Джокер с пришитым лицом. Темный рыцарь

Джокер (DC Comics) - один из известнейших злодеев комиксов и самый непримиримый враг Бэтмена. Пожалуй, эта самый харизматичный, обаятельный и непредсказуемый маньяк Готэма, к тому же он имеет свою толпу поклонников и фанатов.

Описание персонажа

Впервые Джокер (DC Comics) появился в первом выпуске комикса «Бэтмен», изданном 25 апреля 1940 года. Создали персонажа - Джерри Робинсон, Билли Фингер и Боб Кейн. Изначально Джокер задумывался как одноразовый злодей, который должен был погибнуть, впервые появившись. Но в итоге был оставлен и стал главным врагом Бэтмена.

Внешность Джокера весьма примечательна. Его губы постоянно растянуты в улыбке из-за того, что лицевые мышцы были парализованы. Волосы и ногти злодея зеленого цвета, кожа бледная, губы ярко-красные - все это последствия воздействия химических веществ. Его лицо обезображено двумя большими рубцами, которые начинаются у уголков рта, что создает вид ужасной улыбки. Рост персонажа - 198 см, а вес - 73 кг.

Рождение Джокера

Заклятый враг Бэтмена имеет загадочное прошлое. В этом отношении DC придерживается стороны Алана Мура, который говорил о многовариантном прошлом персонажа. Существует мнение о том, что и сам Джокер не помнит, кем был до роковой ночи, когда надел Красный Колпак.

Согласно канонической версии, человек (гангстер или комедиант-неудачник), впоследствии ставший Джокером, испугавшись Бэтмена, упал в кислоту. В ту ночь он надел Красный Колпак и принял участие в ограблении фабрики. После трагедии он обезумел, а тело его изменилось и приняло свой ужасающий вид.

Прошло какое-то время, и в Готэме случайно обнаружили склад, заполненный мертвецами, чьи губы застыли в улыбке. На экранах телевизоров в это же время возник некто в фиолетовом костюме, незнакомец рассказывал о том, когда и кого он убьет.

Джокер успел расправиться с директором завода, на котором с ним случилась трагедия, и едва не отравил городское водохранилище, прежде чем Бэтмен и помогавший ему комиссар Гордон смогли его остановить. Итогом стало заключение в психиатрической лечебнице Аркхэм, обитателей которой безумный клоун незадолго до этого выпустил на свободу.

Позднее у маньяка появляется напарница, носящая костюм арлекина - Харли Квинн, безумно влюбленная в Джокера.

По некоторым версиям, у злодея была беременна жена, погибшая из-за несчастного случая. Джокер иногда вспоминает о ней и горюет.

Рождественские сюрпризы

Вскоре Джокер оказывается на свободе и собирает вокруг себя группу сторонников. Итак, банда Джокера во главе с безумным лидером накануне Рождества открывает огонь в центре города. В результате перестрелки погибает мэр Дикерсон и суперинтендант. Однако целью гангстеров было не убийство главы Готэма, Джокер всего лишь хотел, чтобы все рождественские праздники жители боялись выйти из своих домов.

На этом маньяк не останавливается. Следующим его шагом становится подготовка «рождественского подарка» для Бэтмена. Джокер раскладывает по всему городу бомбы, и герою предстоит отыскать их все и спасти людей. Пока Темный Рыцарь занят обезвреживанием опасных сюрпризов, банда психопата вновь открывает стрельбу в самых людных местах Готэма. Среди жертв оказываются и сотрудники полиции. В одном из магазинов взрывается бомба, к счастью, Бэтмен заранее успел эвакуировать людей. С большим трудом герою удается поймать Джокера. В себя психопат приходит на больничной койке и смеется, вспоминая устроенную им кровавую бойню.

Перерождение

Джокер - самый известный суперзлодей вселенной DC Comics. И своей популярностью он обязан своей непредсказуемости, безумию и загадочному происхождению. В выпуске №665 комикса «Бэтмен» Джокер оказывается серьезно ранен и попадает в инвалидное кресло. После интенсивного периода восстановления и вмешательства пластических хирургов внешность маньяка изменяется.

Находясь на лечении, Джокер смог усовершенствовать формулу своего Яда. Токсин он передал Харли Квинн и приказал убить своих бывших криминальных партнеров, что свидетельствовало бы о возрождении злодея. Несмотря на исполнение приказа, Джокер пытается убить Квинн. Девушку спасает только вмешательство Бэтмена. После этих событий маньяк вступает в криминальное сообщество "Черная Перчатка".

Способности и характер

Прежде всего нужно помнить о том, что является типичным сумасшедшим маньяком Джокер (DC Comics). Комиксы о злодее только укрепляют читателей в этом суждении. Джокер умен, непредсказуем, обладает различными умениями и разбирается в ряде наук, в том числе в химии. Он никому не доверяет и одинаково скрытен как с врагами, так и с напарниками, которые надолго в живых не задерживаются. Джокер легко расправляется с союзниками, как только они исполняют свою функцию. Маньяк просто одержим Бэтменом, которого считает главной причиной всех своих неудач. Тем не менее Джокер считает своего противника достойным и умным.

Злодей совершенно безумен и готов ради своей цели пойти на все, что угодно. Джокер бесстрашен и ловок, прекрасно ориентируется в новой ситуации и умеет избежать опасности. Сумасшествие же подсказывает ему нетривиальные решения.

Кроме того, Джокер обладает такими способностями, как:

  • Очень высокий интеллект.
  • Превосходное знание химии.
  • Невероятная изобретательность.
  • Поразительная сила воли, которая делает его невосприимчивым к пыткам и воздействию на разум.
  • Стратегический талант.
  • Иммунитет к кислотам и ядам.

Технические приспособления

Джокер (DC Comics) не гнушается использовать различные приспособления и химикаты. Среди них:

  • Токсин, заставляющий жертву смеяться до смерти.
  • Все разъедающая кислота.
  • Игральные карты с острыми краями.
  • Дымовые шары.
  • Носит на руке ядовитые иглы или электрошок.
  • Трость с ракетами.
  • Бомбы различных форм и размеров.

Джокер (DC Comics) не раз появлялся в различных списках злодеев и персонажей комиксов и не только. Так, в 2006 году он был назван лучшем злодеем за всю историю по версии журнала Wizard. В 2009 интернет-портал IGN назвал его вторым среди 100 комиксовых злодеев. В 2013 Джокер занял 8 место среди 50 лучших персонажей комиксов от журнала Empire, столь высокого места не получил еще ни один злодей.

Зелёные волосы, белое лицо, улыбка, больше похожая на оскал, - его узнают даже те, кто в жизни не притрагивался к комиксам. Смеющийся психопат, шут-убийца, клоун-принц преступного мира - или просто Джокер, единственный и неповторимый. Главному врагу Бэтмена исполнилось 77 лет, и это были чертовски насыщенные годы. В нашем материале мы постараемся пройтись хотя бы по верхам этой объёмной и яркой истории, наполненной смехом и кровью.

Если подходить к персонажу с позиции культурологии, выяснится, что ему пара тысяч лет. Ведь по сути Джокер - трикстер, мало отличающийся от фольклорных Локи и Мефистофеля, злобное, коварное существо, насмехающееся над тем, что люди почитают, воплощение чистого нигилизма. Едва ли не в каждой мировой культуре и эпохе можно обнаружить его предшественников, будь то лесной дух со специфическим чувством юмора или ярмарочный Арлекин, издевающийся над бедным Пьеро. Возможно, именно поэтому Джокер так прижился - ведь он всегда был рядом.

Первый выход Джокера

В привычном для нас виде клоун-террорист появился в 1940 году. Кто на самом деле приходится отцом этому персонажу - загадка, которой не суждено быть разгаданной. Каждый из трёх людей, работавших в то время над комиксами о Бэтмене - Боб Кейн, Билл Фингер и Джерри Робинсон, - утверждал, что Джокера создал именно он, а остальные, дескать, лишь подхватили идею.

