Графомания описание. Что такое графомания? Кто такой графоман? Смотреть что такое "Графоман" в других словарях

2. Писатель и графоман. Почувствуйте разницу

Википедия дает нам следующее определение графомании: «Графомания (от греч. γράφω — писать, чертить, изображать, и греч. μανία — страсть, безумие, влечение) — патологическое стремление к сочинению произведений, претендующих на публикацию в литературных изданиях, псевдонаучных трактатов и т. п. Графоманические тенденции нередки у сутяжных психопатов».
«Графомания — это психиатрический термин, подразумевающий болезненную страсть к написанию текстов, чаще всего не представляющих никакой культурной ценности. Обычно произведения таких авторов шаблонны, невыразительны и не представляют собой никакого интереса ни для читателей, ни для критиков. Как и любое подобное заболевание, графомания может иметь более или менее тяжелую форму.
Аналогично другим диагнозам в этой области, графомания не возникает на пустом месте и, в принципе, поддается лечению, в том числе и медикаментозному.
Как человек становится графоманом? На бумаге мы выражаем свои чувства, эмоции и переживания, иногда заводим дневники, с которыми делимся наболевшим, в стихах выражаем восторг или скорбь, любовь или ненависть. Однако в большинстве случаев у человека есть много собеседников и кроме листа бумаги. А у графомана — нет. Изначально одинокий, может быть, страдающий от заниженной самооценки или невозможности с кем-то поговорить по душам, он начинает писать. Его творения — это часть его болезненного и одинокого мира. Чем больше он их создает, тем меньше он сознательно стремится к живому общению. Однако, ограничивая себя в контактах, графоман должен реализовывать естественную тягу к общению, это заложено в личности на подсознательном уровне. И снова его рука тянется к листу бумаги.

Такого человека можно только пожалеть. Его произведения кажутся ему гениальными, более того, он совершенно искренне в это верит. Как и любой психиатрический больной, он не может разглядеть у себя признаков болезни, не может объективно оценить свой образ жизни. Именно поэтому графоманы крайне болезненно воспринимают критические высказывания относительно их творчества.

Для большинства авторов мнение их аудитории является стимулом для развития, а также основным источником информации о недостатках их произведений. Люди, страдающие болезненной тягой к писательству, этого лишены, а значит, не имеют возможности развиваться и совершенствоваться. Как результат — произведения, лишенные какой-либо литературной и духовной ценности, однообразные и неоригинальные. Со временем все контакты с внешним миром сводятся для графомана к демонстрации его творений. А внешний мир, именно по этой причине, начинает его избегать.

Впрочем, описанное — тяжелый случай заболевания. В легкой форме графомания может быть связана с некими временными условиями. Например, любимый человек находится в отъезде, и писательство в данном случаелучший способ отвлечься от переживаний, связанных с этим. После возвращения объекта вожделения все приходит в норму, и симптомы графомании проходят сами собой.

Помочь графоману можно. Если отвлечь его от ручки и листа бумаги, предложить иные развлечения и интересы, возможно, что при регулярных контактах с кем-либо со временем он откажется от мысли о творчестве. Однако в случае тяжелой формы заболевания понадобится вмешательство специалиста, иначе, как и с любым другим подобным заболеванием, последствия от неквалифицированного воздействия могут быть фатальными».

Обращаясь к издателям, редакторам, литературным агентам, графоманы тяжело и болезненно переживают даже вежливые отказы и стараются как можно больнее обидеть человека, отказавшего в публикации. Иногда они пишут оскорбительные письма годами, правда это встречается редко.

Графоман не способен воспринимать критику и требует, чтобы его произведения печатались дословно, без редактуры. При публикации за свой счет (маленькие типографии охотно выполняют такие заказы) книги выходят, но тут графомана поджидает следующий удар: подобного плана фолианты или брошюры книжные магазины и книжные дилеры практически не берут. Выхода на широкий рынок, известности, славы, почета и денег по-прежнему нет. Если писатель задается вопросом «А не графоман ли я?», значит, еще не все потеряно и шанс на благополучный исход весьма велик.
Литературный институт, к примеру, хорош тем, что учит критиковать других и принимать критику по отношению к себе, править произведения, шлифовать, переделывать порой много-много раз.

