Таблица о молодильных яблоках и живой воде. О молодильных яблоках и живой воде

И выходит на крыльцо:
- Фу-фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел.
А Иван-царевич ей:
- Ах ты, баба-яга, костяная нога , встречай гостя по платью, провожай по уму. Ты бы моего коня убрала, меня бы, добра молодца, дорожного человека, накормила, напоила и спать уложила...
Баба-яга это дело все справила - коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила, на постелю уложила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит.
- Я, бабушка, из такого-то царства, из такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Еду за живой водой и молодильными яблоками к сильной богатырке, девице Синеглазке...
- Ну, дитя милое, не знаю, получишь ли ты добро.
Мудро тебе, мудро добраться до девицы Синеглазки!
- А ты, бабушка, дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум.
- Много молодцев проезживало, да не много вежливо говаривало.
Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре. Она лучше меня научит, что делать.
Вот Иван-царевич заночевал у этой старухи, поутру встает ранехонько, умывается белешенько. Благодарит бабу-ягу за ночлег и поехал на ее коне. А этот конь еще бойчей того.
Вдруг Иван-царевич говорит:
- Стой! Перчатку обронил.
А конь отвечает:
- В кою пору ты говорил, я уж триста верст проскакал.
..
Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Едет Иван-царевич день до вечера - красна солнышка до закату. Наезжает на избушку на курьей ножке, об одном окошке.
- Избушка, избушка, обернись к лесу задом, ко мне передом! Мне не век вековать, а одну ночь ночевать.
Вдруг заржал конь, и под Иваном-царевичем конь откликнулся. Выходит на крыльцо
баба-яга, старых лет, еще старее той . Поглядела - конь ее сестры, а седок чужестранный, молодец прекрасный...
Тут Иван-царевич вежливо ей поклонился и ночевать попросился. Делать нечего! Ночлега с собой не возят - ночлег каждому: и пешему и конному, и бедному и богатому.
Баба-яга все дело справила - коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит.
- Я, бабушка, такого-то царства, такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Был у твоей младшей сестры, она послала к середней, а середняя к тебе послала. Дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум, как мне добыть у девицы Синеглазки живой воды и молодильных яблок.
- Так и быть, помогу я тебе, Иван-царевич. Девица
Синеглазка, моя племянница, - сильная и могучая богатырка . Вокруг ее царства - стена три сажени вышины, сажень толщины, у ворот стража - тридцать богатырей. Тебя и в ворота не пропустят. Надо тебе ехать в середину ночи, ехать на моем добром коне. Доедешь до стены - бей коня по бокам плетью нехлестаной. Конь через стену перескочит. Ты коня привяжи и иди в сад. Увидишь яблоню с молодильными яблоками, а под яблоней колодец. Три яблока сорви, а больше не бери. И зачерпни из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец. Девица Синеглазка будет спать, ты в терем к ней не заходи, а садись на коня и бей его по крутым бокам. Он тебя через стену перенесет.
Иван-царевич не стал ночевать у этой старухи, а сел на ее доброго коня и поехал в ночное время.
Этот конь поскакивает, мхи-болота перескакивает, реки, озера хвостом заметает.
Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, доезжает Иван-царевич в середине ночи до высокой стены. У ворот стража спит - тридцать могучих богатырей П рижимает он своего доброго коня, бьет его плетью нехлестаной. Конь осерчал и перемахнул через стену. Слез Иван-царевич с коня, входит в сад и видит - стоит яблоня с серебряными листьями, золотыми яблоками, а под яблоней колодец. Иван-царевич сорвал три яблока, а больше не стал брать да зачерпнул из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец. И захотелось ему самою увидать, сильную, могучую, богатырку, девицу Синеглазку.
Входит Иван-царевич в терем, а там спят - по одну сторону шесть полениц - девиц-богатырок и по другую сторону шесть, а посредине разметалась девица Синеглазка, спит, как сильный речной порог шумит.
Не стерпел Иван-царевич, приложился, поцеловал ее и вышел... Сел на доброго коня, а конь говорит ему человеческим голосом:
- Не послушался, ты, Иван-царевич, вошел в терем к девице Синеглазке. Теперь мне стены не перескочить.
Иван-царевич бьет коня плетью нехлестаной.
- Ах ты, конь, волчья сыть, травяной мешок, нам здесь не ночь ночевать, а голову потерять!
Осерчал конь пуще прежнего и перемахнул через стену, да задел об нее одной подковой - на стене струны запели и колокола зазвонили.
Девица Синеглазка проснулась да увидала покражу:
- Вставайте, у нас покража большая!
Велела она оседлать своего богатырского коня и кинулась с двенадцатью поленицами в погоню за Иваном-царевичем.



