История создания органа музыкального инструмента. История возникновения органа

Этому клавишному духовому инструменту, по образной характеристике В. В. Стасова, «...в особенности свойственно воплощение в музыкальных образах и формах стремлений нашего духа к колоссальному и беспредельно величественному; у него одного существуют те потрясающие звуки, те громы, тот величественный, говорящий будто из вечности голос, которого выражение невозможно никакому другому инструменту, никакому оркестру».

На сцене концертного зала вы видите фасад орга́на с частью труб. Сотни их находятся за его фасадом, располагаясь ярусами вверх и вниз, вправо и влево, уходят рядами в глубину обширного помещения. Одни трубы расположены горизонтально, другие - вертикально, а некоторые даже подвешены на крюках. У современных органов число труб доходит до 30 000. Самые большие высотой более 10 м, самые маленькие - 10 мм. Кроме того, орган имеет воздухонагнетательный механизм - мехи и воздухопроводы; кафедру, где сидит органист и где сосредоточена система управления инструментом.

Звук органа производит огромное впечатление. Гигантский инструмент обладает множеством различных тембров. Это как бы целый оркестр. В самом деле, диапазон органа превышает диапазон всех инструментов оркестра. Та или иная окраска звука зависит от устройства труб. Набор труб единого тембра называется регистром. Количество их в больших инструментах доходит до 200. Но главное - сочетание нескольких регистров порождает новую окраску звука, новый тембр, не похожий на исходный. У органа несколько (от 2 до 7) ручных клавиатур - мануалов, расположенных террасообразно. По тембровой окраске, регистровому составу они отличаются друг от друга. Особая клавиатура - ножная педаль. Она имеет 32 клавиши для игры носком и каблуком. Традиционно использование педали как самого нижнего голоса - баса, но иногда она служит и как один из средних голосов. На кафедре находятся и рычаги включения регистров. Обычно исполнителю помогают один или два ассистента, они переключают регистры. В новейших инструментах применяется «запоминающее» устройство, благодаря которому можно заранее подобрать определенное сочетание регистров и в нужный момент, нажав кнопку, заставить их звучать.

Органы всегда строились для определенного помещения. Мастера предусматривали все его особенности, акустику, размеры и т. д. Поэтому в мире нет двух одинаковых инструментов, каждый - уникальное творение мастера. Один из лучших - орган Домского собора в Риге.

Музыка для органа записывается на трех нотоносцах. Два из них фиксируют партию мануалов, один - для педали. В нотах не указывается регистровка произведения: исполнитель сам отыскивает наиболее выразительные приемы для раскрытия художественного образа сочинения. Тем самым органист становится как бы соавтором композитора в инструментовке (регистровке) произведения. Орган позволяет тянуть звук, аккорд сколь угодно долго с постоянной громкостью. Эта его особенность приобрела свое художественное выражение в возникновении приема органного пункта: при неизменном звуке в басу мелодия и гармония развиваются. Музыканты на любых инструментах создают динамическую нюансировку внутри каждой музыкальной фразы. Окраска звука органа неизменна независимо от силы удара по клавише, поэтому исполнители применяют особые приемы для изображения начала и конца фраз, логики строения внутри самой фразы. Возможность сочетать одновременно различные тембры обусловила сочинение произведений для органа преимущественно полифонического склада (см. Полифония).

Орган известен с глубокой древности. Изготовление первого органа приписывают механику из Александрии Ктесибию, жившему в III в. до н. э. Это был водяной орган - гидравлос. Давление столба воды обеспечивало равномерность напора воздуха, поступающего в звучащие трубы. Позднее изобрели орган, в котором воздух в трубы подавался с помощью мехов. До появления электрического привода воздух в трубы накачивали специальные рабочие - кальканты. В средние века наряду с большими органами были и маленькие - регали и портативы (от латинского «порто» - «ношу»). Постепенно инструмент сорершенствовался и к XVI в. приобрел почти современный вид.

Музыку для органа писали многие композиторы. Наивысшего своего расцвета органное искусство достигло в конце XVII - 1-й половине XVIII в. в творчестве таких композиторов, как И. Пахельбель, Д. Букстехуде, Д. Фрескобальди, Г. Ф. Гендель, И. С. Бах. Бахом созданы непревзойденные по глубине и совершенству произведения. В России органу значительное внимание уделял М. И. Глинка. Он прекрасно играл на этом инструменте, делал для него переложения различных произведений.