Грань между писателем и графоманом бывает очень тонка, поскольку и тот и другой могут быть психически неуравновешенны. Вот только неуравновешенность эта разного характера и этиологии.
И если настоящий художник (я повторюсь), очнувшись от своего творческого забытья, порою сам не может поверить в то, что это его слова, мысли, чувства, мазки кисти запечатлены на этом листе бумаги или холсте, то графоман прекрасно понимает, что эти чудесные слова, складывающиеся во фразы, написал именно он и никто другой. Ничего трансцендентного.
Если художнику свойственны непрерывная потребность превзойти себя, сделать лучше, написать лучше, по-иному осмыслить те или иные события, характеры, поступки, для того, чтобы реализовать все грани своей личности, всё, что таится в зародыше, запрятано изначально в душе, генах и т. п., способность учиться, по-новому осмысливать жизнь, события, постоянно открывать что-то новое, не отрицать оголтело каких-то вещей, предварительно не изучив их, способность временно мимикрировать, менять взгляды и установки, способность колоссально много работать и изучать необходимый материал с разных сторон, то графоману до этих эмпирей, простите за грубость,— до лампочки. Никакой способности учиться, никакого желания превзойти себя для него не существует. Наоборот, графоман изначально уверен в гениальности своих текстов, в том, что его зажимают, а все премии даются исключительно по блату и за большие деньги (постель). Ревнив не к музе, а к благам и почету, графоман болезненно стремится получить и то и другое, несмотря на то, что его текст может пестреть не только клише, но и огромным количеством орфографических ошибок.
Если вы начинающий писатель, не поленитесь, изучите правила правописания, возьмите сборник Розенталя («Справочник по правописанию и литературной правке») или на худой конец отдайте текст редактору, корректору, учителю русского языка в школе. Право слово, эти услуги стоят не так дорого, но вполне возможно, что именно этот шаг станет первым на пути к публикации вашего текста.

Графоманство как качество личности – склонность проявлять болезненное влечение и гипертрофированное пристрастие к бездарному, бесплодному писанию, к многословному, пустому и бесполезному сочинительству.

Семья графоманов в магазине: — Милый, возьми упаковку писчей бумаги и на меня, скоро выходные и я собираюсь написать пару глав своего очередного шедевра. Конечно, родная. Я сейчас, только выберу папку для своего портфолио. — А мне бумаги?- Чуть ли не выпрыгивает из штанов маленький сын. — Я тут такое приключение придумал — закачаешься!… Папа, а можно я стану мультипликатором? Я тогда сразу буду и свои книги писать, и мультики по ним рисовать. Так же интереснее! Приходят домой: — Родная, ты не видела запасные ключи от моего кабинета? Ну… задумалась мама-графоман, — Скорее нет. А что? — Просто я дал свою связку поиграть нашему сыну, а теперь тот самостоятельно закрылся в кабинете, захватив все стратегические запасы бумаги!

Графоман в каждой своей кляксе видит поцелуй Бога. Поэтому он никогда не правит свои тексты. Если их нашептывал Бог, значит, они совершенны. Зачем их отшлифовывать? Пусть этим занимаются бездари вроде Владимира Маяковского. Ведь это он писал: «Поэзия - та же добыча радия. В грамм добыча, в годы труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды». Или вот еще: «Стихи стоят свинцово-тяжело, готовые и к смерти и к бессмертной славе. Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло нацеленных зияющих заглавий. Оружия любимейшего род, готовая рвануться в гике, застыла кавалерия острот, поднявши рифм отточенные пики».

Графоман убежден, что каждая его фраза и так отточена. Кому не нравится, тот мерзкий завистник, интриган и критикан. Графоман крайне болезненно реагирует на критику. Не требовательный и не строгий к себе, он воспринимает критику, как неприкрытую агрессию со стороны врагов и недоброжелателей. Нужно обладать духовной слепотой, — думает графоман, — чтобы не видеть в моих произведениях совершенства.