« » — повествует о привычных ценностях, таких как доброта, искренность, смелость, честность, которые могут сослужить хорошую службу даже в те моменты, когда надежды на лучшее остаётся всё меньше и меньше.

Чему учит «Сказка о молодильных яблоках»?

Сказка утверждает веру в добро и справедливость. Учит самостоятельности, вежливости, осторожности в суждениях, гостеприимству.

1. Прежде всего обратим внимание на поведение старика царя, который в погоне за молодильными яблочками не пожалел своих сыновей. Как сгинули по очереди два старших сына, так он даже не вспомнил о них, по прежнему мечтая только о молодильных яблочках. Какая тут мораль? Нельзя думать только о себе , даже если тебе очень и очень плохо.

2. Старшие сыновья отправившись за яблоками решили свернуть на дорогу, которая предвещала женитьбу и попали в подвал. Тут мораль такова: Если уж делаешь какое-то дело, то делай его до конца, а потом уже и о развлечениях думай.

3. Иван-царевич добрался до молодильных яблок, встретив три бабы Яги и каждая одарила его конем, тронутая его вежливостью и обходительностью. Мораль тут такова: Доброе слово и ведьме приятно. Относись к людям по хорошему и они это оценят.

4. Братья, спасенные Иваном сбросили его в пропасть, желая приписать его успех себе. Но в итоге были биты Синеглазкой и опозорились. Мораль: Не приписывай себе чужие заслуги, лучше сам заслужи уважение других людей своими делами.

Народные сказки тем и хороши, что содержат огромный житейский опыт и мудрость. Не зря же на Руси говорили, что «сказка ложь - да в ней намек». Одни герои русских сказок осмеивают человеческие пороки и нехорошие поступки, другие - наказывают зло и коварство, третьи - прославляют доброту, честность, смелость и мужество. «Молодильные яблоки» - сказка, которая и поучит многому, и поведает о том, что нет худа без добра. Любой ребенок, который прочитает эту сказку, обязательно почерпнет для себя много полезного, получит представления об истинных ценностях и разовьет чувство прекрасного.

Сказка «Молодильные яблоки». Краткое содержание

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына. Старший - Федор, средний - Василий и младший - Иван. Постарел царь, и слух, и глаз у него уже стали не те. Однако прознал он, что далеко, за тридевять земель, растет яблоня с молодильными яблоками и стоит там колодец с живой водой. Если вкусишь яблоко, помолодеешь, а водой глаза умоешь - хорошо видеть будешь.

Устроил царь пир и пригласил к себе всех бояр, князей и своих сыновей. И заговорил с ними о том, что если бы нашелся тот человек, который бы достал ему молодильные яблоки и воды кувшинец, то отдал бы он этому храбрецу во владение полцарства. Старшие браться не сдержались и сразу возмутились, не хотели они наследство свое ни с кем делить.

Приключения брата Федора

Старший сын Федор первым решил отправиться в дорогу за чудесными дарами. Взял себе коня неезженого, узду неузданую, плетку нехлестаную, двенадцать подпруг для крепости и укатил. Долго ли, коротко ли, но вдруг на перепутье трех дорог увидел он огромный камень, на котором было написано: «Направо пойдешь - коня потеряешь, прямо пойдешь - женатым быть, налево пойдешь - коня спасешь, себя потеряешь». И выбрал он, конечно, дорогу прямую. Едет и едет, а потом глядь - терем с позолоченной крышей стоит. Из него вышла красна девица и предложила царскому сыну зайти в дом, покушать и отдохнуть с дороги. Сначала Федор упорно отказывался, но потом все же согласился. Девица же накормила его, напоила да к стеночке спать уложила. А потом она кровать так повернула, что полетел гость прямо в глубокую яму.

Ошибка брата Василия

Через некоторое время опять собирает царь всех своих вельмож и снова просит достать ему молодильные яблоки и кувшинец с водой, а в награду дает полцарства. Делить батюшкино наследство второй царский сын Василий тоже не захотел, поэтому в скором времени сам засобирался в дорогу. И ждала его та же участь, что и старшего брата. Теперь уже вдвоем они ждали своего освобождения в темной яме у девицы.

