Золотая баба: главный идол на территории Древней Руси.

О Золотой бабе с древности ходит много легенд, её много раз описывали якобы очевидцы, её долго и упорно искали авантюристы всех мастей то в Европе, то в Сибири. По слухам, в последний раз её видели в 30-х годах прошлого столетия в тайном святилище казымских хантов в бассейне реки Оби, по другим источникам - тоже в Югории в 1961 г., но вот беда - найти так и не смогли! Да и была ли она на самом деле, а если была, то сохранилась ли до наших дней?

Считается, что Золотая баба - легендарный идол, которому поклонялись жители Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири. Первое упоминание о ней содержится в скандинавских сагах: в 1023 году викинги напали на Биармию (норв. - Бьярмаланд), вёл их знаменитый Торер-Собака. Биармия нам тоже известна только по сагам, по одной из версий, она располагалась на территории Архангельской области в бассейне реки Северная Двина, по другой - на южном берегу Белого моря, откуда в бассейн Волги вёл Заволоцкий торговый путь. Биармия некоторыми историками отождествляется с Пермией.

На Двине викинги обнаружили святилище Юмалы (или славянского Перуна) - небесного божества грома, которому, как высшему божеству, приписывалось создание мира. В святилище находилась огромная деревянная статуя, на коленях у которой была серебряная чаша, наполненная серебряными монетами, перемешанными с землёй. На голове статуи была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями, на шее - ожерелье. Чем там кончилось дело у викингов, летописи умалчивают.

В российских летописях первое упоминание о Золотой бабе содержится в Новгородской Софийской летописи за 1398 год в связи со смертью миссионера Стефана Пермского. Стефан проповедовал христианство населению коми на Пермской земле, спорил с пермяцкими жрецами, а стрельцы тем временем разрушали древние святилища, и на их местах ставили церкви. В летописи сказано: «Сей научи Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Златой бабе».

Затем прошёл слух, что Золотую бабу, спасая от христиан, шаманы перевезли в Сибирь. В конце XV века московские воеводы Семён Курбский и Пётр Ушатый во главе четырёхтысячной рати отправились за Урал в попытке найти Золотую Бабу. Они захватили и разграбили много югорских селений, обыскали немало потайных мест, но ничего не нашли.

Западноевропейские путешественники XVI века в книгах о Русском государстве тоже не обошли Золотую бабу стороной. Согласно «Сочинению о двух Сарматиях» (1517 г.) польского историка и географа Матвея Меховского (1457-1523 гг.), Золотая баба находится за Вяткой «при проникновении в Скифию», а другие авторы помещают её уже около устья Оби.

Барон Сигизмунд фон Герберштейн (1486-1566 гг.), посол Австрии в Москве, в 1549 году опубликовал книгу «Записки о московитских делах», и на прилагаемой к книге карте Московии в районе Тюмени (Чинги-Тура) прямо указал местонахождение Золотой бабы вблизи устья Оби (SLATA ВАВА). Он описал Золотую бабу в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок - внук. Прямо настоящая богиня рода!

А. Гваньини в 1578 году писал о вытесанном из камня истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок - внук (можно предположить, что он просто воспользовался описанием С. Герберштейна). Зато Д. Флетчер (1591 г.) написал о скале в нижнем течении Оби, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках. Изображение статуи с ребёнком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba) в устье Оби имеется на некоторых западноевропейских картах Русского государства XVI века, в частности, на карте Московии А. Дженкинсона от 1542 года, который на ней сделал такую надпись: «…Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать и куда перекочевывать, и идол даёт вопрошающим ответы, и предсказания точно сбываются». Даже знаменитый фламандский картограф Герхард Меркатор у устья Оби на карте 1595 года написал Zolotaia baba.

Русские учёные XVIII века. Г. Ф. Миллер и И. И. Лепёхин выдвинули гипотезу, что Золотая баба - древнее божество коми, была увезена на Обь не желающими креститься язычниками коми. Зато известный русский этнограф, князь Н.С. Трубецкой полагал, что Золотая баба - это Калтась, жена верховного ханты-мансийского бога Нуми-Торума, мать всего живого, богиня плодородия и судьбы.

В Европе о Золотой бабе несколько подзабыли, но в Западной Сибири до сих пор всерьёз верят в её существование. Согласно Сибирской Кунгурской летописи, Золотая Баба четыре века назад находилась в Демьянском городке в низовьях Иртыша (территория нынешнего Уватского района Тюменской области), но после взятия городка казаками Ермака под предводительством атамана Богдана Брязги (осень 1582 г.) она таинственно исчезла. Перебежчик сообщил атаману, что в городке находится идол, сделанный из чистого золота, но так как идола не нашли, отряд бросился по его следам. В мае 1583 года на Оби в Белогорье казаки обнаружили мольбище Золотой бабы, но и там ничего не нашли, а возвращаясь из похода, казаки попали в засаду и все погибли. (По поверьям остяков, мольбище было защищено заклятьем, и всякий, кто нарушил покой Золотой бабы, должен умереть.) Спустя некоторое время пропавший идол объявился в бассейне реки Конды, левого притока Иртыша.

В Уватском краеведческом музее в соответствии с рисунками летописца С. У. Ремезова воспроизведён жертвенник со стоящей над ним фигурой Золотой бабы, покрытой настоящим золотом. Летописец, вероятнее всего, не видел идола, и с чьих слов его нарисовал - неизвестно, но в летописи она описана так: «Нага с сыном на стуле сидящая, приемлющая дары от своих».