Михаил Веллер, касаясь темы графоманства, пишет: «Графоман — это страстный, бескорыстный писатель, который лишен способности к самокритике, к сторонней оценке того, что он делает, и не обладает даром сравнения своего продукта с продуктами других. Такая небольшая интеллектуальная патология».

Признаком графоманства зачастую является скорострельность и плодовитость написанного. Но далеко не всегда. История мировой литературы знает примеры, когда количество и качество написанного не вступали в противоречие. Лопе де Вега (1562-1635) - испанский писатель, поэт и драматург написал более 2000 пьес (425 сохранилось до наших дней). Исследователи творчества Александра Дюма подсчитали, что его плодовитость нашла выражение в шестистах томах. Столько обыкновенному человеку не под силу прочесть за всю жизнь. А с учетом того, что многие представители нынешнего поколения едва умеют читать, результат Дюма может их шокировать, нанести непоправимый вред нервной системе.

Графоманство – это следы невежества на писательской ниве. Большой писатель, прежде чем взяться за перо, кропотливо и упорно будет собирать и анализировать необходимую информацию. Если его героями являются врачи, он не поленится и глубоко изучит жизнь врачей, постарается постичь, хотя бы азы их специальности. Словом, доскональное знание объекта изображения – это визитная карточка настоящего писателя.

Известный мастер пера – Артур Хейли в ходе работы над «Менялами» сумел получить разрешение от двух крупных банков на изучение практически всего механизма работы финансовых институтов — ему даже было позволено присутствовать на совещаниях советов директоров. Работая над черновиком «Вечерних новостей», Хейли, которому тогда было уже 66 лет, прошел в Англии специальный курс противодействия терроризму: он выступал в роли заложника, ел змей на уроках выживания, принимал участие в тренировках по обезоруживанию противника и бою в закрытом помещении. После этого он почти год составлял план книги, разрабатывал характеры героев и структурировал собранный материал. И еще год ушел у него на процесс работы над текстом.

Работая над романом «Детектив», Хейли по привычке досконально изучил материалы: провел несколько недель в рейдах с полицейскими Флориды и получил доступ к архивам. В результате получилось классическое остросюжетное произведение с захватывающим началом и динамично развивающимися событиями.

Графоман самодоволен, самонадеян и необычайно тщеславен. Жажда славы, известности и почестей становится чуть ли не главной мотивацией его существования. Где воцаряется самодовольство, там умирает творческая составляющая разума. Графоман проявляет устойчивое нежелание личностного роста, чурается саморазвития. В жизни нельзя оставаться на одном и том же уровне сознания. Человек либо прогрессирует, либо деградирует. Графоман, в своем ярко проявленном самодовольстве, раз взявшись за перо, затем выезжает на старом багаже знаний. Следствием нехватки знаний графомана, становится недостоверный, примитивный текст с бесконечным числом ляпов и нелепиц. Имея смутное представление об изображаемом объекте, графоман то и дело «садится в лужу».

Когда уровень сознания человека растет, у него меняются вкусы. То, что ранее доставляло удовольствие, сейчас не вызывает никаких эмоций. Большой писатель постоянно самосовершенствуется. Его уровень сознания неуклонно идет вверх. Тем не менее, он самокритичен. Прочитывая свои давние опусы, он может остаться недовольным написанным. Исправить ничего уже нельзя, и это обстоятельство его сильно огорчает.

Графоман – антиперфекционист в литературе. Прочитав свои юношеские стишки, он останется в полном восторге от собственной гениальности. Ему невдомек, почему лауреат Нобелевской премии по литературе, продолжает упорно работать над уровнем своего писательского мастерства. Графоман – это мыльный пузырь на литературном поприще. Раздутое самомнение – ярко проявленное качество его личности. Графоман постоянно обеспокоен, как бы кто-то не присвоил авторство его опусам. Страх перед плагиатом лишает его сна и покоя.

