Вопросы по произведению мертвые души. Тест по литературе (9 класс) на тему: Контрольная работа по поэме Гоголя "Мертвые души"

Определить основную идею поэмы «Мертвые Души» не совсем просто. Объясняется это, прежде всего, тем, что мы имеем теперь лишь небольшую часть этого произведения, – лишь первую часть, да отдельные разрозненные куски второй – то, что не было уничтожено самим Гоголем . Таким образом, судить обо всем идейном содержании произведении мы не имеем возможности. А затем положение критика затрудняется тем, что в его распоряжении есть толкования, которые дал «Мертвым Душам» сам автор, и обещания, которые он хотел выполнить при окончании поэмы, но не успел. По собственному признанию Гоголя, он сам сначала писал без всяких серьезных целей. Пушкин дал ему сюжет, благодарный для его таланта; Гоголь увлекся комизмом тех положений, которые легко вплетались в этот сюжет, – и стал писать «карикатуру», «не определивши себе обстоятельного плана, не давши себе отчета, что такое должен быть сам герой. Я думал просто, – говорит Гоголь, – что смешной проект, исполнением которого занят Чичиков, наведет меня на разнообразные лица и характеры». Это свободное, чисто художественное творчество и помогло Гоголю создать лучшие страницы первой части «Мертвых Душ» – те страницы, которые вызвали у Пушкина восклицание: «Господи! как грустна Русь». Восклицание это поразило Гоголя – он увидал, что из «шалости» его пера, из его шутливого, несерьезного, произведения может выйти нечто крупное, идейно содержательное. И вот, поощренный Пушкиным, он задумал показать в «Мертвых Душах» «с одного боку Россию», т. е. полнее, чем в «Ревизоре » , изобразить отрицательные стороны русской жизни.

Чем более углублялся Гоголь в свое произведение, – тем слабее делалось влияние Пушкина; чем самостоятельнее делалось отношение Гоголя к его работе, – тем сложнее, искусственнее, тенденциознее делались его замыслы. Прежде всего, он проникся идеей расширить пределы изображаемого, – захотел показать Россию уж не «с одного бока», а всю целиком – зло и добро, в её жизни заключенное; потом он стал думать о «плане» для своего уже начатого произведения, – он задавал себе «тревожные вопросы о «цели» и «смысле» своего труда. И тогда поэма «Мертвые Души» в его воображении разрослась в три части. Вероятно, позднее он усмотрел в ней аллегорический смысл. По его идее, три части «Мертвых Душ» должны были, в законченном виде, соответствовать трем частям «Божественной Комедии » Данте : первая часть, посвященная изображению только зла – должна была соответствовать «Аду »; вторая часть, где зло не было так отвратительно, где начинается просвет в душе героя, где выводятся уже некоторые положительные типы – отвечала бы «Чистилищу», – и, наконец, в заключительной третьей части, Гоголь хотел представить в апофеозе все то добро, которое заключалось в душе «русского человека», – эта часть должна была соответствовать «Раю». Таким образом, появилось то искусственное громоздкое построение «Мертвых Душ», та хитрая систематизация материала, с которым не справился Гоголь.

Но, кроме этой задуманности композиции, Гоголю помешала свободно творить еще и моральная тенденция. Все выраставшие заботы о своем «душевном деле», об очищении своего сердца, пагубным образом отразились на его творчестве. И вот, «Мертвые Души» понемногу обратились в какую-то «сточную трубу», куда он сливал свои воображаемые и действительные «пороки» . «Герои мои потому близки душе, говорит он, что они из души, – все мои последние сочинения – история моей собственной души». Он сам сознавался, что, когда в нем усиливалось желание избавиться от разных душевных пороков, он «стал наделять своих героев, сверх их собственных «гадостей» – своими собственными. И, по его словам, это помогло ему самому сделаться лучше...

