Персонажи из мультфильма чип и дейл. Как создавались персонажи "Чип и Дейла"

Вы знали, что у главного героя «Приключений Тинтина» был прототип? И вовсе не персонаж датского комикса, по которому поставлена лента Стивена Спилберга, а совершенно реальный датский скаут по имени Палле Хулд. В 1928 году 15-летний Палле обогнул земной шар за 44 дня и прославился на весь мир – а через несколько месяцев художник Эрже начал публиковать в прессе комикс о репортере-путешественнике… Сам Хулд, ставший востребованным актером у себя на родине и лишь чуть-чуть не доживший до премьеры спилберговской ленты о похождениях Тинтина, до конца жизни гордился тем, что этот персонаж списан с него. Но, конечно, он далеко не один, кто мог бы похвастать тем, что оставил анимационный «отпечаток» в истории кино. Мы вспомнили ряд знаменитых лент, персонажи которых не состоялись бы в том виде, в каком мы их знаем, если бы не реальные личности, наделившие их живыми и узнаваемыми чертами.

Бременские музыканты


Рассказывать, с кого срисованы разбойники в анимационном мюзикле по мотивам сказки братьев Гримм, конечно, бессмысленно: зритель наверняка опознал в этих комических негодяях знаменитых советских актеров – Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова. Разумеется, имелись в виду не сами актеры, а их культовые персонажи из комедий Леонида Гайдая – Трус, Балбес и Бывалый. Но как они попали в мультфильм? Дело в том, что авторы ленты не хотели «проходных» бандитов, им были нужны личности яркие – а такие на дороге не валялись. Уже были записаны вокальные партии всех персонажей, уже придуманы образы для каждого (танцующую на бочках Атаманшу, например, списали с балерины Тамары Вишневой – жены режиссера «Ну, погоди!» Вячеслава Котеночкина, а озвучил ее Олег Анофриев «под Раневскую»), но разбойников «нащупать» все не получалось. Вся студия «Союзмультфильм» предлагала свои варианты, однако решение не находилось. Уже когда шла работа над картиной, положение спасла редактор студии Наталья Абрамова – она принесла на работу фотокалендарь с изображением танцующих жуликов из «Кавказской пленницы», и все закричали: берем этих! Замаскировать факт подобного заимствования было бы сложно (уж слишком популярна была троица), поэтому его, наоборот, подчеркнули: Труса, Балбеса и Бывалого переодели в зеленые штаны, но головные уборы им оставили такие же, как в «Кавказской пленнице». Фильму это по итогу сыграло только в плюс.

Бетти Буп


Прототипы у мультперсонажей стали появляться уже в 30-е – возможно, первым широко известным примером такого рода стала Бетти Буп, сексапильная брюнетка в кудряшках, отличающаяся высоким голоском. Красотка, срисованная с актрисы и певицы Хелен Кейн, переняла многие ее манеры, даже разговаривала в точности как она (не говоря о том, что фамилия персонажа недвусмысленно намекает на «визитную карточку» Хелен – припевку-скэт «Буп-уп-э-дуп» из песни That"s My Weakness Now). Кейн от пародии осталась не в восторге и даже судилась с авторами сериала, требуя у них $250 000 за воровство ее образа. Однако суд иск не удовлетворил, придя к выводу, что образ не такой-то уж и оригинальный, поэтому аниматор Макс Флейшер мог взять его элементы и из других источников. Насчет оригинальности сегодня вопрос уже не ставится: в глазах аудитории, оторванной от контекста того времени, Бетти выглядит вполне самобытным персонажем, воплощением эпохи американского джаза, смелым экспериментом для взрослой аудитории. Но интересно, насколько быстро популярность Бетти превзошла и затмила славу самой Кейн. К сожалению, в конце 30-х в Голливуде установилась самоцензура такой силы, что сериал, эксплуатирующий женскую сексуальность, пришлось закрыть. Однако несмотря на то, что Хелен пережила свою «пародию» на много лет, сегодня ни у кого не вызывает вопросов, кто такая Бетти Буп. А вот кем была Хелен Кейн, сегодня вспомнят немногие…

ВАЛЛ И


Вы не задумывались, на кого похож пиксаровский WALL-E? Кто-то скажет: что еще за ерунда, на кого он может быть похож? Он ведь робот, и даже не антропоморфный… А вы присмотритесь повнимательней к его повадкам, неуклюжести, к его окулярам, наконец. Ну?! Все правильно – те, кто любит комедии Вуди Аллена, не могли не обнаружить забавного сходства между невротичным очкариком с печальным взглядом и роботом из будущего, ржавеющим на покинутой людьми Земле, как Робинзон Крузо – на необитаемом острове. Режиссер Эндрю Стэнтон, припертый к стене журналистами, подтвердил эту версию. Хотя, по его словам, аниматоры взяли по чуть-чуть от многих знаменитых кинороботов и знаменитых комиков немого Голливуда (Бастера Китона, Гарольда Ллойда, Чарли Чаплина), все же «неисправимый романтик» Вуди сумел перетянуть на себя одеяло. И ведь совсем, надо признать, неплохо получилось!