Установить, кто из них прав, уже невозможно. Зато точно известен источник вдохновения - немецкий актёр Конрад Фейдт в образе Гуинплена из экранизации романа Виктора Гюго «Человек, который смеётся» 1928 года. А ещё, как ни странно, игральная карта «Джокер».

Конрад Фейдт в образе Гуинплена. Возможно, что и цветом кожи Джокер обязан тому, что фильм был чёрно-белым

Те, кто думает, что поначалу Джокер был весёлым преступником-балагуром, а убивать начал лишь к концу XX века, плохо знают историю комиксов. Так называемый «Золотой век», длившийся с конца 1930-х по начало 1950-х, был густо замешан на крови. Тот же Бэтмен, например, не сразу стал махровым моралистом и когда-то с гангстерами не церемонился. В упор, конечно, не стрелял, но если приходилось скинуть очередного бандита с крыши, не колебался. Вот и Джокер дебютировал в комиксах как настоящий серийный убийца.

По сюжету выпуска Batman #1 новоявленный злодей объявлял по радио имена своих жертв, обычно кого-нибудь из городской элиты Готэма, и те ровно через сутки умирали с неестественными улыбками на лицах. Цель маньяк преследовал простую - посеять страх и получить основанный на нём авторитет у местных гангстеров. Весьма разумный план. Ранний Джокер вообще был далёк от безумия. Жестокий, хладнокровный, изобретательный, но едва ли сумасшедший. Он даже почти не смеялся.

Ранние комиксы чем-то похожи на немые фильмы ужасов. При всей своей нелепости исправно нагоняют жути

Но кое-что иррациональное в нём всё же было. Злобный шут решил, что не хочет знать, кто скрывается под маской Бэтмена, и даже отказался убить героя при первой возможности - так ведь неинтересно. Если проводить параллели между первым Джокером и интерпретацией Хита Леджера, образ злодея в «Тёмном рыцаре» уже не кажется таким неканоничным.

Когда Джокер был смешным

Целых десять лет никто из авторов и не думал объяснять, почему у персонажа белая кожа и зелёные волосы. Хотя для комиксов о Бэтмене это не было обычным делом. Джокер вообще стал первым полноценным суперзлодеем Бэт-вселенной - до него Брюс Уэйн дрался с рядовыми преступниками. История про падение грабителя в красном колпаке в чан с химикатами появилась только в начале 1950-х и до сих пор считается каноном.

В «Серебряном веке» Джокер был охоч до богатства и побаивался налоговой инспекции

Примерно в это же время психиатр-консерватор Фредрик Вертхэм опубликовал скандальную книгу «Развращение невинных», где утверждал, что комиксы засоряют умы детей и выводят их на кривую дорожку. Работа наделала много шума, и издательства по всей Америке были вынуждены принять «Кодекс комиксов», который обязывал сценаристов и художников к жёсткой самоцензуре. Так начался «Серебряный век» - эпоха весёлых, безобидных и однообразных приключений.

Под раздачу попали и Бэтмен с Джокером, превратившиеся в благородного рыцаря и шаловливого клоуна соответственно. Ни о каких убийствах отныне и речи быть не могло. Их место заняли тематические преступления. Накачать город веселящим газом и заставить всех повыкидывать драгоценности, совершить ограбление, нарядившись Чарли Чаплином или Бастером Китоном, сбежать от полиции, рассмешив копов до беспомощности, - вот что теперь было по душе белолицему злодею. Да и какой он злодей? Так, хулиган и пакостник.

В 1960-е Джокер наконец-то получил первое экранное воплощение в сериале «Бэтмен» с Адамом Уэстом. Исполнил роль актёр кубинского происхождения Сезар Ромеро, который до того играл в основном героев-любовников. Впрочем, в новом амплуа он проявил себя ярко. Джокер получился шумным, дурашливым, но обаятельным - под стать самому сериалу.

Сериал «Бэтмен» 1960-х в Штатах считается классикой. Таким Джокера большинство зрелых американцев знают с детства

Шутки кончились

От такого клоуна ничего хорошего ждать явно не стоит

В 1970-х на Джокера потихоньку перестали действовать пилюли добродушия, которыми его пичкали двадцать лет. В массовую культуру, особенно в кино, проползало насилие, и комиксы не могли не поддаться общему веянию. Именно тогда сага о Тёмном рыцаре приобрела знакомые нам черты мрачного детективного триллера.

Первым звоночком, ознаменовавшим возвращение клоуна-убийцы, стал сюжет «Пять способов мести Джокера» 1973 года. В нём злодей в очередной раз сбежал из-под стражи, но вместо того, чтобы совершать абсурдные преступления, начал карать бывших подельников, бросивших главаря на произвол судьбы. И кара не подразумевала бросок торта в лицо - нет, всё было по-взрослому. Двоих отравили ядом смеха, ещё один затянулся сигарой с нитроглицерином, а четвёртого маньяк просто повесил. Последний подручный должен был стать закуской для акулы, но Бэтмен спас его.

Персональная серия Джокера протянула недолго. Как писать о том, кто даже на антигероя не тянет?

Настоящий ренессанс Джокер пережил в 1980-е, когда вышли два сюжета о нём, оставившие глубочайший след в истории комиксов. Про «Убийственную шутку» Алана Мура хоть раз слышал каждый, кто увлекается гик-культурой. Этот графический роман стабильно входит в топы комиксов, обязательных к прочтению. Причин тому много.

Во-первых, именно после событий «Убийственной шутки» Барбара Гордон, она же Бэтгёрл, оказалась прикована к инвалидному креслу. Это был смелый ход со стороны издательства - до этого герои никогда не лишались сил надолго и уж точно не становились инвалидами.

Во-вторых, «Убийственная шутка» - это первая попытка показать Джокера живым человеком, трагической фигурой, чьё безумие имеет вескую причину. Благодаря ловкой манипуляции эмоциями читатель с удивлением обнаруживал, что зловещему шуту, оказывается, можно сопереживать. Но ошибочно полагать, будто в комиксе раскрывается настоящая предыстория Джокера, - нет, убивать интригу DC и Мур не рискнули бы. В романе предлагается лишь один из возможных вариантов.

Эта сцена из «Убийственной шутки» вызвала возмущение феминисток по всей Америке

А вот арка «Смерть в семье», напротив, стремилась читателя не удивить, а ублажить. Аудитория DC в то время обожала жестокие выходки Джокера и ненавидела второго Робина - Джейсона Тодда. Сценаристы создали его на замену сверхправильному Дику Грейсону, который ушёл от Бэтмена на вольные хлеба и стал Найтвингом. Новый чудо-мальчик должен был в духе времени стать «плохим парнем», но вместо этого стал плохим персонажем.

Дерзкий и резкий сайдкик настолько не нравился публике, что DC пошли на беспрецедентный шаг - запустили телефонное голосование, выживет Тодд в ходе очередного приключения или нет. Читатели хладнокровно приговорили парня к смерти. Гибель его не была быстрой или безболезненной - Джокер, дьявольски хохоча, избил юношу монтировкой и, едва живого, оставил на заминированном складе. Бэтмен пытался спасти подопечного, но всё уже было предрешено.


Со временем Джейсон Тодд воскрес, но на это ушло десять с лишним лет. А в 1980-е гибель Робина была окончательной и бесповоротной. Сложно переоценить важность этого сюжетного поворота для «Бэтмена» и индустрии комиксов в целом. Позже сценаристы ещё не раз заставляли Джокера совершать куда большие зверства, выходя за всякие рамки. Но превзойти по эффектности «Убийственную шутку» и «Смерть в семье», кажется, никто так и не смог.

На больших и малых экранах

Успех фильма «Супермен» 1978 года и возросшая популярность комиксов о Бэтмене убедили студию Warner Bros., что публика готова к большому кино о Рыцаре ночи. Ходить студийные боссы решили сразу с козырей. Вернее, с Джокера. В ранних черновиках сценария был ещё и Пингвин, но создатели выбросили его, чтобы не отвлекать внимание зрителей от противостояния двух архиврагов.

