Почему повесть платонова называется котлован. Смысл названия повести

Повесть А. П. Платонова “Котлован” – философская драматическая картина слома времени и слома народной жизни в период выполнения планов первых пятилеток и колхозного строительства.
Революционный вихрь 1917 года поднял на дыбы всю Россию, указал ей новый путь, по которому устремились “в солнечный край непочатый” миллионы людей. Но не все спешат идти по общей дороге в светлое будущее.
Главный герой повести “Котлован” Вощев уволен “в день тридцатилетия личной жизни… с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования”. Куда он идет? Он находит работу на рытье котлована для общепролетарского дома. Но из здесь героя не покидает “задумчивость среди общего темпа труда”, из-за которой ему дали расчет на заводе.
О чем же думает герой? Что ищет? Он думает над такими философскими вопросами, как “план общей жизни”, истина, без которой “стыдно жить”. Вощев не может “трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства мира и того, куда надо стремиться”.
Именно поиск истины и смысла жизни не позволяет Вощеву оставаться на месте. Его маршрут лишен конкретности. Пространство, в котором движется герой, это не столько просторы Советского Союза, сколько условное пространство смысла. Его координаты – город-котлован, колхоз имени Генеральной Линии – имеют символическое значение. Здесь, в этих точках бесконечного мира, Вощев пытается обрести истину. И на строительстве котлована, и в колхозе он встречает людей, которые, как кажется на первый взгляд, эту истину нашли.
У рабочих, строителей-философов котлована, есть вполне определенная цель: они строят “то единое здание, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата”. Являвшийся лишь лишь в мечтах и грезах, он скоро станет реальностью, ведь строительство уже начато, а значит, скоро сбудется мечта о всеобщем счастье. Разве это не есть та истина, ради которой стоит жить? Но чем больше всматривается Вощев в лица строителей, тем сильнее испытывает разочарование от такой истины: “Хотя они и владели смыслом жизни, что равносильно вечному счастью, однако их лица были угрюмы и худы, а вместо покоя жизни они имели измождение. Вощев со скупостью надежды, со страхом утраты наблюдал этих… людей, способных без торжества хранить в себе истину”.
Не находит истины Вощев и в деревне. Здесь задача тоже проста и конкретна: ликвидировать кулаков, свезти все имущество на оргдвор, объявить о создании колхоза, и тогда все крестьяне объединятся в единую счастливую семью. И вот когда “кулацкий сектор”, погруженный на плот, наконец-то скрылся за поворотом реки, в колхозе начинается праздник. Странная, почти нереальная пляска, сопровождающаяся “возгласами довольства” и ржанием обобществленных лошадей, так не похожа на искреннюю человеческую радость. И даже после того как музыка прекратилась, механическое топтание “счастливых” колхозников продолжается. Радость, подобная смерти, – вот результат того перелопачивания жизни, которое осуществляют платоновские герои. Не случайно мирное строительство в повести “Котлован” изображено как жертвоприношение будущему. Но Вощеву нужно прикоснуться к этому “будущему счастью и действу”, чтобы уверовать в святость и необходимость жертв.
Надежда на обретение истины с новой силой загорается в душе Вощева с появлением на котловане Насти. Она становится для него воплощением истины, цели. Ее жизнь – оправдание смерти Козлова, Софронова и многих других жертв. Но занятые “всеобщим счастьем” строители не уберегли девочку: “Никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации”.
Общепролетарский дом, котлован, под который с таким усердием рыли герои повести, так и остался мечтой. Реальностью стала могила для Насти. Эту могилу Чиклин выдолбил в вечном камне на дальнем краю котлована.
Рытье фундамента и создание колхоза являются в повести Платонова философским воплощением, символом строительства той новой жизни, которая должна была даровать людям царство истины. Но у тела умершей Насти Вощев не только с горечью понял, что в этой великой стройке не найти ему истины и смысла жизни, но впервые усомнился в их существовании: “Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человечка, в котором бы истина стала радостью и движением?”
А это значит, что незачем ему больше оставаться здесь, вблизи котлована. Придется снова отправляться в путь и снова подбирать по дороге ненужные вещи, чтобы когда-нибудь они получили какой-либо смысл, потому что все в этом мире должно иметь смысл.
Таким образом, смысл философской повести Платонова заключается в разоблачении созданного “всемирного счастья”. Энтузиазм первых лет революции оказывается лишь рытьем собственной могилы. Появляющиеся на строительстве котлована крестьяне работают “с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована”. Так постепенно Платонов приходит к мысли об отдалении людей от той истины, которой они готовы были посвятить себя без остатка.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. “Тогда он остановился и глянул кругом. Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю, все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована” А. П. Платонов. В повести “Котлован” А. Read More ......
  2. Желанием исследовать одну из самых сложных проблем XX века – проблему приобщения человека к новой жизни – проникнута трагическая мистерия о коллективизации, созданная Андреем Платоновым необычайно быстро: с декабря 1929 по апрель 1930 года, так же, как создавался роман Николая Read More ......
  3. Главной темой повести А. Платонова “Котлован” является строительство социализма в городе и деревне. В городе оно, как показывает автор, осуществляется через возведение нового здания, “куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата”. В деревне же строительство социализма заключается в создании Read More ......
  4. В литературе ХХ века заметно усилилась тенденция к трансформации таких традиционных изобразительных средств, как ирония, сарказм и гротеск. Ирония, которая до сих пор понималась как насмешка, позволяющая занять отчужденную позицию, подлую по отношению к миру, приобретает характер протеста. Ироническое отношение Read More ......
  5. Наше поколение начало осознавать себя именно в тот период, когда старое советское мироустройство рухнуло, а на смену ему пришло новое – демократия, свобода слова, когда свет увидели произведения Булгакова, Домбровского, Пастернака, Пильняка, Платонова и других. Мы читаем произведения, в которых Read More ......
  6. Повесть Андрея Платоновича Платонова “Котлован” соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды, что в далеком будущем на месте котлована вырастет “город-сад”, что хоть что-то поднимется из этой ямы, которую безостановочно роют герои. Котлован Read More ......
  7. В повести А. П. Платонова “Котлован” поднимается одна из важнейших проблем русской литературы XX века – проблема приобщения человека к новой жизни. Герой Платонова Вощев попадает в бригаду, которая должна вырыть котлован. Читатель узнает, что раньше Вощев работал на заводе, Read More ......
  8. Жизнь А. Платонова пришлась на первую половину нашего столетия – самое сложное время в истории страны. Признавая жизнь высшей ценностью, Платонов не считал, однако, всякую жизнь достойной человека. Писатель стремился постичь смысл жизни, назначение человека. В труде – бесконечном, изнуряющем Read More ......
Философский смысл произведения А. П. Платонова “Котлован”

