Сочинение Гончаров И.А.

Сочинения по литературе: Человеческие типы в романе И. А. Гончарова «Обломов» В романе "Обломов" очень ярко описаны различные типы человеческих характеров. По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился "случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение". Однако для того, чтобы образы стали типичными, необходимы определенные условия. Сам Гончаров писал об этом так: "...

Если образы типичны, они непременно отражают на себе - крупнее или мельче - эпоху, в которой живут". Внешний облик каждого героя удивительно гармонирует с его внутренним миром. Что, например, нам известно о внешности главного героя? "Среднего роста", "приятной наружности", "глаза темно-серые", "цвет лица... безразличный", "пухлые руки", "обрюзг не по летам". Кроме того, отмечается, что это был человек "с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица". Последнее определение уже напрямую относится к внутреннему миру, психологическому складу Обломова. Иногда он бывает по-своему одухотворен: "Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в складках лба, потом совсем пропадала...

" И какое же впечатление производил Обломов на людей? "Добряк, должно быть, простота!" - такое мнение могло сложиться у человека поверхностного. Человек же "поглубже, посимпатичнее", говорится в романе, после долгого вглядывания в лицо Обломова "отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой". Рисуя портрет Обломова, писатель даже вещи делает частью его характера. Так, например, он описывает халат Ильи Ильича: "...как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела". Таким образом, психология Обломова раскрывается не только благодаря анализу его душевных переживаний, но и через изображение окружающих его предметов и всей обстановки, в которой он живет. О чем бы ни шла речь - о внешности ли главного героя, о выражении его лица, о его мыслях или чувствах - во всем сквозят апатия и лень.

Сам Илья Ильич дал название той непреодолимой силы, которая всю жизнь тянула его ко дну, пока не погубила окончательно. Он определил ее одним словом - "обломовщина". Характерные черты "обломовщины" воплотились не только в образе Обломова, но и в образе его слуги Захара. Интересно, что, несмотря на различие в социальном положении (ведь Обломов - барин, а Захар - его крепостной слуга), они сродни друг другу. Оба выросли на одной и той же почве, оба испытали на себе "обаяние обломовской атмосферы, образа жизни". Обломовщина разрушающим образом подействовала не только на господ, но и на их слуг. Она заразила ленью и тех и других. Если сопоставить фигуры Обломова и Захара, станет понятно, что их судьбы переплелись в такой тугой узел, что они уже и существовать друг без друга не могли.

Гончаров пишет: "Старинная связь была неистребима между ними". Обломов распоряжался Захаром, как любой своей вещью, а Захар хотя и злился порой на барина за его капризы, при этом его "уважал внутренне". Захар так же, как и Обломов, с тоской вспоминал Обломовку, которую любил, "как кошка свой чердак". Интересно, что Захар, с одной стороны, был безгранично предан Обломову, а с другой - без конца лгал ему. Помимо необычайной лени ему были свойственны и другие пороки. Он любил выпить и всегда норовил "усчитать" у барина гривенник. Захар также не прочь посплетничать, придумать про барина какую-нибудь небылицу. Таким образом, барин и слуга прекрасно дополняют друг друга. В одном из эпизодов Илья Ильич подумал о Захаре: "Ну брат, ты еще больше Обломов, чем я сам".

Обломову и Захару в романе противопоставляются Ольга и Штольц. Это представители совершенно иного типа характера. Штольц является олицетворением энергии и трудолюбия. С Обломовым его связывает детская дружба - преданная и нежная, - но при этом конфликт между ними очевиден. Это конфликт не просто двух людей, а двух абсолютно разных образов жизни. Даже внешний облик Штольца является полным контрастом с внешностью Обломова. По словам Гончарова, Штольц "весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь". Писатель изобразил Штольца гармоничным и цельным человеком, человеком долга.

Слова у него не расходятся с делом, он необыкновенно трудолюбив. Штольц - человек деловой, реалист до мозга костей. Другое дело - мечтательный и непрактичный Обломов. Эта мечтательность и непрактичность, может быть, придают ему определенный шарм. Обломов мягче и душевнее Штольца. Ведь не случайно он пленил сердце такой тонкой и одухотворенной девушки, как Ольга Ильинская.