Кинокомпания хотела, чтобы фильм стал однозначным хитом, а допустимый риск был исчерпан наймом молодого Тима Бёртона на должность режиссёра и не слишком известного Майкла Китона на роль Бэтмена. Злодея должна была сыграть настоящая звезда. Интерес к этой роли проявляли Робин Уильямс и даже Дэвид Боуи.

Легенда гласит, что Джек Николсон стал главным кандидатом после того, как один из продюсеров увидел «Сияние» Стэнли Кубрика. Дикий оскал и безумные глаза актёра произвели неизгладимое впечатление на кинобосса, и тот убедил коллег, что Джокера должен играть Николсон и никто иной. После долгих уговоров Джек согласился, но гонорар запросил баснословный - 60 миллионов от сборов картины и процент от продаж видео и мерчендайза.

Давайте все же признаем очевидное: Николсон сыграл в «Бэтмене» Николсона, только в гриме

Джокер в фильме Бёртона получился ярким и харизматичным, но… совершенно не безумным. Это самовлюблённый и жестокий гангстер-пижон, но не инфернальный шут, от чьего смеха по коже бегут мурашки. Быть может, причина в том, что его происхождение не покрыто завесой тайны. Зрителю известно, что до падения в чан с химикатами Джокер Николсона был обычным бандитом. Сценаристы даже дали ему человеческое имя - Джек Нэпьер (в честь покойного актёра Алана Нэпьера, сыгравшего Альфреда в «Бэтмене» 1960-х). Нет загадки, нет интриги. А уж решение сделать именно его убийцей родителей Брюса Уэйна вызвало дикое возмущение у фанатов комиксов.

Впрочем, фильм получился стоящим и успешным. Он популяризировал Бэтмена и Джокера, показал их во всей мрачной красе, стёр воспоминания о старом комедийном шоу. Warner Bros. почти сразу дали добро на сиквел и, что для нас куда важнее, мультсериал «Бэтмен» за авторством Брюса Тимма и Пола Дини - готический, мрачный, не желавший сюсюкаться с юным зрителем. Конечно, рассчитан он был в том числе и на детей, но поднимать взрослые темы не стеснялся. Там была драма, был психологизм. Именно там появилась спутница Джокера - всеми любимая Харли Квинн. А ещё там был лучший Джокер вне комиксов.

Джокер Хэмилла навсегда останется в детских воспоминаниях тысяч зрителей. Ну, или в ночных кошмарах

Когда Марка Хэмилла пригласили на студию, он был уверен, что ему предложат написать пару сюжетов для сериала. После «Звёздных войн» его актёрская карьера не задалась, и Марк начал писать сценарии, даже добился в этом успехов. Поэтому, когда его попросили встать за микрофон, бывший Скайуокер несколько удивился. Но ничего необычного в этом не было - за два года до того Хэмилл сыграл суперзлодея Трикстера в сериале «Флэш», созданном тем же телевизионным подразделением WB на волне популярности бёртоновского «Бэтмена». Типажи двух злодеев во многом совпали, и создатели решили позвать именно этого актёра.

И это оказалось одним из самых верных решений чуть ли не во всей истории мультсериалов. Марк настолько тонко и верно прочувствовал персонажа, настолько вошёл в роль, что по сей день считается лучшим голосом Джокера из всех. Да что там - просто лучшим Джокером. Он забавный, жуткий, безумный, а его смех не спутать ни с чем.

Марку Хэмиллу всё же удалось сыграть Джокера вживую… ну, почти. В сериале «Флэш» он вернулся к роли Трикстера, но голос и манеры позаимствовал у клоуна-убийцы

Джокер нового века

В 1990-е индустрию комиксов лихорадило. Кризис продаж, кризис идей - в общем, кризис всего. В том, что творилось во вселенной DC тех лет, с её параллельными мирами, сдвигами пространства-времени, внезапными смертями и воскрешениями, сломит ногу и сам дьявол. Поэтому мы обойдём стороной это царство хаоса, благо ничего действительно эпохального про Джокера тогда не выходило. Хотя истинные знатоки комиксов с этим наверняка могут поспорить.

В арке «Император Джокер» злой шут обманом получил божественную силу и на время стал владыкой Вселенной…

…а в «Последнем смехе» заразил весь мир вирусом, превращающим каждого в безумного клоуна

Оставался на периферии он и в начале 2000-х. В значимых арках вроде «Бэтмен: Тихо!» клоун мелькал, но чаще на вторых ролях. Читателям и авторам он как будто приелся. Заезженный образ нуждался в кардинальном обновлении.

В мультсериале «Бэтмен» 2004 года Джокер уже предстаёт в непривычном облике. Он сгорблен, двигается на обезьяний манер, вместо аккуратной причёски - пышная зелёная грива, вместо фрака - смирительная рубашка. Непривычно, но свежо и смело, хотя в целом мультсериал сильно уступал предшественнику. Но те перемены в Джокере были лишь знамением того, что на самом деле грядёт.

В мультсериале 2004 года Джокер совершенно не похож на себя. И ему это идёт

Когда Кристофера Нолана спросили, почему он пригласил на роль Джокера в «Тёмном рыцаре» именно Хита Леджера, режиссёр ответил: «Потому что Хит бесстрашен». А для того, что задумали Нолан и Дэвид Гойер, была необходима недюжинная смелость. Оба в полной мере понимали, какой груз ответственности лежит на их плечах, несмотря на то, что Кристофер был и остаётся далёк от комиксов. Перезапустить франшизу о Бэтмене - это одно, а вписать в условно-реалистичный мир фантастического персонажа, к тому же имеющего гигантскую армию фанатов, - совсем другое. Для этого требовался актёр, готовый, во-первых, принять шквал критики от гиков, а во-вторых, убедить мир в правоте создателей фильма, покусившихся на канон.

Про Джокера Леджера написано немало статей и даже научных трудов. Это, вне сомнения, одна из самых ярких и влиятельных актёрских работ в кино начала XXI века. Но консерваторы от комиксов все же критикуют его за неканоничность. Дескать, никакой это не мистер Джей: ведёт себя не так, выглядит не как положено, и вообще, Нолан снял что-то своё, а не экранизацию комиксов про Бэтмена.

Последней записью в дневнике, который Леджер вёл от лица Джокера во время подготовки к роли, были слова «пока-пока» на всю страницу. Жуткое совпадение

Но если разбирать образ, созданный Леджером, именно в контексте истории персонажа, то выяснится интересная вещь: суть Джокера актёр и сценаристы уловили максимально точно. Каким должен быть шут-убийца? Безумным? Джокер в «Тёмном рыцаре» строит грандиозные многоходовые планы ради достижения одному ему понятной иррациональной цели. Коварным и жестоким? Скольких
он убил по ходу фильма, сколько жизней сломал! Именно он превратил честного и благородного Харви Дента в одержимого местью Двуликого, показательно осквернив идеалы морали, едва возникшие в Готэме. Эксцентричным и ироничным? Да все монологи Джокера напоминают стендап-шоу радикального комика, а сам он представляет собой эдакий гибрид Энди Кауфмана с Чарльзом Мэнсоном. А как он заливается смехом во время избиения - это же самая показательная сцена, отражающая суть персонажа!

Даже особое отношение Джокера к Бэтмену раскрыто в «Тёмном рыцаре» куда лучше, чем у Бёртона, где клоун-гангстер воспринимал архиврага как очередную помеху, не более. Так что всё каноничней некуда.

В год выхода «Тёмного рыцаря» Брайан Азарелло опубликовал графический роман «Джокер», где злодей явно напоминает Хита Леджера

Клоун без лица

С выхода «Тёмного рыцаря» прошло уже восемь лет. Всё это время Джокер, интерес к которому резко вырос, постоянно мелькал в комиксах, мультфильмах и видеоиграх. Особо выделим серию Batman: Arkham, в которой к любимой роли на две игры вернулся Марк Хэмилл, а на смену ему пришёл не менее талантливый Трой Бэйкер. Франшиза охватывает почти всю историю противостояния Бэтмена и Джокера - от первого столкновения до гибели смеющегося психопата и его, так сказать, посмертного существования. Это грамотная компиляция десятков комиксных сюжетов в несколько объёмных, но цельных произведений.