Малыш и Карлсон


Полистав книги писательницы Астрид Линдгрен о Карлсоне, шведские дети обычно остаются при мнении, что персонаж это, пожалуй, не очень-то симпатичный – как внешне, так и по поведению. У себя на родине Карлсон слывет довольно вредным типом. В обаятельного грушеобразного толстяка с огромным носом его превратили уже в СССР, когда снимали мультфильм «Малыш и Карлсон»; заодно был снижен градус проказливости в его поведении. Такой Карлсон никого не злил – хотя бы потому, что был очень комичен. Но подобрать ключ к его образу не могли довольно долго, хотя режиссер Борис Степанцев приглашал на прослушивание многих знаменитых советских актеров. Все было не то. Перебрав всех «звезд», Степанцев пожаловался своему другу, Народному артисту России Василию Ливанову, на сложности с поиском «красивого, в меру упитанного мужчины в самом расцвете сил» (так описывал себя в книге сам Карлсон). Ливанов взглянул на эскизы и заметил: «Этот Карлсон на Рошаля похож». Григорий Рошаль был знаменитым режиссером. Коллеги знали его как мягкого и наивного добряка, в действительности мало походившего на книжного проказника, так что поначалу Степанцев не оценил сравнение должным образом. Но когда Ливанов стал произносить сценарные реплики, пародируя голос Рошаля, образ Карлсона волшебным образом сложился. Таким его сегодня и знают зрители. Рошалю, вопреки опасениям Степанцева и Ливанова, «карикатура» ужасно понравилась – в знак благодарности он даже прислал Ливанову открытку, которую подписал «Рошаль, который живет на крыше». Приглянулся Карлсон и самой Астрид Линдгрен – посетив СССР, она пожелала встретиться с Ливановым и поблагодарить его за удачное попадание в «десятку». Что касается возникающей в сиквеле мультфильма фрекен Бок, которой подарила свой голос Фаина Раневская, то здесь авторам снова повезло: срисовывая «домомучительницу» со знаменитой актрисы, они не особо надеялись, что та захочет ее озвучить – персонаж-то, с какой стороны ни посмотри, довольно неприятный. Раневская и правда поначалу восприняла Хильдур Бок в штыки («Ну неужели я такая страшная?!»), но потом сменила гнев на милость: многие ли актеры озвучания могут похвастать тем, что их персонаж похож на них еще и физиогномически? В результате фрекен Бок получилась очень яркой теткой, пускай и с отрицательной харизмой. Существует, кстати, конспирологическая легенда о том, что своего книжного Карлсона Астрид Линдгрен якобы изначально списала с Германа Геринга (поскольку в годы Первой мировой войны нацистский рейхсминистр авиации был летчиком и налетал много часов на истребителе), но это, конечно, полная ерунда.

38 попугаев


Вам никого не напоминает попугай из мультфильма «38 попугаев» по сказке Григория Остера? Вот и советская цензура проглядела «крамолу»... А ведь художник-постановщик Леонид Шварцман задумал этого персонажа как пародию на Владимира Ленина! Разумеется, акценты были сглажены – как минимум попугай не картавит, иначе мультфильм никогда не вышел бы в свет (хотя речевой дефект все же имеет, заикаясь на букве «р»), но его энергия, жестикуляция и расцветка, выполненная так, словно попугай одет в жилетку, и впрямь рождают веселые аналогии. Мультфильм вышел в 1976 году – в то время за подобные «художественные выверты» все еще можно было получить по шапке, поэтому историю происхождения попугая Шварцман рассказал в интервью только в 2015 году, на пороге 94-летия. «Мы снимали его со всеми ленинскими повадками», – пояснил художник, уточнив, что ему куда ближе другой персонаж – удав (который, если верить остроглазым зоологам, таковым в мультфильме лишь притворяется, а на самом деле, судя по анатомическим особенностям, является обычным питоном). Кто бы это мог быть?