Итак, сам Гоголь дает нам три толкования идеи «Мертвых Душ» – 1) начало её (первая часть) – бесхитростное изображение своеобразных лиц и характеров, взятых из русской жизни. Характерная черта, объединяющая почти всех героев первой части – безотрадная пошлость, полная бессознательность жизни, непонимание её целей и смысла: с «этого боку» представил он «русское общество», 2) произведение «Мертвые Души» должно было охватить всю Россию, – все зло и добро, в ней заключенное. В таком широком толковании русской действительности видел Гоголь «службу» перед родиной – и 3) произведение это должно было служить ему лично, в деле его духовного самосовершенствования. На себя он смотрел, как на «моралиста», который не только укажет согражданам на то зло, которое вносят в жизнь отдельные порочные деятели, но нарисует и те идеалы, которые спасут родину.

Идея «Мертвых Душ» с точки зрения критики и читателя

Нетрудно понять, что теперь для читателя «Мертвых Душ» не совсем понятна эта авторская идея: он имеет перед глазами только первую часть поэмы, в которой мелькают лишь случайные обещания на то, что в будущем рассказ примет иной характер, – до личного «душевного дела» писателя читателю нет дела. Поэтому приходилось судить произведение, оставив замыслы автора, не копаясь в его душе. И вот, современная и последующая критика, вопреки Гоголю, сама определила идею произведения. Как раньше в «Ревизоре», так и в «Мертвых Душах» усмотрено было желание автора указать на безобразие русской жизни, которое, с одной стороны, зависело от крепостного права, с другой стороны, – от системы управления Россией. Таким образом, идея «Мертвых Душ» большинством была признана обличительной, автор – причислен к благородным сатирикам, смело бичующим зло современной действительности. Словом, произошло то же, что раньше было с «Ревизором»: 1) идея автора была одна, а результаты его творчества привели к выводам, которых он совсем не желал, не ожидал... 2) как относительно «Ревизора», так и относительно «Мертвых Душ» нам приходится устанавливать идею произведения не только без помощи автора, но даже вопреки его желаниям: мы должны видеть в этом произведении картину отрицательных сторон русской жизни, и в этой картине, в её освещении, усмотреть великий общественный смысл произведения.

Тест по главе № 11 «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя
1. Какие неприятности случились у Чичикова в начале 11 главы?
А). первая – проснулся поздно, вторая – Петрушка был в стельку пьян.
Б). первая – украли купчую, вторая – бричка была еще не заложена.
В). первая – проснулся поздно, вторая – бричка была еще не заложена.
Г). первая – Селифан перечит барину, вторая – завтрак не подают в комнату.
2.Как НЕ называл Чичиков Селифана?
А)разбойник
Б) чушка
В)Страшилище морское
Г) идиот
Д)подлец
Е) дурак
Ж) бестолковый
З) беспутный

3. Кого Селифан предложил продать Чичикову, так как он «просто не приведи бог, только помеха»?
А). Петрушку; Б). борзого щенка;
В) чубарого коня; Г). кузнеца.

4.)Сколько времени возились с колесом кузнецы?
2 часа
Б. 3 ,5 часа
В) 5,5 часов
Г) 6 часов

5. Почему бричка Чичикова при повороте в одну из улиц должна была остановиться, едва отъехав от гостиницы?
А). Сломалось колесо;
Б). По улице проходила погребальная процессия.
В). Было много народа
Г). Чичиков забыл в комнате гостиницы купчую, поэтому решил вернуться.
6.О чём размышляет Чичиков, проезжая по дороге?
А) О Руси
Б) о дороге
В) о природе
Г) о жизни
Д)о смерти
Е)о красоте

7.Какому сословию принадлежали родители Чичикова?
А) помещики
Б)дворяне
В)графья
Г) мещане
8.Сколько крепостных семей было у отца Чичикова?
А)3
Б) 15
В) 1
Г.)24

9,Куда поступил учиться Чичиков?
А) в церковно-приходскую школу
Б)в городское училище
В)в таможенную академиюг) в уездное ремесленное училище
10. Какой самый главный совет, данный отцом, запомнил Чичиков на всю жизнь?
А). Не угощай никого
Б). С товарищами не водись,водись с богатыми
В). Не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам
Г). Береги и копи копейку.

