприятно сказываются информация и мысли положительного характера. Помните, даже в находившейся у источника мощного электромагнитного поля воде, подвергшейся благотворному воздействию, при замерзании образовывались кристаллы.

    Какого же рода информация обладает «лечебным» эффектом? Я уже говорил о значении таких слов, как «любовь и признательность». Однако информация не ограничивается только словами. Другие ее носители также имеют способность улучшать качество воды. Вода очень чувствительна и реагирует на красивые изображения и музыку.

    В действительности эксперименты по изучению влияния музыки на образование кристаллов льда при замерзании воды мы начали проводить даже раньше, чем опыты с различными словами. Однажды молодой исследователь, увлеченный фотографированием кристаллов льда, сказал: «А давайте поставим воде музыку! Мне кажется, это будет интересно». Идея мне сразу же понравилась, поскольку музыку я просто обожаю. Когда-то я даже серьезно подумывал стать певцом. Было решено поочередно проигрывать мои любимые произведения классиков. (См. фото 4.4.)

    Методом проб и ошибок мы пришли к нижеследующему способу воздействия музыкой на воду.

      Бутылочку с водой ставили между двух динамиков и включали музыку нормальной громкости.

      После окончания произведения по дну бутылочки хорошенько постукивали, сообщая воде определенную вибрацию.

      Воду оставляли в покое на ночь, а затем снова постукивали по дну бутылочки, перед тем как поставить ее в морозильную камеру.

    Мелодия звучала с приятной человеческому уху громкостью. Полученные результаты превзошли все наши ожидания. Музыка так же благотворно действовала на воду, как и на нас самих. Особенно сложные и замысловатые кристаллы образовывались после исполнения произведений оркестрами.

    Возможно, гармоничное звучание различных инструментов способствовало созданию благоприятного хадо. Тело человека состоит из шестидесяти триллионов клеток, согласованное взаимодействие которых обеспечивает его нормальную жизнедеятельность. Гармония исполняемой оркестром музыки достигает каждой клеточки организма и вносит свой вклад в наше здоровье.

    Наряду с классической мы давали воде «прослушать» так называемую «целебную» музыку, и в ней при замерзании наблюдались красивые кристаллы. С другой стороны, после звучания произведений в стиле «хэви металл» кристаллы не образовывались. (См. фото 4.5.)

    Я считаю, что музыка действительно обладает терапевтическим эффектом. Возможно, мы чувствуем себя лучше при прослушивании музыки потому, что она «исцеляет» воду в нашем теле. Хорошая музыка достигает каждой из шестидесяти триллионов клеток в организме человека.

    Наш успех с фотографированием кристаллов после проигрывания воде музыки подтолкнул нас к исследованию воздействия на воду красивых изображений и слов различного содержания.

    Для настоящей книги я подобрал ряд снимков, полученных в экспериментах с музыкальными произведениями, благотворно влияющими на человека. Все они довольно популярны. Их можно прослушивать по утрам или в период вечернего отдыха. (См. фото 4.6.)

    В последнее время я все больше задумываюсь о взаимосвязи между музыкой и человеческим организмом. В медицине растет число врачей, использующих в своей практике «музыкальную терапию». Они утверждают, что прослушивание музыки ускоряет процесс выздоровления. Я полностью с ними согласен. Если музыка благотворно воздействует на воду, значит, она положительно влияет и на клетки нашего организма, состоящие большей частью из воды.

    Меня заинтересовала мысль подбора звука, близко соответствующего индивидуальному хадо человека.

    В прошлом я измерял хадо у своих клиентов и готовил для них воду с подходящей для коррекции нарушений хадо информацией. Каждому человеку присуще свое собственное хадо. Поэтому от случая к случаю характер требовавшейся информации разнился. Индивидуализированная подобным образом вода оказывалась очень эффективной. Я подумал, что то же самое можно проделать и со звуками.

