Как научиться рисовать мышкой в фотошопе. Как рисовать на ноутбуке мышкой

Наверное, всякий, кто хоть раз заходил в простейшие графические редакторы, например, встроенный Paint, пытался мышкой нарисовать простейшие задумки. Скорее всего, он либо забрасывал работу, либо получалось неудачное изображение. И дело вовсе не в том, что человек плохо рисует. А в том, что компьютерная мышь, которой пытаются рисовать, не совсем адаптирована под создание иллюстраций. Мышь не способна в точной мере передать те движения руки, которые передаются на бумагу через ручку или другой инструмент. Тогда назревает вопрос: "Как научиться рисовать на компьютере мышкой?". Научиться можно, но к такому компьютерному девайсу нужно найти свой подход.

Графический планшет и компьютерная мышка

В наше время графический планшет - это вовсе не нонсенс. Он появился в магазинах техники достаточно давно и успел полюбиться многим художникам, дизайнерам, архитекторам и любителям просто порисовать. Но, однако, многие не готовы платить деньги за девайс, которым они в будущем, возможно, перестанут пользоваться из-за пропажи интереса или вдохновения. Для проверки своих способностей начинающие художники думают о том, как рисовать мышкой на компьютере. Иногда бывают случаи, когда человек настолько хорошо овладевает искусством рисования мышью, что уже не желает переходить на графический планшет.

Программы, которые лучше всего подходят для рисования

На самом деле, вполне подойдет любой редактор, даже тот самый Paint. Чтобы рисовать на компьютере мышкой, как некоторые профессионалы, которые замечательно обращаются с ней, необходимо определиться с тем, в каком формате вы будете работать. Либо это будет растровая графика, либо векторная графика. Для первого случая подойдет Adobe Photoshop, а для второго можно применить такие программы, как Corel Draw и Adobe Illustrator. Главной отличие - сама графика и формат, в котором будут функционировать программы, а инструменты везде одинаковые.

Как научиться рисовать мышкой на компьютере?

Главным инструментом для пользователя станет "Кисть" со всеми ее настройками и тонкостями. Помимо этого инструмента понадобиться "Ластик", "Заливка" и режимы "Увеличение/Уменьшение". Для того чтобы научиться рисовать мышкой на компьютере, необходимо иметь терпение и желание, так как этот процесс довольно трудоемкий.

Самой главной проблемой будет ротация линий при рисовании. Например, если вы хотите сделать плавное закругление, то, возможно, вы получите угловатый скос. Это можно исправить благодаря сильному увеличению в области, чтобы лучше и аккуратнее прорисовывать каждый пиксель. Поэтому стоит работать в увеличенном масштабе, чтобы линии казались плавными и точными.

Старайтесь использовать инструмент "Линия" и "Кривая", чтобы сделать более точное построение изображения. Если необходимо начертить длинную линию, то в увеличенном масштабе делайте отдельные штрихи вместо сплошного веления мышкой.

Небольшие тонкости и нюансы

Стоит обратить внимание на работу со слоями. Это очень удобно при рисовании мышью, так как при закрашивании пользователь не сможет выйти за края слоя. При желании можно удалить ненужные слои и избежать лишней работы с ластиком.

Если новичку сложно научиться рисовать на компьютере мышкой, как некоторые художники, то можно нарисовать изображение на бумаге, затем сфотографировать/отсканировать и загрузить в графический редактор, а затем рисовать поверх нарисованного изображения. Точно также можно загрузить любую картинку в программу и рисовать, опираясь на нее.

Существуют некоторые аксессуары для компьютерной мыши, которые могут облегчить ваш процесс рисования. Их можно заказать в интернет-магазинах. Смотрите видеокурсы с тематикой, схожей с этой: "Учимся рисовать мышкой на компьютере". Благодаря им, можно быстро освоить работу с мышкой и, в целом, улучшить ваши творческие данные.

Как нарисовать мышь для детей.

Если ваш ребенок просит помочь ему нарисовать мышонка, то эта статья для вас. Здесь собраны пошаговые руководства по рисованию серых грызунов разного уровня сложности.

Как нарисовать мышь карандашом поэтапно для начинающих и детей?

Нарисуем реалистичную мышь:

  • Для начала сделаем предварительную разметку и обозначим легкими линиями границы рисунка и тела животного. После этого можно приступать к работе.
  • Нарисуем в левой половине листа две геометрические фигуры, наложив их друг на друга. Это будет голова мышки. Сначала рисуем окружность, потом — конус. Делим прямой линией конус на две половины. Продолжаем прямую за пределы окружности. Прямая нужна нам для сохранения симметрии.


Рисуем круг и треугольник
  • Рисуем нос, в месте пересечения конуса и окружности — глаз, и справа, в верхней части окружности рисуем два круга для ушей. Мордочка мышки готова!


Рисуем мордочку
  • К голове присоединяем еще две окружности одинаковые по размеру, которые должны пересекаются приблизительно посередине. Как вы успели заметить, мы пока рисуем только круги.


Рисуем еще две окружности
  • Переходим к лапкам: рисуем по два небольших овала, к каждому добавляем по маленькому кружочку.


Готовим основу для лап
  • Дорисовываем на лапках по три пальчика.


Рисуем дугообразный хвост
  • Мышке не хватает главного — длинного тонкого хвоста. Изобразим его в виде дуги с помощью двух изогнутых линий.
  • Дорисуем усики и когти. Уточним контур тела мыши и сотрем теперь ненужные вспомогательные линии.


Дорисовываем недостающие детали
  • Пройдемся короткими штриховыми линиями на границе тела и хвоста, покажем шерстинки под глазами, на брюшке, на лапах.
  • Нам осталось только разукрасить рисунок. Для этого возьмем серую, черную или коричневую краску.


