Звуки для развития слуха. Мне кажется, точно определить, есть ли у вас слух или нет, помогут профессионалы

Все любят музыку, но далеко не каждый человек является музыкальным от рождения. Бывает, наступает момент, когда в эмоциональном порыве хочется исполнить пару строчек из свежего хита Майли Сайрус. Однако после перформанса приходится ловить на себе сочувствующие взгляды и слушать неодобрительные комментарии. Чтобы этого не допустить, нужно разобраться, что такое музыкальный слух и что делать, если у вас его нет.

Кому-то абсолютный слух дан от природы, кто-то воспитал его
со временем

Музыкальный слух - довольно широкое понятие, вмещающее в себя целый список способностей, позволяющих полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать её достоинства и недостатки. Хорошо развитый музыкальный слух является жизненно важной способностью музыкантов, продюсеров, звукорежиссеров. Кому-то он дан от природы, кто-то воспитал его со временем. Любому творческому человеку, даже и несвязанному с музыкой, не помешает добавить в свою копилку скиллов и этот. Недавно специалисты доказали , что музыкальный слух даже помогает осваивать иностранные языки.

Научно установлено, что в мозгу есть определённый участок, отвечающий за музыкальный слух. Этот пучок расположен в слуховой зоне: чем он объёмнее и чем больше нервных волокон содержит, тем лучше развит у человека слух. Как же определить, есть ли у вас слух и как обстоит дело с вашими нейронами в той самой области мозга? Для этого не обязательно идти и делать магнитную томографию, достаточно попытаться точно повторить услышанную мелодию, например, из припева песни Reflektor группы Arcade Fire, при этом стараясь удержать ритм. Не получилось с первого раза - не расстраивайтесь. Вероятно, у вас нарушена координация в работе слухового или голосового аппаратов, и вам нужно больше тренироваться.

Мне кажется, точно определить, есть ли у вас слух или нет, помогут профессионалы. Но, в любом случае, нет смысла отчаиваться, потому что это всё можно развить. Главное, чтобы было желание.

Существуют несколько разновидностей
музыкального слуха:

Абсолютный слух

Это способность точно определять высоту тона (музыкальную ноту) любого звука, не прибегая к сопоставлению его с каким-либо эталоном. Считается, что этот талант - врождённый и присутствует у 1 из 10000, и даже большинство из величайших музыкантов в мире не имеют абсолютного слуха.

Относительный (или интервальный)

Слух, способный определять и воспроизводить музыкальные интервалы в мелодиях, аккордах и т. д. При этом высота звука определяется путём его сравнения с эталоном.

Внутренний слух

Способность к ясному мысленному представлению (чаще всего - по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодических построений.

Интонационный слух

Вид восприятия музыки, позволяющий понимать её характер, экспрессию.

Ладовый слух

Умение слышать, разделять и определять различия в аккордах, созвучиях и отрезках мелодии, например, их устойчивость и неустойчивость.

Ритмический слух

Способность двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.

Также мастера вокала и музыковеды выделяют гармонический, полифонический, ритмический, фактурный, тембральный и архитектонический слух

Поставив себе серьёзную задачу - во что бы то ни стало натренировать свои уши, конечно, нужно обратиться к специалисту и найти преподавателя по сольфеджио (есть такая специальная дисциплина, предназначенная для развития слуха и музыкальной памяти).

Лучше всего пойти к опытному частному преподавателю и хорошо бы начать осваивать нотную грамоту вместе с желаемым инструментом. Вас научат различать ноты и интервалы, а далее и аккорды целиком, тональности и как с этим всем можно обращаться. Я пошёл на сольфеджио, когда у меня самого возник интерес. Каждое занятие мозг вспухает от новой информации и начинает её болезненно обрабатывать. Самое полезное в сольфеджио для музыканта - это практические занятия, когда тебя на слух натаскивают определять ноты и их соотношения - интервалы, аккорды и т. п.

Самое элементарное упражнение - это, наверное, просто пропевать гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си) в унисон под фортепиано. Также я бы посоветовал на слух подбирать на инструменте мелодии из любимых треков, пока не будет получаться один к одному. Вдвойне полезно заниматься под метроном и уделять отдельное время упражнениям на чувство ритма.