В 1657 году на реке Конде был основан Кондинский монастырь для борьбы с язычеством. Монахи разыскивали и сжигали «шайтанов» - деревянных божков в мехах. Миссионер Григорий Новицкий, проповедовавший в начале XVIII века христианское учение остякам, пытался найти Золотую бабу и уничтожить её. Он собрал много сведений о самом идоле и о тайном святилище, в котором хранилась Золотая Баба, и куда имели право входить лишь вождь племени и шаман. Он узнал, что Золотая баба находится в районе р. Конды и с 1712 года в течение 9 лет активно за ней охотился. В конце концов, его убили люди, охранявшие святыню. После него в монастыре осталась неоконченная книга «Описание о народе остяцком».

Раз люди верят в Золотую бабу, то, разумеется, ищут её. В конце XIX века знаменитый русский художник Василий Кандинский (его предки когда-то княжили в бассейне реки Конды, откуда и пошла фамилия Кандинский), будучи ещё студентом, отправился в Западную Сибирь в Зырянский край, где предположительно поклонялись Золотой бабе. Множество зарисовок сделал во время своих поисков будущий художник: часовенки монгольского типа, древние курганы, деревянные скульптуры, но не было среди них Золотой бабы. Огорчённый неудачей художник написал в своём дневнике, что Золотая баба «совершенно не известна зырянам. Память о ней утрачена навсегда».

Печальная участь постигла других искателей приключений. Журналист Василий Дятлов в статье «Заклятье Золотой бабы» (Журнал «Итоги» за 2001 год) писал: «Легенда гласит, что где-то среди болотистых топей спрятана статуя Казымской богини, сделанная из чистого золота. Золотую бабу искали давно и продолжают искать до сих пор. И всегда эти поиски сопровождались событиями, смахивающими на мистику. Так, во второй половине XVIII века в нижнее Приобъе на поиск золотого изваяния отправилась экспедиция казаков. Около двух десятков вооружённых всадников со сменными лошадьми и оленями пропали бесследно. Та же участь постигла и отряд НКВД, который в 30-х годах был направлен на поиски золота для диктатуры пролетариата. Ни одному из бойцов не удалось вернуться из похода».

Но по сведениям этнографической экспедиции Института мировой литературы РАН, которая летом 1990 года побывала в Ханты-Мансийском автономном округе, дело обстояло несколько иначе. В 1933 году органы НКВД арестовали шамана, который указал им путь к святилищу, но ханты, охранявшие святилище, оказали сотрудникам НКВД вооружённое сопротивление и четверо сотрудников погибли. В результате последовавших репрессий все взрослые мужчины-ханты были уничтожены, а старики, женщины и дети умерли зимой от голода, так как все ружья у них были конфискованы, и добывать себе пропитание они не могли.

Что касается Золотой Бабы, хранившейся в святилище, то она исчезла. Есть предположение, что её переплавили (если она была золотой). Однако в краеведческом музее Ханты-Мансийска хранятся экспонаты, поступившие из хранилища местного управления КГБ. Если Золотая Баба была не золотая, то не находится ли она и сейчас в каком-нибудь спецхранилище?

Итак, загадка Золотой бабы не разгадана до сих пор. Откуда она взялась? Что это за богиня? Где она сейчас находится? Может быть, будущее покажет…

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Почти тысячу лет легендарная Золотая Баба сокрыта от глаз корыстных людей. Испокон веков ее хранители убивали любого, а если требовалось, то и самих себя, лишь бы уберечь святыню. Её Тайна ценнее каких-то человеческих жизней.

Было время, когда Золотая Баба красовалась перед людьми без боязни со стороны жрецов за её сохранность. Золотой идол весом в три тонны восседал на кургане, сложенном из драгоценных даров. И будь ты нищий, но если пришёл поклониться, то преподнеси хоть клок волос со своей головы, иначе богиня покарает тебя смертью. Щедрые же паломники всегда получали от неё сполна. Кто хотел узнать свою судьбу, тот верно прозревал будущее. Кто искал удачи в торговле, тот обогащался. Кто стремился к победам в ратном деле, тот становился неуязвим.

Очевидцы описывали её по-разному. То ли она изображала беременную женщину, то ли мать с младенцем на руках, то ли была устроена в виде матрёшки, сложенной из золотых колоколов. Происхождение самого идола также доподлинно неизвестно. По версии итальянцев, он изображал богиню Юнону, и угры вывезли его из разгромленного Рима. По версии же востоковедов, Золотая Баба – это ни кто иная, как тибетская богиня ГуаньИнь, статуя которой принадлежала древним ариям, пришедшим с Арктических островов. Так или иначе, ценность и значение её были и есть огромные. Это, увы, послужило причиной для долгих преследований драгоценного кумира со стороны инаковерующих и грабителей.

С 800-х по 1100-е года в Биармии (северо-восток России), где хранилась Золотая Баба, промышляли самые беспринципные разбойники того времени – викинги. Они были наслышаны о Золотой Бабе и богатых подношениях ей. Они требовали ее у жрецов, угрожая страшной смертью в случае отказа. Хранители многажды обманывали викингов, транспортируя идола всё дальше и дальше на Восток. Ни с чем осталась даже такая легендарная фигура, как Торир Собака.

Затем в Сибирь начинает проникать христианство. На кострах горят деревянные «шайтаны», сбрасываются с крутых берегов в воду каменные изваяния, в щепки разносятся древние языческие святилища. И только Золотая Баба, главная святыня народов ханты и манси, не даётся в руки ни церковникам, ни царским стрельцам. Наиболее рьяным ненавистником богопротивного идола становится тогда Стефан Пермский. В 1398 году летописец пишет о нём: «Сей научи Перьмскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Золотой Бабе».

Покоритель Сибири Ермак также не гнушается поисками чудесного идола. В Кунгурской летописи рассказывается о том, как 5 марта 1582 года легендарный атаман послал на добычу Золотой Бабы отряд дружинников под командованием своего друга Ивана Брязги. На реке Оби ниже устья Иртыша отряд взял штурмом городище Нимъян, где, по свидетельству лазутчиков, находился заветный идол. Однако, обыскав святилище, казаки поняли, что проворные жрецы уже успели унести его.