    Доктор Наоки Сибуя, основавший Нейрохирургическую клинику Сибуя в городе Сидзуока, известен своей практикой «терапии энергии звука». Свою степень доктора он получил в Нагойском университете за исследование опухолей головного мозга и методов химиотерапии. Господин Сибуя является одним из ведущих нейрохирургов и членом Японского нейрохирургического общества. Он работал в отделении нейрохирургии Нагойского и Токийского университетов.

    В 1997 году доктор Сибуя написал книгу «Всем живым: дар от чего-то великого» * . В ней он описывает терапию энергией звука как метод лечения заболеваний с использованием хадо голоса. По существу, этот метод заключается в определении хадо пациента по его голосу и дальнейшем прослушивании больным звуков, устраняющих нарушения.

    Аппаратуру для терапии разработал канадский инженер Роберт Рой. Он целых тридцать пять лет занимался предварительными исследованиями. Математики помогли ему составить формулу расчета атомных частот. С ее помощью определяется звук, корректирующий отклонение частоты от нормы.

    В начале 2003 года Рой усовершенствовал свою методику и составил компьютерную программу, способную воспроизводить нужный звук после пятнадцатисекундного прослушивания голоса человека. (В отличие от музыкальной мелодии, здесь использовались различные комбинации одного и того же звука.) Программное обеспечение существенно облегчило задачу. На ее решение требовалось около трех минут. (См. фото 4.7.)

    Я опробовал данный метод на себе. После интенсивной работы над книгой и трансатлантического перелета у меня появились боли в плечевом поясе. После тридцатиминутного прослушивания воссоздаваемого компьютерной программой звука они полностью исчезли.

    Если эта новая методика приобретет широкую известность, музыкальная терапия получит новое развитие. Звуком, несущим наиболее подходящую информацию, можно будет успешно воздействовать на клетки больного. В моей компании продолжается изучение энергии звука.

    Киматика изучает свойства волн, этот термин был введён швейцарским учёным Хансом Йенни. Впервые учёный запечатлел на фотоплёнке воздействие звуковой волны на вещества разной природы - песок, вода, глина, рассыпанные на поверхности стальной пластины, под воздействием колебательных движений различной частоты принимали упорядоченный рисунок.

    Киматика изучает свойства волн, этот термин был введён швейцарским учёным Хансом Йенни. Впервые учёный запечатлел на фотоплёнке воздействие звуковой волны на вещества разной природы - песок, вода, глина, рассыпанные на поверхности стальной пластины, под воздействием колебательных движений различной частоты принимали упорядоченный рисунок. Изображения рисунка зависели от частоты волны, чем выше частота, тем сложнее рисунок, полученный от воздействия звуковых волн.

    Киматика - наука о формообразующих свойствах волн.

    Ханс Йенни продолжал работу немецкого учёного Эрнста Хладни (1756- 1827 гг.). Учёный проводил эксперименты воздействия звуковых волн на капли воды, и вновь и вновь приходил к выводу, что на неорганическую и органическую материю действуют одни и те же законы гармонической организации.

    Гармоникаисты говорили, что «звук является космической тропой или лучами творения, диагональными к космическому источнику».

    Мир цвета, звука и формы управляется по одним и тем же законам, и между гармониками и гармоническими структурами существуют тесные взаимосвязи. Гармоникаисты говорили, что звук является космической тропой или лучами творения, диагональными к космическому источнику.

    В медитации свет и молчание становятся идентичными, творящими преобразующими.

    Популярная теория происхождения Вселенной, поддерживаемая большинством теоретиков - теория «Большого взрыва» . Согласно этой теории когда-то наша Вселенная представляла собой бесконечно малый сгусток, сверхплотный и раскаленный до очень высоких температур. Это нестабильное образование внезапно взорвалось, пространство быстро расширилось, а температура разлетающихся частиц, обладающих высокой энергией, начала снижаться. Взрыв был такой мощности, что световые и звуковые волны, возникшие в результате этого взрыва, преобразовывают свою энергию во всё новые и новые формы, при этом миллионы лет сотворяя мир в разных вариациях энергии звуковых и световых волн.