Позанимавшись некоторое время, начинаешь слышать структуру композиций на гораздо более тонком уровне. Просто слушаешь музыку и адски во всё врубаешься! Отмечаешь крутые ходы или, наоборот, простые, элементарные. В общем, воспринимаешь всё более проницательно.

7 программ и приложений

Если на преподавателя нет времени, можно попробовать натренировать музыкальный слух с помощью специальных веб-сервисов, программ и приложений, которых в последнее время появилось масса. Мы подобрали некоторые из них.

Чтобы натренировать слух и научиться различать и определять интервалы, аккорды, тембры, ритмы и другие базовые элементы музыки, необходимо много практиковаться. Для таких практических занятий просто необходимо иметь партнёра-аккомпаниатора, который играл бы на инструменте те самые интервалы и аккорды для угадывания. Сервис Ear Teach позволяет тренироваться самостоятельно, чётко отслеживая свой прогресс. Программа существует как в веб-версии, так и в виде отдельной программы (правда, пока только для Windows).


Theta Music Trainer - ресурс, включающий в себя несколько десятков флеш-игр для развития слуха, большинство из которых интуитивно понятны. В некоторые игры можно играть бесплатно без всякой регистрации, для доступа к другим придётся ввести свои данные. Для полноценного прохождения всего курса и доступа ко всем материалам сайта нужно завести платный аккаунт (за $7.95 в месяц или $49 в год).


EarMaster 6 - это последняя версия обучающей программы датских разработчиков. В ней вы найдёте 2000 уроков и упражнений, как для самых начинающих, так и для опытных музыкантов. Подключив к своему компьютеру микрофон, вы можете напевать мелодии по нотам, отображающимся на экране. Программа в свою очередь оценит ваш слух, выдав подробный отчёт о попаданиях в тона. Стоимость: €47.95


Auralia 4 - серьёзная программа, которая содержит 41 тему, охватывающую основы сольфеджио: интервалы и гаммы, аккорды и их последовательности, ритмы, гармонии и мелодии. Auralia позволяет устраивать самому себе мелодические диктанты, подключать MIDI-клавиатуру и микрофон. $99.00


Pitch Improver

Простой сборник базовых упражнений, предлагающих воспроизвести мелодии по слуху. Нажмите кнопку Play и попытайтесь повторить услышанное на виртуальных клавишах. Первая нота отмечена буквой, а остальные подсвечены зелёным. Чтобы пройти на следующий уровень, нужно безошибочно сыграть все ноты. Pitch Improver можно попробовать в сетевой версии, а также загрузить на смартфон

Музыкальный слух не является исключительно врожденной способностью . Его можно сформировать и уже в зрелом возрасте , разница лишь в том , что дети легче и быстрее обучаются . Приложив достаточно усилий и терпения , вы сможете научиться слышать музыку , главное – перестать навязывать себе , что у вас ничего не выйдет только потому , что нет таланта с рождения .

Слух , как и другая способность , развивается тогда , когда ей активно пользуешься . Это значит , чем больше вы будете заниматься , тем сильней будет совершенствоваться ваш слух . Чтобы развить музыкальный слух , нам необходимо выработать в себе чувство ритма , воспитать мелодичность и открыть внутренний слух .
Тренируем ритмичность и ощущения темпа , начинаем с легких ритмов и медленно , затем ускоряем :
  1. Читаем стихи по слогам под музыку.
  2. Хлопаем под любимую и хорошо знакомую мелодию.
  3. Создаем ритмический рисунок, маршируем при этом. Счет 1-4, на первый и третий удар притопываем сильнее, потом сменяем и делаем ударение на второй и четвертый. Тренируйтесь под разную музыку.
  4. Слушайте мелодии со сложными ритмами.