11. Что сделали бывшие одноклассники Чичикова, когда узнали, что учитель, любитель тишины и похвального поведения, который нещадно наказывал провинившихся учащихся, был выгнан из училища и влачил жалкое существование?
А). Защитили перед начальством.
Б).Помогли определить его в дом призрения.
В). Собрали тут же для него деньги, продав даже многое нужное.
Г). Купили ему домик.
12. Кому принадлежат слова, обращенные к Чичикову? «Эх, Павлуша! Вот как переменяется человек! Ведь какой был благонравный, ничего буйного, шелк! Надул, сильно надул».
А). Отец; Б). губернатор; В). конторщик; Г). учитель.

13.Чем отличался Чичиков среди остальных учеников?
А)умом
Б)прилежанием и опрятностью
В) непокорностью
Г) заносчивостью
14. Как Чичиков сумел заполучить первое повышение по службе?
А). Намекает начальнику, что не прочь жениться на его некрасивой дочери.
Б). Умеет принять верное решение в сложных ситуациях.
В). Хвалил начальника всегда.
Г). Дал взятку важному чиновнику.

15. Что получил Чичиков в наследство от отца?(несколько ответов)
А)67 крепостных крестьян
Б) 20 десятин земли
В)4 фуфайки
Г) 2 экипажа лошадей
Д) 2 старых сюртука
Е)лес и луга
Ж) незначительную сумму денег
16. Кому принадлежат слова: «Ну, что ж! Зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать»?
А). Чичикову;
Б). Ноздреву;
В). Петрушке;
Г). Селифану.

17. В чем у Чичикова, по выражению товарищей по службе на таможне, «просто было собачье чутье»?
А). в учении;
Б). в обысках;
В). в предчувствии опасности.,
Г) в поиске преступника
.

18. Почему всем становится известен сговор Чичикова с контрабандистами?
А). Контрабандистам не понравился новый неподкупный чиновник, и они его подставили.
Б). Чичикова уличили в получении взятки прямо во время ее передачи.
В). Чичиков ссорится с товарищем, который участвовал в его сговоре с контрабандистами, и бывший приятель послал на него тайный донос.

19. Какая мысль особенно заботила Чичикова, когда «он был в горе, в досаде, роптал на весь свет, сердился на несправедливость людей»?
А). Что скажет мой отец?
Б). Что подумают обо мне окружающие?
В). Как же жить на белом свете без денег?
Г). Как не чувствовать мне угрызения совести, зная, что скажут потом мои дети?

20. Какую притчу приводит Гоголь в 11 главе?
А) о царе Соломоне.
Б) о капитане Копейкине;
В) о Кифе Мокиевиче и о Мокии Кифовиче;
Г)о воскрешении Лазаря

21. Как характеризует Гоголь Чичикова в конце 11 главы?
А) узурпатор; Б) хозяин, приобретатель;
В) подлец; Г) простофиля.

22. С чем сравнивает Русь Гоголь в конце 11 главы?
А)с тройкой
Б) с облаками
В) с рекой
Г) с планетой

Ответы
1.В


10Г
13Б
16А
19Г
22А

2.ГЖ


11В
14А
17Б
20В

3.В
6АБ

12В
15ВДЖ
18В

1. По какому плану Н.В. Гоголь строит характеристику по-мещиков в поэме «Мертвые души»?

Общий вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и интерьер его, портрет и характеристика помещика, реакция на предложение Чичикова.

2. Какова последовательность в изображении деградации помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

3. Какую роль играет мотив дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мерт-вые души»?

Является связующим звеном сюжета, усиливает динамизм поэмы, объединяет время и пространство.

4. Для чего Чичиков скупал мертвые души?

Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых и получить деньги, разбогатеть.

5. Для чего Н.В. Гоголь вводит в поэму «Мертвые души» притчу о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче?