    Числа и звуки

    Исследования принципов, лежащих между музыкой и математикой, между звуком и числом со времён Пифагора, привлекало внимание учёных.

    В двадцатых годах прошлого века немецкий учёный Ганс Кайзер разработал теорию мировых гармоник, возрождая забытую науку об обертонах (гармониках).

    Кайзер исследовал закономерности, лежащие между звуком и числом.

    Высота тона и длина струны находятся во взаимосвязи, - указывал Кайзер, то есть качество можно выводить из количества. Теория Кайзера утверждает, что принцип соотношение целых чисел является основой не только музыки, но и многих наук (химия, физика, астрономия, и др.). По мнению Кайзера, те формы в природе, в которых присутствуют гармонические соотношения в восприятии человека, считаются более красивыми. Соотношения, основанные на октаве (2:1), кварте (3:2), терции (5:4) отличаются особой соразмерностью.

    Энергию Вселенной можно выразить октавой звукового спектра, октавой светового спектра, геометрической - иерархия форм кристаллов. Существует доказательная связь между частотами звука, цвета с геометрической формой. Наука, изучающая формы кристаллов и их внутреннего строения называется кристаллография . Энергии проявленных форм существуют в тесном взаимодействии, преобразуясь друг в друге, эти энергии создают новые формы.

    Форма и звуки

    В научном исследовании д-ра Дженни, известном как “Киматика”, автор продемонстрировал геометрию звуковых вибраций, используя тонкие контейнеры, наполненные следующими средами: песком, спорами грибка Лигодеум, мокрым гипсом и разными формами жидкости, обладающими крошечными частицами или плавающими в них “коллоидами”.

    В этой книге особый интерес представляет коллоидная жидкость . Находясь в состоянии покоя, коллоиды равномерно распределяются в жидкости, и вода становится мутной. Д-р Дженни называет такое состояние “гидродинамическим рассеиванием”.

    Однако когда контейнер вибрировал на чистых диатонических звуках, частицы в жидкости собирались в упорядоченные и изолированные видимые геометрические паттерны, многие из которых обладали двумерной и трехмерной структурой. Иными словами, в них можно было наблюдать сформировавшуюся и ясно воспринимаемую глубину, то есть, они не были “плоскими “. В этой книге это одно из самых важных положений, которое следует изучить и помнить, ибо оно предоставляет неопровержимое визуальное доказательство концепций, которые мы обсуждали.

    Есть пять основных трехмерных форм, и мы знаем их как Платоновы Тела, ибо честь их открытия принадлежит греческому философу Платону. Важно, чтобы было предельно ясно: наблюдая эти формы, на самом деле мы наблюдаем вибрацию . Сами формы могут не “существовать” как физический объект, а быть голограммой. Если вы попытаетесь их схватить или нарушить, они просто исчезнут и превратятся в рябь вокруг ваших пальцев. Тем не менее, не будучи нарушенными, формы будут существовать как очень реальная вибрация, и оказывать точно такое же давление на тело, которое вы ощущаете от очень громкого звука или раската грома.

    Сейчас, когда мы увидели формы вибраций, работающие в жидкообразном эфире, мы знаем, что созданные их давлением силовые линии позволяют по-новому взглянуть на динамику гравитации. Имея неопровержимые свидетельства того, как эти геометрии формируют структурные особенности поверхности Земли, такие как континенты, подводные хребты и горные образования, нас больше не ослепит истина. И только дело времени, когда простые наблюдения превратятся в общеизвестное знание основной массы человечества.