Что до комиксов, больше всего шуму наделала версия клоуна из вселенной The New 52. Сценарист Скотт Снайдер (не родственник Зака Снайдера, если что) пошёл на дерзкий ход: по сюжету Джокер теряет лицо. В буквальном смысле. Клоуну его просто отрезают. А спустя какое-то время он крадёт своё лицо из хранилища улик готэмской полиции. И надевает. Как маску. Прямо на голое мясо. Бр-р-р, даже писать об этом неприятно.

Так что просто смотрите

Тем не менее такой экстрим подошёл персонажу как нельзя лучше. Новый облик подчеркнул всю глубину психического расстройства клоуна. Он настоящее чудовище, чей воспалённый мозг генерирует гениальные и изощрённые планы. Даже Харли Квинн боится такого мистера Джея, и её можно понять.

Кажется, Джокер способен пережить что угодно только потому, что сама смерть предпочитает держаться от него подальше. Бэтмен как никогда растерян и беспомощен перед этим воплощением хаоса. В финале арки «Смерть семьи», которая считается одной из лучших в The New 52, Тёмный рыцарь одерживает победу над врагом, но складывается впечатление, что это тоже лишь часть плана Джокера. Шоу должно продолжаться.

В арке Batman R.I.P. Джокер уже похож на серийного убийцу из фильма ужасов

За последний год мы получили целых двух новых экранных Джокеров. Первый из них появился в сериале «Готэм», и с ним всё непросто. Персонажа, которого играет Кэмерон Монахэн, зовут Джером Валеска. Он сын цирковой артистки, который убил собственную мать, после чего был помещён в лечебницу Аркхем, сбежал оттуда и стал разудалым преступником со склонностью к театральным эффектам.

Создатели утверждают, что Джером не Джокер, но верить им трудно. Он ведёт себя как Джокер, говорит как Джокер, смеётся как Джокер. Он даже выглядит как Джокер, разве что кожа нормального цвета и волосы рыжие. А раз сериал окончательно плюнул на реализм и воскрешает мёртвых персонажей на раз-два, вероятность, что юный психопат искупается в химикатах, вырастает до 99%.

И это хорошо. Да, тайна личности шута-убийцы снова растворится, но «Готэм» тем и славен, что показывает на экране всё, что в комиксах осталось за кадром. В остальном же образ Монахэна соответствует канону, а манера игры явно вдохновлена озвучкой Марка Хэмилла.

Кэмерону Монахэну (Джером из «Готэма») даже грим наносить необязательно

И вот мы добрались до самого обсуждаемого Джокера последних лет - Джареда Лето в «Отряде самоубийц». Ирония в том, что сказать про него, по сути, нечего. Персонажа в фильме летучая мышь наплакала - восемь минут с небольшим, и раскрывается он (вернее, «обрисовывается») всего в паре сцен. Он эксцентричен, эгоцентричен, эмоционально нестабилен - в общем, почти такой, каким должен быть. Только порой, как и всё в киновселенной DC, чересчур серьёзен и пафосен. Комедиантская сторона Джокера едва намечена.

Зато образу добавили человечности. В фильме мистер Джей не просто держит Харли Квинн при себе, как забавную игрушку, но любит её, хотя в то, что его гнилое сердце способно на чувства, трудно поверить. Сам Лето говорил в интервью, что хочет показать сложную и противоречивую натуру Джокера, сделать его человеком, который одновременно и наслаждается безумием, и страдает от него. Увы, огромное количество отснятых сцен с его участием так и не вошло в театральный монтаж фильма.

Будем надеяться, все вырезаннные сцены с Джокером когда-нибудь покажут. Очень уж хочется узнать, что за игрушки хотел показать Лето

Безусловно, что-то мы упустили. Охватить всё, что вышло про Джокера за 75 лет, в рамках одного материала невозможно. Например, тут нет теорий касательно того, что происходит с клоуном в комиксах DC сейчас. А там как раз выяснилось, что все эти годы злодействовали аж три разных Джокера вместо одного. Этот сюжетный твист нацелен на шумиху столь же явно, как и разрекламированное предательство Капитана Америки. И пока сценаристы не придумают ему чёткого и вменяемого обоснования, воспринимать его всерьёз не стоит.

Джокер - звезда мирового масштаба. Икона современной поп-культуры, не меньшая, чем Бэтмен. И что бы с ним ни делали сценаристы, художники, актёры и режиссёры, суть его не изменится. Злобный клоун, воплощение жестокой иронии судьбы и незамутнённого безумия. Злодей, чей образ врезается в память с первого взгляда. Слишком популярный, чтобы когда-либо исчезнуть. Как бы ни сложилась судьба киновселенной DC, за Джокера переживать не стоит - его смех прозвучит ещё не раз.

Джокер - суперзлодей вселенной DC Comics, главный и заклятый враг Бэтмена. В кинематографе роль Джокера сыграло несколько актёров и в этой статье я расскажу кто играл роль Джокера в фильме.

Актеры игравшие Джокера

1. Первый Джокер. На телеэкране впервые его сыграл американский актер Ромеро Сизар , который сыграл известного злодея в сериале «Бэтмен» (1967-1969 гг.). Хотя и на злодея-то он особо похож не был… здесь он больше шутник, комедиант, чем какой-нибудь серийный маньяк!

2. Вторым в фильме «Бэтмен» (1989) роль Джокера исполнил актер Джек Николсон . Тут персонаж получил предысторию: антагонист, в ходе борьбы с Бэтменом, падает в какой-то чан, в результате чего изменяется полностью (от цвета волос до психики)


3. Третьим был неподражаемый Хит Леджер с кинолентой «Темный рыцарь» (2008). Один из самых лучших Джокеров. Недаром исполнителю данной роли, который, к сожалению, не дожил до премьеры фильма, посмертно вручили премию «Оскар» за лучшую мужскую второплановую роль. Не аккуратный грим, ужасная прическа и неприлежный вид — именно из-за всего этого, этот Джокер получился самым реалистичным. Именно он сыграл его в фильме Тёмный рыцарь

4. Ещё одним Джокером стал не менее неподражаемый Джаред Лето с его главной ролью в фильме «Отряд самоубийц» (2016). Уличный бунтарь, парень сорви-голова, таким и является сам актер. Для создания его образа большинство деталей были взяты из самих комиксов – зеленые волосы, дерзкая ухмылка, серебряные зубы, кольца и бесконечное число татуировок на теле. Возможно, что такой образ станет новым каноном и иконой стиля..именно он сыграл его в Отряде Самоубийц

5. Не стоит забывать об одном из самых известных (по моему мнению) и самому лучшему Джокеру (тоже по моему мнению) Марк Хэмилл. Впервые Марк начал озвучивать одного из самых известных мультипликационных злодеев в мире в 1992 г. в мультсериале «Бэтмен». До того как он стал голосом Джокера, у актера уже имелся богатый опыт озвучивания анимационных героев. Он настолько великолепно озвучил его, что от каждой секунды его Джокера на экране, ты проникаешься этой игрой голоса! Так же его голос можно услышать в серии игр про Бэтмена, где он так же великолепно справился со своей задачей.

Вы просто сами послушайте, как звучит этот голос!

И пока на этом всё,но я уверен, что роль Джокера на этом не закончится и на своём веку, мы ещё увидим несколько перевоплощений самого знаменитого преступника!