Образ Ольги - один из самых замечательных образов русской женщины в классической литературе. В романе ярко выражена мысль, что женщина может сыграть важную роль в общественной жизни. Ею владеет жгучая ненависть к "обломовщине", и она всеми силами старается спасти от нее своего возлюбленного. Сначала она делает это по просьбе Штольца и не подозревает о том, что чувство долга вскоре перерастет в любовь. Высокое чувство любви повлияло не только на Обломова, но и на саму Ольгу. Писарев так написал об этом: "Ольга растет вместе со своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру..." Любовь эта принесла Ольге много горя. Ей удалось лишь на миг вырвать Обломова из "болота" привычной ему жизни, а потом "обломовщина" вновь "засосала" его. Ольга - более цельная и одухотворенная натура, нежели Штольц.

Когда она стала женой Штольца, он "исчез перед нею, как исчезает хороший, но обыкновенный муж перед своей блистательно одаренной супругой". Таковы основные человеческие типы, показанные И. А. Гончаровым на примере главных героев знаменитого романа "Обломов". Их можно встретить в России и сегодня - ни обломовы, ни штольцы не исчезли из нашей жизни (особенно - первые). Наверняка очень многие люди могут обнаружить в себе частичку Ильи Ильича Обломова. И - кто знает!

Может быть, жизнь без обломовых была бы скучна, чересчур рационалистична и однобока.

