Советы как научиться рисовать карандашом. Как нарисовать себя в стиле аниме? Подробный урок

Перед вами несколько поэтапных линейных построений героев манги для упражнений в рисовании и раскраске. Обратите внимание на причёски — причёски героев являются своеобразной торговой маркой манги — зачастую герои узнаются только по причёскам:

1. 2.

3. 4.

Sasami Kawaii

1. 2. 3. 4.

5. 6. 7.

1. 2. 3. 4.

5. 6.

7. 8.

Son Goku

1. 2. 3. 4.

5. 6.

7. 8.

3. 4.5.

6. 7. 8. 9.

Ash Ketchum

1. 2. 3.

4. 5. 6.

7. 8. 9.
http://members.tripod.com/~incomming/


1) Перед тем, как рисовать волосы, нарисуйте основу — голову, плечи, лицо и т.д.
Нарисуйте затылок, чтобы знать, где заканчивается голова.


2) Сейчас нарисуйте все невьющиеся части волос. Например, я нарисовала этой девочке прямую челку.
У вас уже должна быть идея, какую прическу вы хотите сделать своему персонажу. Хвостик, косички или распущеные волосы — иметь представление уже сейчас это хорошая идея (можете сделать грубый набросок если надо)


3) Это конец моих приготовлений к рисованию самих кудряшек. Я заплела волосы моей девочки в узлы (или оданго — называйте их как хотите) и добавила несколько прядей, чтобы создать впечатление, что волосы туго стянуты.
Вы не обязаны делать свои волосы также, как я, это лишь один из примеров, как приготовить ваш персонаж к кудрявому этапу.


4) Теперь начинаем завивать. Нарисуйте несколько изогнутых линий, которые будут изображать заднюю цасть первого завитка. Мой завиток разделился на тонкую и толстую части, но вы можете делать один толстый, если хотите.


5) Теперь нарисуем переднюю часть. Сделайте легкое закругление на одной стороне, чтобы придать некоторый вес и толщину. Убедитесь, что вы закрыли линии нарисованные в 4 шаге, чтобы получился законченый завиток.


6) Нарисуйте заднюю часть второй кудряшки. Т.к. эти волосы будут очень свободными и «пружиноподобными», я оставляю достаточно места между завитками.


7) Нарисуйте переднюю половину завитка, на этот раз добавляя закругление за ним, в отличии от предыдущего завитка. Обратите внимание на разную толщину каждого завитка.


8) Сделайте еще один набор завитушек, на этот раз ближе друг к другу — если вы хотите сделать тугие кудри, то рисуйте их близко на всем протяжении вместо того чтобы оставлять расстояния как это делаю я.


9) Продолжайте делать завиток за завитком варьируя толщину и растояние между ними. Вы можете добавить несколько линий на заднюю часть завитка.


10) Продолжайте завивать. Убедитесь, что вы знаете, где остановиться (коротко это тоже хорошо!)


11) Закончите маленьким завитком.


12) Повторите весь процесс с другой стороны головы. Нарисуйте все передние кудри перед тем, как приниматься за задние.


13) Теперь приступим к задним. Если вы начинаете путаться, попробуйте рисовать их с меньшим нажимом карандаша. Это может помочь если кудрей много.


14) Это законченная версия со всеми кудряшками! Все еще не хватает нескольких мелочей. Давайте добавим их сейчас.


15) Просто добавьте несколько маленьких завитушек (типа тех, которыми мы заканчивали каждый ряд).
Наконец-то! Набросок готов!


16) Теперь обводка. Делайте линии разной толщины. Так же как на наброске, попробуйте делать передние ряды первыми, и делайте каждый завиток отдельно, чтобы не запутаться.


17) Это законченые обведенные кудри. Чередуйте тонкие и толстые линии.
Здесь я дорисовала персонажа, чтобы показать как будет выглядеть все изображение. Но вы можете нарисовать ваш персонаж полностью до того, как вы начнете делать кудри. Будет обидно, если после всей этой работы вам не понравится остальная часть картинки. ;р


18) Теперь вы можете добавить цвет!
Я использую для раскраски маркеры, слой за слоем добавляя все более темные оттенки для теней.
Т.к. это не урок по раскраске, я не буду говорить, что вам делать. Эксперементируйте или найдите урок.


Так выглядит картинка на текущий момент. Далека от завершения.
Надеюсь этот урок поможет вам понять, как я рисую кудрявые волосы своим персонажам.
Помните, что это лишь указания. Вы можете использовать их для практики и развития собственного стиля.
Удачи!

Перевод: Nancy aka Lalaokati

1.Давайте переходить к основам!
Что Вы делаете не так, как надо?

Возьмите например три точки А, В и С ниже.
На что Вы смотрите, когда рисуете прямую линию — В и изогнутую линию — С — В? На карандаш? Или на точки С или В?

Когда Вы рисуете картину, Вы должны видеть направление линии, которую Вы рисуете, смотреть не только на точку карандаша, а одинаково на все три точки А, В и С. Люди не могут рисовать формы должным образом если, они смотрят только на точку карандаша.

Затем, смотрите на 7 случайных точек ниже. Что Вы видите?
Только группа точек? Или Вы можете слабо различить форму?

Давайте пронумеруем точки наугад. Вы все еще не получили желаемой формы?

Давайте перенумеровывать точки, чтобы дать им, значения, за которыми ваши глаза автоматически следуют по форме. Те, кто может разобрать форму от смотрения на точки таким способом, способны рисовать формы.

Наконец точки соединены. Случайные линии соединяются, чтобы создать форму, талантливые люди при рисунке могут чувствовать скрытые линии в пределах картины и прослеживать их. Ваша способность рисовать формы зависит от того, действительно ли Вы можете визуализировать точки в правильном порядке.

2. Как нарисовать «хорошую картину? «

Что делает работу хорошей? Эскиз? Интересная деталь? Проект? Тема? Состав? Все эти компоненты важны, но если Вы хотите слышать положительные отзывы о вашей работе от других, Вы должны создать впечатление и передать ваши чувства. Другими словами, Вы должны быть способны связаться подсознательным способом с теми, кто видит вашу работу.
Начало, нарисуй квадратную коробку. Это — Графическое испытание.



В номерах 1-6, новая информация постепенно добавлялась к коробке. Количество информации, содержавшейся в рисунках, сделанных на уровне абсолютного новичка, отлично: от простой коробки до продвинутой. Это иллюстрировано различием между номером 1 и 8.

Наблюдатель (человек, который поставил задачу нарисовать коробок), ожидал бы увидеть только то, что спрашивал, квадратная коробка номер 6 — 8 превышает эти ожидания. Вы не можете сказать, что номер 6 — 8 — ошибки. Эффективный ключ — показать индивидуальную интерпретацию.

Необходимо дать рисунку элемент неожиданности и включить дополнительную информацию в него, которое делало бы его более интересным. Конечно, чтобы сделать это, Вы должны быть способны к эскизу. Но вдобавок ко всему, Вы должны также придумать интересную тему, позу персонажа и проект.

Хотя персонаж в примере 9 и 10 является одним и тем же, Вы можете видеть, как они отличаются не только по проекту, но также и по индивидуальности. Это — подсознательная предпосылка в мнении читателя о главном anime, и manga персонаже, чтобы быть привлекательным. Это — то, что ожидается, добавляя глубину к их привлекательности. Мы можем удивить читателя, превосходя их ожидания, это является первым шагом когда кто — то говорит, что ваш рисунок «хорош», но реальное начало, когда они говорят, это «великолепно».