, террорист

    • Безумный и гениальный интеллект
    • Несгибаемая сила воли
    • Лидерские качества
    • Обширные знания ядов, взрывчатых веществ и технологий, доступ к ним
    • Мастерские навыки обращения с различным оружием
    • Мастер побегов
    • Мастер маскировки
    • Владение навыками рукопашного боя
    • Превосходный актёр и мастер перевоплощения
    • Мастер манипуляции и запугивания
    • Невосприимчивость к подавляющему большинству ядов и химикатов
    • Зараженная кровь
    • Сопротивление боли
    • Выживаемость
    • Особое чувство юмора

Оригинальная история из комиксов

Прошлое Джокера остаётся покрытым тайной до сих пор, несмотря на всю семидесятивосьмилетнюю историю персонажа. DC продолжает придерживаться теории Алана Мура о многовариантном прошлом зловещего клоуна. Возможно, даже сам Джокер уже не помнит, кем он был до той ночи, когда он надел Красный Колпак. По признанной канонической версии человек, ставший Джокером (возможно, он был неудачливым комедиантом, а возможно, и гангстером), упал в кислоту, испугавшись Бэтмена, когда в костюме Красного колпака участвовал в ограблении карточной фабрики . В результате он сошёл с ума, обрёл белую кожу, чёрные круги вокруг глаз и зелёные волосы, а на лице у него навсегда застыла улыбка.

Некоторое время спустя, после инцидента с Колпаком, в Готэме был обнаружен склад, полный улыбающихся трупов. А на экранах телевизоров возник странный персонаж в фиолетовом костюме, который заранее анонсировал, кого и когда он собирается убить. Бэтмену и комиссару Гордону пришлось приложить множество усилий, чтобы остановить Джокера, который расправился с владельцами злосчастного завода и намеревался отравить готэмское водохранилище. В итоге злодей оказался в психлечебнице Аркхэм , пациентов которой он незадолго до этого выпустил на улицы города . Стоит отметить, что сбежать из лечебницы Джокеру не составляет особого труда, что он и делал на страницах комиксов огромное количество раз.

Позже у Джокера появилась напарница - девушка Харли Квинн , одетая в костюм арлекина и безумно влюблённая в маньяка . Однако их отношения всякий раз складываются по-разному и не всегда благоприятно для Харли Квинн. Также, по некоторым версиям, у Джокера была беременная жена Дженни, которая погибла в результате несчастного случая, и Джокер иногда из-за неё переживал .

New 52

Образ Джокера претерпел некоторые изменения в версии The New 52 ; внешность персонажа в перезапущенной вселенной практически не изменилась. Впервые маньяк-убийца появляется в Detective Comics № 1, где его преследует вся полиция Готэма. После очередной стычки с Бэтменом Джокер был пойман и доставлен в лечебницу «Аркхэм ». В камере клоуна навещает новый злодей, Кукольник (англ. Dollmaker ). Он отрезает Джокеру лицо, перед этим сообщив, что является самым большим его поклонником. Однако, необходимо подчеркнуть, что Джокер встретил Кукольника со словами «Это идеальное место для процедуры», тем самым давая понять, что позволит сделать это с собой . После своего поражения Джокер пропадает примерно на год. Когда до Харли Квинн доходят слухи о гибели маньяка, она теряет остатки здравого рассудка и бросает Отряд Самоубийц, чтобы лично увидеть срезанное лицо возлюбленного в полицейском участке Готэма . Очевидно, она рассчитывает получить возможность восстановить лицо Джокера .

В серии «Бэтмен: Европа» Бэтмен и Джокер оказываются зараженными неким вирусом Колосса. Чтобы исцелиться, им приходится объединить усилия и отправиться в Европу на поиски того, кто заразил их. Они проходят через Берлин, Прагу, Париж и Рим. В Париже им удаётся подойти к загадочному врагу достаточно близко, завязывается бой, в ходе которого Бэтмен, ослабевший от убивающего его вируса, падает с крыши. Однако, намеренно или случайно, Джокер спасает ему жизнь, не дав разбиться насмерть. В Риме Бэтмен и Джокер, наконец, узнают, что все это подстроил Бэйн , чтобы доказать, что Бэтмен не может жить без Джокера. Он начинает жестоко избивать Джокера, но Тёмный рыцарь останавливает его и побеждает в поединке. Бэтмен и Джокер понимают, что противоядие от вируса находится у них в крови, но Бэтмен колеблется, осознавая, что если они выпьют кровь друг друга, то выживут оба, а если нет - то, соответственно, оба умрут. В итоге инициативу перехватывает Джокер, ударяя своего заклятого врага по лицу и буквально вынуждая спасти их обоих. Таким образом, Бэтмен оставляет Джокера в живых, понимая, что много людей в будущем из-за этого пострадает. В этой сюжетной арке Бэтмену также становится известно, что Джокер в совершенстве владеет французским языком. Он говорит: «Французский Джокера… Parfait (фр. безупречен). Это дает мне понять, как мало я знаю о своем ближайшем враге, даже спустя все эти годы». Также читатель узнаёт, что у Джокера есть связи в преступном мире Парижа и, возможно, всей Франции.

Сюжет арки излагается в форме воспоминаний, которыми Бэтмен делится с Женщиной-Кошкой, и начинается с того, что Загадочник уже как год находится за решёткой, и полицейские используют его способности для раскрытия сложных преступлений . Джокер же в это время совершает очередную серию злодеяний, чувствуя, что его же «шутки» больше не веселят его. Загадочник сбегает и приходит к Принцу-Клоуну, высказывая мысль, что Джокер не сможет смеяться, пока Тёмный рыцарь жив. Загадочник тоже желает смерти Бэтмену, поэтому предлагает Джокеру объединить усилия вместо того, чтобы соперничать. Но Джокер достаёт пистолет и стреляет в Загадочника, тем самым давая понять, что отказывается от его предложения. Загадочник выживает. Начинается Война.

Постепенно Джокер и Загадочник привлекают союзников каждый на свою сторону. Всё это становится известно Бэтмену и он вмешивается в их противостояние, пытаясь устранить обоих с переменным успехом.

Затем Клоун напоминает Бэтмену о старых добрых временах: о Пингвине , Загадочнике , Ядовитом Плюще , Пугало , Шляпнике, Фризе. Пока он рассказывает это, происходит взрыв: бомба была заложена в крест. Бэтмен, по всей видимости, теряет сознание .

Вскоре появляется Женщина-кошка и вступает с Джокером в поединок. Они бьются, оба с ранениями падают на пол церкви и, зажимая кровоточащие раны, не могут сдвинуться с места. Джокер и Женщина-кошка беседуют и вспоминают прошлое. Джокер спрашивает, почему Селина никогда не смеялась над его шутками. Женщина-кошка высказывает мнение, что Джокер - абсолютно вменяем и нормален, а психа изображает только для игры. Затем в своем разговоре они переходят к еще более философским темам: складывается впечатление, что Джокер переживает, что после свадьбы всё внимание Бэтмена будет уделено его жене. Клоун заявляет, что это Бэтмен сам создал Джокера. Потому что Джокер - это хаос для порядка Бэтмена. И Джокер убил Робина и многих других людей только для Тёмного рыцаря. Джокер также говорит, что если Бэтмен женится, то перестанет быть собой - тем самым суровым и угрюмым Бэтменом, и станет слишком счастливым.

Джокер продолжает свой монолог, заявляя, что должен спасти Бэтмена, что он нужен ему, Джокеру. Нужен на крышах, в переулках, ему нужно слышать от Бэтмена, что он жуткий. Ему нужны удары Бэтмена. Ему нужно, чтобы Бэтмэн стоял между ним и чем угодно. Джокеру нужно, чтобы Бэтмен мешал ему. А Селине этого не понять. Если Бэтмен женится, то веселью конец... Джокер не успевает закончить - Бэтмен парализует его выстрелом .

Силы и способности

Первоначально Джокер казался просто клоуном с отклонениями, но затем его «шутки» становились все более и более жестокими.

В серии «Детективные комиксы» Бэтмен говорит о Джокере:

- Сто четырнадцать убийств за последние шесть лет. Это девятнадцать убийств в год. И я смогу прижать его ими, даже если все суды не смогут. Женщины, дети и мужчины. Удушье, пули, отрезанные головы… А также самодельный Веселящий Газ. Его принципы действия изменчивы, как ветер… А в Готэм-Сити всегда ветрено. Он - худший вид убийцы. Единственный в своем роде.