В 1549 году посол Австрии в Москве барон Зигмунд фон Герберштейн издал книгу «Записки о Московитских делах», в приложении к которой имелась карта Московии. Кроме городов, морей и рек на данной карте были обозначены достопримечательности, в том числе и так называемая SLATA BABA. Её местоположения было указано в месте слияния Оби и Ледовитого океана, как раз там, где орудовали дружинники Ермака.

В конце ХVIII казаки повторили попытку раздобыть Золотую Бабу. Для этого в нижнее Приобье снарядилась целая экспедиция. Вооружённые до зубов, взявшие с собой сменных лошадей и оленей, они все до единого сгинули, как и не было их.

Вплоть до революции 1917 года основную работу по розыску идола проделывал Кондинский монастырь, основанный в 1657 году. Окрест его язычество было практически истреблено. Так, по крайней мере, до поры до времени казалось монастырской братии. Однако постепенно выяснилось, что даже усердные прихожане втайне оставались поклонниками Золотой Бабы, а миссионер Григорий Навицкий был и вовсе убит ими за свою дотошность в поисках. В 1757 году братия рассекретила троих православных христиан, которые являлись сборщиками дани для Золотой Бабы. И, наконец, в начале ХХ века монастырь выпустил «Инструкцию Кондинской миссии», в которой чётко и строго предписывалось разыскать мерзкого идола.

Времена воинствующего атеизма помешали миссионерам претворить в жизнь предписания «Инструкции». Однако сами большевики взяли на себя обязанность изъять у жрецов Золотую Бабу. Индустриализация нуждалась в средствах, и три тонны золота никак не могли быть лишними.

В 1933 году в нижнее Приобье выехала опергруппа чекистов, которые были настроены куда более серьёзно, нежели православные миссионеры до них. Тем жёстче оказалась реакция хантов, хранивших тогда идола в посёлке на берегу реки Казым. Опытные таёжные охотники перестреляли всю опергруппу, лишь та объявилась вблизи посёлка.

На смену убитым вскоре прибыл карательный отряд. Без суда и следствия были расстреляны почти все мужчины. Чекисты провели пристрастные допросы и перевернули посёлок вверх дном, но Золотой Бабы не нашли.

Последний раз она напомнила о себе в 1961 году. Председатель колхоза имени 1 Мая, находящегося близ посёлка Юильск, Семён Молданов обнаружил её в одном из охотничьих лабазов. Молданов сообщил о находке в Ханты-Мансийский краеведческий музей, и через пару дней в колхоз прибыла группа из семи музейных работников.

Поздно! Хранители успели подменить золотого идола на его деревянную копию. Так или иначе, истукан был древний, и музейщики забрали его в город. Богиня же не простила даже такого вмешательства, наложила на людей тяжёлое проклятие. В следующие три месяца семеро музейщиков умерли. Умерли их дети и внуки. Умерли восемь детей Молданова, а самого его свалил паралич.

Получается, что до сих пор никто из непосвящённых не имел счастья прикоснуться к Тайне Золотой Бабы. Впрочем… Существуют свидетельства, что один дореволюционный ссыльный добился расположения у хранителей и был препровождён к богине. Неизвестно, какая сотворилась мистерия при этом, но счастливчик обрёл великие знания, которые затем помогли ему влиять на судьбу России и всего мира. Звали того ссыльного Иосиф Джугашвили-Сталин.

Любопытна и неодинакова судьба древних легенд: одни из них подтверждаются научными данными, другие, напротив, опровергаются и становятся только достоянием мифологии. Но некоторые легенды, неоднократно и, казалось бы, убедительно опровергнутые, живут по сей день.

Сотни лет разыскивали исследователи «Золотую бабу» — легендарного идола урало-сибирских народов. Над ее загадкой ломали голову многие (См. «Вокруг света» № 1 за 1960 год, статья Л. Лившиц и Л. Теплова «Золотая баба аримаспов».).

Мне довелось немало ездить в северных местах по роду своей профессии этнографа, изучать материальную культуру, обычаи, прежние верования хантов, манси, коми, ненцев. И, конечно, меня не мог не волновать вопрос: а существовала ли на самом деле Золотая баба или это лишь чей-то домысел, ставший легендой? Пришлось зарыться в старинные книги, и вот к каким выводам привели меня поиски.

Легенда о Золотой бабе, по всей видимости, родилась на Руси в XIV—XV веках — в ту пору, когда крепнущее Московское государство стало активно расширять свои владения на северо-восток. Московские служилые люди закрепили тогда за Русью земли по рекам Вычегде, Печоре, Каме; перевалили через Урал, проникли в бассейн великой Оби и наложили на тамошнее разноязычное население «государеву» дань.

Вслед за военными и торговыми людьми в эти земли потянулись и православные попы, усердно насаждавшие христианство среди местных «идолопоклонников». Впервые о Золотой бабе упоминает Софийская летопись под 1398 годом, рассказывая о деятельности одного из православных миссионеров — Стефана Пермского.

Нет основания подозревать летописца в том, что Золотую бабу он придумал. Видимо, на Руси уже ходили смутные рассказы об этом идоле «человецев незнаемых в восточной стороне». Но в то же время писатель конца XIV века Епифаний Премудрый, подробно и со знанием дела описавший дохристианские верования коми-пермичей, ни словом при этом не обмолвился о таком «чуде», как Золотая баба. По его словам, пермские идолы были деревянными, приношения же им делались различными предметами, главным образом пушниной (но иногда и вещами из драгоценных металлов).