В нашей стране орган можно услышать в концертных залах Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Таллина, Горького, Вильнюса и многих других городов. В исполнении советских и зарубежных органистов звучат произведения не только старинных мастеров, но и советских композиторов.

Строят сейчас и электроорганы. Однако принцип действия у этих инструментов иной: звук возникает благодаря электрическим генераторам различных конструкций (см. Электромузыкальные инструменты).


КСИЛОФОН

Динь-динь, тон-тон,
Ксило-ксило-ксило-фон.
Ксилофон на шкаф забрался,
Он фламинго испугался.
– Ты, фламинго, погоди!
Клювом сильно не стучи,
Лучше палочку возьми.
И услышишь нежный звон.
Просто чудо – ксилофон.
«Ксилофон» в переводе с греческого означает поющее дерево. Первый ксилофон появился, возможно, тогда, когда первобытный человек ударил палкой по сухому дереву и услышал необычный звук. В настоящее время подобные простейшие ксилофоны находят в Африке, Азии и Южной Америке. В Европу его завезли странствующие музыканты.
Ксилофон состоит из большого количества деревянных брусочков, издающих при ударе звуки разной высоты. Бруски изготавливают из клена, ольхи, ореха, иногда из палисандра. Располагают их на плетеном жгуте из соломы, рогожи или резины. Конструкция обычно устанавливается на столе, иногда под брусочками закрепляют резонаторы – полые металлические цилиндры. Звук ксилофона отрывистый, суховатый и щелкающий. Извлекается он с помощью «козьих ножек» – деревянных палочек с утолщениями на концах, похожих на ложки.
Иногда вместо деревянных брусочков используют металлические. Это металлофон или вибрафон. У него все пластинки расположены на одном уровне, в то время как на ксилофоне бруски, соответствующие черным клавишам фортепиано, слегка приподняты. Вибрафон – сложная конструкция. Размещается он на специальном трехрамном столике-стенде, перемещаемом на четырех колесиках. Появился в США в начале XX в. Благодаря своему характерному тембру и большим виртуозным возможностям вибрафон широко используется в музыке. А вот если к металлофону приделать клавишный механизм наподобие фортепиано, то получится инструмент челеста. Изготовил его мастер Огюст Мюстер в 1886 г. Играть на челесте удобнее, чем палочками на металлофоне. А звук такой же нежный и звонкий. Во время своего визита в Париж челесту услышал П. И. Чайковский и был так очарован ее волшебным звучанием, что ввел партию этого инструмента в свои сочинения: балладу «Воевода» и балет «Щелкунчик».
Впервые в оркестре ксилофон использовал Фердинанд Кауэр в середине XIX в. в произведении «Семь вариаций». Одно из самых известных сочинений, в которых задействован ксилофон, – симфоническая поэма Сен-Санса «Пляска смерти». Русский композитор Римский-Корсаков в «Сказке о царе Салтане» поручил ксилофону песенку «Во саду ли, в огороде» для изображения белки, грызущей золотые орешки.


ОРГАН

Орган – самый большой музыкальный инструмент, уникальное человеческое творение. В мире нет двух одинаковых органов.
Гигантский орган обладает множеством различных тембров. Это достигается за счет использования сотен металлических труб разного размера, через которые продувают воздух, и трубы начинают гудеть, или «петь». Причем орган позволяет тянуть звук сколь угодно долго с постоянной громкостью.
Трубы расположены горизонтально и вертикально, некоторые подвешены на крюках. В современных органах их число доходит до 30 тысяч! Самые большие трубы имеют высоту свыше 10 м, а самые маленькие – 1 см.
Система управления органом называется кафедрой. Это сложный механизм, которым управляет органист. У органа несколько (от 2 до 7) ручных клавиатур (мануалов), состоящих из клавиш, как на фортепиано. Раньше на органе играли не пальцами, а ударяли кулаками. Есть еще ножная клавиатура или просто педаль, имеющая до 32 клавиш.
Обычно исполнителю помогают один или два ассистента. Они переключают регистры, сочетание которых порождает новый тембр, не похожий на исходный. Орган может заменить целый оркестр, потому что его диапазон превышает диапазон всех инструментов оркестра.
Орган известен с глубокой древности. Создателем органа считается греческий механик Ктесибий, живший в Александрии в 296–228 гг. до н. э. Он изобрел водяной орган – гидравлос.
Сейчас чаще всего орган используется на богослужениях. В некоторых церквях и соборах устраивают концерты или органные богослужения. Помимо этого, есть органы, установленные в концертных залах. Самый большой орган в мире находится в американском городе Филадельфия, в универмаге «Маккейз». Его вес составляет 287 т.
Музыку для органа писали многие композиторы, но раскрыл его возможности как виртуоз-исполнитель и создал непревзойденные по глубине произведения как гений-композитор Иоганн Себастьян Бах.
В России органному искусству значительное внимание уделял Михаил Иванович Глинка.
Самостоятельно освоить игру на органе практически невозможно. Это требует большого музыкантского опыта. Обучение на органе начинается в училищах, при наличии навыков игры на фортепиано. Но хорошо овладеть игрой на этом инструменте возможно, продолжив обучение в консерватории.
ЗАГАДКА
Инструмент тот с давних пор
Украшал собой собор.
Украшает и играет,
Весь оркестр заменяет
(Орган)