Вы можете также рисовать в соответствии с ожиданиями читателя подобно в журналах кружка.
Например, смотря на коробки, хотя аниматор может рисовать до уровня 8, этого не делает, потому что читатели ожидают видеть уровень 6 рисунка. Точно так же аниматор, вместо того, чтобы рисовать реалистичные иллюстрации, рисует manga с простыми линиями и создает подходящие персонажи типа Простого искажения (SD).

Прежде всего, рисуйте квадратные коробки.
Что? Снова!
Мы должны изучить основы!




Как рисовать с точной перспективой объясняется в специальных книгах, но Вам не обязательно рисовать с точностью подобно архитектору. Как только Вы привыкните к этому, Вы не будете долго рисовать или думать об исчезающей точке.
Рисуйте прямые линии от руки (без линейки и шаблонов). Рисуйте линию на чистом листе бумаги от одной точки до другой, воображая конечный результат в вашем сознании. Вы делаете то же самое с вашими эскизами, только в большем масштабе.

3. Прежде, чем Вы начинаете.
Начните рисовать! Но перед этим.

Это хорошо сказано, что Вы начнете рисовать, но что Вы собираетесь рисовать?
Вы овладели карандашом волей-неволей? Вы собираетесь рисовать RPG (Role Playing Game) персонажа? manga персонажа? Героя в борьбе? Или, Вы планируете рисовать иллюстрацию или эмблему? Диаграммы Основных Выражений персонажей? Не имеет значения если Вы рисуете — каракули. Только, удостоверьтесь, что Вы имеете конкретное образ персонажа, места и позы. Хорошие картины начинаются с проекта.
Как только это решено, Вы рисуете контур движения, чтобы создать общее изображение, в котором Вас не должны волновать чистота рисунка или есть ли достаточно места для ног на странице, хорошая картина имеет твердую схему. Это — первый шаг в эскизе

Теперь изложите в деталях контур!

Вообще, люди думают, что получить гармоничный эскиз очень трудно, если рисовать простые многоугольники. Действительно, когда Вы рисуете иллюстрацию, Вы не рисуете квадрат. Однако, Вы должны решить, в каком положении находится каждая часть тела. И когда Вы разберётесь с этим, Вы будете хорошо и быстро рисовать.

Пока Вы можете рисовать квадратные коробки, но скоро Вы будете способны рисовать персонажей.

4. Давайте переходить к основам

Пришло время подумать о размерах тела.

4. Shoujo Manga (Комичные Девочки)
Персонаж с очень тонкой талией и с длинными ногами. Для девочек, контуры тела определены пропорционально, но голова маленькая. Мальчики нарисованы почти также, но с более широкими плечами.

5. Смешной SD персонаж
Этот тип выглядит забавным с маленьким телом, но большими руками, ногами и головой.

6. Реалистичный тип.
Длина туловища, тела и ног пропорциональны — грубо те же самые Девочки, кроме преувеличенной узкой талии.

Рисунок персонажа отличается со стилем. Это — не просто изменение пропорции тела, в зависимости от того, является ли это manga или иллюстрацией, например, тот же самый персонаж будет иметь различные особенности. Сравните различные рисунки одного и того же персонажа ниже, особенно смотрите на способы, которыми были нарисованы глаза и руки. Вы замечаете, как некоторые детали были отрисованы подробно, в то время как другие были опущены.

5. Рисунок Деталей
Рисунок персонажа
Пока Вы смотрели на отдельные персонажи, но мультипликация или работа manga не могут быть произведены только с одним героем. Вы также должны уметь рисовать персонажей поддержки.
Так же смотрите на то, как рисовать персонажей поддержки. Вы должны выразить индивидуальность каждого с точностью. Есть две вещи, которые Вы должны сделать, заставьте ведущих героев выделиться и обеспечьте персонажей поддержки достаточной индивидуальностью, чтобы сделать их интересными. Думайте о личном фоне (их прошлое, их верования, их отношения с главным героем и т.д.) для каждого персонажа, и затем передайте эту информацию в работе через такие вещи как их выражения, прическа, костюм и принадлежности.


Персонажей номер 3 — 7 намного труднее рисовать, чем привлекательных главных героев. Рисунок старших людей вдохнёт жизненную реалистичность в вашу работу и персонажей.



Злодеи

1- Вражеский Советник: Волшебник (персонаж №1) Старик с согнутой спиной.
2- Вражеский Руководитель. Упрямый.
Его плечи являются более узкими, чем у Сильного Солдата на стороне Положительных героев.
3 — Вражеский Советник: плохая Ведьма (персонаж №2) тот же самый размер как у ведьмы на стороне Положительных героев, но она не стоит в женской позе.
4 – Вражеский руководитель номер 2. Голова выше чем у Героя, но худее чем Вражеский Руководитель. Привлекательный персонаж.
5- Женский вражеский персонаж
Властная поза независимый от меня тип жанра. Немного выше Героя.
6 — Вражеский Шпион. Обезьяний тип (Низкий с длинными руками)
Шаги подобно ниндзя.
7 – Монстр. Огромные руки подчеркнут его силу.
8 — Домашнее животное Вилленса
Никакое специфическое значение в истории не несёт.
В истории, чтобы подчеркнуть обработку дьявола.

6. Ищем подходящую позу.

Перевод: Alevtina

Шаг 1: Основы

1) Я начинаю рисовать с позвоночника, так как это помогает мне определить изгибы тела. Начинаю сверху и провожу плавную кривую в форме S вниз, к тому месту, где предположительно у нас конец позвоночника (копчик).

2) Потом набрасываю торс с деталями (головой, руками и контурами талии). Форму груди пока не намечаю, это только начало.

3) После получения хорошего упругого наброска тела, намечаем внешние границы грудей легкими кривыми линиями (красные линии). Не забудте наметить крошечные складочки кожи там, где руки и груди (подмышки) соединяются.

4) Начинаю добавлять детали. Объем груди можно показать направляющими линиями. Помните, что сиськи крепятсяк телу и если вы обведете контуром полностью всю массу груди, она будет смотреться сплошной массой с грудной клеткой, а не выпирающей.

5 и 6) В этих двух шагах я пробую определить место расположения сосков. В 6 пункте я использую небольшую уловку, чтобы определить центр каждой груди. В этом вам поможет представление груди как трехмерного объекта: проведите вертикальные линии, как бы делящие каждую грудь пополам, от подключичной ямочки через центр грудей и немного сходящиеся внизу у из основания. Помните: только плавные кривые линии!!!

7) Поскольку не бывает людей без жировых отложений, я рисую тело в 7 пункте с небольшими округлостями на бедрах и туловище ниже груди.

8) Грубый набросок большой груди на том же самом туловище. Использую тот же принцип для размещения сосков, только с поправкой: соски более массивные и бОльшего диаметра, и располагаются ниже из-за веса и объёма груди.

9) Маленькая грудь на том же туловище. Применяется то же правило: меньше грудь, соски меньше и располагаются выше.

Шаг 2: Ракурсы!

Женщина может быть крупной или маленькой, и грудь нужно стараться рисовать прапорционально. Даже в большинстве мультяшных стилей применяют это правило. На примере слева: груди похожи на бейсбольные мячи и выглядят отделёнными от туловища. Справа: они смотрятся гармонично. Помните, что если меняется изгиб тела, то и линия груди меняется. Тут я набросал небольшую схемку: заключил основные части тела как бы в коробки и расчертил серединными линиями, для наглядности. И запомните: сисек две , и надо каждую рисовать в отдельности, они никогда не сдавливаются в единую массу!