В романе “Обломов” очень ярко описаны различные типы человеческих характеров. По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился “случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение”. Однако для того, чтобы образы стали типичными, необходимы определенные условия. Сам Гончаров писал об этом так: “...Если образы типичны, они непременно отражают на себе - крупнее или мельче - эпоху, в которой живут”.
Внешний облик каждого героя удивительно гармонирует с его внутренним миром. Что, например, нам известно о внешности главного героя? “Среднего роста”, “приятной наружности”, “глаза темно-серые”, “цвет лица... безразличный”, “пухлые руки”, “обрюзг не по летам”. Кроме того, отмечается, что это был человек “с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”. Последнее определение уже напрямую относится к внутреннему миру, психологическому складу Обломова. Иногда он бывает по-своему одухотворен: “Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в складках лба, потом совсем пропадала...” И какое же впечатление производил Обломов на людей? “Добряк, должно быть, простота!” - такое мнение могло сложиться у человека поверхностного. Человек же “поглубже, посимпатичнее”, говорится в романе, после долгого вглядывания в лицо Обломова “отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой”.
Рисуя портрет Обломова, писатель даже вещи делает частью его характера. Так, например, он описывает халат Ильи Ильича: “...как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела”. Таким образом, психология Обломова раскрывается не только благодаря анализу его душевных переживаний, но и через изображение окружающих его предметов и всей обстановки, в которой он живет. О чем бы ни шла речь - о внешности ли главного героя, о выражении его лица, о его мыслях или чувствах - во всем сквозят апатия и лень. Сам Илья Ильич дал название той непреодолимой силы, которая всю жизнь тянула его ко дну, пока не погубила окончательно. Он определил ее одним словом - “обломовщина”.
Характерные черты “обломовщины” воплотились не только в образе Обломова, но и в образе его слуги Захара. Интересно, что, несмотря на различие в социальном положении (ведь Обломов - барин, а Захар - его крепостной слуга), они сродни друг другу. Оба выросли на одной и той же почве, оба испытали на себе “обаяние обломовской атмосферы, образа жизни”. Обломовщина разрушающим образом подействовала не только на господ, но и на их слуг. Она заразила ленью и тех и других.
Если сопоставить фигуры Обломова и Захара, станет понятно, что их судьбы переплелись в такой тугой узел, что они уже и существовать друг без друга не могли. Гончаров пишет: “Старинная связь была неистребима между ними”. Обломов распоряжался Захаром, как любой своей вещью, а Захар хотя и злился порой на барина за его капризы, при этом его “уважал внутренне”. Захар так же, как и Обломов, с тоской вспоминал Обломовку, которую любил, “как кошка свой чердак”.
Интересно, что Захар, с одной стороны, был безгранично предан Обломову, а с другой - без конца лгал ему. Помимо необычайной лени ему были свойственны и другие пороки. Он любил выпить и всегда норовил “усчитать” у барина гривенник. Захар также не прочь посплетничать, придумать про барина какую-нибудь небылицу. Таким образом, барин и слуга прекрасно дополняют друг друга. В одном из эпизодов Илья Ильич подумал о Захаре: “Ну брат, ты еще больше Обломов, чем я сам”.
Обломову и Захару в романе противопоставляются Ольга и Штольц. Это представители совершенно иного типа характера. Штольц является олицетворением энергии и трудолюбия. С Обломовым его связывает детская дружба - преданная и нежная, - но при этом конфликт между ними очевиден. Это конфликт не просто двух людей, а двух абсолютно разных образов жизни. Даже внешний облик Штольца является полным контрастом с внешностью Обломова. По словам Гончарова, Штольц “весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь”. Писатель изобразил Штольца гармоничным и цельным человеком, человеком долга. Слова у него не расходятся с делом, он необыкновенно трудолюбив.
Штольц - человек деловой, реалист до мозга костей. Другое дело - мечтательный и непрактичный Обломов. Эта мечтательность и непрактичность, может быть, придают ему определенный шарм. Обломов мягче и душевнее Штольца. Ведь не случайно он пленил сердце такой тонкой и одухотворенной девушки, как Ольга Ильинская.
Образ Ольги - один из самых замечательных образов русской женщины в классической литературе. В романе ярко выражена мысль, что женщина может сыграть важную роль в общественной жизни. Ею владеет жгучая ненависть к “обломовщине”, и она всеми силами старается спасти от нее своего возлюбленного. Сначала она делает это по просьбе Штольца и не подозревает о том, что чувство долга вскоре перерастет в любовь.
Высокое чувство любви повлияло не только на Обломова, но и на саму Ольгу. Писарев так написал об этом: “Ольга растет вместе со своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру...” Любовь эта принесла Ольге много горя. Ей удалось лишь на миг вырвать Обломова из “болота” привычной ему жизни, а потом “обломовщина” вновь “засосала” его.
Ольга - более цельная и одухотворенная натура, нежели Штольц. Когда она стала женой Штольца, он “исчез перед нею, как исчезает хороший, но обыкновенный муж перед своей блистательно одаренной супругой”.
Таковы основные человеческие типы, показанные И. А. Гончаровым на примере главных героев знаменитого романа “Обломов”. Их можно встретить в России и сегодня - ни обломовы, ни штольцы не исчезли из нашей жизни (особенно - первые). Наверняка очень многие люди могут обнаружить в себе частичку Ильи Ильича Обломова. И - кто знает! - может быть, жизнь без обломовых была бы скучна, чересчур рационалистична и однобока.