Показывает писателей, которые закрывают глаза на недо-статки, лишь бы не выносить сор из избы.

6. Как предполагал Н.В. Гоголь построить поэму «Мертвые души»?

Поэма должна была состоять из трех частей, наподобие «Бо-жественной комедии» Данте. Три тома «Мертвых душ» должны были соответствовать трем частям «Божественной комедии». Пер-вый том отражал бы ад современной действительности, второй включил бы положительные образы и герой проходил бы через чистилище, третий рисовал бы гармоничное общество — рай.

7. К какому жанру можно отнести «Мертвые души» Н.В. Го-голя? Почему?

Поэма, подобно поэмам Гомера, с эпическим размахом изо-бражает всю Россию; образцом сюжета послужила поэма Данте «Божественная комедия»; большое место занимают лирические отступления.

8. Каковы особенности композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мерт-вые души»?

Действие разворачивается во времени и пространстве, что дос-тигается при помощи мотива дороги; в произведение включены лирические отступления, вставные эпизоды, вставная повесть; галерея помещиков построена по принципу разоблачающей гра-дации.

9. Какое значение в раскрытии идейного смысла поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» имеет «Повесть о капитане Ко-пейкине»? Материал с сайта

К сюжету вставная повесть имеет косвенное отношение, но она расширяет представление о бюрократизме чиновничества. Она за-вершает идею первого тома и включает размышления о подлинном и мнимом патриотизме, о незащищенности защитника отечества — заслуженного героя, о противоречиях в жизни России.

10. В чем состоит конкретный и метафорический смысл на-звания поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

Конкретное — мертвыми душами называли крестьян, которые по официальным документам до следующей переписи (переписи проводились раз в пять лет) числились живыми, но в период между переписями умерли; метафорический — мертвые души — это чи-новники, помещики, составляющие бездушный мир России.

Тест по поэме «Мёртвые души»

Вопрос № 1.
Кто подсказал сюжет «Мёртвых душ»?

A. .

B. . +

C. .

D.

Вопрос № 2.
Назовите жанр «Мёртвых душ».

Роман. Поэма. + Рассказ. Повесть.

Вопрос № 3.
Какой приём использует в названии поэмы?

Метафора. Оксюморон. Эпитет. Сравнение.

Оксю́морон (греч. - «острая глупость») - сочетание слов с противоположным значением .

Вопрос № 4.
Назовите имя и отчество Чичикова.

Иван Павлович. Павел Николаевич. Павел Иванович. + Пётр Иванович.

Вопрос № 5.
Чей это портрет?

На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

Плюшкин. Ноздрёв. Манилов. + Собакевич.

Вопрос № 6.
Кто в поэме назван «прорехой на человечестве» ?

Плюшкин. + Ноздрёв. Манилов. Собакевич.

Вопрос № 7. Кто из помещиков показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя» ?

Плюшкин. Ноздрёв. Манилов. Собакевич. +

Вопрос № 8.

Чья это характеристика?

«Человек лет тридцати, разбитной малый, который после трёх – четырёх слов начал говорить ему (Чичикову) «ты».

Манилов. Ноздрёв. + Плюшкин. Собакевич.

Вопрос № 9.
Кому из героев поэмы принадлежит это жилище?

«Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками … , за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок».

Плюшкин. Коробочка. + Манилов. Собакевич.

Вопрос № 10.
Кому принадлежат эти слова?

Я их знаю всех: это мошенники, весь город такой: мошенник на

мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы.

Манилов. Ноздрёв. Плюшкин. Собакевич. +

Вопрос № 11.
писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность изображения помещиков в поэме.

А. Собакевич. 4

В. Манилов. 1

С. Ноздрев. 3

D. Плюшкин. 5

Коробочка. 2

Вопрос № 12.
Кто рассказывает «Повесть о капитане Копейкине»?

А. Чичиков.

Б. Ноздрёв.

В. Почтмейстер. +

Г. Председатель казённой палаты.

