Особенности сатирической поэмы себастиана бранта корабль дураков. История книги

Narrenschiff ) - сатирико -дидактическая поэма выдающегося немецкого гуманиста Себастьяна Бранта .

Своей известностью Брант менее обязан многочисленным латинским стихотворениям, чем большой сатирической поэме «Корабль дураков» (нем. Narrenschiff , оригинальное название в XV веке - «Daß Narrenschyff ad Narragoniam ») (Базель , 1494), в которой очень зло и метко бичует пороки и глупость своих современников. Книга эта долгое время пользовалась огромной популярностью среди народа благодаря здравому смыслу, прямоте и остроумию, а также знанию жизни и людей, которыми она проникнута. Она многократно издавалась и переделывалась и была переведена не только на латинский (пер. Якова Лохера, Базель, 1497), но и на большинство европейских языков.

Написанная по-немецки, книга стала своеобразным сатирическим «зерцалом» предреформационной эпохи. Изображая вереницу дураков разных сословий и профессий, собирающихся отплыть в царство глупости, Брант обличает невежество и своекорыстие, мир торжества «господина Пфеннига», забвение князьями, попами, монахами, юристами заботы об общем благе. Нравоучительные сентенции, народные пословицы и поговорки пронизывают всю ткань его произведения. Пафос книги - в патриотической задаче пробуждения разума и исправления нравов в Германии. Брант остро ощущает необходимость и неизбежность перемен в жизни общества. Книга Бранта стала истоком целого направления немецкой литературы XVI в. - «литературы о дураках», её влияние сказалось и в других странах Европы .

Ни мотив дурака, ни образ корабля не были чем-то новым: первый в Средние века был синонимом повреждённого в уме (с XII в. «дураков», в том числе мнимых, держали при княжеских дворах для развлечения), второй напоминал о народных праздниках, карнавальных играх и масленичных гуляньях. Стихотворная сатира Бранта - блестящая компиляция материала, рассеянного в бесчисленных духовных и светских сочинениях морализаторского содержания. Текст отвечает традиционной христианской морали: глупость - это не заблуждение, а грех, удаление от Бога и его заповедей. Став «зерцалом» многообразнейшей и всеобщей человеческой глупости, книга положила конец жанру средневековой «сословной сатиры». Её новизна заключалась в бодрящей, живой авторской интонации, исполненной оптимизма и гуманистической идеи улучшения мира - согласно Бранту, грешник-глупец, который откажется от своей суетности, вернёт себе возможность вечного спасения. Автор сознательно использовал приём имитации фольклорного жанра, оживив текст множеством остроумных речевых оборотов. Успех «Кораблю дураков» обеспечили и иллюстрации, с самого начала, видимо, предусмотренные автором, Себастьяном Брантом.

Русский перевод Льва Пеньковского был впервые напечатан в 1965 году в издательстве «Художественная литература» и является первым опытом перевода сатиры Бранта в наиболее полном объеме (до этого публиковались только отдельные отрывки в хрестоматиях). Даже в этом переводе, однако не было строк, например о богохульниках , поскольку они в СССР дураками не считались.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Себастиан Брант родился в 1457 или в 1458 году в Страсбурге, в семье зажиточного трактирщика. В 1475 году для получения высшего образования прибыл он в "вольный город" Базель, тогда еще входивший в состав Германской империи. Базель славился университетом, основанным в 1460 году, и печатным делом и был одним из наиболее значительных центров раннего немецкого гуманизма. Молодой Себастиан с успехом изучал в местном университете юриспруденцию и другие науки и со временем стал уважаемым профессором канонического и римского права и деканом его юридического факультета. Одновременно он занимался адвокатской практикой, которая давала богатую пищу его проницательному уму. Принимал он также участие в работе базельских книгоиздателей и печатников.

В конце 1499 года Брант вернулся в Страсбург, в котором прошли его детские и юношеские годы. Здесь он достиг видного служебного и общественного положения и умер в 1521 году.

Подробно другим гуманистам, Брант свободно владел латинским языком. Он был весьма начитан в древних авторах, высоко их ценил, а Вергилия даже называл своим другом, Это не помешало ему, однако, лучшее свое произведение - стихотворную сатиру "Корабль дураков" - написать на родном немецком языке. Книга сразу же приобрела огромную популярность. До конца ХVI века она выдержала двадцать шесть изданий. Вскоре после ее выхода в свет она была переведена на французский язык, а затем на языки

голландский и английский. В 1497 году появился латинский перевод, сделанный учеником Бранта гуманистом Якобом Лохером. В таком виде "Корабль дураков" стал достоянием всей образованной Европы. Ни одно из более ранних произведений немецкой литературы не имело такого широкого, по истине международного успеха. Книга вызвала ряд подражаний. С очень явными отзвуками брантовской сатиры встречаемся мы в "Похвале глупости", сатирическом памфлете великого голландского гуманиста Эразма Роттердамского.