Очень важно, что в дальнейшем ни один русский документ, за исключением послания митрополита Симона 1501 года, повторившего сообщение Софийской летописи, не содержит прямых свидетельств о Золотой бабе. А ведь, казалось бы, кому, как не русским, повествовать об этой диковинной фигуре. Вместе с тем рассказ о ней приобрел со временем большую известность в западноевропейской литературе XVI—XVII веков; редкий автор, говоря о Московии, не упоминает о «женщине из золота».

Начало было положено в 1517 году польским писателем М. Меховским, который, со слов русских военнопленных в Кракове, поведал Европе, что «за землею, называемой Вяткой, находится большой идол Злота баба... золотая женщина или старуха, окрестные народы чтят ее и поклоняются ей».

В 1516—1518 годах в России побывал С. Герберштейн — дипломат, автор известной книги «Записка о Московских делах». В ней он, в частности, ссылаясь на какую-то русскую рукопись, сообщил новые сведения о Золотой бабе... Оказывается, это божество находилось не за Вяткой, а «при устье Оби, в области Обдоре, на более дальнем берегу».

По словам Герберштейна, «этот идол Золотая старуха есть статуя в виде некоей старухи, которая держит в утробе сына, и будто там уже опять виден ребенок, про которого говорят, что он ей внук. Кроме того, будто бы она там поставила некие инструменты, которые издают постоянный звук наподобие труб».

Вот с этого-то, собственно, все и началось! Авторитет великого хитреца Герберштейна был настолько высок, а вера европейцев во всякие чудеса в России настолько прочной, что почти никто на Западе не усомнился в достоверности описания Золотой бабы. И она проделала поистине триумфальное шествие по книгам многих иностранных авторов.

Но обратимся к куда более скромному сообщению Сибирской (Кунгурской) летописи, относящемуся к периоду походов Ермака в бассейн среднего течения реки Оби.

Наибольшей точностью и достоверностью в этом повествовании отличается рассказ о походе в 1582 году Богдана Брязги «с товарищами» вниз. по Иртышу до Оби. Исследователи полагают, что первоначальная запись об этом походе была сделана кем-то из его участников.

Для нашей темы важен тот отрывок, где говорится о появлении отряда Брязги в Белогорье — важнейшем религиозном центре хантов на левом берегу Оби. Вот он полностью: «ту бо у них молбище болшее богыни древней, нага с сыном на стуле седящая, приемлюще дары от своих, и дающе ей статки во всяком промысле; а иже кто по обету не даст, мучит и томит; а кто принесет жалеючи к ней, тот пред нею пад умрет, имяще бо жрение (молебствия с жертвоприношениями) и съезд великий. Егда же вниде им слухи приезд Богдана, велела спрятаться и всем бежати, и многое собрание кумирское спряташа и до сего дни».

Далее белогорское божество упоминается дважды. После гибели Ермака один из его панцирей ханты «отдаша в приклад белогорскому шайтану». А когда ханты осадили городок, построенный русскими при устье Иртыша, то принесли с собой «болшего белогорского болвана», надеясь на его помощь. Казаки выстрелили из пушки, «и кумира их с древом на многие части раздробиша».

Как видно, Белогорский идол-женщина «помогал» среднеобским хантам во всех случаях жизни; поэтому ему полагались богатые приношения, в том числе и панцирь грозного Ермака. Это божество тщательно оберегали, а когда появились казаки Брязги, то «многое собрание кумирское» — видимо, само изображение и все, что было принесена ему в жертву, — оказалось спрятанным.

Описание «богыни древней с сыном» чрезвычайно напоминает то, что иностранцы со слов русских людей, бывавших в Сибири, сообщали о Золотой бабе. Однако русский летописец ни словом не обмолвился, что белогорское божество — золотое.

В конце XVI века появилось сочинение «О государстве Российском», написанное английским послом при московском дворе Д. Флетчером. В нем имеются сведения и о Сибири, тем более ценные, что составлены они из рассказов очевидцев. И Флетчер начисто отвергал версию о Золотой бабе как «пустую басню».


Возражения были серьезными: «Только в области Обдорской, со стороны моря, близ устья большой реки Оби, есть скала, которая от природы (впрочем, отчасти с помощью воображения) имеет вид женщины в лохмотьях, с ребенком; на руках». Далее он сообщает, что на этом месте обыкновенно собираются обдорские ненцы по причине его удобства для рыбной ловли и действительно иногда (по своему обычаю) колдуют и гадают о хорошем или дурном успехе своих путешествий, рыбной ловле, охоте и т. п.»

Сведения, сообщаемые Флетчером, во многом совпадают с более поздними и совершенно достоверными фактами, собранными в 1771 году в районе Обдорска замечательным русским путешественником и ученым В. Ф. Зуевым. По его словам, главнейшее для идолослужения место у обских хантов и ненцев имеется подле Воксарских юрт, 70 верст ниже Обдорска... «Там имеются два болвана, один в мужском, другой в женском платье одеты. Оба по остяцкому (хантскому) манеру с особенным великолепием убраны разными материями и шубами украшены; платье окладено разными медными и железными из блях фигурами, всяких животных изображающими, на голове же имеют по серебряному венцу».

За сто лет до того, в 1675 году, по Сибири проехал Н. Спафарий — глава русского посольства в Китае. Для него сибирская администрация специально собирала различные сведения о местных народах. И вот что Спафарий писал впоследствии:
«А около Березова есть капища идольские остяцкие, и про них пишут земнописатели, что тут есть идол Золотые Бабы, однакож де золотых не сказывают, а что серебряных, деревянных крашеных множество и медных льют же».

Итак, большинство наиболее добросовестных исследователей утверждает, что идолы северных народов не были золотыми.

Что же все-таки послужило основанием для так прочно удержавшейся легенды?

Интересно, что священное место хантов, указанное Спафарием, географически совпадает с теми Кылтысянскими юртами, где находилась Калтащ — важнейшее женское божество хантов и манси.