Чтобы сформировать в себе мелодичность , необходимо понимать структуру мелодии , движение музыки . Различать , когда мелодия идет вниз , а когда вверх и насколько . Для развития мелодичного слуха нужно заняться сольфеджио . Если у вас нет возможности заниматься с профессиональным педагогом , воспользуйтесь специализированными сайтами или программами (например, – тренажер для развития музыкального слуха ). Внутренний слух – это ваше восприятие и воссоздание музыки в голове , мыслях , фантазии . Как вы представляете себе музыку , как ее ощущаете и запоминаете . Для этого необходимо развивать память , воображение и музыкальный вкус . А так же вам поможет сольфеджио . Вам необходимо на слух научится определять интервалы , ритмы , ноты , аккорды .


Если у вас отсутствует согласование голоса и слуха , грубо говоря , поете фальшиво , то это уже свидетельствует о том , что музыкальный слух у вас точно есть . Вы же слышите , что поете мимо нот . Но научится поспевать за музыкой реально . Что необходимо для этого ? Во –первых , перестать думать о слонах и медведях , которые прошлись вам по ушам . Слух у вас есть . Во –вторых , тренировать координацию . Первым делом нужно выучить музыкальную грамоту и учиться петь в ноты в пределах одной октавы :
  1. Поем гамму : до , ре , ми , фа , соль , ля , си , до и наоборот . Повторять не меньше 20 раз , пока не зафиксируете в памяти звучание каждой ноты .
  2. Хроматическая гамма – движение по полутонам или состоящая из полутонов . Полутона – самые близлежащие звуки . Нажимаем подряд все клавиши . Чтобы чисто их пропеть , нужна колоссальная концентрация и внимательность .
  3. Изучайте классическую музыку , в ней самая выразительная и богатая мелодия .
готовы тренироваться каждый день . Вам предстоит перевести свои навыки в умения и довести их до автоматизма .
Успехов вам и вдохновения !

Наверняка многие слышали выражение «абсолютный слух». В быту его часто приписывают людям, хорошо разбирающимся в музыке, нотной грамоте, обладающим незаурядными вокальными данными. Однако быть высококлассным музыкантом не означает автоматически обладать абсолютным слухом. Более того, всего несколько процентов населения планеты могут похвастаться этим даром.

Загадочный феномен

Абсолютный музыкальный слух относится к редким феноменам, чей статус сложно даже определить. Является ли он результатом действия неких природных факторов или физиологической (наследственной) особенностью? Результатом уникального развития личности или следствием воздействия социального окружения (семьи, общества)? Либо сложной комбинацией всех факторов? Это тайна, даже спустя столетия изучения, покрыта полумраком.

Предположительно, большинство младенцев имеют этот дар, но достаточно быстро он «перекрывается» другими, более важными для выживания навыками. Основным вопросом, благодаря которому возникает элемент таинственности, является следующий: почему в одной и той же среде воспитания, при одинаковых условиях для музыкального развития, у одного из детей формируется абсолютный слух, а у другого - нет?

Статистика

За годы глубоких исследований ученые накопили богатый статистический материал. Оказалось, что абсолютный слух формируется исключительно в детском возрасте, более того - именно в дошкольном, в период доминирования непроизвольного усвоения навыков. Этот факт единодушно подтверждается всеми исследователями абсолютного слуха. При этом формирование редкого навыка требует в качестве обязательного условия наличия в семье ребенка музыкального инструмента, у которого высота звука фиксирована. Например, клавишные, ряд духовых инструментов (баян, аккордеон) и другие. Причины этого, предположительно, кроются не столько в области психологии способностей человека, сколько в психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Абсолютный музыкальный слух устойчиво сохраняет свой статус феномена как выдающееся, исключительное в определенном отношении явление. Это обуславливается сравнительно малой его распространенностью. По данным исследователей, абсолютным слухом обладают 6-7% от числа профессиональных музыкантов и не более 1% всех слушателей музыки.

Определение

Абсолютным слухом считается способность людей определять «на слух» абсолютную высоту звуков. Музыканты с этим даром помнят шкалу абсолютных высот 12-полутонового октавного звукоряда. Они способны безошибочно определить высоту любого звука без посторонней помощи. В свою очередь, абсолютный слух подразделяется на:

  • Пассивный - способность сопоставлять высоту слышимого звука.
  • Активный - способность голосом воспроизводить заданный звук (обладателей «активного слуха» абсолютное меньшинство).