Сочинение

«Тогда он остановился и глянул кругом. Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю, все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована"

А. П. Платонов.

В повести «Котлован» А. П. Платонов изобразил строительство «общепролетарского дома», в котором будут жить все трудящиеся города.

«Стройка социализма» рассматривается Платоновым в контексте библейской легенды о Вавилонской башне как новая попытка человечества построить «город и башню, высотою до небес». В повести ведется рассказ о строительстве котлована к этому символическому сооружению. Известно, насколько важно построить цокольную часть дома, дабы он не разрушился от времени и стихийных катаклизмов. Таким образом, рытье котлована — очень важный этап в строительстве и в повести.

Землекопы, задействованные в создании котлована, одинокие люди. Смысл их жизни сводится только к тяжелому, изматывающему физическому труду. Эти землекопы строят фундамент будущего счастья, являясь несчастными людьми. Так, Прушевский «боялся пустого домашнего времени, он не знал, как ему жить одному».

Чиклин (создается такое впечатление) будто нарочно старается как можно больше истощить себя работой, чтобы усталость избавила его от тяжелых, мрачных мыслей, чтобы можно было только уснуть, ни о чем не думая.

У землекопов нет жен, нет детей, они лишены самого простого, обыкновенного счастья. А разве они испытывают радость, удовлетворение от того, что строят дом счастья? Ощущают себя миссионерами? Нет, каждый из них ждет любого удобного момента, чтобы уйти с этого строительства.

Как это символично: котлован для дома счастья «строят люди с бессознательными лицами», «угрюмыми и худыми», не люди, а роботы, запрограммированные лишь на одно действие, — тяжкий, до отупения, физический труд.