Среди графоманов есть свои мега звезды. Такой звездой был граф Дмитрий Иванович Хвостов — герой бесчисленного множества эпиграмм и анекдотов, признанный еще при жизни настоящим «королем графоманов»:

Д. И. Хвостов «Ивану Ивановичу Дмитриеву»:
«То изломаю ямб, то рифму зацеплю,
То ровно пополам стиха не разделю,
То, за отборными гоняяся словами,
Покрою мысль мою густыми облаками;
Однако муз люблю на лире величать;
Люблю писать стихи и отдавать в печать!»

Для графоманства порой нужно быть состоятельным человеком. Нужно иметь хороший достаток, чтобы самому выкупать свои книги. Хвостов издал семитомное собрание своих сочинений. При этом они выдержали при жизни автора три издания!

Хвостов был по современным понятиям хорошим маркетологом. Обязательными получателями рассылке были архиереи и митрополиты, такие государственные деятели, как Аракчеев и Паскевич, и даже сам прусский король. Однако наиболее лакомым кусочком для графомана были учреждения – здесь он мог поистине развернуться. Так, Академия наук получила от него «в дар» 900 экземпляров трагедии «Андромаха». Мало того: убежденный в своем «призвании» граф рассылал не только стихи, но и свои… бюсты! О том, что он был, к тому же, навязчивым чтецом своих творений, и говорить не стоит.

В литературных кругах бытовал один характерный анекдот. Однажды в Петербурге граф Хвостов долго мучил у себя на дому племянника своего Ф.Ф. Кокошкина (известного писателя) чтением ему вслух бесчисленного множества своих виршей. Наконец, Кокошкин не вытерпел и сказал ему: – Извините, дядюшка, я дал слово обедать, мне пора! Боюсь, что опоздаю, а я пешком! – Что же ты мне давно не сказал, любезный! – отвечал граф Хвостов. – У меня всегда готова карета, я тебя подвезу! Но только что они сели в карету, граф Хвостов выглянул в окно и закричал кучеру: «Ступай шагом!», а сам поднял стекло кареты, вынул из кармана тетрадь и принялся снова душить чтением несчастного запертого Кокошкина.

Из книги Ю. Тынянова «Пушкин»: «Граф Хвостов был замечательное лицо в литературной войне. Среди друзей Карамзина, особенно молодых, были люди, которые как бы состояли при Хвостове, только им и жили, и с утра до вечера ездили по гостиным рассказывать новости о Хвостове… В стихах своих граф был не только бездарен, но и смел беспредельно. Он был убежден, что он единственный русский стихотворец с талантом, а все прочие заблуждаются… У него была одна страсть – честолюбие, и он бескорыстно, разоряясь, ей служил. Говорили, что на почтовых станциях он, в ожидании лошадей, читал станционным смотрителям свои стихи, и они тотчас давали ему лошадей. Многие, уходя из гостей, где бывал граф Хвостов, находили в карманах сочинения графа, сунутые им или его лакеем. Он щедро оплачивал хвалебные о себе статьи. Он забрасывал все журналы и альманахи своими стихами, и у литераторов выработался особый язык с ним, не эзоповский, а прямо хвостовский – вежливый до издевательства. Карамзин, которому Хвостов каждый месяц присылал стихи для журнала, не помещал их, но вежливо ему отвечал: «Ваше сиятельство, милостивый государь! Ваше письмо с приложением получил» и т. д. «Приложением» называл он стихи графа. В морском собрании в Петербурге стоял бюст графа. Бюст был несколько приукрашен: у графа было длинное лицо с мясистым носом, у бюста же были черты прямо античные. Слава его докатилась до провинции. Лубочная карикатура, изображающая стихотворца, читающего стихи черту, причем черт пытается бежать, а стихотворец удерживает его за хвост, висела во многих почтовых станциях».