Когда руки подняты, груди немного растягиваются расходятся в стороны. Когда одна рука поднята, то груди будут располагаться немного на разных уровнях (ближняя подтянется вверх за рукой). Не забудьте наметить маленькие кривые линии под мышками, когда обе руки подняты над головой.

Шаг 3: Форма груди и Методы воздейсвия на нее!

Люди частенько забывают одну важную вещь: грудь сделана не из пластмассы! Она не твердая. Ее форма скорее как горка, чем как шар. Думайте о грудях, как о пузыре, наполненом водой: когда пузырь висит свободно, он походит на маятник, но если вы надавите на грудь, то получите вмятину в месте надавливания и увеличение объма по краю вдавливания.

Даже некоторая одежда может сдавить грудь или заставить её выпирать в различных местах. Груди не бывают округлыми всё время и редко бывают округлыми вообще. (Если конечно, они не из силикона).

На схемке вниху я показываю, как движения рук влияют на изменение формы груди. На левой — груди в покое. Справа — их сжали, или надавили. Вертикальная складка между грудью и туловищем удлинняется, грудь прижата к телу.

Шаг 4: Подсказки

Слева направо — маленькая, средняя и большая грудь. Последний рисунок — это то, какой грудь быть не должна. Посмотрите внимательнее, красная линия под каждой грудью обозначает складочку кожи между грудью и грудной клеткой. Самая крайняя грудь справа почти не имеет веса, поэтому и складки там нет. Но помните, что даже самая маленькая грудь имеет вес!

Расмотрим какого цвета бывают соски. Не нужно делать их очень розовыми. Они имеют тон тела, только более красноватые, коричневатые, оранжеватые.
По крайней мере, я ярко-розовых сосков не встречал.
(Прим. перев.: наивный автор, никогда не дергал девушек за соски))

Рядом: вид соска сбоку. Имейте ввиду, что соски не всегда торчат перпендикулярно груди. Как правило, они могут быть довольно плоскими и не выделяться, но иногда торчат очень дерзко!
(Прим. перев.: ага, какой-то опыт в этом деле у автора все же имеется))

Перевод: Хлоя

Как нарисовать аниме кошку

Шаг 1. Итак, начнем. Рисуем овал в качестве базы для головы. Затем рисуем лицевый направляющие линии. Они помогут вам пропорционально расположить детали мордочки. Добавляем небольшие детали носика, рта и глаз. Переходим к телу. Рисуем сердце вытянутой формы, это будет грудь нашей кошечки. От сердца проводим вниз две линии. Это будут передние лапки нашего котенка. После этого проводим две изогнутые линии по бокам, это задние лапки. Не забудем провести еще одну длинную изогнутую линию справа, хвостик.

Шаг 2. Начинаем шаг с оформления нижней части мордочки. Обозначаем выгнутыми дугами глаза. Далее проводим линии — зарисовки лапок и хвоста.

Шаг 3. Прорисовываем шерсть на грудке, хвосте. Добавляем детали на мордочке, ушах. Детализируем лапки.

Шаг 4. Добавляем усы, прорисовываем глаза. Детализируем ухо. Заканчиваем лапки и добавляем отметки на груди. Готово!

Шаг 5. Вот так выглядит наша кошка после стирания лишних линий. Итоговый вариант. Если хотите, можете не рисовать отметку на груди у или добавить что-то свое. Я постаралась сделать урок как можно проще.

Для начала задай себе один простой вопрос: для чего мне нужно научиться рисовать карандашом и что я хочу изобразить? Целей на свете довольно много, и они у каждого свои. Есть прикольная идея для комикса - есть и желание творить, ведь, кто кроме тебя, нарисует твою историю? Люди, фанатеющие от какой-нибудь игры, фильма или комикса учатся рисовать только того, чтобы изобразить своих любимых героев. А есть еще и те, кто хочет рисовать арты с целью подзаработать денег.

Базовые знания о том как самостоятельно научиться рисовать карандашом

С одной стороны, это кажется простым делом, но уверяем тебя, это совершенно не так. Конечно, тебе не придется учить основы цветопередачи, как было бы в случае использования красок, но вместо этого придется осваиваться с основами передачи тени и полутени, а это не просто, но это практически половина успеха. Начинать всегда нужно с основ, о которых мы тебе немного расскажем.
1. Выбор инструмента
Любое дело нужно начинать с подготовки, и наш случай не исключение. Найти ответ на вопрос как научиться рисовать карандашом без ответа на вопрос как правильно выбрать карандаш довольно трудно.
Все простые карандаши различаются по мягкости, это должно быть известно тебе по школьным урокам черчения. Мягкость и твердость карандашей обозначаются по-разному. Сейчас довольно трудно найти карандаши, у которых показатели мягкости/твердости обозначаются как «ТМ», «Т» и «М». Конечно, они есть, их, например, выпускает фирма «Конструктор», но чаще всего карандаши можно встретить с западной маркировкой «HB», «B» и «H».

  • «B» (от англ. blackness) - это самый мягкий карандаш, который также дает самый темный оттенок;
  • «H» (от англ. hardness) - твердый и «светлый» карандаш;
  • «HB» - стандартный (твердо-мягкий) карандаш, помимо сочетаний «ТМ» и «HB» обозначается буквой F (от англ. fine point).

Помимо букв, обозначающих мягкость, на маркировке карандаша ты можешь встретить цифры, и чтобы ты не путался, посмотри на график, на котором видно, каким оттенком будет рисовать каждый из карандашей

«НВ» - это твердо-мягкий карандаш. Человек, который умеет рисовать на достаточно хорошем уровне, с его помощью может изобразить что угодно: темный участок, контур, тень, штрих. Конечно, он не даст достаточно глубоко темного цвета, какой обычно дает карандаш с маркировкой «HВ», но выглядеть рисунок будет вполне пристойно. Чуваки, которые считают, что умеют рисовать, могут сколько угодно говорить, будто одним карандашом любой твердости можно нарисовать всё что угодно, но у именитых художников всегда под рукой несколько разных карандашей. У тебя всегда должен быть карандаш с маркировкой «НВ» - этот карандаш универсален по своей сути. Им отлично намечать основные линии, в первую очередь потому, что он отлично стирается. С карандашами повышенной твердости куда сложнее: после стирания остается «царапина», которую сложно вывести. Конечно, с опытом убеждаешься в полезности твердого карандаша (тонкие «наметки» делать очень круто), но начать лучше лучше всего с твердо-мягкого, просто потому что его проще стирать.

С карандашами разобрались. Так как научиться рисовать карандашом без лишних затрат? Не перебивай, чувак! Все постепенно.

2. Штрихи
Сначала нужно разобраться со штриховкой и положением рук во время рисунка. Каждое положение дает разный нажим на грифель, а следовательно, разную толщину и силу линии. Контроль нажима приходит с опытом, поэтому рекомендуем тебе для достижения оптимального результата тренироваться по возможности чаще. Заведи себе небольшой блокнот либо в клетку, либо совсем без разметки и практикуйся. Чем чаще, тем лучше. Пробуй разный угол нажима, разное положение руки и разный тип штриховки, помни, что грамотная штриховка может загладить самый неудачный рисунок. Поэтому одним из ответов на вопрос «Как научиться рисовать» будет: «Научись правильно держать руку и штриховать!» Но тут мы тебе не помощники. Ты должен сам выбрать тот штрих, который тебе нужен и удобен.