Джокер считает Бэтмена своим самым лучшим другом и любимым врагом. Злодей видит себя идеальной противоположностью Бэтмена. Без Бэтмена Джокеру сразу становится скучно. Ему часто представлялась возможность убить Темного Рыцаря, но он этого не делал. В одном из выпусков Batman. v1 он говорит: «Но если я пристрелю Бэтмена, с кем же мне играть?».

Джокер - квалифицированный специалист в области химии и технологий; эксперт по взрывчатым веществам.

Подтверждением тому является знаменитый яд Джокера, который, помимо этого, известен под следующими названиями:

У данного яда бесчисленное количество вариаций, и он является одним из самых любимых орудий Джокера. Яд существует как в жидкой форме, так и в газообразной. Может привести как к летальному исходу , так и нелетальному. Газовая форма яда является более плотной, чем воздух , поэтому рассеиваться может долго. Яд Джокера разрушает нервную систему тела и вызывает судороги и не поддающийся контролю смех, который может продолжаться до момента смерти. Яд вызывает прекращение сердечных и мозговых функций. Кожа лица жертвы после его воздействия мертвенно бледнеет, и на нём растягивается жуткая улыбка, похожая на улыбку самого Джокера.

Смерть от такого яда является медленной, болезненной и мучительной. Нелетальный исход вследствие воздействия Токсина Джокера выражается в том, что жертва так же бесконтрольно смеется, но не умирает, а впадает во временную кому . Художники комиксов часто изображают пострадавших от яда Джокера ещё и с выпученными от ужаса глазами и с желтыми зубами. Даже небольшая доза данного яда может привести к весьма плачевным последствиям: вызывает повреждения головного мозга, приводит к тяжким психическим заболеваниям, сопровождающимся галлюцинациями , паранойей или манией .

Джокер очень изобретателен и чаще всего маскирует свои орудия под клоунский, цирковой, комичный реквизит. Как правило, на лацкане его пиджака располагается бутоньерка - цветок, брызгающий кислотой либо ядом в жидкой или газообразной форме.

В ладони Джокер обычно прячет кнопку-электрошокер. От удара током его жертвы в большинстве случаев погибают, но могут остаться в живых, получив серьезные увечья.

Кроме того, на страницах комиксов встречались следующие орудия злодея, которые он так или иначе использовал:

Шуточный пистолет (или револьвер), стреляющий флажком с надписью «BANG!» или другими надписями (второй раз может стрелять дротиком);

Колода острых, как бритва, метательных карт «Джокер» (3х5 дюймов);

Взрывоопасные гаванские сигары;

Ядовитые пироги;

Заводные зубы, которые используются Джокером для издевательств и в качестве визитной карточки (могут быть взрывоопасными);

Фальшивые полицейские значки с такими же функциями, как и у бутоньерки (см. выше);

В ладони иногда вместо электрошокера у Джокера была игла с ядом его изобретения;

Трости, стреляющие ракетами;

Чугунный лом;

Ножи различных форм и размеров;

Дымовые шашки и т. п.

У Джокера имеется свой автомобиль, который нетрудно узнать по специфичным, ярким цветам: зелёному, фиолетовому и красному. Может изображаться и как фургон, и как обычный легковой автомобиль.

У Джокера гениальный интеллект. Помимо химии, он разбирается в машиностроении, владеет навыками использования любых видов оружия, изобретает свое собственное. Он превосходный планировщик и детектив практически одного с Бэтменом уровня. Джокер был одним из двух людей (наряду с Бэйном), обыгравшим Ра’с аль Гула в шахматы.

У злодея несгибаемая сила воли. Это значит, что он неуязвим для пыток. Относительно этого Бэтмен высказывал следующее предположение: Джокер фактически не осознает, что является правильным, а что неправильным, выражая непонимание, за что его вообще можно осудить или наказать.

На протяжении всей своей истории Джокер демонстрировал и проявлял качества лидера. Доказательством этому служит то, что ему очень легко сколотить вокруг себя банду и заставить себе подчиняться. Со своими подчиненными Джокер не церемонится и может запросто убить в зависимости от настроения. Джокер не доверяет никому, поэтому чаще всего относится к союзникам с такой же жестокостью, как и к врагам, лишь используя их для своих целей.

Джокер является мастером перевоплощения и маскировки, манипуляции и запугивания. Он безошибочно находит слабые места у своих жертв и умело использует против них их собственные страхи. Находясь в Аркхэме, он внушает всем остальным постояльцам, а также работникам психлечебницы, первобытный ужас и едва ли не благоговение.

За роль Джокера Хит Леджер посмертно получил премии «Оскар », «Золотой глобус », «BAFTA » и «MTV Movie Awards ».

Смерть Хита Леджера поставила два острых вопроса при выпуске фильма: показывать ли недавно скончавшегося Хита Леджера в образе изуродованного Джокера, говорящего коронную фразу, а также целесообразность вырезания из финального монтажа сцены, где Джокер притворяется мёртвым, но в конечном счёте решили убрать, оставив указание в титрах, что фильм посвящается памяти актёра.

Хотя в картине нет упоминания Джокера, есть отсылка к его прошлому. В течение фильма Женщина-кошка намеревается заполучить программу «Чистый лист», стирающую данные человека. Возможно программой воспользовался клоун, поскольку в фильме «Темный рыцарь » не удается идентифицировать данные преступника. Из уважения к Хиту Леджеру Джокер ни разу не упоминается.

На вечеринке Лекса Лютера у Брюса Уэйна и Кларка Кента завязывается разговор, во время которого Брюс высказывает предположение, что, возможно, в нём говорит Готэм, и что у них были трудности с психами, разодетыми, как клоуны. Вероятнее всего, он имеет в виду Джокера и его банду.

В ноябре 2014 года глава Warner Bros. Pictures Грег Сильверман объявил, что обладатель «Оскара» Джаред Лето сыграет Джокера в фильме «Отряд самоубийц » . В трейлерах и фильме показан новый образ Джокера: у него мертвенно-бледная кожа вместо белой, зеленые волосы (зачесанные назад, как в некоторых комиксах последних лет), отсутствуют брови, множество характерных татуировок на теле и железные протезы вместо передних зубов. В фильме Джокер носит серый вельветовый пиджак, багровую шелковую рубашку, расстёгнутую до пупка, черные брюки и туфли. Также он предстаёт одетым в фиолетовое крокодиловое пальто на голое тело и во фраке , очень похожем на знаменитый традиционный костюм Джокера, в котором тот чаще всего изображается в комиксах, но в фильме он не фиолетового цвета, а чёрного. В «Отряде самоубийц» Джокеру отведено крайне мало экранного времени, но он всё равно успевает запомниться и произвести впечатление экстравагантного психопата. В фильме представлен как влюблённый в Харли Квинн и пытающийся освободить её из заключения. Однако, стоит отметить, что отношение Джокера к Харли Квинн на протяжении фильма неоднозначно, как и в комиксах. Так, например, в окончательный вариант киноленты не вошли кадры, показанные до этого в трейлере: во время финальной битвы на станции метро появляется Джокер с обожжённой кожей лица в результате падения на вертолёте. Злодей предлагает Харли Квинн сбежать вместе с ним, однако, девушка отказывается, сославшись на то, что должна помочь друзьям. Тогда Джокер покидает её, бросив в Отряд дымовую гранату .

В начале 2018 года стало известно , что сыграть роль Джокера в предстоящем сольном фильме о злодее было предложено известному американскому актеру Хоакину Фениксу , который на это предложение согласился . Фильм будет представлять из себя спин-офф , который покажет, что может заставить человека превратиться в безумного злодея и постоянного пациента психиатрической больницы Аркхем . История развернется в 1980-х. В этой версии у Джокера вновь возникает настоящее имя - Артур Флек. Внешний вид на этот раз выглядит смешанным: лицо белое от грима, а волосы распущенные и вьющиеся, как в версии Хита Леджера, но постоянная улыбка просто нарисована помадой, как в версии Сезара Ромеро. Костюм на промо-фотографиях выглядит не фиолетовым, а пунцово-красным.