Также существует понятие относительного слуха - не врожденного, а выученного навыка, когда люди в состоянии правильно определить высоту звука при помощи «подсказок» (объекта сопоставления, например камертона).

Развитие абсолютного слуха: за и против

Более столетия ведутся споры о том, можно ли эту редкую природную способность развивать, тренировать. Теоретически это возможно, ведь под действием каких-то факторов он формируется у детей. Однако критики обучающих методик аргументируют тем, что массового «наплыва» обученных абсолютному музыкальному слуху музыкантов не наблюдается.

В разное время разными людьми изобретались методики искусственного приобретения абсолютного слуха, которые не нашли широкого применения в практике по очень простой причине: они не были востребованы в среде профессиональных музыкантов. По общему мнению, абсолютный слух, хотя и существенно облегчает осуществление музыкальной деятельности, но не гарантирует ее успешности, а иногда даже осложняет ее. Кроме того, многочисленные достоверные факты, свидетельствующие о том, что далеко не все прославленные музыканты обладали абсолютным слухом, подтверждают тезис о том, что данная способность не является обязательной или определяющей.

Моральный аспект

И все же проблема абсолютного слуха претендует на разряд вечных, так как заключается в делении всех участников музыкального сообщества на два «лагеря»: людей, обладающих даром, и не обладающих им. Этого противостояния невозможно избежать.

Иначе говоря, обладание абсолютным слухом является не предметом сознательного выбора, а некоего «благословения свыше». На первый взгляд ущемленными кажутся люди, имеющие относительный слух: в сравнении с «абсолютниками» они нуждаются в помощи камертона или любого другого источника звуковых эталонов. Кроме того, при выполнении той или иной операции, связанной с определением высоты звуков, «абсолютники» демонстрируют безоговорочное превосходство, что не может не действовать на самооценку обладателей относительного слуха.

Самым ярким следствием создавшейся ситуации является формирование своеобразного комплекса профессиональной неполноценности у лиц с относительным слухом. Это происходит, несмотря на достаточную распространенность утверждения о том, что высоко развитый относительный слух вполне состоятелен, а иногда даже более эффективен при осуществлении музыкальной деятельности.

Научный подход

Музыкальный слух сегодня рассматривается дифференцированно в следующей градации уровней: мелодический, гармонический, тональный, политональный, ладовый, внутренний, оркестровый, полифонический, ритмический, физический (естественный), певческо-интонационный, тонкий, острый, абсолютный, хоровой, оперный, балетный, драматический, стилистический, полистилистический, поэтический, этнический и полиэтнический (абсолютный слух).

Им обладают композиторы, дирижеры, фольклористы, первый скрипач оркестра, аранжировщики, настройщики фортепиано, органов. Многие исследователи едины в том, что абсолютный музыкальный слух - это продукт, сконцентрировавшийся на базе разносторонних природных явлений, генетики человека. Его следует развивать, улавливая голоса природы, пение птиц, крики животных и даже техногенные (промышленные) звуки.

Как развить абсолютный слух

Можно ли развить 100%-й слух тренировками - вопрос спорный. Обычно людей, добивающихся хороших результатов, называют обладателями псевдоабсолютного слуха. Целесообразно развивать талант у дошколят, если они способны к музыке. Доказано: для полноценного восприятия музыки наиболее благоприятная пора - это детство, когда в семье от родителей воспринимаются основы музыкальной культуры, воспитывается способность воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы.

Модели развития абсолютного слуха

В России практикуют несколько моделей развития. В их основе - два принципа управления интонацией и слухом:

  • устный (по тексту);
  • ассоциативный (по нотам).

Процесс освоения сводится к тому, что на каждом уроке пропевается вся гамма со словами, затем каждый ученик поет ее на переменах, по дороге домой, после выполнения домашнего задания, на досуге. У него она постоянно в голове. Когда в основном текст модели закрепился в памяти, что не представляет сложности по аналогии с поэтическими текстами песен, текст пропевается в разбивку в самых различных вариантах. В дальнейшем тональность следует изменять и пробовать пропевать текст уже в новой тональности, в результате чего ученик начинает оперировать, модулировать в любых тональностях.