3. Чувство формы и тени

На первом этапе рисования очень важно узнать, что такое чувство формы. Если у тебя есть базовые познания в области черчения, то тебе будет легче. Передать форму предмета можно правильной передачей игры света с помощь штрихов разной силы и направления. Запомни, чувак, штрихи не обязательно должны быть практически невидными, визуальная шероховатость рисунка придает ему характер. Если ты не смог научиться передавать игру света и тени с помощью простого карандаша, попробуй сначала научиться рисовать с помощью двух тонов в этаком нуар-стиле. Таким образом ты научишься понимать, как тень вообще ложится и играет на разных поверхностях, также рисование в стиле «Города грехов» Фрэнка Миллера поможет тебе освоить парочку оригинальных приемов. Во-первых, приобрети хорошую черную гелевую ручку, плохие ручки не будут покрывать поверхность бумаги равномерным черным цветом. Когда у тебя начнет лучше получаться, или тебе понравится так рисовать, прикупи себе ликвид лайнер или рапидограф.

Очень сложно научить кого-то рисовать в небольшой статье. На вопрос «как научиться рисовать» ответов очень много. Поэтому задай себе вопрос: «Что я хочу рисовать?» Если ты хочешь рисовать людей, то настоятельно рекомендуем тебе обучиться основам анатомии. Конечно, многие люди будут говорить тебе, что анатомия - дело лишнее, что куда проще скачать специальную программку на телефон, планшет или компьютер, в которой можно поставить человека в разные позы и смотреть на него с разных ракурсов, чтобы потом перерисовать, но, поверь, анатомия - это очень важное дело. Если ты собираешься рисовать в комиксовом стиле или в стиле аниме, то тебе анатомия, конечно, не особо пригодится (но и не помешает), а вот такие программки очень пригодятся. Но что тебе понадобится уж точно - так это знание пропорций. Гугли их! Именно пропорции придадут любой твоей работе чувство законченности. Даже если ты собираешься или в стиле аниме, то тебе необходимо знать анатомию человеческих рук.

Неплохим справочником можно считать книгу Б. Хогарт «Рисование динамичных рук для художников. Учебное пособие» . Сразу скажем, что рисовать руки - самое муторное и сложное дело в рисовании человека, ты уж поверь.

Как научиться рисовать карандашом фигуры людей правильно? Читай книги анатомии для художников, например, «Анатомия для художников» Енё Барчаи , многим художникам она, правда, не по вкусу, но это чисто профессиональные холивары.

Для каждой цели рисования есть своя литература. Хочешь знать как научиться рисовать карандашом комиксы в американском стиле? Читай книжки Кристофера Харта . У него великое множество справочных материалов на разные случаи жизни. Его книги помогут тебе научиться рисовать монстров, комиксы, научиться основам построения страницы в комиксе, научиться основам техники рисунка в стиле фэнтези или научной фантастики. Также очень хороша книгагуру индустрии комикса, Стэна Ли, «Как рисовать комиксы» . А еще хороший совет - читай больше разных комиксов и перерисовывай. Для рисующих фэнтези и НФ хорошо подойдет книга «Техника рисунка фэнтези» Брюс Робертсона , правда, местами она морально устарела, потому как многие приемы с легкостью можно сделать на ПК.

Для самых начинающих художников страсть как рекомендуем книжку Джина Фрэнкс «Рисунок карандашом» - это книга старого художника, мастера графики и рисования простыми карандашами. Она научит тебя всем основам рисования карандашом.

Хочешь знать как научиться рисовать карандашом мангу или японские комиксы? Есть очень много книг на эту тему. Обязательно посмотри, чтобы там были советы по рисованию типажей главных героев, ведь именно манера рисования и выдает характер персонажей. Девочка-волшебника из «Рубак» Лина Инверс, например, один типаж, для рисования более реалистичных героев нужны другие советы.

С пейзажами куда сложнее. Тут тебе придется изучать законы перспективы, композиции, понятие золотой середины и все такое прочее. Здесь можем посоветовать больше рисовать с натуры.

Самым главным в вопросе «Как научиться рисовать» является практика. Практиковаться очень важно! Самым лучшим, на наш взгляд, способом практики являются перерисовывание картинок и рисование с натуры. Чем чаще ты это будешь делать, тем быстрее ты научишься рисовать.

Статья написана по книге профессора Бетти Эдвардс «Откройте в себе художника» (в оригинале название и того завлекательнее: «Рисуйте правой половиной мозга»). Если бы люди из компании «Попурри» догадались переиздать книгу или хотя бы допечатать тираж, ты бы наверняка мог найти бессмертный труд в магазине. А так придется лишь кусать локти и жалеть, что в нашей стране книги запрещено скачивать. Особенно на сайте www.booksgid.com .


Часть I. Немного теории

Голова и ее внутренности

О том, что в голове лежит не один сплошной мозг или, скажем, еда, а два полушария, скрепленные пучком нервов (мозолистым телом), знали еще древние. Однако до 50-х годов XX века оставалось неясным, зачем человеку носить в черепе этакий грецкий орех и почему было не сделать мозг шаром.

Первые ответы дал Р. Сперри, профессор Калифорнийского технологического института. Вскрывая головы собакам и удаляя попеременно то левую часть мозга, то правую, а то и просто перерезая мозолистое тело, он понял, что полушария могут функционировать отдельно друг от друга и подопытный этого даже не заметит.


В 60-х опыты решено было ставить уже на людях. Но так как свободно препарировать их в то время было уже нельзя (не то что в Средневековье), то ученики Сперри, в том числе Дж. Леви, занялись эпилептиками, перенесшими комиссуротомию - безвредную операцию по рассечению мозолистого тела, сводящую припадки на нет.

Подсовывая людям с разделенным мозгом различные тесты, Леви выяснила, что левое полушарие - вербальное, а правое - нет. Если точнее, они работают в совершенно разных режимах. Поскольку эта информация (наконец-то!) будет относиться к теме статьи, остановимся на режимах полушарий подробнее (см. таблицу).


Л-режим П-режим
Вербальный. Мозг «видит» вещь, ищет ее название в «базе данных» и дальше работает уже со словом, символом. Мозг воспринимает вещи в отрыве от их названий. Видит ложку как объект, но не знает, что это «ложка».
Аналитический. Символ вещи анализируется, сопоставляется с осколками уже имеющейся информации: «Эта золотая ложка будет третьей в моей коллекции». Синтетический. Мозг формирует цельный образ, гештальт. Удовольствие от созерцания золота, осознание красоты ложки - все это правое полушарие.
Временной. «Эту ложку я украл в прошлую среду». Вневременной. При включении правого полушария ты выпадаешь из времени. Внезапное осознание: «Как, уже девять?!» - происходит при обратном включении Л-режима.
Логический. Интуитивный.

Ок, но причем тут рисование?

Резонный вопрос. Видишь ли, с самого начала XX века люди, знакомые не только с рисованием, но и с психологией, бились над загадкой, почему одни люди умеют рисовать, а другие - нет. Особенно много вопросов вызывал случай профессионального художника Ловиса Коринфа, который, пережив инсульт в 1911 году, вдруг разучился рисовать (потом уже выяснилось, что его правое полушарие было навсегда поражено).

Прорыв сделал К. Николаидис, художник-психолог, автор книги «Естественный путь к рисованию». Он первым высказал мнение, что умение рисовать, как и любое другое (читать, пользоваться ножом и вилкой, водить машину), состоит из навыков. Конкретно - из пяти навыков. И главная проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, не в том, что они не владеют навыками, а в том, что они неправильно видят предметы. Не имея теоретической базы, Николаидис просто разработал упражнения, которые должны были спасти несчастных неумех, рыдающих над альбомом с каракулями. Лишь в 60-х его метод получил обоснование.