Русалочка


Прототипом для тучной морской ведьмы Урсулы в «Русалочке» стал Харрис Глен Милстед, известный под псевдонимом Дивайн, – скандально известный американский актер, певец и травести-фрик, эпатировавший публику, в частности, несимулированным оральным сексом с мужчинами и поеданием собачьих экскрементов в трэш-комедии Джона Уотерса «Розовые фламинго». Вы скажете: не мог человек с такой репутацией просочиться в диснеевский мультфильм? Он, собственно, в создании ленты участия и не принимал (хотя Дивайн горел желанием самолично озвучить Урсулу, сердечный приступ оборвал его жизнь за год до выхода фильма). Но финальный образ ведьмы в мультфильме не вызывает сомнений: это стопроцентный Милстед, срисованный в деталях, даже родинка возле рта присутствует. Учитывая, что изображать женщину было его творческим кредо (вся фильмография Дивайна состоит из женских ролей), не приходится удивляться выбору драматурга и песенника Ховарда Эшмана, являвшегося большим поклонником фильмов Уотерса и настоявшего именно на таком «дизайне» персонажа. Он вдобавок предложил расширить роль Урсулы, в оригинальной сказке Андерсена довольно незначительную, до полноценной злодейской партии. Кажется, никто от этого не прогадал: ведьма стала одной из самых ярких и запоминающихся злодеек в истории студии Диснея. К слову, актриса Алисса Милано, с которой срисовали русалочку Ариэль, долгое время была не в курсе последнего факта – лишь когда ее пригласили на съемки документального фильма о создании «Русалочки», девушка узнала, что аниматоры увидели Алиссу, тогда еще 16-летнюю, в одном из ранних сезонов сериала «Кто здесь босс?», и решили подарить ей еще одну «роль». Милано была потрясена: согласитесь, не каждый день узнаешь такие вещи. Впоследствии Алисса «подтвердила реноме», появившись в сериале «Зачарованные» в образе русалки, – но это уже совсем другая история.

Суперсемейка


Помните стилистку Эдну Мод, шившую супергеройские костюмы в «Суперсемейке»? Впрочем, кто же не помнит Эдну… Другое дело, что не все знают, кем этот персонаж был инспирирован – а ведь за образом малорослой брюнетки в круглых очках прячется Эдит Хэд, 35-кратная номинантка на «Оскар» (и восьмикратная победительница, что является рекордом среди женщин!), неизвестная широкой публике лишь по той причине, что она была не актрисой, а голливудским художником по костюмам. Эдит привнесла свое чувство стиля в несколько сотен картин, в частности, много работала с Хичкоком, но на экране собственной персоной появилась всего один раз, сыграв саму себя в эпизоде сериала «Коломбо» (1973). Мод – личность, вне всякого сомнения, легендарная, что позволяло ей вести себя довольно развязно даже в присутствии статусных голливудцев (она, например, могла отправить звезду на диету, вместо того чтобы перешивать костюм): эта черта ее характера была удачно спародирована в «Суперсемейке». Карьера Эдит растянулась на несколько десятилетий, и хотя она ушла из жизни еще в 1981 году, «появление» Мод в картине студии Pixar наверняка бы пришлось оскароносице по вкусу – в конце концов это именно ей приписывают вошедшую в анналы «фабрики грез» фразу «терпеть не могу скромность».

Моряк Попай


Моряк Попай – совершенно карикатурный персонаж, каких, как многие считают, в реальной жизни не встретишь. Но и у него есть прототип! Создатель Попая, автор газетных комикс-стрипов Элзи Крайслер Сегар, «слизал» образ беззубого драчуна и забияки с курительной трубкой во рту со своего знакомого поляка, которого знал еще в юности, проведенной в Иллинойсе. Этого человека звали Фрэнк Фигль – прозвище его, правда, было не Попай («Лупоглаз»), а Рокки («Кремень»). Но на сохранившихся фотографиях он вылитый Попай, да и в реальной жизни Фигль, по словам тех, кто с ним общался, вел себя соответствующе, радуясь любой возможности выпить и подраться, подчас сразу с несколькими противниками. Фрэнк был в городке локальной знаменитостью, и мальчишки часто пользовались его вспыльчивостью: дразнили его издалека, а потом улепетывали, потому что затрещины тот раздавал не задумываясь. Поначалу морячок появился лишь как эпизодический персонаж в одном из комиксов Сегара в 1929 году, но так понравился читателям газеты New York Journal, что вернулся в следующем выпуске, а потом и вовсе стал главным персонажем. Карикатурист не забывал Фрэнка, жившего совсем небогато: когда через несколько лет о Попайе начали снимать мультфильмы, Элзи неоднократно посылал Фиглю чеки с «авторскими отчислениями» (интересно, что в Голливуд Попай впервые въехал в качестве «гостя» в сериале о Бетти Буп, у которой тоже имелся живой прототип). Фрэнк пережил Сегара на 9 лет и умер в 1947-м, будучи 79-летним. На его надгробии выгравировано изображение Попая и отдельной строкой указано, какую роль Фигль сыграл в истории американской мультипликации. К слову, Попай успел не только побыть героем комиксов и мультфильмов, но и засветиться в кино: в 1980 году о морячке сняли одноименный полнометражный фильм, где его изобразил Робин Уильямс.