Этот огромный успех "Корабля дураков" в значительной мере обусловлен тем, что сатира Бранта отлично уловила веяния времени. Во второй половине XV века Германия, как и некоторые другие европейские страны, вступала в эпоху Возрождения. Оплотом новой культуры становились немецкие города, достигшие в XV веке большого расцвета. Схоластика начала отступать под натиском развивавшегося гуманизма. Привычные средневековые воззрения утрачивали власть над умами многих людей. Все громче раздавались голоса, требовавшие церковной формы и протестовавшие против жалкого политического состояния Германии, раздираемой феодальными смутами и раздорами. В деревнях зрели мятежи, разжигаемые еретическими призывами народных проповедников. Приближалась Реформация, вскоре затем переросшая в Великую крестьянскую войну до основания потрясшую все громоздкое здание немецкой феодальной государственности. Не стояла в стороне от жизни и бюргерская художественная литература. Во многом она была еще связана с традициями средних веков. Ученые - гуманисты, презиравшие все средневековое как варварское, предпочитали писать свои произведения на языке классического Рима. Зато литература на немецком языке была доступна широким читательским кругам. К ним она обращалась, с ними вела серьезный разговор. При этом через всю немецкую художественную литературу XV века проходит мысль о том, что мир нуждается в решительном обновлении, что в нем накопилось чрезмерно много пороков, что дальше так продолжаться не может. Писатели то и дело вздымают бич сатиры, стремясь выбить как можно больше пыли и грязи из немецкой жизни. Одна сатирико - дидактическая поэма следует за другой. Их наполняют образы многочисленных представителей самых различных профессий, сословий и нравственных состояний. Такие сатирические "зерцала" были в то время весьма распространены.

"Корабль дураков" непосредственно примыкает к этим сатирико - дидактическим поэмам, или "зерцалам", позднего средневековья. Нельзя отрицать того, что во многом сатира Бранта достаточно старомодна. В месте с тем она уже не принадлежит средним векам. При всей ее "готической" старомодности она все-таки гораздо ближе гуманистической сатире Эразма Роттердамского, чем таким сатирическим поэмам XV века, как, например, анонимные "Сети дьявола" (1414 - 1418). Книга Бранта появилась на заре немецкого Ренессанса, когда повсюду в Германии зеленели обильные всходы гуманизма. И была она одним из наиболее самобытных созданий немецкой гуманистической литературы, произведением с ярко выраженным национальным колоритом. Брант не подражал ни античным поэтам, ни итальянцам. Он пошел по пути, по которому шли до него многие немецкие поэты. Это помогало ему без труда найти общий язык с массой читателей. Немецкий читатель уже привык к тому, что сатирики и дидактики с высоты своей поэтической кафедры внимательно обозревали толпы недостойных, осмеивая их и бичуя. Однако в "Корабле дураков" было нечто существенно новое. брант корабль дураков

Дело в том, что сатирики позднего средневековья к жизни неизменно подходили с теологическим критерием, повсюду видя либо грех достойный осуждения, либо благочестие, достойное похвалы. Так было, например, в анонимной поэме "Сети дьявола", в которой дьявло, этот "палач господень", улавливает в сети души грешников. В отличие от своих предшественников, Себастиан Брант подошел к жизни с иным, по существу гуманистическим, критериям. Все темное, уродливое, несправедливое он рассматривал, как проявление человеческого неразумия. И он звал мир на суд нелицеприятного разума. Уже не грешники, а глупцы наполняют его сатиру. Поэт перестал быть церковным проповедником. Он превратился в обличителя человеческой глупости, который ведет мир по ложному пути и которая до тех пор будет процветать на земле, пока яркий свет разума не рассеет глубокого мрака невежества и неразумия. Поэтому сатирик должен поставить перед людьми огромное зеркало, в котором все могут увидеть свое подлинное обличие. Дураки увидят себя без всяких прикрас и поймут, что они клевреты госпожи Глупости.

Так и поступает сам Себастиан Брант. Его книга - это обширное "зерцало" дураков. Поэт стремится собрать все известные ему виды "глупости". А чтобы избавить мир от шумной ватаги дураков, он погружает их на корабль, отъезжающий в страну Глупости - Глупландию. Подобная концепция, не лишенная, разумеется наивности, как и все просветительные концепции, в эпоху Возрождения встретила весьма сочувственный прием. На рубеже XV и XVI веков, в преддверии Реформации, книга Бранта была воспринята как большое событие литературной и общественной жизни. Среди ее почитателей мы встречаем таких выдающихся гуманистов, как Ульрих фон Гуттен и Эразм Роттердамский. В книге многие услышали призыв очистить страну от скверны нравственной и социальной.