Вот оно. Вместо того чтобы смотреть на вещи непосредственно, правым полушарием, и рисовать их, большинство людей прибегают к помощи более развитого, но абсолютно не приспособленного для художественных опытов левого полушария.

Допустим, ты хочешь нарисовать человека и говоришь себе: «Для начала нарисую-ка я лицо!» Все! Ты уже попался! Ты включил левополушарный режим (Л-режим). Теперь мозг, вместо того чтобы увидеть лицо, прибегает к готовой системе слов-символов. Для записи и передачи «лица» у левого полушария уже есть четыре буквы: Л, И, Ц, О. Тебе не нравятся буквы? Ты хочешь рисовать? Не беда, у левого полушария есть и графический символ для «лица»: кружок, две точки, вертикальная палочка, горизонтальная палочка. Что, скажешь, не лицо? Зашибенски же получилось!

Такой диалог со своим мозгом ведут большинство людей (около 90% так называемых «не умеющих рисовать») при рисовании любого объекта. Вместо того чтобы рисовать ложку, стул, коня, они рисуют символы «ложка», «стул» и «конь».

Беда в том, что система готовых символов закладывается в левое полушарие в 5-7 лет и перестает совершенствоваться в десять. Если за это время не случится чуда, ты так и будешь всю жизнь рисовать на уровне шестилетки, всерьез считая, что не можешь лучше, потому что у тебя нет таланта.

Так вот, это все фигня, утверждает профессор Б. Эдвардс, чей метод основан на изысканиях Николаидиса - Сперри - Леви. Рисовать может каждый. Рисовать проще, чем водить машину (если, конечно, ты не девушка - в противном случае рисовать гораздо проще). Для этого не нужно таланта вообще. Вот тебе программа тренировок. Месяц-другой - и ты научишься рисовать не хуже нашего редактора, тоже прошедшего этот курс (хотя и хуже нашего художника, увы).


Рисунки читателей

Читателей книги Б. Эдвардс, разумеется. Наши-то пока не тянут…

А. Караулов, 24 марта 2014 г. - 11 июня 2014 г.

Т. Шерер, 1 сентября 1988 г. - 12 декабря 1988 г.

Дж. Хейнс, 31 января 1985 г. - 25 апреля 1985 г.

Часть II. Много практики

День 1

Для начала сделай два пробных рисунка и обязательно проставь рядом с ними даты. Первый - автопортрет или рисунок человека в полный рост. Второй - рисунок левой руки (или правой, если ты левша). Рисуй как умеешь. Эти работы нужны тебе, чтобы убедиться в своей безнадежности и бесталанности на данном этапе. Опять же с ними тебе будет легче отмечать свой прогресс.



Дни 1-2

Как ты понимаешь, пробные рисунки ты сделал, пользуясь левым полушарием. Чтобы перевести стрелку в твоей голове и пустить сознание на нужные, правополушарные рельсы, выполни простое упражнение.

Ты наверняка видел рисунки-иллюзии, на которых изображены то ли два профиля, то ли ваза (рис. 1). Так вот, сейчас, отбросив сомнения, ты будешь делать такой рисунок - уж как сможешь. Для этого возьми лист бумаги и в его левой части нарисуй любой условный профиль: лоб, глазную впадину, нос, губы, подбородок. Затем проведи (можно по линейке) две горизонтальные линии - из верхней точки профиля и из нижней. Обведи еще раз левый профиль, про себя называя детали: лоб, нос, губы…

Рис. 1

А теперь - внимание! Тебе нужно закончить рисунок, дорисовав правый профиль. Попробуй сделать это одной линией, проведенной из верхней точки в нижнюю. Не проговаривай про себя названия частей. Просто попытайся в зеркальном отображении повторить все изгибы линии. Ну же, вперед! (Рис. 2.)

Рис. 2

Даже если ты, высунув язык, старался провести линию быстро, мозг наверняка тормозил твою руку. Отражение вышло неточным, но это не важно. Зато, рисуя его, ты испытал краткий переход в П-режим. Вспомни, как это было. Ты, вопреки нашим рекомендациям, говорил себе: «Вот я рисую лоб», но рука как будто сама выводила не лоб, а некую абстрактную кривую линию.

Возможно, ты испытал некоторое замешательство, а все потому, что у левого полушария нет готового символа для изображения «зеркального отражения лба». И оно просто отключилось.

Закрепи этот успех, сделав рисунок вазы-чудовища (рис. 3). Нарисуй сложный профиль с бородавками, рогами, шипами, зажатым в зубах клювом - и дорисуй его до вазы, используя ту же технику.

Рис. 3

Когда дорисуешь, попробуй прочувствовать, каково это было - находиться в П-режиме. Выпал ли ты из времени? Испытал ли эйфорию от рисования? Может, у тебя заболела голова? Не пугайся, все это в порядке вещей.

Возьми еще пива. Ты молодец.


Дни 2-3

Итак, чтобы войти в П-режим, достаточно поставить перед левым полушарием такую задачу, чтобы оно спасовало и отключилось. Идеальным упражнением в этом смысле является копирование непонятных рисунков. Где их взять? Ты удивишься, но для левого полушария непонятным будет любой перевернутый рисунок. Например, этот. Да стой ты! Не переворачивай монитор!


Попробуй вообще не думать, что тут изображено. Сядь и скопируй этот рисунок, начав с левого верхнего угла. Старайся не думать о линиях в описательных терминах: «кружок», «треугольник», «птичья лапка» (и уж тем более упаси тебя от слов «глаз» или «палец»). Просто оценивай на глаз длину и кривизну линий, наблюдай за тем, как они пересекаются. И не торопись. Чем медленнее ты будешь водить грифелем по бумаге, тем лучше.

В течение 20-30 минут, которые ты потратишь на копию, постарайся ни с кем не разговаривать, выключить телевизор и музыку, если в ней есть слова. Napalm Death или классику - можно, а вот любые осмысленные сочетания звуков наверняка запустят Л-режим, и ты испортишь рисунок. Все, начинай рисовать.

Закончил? Переверни свой рисунок и кликни на предыдущее изображение, чтобы увидеть его в нормальном положении. Ну да, не похоже. Но ты хотя бы передал технику. А это, между прочим, Стравинский работы Пикассо! Если ты по-прежнему думаешь, что у тебя получилось плохо, взгляни на два примера. Первый - это копия, сделанная редактором Коноплевым в Л-режиме (исходный портрет не переворачивался). Второй - работа автора статьи, нарисованная на второй день занятий. У тебя же вышло не хуже?


Дополнительные задания

Сделай еще три-четыре копии любых перевернутых рисунков. Хорошо подходят в этом смысле эскизы Дюрера (поищи в Интернете) или любые японские комиксы (можно найти там же, например на onemanga.me). Помни о соблюдении условий: рисуй в тишине и не торопясь.


Дни 4-7

Если ты более-менее освоил копирование, переходи к следующему упражнению - чистому контурному рисованию. Твоя задача теперь - научиться концентрироваться на объекте, на который ты смотришь, но не видишь во всей красе. Для начала прикрепи лист бумаги к столу (скотчем или привычно поплевав на него). Затем положи правую руку с карандашом на лист и отвернись от стола, а левую поднеси к глазам. Не слишком близко (рис. 1).