Шрэк

О зеленокожем огре из мультфильма «Шрэк» любили шутить, что он срисован с российского депутата Василия Шандыбина. Конечно, Шандыбин здесь ни при чем, но истинное положение дел еще интересней: ведь, судя по всему, реальный прототип «доброго людоеда» действительно родился в России. Морис Тийе – французский инженер, отец которого строил на Урале железную дорогу, – появился на свет под Челябинском в 1903 году. После Октябрьской революции семья вернулась в родную Францию, а у миловидного юного Мориса, до того имевшего прозвище Ангел, начались проблемы со здоровьем. Обнаруженная у него акромегалия – заболевание гипофиза, при котором неконтролируемо растет костная ткань, – поставило крест на его адвокатской карьере. Решив найти себя в другой области, Тийе переехал в США и стал там успешным рестлером: при росте 170 см он весил 122 кг, а публика знала его как Французского ангела (благодаря примеру Мориса приставка «ангел» стала популярной в рестлинге того времени – многие борцы из разных стран сделали ее элементом своего псевдонима). Будучи чемпионом, крепыш уже не стеснялся своего гориллообразного облика и даже смеху ради позировал фотографам в образе неандертальца в стенах палеонтологического музея. Полвека спустя после смерти Тийе от сердечного приступа, когда мультяшный Шрэк уже стал любимцем детишек всего мира, один из бывших работников DreamWorks рассказал анонимно, что в период работы над анимационной лентой стены студии были обвешаны фотографиями знаменитых рестлеров с необычной внешностью. Было там и фото челябинского француза с американским гражданством, которого газетчики, к слову, называли «огром арены». Официально представители студии эту информацию не подтвердили, но для тех, кто видел фотографии улыбающегося Тийе, все вполне очевидно. От мультяшного Шрэка его отличает только форма ушей (уши трубочкой людоеду придумал автор одноименной книги Уильям Стейг, и аниматоры не посмели отступить от этого канона). Получил бы Морис такую известность, стань он адвокатом? Разумеется, нет. Пример Тийе лишний раз доказал: не обязательно быть красавцем, чтобы запомниться людям с позитивной стороны. Что до Осла из того же мультфильма, то в нем вы, конечно, без труда узнали Эдди Мерфи – который, собственно, веселое копытное и озвучил.

Аладдин, Белоснежка и другие диснеевцы


Раз уж речь зашла о студии Диснея, для которой использование прототипов было стандартной практикой (как минимум потому, что в течение многих десятилетий движения и пластика персонажей срисовывались художниками с актеров, отснятых на пленку), то нельзя в последнем пункте нашего обзора хотя бы бегло не отметить наиболее примечательные примеры подобного «пародирования». Например, в «Аладдине» титульный персонаж был срисован с молодого Тома Круза (сначала художники заинтересовались звездой «Назад в будущее» Майклом Джеем Фоксом, но Круз победил как более «секси»). Также герою привили чуточку харизмы рэпера MC Hammer, как известно, обожавшего мешковатые штаны. Джинн же очевидным образом рисовался под Робина Уильямса, который его в итоге и озвучил, уйдя в своих импровизациях довольно далеко от написанных для него реплик. Четверка стервятников в «Книге джунглей», поющих с ливерпульским акцентом, – это, конечно, группа Beatles. В мультфильм их устроил «по знакомству» менеджер группы, хотя Джону Леннону пародия не понравилась, и он отговорил всю команду от озвучки персонажей.
Кого еще можно считать диснеевским прототипом? Главную героиню «Анастасии» срисовали с Мег Райан, Королеву из «Белоснежки» – с Джоан Кроуфорд, Томаса в «Покахонтас» – с Кристиана Бейла, Питера Пэна – с Бобби Дрисколла (а фею Динь-Динь из того же мультфильма – с актрисы Маргарет Керри), Белоснежку – с танцовщицы Мардж Чэмпион, колдунью Малефисенту – с актрисы озвучания Элеонор Одли. Лев Скар в «Короле-льве» – это Джереми Айронс, главная героиня «Покахонтас» – Ирэн Бедард, Круэлла де Виль из «101 далматинца» – актриса Таллула Бэнкхед, хамелеон Ранго в «Ранго» – Джонни Депп. В общем, список можно продолжать долго, поскольку студия Диснея при любом удобном случае стараются придать персонажу, озвучиваемому звездой, ее характерные черты. Менее известны случаи, когда прототипами становятся продюсеры и сценаристы – как, например, поработавшая за главную героиню «Красавицы и чудовища» Шерри Стоунер (впрочем, и без того довольно часто выступавшая в роли анимационной модели). Хелен Стэнли, ставшая прототипом мультяшной Золушки, вообще отыграла в диснеевской продукции целую галерею персонажей. Даже у бурундуков Чипа с Дейлом в сериале «Чип и Дейл спешат на помощь» были прототипы – первый списан с Индианы Джонса (то есть с Харрисона Форда), а второй – с частного детектива Магнума (читай – с Тома Селлека). Впрочем, не всегда прототипы были антопроморфными – например, барбоса Бродягу из «Леди и бродяги» художники встретили на улице (хоть он и оказался, хм, девочкой), а Бэмби и Фэлин срисовывали с настоящих четырехмесячных оленят, живших в загородке прямо на студии… Разумеется, все вышеперечисленное – лишь малая часть того, что могло ускользнуть от внимания зрителей в ХХ веке. А сколько таких скрытых «камео» еще только ждут своей расшифровки? Сегодня, когда актеры обвешиваются датчиками мимики и движения и в буквальном смысле играют анимационных персонажей, узнавать их в подобной «маскировке» стало намного проще. Но и не настолько интересно. Так что у аудитории всегда есть повод пересмотреть рисованные мультфильмы и взглянуть на их героев чуть-чуть по-новому – за многими из них кто-то стоит, и, может быть, вы даже знаете этих замечательных людей.