А вот второй вариант реалистичной мыши:

  • Снова рисуем окружности: одну маленькую — для головы, вторую большую — для тела. В этот раз два круга располагаем на некотором расстоянии друг от друга.
Рисуем два круга
  • От маленького круга проведем влево две линии, которые образуют треугольник. С верхушки треугольника проведем прямую, продолжив ее через всю голову. В верхней части головы нарисуем два пересекающихся посередине овала. Это будут уши. Теперь нарисуем глаз приблизительно в центре самой длинной прямой.


Рисуем уши, глаз и носик
  • Уточняем контуры морды мыши, дорисовываем крошечный нос и кожную складку на ухе.


Уточняем контуры мордочки
  • Придаем нужные очертания телу мыши, проводя соединительные линии. Показываем двумя линиями на теле лапы и дорисовываем их под телом.


Рисуем контур тела и лапок
  • Осталось прорисовать пальцы и длинный дугообразный хвост.


Дорисовываем пальцы и хвост
  • Добавляем некоторые детали (шерсть, складки кожи) и вытираем вспомогательные линии.


Добавляем необходимые детали
  • Полученный контур наведем ручкой или фломастером.
  • Разукрашиваем мышь коричневым цветом.


Разукрашиваем рисунок

На что стоит обратить внимание:

  • Приступая к рисунку, не забывайте о том, что все линии нужно проводить без нажима на карандаш, иначе удаленные ластиком ошибочные штрихи останутся на листе в виде царапин различной толщины.
  • Выбирая маркеры или фломастеры для разукрашивания рисунка, стоит позаботится о том, чтобы бумага была достаточно толстой.

Рисуем мышку для детей:

Вариант №1

  • Рисуем большой треугольник. Закругляем углы дорисовываем уши, глаза со зрачками и нос.
    Внутри ушей проводим еще по одной изогнутой линии. Добавляем к голове тело мыши, напоминающее по форме овал.
  • Добавляем лапы: переднюю прорисовываем полностью, а бедро задней показываем небольшой изогнутой линией.
  • Дорисовываем лапы и длинный хвост.
  • Рисуем усы и удаляем ластиком лишние линии.

Вариант №2

Еще один вариант рисунка серого грызуна. Таким способом можно изобразить и крысу. Рисунок простой, потому справиться с ним и начинающий художник.

  • Находим в интернете подходящую модель, чтобы на начальных этапах не допустить ошибок, и приступаем. Нам нужно будет изобразить маленькую мышиную голову, вытянутое тело и дугообразный хвост. Если вы решили рисовать крысу, то хвост у нее длиннее.


Рисуем контуры тела мыши
  • Начнем с простого наброска. Рисуем без нажима на карандаш.
  • Когда первоначальные контуры будут готовы, приступим к детализации. Уточним форму мордочки: у мышки она немного острая. Рисуем овальные большие уши, прорисовывая дополнительные линии внутри уха. Рисуем бусинки-глазки, покажем коротким штрихом нос и продлим линию шеи.


  • Начинаем уточнять форму тела, показывая короткими линиями шерсть на спинке.


  • Осталось дорисовать несколько мелких деталей: добавляем усики, вдоль линии хвоста проводим еще две дуги, придавая длинному хвосту объем. Рисуем лапки с пальчиками.


  • Вытираем вспомогательные линии и превращаем с помощью красок набросок в полноценный рисунок.


Как нарисовать мышку с ребенком

А вот наглядная инструкция, как можно нарисовать мышку с ребенком. Кто-то умиляется, глядя на мышку, кто-то боится этих шустрых маленьких грызунов. Но если ваш ребенок решил нарисовать мышку, то придется вспомнить, как она выглядит и браться за карандаши. Ведь картинка должна быть правдоподобной, иначе ваше чадо больше не будет обращаться к вам с просьбой порисовать вместе.

Для работы понадобится:

  • чистый альбомный лист
  • карандаши
  • ластик
  • трафарет с кругом (понадобится, если вам трудно рисовать идеально ровные и одинаковые линии)

Рисовать мышку будем в 4 этапа:

  • Нарисуем две окружности: маленькую — для головы, большую — для тела.


  • Голова мыши сужается ближе к носу и мордочки. Рисуем без нажима на карандаш, чтобы потом неудачные штрихи и линии можно было стереть, не испортив рисунок.


  • На этом этапе прорисовываем два полукруга на голове. Это будут уши. Рисуем лапы и длинный, почти как все тело мыши, хвост.
  • Нарисуем овальные глазки, оставив по такому же овалу внутри — блику. Дорисовываем изгибы внутри уха, рисуем рот и нос. Придаем мышке веселый вид, ведь рисунок должен нравиться ребенку.


  • Вытираем все ненужные карандашные линии и добавляем недостающие детали.
  • После того, как набросок будет полностью готов, обведем его фломастером или ручкой.

Видео: Как нарисовать мышку / Рисуем мышь карандашом поэтапно

Как нарисовать мордочку мышки карандашом?

Рисовать будем мордочку иглистой мыши. Этот рисунок довольно сложный. Однако, если следовать описанию, то и с этим заданием можно справиться.

Для работы понадобится:

  • простые карандаши (мягкий и твердый)
  • альбомный лист
  • черная ручка, маркер или фломастер

Выполнять рисунок будем в 5 этапов:

  • Берем твердый карандаш и рисуем первоначальные линии: тело, ушки, глаза, нос, лапки и даже шерсть — все намечаем сразу, чтобы потом только уточнять некоторые моменты.
Рисуем контур мыши
  • Мягким карандашом или ручкой начинаем затенять глаза. Тут важно передать все блики, чтобы глазки получились максимально реалистичными. От этого зависит общее впечатление от изображенной мышки. На этом этапе можно обвести уши более темным цветом и контур нижней части мордочки.
Затеняем глаза и уточняем контуры ушей, нижней части
  • Используем мягкий карандаш для прорисовки затененных участков на зрачках. Наносим карандашную штриховку на тело мыши, придаем объем ушам. В местах, где нанесена штриховка, пройдемся кусочком бумаги, растушевывая линии. Короткие штрихи наносим на лоб по направлению от носа к макушке, показывая таким образом торчащую шерсть.
  • Поработаем еще над шерстью: контуры рисунка сделаем более темными, обращая внимание на направление штрихов.
  • Рисуем усы, предварительно хорошо заточив карандаш.
  • Осталось добавить тень под мышкой и заштриховать участок вокруг, используя мягкий карандаш. Нанесенные штрихи растушевываем кусочком бумаги или ватной палочкой.