Рис. 1

Сложи из пальцев какую-нибудь сложную фигуру. Если ты просто растопыришь пальцы, мозг будет вместо руки видеть «руку»: уже имеющийся символ - кругляшок с пятью торчащими палочками. Но если рука будет сложена хитрым образом, левое полушарие отключится и ты наконец-то увидишь руку.

Посмотри на руку 1-2 минуты, а затем начинай рисовать ее, не поворачиваясь к столу. Не смотри на то, что получается. Просто води карандашом по бумаге, стараясь повторить каждую видимую линию: лунки вокруг ногтей, складки кожи, суставные «узоры».

Да, разумеется, не называй вещи, которые рисуешь. Не говори себе: «лунка» или «складка». Рисуй «фигни» и «штучки».

Получиться должно что-то вроде нашего примера (рис. 2). Чистый контурный рисунок не хорош и не плох (особенно если ты не торопился и выдерживал скорость - один нарисованный миллиметр в секунду). Его главное достоинство в том, что он не «левый». Потренируйся какое-то время в чистом контурном рисовании.

Рис. 2

Изобрази, отвернувшись, любой предмет (кошелек, лампу, джойстик), ветку дерева или цветок (можно кактус), скомканный лист бумаги (рис. 3).

Рис. 3

Последнее упражнение особенно полезно: у левого полушария нет символов для обозначения хаотичных складок на бумаге.

Когда ты разучишься вести диалог с мозгом (говорить про себя: «Я рисую то-то и то-то»), переходи к модифицированному контурному рисунку. То есть начинай подсматривать за собой во время рисования.

Повернись к столу с бумагой. Поднеси левую руку к глазам и сложи из пальцев замысловатую фигуру. Начинай рисовать ее, иногда контролируя кривизну линии. Смотреть ты должен в основном на руку, которую рисуешь (70-75% времени). Лишь изредка отрывай взгляд и проверяй, правильно ли ведешь линию (рис. 4).

Рис. 4

Не торопись. Не старайся понимать, почему кожа образует ту или иную складку. Просто представь, что твоя левая рука - плоская фотография, а ты обводишь темные линии, наложив сверху кальку. Помни: править рисунок или стирать фрагменты запрещено. Рисуй сразу начисто. Пусть твой рисунок поначалу будет кривоват, зато он, вот увидишь, выйдет весьма детальным (рис. 5), как будто его рисовал пусть полуслепой, но художник.

Рис. 5

Дополнительные задания

Используя технику модифицированного контурного рисунка, изобрази: а) свою руку, сжимающую какой-нибудь предмет; б) свою ногу в обуви или без. Примеры ниже.



Дни 8-15

Оставь свои тщетные попытки нарисовать сколько-нибудь похожую конечность. Ради освоения следующего навыка нам придется откатиться немного назад.

Для начала найди в журнале или детской книге изображение какого-нибудь животного, стоящего на земле всеми четырьмя ногами (стол не подойдет: у него слишком прямые линии). Вырежь картинку по контуру и положи на лист бумаги так, чтобы края объекта касались края листа (рис. 1).

Рис. 1

Обведи картинку по контуру и выбрось: она больше не нужна (да, из-за такой ерунды ты испортил журнал). Заштрихуй карандашом пустые пространства за пределами животного (рис. 2).

Рис. 2

Видишь? Это называется «негативная форма»: пейзаж, фон, воздух, варенье, в которое ты уронил сосиску, - в общем, любая среда, обрамляющая объект. Так вот, рисовать станет проще, если ты будешь глядеть не на предмет, а на его негативную форму.

Например, ты хочешь нарисовать степлер. Отбросим сомнения в осмысленности такого поступка, сосредоточимся на задаче. Если рисовать степлер левым полушарием, оно наверняка захочет упростить изображение до схемы. В итоге ты нарисуешь «степлер сбоку»: две палки, скрепленные под углом. Все это потому, что ты продолжаешь искать символы для изображения предметов. Но если ты поставишь степлер на белый лист и станешь рисовать не саму вещь, а обрамляющее ее пространство, дело пойдет быстрее. У мозга нет готовых символов для обозначения «воздуха, зажатого между частями степлера». Чем сложнее будет силуэт объекта (стула, венчика для взбивания яиц, человека), тем проще будет рисовать его негативную форму. Попробуй!

Собственно, рисование людей или вещей с натуры начинается именно с этого: ты рисуешь бесформенные куски фона, а потом заполняешь получившийся силуэт деталями. Впрочем, мы забегаем вперед. Для начала нарисуй негатив:
а) человека, стоящего возле дерева или фонтана - в общем, возле чего-нибудь (рис. 3);
б) небольшого бытового предмета - например, ножниц или того же венчика (рис. 4);
в) большого предмета, стоящего на расстоянии, - скажем, табуретки.

Рис. 3

Рис. 4

Дни 16-25

Ну что же, перейдем к третьему (после контурного рисования и восприятия негативной формы) навыку. Он называется визированием и нужен для того, чтобы ликвидировать последнюю проблему твоих уже в целом не безнадежных рисунков, - ошибки в пропорциях. Суть визирования проста. Теперь, когда ты научился включать по желанию П-режим, самое время помочь себе логикой и глазомером, которые ты будешь брать в левом полушарии.

В принципе, ты и так догадываешься, что человек в целом длиннее, чем его рука. Настало время соотнести видимые пропорции. Для этого просто выставь руку с карандашом и отметь на нем нужные параметры объекта (можно даже чиркать ногтем). Если выставлять руку всегда на одну и ту же длину, можно измерить все детали объекта и соотнести их друг с другом.


Визировать можно и углы. Для этого карандаш нужно выставить горизонтально, на одной линии с горизонтом, и отметить свободным пальцем (или на глаз) нужный угол. Конечно, визирование требует практики.

Но это именно то, что мы тебе собираемся предложить. Чтобы натренировать чувство пропорций, нарисуй через негативную форму несколько объектов:
а) бытовую технику (утюг);
б) фигуру человека. Измеряя расстояние от нижнего края объекта до пупков, лямок и кнопок, заполни пустой силуэт деталями. Восхитись тем, как похожи уже твои рисунки на настоящие.



Вся оставшаяся жизнь

Вот, собственно, и все. То есть все только начинается, конечно. Но если ты всерьез занимался, а не проглотил статью на одном дыхании (мы старались сделать ее максимально скучной, чтобы этого не произошло), у тебя теперь должно исчезнуть ощущение, что ты не умеешь рисовать.

Теперь дело за практикой. Рекомендуем приступить к портретам. Для начала рисуй людей в профиль (при таком ракурсе глаза, носы и губы приобретают менее типичные очертания, и у мозга меньше соблазнов воспользоваться символом), затем в три четверти и лишь в последнюю очередь - анфас. Копируй фотографии и работы классиков (того же Дюрера). Рисуй поэтапно: для разминки выполняй любой чистый контурный рисунок. Затем создавай силуэт (рис. 1).

Рис. 3

Ну и, наконец, читай MAXIM. Это тебе никак не поможет, но просто журнал хороший…

P.S.

Б. Эдвардс считает, что умение рисовать складывается из пяти навыков. Тремя самыми важными ты после прочтения статьи, допустим, овладел. Их тебе достаточно, чтобы рисовать портреты с натуры или по фотографии. Оставшиеся навыки - понимание логики тени и восприятие цвета - можно развить самостоятельно, хотя они и не так важны. Как показывает опыт автора статьи, прославиться можно и вовсе не владея ими! Особенно если не претендовать на то, что ты теперь художник, а просто писать про это статьи!