Петр Ковалев

С детства человека обучают основным видам деятельности, которые станут нужными во взрослом возрасте. В их число входит умение писать. Все люди пишут, оставляют заметки, кто-то становится писателем. Однако есть психическое заболевание, которое называется графоманией, признаки которого приписывают лицам, плохо пишущим. Причины страстного желания писательства и способы лечения будут рассмотрены на сайте психиатрической помощи сайт.

Что такое графомания?

Психиатрия рассматривает графоманию, поскольку речь идет о психическом отклонении. Что такое графомания? Это страсть, тяга, неуемное желание что-то писать, сочинять. При этом культурной ценности данное творение никакой не представляет. Сочинения могут быть абсолютно бессмысленными для нормальных людей и осмысленными только для больного пациента.

Психология рассматривает графоманию как тягу к сочинительству при отсутствии каких-либо наклонностей и талантов в данной области. Человек испытывает неконтролируемое желание писать, что выражается в творении полной бессмыслицы. Критикам и читателям такие изваяния не представляют никакой ценности. Порой подобные сочинения являются абсолютно бессмысленными сами по себе.

Графомания является результатом психического отклонения в виде мании, которая не возникает на пустом месте. Как и любое заболевание, оно проявляется в различных формах.

Графоманом называют человека, который плохо пишет. Сюда также относятся страстно пишущих людей. Они являются многословными, их сочинения становятся пустыми и бессмысленными, несвязными. Для литературных критиков данные творения не составляют никакого интереса. Единственные, кто обращает на них внимание, — это психиатры, которые стараются через выражения человека установить причины развития его болезни, цели, которые он преследует, а также понять само заболевание.

Графомания проявляется в том, что человек начинает много писать на тему, в которой может вообще не разбираться. К примеру, графоман начнет писать научные труды, абсолютно не разбираясь в области, о которой пишет. Он может сочинять стихи, не соблюдая рифмы. Может сочинять художественные произведения, не обладая соответствующими талантами.

Разновидностью графомании является эротографомания – это сочинительство любовных писем. Может проявляться у психически больных людей, которые таким образом достигают сексуального возбуждения или удовлетворения.

Признаки графомании

Главными признаками графомании являются различные ошибки, которые проявляются в сочинениях:

  • Неумение работать над собой.
  • Навязчивое повторение образов.
  • Необучаемость.
  • Нарушение связности текста, лексики, стилистики, синтаксиса.
  • Отсутствие прогрессивного пути.
  • Нетерпимость к критике своих творений.
  • Увлеченность типичными образами.
  • Плагиат.
  • Ненависть к авторам, чьи творения печатаются.
  • Монотонность и скучность текста.

В отличие от обычных писателей, которые также могут испытывать некоторые перечисленные переживания, у графоманов такие явления становятся привычными. Им нравится абсолютно все, что ими создается. Они испытывают желание писать как можно больше. От самого процесса написания они получают огромное удовольствие.

Графоманы много пишут. Они практически не могут остановиться. Более того, они навязчиво предлагают другим людям оценить их творения. Они способны рассылать свои сочинения как знакомым лицам, так и незнакомым.

Люди, которые страдают рассматриваемым психическим состоянием, жаждут, чтобы их опубликовали. Причем все их творения рассказывают о них лично. Чтобы написать о других персонажах, у них просто не хватит ни знаний, ни опыта. Поэтому графоманы пишут исключительно о себе, представляя себя в таком образе, в котором их должны воспринимать другие люди.

Графоманы не способны воспринимать критику. Они даже шуточные высказывания воспринимают очень болезненно. Им не присуща ни самоирония, ни чувство юмора. Если их творения не воспринимают и не печатают, тогда они еще больше углубляются в свое болезненное состояние. Псевдоним графоманы берут громкий и звучный.

Графоман всегда носит свои творения с собой, чтобы в любой момент их могли оценить люди. При этом сами творения у здоровых людей вызывают улыбку, которая раздражает больного человека.

Самым главным признаком, который выделяет графомана на фоне всех остальных писателей, является серьезное отношение к своей деятельности. Остальные признаки могут присутствовать, но не в полном объеме.

