Ж его посадит он же. Бегемот на комоде

Вопрос элементарен. Так называемую "ядерную сделку" по Ирану - она же на официальном языке "Совместный всеобъемлющий план действий" - заключали в 2015 году с Тегераном шесть государств: Россия, Китай, США, Германия, Франция и Великобритания.

Согласно достигнутым договорённостям, Иран соглашался допустить инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты, позволить большую часть своего обогащённого урана вывезти за границу, завод по обогащению топлива "Фордо" возле города Кум превратить в открытый научно-исследовательский центр ядерной физики, на котором не будут размещаться установки по обогащению урана. В ответ с Ирана снимались международные санкции.

Гарантом, подтвердившим соглашение, стал Совет безопасности ООН.

Теперь США хотят из договора выйти.

Он не станет заверять Конгресс…

После прихода к власти в США президента Дональда Трампа он сразу же стал остро нападать на изложенную сделку. Многие наблюдатели связывали это с тем, что новая администрация оказалась довольно тесно завязана на Израиль. Это казалось парадоксальным, потому что до того как раз администрация Барака Обамы представлялась объективным аналитикам прислужницей могучего лобби неоконсерваторов, по факту представленного в значительной своей части людьми еврейского происхождения.

Однако парадокс - кажущийся: администрация Обамы прислуживала надмировым "банкстерским" сетецентрическим структурам, исторически выросшим из семейств Ротшильдов и Рокфеллеров, а в администрации и в семействе Трампа оказалось много лиц, идейно и национально связанных с Израилем. И потому, как это вновь ни покажется странным, от конкретного национального государства Израиль тогдашние США, как инструмент надмировых элит, отдалялись - вплоть до взаимных горьких обид, а нынешние сближаются всё теснее. Вплоть до превращения снова в инструмент, но уже одного этого государства.

Таково, во всяком случае, мнение ряда ведущих востоковедов и израилеведов России. Возможно, и не бесспорное, но очевидный тренд Америки в сторону защиты интересов Израиля отмечает большинство политологов.

И всё это имеет прямое отношение к Ирану и ядерной сделке с ним. Потому как Иран является для Израиля смертельным врагом, ключевым элементом во всей сложносоставной системе национальных угроз для Иерусалима. Израиль, конечно, и для всех остальных персонажей вечной драмы на Ближнем Востоке отнюдь не является объектом проливания сладких слёз любви. Но в целом ему удалось с 1948 года разорвать и раздробить некогда единый круг ненависти. С кем-то заключён мир на основе взаимного признания, как с Египтом. С кем-то достигнуто негласное понимание общности интересов из-за нахождения в одном лагере, как с Саудовского Аравией. Кого-то удалось раздробить, как Ливан. Кого-то помогли раздробить Соединённые Штаты, как Ирак.

А вот Иран стоит непоколебимо. Причём - на позиции, что Израиля быть не должно. Причём - имея за плечами опыт трёхтысячелетней цивилизации, в загашнике - колоссальные запасы нефти и газа, 80-миллионное население, развитую промышленность и крепкую, хорошо индоктринированную армию. Добавления ко всему этому ядерного оружия Израиль вполне естественно не желает никоим образом.

Иран стоит непоколебимо: Израиля быть не должно. (На фото: Президент Ирана Хасан Рухани). Фото: Ebrahim Noroozi/AP/TASS

И коли уж такой инструмент как США оказался в распоряжении - точно так же вполне естественно запустить его в дело. Что и было сделано. И символом этого сделанного стало недавнее заявление президента Дональда Трампа, что он больше не будет заверять Конгресс "в том, что Совместный всеобъемлющий план действий соответствует интересам США".

Заявление Трампа получило, естественно, поддержку Израиля и Саудовской Аравии (помните разговор об общности интересов?). Иран со своей стороны столь же естественно объявил, что расторжение сделки со стороны США вызовет вполне предсказуемое решение вернуть ситуацию к началу. То есть - продолжать работу над "мирным атомом", на которую имеет полное право. А то, что завод "Фордо" на глубине 90 метров под скальными породами тяжеленько будет разрушить в условиях противодействия со стороны ЗРК С-300 и пуска баллистических ракет по Израилю, - так это забота никак не Ирана. Как и то, что обещанное им обогащение урана до топливного уровня в 20% может неожиданно дорасти до 96% уровня оружейного.