Котлован, который методично, не прекращая, роют люди, отнимает у земли «тысячи былинок, корешков и мелких почвенных приютов», упраздняется «старинное природное устройство». Вместо естественной жизни, природы, воплотившейся в жадно тянущиеся к солнцу былинках, траве, корешках, — «теснины тоскливой глины», яма для создания эфемерного, придуманного счастья.

Котлован, который усердно роют землекопы, воспринимается как строительная яма, где похоронены заживо изнуренные трудом люди. У этих людей отняли способность думать, мыслить. Их убеждают, что превыше всего стоит это строительство, и ради него необходимо забыть о любви, устройстве семейного счастья, духовной жизни.

На дне этой ямы, в слоях земли, где работали землекопы, будет храниться страшная память об этих несчастных людях! И земля эта, вырытый котлован, станет первоосновой дома счастья. Ужасная перспектива…

Каждый из землекопов — очень несчастен. Вощев, который инстинктивно ощущает, что не может сводиться смысл жизни только к труду до отупения, что должно быть еще что-то, хоронит на дне котлована свою надежду найти смысл жизни. Здесь в процессе изнурительной работы его найти нельзя. Герой, придя в бригаду и став одним из тех, кто роет котлован для общепролетарского дома, избавлен от необходимости и возможности думать.

Существование землекопов сравнивается с пребыванием на дне «ада». Желание сберечь жизнь истощенных непосильным трудом рабочих котлована рождает в голове землекопа проект использования оврага для расширения котлована. «Овраг» всегда был в платоновском мировоззрении символом «адова дна».

Чиклин, развергая «неподвижную землю», «остановился и глянул кругом»: «Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю; все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована».

Как странно звучит: «хотели спастись навеки в пропасти котлована». Ведь, по сути дела, они роют себе огромную, массовую могилу! Но могила эта воспринимается землекопами как «спасение». Спасение от чего? Вероятно, от той действительности, которая уготована им новым государственным строем. При этом строе теряют свое значение такие святые понятия, как семья, любовь, долг…

И что самое страшное — котлован становится могилой для маленькой девочки — Насти. Настя умирает от недостатка душевного тепла: «Вместо игрушек у нее железный лом, в одном гробу девочка спит, а второй использует в качестве красного уголка». Автор замечает: «Мимо барака проходили многие люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и думал о сплошной коллективизации».

Настя — символический образ коммунизма, будущего государства. Неслучайно Сафронов приветствует девочку «как элемент будущего». Настя умерла, а вместе с ней исчезла и вера в светлое будущее.

Котлован, становясь все больше, превращается в могилу девочки. Яма, которую вырывают для создания дома счастья, становится местом погребения ребенка, самого чистого и святого, что есть на свете.

Другие сочинения по этому произведению

Грустно существующие люди (по повести А. Платонова «Котлован») А.П.Платонов. "Котлован". Библейские мотивы в повести А. Платонова «Котлован». Драматизм приобщения к новой жизни (По повести А. П. Платонова «Котлован») Люди в произведении А. Платонова «Котлован». О чем я рассуждала, читая «Котлован» Основные образы повести А. П. Платонова «Котлован» Особенности стиля повести А. Платонова «Котлован» Предсказания в произведениях "Котлован" Платонова и "Мы" Замятина Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова («Мы» и «Котлован»). Проблема коллективизации и образ активиста в повести Платонова «Котлован» Проблематика и идея повести А. Платонова «Котлован» Проблематика повести А. П. Платонова «Котлован» Пророчество Платонова в повести «Котлован» Рецензия-отзыв на повесть А. П. Платонова «Котлован» Смысл названия повести А. Платонова «Котлован» Строительство «нового мира» в повести А. Платонова «Котлован». Тема смысла жизни в повести А. П. Платонова «Котлован» Философский смысл произведения А. П. Платонова «Котлован» Художественное своеобразие произведения А. Платонова «Котлован». Человек и тоталитарное государство в повести А. П. Платонова «Котлован» "Котлован" А. Платонова как художественный документ эпохи Истина как смысл жизни (по повести Платонова «Котлован») Герои повести «Котлован» Система персонажей повести «Котлован» Платонов А. П. Роман-антиутопия в русской литературе «Новая» действительность в повести «Котлован» Проблематика и герои произведений А. П. Платонова (на примере одного рассказа). По повести «Котлован» Образ простого русского человека в произведении А. Платонова «Котлован» Сочинение А. П. Платонов. «Котлован» Особенности стиля повести Центральная проблема в повести «Котлован» В «Котловане» автор разбивает миф о светлом будущем Характеристика образа Пашкина Льва Ильича Строительство "нового мира" в повести Роман-антиутопия в русской литературе Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова Утопический мир повести Платова «Котлован» Порицание тоталитаризма в повести Платонова «Котлован»

Неисправимый идеалист и романтик, А. П. Платонов верил в «жизненное творчество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории «зарю прогресса человечества». Писатель - реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей «экономить свою правду», «выключать сознание», «переходить изнутри вовне», не оставляя в душе ни единого «личного чувства», «терять ощущение самого себя». Он понимал, почему «жизнь на время останавливает» того или иного человека, подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему «неугасимая жизнь» то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну. А. П. Платонов принадлежит к тем авторам, кто услышал в революции не только «музыку», но и отчаянный крик. Он увидел, что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в чем не повинных людей, якобы мешающих общему благу.

Повесть А. П. Платонова «Котлован» (1930) - драматическая картина слома времени и слома народной жизни в период выполнения планов первых пятилеток и колхозного строительства. Революционный вихрь семнадцатого года поднял на дыбы всю Россию, указал ей новый путь, по которому устремились «в солнечный край непочатый» миллионы людей. Но не все спешат идти по общей дороге в светлое будущее.

Главный герой повести «Котлован» уволен «в день тридцатилетия личной жизни... с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования». Куда идет он? Он находит работу на рытье котлована для общепролетарского дома. Но и здесь его не покидает «задумчивость среди общего темпа труда», из-за которой ему дали расчет на заводе. О чем же думает герой? Что ищет? Он думает «о плане общей жизни», об истине, без которой «стыдно жить». Он не может «трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства мира и того, куда надо стремиться». Именно поиск истины и смысла жизни не позволяет Вощеву оставаться на месте. Его маршрут лишен конкретности. Пространство, в котором движется герой, это не столько просторы Советского Союза, сколько условное пространство смысла, и его координаты - город, котлован, колхоз имени Генеральной линии - имеют символическое значение.

Здесь, в этих точках бесконечного мира, Вощев пытается обрести истину. И на строительстве котлована, и в колхозе он встречает людей, которые, как кажется на первый взгляд, эту истину нашли. У рабочих, строителей котлована, есть вполне определенная цель: они строят «то единое здание, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата. Являвшийся лишь в мечтах и грезах, он скоро станет реальностью, ведь строительство уже начато, а значит, скоро сбудется мечта о всеобщем счастье. Разве это не есть та истина, ради которой стоит жить? Но чем больше всматривается Вощев в лица строителей, тем сильнее испытывает разочарование от такой истины: «Хотя они и владели смыслом жизни, что равносильно вечному счастью, однако их лица были угрюмы и худы, а вместо покоя жизни они имели измождение. Вощев со скупостью надежды, со страхом утраты наблюдал этих грустно существующих людей, способных без торжества хранить в себе истину».

Не находит истины Вощев и в деревне. Здесь задача тоже проста и конкретна: ликвидировать кулаков, свезти все имущество на оргдвор, объявить о создании колхоза, и тогда все крестьяне объединятся в единую счастливую семью. И вот когда «кулацкий сектор», погруженный на плот, наконец-то скрылся за поворотом реки, в колхозе начинается праздник. Странная, почти нереальная пляска, сопровождающаяся «возгласами довольства» и ржанием обобществленных лошадей, так не похожа на искреннюю человеческую радость. И даже после того как музыка прекратилась, механическое топтание «счастливых» колхозников продолжается. Вторя зажужжавшей мухе, «колхоз... запел слабым голосом. Слов в этой песне понять было нельзя... но в них слышалось жалобное счастье и напев бредущего человека». Радость, подобная смерти, - вот результат того перелопачивания жизни, которое осуществляют платоновские герои. Не случайно мирное строительство в повести «Котлован» изображено как жертвоприношение будущему.

Но Вощеву нужно прикоснуться перстами к этому «будущему счастью и действу», чтобы уверовать в святость и необходимость жертв. Надежда на обретение истины с новой силой загорается в душе Вощева с появлением на котловане Насти. Она становится для него воплощением истины, цели. Ее жизнь - оправдание смерти Козлова, Софронова и многих других жертв. Но занятые «всеобщим счастьем» строители не уберегли девочку. «Никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации». Общепролетарский дом, котлован под который с таким усердием рыли герои повести, так и остался мечтой. Реальностью стала могила для Насти. Эту могилу Чиклин выдолбил в вечном камне на дальнем краю котлована. Рытье котлована и создание колхоза являются в повести Платонова воплощением строительства той новой жизни, которая должна была даровать людям царство истины.

Но у тела умершей Насти Вощев не только с горечью понял, что в этой великой стройке не найти ему истины и смысла жизни, но впервые вообще усомнился в их существовании: «Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человечка, в котором истина стала бы радостью и движеньем?»

А это значит, что незачем ему больше оставаться здесь, вблизи котлована, и придется снова отправляться в путь и снова подбирать по дороге ненужные вещи, чтобы когда-нибудь, пусть не сейчас, они получили какой-либо смысл, потому что все в этом мире должно иметь смысл. И будет это странствие вечным, потому что «нигде человеку конца не найдешь и масштабной карты души его составить нельзя». И будет герой брести и брести, встречая на своем пути таких же одиноких людей, осиротевших от утраты высшего смысла. И может быть, где-то на повороте обдаст его морозной пылью бешено мчащаяся куда-то «птица-тройка». «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа...»

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Что означает название повести «Котлован»? . И в закладках появилось готовое сочинение.

«Тогда он остановился и глянул кругом. Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю, все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована»

А.П. Платонов.

В повести «Котлован» А.П. Платонов изобразил строительство «общепролетарского дома», в котором будут жить все трудящиеся города.

«Стройка социализма» рассматривается Платоновым в контексте библейской легенды о Вавилонской башне как новая попытка человечества построить «город и башню, высотою до небес». В повести ведется рассказ о строительстве котлована к этому символическому сооружению. Известно, насколько важно построить цокольную часть дома, дабы он не разрушился от времени и стихийных катаклизмов. Таким образом, рытье котлована – очень важный этап в строительстве и в повести.

Землекопы, задействованные в создании котлована, одинокие люди. Смысл их жизни сводится только к тяжелому, изматывающему физическому труду. Эти землекопы строят фундамент будущего счастья, являясь несчастными людьми. Так, Прушевский «боялся пустого домашнего времени, он не знал, как ему жить одному».

Чиклин (создается такое впечатление) будто нарочно старается как можно больше истощить себя работой, чтобы усталость избавила его от тяжелых, мрачных мыслей, чтобы можно было только уснуть, ни о чем не думая.

У землекопов нет жен, нет детей, они лишены самого простого, обыкновенного счастья. А разве они испытывают радость, удовлетворение от того, что строят дом счастья? Ощущают себя миссионерами? Нет, каждый из них ждет любого удобного момента, чтобы уйти с этого строительства.

Как это символично: котлован для дома счастья «строят люди с бессознательными лицами», «угрюмыми и худыми», не люди, а роботы, запрограммированные лишь на одно действие, - тяжкий, до отупения, физический труд.

Котлован, который методично, не прекращая, роют люди, отнимает у земли «тысячи былинок, корешков и мелких почвенных приютов», упраздняется «старинное природное устройство». Вместо естественной жизни, природы, воплотившейся в жадно тянущиеся к солнцу былинках, траве, корешках, - «теснины тоскливой глины», яма для создания эфемерного, придуманного счастья.

Котлован, который усердно роют землекопы, воспринимается как строительная яма, где похоронены заживо изнуренные трудом люди. У этих людей отняли способность думать, мыслить. Их убеждают, что превыше всего стоит это строительство, и ради него необходимо забыть о любви, устройстве семейного счастья, духовной жизни.

На дне этой ямы, в слоях земли, где работали землекопы, будет храниться страшная память об этих несчастных людях! И земля эта, вырытый котлован, станет первоосновой дома счастья. Ужасная перспектива...

Каждый из землекопов – очень несчастен. Вощев, который инстинктивно ощущает, что не может сводиться смысл жизни только к труду до отупения, что должно быть еще что-то, хоронит на дне котлована свою надежду найти смысл жизни. Здесь в процессе изнурительной работы его найти нельзя. Герой, придя в бригаду и став одним из тех, кто роет котлован для общепролетарского дома, избавлен от необходимости и возможности думать.

Существование землекопов сравнивается с пребыванием на дне «ада». Желание сберечь жизнь истощенных непосильным трудом рабочих котлована рождает в голове землекопа проект использования оврага для расширения котлована. «Овраг» всегда был в платоновском мировоззрении символом «адова дна».

Чиклин, развергая «неподвижную землю», «остановился и глянул кругом»: «Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю; все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована».

Как странно звучит: «хотели спастись навеки в пропасти котлована». Ведь, по сути дела, они роют себе огромную, массовую могилу! Но могила эта воспринимается землекопами как «спасение». Спасение от чего? Вероятно, от той действительности, которая уготована им новым государственным строем. При этом строе теряют свое значение такие святые понятия, как семья, любовь, долг…

И что самое страшное – котлован становится могилой для маленькой девочки – Насти. Настя умирает от недостатка душевного тепла: «Вместо игрушек у нее железный лом, в одном гробу девочка спит, а второй использует в качестве красного уголка». Автор замечает: «Мимо барака проходили многие люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и думал о сплошной коллективизации».

Настя – символический образ коммунизма, будущего государства. Неслучайно Сафронов приветствует девочку «как элемент будущего». Настя умерла, а вместе с ней исчезла и вера в светлое будущее.

Котлован, становясь все больше, превращается в могилу девочки. Яма, которую вырывают для создания дома счастья, становится местом погребения ребенка, самого чистого и святого, что есть на свете.

Авторская датировка повести «Котлован» - декабрь 1929-апрель 1930. Можно предположить, что события, описанные в повести, происходят в это время. Сюжетно и композиционно повесть, по сравнению с романом, построена сравнительно несложно. Однако отсутствие дополнительных объяснений к ситуациям, событиям и мотивировкам поступков, принятых в прозаических произведениях, держит читателя в постоянном напряжении: по наблюдениям Н. В. Корниенко, основанных на изучении творческой истории «Котлована», повесть написана в манере, близкой к жанру киносценария.

Все произведение, целостное в своей глубинной художественной основе, в символике, выраженной самим названием внешне легко членится на цепь эпизодов, порой, кажется, не связанных логически между собой. В повести нет обозначения глав, однако писатель разрывами разделил текст на ряд картин и сцен. Без объяснений и мотивировок герои совершают поступки, ведущие к трагическим последствиям, За исключением двух персонажей (Вощева и Прушевского) не раскрывается внутренний мир героев, они как бы «непрозрачны», непонятны и автору, и читателю. Столь же необъяснимы их поступки: они совершаются как бы автоматически, непроизвольно, случайно, часто абсурдно.

Закладывается основание огромного Дома для трудящихся, спроектированного инженером Прушевским. Изнурительные работы на котловане описаны Платоновым с устрашающим реализмом. Но когда работы были закончены, начали укладывать в основание котлована бут, у руководства стройки появилась новая идея - вырыть котлован «в четыре - в шесть раз» больше. Бессмысленно, жестоко, абсурдно, но работы на котловане продолжаются, а инженер Прушевский начал чертить новый план. Бессмысленный труд превращается в страшное наказание.

Действие повести перемещается в близлежащую деревню, где организуется колхоз имени Генеральной Линии. Там есть Оргдвор и Оргдом. Все, что происходит в деревне, настолько жестоко и абсурдно, что не могло быть и речи о напечатании повести, - Платонов это понимал. Апокалипсический смысл приобретают все детали и поступки. Например, идея ликвидировать кулачество как класс, посадив кулаков на плот и отправив их, словно по Лете, в море, - и «вот уже кулацкий речной эшелон начал заходить на повороте за береговой кустарник». «Плот» как символ не менее страшен, чем «котлован».

В повести есть мотив, тесно связанный с творчеством Ф. М. Достоевского и характерный для многих произведений Платонова. В основание грандиозного Дома, будущего «светлого завтра» положен ребенок, и не в теории, как у Достоевского, а в жестокой реальности. Антиутопический смысл этого символического ритуала обнажен до крайности. Еще в 1922 г. в статье «Равенство в страдании» Платонов писал: «Человечество - одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному - больно всем. Умирает один - мертвеют все». Но страшнее всего для Платонова, когда «во имя будущего» умирают дети: «Некому, кроме ребенка, передать человеку свои мечты и стремления; некому отдать для конечного завершения свою великую обрывающуюся жизнь. Некому, кроме ребенка. И потому дитя - владыка человечества...» (из статьи «Душа мира» - 639). Мироустройство, остающееся без «владыки человечества», не имеет будущего - для автора «Котлована» это несомненно.

В повести «Котлован» есть остро поставленные злободневные вопросы, связанные с эпохой индустриализации и коллективизации в стране. Гигантомания и темпы захватили весь государственный организм. Строить новое, стирая с лица земли старое наследие, в конце 20-х - начале 30-х годов было задачей еще более актуальной, чем непосредственно в годы революции. Однако символ Котлована не только несет в повести злободневный заряд, но и приобретает глубоко универсальный смысл. Не одна страна пережила эпоху Котлована. Дело не в мечте о Доме (который неимоверными усилиями может быть построен), а именно в Котловане. Дом - утопия, а Котлован - реальность, бездна, пропасть, бездонный провал, куда уходят люди; он бесконечен, он - непрекращающийся процесс поглощения. Смысл его амбивалентен, работа в нем и бессмысленна, и неизбежна. Парадокс в том, что это - единственное место, где Вощев (как и другие) нашел себе питание и пристанище. Символически звучит фраза о мужиках - они пришли из деревни «зачисляться в пролетариат», и дальше сказано, что «все бедные и средние мужики работали с таким усердием, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована».

Язык повести разоблачает описываемую действительность в той же мере, как и происходящие в ней события. Это язык жестокой, мрачной сатиры. В сущности в повести нет такой темы, о которой не было бы сказано на особом, пронзительном языке. Платонов не оставляет ни одной значительной фразы построенной на принципах литературной нормы. Он деформирует устойчивые языковые стереотипы революционной эпохи и того времени, которое описано в повести, когда обессмысливается любая попытка выразить себя или развернуть идеи и принципы. И не только официальная фразеология подвергается тотальной деформации и десемантизации, но и бытовая человеческая речь. Авторское слово практически ничем не отличается от слов персонажей, чаще всего имитируя несобственно-прямую речь. Приведем примеры из текста: «Вощев лежал в сухом напряжении сознательности», «стоял и думал среди производства», «извлекли из нас убежденное чувство и взяли его себе», «уроду империализма никогда не достанутся социалистические Дети», «мешок, куда собирал для памяти и отмщения всякую безвестность», «каждый существовал без всякого излишка жизни», «ты не переживаешь вещества существования», «стыд существования за счет двух процентов тоскующего труда» и т. д.

    Настоящий писатель - это всегда мыслитель, стремящийся заглянуть в будущее, предсказать жизнь потомков. Но писатель - это и человек, создающий систему: нравственных ценностей, взглядов на историю, развитие общества. Литература часто становилась средством...

    Андрей Платонов – писатель-философ, которого более всего интересовало изучение духовной эволюции человека, поиски смысла жизни. Можно сказать, что он вслушивался «не в звучание фраз, а в сложную мелодию, в тревожные вариации мысли». Философский аспект...

    Пашкин Лев Ильич - советский чиновник-бюрократ, председатель окрпрофсовета. В имени и отчестве персонажа комично сочетаются ассоциации одновременно с Троцким и Лениным. Явившись на строительство, П. упрекает землекопов за то, что «темп тих»; позже присылает...

    Исследователей «поражает близость» Платонова к китайскому утописту Ли Шипэю, спроектировавшему общество «равной затраты физических сил», в котором неравенство людей преодолевается через «возрастную регламентацию работ и профессий (в 21 год все строят...