СКРИПКА

Принято считать, что первый струнно-смычковый инструмент изобрел индийский (по другой версии – цейлонский) царь Равана, живший примерно пять тысяч лет назад. Вероятно, поэтому дальний предок скрипки назывался раванастрон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Струны делались из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой, – из бамбукового дерева. Раванастрон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов.
На профессиональной сцене скрипка появилась в конце XV в., а ее «изобретателем» был итальянец из Болоньи Гаспар Дуифопруггар. Самая древняя скрипка, изготовленная им в 1510 г. для короля Франца I, хранится в Нидергейском собрании в Аахене (Голландия). Своим теперешним видом и, конечно, звучанием скрипка обязана скрипичных дел мастерам итальянцам Амати, Страдивари и Гварнери. Высоко ценятся также скрипки мастера Маджини. Их скрипки, сделанные из хорошо высушенных и покрытых лаком пластинок клена и ели, запели красивее самых прекрасных голосов. На инструментах, изготовленных этими мастерами, и поныне играют лучшие скрипачи мира. Страдивари сконструировал до сих пор непревзойденную скрипку, имеющую богатейший тембр и исключительную «дальнобойность» – способность наполнять звуком огромные залы. Она имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов.
Скрипка – самый высокий по тембру инструмент смычкового семейства. Она состоит из двух основных частей – корпуса и грифа, между которыми натянуты четыре стальные струны. Главное достоинство скрипки – певучесть тембра. На ней можно исполнять как лирические мелодии, так и ослепительные быстрые пассажи. Скрипка – самый распространенный солирующий инструмент в оркестре.
Сильно расширил возможности скрипки итальянский виртуоз и композитор Никколо Паганини. Впоследствии появилось много других скрипачей, но никто не смог превзойти его. Замечательные произведения для скрипки создали Вивальди, Бах, Моцарт, Бетховен, Брамс, Чайковский и др.
Выдающимся русским скрипачом считается Ойстрах, или, как его называли, «царь Давид».
Существует инструмент, внешне очень похожий на скрипку, но немного большего размера. Это альт.
ЗАГАДКА
В лесу вырезана, гладко вытесана,
Поет-заливается, как называется?
(Скрипка)

Орган – воплощение грандиозности и величия, его справедливо называют «королем» в мире музыки. Это единственный инструмент, резонатором которого зачастую служит само помещение, а не деревянный корпус. Его ближайшими родственника являются не фортепиано и рояль, как может показаться, а флейта и баян.

Этот потрясающий инструмент великолепен во всем: мощный звук — не оставляющий слушателя равнодушным, внушающий внешний вид — поражающий своими масштабами, необычностью и неким шармом антиквариата, а также сложностью и замысловатостью конструкции.

Устройство органа

Инструмент имеет достаточно сложную структуру, состоящую из огромного количества различных элементов: трубы, мануалы, педальная клавиатура, меха, фильтра и электрические компрессоры (в былые времена их заменяли люди – до 10 человек), регистры с переключателями и многое другое.

Пульт, или кафедра – место, с которого музыкант управляет инструментом, содержит мануалы, педальную клавиатуру, различные переключатели и прочее.

Мануал – ручная клавиатура. Один орган может иметь до семи таких мануалов.