Но, может быть, это и есть настоящее имя Золотой бабы? Как бы ее ни расписывали различные авторы, все они сходились в одном — данное божество было великой матерью, наставницей и покровительницей приобских охотников и рыболовов.

А ведь такое божество ханты и манси и называли по имени Калтащ, Калтащ эква (женщина Калтащ), Калтащ сянь (мать Калтащ). Она представлялась как «мать земли» и прародительница многих родов хантов и манси. От ее воли будто бы зависели рождение, вся жизнь и смерть любого человека.

Этнограф К. Д. Носилов — один из защитников существования Золотой бабы, — путешествовавший в начале XX века записал рассказ старика манси о серебряной фигурке мансийского божества.

Так вот, по его словам, «серебряная баба помогает сильно бабам; и промыслам тоже помогает; кто ей жертвует, тот лучше всех промышляет». Это описание целиком совпадает с тем, что рассказывали о Калтащ.

Простодушные ханты и манси полагали, что Калтащ давала детям душу в утробе матери, а при рождении каждому ребенку вписывала насечками на особой деревянной палочке — фетише его последующий жизненный путь.

Калтащ имела сына, известного под разными именами: Мир сусне хум (за народом смотрящий человек), Эква пырищ (сынок матери), Ун-урт (большой богатырь).


Как же ханты и манси представляли свою Калтащ? По К.Д. Носилову, кондинский старик рисовал ее золотой или серебряной женщиной, но по другим записям, скажем В.Н. Чернецова, «старики говорят, что она всего три личины (заяц, гусь и береза) имеет». Вот вам и Золотая баба! В одной из песен-заклинаний, обращенных к Калтащ, она характе-ризуется как «летний заяц, нежная женщина; осенний заяц, нежная женщина...» Головку зайца обские угры вырезали на рукоятках женских весел, на концах крюков, поддерживавших крышу, на бытовых предметах.

Часто Калтащ представляли и в образе гусыни, сидящей в гнезде: «В хорошем образе золотого (!) гуся садится», «В счастливом гнезде из тонкого шелка сидит, в богатом гнезде из тонкого сукна сидит».

Калтащ могла быть и березой, точнее, деревянным — обязательно березовым — изображением. Как тут не вспомнить свидетельства Кунгурской летописи о том, что при осаде казацкого городка при устье Иртыша «остяки в утрии ж принесоша с собою болшего белогорского болвана, и поставища под древо березу, и молясь и жряху»!

Не случайно березовый идол разлетелся на куски, будучи пораженным из малой казацкой пушки.

Но почему ее все-таки назвали «Золотою бабой»? Объяснение может быть двояким. Хотя в стране хантов и манси золота не добывали, но некоторые золотые и серебряные изделия они получали от южных соседей скифо-сарматов, в свою очередь, связанных со Средней Азией и Ираном. Не удивительно, что обско-угорское название золота «сарни» — иранского происхождения.

Археологи обнаруживают предметы из драгоценных металлов обычно на древних жертвенных местах, где некогда стояли идолы.

Украшением многих наших музеев являются золотые и серебряные кувшины, блюда, тарелки, нередко с изображениями реальных и диковинных зверей, доставленные с древних капищ хантов и манси. Все эти вещи изготовлены не в Западной Сибири, а в Средней Азии, Иране, на Кавказе и имеют солидный возраст — от нескольких сот до полутора-двух тысяч лет.

Судя по археологическим находкам, дорогие вещи из серебра и золота в качестве жертвоприношений накапливались подле особо чтимых божеств, сделанных из дерева или сшитых из шкур и тканей в виде кукол. Со временем драгоценные сосуды сами становились предметом почитания как атрибуты богов.

Вот именно этот-то, говоря словами Кунгурской летописи, «приклад» и породил, видимо, легенду о Золотой бабе.

С другой стороны, в обско-угорской мифологии постоянно фигурирует золото как признак необычайности, знатности, счастья и удачи. Калтащ сидела «золотым гусем» в гнезде, богатырские доспехи Мир сусне хума были «золотыми»; выражение «у меня вырастет золотой рог» в былинном эпосе иртышских хантов означало: «я буду счастлив».

Вот и все, что можно сказать о Золотой бабе. С некоторой грустью расстаюсь я со своей «героиней». Поиск привел к крушению мифа. Что же, истина дороже заблуждений, в какие бы блестящие одежды они ни были облачены.

Л. Лашук

Рисунки А. Зефирова

И тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землёй.

В описаниях идола Золотой бабы говорится:

  • о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок - внук (С. Герберштейн);
  • об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок - внук (А. Гваньини);
  • о скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках (Д. Флетчер).

Изображение статуи с ребёнком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba) имеется на некоторых западноевропейских картах Русского государства XVI в. в нижнем течении Оби.

Главный герой романа Александра Бушкова «След пираньи » (1996), Кирилл Мазур , в попытках выбраться из тайги со своей американской напарницей случайно набредает на пещеру, где хранится Золотая Баба. После недолгих размышлений Мазур решает оставить легендарную статую на месте, однако, все равно едва не становится жертвой стражников статуи.

Вокруг мифа о Золотой бабе крутится значительная часть повествования исторического романа Алексея Иванова «Сердце Пармы ». В попытке найти и украсть культовую статую, а также в попытке отвоевать её обратно гибнут и/или сходят с ума некоторые герои произведения. Другим участникам, наоборот, клятва завладеть идолом (или защитить его) дарует долгую жизнь, которая не может оборваться до тех пор, пока обещание не будет исполнено.

Повесть Эрнста Бутина «Золотой огонь Югры » рассказывает о ликвидации остатков кулацко-эсеровской банды, ведущей охоту за «Сорни най», во время борьбы за установление Советской власти в Западной Сибири.