Мультяшная мышь: как красиво нарисовать карандашом?

А вот как можно нарисовать мультяшную мышку:

  • Рисуем две фигуры: нижняя напоминает по форме трапецию, а верхняя — овал. Проводим внутри овала две линии.
Рисуем круг и фигуру, напоминающую трапецию с закругленными углами
  • Уточняем контур головы, дорисовав уши.
  • Наводим контур тела, показав несколькими линиями передние лапы. Добавляем большие глаза и мордочку.
  • Рисуем мышке челку, крошечный носик, рот и ушные складки. Прорисовываем лапки с пальчиками.
  • Самый ответственный момент — рисуем глаза. От того, как вы справитесь с этим заданием, зависит общее впечатление от рисунка: будет мышка милой или грустной. Добавляем закрученный хвост.
  • Набросок мультяшной мыши готов. Можно добавить еще кусочек сыра, которым она собралась перекусить. Разукрашиваем, как душе угодно.

Рисуем еще одну мультяшную мышку . Нам понадобится стандартный набор инструментов:

  • чистый лист бумаги
  • простой карандаш

Кроме этого, понадобится немного терпения и 15 минут свободного времени.

  • Рисуем два круга и овал, накладывая фигуры одну на другую. Верхний круг должен быть больше остальных окружностей. Так мы нарисуем схему головы и тела мыши.
Рисуем три окружности: голову и тело мыши
  • Проводим под окружностями линии вниз: от овала и второго круга. Это будут лапы мыши. В отличие от настоящей мыши, у нашего персонажа они не крошечные.


Рисуем толстенькие лапки мышонка
  • Рисуем длинный мышиный хвост. По всей его длине проведем поперечные линии на одинаковом расстоянии. Дорисуем коготки на лапах.


Рисуем длинный хвост и делим его на секции дугообразными короткими линиями
  • На голове нарисуем по два больших полукруга для ушей и проведем еще по одной линии внутри — это будут края ушных раковин. Несколькими изогнутыми линиями покажем шерсть под ушами.


Рисуем линию внутри уха
  • Уточняем форму мордочки. Рисуем большие глаза, нос и торчащие зубы. Дорисуем редкие ресницы и улыбку.


Рисуем мордочку: глаза, нос, зубы
  • Рисуем брови, зрачки. Проводим несколько полукруглых линий в области носа.


Прорисовываем более детально глаза, складки на носу, бровки
  • Эскиз мышонка готов. Нужно обвести его фломастером или ручкой и убрать ненужные линии.


Готовый эскиз мышонка

Схема: как нарисовать мышонка Джерри



Как нарисовать Джерри

Эту милую мышку может нарисовать и ребенок.

  • Для начала изобразим голову мыши, напоминающую по форме морковку.
  • Ближе к широкому основанию нарисуем большой глаз, а узкий конец фигуры превратим во внушительных размеров нос мыши.
  • Рисуем небольшой завиток под головой. Это будет основа тела мыши.
  • Дорисовываем на голове уши.
  • Затемняем зрачок, не забывая оставить незакрашенный участок — блик. Рисуем передние лапы кусочек полукруглого аппетитного сыра в них.
  • Рисуем задние лапы.
  • Добавляем улыбку.
  • Осталось нарисовать длинный закрученный вверху хвост.
  • Прорисовываем детали: добавляем на сыре дырочки, прорисовываем внутреннюю часть уха, пальцы.
  • Как нарисовать мышь: рисунки для срисовывания



    Видео: как нарисовать мышь?

Текст : Виктор Беспалый

Компьютер за время своей эволюции не раз сменил роль. Если раньше его покупали для того, чтобы созидать, то сейчас он превратился в центр мультимедийных развлечений. На компьютере можно смотреть фильмы, слушать музыку, играть - и большинству людей этого достаточно. Но только не тем, кто хочет творить. Сегодня мы расскажем о том, как можно рисовать на компьютере - и при этом рисовать красиво.

Настоящий дизайнер немыслим без художественного образования, должен прекрасно владеть техникой рисунка (карандаш, уголь), графики (акварель, гуашь, карандаш, тушь и др.), живописи (гуашь, акварель, темпера, акрил, масло). Но компьютерной графикой способен овладеть каждый. Компьютер в руках обычного человека может превратиться в послушный инструмент воплощения его художественной мысли - той самой, которую он не может воплотить на бумаге.

Первое, о чем стоит помнить, - графические файлы бывают двух видов: векторные и растровые. От того, какой графике вы отдадите предпочтение, будет зависеть набор необходимых вам инструментов и программ. В векторных файлах картинка формируется набором кривых и функциями закраски. Каждый раз при открытии этой картинки программа-редактор отрисовывает изображение с нуля. В растровых файлах картинка представляет собой набор точек с параметром цвета, и картинка является универсальной, но занимает больше места.

ПОЛЕЗНОЕ ЖЕЛЕЗО

Один из важнейших параметров компьютера - объем оперативной памяти.

Вопреки многим утверждениям, очень быстрый процессор для рисования на компьютере не нужен. Вполне достаточно реальной частоты в 1,5-2 ГГц, Intel это будет или AMD - без разницы, все зависит от имеющихся у вас средств и пристрастий. Самый важный параметр компьютера, работающего с графикой, - объем оперативной памяти; чем ее больше, тем лучше. Наши с вами рабочие приложения, типа Photoshop, Painter, OpenCanvas (или даже 3DS MAX), очень любят, когда оперативной памяти много. И если вы собираетесь создавать сложные многослойные композиции (а вы ведь обязательно собираетесь?), то тут уже не отделаться стандартными 512 Мбайт DDR. Можно порекомендовать поставить не менее 1 Гб; скорость же оперативной памяти влияет на производительность менее заметно.

