Факты из жизни и а гончарова. Пять интересных фактов из жизни гончарова

Из жизни (биографии) и творчества русского писателя изложены в этой статье.

Иван Гончаров интересные факты

Иван Гончаров прожил долгую жизнь. И выпустил в свет всего лишь три произведения.

1. Названия всех трёх романов писателя начинаются на «Об». «Обыкновенная история» был издан в 1847 году. В 1859 году вышел в свет роман «Обломов». Итоговый роман «Обрыв» написан в 1869 году. Произведения неразрывно связаны между собой. Сам писатель говорил, что это словно один роман, отражающий разные периоды жизни русского общества.

Последний роман Гончаров писал около 20 лет. «»Обрыв» — это дитя моего сердца; я слишком долго носил его под ложечкой, оттого он и вышел большой и неуклюжий. Я его переносил», – писал Иван Гончаров в письме к Афанасию Фету.

2. Писатель в 1834 году окончил Московский университет, факультет словесности. С ним на курсе учился Михаил Лермонтов. «Смуглый, одутловатый юноша с чертами лица как будто восточного происхождения, с чёрными выразительными глазами. Он казался мне апатичным, говорил мало и сидел всегда в ленивой позе, полулежа, опершись на локоть. Он не долго пробыл в университете. С первого курса он вышел и уехал в Петербург. Я не успел познакомиться с ним» – вспоминал о Лермонтове Гончаров.

3. Свой первый роман «Обыкновенная история» Иван Гончаров выпустил в журнале «Современник». Через некоторое время писатель узнает, что «Отечественные записки» готовят к публикации книгу английской писательницы Елизаветы Инчбольд-Симпсон с похожим названием «Simply story».

Впервые изданное в 1791 году, это произведение и в России уже прочли в оригинале. Гончаров писал письмо Краевскому, редактору «Отечественных записок» с просьбой поменять заглавие на «Простую историю». Он говорил, что при выходе в свет его произведения читатели «основываясь только на сходстве заглавий, говорили, что я перевёл свое сочинение с английского».

4. Иван Гончаров был знаком с Тургеневым и даже некоторое время у них была крепкая дружба. Но после того как автор поделился отрывком из своего, еще не опубликованного, произведения «Обрыв» отношения великих писателей изменились. В один прекрасный день Тургенев зачитал «Дворянское гнездо» и Гончаров услышал необычайное сходство со своим произведением «Обрыв». Тургенев не отрицал явный плагиат и обещал убрать сцену, принадлежащую «Обрыву». В 1860 году был представлен всему миру роман Р.С. Тургенева под названием «Накануне». Иван Гончаров увидел свои строчки своего романа и вызвал автора на дуэль.

5. Гончаров какое-то время работал цензором, но в 45 лет вышел в отставку и сосредоточился на литературе.

6. Личная жизнь Ивана Гончарова тоже складывалась трудно. Много лет он любил Ю.Д. Ефремову, но она стала женой другого. Уже в 31 год Гончаров с горестной иронией сравнивал себя со «старой, давно прочитанной ветхой книгой». И вдруг осенью 1855 года – новое чувство. Он становится страстным и настойчивым поклонником Елизаветы Васильевны Толстой, приятельницы семьи Майковых. Письма Гончарова к Толстой – это повесть любви, «исповедь души». Ивану Александровичу не до написания нового романа и вообще не до чего. «Я болен ею», – признается он. В январе 1857 года Елизавета Васильевна выходит замуж за А.И. Мусина-Пушкина, а Гончаров берет четырехмесячный отпуск по службе и едет в Мариенбад.

7. Умер Иван Александрович на восьмидесятом году жизни 27 сентября 1891 года, не перенеся воспаления легких.

27 сентября исполняется 122 года со дня смерти знаменитого русского писателя Ивана Гончарова.

На Никольское кладбище писателя провожала большая процессия, ко гробу возложили около тридцати венков: от студентов Санкт-Петербургского университета и других учебных заведений, от редакций газет и журналов, от русского музыкального общества. За гробом шла большая процессия.

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) умер не забытым. И это при том, что опубликовал всего три крупных романа, причем последний – более, чем за 20 лет до смерти. В статье "Лучше поздно, чем никогда " он объяснял, почему не отличается плодовитостью: "Не могу, не умею! То есть не могу и не умею ничего писать иначе, как образами, картинами, и притом большими, следовательно писать долго, медленно и трудно. То, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил, – то недоступно моему перу! У меня есть (или была) своя нива, свой грунт, – и я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, – словом, писал и свою жизнь и то, что к ней прирастало ".