Ничего лишнего

Самая распространенная ошибка начинающих портретистов - усеченный череп. На этих рисунках показано, как можно испортить хорошее начало, сделав голову человека слишком узкой. Второй и третий рисунки сделаны на основе первого, представляешь?


А разница налицо. Проблема возникает из-за того, что мозг даже в П-режиме неправильно оценивает размеры «пустых», лишенных деталей пространств: щеки, копну волос. Подвешивать в нужные места носы и глаза ты научишься быстро. А вот с «пустыми» пространствами наверняка будешь часто ошибаться. Возьми за правило мерить их по нескольку раз и уделять им особое внимание.

Дети являются основной аудиторией просмотра различного рода мультфильмов. Хороший карикатурист это тот, кто может извлечь основные черты объекта или человека, упростить их для привлечения внимания ребенка. Такие мастера, как Уолт Дисней, Ханна и Барбера, Чак Джонс, Джим Хенсон, Уолтер Ланц и многие другие, изучая детское мнение и восприятие, добились очарования всего мира своими магическими и вечными персонажами. В данном уроке мы будем рассматривать, как легко и правильно рисовать мультипликационных героев, от которых и дети и взрослые будут в восторге.

Окончательный вариант будет выглядеть так:

Детали урока:

  • Сложность: Средняя
  • Предполагаемое время выполнения: 2 часа

Понимание человеческого восприятия

Человек — это существо, которое имеет очень интересную особенность — мы можем преобразовывать детали, которые образуют очень сложную структуру или объект, в довольно простой вид.

Можете ли вы сказать, что два изображения ниже представляют собой один и тот же объект?

Может показаться странным то, что вы можете посмотреть на изображение и сказать, что это автомобиль.

Что происходит с большинством людей, кроме художников, которые не могут достать из памяти все детали автомобиля, вид собаки или черты лица ребенка? Они начинают ассоциировать очень простые и примитивные формы с конкретными особенностями каждого объекта. Так, например, сколько детей пришли со школы с подобным листком бумаги в руке и сказали «Это мама и папа!»?

Вы же не хотите так рисовать, неправда ли? Если не хотите, давайте возьмем в руки карандаш и начнем рисовать!

1. Создание первого персонажа

Основной формой мультяшной формы будет круг. Круг — это все, что нужно. С круга вы можете определить основные пропорции головы персонажа.

Проведите вертикальную и горизонтальную линии, которые пересекаются в центре круга, как на картинке ниже:

Шаг 1

Рисуем глаза овальной формы с небольшим наклоном по сторонам. Необходимо оставить зазор между глазами примерно такого же размера, как глаз.

Шаг 2

В верхней части овалов глаз слегка обозначим ресницы персонажа. Рисуем выше ресниц брови, которые передают своего рода удивление. Рисуйте такую форму бровей, которая получается, в дальнейшем вы приспособитесь к своему собственному стилю.

Нарисуйте зрачки так, чтобы они были сведены к центру (это очень эффективная тактика, которая используется карикатуристами с целью сделать персонажи симпатичнее).

Совет: чтобы дать больше жизни глазам можете нарисовать маленькую линию под ними для имитации морщин. Это еще одна очень интересная тактика, которая придает особый колорит мимике персонажа.

Шаг 3

Теперь самый интересный момент урока. Именно на этом этапе мы будет определять каким будет наш персонаж: худой, толстый, молодой, старый. Персонаж у нас будет молодым.

Рисуем челюсть:

Шаг 4

Нос будет с фронта. Чтобы не использовать много деталей, нарисуем его в общих чертах. Довольно часто подробно прорисовывают нос с одной стороны лица из-за того, что свет падает только с одной стороны.

Шаг 5

Наш персонаж — ребенок. Делаем рот — что-то простое и с выражением невинности.

Обратите внимание, что в мультяшном стиле дети, независимо от пола, имеют довольно простую форму рта без губ.

Шаг 6

Форма ушей достаточно простая.

Шаг 7

Дорисовываем стрижку мальчику.

Я не знаю, как нарисовать волосы. Помогите!

Для того, чтобы нарисовать идеальные волосы не нужно быть дизайнером или стилистом. Нет правильного способа рисовать волосы, поэтому вам следует пробовать до тех пор, пока не получатся подходящие именно для данного случая. Просто помните, что волосы своей формой могут передать определенные личностные качества персонажа. Как ни странно, волосы могут выразить возраст, бунт, консерватизм. Невероятно, да? А какая у вас прическа?

Точный и быстрый способ рисования волос для мультиков заключается в поиске соответствующего фото в Интернете! После того, как вы нашли идеальный стиль, поместите изображение в качестве примера рядом с планшетом или листом бумаги и начните разрабатывать его упрощенный вариант.

Первый персонаж завершен успешно! Поздравляем!

Теперь давайте поработаем над иным персонажем, используя тот же шаблон, что и для мальчика.

2. Создание старшего персонажа

Шаг 1

Начнем с глаз. На этот раз будем рисовать быстрее, добавляя морщины, брови и зрачки глаз. Обратите внимание, что мы не сильно изменили, однако просто немного расширили брови. Пожилые люди имеют более толстые брови, которые занимают больше места на лбу. Ресницы рисуем таким же образом, как и в предыдущем варианте.

Шаг 2

Подбородок будет немного увеличен, чем у предыдущего персонажа.

Шаг 3

Создаем нос. Форма совершенно другая. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что ноздри расположены очень близко к нижней части глаз. Идея состоит в том, чтобы получить хороший результат, немного преувеличивая части тела.

Шаг 4

Вместо рта нарисуем большие усы.

Шаг 5

Добавляем такие же уши, как и мальчику. Однако волосы будут другой формы — добавим немного по бокам, а сверху оставим залысину.

Наш персонаж похож на сумасшедшего ученого.

3. Создание женского персонажа

Создаем сестру для мальчика:

Как получилось так быстро? Очень просто... У женщин более тонкое строение лица. Учтите некоторые особенности:

  • тонкие брови;
  • более крупные и выразительные ресницы;
  • тоньше подбородок;
  • маленький нос с меньшим количеством деталей;
  • длинные волосы.

Вот и все! Как только вы начнете чувствовать себя более увереннее, можете нарисовать еще несколько персонажей с различными деталями.

4. Мимика

Давайте нарисуем девочку после получения известия, что школьные каникулы подошли к концу.

Теперь давайте вернемся к мальчику и спросим его мнение по этому поводу:

Такое чувство, что он что-то задумал!

Обратите внимание на изменения в лице мальчика:

  • одна бровь ниже другой;
  • глаза полузакрытые;
  • добавлена улыбка (одна сторона выше другой, в соответствии с бровями);
  • зрачки переместились под ресницы.

И все! Все проще простого!

5. Рисуем в профиль

Нарисуем два круга.

Будем создавать мальчика и девочку в профиль:

Ухо осталось в центре круга.

Обратите внимание на эти детали при составлении мужских и женских персонажей:

  • у мальчика брови толще;
  • подбородок девочки немного выдвигается вперед;
  • нос девочки тоньше и острее;
  • у мальчика нет ресниц, когда у девочки они большие и густые.

6. Игра с углами

Глаза, нос, рот, уши — все эти детали заставляют лицо менять свою форму, если смотреть на них с разных ракурсов. За этим очень часто можно понаблюдать у героев мультфильмов.

Обратите внимание, как реальные глаза упрощаются при преобразовании в мультфильм.

Реальная форма носа состоит из нескольких хрящей. Его форма радикально упрощена в мультфильме.