Сверхсовременная видеокарта для рисования не нужна, марка тоже не имеет особого значения. Впрочем, есть устоявшееся мнение, что лучшие карты для рисования и графики выпускает компания Matrox.

Теперь главное: периферия. И начнем мы со старого доброго сканера - без него художнику придется очень трудно, а нужен он, в первую очередь, для занесения в компьютер фоновых заготовок. Например, вы нарисовали пальму, и теперь вам нужно поместить ее на остров на берегу моря. Берете подобную иллюстрацию на бумаге, сканируете, стилизуете под картину и размещаете как слой под пальму. Компенсировать отсутствие сканера может цифровой фотоаппарат, но в данном применении он будет справляться с задачей на троечку. Можно делать наброски от руки на обычной бумаге, а затем корректировать их на компьютере, предварительно отсканировав. Приличный сканер обойдется вам в 2 – 2,5 тысячи рублей.

И, наконец, главное периферийное устройство для компьютерного художника - дигитайзер, или планшет . Они бывают двух основных видов - чертежные и графические. Чертежный планшет создан для CAD-приложений типа AutoCAD, 3DStudioMAX и их аналогов. Подобные планшеты имеют перо без степени нажатия - оно либо нажато, либо нет, деталей тут не предусмотрено. Основные достоинства данных планшетов - высокое разрешение и точность позиционирования; старенькая модель с большой площадью будет стоить примерно 1 800 рублей.

Графический планшет отличается следующим: небольшая по размерам площадка (у графики площади малы по сравнению с чертежами); позиционирует точку он грубее, зато чувствует давление на перо, а это большой плюс. Если вы используете Adobe Photoshop, то работа со светотенью и кистями разной толщины будет намного легче. Дополнительно можно задействовать функцию, которая делает штрих ярче или бледнее в зависимости от силы нажатия - в итоге получаем возможность рисовать более светлое или темное «пятно», не меняя кисти.

Для нашего случая лучше всего подходят именно графические планшеты. Цены на непрофессиональные модели начинаются от 800 рублей; как вы понимаете, чем дороже планшет - тем он лучше и тем удобнее на нем работать. Впрочем, даже на маленькой матрице размером А6 все может выглядеть вполне сносно.

Еще одно полезное устройство - источник бесперебойного питания . Лучше перестраховаться, чем впоследствии горевать над потерей гениального творения, над которым вы корпели неделю. Ориентировочная цена зависит от желаемой емкости и количества подключенных устройств. Для того, чтобы успеть в нужный момент сохранить рисунок и правильно выключить компьютер, вполне достаточно ИБП стоимостью 1 000 рублей.

Мышки обыкновенные

Достаточно экзотичным способом ввода является трекбол - перевернутая мышка с большим шариком. Этот шарик пользователь вращает пальцами. Преимущество трекбола над мышью заключается в высокой точности перемещения курсора на малых скоростях. Для повседневного использования трекбол неудобен.

В выборе мыши все достаточно просто: удобно ли она сидит в руке, есть ли скроллинг или 3-я кнопка и т. п., все это - целиком на ваш вкус. Отдельный разговор о ковриках, ковры надо покупать специально, а не использовать те, что идут как бонус к новому компьютеру.

Коврик для механической мыши должен быть одновременно скользким и цепким. Это значит, что мышь к ковру прилипать не должна, а вот шарик должен в него буквально вгрызаться. Для оптики лучше выбрать такой коврик, чтобы мышка не дергала курсором, стоя на месте. Размер коврика тоже должен быть оптимальным - слишком большие занимают много места на столе, а чересчур маленькие заставляют пользователя часто перемещать мышь от края ковра.

Обычной мышкой тоже можно рисовать. Но не нужно.

ПРОГРАММЫ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

Существует целый спектр программных средств - от простых инструментов для рисования на компьютере до профессиональных пакетов. В состав оболочки Windows входит один из наиболее простых пакетов - Paint. На примере работы с этим пакетом можно составить начальное представление о приемах создания графических файлов. Есть и более серьезные пакеты, например, Adobe Photoshop . Попробуем коротко пройтись по основным программам и выделить их достоинства и недостатки.

Painter - одна из лучших программ для рисования.

Painter - лучшая программа для компьютерного художника. Сейчас вышла версия 8, под названием Corel Painter. Пусть вас не вводят в заблуждение фразы вроде «Procreate Painter лучше, чем Corel Painter» - это одна и та же программа. Painter с легкостью имитирует все известные ныне реальные материалы для рисования и живописи, и даже стили отдельно взятых известных художников. Интерфейс интуитивно понятен, единственный минус программы - она платная.

Adobe Photoshop - пакет, ориентированный больше на обработку фотографий, нежели на рисование. Тем не менее, он содержит множество необходимых для художника инструментов. Живописью в нем заниматься не слишком удобно, зато раскрашивать картинки комиксов - самое то, а применять к ним различные стили и фильтры - еще лучше. Большое достоинство Photoshop заключается в том, что для него создано огромное количество фильтров, кистей и прочих дополнений. Можно с легкостью конвертировать все наброски в единую галерею с узнаваемым стилем. Photoshop платный и дорогой, но он того стоит.

Photoshop - мощнейший графический редактор на все случаи.

OpenCanvas - совершенно бесплатная программа для художников, очень легкая и удобная, но по функциональности весьма уступающая дорогим аналогам. Во многом повторяет флагманов, но сильно упрощена. Проект развивается, периодически выходят новые обновления. Можно порекомендовать всем начинающим художникам.

OpenCanvas бесплатен и функционален - этим он и хорош.

Ambient Design ArtRage - специальная программа, которая позволяет рисовать почти художественные произведения с помощью планшетного компьютера или планшета. Рисовать можно либо самому, либо использовать в качестве подложки любую цифровую фотографию; можно рисовать не только на планшетном компьютере, но и используя обыкновенную мышь или планшет. Очень полезная и абсолютно бесплатная программа.