В приключенческой повести Юрия Курочкина «Легенда о Золотой бабе», автор использует литературный сюжет как средство исторического исследования легенд о Золотой бабе, привлекая богатый краеведческий материал.

В романе Анны Кирьяновой «Охота Сорни-Най» дается мистическая трактовка гибели туристической группы Дятлова , ставшей жертвой охоты грозной богини.

В кино

В музейных экспозициях

В Уватском краеведческом музее «Легенды седого Иртыша» (Тюменская область) есть экспозиция, посвящённая легенде о Золотой бабе. Согласно Кунгурской летописи , знаменитый хантыйский идол находился четыре века назад в Демьянском городке (территория Уватского района) и таинственно исчез оттуда после взятия городка ермаковскими казаками под предводительством атамана Брязги . В центре зала представлена реконструкция жертвенника со стоящей над ним фигурой Золотой бабы, воспроизведенной в соответствии с рисунками летописца С. У. Ремезова и покрытой настоящим золотом.

Библиография

Научная литература

  • Алексеев М. П. Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей. XIII-XVIII вв. - 2-е изд. - Иркутск, 1941.
  • Соколова З. П. Ардви Сура Анахита иранцев и «Злата Баба» финно-угров // Советская археология . - . - № 3.
  • Золотая баба // Северная энциклопедия. - М.: Европейские издания, 2004. - С. 303-304.
  • Мароши В. В. // Литература Урала: история и современность: Сборник статей. - Вып. 3. - Т. 2. - Екатеринбург: Издательский дом «Союз писателей», 2007. - С. 266-278.
  • Бурыкин А. А. Золотая баба - идол или топоним? // Культура как система в историческом контексте: опыт Западно-Сибирских археолого-этнографических совещаний… - Материалы Международной Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции. Томск, 19-21 мая 2010 г. - Томск: Аграф-Пресс, 2010. - 506 с. - С. 54-56.

Научно-популярная и популярная литература

  • Золотая баба // Республика Коми. Энциклопедия. - Т.1. - Сыктывкар, 1997. - С. 464.
  • Ионина Н. А. Странствия Золотой бабы // Ионина Н. А. 100 великих сокровищ. - М.: Вече, 2000.
  • Вслед за Великой Богиней: легенда о Золотой Бабе: Сборник. - М.: Вече, 2007.

Художественная литература

  • Курочкин Юрий . Легенда о Золотой бабе: Повесть / [Худож. Н. Казанцева]. - 2-е изд., доп. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство , 1968. - 156 с. - (Уральская библиотека: приключения, фантастика, путешествия). - 50000 экз.
  • Шесталов Юван . Тайна Сорни-най. - М., 1976.
  • Сергей Плеханов . Золотая баба - 1985 (повесть, экранизирована в 1987 году).
  • Иванов Алексей . Сердце Пармы . Роман-легенда. - М.: Пальмира , 2003.
  • Дворцов Василий Terra Обдория // Москва . - 2005.
  • Кирьянова Анна . Охота Сорни-Най :
    • Кирьянова Анна . // Урал . - . - № 6.
    • Кирьянова Анна . // Урал . - . - № 7.
    • Кирьянова Анна . // Урал . - . - № 8.

См. также

Напишите отзыв о статье "Золотая баба"