Иван-Царевич в поисках молодильных яблок

Прошло время, и царь собирает третий пир и опять говорит о молодильных яблочках и живой воде. На этот раз Иван-Царевич решил раздобыть все это для своего батюшки, да и братьев надо было разыскать. Получил Иван отцовское благословение и засобирался в путь-дорожку. В конюшне царской коня достойного не оказалось. Опечалился Иван и вдруг видит бабушку-задворенку, которая, узнав его печаль, рассказала, что в погребе добрый конь стоит прикованный к железной цепи. Подошел Иван-Царевич к погребу, пнул железную плиту, сорвал цепь с коня, обуздал, оседлал и двенадцать подпруг наложил. И поскакал славушку молодецкую испытать.

Добрался он до камня-плиты, прочитал все его надписи и решил отправиться по пути «коня спасти, а себя потерять». Ехал он долго ли, коротко ли, но на закате наткнулся он на избушку на курьих ножках. Повернул он к себе избушку передом, а к лесу задом и зашел в нее. Бабка-Яга сразу почуяла русский дух. И давай его расспрашивать, мол, кто он и откуда, но Иван сначала попросил его накормить и дать передохнуть с дороги, а потом и рассказал ей, куда путь держит и какие сокровища ему нужны. Баба-Яга знала, где находятся молодильные яблоки и живая вода, как оказалось, у ее родной племянницы - девицы Синеглазки, сильной богатырки. Но ее отыскать почти невозможно. И тогда отправила она его к своей средней сестре и дала своего коня. Быстро добрался он до нее, но и та не знала, как найти девицу Синеглазку. И тогда дала она ему своего коня и погнала его к своей старшей, самой знающей сестре. Та и рассказала Ивану-Царевичу, что живет их племянница Синеглазка за высокими и толстыми стенами, и охрана у нее большая. Дала она молодцу коня своего боевого и предупредила: "Как подъедешь к стенам дворца Синеглазки, то ударь по бокам коня, и перелетит он вмиг стену эту". Иван-Царевич немедленно отправился в путь.

Девица Синеглазка

Быстро он добрался до царства девицы Синеглазки и видит, что охрана ее вся спит. Тогда он пришпорил коня и оказался в волшебном саду, где росла яблоня с молодильными яблоками, а под ней был колодец с водой. Сорвал он плоды, черпнул воды и хотел было бежать, только вот любопытство его охватило: посмотреть бы на эту девицу Синеглазку. Зашел он к в ней палаты и увидел, что спит она, а рядом вся ее прислуга из десятка девиц. Не сдержался Иван-Царевич и поцеловал ее. А потом рванул коня под узцы, но не тут-то было. Конь задел одной подковой стену, звон разнесся по всей округе. Все вдруг пробудились и заметили пропажу.

Иван-Царевич гонит коня своего во всю, а за ним богатырка Синеглазка со всей своей стражей несется. В конце концов, она его настигла и захотела сурово наказать за воровство, но не смогла, так как по душе ей пришелся этот добрый молодец. И стал он целовать ее в уста сахарные. Три дня и три ночи они гуляли. А потом повелела она ему ехать домой, никуда не сворачивая, и ждать ее три года. Но не послушал ее Иван и поехал своих братьев вызволять из беды. Свернул он на ту роковую дорожку и прямо в терем к коварной девице попал. Но не стал он угощаться и спать ложиться, а скинул ее прямо в яму, а оттуда братья стали звать о помощи. Выручил их брат Иван, но они не оценили этого. Обманули они его, забрали молодильные яблоки и воды кувшин, а самого кинули в пропасть.

Обман

Птица Нагай помогла ему из пещеры выбраться доставила его прямо на родную сторону. Он узнал, что братья привезли батюшке-царю волшебные дары, и сделался тот крепким здоровьем. И тогда не захотел Иван-Царевич возвращаться домой к отцу, а собрал кабацкой голи и пьяниц, стал с ними пить и гулять по кабакам.

Между тем родила Синеглазка двух сыновей. Росли они не по дням, а по часам. А потом позвала своих сыновей, собрала войско и двинулась искать Ивана-Царевича. Приехала она к его царству и шатер раскинула в поле, а потом послала гонца к царю, чтобы тот отдал ей царевича - сына своего. Царь испугался сначала, пригнал старшего сына Федора, а потом и среднего Василия, но не признала она в них своего Ивана-Царевича, только приказала своим сыновьям выпороть их тростью за коварство и обман. Да приказала им рассказать всю правду отцу и срочно отыскать Ивана. Царь, узнав правду, залился горючими слезами.