Для просмотра более детального описания и характеристики любого из персонажей перейдите по "картинке-ссылке" !

Команда спасателей

Чип Chip

Главные герои мультика Чип и Дейл это человекоподобные бурундучки по имени Чип и Дейл и их друзья: муха по имени Вжик, здоровяк-мышь Рокфор и симпатичная мышка-изобретательница Гайка. Все вместе они составляют команду спасателей.

Главой команды спасателей является бурундук по имени Чип. Этот ответственный и рассудительный персонаж никогда не теряет хладнокровия, и в любой критической ситуации способен мыслить здраво. Именно Чип всегда разрабатывает план действий спасателей, и умудряется находить решение в любой, даже самой сложной ситуации. Чип является полной противоположностью своего лучшего друга – Дейла.

Дейл является душой этой команды спасателей, что вовсе неудивительно, поскольку он самый очаровательный персонаж всего мультфильма. Узнать его можно по яркой гавайской рубашке в цветочек, торчащим зубам и всегда красному носу. Его веселый нрав просто очаровывает зрителя и тем самым оправдывает его несерьезное отношение к обязанностям члена команды спасателей. Из-за своего умения попадать в неприятности Дейл просто очаровывает зрителя своей непосредственностью.

Как и любой другой веселый раздолбай, Дейл очень любит читать комиксы, смотреть фильмы ужасов и научно-фантастические фильмы, и, конечно же, играть в видеоигры. Чип и Дейл, являясь полными противоположностями друг другу пытаются завоевать сердце еще одной героини этого сериала, прелестной изобретательницы Гаечки, которая все время что-то конструирует. Своими забавными выходками и попытками понравиться Гаечке, Дейл хорошо запомнится всем любителям этого великолепного мультсериала.

В самые забавные герои Чип и Дейла можно занести Рокфора – самую крупную мышку-спасателя из всей команды. Он, как и все остальные мыши, просто обожает сыр, в особенности сорт сыра с плесенью - "Рокфор", от которого собственно и произошла его кличка. Кроме того, Рокфор просто ненавидит котов. Как самый старший из членов команды, Рокки всегда выступает мудрым советником Чипа.

Рокфор наделен довольно внушительной физической силой. Когда он чует сыр, то его ничто не может остановить на пути к нему. Перед запахом сыра Рокфор просто становится беспомощным. Создается впечатление, что Рокки от запаха сыра просто впадает в транс. Даже самый злейший враг – кот, превращается для Рокфора, идущего за сыром в незначительное препятствие. Ну а лучшим другом Рокки является Вжик.

Вжик это маленькая, но очень отважная зеленая муха, также являющаяся членом команды спасателей. Вжик примечателен тем, что все персонажи Чип и Дейл, за исключением Рокфора, не понимают, о чем он говорит . Несмотря на свои малые размеры, Вжик отличается особой отвагой, и нередко именно он спасал всю команду в различных сложных ситуациях. Вжик является глазами команды спасателей, и часто выполняет роль разведчика, поскольку он очень мал, и как и любая муха, умеет летать.

Единственной представительницей прекрасного пола в команде спасателей является Гайка симпатичная мышка-изобретательница. Гайка является дочерью знаменитого пилота, которая долгое время после смерти отца прожила в развалинах самолета. Там ее нашли Чип и Дейл, и пригласили в команду спасателей. Её синий комбинезон, золотистые длинные волосы и босые ноги просто влюбили как Чипа, так и Дейла. Помимо своей привлекательной внешности Гайка обладает и многими другими талантами, она является механиком команды спасателей, способным починить любую вещь, и собрать из казалось бы ничего тот предмет, который необходим спасателям в данный момент.

В 90-х годах прошедшего столетия до СССР дошли яркие мультфильмы студии Уолта Диснея и других мультипликационных студий "продвинутого" Запада. Они собирали у телеэкранов всю отечественную малышню. А затем на площадках бурно обсуждались приключения, в которых побывали персонажи «Чип и Дейла», «Черного плаща», «Утиных историй», «Винни Пуха» и целого ряда других мультсериалов.

Давайте остановимся на безумно популярных в те времена, милых и добрых спасателях из мультфильма «Чип и Дейл спешат на помощь». Каждая его серия была невообразимо увлекательной. Во время просмотра ребята отправлялись в захватывающий рисованный мир, где вместе с мужественной командой неустанно боролись за справедливость.

Долгая история Чипа и Дейла

Главные персонажи «Чип и Дейла», два веселых бурундучка, имеют длинную историю. Они появились еще в далеком 1943 году, став не особо ярко выраженными персонажами мультфильма «Рядовой Плуто». С тех пор эти бурундучки стали героями более 20 мультипликационных фильмов.