Ambient Design ArtRage создан специально для планшетных компьютеров.

Corel Draw - векторный графический редактор. Долгое время он считался игрушкой для любителей, профессионалы программой брезговали, предпочитая Adobe Illustrator. Но канадская фирма Corel не стояла на месте - ситуация изменилась после выхода 10 серии. Программа выросла настолько, что сегодня можно уже признать ее очень серьезным инструментом векторной графики. Она придется по душе всем - от зеленого новичка, впервые пробующего порисовать «в Кореле», до профи, в два счета изготавливающего с его помощью какой-нибудь модный товарный знак или этикетку для нового сорта пива.

Corel Draw - мощнейший векторный редактор.

Компонуя между собой эти редакторы, можно добиться практически любого результата. Единственное, о чем стоит помнить: векторный редактор всегда первичен, а растровый вторичен. То есть, отредактировав файл в растровом редакторе, его уже нельзя будет перевести в векторный формат, можно будет лишь наложить следующий слой.

Подведем итог. Обязательный набор компьютерного художника - Painter или Photoshop. Опционально - Flash, Corel Draw, OpenCanvas. Векторный редактор позволит создавать изображение с нуля, а растровый лучше работает с заготовками. Это, конечно, не означает, что в том же Photoshop нельзя нарисовать что-то пристойное, а то и вовсе гениальное. Но удобнее рисовать именно в векторных программах.

Варианты для практического применения

Бюджетный. Мышь, коврик, растровый редактор.

Если вы вложили в коврик и мышку чуть больше стандартных 10 долларов, а еще если у вас вагон терпения и не меньше времени, то что-нибудь вы, конечно, нарисуете. Как ни прискорбно, рисовать обычной мышкой очень сложно. В лучшем случае получаются рисунки в стиле детского примитивизма.

Минимальный. Сканер, лист бумаги, карандаш, мышь, растровый или векторный редактор.

Этот метод достаточно трудоемкий, но позволяет получать хорошие результаты. Смысл прост - вы делаете набросок на бумаге, сканируете его и обрабатываете в графическом редакторе. Чем лучше программное обеспечение, тем качественнее будет рисунок.

Комфортный. Мышка, сканер, Corel Draw, качественный коврик для мыши.

Весьма удобно, если частота опроса мышки большая, а с помощью векторных редакторов можно любые кривые линии обрисовать правильно. Но этот способ хорош только для векторных редакторов.

Как надо. Графический планшет, сканер, трекбол, Corel Draw и Adobe Photoshop.

Таким набором можно рисовать на высоком уровне, вас ограничивают только ваши умения и фантазия.

Графический планшет

Планшет - идеальное устройство для рисования.

Наверное, почти каждый, кто хоть раз брал в руки электронное перо и пытался что-то нарисовать на графическом планшете, испытывал недоумение и разочарование. Оно так похоже на обычную ручку, но ощущение от рисования совсем другое. И результаты, прямо скажем, не блестящие. Возможно, результат будет лучше, если вы поймете принцип действия этих чудо-пластинок.

Внутри планшета установлена специальная сетка. Это проводники, сделанные из тончайших медных полосок. Каждый из них можно сравнить с приемной антенной, воспринимающей сигнал от электронного пера. Они позволяют специальным микросхемам отслеживать положение пера на планшете и передавать его координаты чипу. Дальше в работу включается драйвер и программа для рисования.

Когда мы проводим пером по активной области планшета, то на экране, если у нас загружен графический редактор и выбран инструмент для рисования, остается след. У многих планшетов прозрачная пластиковая крышка снимается, и под нее можно положить картинку или фотографию. Так вы сможете обводить изображение, копируя его. У самого пера один конец - для рисования, другой - для стирания. Устройство и принцип действия всех планшетов почти одинаковы.

Удачной работы!

Компьютерная графика в последнее время набирает очень широкую популярность. Даже если вы не собираетесь на этом зарабатывать, просто научиться рисовать на компьютере желают очень многие. Одно дело рисовать на бумаге, и совсем другое - на компьютере. Этот процесс имеет ряд неоспоримых преимуществ, но не стоит забывать и о сложностях.

Большинство художников используют для этой цели специальной графические планшеты, подсоединяющиеся к компьютеру. Рисовать на таком девайсе очень просто, практически так же, как и на листе бумаги. Многих новичков и просто любителей отпугивает высокая стоимость, поэтому они хотят научиться рисовать мышкой.

Как это правильно делать? Что для этого нужно? С какими особенностями можно столкнуться? На эти вопросы вы получите ответ, прочитав подготовленный материал.

Зачем, вообще, рисовать на компьютере ? Можно ведь спокойно обойтись листком бумаги, после чего отсканировать рисунок. Но компьютерная графика имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • Доступность рабочих инструментов. Вам понадобится лишь компьютер и специальная программа - графический редактор. Здесь не нужно учитывать особенности красок или карандашей, покупать их, следить за тем, чтобы они не вовремя не заканчивались.
  • Возможность быстро исправить какие-то недостатки. Если на бумажном рисунке вы заметили какой-то дефект, зачастую исправить его практически невозможно, поэтому приходится рисовать всё с самого начала. В цифровом рисунке всё исправляется буквально несколькими кликами мыши.
  • Неподверженность внешним факторам. Цифровой рисунок не выгорит на солнце, его не испортит ребёнок или домашнее животное.

Как подготовиться к рисованию мышкой

Прежде чем приступить к рисованию мышкой на компьютере, следует немного подготовиться. Для этого вам понадобится приобрести надёжную мышь, качественный коврик и установить графический редактор . Давайте разберём каждый из пунктов подробнее.