Долгожданная встреча

В это время сам идет к Синеглазке Иван-Царевич с голью кабацкой, в стороны мечут, сукна рвут под ногами. Узнала Синеглазка в пьянице Ивана-Царевича - отца своих детей - и велела сынам его взять и отвести в шатер, чтобы переодеть и дать передохнуть после трех лет безвинного страдания. А его кабацким друзьям преподнесла по рюмке и по домам отправила.

Прошел день, и приехала богатырка Синеглазка с Иваном-Царевичем во дворец и устроили они там веселый свадебный пир. А Федора и Василиея прогнали со двора с глаз долой. Но не остались молодожены в отцовском царствие, а уехали в Синеглазкино царство. Стали там счастливо жить и не тужить.

Заключение

Вот так счастливым концом и завершилась сказка. Иван-Царевич и молодильные яблоки получил, и верную жену. Краткое содержание хоть и не смогло вместить в себя все интересное и важное, что происходило с героями, но поведало главное. А главное заключается в том, что мы в очередной раз убеждаемся, что герои русских сказок учат нас нравственному поведению и духовной чистоте. Это говорит еще и о том, что во все времена человеческие ценности были превыше всего. «Молодильные яблоки» - сказка, которая ни одного читателя не оставит равнодушным и подарит прекрасные воспоминания о детстве взрослым, а малышам - удивительную, красивую историю и веру в то, что добро всегда победит зло.


Тема урока. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Цель :

· выявить жанровые особенности волшебной сказки, значения образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символического значения яблока, композиционных и языковых особенностей «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»;

· формировать исследовательские и коммуникативные навыки учащихся,навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном тексте;

· воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І.Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Анализ содержания «Сказки о молодильных яблоках и живой воде».

Назовите героев сказки.

Царь, Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич, бабушка-задворенка, волшебные кони, девица Синеглазка и её сыновья, Нагай-птица и её птенцы.

3.Сообщение подготовленного ученика о Бабе Яге. Обращение к репродукции картины И.Я.Билибина «Баба Яга».

Образ Бабы Яги относится к эпохе матриархата, и многое в нем остаётся загадочным. Нет пока убедительного объяснения имени «Яга».

Образ Бабы Яги, стоящий на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мертвых благодаря совершению определённых ритуалов, и связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). Баба Яга принадлежит сразу к двум мирам – миру мёртвых и миру живых.

Избушка Бабы Яги «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», т.е. окуренных дымом столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё VI-IX вв.).Герой, встречающий на границе жизни и смерти избушку Бабы Яги, направляется в неведомый мир, чтобы добыть волшебные предметы или освободить пленную царевну. Пройдя испытания в избушке Бабы Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.

Каково значение «курьих ножек» у избушки Бабы Яги?

Почему герой просит Бабу Ягу накормить, напоить, спать уложить?

Почему вход в избушку со стороны леса?

4. Сообщение подготовленного ученика об Иване-царевиче. Обращение к репродукциям картин В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» и «Бой Ивана-царевича со Змеем».

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 века.

Иван-царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным и слабым. Очень часто в начале сказки Иван-царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своём царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-царевич получает назад своё царство, трон или находит своих царственных родителей. В конце сказки он обычно получает полцарства, царскую дочь в жёны, волшебного или дорогого коня.

Иногда Иван-царевич может быть и отрицательным персонажем, который противопоставляется другим царевичам или персонажам простого происхождения, например Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлён и наказан.

Обычно Иван-царевич (как и Иван-дурак) является младшим из трёх сыновей царя.

Какие награды получает Иван-царевич за свои добрые дела?

В каких случаях Иван-царевич является отрицательным персонажем?

5. Сообщение подготовленного ученика о символическом значении яблока.

Русская традиция по-своему толковала образ и символику яблока. Известно, что на могилу умершего клали зелёное яблоко, что должно было свидетельствовать о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь на земле продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что «яблоко от яблони недалеко падает», т.е. дети идут по стопам своих родителей, зачастую повторяя их ошибки и просчёты.

Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти – державой, тем самым подчёркивается, что правитель держит в руках землю, т.е. властвует.

6. Слово учителя о композиции волшебной сказки.

Композиция волшебной сказки включает экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи при помощи чудесных средств или волшебных помощников. В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия.

Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Развитие сюжета – это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждает её или разгадывает трудные загадки.

Развязка – это преодоление потери или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» - т.е. приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В волшебной сказке роли распределяются следующим образом: вредитель, даритель, помощник, царевна или её отец, отправитель, герой, ложный герой.