У Гончарова были непростые отношения с Тургеневым . Как-то Иван Александрович доверчиво рассказал своему другу и тёзке план будущего романа "Обломов ", а в 1855 году прочёл ему отрывок из романа "Обрыв " (до выхода его в свет оставалось четырнадцать лет). Через год Гончаров услышал, как Тургенев читает вслух рукопись "Дворянского гнезда " и пришёл к мысли, что тургеневская повесть – не что иное, как плагиат романа "Обрыв ". Тургенев не стал отпираться и даже согласился вырезать из романа сцену, похожую на одну из сцен «Обрыва ». Это лишь укрепило подозрения Гончарова. Когда в 1860-м году вышел тургеневский роман "Накануне ", Гончаров "опознал" в нем мотивы из еще не опубликованного "Обрыва ". Он открыто обвинил Тургенева в плагиате, а Тургенев в свою очередь пригрозил ему дуэлью. 29 марта 1860 год состоялся третейский суд. Гончарову не удалось доказать справедливости своих претензий. Тургенев объявил, что всякие дружеские отношения между ним и Гончаровым прекращены и удалился. Впоследствии они помирились и даже возобновили переписку, но былая доверительность между ними была уже утрачена. Гончаров обвинял Тургенева еще и в том, что якобы с первой части "

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) - великий русский писатель, публицист. Являлся членом-корреспондентом Петербургской академии наук и обладал чином Действительного статского советника.

Это известная фигура в русской литературе, выдающаяся личность.

Детство и юность

Иван Гончаров родился в 1812 году в городе Симбирске в семье купца. Там же и проходило его детство, в большом имении отца в центре города. Как известно, это является родиной Ленина и Карамзина. Впечатления об отчем доме, саде и дворе, о барском быте во многом послужили написанию его произведений и автобиографического рассказа "На родине".

Будучи семилетним ребенком, Гончаров потерял отца и стал воспитываться матерью и крестным отцом, отставным моряком. Фактически он заменил отца будущему писателю, дал ему образование и сформировал мировоззрение.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, мать настояла на его обучении в Москве в коммерческом училище. Учеба ему была малоинтересна и давалась очень тяжело. Поэтому спустя 8 лет Гончаров просит мать подать прошение об отчислении, а в 1831 году поступает в Московский университет на факультет словесности. Одновременно с Гончаровыс в этом университете получали образование Белинский, Герцен и Тургенев. Обучение там является важным стартом в его творчестве. Он успешно получает образование, знакомиться с интересными людьми.

Жизнь после университета: начало творческого пути

После окончания университета в 1834 году Гончаров отправился на родину. Увиденное его очень поразило и огорчило, так как в деревне ничего не поменялось. Писатель привык к жизни в столице, она его манила и вдохновляла. Сонный город и его жители не давали никаких перспектив, но Гончаров остается в Симбирске, принимая предложение по работе местного губернатора. Иван Александрович остается на родине в должности секретаря. Работа была скучной и неблагоприятной, зато приобретенные навыки и знания бюрократической системы в будущем очень помогут писателю.

Проработав в Симбирске около года, Гончаров решается на переезд в Петербург, где устраивается переводчиком в министерство финансов. В столице писатель строит свою жизнь заново, самостоятельно и усердно. Новая должность его не обременяла, она была высоко оплачиваемой и не сложной. Позднее Гончаров знакомится с Майковыми, где нанимается репетиром словесности и латыни для старших сыновей.

Знакомство с Майковым по праву считается началом творческого пути Гончарова. Именно в это время он знакомится с Белинским, часто бывает у него в гостях и в доме Литераторов. Одним из первых произведений Гончарова было "Мильон терзаний", написанное в стиле романтизма, и получившее высокую похвалу от знаменитого критика. Белинский восхищался техникой и стилем письма, словестными оборотами и талантом в целом молодого литератора.

1847 году в журнале "Современник" Гончаров публикует свой следующий рассказ - "Обыкновенная история".

В 1855 году свет увидел еще одно произведение - "Фрегат Паллада", написанное под впечатлением кругосветного путешествия с вице-адмиралом Путятиным.

Работая в министерстве финансов цензором, писательская и творческая деятельность Гончарова прогрессивными слоями общества воспринималась неоднозначно. А постоянная нехватка времени не давала писателю закончить свое произведение "Обломов". Поэтому Иван Александрович уходит из министерства и полностью посвящает себя творчеству.