  • Мышь. Она в идеале должно быть крупной и массивной, с очень точным позиционированием курсора. Она должна реагировать на каждое ваше движение мгновенно. Поскольку рисование - это процесс длительный, мышка должна удобно сидеть в вашей руке и не создавать неудобств. Естественно, не стоит рассчитывать на то, что качественный аксессуар будет стоить дёшево. Хотите достичь высоких результатов - будьте готовы потратить больше.
  • Коврик. Многие производители имеют серию профессиональных ковриков для графических дизайнеров. В них тщательно просчитан коэффициент скольжения, а материал используется такой, что со временем он не затирается и долгое время выглядит как новый.
  • Графический редактор. Существуют графические редакторы профессиональные и для начального уровня. Кроме того, есть программы для векторной и растровой графики. Некоторые распространяются совершенно бесплатно, а другие стоят значительную сумму. Некоторые являются предустановленными в операционную систему, тогда как большинство нужно скачать и установить. Наиболее известными редакторами являются Microsoft Paint, Adobe Photoshop , Gimp, Paint Tool SAI.

Основы основ

Как уже упоминалось, рисование мышкой имеет ряд особенностей. Давайте отметим некоторые из них.

  • Лучше всего выбрать для создания рисунка инструмент «Кисть». Возможно, кто-то​ скажет, что это не лучший выбор, но именно с его помощью легче всего достигать желаемых результатов. Кстати, большинство редакторов имеют опцию настройки жёсткости и степени нажима, а также прозрачности. Например, этой функцией без проблем можно воспользоваться в Фотошопе и Paint Tool SAI. Благодаря этому мышкой рисовать гораздо удобнее, чем тем же карандашом, который выдаёт гораздо более жёсткие линии.
  • Поскольку, в отличие от планшета, нет возможности регулировки силы нажатия инструмента рисования, для смягчения краёв и контуров рисунка лучше использовать ластик с настроенной на невысокий уровень непрозрачностью. Это позволит уменьшить резкость линий. Большинство графических планшетов поддерживаются как Photoshop, так и САИ.
  • Не пытайтесь проводить контуры одной длинной линией. Выполняйте множество мелких щелчков, чтобы наносить короткие штришки. Кроме того, учтите, что часто придётся переключаться между инструментами и их настройками, а также элементами меню. Чтобы не тратить время, постарайтесь довести этот навык до автоматизма. А если очень нужно провести длинную прямую линию, пользуйтесь специальным инструментом, он значительно облегчит вашу участь.
  • Если вы уже пробовали создавать рисунки на компьютере в САИ или другом редакторе, то наверняка обратили внимание, что проводить линии очень непросто. Они постоянно искривляются, делаются неровными, а при необходимости подрисовать что-то - попасть по нужному месту совсем непросто. В таком случае не стесняйтесь использовать инструмент увеличения масштаба. Чем крупнее вы увеличите, тем точнее можно подогнать края рисунка. Переключайтесь между нормальным видом и увеличением, чтоб довести изображение до совершенства.
  • С чего начинать обучение? Ясное дело, что сложные картины в САИ у вас с первого раза получаться не будут, нужно набить руку. Первым делом попробуйте изобразить простые рисунки, для которых достаточным будет использование обычных геометрических фигур. Например, нарисуйте ёлку или снеговик. Справившись с симметричным расположением элементов и контуров, приступите к заливке цветом. Лучше для этого не использовать инструмент заливки, а закрашивать кисточкой вручную. Потом можно внести последние штрихи, в также добавить тени и всякие мелочи. На YouTube существует множество уроков для начинающих.
  • Вы испытаете гораздо меньше сложностей, если заранее хотя бы приблизительно набросаете ваш рисунок на обычном листе бумаги. Кроме того, опыт обычного рисования также вам пригодится.
    Чтобы не выходить за границы рисунка при закрашивании, выделите зону, в которой вы хотите изменить цвет, а затем приступайте к закрашиванию.
  • Если вручную вообще ничего не​получается, есть альтернатива, причём довольно-таки удобная. Нарисуйте контуры на бумаге, после чего отсканируйте картинку или сделайте качественное фото и откройте готовый файл в графическом редакторе САИ или Photoshop. Затем понаводите линии, измените их толщину и добавьте цвета. Кстати, во многих редакторах, например в Фотошопе или Paint Tool SAI, таким образом можно выполнять неплохие рисунки, поскольку все изменения наносятся в виде слоёв, которые можно потом легко удалить.

Как рисовать в разных графических редакторах

Photoshop

  1. Чтоб создать рисунок в Фотошопе , скачайте и установите программу, если её ещё нет на вашем компьютере. Мы побуждаем вас приобрести лицензионную копию, но, если вас отпугивает высокая стоимость, поищите в интернете взломанные версии. Только учтите, что, если репак будет некачественным, программа будет работать со сбоями, а некоторые функции могут отсутствовать.
  2. Запустив программу, создайте новый файл. Это можно сделать либо через меню Файл - Создать, либо нажав комбинацию клавиш Ctrl + N. Во всплывающем окне вам будет предложено выбрать размер, а также разрешение картинки. Чем оно выше, тем дольше и сложнее будет создавать рисунок в Фотошопе.
  3. Посмотрите на рабочую зону: с правой стороны вы увидите несколько панелей инструментов, на которой можно выбрать цвет, фон, а также работать со слоями. С левой стороны вы увидите меню выбора рабочих инструментов. В верхней же части, под меню программы, можно использовать некоторые опции выбранного инструмента.
  4. В правой части экрана нажмите кнопку «Создать слой», в левой части выберите инструмент кисть или карандаш, а в верхней части выберите вид и толщину линии.
  5. Создайте в Фотошопе рисунок, после чего сохраните его в папке на жёстком диске компьютера.

Paint Tool SAI

  1. Скачайте и установите программу Paint Tool SAI. Программа платная, поэтому или купите её, или скачайте взломанную версию, если нет возможности заплатить.
  2. Запустите программу Paint Tool SAI и создайте новый рисунок. Эта функция не отличается от других графических редакторов, поэтому можно либо нажать File - New, либо нажав на клавиатуре Ctrl + N.
  3. Программа Paint Tool SAI запросит желаемый размер изображения и формат файла. Зависимо от ваших желаний и потребностей, выберите необходимые параметры.
  4. Создайте новый слой на панели инструментов Paint Tool SAI в левой части экрана, после чего выберите необходимый инструмент для рисования и приступайте к процессу.
  5. Сохраните изображение в каталоге на жёстком диске.