    Также, очень важно упомянуть следующее: когда студенты Фуллера повышали частоту в шаре, или Дженни повышал частоту в воде, старые формы растворялись и исчезали, а на их месте появлялась более сложная геометрическая форма. Такое явление работало и наоборот: когда частота понижалась до первоначального значения, вновь появлялись геометрии той же самой формы.

    Поэтому, изучая динамику эфира, мы увидим: при повышении вибрационной частоты (или напряжения) энергии в данной области, сама геометрия этой области, например, формирующая Землю, будет спонтанно преобразовываться в более высокий порядок сложности. И эффекты повышения и понижения частоты происходят во всем Творении, включая все тела нашей Солнечной Системы, когда она двигается в Галактике.

    Работа д-ра Спилхауса продемонстрировала, что со времени первичного “мега-континента” Пангеи, гравитационное поле Земли уже прошло через несколько подобных преобразований. В то время Земля имела единую кору. Это было до движения расширения, которое сейчас рассматривается в Теории Глобального Тектонического Расширения, созданной в 1933 году Отто Хильгенбергом.

    Звук и энергия

    Звук представляет собой поток энергии, текущей подобно водному потоку. Звук может изменить среду, через которую он проходит, и сам изменяется ею. Каждая звуковая волна - есть сила, которая творит соответственную реакцию. Существует активная сила, воспринимающая сила и область их взаимодействий.

    Согласные колебания образуют гармоничные частоты, что приводит к притяжению субатомных частиц друг к другу.

    Диссонансные колебания вызывают разъединение или взрыв частицы или формы.

    Американский учённый, живший в 19 веке, посвятил большую часть своей жизни изучению звука как силы, которая со временем стала служить в его экспериментах первичным импульсом для возбуждения таинственной энергии. Одним из величайших итогов творческой деятельности Джона Кили было открытие сорока Законов, управляющих вибрациями.

    Эти законы явились фундаментом созданной им физики симпатических вибраций.

    Данная область исследований, где Джон Кили был одиноким пионером, рассматривает внутреннюю природу вибрационных феноменов, основанную на симпатических, то есть резонансных взаимодействиях.

    Ученый говорил, что звук это «нарушение атомного равновесия, разрушающее существующие атомные частицы, а освобожденная при этом субстанция, несомненно, должна быть эфирным током некоторого порядка». По его представлениям, все в Природе колеблется, вибрирует . Можно сказать, что в основе всей Природы лежат вибрации разных частот, которые создают разнообразнейшие сочетания. При этом «созвучные», гармоничные сочетания вызывают притяжение и носят созидательный характер, а дисгармоничные вызывают отталкивание, разрушают.

    Пример организованных вибраций - музыка. Когда две струны музыкального инструмента настроены в гармоническом сочетании (например, в терцию, квинту, октаву), движение одной из них рождает отклик в другой.

    А ведь с древнейших времен была известна и другая музыка, «музыка сфер», создаваемая Солнцем, Луной и планетами. Сегодня мы можем услышать эту музыку в компьютерном переложении, но, быть может, для древних посвященных она звучала намного богаче и ярче.

    Кили назвал основанную им науку Sympathetic Vibratory Physics «физика симпатических (ответных) вибраций» . Ему удалось не только объединить в этой науке фундаментальные физические понятия, но и выйти за рамки традиционной «физики», соединить ее с «метафизикой», с тем что лежит в области непознанного, в том числе и в духовной сфере.

    Физика симпатических вибраций сведена в сорок законов, в которых постулированы, в частности, единство силы и материи, а также принципиальная бесконечность делимости последней. Для Кили сила есть освобожденная материя, а материя есть связанная сила, что блестяще подтвердилось в ХХ веке в виде известной даже школьнику формулы E=mc2. По расчетам Кили, энергии, содержащейся в ведре воды, вполне достаточно, чтобы сдвинуть наш мир с его курса.