Отрывок, характеризующий Золотая баба

Около середины Арбата, близ Николы Явленного, Мюрат остановился, ожидая известия от передового отряда о том, в каком положении находилась городская крепость «le Kremlin».
Вокруг Мюрата собралась небольшая кучка людей из остававшихся в Москве жителей. Все с робким недоумением смотрели на странного, изукрашенного перьями и золотом длинноволосого начальника.
– Что ж, это сам, что ли, царь ихний? Ничево! – слышались тихие голоса.
Переводчик подъехал к кучке народа.
– Шапку то сними… шапку то, – заговорили в толпе, обращаясь друг к другу. Переводчик обратился к одному старому дворнику и спросил, далеко ли до Кремля? Дворник, прислушиваясь с недоумением к чуждому ему польскому акценту и не признавая звуков говора переводчика за русскую речь, не понимал, что ему говорили, и прятался за других.
Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.
Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье, он целился во французов. Feu! – повторил артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались один ружейный и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота.
За щитами больше ничего не шевелилось, и пехотные французские солдаты с офицерами пошли к воротам. В воротах лежало три раненых и четыре убитых человека. Два человека в кафтанах убегали низом, вдоль стен, к Знаменке.
– Enlevez moi ca, [Уберите это,] – сказал офицер, указывая на бревна и трупы; и французы, добив раненых, перебросили трупы вниз за ограду. Кто были эти люди, никто не знал. «Enlevez moi ca», – сказано только про них, и их выбросили и прибрали потом, чтобы они не воняли. Один Тьер посвятил их памяти несколько красноречивых строк: «Ces miserables avaient envahi la citadelle sacree, s"etaient empares des fusils de l"arsenal, et tiraient (ces miserables) sur les Francais. On en sabra quelques"uns et on purgea le Kremlin de leur presence. [Эти несчастные наполнили священную крепость, овладели ружьями арсенала и стреляли во французов. Некоторых из них порубили саблями, и очистили Кремль от их присутствия.]
Мюрату было доложено, что путь расчищен. Французы вошли в ворота и стали размещаться лагерем на Сенатской площади. Солдаты выкидывали стулья из окон сената на площадь и раскладывали огни.
Другие отряды проходили через Кремль и размещались по Маросейке, Лубянке, Покровке. Третьи размещались по Вздвиженке, Знаменке, Никольской, Тверской. Везде, не находя хозяев, французы размещались не как в городе на квартирах, а как в лагере, который расположен в городе.
Хотя и оборванные, голодные, измученные и уменьшенные до 1/3 части своей прежней численности, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке. Это было измученное, истощенное, но еще боевое и грозное войско. Но это было войско только до той минуты, пока солдаты этого войска не разошлись по квартирам. Как только люди полков стали расходиться по пустым и богатым домам, так навсегда уничтожалось войско и образовались не жители и не солдаты, а что то среднее, называемое мародерами. Когда, через пять недель, те же самые люди вышли из Москвы, они уже не составляли более войска. Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы не состояла, как прежде, в том, чтобы завоевать, а только в том, чтобы удержать приобретенное. Подобно той обезьяне, которая, запустив руку в узкое горло кувшина и захватив горсть орехов, не разжимает кулака, чтобы не потерять схваченного, и этим губит себя, французы, при выходе из Москвы, очевидно, должны были погибнуть вследствие того, что они тащили с собой награбленное, но бросить это награбленное им было так же невозможно, как невозможно обезьяне разжать горсть с орехами. Через десять минут после вступления каждого французского полка в какой нибудь квартал Москвы, не оставалось ни одного солдата и офицера. В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией; на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали женщин и детей. И этих людей везде, и по лавкам и по домам, было много; но войска уже не было.
В тот же день приказ за приказом отдавались французскими начальниками о том, чтобы запретить войскам расходиться по городу, строго запретить насилия жителей и мародерство, о том, чтобы нынче же вечером сделать общую перекличку; но, несмотря ни на какие меры. люди, прежде составлявшие войско, расплывались по богатому, обильному удобствами и запасами, пустому городу. Как голодное стадо идет в куче по голому полю, но тотчас же неудержимо разбредается, как только нападает на богатые пастбища, так же неудержимо разбредалось и войско по богатому городу.
Жителей в Москве не было, и солдаты, как вода в песок, всачивались в нее и неудержимой звездой расплывались во все стороны от Кремля, в который они вошли прежде всего. Солдаты кавалеристы, входя в оставленный со всем добром купеческий дом и находя стойла не только для своих лошадей, но и лишние, все таки шли рядом занимать другой дом, который им казался лучше. Многие занимали несколько домов, надписывая мелом, кем он занят, и спорили и даже дрались с другими командами. Не успев поместиться еще, солдаты бежали на улицу осматривать город и, по слуху о том, что все брошено, стремились туда, где можно было забрать даром ценные вещи. Начальники ходили останавливать солдат и сами вовлекались невольно в те же действия. В Каретном ряду оставались лавки с экипажами, и генералы толпились там, выбирая себе коляски и кареты. Остававшиеся жители приглашали к себе начальников, надеясь тем обеспечиться от грабежа. Богатств было пропасть, и конца им не видно было; везде, кругом того места, которое заняли французы, были еще неизведанные, незанятые места, в которых, как казалось французам, было еще больше богатств. И Москва все дальше и дальше всасывала их в себя. Точно, как вследствие того, что нальется вода на сухую землю, исчезает вода и сухая земля; точно так же вследствие того, что голодное войско вошло в обильный, пустой город, уничтожилось войско, и уничтожился обильный город; и сделалась грязь, сделались пожары и мародерство.

Расследование гипотезы о том, что Иисус на самом деле мог быть жителем Ярославской губернии,



привели меня к неожиданному открытию, которое на первый взгляд совершенно никак не связано с интересующим вопросом. Однако это может оказаться не совсем так. Находка может быть связана и с историей сына Бога и с исчезнувшей цивилизацией Урала


Прелюбопытнейшую картину оставил нам Лукас Кранах (Отдых на пути в Египет). Столько в ней загадок, что в пору устраивать международный турнир по их отгадке, на подобие турниров по «собиранию кубика Рубика». Впрочем, творчество большинства художников 15-16 вв. одна сплошная головоломка.

Во первых, они все дружно писали сцены из жизни Иисуса, во вторых они, не сговариваясь «заблуждались» и изображали в Иудее европейские пейзажи, а иудеев вполне европейскими людьми. И в третьих - это климат. Как рождество, так и казнь Иисуса, изображены на фоне замёрзших рек и заснеженных лесов, полей и городов. Причём детали совершенно сбивают с толку, поскольку не соответствуют времени, которое якобы отражают. Т.е. ощущение того, что вся история с Рождением, смертью и Воскресением происходила при их жизни, в 16 веке, и не в какой-то там Палестине, даже не на юге континета, а на севере. Хвойная растительность, берёзы и рябины, явно указывают, что события происходили как минимум во Франции - Германии, а то и Скандинавии или даже России. Более поздним художникам уже объяснили как правильно нужно изображать живших в нулевом веке от рождества христова. А вот «тупые» средневековые художники упорно изображали на картинах библейских персонажей своими современниками. Всё бы ничего. Можно списать на моду. На пример наш Никас Сафронов тоже изображает знаменитых и богатых в рыцарских доспехах. Но я, полагаю, что дело тут совершенно не в этом. Ведь ветхозаветных персонажей никто не додумался изображать в рыцарских доспехах и верхом на конях. И интерес к ним возник уже к 19 веку. Почему? А вот бурный всплеск к новозаветной истории вспыхнул локально и в одно время. Несуразица очевидна. Это как если бы сейчас все художники, словно сговорившись, начали писать сцены из книжки Герберта Уэллса «Война миров». А вот если посмотреть на экран телевизора и потыкать пальцем в кнопочки на «лентяйке», то вы заметите поразительную вещь. В мире ничего не происходит, потому, что все новостные каналы всех стран и континентов вещают об одних и тех же событиях! Теперь понятно? По моему, очевидно, что художники, бродячие музыканты, циркачи и театры выполняли в средние века ту роль, которую сейчас выполняют СМИ. Письменные источники того времени в основной массе были уничтожены, а вместо них были созданы новые. А те немногие, что уцелели - были безжалостно переправлены. Сложнее с живописью и скульптурой. Править достаточно сложно, хотя и такое встречается. В основном, неугодное -уничтожалось. Так были переписаны почти все фрески, а некоторые просто закрашены. Самый же популярный метод - фальшивая датировка. Именно таким образом сочинения средневековых авторов были отнесены к античности. И не только средневековых, но и художники 19 века «состарились» почти мгновенно на тысячу лет. Именно поэтому сейчас миллионы туристов, стоят раззявив гамбургероприёмники, у произведений «античных» авторов, и «ренессансных» Рафаэля, Боттичелли и пр.
Это всё я рассказал лишь для того, чтоб стало понятно, как нужно относиться к «свидетельствам старины глубокой». Но вот творения Питера Брейгеля, как и Лукаса Кранаха, как то особняком стоят в общем ряду художников. Детали, изображённые на картинах, иногда ставят в тупик. Бывает так, что даже через несколько часов после просмотра, ловишь себя на мысли о том, что перед мысленным взором стоит фантом увиденного, и постепенно начинают приходить мысли о том, что же всё - таки так тебя поразило.
Долго нарпягал память, в попытках вспомнить, где я это уже видел? Наконец я понял, что именно мне показалось у Кранаха знакомым. Ну конечно! Карта Зигмунда фон Герберштейна! Там я видел «Марию» с младенцем и ребёнком постарше!