Регулярные упражнения с пропеваниями развивают внутренний музыкальный слух. Ученик начинает слышать и определять, какой звук издается, — ми, соль, фа, ля и т. д. По аналогии с тем, чему научены композиторы, фольклористы, этнографы, дирижеры, обладающие абсолютным слухом.

Уроки истории

На что способен человек с абсолютным слухом? В истории известен случай, происшедший с великим Л. Бетховеном. Случилось так, что физический слух у него пропал во время дирижирования произведением на концерте, но помогал абсолютный, внутренний музыкальный слух, способствовавший тому, чтобы композитор смог продирижировать симфоническим оркестром (310 участников-музыкантов).

Физическая глухота не помешала другому оперному композитору - Н. С. Дагирову (оперы «Айгази», «Ирчи-казак», в соавторстве с Г. А. Гасановым «Хочбар», балет «ПартуПатима»), не слышавшему постановки своих монументальных произведений, но чувствовавшему и воспринимающему их внутренним абсолютным слухом. С утерей физического не пропадает внутренний слух. Личность, обладающая абсолютным слухом, сможет синтонировать достаточно точно, отобразить, отбить ритм наиболее близко к услышанному.

Вывод

Видеть, запоминать, записывать, учиться улавливать и слышать живущую вокруг музыку - это цель и задача модели развития абсолютного слуха сначала в дошкольном, затем в школьном воспитании и образовании. Развитие музыкального слуха в абсолютный ведет к дифференцированному восприятию тембров-голосов народных, симфонических, джазовых и других коллективов. Ведь основная цель человеческого общества на Земле - это изучение и совершенствование окружающей жизни в пространстве и времени на новом витке спирали эволюции.

Можно с уверенностью сказать, что хороший слух это единственная способность, которая позволяет стать музыкантом.

Без этого не может быть ничего.

Конечно возможно научить играть на музыкальном инструменте человека без музыкального слуха, но его игра, скорее всего, будет напоминать действия робота выполняющего заложенную программу и неспособного отклониться от нее.

Когда говорят о музыкальности, то всегда подразумевают хорошо развитый музыкальный слух, даже если эту идею не озвучивают.

Я думаю, что существует множество вопросов связанных с музыкальным слухом, но на наиболее важными, являются следующие:

  • Что подразумевают под хорошим музыкальным слухом?
  • Какие существуют критерии для его определения?
  • Как развивать музыкальный слух?

Начнем с того, что определим,чем музыкальный слух отличается от обычного слуха.

Музыкальный слух - совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух, прежде всего, опирается на знание и на усвоенную систему символов. Например, каждый может напеть мелодию песни “В лесу родилась елочка”, но не каждый может назвать интервалы и ноты, из которых она состоит.

С другой стороны, если Вашей голове есть устойчивая связь между первой интонацией этой песни и тем, что это интервал большой сексты, то когда Вы слышите эту в любом музыкальном произведении. Вы знаете, что это интервал большой сексты и можете сыграть его на инструменте.

Работа слуха в таком случае заключается в запоминании определенных музыкальных структур и наделение их смысловой нагрузкой.

Как видите, развитие слуха представляет собой применение определенного знания на практике в совмещении с развитием слуховой памяти.

Отсутствие понимания того, как соотнести слуховой опыт с развитием слуха может приводить людей к мысли о том, что у них нет слуха.

Однако людей без слуха практически не бывает. Большинство проблем связанно с некачественным обучением основам, в музыкальных школах и прочих учебных заведениях.

Существует множество категорий музыкального слуха. Наиболее важными являются:

Абсолютный слух - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном. Это подразумевает, что услышав любую ноту, Вы можете назвать ее.

Подразделяется на пассивный (небольшой процент определения нот, ограниченное применение) и активный.

Относительный слух - наиважнейший для любого музыканта — определяется, как способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;

Внутренний слух - способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес; очень важен при обучении .

Гармонический слух - способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.

Полифонический слух – способность слушать все голоса в многоголосном произведении.