Для достигшего советского зрителя в 1991 году мультфильма «Чип и Дейл спешат на помощь» персонажи были подобраны не сразу. Работники студии «Дисней» сначала остановились на героях известного тогда мультика «Спасатели», затем был придуман совершенно новый персонаж, мышь Кит Колби, но он был критично воспринят продюсерами. В итоге выбор пал на давно известных и полюбившихся публике Чипа и Дейла. Правда, их образы и характеры несколько видоизменили.

Сюжет

Ради того, чтобы мультсериал стал более интересным, в него были добавлены и другие главные герои, из которых создатели сделали команду спасателей, борющихся за справедливость. Так, кроме Чипа и Дейла в состав сплоченной команды вошла изобретательная мышка Гайка, еще одна мышь, но уже солидный "мужчина" габаритных размеров Рокфор и маленькая зеленая муха с огромными глазами по имени Вжик.

У активной команды, отстаивающей справедливость, есть собственный летающий аппарат и одно жилье на всех в дупле старого дерева. Спасатели то и дело попадают в передряги, спасая жителей Земли от злодеяний Нортона Нимнула и кота Толстопуза. Серьезный Чип, непоседливый Дейл, безумно любящий изобретательная Гайка и неразговорчивый Вжик на протяжении всех серий доказывают, что они - отличная команда спасателей, которую не смогут одолеть никакие злодеи.

Характеристика членов спасательной команды: Чип и Дейл

Чип и Дейл - персонажи мультфильма, которые, как уже говорилось, побывали участниками многих приключений. Для команды спасателей их образы были существенно доработаны. Так, Чип получил и куртку коричневого цвета, что придало ему особую серьезность. А комичному Дейлу, с красным носом и смешным хохолком, надели рубашку в гавайском стиле.

Чип является самым серьезным членом команды спасателей. Он увлекается детективами и всегда готов оказать помощь каждому, кто попал в беду. Кроме бескорыстной помощи другим, его мысли постоянно занимает любовь к Гайке, тоже спасателю. Совершенной противоположностью Чипа является Дейл. Он ведет себя как маленький ребенок: играет в видеоигры, читает комиксы и увлекается просмотром фантастики, ужастиков и боевиков. Благодаря его несерьезности команда часто попадает в передряги, а с Чипом из-за этого у него постоянно возникают ссоры, которые всегда заканчиваются примирением. С такой же силой, с какой он ненавидит убираться в доме, он, как и Чип, любит Гайку.

Характеристика остальных членов команды

Остальные главные положительные персонажи «Чип и Дейла» - это Рокфор, или Рокки, Гайка и Вжик. Каждый из них по-своему уникален. Рокфор - это толстая рыжеусая мышь, одетая в зеленый свитер и серый плащ, с летными очками на голове. В прошлом он был отчаянным путешественником и на досуге любит потешить друзей своими рассказами.

Особенно запоминающейся его чертой является безумная любовь к сыру: только услышав его запах, Рокки впадает в транс и непреодолимо стремится к любимому лакомству. Он балует свой отряд приготовленными собственноручно вкусностями, к Гайке у него отеческие чувства.

Гайка - это рыжеволосая мышь в фиолетовом комбинезоне. Ее отличительная черта - удивительные изобретательские и конструкторские навыки. Свои умения рукодельница всегда использует на благо команды, изготавливая летательные аппараты или оружие. Хобби Гайки - коллекционирование шарниров.

Самый маленький спасатель - это в по имени Вжик. Кроме жужжания, он никогда ничего не произносит, но всегда верно исполняет все поручения. Главные задачи, которые обычно перед ним ставятся, - это разведка и вскрытие замков. Спасатели часто сотрудничают с отделом полиции, состоящим из сержанта Спинелли, полицейских Малдуна и Келби и детектива в отставке Дональда Дрейка с псом Платоном.

Персонажи-злодеи

Негативные персонажи мультика «Чип и Дейл спешат на помощь» - это негодяи, постоянно строящие злые планы. Среди них кот Толстопуз и его банда. Любыми правдами и неправдами он стремится разбогатеть, доставить неприятности собакам, которых ненавидит, и отомстить спасателям за то, что они вечно мешают его планам.

Банда Толстопуза состоит из худого и глупого кота Мепса, наивного и подслеповатого Крота, ставшего в банде ящера Бородавки, мозга злодеев и сильного крыса Сопатки.

На этом негативные персонажи «Чип и Дейла» не заканчиваются. Есть еще Нортон Нимнул - ученый-изобретатель с нарушенной психикой. В целях наживы он постоянно создает новые технические устройства, но все обычно заканчивается неудачами, что приводит его в бешенство.

Это мультфильм про героическую команду спасателей, которые не остановятся ни перед чем, лишь бы защитить невинных и восстановить справедливость. На нем воспитывалось юное поколение 90-х. Забавные герои оставили неизгладимый след в душах детей, которые, будучи уже взрослыми, нередко вспоминают счастливые минуты, проведенные в компании любимых героев.