В романе «» очень ярко описаны различные типы человеческих характеров. По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился «случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение». Однако для того, чтобы образы стали типичными, необходимы определенные условия. Сам Гончаров писал об этом так: «...Если образы типичны, они непременно отражают на себе крупнее или мельче эпоху, в которой живут». Внешний облик каждого героя удивительно гармонирует с его внутренним миром. Что, например, нам известно о внешности главного героя? «Среднего роста», «приятной наружности», «глаза темно-серые», «цвет лица... безразличный», «пухлые руки», «обрюзг не по летам». Кроме того, отмечается, что это был человек «с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Последнее определение уже напрямую относится к внутреннему миру, психологическому складу Обломова. Иногда он бывает по-своему одухотворен: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в складках лба, потом совсем пропадала...» И какое же впечатление производил Обломов на людей? «Добряк, должно быть, простота!» - такое мнение могло сложиться у человека поверхностного. Человек же «поглубже, посимпатичнее», говорится в романе, после долгого вглядывания в лицо Обломова «отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой». Рисуя портрет Обломова, писатель даже вещи делает частью его характера. Так, например, он описывает халат Ильи Ильича: «...как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Таким образом, психология Обломова раскрывается не только благодаря анализу его душевных переживаний, но и через изображение окружающих его предметов и всей обстановки, в которой он живет. О чем бы ни шла речь - о внешности ли главного героя, о выражении его лица, о его мыслях или чувствах - во всем сквозят апатия и лень. Сам Илья Ильич дал название той непреодолимой силы, которая всю жизнь тянула его ко дну, пока не погубила окончательно. Он определил ее одним словом - «обломовщина ». Характерные черты «обломовщины» воплотились не только в образе Обломова, но и в образе его слуги Захара. Интересно, что, несмотря на различие в социальном положении (ведь Обломов - барин, а Захар - его крепостной слуга), они сродни друг другу. Оба выросли на одной и той же почве, оба испытали на себе «обаяние обломовской атмосферы, образа жизни». Обломовщина разрушающим образом подействовала не только на господ, но и на их слуг. Она заразила ленью и тех и других. Если сопоставить фигуры Обломова и Захара, станет понятно, что их судьбы переплелись в такой тугой узел, что они уже и существовать друг без друга не могли. Гончаров пишет: «Старинная связь была неистребима между ними». Обломов распоряжался Захаром, как любой своей вещью, а Захар хотя и злился порой на барина за его капризы, при этом его «уважал внутренно». Захар так же, как и Обломов, с тоской вспоминал Обломовку, которую любил, «как кошка свой чердак». Интересно, что Захар, с одной стороны, был безгранично предан Обломову, а с другой без конца лгал ему. Помимо необычайной лени ему были свойственны и другие пороки. Он любил выпить и всегда норовил «усчитать» у барина гривенник. Захар также не прочь посплетничать, придумать про барина какую-нибудь небылицу. Таким образом, барин и слуга прекрасно дополняют друг друга. В одном из эпизодов Илья Ильич подумал о Захаре: «Ну брат, ты еще больше Обломов, чем я сам». Обломову и Захару в романе противопоставляются Ольга и Штольц.

Осудить бездеятельность и оправдать деловитость - такую задачу ставил себе автор в «Обломове». Образы Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца приобрели типичные черты, и само слово «обломовщина» стало нарицательным.

Чтобы понять мотивацию поступков человека, надо обратиться к его детству, то есть к тому периоду жизни, когда в нем закладываются основные черты характера, могущие потом влиять на всю жизнь в целом.

Маленький Илюша родился и вырос в селе Обломовке. Родители его были потомственные дворяне, которые при­держивались патриархальных традиций. В семье было два пристрастия: еда, которая превратилась в культ, и послеобеденный сон - тоже своеобразный культ. Труд был главным врагом обитателей Обломовки, наказанием, которого при каждом удобном случае всеми силами избегали. Эта ленивая, спокойная, без­заботная жизнь ничем не нарушалась, разве что болезнями и мелкими ссо­рами. Да и как иначе. Ведь членам по­мещичьей семьи не надо было зарабатывать на жизнь, они бездельничали, за них работали крепостные крестьяне. В этой атмосфере и вырос Обломов. Автор отмечает, что в детстве мальчик был подвижным и любознательным, но все его поползновения на самостоятельность пресекались матерью и няньками. Даже чулки ребенку надевал Захар. Жизнь не изменилась и во время учебы. Учение, по представлениям родителей, было нужно только для повышения по службе. В остальном толку от него не ви­дели. Поэтому Илюшеньку, во избежа­ние переутомления, всячески ограждали от умственной деятельности. Мальчик скоро понял, что приказывать гораздо удобнее, чем что-либо делать самому. Со временем он стал сонным, апатич­ным и неприспособленным к жизни, как и все члены его семейства. Но он сохра­нил чистые душевные помыслы, нравст­венные идеалы.

Воспитание Штольца отличалось от воспитания Обломова. Отец его был немцем, мать русской дворянкой. От от­ца он перенял трудолюбие и практичность, свойственные всем немцам, а от матери получил богатое духовное на­следство: любовь к музыке, поэзии, ли­тературе. Отец Андрея дал ему то вос­питание, которое сам получил от своего отца. Он обучил его всем практическим наукам, рано заставил работать и ото­слал от себя закончившего университет сына, как с ним поступил в свое время его отец.