Впрочем, положительные идеалы Бранта вовсе не отличались радикализмом. Его, например, смущало возраставшее религиозное вольномыслие. Приближавшаяся Реформация скорее пугала его, чем привлекала. Он хорошо понимал, что страна шла навстречу грозным событиям. "Кораблик св. Петра сильно качается, я боюсь, как бы он не пошел ко дну, волны с силой бьют в него, будет большая буря и много горя". Вполне в духе времени он представлял себе эту приближающуюся социальную бурю в зловещих образах Апокалипсиса. Ведь примерно в те же годы гениальный немецкий художник Альбрехт Дюрер обнародовал цикл своих знаменитых гравюр "Апокалипсис" (1498), наполненных гулом грядущих потрясений. "Время близится! Близится время!" - восклицает поэт, и ему уже кажется, что Антихрист находится где-то совсем близко ("Суд над антихристом").

Это ощущение близкого страшного суда, которое свойственно было многим в тот предреформационный период, проистекало из твердой уверенности в том, что мир погряз во зле и нуждается в решительном обновлении. Уверен был в этом и Брант, хотя это обновление и представлялось ему как процесс нравственный. Правда, его удручила государственная раздробленность Германии, в которой хозяйничали князья, усердно "ощипывавшие гуся" (то есть государство), и он мечтал о том, чтобы отчизна его стала наконец единой и прочной, но эту консолидацию страны он мыслил лишь как укрепление власти императора за счет власти территориальных князей. Но ведь и другие гуманисты думали то же самое. Свои надежды возлагали они на императора Максимилиана I, видя в нем не только последнего рыцаря, но и первого гуманиста на троне. Максимилиан ценил их поддержку, в частности поддержку Бранта, которого он впоследствии осыпал монаршими милостями.

Рассуждения Бранта об имперской реформе, лжепророках, сбивающих с толку народ, истинном благочестии и тому подобных вещах, можно думать, весьма занимали современников. Ведь все это были отклики на злобу дня. Однако для нас подобные места в книге немецкого гуманиста представляют интерес чисто исторический. Зато сатира Бранта до сих пор не утратила своей свежести и яркости. Подчас стрелы Брантовской сатиры поражают цель, которая вовсе не так уж далека от нас. Не все пороки, на которые ополчался немецкий поэт, сгинули бесследно. Читая "Корабль дураков", мы вдруг с удивлением узнаем себя или наших современников в старомодных фигурах, увенчанных дурацкими колпаками. Между тем фигуры эти отнюдь не являются вневременными сатирическими схемами, как это нередко случалось у сатириков среди веков. Они исторически конкретны, тесно связаны с бытовой обстановкой, - Себастиан Брант был незаурядным бытописателем.

Себастиан Брант умеет находить все новые и новые образы "глупости". Под его пером быстро растет толпа дураков, оглашающих воздух нестройным звоном бубенцов. Кого здесь только нет? Сатирик не дает спуску ни мужчинам ни женщинам, ни клирикам ни мирянам, ни знатным ни худородным, ни богатым, ни бедным. Начав свой труд "ради пользы" и "поощрения мудрости", "искоренения глупости" и "дурацких предрассудков", он не устает бродить по улицам и площадям, заглядывать в дома, храмы, мастерские, кабаки, дворцы, школы и прочие людные места и повсюду разыскивает и повсюду находит обильный материал для своей сатиры. Видя множество человеческих недостатков, он то насмешливо улыбается, то скорбит, то негодует, то грозит, то громко хохочет над ухищрениями глупцов. Разумеется, он хорошо понимает, что есть недостатки мелкие, не столь существенные, но есть и опасные пороки, разделяющие душу и тело отчизны. Для того чтобы поразить эти пороки, он выбирает самые острые и самые крупные сатирические стрелы.

Для вразумления читателей Брант уснащает свою книгу множеством примеров и цитат, заимствованных из Библии и античности. В этом он примыкает к довольно устойчивой традиции сатирической литературы позднего средневековья. Только у Бранта чувствуется более основательное значение классической древности, характерное для ученых-гуманистов. Впрочем, не только сатирики средних веков, но и гуманисты любили блистать солидной эрудицией. Достаточно вспомнить хотя бы Эразма Роттердамского или Франсуа Рабле. Гуманисты с превеликим удовольствием демонстрировали свою начитанность в древних авторах. Они непременно ее выдвигали на первый план, отчасти потому, что классическая эрудиция в эпоху Возрождения считалась первым признаком высокой культуры, но еще и потому, что они желали как можно больше имен, фактов и цитат из античной истории, мифологии и литературы сделать достоянием читательских кругов. Вероятно, Брант стремился к этому.