Телесериалы

Телесериал 1966-1968 годов является продолжением одноимённого фильма. Роль Джокера продолжил играть Сесар Ромеро .

Джокер появляется в одном коротком эпизоде в первой серии. Впрочем, главная злодейка сериала - Харли Квинн , часто вспоминает своего «Мистера Джея», не прекращая попытки отомстить за его смерть и пытаясь восстановить его криминальную империю. В роли злодея каскадёр Роджер Стоунбарнер, а озвучивает его Марк Хэмилл , известный частым озвучиванием Джокера в анимационных фильмах.

Мультсериалы

  • «Приключения Бэтмена» (The Adventures of Batman, 1968-1969)
  • «Новые приключения Бэтмена» (The New Adventures of Batman, 1977)
  • «Бэтмен » (Batman: The Animated Series, 1992-1995) и «Новые приключения Бэтмена» (The New Batman Adventures, 1997-1999) - Джокера озвучивает Марк Хэмилл
  • «Бэтмен будущего » (Batman Beyond, 1999-2001) - непосредственно Джокер не появляется, но множество раз даются отсылки к нему: многочисленные банды Джокеров (Jokerz), в «Joyride» (сезон 2, эпизод 3) показана пещера со скелетом в костюме Джокера.
  • «Лига справедливости » (Justice League) - эпизоды Injustice for All (2002) и Wild Cards (2003)
  • «Шоковый разряд» (Static Shock) - эпизод The Big Leagues (2002).
  • «Бэтмен » (The Batman, 2004-2008)
  • «Молодая справедливость » (Young Justice) - эпизод Revelation (2011)
  • «Бэтмен: Отважный и смелый » (Batman: the Brave and the Bold, 2008-2011)

Анимационные фильмы

  • «Бэтмен: Маска Фантазма » (Batman: Mask of the Phantasm, 1993) - Джокера снова озвучивает Марк Хэмилл. Раскрывается прошлое Джокера, он был киллером на службе у босса мафии Сальватора Валестри.
  • В мультфильме «Бэтмен и Супермен» (The Batman Superman Movie: World’s Finest, 1998) он стал напарником Лекса Лютора .
  • В полнометражном мультфильме «Бэтмен будущего: Возвращение Джокера » (Batman Beyond: Return of the Joker, 2000) Джокер появляется в мире будущего после того, как его длительное время считали мёртвым. И Джокер снова желает победить Бэтмена, но Брюс Уэйн уже стар, и его противником становится ученик оригинального Тёмного Рыцаря. Озвучивает злодея Марк Хэмилл.
  • Короткометражный фильм «Бэтмен: Новые времена» (Batman: New Times, 2005).
  • В мультфильме «Бэтмен против Дракулы » (2005) Джокер стал вампиром . Его озвучивает Кевин Майкл Ричардсон.
  • Альтернативная версия Джокера - супергерой Джестер появляется в прологе «Лига Справедливости: Кризис двух миров » (2010).
  • В мультфильме «Бэтмен: Под красным колпаком » (2010) Джокер запирает Робина на складе с установленной взрывчаткой - при взрыве Робин умирает. Пять лет спустя, бандит Чёрная Маска помогает ему бежать из «Аркхема» и заключает сделку, но Джокер расторгает «договор» и берёт в плен Чёрную Маску и его людей. При попытке поджога фургона появляется Бэтмен и предотвращает убийство бандитов. Красный Колпак забирает психа в логово и избивает его. Вмешивается Бэтмен, не давая убить Джокера. Джокер снова возвращается в «Аркхем». Его озвучивает Джон Ди Маджио.
  • В мультфильме «Бэтмен: Возвращение Тёмного рыцаря », состоящем из двух частей, - Джокер имеет камео в первой и появляется как противник Бэтмена во второй. В первой части Джокер охвачен кататоническим синдромом , но, услышав о возвращении Бэтмен, его состояние нормализуется. Во второй части Джокер притворяется, что он стал нормальным и именно Бэтмен виноват в его маниакальном поведении. Джокер убивает большое количество людей ядом смеха на вечернем ток-шоу, после чего отправляется в местный парк развлечений, где также убивает множество людей. Бэтмен понимает, что он убил столько людей, позволив Джокеру жить. В схватке маньяк пытается убить Бэтмена, множество раз проткнул его ножом, после чего Джокер сворачивает себе шею. Он радуется, так как считает, что победил своего заклятого врага, заставив его потерять контроль. Джокер смеётся, поворачивает шею, окончательно переломав себе шейный позвоночник, и умирает. После прихода полиции тело Джокера загорается, а Бэтмен говорит, чтобы тот перестал смеяться.
  • В мультфильме «Бэтмен. Нападение на Аркхэм » Джокер освобождён из Аркхэма своей сообщницей Харли Квинн . Он планировал взорвать «грязную бомбу », которая должна была заразить радиацией весь Готэм. Но Бэтмен обезвреживает бомбу, а Дэдшот сталкивает вертолёт, вместе с Джокером внутри, с небоскрёба, тело Джокера не нашли на месте крушения вертолёта. Его озвучивает Трой Бейкер .
  • В мультфильме 2015 года «Безграничный Бэтмен: Нашествие монстров » Джокер является главным злодеем. В его продолжении «

Все мы любим заговоры, теории и скрытые детали фильмов, которые способны пролить свет на истинные замыслы создателей. Наверняка вы помните мои нашумевшие видео о теориях фильмов Бэтмен против Супермена , cаге Звездные Войны , Матрице и мультфильмах Пиксар, ну что ж, в этот раз я постараюсь перевернуть с ног на голову картину Кристофера Нолана - Темный Рыцарь , доказав вам, что самый главный злодей фильма на самом деле не злодей. В этом видео я расскажу вам о том, что Джокер - герой Готэм сити, так что не переключайтесь.

Начну с того, что попрошу вас обратить внимание на то, что основу для этой теории я взял из Реддита , но переработал её от начала и до кутнула добавив много нового. Ссылку на оригинальную теорию вы найдёте в описании. Ну, что ж, довольно вступлений, или, как говорится - Cut The Crap, поехали.

Как мы знаем, Джокер - это маниакальный психопат, который являлся главным злодеем картины Кристофера Нолана - Темный Рыцарь , однако к концу фильма становится известно, что за всем его хаотичным злодейством стоит чёткий и выверенный до мелочей план.

И если рассматривать этот план детально, то мы понимаем, что все его злодейства были во имя общей благой цели. Он словно лекарство для Готема, которое хоть и имело побочный эффект, но смогло вылечить его.

Готэм-сити известен всем как один из самых криминальных городов вселенной DC, кишащий разнообразными злодеями и живущий по коррупционным схемам.

В самом начале фильма мы узнаем, что целые районы города закрыты из-за беспорядков, криминальной активности и высокого уровня преступности. А большинство чиновников и политиков коррумпированы. Власти города даже закрыли глаза на то, что в городе творит самосуд линчеватель в резиновом костюме. Ну, костюм у него из углеродного волокна, но это ничего не меняет.

И в это темное время появляется безымянный персонаж, который называет себя Joe Kerr, что безусловно является анаграммой Джокера и за очень короткое время происходят масштабные изменения во всем Готеме.

Практически вся организованная преступность устранена, многие коррумпированные верхи правительства либо мертвы, либо посажены за решетку, а линчеватель в резиновом костюме пропал на целых 8 лет.

И это все, часть невероятного плана Джокера. Давайте рассмотрим его поподробнее.

Несмотря на то, что Джокер утверждал обратное и являлся воплощением хаоса и анархии мы не можем не заметить, что у него действительно был план на протяжении всех событий фильма.