Chip "n" Dale ) - анимационные персонажи ряда мультфильмов и мультсериалов , созданные американской компанией «Disney» . Наибольшую известность они приобрели благодаря мультсериалу «Чип и Дейл спешат на помощь» (англ. «Chip "n Dale Rescue Rangers» ), снятому в -1990 годах . Их имена являют собой каламбур, основанный на фамилии "Чиппендейл" (по фамилии Томаса Чиппендейла , крупнейшего мастера английского мебельного искусства эпохи рококо и раннего классицизма).

История

Впервые Чип и Дейл появились в мультфильме «Рядовой Плуто» (англ. «Private Pluto» ) 2 апреля 1943 года . Изначально они не имели отличительных черт. До 1956 года было снято 23 мультфильма с участием Чипа и Дейла. В 1983 году Чип и Дейл появились в эпизодических ролях в короткометражном мультфильме «Рождественская история Микки ». Их имена являются игрой слов, основанной на мебельном стиле «Чиппендейл »

Мультсериал «Чип и Дейл спешат на помощь»

Мультсериал «Клуб Микки Мауса»

Чип и Дейл часто появляются в сериале «Клуб Микки Мауса».

  1. «Дейзи-растеряшка» / «Daisy-Bo-Peep»
  2. «Гонки на воздушных шарах» / «Donald"s Big Balloon Race»
  3. «День Рождения Минни» / «Minnie"s Birthday»
  4. «Прятки» / «Mickey Go Seek»
  5. «Танец Дэйзи» / «Daisy"s Dance»
  6. «Плуто - чемпион» / «Pluto"s Best»
  7. «Дэйзи в поднебесье» / «Daisy in the Sky»
  8. «Гуффи всемогущий» / «Goofy the Great»
  9. "Mickey"s Great Clubhouse Hunt"
  10. "Donald"s Hiccups"
  11. "Minnie"s Picnic"
  12. "Goofy in Training"
  13. "Mickey"s Big Band Concert"
  14. "Clarabelle"s Clubhouse Carnival"
  15. "Minnie"s Mystery"
  16. "Mickey"s Comet"
  17. "Space Captain Donald"
  18. "The Friendship Team"
  19. "Pluto"s Playmate"
  20. "Choo-Choo Express"
  21. "Goofy"s Coconutty Monkey"
  22. "Daisy the Painter"
  23. "Mickey"s Adventures in Wonderland"
  24. "Chip"s and Dale"s First Beach Trip"
  25. "Minnie"s Mouseke-Calendar"
  26. "Minnie"s Wizard of Dizz"
  27. "Minnie and Daisy"s Flower Shower"
  28. "Secret Spy Daisy"
  29. "Minnie in Tuffyland"

Список мультфильмов с участием Чипа и Дейла

# Название (англ.) Дата премьеры (США)
1 «Private Pluto» 2 апреля 1943 года
2 «Squatter’s Right» 7 июня 1946 года
3 «Chip an" Dale» 28 ноября 1947 года
4 «Three for Breakfast» 5 ноября 1948 года
5 «Winter Storage» 3 июня 1949 года
6 «All in a Nutshell» 2 сентября 1949 года
7 «Toy Tinkers» 16 декабря 1949 года
8 «Crazy Over Daisy» 25 марта 1950 года
9 «Trailer Horn» 28 апреля 1950 года
10 «Food for Feudin’» 11 августа 1950 года
11 «Out on a Limb» 15 декабря 1950 года
12 «Chicken in the Rough» 19 января 1951 года
13 «Corn Chips» 23 марта 1951 года
14 «Test Pilot Donald» 8 июня 1951 года
15 «Out of Scale» 2 ноября 1951 года
16 «Donald Applecore» 8 января 1952 года
17 «Two Chips and a Miss» 21 марта 1952 года
18 «Pluto’s Christmas Tree» 21 ноября 1952 года
19 «Working for Peanuts» 11 ноября 1953 года
20 «The Lone Chipmunks» 19 апреля 1954 года
21 «Dragon Around» 16 июля 1954 года
22 «Up a Tree» 23 сентября 1955 года
23 «Chips Ahoy» 24 февраля 1956 года
24 «Donald and the Big Nut» 1999 год
25 «Mickey’s Mixed Nuts» 2000 год
26 «Golf Nut Donald» 2001 год

Напишите отзыв о статье "Чип и Дейл (персонажи)"

Литература

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Чип и Дейл (персонажи)