При этом, однако, Брант не был сухим и скучным педантом, как многие его ученые современники. Эрудиция ему была нужна лишь для того, чтобы сделать свои мысли более вескими и убедительными. Он не отгораживался от людей, не владевших классической филологией. Ведь в то время, когда почти все гуманисты Германии писали свои произведения на языке классического Рима, он осмелился написать "Корабль дураков" на языке немецком, да еще на языке бесконечно далеком от всяческого педантизма, удивительно ярком, непосредственном, изобилующем ядреными словечками, с которыми гораздо чаще встречаешься на рынках, площадях и в харчевнях, чем в кабинетах высокоученых мужей. Разумеется, все это не могло не содействовать исключительной популярности книги.

Этой популярности содействовали также многочисленные гравюры на дереве, которыми книга была украшена. По словам Бранта, гравюры эти должны помочь читателю вникнуть в смысл сатиры, а тем, которые совсем не умеют читать, в какой-то мере заменить поэтический текст. Давно уже было обращено внимание на выдающиеся художественные достоинства иллюстраций, помещенных в книге. Делались попытки найти их автора. В последнее время почти все исследователи склоняются к тому, что автором большего числа иллюстраций был молодой Альбрехт Дюрер, который как раз в то время, когда готовилось издание "Корабля дураков", находился в Базеле. Весьма вероятно, что, работая над иллюстрациями, Дюрер пользовался полезными советами Себастиана Бранта. Во всяком случае, Дюреру удалось создать настоящие шедевры книжной графики. Его иллюстрации примечательны еще и тем, что они не только помогают понять сатирический замысел поэта, но и во многом его уточняют, дополняют и развивают. Нередко они конкретизируют социальную и бытовую обстановку, не всегда очень ясно намеченную в книге. Сейчас уже просто не возможно представить себе "Корабль дураков" без иллюстраций Альбрехта Дюрера.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Мотив лабиринта как символ бытия, идея вечного возвращения, а также бесконечного поиска. Мироздание "Хроник Эмбера" Роджера Желязны. Мотив корабля в мировой литературе. Морская трилогия Голдинга "На край света". Роман Норминтона "Корабль дураков".

    статья , добавлен 24.07.2013

    Освещение биографических данных Аркадия Кутилова через призму его творчества: описание годов детства и юности поэта, его первое "погружения" в искусство, служба в армии, женитьба, годы скитания и смерть. Ознакомление с творческой деятельностью Аркадия.

    реферат , добавлен 03.01.2012

    Он пускается в долгое турне и колесит по дорогам страны. Бальмонт открыл для себя еще одну удивительную страну - Японию. Он будет встречен в стране восходящего солнца как выдающейся поэт. Бальмонт все больше увлечен поиском гармонической строгости.

    реферат , добавлен 02.03.2002

    Хлестаков - самый яркий образ в комедии Гоголя "Ревизор". Особенность комедии: правде не верят, а вранье слушают с открытыми ртами. Хлестаковы сегодня - это воплощение душевной пустоты, лживости, глупости, позерства, пустого фанфаронства и бесчестия.

    реферат , добавлен 18.04.2013

    Сила протеста поэта против застоя, самодовольства и пошлости, требование, чтобы человек был свободен и счастлив на земле. Детские годы поэта, учеба в Московском университете, молодость в Петербурге, ссылка на Кавказ. Расцвет творчества, дуэль и смерть.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2009

    Владимир Семёнович Высоцкий - русский советский поэт. История жизни и творчества. Идейно-нравственное богатство творчества поэта. Воспоминания отца поэта Семёна Владимировича Высоцкого. Стихи о войне. Стремление поэта к духовному совершенствованию.

    методичка , добавлен 21.09.2008

    Брюсов как русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик. Основные черты творчества литературоведа, значимый его вклад в совершенствование русского стиха, техники и композиции. Основные черты творчества лирики. Особенности поэзии Бальмонта.

    презентация , добавлен 13.11.2014

    Биография Игоря Северянина сквозь призму его творчества. Начало творческого пути поэта, формирование взглядов. Характеристика произведений, особенности монографической и любовной лирики поэта. Роль и значение творчества Северянина для русской литературы.

    презентация , добавлен 06.04.2011

    Краткая биография В.В. Маяковского. Наиболее известные стихи. Споры, ушел ли поэт из жизни добровольно или был убит. Автограф смерти (предсмертное письмо поэта). О виртуозном расследовании экспертов рассказывает один из его участников А.В. Маслов.

    презентация , добавлен 10.12.2010

    Подлинный Рембо. Из мещанского засилья - на волю. Рембо и Парижская коммуна. Письма ясновидца и "Пьяный корабль". Предварение символизма. Путь сквозь ад и прощание с поэзией. Место Рембо в истории французской поэзии.