Поэтому если в самом начале жизни у Обломова лежали прозябание и сон, то у Штольца - энергия и жизнедеятель­ность. Их различия можно увидеть уже из портретов. Если говорить про Обломова, то «это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно - серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чер­тах лица». А вот описание Штольца: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская ло­шадь... цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные». Один не может не вызывать симпатии мягкос­тью и мечтательностью натуры, отразив­шимися и на лице, другой восхищает твердостью и целеустремленностью, читаемым и во всем облике. Различается и духовная жизнь героев. Несмотря на то, что Обломов бездеятелен, духовная жизнь его довольно богата. Воображение стало любимым спутником его жиз­ни. Только в мечтах он воплощает бога­тые, глубоко зарытые способности своей души. Штольц, как человек действия, не находит времени и места для бес­плодных мечтаний. Он отвергает все, что «не подвергалось анализу опыта практи­ческой истины». Душевно Штольц споко­ен, у него есть цель, и он действует со­гласно этой цели. В этом смысле он удовлетворен жизнью.

Обломов боится трудностей. Для того чтобы решить самые насущные пробле­мы, нужно приложить умственные уси­лия. Но к этим усилиям Обломов не при­вык. Его принцип - пусть все идет так, как идет, «авось все уляжется». Он стара­ется переложить дело на другого, лишь бы не делать его самому. При этом он и мысли не допускает, что его способны обмануть.

Штольц ни на кого не перекладывает своих дел, он все стремится сделать сам и подталкивает к этому Обломова. Прав­да, все его попытки растормошить Обломова разбиваются о его лень и невозму­тимость. Тем не менее эти два таких противоположных человека очень дружны. И вряд ли дело лишь в бравшей начало из детства привязанности. Если привя­занность Обломова к Штольцу можно объяснить его нуждой в сильном дело­вом человеке, который всегда способен прийти на помощь, то чем объяснить привязанность Штольца к Обломову? Ду­маю, что на этот вопрос можно ответить характеристикой, которую дает Андрей Штольц Обломову: «Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало, они редки, это перлы в толпе!» Тем более ему хотелось спасти друга, оживить его. Когда Штольц говорил о друге с Ольгой, он надеялся, что она сумеет расшеве­лить Обломова, вылечить его. На первый взгляд ей это удалось. («Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по край­ней мере, самоуверенности».) Обломов стал выполнять поручения Ольги, ездил с дачи в город, меньше лежал, на дива­не, даже сбросил свой халат, который стал своеобразным символом его лени. Но инертность оказалась сильнее его любви. Они с Ольгой совсем разные лю­ди. Любовь для Обломова, как и вся жизнь, - спокойное прозябание, прогул­ки по саду, гуляние под руку. Но эта жизнь не устраивала Ольгу. Ее беспокой­ная и деятельная натура требовала дей­ствия, которое она могла найти только в таком человеке, как Штольц. Штольц, в свою очередь, искал женщину, равную ему по взглядам и силе характера. Се­мейная жизнь Штольцев способствует гармоничному взаимо-обогащающему развитию обоих супругов. Андрей успо­коился, он всем доволен; правда, Ольгу мучают сомнения: что дальше? неужели жизненный круг замкнулся?

Но и Обломов не одинок. Он подсозна­тельно искал себе жену не как равного себе товарища, а как жену-мать. Такой женой стала для него Пшеницына, для которой он предмет обожания и самоот­верженной заботливости. Правда, под властью любящей и трудолюбивой Пшеницыной происходит духовное и физиче­ское угасание Обломова.

Обломовщина и штольцевщина - два противоположных мира, два полюса жизни. Цель в жизни Обломова - жить спокойно. Трудиться, он считает, беспо­лезно, все равно толку не будет. Такой образ жизни не следует брать за обра­зец, ведь герой в конце концов дегради­рует. Жизнь для Штольц а - труд. Но труд этот очень уж прост, а потому ску­чен. Для полноценной жизни важно все: взлеты и падения, горести и радости. В жизни Штольца этого нет, она удруча­юще однообразна. Ни обломовщину, ни штольцевщину нельзя назвать пол­ноценной жизнью, истина лежит где-то посередине между этими двумя образа­ми жизни.