Регистр – определенное количество труб относящихся к одному «семейству», их объединяет тембровая схожесть. Регистровые комбинации называют «копулами» (с лат — «связки», «соединения»). По желанию заказчиков, мастера могут добавлять в орган отдельные регистры, имитирующие звук какого-то определенного инструмента.

Педальная клавиатура – ножная, выглядит так же, как и ручная. С ее помощью исполнитель управляет басовыми трубами. Для игры на педальной клавиатуре, органисты надевают специально изготовленную «чувствительную» и тесную обувь с очень тонкой подошвой.

Трубы органа – металлические, деревянные и деревянно-металлические полые трубы разной длинны, диаметра и формы. По способу звукоизвлечения разделяются на «язычкое» и «лобиальные». Инструмент может содержать до 10 тыс. таких труб, самые большие из них – басовые, их высота может достигать до 10 метров, а вес – до 500 кг. Иногда самым низким звукам инструмента дается название, например «голос кита».

А также орган содержит ножной ролик, подключающий и отключающий регистры, таким образом можно сыграть крещендо или диминуэндо, так как сами мануалы органа не чувствительны – громкость звука не зависит от силы нажатия клавиши, как например в фортепиано.

Фасадная, видимая зрителям сторона органа – только небольшая его часть, остальное же «содержимое» находится за стеной. Несмотря на внешнюю прочность органных труб, их все же достаточно легко погнуть, поэтому посторонних редко допускают «внутрь» инструмента.
Абстракты – специальные тонкие деревянные рейки, которые соединяют клавиши с трубными клапанами. Некоторые из них могут достигать в высоту 13 метров.

Самый большой орган в мире находится в американском городе Atlantic Сity в концертном зале Боардволк Холл. Инструмент имеет тридцать три тысячи труб и тысячу двести клавиш.
Воздух в трубы нагоняют вентиляторы, которые вращают электромоторы мощностью в 600 л. с. Состояние органа на данный момент не рабочее. В 1944 году он был поврежден во время урагана, а в 2001 году рабочие по халатности уничтожили часть основных труб. Орган подлежит реставрации, но для этого необходимо несколько лет.

Этимология названия инструмента

В переводе с древнегреческого «organum» означает «орудие», или «инструмент». А в средневековой Руси «органом» называли «всякий звучащий сосуд».

Исторические сведения

Орган – один из самых древних инструментов. Точную дату его возникновение определить невозможно. Во II в. до н.э. греческим мастером Ктесебием, был изобретен орган, играющий при помощи гидравлики – нагнетание воздуха водяным прессом. А в римской империи времен правления императора Нерона (I в.), инструмент изображался на монетах.

Древнейшим предшественником органа считается флейта Пана, имеющая схожее строение – соединенные трубки различной длины, каждая из которых издает звук определенной высоты. Затем, решив усовершенствовать систему, к ним добавили меха, нагнетающие воздух и клавиатуру, в которой количество клавиш совпадало с числом труб.

Это были ручные органы, которые музыканты носили на плечевом ремне, одной рукой нагнетая воздух в меха, а другой — играя мелодию, рядом, на специальном подставке стояли трубы, в которые под давлением подавался воздух.

Средневековые органы не отличались тонкостью изготовления – размер клавиш достигал 5-7 см, а расстояние между ними порой было по 1,5 – 2 см.

Поэтому играли на такой клавиатуре не пальцами, как на современном инструменте, а кулаками и локтями, прилагая немалое усилие.
Широко распространенным инструментом орган стал после введения его в VII в. католическую богослужебную практику. В этот же период, органы из небольших транспортировочных инструментов, перевозимых на телегах, превратились в большие стационарные музыкальные «орудия»– устанавливаемые в церквях.

В последующие эпохи орган постепенно совершенствовался, (особый вклад в его развитие внесли итальянские и немецкие мастера), что происходит и до сегодняшнего дня – внедряются новые разработки, с целью сделать инструмент еще более удобным для исполнения и увеличить его функциональные возможности.

Разновидности

В зависимости от принципа работы, выделяют слеедующие разновидности органов:

  • Духовые;
  • Струнные;
  • Театральные;
  • Механические;
  • Электронные;
  • Паровые;
  • Гидравлические;
  • Цифровые

Роль «короля» инструментов в музыкальном искусстве

Со времен своего происхождения, орган занимал определенное место в культурной жизни человечества, имея различные степени популярности и важности в зависимости от исторической эпохи. Временем расцвета, или «золотым веком органа», считается эпоха Барокко – XVII-XVIII ст. В этот период творили такие великие композиторы как Бах, Букстехуде, Фрескобальди и др.