Сатирическая традиция народной немецкой литературы в «Корабле дураков» С. Бранта. Проблематика произведения.

«Корабль дураков» – сатирическая поэма Себастьяна Бранта, в которой он очень зло и метко бичует пороки и глупость своих современников. Книга эта долгое время пользовалась огромной популярностью среди народа благодаря здравому смыслу, прямоте и остроумию, а также знанию жизни и людей, которыми она проникнута. Она многократно издавалась и переделывалась и была переведена не только на латинский, но и на большинство европейских языков.

Написанная по-немецки, книга стала своеобразным сатирическим «зерцалом» предреформационной эпохи. Изображая вереницу дураков разных сословий и профессий, собирающихся отплыть в царство глупости, Брант обличает невежество и своекорыстие, мир торжества «господина Пфеннига», забвение князями, попами, монахами, юристами заботы об общем благе. Нравоучительные сентенции, народные пословицы и поговорки пронизывают всю ткань его произведения. Пафос книги — в патриотической задаче пробуждения разума и исправления нравов в немецком отечестве. Брант остро ощущает необходимость и неизбежность перемен в жизни общества. Книга Бранта стала истоком целого направления немецкой литературы XVI в. — «литературы о дураках», её влияние сказалось и в других странах Европы.

Дураки Бранта - это сто одиннадцать разновидностей человеческой глупости. Каждый из персонажей персонифицирует какую-то одну человеческую слабость (стяжательство, дурные манеры, бражничество, прелюбодеяние, зависть и т. п.), но все пороки, с точки зрения автора, проистекают вследствие природной человеческой глупости. Персонажи Бранта лишены индивидуальности (имен, биографий, характеров), так как образ создается исключительно тем, что наделяется всепоглощающей страстью. Герой не выступает в повествовании водиночестве, а всегда в сообществе ему подобных. Галерея образов дураков многолика. Это и дурачки-старички, обучающие молодых всяческому вздору; это и волокиты, готовые терпеть любые издевки плутовки Венеры; это и сплетники, интриганы и склочники. На корабле находятся и самовлюбленные, подхалимы, игроки, врачи-шарлатаны и представители других профессий. Автор старается не упустить ни одно человеческое прегрешение. Поскольку глупость персонажа всегда гиперболизирована, то образ получается шаржированным или даже карикатурным. Автор венчает дураков колпаком с бубенчиками и частенько именует то одного, то другого Гансом-дурнем. Нередки у Бранта и сравнения свихнувшихся глупцов с ослами. Вместе с тем обилие и разнообразие героев свидетельствует об основательности автора, досконально изучившего частную и общественную жизнь Германии накануне Реформации. Его сатира носит антикатолический и антибуржуазный характер. Его герои защищены от расплаты за содеянное индульгенциями. Девизом церкви стало правило: хочешь грешить- плати. Вот почему, полагает Брант, зло остается безнаказанным.

Автор "Корабля дураков" сетует на то, что о человеке судят не по его достоинствам, а по его достатку.Богачу в любой компании обеспечено самое почетное место. Брант скорбит, что над миром воцарился его величество Господин Пфенниг! Завладеть им спешат корыстолюбцы, ростовщики, перекупщики, мошенники и нищие. Автор не делает различия между чертой характера и профессией, так как все его герои жаждут наживы. Напротив, ему милы люди скромные, честные и бедные. В антиподах собственников усматриваются те добродетели, за которые будут ратовать Лютер и его последователи,- трудолюбие, умеренность, смирение.

Однако, ни мотив дурака, ни образ корабля не были чем-то новым: первый в Средние века был синонимом повреждённого в уме, второй напоминал о народных праздниках, карнавальных играх и масленичных гуляньях. Стихотворная сатира Бранта — блестящая компиляция материала, рассеянного в бесчисленных духовных и светских сочинениях морализаторского содержания. Текст отвечает традиционной христианской морали: глупость — это не заблуждение, а грех, удаление от Бога и его заповедей. Став «зерцалом» многообразнейшей и всеобщей человеческой глупости, книга положила конец жанру средневековой «сословной сатиры». Её новизна заключалась в бодрящей, живой авторской интонации, исполненной оптимизма и гуманистической идеи улучшения мира — согласно Бранту, грешник-глупец, который откажется от своей суетности, вернёт себе возможность вечного спасения. Автор сознательно использовал приём имитации фольклорного жанра, оживив текст множеством остроумных речевых оборотов. Успех «Кораблю дураков» обеспечили и иллюстрации, с самого начала, видимо, предусмотренные автором, Себастьяном Брантом.

Шутовская литература по своему духу, жанровой системие и проблематике – это прежде всего – сатирическая литература, и первое ее произведением – поэма Себастиана Бранта «Корабль дураков».