Весельчак Ын рулит, и опыт Северной Кореи вдохновляет массу "пороговых" стран: парочки испытаний - и участь Саддама никому не грозит, а американский орёл лишь бессильно щёлкает клювом.

Зато массу головной боли получают все вокруг этой группы прекрасных стран. Бомба у Ирана означает бомбу у Саудовской Аравии, Турции, Египта - экономика позволит, а секрета давно уже нет. Израиль это точно сведёт с ума, и тут трудно исключить, что он по тому же заводу "Фордо" шарахнет своим ядерным зарядом. Тут же нарисуется Америка у него за спиною. И - гори, планета, зато никому не обидно!

Некому будет обижаться…

Что может сделать международная общественность?

А вот с этим вопросом Царьград обратился к ряду авторитетных экспертов.

В самом деле: сделка заключена многосторонняя, получила одобрение и гарантии СБ ООН. С точки зрения международного права (и, кстати, Европейский Союз, крайне обеспокоенный, высказался в этом же духе), действующее международное соглашение не может быть денонсировано решением одной страны. Она - максимум - может из него выйти.

Фото: www.globallookpress.com

В принципе, это было бы терпимо. Конечно, Иран пригрозил, что в ответ тоже из неё выйдет - с вышеописанными последствиями. Но возможно, что его удастся уговорить. Особенно если пообещать, что даже если США и вернутся к политике санкций против Ирана, то Европа на это не пойдёт. Не говоря о России с Китаем. И в этом смысле уже высказался министр иностранных дел России Сергей Лавров, выразив сожаление о решении Трампа одновременно с надеждой, что оно не приведёт к прекращению действия соглашения.

Однако логика требует от международной общественности спросить теперь с Вашингтона. Как это сделать? Созвать Совет Безопасности ООН? Провозгласить на нём наложение санкций на США? Запретить должностным лицам и всяким конгрессменам въезд на территорию Евразии?

Эксперты, фигурально говоря, пожимают плечами. Первое, в чём они убеждены, - что заявление Трампа нацелено на провоцирование Ирана на выход из соглашения. Тогда он окажется по умолчанию виновен в срыве соглашения, а Штаты останутся все в белом. Если Иран провокации не поддастся, то лично Трамп опять окажется "в предельно интимной позе" - как перед Северной Кореей. Когда и отступить нельзя, и вперёд продвигаться некуда.

Второе, полагают эксперты, позиция США в очень неудобное положение ставит и Европу. Той вообще не нужны новые напряги на Ближнем Востоке, тем более чреватые реакцией ядерного распада. Но ей не нужно и возобновление санкций. У той же Франции, например, с Тегераном имеются весьма приятные контракты.

Но в то же время никто не верит, что кто-либо на Западе посмеет возмутиться действиями США открыто. Никто не осмелится не то что созвать заседание Совбеза ООН, но даже заявить, что Америка не права и что она подрывает мировое право.

В этом смысле Вашингтон вполне может быть уверен в своей безнаказанности, даже если позабыть про его право вето.

Расхождения у экспертов наблюдаются по двум пунктам. Первый - реакция России. Осмелится ли она занять против США смелую и решительную позицию, настояв, например, на созыве Совбеза? И второй: насколько официальный, международно-правовой Вашингтон готов будет пойти до конца, до реального разрыва иранской сделки. Потому что, указывают скептики, Трамп уже много чего успел наговорить. И много чего успел пригрозить разорвать и порушить. Но покамест именно в официальном измерении никаких фатальных решений Америка не приняла. И, в общем, если оглянуться, дальше крика и детских, в общем, демонстраций не заходила.

Может, и в этот раз - покричит и уймётся? Когда реальные аналитики, которые в США есть, тихо положат на стол президента расчёты и прогнозы, во что может вылиться очередная его аффектация?