Причины графомании

Графоманию можно связать с одиночеством человека в обществе, поскольку основными причинами ее появления называют:

  1. Отчужденность.
  2. Низкую самооценку.
  3. Отсутствие друзей, с которыми можно найти общий язык.
  4. Стремление к мудрствованию.
  5. Обособленность.
  6. Гиперкомпенсация комплекса неполноценности.
  7. Сверхценная и бредовая идея идентификации себя с выдающимся писателем.
  8. Отстраненность и т. д.

Когда человек остается в одиночестве, ему хочется самовыразиться. Это можно сделать через письмо, когда он пишет о себе и раскрывает свои мысли, образы, тайные желания. Больной человек изливает душу через письмо, что еще больше усугубляет его состояние. Дело в том, что психиатры заметили закономерность: чем больше графоман пишет, тем меньше он нуждается в живом, реальном общении. Он все больше погружается в свой мир, где есть только он и его творения. При этом с реальными людьми он уже не сталкивается.

Поскольку через написание творений человек компенсирует свою потребность в общении, графоман очень серьезно относится к своей деятельности. Его творения не являются уникальными или особенными. Сам графоман восхищается своими творениями. Другие люди испытывают лишь смех и чувство жалости к тому, кто хотел их поразить. Если кто-то высказывает негативную критику в адрес графомана и его творения, это воспринимается очень болезненно, о чем потом и рассказывает человек в своих произведениях.

Для роста и развития своих творческих навыков писатели интересуются мнением своих читателей. Критика является стимулом для развития, чтобы в дальнейшем писать лучше. Графоманы лишены данного качества. Они не развиваются, поскольку ограждаются от любой критики в свой адрес.

Все их общение с людьми сводится к предложению прочитать новое творение. Из-за нежелания совершенствоваться, творения остаются скучными и неоригинальными. Причиной тому является все больший уход в свой иллюзорный мир, где графоман не желает контактировать с реальными людьми.

Более легкие формы графомании не являются психологическими отклонениями, если человек может быстро бросить свое увлечение, когда ситуация исправляется:

  • Временные трудности, когда человек может выговориться только на бумаге.
  • Наследственность.
  • Половые патологии и увлечения.
  • Живой темперамент.
  • Лень.
  • Праздность.
  • Отсутствие морали.

Графомания может встречаться при различных расстройствах (шизофрении, гипоманиакальном состоянии, паранойе, маниакальном состоянии, параноидном расстройстве личности и пр.). Может проявляться психический автоматизм, когда больной уверяет, что некие силы заставляют его много писать.

Лечение графомании

Лечение графомании полностью зависит от степени тяжести болезни. Если графомания проявляется в легкой форме, тогда ее можно исправить путем переключения внимания человека на другие интересные хобби и увлечения. Тяжелая форма графомании лечится уже совместно со специалистами (психотерапевтами и психиатрами). Здесь назначается психотерапевтическая работа и медикаментозное лечение, которое включает прием психотропных и нейролептических препаратов.

Следует устранить проблему с живым общением с реальными людьми. Графоманию можно остановить, если человек наладит контакты с внешним миром. Здесь также проводится психотерапевтическая работа, направленная на:

  1. Устранение внутренних проблем, которые мешают коммуницировать с людьми.
  2. Обучение навыкам .

Все упирается в то, чтобы уметь общаться с людьми, слушать и слышать их, а также правильно выражать свои мысли, чтобы быть услышанным. Все это происходит не за один день, поэтому терапевтическая работа является долгой.

При лечении графомании часто используются когнитивно-поведенческая и семейная терапии.

  • Когнитивно-поведенческая терапия направлена на устранение отчужденности, робости, низкой самооценки, неуверенности, боязни.
  • Семейная терапия направлена на получение поддержки от близких и стабильного общения с ними. Близким следует проявлять больше терпения и интереса к графоману. Он должен почувствовать, что им интересуются и заботятся за таким, каков он есть. Его внимание должно переключиться на доверие близким.

Радикальным методом лечения графомании является лоботомия – иссечение лобных долей головного мозга, на что соглашаются не все графоманы.