Вопрос № 13.
С какой целью вводит в произведение «Повесть о капитане Копейкине»?

А. Показать бездуховность бюрократических законов. +

Б. Изобразить жизнь столичного чиновничества.

В. Опровергнуть идею безнаказанности властей.

Г. Показать губительную власть денег.

Вопрос № 14.
С какой целью Чичиков скупал «мёртвые души»?

Б. Для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч душ.

В. Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых. +

Г. Для того, чтобы выиграть пари.

Вопрос № 15.
Кого из героев поэмы не относит к «мёртвым душам»?

А. Чичикова.

Б. Манилова.

В. Умерших крестьян. +

Г. Селифана.

Вопрос № 16.
Какую роль в поэме выполняет образ дороги?

А. Является символом жизненного пути человека.

Б. Образ дороги – символ будущего России. +

В. Это форма организации произведения.

Г. Этот образ является источником вдохновения для автора.

Тест по поэме Гоголя Н.В. «Мёртвые души»

1. Кому принадлежит идея «Мёртвых душ»?

2) Пушкину А.С.

3) Грибоедову А.С.

4) Лермонтову М.Ю.

2. Укажите жанр произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

1) притча

2) повесть

3) роман

4) поэма

3. В чем проявляется лирический элемент в произведении «Мёртвые души»?

1) в любовной интриге

2) в размышлениях Чичикова обо всем, что он видел

3) в лирических отступлениях

4) в пейзажных зарисовках

4. Укажите основную тему произведения.

1) жизнь крестьян

2) жизнь всей России

3) жизнь помещиков

4) жизнь чиновников

5. Укажите правильное продолжение высказывания.

Все части произведения связаны

1) образом помещиков

2) образом Чичикова

4) общим сюжетом

6. С каким мотивом тесно связан образ автора?

1) дороги

2) дружбы

3) свободы

1) действующее лицо

2) приятель главного героя

3) повествователь и лирический герой

4) сторонний наблюдатель

8. Укажите правильное продолжение высказывания.

Смысл названия произведения состоит в том, что

1) в основе произведения лежит фантастический сюжет

2) Гоголь называет «мёртвыми душами» крепостников и чиновников

4) главное в произведении – афера Чичикова по скупке бумаг на умерших крестьян

9. Кого в произведении можно назвать поистине живыми душами?

3) губернское общество и Манилова

4) Селифана и Чичикова

10. Укажите верную последовательность помещиков, к которым заезжал Чичиков.

1) Коробочка, Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев

2) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Ноздрёв

3) Коробочка, Собакевич, Ноздрёв, Манилов, Плюшкин

4) Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин

11. С какой целью Н.В. Гоголь именно в такой последовательности показал помещиков?

1) Помещики показаны произвольно.

3) Н.В. Гоголь таким образом противопоставляет помещиков друг другу.

12. Почему Гоголь в своём произведении подробно останавливается на биографии Чичикова?

2) Для читателя необходимо знать все подробности жизни главного героя.

3) Гоголь хотел провести параллель между Чичиковым и Плюшкиным.

13. С какой целью Гоголь вводит в своё произведение «Повесть о капитане Копейкине»?

1) расширить круг действующих лиц

2) показать, к чему приводит нищета и безвыходность

3) указать на бюрократизм чиновников

4) опровергнуть суждение о безнаказанности властей

14. К какому типу литературных героев можно отнести капитана Копейкина?

1) «маленький человек»

2) «лишний человек»

3) «благородный разбойник»

4) резонёр

15. Какая проблема не поднята в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?

1) проблема варварства

2) проблема ложных ценностей

3) проблема нравственного падения

4) проблема разрушающего влияния денег

ОТВЕТЫ: 1 – 2, 2 – 4, 3 – 3, 4 – 2, 5 – 3, 6 – 1, 7 – 3, 8 – 2, 9 – 2, 10 – 4, 11 - 2, 12 – 1, 13 – 4, 14 – 3, 15 – 1.