    К числу важнейших физических и метафизических категорий у Кили относится понятие нейтрального центра. Каждое проявленное тело во Вселенной от атома до звездной системы имеет в основании нейтральный центр, нерушимый фокус; вокруг него строится все, что мы осознаем в качестве материи, которая является его объективным проявлением.

    «Сорок законов физики симпатических вибраций»

    «Не существует разделения материи и силы на два различных понятия, поскольку они оба суть Едины. Сила есть освобожденная материя. Материя есть связанная сила.

    Закон материи и силы.

    В основе всей материи находится бесконечное и неизменное число атомолей, со-беспредельных с пространством и со-вечных с продолжительностью; они находятся в постоянном вибрационном движении, бесконечны в протяжении, неизменны в количестве и являются первоначалом всех форм энергии.

    Закон вибрации тел.

    Все когерентные агрегаты, изолированные от себе подобных тел, либо погруженные в среду, состоящую из материи в различных состояниях, вибрируют с установленным определённым тоном.

    Закон колебания тел.

    Все когерентные агрегаты, не изолированные от себе подобных тел, колеблются с периодом-частотой, которая гармонически соотносится с основным тоном вибрирующего тела; этот тон кратен тону атомоля.

    Закон гармонических вибраций.

    Все когерентные агрегаты постоянно вибрируют с периодом-частотой, которая гармонически соотносится с основным тоном вибрирующего тела; этот тон кратен тону атомоля.

    Закон передачи вибрационной энергии.

    Все колеблющиеся и вибрирующие когерентные агрегаты создают в среде, в которую они погружены, распространяющиеся вовне концентрические волны чередующихся сжатий и разрежений с периодом-частотой, равной тону агрегата.

    Закон симпатических колебаний.

    Любой когерентный агрегат, погруженный в среду, пульсирующую с частотой, равной собственной частоте агрегата, колеблется совместно со средой с той же частотой независимо от того, составляет ли тон среды унисон или какую-либо гармонику основного тона колеблющегося агрегата.

    Закон притяжения.

    Ближайшие когерентные агрегаты, вибрирующие в унисон или с гармоническим соотношением частот, взаимно притягиваются.

    Закон отталкивания.

    Ближайшие когерентные агрегаты, вибрирующие в диссонансе, взаимно отталкиваются.

    Закон циклов.

    Гармонически связанные когерентные агрегаты образуют центры вибраций, которые соотносятся с основным тоном, но не являются кратными к гармоникам, а вторичные соединения между ними порождают диссонансные тона независимо от того, являются ли они унисонами или обертонами к первоначальному тону. Так из гармонии рождается дисгармония, неизбежная причина бесконечных превращений.

    Закон гармоник.

    Любой агрегат в состоянии вибрации создаёт, дополнительно к своему основному тону, ряд вибраций из симметричных дробных долей самого себя, составляющих одно-, двух-, трёх- или многократное соотношение с основным тоном.

    Закон силы. Энергия проявляет себя в трёх формах:

    • ПОРОЖДАЮЩЕЙ (вибрирующий агрегат),
    • ПЕРЕДАЮЩЕЙ (распространение изохронных волн в среде, в которую он погружен),
    • ПРИТЯГИВАЮЩЕЙ (его воздействие на другие агрегаты, способные вибрировать в унисон или гармонически с ним).

    Закон колебания атомарной субстанции.

    Когерентная атомарная субстанция способна колебаться с тоном, изменяющимся прямо пропорционально плотности и обратно пропорционально линейным размерам в пределах частот от одного периода в единицу времени (для 1-й октавы) вплоть до частоты 21-й октавы, создавая порождающую силу Звучания (Sonity), чья передающая сила (Звук) распространяется в твёрдых, жидких и газообразных средах, а её статическое воздействие (Звучность - Sonism) создаёт притяжение или отталкивание между симпатически вибрирующими телами в соответствии с Законом Гармонического Притяжения или Отталкивания.

    Закон звукотеплотности.