Что ж, ближайшие дни это покажут…

«Люди заняты поиском денег. Больше прибыли, меньше веры. Позабыты и Маркс, и Ленин. И пугает жадность без меры». Эти стихотворные строчки, написанные, как ностальгия по советским временам, почему-то всплывают каждый раз, когда слышишь о тотальной коррупции в твоей родной стране сегодня. И вопрос: «Почему так происходит?», вязнет в болоте непонимания: «А зачем столько»? Действительно, миллионы, миллиарды на одну душу, на одно тело, на две руки и две ноги – это зачем? Когда дети, родители, друзья и даже домашние животные обеспечены на сотню лет вперед, то куда девать все то, что нажито непосильным коррупционным трудом?
Понятно, что можно купить еще власть. Для баловства, ради забавы. Много, всякой, на развес и в розницу, в качестве игрушки, с сопутствующей атрибутикой в виде элитных машин с мигалками, кланяющихся клерков вдоль красной дорожки на службу, крепостной прислуги в частных владениях дворцов. Можно. Хотя, чаще происходит обратное: сначала стулья, потом деньги. То есть получение власти, влечет автоматический доступ к госбюджету, что читается между строк, как к кормушке. И тут фантазиям и изобретениям власть имущих нет предела. Было бы тема, а уж освоить ее не составляет труда. И вот хитрые схемы откатов, потоки бюджетных средств текут так, как надо. Текут не для государства, не для людей, не для дела, а для себя любимых. Да и, Бог бы с ними, пусть собирают на пенсию, если бы не постоянные переборы в игре с государственными и частными финансами. Для логики нормального, даже очень жадного человека – это сплошная загадка. Зачем столько? Но, видимо, есть некое другое мышление на уровне, когда деньги сами текут в твой карман круглосуточно, не переставая, без перерыва на обед. Видимо…
Есть одно предположение, которое не озвучивалось ранее. Оно на первый взгляд неожиданное, но при рассмотрении, может претендовать на истину. Каждый человек тщеславен, даже если он скрытен и не публичен. Многие пытаются оставить свой значимый след на нашей Земле. Одним хватает посаженного дерева, выстроенного дома и рожденного ребенка, другим этого мало. Им нужно отсыпать холм посреди степи, выстроить замок на высокой крутой скале, создать империю по всему миру, короче поставить памятник себе любимому, еще при жизни. Да такой, чтобы виден был ото всюду, чтобы о нем говорили все окружающие, чтобы молва летела по всему свету. Эти наши памятники жадности растут, как грибы после дождя. Маяки нашего времени, о котором потомки будут рассуждать, не понимая сути происходящего. Им, нашим потомкам, не будет уже противно, как нам сегодня, но сложить логическую цепочку не получится даже у самых продвинутых историков. Другого маломальского объяснения существующей безграничной жадности, с точки зрения обычной логики, увы, не найти.
И тут мы подходим к сути размышлений. А почему, собственно, возбуждая так много уголовных дел о коррупции, в последнее время, их главные фигуранты остаются неприкасаемыми, неподсудными? На ум приходит крылатое выражение из фильма «Джентльмены удачи» - «Кто ж его посадит, он же памятник»! Действительно, почему бывшие министры, главы корпораций и властей всех уровней остаются чаще простыми свидетелями коррупционных дел своих подчиненных, этакими наблюдателями со стороны? Это смешно, когда слышишь, что пропавшие миллионы текли мимо главного лица, за все отвечающего. И даже если это гипотетически так, значит надо сажать такое должностное лицо за халатность к порученному делу, за некомпетентность, за глупость, в конце концов. Но это, чаще всего, ширма, за которой выгодно прятаться, чтобы не сесть. А садиться, ох, как тяжело, тем более, когда ты при жизни – памятник! Ноги и спина не сгибаются, мышцы каменеют, мозги костенеют от такой крамольной мысли!
Воровали у нас всегда, и в советское время тоже. Но объемы и размеры похищенного не в какое сравнение с тем наивным временем! Да и сегодня, когда за украденную овцу горькому деревенскому пьянице дают больше, чем за похищенные миллиарды представителей из «элиты памятников»! Это вызывает справедливое возмущение простых граждан страны. Доколь? Может сегодня что-то сдвинуться? В нашу сторону, в направлении скромных оградок, вспять от богатых памятников? Пока видна только имитация борьбы с повсеместной коррупцией, некая реставрация уже установленных монументов. Всплеск возмущений разбивается о бетонные основания памятников. Уровень наших претензий к властям не доходит даже до щиколоток этих медных фигур. Монументальные изваяния смотрят на нас свысока, пренебрежительно, как бы, не замечая нашего движения внизу. Для них – это суета, муравьиная беготня…
И последнее. Я против сноса всяческого исторического наследия, в том числе и памятников, установленных советским лидерам и идеологам. Но мое нутро будет совсем не против, если восторжествует то, чего ожидает большинство граждан в этой стране, когда начнут падать памятники коррупции, разворовывания богатств страны, ненасытной пугающей жадности, якобы элиты, власти или бизнеса. Виновные должны отвечать за содеянное, без срока давности. Вор должен сидеть в тюрьме! Социальная справедливость – это когда и памятники сажают!