Понимание того, как ведет себя рот под разными углами имеет важное значение. Удалите лишние детали и попытайтесь сохранить только основную форму губ. Уши также значительно упрощены.

Теперь мы будем воплощать в жизнь все, что мы узнали. Ниже находятся круги со стрелками, которые показывают направление взгляда. Можем практиковать свои навыки рисования в различных положениях:

Отметим глаза для каждого из кругов:

Теперь добавим различной формы челюсти:

Вы можете самостоятельно доделать рисунки, исходя из тех знаний, которые были вам предоставлены в этом уроке. Помните:

  • лицо необходимо упросить и придать округлых форм;
  • преувеличивайте некоторые части лица и его выражение.

Как только вам удалось наметить направление глаз и выбрать соответствующие подбородки, попробуйте использовать ваш творческий потенциал и закончить рисунок. Если вы будете рисовать по крайней мере по 10 минут в день по правилам, которые представлены здесь, то вы сможете рисовать мультипликационные лица так же просто, как дышите.

Подведем итоги по рисованию персонажей:

  1. Рисуем круг для черепа;
  2. Устанавливаем направление, в котором персонаж будет смотреть;
  3. Делаем контур глаз овальной формы;
  4. Рисуем зрачки глаз, которые смотрят на нос, если вы хотите создать милый персонаж. Не забывайте ресницы;
  5. Выбираем правильные брови в зависимости от возраста и пола;
  6. Создаем соответствующие челюсти;
  7. Добавляем простые уши без лишних деталей;
  8. Ищем необходимую прическу в Google и используем ее в своем эскизе;
  9. Празднуем!

Вот, что получилось:

Пример того, как использовать тот же шаблон для создания различных эмоций. Заметьте, что только ресницы и брови были изменены. Ничего больше!

7. Исследование национальностей

Мы приближаемся к концу урока. Хотелось бы призвать вас продолжать экспериментировать с мимикой и, по возможности, больше исследовать лицо. Узнайте, как глаза и рот ведут себя в различных ситуациях. Взгляните на разные национальности и изучите их ключевые особенности.

Например, афроамериканцы имеют слегка сплюснутый нос и более округлые скулы.

Всякий раз, когда есть возможность, попробуйте нарисовать ваших персонажей более реалистично. Наблюдайте за поведением людей в реальной жизни. Посмотрите на фотографии, изучите стиль вашего любимого художника или ищите вдохновение в Интернете. К огда мы обращаемся к реальной жизни, мы можем извлечь качественную информацию для наших эскизов. Но помните: наблюдения реального мира не означает его копирование! Вы хотите, чтобы ваш персонаж был уникальным, а не копией реального, не так ли?

Отличная работа!

Теперь вы знаете основные методы, которые используются лучшими мультипликаторами по всему миру. Удачи!

Надеемся, вам понравился урок.

Исследуйте другие методы рисования головы мультипликационных персонажей.

Пределом может быть только небо!

Перевод — Дежурка.

Рисование автопортрета - отличный способ отточить навыки соблюдения пропорций, выполнения наброска и наложения теней. Научиться рисовать реалистичные портреты бывает трудно даже опытным художникам, но нет лучшего способа развить свои художественные способности и стать лучше в этом деле, чем практика на автопортретах. Рисуете ли вы годами или только начинаете, если вы последуете базовым приемам и рекомендациям, перечисленным в данной статье, то в скором времени обязательно научитесь рисовать реалистичные портреты.

Шаги

Часть 1

Подготовьте рабочее пространство

    Поставьте зеркало там, где в него будет удобнее смотреть. Расположите зеркало таким образом, чтобы при рисовании вам приходилось как можно меньше двигать головой туда и обратно. Предпочтительнее использовать прямоугольное зеркало, но допустимо взять и круглое.

    • Зеркало позволит вам видеть объемное изображение вашего лица и при необходимости подстраивать освещение в процессе рисования.
  1. Поверните зеркало в зависимости от того ракурса, который хотите нарисовать. Выберите себе комфортную позу, которую вам будет удобно сохранять в течение длительного времени, так как вы будете находиться в ней все время, пока рисуете. Держите взгляд на зеркале примерно 80 % всего времени рисования.

    Для упрощения воспользуйтесь вместо зеркала фотографией. Встаньте у простого фона, который позволит подчеркнуть ваши черты лица, например, у однотонной стены. Если у вас нет однотонной стены, повесьте за спиной однотонное полотно. Настройте освещение таким образом, чтобы тени на лице легли именно так, как вы хотите.

    Расположите поверхность, на которой будете рисовать, максимально вертикально. Потратьтесь на недорогой настольный мольберт со встроенным зажимом. С помощью зажима зафиксируйте лист бумаги в вертикальном положении на весь период, пока будете создавать набросок.

    Часть 2

    Определите пропорции лица
    1. Нарисуйте по центру листа круг. Чтобы нарисовать ровный круг, можно обвести на листе контуры рулона скотча или кружки. Карандашные линии должны быть тонкими и легкими, чтобы позже у вас была возможность вернуться к ним и исправить контуры.

      • В большинстве случаев лица имеют овальную, а не круглую форму, поэтому, если хотите, можете сразу нарисовать овал.
    2. Нарисуйте вертикальную линию по центру круга. Затем проведите горизонтальную линию посередине только что нарисованной вертикальной линии.

      Определите половину диаметра круга с помощью линейки. Затем вертикально приложите линейку к нижней точке окружности и отмерьте вниз только что полученное значение. Нарисуйте горизонтальную линию на этой метке. Для женского лица нарисуйте линию чуть выше. Линия должна получиться примерно в половину ширины круга.

      • Эта линия будет служить ориентиром того, где нарисовать подбородок.
      • Если у вас нет линейки, можно воспользоваться карандашом. Приложите кончик карандаша к начальной точке измерения. Пальцем отмерьте на карандаше нужное расстояние и используйте его в качестве ориентира.
    3. Нарисуйте четыре линии, соединяющие круг с линией подбородка. Приставьте кончик карандаша с внешней стороны окружности там, где кончается горизонтальная линия. Прочертите вниз черту по направлению к линии подбородка до половины расстояния до нее и с небольшим наклоном к середине листа. Затем приложите кончик карандаша к концу линии подбородка с этой же стороны. Нарисуйте вверх от нее и с наклоном к краю листа аналогичную черту, соединяющуюся с первой чертой, которую вы только что нарисовали.

    4. Перерисуйте горизонтальную линию теперь уже на уровне середины текущих контуров лица. Сотрите старую горизонтальную линию посередине круга. Определите середину текущих контуров лица и нарисуйте новую горизонтальную линию внутри этих контуров.

      • Это будет линия расположения глаз. Можете подписать линию, чтобы вам было проще ее найти, когда вы начнете рисовать глаза. Только делайте это едва заметно, чтобы потом эту надпись можно было легко стереть.
    5. Нарисуйте горизонтальную линию посередине между линией глаз и линией подбородка. Затем нарисуйте еще одну линию посередине между только что нарисованной линией и линией подбородка. Теперь у вас на рисунке будут присутствовать три горизонтальные линии.

      • Первая нарисованная на данном шаге линия является линией носа, а вторая - линией губ. Для удобства едва заметно подпишите эти линии, чтобы потом надписи можно было легко стереть.
    6. Нарисуйте горизонтальную линию посередине между линией глаз и макушкой. Затем нарисуйте еще одну линию между предыдущей чертой и линией глаз. Теперь на рисунке будет пять горизонтальных линий.

      • Две последние линии будут ориентиром для расположения волос. Также для удобства подпишите их.