Плут, шут и дурак создают вокруг себя особые мирки, особые хронотопы. Всем этим фигурам не было сколько-нибудь существенного места в уже разобранных нами хронотопах и временах (частично лишь в авантюрно-бытовом хронотопе). Эти фигуры приносят с собой в литературу, во-первых, очень существенную связь с площадными театральными подмостками, с площадной зрелищной маской, они связаны с каким-то особым, но очень существенным участком народной площади; во-вторых, – и это, конечно, связано с первым, – самое бытие этих фигур имеет не прямое, а переносное значение: самая наружность их, все, что они делают и говорят, имеет не прямое и непосредственное значение, а переносное, иногда обратное, их нельзя понимать буквально, они не есть то, чем они являются; в-третьих, наконец, – и это опять вытекает из предшествующего, – их бытие является отражением какого-то другого бытия, притом не прямым отражением. Это – лицедеи жизни, их бытие совпадает с их ролью, и вне этой роли они вообще не существуют.

Им присуща своеобразная особенность и право – быть чужими в этом мире, ни с одним из существующих жизненных положений этого мира они не солидаризуются, ни одно их не устраивает, они видят изнанку и ложь каждого положения. Поэтому они могут пользоваться любым жизненным положением лишь как маской. У плута еще есть нити, связывающие его с действительностью, шут и дурак – «не от мира сего» и потому имеют особые права и привелегии. Фигуры эти и сами смеются, и над ними смеются. Смех их носит народно-площадной характер. Они восстанавливают публичность человеческого образа: ведь все бытие этих фигур, как таких, сплошь и до конца вовне, они, так сказать, все выносят на площадь, вся их функция к тому и сводится, чтобы овнешнять (правда, не свое, а отраженное чужое бытие – но другого у них и нет). Этим создается особый модус овнешнения человека путем пародийного смеха

Символ корабля – один из самых древних и многозначных. Он символизирует и человеческую жизнь (человек – беззащитный странник в бурном житейском море), и Ноев ковчег, на котором могут спастись только праведники и вместе с ними – все твари земные, и плавание в неведомые доселе моря, к чудесным и счастливым островам. Спасение и прибытие в родную гавань может даровать лишь Бог – недаром два человека в воде могут восприниматься как тонущие в море, они обнажены как души в аду и уже отторгнуты от явств на пиру и могут только протягивать к ним руки. Таким образом, сама перспектива строится Босхом таким образом, что его персонажи мыслятся как осужденные и «приговоренные» с позиций Бога, христианской морали и художника как ее выразителя.

Брант создает германскую «человеческую комедию», в художественной системе которой бытовые зарисовки (ссоры между супругами, измены, недостойные священнослужители и т. д.) соседствуют с социальной сатирой – в дурацких колпаках изображаются богачи, стремящиеся стать еще богаче, нищие, среди которых монахи нищенствующих орденов, накопивших уже таким путем огромные богатства. Но комедия Бранта, в отличие от «Божественной комедии» Данте, разыгрывается в посюстороннем жизненном пространстве и дураки подаются не как грешники, заслужившие Божью кару, а просто как люди, сама природа которых неминуемо влечет их к ошибкам и самым разным глупостям. Религиозный критерий сменяется гуманистическим. Брант в большинстве случаев наблюдает не только с осуждением, но и с улыбкой за многочисленными дураками.

Себастьян Брант - это легендарный сатирик пятнадцатого века родом из Германии. За свою жизнь поэт написал довольно много достойных произведений. Однако мировую известность ему принесла поэма под названием «Корабль дураков». Хотите узнать о писателе и его жизненном пути подробнее?

Себастьян Брант: биография

Будущий писатель появился на свет в 1457 году в немецком городе Страсбурге. Будучи сыном владельца трактира, Себастьян Брант получил возможность переехать в Базель, который также известен как «вольный город».

Там юный талант начал изучать различные науки, среди которых была юриспруденция, классическая литература и прочее. Уже в 1484 году Себастьян Брант получил право вести преподавательскую деятельность, а еще спустя 5 лет поэт удостоился докторской степени в области экономического и римского права, став так называемым доктором обоих прав, что в те времена было невероятно престижно. Позже Брант занял должность декана на юридическом факультете. Притом Себастьян имел собственную адвокатскую практику и активно участвовал в издании различных книг. Брант был человеком с огромным запасом энциклопедических знаний. Он свободно владел латынью и при этом занимался изучением древнегреческого.

Возвращение домой

В 1499 году Себастьян покидает Базель и возвращается на родину. Писатель быстро заслужил уважение жителей. Брант почти сразу заполучил должность городского писца, а уже в 1503 году он стал муниципальным канцлером. Также довольно занятный факт из биографии писателя заключается в том, что в качестве дара дал Себастьяну титул пфальцграфа и вместе с этим должность императорского советника. Себастьяна Бранта не стало 10 мая 1521 года, а похоронен поэт в родном городе Страсбурге.