Полиритмический слух – способность слышать ритмические фигуры звучащие разных размерах и способность воспроизводить эти ритмы.

Существует несколько основных способов развития слуха:

Сольфеджирование

Сольфеджирование (то есть практика ) предполагает пропевание интервалов, аккордов, гамм, ладов, мелодий. Такая практика закрепляет связь между слухом и написанной нотой, а также сольфеджирование формирует определенную слуховую систему.

Например, пропевая мажорную гамму Вы усваиваете ее строй, звучание и постепенно оно становиться для Вас естественным и привычным и любое отклонение Вы будете воспринимать, как неудобство. Таким образом, с одной стороны Ваш слух развивается, с другой стороны пока Вы не освоите, что-либо другое оно будет недоступно для Вашего восприятия. Такая проблема может, например, возникнуть при прослушивании атональной музыки.

2. Музыкальный диктант

Процесс в чем-то противоположный сольфеджированию. Здесь Вы, опираясь на уже приобретенные знания, записываете на ноты сыгранную преподавателем мелодию. Для этого используется различные приемы (нахождение устойчивых ступеней тональности в мелодике, узнавание интервалов, определение кадансов и т.д.).

Также музыкальный диктант способствует развитию музыкальной памяти.

3. Транскрибирование (от англ.transcribing переписывание) или съем — подбор по слуху или на инструменте и запись на
ноты какого-либо произведения.

Это может быть как съем Вашего инструмента, так и других инструментов и даже написание целой партитуры.

Существую различные приемы используемые транскрайберами для ускорения процесса переноса звучащей музыки на бумагу (замедление записи, таблицы, анализ и др.).

4. Слуховой анализ – определение на слух интервалов, аккордов, последовательностей аккордов, ритмических фигур и т.д.

Также для развития слуха можно использовать различные специализированные программы (например, Ear Trainer).

Таким образом, критерием хорошего слуха является способность слышать и воспроизводить различные элементарные структурные элементы, способность записать нотами услышанную мелодию, умение предслышать определенное звучание, умение слышать музыку глазами и т.д.

admin

Считается, что и музыкальный слух – это дар, который человек получает при рождении. Поэтому вокалистами становятся избранные люди. Остальным остается пение под караоке, фальшивые ноты и непопадание в темп. Практика показывает, что человек в состоянии прокачать любой навык. Как гимнасты развивают гибкость, а спортсмены – выносливость. Также обстоит дело и со слухом. Постоянные тренировки дадут результат, и вы зазвучите чисто и красиво. Как развить музыкальный слух?

Зачем развивать музыкальный слух?

Если вы решили связать жизнь с музыкой, то без развития слуха не обойтись. Он нужен вокалистам, певцам, звукорежиссерам, продюсерам и специалистам, касающимся музыкальной сферы. Музыканты трактуют состояние, когда человек не попадает в ноты. Это отсутствие связи между слухом и звуком. Другими словами человек слышит ноты, понимает звучание мелодии, но когда дело доходит до вокала, то выдает фальшивое пение.

У музыкантов не возникает вопрос, зачем развивать музыкальный слух? А вот любители вокала, люди, видящие себя на сцене либо одаренные природой, задумываются над этой дилеммой. Нет предела совершенству. Даже если начальные данные заложены природой.

Люди с плохим слухом и мечтающие петь, при таких показателях ставят крест на мечте, не задумываясь над развитием навыков. Если ребенок мечтает о сцене, то поддержите его. Запишите для начала в музыкальную школу. Улучшение музыкального слуха полезно для детей, помогает при изучении иностранных языков.

Музыкальная школа, пройденная в детстве – это хорошая основа для улучшения слуха. Но, можно обойтись и домашними упражнениями. Здесь важна частота тренировок и четкая программа. Если хотите более быстрый результат, то наймите репетитора, который даст частные уроки сольфеджио.