Человеческие типы в романе «Обломов»

По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился «случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение». Сам Гончаров писал об этом так: «...Если образы типичны, - они непременно отражают на себе - крупнее или мельче - эпоху, в которой живут».

Что нам известно о внешности главного героя? Отмечается, что это был человек «с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Последнее определение уже напрямую относится к внутреннему миру Обломова. Иногда он бывает по-своему одухотворен: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в складках лба, потом совсем пропадала...» И какое же впечатление производил Обломов на людей? «Добряк, должно быть, простота!» - такое мнение могло сложиться у человека поверхностного. Человек же «поглубже, посимпатичнее» после долгого вглялывания в лицо Обломова «отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой»..

Рисуя портрет Обломова, писатель даже вещи делает частью его характера. Так, например, он описывает халат Ильи Ильича: «...как послушный раб покоряется самомалейшему движению тела». О чем бы ни шла речь - о внешности ли главного героя, о выражении его лица, о его мыслях или чувствах - во всем сквозят апатия и лень. Сам Илья Ильич дал название той непреодолимой силы, которая всю жизнь тянула его ко дну, пока не погубила окончательно. Он определил ее одним словом - «обломовщина».

Характерные черты «обломовщины» воплотились не только в образе Обломова, но и в образе его слуги Захара. Несмотря на различие в социальном положении, они сродни друг другу. Оба выросли на одной и той же почве, оба испытали на себе «обаяние обломовской атмосферы, образа жизни». «Обломовщина» разрушающим образом подействовала не только на господ, но и на их слуг.

Интересно, что Захар, с одной стороны, был безгранично предан Обломову, а с другой - без конца лгал ему. Помимо необычайной лени ему были свойственны и другие пороки. Он любил выпить и всегда норовил «усчитать» у барина гривенник. Захар также не прочь посплетничать, придумать про барина какую-нибудь небылицу. Таким образом, барин и слуга прекрасно дополняют друг друга. В одном из эпизодов Илья Ильич подумал о Захаре: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, чем я сам».

Обломову и Захару в романе противопоставляются Ольга и Штольц. Это представители совершенно иного типа характера. Штольц является олицетворением энергии и трудолюбия. С Обломовым его связывает детская дружба - преданная и нежная, - но при этом конфликт между ними очевиден. Это конфликт не просто двух людей, а двух абсолютно разных образов жизни. Даже внешний облик Штольца является полным контрастом с внешностью Обломова. По словам Гончарова, Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». Писатель изобразил Штольца гармоничным и цельным человеком, человеком долга. Слова у него не расходятся с делом, он необыкновенно трудолюбив.

Штольц - человек деловой, реалист до мозга костей. Другое дело - мечтательный и непрактичный Обломов. Эта мечтательность и непрактичность, может быть, придают ему определенный шарм. Обломов мягче и душевнее Штольца. Ведь не случайно он пленил сердце такой тонкой и одухотворенной девушки, как Ольга Ильинская.

Образ Ольги - один из самых замечательных образов русской женщины в классической литературе. В романе ярко выражена мысль, что женщина может сыграть важную роль в общественной жизни. Ею владеет жгучая ненависть к «обломовщине» и она всеми силами старается спасти от нее своего возлюбленного. Сначала она делает это но просьбе Штольца и не подозревает о том, что чувство долга вскоре перерастет в любовь.

Высокое чувство любви повлияло не только на Обломова, но и на саму Ольгу. Писарев так написал об этом: «Ольга растет вместе со своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру...» Любовь эта принесла Ольге много горя. Ей удалось лишь на миг вырвать Обломова из «болота» привычной ему жизни, а потом «обломовщина» вновь «засосала» его.

Ольга - более цельная и одухотворенная натура, нежели Штольц. Когда она стала женой Штольца, он «исчез перед нею, как исчезает хороший, но обыкновенный муж перед своей блистательно одаренной супругой».

Таковы основные человеческие типы, показанные И. А. Гончаровым. Их можно встретить в России и сегодня - многие люди могут обнаружить в себе частичку Ильи Ильича Обломова. И может быть, жизнь без обломовых была бы скучна, чересчур рационалистична и однобока.