19:13, 29.01.2018

Что происходит на этой фотографии? Зачем памятник Александру III посадили в клетку? Кто стоял на Манежной площади вместо фонтана, кому на самом деле принадлежит «памятник невидимке», что случилось с гипсовым Радищевым и кто спас Ленина на Варшавском вокзале — об этом мы сегодня расскажем в новом тексте.

«Кто ж его посадит? Он же памятник!» — удивлялся герой Савелия Крамарова в фильме «Джентльмены удачи». Но бывает и такое.

В Петербурге почти 5000 памятников, от «Медного всадника» до шуточного Чижика-Пыжика на Фонтанке. Сегодня мы вспомним монументы, которые не пережили ХХ век или в лучшем случае потеряли законное место. Рассказываем об утраченных памятниках Петербурга — от великих князей до советских вождей.

Бегемот на комоде

Одним из самых одиозных петербургских памятников всех времён остаётся памятник Александру III, созданный в 1909 году итальянским скульптором Паоло Трубецким. Скульптуру установили перед крупнейшим столичным вокзалом - Николаевским (ныне Московский). Место выбрали не случайно: ключевой заслугой императора Александра, судя по надписи на постаменте, сочли создание Транссибирской магистрали.

1908-1909 гг - это не Троянский конь в Петербурге. Просто архитекторы примериваются, как будет выглядеть памятник Александру III на Знаменской площади.

Но петербургская публика монумент не приняла. Уже в день открытия несчастного Царя-Миротворца сопровождало улюлюкание толпы, а зеваки и газетчики упражнялись в острословии: самой популярной шуткой стал стишок «Стоит комод, на комоде - бегемот, на бегемоте - обормот». Досталось даже лошади самодержца, которой пеняли на отсутствие хвоста, а выпуклости её спины сравнивали с женской грудью.

Да нормальный памятник!

Но как это ни странно, памятник простоял после революции 1917 года почти до самой Второй мировой - демонтировали скульптуру только в 1937 году.

В советские годы над несчастным монументом всячески глумились, особенно в годовщины революции и на первомай. Здесь он, например, заключён в клетку. Вот настоящее современное искусство!

1922 г. - памятник на своём месте, хотя и с издевательской подписью на постаменте. Возможно, она его и спасла. Вместо метро «Пл. Восстания» можно видеть храм.

В каком-то смысле «обормоту на комоде» даже повезло: его так и не переплавили, а убрали в запасники Русского музея. Лишь постамент валаамского красного гранита сохранить не удалось: он пошёл в расход уже под другие скульптуры - в частности, памятник композитору Римскому-Корсакову на Театральной площади.

1994 г - перевозка памятника в Мраморный дворец, где его можно увидеть и сегодня.

Впрочем, теперь в художественных достоинствах монументу Александру III (или в отсутствии оных) могут лично убедиться все желающие: в 1994 году его поставили перед Мраморным дворцом.

Правда, и в наши дни Александра III не оставляют в покое. Например, недавно в курдонёре Мраморного дворца напротив него стоял памятник Японской девочке на тиранозавре (современное искусство).

И пожалуй, дело не в том, что он так уж плох - просто российское общество к 1910-м годам было уже настроено антимонархически, и напоминавший городового-держиморду царь вызывал у большинства петербуржцев только раздражение.


Проект возвращения Александра III на прежнее место обсуждают и сегодня. Это может стать актуальным, если власти городе решат сделать пространство под пл. Восстания торгово-развлекательными площадями - в этом случае площадь точно не выдержит стелу.


При всей спорности монумента Паоло Трубецкого новый памятник Александру III, открытый совсем недавно в Крыму, изрядно напоминает петербургскую скульптуру. Ещё и гангнам-стайл танцует.

Фонтан вместо Романова

А вот памятник великому князю Николаю Николаевичу-старшему пробыл перед нынешним кинотеатром «Родина» совсем недолго. Торжественно открытый императором незадолго до начала Первой мировой, он не простоял на Манежной площади и пяти лет - в соответствии с ленинским указом «о памятниках царям и их слугам» скульптура была направлена на переплавку уже осенью 1918-го.

Приезд Николая II на открытие памятника Николаю Николаевичу в январе 1914 года.