Как развить музыкальный слух самостоятельно? Воспользуйтесь подборкой приведенных упражнений:

Понадобится музыкальный инструмент для воспроизведения нот. Вначале нажимайте клавиши подряд от ноты «до» до «си». Прислушайтесь к звучанию клавиш и пропойте гаммы. Вначале вверх, затем вниз. Если фальшивите, то начинайте сначала. Чтобы закрепить результат и прочувствовать звучание нот, сделайте упражнение несколько десятков раз (20–30 повторов).
Выберите музыкальные произведения, которые вам нравятся. Подбирайте мелодичные песни. Реп и рок не подойдет, поскольку такие произведения далеки от мелодичности. Далее включайте песню, прослушиваете небольшой отрезок и останавливаете трек. Старайтесь полностью повторить песню, попадая в ноты. Если возникли сомнения, то прослушайте отрывок вновь. Поработайте эхом, дослушав песню до конца.
Возьмите музыкальный инструмент для воспроизведения нот. Перед вами стоит задача слушать и петь интервалы. Данное занятие эффективно помогает для развития музыкального слуха. Берете любую ноту и соединяете ее со следующей. Например, «до» — «ре» и так до ноты «си». Прослушиваете звуки, затем воспроизводите их. Повторяйте упражнение несколько раз, проигрывая музыкальную комбинацию вверх и вниз.

Выберите ноту из музыкального ряда и «опевайте» ее со всех сторон. Для этого постройте следующую комбинацию. Для начала берете базовую ноту, затем повышаете на один тон вверх. После возвращаетесь в исходную позицию и берете направление к нижнему полутону. Заканчиваете «опевание» базовой нотой. На практике выглядит следующим образом: «до–ре–до–си–до». Продолжайте упражнение с каждой нотой, «опевая» на слог «ла».

Приведенная программа рассчитана на новичков. Задача упражнений – закрепить навыки и довести умения до автоматизма. Как только почувствуете, что уверенно выполняете описанные упражнения, то расширяйте количество нот. Задействуйте две клавиши, направляя их в каждую сторону. Берете нижнее «до», опускаете вниз, затем от верхнего «до» ведете вверх.

Приведенные выше упражнения сложно выполнять все вместе. Вначале опробуйте каждое, затем выберете наиболее легкие. Отработайте упражнения до совершенства, затем постепенно добавляйте новые. Комбинируйте различные методы, чтобы добиться желаемого результата.

Повышайте знания. Если с музыкой, вы не сталкивались и не имеете профессионального образования, то начните с изучения нотной грамоты. Курсы и полезные материалы найдите в интернете. Они помогут не заучивать ноты, а понять основные принципы. Нотная грамота – это особый язык, на котором общаются музыканты. Вы сможете читать нотные записи.

. Подобное желание появляется при глубоком изучении музыки. Если до этого момента классика не частый гость в вашем доме, то поменяйте ситуацию. Включайте произведения регулярно, во время уборки, отдыха, чтения книги. Пусть звучит ненавязчивым фоном. Со временем заметите, как начнете подпевать и воспроизводить правильные ноты. Интересно, что сложные аккорды учатся быстрее в известных композициях. Поэтому развивайтесь, выискивая новые музыкальные произведения.
Чистое пение невозможно без музыкальной памяти. Прослушав несколько раз мелодию, вы должны запомнить ее и без труда воспроизвести. Найдите программы для улучшения слуха и запоминания нот. Удобно, что курсы устанавливаются на планшет и мобильный телефон. Каждодневные занятия дают хороший результат. Прослушивайте уроки в обеденный перерыв, или добираясь на занятия, работу.
Запишитесь в хор. Оттачивайте мастерство сразу же на практике. Сейчас много организаций, занимающихся хоровым пением. Подберите кружок по интересам: исполнение народных или эстрадных песен. Посещая занятия, почувствуете, какие моменты нужно подтянуть, посоветуетесь с преподавателем. Если необходимо, то возьмете индивидуальные уроки.

Занимаясь над развитием слуха в домашних условиях, подготовьтесь морально. Самостоятельные занятия требуют вдвое больше усилий и терпения. На первых порах не исключены ошибки и разочарования. Самое главное, не обманывайте себя, не допускайте фальши. Выполните меньше упражнений, но качественней. Постоянная тренировка даст результаты: попадание в ноты и улучшение вокальных данных.

18 марта 2014