Расцвет творческой деятельности и последние годы жизни писателя

В 1859 году Гончаров все же заканчивает написание романа "Обломов", которое принесло ему особую славу и уважение. Писатель совершил художественное открытие, раскрыв судьбу человека не только как социального объекта, но и придавая этому философский характер.

Гончаров не гнался за славой, поэтому сразу же начинает работу над новым романом под названием "Обрыв", это детище от растил почти 20 лет. И это последнее его крупное произведение.

Последние годы жизни писателя сопровождались болезнями и душевными депрессиями. Закончив работу над "Обрывом", Гончарову стало жить еще тяжелее. Новые романы он писать не стал, только маленькие очерки ("По восточной Сибири", "Поездка по Волге", "Литературный вечер" и прочее).

В 1891 году И. А. Гончаров скончался от воспаления легких, в полном одиночестве, похоронили его на Никольском кладбище, и практически сразу опубликовали некролог в "Вестнике Европы", где называли Гончарова лидирующим писателем литературы.известная фигура в русской литературе, выдающаяся личность. Интересным фактом является то, что дата рождения писателя совпадает с датой рождения Пушкина и вводом войск Наполеона на территорию России.

Иван Гончаров прожил долгую жизнь. И выпустил в свет всего лишь три произведения. Но какие это произведения! В сентябре 2013 года исполнилось 122 года со дня смерти этого выдающего русского прозаика. Когда Гончарова хоронили на Никольском кладбище, почитатели его таланта принесли около тридцати венков.

Среди них были венки от многих редакций журналов и газет, от русского музыкального общества, от студентов разных учебных заведений, в том числе и Санкт-Петербургского университета. За гробом писателя шла очень большая траурная процессия.

Вот несколько интересных фактов из биографии писателя:

1. Названия всех трёх романов писателя начинаются на «Об». «Обыкновенная история» был издан в 1847 году. В 1859 году вышел в свет роман «Обломов». Итоговый роман «Обрыв» написан в 1869 году. Произведения неразрывно связаны между собой. Сам писатель говорил, что это словно один роман, отражающий разные периоды жизни русского общества.

Последний роман Гончаров писал около 20 лет. «"Обрыв" - это дитя моего сердца; я слишком долго носил его под ложечкой, оттого он и вышел большой и неуклюжий. Я его переносил», - писал Иван Гончаров в письме к Афанасию Фету.

2. Писатель в 1834 году окончил Московский университет, факультет словесности. С ним на курсе учился Михаил Лермонтов. «Смуглый, одутловатый юноша с чертами лица как будто восточного происхождения, с чёрными выразительными глазами. Он казался мне апатичным, говорил мало и сидел всегда в ленивой позе, полулежа, опершись на локоть. Он не долго пробыл в университете. С первого курса он вышел и уехал в Петербург. Я не успел познакомиться с ним» - вспоминал о Лермонтове Гончаров.

3. Свой первый роман «Обыкновенная история» Иван Гончаров выпустил в журнале «Современник». Через некоторое время писатель узнает, что «Отечественные записки» готовят к публикации книгу английской писательницы Елизаветы Инчбольд-Симпсон с похожим названием «Simply story».

Впервые изданное в 1791 году, это произведение и в России уже прочли в оригинале. Гончаров писал письмо Краевскому, редактору «Отечественных записок» с просьбой поменять заглавие на «Простую историю». Он говорил, что при выходе в свет его произведения читатели «основываясь только на сходстве заглавий, говорили, что я перевёл свое сочинение с английского».

4. Отношения Гончарова и Тургенева были непростые. Как-то Гончаров поведал тёзке, которого считал другом, план своего «Обломова». Затем, в 1855 году, прочел ему отрывок из «Обрыва». Гончаров опубликовал свой роман спустя четырнадцать лет после этого случая. И вдруг Гончаров слышит, как Тургенев читает рукопись своего «Дворянского гнезда», и улавливает там необычайное сходство со своим «Обрывом».

Поскольку Тургенев не имел возражений на высказанные претензии, подозрения Гончарова в плагиате еще более укрепились. Тургенев обещал убрать из своего романа сцену, совпадающую с «Обрывом». В 1860 году Тургенев издал роман «Накануне».

Гончаров распознал там откровенный плагиат на его неопубликованный еще роман «Обрыв» и выступил с обвинениями против такого тургеневского поступка. В ответ Иван Тургенев заявил, что вызовет Гончарова на дуэль.