Paint

Работать с этим редактором проще всего, правда, он имеет минимальный набор функций. Программа имеет неоспоримое преимущество - вам не придётся заботиться о поиске и установке рабочей версии, так как редактор является стандартным и встраивается в систему по умолчанию. Как рисовать в Paint?

  1. Найдите программу в меню Пуск на компьютере, работающем на Windows.
  2. Когда откроется рабочее окно, вы увидите небольшой белый прямоугольник, а на боковой грани и в углу специальные маркеры.
  3. Перетащите эти маркеры, чтобы изменить размер изображения. Актуальный размер будет отображаться в нижней части экрана.
  4. Выберите нужный инструмент для рисования, например, кисть или карандаш, в верхней строке меню во вкладке «Главная».
  5. После окончания изменений сохраните файл.

Заключение

Рисовать мышкой на компьютере может быть довольно непростым на первых порах, но, потренировавшись, вы увлечётесь этим процессом и сможете создавать в Фотошопе или САИ настоящие шедевры. В комментариях пишите нам, какую программу вы используете.

В этом уроке вы узнаете, как создать трогательную иллюстрацию с забавными мышками.

При создании рисунка важно обдумать три составляющих: освещение, объем и цвет. Кроме того, вы можете вложить в него какое-то эмоциональное послание.

Видео-урок

Шаг 1

Создаем новый документ File - New (Файл - Новый) и устанавливаем достаточно большой размер. Расширение выбираем 300 dpi, на тот случай, если вы захотите распечатать рисунок. Работать с большим полотном гораздо удобнее, а закончив работу, вы можете его уменьшить до более подходящего размера.

Начинаем с создания на новом слое простого наброска Layer - New - Layer (Слой - Новый - Слой) (Shift+Command/Ctrl+N), на котором мы определяемся с композицией. Устанавливаем режим смешивания слоя на Multiply (Умножение) и блокируем его. Я уменьшила непрозрачность до 50%, чтобы контуры не мешали рисовать.

2. Создаем фон

Шаг 1

Под контуром наносим базовые фоновые цвета. Я хочу воссоздать раннее утро с росой на листьях и источником света позади мышей. Мягкой кистью наносим основные цвета, не вдаваясь в детализацию. Фон должен быть фоном и не привлекать к себе слишком много внимания, отвлекая от основных элементов композиции.

3. Добавляем объем

Шаг 1

Создаем новый слой Layer - New - Layer (Слой - Новый - Слой) и жесткой кистью рисуем листья на переднем плане. О деталях не беспокойтесь, их будем добавлять по мере работы. Ранние стадии рисования, в большей степени, посвящены анализу и построению композиции. Поэтому на данном этапе набросок должен быть достаточно быстрым и простым.

Шаг 2

Чтобы размыть слой с листьями, переходим (Фильтр - Размытие - Размытие по Гауссу). Установите радиус на такое значение, чтобы структура листьев более-менее просматривалась.

Закончив с размытием, добавляем новый слой Layer - New - Layer (Слой - Новый - Слой) и устанавливаем его режим смешивания на Soft Light (Мягкий свет). Затем приступаем к нанесению базового слоя со светом: оранжевый - вверху, голубой - внизу.

В данной композиции мне хотелось поиграть с противоположностью цветов - желто-коричневый против сине-зеленого.

4. Мыши

Шаг 1

Начинаем рисовать мышей. Создаем новый слой Layer - New - Layer (Слой - Новый - Слой) и в качестве основы используем нейтральный оттенок коричневого. Выберите что-то не слишком темное и не слишком светлое.

Шаг 2

Теперь, над слоем с базовыми цветами, добавляем еще один новый Layer - New - Layer (Слой - Новый - Слой). Преобразовываем его в обтравочную маску комбинацией клавиш Ctrl/Command+Alt+G. Благодаря этому, все, что мы будем рисовать на новом слое, не будет выходить за границы базового слоя.

На этом слое мы будем рисовать базовое освещение для мамы-мыши. Я хочу, чтобы свет был достаточно ярким и насыщенным. Для этого устанавливаем режим смешивания слоя на Hard Light (Жесткий свет). В области головы и рук добавляем оранжевый цвет, а в нижней части зеленовато-голубой оттенок, так как свет, падающий на зелень, поглощает цвет и отражает его на нижней части туловища мыши.

Повторюсь, не детализируйте. Детали будем добавлять в самом конце. Закончив с основным светом, выделяем два слоя и объединяем их в один Command/Ctrl+E или переходим Layer - Merge Layers (Слой - Объединить слои). Если вы не будете группировать и объединять слои, то в конце работы у вас их может быть 100 штук и вряд ли вы сможете с легкостью в них разобраться.

Шаг 3

Закончив с основой, переходим к созданию более четких форм. Добавляем новый слой Layer - New - Layer (Слой - Новый - Слой) и преобразовываем его в обтравочную маску для базового слоя с мышью. Кистью аккуратно начинаем детализировать персонажа, выделяя свет и тени.

Цвета берем с рабочего полотна, чтобы работа смотрелась гармоничнее. Постоянно обращайте внимание на источник свет, где он находится и как влияет на объекты. Если вы не уверены в своих способностях, используйте фотографии, чтобы правильно определить, как будут вести себя свет и тени.

Изучайте принципы света и формы, а не пользуйтесь стилями и фигурными кистями. Я нарисовала много света на голове мыши, чтобы добавить яркости, привлекательности и выделить ее на бледном фоне. У мышей тонкие уши и свет, проходящий сквозь плоть, будет придавать им красноватое свечение.