Прогноз

Графомания дает неоднозначные прогнозы, что зависит от степени тяжести болезни. Легкая форма отклонения быстро устраняется, когда у человека налаживаются контакты со значимыми ему людьми и он начинает ощущать их поддержку. Тяжелая форма графомании может навсегда остаться с человеком, который будет считать свою деятельность единственно существующим миром.

На продолжительность жизни графомания не влияет. Однако речь идет о психическом расстройстве, когда человек начинает заменять одни потребности другими. Следует понимать, что уход в писательство является компенсацией. Что именно графоман компенсирует, становится понятным лишь после диагностики его болезни.

Оставлять графомана наедине со своей бедой не следует. Сам по себе человек не сможет ничем помочь. Нужны специалисты, которые диагностируют состояние и помогут определиться с необходимостью курса лечения.

Для начала – о смысле вопроса. Существует устойчивое мнение, что графомания – болезнь, и болезнь – в плохом смысле этого слова. Не – болеть за «Зенит». А именно – в результате чего-то, получить такое, от чего избавиться (вылечиться) – не просто чихнуть.
Как при гриппе – нельзя насморк, положить в шкаф и уйти гулять, так и при графомании – нужно поболеть. Никуда не денешься.
И второе устойчивое мнение, что графомания – это не болезнь, а порыв души, самореализация.
Оба эти мнения, естественно имеют право на жизнь. Попытаемся разобраться – возможно, есть и иное, третье определение этого понятия.

Возьмём несколько толковых словарей, и будем отталкиваться от сути термина, в движении к понятию, и явлению – графомания. Поняв суть явления – выясним, кто является графоманом.
Итак. Графомания - Пристрастие к писанию, к многословному бесполезному сочинительству. А сочинительство - Невысокое по качеству литературное творчество.
Ожегов.

Значит всё-таки творчество, а не просто болезнь. Болезненное творчество. К нему можно отнести и всех великих писателей. Ни один из них не писал – безболезненно и равнодушно.
Творчество - Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Опять Ожегов.
Снова не понятно, что такое «культурных». Нецензурная брань в стихах – это культурная ценность, или нет? А «Чёрный квадрат» Малевича?
Попробуем сами: - Культурные…
Это…
Ну вот – он, культурный человек. Телеканал ещё есть – Культура. Там – театр, выставки, артисты, произведения. Искусство – это Культура.
И да, и нет. Спросим у Ожегова. Культура – возделывание души. Культурный – улучшающий, заботящийся о душе. Телеканал заботится о душе – он культурный, и искусство – тоже.

Что получилось? Графомания – пристрастие к писанию, к многословному бесполезному созданию невысоких по качеству, новых по замыслу, литературных ценностей, которые возделывают душу. Три слова, немного выпадают из общей стройной картины. «Пристрастие», «Бесполезному» и «Ценности». А так в общем уже похоже на смысл.

Пристрастие не может быть здоровым, оно всё от той же мании - некое душевное расстройство, навязчивое желание открыть себя миру. В этом контексте. «Произрастающая из одиночества, невостребованности, невозможности реализации некоего имеющегося «потенциала» по-иному. и т.п.» Что-то от психоза и от психических заболеваний. Но талант и гениальность – тоже не являются нормой человеческого поведения. Поэтому – оставим это слово, как допустимое в имеющемся определении.

Бесполезное – для кого, или чего? Для себя – или для других? Сложное и довольно двусмысленное понятие. В русле определения «Графомания», полезность или бесполезность невысоких по качеству ценностей, можно определить полезностью для создателя и бесполезностью для всех других (качество то низкое). Следовательно – бесполезность, становится полезной только тогда, когда создатель ценности творит её для себя. Самоудовлетворение. Теперь понятно.