Себастьян Брант: стихи

Брант попал в мировую историю как талантливый лирик. Поэт пробовал себя в различных жанрах, тем не менее он прославился в качестве сатирика. Себастьян Брант жестоко и бескомпромиссно бичует того времени. Также стоит отметить, что большинство стихотворений Бранта было написано на латыни. В 1498 году вышел первый сборник поэта под названием «Разные стихи». Туда вошла большая часть поэзии Бранта. Тем не менее книга представляет скорее исторический, нежели художественный интерес.

Поэма

Сатирическая поэма под названием «Корабль дураков» - это настоящий magnum opus, квинтэссенция всего творчества автора. В ней автор очень метко подмечает глупость и прочие пороки своих современников. Поэма на протяжении длительного времени пользовалась огромной популярностью среди народа. И это не удивительно, ведь книга была написана откровенно и остроумно. Помимо этого, Брант знал все о жизни людей того времени, что очень хорошо ощущается при прочтении. Также большую роль наверняка сыграли 75 гравюр, которые украшали повествование.

За сотни лет книга была неоднократно переписана и переведена на большинство европейских языков. Поэма «Корабль дураков» также была переведена на русский язык в 1965 году усилиями Льва Пеньковского. Это был самый объёмный перевод (до этого книга отрывками издавалась в различных хрестоматиях). К сожалению, некоторые отрывки так и не были опубликованы из-за строгой цензуры со стороны коммунистического режима. К примеру, в русском переводе не было строк о богохульниках, которых Брант осуждал.

Будучи написанной на немецком языке, книга стала сатирическим зеркалом целой эпохи. Автор с присущим ему юмором изобразил дураков всех мастей, которые намеревались отплыть в Царство глупости. Под зоркий глаз Бранта попали князья, попы, монахи и даже юристы. Поэма полностью пронизана нравоучительными пословицами и поговорками. Автор пытался обратить общественное внимание на проблемы того времени и призвать Германию к пробуждению, исправлению нравов. Себастьян Брант своей поэмой создал целое течение в немецкой литературе, которое известно как «литература о дураках». Позже данное течение вышло за пределы Германии и распространилось по всей Европе.

В поэме автор активно применяет символизм. Таким образом, дурак является символом поврежденного в уме человека, которого держали при княжеских дворах для развлечения. А корабль, в свою очередь, символизирует народные праздники и прочие гуляния. Помимо этого, автор проводит параллели с религией, утверждая, что глупость - грех.

Иоганн Бергман фон Ольпе был скорее издателем, чем типографом. С начала 70-х годов XV в. он учился в Базеле, затем стал священником в местном кафедральном соборе. В дальнейшем Иоганн Бергман занимал высшие должности в церковной иерархии. Друзей себе он выбирал среди гуманистически настроенной интеллигенции. Среди них известные всей Европе литераторы Иоганн Рейхлин, Якоб Вимпфелинг и, особенно, Себастьян Брант. В тесном дружеском кругу родилась идея -создать издательство, которое бы выпускало книги в улучшенном, мы бы сказали, в библиофильском оформлении.

Первым опытом стало собрание нравственно-поучительных историй «Турнский рыцарь». Переведенные с французского, они повествовали о добрых и злых женщинах. Автор «Турнского рыцаря» шевалье Жофруа де ла Тур-Ландри жил в XIV в. Бергмаи задумал хорошо иллюстрировать эту книгу. В ту пору в Базель приехал из Нюрнберга молодой, еще никому не известный художник. Звали его Альбрехт Дюрер. Рассматривая его рисунки, Бергман почувствовал их незаурядность и талантливость и предугадал блестящее будущее мастера. Дюреру он и поручил оформление «Турнского рыцаря». Напечатал книгу базельский типограф Михаель Фуртер.

«Турнский рыцарь» пользовался успехом среди читающей публики. Это вдохновило Бергмана на продолжение издательской деятельности. Он приобрел типографию, нанял рабочих и в дальнейшем печатал книги самостоятельно. Уже первая напечатанная здесь книга принесла ему всеевропейскую известность.

Друг Бергмана Себастьян Брант (1457-1521) был незаурядной фигурой. Он родился в Страсбурге в семье трактирщика. Учился в Базельском университете и здесь в 1489 г. получил ученую степень доктора «обоих прав» - гражданского и богословского. Брант преподавал в университете и стал одним из основателей базельского гуманистического кружка.