В марте 1860 года на третейском суде Гончаров не смог доказать обоснованность своих претензий к Тургеневу. Тургенев поначалу разорвал дружбу с Гончаровым, затем писатели примирились и даже переписывались некоторое время. Однако былое доверие между ними так и возобновилось.

Претензии Гончарова касались также произведения Тургенева «Вешние воды». Писатель утверждал, что, несмотря на то, что город, где развиваются у Тургенева события, изменен на Франкфурт, схожесть сюжетной линии свидетельствует о плагиате с его «Обыкновенной истории».

С течением времени Гончаров не оставил своих подозрений. Напротив, они только усилились. Он усматривал плагиат даже в произведениях Флобера «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств». Гончарову казалось, что многие идеи и детали списаны с его «Обрыва». А возник этот плагиат, якобы, по вине Тургенева, который снабдил западных литераторов необходимым материалом.

5. Очень расстраивался Гончаров, если читатели, прочтя первую часть его романа «Обломов», делали выводы обо всем произведении в целом. Илья Ильич в первой части, до своей встречи с Ольгой Ильинской, предстает этаким помещиком-ленивцем.

В 1858 году Гончаров Льву Толстому: "Не читайте первой части "Обломова", а если удосужитесь, то почитайте вторую часть и третью: они писаны после, а та в 1849 году и не годится".

ГОНЧАРОВ Иван Александрович (1812-91), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В романе "Обломов" (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное ("обломовщина"), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего "прогресса". В романе "Обыкновенная история" (1847) конфликт между "реализмом" и "романтизмом" предстает как существенная коллизия русской жизни. В романе "Обрыв" (1869) поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков "Фрегат "Паллада" (1855-57) - своеобразный "дневник писателя"; литературно-критические статьи ("Мильон терзаний", 1872).

ГОНЧАРОВ Иван Александрович , русский писатель.

"Чтение было моей школой..."

Гончаров родился в купеческой семье. Первоначальное образование он получил в частном пансионе, где выучил французский и немецкий языки, перечитал все доступные книги - "невообразимую смесь... почти выученную наизусть". В 1822 его отдали в Московское коммерческое училище, в 1831 он поступил на словесное отделение Московского университета: изучение литературы подстегивало "страсть к чтению" и "формировало перо". Еще студентом Гончаров перевел и поместил в журнале "Телескоп" две главы из романа Э. Сю "Атар-Гюль" (1832). По окончании университета (1834) он ненадолго вернулся в Симбирск, затем навсегда переехал в Петербург, где начал службу в Министерстве финансов, продолжая все свободное время заниматься литературой: много переводил, писал романтические стихи и шуточные повести для домашнего чтения в кругу Майковых (в этой семье он преподавал русскую литературу и латинский язык будущему поэту А. Н. Майкову и его брату В. Н. Майкову, впоследствии известному критику). В их доме писатель завязал и первые литературные знакомства.

Триумфальное начало

Гончаров входил в литературу нерешительно, переживая глубокие сомнения в своих силах: "кипами исписанной бумаги... топил печки". В 1842 он написал очерк "Иван Савич Поджабрин", напечатанный лишь шесть лет спустя. В1845 Гончаров напряженно работал над романом, который передал В. Г. Белинскому "для прочтения и решения, годится ли он". Этот роман - "Обыкновенная история" - вызвал восторженную оценку критика и его окружения. Напечатанный в "Современнике" в 1847, роман принес писателю настоящее признание. Столкновение двух центральных героев романа - Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм, - воспринималось современниками как "страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму" (Белинский). Однако автор рисовал с иронией не только прекраснодушие и ходульное поведение запоздалого романтика. В. П. Боткин, справедливо замечая, что в романе достается и голому практицизму, что художник "бьет обе эти крайности", признавался: "Я ничего не знаю умнее этого романа". Десятилетия спустя антиромантический пафос становился все менее актуальным, и следующие поколения воспринимали роман иначе - как самую "обыкновенную историю" охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни. Многомерность авторской позиции и изощренность психологического анализа, ставшие устойчивыми чертами поэтики Гончарова, объясняются отчасти и своеобразным автобиографизмом романа: каждый из героев-антиподов психологически близок писателю, представляя разные проекции его душевного мира.