«В наших храмах мы не знаем других степеней, – читал „великий мастер, – кроме тех, которые находятся между добродетелью и пороком. Берегись делать какое нибудь различие, могущее нарушить равенство. Лети на помощь к брату, кто бы он ни был, настави заблуждающегося, подними упадающего и не питай никогда злобы или вражды на брата. Будь ласков и приветлив. Возбуждай во всех сердцах огнь добродетели. Дели счастье с ближним твоим, и да не возмутит никогда зависть чистого сего наслаждения. Прощай врагу твоему, не мсти ему, разве только деланием ему добра. Исполнив таким образом высший закон, ты обрящешь следы древнего, утраченного тобой величества“.
Кончил он и привстав обнял Пьера и поцеловал его. Пьер, с слезами радости на глазах, смотрел вокруг себя, не зная, что отвечать на поздравления и возобновления знакомств, с которыми окружили его. Он не признавал никаких знакомств; во всех людях этих он видел только братьев, с которыми сгорал нетерпением приняться за дело.
Великий мастер стукнул молотком, все сели по местам, и один прочел поучение о необходимости смирения.
Великий мастер предложил исполнить последнюю обязанность, и важный сановник, который носил звание собирателя милостыни, стал обходить братьев. Пьеру хотелось записать в лист милостыни все деньги, которые у него были, но он боялся этим выказать гордость, и записал столько же, сколько записывали другие.
Заседание было кончено, и по возвращении домой, Пьеру казалось, что он приехал из какого то дальнего путешествия, где он провел десятки лет, совершенно изменился и отстал от прежнего порядка и привычек жизни.

На другой день после приема в ложу, Пьер сидел дома, читая книгу и стараясь вникнуть в значение квадрата, изображавшего одной своей стороною Бога, другою нравственное, третьею физическое и четвертою смешанное. Изредка он отрывался от книги и квадрата и в воображении своем составлял себе новый план жизни. Вчера в ложе ему сказали, что до сведения государя дошел слух о дуэли, и что Пьеру благоразумнее бы было удалиться из Петербурга. Пьер предполагал ехать в свои южные имения и заняться там своими крестьянами. Он радостно обдумывал эту новую жизнь, когда неожиданно в комнату вошел князь Василий.
– Мой друг, что ты наделал в Москве? За что ты поссорился с Лёлей, mon сher? [дорогой мoй?] Ты в заблуждении, – сказал князь Василий, входя в комнату. – Я всё узнал, я могу тебе сказать верно, что Элен невинна перед тобой, как Христос перед жидами. – Пьер хотел отвечать, но он перебил его. – И зачем ты не обратился прямо и просто ко мне, как к другу? Я всё знаю, я всё понимаю, – сказал он, – ты вел себя, как прилично человеку, дорожащему своей честью; может быть слишком поспешно, но об этом мы не будем судить. Одно ты помни, в какое положение ты ставишь ее и меня в глазах всего общества и даже двора, – прибавил он, понизив голос. – Она живет в Москве, ты здесь. Помни, мой милый, – он потянул его вниз за руку, – здесь одно недоразуменье; ты сам, я думаю, чувствуешь. Напиши сейчас со мною письмо, и она приедет сюда, всё объяснится, а то я тебе скажу, ты очень легко можешь пострадать, мой милый.
Князь Василий внушительно взглянул на Пьера. – Мне из хороших источников известно, что вдовствующая императрица принимает живой интерес во всем этом деле. Ты знаешь, она очень милостива к Элен.
Несколько раз Пьер собирался говорить, но с одной стороны князь Василий не допускал его до этого, с другой стороны сам Пьер боялся начать говорить в том тоне решительного отказа и несогласия, в котором он твердо решился отвечать своему тестю. Кроме того слова масонского устава: «буди ласков и приветлив» вспоминались ему. Он морщился, краснел, вставал и опускался, работая над собою в самом трудном для него в жизни деле – сказать неприятное в глаза человеку, сказать не то, чего ожидал этот человек, кто бы он ни был. Он так привык повиноваться этому тону небрежной самоуверенности князя Василия, что и теперь он чувствовал, что не в силах будет противостоять ей; но он чувствовал, что от того, что он скажет сейчас, будет зависеть вся дальнейшая судьба его: пойдет ли он по старой, прежней дороге, или по той новой, которая так привлекательно была указана ему масонами, и на которой он твердо верил, что найдет возрождение к новой жизни.
– Ну, мой милый, – шутливо сказал князь Василий, – скажи же мне: «да», и я от себя напишу ей, и мы убьем жирного тельца. – Но князь Василий не успел договорить своей шутки, как Пьер с бешенством в лице, которое напоминало его отца, не глядя в глаза собеседнику, проговорил шопотом:
– Князь, я вас не звал к себе, идите, пожалуйста, идите! – Он вскочил и отворил ему дверь.
– Идите же, – повторил он, сам себе не веря и радуясь выражению смущенности и страха, показавшемуся на лице князя Василия.
– Что с тобой? Ты болен?
– Идите! – еще раз проговорил дрожащий голос. И князь Василий должен был уехать, не получив никакого объяснения.
Через неделю Пьер, простившись с новыми друзьями масонами и оставив им большие суммы на милостыни, уехал в свои именья. Его новые братья дали ему письма в Киев и Одессу, к тамошним масонам, и обещали писать ему и руководить его в его новой деятельности.