В канун великого поста, 11 февраля 1494 г., типография Бергмана выпустила в свет сатирическую поэму Себастьяна Бранта «Корабль дураков». Непритязательный сюжет, сочный народный немецкий язык, а главное - неприкрытая злободневность обеспечили колоссальный успех поэмы. Это был, пожалуй, первый бестселлер в истории книгопечатания. Уже в 1494 г. пришлось дважды допечатывать «Корабль дураков». Новые издания Иоганн Бергман выпустил 3 марта 1495 г. и 12 февраля 1499 г. Всего же при жизни автора свет увидели шесть изданий «Корабля дураков» на немецком языке, не считая многочисленных «пиратских» перепечаток. Базельский гуманист Якоб Лохер перевел поэму на латинский язык; перевод был напечатан в типографии Бергмана и вышел 1 марта 1497 г. В скором времени «Корабль дураков» перевели на английский, французский, фламандский, голландский и нижненемецкий языки.

Старый глупец. Иллюстрация к "Кораблю дураков"

«Корабль дураков» был среди тех книг, которые подготовили Реформацию, подточившую безграничное всевластие католической церкви.

Успеху «Корабля дураков» в немалой степени способствовало блестящее полиграфическое исполнение. Иллюстрировал книгу Альбрехт Дюрер, которому помогали два других мастера. Сразу скажем, что имени немецкого художника мы на гравюрах «Корабля дураков», как, впрочем, и «Турнского рыцаря», не найдем. Авторство Дюрера подвергалось сомнению. Но в последние годы оно подтверждено почти всеми искусствоведами, изучающими эту эпоху.

Дюрер приехал в Базель весной или летом 1492 г. Его первой работой здесь была титульная иллюстрация для «Писем св. Иеронима», напечатанных в августе 1492 г. типографом Никласом Кесслером. Сохранилась гравированная доска, с которой печатали иллюстрацию; на ее оборотной стороне - автограф: «Альбрехт Дюрер из Нюрнберга».

Затем, по заказу печатника Иоганна Амербаха, художник исполнил 126 иллюстраций к комедиям древнеримского драматурга Публия Теренция. Рисунки сделаны прямо на досках, которые в гравюры превратить не успели. В августе 1493 г. в Лионе вышло в свет иллюстрированное издание Теренция, и Амербах, опасаясь за коммерческий успех предприятия, отказался от своего замысла. Но доски с рисунками Дюрера сохранились, их и сегодня можно видеть в базельском музее.

Для «Корабля дураков» было подготовлено 114 иллюстраций. Считается, что 73 из них выполнены Дюрером. Художник не окончил работу над книгой, уехав в 1494 г. в Страсбург.

Инициатором иллюстрирования «Корабля дураков» был Себастьян Брант, который хорошо понимал познавательную и эстетическую ценность иллюстраций. В предисловии к книге он поместил стихи, которые в прозаическом переводе звучат так:

Книгу открывает гравированный титульный лист, в верхней части которого помещена гравированная же надпись «Корабль дураков». Титульная иллюстрация разделена пополам горизонтальной линией. Сверху мы видим дураков в шутовских колпаках с бубенчиками, которые в двухколесной телеге едут на пристань. В нижней части листа изображен корабль и подплывающие к нему лодки. Дураки поют песню, начальные слова которой «Будем веселы» воспроизведены здесь же вместе с нотами. Под гравюрой - отпечатанная с набора надпись: «На корабль, на корабль, братья, он отплывает!»

"Корабль дураков". Титульный лист.

Иллюстрации представляют читателю галерею хорошо знакомых ему современников - представителей знати, купцов, ученых, врачей, землепашцев, музыкантов... Действие вписано в городской или сельский пейзаж, в интерьеры замков и более скромных жилищ.

Библиофил-ученый. Иллюстрация к "Кораблю дураков"

На последнем листе «Корабля дураков» помещены выходные сведения, в которых назван автор книги, указано место ее печатания и дата выхода в свет. Здесь же изображен издательский знак Иоганна Бергмана фон Ольпе. В центральной части знака - гербовый щит с геральдической лилией над шестью холмами. Вокруг щита - орнамент и изгибающиеся ленты, на которых написаны год выхода книги в свет, инициалы типографа и его девиз. И эта полоса ограничена растительным бордюром.

Иоганн Бергман жил долго; скончался он около 1532 г. Но издательскую деятельность он вел лишь шесть лет - с 1493 по 1499 г. Печатал он преимущественно книги друзей-гуманистов, а также многочисленные листовки, посвященные злободневным событиям. Стихотворные тексты листовок писал Себастьян Брант.

Среди изданий Бергмана и письмо Христофора Колумба, рассказывающее о его путешествиях и открытии Америки, которую, впрочем, мореплаватель принял за Индию. Впервые письмо увидело свет в Риме в конце апреля 1493 г. Бергман перепечатал его несколько лет спустя.