Шаг 4

Я добавила новый слой и привязала его к основе (Command/Ctrl+Alt+G). Режим смешивания устанавливаем на Soft (Мягкий) или Hard Light (Жесткий свет), исходя из желаемого результата. Жесткий свет имеет более сильное воздействие, но его необходимо использовать аккуратно, стараясь не "сжечь" картинку. Я добавила немного оранжевого оттенка в верхней части туловища и зеленовато-голубого в нижней, чтобы мышь более гармонично сочеталась с фоном.

Шаг 5

Верхняя часть фона слишком темная, поэтому я решила немного осветлить ее с помощью точечного света, как будто солнечные лучи пробиваются сквозь листву. Для этого используем максимально мягкую круглую кисть. Кроме того, я аккуратно начала вырисовывать маленьких мышат, используя ту же технику, что и с их мамой. Добавляем новый слой, затем привязываем его к слою с основой мышат. Грубой кистью наносим базовые цветовые переходы.

Шаг 6

На данном этапе световые эффекты выглядят достаточно тускло и не выделяются. Во время работы очень важно продумывать основные моменты. Каким образом ведет себя свет? Откуда он исходит? Есть ли какие-то преграды на его пути?

Мышонок, который находится ближе всего к маме, будет слегка заслонен ею, поэтому его тело будет не полностью освещено. Я не трогала голову, так как мама-мышь закрывает собой свет, который обтекает ее тело. Хвосты и уши слегка просвещаются, поэтому в этих местах рисуем рассеянный подповерхностный свет и добавляем красноватое свечение.

Шаг 7

В данном рисунке мыши сидят на веточке, с которй пытаются собрать утреннюю росу. Я немного детализировала мышат и добавила новый слой, котрый привязала к основе. Режим смешивания слоя я установила на Hard Light (Жесткий свет).

Аккуратно добавляем оранжевый цвет на ушках, где свет наиболее яркий. Продолжайте работать, пока не будете довольны результатом. Как правило, в таких ситуациях я доверяю своим ощущениям. Я могу определить где света слишком много, а где мало, и исправить это. Доверяйте своим инстинктам и, если что-то не нравится, измените это. Если вам сложно это сделать, попросите друга оценить рисунок. Ваши друзья не должны быть художниками, чтобы понять, где смотрится хорошо, а где не очень.

Шаг 8

Теперь мы переходим к более детальной проработке рисунка. На данном этапе я начинаю рисовать текстуру шерсти. Мыши достаточно пушистые, но это не значит, что нужно прорисовывать каждый волосок. Возьмите кисточку погрубее и делайте короткие мазки по краям, чтобы наметить базовый конутр шерсти. Это очень эффективно при быстром создании шерсти, так как нет необходимости тратить время на вырисовывание каждого волоска.

Я добавила свет на ветке, придав ей объема. Советую при рисовании природных элементов изучать фотографии, а лучше всего выйти на улицу. Как на самом деле выглядит реальная ветка? Как свет взаимодействует с ней? Где она грубее, а где более гладкая? Как текстуру ветки воссоздать в цифровом рисунке?

5. Дорабатываем фон

Шаг 1

Я решила добавить сверкающих от росы листьев. Они будут выгодно контрастировать с основными элементами. Начинаем с рисования зеленой основы на новом слое Layer - New - Layer (Слой - Новый - Слой).

Как и раньше, это всего лишь основа, на которой мы будем добавлять свет. Листья, которые ближе к зрителю нарисованы на отдельном слое, чтобы можно было размыть фоновую траву и придать глубины изображению.

Шаг 2

Я выбрала слой с дальними листьями и слегка их размыла Filter - Blur - Gaussian Blur (Фильтр - Размытие - Размытие по Гауссу). Листья должны достаточно хорошо просматриваться, поэтому используем не такое интенсивное размытие, как раньше Траву на переднем плане оставим четкой. Она примерно на том же расстоянии от зрителя, что и мыши.

Добавляем новый слой Layer - New - Layer (Слой - Новый - Слой) над всеми фоновыми слоями, в том числе и с травой. Устанавливаем режим смешивания на Overlay (Перекрытие) и уменьшаем непрозрачность до 75%. Теперь начнем придавать работе влажную атмосферу. Мягкой кистью морского синего цвета слегка начинаем тонировать фон. Для лучшего результата я добавила корректирующий слой Photo Filter (Фото-фильтр) и установила его на Cooling (80) (Холодный) с плотностью 25%.

Шаг 3

Теперь займемся листиком-чашей и капелькой росы. Для листка создаем базовый зленый слой.

Шаг 4

Листик очень тонкий, поэтому большая часть света будет проходить сквозь него. Та половина, которая ближе к зрителю менее освещена, потому что закрыта второй половиной листа.

Шаг 5

Продолжаем детализировать лист, добавляем контрастности. Насыщенность придает драматизма и привлекательности.

Шаг 6

Рисуем травинку и каплю росы. Обратите внимание, что капля хоть и прозрачная, но все же имеет кое-какую плотность. Листок видно сквозь каплю, но благодаря игре света он преломляется. Для усиления эффекта я добавила маленький блик в верхней части.

Шаг 7

Возвращаемся к фону и продолжаем рисовать листья. Опять таки, если вы не уверены в правильности нарисованного, попытайтесь изучить реальные живые листья и обратите внимание как свет взаимодействует с ними.

Шаг 8

Работая с листьями, я решила улучшить свет на переднем плане.
Мне показалось, что листья слишком яркие, поэтому я добавила новый слой над фоном и установиоа его режим смешивания на Hard Light (Жесткий свет). Бледным темно-зеленым цветом тонируем нижнюю часть изображения. Теперь слишком много зеленого, поэтому создаем еще один новый слой с режимом смешивания Soft Light (Мягкий свет) и тонируем листья синим цветом, чтобы придать эффект влажности. Далее снова создаем слой с режимом смешивания Soft Light (Мягкий свет) и серовато-синим цветом тонируем листья на заднем плане для усиления атмосферы.