Досадно, но как раз этот памятник, созданный итальянским скульптором Пьетро Каноникой, был довольно красивым. Большая, свыше 10 метров, скульптура генерал-фельдмаршала и полководца Николая Романова возвышалась на площади, ближе к Караванной улице.

Детали монумента.

Она призвана была напоминать о подвигах российских солдат и офицеров во время войны с турками 1877-1878 годов. Именно после тех блестящих побед русского оружия народы Балкан получили независимость от Османской империи и создали свои государства.

Сама скульптура имела портретное сходство с великим князем. В отличие от пресловутого «бегемота на комоде», была встречена общественностью и критиками положительно.

Правда, по воспоминаниям некоторых современников, сам Н. Н. Романов был весьма противоречивой личностью. Эксцентричный и эпатажный, он к концу жизни вовсе выжил из ума, оставаясь изрядной головной болью для царствовавшего тогда Александра III. Да и победы русских войск над турками, как считают военные историки, складывались не благодаря, а скорее вопреки командованию Николая Николаевича.

Точные копии памятника сохранились на родине скульптора - в Италии. Их можно увидеть и сейчас.

Возможно, всё это также поспособствовало уничтожению памятника в первые советские годы. Теперь вместо него в ожидании очередного сеанса в «Родине» хипстеры могут любоваться стандартным круглым фонтаном.


Памятник невидимке

Ещё более странную скульптуру можно увидеть у дома №132 по Фонтанке. Точнее, как раз нельзя увидеть - дело в том, что это так называемый «Памятник Невидимке», давно пользующийся популярностью у местных жителей и гостей города.

Тот самый «памятник невидимке» на Фонтанке, д. 132. На постаменте так и написано. Власти часто закрашивают надпись, но всякий раз она таинственным образом появляется на пьедестале к следующему утру.

Это постамент памятника, на котором ничего не стоит, он пуст. Шутники часто пишут на нём «Памятник Невидимке», а также фотографируются, забравшись на него - «я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

На самом же деле постамент предназначался для бюста ещё одного Романова - императора Александра II, который пожертвовал немало личных средств на создание Александровской больницы, перед которой и был воздвигнут монумент. Бюст стоял на этом месте с 1893 по 1931 год, пока не был сброшен со своего места. Есть версия, что сбросили его прямо в Фонтанку. Кстати, сейчас больница переквалифицировалась в психиатрическую, и некоторые её пациенты утверждают, что они этот памятник по-прежнему видят.

В действительности здесь стоял бюст Александру II, Царю-Освободителю. Позже благодарные соотечественники сбросили его в Фонтанку.

О восстановлении бюста речи пока не идёт. Хотя поклонники Александра II не должны переживать: уже в постсоветские годы в России появилось немало памятников Царю-Освободителю. Два из них находятся в Петербурге: в полный рост - на Суворовском проспекте и бюст перед банком - на улице Ломоносова. Не говоря уже о том, что главным петербургским памятником этому императору остаётся храм на месте его гибели - Спас на Крови.


Впрочем, в современном Петербурге память царя всё же чтят.

Короткий век «монументальной пропаганды»

Особой строкой в истории петроградской скульптуры стоят первые советские памятники. Практически все они создавались как временные и оказались крайне недолговечными, поэтому в лучшем случае сохранились лишь на фотокарточках тех лет. Единственным монументальным сооружением советского Петрограда, дошедшим до наших дней, остаётся мемориал на Марсовом поле.

Лассаль на Думской

Маркс перед Смольным (сейчас там Ленин - до сих пор)

Герцен

Размах ленинской «монументальной пропаганды» впечатлял: только за 1918 год Петроград обрёл не один десяток новых памятников. Перед Смольным поставили гигантского Карла Маркса, на площади Восстания - бюст Софьи Перовской в ультрасовременном стиле, прямо у Зимнего дворца - дворянского революционера Радищева. На углу Невского и Думской появился памятник Лассалю, у Балтийского вокзала - Огюсту Бланки, а на Васильевском острове - любимому Лениным поэту Гейне.

Софья Перовская перед Московским вокзалом

Гарибальди

Гейне

Гипсовый Радищев был символически установлен в разрушенной ограде Зимнего дворца. Все эти монументы были сделаны наспех и из крайне недолговечных материалов (например, из гипса) - а потому просуществовали весьма недолго.