В самом начале фильма мы видим, как Джокер грабит контроллируемый мафией банк, убивая целую команду настоящих профессиональных грабителей, нанятых им. Во-первых, таким образом он моментально избавляет город от банды опасных грабителей, а во-вторых получает доступ к сбережениям влиятельных мафиозных кланов города. Но он не преследует алчных и корыстных целей - кровавые деньги, полученные преступным путём для него презрительны, получая доступ к деньгам мафии далее по сюжету фильма он не видит иного способа смыть с них всю кровь и по-этому сжигает их. Однако перед этим он выполняет следующую часть своего плана. Эти деньги помогают ему выйти на Лау и найти место его убежища.

Однако Лау находится в Китае, а Китай не выдаёт своих граждан и здесь по плану на помощь Джокеру выходит Бэтмен. Который спешит в Гонконг и вызволяет Лау.

Теперь Лау в безопасном месте, в которое Джокер может с легкостью проникнуть. Что он собственно и делает, и с помощью Лау выходит на главу банды чеченов, убивает их главаря и берет её под свой контроль.

Это конечно же всего лишь часть сюжетного замысла фильма, но и далее Джокер делает все как надо - убивает основных криминальных авторитетов и мелких коррумпированных чиновников, которые могли бы прикрыть своих крупных коррумпированных политических руководителей.

И несмотря на то, что Дент, утверждает, что для очистки города от мелких головорезов нужно начинать с политических вершин, Джокер видит долгосрочную перспективу своего метода, устраняя марионеток, чтобы добраться до
их кукловодов.

В этот момент за душу Готема сражаются трое - Джокер, Бэтмен и Дент. Однако последние двое лишь играют роли в большом плане Джокера.

С помощью Бэтмена и комиссара Гордона Джокеру удается выследить всех продажных полицейских, и Дент даже убивает некоторых из них в конце фильма.

Повышение Гордона тоже играет большую роль для Готема. Зрители фильма решили, что апплодисменты Джокера в сцене с повышением Гордона были наполнены сарказмом, однако скорее всего Джокер по-настоящему верил в Джима, который был единственным настоящим человеком чести и достоинства.

Ну что ж, получается теперь Джокер разделался с двумя главными проблемами Готема - Организованной преступностью, лишив их средств и убив их главарей и Корумпированными чиновниками, но осталась еще одна - таинственный линчеватель в костюме летучей мыши, который творит самосуд.

Но почему Бэтмен - это проблема, если он герой, который спасал Готем рискуя собственной жизнью?

Ну, как мы заём ещё из комиксов, далеко не все одобряли его методы, так как его демонический образ внушал страх не только бандитам. Многие считали, что Бэтмен сам по себе и есть корень всех зол и именно изза него в Готеме высокий уровень преступности.

Он был мифом, легендой, в которую верили далеко не все и для очень многих головорезов это было своеобразным вызовом, стать как можно большей угрозой для общества, чтобы увидеть своими глазами знаменитого Темного Рыцаря, а для некоторых это была ещё и Попытка проверить свои способности. Именно такой вызов бандитам и являлся причиной высокого уровня преступности.

В фильме ситуация похожа. Мы узнаем в самом начале, что Бэтмен вдохновлял других борцов с преступностью вершить правосудие, что естественно не приемлемо в гражданском правовом обществе. Поэтому этот символ страха, необузданной жестокости и возмездия, который вдохновляет на новые преступления и борьбу с ними, каким его видит Джокер, должен быть остановлен, но не убит. Если он погибнет, то моментально станет мучеником и этот символ получит еще большее значение.

Однако и Светлый Рыцарь - Харви Дент - однозначно был символом для жителей Готема и после смерти он был бы еще большим мучеником и его по-настоящему благие цели и идеалы стали бы святыми для города.

Несмотря на то, что остается загадкой каким образом Джокеру удалось так сильно изменить рассудок Харви, очевидно, что на его психику он оказал влияние через череду событий фильма, а именно - взрыв на заводе и смерть его возлюбленной. Джокер специально направил Бэтмена по неправильному адресу, чтобы он спас Харви. Эти страшные муки от потери любимой и ненависть к самому себе за то, что он остался в живых, вместе с такими устрашающими увечьями, полностью изменившими его облик смогли свести его с ума, заставив пойти по пути мщения. Однако потеря Рейчел сказалась и на Бэтмане, ведь он тоже был в нее влюблен и такая психологическая встряска смогла сломать основной принцип Темного Рыцаря, заставив его убить Дента. Это смогло сломать его и заставить скрыться на долгие года, оставшись лишь городским мифом Готема до событий Возвращения легенды.

Возрождение Легенды показывают нам события, произошедшие спустя 8 лет после исчезновения Бэтмена. Все эти годы город жил в мире и безопасности и ему не нужен был герой-каратель, ну, пока не появился Бэйн. Джокер сумел показать Бэтмену ошибки его методов своими методами, учинив немало разрушений на своем пути.

Даже сцена с двумя лодками в самой развязке фильма служит одной цели - показать, что люди Готэм сити не станут причинят друг другу вред. Джокер сумел доказать, что в сердце этого, пропитанного криминалом и преступностью города еще живет добро и надежда.

В конце концов Готэм был очищен полностью. И это не заслуга Харви, который погиб раньше, чем сделал что-то действительно хорошее, за исключением того, что стал мучеником и символом города. И даже не заслуга Бэтмена, который был изгнан из общества, как отъявленный преступник на целых 8 лет.

Готэм очистил Джокер, который сумел разоблачить коррумпированных полицейских и вышестоящих чиновников, уничтожить организованную преступность обанкротив ее казну и убрав главарей группировок, поднять дух города дав ему символ в виде мученника Дента и даже избавить его от летучего карателя, который нарушал принципы правового гражданского общества устраивая самосуд и вдохновляя на преступления других.

Примечательно так же и то, что среди вырезанных сцен фильма есть одна, которая могла бы пролить свет на его истинные мотивы в самом начале фильма. Судя по словам создателей фильма из финальной версии была вырезана очень трогательная сцена, в которой Джокер, перед тем как его подобрали напарники встретился с пожилой женщиной, которая пыталась перейти рядом с ним дорогу. Джокер хотел толкнуть её под колёса мчавшегося по дороге автобуса и уже занёс руки, чтобы сделать это. Однако в последний момент остановился, достал из кармана стодолларовую купюру и отдал ей. Эта сцена могла показать нам символическую борьбу двух его сущностей, опасного и непредсказуемого психопата и доброго самаритянина - в которой победила как раз вторая.

Примечательно и то, что Хит Леджер, актёр, сыгравших Джокера, создавал его модель поведения практически с нуля используя за основу модель поведения гиены. Мы можем обратить внимание на его внешний вид - его специально сделали похожим на неопрятного бездомного, который имеет характерный смеющийся оскал и тембр голоса. Внешнее сходство с гиеной действительно есть, она так же бродит по пустыне в поисках падали, словно бродяга роющийся по помойке, её злобный оскал выглядит как сумасшедшая улыбка и даже её вой звучит как смех. Гиены всегда символизировали зло и коварство и вроде бы и в этом фильме Джокер, словно гиена, такой же символ зла, однако это ошибочно. Дело в том, что в природе гиена не олицетворяет зло, а совсем наоборот, гиена - санитар саванны. Она избавляет фауну саванн от вирусов больных животных и бактерий разлагающейся падали, совершая умеренное зло во имя общей благой цели - благополучия всего ареала, в котором они обитают. Это удивительно точно похоже на модель поведения Джокера - совершая умеренные преступления, в основном избирая своими жертвами преступников или корумпированных чиновников, он избавил весь Готем от распространявшейся заразы криминала.

И именно в этом и заключался главный план Джокера, который, как подобает настоящему герою не требовал признания и остался для города одним из самых опасных преступников. Настоящий герой не требует оваций и одобрения, ему даже не нужно имя. Ведь главная фраза всей трилогии: “Героем может быть каждый”. И, возможно, речь идёт о Джокере в том числе.

Именно поэтому, Джокер - герой, который не нужен этому городу, но тот, которого он заслуживает.

Не забудь подписаться на Cut the Crap и наш