Ценность – всегда определяется на основе каких-либо критериев. И это – самый сложный момент в ответе на наш вопрос. Ценности имеются всего двух видов – культурные, которые для души, и не культурные – которые для всего остального. Но…
Золотая диадема, с бриллиантами, исключительной красоты и не менее исключительной стоимости – ценна для души или для всего остального? Вот мы и зашли в тупик. Поэтому придётся идти обходным маршрутом.
Хотя можно пойти по тонкому льду, и попытаться сказать, что ценность произведения определяет читатель.
В действительности – читатель ничего не определяет. Он выражает эмоции – и только, совокупность которых, в принципе может составить оценку – эмоциональную. Только тогда, когда в процесс вмешиваются критики, филологи и прочие специалисты, а также работники сферы формирования общественного мнения, может появиться, вместе с эмоциональной оценкой и реальная ценность. Но будет она культурной или не культурной – не известно никому. Поэтому – хрупок лёд…

Итак.
Истинную ценность произведения определяет автор, ещё до того момента, когда садится за его написание. Он берёт на себя ответственность, что сотворённое им, будет влиять на души читателей, возделывая их. И если он ошибается – то его ждёт ужасная кара, в виде заболевания графоманией, или чем-то ещё страшнее – тщеславием, стяжательством и жаждой обогащения. Отправив к читателю своё творение, не имеющее ценность для души читателя – он получает равносильное обеднение своей собственной души.
Примерно так.

Значит, графомания – это не болезнь, а наказание за незрелость собственной души или за «обездушенность» устремлений.
А, графоман – человек, отбывающий наказание. Зек.

В отношении - «души прекрасные порывы». Все души стремятся творить, но…
Продемонстрируйте своё творение, своему же отражению в зеркале. Если оно подтвердит культурную ценность имеющегося шедевра, то смело пускайтесь во все тяжкие.
Наказание – вам не грозит.
Хотя, кто знает?

Георгий Стенкин
декабрь 2006

Слово графомания происходит от двух древнегреческих слов. Первое слово (grapho) писать, и изображать, а второе (mania) - безумие, страсть, исступление, сумасшествие.

Графомания - болезненное пристрастие и влечение к бесплодному и усиленному писанию, к пустому и многословному, бесполезному сочинительству. К тому же, не имея абсолютно никаких литературных способностей, графоманы всегда стремятся опубликовать свои художественные опусы в литературных изданиях, а графоманы, не имеющие научных знаний, стараются издать свои псевдонаучные трактаты.

В русском языке это слово приобрело негативную окраску. Графомания - это что-то многословное, пустое и безвкусное. Графомана в народе пренебрежительно называют писакой, бумагомарателем.

Вычислим графомана

Во-первых, графоман плодовит, очень много пишет и серьезно относится к тому, что делает. Он начисто лишен самоиронии, и юмор в адрес его творчества просто неприемлем.

Во-вторых, графоману очень нравится все, что он делает. Процесс творчества доставляет ему удовольствие. Ни реакция читателей, ни замечания критиков, ни разумные доводы собратьев по перу не заставят его отказаться от сочинительства. Предложение что-либо исправить вызывает у графомана бурю возмущения. В адрес оппонента он может позволить себе провоцирующие выпады. Например, он запросто может сделать критиканствующий или искусственно занизить оценку произведения оппонента.

В-третьих, графоманы создают порталы, объединяются в сообщества, устраивают конкурсы, пишут рецензии, обмениваются впечатлениями. Они всегда испытывают восторг от своих опусов и навязчиво предлагают всем подряд оценить их творения, рассылают их и знакомым и незнакомым. Графоману нужен пиар. Главное - быть на виду и на слуху.

Печать графомана

Нередко графоман пишет либо хвалебные, либо мстительные рецензии маститым авторам, стремясь обратить на себя всеобщее внимание. Он с охотой ввязывается в конфликт, который специально поддерживает месяцами. И не важно, какой рейтинг он заработает. Для графомана не существует преград, ведь перед ним стоят амбициозные цели – стать известным писателем.

Пустые произведения в огромном количестве появляются и на полках книжных магазинов, и в интернете. Графоманы, особо не заморачиваясь на качестве, дарят миру свои шедевры. Одним словом – они любят себя в искусстве, нежели искусство в себе.