Только вот обилие новых скульптур российских и зарубежных революционеров с лихвой компенсировалось крайне низким качеством работ. Вследствие развала экономики нормальных материалов не было, и многие из этих памятников изготавливались из гипса и гранитной крошки. В итоге даже те из них, кто не стал жертвой вандалов, не простояли и нескольких лет: например, Радищева быстро разнесла очередная буря, а самые крупные из памятников убрали сами власти после того, как их состояние стало представлять угрозу для жизни прохожих.

Как бронзовый Ильич по городу ходил

В отличие от первых совдеповских скульптур, памятники Ленину создавались уже с чувством, с толком, с расстановкой - из бронзы и гранита, на века. В Ленинграде, само собой, их было особенно много. Даже сейчас краеведы насчитывают в Петербурге 57 изваяний Ленина, не считая памятных досок.

Особенно Ильичей в советские годы любили ставить на вокзалах. Но если в памятнике на Финляндском вокзале была своя логика - ведь именно туда Ильич прибыл в 1917 году - то к остальным вокзалам он вроде бы прямого отношения не имел.

Варшавский вокзал в 1952 г. - с Лениным.

Тем не менее, в 1949 году, после реконструкции, свой Ленин появился и на действовавшем в ту пору Варшавском вокзале. Памятник стоял в огромной нише фасада и был прекрасно виден с любой точки Измайловского проспекта, а особо глазастые различали его аж с колоннады Исаакия.

Ленин на Варшавском в 1990-х: если присмотреться, то видно, что к нему уложены цветы, но и кое-где не отскребли краску, которой закидывали памятник.

Но наступили иные времена, и в 2001 году Варшавский перестал функционировать как вокзал, переквалифицировавшись в торгово-развлекательный комплекс. Ленина с вокзала вывезли.

Памятник Ленину во время его пребывания в Старо-Паново в 2005-2012 гг. Фото - Дмитрия Ратникова, «Канонер».

Хотя бронзовому Ильичу повезло больше. Сначала его укрыли рабочие завода «Специалист» в Старо-Паново, а в 2012 году скульптуру приобрела и установила в своём внутреннем дворе Академия имени Лесгафта. Типовой Ленин с Варшавского вокзала и сейчас стоит там, и при желании посмотреть на него можно, если зайти в вуз с улицы Декабристов. Скульптуру даже отреставрировали за счёт академии, так что выглядит Ленин хорошо.


Транспортировка Ленина в выкупивший его институт им. Лесгафта.


Ленин сегодня - на задворках академии Лесгафта.

В бурный ХХ век из истории «выпилили» не только памятники, но и многих живых людей. Впрочем, памятники, в отличие от людей, всегда можно воскресить - прецеденты имеются.

Дмитрий Витушкин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Кто ж его посадит? Он же памятник!

Несчастливая все-таки судьба у памятников в России. Зачастую с уходом очередной эпохи, памятники слетают со своих пьедесталов и отправляются на переплавку.

НИЖНИЙ ТАГИЛ

Интересна судьба знаменитого памятника, посвященного Николаю Никитичу Демидову в городе Нижнем Тагиле. Это был огромный помпезный монумент работы французского скульптора Ф-Ж Бозио.

Монумент был действительно великолепен. Пять скульптурных композиций, десять фигур, отлитых из бронзы, пьедестал из пород тагильского мрамора. Сначала монумент был установлен перед Никольской церковью, но потом перенесен на Предзаводскую площадь, организуя пространство, от него отходили три луча улиц. Четыре композиции по углам посвящены жизни Демидова от детства-отрочества до зрелых лет. Центральная часть это Демидов, который принимает благодарность то ли от музы Нижнего Тагила, то ли от благодарной России, что тут подразумевал скульптор? А тагильчане незамысловато считали, что это собственно жена Демидова а вокруг его дети.

Памятник "эксплуататору трудового народа" достоял так до революции, а потом в 1919 году фигура Демидова исчезла, как будто он просто ушел, освободив место новым хозяевам. Эпоха Демидовых казалось бы безвозвратно закончилась. Позднее "пропавшего горнозаводчика" обнаружили в Москве и отправили на переплавку. Та же судьба постигла остальные фигуры. Бронза была ценным материалом.

Но вот закончилась советская эпоха. И уже на свалку истории отправляются советские символы. Новое время требует новых героев. Появилось модное заграничное словечко "бренд". Тут-то и вспомнили про отцов-основателей. И уже как-то стараются не вспоминать про жестокую эксплуатацию работного люда.

ЧЕЛЯБИНСК. памятник "УШИ"

Памятник физику Курчатову уроженцу Челябинской области (г.Сим, до революции Симский завод Уфимской губернии) в Челябинске, в народе прозванный "Уши". Справа легко-атлетический комплекс имени Елесиной. Когда какой-нибудь приезжий спрашивает что это за две скалы, местные острословы отвечают "Неужели не узнали? Две башни-близнецы в Нью-Йорке и Бен Ладен!"

ЕКАТЕРИНБУРГ памятник "ПОД ВАРЕЖКОЙ"

Памятник добровольцам танкового корпуса "Тыл фронту" на привокзальной площади в Екатеринбурге, в народе прозванный "Под варежкой". Это первое, что видят приезжающие в город по железной дороге. Это место, где обычно назначают встречу отъезжающие куда-нибудь на электричке студенты, школьники. "Где встречаемся?" "Под варежкой!" Я училась в УрГУ в 80-е. И мы были в стройотряде и там встречались не раз. Памятник на самом деле красив и суров, один из лучших в Екб, пожалуй один из самых узнаваемых символов города. К сожалению многие местные не знают, что там захоронена земля из Орла, Львова, Праги и Берлина, опаленная кровью наших солдат-танкистов.

Чук и Гек.

Так в народе прозвали памятник отцам-основателям Екатеринбурга.

Надпись внизу гласит, что памятник Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину. Говорят, что на самом деле в шляпе стоит де Геннин. Хотя какая разница, если они как близнецы. Портретного сходства с оригиналами нет никакого.

ОРЕНБУРГ - памятник "ПЕДАЛЬ"

Фото Педаль - Пушкин и Даль

Памятник двум великим русским людям - Пушкину и Далю - установлен в Оренбурге, в парке. Горожане сокращенно памятник называют "Педаль". Здесь излюбленное место встреч молодежи. Ну, то есть примерно так: "Где встретимся?" - "В 8 у Педали".

ЧЕЛЯБИНСК

Памятник "Сказ об Урале" на привокзальной площади в Челябинске несколько зим подряд наряжали в костюм Деда Мороза. На шубу ушло сто метров ткани. Обряжали памятник в новогодний наряд альпинисты. Это был самый большой кафтан Деда Мороза, он даже занесен в книгу рекордов Гиннеса. Но эта идея встретила противоположные мнения у горожан. Одни посчитали ее забавной, другие наоборот были возмущены.

Урал изображен в виде былинного богатыря вырубленного в граните. Он олицетворяет силу и мощь уральских мастеров. Этот памятник был навеян скульптору Виталию Зайцеву сказами Бажова. На постаменте всем известная строка поэта Твардовского: "Урал - опорный край Державы, ее добытчик и кузнец..."

"Кто ж его посадит? Он же памятник!" - так, помнится, восклицал один из героев фильма "Джентльмены удачи" по поводу монумента М.Ю. Лермонтову. А скульпторы и архитекторы уже давно и ставят, и сажают известных писателей и поэтов в самых замысловатых положениях и самых необычных компаниях.

Сегодня мы совершим с вами небольгое путешествие по памятникам. В каждой стране, в любом городе есть фонтаны и скульптуры, посмотреть на которые съезжаются туристы со всего мира. Также почти в каждом городе есть памятники известным политическим деятелям и историческим лицам, писателям. Но только в последние годы стали делать памятники, которые вызывают улыбку у прохожих и желание с ними сфотографироваться. Есть такие скульптуры и Нижнем Новгороде, в основном они расположены на нижегородском Арбате - улице Большая Покровская. Это исторический центр нашего города, пешеходная улица, где любят гулять многие горожане и гости нашего древнего города. В самом начале улицы вас встречает Городовой, как бы следя за порядком.

На пересечении улиц стоит опершись на велосипед нижегородский почтальон.

И еще много других персонажей встретятся вам на пути, но да речь сейчас не о них.

Появились памятники еде, вещам, персонажам фильмов и мультфильмов, нашим чувствам и порокам, выраженным в металле, дереве или гипсе.

Эти необычные скульптуры превратились в самостоятельные достопримечательности, о которых пишут в новостях, и посмотреть на которые съезжаются горожане и жители других городов.

Среди них есть и памятники книге, но памятников собственно читателю немного.

В общем, судите сами...