Также, разную роль исполняет орган в Восточной и Западной Европе, или же, если быть точнее – в православных и католических странах.

Если в западноевропейских католических странах, в каждом городе может насчитываться до нескольких сотен органов, находящихся в костелах, то в православных странах – это концертный инструмент, который есть далеко не в каждом городе. Зато здесь, во время органных выступлений залы переполнены желающими насладиться роскошным органным звучанием.

Двух одинаковых органов найти не возможно, поэтому этот инструмент в прямом смысле слова — уникален. Трубы некоторых экземпляров способны издавать не улавливаемые человеческим слухом ультра и инфразвуки.

Орган — инструмент, имеющий настолько уникальные и неповторимые возможности имитации и сочетания разных тембров, что даже самая простая мелодия «в его исполнении» превращается в шикарное музыкальное произведение, яркость восприятия которого усиливается мощностью звучания и завораживающим внешним видом инструмента.

Видео

Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.



Музыкальный инструмент: Орган

Мир музыкальных инструментов богат и разнообразен, поэтому путешествие по нему весьма познавательное и в то же время увлекательное занятие. Инструменты отличаются друг от друга по форме, размерам, устройству и способу звукоизвлечения и, в результате, подразделяются на различные семейства: струнные, духовые, ударные и клавишные. Каждое из этих семейств, в свою очередь, распадается на разные виды, например, скрипка, виолончель и контрабас, относятся к разряду струнно - смычковых инструментов, а гитара, мандолина и балалайка являются струнно - щипковыми. Валторна, труба и тромбон причисляются к медным духовым инструментам, а фагот, кларнет и гобой – к деревянным духовым. Каждый музыкальный инструмент уникален и в музыкальной культуре занимает своё определённое место, вот например, орган - символ красоты и таинственности. Он не относится к разряду очень популярных инструментов, так как научиться играть на нём может далеко не каждый даже профессиональный музыкант, но заслуживает особого внимания. Кто хоть раз услышит орган «живьем» в концертном зале, то получит впечатление на всю жизнь, звучание его завораживает и никого не оставляет равнодушным. Создается ощущение, что музыка изливается с поднебесья и что это творение кого-то свыше. Даже внешний вид инструмента, который является неповторимым, вызывает ощущение неудержимого восторга, поэтому недаром орган называют «королем музыкальных инструментов».

Звук

Звук органа – это мощная эмоционально воздействующая многоголосная фактура, которая вызывает восторг и воодушевление. Она потрясает, подчиняет воображение и способна довести до экстаза. Звуковые возможности инструмента очень велики, в голосовой палитре органа можно найти очень разнообразные краски, ведь орган способен имитировать не только звуки многих музыкальных инструментов, но и пение птиц, шум деревьев, рокот камнепада, даже звон рождественских колокольчиков.

Орган обладает необычайной динамической гибкостью: на нем возможно исполнение и нежнейшего пианиссимо, и оглушительного фортиссимо. Кроме этого, звуковой частотный диапазон инструмента находится в пределах, захватывающих области инфра и ультразвука.

Фото :



Интересные факты

  • Орган является единственным музыкальным инструментом, который имеет постоянную прописку.
  • Органист – так называется музыкант, играющий на органе.
  • Концертный зал в г. Атлантик-Сити (США) славится тем, что его главный орган считается самым большим в мире (455 регистра, 7 мануалов, 33112 труб).
  • Второе место принадлежит органу Ванамейкера (Филадельфия США). Он весит около 300 тонн, имеет 451 регистр, 6 мануалов и 30067 труб.
  • Следующим по величине является орган собора Святого Стефана, который находится в немецком городе Пассау (229 регистров, 5 мануалов, 17774 трубы).
  • Инструмент, предшественник современного органа, был популярен уже в первом столетии нашей эры, в эпоху правления императора Нерона. Его изображение встречается на монетах того времени.
  • Во время Второй мировой войны немецкие солдаты советские реактивные системы залпового огня БМ-13, известные у нас в народе под названием «Катюша», из-за устрашающего звука называли «органом Сталина».
  • Одним из древнейших частично сохранившихся образцов является орган, производство которого датируется XIV веком. Инструмент в данное время является экспонатом Национального исторического музея г. Стокгольма (Швеция).
  • В XIII веке небольшие органы, имеющие название позитив, активно применялись в походных условиях. Выдающийся режиссер С. Эйзенштейн в своем фильме «Александр Невский» для более реального изображения вражеского стана - лагеря ливонских рыцарей,использовал подобный инструмент в сцене во время служения епископом мессы.
  • Единственный в своем роде орган, в котором использовались трубы изготовленные из бамбука, был установлен в 1822 году на Филлипинах, в г. Лас-Пиньяс в церкви Святого Иосифа.
  • Наиболее престижными Международными конкурсами органистов в настоящее время являются: конкурс имени М. Чюрлёниса, (Вильнюс, Литва); конкурс имени А. Гедике (Москва, Россия); конкурс имени