Точно. Как раз рядом с Лукоморьем изображена легендарная Золотая баба.
По легенде, Золотая баба - отлитая из чистого золота фигура обнаженной женщины, около полутора метров высотой. Точное происхождение Бабы неизвестно. Но рассказывают, что когда-то она стояла на берегах Ладожского озера

А в тексте самих «Записок» Герберштейна находились удивительные сведения: "За Обью, у Золотой Бабы, где Обь впадает в океан, текут реки Сосьва, Березва и Данадым, которые все берут начало из горы Камень Большого Пояса и соединенных с ней скал. Все народы, живущие от этих рек до Золотой Бабы, называются данниками князя Московского. Золотая Баба, то есть Золотая Старуха, есть идол у устьев Оби, в области Обдоре. Собственно Обдором и называли страну в районе реки Обь.

Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавских сагах. В1023г. варяги, которых вел знаменитый Торер-Собака, совершили поход в Биармию. На реке Двинеим удалось узнать местонахождение святилища Юмалыи тайно проникнуть в него. Поражённые скандинавы увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землёй.


Юмала это Бог, которого мы называем Перуном. Коми и пермяки говорят - Йомал, Эстонцы - Юмал, самы - Юмбел, немцы - Доннер,
литовцы - Перкун, скандинавы - Тор, а в географии имя этого Бога отразилось в топониме ЯМАЛ. Вот какая интересная мозаика сложилась. А что же скандинавы называли Биармией (Бьярмланд)? Ответ прост - Пермь. Пытаясь разобраться с былинной географией я воспользовался картами средневековья и попытался наложить их на современную, и тут меня ждало великое потрясение. Я вновь вернулся туда, откуда начинал рассказ о слезах таинственной цивилизации северного Урала. Всё те же места, Вишера, Тулым, Кваркуш. Сколь не броди - вернёшся к стыку Екатеринбургской и Пермской губерний. И это не просто совпадение. Это не может быть простым совпадением! На карте мне удалось найти предположительное место, где Золотая баба была, если она не миф. А то, что за сказкой кроются реальные события, так это уже практически не ставится под вопрос. Александр Сергеевич Пушкин тоже слышал от Арины Родионовны рассказы о Золотой бабе. Именно они стали движущей силой при написании этого:

"У Лукоморья дуб зелёный
златая цепь на дубе том
и днём и ночью кот учёный

всё ходит по цепи кругом
идёт на право - песнь заводит
налево - сказку говорит."


Возможности отправиться к месту, которое мне показалось тем самым, где Герберштейн «разместил» таинственный артефакт у меня пока нет, поэтому воспользовался тем, что имеется. А именно программкой « Google » «Планета Земля».

Лечу над тайгой, и вдруг…. Посреди пармы высится необычный холм! Настоящий курган, который выглядит инородным в данной местности. Эдакий прыщ, пуп земли. Подобные образования мне не раз приходилось встречать на Колыме. Чтоб ясно себе представить как это выглядит на местности, высыпьте на лужайку ведро щебня. (Нет своей лужайки, Сгодится соседская, или газон во дворе.) Теперь мысленно увеличьте полученное примерно в сто тысяч раз и представление будет вполне реальным.

Кто в природе высыпает булыжники в одном месте - тайна. Но мест таких на планете достаточно.

Самое известное - Патомский кратер в Иркутской области. Но известность он получил исключительно благодаря своей необычной форме.

На самом деле таких тысячи.
Видели когда-нибудь горку земли, которую оставляет после себя крот? Уверяю, это очень похоже. Только вместо комков земли кто-то или что-то выдавливает на поверхность дроблёный камень.
Есть и ещё ассоциация. Например разрушенный в вдрызг монолит из базальта. Ну и нельзя исключать рукотворность таких объектов. Они вполне могут оказаться насыпными курганами. Только возникает вопрос: - Какова должна быть цель строителей, чтоб они не пожалели таких титанических усилий по переноске мелких камней (вес их редко достигает 50 кг.)? Если верить легенде про Тамерлана, который велел каждому воину принести по одному камню в определённое место, чтоб узнать, какова численность его войска, и предположить, что это был обычный для тех времён метод ведения статистики, и предположить, что найденный курган из «этой оперы», то тогда получится, что люди всей планеты пришли в одно место, и у каждого был обломок от одной базальтовой скалы. Не реально.
Но всё же, а вдруг под этим курганом, который находится в десятках километров от дорог, и ближайшего жилья? Может великая тайна Золотой бабы сокрыта в уральской тайге?