На улице Большая садовая города Ростов-на-Дону установлен Памятник читателю «Вечерки».


Памятник расположен рядом со зданием газеты «Вечерний Ростов». Хотя, наверно, не правильно его называть читатель, лучше читатели. Ведь собака также пытается заглянуть в газету.

Памятник «Наш читатель» Актоба, Казахстан. Идея открытия уникального памятника принадлежит творческому коллективу актобинской независимой газеты «Диапазон». Авторами «Нашего читателя», как прозвали актюбинские журналисты необычную скульптуру, стали местные художники. Взрослый импозантный мужчина с аккуратной бородкой, в костюме и при галстуке сидит нога на ногу и вдумчиво всматривается в строки газеты. Именно таким увидели актобинцы того порой безымянного читателя, которому адресуются все написанные слова и для которого работают кудесники пера. Ибо нет для пишущих людей большего наказания, чем статья или книга, не нашедшие адресата. Теперь бронзовый читатель, несмотря на погоду и время суток, будет постоянно находиться у входа в редакцию «Диапазона», сидя на лавочке и держа в руках раскрытую толстую газету.


Скульптурная композиция «Памятник одесскому читателю» открыта 1 апреля 2005 года, автор-скульптор О. Черноиванов. Представляет собой ироническую копию памятника основателям Одессы работы скульптора Б. Эдуардса и архитектора Ю. Дмитриенко, установленного на Екатерининской площади в конце XIX века и под горячую руку демонтированного большевиками.

Учитывая сложившиеся политические обстоятельства, центральная фигура композиции, императрица Екатерина, изучает русско-украинский разговорник. Автор генерального плана города Деволана читает «Путеводитель по Одессе», дабы сопоставить свой проект с реальностью. Остальным персонажам повезло гораздо больше: Дерибас знакомится с творчеством Жванецкого, в руках Григория Потемкина «Конармия» Бабеля, у Платона Зубова – «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова.



"Памятник маленькому читателю " находится возле филиала Национальной библиотеки Украины для детей. По непонятным причинам Маленький Читатель заперт в клетке. Наверное таким образом родители заставляют его учить уроки.


Скульптурная композиция "Студенты" , изображающая Шурика и Лиду, героев фильма Леонида Гайдая "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", установлена 30 апреля 2012 года в центре города Краснодар. Авторы - краснодарские скульпторы Алан Карнаев и Валерий Пчелин. Высота бронзовой скульптуры - 185 сантиметров. Вес - около 300 кг.

Создатели памятника выбрали один из самых выразительных моментов комедии: бронзовая Лида идет быстрым шагом, углубившись в конспект с лекциями, а Шурик со стопкой книг заглядывает ей через плечо. Кажется, будто бронзовые Шурик и Лида идут по бульвару рядом с прохожими. По задумке скульпторов, студенты как раз проходят по бронзовому люку. Его вмонтировали в булыжную мостовую бульвара.

Установлена скульптура в Краснодаре на ул Красная, около здания Кубанского технологического университета.


Памятник читателю появился также и в самом центре Нижнего Новгорода в сквере на площади Минина и Пожарского: на скамейке у фонтана расположился господин в сюртуке и котелке с высокой тульей, поглощенный чтением газеты.



Декоративную скульптуру "вечного читателя", взгляд которого навсегда прикован к одной из страниц, подарила городу местная газета, публикующая бесплатные объявления. Администрации города и Нижегородского района поддержали инициативу газетчиков, и даже приняли участие в церемонии установки этой скульптуры. Памятник не нарушает гармонию и настолько хорошо вписывается в пространство, что рядом с "читателем" из металла на скамью присаживаются юные абитуриентки с конспектами и студенты, у которых завершается летняя сессия.

Нижний Новгород – читающий город. Здесь выходит более трех десятков самых разных печатных изданий, имеющих своих читателей. И даже если под мощным натиском высоких технологий остановятся печатные станки, и все газеты исчезнут, уступив место электронным версиям, памятник не даст забыть, что когда-то каждый из нас выстаивал очереди к окошку газетного киоска, чтобы взять в руки свежий номер любимой газеты, еще пахнувший типографской краской.

Возможно есть еще памятники читателям, попробуйте дополнить мой список.
А еще я вам предлагаю заглянуть на сайт "Памятники и фонтаны", который познакомит вас с самыми необычными памятниками начиная от писателей, кончая буквами алфавита.