Орган - музыкальный инструмент, который называют «королём музыки». Грандиозность его звучания выражается в эмоциональном воздействии на слушателя, не имеющем равных. Кроме того, самый большой в мире музыкальный инструмент - орган, и у него самая совершенная система управления. Его высота и длина приравниваются к размеру стены от фундамента до крыши в большом здании - храме или концертном зале.

Выразительный ресурс органа позволяет создавать для него музыку широчайшего объёма содержания: от размышлений о Боге и космосе до тонких интимных отражений человеческой души.

Орган - музыкальный инструмент с уникальной по своей продолжительности историей. Его возраст - около 28 веков. В рамках одной статьи невозможно проследить великий путь этого инструмента в искусстве. Мы ограничились коротким очерком генезиса органа с древнейших времён до тех столетий, когда он приобрёл вид и свойства, известные по сей день.

Историческим предшественником органа является дошедший до нас инструмент флейта Пана (по имени сотворившего её, как упомянуто в мифе). Появление флейты Пана датировано 7 веком до н.э., но реальный возраст, вероятно, гораздо больше.

Так называется музыкальный инструмент, состоящий из вертикально поставленных рядом тростниковых трубочек разной длины. Боковыми поверхностями они прилегают друг к другу, а поперёк объединены пояском из крепкой материи или деревянной планкой. Исполнитель вдувает воздух сверху через отверстия трубочек, и они звучат - каждая на своей высоте. Настоящий умелец игры может использовать сразу две или даже три трубочки для извлечения одновременного звучания и получить двухголосный интервал или, при особом мастерстве, трёхголосный аккорд.

Флейта Пана олицетворяет собой извечное стремление человека к изобретательству, особенно в искусстве, и желание совершенствовать выразительные возможности музыки. До того, как этот инструмент появился на исторической сцене, в распоряжении древнейших музыкантов были более примитивные продольные флейты - простейшие дудочки с отверстиями для пальцев. Их технические возможности были невелики. На продольной флейте невозможно одновременное извлечение двух и более звуков.

В пользу более совершенного звучания флейты Пана говорит также следующий факт. Способ вдувания воздуха в неё - бесконтактный, воздушная струя подаётся губами с некоторого расстояния, что создаёт особый тембровый эффект мистического звучания. Все предшественники органа были духовыми, т.е. использовали управляемую живую силу дыхания для создания Впоследствии эти особенности - многоголосие и призрачно-фантастический «дышащий» тембр - были унаследованы в звуковой палитре органа. Именно они лежат в основе уникальной способности органного звука - вводить слушателя в транс.

От появления флейты Пана до изобретения следующего предшественника органа прошло пять столетий. За это время знатоки духового звукоизвлечения нашли способ, позволяющий бесконечно увеличить ограниченное время человеческого выдоха.

В новом инструменте подача воздуха осуществлялась с помощью кожаных мехов - наподобие тех, которыми пользовался кузнец для нагнетания воздуха.

Появилась также возможность автоматически поддерживать двухголосие и трёхголосие. Один или два голоса - нижние - без перерыва тянули звуки, высота которых не менялась. Эти звуки, называемые «бурдонами» или «фобурдонами», извлекались без участия голоса, непосредственно из мехов через открытые в них отверстия и были чем-то вроде фона. Позднее они получат название «органного пункта».

Первый голос, благодаря уже известному способу закрывания дырочек на отдельной «флейтообразной» вставке в мехи, получил возможность играть достаточно разнообразные и даже виртуозные мелодии. Во вставку исполнитель вдувал воздух губами. В отличие от бурдонов, мелодия извлекалась контактным способом. Поэтому в ней отсутствовал налёт мистики - его взяли на себя бурдонные подголоски.

Этот инструмент приобрёл большую популярность, особенно в народном творчестве, а также среди странствующих музыкантов, и стал называться волынкой. Благодаря её изобретению будущий органный звук приобрёл практически неограниченную протяжность. Пока исполнитель накачивает воздух мехами, звук не прерывается.

Таким образом, проявились три из четырёх будущих звуковых свойств «короля инструментов»: многоголосие, мистическая уникальность тембра и абсолютная протяжность.

Начиная со 2 века до н.э. появляются конструкции, которые всё более приближаются к образу органа. Для нагнетания воздуха греческий изобретатель Ктесебий создаёт гидравлический привод Это позволяет увеличить мощность звука и снабдить нарождающийся колосс-инструмент довольно длинными звучащими трубами. На слух гидравлический орган становится громким и резким. С такими свойствами звука он широко используется в массовых представлениях (ипподромные скачки, цирковые шоу, мистерии) у греков и римлян. С появлением раннего христианства вновь вернулась идея нагнетания воздуха мехами: звук от этого механизма был более живым и «человечным».

Фактически, на этом этапе можно считать сформированными основные особенности органного звука: многоголосная фактура, властно притягивающий внимание тембр, беспрецедентная протяжность и особая мощность, пригодная для привлечения большой массы людей.

Следующие 7 столетий были для органа определяющими в том смысле, что его возможностями заинтересовалась, а затем прочно «присвоила» их и развивала христианская церковь. Органу было суждено стать инструментом массовой проповеди, каким он остаётся вплоть до наших дней. С этой целью его преобразования двигались по двум руслам.

Первое. Физические размеры и акустические способности инструмента достигли невероятных величин. В соответствии с ростом и развитием храмовой архитектуры бурно прогрессировал аспект архитектурно-музыкальный. Орган стали встраивать в стену храма, и его громоподобное звучание подчиняло и потрясало воображение прихожан.

Количество органных труб, которые теперь делали из дерева и металла, достигло нескольких тысяч. Тембры органа обрели широчайший эмоциональный диапазон - от подобия Гласа Божия до тихих откровений религиозной индивидуальности.

Возможности звучания, ранее приобретённые на историческом пути, понадобились в церковном обиходе. Многоголосие органа позволяло усложняющейся музыке отражать многогранные переплетения духовной практики. Протяжность и нагнетаемость тона возвеличили аспект живого дыхания, приблизивший саму природу органного звука к переживаниям уделов человеческой жизни.

С этого этапа орган - музыкальный инструмент огромной убеждающей силы.

Второе направление в развитии инструмента шло по пути усиления его виртуозных возможностей.

Для управления тысячным арсеналом труб нужен был принципиально новый механизм, дающий возможность исполнителю справиться с этим несметным богатством. История сама подсказала нужное решение: появились Идею клавиатурной координации всего массива звучания великолепно адаптировали к устройству «короля музыки». Отныне орган - инструмент клавишно-духовой.

Управление гигантом сосредоточилось за специальным пультом, объединившем в себе колоссальные возможности клавирной техники и гениальные изобретения органных мастеров. Перед органистом теперь располагались в ступенчатом порядке - одна над другой - от двух до семи клавиатур. Внизу, у самого пола под ногами стояла большая педальная клавиатура для извлечения низких тонов. На ней играли ногами. Таким образом, техника органиста требовала большого мастерства. Посадочным местом исполнителя была длинная скамья, поставленная сверху над педальной клавиатурой.

Объединением труб управлял регистровый механизм. Около клавиатур находились специальные кнопки или рукоятки, каждая из которых приводила в действие одновременно десятки, сотни и даже тысячи труб. Чтобы органист не отвлекался на переключение регистров, у него появился помощник - обычно ученик, который должен был разбираться в основах игры на органе.

Орган начинает победное шествие в мировой художественной культуре. К 17 веку он достиг расцвета и небывалых высот в музыке. После увековечения органного искусства в творчестве Иоганна Себастьяна Баха величие этого инструмента остаётся непревзойдённым до наших дней. Сегодня орган - музыкальный инструмент новейшей истории.