    Внутренние вибрации атомарных субстанций и атомарных молекул способны вибрировать с периодом-частотой, прямо пропорциональной их плотности, обратно пропорциональной их линейным размерам и прямо пропорциональной их целостности в пределах от 21-й до 42-й октавы. При этом создаётся порождающая сила Звукотеплотность (Sono-thermity), чья передающая сила Звукотеплота (Sono-therm) распространяется в твёрдых, жидких, газообразных и сверхгазообразных средах и статически создаёт сцепление и объединение молекул или их распад в соответствии с Законом Притяжения и Отталкивания.

    Закон колебания атомов.

    Все атомы в состоянии целостности (tension) способны колебаться с частотой, обратно пропорциональной кубу их атомных весов и прямо пропорциональной степени их целостности, в пределах от 42-й до 63-й октавы в секунду. При этом создаётся порождающая сила, Теплотность (Thermity), чья передающая сила, Рад-энергия (Radenergy)*, распространяется в твёрдом, жидком, газообразном эфире и производит статическое воздействие (Cohesion and Chemism - Сцепление и Химизм) на другие атомы, вызывая их соединение или распад в соответствии с Законом Гармонического Притяжения и Отталкивания.

    Закон вибраций атомолярных субстанций.

    Атомы способны вибрировать внутри себя с частотой, обратно пропорциональной Дину (локальному коэффициенту гравитации) и атомному объёму и прямо пропорциональной атомному весу. При этом создаётся порождающая сила (Электричество), чья передающая сила распространяется в атомолярных твёрдых, жидких, газообразных средах и создаёт индукционное и статическое магнитное воздействие на другие атомы, вызывая их притяжение или отталкивание в соответствии с Законом Гармонического Притяжения и Отталкивания.

    Закон колебания атомолей.

    Атомоли, колеблющиеся с одинаковым тоном (определяемым их одинаковыми размерами и весом), создают порождающую силу Атомоляцию (Atomolity), чья передающая форма, Гравизм, распространяется в более разряженной среде и производит статическое воздействие на все другие атомоли, именуемое Гравитацией (Gravity).

    Закон преобразования сил.

    Все силы являются различными формами Универсальной Энергии, которые отличаются своими периодами-частотами, переходящими друг в друга через неразличимые приращения; при этом каждая форма занимает диапазон в 21 октаву.

    Каждую форму или тон можно преобразовать в эквивалентную высоту другого тона, расположенного выше или ниже на шкале из 105 октав. Данное преобразование может осуществляться только через статическое воздействие, развиваемое либо вибрациями гармонических тонов, выше и ниже их основного тона, либо близлежащими системами при сложении и вычитании их тонов, или каким-то третьим образом, в зависимости от конкретных условий.

    Закон атомного тона.

    Каждый атом имеет свой собственный определённый тон естественной вибрации. Закон изменения атомного тона посредством Рад-энергии. Высота тона высших гармоник и обертонов излучаемой

    Рад-энергии достаточна для того, чтобы вызвать расширение атома; это же воздействие, побуждая атомоли непрерывно вибрировать, вызывает сжатие атома; таким образом, через изменение объёма меняется тон атома.

    Закон изменения атомного тона посредством электричества и магнетизма.

    Электричество и магнетизм порождают внутренние вибрации в атоме, которые сопровождаются пропорциональными изменениями его объёма, и, следовательно, тона.

    Одной из ошибок современной науки является рассмотрение одних феноменов в изоляции от других, физика симпатических вибраций открывает нам бесконечность мироздания, в которой все предметы и явления - части Единого Целого. опубликовано

    Воздействие музыки на структуру воды. Опыты японских учёных.

    О воздействии на воду простых слов и мыслей

    Память воды. Привороты на воде. Запись эфира РЕН-ТВ.

    Фрагмент документального фильма «Секретные истории: Закон мирового кодирования».
    Телекомпания РЕН ТВ, передача была в эфире в декабре 2009 г.

    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet