Рукописное сообщение о третьяковской галерее. Государственная Третьяковская галерея

Третьяковка за более чем столетие существования успела стать легендарной: каждый год увидеть хранящиеся здесь экспонаты приезжают люди из всех уголков земного шара. Уникальный музей, собравший в своих стенах живописные шедевры, ведет рассказ не только о развитии искусства, но и о нелегком пути русского народа, отраженном в картинах прославленных отечественных мастеров.

Долгая и славная официально началась в 1856 году. Возникновение знаменитейшего теперь музея связано с именем Павла Михайловича Третьякова, который в то время начал собирать коллекцию работ современных ему отечественных художников.

О Павле Михайловиче Третьякове

Павел Михайлович Третьяков появился на свет в 1832 году в богатой семье, принадлежавшей к известному купеческому роду. Как и все отпрыски состоятельных фамилий, Павел получил отличное образование. Со временем он стал помогать отцу в коммерческих делах. После ухода из жизни обоих родителей, Третьяков занялся развитием семейного дела: фабричное предприятие росло и приносило все больший доход.

Однако Павла Михайловича всегда интересовала история искусства. О создании первой постоянной экспозиции русской живописи он задумывался еще задолго до основания музея. Правда, за два года до открытия Третьяковской галереи будущий меценат приобрел картины голландских мастеров, и только в 1856 году было положено начало его легендарной русской коллекции. Первыми полотнами в ней стали написанные маслом «Искушение» Н. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова. Тогда имена этих художников еще не были известны широкой публике, а Павел Михайлович начал свое собрание картин именно с их работ.

В течение нескольких десятилетий Третьяков собирал полотна выдающихся мастеров живописи, поддерживал дружеские отношения со многими художниками и помогал тем из них, кто в этом нуждался. Краткая история зарождения великой коллекции не вместила бы в себя имен всех, кто был благодарен меценату.

Дом для картин

Третьяковская галерея в Москве входит в число ведущих мировых музеев. Основное здание находится в Лаврушинском переулке, относящемся к одному из древнейших районов столицы - Замоскворечью, новые залы - на Крымском валу.

История здания Третьяковки - это постоянное расширение площадей. Изначально картины располагались непосредственно в доме коллекционера. Затем к купеческому особняку Третьяковых был пристроен своеобразный пассаж, который окружил дом с трех сторон. С 1870 года выставка стала доступной для посещения. С течением времени пришло понимание, что вместить всю живописную коллекцию на имеющемся пространстве уже невозможно, поэтому в 1875 году и было построено по особому распоряжению Павла Михайловича здание Третьяковской галереи, постоянно прирастающее с тех времен необходимыми площадями.

Пополнение собрания: основные вехи

По замыслу создателя, Третьяковский музей должен быть включать в себя только работы русских художников и только те их произведения, которые бы передавали особую сущность подлинной русской души.

Летом 1892 года коллекция была преподнесена в дар Москве. На тот момент собрание состояло из 1 287 картин и 518 графических произведений русских художников. Экспозиция включала в себя еще и более 80 работ европейских авторов и многочисленное собрание икон. С тех пор за счет городской казны галерея начала пополняться настоящими шедеврами мирового искусства. Таким образом, к роковому для истории России 1917 году коллекция Третьяковки состояла уже из 4 000 единиц хранения. Спустя год галерея стала государственной, тогда же произошла и национализация разнообразных частных коллекций. Помимо этого, история художественного собрания продолжилась вхождением в фонд произведений из небольших московских музеев: Цветковской галереи, Румянцевского музея, Музея иконописи и живописи И. С. Остроухова. Именно поэтому уже в начале тридцатых годов прошлого столетия коллекция была более чем пятикратно увеличена. В это же время работы западноевропейских мастеров переходят в другие собрания.

Такова история создания Государственной Третьяковской галереи, хранящей полотна, способные воспеть самобытность русского человека.

День сегодняшний и перспективы

Сейчас Третьяковская галерея - уже не просто музейная экспозиция, но и центр по изучению искусства. Мнение ее работников и специалистов высоко ценится во всем мире, эксперты и реставраторы считаются одними из самых профессиональных в современном мире искусства. Уникальная местная библиотека - еще одно достояние Третьяковки: книжное собрание содержит более 200 000 специализированных томов по искусству.

Наиболее значимые экспонаты выставляются в историческом здании. Экспозиция поделена на разделы:

  • древнерусское искусство (XII–XVIII веков);
  • живопись с XVII столетия до первой половины XIX;
  • живопись второй половины XIX и рубежа XIX и XX веков;
  • русская графика XIII – начала XX столетия;
  • русская скульптура XIII – начала XX века.

Сегодня коллекция включает более 170 000 произведений русского искусства, при этом пополнение экспозиций и хранилищ продолжается. Художники, частные дарители, разнообразные организации и наследники приносят в дар замечательные работы, а значит, не завершена и история создания уникального собрания отечественных шедевров.

Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея (г. Москва). Лаврушинский переулок, 10) - художественный музей, содержащий одну из самых крупных в мире коллекций произведений русского изобразительного искусства. Галерея основана купцом и меценатом Павлом Третьяковым в 1856 году. В советский период расширилась в крупный музейный комплекс. В настоящее время, кроме музейного комплекса в Лаврушинском и Малом Толмачевском переулках, Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская Галерея" включает большой выставочный комплекс Третьяковская галерея на Крымском Валу (Крымский Вал, 10), музей-квартиру А.М. Васнецова (Фурманный переулок, 6), дом-музей В.М.Васнецова (переулок Васнецова, 13).

Официальный сайт Третьяковской галереи:

1874 год - Верещагин проводит выставку картин туркестанского похода и путешествия по Средней Азии. Павел Третьяков восхищён творчеством Верещагина и стремится приобрести всю выставку (всю серию картин) в свою галерею для обязательной постоянной демонстрации. Третьяков купил выставку за 92 000 рублей, что было очень высокой ценой для того времени.

1874 год - Закончено строительство двух первых музейных залов галереи и открыто их постоянное посещение.

1876 год - Павел Третьяков становится сторонником «Передвижников » (Товарищества передвижных художественных выставок - ТПХВ) и начинает покровительствовать их творчеству, покупая и заказывая большое количество картин И.Н. Крамского, И.И. Шишкина , А.К. Саврасова, Н.Н. Ге и др.

1882 год - к галерее пристроены 6 новых залов.

1885 год - к дому пристраивается еще 7 залов. приобретены картины В.И. Сурикова , картины И.Е. Репина , работы В.М. Васнецова , И.И. Шишкина , И.Н.Крамского, И.И. Левитана , В.Д. Поленова и другие.

1892 год - Павел Третьяков передаёт галерею со зданием и всей коллекцией в собственность Московской городской думы. Сам Третьяков получил звание Почётного гражданина Москвы и назначается пожизненным попечителем галереи.

4 (16) декабря 1898 года Павел Михайлович Третьяков скончался в Москве. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы».

1904 год - закончено строительство знаменитого фасада Третьяковской галереи, спроектированного по рисункам художника В. М. Васнецова.

16 января 1913 года - в галерее произошло трагическое событие. На картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» напал вандал с ножом. Узнав о порче картины, хранитель Третьяковской галереи (Е. М. Хруслов) покончил с собой, бросившись под поезд. Илья Репин собственноручно восстанавливал картину, практически вырисовывая заново лица.

1913 год - московская городская дума избирает попечителем Третьяковской галереи Игоря Грабаря.

1918 год - после революции галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и стала государственной.

1926 год - директором музея стал академик А. В. Щусев.

1928 год - произведён серьёзный ремонт здания, системы отопления, организована вентиляция, проведено электричество.

1932 год - здание закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах было передано Третьяковской галерее для запасника.

1936 год - был открыт новый двухэтажный корпус, ведутся работы по организации непрерывного маршрута посещения. Галерея пользуется популярностью, а некоторые картины передвижников используется советской властью для идеологического воспитания.

1941 год - летом начинается срочная эвакуация экспозиции в Новосибирск. Потребовался эшелон из 17 вагонов.

1956 год - отмечен 100-летний юбилей Третьяковской галереи.

1985 год - достроен депозитарий - реставрационные мастерские и хранилище произведений.
Здание на Крымском Валу д. 10, было объединено с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс.

1989 год - к основному зданию галереи (слева от парадного фасада) был пристроен новый «Инженерный корпус». В нём размещена большая часть современных инженерных систем музея.

Государственная Третьяковская галерея (известна также как ГТГ, Третьяковка) - художественный музей в Москве, основанный в 1856 купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных и значительных в мире коллекций российского изобразительного искусства. Экспозиция в московском Лаврушинском переулке «Русская живопись XI - начала XX в» (Лаврушинский пер., д. 10) является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в 1986 году.

Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. Это спустя некоторое время привело к тому, что в 1893 г. для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.

3 июня 1918 г. Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был назначен Игорь Грабарь. При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до 1927 г. оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции ГТГ.

В 1928 г. был произведён серьёзный ремонт отопления и вентиляции, в 1929 г. проведено электричество. В 1932 г. были построены три новых зала, соединивших основное здание ГТГ с помещением запасника в церкви Николы в Толмачах. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции. В музее началась разработка новой концепции размещения экспонатов.

С первых дней Великой Отечественной войны в Галерее начался демонтаж экспозиции - как и другие музеи Москвы, ГТГ готовилась к эвакуации. В середине лета 1941 эшелон из 17 вагонов отправился из Москвы и доставил коллекцию в Новосибирск. Лишь 17 мая 1945 ГТГ была вновь открыта в Москве.

В 1985 г. Государственная картинная галерея, располагавшаяся на Крымском Валу, 10, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс под общим названием Государственная Третьяковская галерея. Сейчас в здании располагается обновлённая постоянная экспозиция «Искусство 20 века».

С 1986 по 1995 г. ГТГ в связи с проведением капитальной реконструкции была закрыта для посетителей.

Частью Третьяковской галереи является Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма. В комплекс музея в Лаврушинском переулке входят, предназначенные для временных выставок, Инженерный корпус и Выставочный зал в Толмачах.

В состав федерального государственного учреждения культуры Всероссийское Музейное Объединение Государственная Третьяковская Галерея (ФГУК ВМО ГТГ) входят: Музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной, Дом-музей В. М. Васнецова, Музей-квартира А.М. Васнецова, Дом-музей П.Д. Корина, Выставочный зал в Толмачах.

  • Знакомство детей с историей создания Третьяковской галереи, проведение краткой обзорной экскурсии по галерее.
  • Развитие кругозора учащихся.
  • Формирование их нравственной культуры.
  • Структура классного часа.

    1. Вступление.
    2. История семьи Третьяковых.
    3. Собирательская деятельность П.М. Третьякова.
    4. Обзорная Экскурсия по галерее.
    5. Заключение.

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, выставка репродукций известных художников.

    1. Вступление (Презентация 1 , слайд 1)

    Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Собрание галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898), такой сохранилась она до наших дней.

    2. История семьи Третьяковых. (Слайд 2)

    Купеческий род Третьяковых ведет свою историю из уездного города Малоярославца Калужской губернии, откуда в 1774 году в Москву прибыл прадед П.М.Третьякова Елисей Мартынович (1704–1783) с женой и сыновьями. Следующие поколения Третьяковых успешно расширяли торговлю и приумножали капиталы. Особенно хорошо шли дела у Михаила Захаровича Третьякова (1801–1850), чему способствовала его удачная женитьба на дочери крупного коммерсанта по экспорту сала в Англию Александре Даниловне Борисовой (1812–1899). 29 декабря 1832 года у них родился первенец, будущий основатель знаменитой художественной галереи Павел Михайлович Третьяков. В 1848 году семью постигло горе: от скарлатины умерло четверо детей, а в 1850 году скончался и сам Михаил Захарович Третьяков. После его смерти все движимое и недвижимое имущество досталось двум сыновьям, Павлу и Сергею, которые успешно продолжили торговое дело отца. В 1852 году был куплен дом в Москве, в районе современных Толмачевских переулков, куда въехала семья Третьяковых.

    Старший из братьев Павел долго не женился. Лишь в августе 1865 года состоялась его свадьба с Верой Николаевной Мамонтовой (1844–1899), двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова (1841–1918). Было положено начало долгой счастливой семейной жизни. В семье все любили друг друга. Третьяковы любили путешествовать, с детьми и без детей, по родной стране и за границу. И Павел Михайлович, и Вера Николаевна были людьми, тонко чувствующими природу, искусство, музыку. Их дети выросли такими же. Павел Михайлович много трудился. Большую часть времени отнимало управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазинами, а все оставшееся время посвящалось любимому детищу – галерее. Была еще и благотворительная деятельность. Много сил отдал П.М.Третьяков Арнольдовскому училищу для глухонемых, попечителем которого являлся. Он также принимал участие в деятельности Православного миссионерского общества, занимался попечительством о бедных, состоял членом Коммерческого суда, и конечно был членом разных обществ – художественных, благотворительных, коммерческих. Много хорошего сделал Павел Михайлович за свою жизнь. По его завещанию большие суммы денег были выделены на содержание галереи, на Арнольдовское училище, на различные стипендии. П.М.Третьяков скончался 4 декабря 1898 года, через 3 месяца умерла его жена Вера Николаевна.

    3. Собирательская деятельность П.М. Третьякова. (Слайд 3)

    Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович приобрел две первые картины русских художников “Искушение” Николая Густовича Шильдера и “Стычка с финляндскими контрабандистами” Василия Григорьевича Худякова.

    Тема бесправного положения женщины в русском обществе была очень актуальна во второй половине XIX века. Это явление легло в основу картины "Искушение".

    … Мрачная подвальная комната. Здесь в бедности, живёт красивая девушка и её старушка мать. Дни матери сочтены. Тяжелобольная, она уже не встаёт с кровати за тёмной занавеской. Девушка зарабатывает вышиванием, но на заработанные честным трудом гроши невозможно прокормить себя и больную мать.

    И вот пяльцы заброшены, перед бедняжкой встает проблема выбора дальнейшего пути. Старуха – сводня уже тут как тут. Она протягивает юной героине дорогой браслет. В глубине картины в дверном окошке маячит бородатое лицо искусителя. Если девушка согласится, то он подарит ей этот браслет. Можно будет поесть досыта, позвать к матери врача. На лице девушки, в её движениях испуг и отчаянье… Конфликт усиливается аллегорией: на переднем плане полотна изображена кошка, которая готовится схватить мышь, беспечно прогуливающуюся под комодом. Эта сценка словно указывает на предрешенность выбора девушки.

    Следующая картина Василия Григорьевича Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами". На картине изображен реальный сюжет столкновения отряда таможенной стражи с группой контрабандистов.

    С этого времени П.М.Третьяков твёрдо решил собирать работы своих современников.

    4. Обзорная Экскурсия по галерее. (Слайд 4)

    Уже в начале своей деятельности коллекционера, Третьяков чётко сформулировал цель - создать в Москве национальный общедоступный художественный музей. Эту мысль Третьяков высказывал тогда, когда в петербургский Эрмитаж допускались только избранные, а названия картин, висевших в залах, были написаны по-французски. Третьяков замыслил создать музей, где будет представлена национальная русская школа живописи. Свою галерею Павлу Михайловичу пришлось собирать с нуля, зато он мог целиком положиться на свой вкус. В конце 1850-х годов в его собрании появляются полотна И.И. Соколова, А. Саврасова, М.П. Клодта.

    1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, – “Княжна Тараканова” К. Д. Флавицкого. (Слайд 5)

    П.М.Третьяков любил природу и тонко понимал ее, так что приобретение пейзажей было всегда не случайно. (Слайд 6)

    Особое место в собрании Третьякова занимала портретная галерея. К концу 1860-х годов П.М.Третьяков задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры – композиторов, писателей, художников, артистов, учёных. Он стал не только покупать уже созданные произведения, но и заказывать портреты. (Слайд 7)

    Приобретаемые картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. Места не хватало. В 1872 году было начато строительство двух первых собственно музейных залов, в 1874 году они были готовы. (Слайд 8)

    В 1882 году были пристроены 6 новых залов. В 1880-е годы собрание Третьякова значительно пополнилось. (Слайд 9)

    В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов. 1892 год стал для галереи знаменательным, в этом году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве. Первоначально в состав коллекции входило 1287 живописных произведений, 518 рисунков и 9 скульптур. Сегодня Вы можете ознакомиться с уникальным собранием Третьяковской галереи, насчитывающим более 100 тысяч произведений, которое разделено на несколько разделов. (Слайд 10, 11, 12)

    5. Разделы Третьяковской галереи.

    Первый раздел включает в себя древнерусское искусство XII-XVIII веков. Здесь во время экскурсии Вы увидите уникальные иконы, скульптуры, мелкую пластику, прикладное искусство (около 5 тыс. экспонатов). (Слайд 13)

    Второй раздел включает в себя живопись XVIII - первой половины XIX века. (Слайд 14)

    Третий раздел включает в себя живопись второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (около 7 тысяч произведений). (Cлайд 15)

    В ходе экскурсии Вы сможете оценить уникальность русской графики XVIII - начала XX века (свыше 30 тысяч произведений), русскую скульптуру XVIII - начала XX века (около 1000 экспонатов). (Слайд 16)

    Интересна коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу. (Слайд 17)

    6. Знакомство с творчеством отдельных художников.

    6.1 Картина Виктора Васильевича Васнецова “Алёнушка”. (Слайд 18)

    Работу над картиной художник начал в 1880 году. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось много этюдов этого времени. Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку.

    6.2 Картина Александра Иванова “Явление Христа народу”. (Слайд 19)

    В 1834 году художник написал “Явление воскресшего Христа Марии Магдалине”. Через три года художник приступил к созданию “Явления Христа народу”. На написание этой картины ушло 20 лет (1837-1857), после чего она была представлена публике в отдельном зале Академии Художеств.

    6.3 Творчество Павла Андреевича Федотова. (Слайд 20)

    “Свежий кавалер" первая картина, в которой художник добился полной реальности в изображении всех предметов обстановки. Вся картина исполнена как миниатюра: она написана чрезвычайно детально с неослабевающим вниманием и к каждому куску пространства и к каждому предмету. Действие происходит в тесной и темноватой комнатушке. Среди безобразного хаоса возвышается фигура "Свежего кавалера", нацепившего орденский крестик на халат. Здесь все построено на комических противоречиях. Сатира Федотова, как и Гоголя, бьет много дальше молодого хвастуна и его смазливой кухарки. "Свежий кавалер" – это апогей чванства и пошлости”.

    В "Завтраке аристократа" цветовое единство строится на основе доминирующего зеленого цвета интерьера. Контрастом этому зеленому звучат синий цвет халата и малиново-красный – шелковых шальвар "аристократа". Каждый цвет необычайно интенсивен, полнозвучен, что, не мешает цельности общего цветового решения.

    В 1848 году Федотов создает свою самую значительную картину – “Сватовство майора”. За нее художнику присвоили звание академика живописи. На академической выставке 1848 года около картины теснились толпы зрителей. Это было новое слово в искусстве, свежее и смелое своею искренностью, правдивостью, глубиною мысли, серьезным критическим направлением. Имя Федотова гремело по Петербургу. Каждая мелочь в “Сватовстве майора” имеет свой смысл, оправдана и обладает определенным назначением для характеристики персонажей, или для пояснения ситуации. В ней нет ничего случайного. Суть картины не исчерпывается живостью изображения сцены. И психологически, и социально она глубока и содержательна. Это не просто сценка, вырванная из гущи жизни. Тема картины – брак по расчету. Брак, превращенный в коммерческое предприятие, брак, поруганный корыстолюбием, циничная проза, не прикрытая никаким поэтическим флером, одна обнаруживающая низменность, бессердечие людей. В картине нет ни одного положительного персонажа. Это настоящее “темное царство”. Это уже не упрек. Это суровое обвинение, жестокая критика.

    6.4 Картина Василия Владимировича Пукирева “Неравный брак”. (Слайд 21)

    В основу работы над картиной художником было положено действительное событие. В 1861 году, то есть за год до создания картины, состоялось обручение одного богатого фабриканта, уже достаточно пожилого, и молоденькой девушки из бедной семьи, некой С. Н. Рыбниковой. Пукирев знал об этом обручении от своего друга и ученика С. М. Варенцова. По рассказу последнего, он и С. Н. Рыбникова любили друг друга, но по неизвестным нам сейчас причинам девушка вышла замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе.

    6.5 Творчество Василия Григорьевича Перова. (Слайд 22)

    Про картины Василия Григорьевича Перова говорили, что они “больно кусаются”. Перов видел, как страдает народ, сочувствовал ему, страдал вместе с ним.

    Зимние сумерки. Вьюга. Два мальчика и девочка запряглись в сани и с трудом тянут по городской улице огромную обледеневшую бочку с водой. Дети выбились из сил. Резкий ветер продувает насквозь их драную одежду. Какой-то добрый человек помогает им вытащить сани на пригорок. Перов назвал картину “Тройка”. Сколько горечи и боли в этом названии! Мы привыкли к песням о лихой тройке, о резвой тройке, а тут – тройка измученных детей.

    К названию картины – “Тройка” – Перов приписал: “Ученики мастеровые везут воду”, потому что в ту пору тысячи детей работали на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Их называли учениками.

    6.6 Картина Ильи Ефимовича Репина “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года”. (Слайд 23)

    Сюжетом для картины послужил подлинный исторический факт - убийство царем Иваном IV своего старшего сына Ивана. Об этом говорит и точная дата в названии картины. Причина убийства Грозным царем своего сына долгое время оставалась невыясненной. Некоторые современники считали причиной царского гнева чисто семейную сцену; другие полагали, что между царем и царевичем возник спор по вопросу о помощи осажденному поляками Пскову. Возможно, что большую роль сыграла и провокация бояр, желавших поссорить Ивана Грозного с сыном.

    6.7 Творчество Василия Ивановича Сурикова. (Слайд 24)

    Картина “Утро стрелецкой казни” написана в 1881 году. Мы видим Красную площадь, заполненную многолюдной толпой. Справа верхом на коне – государь Петр Алексеевич с небольшой группой сподвижников Петр и его соратники показаны на фоне кремлевской стены со строгими, четко очерченными башнями. Личность человека, вставшего на пути перемен, неизбежно перемалывает колесо истории, и Суриков с его даром монументалиста и исторического живописца это осознавал.

    После картины “Утро стрелецкой казни” Суриков погрузился в трагедию петровского любимца А.Д. Меншикова. После смерти Петра I в результате придворных интриг “полудержавный властелин” оказался низвергнутым с вершин власти. В окружении детей, в тесной избе, занесённой сибирскими снегами, коротает Меншиков свои дни. Власть, богатство и слава остались в прошлом. Но сила воли, несломленный характер, готовность активно жить и действовать Меншикову не изменили. Художник воссоздаёт не просто обстоятельства одного мгновенья, но трагедию человеческой жизни в картине “Меншиков в Берёзове”, написанной в 1883 году.

    Картина В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о расколе в русской православной церкви в середине XVII столетия. Против церковных реформ патриарха Никона, начатых в 1655 году, выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом Петровым, духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова. Эта богатая и знатная женщина выступила истовой сторонницей древнего благочестия и активной противницей нововведений. В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году.

    6.8 Картина Архипа Ивановича Куинджи “Берёзовая роща”. (Слайд 25)

    Картина "Березовая роща" была написана в 1879 году и показана на седьмой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Реакция художников и зрителей была единодушной, Куинджи удивил всех необычайностью картины. Ничего похожего не помнили. Природа у А.И. Куинджи одновременно реальна и условна. Художник любуется русской природой.

    7. Передача Галереи г. Москве. (Слайд 26)

    Летом 1892 года умер Сергей Михайлович Третьяков, младший брат Павла Михайловича. Согласно завещанию, его собрание произведений иностранных и русских художников вошло в состав коллекции П.М. Третьякова. В августе 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание вместе с коллекцией брата в дар городу Москве. Галерея перешла в собственность города, а П.М. Третьяков был утвержден ее пожизненным попечителем. Дар П.М. Третьякова имел широкий общественный резонанс. Третьяков в декабре 1896 года был признан почетным гражданином Москвы.

    В 2006 году Государственная Третьяковская галерея встретила свое 150-летие. Юбилей был отмечен целым рядом крупных выставочных проектов. Одна из главных выставок юбилейного года – “Братья Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь и деятельность” – разносторонне представила образ жизни братьев Третьяковых, их характеры, историю создания их коллекций.

    8. Заключение. (Слайд 27)

    Сегодня мы познакомились с видным деятелем русской культуры, московским коллекционером – Павлом Михайловичем Третьяковым. Третьяков-коллекционер был в известном роде феномен. Современники немало удивлялись природному уму и безукоризненному вкусу этого потомственного купца. Нигде специально не учившийся (братья Третьяковы получили домашнее воспитание, по преимуществу практического характера), он обладал, широкими познаниями в области литературы, живописи, театра и музыки. Размах собирательской деятельности и широта кругозора П.М.Третьякова были поистине удивительными. Он создавал первый в России музей, отражающий весь поступательный ход русского искусства.

    Используемая литература:

    1. В.М. Володарский “Государственная Третьяковская галерея”, Издательство “Аврора”, Ленинград, 1989.
    2. В. Порудоминский “Первая Третьяковка”, М., “Детская литература”, 1979.
    3. Н.Н. Ватолина “Прогулка по Третьяковской галерее”, М., “Советский художник”, 1983.