Для волшебной сказки характерны испытания героя сказки дарителем и вознаграждение героя (Баба Ягадаёт Ивану-царевичу волшебный клубок за то, что он себя правильно вёл), бой с антагонистом и победа над ним (в роли антагониста выступают в волшебной сказке Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и т.д.). Победа над антагонистом немыслима без помощи волшебного средства, полученного ранее от дарителя.

7. Самостоятельная исследовательская работа с текстом в группах.

Группа 1.

В таблице ученики заполняют третью часть.

Элементы композиции

Мотив

Пример

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Царь очень устарел и глазами обнищал…

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего.

Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич отправляются на поиски молодильных яблок.

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки.

Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней.

Развязка

Преодоление потери или недостачи.

Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в её девичье царство.

Группа 2.

Учащиеся заполняют правую часть таблицы.

Персонажи

Вредитель

Прекрасная девица

Дарители

Бабушка-задворенка

Помощники

Волшебные кони, Нагай-птица

Царевна

Девица Синеглазка

Отправитель

Царь

Герой

Иван-царевич

Ложные герои

Фёдор-царевич, Василий-царевич

Итог работы. Выявление признаков волшебной сказки.

Какова композиция «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»?

Как распределены роли в сказке?

Каковы характерные мотивы сказки?

8. Обращение к домашнему заданию.

Назовите встретившиеся в сказке волшебные предметы. Какую роль они играют в сказочном повествовании?

Кувшинец о двенадцати рылец.

Плита-камень с надписью: «Направо поедешь – себя спасать, коня потерять. Налево поедешь – коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь – женату быть».

Терем под золотой крышей.

Плётка нахлёстанная, двенадцать подпруг с подпругою.

Избушка на курьей ножке об одном окошке.

Яблоня с молодильными яблоками, а под яблоней колодец с живой водой.

Палицы боевые, копьё долгомерное, сабельки острые, кинжалищебулатный.

9.Работа над языком сказки.

Назовите встретившиеся вам в тексте наиболее распространённые сказочные обороты речи.

Какова интонация русских народных сказок?

Русской сказке свойственна музыкальность. Сказочные обороты речи делают повествование похожим на песню.

IV. Подведение итогов урока.

Чему учит сказка?

Сказка утверждает веру в добро и справедливость. Учит самостоятельности, вежливости, осторожности в суждениях, гостеприимству.

V. Домашнее задание.

1.Подготовить художественныйпересказ «Сказания о белгородских колодцах».

2.Составить план вступительной статьи учебника, посвященнойдревнерусской литературе.

3.Индивидуальные задания:

Подготовить сообщение«искусствоведа» о фресках Георгиевского собора новгородского Юрьева монастыря,собора новгородского Антониева монастыря, о Николо-Дворищенском соборе, Спасо-МирожскомЗавеличском монастыре, Георгиевской церкви в Старой Ладоге, оМстиславовом Евангелии;

Подготовить сообщение«литературоведа» о «Повестивременных лет» и Несторе;

Прокомментировать трудныеслова из текста сказания.

4.Групповое задание.

Оформить выставку «Культура Древней Руси» или слайдовую презентацию на эту тему.


Образ Бабы Яги относится к эпохе матриархата, и многое в нем остаётся загадочным. Нет пока убедительного объяснения имени «Яга». Образ Бабы Яги, стоящий на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мертвых благодаря совершению определённых ритуалов, и связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). Баба Яга принадлежит сразу к двум мирам – миру мёртвых и миру живых.






Иван-царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным и слабым. Очень часто в начале сказки Иван-царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своём царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-царевич получает назад своё царство, трон или находит своих царственных родителей. В конце сказки он обычно получает полцарства, царскую дочь в жёны, волшебного или дорогого коня. Иногда Иван-царевич может быть и отрицательным персонажем, который противопоставляется другим царевичам или персонажам простого происхождения, например Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван- царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлён и наказан.








В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу. Развитие сюжета – это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждает её или разгадывает трудные загадки. Развязка – это преодоление потери или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» - т.е. приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.


Элементы композиции Мотив Пример Завязка Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу. Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего. Кульминация Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки. Развязка Преодоление потери или недостачи.


Элементы композиции Мотив Пример Завязка Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу. Царь очень устарел и глазами обнищал… Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего. Фёдор-царевич, Василий- царевич, Иван-царевич отправляются на поиски молодильных яблок. Кульминация Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки. Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней. Развязка Преодоление потери или недостачи. Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в её девичье царство.