Фрегат "Паллада"

В 1852 Гончаров в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате "Паллада". Секретарские обязанности отнимали много сил, тем не менее уже во время экспедиции "явилась охота писать", и Гончаров "набил целый портфель путевыми записками". Они сложились в итоге в книгу очерков, печатавшихся в 1855-57 в периодике, а в 1858 вышедших отдельным изданием под названием "Фрегат "Паллада". У Гончарова с детства был вкус к литературе путешествий, и здесь он выступил истинным мастером этого жанра. "Параллель между своим и чужим", острые впечатления от встречи с другими культурами (главным образом - с британской и японской), привычка все "прикидывать" "на свой аршин" обеспечили заинтересованное внимание русского читателя к этим очеркам. Н. А. Добролюбов восхищался остроумием и наблюдательностью "блестящего, увлекательного рассказчика".

Цензор-изгнанник

По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Должность цензора, а также принятое им приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола превратили писателя в "предмет негодования либералов" (дневник Е. А. Штакеншнейдер). Заметно охладились его отношения с кругом Белинского. Позднее Гончаров подчеркивал, что его либеральные настроения молодости не имели ничего общего с "юношескими утопиями в социальном духе" и что влияние Белинского ограничивалось сферой эстетики. Гончаров-цензор облегчил печатную судьбу целого ряда лучших произведений русской литературы ("Записки охотника" И. С. Тургенева, "Тысяча душ" А. Ф. Писемского и др.), однако к радикальным изданиям он относился откровенно враждебно, что вызывало раздражение в кругах левой интеллигенции. В течение нескольких месяцев, с осени 1862 по лето 1863, Гончаров редактировал официозную газету "Северная почта", что также дурно отразилось на его репутации. В 1860-70-е гг. Гончаров, человек мнительный и, по его собственному определению, "нервозный", упрямо удалялся от литературного мира. "Кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей" составили его житейский идеал: "Это впоследствии называли во мне обломовщиной".

"Я был счастлив успехом "Обломова"

Замысел нового романа сложился у Гончарова еще в 1847. Два года спустя была напечатана глава "Сон Обломова" - "увертюра всего романа". Но читателю пришлось еще в течение десяти лет ждать появления полного текста "Обломова" (1859), сразу завоевавшего огромный успех: "Обломов и обломовщина... облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи" (А. В. Дружинин). Роман спровоцировал бурные споры, свидетельствуя о глубине замысла. Статья Добролюбова "Что такое обломовщина" (1859) представляла собой беспощадный суд над главным героем, "совершенно инертным" и "апатичным" барином, символом косности крепостнической России. Эстетическая критика, напротив, видела в герое "самостоятельную и чистую", "нежную и любящую натуру", далекую от модных веяний и сохранившую верность главным ценностям бытия. К концу прошлого века полемика о романе продолжалась, причем последняя трактовка постепенно возобладала: ленивый мечтатель Обломов по контрасту с сухим рационалистом Штольцем стал восприниматься как воплощение "артистического идеала" самого романиста, тонкий психологический рисунок свидетельствовал о душевной глубине героя, читателю открылся мягкий юмор и скрытый лиризм Гончарова. В начале 20 века И. Ф. Анненский по праву назвал "Обломова" "совершеннейшим созданием" писателя.

Последний роман

"Обрыв" (1868) был задуман еще в 1849 как роман о сложных отношениях художника и общества. К 1860-м гг. замысел обогатился новой проблематикой, рожденной пореформенной эпохой. В центре произведения оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе "нигилиста" Марка Волохова. Уже символическое название романа, найденное на самом последнем этапе работы, свидетельствовало об авторском неприятии общественного радикализма. Издания левой ориентации возмущенно реагировали на роман, отказав автору в таланте и в праве суда над молодежью, пройдя мимо глубокой трактовки любовной темы в "Обрыве". Напряженный конфликтный фон, не свойственный обычно Гончарову-романисту, диктовался острой постановкой проблемы свободы в любви: борьба главной героини со страстью, столкновение нравственных императивов с силой любовного влечения дали Гончарову богатый материал для глубокого психологического анализа.

Последние годы

После "Обрыва" имя Гончарова редко появлялось в печати. Он ограничился публикацией лишь нескольких мемуарных очерков и литературно-критических статей, среди которых выделяется "критический этюд" "Мильон терзаний" (1872), посвященный постановке "Горя от ума" А. С. Грибоедова на сцене Александринского театра, ставший классическим разбором комедии. Гончаров предложил столь глубокую трактовку психологической и драматической природы "Горя от ума", что ни один историк литературы в дальнейшем не обошел вниманием его анализ. Сам писатель болезненно переживал творческое молчание последних десятилетий. Его письма тех лет рисуют образ одинокого и замкнутого человека, необычайно тонкого наблюдателя, сознательно сторонящегося жизни и вместе с тем страдающего от своего изолированного положения.